Развитие организма в дошкольном возрасте. Возрастные особенности развития ребенка дошкольного возраста. Возрастные особенности детского организма

Первые три года жизни ребенка характеризуются быстрым темпом роста и развития. Однако эти три года далеко не равнозначны по темпу и содержанию.

Первый год жизни - Период грудного возраста

Особое место в развитии ребенка первого года жизни занимает период новорожденности (3—4 недели после рождения), который характеризуется приспосабливаемостью организма ребенка к условиям внеутробной жизни. В этот период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем, и в первую очередь центральной и периферической нервной системы. В этот период процессы торможения преобладают над процессами возбуждения (новорожденный спит 20—22 часа в сутки). Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные пограничные состояния, граничащие с патологией: физиологическая желтуха, физиологическое падение массы тела, физиологический мастит, мочекислый инфаркт и др. Новорожденный ребенок особо раним и требует самого тщательного ухода, соблюдения необходимых гигиенических условий его содержания, обязательного вскармливания грудью.

Для грудного возраста (от периода новорожденности до 12 месяцев) характерно:

Быстрый темп физического развития — за первые 4—5 месяцев у ребенка удваивается, а к 12 месяцам более чем утраивается масса тела при рождении; за год увеличивается рост на 23—25 см;

Быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции, к году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи;

Начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления;

Работоспособность нервной системы еще мала, длительность бодрствования нарастает от 30—40 минут в 1 месяц до 2,5—3 часов к концу года;

Некоторая относительная функциональная слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития, что может привести к повышенной кратности острых заболеваний, к отклонениям в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные расстройства питания — диспепсия, гипотрофия);

Большая ранимость организма и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям в силу ослабления первоначального пассивного иммунитета, полученного от матери, и еще отсутствия приобретенного.

От 1 года до 3 лет - Преддошкольный возраст

Преддошкольный возраст характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.

Второй год жизни ребенка занимает особое место в этом периоде в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, развивается речь, совершенствуется сенсорное восприятие (различение формы, величины, цвета и т. д.).

К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Кроме того, дети второго года жизни легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни, отличаются большой ранимостью центральной нервной системы. Сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается резко пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.

На третьем году жизни у ребенка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6—6,5 часов). Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечают специалисты, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстро увеличивается словарный запас. Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и друг с другом.

Постепенно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей. Характеризуя детей раннего возраста, специалисты утверждают, что ребенок при рождении не может произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуления (стадия доречевого развития ребенка, следующая за криком и предшествующая лепету) у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7—8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих лепетных слогов образует первые 10—12 слов. Затем наступает период как бы некоторого затишья — медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество же слов, которыми ребенок активно пользуется, увеличивается незначительно, к возрасту 1 год 5 месяцев у него лишь 30—40 слов. В возрасте 1 год 5 месяцев — 1 год 7 месяцев происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен примерно 300—400 словам. На 3-м году происходит дальнейший темп роста словарного запаса (к 3 годам он составляет 1200—1300 слов), совершенствование качества речи — произношения, построения, осмысления.

Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе, при контакте с любой инфекцией. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми имеется очень большая взаимозависимость и единство.

В обеспечении нормального развития и полноценного здоровья детей раннего возраста огромна роль взрослого. Малыш еще не может организовать свою жизнь вне тесных контактов со взрослыми, поэтому его здоровье и развитие обеспечивается лишь при выполнении задач физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания.

От 3 до 6-7 лет - Дошкольный возраст

Дошкольный возраст характеризуется началом самостоятельного существования ребенка, расширением контактов с окружающим миром. В этот период продолжается дальнейший морфологический рост и функциональное совершенствование всех органов и систем. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Продолжается интенсивное развитие интеллектуальных способностей ребенка. В этом возрасте легко возникают травмы вследствие большой любознательности малыша и отсутствия собственного опыта. Поэтому правильная организация среды в детском учреждении и дома, введение в процесс воспитания элементов трудового и общественного воспитания являются лучшим средством профилактики возможных дефектов в развитии и здоровье ребенка дошкольного возраста. Нельзя забывать, что дети в этом возрасте еще отличаются повышенной ранимостью, легко подвергаются острым детским инфекциям и другим заболеваниям.

Одной из основных задач, решаемых дошкольным учреждением, является подготовка детей к поступлению в школу. Исследованиями доказано, что для некоторых детей (10—12%) режим и программа начальной школы трудны, они не справляются с теми требованиями, которые предъявляет к ним школа. Проблемой функциональной готовности (зрелости) отдельных органов и систем детского организма к выполнению требований школы («школьная зрелость») в настоящее время занимаются педагоги, психологи, врачи.

Доказано, что одни, так называемые «незрелые», дети полностью не усваивают учебную программу, другие же справляются с нагрузкой, но с чрезмерным напряжением организма, что приводит к различным нарушениям их здоровья, в частности к неврозам. Детей, которые своевременно не овладевают умениями и навыками, предусмотренными программой детского сада, т. е. незрелых, воспитатель направляет к врачу. С учетом его рекомендаций педагог проводит с такими детьми индивидуальные занятия. Таким образом, в осуществлении задач подготовки детей к школе важны совместные усилия врачей и педагогов.

Знание возрастных особенностей развития ребенка облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.). Помогает следить за физическим и психическим развитием детей.

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела, обхват грудной клетки (таб.1).

Масса новорожденных девочек составляет в среднем 3,3 кг, мальчиков - 3,4 кг к году масса утраивается. За второй год жизни ребенок прибавляет 2,5-3,5 кг, за третий год-1,5-2,0 кг. На четвертом, пятом и шестом годах жизни ежегодная прибавка составляет 1,5-2,0 кг. С 7 лет начинается усиленное нарастание массы тела.

Подобно изменениям массы, прибавка роста идет неравномерно. Средний рост новорожденных-50 см. За первый год жизни рост ребенка увеличивается на 25 см. За второй и третий годы он прибавляется ежегодно по 8 см, а с 4 до 7 лет годовая прибавка роста составляет 5-7 см .

Таблица 1 Средние показатели массы тела и роста здоровых детей раннего и дошкольного возраста (по Ю.Ф.Змановскому, 1989)

При рождении ребенка окружность его головы больше чем окружность грудной клетки. Окружность головы новорожденного ребенка - 34 см, а груди - 33 см. За первый год жизни окружность головы увеличивается на 12 см, становясь равной 46 см; за второй год окружность головы увеличивается только на 2 см, за последующие 4 года окружность головы возрастает еще на 3 см, и к 6 годам ее величина составляет 51 см. Окружность груди к концу первого года жизни достигает 48 см, в 5 лет - 56 см, в 15 лет - 73 см.

Возрастные изменения пропорций тела. У новорожденного длина головы составляет 1/4 часть общего роста, у 2-летнего - 1/5 , у 6-летнего -1/6, а у взрослого -1/8. У новорожденных длина верхних и нижних конечностей примерно одинакова и составляет 1/3 роста. К 7 годам ноги с 18 см удлиняются до 57 см, т. е. более чем втрое. За этот же период длина рук увеличивается немногим больше, чем в 2 раза и становится равной 41 см. Туловище увеличивается до 37 см, т. е. в 2 раза. За весь период развития длина ног увеличивается в 5 раз, рук - в 4 раза, а туловища - в 3 раза .

С 2-3 лет начинается образование костной ткани с пластинчатой структурой. Процесс окостенения скелета происходит постепенно, на протяжении всего периода детства. Формирование физиологических изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах продолжается в течение всего дошкольного периода (когда ребенок начинает держать голову, лежать на спине, сидеть, ходить). Позвоночник детей отличается подвижностью, физиологические изгибы его неустойчивы и сглаживаются, когда ребенок лежит. Мягкая масса скелета легко поддается влияниям, изменяющим ее форму: неправильное положение тела при сидении, стоянии, лежании. Неправильные позы быстро становятся привычными, появляются нарушения осанки, которые отрицательно сказываются на функции кровообращения, дыхания, происходит неправильный рост костей.

Костная система у детей богаче хрящевой тканью, чем у взрослых. Поэтому кости ребенка мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов (физические упражнения, не соответствующие функциональным и возрастным возможностям детей, не соответствующая росту ребенка одежда, обувь, мебель и т. д.) .

Формирование свода стопы начинается на первом году жизни, наиболее интенсивно - с началом ходьбы и продолжается в дошкольном возрасте.

При обычной ходьбе стопы ставят по отношению к срединной (сагиттальной) плоскости тела под углом до 35 градусов. Это самая выгодная опора. У большинства детей при ходьбе стопы располагаются параллельно, а у маленьких слегка повернуты внутрь. Если угол разведения стоп детей шире собственной ладони, то создается перегрузка внутреннего свода стоп под тяжестью тела. Это одна из причин оседания свода, т. е. образования плоскостопия .

Поэтому необходимо уделять особое внимание подбору соответствующей обуви (на каблучке), использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы.

Мышечная система у ребенка раннего возраста развита еще недостаточно по сравнению со взрослым человеком, и мышечная масса составляет около 25% массы его тела, тогда как у взрослого она равна в среднем 40-43%. У детей младшего дошкольного возраста мышцы-разгибатели недостаточно развиты и довольно слабы, поэтому ребенок часто принимает неправильные позы: опущенная голова, сведенные плечи, сутулая спина. К 5 годам значительно увеличивается масса мускулатуры, в особенности нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличивается сила и работоспособность мышц. Показатели мышечной силы отражают как особенности возрастного развития, так и влияние физкультурных занятий. Сила мышц кисти рук увеличивается с 3,5-4 кг в возрасте 3-4 лет до 13-15 кг к 7 годам. Уже с 4 лет отмечаются различия в показателях у мальчиков и девочек. Сила мышц туловища (становая сила) к 7 годам увеличивается почти в 2 раза с 15-17 кг в 3-4 года до 32-34 кг .

Особенностью центральной нервной системы ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга .

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков .

За дошкольный период происходит выраженная перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на более экономный и эффективный уровень функционирования, в связи с чем возрастают возможности детей при выполнении мышечной деятельности.

В первые годы жизни сердечно-сосудистая система ребенка претерпевает значительные морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8 г у детей 3-4 лет до 92,3 г в 6-7 лет, благодаря чему увеличивается сила сердечных сокращений и повышается работоспособность сердца .

Число сердечных сокращений у новорожденных 120-140, в 1 год 120-125, в 2 года 110-115, 3 года 105-110, 4 года 100-105, 5 лет 98-100, 6 лет 90-95, 7 лет 85-90. Отмечены половые отличия в частоте сердечных сокращений: у мальчиков реже, чем у девочек того же возраста .

Артериальное давление с возрастом увеличивается: на первом году жизни оно составляет 80-85/55-60 мм рт. ст., в возрасте 3-7 лет колеблется в пределах 80-110/50-70 мм рт. ст. Увеличивается работоспособность сердца, повышается адаптационная способность к физической нагрузке: снижается величина показателей сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление, ударный и минутный объемы кровообращения) в ответ на стандартную мышечную нагрузку, укорачивается восстановительный период.

Частота дыхания с возрастом уменьшается: к концу первого года жизни она равна 30 - 35 в мин, к концу третьего - 25-30, а в 4-7 лет - 26-22. С возрастом нарастает глубина дыхания и легочная вентиляция, потребление кислорода увеличивается почти в 2 раза. Эти данные свидетельствуют о том, что функциональные возможности детей велики и вполне обеспечивают потребности роста и развития.

Повышение уровня морфологического и функционального развития основных систем организма обеспечивает и рост физической работоспособности детей. Способность к выполнению непрерывной работы возрастает с 10 до 25-30 мин, при этом общий объем работы увеличивается примерно в 2,5 раза .

На активные движения у двухлетних детей приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних - не менее 60%. С возрастом количество движений у детей увеличивается. Интенсивность двигательной активности -среднее количество движений в минуту - составляет примерно 38-41 у детей 2 лет, 43-50 - 2,5 лет, 44-51 - 3 лет. Детям свойственна частая смена движений и поз - до 550-1000 раз в день. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений .

Не соблюдение в процессе обучения возрастных особенностей и возможностей ребенка, а т.ж. ускорение темпа обучения детей вызывает непосильное напряжение организма, наносящее вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. Знание особенностей развития организма детей дошкольного возраста является обязательным условием при построении занятия физической культурой.

https://pandia.ru/text/79/057/images/image002_194.gif" alt="Особенности" align="left" width="560" height="137 src=">

Растить здоровых детей - это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь. Здоровье ребенка для его родителей составляет главную заботу, а порой и тревогу. Даже родившийся здоровым, ребенок нуждается в постоянном медицинском наблюдении, особенно в период раннего развития и в дошкольном возрасте. При этом родители ребенка должны быть защитниками его здоровья и активными помощниками профессиональных медиков. Однако для этого родителям необходимы определенные знания об особенностях развития детей в разные возрастные периоды, чтобы в нужный момент распознать те или иные признаки заболевания.

Не все болезни у детей имеют явные внешние признаки и поэтому распознаются не сразу. Выявить причину происхождения конкретного заболевания у ребенка может только врач, индивидуально и скрупулезно, учитывая самые разнообразные факторы, способствующие внешнему проявлению болезни. Чтобы предупредить развитие болезни у вашего ребенка,

нужно предоставить врачу самые подробные сведения о своих наблюдениях за его развитием и здоровьем .


В дошкольном возрасте многие внешние признаки у ребенка зависят от влияния окружающей среды. Неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и в воспитательном учреждении, социальные бедствия и природные катастрофы приводят к нарушению нормального роста и развития детей.

В период первого детства (3-7 лет) мальчики и девочки мало различаются по внешней форме тела и многим физиологическим параметрам организма. От первого года жизни до 4-5 лет скорость роста детей замедляется. Все размеры тела увеличиваются относительно равномерно.

При этом существенных изменений в зависимости от сезонов года не наблюдается. Годичные прибавки роста составляют от 4,0 до 5,0 см, массы тела - до 1,5-2,0 кг. Скорость ростовых процессов увеличивается на шестом году жизни, при этом изменяются соотношения пропорций тела.

Ориентировочное определение показателей физического развития (длина и масса тела) позволяет сопоставить данные о развитии каждого ребенка с возрастными нормативами или оценить пропорциональность размеров по формулам (индексам). Например, применяется росто-весовой индекс: I = P/L2

(т. е. вес ребенка в кг делится на квадрат роста в метрах).

Ориентировочно, если результат (индекс) больше 22, то у ребенка избыточный вес, а больше 25 - ожирение; если индекс меньше 14, то у ребенка дефицит массы тела. Для медицинских работников при проведении более точных обследований разработаны специальные таблицы для детей разных возрастов и регионов страны.


В возрастном периоде 3-6 лет у детей идет формирование осанки и свода стопы. Естественные кривизны позвоночника (шейная, грудная) еще не установились и в положении лежа сглаживаются. Костная ткань все еще богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета и, как в раннем детстве, у дошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъеме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно так же уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами, из которых она изготовлена, требованиям гигиены. В период формирования свода стопы и для его правильного положения необходимо практиковать: хождение детей босиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры.

Для повышения выносливости и сохранения здоровья существенное значение имеет длительное, не менее 3,5-4,0 ч., пребывание детей на воздухе в течение дня, из этого времени 1,5-2,0 ч. в период солнечной инсоляции. В таких условиях лучше осуществляется нормальный фосфорно-кальциевый обмен, который влияет на скелет и функциональное состояние мышц спины.

У дошкольников характерно преобладание тонуса мышц-сгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физических упражнений.

Важно отметить, что в этом возрасте продолжается развитие костей запястья, а окостенение фаланг пальцев далеко от завершения. Указанные особенности формирования кисти руки необходимо учитывать при дозировании таких развивающих видов, как горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра на фортепиано и струнных музыкальных инструментах.

Вместе с тем целесообразно на всех занятиях с детьми уже среднего дошкольного возраста вводить упражнения для кистей рук в виде ритмичного сжимания и разжимания пальцев, поочередного смыкания первого пальца с остальными на каждой руке - "пальчики здороваются", изображения пальцами силуэтов зверей ("козочка", "зайчик", "собачка") и т. д. Такие упражнения способствуют развитию точной координации мелких движений рук.

Для нормального развития костной ткани детей дошкольного возраста необходимо также и правильное сбалансированное питание (с обязательным содержанием минеральных веществ - кальция, фосфора, магния и др.), обилие света и наличие ультрафиолетовых лучей солнца во время прогулок, всегда доброкачественного воздуха в помещениях во время игр, занятий и сна, достаточный объем естественных движений.

https://pandia.ru/text/79/057/images/image005_68.jpg" width="806" height="1152 src=">Кальций содержится в молоке и молочных продуктах, особенно в сыре.

Фосфор содержится в продуктах животного происхождения: в мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах, желтке. Потребность детей в фосфоре в 1,5 раза выше, чем взрослых.

Магний содержится в продуктах растительного происхождения.

В связи с разным сочетанием пищевых ингредиентов в продуктах питание детей должно быть разнообразным. Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, мясо, овощи, сахар) обязательно включаются в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) даются не каждый день. Однако в течение недели полагающийся набор продуктов должен быть использован.

Зубы : О ходе развития и биологическом возрасте дошкольников позволяет судить смена молочных зубов на постоянные, которая начинается с 5-6 лет. Молочные зубы у детей нежные и хрупкие, это следует помнить при организации питания детей. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. В связи с тем что зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами, следует особо обращать внимание на состояние полости рта и зубов у детей дошкольного возраста. Осмотр ротовой полости стоматологом должен осуществляться не реже двух раз в году с обязательным лечением всех обнаруженных кариозных зубов.

Начало прорезывания первого большого коренного зуба у девочек и мальчиков приходится на 5,5 лет, а переднего резца у мальчиков - в 5,8-6,0 лет, у девочек несколько раньше - в 5,5-5,7 лет.

Конец прорезывания центрального резца у мальчиков и девочек приходится на 7,5 лет. В 6 лет начинает прорезываться боковой (второй) резец. Его прорезывание завершается в 8 лет.

В верхней челюсти постоянные зубы прорезываются чуть раньше, чем в нижней.

С костной системой органически связаны мышечная система и инервационный (нервный) аппарат, ибо они совместно обеспечивают движения человека: от 3 до 5 лет величина мышечных усилий у детей повышается. Постепенно устанавливаются содружественные движения рук и ног.

https://pandia.ru/text/79/057/images/image012_44.gif" width="92" height="132 src=">К 5 годам дети должны уметь подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги врозь, ноги вместе; прыгать в длину на 60 см, перепрыгивать через предметы высотой 5-10 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5-6,5 м; бросать двумя руками снизу, из-за головы; попадать в цель с расстояния 2-2,5 м; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.

К 6 годам прибавляются следующие требования: стоять на одной ноге, пройти 3-4 м с закрытыми глазами; прыгать с места в длину на 80 см; с разбега - не менее, чем на 1 м; в высоту прыгать на 20 см; прыгать через качающуюся скакалку; ударять мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд; перебрасывать мяч друг другу; кидать мяч в мишень с расстояния 3-4 м и вдаль на 5-9 м; делать "ласточку" без поддержки взрослого; проходить по гимнастической скамейке.

https://pandia.ru/text/79/057/images/image005_68.jpg" width="806" height="1152">Развитие кисти и фаланг пальцев руки позволяет детям уже на 4-м году жизни держать карандаш. Совершенствование координации движений и зрительно-пространственного восприятия позволяет детям хорошо копировать геометрические фигуры, изображать на рисунке человека, что также говорит о достаточно высоком развитии представлений и понятий.

На 6-7-м и последующих годах жизни указанные показатели у здоровых дошкольников и младших школьников успешно совершенствуются. И все же у 1/3 детей отмечаются отклонения в развитии общей и мелкой моторики. Дети 5-6 лет с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и часто болеющие, нередко отстают в развитии моторики и речи.

Дыхательная система. В дошкольном возрасте продолжается развитие органов дыхания. Одной из особенностей бронхолегочной ткани у дошкольников является большое количество кровеносных и лимфатических сосудов. Обильное кровоснабжение слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов является причиной более выраженных воспалительных реакций у детей дошкольного возраста в виде отеков слизистой оболочки и влажного кашля при острых респираторных заболеваниях.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) уже в 4 года достигает 1,1 л, частота дыхания - 27-28 в минуту. Затем ЖЕЛ с возрастом, особенно с 5 лет, начинает существенно увеличиваться (1,2-1,4). Увеличивается и экскурсия ("расширение и сжатие") грудной клетки при вдохе и выдохе. Минутный объем легких у 5-летних детей достигает 5800 мл, возрастает сила дыхательных мышц.

Система дыхания дошкольников очень чувствительна к вредным примесям воздуха (в том числе табачному дыму) и присутствию болезнетворных микробов. Поэтому необходимо постоянно заботиться о чистоте воздуха в квартире и комнате ребенка. Это требование легко обеспечить правильным сквозным проветриванием всех помещений, влажной уборкой с добавлением дезинфицирующих веществ.

Сердечно-сосудистая система . С развитием легких и их функций тесно связано развитие сердечно-сосудистой системы детей. В первые шесть лет жизни интенсивно растет сердце. Вес сердца на пятом году жизни - 80-83 г, пульс - 100-105 ударов в минуту. На 6-7-м годах жизни частота сердечных сокращений (ЧСС) снижается до 95-92 ударов в минуту. Артерии в 4-6 лет относительно шире, чем в период второго детства. С этой особенностью связана небольшая величина артериального давления. Сердечно-сосудистая система детей дошкольного возраста очень активно и быстро реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку.

Органы зрения. Развитие органов зрения у детей в 4-6 лет еще не завершено, и интенсивное формирование зрительной функции во многом зависит от внешних условий. Поэтому особое внимание следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза.

Бегунки" - во весь лист ватмана изображается волнистая линия, в начале которой изображена какая-либо цветная фигура, например, кораблик. Лист ватмана располагается на стене, противоположной от стоящего ребенка, которому предлагается проследить зрительно, как кораблик будет плыть по заданной траектории. Траектория, по которой дети "бегают" глазами, может быть в виде овала, "восьмерки", зигзага, спирали. Толщина линии - 1 см.

2. "Перевод взгляда" - на трех стенах комнаты прикрепляются яркие картинки со сказочными сюжетами. Величина картинки в пределах стандартного альбомного листа. Стоящий у четвертой стены ребенок, не поворачивая головы, попеременно рассматривает рисунки.

3. Упражнения для мышц глаза:

- крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд;

- моргать быстро в течение 15-20 секунд;

- пальцами рук прижать закрытые верхние веки, через 1-2 секунды снять пальцы с век;

Смотреть перед собой вдаль в течение 2-3 секунд, затем поставить указательный палец вытянутой правой руки перед лицом, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.

Для профилактики нарушений зрения особенно строго должны соблюдаться требования к достаточной освещенности помещения и рабочего стола, за которым занимается ребенок, а также пристальное внимание следует уделять правилам общения детей 5-6 лет с компьютером и телевизором. Нарушение требований к продолжительности пребывания у экрана, их частоте и оптимальному цветовому фону экрана видеотерминала вызывают утомление глаз, снижение функционального состояния аккомодационного аппарата.

Взаимоотношение" href="/text/category/vzaimootnoshenie/" rel="bookmark">взаимоотношениями , активной деятельностью, четким выполнением задачи и распоряжений существенно стимулируют развитие детей. Речь ребенка становится сложной, с богатым запасом слов. На пятом году жизни дошкольники в большинстве своем овладевают артикуляцией и правильно произносят звуки. Дефекты речи (неустойчивость произношения, косноязычие) еще довольно часты и больше распространены среди детей, отстающих в физическом развитии.

Система иммунитета. В окружающей человека среде существует множество микроорганизмов, способных вызывать те или иные заболевания. Однако организм человека приспособился к защите от многих инфекционных агентов. Ответственность за это несет иммунная система, в состав которой входят лимфатические узлы, миндалины, вилочковая железа, элементы крови и др.

Миндалины - это часть иммунной системы. Лимфоидное кольцо миндалин, задерживая микроорганизмы, не дает им проникнуть в дыхательные пути. Иммунной системе детей в новинку многие привычные для нас инфекции, и работает она с повышенной нагрузкой. Поэтому миндалины у малышей крупнее, чем у взрослых. По мере взросления такое количество иммунных клеток становится ненужным, и миндалины уменьшаются. К подростковому возрасту миндалины и аденоиды становятся крошечными, а у некоторых и вовсе исчезают.

Если миндалины воспаляются, то они перестают выполнять свою защитную функцию и сами становятся очагом инфекции в организме. Воспаление миндалин бывает острым (ангина) и хроническим (тонзиллит). Обычно при острой ангине, сопровождающейся повышенной температурой тела и общим недомоганием ребенка, родители обязательно обращаются за врачебной помощью. При хроническом же тонзиллите внешних признаков может либо не быть, либо единственным проявлением заболевания является общая слабость и утомляемость ребенка. В таких случаях родители могут уделять лечению болезни недостаточно внимания, и впоследствии у ребенка развиваются серьезные осложнения.

https://pandia.ru/text/79/057/images/image018_34.gif" alt="Что должно насторожить родителей" align="left" width="661" height="106">

м" произносит как "б" ("басло", вместо "масло"); спит с открытым ртом, храпит (здоровые дети не храпят!); постоянно переспрашивает; жалуется на головную боль, часто капризничает, гримасничает, мочится в постель.

Как обстоят дела с носовым дыханием, покажет простой тест: поднесите кусочек ваты к одной ноздре ребенка, а другую слегка прижмите пальцем. Попросите подышать носом, и по движению ворсинок сразу увидите, насколько хорошо проходит воздух.

Избавляет от заложенности и облегчает дыхание промывание носа раствором фурацилина, слабой настойкой прополиса, отваром ромашки, зеленым чаем или морской солью (1 чайная ложка на стакан воды).

Простудные заболевания

Мало кто из детей 3-6 лет не болеет гриппом и другими острыми респираторными заболеваниями (ОРВИ), которые принято называть простудными.

Большинство людей в возникновении простудного заболевания обычно винят холод, сырость, сквозняки, поэтому многие родители стараются ребенка потеплее укутать и повысить температуру в помещении. Но, к сожалению, все эти мероприятия не только не дают желаемого результата, а, напротив, из-за этого ребенок болеет чаще. "Укутанный" ребенок быстро перегревается, потеет и, расстегнув одежду, сразу переохлаждается. При этом еще недостаточно сформированная система иммунной защиты организма ребенка неадекватно реагирует на внешние отрицательные воздействия, т. е. ослабляет сопротивляемость появляющимся инфекциям. Плохая, холодная погода заставляет ребенка больше времени проводить в помещении, которое часто недостаточно проветривается. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для размножения микробов и вирусов .

Пик детских простудных заболеваний традиционно приходится на зимний период, но некоторые вирусы активны весь осенне-зимне-весенний период. Поэтому, даже если до осени вылечен насморк и другие очаги инфекции, включая кариозные зубы, тонзиллит и аденоиды, уберечься от нового заболевания бывает нелегко. Особенно сложно это сделать, если в окружении ребенка уже есть люди, больные вирусными заболеваниями.

Самые распространенные простудные заболевания у детей - инфекции верхних дыхательных путей. Как правило, острые респираторные заболевания протекают относительно легко и не приводят к развитию тяжелых осложнений, но тем не менее требуют пристального внимания и овладения необходимыми навыками по уходу за больным ребенком, его лечению и предупреждению последующих заболеваний.

При температуре не выше 38°С жаропонижающие средства не нужны (за исключением случаев судорог). Для большинства детей такая температура безвредна, более того, она может мобилизовать защитные силы организма на борьбу с инфекцией.

Ребенку в период болезни необходимо в рацион питания включать больше овощей и фруктов, особенно содержащих витамин С. Это мандарины, апельсины, грейпфруты, лимоны, клюква, смородина, черноплодная рябина. Очень полезны соки, морсы, компоты из фруктов.

Многие родители считают, что простуженного ребенка нельзя купать. На самом деле горячая ванна - весьма эффективное средство против простуды. Важна и чистота кожи, так как через ее поры выходят токсины. Только следите за тем, чтобы в квартире было достаточно тепло, после водных процедур малыш не должен переохлаждаться.

Основными симптомами заболевания служат следующие: повышение температуры, недомогание, головная боль, рвота, плохой аппетит, слабость, потливость, неустойчивое настроение.

Как ухаживать?

1. Уложите ребенка в постель, так как, чем активнее он будет двигаться, тем выше у него будет температура.

2. Соблюдайте принцип: "Держи голову в холоде, а ноги в тепле". Одевайте малыша комфортно, в соответствии с температурой в помещении, и ни в коем случае не кутайте его, чтобы не было перегрева организма. Например, под ватным одеялом температура может подняться на градус выше, поэтому лучше укройте ребенка шерстяным или простыней.

3. Хорошо проветрите помещение, в котором находится заболевший ребенок, - это эффективный способ снижения температуры тела.

4. Обязательно давайте ребенку пить - дробно, небольшими порциями, лучше воду или морсы комнатной температуры; чем больше он выпьет, тем быстрее снизится температура.

5. При повышении температуры выше 38°C оботрите все тело ребенка губкой, смоченной теплой на ощупь водой (30-32°C) в течение 2-3 минут; после процедуры не вытирайте насухо, оставьте кожу слегка влажной.

Вызовите врача неотложной помощи.

Необходимо регулярно проветривать комнату, где находится больной ребенок, проводить влажную уборку. "Спертый" воздух раздражает слизистые верхних дыхательных путей, способствует размножению болезнетворных микроорганизмов. Важно помнить, что дети курильщиков больше подвержены простудным заболеваниям.

Малина - очень эффективное народное лечебное средство. Ее по праву можно отнести к чисто лекарственным растениям. То, что в малине много витаминов, - это очевидно, но кроме этого, в ней очень много железа, цинка, меди, марганца. Поэтому эта ягода необходима взрослым и детям.

Как мощное профилактическое, витаминное средство в "гриппозный" период врачи советуют смешанные витаминные чаи из сушеных плодов малины и шиповника (в равных частях). При гриппе хороший эффект дают лечебные чаи из плодов малины и липового цвета (в равных частях), малины и душицы, мать-и-мачехи (также в равных частях). Вместо сахара для усиления эффекта можно добавить мед. Детям также можно приготовить смешанный малиново-клюквенный чай, он не только вкусный, но и полезный. Кроме всего вышеперечисленного, малина обладает также мощным противоаллергическим эффектом.

Профилактика простудных заболеваний

Если ребенок болеет часто, родители очень переживают, но не знают, что делать. Не успел ребенок вылечиться от одного заболевания, как накладывается другое. Почему это происходит?

Возбудители, попадающие в дыхательные пути ребенка от разных больных людей, могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Поэтому специфические качества иммунитета, который выработал в течение заболевания организм ребенка к первому возбудителю, не всегда совпадают с признаками следующего возбудителя. И весь процесс болезни повторяется почти заново.

Для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям применяется хорошо всем известный способ - закаливание.

Влажность" href="/text/category/vlazhnostmz/" rel="bookmark">влажности , резких перепадов атмосферного давления. Закаливание является важнейшим фактором сохранения здоровья детей. К средствам закаливания относятся воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Использование указанных средств закаливания в сочетании с физическими упражнениями приводит к наибольшему оздоровительному эффекту. Применение закаливающих процедур дает возможность выработать у ребенка условный рефлекс на охлаждение. Функциональные изменения кровообращения, возникающие при повторном местном охлаждении, характеризуются тем, что сосуды сужаются и расширяются, происходит как бы "гимнастика".

В результате систематического и постепенного закаливания организма температура туловища снижается, а конечностей - повышается. Температура кожи в разных и симметричных участках тела выравнивается. При применении всех средств закаливания необходимо соблюдение нижеследующих важнейших принципов:

Дозирование процедур в зависимости от возраста детей, их здоровья и индивидуальных реакций на действующие факторы;

- постепенное повышение интенсивности процедур;

- ежедневное, без перерывов, их проведение, начиная с самого раннего возраста;

- постоянный контроль за влиянием процедур на организм;

- комфортное тепловое состояние детей; положительная эмоциональная настроенность.

Важно помнить, что после каждого простудного заболевания или достаточно длительного перерыва в проведении закаливающих процедур необходимо начинать закаливание сначала.

Закаливание воздухом может проводиться круглый год. Закаливание детей воздушными ваннами начинается летом в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 20°С. Продолжительность первых ванн не должна быть более 10-15 минут, из них 5-7 минут занимаются гимнастикой. Затем продолжительность ванн увеличивают постепенно. Нельзя допускать охлаждения ребенка, появления дрожи, "гусиной кожи" и синюшности.

Водные процедуры - обтирание, обливание, купание. Выбор водных процедур определяется врачом на основании данных о состоянии здоровья ребенка.

https://pandia.ru/text/79/057/images/image015_22.jpg" width="806" height="1152">

Купание - наиболее сильно раздражающая и охлаждающая процедура, поэтому каждый ребенок допускается к купанию только с разрешения врача.

Купание обычно проводится после солнечных ванн и начинается при температуре воды не ниже 22-24°С. Первые купания непродолжительны - 2-3 минуты, а последующие постепенно увеличиваются. Время купания находится в строгой зависимости от температуры воды и воздуха, а главное - от состояния здоровья ребенка и его реакции. Нельзя допускать длительного пребывания детей в водоеме . Чрезмерное охлаждение, проявляющееся в виде дрожи, посинения губ, "гусиной кожи", приносит вред здоровью. Максимальная продолжительность купания для дошкольников при их активном движении (плавание, игра в мяч и т. д.) составляет 8-10 минут. Детям, разгоряченным и вспотевшим, перед купанием необходимо посидеть спокойно 10-15 минут.

Один из самых простых, эффективных и безвредных способов профилактики и лечения ОРЗ - это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов.

лекарственные" вещества, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.

Психиатрия" href="/text/category/psihiatriya/" rel="bookmark">психиатру .

Совет 4. Ваш ребенок часто переспрашивает или не всегда реагирует на обращенную к нему речь, у него бывают частые ангины, потеря голоса, кашель, постоянный насморк, если ребенок спит с открытым ртом, храпит во сне, гнусавит при разговоре - проконсультируйте ребенка у ЛОР-врача (отоларинголога).

Совет 5. Если у ребенка плохой аппетит, часто возникает тошнота, рвота, нарушения стула (запор, жидкий стул), боли в животе (до еды, после еды), следует обратиться за квалифицированной помощью к врачу-гастроэнтерологу.

Совет 6. Обращение за консультацией врача-аллерголога необходимо в тех случаях, если в дошкольном периоде у ребенка возникает реакция (сыпь, отек, затрудненное дыхание, внезапный насморк, чихание) на какую-то пищу, запахи, пыльцу цветов, лекарства, прививки.

Совет 7. Воспаление кожи на разных участках тела (чаще на руках и ногах), сопровождающееся покраснением, зудом, шелушением, экссудацией - возможно, это признаки хронического дерматита или экземы, вылечить которые поможет врач-дерматолог. К дерматологу следует обращаться при любых видимых изменениях состояния кожных покровов, ногтей, волос.

Совет 8. Если вы замечаете, что ребенок сощуривает веки, когда рассматривает отдаленные предметы, или низко наклоняется над листом альбома или книги, близко садится к экрану телевизора, если он издалека (с расстояния 5 метров) не различает мелкие (до 1 см в диаметре) предметы, необходимо проверить остроту зрения вашего ребенка - обратитесь к окулисту (офтальмологу).

Совет 9. Постоянно обращайте внимание на осанку ребенка: при ходьбе он сутулится, у него одно плечо ниже другого, лопатки сильно выступают при выпрямленной спине; сидя на стуле, он заметно прогибается в ту или иную сторону, пытается часто менять позу, низко наклоняется (почти ложится на стол) во время рисования и т. п. - обследование состояния позвоночника должен произвести специалист-ортопед.

Эндокринология" href="/text/category/yendokrinologiya/" rel="bookmark">эндокринологом (предупреждение заболеваний щитовидной железы, диабета, ожирения, нарушений роста), хирургом (обнаружение врожденных аномалий), стоматологом (выявление и лечение кариеса), кардиологом (диагностика нарушений функции сердца и сосудов), логопедом (нарушения речи и восприятия звуков).

В дошкольном возрасте увеличиваются все внутренние органы (лёгкие, сердце, печень, почки) и совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастает масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создаёт предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

Костная система

Связки, суставы обеспечивают положение тела и возможность движения его частей, выполняя защитную функцию. В костной ткани ребёнка содержится вода и только 13% минеральных солей, т.е. эластичность костей предохраняет от переломов. Суставы у детей очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче и слабее.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные физические упражнения наоборот стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.

Физиологические изгибы позвоночника формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков ещё не завершена, позвоночный столб очень эластичен, состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных условий могут возникнуть нарушения осанки (голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперёд и т.д.) Условно-рефлекторные связи закрепляют неправильное положение тела, навык правильной осанки утрачивается, что может привести к искривлению позвоночника.

На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Изменение формы стопы может стать причиной смещения таза, искривления позвоночника, нарушения осанки в разных плоскостях. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов.

Мышечная система

Мышцы у детей развиты слабо и составляют 20-22% массы тела. В них больше воды, чем белков и жиров. Мышцы сгибатели развиты больше, чем мышцы разгибатели. Дети 3-4 лет часто принимают неправильные позы - голова опущена, плечи сведены вперёд, спина сутулая.

К 5 годам значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастает сила и работоспособность мышц, но к длительной физической нагрузке дети ещё не способны.

Работа с переменным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребёнка, чем удержание мышц в фиксированном положении. Динамическая работа способствует активному притоку крови к мышцам и костям, что обеспечивает их интенсивный рост.

Сердечнососудистая система

Кровеносные сосуды шире, чем у взрослых. Кровяной напор слабее, частота сердечных сокращений выше. Младший дошкольник – 85-105 уд./мин. Во время сна меньше, при эмоциональных возбуждениях больше. У старших дошкольников более устойчив – 78-99 уд./мин. У девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.

Оптимальная нагрузка 150-180 % по сравнению с исходными данными.

Артериальное давление почти не изменяется: 3-4 г. – 96/58 мм рт. ст., 5-6 лет- 98/60 мм рт. ст.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца.

Дыхательная система

Верхние дыхательные пути относительно узки, слизистая оболочка богата лимфатическими и кровеносными сосудами. При неблагоприятных условиях набухает, дыхание нарушается.

Преобладает поверхностное дыхание. Развитие лёгких ещё не полностью закончено: носовые ходы, трахей и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в лёгкие, грудная клетка приподнята и рёбра на выдохе не могут опускаться так низко как у взрослого. Дети не могут делать глубокие вдохи и выдохи. Частота дыхания больше, чем у взрослых: грудные дети – 40-35 дыханий в минуту, в 7 лет – 24-22 дыхания.

Через лёгкие протекает значительно больше крови, чем у взрослых. Эти удовлетворяется потребность в кислороде для интенсивного обмена веществ.

Необходимо приучать дышать через нос (очищение и согревание воздуха).

Внутренние органы

Не достаточно развиты. Желудок имеет слабые мышечные стенки, плохо развит мышечный слой и эластичные волокна в кишечной стенке. Легко нарушается деятельность кишечника.

Кожа

Охраняет внутренние органы и ткани от повреждения и проникновения микроорганизмов, является органом выделения, терморегуляции и дыхания. У детей нежная, легко подвергается ранениям. Надо защищать, охранять от повреждений, способствовать развитию терморегулирующих и защитных функций.

Нервная система

Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3 лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.

Особенность – способность сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Дети быстро и легко запоминают показанные им движения. Для закрепления и совершенствования необходимы многократные повторения.

Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы способствуют более быстрому и лучшему освоению двигательных навыков – ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание. Надо правильно формировать двигательные навыки, исправлять сложно.

Особенности психического развития детей:

Преобладание возбуждения над торможением;

Неустойчивость внимания;

Импульсивность в поведении;

Большая эмоциональность;

Конкретность восприятия и мышления.

(* Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей.- М.: Медицина, 1986.) Печатается с сокращениями.

Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально только при правильном воспитании и хорошо организованном уходе за ними.

Уход, воспитание и вскармливание ребенка на первом году жизни определяются особенностями развития детского организма. Будет большой ошибкой рассматривать ребенка как уменьшенную копию взрослого, ибо его организм отличается строением и функциональными особенностями внутренних органов. Поговорим об этом подробнее.

Первый год жизни - самый ответственный. В этот период закладывается фундамент здоровья будущего человека, его физического и умственного развития.

С момента рождения и перерезки пупочного канатика у новорожденного прекращается непосредственная связь с организмом матери, наступает период новорожденности, который длится один месяц. За это время малыш приспосабливается к совершенно новой для него внешней среде. Происходит известная перестройка его организма. Одни органы и системы действовали уже внутриутробно (сердце, почки, эндокринные железы, органы кроветворения и т. д.), другие (органы дыхания, пищеварения и пр.) начинают функционировать только после рождения ребенка.

Особенностью новорожденного является наличие у него пуповинного остатка, в котором проходят три крупных сосуда: две артерии и вена. После перерезки пуповины сосуды закрываются не сразу, вследствие чего существует угроза попадания через них инфекции. Пупочная ранка также часто служит «входными воротами» для болезнетворных микробов, поэтому важно следить за чистотой тела ребенка, регулярно его купать и по совету врача с помощью медицинской сестры обрабатывать пупочную ранку.

Кожа у только что родившегося ребенка покрыта первородной смазкой серовато-белого цвета, которая предохраняет кожу во внутриутробном периоде от воздействия околоплодных вод и облегчает прохождение ребенка через родовые пути матери. Иногда смазка бывает желтоватого или зеленоватого цвета. На плечах и спине новорожденного имеются мягкие пушковые волосы.

Кожа новорожденного нежная, тонкая, поэтому она легко ранима и подвержена различным заболеваниям.

Иногда ребенок рождается со значительным пластинчатым шелушением (мелкое шелушение можно наблюдать почти у каждого ребенка). У детей, родившихся от матерей, больных некоторыми заболеваниями, помимо шелушения, встречаются трещины кожи, через которые могут проникать возбудители инфекций в организм.

У новорожденного усиленно работают сальные железы. Потовые железы несколько недоразвиты. Ногти у доношенных детей развиты хорошо, а волосы на голове разной длины, густоты и цвета.

Подкожный жировой слой у плода откладывается главным образом в последние 1 1 / 2 -2 мес внутриутробной жизни и к моменту рождения бывает хорошо выражен. Жировая ткань новорожденного отличается большой плотностью. Интенсивное увеличение подкожного жирового слоя у детей происходит в первые 6 мес.

Скелет. Костная ткань содержит мало солей извести; вместо некоторых костей имеются хрящи.

При прохождении ребенка через родовые пути матери кости черепа могут «заходить» друг за друга. Благодаря этому размеры головы уменьшаются, что значительно облегчает роды. Такая деформация костей черепа у ребенка часто сохраняется еще некоторое время после рождения.

В течение первого года жизни малыша кости черепа не сращены между собой. В местах соединения трех или четырех костей остаются мягкие участки - так называемые роднички. Над серединой лба расположен «большой родничок», через который можно прощупать «толчки» - биение мозговых сосудов.

Постепенно мелкие промежутки между костями черепа (швы) окостеневают, а роднички уменьшаются и к 9-14-му месяцу полностью закрываются костной тканью.

Голова новорожденного велика; окружность ее 34-36 см., а к году достигает 45-46 см. Длина рук и ног одинакова. По сравнению с ростом ребенка ноги относительно короткие. Туловище длинное. Позвоночник в основном сформирован из хрящей и в отличие от позвоночника взрослых не имеет изгибов. Грудная клетка бочкообразной (а не плоской, как у взрослого) формы. Ребра тоже еще не окостенели, состоят преимущественно из хрящей, очень податливы и мягки. К позвоночнику ребра прикреплены не косо, как у взрослых, а почти горизонтально, поэтому при дыхании грудная клетка недостаточно расширяется и мало спадается.

Мускулатура развита слабо. Тело новорожденного как бы стремится сохранить внутриутробное положение с согнутыми и приведенными к туловищу руками и ногами. При разгибании их вы ощущаете некоторое сопротивление (так называемая физиологическая гипертония мышц), которое с возрастом постепенно исчезает.

Тепловая регуляция новорожденного менее совершенна, чем у детей старшего возраста. Температура тела неустойчива и может колебаться в зависимости от условий окружающей среды. При этом следует знать, что новорожденные хуже переносят перегревание, чем охлаждение.

Органы дыхания. Носовые ходы у новорожденного узкие, хрящи гортани и трахеи тонкие. Выстилающая их слизистая оболочка склонна к набуханию. Легкие бедны эластическими волокнами. В акте дыхания реберная мускулатура и мышцы живота почти не участвуют, как это бывает у взрослых. Дыхание, которое в основном осуществляется благодаря сокращению и расслаблению грудобрюшной преграды (диафрагмы), недостаточно глубокое, неравномерное и учащенное (48-60 раз в минуту). Потребность же в кислороде при расчете на 1 кг массы тела гораздо большая, чем у взрослого. В то же время объем легких невелик и дыхание поверхностное (этим объясняется сравнительно высокая частота дыхания новорожденных). При заболеваниях легких всегда можно ожидать тяжелые расстройства самого акта дыхания.

Ребенок так же, как взрослый, дышит и через поры кожи, а так как поверхность кожи у ребенка относительно его массы больше, чем у взрослого, кожное дыхание происходит интенсивнее.

Сердце у детей раннего возраста составляет почти 0,9 % массы тела (у взрослого - только 0,5 %). Мышца сердца тонкая и нежная. Пульс 120-140 в минуту, очень изменчив (например, если малыш кричит, то он может достигать 160-200!). Скорость кровотока выше, чем у взрослого. Относительное количество крови (при расчете на 1 кг массы тела), циркулирующей в кровеносной системе, больше, чем у взрослого, поэтому органы кровообращения у новорожденного функционируют со значительным напряжением. В течение первого года жизни сердце усиленно растет и к году масса его удваивается.

Желудочно-кишечный тракт. Полость рта у новорожденного сравнительно невелика. Язык большой. Слюнные железы выделяют мало слюны. Зубы при рождении у ребенка имеются в редких случаях. Хотя они держатся слабо, но мешают сосать и их надо удалить в первые дни. Слизистая оболочка полости рта ярко-красная из-за большого количества кровеносных сосудов и поверхностного их расположения. На твердом небе по средней линии видны желтовато-белые точки - так называемые узелки Бона. На наружной стороне слизистой оболочки губ выражены «подушечки», которые так же, как и сосательные валики, участвуют в акте сосания. Активность, сила сосательных движений у ребенка служат показателем не только его «зрелости», но и состояния здоровья: первыми симптомами любого заболевания новорожденного являются вялое сосание или отказ от груди.

Пищевод у ребенка невелик - длина его всего 10-11 см. Желудок расположен почти вертикально, поэтому молоко из него легко возвращается обратно в пищевод и полость рта. Опорожнение желудка в первые дни замедлено, чувствительность его слизистой оболочки повышена. Мышечная и эластическая ткань в стенках желудка и кишечника развита недостаточно, вследствие чего желудок и кишечник легко переполняются газами (а их образуется избыточное количество при нарушении вскармливания или заболеваниях ребенка). Кишечник у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого, причем стенки его легко проходимы для микробов и ядовитых продуктов их жизнедеятельности - токсинов.

Нервная регуляция желудочно-кишечного тракта развита не полностью, в результате чего ослаблена необходимая функциональная слаженность между различными частями пищеварительного тракта. Поэтому у новорожденных часто встречаются всевозможные отклонения от нормального процесса пищеварения: срыгивание, рвота, вздутие живота, учащенный стул и т. д. Следует помнить, что некоторые дети при сосании заглатывают много воздуха. В дальнейшем, выходя из желудка, воздух увлекает за собой наружу и молоко.

В первые дни после рождения у ребенка выделяется первородный кал - меконий, который образуется с 4-го месяца внутриутробной жизни. Меконий представляет собой темно-оливковую, тягучую, без запаха массу, состоящую из выделений пищеварительного тракта, эпителия и фильтрата проглоченных околоплодных вод. В течение первых 4 дней жизни обычно выходит весь меконий. Затем появляется так называемый переходный, зеленовато-коричневый кал слизистого характера, а еще через 1-2 дня - нормальные испражнения 1-2, редко 3 раза в сутки.

При вскармливании грудным молоком цвет кала скоро становится светло-желтым, приобретает кислый запах и кашицеобразную консистенцию. Если же малыш получает коровье молоко, то кал бывает плотнее, серо-желтого цвета, похож на замазку и имеет неприятный запах.

Мочевыделительная система. Почки развиты хорошо. В первые дни количество выделяемой мочи колеблется от 6 до 55 мл в сутки. Первые порции мочи бесцветные или имеют желтоватый оттенок. В последующие дни моча становится мутноватой, более интенсивно окрашенной, а в дни наибольшего падения массы тела нередко бывает коричневой. Большое количество мочекислых солей можно определить по красноватому цвету осадка и по красновато-коричневым пятнам, остающимся на пеленках. С 4-5-го дня моча становится более светлой и прозрачной.

До 3-го дня жизни число мочеиспусканий невелико (4-5 раз в сутки), но уже к концу первой и к середине второй недели оно возрастает до 20-25 в сутки. Вместимость мочевого пузыря у новорожденного небольшая.

Наружные половые органы к рождению ребенка уже сформированы. У мальчиков яички находятся в мошонке, а у девочек большие половые губы прикрывают малые.

Нервная система. Головной мозг у новорожденного велик, но его отделы, нервные клетки, составляющие ткань мозга, развиты недостаточно. Спинной мозг у новорожденного более развит.

Ребенок появляется на свет только с безусловными врожденными рефлексами. Такие рефлексы, как глотательный, сосательный, мигательный, защитный (реакция на боль, горячее, холодное), хватательный, опоры, шаговый, ползание и другие выражены у здорового новорожденного хорошо. К моменту рождения все рецепторы - воспринимающие раздражения, нервные окончания в организме ребенка - готовы к элементарному функционированию. Новорожденный реагирует на яркий свет (способность фиксировать взгляд развивается несколько позже). Слух понижен, однако на сильный звук новорожденные реагируют. Вкусовые, обонятельные, осязательные рецепторы действуют хорошо.

По мере роста ребенка, развития его центральной нервной системы и взаимодействия с окружающей средой возникают новые рефлексы («привычки»), которые являются уже условными.

Защитные функции. Известно, что организм новорожденного невосприимчив к ряду детских инфекционных заболеваний, к которым он получил иммунитет от матери. В то же время новорожденный не обладает достаточными защитными силами против многих микробов - стафилококка, стрептококка, пневмококка, кишечной палочки. Это приводит к тому, что при малейших погрешностях в уходе и питании дети заболевают.

К концу первого месяца заканчивается период новорожденности, наступает грудной возраст, продолжающийся до конца первого года и характеризующийся усиленным ростом и развитием всех органов и систем.

Масса тела и рост новорожденного во многом зависят от его пола, конституции родителей, числа беременностей у матери. У детей, родившихся от повторной беременности, как правило, больше масса тела и больше рост, чем у детей от первой беременности.

Рост доношенного ребенка в среднем 50 см (48-52 см), причем мальчики обычно несколько длиннее девочек. Наиболее энергично растут дети в первые три месяца, когда ежемесячная прибавка равняется 3 см. До шести месяцев прибавка составляет 2- 2,5 см в месяц, затем -2 см и с девяти месяцев до 1 года 1,5 см. Таким образом, за первый год жизни ребенок вырастает на 25 см. Если принять во внимание, что в дальнейшем рост увеличивается приблизительно на 5 см в год, то можно легко представить себе, как напряженно протекают процессы обмена веществ у ребенка в течение первого года жизни.

Доношенный ребенок при рождении имеет массу тела 3000-3500 г. У мальчиков она обычно несколько больше, чем у девочек.

Законы прибавления массы тела те же, что и роста, чем меньше возраст, тем больше прибавка. За первый месяц жизни ребенок в среднем прибавляет 600 г, за второй и третий по 800 г, а далее каждый последующий месяц на 50 г меньше по сравнению с предыдущим. К 41/2 мес жизни масса тела удваивается, а к году утраивается.

Зубы прорезываются после 6 мес, и к году у ребенка должно быть 8 зубов.

Поделиться: