Соотношение понятий физическая культура и физическое воспитание. Физическое воспитание и физическая культура. Психология физического воспитания

Физическая культура - часть общей культуры общества, объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенствования (укрепление здоровья, раз­витие физических качеств, достижение спортивных результатов и т.д.). Уровень физической культу­ры общества (любого общества) зависит от уровня физической культуры его членов - физической культуры личности - степени самостоятельного использования Ф. к. в сфере воспитания и образо­вания, в производстве, быту, при организации свободного времени, досуга.

Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, систе­ма организации соревнований по различным физическим упражнениям. Существует любительский спорт и профессиональный. Целью спорта, как составной части физической культуры, наряду с укре­плением здоровья и общим физическим развитием человека, является достижение высоких результа­тов и побед в состязаниях.

Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигатель­ных навыков и умений, необходимых в быту и производит, деятельности, и в конечном итоге на дос­тижение физического совершенства. Основные средства и пути Ф.в.- занятия физическими упражне­ниями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастиче­ские, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровит, сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение спец. знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств за­каливания, личной и обществ, гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. фи­+зическое образование).

Физическое развитие - процесс изменения, а также совокупность морфологических и функцио­нальных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследствен­ность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и качественных изменений в организме и др.) и социальными (материальный и культурный уровень жизни, распреде­ление и использование материальных и духовных благ, воспитание, трудовая деятельность, быт и т. д.). Как совокупность признаков, характеризующих состояние организма на разных возрастных эта­пах, уровень Ф. р. (наряду с рождаемостью, заболеваемостью, смертностью) является одним из важ­нейших показателей социального здоровья населения. Основным средством направленного воздейст­вия на Ф. р. являются физические упражнения. В современном обществе всестороннее Ф. р. всех групп населения, достижение физического совершенства - социальная цель физического воспитания, программной и нормативной основой которого являются общегосударственные программы.

Что такое физическое воспитание

Важнейшей задачей в любой семье является воспитание здорового ребенка. Если дети развиваются физически, создается фундамент, на котором можно выстроить каркас личности человека. К сожалению, современная статистика говорит о том, что физическое развитие, а также здоровье детей и подростков на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Еще десять лет назад дети демонстрировали более высокие показатели физического развития, нежели сейчас.

Физическое воспитание – это фундамент для того, чтобы ребенок мог развиваться гармонично. Велико его значение и во всестороннем формировании личности. Именно такое воспитание создает почву для того, чтобы возможно было полноценно работать умственно. Для того чтобы интеллектуально трудиться, нужно потратить достаточно физических сил. Если ребенок болеет, не закален, то эффективность его умственной деятельности заметно снижается, тогда как физически здоровому человеку легче проявить себя в производительном труде, значительно проще преодолеть большие нагрузки, да и переутомление у таких людей проявляется гораздо реже.

Правильное физическое воспитание способствует формированию у ребенка чувства коллективизма и товарищества, требовательности к себе. Это отличное средство для укрепления воли. Хорошее физическое развитие – результат физического воспитания. Благодаря тому, что оно организовано на должном уровне, могут не только укрепляться, но и совершенствоваться физические силы ребенка.

Физическое воспитание в семье является многогранным процессом, который охватывает физкультурную и оздоровительную деятельность ребенка. Желательно, чтобы он занимался не только физкультурой, но и каким-нибудь видом спорта – это поможет ему развить силу и выносливость. Если говорить о внутренней структуре и содержании физического воспитания, то с этой точки зрения важное место отводится именно такому процессу, как формирование у ребенка настоящей потребности в занятиях физкультурой, позволяющих существенно укрепить здоровье. Если у человека выработается привычка заниматься физическими упражнениями, то можно будет совершенствовать свои физические силы и общую работоспособность, укреплять волю.

Физическое воспитание несет в себе знания, которые обогатят представления ребенка о сущности и значении физкультуры и спорта, о том, как они влияют на развитие личности. Благодаря таким знаниям, кругозор детей будет значительно расширен как в умственном, так и в нравственном плане. Кроме того, таким образом можно повысить их общую культуру.

Физическое воспитание подразумевает развитие физических способностей ребенка, стремление к спортивным занятиям. Это может быть легкая или тяжелая атлетика, спортивные игры или плавание. Когда ребенок занимается спортом, делает зарядку, закаляется, он, конечно же, становится здоровее и выносливее. Кроме того, ежедневные занятия физкультурой помогают быть целый день бодрым и энергичным, делают фигуру подтянутой.

Использование различных физических упражнений – это не что иное, как методы физического воспитания. Они делятся на специфические и общепедагогические. Первая их группа характерна исключительно для процесса физического воспитания, а вторая применяется во всех случаях обучения и воспитания. Для того чтобы решить конкретные задачи, которые связаны с обучением технике выполнения физических упражнений, используют игровой метод, строго регламентированные упражнения и соревновательный метод.

К общепринятым методам можно отнести словесные, а также методы наглядного воздействия. Очень важно, что в методике физического воспитания нет метода, который бы мог считаться наилучшим. Для успешной реализации комплекса задач физического воспитания следует оптимально сочетать различные методы, исходя из методических принципов.

Физическое воспитание это:

Физическое воспитание

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»);

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Общие сведения

Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время - журнал «Теория и практика физической культуры». Постепенно термин «физическая культура» получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и в некоторых странах «третьего мира». Уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре. Физическая культура - это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с религиозной точки зрения - Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека..

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части физической культуры

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру.

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. - recreatio, буквально - восстановление) - 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация - это двигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Основная статья : Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, билиард, стрельбу, ряд технических видов спорта и т. д.), подходящие под первоначальное значение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения. В широком смысле современное понятие физической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определенных физических упражнений и высокой двигательной активности. Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двух различных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия «культурник» и «спортсмен».

Адаптивная физическая культура

Основная статья : Адаптивная физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов.

Физическое воспитание

Основная статья : Физическое воспитание

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания - учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально - образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербург-ской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания. Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь ввиду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др. Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

См. также

  • Физвоспитание в школе

Примечания

  1. Николаев Ю. М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2000, .
  2. Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие / Отв. ред. Д. Н. Давиденко. Издательство: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2001, 208 с ISBN 5-288-02201-1

2. Физическое воспитание как система, её структура. Цель, задачи, основы и принципы системы физического воспитания

Система физического воспитания – исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, обеспечивающий физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

Основы: 1. Мировоззренческие . Мировоззрение – совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. Мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему развитию личности, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовка на этой основе к профессиональным видам деятельности.

2. Теоретико-методические. Научные положения естественных, общественных, педагогических наук, на основе которых «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает закономерности физического воспитания.

3. Программно-нормативные. Нормы и требования государственных программ, нормативы Единой российской спортивной классификации, нормы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».

4. Организационные:

- государственные формы организации (обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, в профессиональных учебных заведениях, армии, в лечебно-профилактических организациях);

Общественно-самодеятельные формы организации (система добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Трудовые резервы» и др.);

Органы руководства и управления (Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной думы по туризму и спорту, региональные и муниципальные комитеты по физической культуре и спорту, соответствующие отделы министерства образования, региональные и муниципальные отделы органов образования).

Цель системы физического воспитания – оптимизация физического развития человека, всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств и обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Задачи системы физического воспитания:

1. Оздоровительные (задачи по оптимизации физического развития):

Оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

Укрепление и сохранение здоровья, в том числе и закаливание организма;

Совершенствование телосложения и развитие физиологических функций;

Сохранение высокого уровня общей работоспособности на долгие годы.

2. Образовательные:

Формирование жизненно важных двигательных навыков и умений;

Формирование спортивных двигательных навыков и умений;

Приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре.

3. Воспитательные (задачи по формированию личности человека):

Содействие развитию нравственных качеств;

Содействие формированию поведения в духе требований общества;

Содействие развитию интеллекта;

Содействие развитию психомоторных функций.

Принципы системы физического воспитания:

Принцип воздействия всестороннему и гармоничному развитию личности. Данный принцип раскрывается в двух положениях.

1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания.

2. Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.

Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (принцип прикладности). Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Принцип прикладности конкретизируется в следующих положениях.

1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера.

2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей.

3. Постоянно и целенаправленно связывать физическую культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека.

Вопросы к зачету по физической культуре

Вопросы к зачету и экзамену

1. Виды автоматизированных систем, использующих базы данных и содержащих их в качестве подсистем хранения информации.

2. Понятие информационной системы, базы данных.

3. Жизненный цикл информационной системы.

4. Восходящий и нисходящий способы проектирования баз данных.

5. Фундаментальные информационные объекты предметной области: сущности, связи и атрибуты.

6. Критерии оптимальности моделей данных в БД.

7. Уровни абстракции, концептуальная, логическая, физическая модели данных.

8. Различие баз данных в зависимости от способа хранения данных. Локальная БД. Распределенная БД.

9. Различие баз данных в зависимости от вида хранимой информации. Фактографическая БД. Динамическая БД. Документальная БД. Графическая БД. Интегрированная БД.

10. Определение, назначение, общие положения, различия. Система управления базами данных. Банк данных.

11. Определение, назначение, общие положения, различия. База знаний. Экспертная система.

12. Семантическая модель данных типа «Сущность-связь» - ER -модель. Атрибуты сущности.

13. Разновидности связей в ER -модели: 1:1, 1:М, М:1, М:N. Примеры моделей.

14. Сетевая модель данных.

15. Иерархическая модель данных.

16. Реляционная модель данных.

17. Объектно-ориентированная модель данных.

18. Трехслойная архитектура информационной системы «Клиент-сервер».

19. Применение БД в системах автоматизированного проектирования (CAD–системы).

20. Применение БД в системах автоматизированной разработки программного обеспечения (CASE–системы).

21. Применение БД в офисных мультимедийных системах (OIS–системы).

22. Применение БД в геоинформационных системах (GIS–системы).

23. Применение БД в системах дистанционного зондирования Земли из космоса.

24. Применение БД винтерактивных и динамических Web-узлах.

25. Применение БД в экспертных системах.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Физическая культура – это часть общей культуры общества. Имеет духовные, материальные ценности. Использует специальные средства, методы, направленные на физическое совершенство человека.

В основе физической культуры лежит целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, позволяющая формировать необходимые умения, кавыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.



К материальным ценностям относят спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивную экипировку, медицинское обеспечение.

К духовным ценностям относят информацию, произведения искусства, виды спорта, игры, комплексы упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе спортивной деятельности.

Результатом деятельности физической культуры является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное и этическое развитие.

Спорт – это часть физической культуры, собственно-соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, направленная на достижение высших спортивных результатов.

На данный момент насчитывается более 20 видов спорта. Они делятся на циклические (плавание, лыжи), сложнокоординационные (фигурное катание, гимнастика), скоростно-силовые (тяжелая атлетика, велоспорт), спортивные игры (волейбол, бокс, футбол, хоккей), единоборства (фехтование, борьба), многоборье (триатлон), виды спорта абстрактно-логического характера (шахматы).

Физическое воспитание – вид воспитания, содержанием которого является обучение, движение, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями и формирование осознанной потребности физкультурных занятий. Это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие специфических способностей (выносливости, координации, силы).

Средствами физического воспитания являются физические упражнения.

Физические упражнения – это двигательные действия, выполненные для приобретения и усовершенствования физических качеств, умений и навыков.

Физическое воспитание и физическая культура

Из сказанного о физическом воспитании понятно, что оно имеет существенное значение для личности и общества в целом. Результаты физического воспитания, которые выражаются в показателях совершенствования человека, а также все то, что обеспечивает достижение этих результатов и создается в связи с практикой физического воспитания (специальные знания, средства, методы и т.п.), представляют значительную общекультурную ценность. В данном качестве физическое воспитание относится к физической культуре общества.

Физическая культура (в широком смысле слова) составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека. В самом содержании физической культуры и органически связанных с нею явлений можно с некоторой условностью выделить две основные стороны. Во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально-обеспечивающая сторона физической культуры). Во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры) .

Функционально-обеспечивающую сторону физической культуры наиболее полно характеризует состояние системы физического воспитания - прогрессивность заложенных в ней идей и организационных форм, научно-практические достоинства ее содержания, степень методической разработанности, а опосредованно условия, обеспечивающие ее качественное функционирование: обеспеченность кадрами специалистов, медицинское, информационное и материально-техническое обеспечение.

Наиболее же существенным выражением результативной стороны физической культуры являются: общий уровень ФП и ФР людей, а также высшие спортивные достижения и другие показатели, свидетельствующие о фактических результатах внедрения физической культуры в жизнь народа. Эти две стороны физической культуры едины, но между ними бывают и несоответствия. Первая сторона как бы: переходит во вторую на основе системы физического воспитания, прежде всего, благодаря практической деятельности по физическому воспитанию.

Физическая культура, как и культура в целом, - продукт созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей, предоставляемых для ее развития той или иной общественной формацией. И в то же время наследует непреходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о закономерностях физического совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, произведения искусства, отражающие эстетические ценности физической культуры, материально-технические достижения и т. п.) .

Для уточнения представлений о соотношении физической культуры и физического воспитания следует отметить, что при всем органическом единстве этих явлений они не сводятся друг к другу.

Соответствующие им понятия тождественны только в определенном отношении, а именно: в отношении той ценности, какую представляют собой физическое воспитание и его результаты для общества.

Иначе говоря, физическое воспитание относится к явлениям культуры постольку, поскольку в нем реализуются достигнутые или достигаются новые культурные ценности. Социальная практика физического воспитания в этом отношении является как бы каналом, по которому идет передача ценностей физической культуры от старших поколений младшим. В то же время это есть и способ умножения культурных ценностей, поскольку младшие поколения не просто воспринимают прежние достижения, но и приумножают их.

Физическое воспитание и спорт

В современных системах физического воспитания все более видное место занимает спорт. Это объясняется рядом причин, но прежде всего особой действенностью спорта, как средства и метода физического воспитания, его популярностью, широчайшим развитием в последние десятилетия международных спортивных связей, неуклонно возрастающей общекультурной и престижной значимостью спорта в современном мире.

Ядро спорта, основу его особенностей составляет специфическая соревновательная деятельность, т. е. деятельность, характерной формой которой является система состязаний, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения человеческих возможностей (сил, способностей, умения рационально пользоваться ими). В отличие от других форм деятельности человека, включающих соревнование лишь как один из своих моментов или методов (в сфере производства, искусства и т. д.), соревновательная деятельность в спорте строится, прежде всего, по логике состязания, в форме состязания. При этом ее характеризуют особый тип отношений соперничества, свободный в принципе от антагонизма, четкая регламентация взаимодействий соревнующихся, а также унификация состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам, которые в настоящее время приобрели значение международных или относительно локальных, но достаточно широко признанных норм состязания .

Непосредственная цель соревновательной деятельности в спорте – достижение возможно высокого результата, выраженного в условных показателях победы над соперником либо в иных показателях, принимаемых условно за критерий достижений. Но ее суть никогда не сводится к достижению лишь чисто спортивных результатов. Как деятельность, воздействующая на самого человека, и как сфера своеобразных межчеловеческих контактов, она имеет и более глубокий смысл, обусловленный в конечном счете совокупностью основных общественных отношений, в которые она включена и которые определяют ее социальную направленность в конкретных условиях того или иного общества. В своем жизненном воплощении спорт – это и неуклонное стремление человека к расширению границ своих возможностей, реализуемое через специальную подготовку и систематическое участие в состязаниях, связанных с преодолением возрастающих трудностей. Целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами на этом пути, и сложный комплекс межчеловеческих отношений, и популярнейшее зрелище, и одно из наиболее массовых социальных движений современности, и многое другое.

Спорт, таким образом, - многогранное общественное явление.

В процессе своего исторического развития он занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества, причем его социальная значимость продолжает стремительно возрастать.

В широком понимании спорт – это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом. Социальная ценность спорта заключается более всего в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим – и одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества. Упрочения и расширения международных связей, способствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами .

Особую значимость при формировании гармонично развитой личности приобретает физическое воспитание. Оно позволяет укреплять телесное здоровье, а также духовные качества подрастающего человека. Именно поэтому физическое воспитание представляет собой один из разделов педагогики.

В его основе находятся методы, имеющие неразрывную связь с необходимыми средствами, а также принципами, регулирующими этот процесс.

Немного истории

Что такое физическое воспитание? Это не что иное, как педагогический процесс, который направлен на усовершенствование функций и формы человеческого организма, в процессе которого устанавливаются двигательные умения и навыки, а также связанные с ними знания. Все это приводит к развитию физических качеств.

Истоки подобного направления в воспитания уходят своими корнями к самому раннему этапу развития человеческого общества. Его элементы существовали еще при первобытном строе. В те времена люди возводили себе жилье и добывали пищу, охотившись на диких животных. Подобная деятельность, которая была необходима для существования, способствовала совершенствованию физических способностей человека. Он становился более сильным, выносливым и быстрым.

Постепенно люди стали обращать внимание на то, что те представители племени, которые были более активными и подвижными, отличались особенно высокой работоспособностью. Это способствовало осознанию того, что человеку требуется выполнение упражнений, то есть повторяемость действий. Именно это и послужило основой физического воспитания.

Человек, осознавший эффект упражняемости, начал имитировать движения, которые были необходимы ему в трудовой деятельности. Причем делать это он начал в свободное от выполнения своих рабочих обязанностей время. Так, охотники бросали дротики, упражняясь на изображении животного.

После того как различные двигательные действия стали применяться вне трудовых процессов, изменился их смысл. Постепенно они стали не чем иным, как физическими упражнениями. Это позволило значительно расширить сферу их влияния на человека. И в первую очередь подобные действия стали относиться к его физическому совершенствованию.

Впоследствии эволюционное развитие показало, что своего лучшего эффекта физическая подготовка достигает в том случае, когда человек начинает заниматься ею, начиная еще с детского возраста. То есть в случае осуществления обучающего процесса, готовящего ребенка к жизни и к труду. Все это и послужило истоком возникновения физического воспитания в том смысле, в котором мы его понимаем в настоящее время.

Организованные формы данного процесса существовали еще в Древней Греции. Они применялись в виде обучения молодежи спортивным и военным упражнениям. Однако до времен новейшей истории подобные занятия продолжали оставаться достоянием представителей лишь привилегированных классов или же не выходили за рамки подготовки будущих воинов.

Определение понятия

Что такое физическое воспитание? Это не что иное, как обучение движениям. Кроме этого под ним подразумевают формирование физических качеств, которые сочетаются с развитием осознанной потребности в спортивных знаниях. В этом виде воспитания выделяют две стороны. Одна из них является физическим образованием. Вторая же неразрывно связана с совершенствованием спортивных навыков.

Исходя из этого, можно получить более конкретный ответ на вопрос «Что такое физическое воспитание?». Это процесс, необходимый для решения некоторых воспитательных и образовательных задач. Причем данному направлению присущи все те признаки, которыми обладает педагогический процесс. Отличительная способность подобного воспитания заключена в системном формировании двигательных навыков и умений, что в совокупности оказывает непосредственное влияние на физическую дееспособность человека.

Методические принципы

Физическое воспитание и развитие становится возможным лишь при систематическом воздействии на организм человека. Выполняемые при этом упражнения могут быть максимально успешными лишь тогда, когда вся система способов и средств (методика) будет находиться в полном соответствии с основными правилами и закономерностями данного направления педагогического процесса.

Существующие закономерности и правила называют принципами физического воспитания. Их знание, а также соблюдение позволяет человеку овладевать конкретным двигательным навыком. При этом у него развивается определенное физическое качество. Это может быть гибкость, выносливость, сила и т.д. И напротив. Пробел в знаниях принципов и методики физического воспитания или же их неумелое применение значительно тормозят успехи в обучении движения. При этом значительно затрудняется формирование столь необходимых двигательных качеств.

Основные принципы методов физического воспитания, которыми педагоги должны руководствоваться при построении занятий, это:

Сознательность;

Активность;

Наглядность;

Доступность;

Индивидуализация;

Систематичность;

Динамичность.

Рассмотрим вышеперечисленные принципы подробнее.

Сознательность и активность

Применение подобных принципов в процессе физического воспитания позволяет сформировать осмысленность отношений и устойчивый интерес детей к занятиям. Это становится возможным только в том случае, когда имеет место творческое сотрудничество между педагогом и воспитанниками. Профессионализм учителя заключается в его способности довести до детей конкретный смысл и значение выполняемых ими упражнений. При этом должно быть объяснено не только что и как следует выполнять, но и почему педагог предложил именно это движение, а не другое, и как оно повлияет на те или иные функции организма.

Также система физического воспитания предусматривает проведение совместного анализа удачного или же неудачного выполнения определенных упражнений. При этом должен быть осуществлен поиск ошибок, допущенных в технике движений, и причины их возникновения. Далее необходимо рассмотреть пути устранения таких ошибок, что будет способствовать сознательному и активному отношению детей к процессу обучения, приучит их к самоанализу, самооценке, а также самоконтролю проводимой двигательной деятельности. Это, в свою очередь, позволит развить у воспитанников стремление и интерес к самосовершенствованию. Подобный путь непрост. Прохождение его сопряжено с большим и напряженным трудом.

В системе физического воспитания неизбежно применение и утомительных упражнений, и «скучных» заданий. Их выполнение становится возможным, если дети будут осознавать важность подобных действий и их необходимость для становления гармонически развитой личности.

Наглядность

Данный принцип в физическом воспитании детей может быть обеспечен при комплексном использовании самых различных форм. Так, наглядность имеет место при:

Двигательных действиях преподавателя или подготовленного воспитанника;

Просмотре учебных видеофильмов;

Демонстрации наглядных пособий, а также схем, рисунков;

Наличии слуховых и зрительных ориентиров и т.д.

Применение самых разнообразных средств и форм наглядности способствуют максимально эффективному решению задачи физического воспитания, которая состоит в формировании точной модели двигательной деятельности.

Доступность и индивидуализация

Соблюдение данных принципов предусматривает строгий учет возрастных особенностей, пола воспитанника, уровня его подготовленности, а также имеющихся отличий в психических и двигательных способностях. При этом доступность выполняемых упражнений вовсе не означает полного отсутствия трудностей при их выполнении. Она предполагает последовательное и постоянное их преодоление, что возможно при мобилизации не только физических, но и духовных сил детей. Меру доступности должен определить преподаватель. При этом он обязан исходить из степени функциональной, физической и технической подготовленности воспитанника. Ведь то, что является невозможным на начальном этапе обучения, становится выполнимым в дальнейшем. Предъявляемые педагогом требования при этом подлежат постоянному пересмотру.

Систематичность

Под этим принципом понимается не что иное, как регулярность проводимых занятий, а также рациональное распределение нагрузки и отдыха. Если при физическом воспитании детей после учебного или тренировочного занятия следует чересчур большой перерыв, то такое распределение времени может привести к снижению у обучающихся уровня работоспособности.

Систематичность, то есть непрерывность процесса постижения двигательной активности, заключается в наслаивании положительного эффекта от каждого предыдущего занятия на последующее, что позволяет углубить его положительное влияние. В итоге результаты целого ряда тренировок определенным образом суммируются. Возникает своеобразный кумулятивный эффект всей системы обучения.

Динамичность

Данный принцип предусматривает постоянное повышение существующих требований к двигательным действиям детей. Это должно достигаться при обновлении, а также путем усложнения используемых упражнений, условий занятости, методов обучения и величины существующей нагрузки. Только это приведет к развитию волевых и физических качеств человека, к освоению новых форм двигательных навыков и умений, что, в свою очередь, скажется на совершенствовании работы всех систем организма.

Согласно теории физического воспитания, все рассмотренные выше принципы должны составлять единство методических положений и взаимно дополнять друг друга. Отступление педагогом даже от одного из них даст сбои в налаживании процесса обучения и сделает безрезультативными все приложенные при этом усилия детей.

Средства

Что такое физическое воспитание? Это определенный процесс обучения. В его ходе получают свое применение физические упражнения и оздоровительные природные силы, а также гигиенические факторы. Все они - это не что иное, как средства физического воспитания. Основным из них служат упражнения. К вспомогательным средствам относятся природные силы и гигиенические процедуры.

Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, которые призваны решать задачи данного направления в воспитании. При этом число разработанных и применяемых в спортивной деятельности движений достаточно велико. Это упражнения циклического и ациклического, статического и динамического, аэробного и анаэробного направления и множество других. Все они отличаются друг от друга по своей форме, направленности и содержанию.

Постижение основ физического воспитания невозможны также и без разъяснения воспитанникам необходимости соблюдения ими гигиенических правил. Это позволяет усилить эффект от проводимых занятий. Такие средства физического воспитания, как гигиенические требования, предъявляются к режиму применяемых нагрузок и отдыха, а также к питанию. Их выполнение необходимо и при применении к внешним условиям тренировок, то есть к чистоте и освещенности помещения и его вентиляции.

Методы физического развития

Способы подобного направления воспитания могут быть самыми разными. Из методов физического развития можно выделить:

Общепедагогические, которые применяют во всех случаях образовательного процесса;

Специфические, используемые лишь при проведении спортивной деятельности.

Общепедагогические методы часто применяются при дошкольном физическом воспитании. Из них особенно выделяется словесное воздействие. Педагог в этом случае дает задание и руководит его выполнением, а также контролирует поведение занимающихся. Словесным методом считается выставление устной оценки, объяснения, распоряжения, указания, команды, замечания и т.д. Применение того или иного фактора воздействия напрямую зависит от возраста занимающегося и того этапа, на котором находится процесс обучению двигательным действиям. Педагог также должен учитывать уровень интеллектуальной и физической подготовленности детей, особенно если речь идет о физическом воспитании дошкольников.

Среди специфических методов находятся те, которые рекомендуют строго регламентировать выполняемые упражнения. Среди них игровой и соревновательный. Сущность подобных методов заключается в том, что они предусматривают выполнение всех физических упражнений только в строго заданном виде с точно обусловленной нагрузкой. Проведение подобных занятий имеет большие педагогические возможности. Ведь в таком случае:

Нагрузка строго регламентируется по своей интенсивности и объему, что позволяет варьировать ее динамику и применять в зависимости от психофизического состояния воспитанников;

Имеется возможность точного дозирования интервалов отдыха, который устраивается в перерыве тренировочного процесса и позволяет избежать перенапряжения функциональных систем организма;

Избирательно воспитываются физические качества;

Эффективно осваивается техника движений.

Основы спортивного развития

Процесс физического воспитания невозможен без обучения. Это позволяет человеку осуществить системное освоение наиболее рациональных способов, позволяющих управлять своими движениями, а также приобрести необходимые для жизни двигательные умения, знания и навыки.

Что происходит в случае овладения техникой того или иного упражнения? Вначале появляется умение в его выполнении. Далее, по мере разучивания движений, постепенно приобретается устойчивый навык. Он отличается от умения степенью освоенности, то есть способностью управления телом со стороны человеческого сознания.

При двигательном умении техника действий отличается нестабильностью и неустойчивостью выполнения. При дальнейшем совершенствовании данного процесса, а также при многократном повторении движений, их коррекции и повторении, постепенно приобретается навык. Результатом этого становится устойчивость и слитность движений, а также, что самое главное, приобретается автоматизм управления ими.

Обучить человека двигательным действиям возможно только при осуществлении длительного, последовательного и многоступенчатого процесса. На первом этапе (начального разучивания) происходит формирование техники нового движения, что позволяет добиться его выполнения лишь в общих чертах. Начинается обучение с объяснения и рассказа, а также демонстрации упражнения преподавателем. При этом могут быть использованы плакаты, рисунки и другие наглядные пособия. В завершении создания первоначального представления производятся пробные попытки выполнения двигательных действий. Когда это для воспитанника сложно, он разучивает их по частям. Если же двигательное действие достаточно простое, то оно осваивается в целом.

При выполнении движений ошибок может не быть. Но порой они все же имеют место. При прохождении этапа начального разучивания упражнений педагог указывает на самые типичные ошибки. Ими, как правило, являются ненужные и лишние движения, закрепощенность тела, нарушения в ритмичности, а также согласованности выполнения необходимого действия.

Второй этап обучения представляет собой глубокое разучивание упражнений. При этом воспитанник совершенствует свои двигательные умения. На данной ступени он осваивает детали движений, выполняя их вначале раздельно, и лишь потом в целом. Насколько эффективно будет выполнено поставленное задание, зависит от правильного подбора учителем методов, средств и приемов, задействованных в педагогическом процессе. Углубленное разучивание двигательных действий предпочтительно осуществлять при их целостном выполнении.

На третьем этапе обучения происходит формирование и совершенствование двигательного навыка. Он возникает благодаря многократным повторениям упражнений, выполнение которых становится более привычным, достигая автоматизации координационных механизмов. Основная задача данного этапа состоит в доведении техники до нужной степени совершенства и придания ей индивидуальных черт.

Физическое совершенствование личности

Что дает подобное воспитание человеку? Оно развивает его физические качества. Это и является основной задачей спортивного обучения. Под физическими качествами принято понимать:

  1. Силу. Она является способностью преодоления внешних сопротивлений или противодействия им благодаря мышечному напряжению. При развитии силы происходит утолщение и рост мышечных волокон.
  2. Быстроту. Она представляет собой целый комплекс свойств организма, которые определяют скоростные характеристики не только движений, но и реакций.
  3. Выносливость. Под ней понимают способность противостоять утомлению, возникающему в результате проводимой мышечной деятельности.
  4. Ловкость. Человек, обладающий ею, может достаточно точно и быстро решать поставленные перед ним двигательные задачи.
  5. Гибкость. Она представляет собой способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Зависит гибкость от эластичности связок и мышц, а также суставных сумок. На нее оказывает свое влияние наследственность, возраст, регулярность выполнения физических упражнений.

Определение понятий «физическая культура» и «физическое воспитание»

Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века, но широкого распространения на Западе не получил и вскоре был заменен термином «СПОРТ» (sport) , происходит от англ. Disport - игра, развлечениеФизическая культура вобрала в себя многовековой опыт подготовки человека к жизни. В процессе осознанной двигательной активности развиваются заложенные в человека природой психофизические способности. Физкультура развивает моральные и нравственные начала человека, т.е. в отличие от спорта, достигается не только физическое совершенствование, но в значительной степени развиваются психические и нравственные качества. Физкультура формирует здоровый образ жизни. После распада СССР целесообразность использования термина «физическая культура» оспаривается. Аргументом ПРОТИВ служит тот факт, что данный термин не используется в большинстве стран мира, за исключением восточной Европы, где более полувека развитие физической культуры и спорта велось по образцу советской системы. Некоторые предлагают заменить физическую культуру понятием «спорт». Более грамотные считают, что физическая культура - это шаг вперед по сравнению с западной спортивной наукой. Физкультура - это цель, а спорт - средство ее достижения (игры, соревнования).

Сегодня широко распространяется понятие - «спорт для всех», которое продиктовано изменением социально-политической доминанты современной России, при этом не учитывается, что спорт включает в себя несвязанные с физической культурой виды деятельности (шашки, шахматы, бильярд, бридж...). Физическая культура включает в себя, только те виды спорта, которые основаны на выполнении физических упражнений и высокой двигательной активности.

Основы физической культуры были заложены в древнегреческой гимнастике, которая объединила - военное обучение, обряды и танцы в системуфизического воспитания. На Руси физическая культура также объединяла военную подготовку, многочисленные обряды и танцы, например «Боевой пляс в присядку».

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей -- силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования.Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.

К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2)«физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4)«физическое совершенство»; 5) «спорт».

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Поделиться: