Акция волшебный рюкзачок в библиотеке. Проект « Волшебный рюкзачок» Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности. Традиции

Светлана Вершель

Тема проекта: «Волшебный рюкзачок!».

Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.

Участники проекта: дети, их родители, воспитатель группы, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель изодеятельности, руководитель карельского языка, сотрудники библиотеки.

Сроки реализации проекта: долгострочный, годовой. Длился с октября 2013 года – по май 2014 года.

Цель: Развитие устойчивого интереса к художественной литературе, возрождение семейного чтения в семье.

Задачи проекта:

Воспитывать активное тяготение к книге, развивать интерес и любовь к книге.

Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

Развивать читательскую активность детей дошкольного возраста и их родителей.

Способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений семьи с детской библиотекой, способствующей воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.

Способствовать выражению своего отношения к литературным произведениям в разных видах художественно – творческой деятельности (лепке, рисовании, конструировании, аппликации).

1 этап. Предварительная работа:

Подбор литературы, для реализации проекта.

Подбор информации для оформления родительского уголка.

Договорённость с детской библиотекой, о совместном проведении проекта.

На родительском собрании объявили родителям о начале проекта «Волшебный рюкзачок».

Провели анкетирование родителей о наличии и предпочтениях художественной литературы дома.

Родителям было предложено принять участие в изготовлении книги, написать ЭССЕ на тему: «Любимая книга моего детства», на доступном для детей языке.

2 этап. Выполнение проекта:

Проектная деятельность началась с беседы на тему: «Откуда пришла книга». Дети узнали, как делается книга, какой длинный и трудоёмкий путь проходит, перед тем как попасть на прилавок магазина, и как много людей трудится над её изготовлением.

Далее провели беседу на тему: «Бережное отношение к книгам». Рассмотрели книги в группе, пришли к выводу, чтобы продлить жизнь состарившимся книжкам, их нужно починить. Мы организовали сюжетно – ролевую игру «Книжкина больница». Выявив больные книжки, мы организовали мастерскую по ремонту книг, вырезали полоски из бумажного скотча, цветной и белой бумаги, и ими обклеивали рваные и потёртые странички.

После ознакомления с творчеством художника и писателя Евгения Чарушина, на аппликации мы занялись изготовлением обложки для книжки «Кошка Маруська», учились вырезать кошку из бумаги сложенной пополам, по самостоятельно нарисованному контуру.

В группе состоялся конкурс лучших чтецов. Детям предлагали выучить стихотворение и выразительно рассказать перед группой. Лучшим чтецам было предложено выступить на общем родительском собрании.

В ноябре состоялось творческая встреча «Литературная гостиная» с детской писательницей Верой Петровной Линьковой.

Писательница рассказала о своём творчестве, что её вдохновляет, очень выразительно читала стихи, рассказы, играла с нами, даже предложила детям самостоятельно сочинить стих. Встреча прошла в эмоционально весёлой, познавательной обстановке.

В декабре стартовал творческий этап проекта. Деткам предлагали взять рюкзачок с русскими народными сказками «Заяц – хваста», «По щучьему велению» домой, для совместного чтения с родителями. После прочтения нужно было зарисовать понравившийся сюжет сказки. Дети с большой радостью и гордостью брали рюкзачок домой, одевали на плечи, и спешили на улицу, как школьники. Родители с большой ответственностью и энтузиазмом отнеслись к домашнему заданию. Кто – то из детей самостоятельно рисовали рисунок, кому – то рисовали мамы, папы, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, а детки самостоятельно раскрашивали героев сюжета. В некоторых семьях нарисовать рисунок не получилось не у ребёнка, не у родителей, они выходили из положения с помощью интернета, находили картинки, раскраски и обводили их, а ребёнок самостоятельно раскрашивал. Самое главное, родители с детьми были заняты общим делом и, конечно сотворчество сблизило детей и родителей, и принесло чувство удовлетворения результатами от совместной творческой деятельности. Дети несли свои рисунки в группу, рассказывали, как рисовали, кто помогал, почему выбрали именно этот сюжет. В раздевалке мы устроили выставку «Мои любимые сюжеты из прочитанных сказок!»

В преддверии нового года заучивали наизусть стихотворение О. Высотской «Снежный кролик», по мотивам стихотворения лепили кролика из солёного теста, игрушками украсили новогоднюю ёлочку в раздевалке.

Накануне новогоднего торжества мы беседовали о православном празднике «Рождество Христово», ознакомились с Рождественской легендой. В течение недели, в свободной деятельности, по мотивам рождественской сказки занимались изготовлением "вертепа" – используя технику папье - маше, конструировали из картона и цветной бумаги - ёлочку, лепили героев: деву Марию, старца Иосифа, младенца Христоса, волхва с ягнятами, ангелочков, цветы - которыми украшали жилице героев - "вертеп".


Свою поделку отправили на XIII Международный конкурс творческих работ детей и юношества «Волшебное Рождество в северных странах», город Петрозаводск, где стали победителями, получили диплом и небольшие ценные подарки.

В январе провели общее родительское собрание по теме: «Книга в вашем доме», на собрание были приглашены родители, представители детской библиотеки. Обсуждалось актуальность темы, состоялась выставка книг детской литературы XX века и современной детской литературы. Выступили победители конкурса чтецов из разных возрастных групп, с нашей группы выступали трое деток и были награждены красочными книжками.

В феврале состоялось спортивное развлечение ко Дню защитника Отечества, деткам были предложены индивидуальные стихи для заучивания наизусть.

В конце марта закончился творческий этап проекта. В течение четырёх месяцев каждый ребёнок имел возможность взять домой «Волшебный рюкзачок», для совместного чтения с родителями и рисования сюжетного рисунка по понравившемуся произведению. Рисунки мы передали в городскую детскую библиотеку, для оформления выставки «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья!».


В апреле ознакомились со стихотворением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», на лепке составляли коллективную сюжетную композицию по мотивам стихотворения.


В течение учебного года мы с детками постоянно читали стихи, рассказы, сказки, беседовали об их содержании, заучивали наизусть, обыгрывали в драматизации и инсценировании. В группе создан богатый уголок театрализации, в котором есть костюмы, шапочки, атрибуты, большое количество театров по разным сказкам.



3 этап. Заключительный:

В апреле состоялась «Литературная викторина» по прочитанным произведениям в городской детской библиотеке. Как только мы зашли в читательский зал, на стене увидели выставку наших рисунков, чему были приятно удивлены. Сотрудники библиотеки приготовили для нас множество сюрпризов: загадки, шарады, драматизации знакомых сказок, стишков и потешек с помощью кукол би – ба – бо. Было очень весело.

Как оказалось из 16 человек 8 деток уже имеют свои формуляры в библиотеке и регулярно её посещают. Детки, которые первый раз посетили библиотеку, обязательно обещали вернуться с мамами, чтобы записаться и приходить в гости к книжкам, и брать книжки к себе в гости домой.

В мае, состоялось итоговое родительское собрание, для родителей детки, посещающие театрализованный кружок выступили с показом инсценировки р. н. сказки «Теремок» на новый лад, что вызвало бурю радостных эмоций.


Сотрудница детской библиотеки поблагодарила детей и родителей за активное участие в проекте «Волшебный рюкзачок», за возрождение, поддержание и сохранение традиции семейного чтения; мне как организатору проекта, вручила благодарственное письмо за активное содействие в продвижении семейного чтения.


В заключение проекта, в группе состоялся карельский праздник «Карельские посиделки у Деда и Бабы», кроме песен, стихов, танцев и игр, детки инсценировали сказку «Колобок», для родителей на карельском языке. После развлечения состоялось чаепитие с настоящими карельскими калитками.


В саду создана книга: «Любимая книга моего детства», содержащая ЭССЕ родителей, которые написаны на доступном языке для детей дошкольного возраста и иллюстрирована яркими, сюжетными рисунками по сказкам, нарисованными детьми с помощью родителей.


Цели проекта : приобщение к чтению, возрождение семейного чтения, улучшение психологического климата семьи, развитие интереса к художественной литературе.

Суть проекта заключается в том, что в семью передается «книжный рюкзачок» - в который помещаются комплект из книг для семейного чтения, настольная семейная игра, читательский дневник и карандаши.

«Книжный рюкзачок» путешествует из одной семьи в другую по принципу кольцевой почты: берется из библиотеки домой на 14 дней, затем передается в другую семью. За это время вся семья читает книги, заполняет читательский дневник, делает небольшой фотоотчет об участии в проекте.

Участники проекта : библиотеки МБУК "ЦГБ".

Время работы проекта с 2015 г. по 2017 г.

В рамках проекта в рамках проекта организованы конкурсы на «Лучший читательский дневник» и конкурс фотографий «А мы читаем всей семьей!» .

Мероприятия проекта в 2015 году:
12 семей решили принять участие в литературном празднике «Книжки в семейном кругу» в филиале № 14. В фойе библиотеки их встречал настоящий Оле-Лукойе. С помощью героев любимых книг-юбиляров 2015 года взрослые и дети оказались в сказочной атмосфере детства, с удовольствием играли с Карлсоном, доктором Айболитом, с человеком Рассеянным с улицы Бассейной.

В рамках празднования Международного Дня семьи в Центральной детско-юношеской библиотекепрошла очередная встреча в клубе «Взрослые заботы о детском чтении» под названием «Вместе весело читать».

В филиале №3 прошел семейный праздник «Клуб веселых и начитанных» , на котором был дан старт городскому проекту «BookBag» - рюкзачок с книгами.

Cемейный праздник «В кругу семьи рождается душа» , посвященный Международному дню семьи и началу проекта семейного чтения «Рюкзачок с книгами» прошел в филиале №9.

3 июня в Центральной детско-юношеской библиотеке «Рюкзачок» был торжественно передан семье Прилепиных.

Передача рюкзачка в филиале № 14 семье Никитиных.

Передача рюкзачка в филиале № 14 семье Балакиных.

Проект «BookBag» объединяет семьи!

Путешествие "Рюкзачка с книгами" (фил. № 3 и 14)


В марте 2016 г. на городском празднике «Полный вперёд, в страну книг!», посвященном Неделе детской книги, стартовал новый этап проекта. На этот раз участие в нем приняли библиотеки № 2, 7 и 8. Так читатели в разных микрорайонах города получили возможность приобщиться к интересной акции. К читательской эстафете подключились 18 семей, в том числе многодетные, неполные и воспитывающие детей с особенностями здоровья. Все они – активные книголюбы, участники различных библиотечных конкурсов и акций. Кто-то увлекается рукоделием, другие интересуются наукой и техникой, третьи рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах. Всем им помогает развивать таланты любовь к чтению.

Родители и дети остались довольны участием в проекте, отметив, что «Рюкзачок с книгой» стал стимулом для семейного чтения. Подобранные книги смогли заинтересовать не только маленьких, но и взрослых. Совместно проведенное время за чтением и обсуждением книг объединило. Многие открыли для себя хорошо знакомых писателей с другой стороны – например, Л. Гераскину, С. Прокофьеву, В. Лунина. Знакомство же с новыми авторами не ограничивалось книгами «рюкзачка», а подталкивало к активному чтению изданий из фонда библиотеки.
Таким образом, участники провели приятные часы семейного общения, а библиотеки получили новый интересный опыт и благодарных читателей разных поколений.
Семьи проекта приняли участие в творческом конкурсе «Читательский дневник семьи» и конкурсе фотографий «Мы читаем всей семьёй». Их итоги будут подведены на празднике Недели детской книги – 2017.

В 2017 г. все четыре комплекта «книжных рюкзачков» были переданы в библиотеки сельских территорий (п. Висимо-Уткинск, с. Верхняя Ослянка, с. Серебрянка, д. Усть-Утка).
Старт проекта прошел в летние каникулы, теперь новые детские книги и настольные игры доступны ребятам отдаленных территорий. В библиотеки поступают первые положительные отзывы от участников проекта.

О проекте в СМИ

Название работы

Проект "Волшебный рюкзачок"

Номинация конкурса

Номинация II: Формат - Чтение: читательские практики нового времени

Название библиотеки

Автор/авторы конкурсной работы

Краткая аннотация

Возрождение традиций семейного чтения вот главная цель этого проекта. С раннего детства книга становится для ребёнка проводником в неизвестное. Она лучший посредник между миром взрослых и детей, мудрый советчик и надёжный друг. К тому же за чтением можно с пользой и удовольствием проводить время всем вместе. В течении нескольких месяцев «Волшебный рюкзачок» будет путешествовать из семьи в семью. В нём подобраны лучшие произведения детской литературы, которые на наш взгляд будут полезны и интересны для семейного прочтения. Вместе с книжками в рюкзачок вложена памятка для родителей «Как привить ребёнку любовь к книге и чтению», буклеты, блокнотик для впечатлений от прочитанного.

Ключевые слова

  • дошкольник
  • семейное чтение
  • книги

Презентация

Видеозапись выступления (по желанию)

Текст

Все мы знаем, что формирование личности ребенка осуществляется в семье. Роль семьи в приобщении ребенка к чтению велика. Но как ребенка научить любить книгу, когда телевизор и компьютер вытесняют печатную продукцию? Опыт показывает, что помочь нам в этом может тесное общение библиотеки с семьями наших читателей. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли мудрыми, хорошими и счастливыми людьми. Достичь этого можно, читая детям вслух и приучая их читать постоянно «хорошо проверенную годами» литературу. Очень важно, когда ребенок приходит в библиотеку вместе с взрослыми, когда они вместе выбирают книгу, а затем вместе читают ее.

Дети входят в мир книги ещё совсем несмышлеными крошками, и от того, как мы этот для него мир обустроим, зависит, как сложатся их дальнейшие отношения с книгой: полюбят ли они читать настоящую, большую литературу, или чтение станет для них лишь источником получения информации, а то и просто средством убить время.

В марте 2017 года наша библиотека совместно с воспитателем детского сада № 3 разработала и дала старт Проекту "Волшебный рюкзачок", в целях сохранения традиций семейного чтения. Целевой аудиторией Проекта стали дошкольники Детского сада № 3 группы "Колокольчик" (воспитатель Довгаль Н.С.) , дошкольники-читатели Детской библиотеки и их родители.

Для начала заведующая Горьева С.А. выступила на родительском собрании перед родителями дошкольников двух групп детского сада № 3. Была представлена выставка детских книг, разговор пошел о семейном чтении и в частности об условиях участия в Проекте.

На абонементе Детской библиотеки № 2 была оформлена развернутая книжная выставка для родителей "Семейная азбука начинается с МЫ" , были подготовлены наглядные материалы: буклеты для родителей, рекомендательный список детских книг, приветствия участникам Проекта, блокнотик для впечатлений; была осуществлена подборка детских книг и книг для родителей, мягкие игрушки. В один из мартовских дней в группе "Колокольчик" "Волшебный рюкзачок" был вручен первой семье-участнице.

"Волшебный рюкзачок" - это рюкзачок, который наполнен книгами для родителей по воспитанию детей, книги для семейного чтения, буклеты для родителей, игрушки для ребенка. Рюкзачок, побывавший в течении 10 дней в одной семье, передавался следующей. Итак, в течении нескольких месяцев. Читая книги вечерами всей семьей, дети рисовали рисунки по любимым сказкам, родители делали фотографии для фотоконкурса для библиотеки.

В рамках Проекта для дошкольников были проведены конкурсы, викторины по сказкам; сказкин час "Ничего на свете лучше нету"; детвора побывали на Дегустации книжных новинок в Библиотечном кафе в День открытых дверей; вместе со своими любимыми игрушками приняли участие в игровом часе "Вместе с книжкой и игрушкой". В целях рекламы новых книг состоялся обзор новинок "Малышам и малышке с картинками книжки".

В начале декабря, в субботний день, состоялось подведение итогов Проекта. Был проведен праздник "Мир, увиденный сквозь книгу" . Дети и родители активно, дружно участвовали в квест-игре по поиску разбросанных лепестков цветика-семицветика злой колдуньей по всему книжному государству. Самая прекрасная и самая умная из всех королев на свете - Королева Книга поприветствовала участников Проекта, пригласила стать Читателями книжного королества, вручая каждому ребенку Читательский билет и Формуляр читателя-участника "Волшебного рюкзачка". Заведующая детской библиотеки вручила родителям Благодарственные письма за поддержку Проекта.

Участниками Проекта в 2017 году стали 10 семей с детьми дошкольниками:

  • Коваленко Лёня
  • Фадеев Матвей
  • Вернер Настя
  • Первухина Ксюша
  • Родина Настя
  • Киселев Максим
  • Мельникова Настя
  • Сигутова Даша
  • Охрименко Лида
  • Янкина Марина

Все ребятишки - участники проекта-2017 года пошли в первый класс школ №№93,3 и успешно посещая регулярно библиотеку, закончили 1-й класс. Теперь они наши постоянные читайки.

Проанализировав запись впечатлений, пожеланий участников проекта, воспитателей, сотрудники библиотеки решили продолжить работу Проекта "Волшебный рюкзачок" в 2018 году. На данный момент участниками Проекта в этом году стали уже 6 семей:

  • Кладничкина Лиза
  • Сахарова Полина (дет.сад №7)
  • Гостева Лиза (дет.сад №3)
  • Фомишова Варвара (дет.сад №161)
  • Зыкун Слава (дет.сад № 7)
  • Нестерюк Яна (дет.сад № 7)
  • ............

На данный момент реализация Проекта "Волшебный рюкзачок" продолжается. Проект пользуется успехом среди семей с детьми-дошкольниками. Запись участников проекта продолжается. Цель проекта достигнута - привлечены новые читатели в библиотеку (18 детей). Самое главное достигнуто - родители заинтересованы, дети с удовольствием посещают библиотеку и выбирают сами книги, посещают библиотечные мероприятия; слухи о проекте передаются из уст в уста. О Проекте знают в городе.

ПРОЕКТ
ВОЛШЕБНЫЙ РЮКЗАЧОК

Возрождение традиций семейного чтения в семьях, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста

Давыдова Надежда Вячеславовна ,
заместитель директора МУ «Печорская МЦБС», заведующая Центральной детской библиотекой

Задачи

  • Возродить традиции семейного чтения в семьях, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Содействовать практике семейного чтения, как основы благоприятного психологического климата в семье.
  • Развить читательскую активность детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.

Участники проекта

  • Детский сад «Золотая рыбка» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
  • Детский сад «Родничок» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
  • Школы NN 10, 65, 49, 83 — первые классы
  • Управление образования

Описание проекта
В течение 2008 года Центральная детская библиотека (библиотека семейного чтения) будет работать над продвижением чтения в семьях дошкольников и учащихся первых классов. Для этого мы разработали проект «Волшебный рюкзачок». Он будет реализован вне привычного библиотечного пространства, а именно: через детские сады и общеобразовательные школы города Печоры.
Суть его проекта состоит в том, что в семью ребенка передается «Волшебный рюкзачок»«. «Волшебный рюкзачок» — это ярко оформленный ранец, в который помещаются 5-6 книг для детей, 2 книги для родителей и 2 игрушки (для мальчика и девочки).
Комплект литературы для детей составляется из лучших произведений детской современной и классической литературы. Комплект литературы для родителей — это книги по психологии детского чтения, полезные советы по приобщению ребенка к чтению, памятки, буклеты на тему «Секреты для взрослых, или Как стать родителем читающего ребенка» и т.д. Каждый комплект формируется в соответствие с возрастом детей.
Рюкзачок используется по принципу «кольцевая почта» : берется семьей из группы детского сада или из класса домой на неделю, затем передается в следующую семью и т.д. Когда рюкзачок обойдет все семьи, сотрудники библиотеки обновляют его содержимое.
Для подготовки и реализации проекта будет проведена рекламная кампания. С этой целью будут подготовлены обращения к руководителям управления образования, детских садов и школ с призывом поддержать акцию по продвижению чтения. В группах и классах будут оформлены красочные уголки с информацией о проекте: положения о конкурсах, сам «Волшебный рюкзачок», информация о предлагаемых книгах, экран семейного чтения.
Особая роль в проекте отводится воспитателям и учителям первых классов, как руководителям детского чтения. На них возлагается миссия по поддержке идей продвижения чтения в семьях своей группы или класса.
Будут также разработаны и изданы информационные листовки-обращения к родителям.
Акция «Волшебный рюкзачок» начнется театрализованным представлением для детей в группах детских садов и классах — участниках акции, в ходе которого «Волшебные рюкзачки » будут торжественно переданы в первые семьи.
Чтобы поддерживать постоянный интерес к чтению, в группах детских садов и классах будут проводиться, игры, викторины по книгам из «Волшебного рюкзачка», конкурсы: на лучшую читающую семью, фотоконкурс «Мой волшебный рюкзачок», конкурс детских рисунков «Мой любимый герой книги».
Такие формы работы будут способствовать знакомству детей и родителей с лучшими произведениями детской литературы, общению родителей и детей в группе и школе на тему прочитанных книг. Немаловажное значение имеет и момент состязательности, направленный на вовлечение семей в процесс чтения.
Родители также заполнят анкету-диалог «Читаем вместе» с целью выявления результатов акции. Итоги анкетирования будут подведены на родительских собраниях.
Итогом акции станут праздничные программы для всех участников проекта в День семьи (май) и День матери (ноябрь). Будут подведены итоги конкурсов, лучшие читающие семьи будут награждены грамотами и призами и торжественно посвящены в читатели библиотеки.

Рабочий график проекта

Запланированные мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

Проведение информационной кампании: подготовка писем и обращений к руководителям управления образования, детских садов и школ. Давыдова Н. В.
Информация в СМИ о проекте

В течение года

Давыдова Н. В.
Оформление информационных уголков в группах и классах, участвующих в проекте

Январь-февраль

Филаткина Л. В
Оформление экранов семейного чтения
Разработка положений о конкурсе детских рисунков, фотоконкурса Давыдова Н. В.
Приобретение рюкзачков, литературы, игрушек, методических пособий Давыдова Н. В.
Подготовка и издание буклетов «Секреты для взрослых, или Как стать родителем читающего ребенка» Давыдова Н. В.
Информация для родителей и детей о проекте на родительских собраниях в детских садах. Давыдова Н. В.
Бызова В. С.
Терехина Л. А.
Филаткина Л. Н.
Театрализованные представления в группах детских садов и в классах школ.
Торжественное вручение первых рюкзачков. Фото-, видеосъемки
Анкетирование родителей подготовительных групп детских садов, принявших участие в акции

Март- апрель

Давыдова Н. В.
Филаткина Л. Н.
«Я иду в школу!» — конкурсы, игры, викторины по прочитанным книгам из «Волшебного рюкзачка» в подготовительных группах детских садов

В течение года

Давыдова Н. В.
Бызова В. С.
Терехина Л. А.
Филаткина Л. Н.
Праздничная программа для всех участников проекта в День семьи. Награждение активных участников акции Давыдова Н. В.
Все структурные подразделения ЦДБ
Подготовка пригласительных билетов на традиционную ежегодную программу летнего чтения и досуга «Лето и книга», праздничную программу ко Дню Семьи, Дню матери. Давыдова Н. В.
Бызова В. С.
Терехина Л. А.
Филаткина Л. Н.
Анкета-диалог для родителей «Читаем вместе». Анкетирование родителей детей посещающих младшие, средние, старшие группы детских садов, а также родителей детей- первоклассников, принявших участие в акции. Подведение итогов анкетирования на родительских собраниях
Поделиться: