Критические периоды внутриутробного развития. Критические периоды в развитии эмбриона и плода

Критические периоды – периоды, в которые имеются общие и специфические черты в характере ответных реакций эмбриона и плода на патогенное воздейстивие. Они характеризуются преобладанием процессов активной клеточной и тканевой дифференцировки и значительным повышением обменных процессов.

1-ый критический период от 0 до 8 дней. Считается с момента оплодотворения яйцеклетки до внедрения блатоцисты в децидуальну оболочку. В этот период нет связи эмбриона с материнским организмом. Повреждающие факторы или не вызывают гибели плод, а или эмбрион погибает (принцип «все или ничего»). Характерной чертой периода является отсутствие возникновения пороков развития даже под воздействием факторов внешней среды, обладающих выраженным тератогенным действием. Питание зародыша аутотропное – за счет веществ, содержащихся в яйцеклетке, а затем за счет жидкого секрета трофобласта в полости бластоцисты.

2-ой критический период от 8 дней до 8 недель. В этот период происходит формирование органов и систем, вследствие чего характерно возникновение множественных пороков развития. Наиболее чувтсвительной фазой являются первые 6 недель: возможны пороки ЦНС, слуха, глаз. Под влиянием повреждающих факторов первоначально происходят торможение и остановка развития, затем беспорядочная пролиферация одних и дистрофия других зачатков органов и тканей. Значение в повреждении имеет не столько срок гестации, сколько длительность воздействия неблагоприятного фактора.

3-ий критический период - 3-8 нед развития. Наряду с органогенезом происходит формирование плаценты и хориона. При воздейстивии повреждающего фактора нарушаетяся развитие аллантоиса, который очень чувствителен к повреждению: происходит гибель сосудов, в результате чего прекращается васкуляризация хориона с возникновением первичной плацентарной недостаточности.

4-ый критический период - 12-14. Относится к фетальному развитию. Опасность связана с формированием наружных половых органов у плодов женского пола с формированием ложного мужского гермафродитизма.

5-ый критический период - 18-22 недели. В этот период происходит завершение формирования нервной системы, отмечается биоэлектрическая активность головного мозга, изменения в гемопоэзе, продукции некоторых гормонов.

Влияние неблагоприятных факторов внешней среды и лекарственных средств на развитие эмбриона и плода.

Тератогенез - возникновение пороков развития под влиянием факторов внешней среды (тератогенных факторов) или в результате наследственных бо­лезней.

Тератогенные факторы распространены достаточно широко. Исследования показали, что в течение беременности каждая женщина принимает в среднем 3,8 наименований каких-либо лекарственных средств. В быту и на работе беременные нередко контактируют с различными вредными веществами.

Тератогенным считается химический, физический или биологический фактор, отвечающий следующим критериям:

а) доказана связь между действием фактора и формированием порока развития;

б) эпидемиологические данные подтверждают эту связь;

в) действие повреждающего фактора совпадает с критическими периодами внутриутробного развития;

в) при редком воздействии повреждающего фактора характерные пороки разви­тия формируются редко.

Выделяют следующие особенности влияния тератогенных факторов:

1. Действие тератогенных факторов имеет дозозависимый характер. У разных биологических видов дозозависимость тератогенного действия может различаться.

2. Для каждого тератогенного фактора существует определенная пороговая доза тератогенного действия. Обычно она на 1-3 порядка ниже летальной. В случаях, когда тератогенное действие оказывают возбудители инфекций, пороговую дозу и дозозависимый характер тератогенного фактора оценить неудается.

3. Различия тератогенного действия у различных биологических видов, а также у разных представителей одного и того же вида связаны с особенностями всасывания, метаболизма, способности вещества распространяться в организме и проникать через плаценту.

4. Чувствительность к разным тератогенным факторам в течение внутриутробного развития может меняться.

Основные группы тератогенных факторов:

1. Лекарственные средства и химические вещества.

2. Ионизирующее излучение.

3. Инфекции.

4. Метаболические нарушения и вредные привычки у беременной.

Лекарственные средства.

а) Категория А. На основании контролируемых испытаний установлено, что лекарственные средства, входящие в эту группу, безвредны для плода как в I триместре, так и в поздние сроки беременности. Пример - хлорид калия.

б) Категория В. Экспериментальные исследования не выявили тератогенного действия, либо наблюдаемые у животных осложнения не обнаружены у детей,матери которых принимали лекарственные средства, входящие в эту группу, в I триместре беременности. Пример - инсулин.

д) Категория X. В связи с доказанным тератогенным действием (у животных и у человека) препараты, входящие в эту группу, противопоказаны беременным и в период, предшествующий наступлению беременности. Риск, связанный с приемом препарата, значительно превышает пользу от его применения. Пример - тетрациклины, изотретиноин (изомер витамина А или выокие дозы самого витамина А, более 8000 БД в сутки)).

Основные тератогенные лекарственные средства и химические вещества : метотрексат, андрогены, бусульфан, каптоприл, варфарин, циклофосфамид, диэтилстильбэстрол, фенитоин, эналаприл, этретинат, йодиды, карбонат лития, тиамазол, пеницилламин, изотретийоин, тетрациклины, талидомид, триметадион, вальпроевая кислота, фторхинолоны (ципрофлоксацин, офлоксацин), пириметамин (в исключительных случаях по абсолютным показаниям назначают только в III триместре); производные хлордифенкла, ртуть.

Безвредны для матери и плода: пенициллины, цефалоспорины, эритромицин (группа макролидов), клиндамицин, ванкомицин, изониазид (применяется для лечения активных форм туберкулеза, но профилактическое лечение беременным не назначают).

Неблагоприятного влияния не наблюдалось, однако действие препарата изучено недостаточно, поэтому беременным назначается в крайних случаях: имипенем, азитромицин (группа макролидов), азтреонам (группа монобактамов, действует на анаэробные грамотрицательные палочки), хлорамфеникол, препараты из группы аминогликозидов (гентамицин, канамицин, стрептомицин, амикацин, тобрамицин и др.) в связи с их ото- и нефротоксичностью, метронидазол (может оказывать канцерогенное действие на плод), рифампицин (есть сведения об аномалиях развития конечностей, в связи с этим более безопасным является этамбутол), относительные противопоказания во время беременности имеет зидовудин, применяемый для лечения ВИЧ-инфекции (канцерогенное и тератогенное действие его не изучено, но исследования показали, что он снижает риск трансплацентарной передачи ВИЧ).

Ионизирующее излучение.

Тератогенное влияние оказывают: радиоактивные осадки, лечение радио­активным йодом, лучевая терапия.

1) Высокие дозы облучения.

Нарушения, возникающие при действии радиации, зависят от стадии внутриутробного развития в момент облучения и его дозы. Чаще всего возни­кают микроцефалия, умственная отсталость и задержка роста.

Степень воздействия на эмбрион зависит от срока беременности на момент воздействия:

а) Облучение в предимплантационный период, через 2-4 недели после оплодотворения, вызывает внутриутробную гибель плода (эмбриотоксический эффект) или плод развивается нормально;

б) Воздействие в период органогенеза, через 4-12 недель после оплодотворения, приводит к аномалиям развития, уродствам (тератогенный эффект): наиболее чувствительны мозг (микроцефалия, умственная отсталость), органы зрения (катаракта, микрофтальмия), система кроветворения, наблюдается задержка роста.

г) В период фетогенеза, через 12-16 недель после оплодотворения, наблюдается общая задержка развития плода, задержка умственного развития, возникновение типичных проявлений лучевой болезни, повышенная смертность. После 20 недель последствия такие же, как и при облучении в постнатальном периоде: облысение, поражение кожи и слизистых оболочек, угнетение красного мозга.

г) Генетические воздействия - генные мутации, хромосомные аберрации, которые передаются по наследству.

Доза до 0,25 Гр обычно не вызывает заметных отклонений в общем статусе облученных внутриутробно детей. При дозе 0,25 - 0,5 Гр могут возникать отдельные отклонения в составе крови. Доза 0,5 - 1 Гр обуславливает нерезко выраженные изменения в картине крови, нарушение функции нервной и других систем. Пороговой дозой для острого лучевого поражения принято считать однократное облучение в дозе 1 Гр.

2) Низкие дозы облучения.

Общая частота осложнений у беременных подвергшихся облучению низкими дозами выше, чем в контрольной группе

2. Осложнения беременности: ранние и поздние гестозы, гипертония и гипотония беременных, увеличение частоты угрозы пре­рывания беременности, угрожающая внутриутробная гипоксия плода, увеличение количества патологических родов.

3) Радиоактивный йод.

Облучение радиоизотопами, введенными в организм матери для исследо­вания внутренних органов, аналогично таковому при рентгенографии; однако, в дополнение к другим нежелательным эффектам радиации, может произойти за­держка развития щитовидной железы. Во время беременности следует избегать проведения подобных исследований.

Известны определенные периоды внутриутробного развития, когда зародыш особенно чувствителен к повреждающим агентам - критические или сенситивные периоды. Они характеризуются высоким темпом размножения клеток и синтеза белков, в том числе и органоспецифических (период наивысшего напряжения - спурт); в эти периоды зародыш вступает в новый этап морфогенеза, они наиболее опасны для жизни эмбриона. У человека первый период приходится на первую неделю беременности - предимплантационный или трубный период эмбриогенеза; второй период - от 3 до 8 недели - период большого органогенеза, включающий и формирование плаценты. Большинство эмбриопатий возникает в результате действия повреждающих факторов в эти критические периоды развития. Однако, головной мозг, эндокринная и половая системы плода могут повреждаться на любой стадии развития, т.к. их критические периоды превышают 8 недель. Критическим периодом считается также 3 месяц беременности, в течение которого заканчивается формирование плаценты и ее функция характеризуется высокой степенью активности. В этот период у плода появляются новые рефлексы, образуются зачатки коры головного мозга; формируется костно-мозговое кроветворение, в крови появляются лейкоциты; активируются обменные процессы. Предлагается выделить еще один критический период - 20-24 недели внутриутробной жизни плода. В это время происходит формирование его важнейших функциональных систем.

Характер патологических изменений эмбриона определяется в значительной степени временем воздействия повреждающих факторов. Воздействие патогенного агента в первый критический период может привести к гибели или возникновению аномалий общего характера (задержка развития, снижение жизнеспособности плода); повреждения, наносимые во второй критический период вызывают морфологические изменения в том или ином органе, сочетающиеся с аномалиями развития общего характера. При этом, чем раньше действует повреждающий агент, тем более обширные изменения возникают у эмбриона. Наиболее опасными в смысле повреждения являются: для нервной системы - 18 день беременности; для сердца - 25-38 дни; для конечностей - 25-35 дни; для половых органов - 36-180 дни. Установлено, что различные патогенные факторы, действующие в одинаковые сроки вызывают одинаковые изменения; однотипные воздействия, влияющие в разные сроки дают неодинаковый эффект. Например, облучение беременных самок крыс одинаковой дозой рентгеновых лучей на 10-й день беременности вызывает аненцефалию, на 11 день - микро- и анофтальмию, на 12-й день - гигантский отек тела, на 14-й день - аномалии конечностей.

Определенное значение имеет и место воздействия повреждающего фактора. Так, введение в эксперименте патогенного агента в желточный мешок не изменяет органогенеза и его сроков; в то время как нанесение того же вещества на поверхность хорионаллантоиса или введение в его полость нарушает органогенез.

Для плода благополучно перенесшего критические периоды раннего эмбриогенеза, наиболее опасными являются последние недели внутриутробной жизни, когда возникает диссоциация между относительно быстрым увеличением массы плода и прекращением роста плаценты, а также период первоначальной адаптации организма к новой для него внешней среде, с которой он встречается после рождения (перинатальный период - с 28 недели внутриутробной жизни до 8-го дня периода новорожденности).

Повреждающие факторы действуют на плод непосредственно, повреждая клетку и ее нормальное функционирование или нарушая маточно-плацентарное кровообращение и функции плаценты.

Наряду с высокой повреждаем остью внутриутробного организма ему свойственна и определенная способность к компенсации. Чем раньше произошло повреждение, приведшее в частности, к отставанию в развитии, тем более полной может быть компенсация. Так, если у животных (кроликов, крыс) в первую половину беременности перевязать часть преплацентарных сосудов матки, то в ближайшие дни после этого обнаруживаются отставание в развитии плода и резко деформированная плацента. Но после такой же операции доношенные плоды и их плацента не отличаются от нормальных (Н.Л. Гармашева).

Отставание в развитии различных органов происходит неравномерно и способность их к компенсации тоже различна. Так при недоразвитии нейронов до рождения возможна лишь далеко неполная функциональная реабилитация, а последствия проявляются в тяжелых неврологических явлениях и отставании в умственном развитии.

Отдельные ткани и органы формируются в различные периоды роста эмбриона и плода. При этом ткани организма в момент максимальной интенсивности процессов дифференцировки становятся высоко чувствительными к повреждающим воздействием внешней среды (ионизирующая радиация, инфекции, химические агенты).

Такие периоды, для которых характерна повышенная чувствительность к воздействию повреждающих факторов, называют «критическими периодами эмбриогенеза». Вероятность формирования отклонений в развитии в критические периоды наиболее высока.

Период бластогенеза

По данным ВОЗ первый критический период развития приходится на первые — период бластогенеза. Ответная реакция в этот период реализуется по принципу «всё или ничего», то есть зародыш либо погибает, либо, в силу своей повышенной устойчивости и способности к восстановлению, продолжает нормально развиваться. Морфологические нарушения, возникающие на этом сроке, называют «бластопатиями». К ним относят анэмбрионию, формирующуюся вследствие ранней гибели и резорбции эмбриобласта, аплазию желточного мешка и др. Некоторые исследователи к бластопатиям относят эктопическую беременность и нарушения глубины имплантации развивающегося зародыша. Большая часть зародышей, поврежденных в период бластогенеза, а также те, которые образовались из дефектных половых клеток, несущих мутации, в этот период элиминируется путем спонтанных абортов. По данным научной литературы частота прерывания беременности на этом сроке составляет около 40% от всех состоявшихся беременностей. Чаще всего, женщина даже не успевает узнать о ее наступлении и расценивает эпизод как задержку .

Эмбриональный период

Второй критический период внутриутробного развития продолжается от 20-го до 70-го для после оплодотворения — это время максимальной ранимости зародыша. Весь эмбриональный период — с момента имплантации до 12 недели, — является очень ответственным периодом в развитии человека. Это время, когда происходит закладка и формирование всех жизненно важных органов, формируется плацентарный круг кровообращения, зародыш приобретает «человеческий облик».

Фетальный (плодный) период

Значение генетической составляющей формирующегося организма можно продемонстрировать на примере талидомидного синдрома и алкогольной фетопатии. Талидомидный синдром сформировался лишь у 20% детей, матери которых во время беременности на одних и тех же ее сроках принимали одинаковые дозы талидомида.

Влияние тератогенных факторов чаще всего реализуется в виде развития множественных пороков и аномалий развития, формирование которых зависит от дозы повреждающего агента, продолжительности его воздействия и срока беременности, на котором произошло неблагоприятное влияние.

Статья предоставлена службой "ЭМБРИОТОКС"

Комментировать статью "Критические периоды развития эмбриона"

Критические периоды развития эмбриона. Недели беременности, особенно важные для развития ребенка. Версия для печати. Раннее развитие ребенка начинается с зачатия?

Обсуждение

Наконец-то в телепрограммах "Лучше всех"(Первый телеканал) и "Удивительные люди" (Россия-1) показали интереснейшие результаты, раннего развития по системе МИР, изложенной в книгах:"Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка" (1995 г.), "Читать - раньше, чем ходить" и других книгах П.В. Тюленева (см.: [ссылка-1] обучение чтению, наукам, иностранным языкам,.шахматам, феноменальное физическое развитие, музыкальное развитие и другие результаты, начало которым было положено в 1988 году, см.:- [ссылка-2] и на этом сайте в этой телеконференции.
Честь и хвала Максиму Галкину, замечательному ведущему телеканала, мужу великой Аллы Пугачевой, осмелившемуся показать великолепные результаты раннего развития на Первом не только всей стране, но и, думается, всему миру.
Смотрите и восхищайтесь, воспитывайте своих детей выдающимися людьми и гениями! :)

03.03.2017 06:55:46, Запомнитьхорошо

Как формируется будущий мужчина Закладка половых органов происходит еще в эмбриональный период развития ребенка. Уже к 12-16-й неделе беременности завершается формирование главной отличительной особенности мальчика - полового члена и мошонки. На последних неделях беременности в мошонку через паховый канал опускаются яички - более 97% доношенных новорожденных рождаются с яичками «на своем месте». Герой в младенчестве Первый осмотр новорожденного джентльмена происходит еще в роддоме. А после...

"Элевит Пронаталь" – комплекс витаминов, минералов и микроэлементов, предназначенный для женщин на этапе планирования беременности, во время беременности и после родов в период грудного вскармливания. На сегодняшний день «Элевит Пронаталь» является единственным витаминно-минеральным комплексом (ВМК), эффективность которого в отношении профилактики врождённых пороков развития была клинически доказана 1 . В одной таблетке «Элевит Пронаталь» (что составляет суточную дозу) содержится 800...

Согласно данным международного исследования Фетального алкогольного синдрома, каждая третья женщина не перестает употреблять алкоголь во время беременности, что часто приводит к необратимым изменениям у развивающегося плода. Многие женщины до сих пор не осведомлены о крайней опасности даже небольших доз алкоголя. Термин "Фетальный алкогольный синдром" , или "ФАС", описывает комплекс расстройств, которые развиваются у детей, матери которых употребляли алкоголь во время беременности. До...

В 9 недель беременности вовсю развиваются органы, мышцы и нервы. Самый критический эмбриональный этап пройден и начинается плодный период развития. И так далее... Стоит ли рисковать?

Обсуждение

Найдите Хороший лак и не покрывайте сами. Я абориген в ремонте, и в прошлом году покрывали лаком при наличии маленького совсем ребенка. Хороший лак пахнет НЕ долго, часа за 2-3 запых выветривается почти полностью.

Здоровой беременности это, конечно, не навредит, но я бы категорически НЕ рекомендовала бы это делать

Я имела в виду, что у ВСЕХ женщин есть 3 критических периода за беременность, когда наиболее вероятны всяческие проблемы: это 8-12 нед в 1ом триместре, 18-22 во 2ом, 28-32 в 3ем. Задержка внутриутробного развития плода.

Обсуждение

я отменяла в 16-18 неделек

Отменяют после 14 недель. Лекарство нужно для поддержки беременности с 8 по 12 неделю, это критический срок (таких сроков всего 3 за беременность, ЭКОшниц на эти периоды вообще на сохранение укладывают вне зависимости от самочувствия) - если не хватает собственного прогестерона, то именно в этот период высока вероятность выкидыша или замершей. После 12 недель уже такой угрозы нет, поэтому потихоньку начинают уменьшать дозу, а в 14 недель вообще отменяют. Плацента до 14 недель еще продолжает формироваться, а потом она уже полностью готова для того, чтобы взять на себя заботу о малыше.
У меня самой гормоны сбоят, третью беременность на утрожестане в первом триместре - после отмены никаких проблем.

И еще, когда плод останавливается в развитии, то что с маткой происходит? Матка растет до того срока, пока беременность еще развивается, пока жив трофобласт(а он может немного протянуть без живого эмбриона).

Обсуждение

Тань, я так понимаю, что это ты, вправду, сходи на УЗИ, на твоем сроке это наиболее информативно и тараканов разгонит.
Держу кулаки, чтоб на этот раз все было наилучшим образом!

Не очень понятна суть вопроса. Что вы там увидели на узи? Вы врач-узист, который может интерпретировать картинку? Если нет, забудьте о том узи. Если вы всем этим постом хотите спросить, может ли матка расти при замершей беременности- то нет, она растет при развивающейся беременности. Определение величины матки при ручном осмотре- дело очень субъективное и точным быть не может, так что все эти расхождения в неделю.....

19.05.2009 11:05:33, да

Р.С. - в анамнезе - крупный плод (4100), выдавливание, 7-8 апгар, физическое развитие шустрое Под его руководством проводится коррекция имеющихся нарушений, особенно во время адаптации ребенка в детском саду и школе, а также в критические периоды роста.

Обсуждение

онр, имхо, ерунда. когда есть дизартрия -)
на днях получили на руки школьную карту. речь норма. а сколько бились! да собственно с 2х лет, не смотря на то, что говорить начал в 4 года -((
неправда, что в логопедическом саду "нахватаются ошибок длуг от друга". элементарно, мы ходили в обычный детский сад, там за речью детей никто не следит, и речь тех деток на порядок ниже, чем в специализированном. опять же, в обычном саду к логопеду направляют ближе к пяти годам, и времени исправить остается годаздо меньше, тогда как логопедические группы временного прибывания существуют в логопед. садах уже с двухлетнего возраста.
мы нынешние выпускники логопедического детского сада. как я уже сказала, выходим мы с "речь N"
дизартрию уже тоже не ставят, хотя я конечно до сих пор вижу ее - и солевация еще немного осталась, и язык, если не поддерживать гимнастику, расслабляется. работать, работать, и еще раз работать.
кстати, я противница доверия логопедическим группам. это отмазка для бедных. если нет возможности попасть в логопедический сад - лучше отдать в обычный сад, забирать после обеда и вести к нормальному логопеду. и к дефектологу (дерево-дереья-деревьев, один мяч-много мячей, и тд и тп, по части ОНР, собстна).
в общем будьте здоровы, и не расслабляйтесь. школа на носу, а еще дел куча;)

При ОНР 3 степени в пределах одного диагноза дети бывают разными по проблемам. Там и звукопроизношение, и умение рассказывать, и грамматический строй речи... У нас страдали первые два пункта.
Диагноз снимаемый, конечно. Сняли и нам. Рано начал читать. Рассказывает уже очень хорошо. Пишет только плохо. Даже ставят дисграфию, хотя я вижу уже только отвратительный почерк и пропуски букв иногда. 2 класс обычной школы: 4 и 5.
Сосед по парте (тот же сад) очень средне читает, и не очень рассказывает, а пишет получше. Троек много.
Дизартрия тоже была. Занятия сильно исправили ситуацию, но не до конца.
"Много жестов, задыхается, торопится и вообще срывается из повествования" - речевом дыханием занимаются? У нас пошло ухудшение потом в 1 классе к сер. года. Следите, чтобы не выросло в логоневроз. Запинки, заминки, паузы в середине предложения, слова, повтор слога, тянем Э-Э, ну-у-у, как сказать... Нет такого?
А неврология вообще в норме? Часто ММД прилагается...

13.04.2007 17:34:23, ЛяМур

Время быть осторожной (критические периоды беременности). Недели беременности, особенно важные для развития ребенка. Обсудим сроки...Когда лучше зачать ребенка?

Обсуждение

Была сильная уверенность в успехе. Необычная. Появилась где-то за 5-4 дней до задержки. А признаков не было никаких. Разве что в туалет чаще ходила, из-за изменения гормонального статуса.

спала-спала-спала,на работе даже спала,грудь болела,поправилась (определила по брюкам,они застегивались на талии,поэтому заметила) в общем все!!!

Герпес (herpes) впервые был описан еще в древней Греции, Название этого вируса Наиболее типичные вирусные заболевания эмбриона и плода. В ожидании чуда зачатия. Время быть осторожной (критические периоды беременности).

Обсуждение

Сережа, пожалуйста неволнуйтесь! Постараюсь хоть как то прояснить ситуацию.
К 30-и годам до 100% населения инфицируется ЦМВ и герпеса и и остаются носителями до конца жизни.
Любой женщине планирующей беременность рекомендуется обследование на ЦМВ и герпес.
Я не знаю обследовалась ли ваша жена? Если обследовалась то скорее всего в крови уже были найдены Ig G и не было Ig М, так как беременеть в таких ситуациях врачи не рекомендуют. То что Ваша жена доносила малыша до 14 недели - я считаю очень хорошим признаком, того что все пока благополучно.
Потому что чаще всего проблемы на ранних сроках, когда иммунитет падает настолько, что начинается вторивный рецедив болезни. С вирусом герпеса этого не произошло. А вот ЦМВ голову поднял. У меня титр антител ЦМВ инфекции 1:3200 (сильноположительно). Планировать беременность мне пока нельзя. Но на ушах никто не стоит. Сказали, что у многих такая ситуация, что нужно просто держать ситуацию под контролем. Думаю врач который наблюдает вашу жену именно этим и занимается- держит ситуацию под контролем. Он обязательно примет соответствующие меры, и в определенные сроки назначит вам обследования, чтобы убедиться, что плод развивается нормально!
В любом случае нормы в разных лабораториях разные и в скобках должно быть указано насколько сильна инфекция (слабоположительна, сильноположительна...)
Рекомендую Вам почитать информацию вопрос-ответ на сайте http://www.mama.ru/gynecolog/ (2.2. Беременность на фоне заболеваний (инфекц.))
там у людей такие же проблемы
А здесь приведу коротенькую справочку, чтобы Вас приободрить. Будем надеятся только на хорошее!
ЦМВ IgM, IgG Цитомегаловирус - имеется у большинства взрослых людей. Имеет клиническое значение только во время беременности (опасность первичного инфицирования плода и новорожденного) и у людей с иммунодефицитом. В других ситуациях исследование и тем более лечение не требуется. IgG-антитела, как и при других инфекциях, означают наличие долговременного иммунитета к вирусу, дают гарантию того, что организм с вирусом уже встречался, а значит первичного инфицирования, наиболее опасного во время беременности, не будет. На фоне хронического носительства ЦМВ-IgG может возникать обострение, тогда появляются IgM, и возникает опасность заражения плода, поэтому требуется лечение. Для плода риск при вторичном обострении гораздо ниже, чем при первичном. Отсутствие IgG означает отсутствие иммунитета, и требует частого скрининга для своевременного выявления первичного инфицирования и лечения.
IgM-, IgG- Отсутствие иммунитета к вирусу. Потенциально опасная ситуация при планировании и во время беременности - опасность первичного инфицирования.


ВПГ I, II, IgM, IgG Герпес бывает двух локализаций (на лице и на половых органах) и вызывается двумя типами вируса - I и II. Нет строгой ассоциации: половой герпес - II тип, а лицевой - I. Обе локализации могут быть вызваны любым типом вируса. Герпес - хроническая инфекция, после первичного инфицирования вирус живет в нервных клетках постоянно, вызывая периодические обострения. Лечение требует не присутствие вируса, а его клинические проявления. При беременности обострение герпеса (любого типа и локализации) может создавать угрозу инфицирования плода, поэтому ориентируются не только на клинические признаки, но и на уровень антител в крови.
IgM-, IgG- Отсутствие иммунитета к вирусу. Потенциально опасная ситуация при планировании и во время беременности - опасность первичного инфицирования. Особенно опасно отсутствие антител ко всем типам вируса.
IgM-, IgG+ Самая благоприятная ситуация. Наличие иммунитета, нет риска первичного заражения, риск вторичного обострения зависит от состояния иммунной системы, поддается профилактике, и не представляет большой опасности для плода.
IgM+, IgG- Первичное инфицирование. Во время беременности и у новорожденного требует срочного лечения. Во время планирования беременности требует отсрочки зачатия до формирования иммунитета и исчезновения IgM.
IgM+, IgG+ Вторичное обострение. Не создает такой угрозы для плода, как первичное, однако все равно требует лечения.

Я уже это выкладывала здесь примерно год назад, чуть-чуть повторюсь:о))).

Информации не Бог весть сколько, но я такая неграмотная в плане психологии, что для меня это было ну просто открытием.

Цитирую здесь:

"Кризис 3-х лет относится к числу острых. ... Симптомы называют семизвездием кризиса 3-х лет.

1. Негативизм - реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.
Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан
свои первоначальным решением.

3. Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х
лет.

4. Своеволие. Стремится все делать сам.

5. Протест-бунт. Ребенок в состоянии конфликта с окружающими.

6. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

7. Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и
братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка.
Проявляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У
детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью,
самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать
выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают
проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
..............

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так
называемые критические.

Критические периоды. Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке:
7 лет, 3 года, 13 лет, 1 год, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в
целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу,
так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает
незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация)
наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

2. Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их
эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание
количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными
переживаниями.

3. Негативный период развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов,
совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько
теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание
старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский
назвал эти приобретения новообразованиями. Новообразования критических периодов носят переходный
характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у
годовалых детей.

Стабильные периоды. Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не
качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.
Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Динамика развития.

1. К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей
действительностью - социальная ситуация развития.

2. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.

3. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.

4. Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический
период.

(Р.П.Ефимкина "Детская психология", НГУ, научно-учебный центр психологии)

А ежели забеременеть зимой, так там плюсов особых нет, а вот минусов много: 1. первый триместр приходится на пик эпидемического неблагополучия в плане гриппа и ОРЗ (а в это время, как уже говорилось ранее, эмбрион проходит критический период развития...

Эмбриология человека изучает процесс развития человека, начиная с оплодотворения и до рождения. Эмбриогенез человека, продолжающийся в среднем 280 суток (10 лунных месяцев), подразделяется на три периода: начальный (первая неделя развития), зародышевый (вторая-восьмая недели), и плодный (с девятой недели до рождения ребенка).

Стадии эмбриогенеза:

В процессе эмбриогенеза можно выделить следующие основные стадии:

1. Оплодотворение ~ слияние женской и мужской половых клеток . В результате образуется новый одноклеточный организм-зигота.

2. Дробление. Серия быстро следующих друг за другом делений зиготы. Эта стадия заканчивается образованием многоклеточного зародыша, имеющего у человека форму пузырька-бластоцисты , соответствующей бластуле других позвоночных.

3. Гаструляция . В результате деления, дифференцировки, взаимодействия и перемещения клеток зародыш становится многослойным. Появляются зародышевые листки эктодерма, энтодерма и мезодерма, несущие в себе накладки различных тканей и органов.

4. Гистогенез , органогенез , системогенез. В ходе дифференцировки зародышевых листков образуются зачатки тканей, формирующие органы и системы организма человека.

Критические периоды - периоды, в которые имеются общие и специфические черты в характере ответных реакций эмбриона и плода на патогенное воздейстивие. Они характеризуются преобладанием процессов активной клеточной и тканевой дифференцировки и значительным повышением обменных процессов.

1-ый критический период от 0 до 8 дней. Считается с момента оплодотворения яйцеклетки до внедрения блатоцисты в децидуальну оболочку. В этот период нет связи эмбриона с материнским организмом. Повреждающие факторы или не вызывают гибели плод, а или эмбрион погибает (принцип «все или ничего»). Характерной чертой периода является отсутствие возникновения пороков развития даже под воздействием факторов внешней среды, обладающих выраженным тератогенным действием. Питание зародыша аутотропное - за счет веществ, содержащихся в яйцеклетке, а затем за счет жидкого секрета трофобласта в полости бластоцисты.

2-ой критический период от 8 дней до 8 недель. В этот период происходит формирование органов и систем, вследствие чего характерно возникновение множественных пороков развития. Наиболее чувтсвительной фазой являются первые 6 недель: возможны пороки ЦНС, слуха, глаз. Под влиянием повреждающих факторов первоначально происходят торможение и остановка развития, затем беспорядочная пролиферация одних и дистрофия других зачатков органов и тканей. Значение в повреждении имеет не столько срок гестации, сколько длительность воздействия неблагоприятного фактора.


3-ий критический период - 3-8 нед развития. Наряду с органогенезом происходит формирование плаценты и хориона. При воздейстивии повреждающего фактора нарушаетяся развитие аллантоиса, который очень чувствителен к повреждению: происходит гибель сосудов, в результате чего прекращается васкуляризация хориона с возникновением первичной плацентарной недостаточности.

4-ый критический период - 12-14. Относится к фетальному развитию. Опасность связана с формированием наружных половых органов у плодов женского пола с формированием ложного мужского гермафродитизма.

5-ый критический период - 18-22 недели. В этот период происходит завершение формирования нервной системы, отмечается биоэлектрическая активность головного мозга, изменения в гемопоэзе, продукции некоторых гормонов.

В течение беременности существуют периоды, которые являются критическими для развития плода. Также наиболее высока и угроза прерывания самой беременности, другими словами, невынашивания. В это время следует предельно внимательно относиться к себе, к состоянию своего здоровья, чтобы помочь будущему малышу чувствовать себя уютно в его первой вселенной – мамином животике. Подробно рассказать Вам том, когда нужно соблюдать осторожность и по каким причинам, - основная цель нашей статьи.

«Критические периоды» - что это значит?

Беременность - одна из форм сосуществования двух организмов, двух миров, сливающихся в единое целое: женщины и развивающегося в её утробе дитя.

Успешное течение беременности обеспечивается адаптацией мамы и будущего ребенка друг к другу. Всё дело в том, что процессы этой адаптации очень сложные и в определенные моменты функционируют чрезвычайно напряженно.

Критические периоды беременности, или критические периоды в развитии эмбриона и плода - это те периоды, когда чувствительность их повышается, а адаптационные возможности снижаются и зародыш становится особенно легко уязвимым.

Эти периоды характеризуются активными клеточными и тканевыми процессами и значительным повышением обмена веществ.

Действие неблагоприятных факторов окружающей среды:
А) недостаток кислорода (гипоксия),
Б) переохлаждение,
В) перегревание,
Г) врачебные препараты,
Д) токсины,
Е) продукты химического производства,
Ж) возбудители вирусных и бактериальных инфекций и т.д.,

в зависимости от стадии развития зародыша может оказаться крайне опасным и даже губительным для него.

Итак, давайте выделим в каждом триместре свои критические периоды параллельно с характерными причинами прерывания беременности.

I триместр (с первой по 15 неделю беременности).

Первый критический период приходится на 2-3-ю недели беременности, когда женщина может еще не предполагать, что в ее организме начинает развитие новая жизнь . На этом сроке происходит имплантация плодного яйца, т.е. его внедрение в слизистую оболочку матки. Процесс имплантации может нарушаться:

  • при аномалиях строения матки (инфантилизме, двурогой или седловидной матке, наличии перегородки в полости матки);
  • при травмах эндометрия, т.е. внутреннего слоя матки в результате искусственных абортов и воспалительных заболеваний (хронического эндометрита);
  • при наличии миомы матки;
  • при рубце на матке после кесарева сечения и других операций.

Еще одна причина прерывания беременности на самых ранних сроках - хромосомные и генетические аномалии развития зародыша. Происходит своего рода естественный отбор будущего потомства.

Кроме того, имплантации могут воспрепятствовать любые сбои в деятельности материнского организма, стрессы, переживания, тяжелая физическая нагрузка . Об этом и о том, как стараться предупредить угрозу, говорилось в статье «Угроза выкидыша – что делать?» .

И все же хочется еще раз заметить, что именно на ранних сроках наиболее уязвим. Такая работа, как подъём тяжелых сумок, передвижение мебели или стирка объёмных вещей вручную сейчас не для Вас. Даже если проблема заключается в отсутствии помощников, некоторые дела можно сделать и после родов. Не слишком свежие шторы на окнах явно потерпят до смены еще несколько месяцев. Все дело в том, чтобы Вы теперь осознали, что сами должны пока потерпеть их ради себя и будущего крохи.

Обещаю, что после его рождения Вы будете так благодарны себе, что не стали лишний раз рисковать ради поддержания идеальной чистоты и других любимых, но опасных дел!

Второй критический период – это 8-12 недель беременности.

В этот период начинает развиваться плацента, и основная причина прерывания в эти сроки - гормональные нарушения.

Основные гормональные расстройства, приводящие к выкидышам:

  • нарушение функции яичников,
  • усиление выработки в организме женщины мужских половых гормонов,
  • нарушение функции щитовидной железы.

Нередко эти гормональные нарушения одновременно могут наблюдаться у одной женщины. При невынашивании беременности обычно речь идет о стертых формах эндокринных нарушений, не имеющих отчетливых симптомов. Вне беременности эти расстройства, как правило, никак себя не проявляют, но при беременности приводят к нарушению механизмов, обеспечивающих ее сохранение.

Нарушения функции яичников могут быть врожденными или следствием абортов, воспалительных процессов или нарушения функции других эндокринных желез - гипофиза, надпочечников, щитовидной железы. Чаще всего наблюдается недостаток прогестерона - гормона яичников, необходимого для поддержания беременности на ее ранних сроках.

Снижение уровня прогестерона приводит к угрозе прерывания беременности. В некоторых случаях может быть исходно снижен как уровень прогестерона, так и других яичниковых гормонов, в особенности эстрогенов. Последние, в частности, влияют на рост и развитие матки. При недостатке эстрогенов отмечается недоразвитие матки и ее слизистой оболочки - эндометрия. После оплодотворения плодное яйцо внедряется в эндометрий. Если он развит недостаточно, то процесс внедрения зародыша в стенку матки может нарушаться, что приводит к выкидышу.

Усиление выработки в организме женщины мужских половых гормонов может быть следствием повышенного образования мужских половых гормонов (андрогенов) как в яичниках, так и в надпочечниках . В любом случае повышение уровня андрогенов приводит к снижению уровня эстрогенов и часто вызывает выкидыш или приводит к неразвивающейся («замершей») беременности в ранние сроки.

Беременность

Нарушение функции щитовидной железы нередко сопровождается дисфункцией яичников.

II триместр (с 15 по 27 неделю беременности).

Критический период - 18-22 недели беременности.

  1. Сейчас основной причиной прерывания служат инфекционные заболевания, передающиеся половым путем.

Возбудители инфекций:

  • хламидии,
  • токсоплазмы,
  • уреаплазмы
  • вирусы герпеса и др.,

коварны в плане возможности нарушения функции плаценты, инфицирования плодных оболочек, преждевременного излития вод.

Внимание! Здесь остановлюсь специально, чтобы сказать: пожалуйста, не предавайтесь панике, если у Вас имеется одно из перечисленных заболеваний, называемых также «скрытыми инфекциями». Акушерская практика показывает, что огромное количество детишек рождается абсолютно здоровыми, если у мамы есть подобные проблемы, и наяву все шансы благополучного исхода беременности. Если заболевание не удалось пролечить заранее (что, в основном, встречается при незапланированной беременности), можно лечиться и сейчас. Существуют препараты (в том числе и антибиотики), разрешенные в период беременности и не наносящие вреда плоду.

    В это время активно растет матка. А представляют опасность аномалии расположения плаценты, например, низкое прикрепление.

    Истмико - цервикальная недостаточность.

Шейка матки во время беременности служит своеобразным «запором», удерживающим беременность в полости матки.

Истмико-цервикальная недостаточность - это патология шейки, при котором она неспособна выполнять эту функцию. Под действием силы тяжести плодное яйцо постепенно опускается вниз, шейка матки раскрывается и… беременность прерывается.

Для устранения истмико-цервикальной недостаточности необходимо до наступления критического срока наложить шов на шейку матки. Бояться абсолютно не стоит, обычно эта манипуляция проводится после сдачи необходимых анализов, с обезболиванием.

здоровье своего ребенка, - задача нелегкая и уж тем более далеко не приятная.

Но важно то, что при своевременном обращении многие заболевания и патологии можно пролечить доступными средствами и во время беременности. Если много работы по дому, то в критические периоды попытаться распределить свои силы, отложить или «отбросить» наиболее опасные занятия. При излишних напрягах на работе поможет четкое знание современного законодательства , регулирующего права беременных женщин.

Знания в наш век – это серьёзное, мощное оружие, которое позволяет избежать куда более тяжелых проблем, если им вовремя воспользоваться. И пусть у Вас все будет хорошо!

Елена ВЛАДИМИРОВА

Поделиться: