Методика воспитательной работы педагога в доу. Методы воспитательной работы. Большие эндокринные перестройки, которые идут в подростковом возрасте, обеспечивают процесс роста и развития организма и адаптации к внешним условиям

Воздействие педагога на ребенка в рамках реализации своих профессиональных функций называется воспитательной работой.

Воспитательная работа, проводимая педагогом, включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.

В связи с вышесказанным, передо мной стоит следующая цель по развитию личности ребенка: развитие каждого индивида с раскрытием того потенциала, которым его одарила природа. Отсюда же вытекают следующие задачи:

1. Формирование здорового образа жизни.

Предполагает: рациональное питание, рациональную организацию учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам и регулярные занятия физкультурой и спортом.

2. Формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Вооружение детей знаниями о морали, раскрытие ее сущности, формирование культуры общения, внешности, навыков и привычек нравственного поведения.

3. Формирование эстетического вкуса детей, способности видеть, беречь и создавать красоту.

4. Развитие творческих способностей детей, их фантазии, воображения, пробуждение в детях потребности в занятиях творчеством и самовыражении через творчество.

5. Формирование чувства коллективизма, взаимопомощи, как в коллективе объединения, так и в разных возрастных группах.

6. Подготовка детей к взрослой жизни (приобретение детьми навыков и умений для жизни в семье, обществе).

Главными инструментами решения воспитательных задач являются методы и приемы воспитания, формы работы. Под методами воспитания понимаются способы взаимодействия педагогов и детей, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников (выдержка, навыки самоконтроля, дисциплина, организованность, культура общения и др.)

Можно выделить следующие доминирующие методы воспитания- самовоспитания:

· Убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера). Используется для формирования взглядов, понятий, установок, предполагается разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Самоубеждение - дети осознанно, самостоятельно формируют у себя комплекс взглядов, исходя из самостоятельно сделанных выводов.

· Стимулирование и мотивация (мотивационная сфера). Стимулирование - помогает формировать умение правильно оценивать своё поведение. Подразумевается поощрение и наказание.

· Внушение и самовнушение (эмоциональная сфера). Формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Внушать - воздействовать на чувства, а через них на ум, волю человека. Часто сопровождается процессом самовнушения.

· Требование и упражнение (волевая сфера). Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения поставленной цели, совершенствование навыков самостоятельного поведения. Требования различают по форме предъявления - прямые и косвенные.

· Воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера). Направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Сокращённо называют - методы воспитывающих ситуаций.

· Метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). Рефлексия - процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Предполагает не только познание самого себя, но и выяснение отношений к себе окружающих. При использовании метода дилемм каждый ребёнок может привести свои доказательства чего-то, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в тех или иных жизненных ситуациях.

Приём - это элемент метода, его составная часть, разовое участие, отдельный шаг в реализации метода.

Реализуя свои функции, педагог дополнительного образования осуществляет выбор форм работы с детьми. Прежде всего, они связаны с организацией разнообразной деятельности детей. Их можно разделить:

· По виду деятельности - учебная, трудовая, художественная;

· По способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;

· По времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель) и традиционные (регулярно повторяющиеся);

· По субъекту организации;

· По результату - информационный обмен, выработка общего мнения;

· По числу участников - индивидуальные, групповые, массовые;

В своей работе я применяю следующие методы и формы воспитательной работы:

1. Беседа, рассказ. Побуждает детей к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и усвоению новых путём самостоятельных размышлений, выводов, обобщений. Например, при формировании у детей нравственного поведения, а именно, при формировании культуры общения на занятиях проходит цикл бесед "Месячник приятного общения".

Беседы о внешности, о предметах туалета, гигиены - "Для чего нужен носовой платок?" Беседы об искусстве, о картинах. При формировании здорового образа жизни - беседы о вреде наркомании, алкоголя, курения - "Будь здоров", "Красота и здоровье - родные сёстры", "Азбука здоровья".

Такая работа проводится в основном для группы детей и преследует свои цели:

· Научить детей правилам этикета;

· Развивать культуру общения, поведения;

· Формировать потребность к здоровому образу жизни;

· Формировать эстетический вкус и др.

2. Дискуссия. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Создание педагогом особой эмоциональной атмосферы, т.е. я могу предложить детям обсудить какую-либо проблему и вместе её разрешить.

3. Творческое задание. Способствует развитию фантазии, воображения. Тяга детей к созданию необычного, нового, поможет им стать мыслящими неординарными, творческими людьми в любой профессии.

(Книга С. Крылова "300 творческих конкурсов")

4. Логическая задача. Способствует развитию умственных способностей детей, связанных с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

5. Коллективная (групповая) форма работы. Способствует развитию гуманных взаимоотношений между детьми, формированию у них коммуникативных навыков. Сюда можно отнести такие мероприятия, как

Тематический вечер;

- "Поле чудес";

Художественная выставка творческих работ детей;

Турнир умельцев;

Неделя добрых дел;

Город весёлых мастериц;

Подготовка и проведение различных праздников совместно с детьми (например, 8 Марта для девочек - конкурсы и различные задания, мамы - жюри).

Первое групповое дело было проведено в русле замечательных дней уходящего лета и наступающей красивой осени, когда ещё жизнь в полном цвету, но уже неотвратимо надвигающимся засыпанием: "Путешествие в осеннее царство".

Планируется проведение и семейных конкурсов, праздник 8 Марта совместно с мамами, бабушками. (Приложение 2)

6. Метод стимулирования - создание ситуации успеха (рождает чувство уверенности в своих силах, стимулирует интерес); поощрения и наказания. Используется на каждом занятии.

7. Упражнения. Повторное (многократное) выполнение действия с целью овладения им, повышения качества. Например, производственно-трудовые упражнения, т.е. выполнение отдельных приёмов вязания на спицах для приобретения навыков и умений, необходимых в будущей жизни в семье, в обществе. Для воспитания дружеских отношений в объединении организовано приветствие по цепочке: один - второму, второй - третьему и т. д., добавляя в момент приветствия комплимент в адрес товарища.

8. Работа с книгой. Способствует формированию бережного отношения к книге, возможности самостоятельно или с помощью педагога обрабатывать информацию. Например, во время беседы по какой-либо теме идёт и чтение книги по этой же теме, затем следует её обсуждение. На занятиях используется различная литература по бисероплетению, где дети самостоятельно "читают" схемы, плетут по ним изделия, т.к. детей много, то актуально обратить внимание на их бережное отношение к книге. На занятиях используется чтение сказок, затем их обсуждение.

9. Организация работы детей-консультантов, т.е. дети, которые усваивают материал быстрее других, могут быть помощниками своему педагогу.

10. Индивидуальный подход к детям. Творческое начало заложено в каждом ребёнке, важно искать способы его раскрытия. Вера в успех детей приносит реальные плоды. Необходимо уделять внимание каждому ребёнку, независимо от успешности его занятий, и помочь раскрыться ребёнку. При подготовке каждого дела нужно учитывать каждого индивида, найти ему такое дело, которое он мог бы сделать лучше других.

11. Дидактическая (познавательная) игра. Главное назначение этого метода - стимулирование познавательного процесса. Особое место в жизни ребёнка, а значит и в воспитании, занимает игровая деятельность. Игра-школа подготовка к жизни. Через игру и в процессе игры ребёнок проживает все основные ситуации жизни, упражняет свои физические и духовные силы. В процессе игры ребёнок не замечает усталости. Игра может быть подвижная и спортивная:

· театрализованная;

· интеллектуальная;

· проблемно-ролевая.

12. Экскурсии, посещение выставок, музеев. Позволяют организовать наблюдение и изучение различных видов трудовой деятельности, знакомство детей с различными ремёслами, работами мастеров. Экскурсия сочетает в себе рассказ, объяснение, демонстрацию, наблюдение.

Следует отметить, что многие рассмотренные методы работы не являются абсолютно новыми, но все они отвечают определённой педагогической логике. Приёмов и методов, форм воспитательной работы может быть бесконечное множество, каждая ситуация рождает новые, каждый педагог использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

"Чистых" методов не бывает, т.е. на одном занятии может быть использовано несколько методов и форм работы, например, беседа по какой-либо теме, чтение рассказа по этой же теме, обсуждение (дискуссия) по данному рассказу, просмотр иллюстраций или картин по теме, выполнение рисунков.

Для сплочения коллектива объединения проходят различные конкурсы, праздники, "Поле чудес".

Занятия в детском объединении имеют большое воспитательное значение. В процессе работы по бисероплетению у детей формируются качества, необходимые для дальнейшей трудовой деятельности: усидчивость, самостоятельность, аккуратность, чувство ответственности, взаимопомощь.

Кроме того, объединение "Бисероплетение" - это одна из форм эстетического воспитания детей. В объединении дети кратко знакомятся с историей бисера, орнаментным искусством, законами красоты в костюме, одежде.

Кроме того, занятия в объединении приносят детям душевное равновесие, снимают усталость, улучшают настроение.

Для выявления нравственных ценностей детей проведена работа по методике "Что такое хорошо и что такое плохо?" Л.М. Фридмана. Цель: с помощью анкетирования установить нравственные представления детей.

Детям предлагается в письменном виде привести хорошо известные им примеры:

1 зла, сделанного тебе другими;

2 доброго дела, свидетелем которого ты был;

3 совершённого тобой или кем-то бесчестного поступка;

4 проявленной кем-то из твоих друзей безответственности.

Из анкет детей можно определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах (чуткости, честности, ответственности) считают, что богатство можно нажить и честным трудом.

Работа над формированием нравственных ценностей детей будет продолжаться.

Для проверки качественной стороны содержания моей деятельности провожу анкетирование учащихся и их родителей (Приложения №4-№7).

Вопрос о классификации методов

Определение

Методика воспитательной работы - это отдельный раздел теории воспитания, который занимается изучением специфики организации воспитательного процесса в образовательных, воспитательных учреждениях и детских организациях, разрабатывает рекомендации по эффективной реализации воспитательной работы.

«Российская педагогическая энциклопедия» определяет методы воспитательной работы как «совокупность общих способов решения воспитательных задач и воплощения воспитательных взаимодействий». При этом отмечается трудность классификации методов, так как они различаются по целям, средствам, по последовательности, очередности их применения.

Н. И. Болдырев и Н. К. Гончаров выделяют 3 группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

Другая группа ученых (В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев) также называет 3 группы методов: организация детского коллектива, убеждение и стимулирование.

Т. А. Ильина характеризует следующие группы методов: убеждение (словесное объяснение, дискуссия), организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование), стимулирование поведения (оценка, взаимооценка, похвала, одобрение, наказание).

Г. И. Щукина объединяет методы в такие группы: многоплановое воздействие на понимание, чувства и волю учащихся (беседа, диспут, метод примера, убеждение); организация работы и формирование опыта социального поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); регулировка, коррекция и стимулирование поведения и деятельности (соревнование, одобрение, наказание, оценка). Основным аспектом данной классификации считается функция метода по отношению к деятельности.

В. А. Сластенин под методами воспитательной работы признает способы взаимосвязанной работы педагогов и воспитуемых. Он называет 4 группы методов: формирование сознания личности; организация работы, общения, опыта социального поведения; стимулирование и мотивация труда и поведения; контроль, самоконтроль деятельности и поведения.

П. И. Пидкасистый характеризует метод как способ педагогического управления деятельностью (познавательной, трудовой, социальной, нравственной, спортивной, художественно-эстетической, творческой), в ходе которой осуществляется самореализация личности и ее всестороннее развитие.

В.А. Караковский предлагает иную классификацию методов, подбирая в роли основополагающего аспекта главное средство воспитания: воспитание словом, воспитание делом, воспитание ситуацией, воспитание игрой, воспитание общением, воспитание отношениями.

Виды методов

Определение

Методы воспитательной работы в общем смысле понимаются как пути или способы организации этой воспитательной работы, совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Достичь положительных результатов воспитательной деятельности позволяет применение таких основных методов, как убеждение, организация работы, стимулирования поведения и деятельности.

Метод убеждения прежде всего обращен к сознанию личности. Главный источник является слово, сообщение, анализ информации. Причем это не только слово взрослого, но и самих воспитанников. Слово педагога оказывает сильное влияние на разум и чувства детей, но это требует высокой культуры и профессионализма. Данный метод действует через беседу, рассказ, обоснование, внушение.

Организация работы обучающихся считается основным методом воспитательной деятельности. Он включает в себя приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование применяется как предъявление к исполнению конкретных норм поведения, инструкций, правил. По форме требования бывают прямые и косвенные. Прямые зачастую звучат в форме приказа, а косвенные в форме пожелания, совета.

Определение

Общественное мнение - это выражение массового требования.

Оно используется при обсуждении действий, проведения каких-либо мероприятий.

Определение

Воспитывающие ситуации - это ситуации затруднения, выбора, толчка к действию.

Их можно использовать в самых разных вариантах. Они обеспечивают усвоение ценностей и приобщение к соответствующим нормам поведения.

Методы стимулирования поведения и деятельности побуждают к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают одобрение или осуждение поступка. Эмоциональной основой данных методов считается переживание, самооценка обучающегося, осмысление поступка, вызванные оценкой друзей. Человеку в коллективе свойственно ориентироваться на признание, согласие и поддержку собственного поведения. В данном случае возможно скорректировать поведение обучающихся при помощи его оценки.

Выбор методов

Педагог в воспитательной работе должен опираться на лучшие качества личности воспитанника, развивать их, многократно усиливая уверенность ребенка в себе, в собственных возможностях.

Каждый метод применяется в зависимости от опыта воспитателя, личного стиля его профессиональной работы, возникшей педагогической ситуации.

Правила выбора методов обусловлены следующими критериями:

  • гуманизм взаимоотношений преподавателя к воспитанникам;
  • системный подход (каждый метод может дополнять, исправлять либо уточнять другой);
  • подготовка и соответствие метода реальным условиям и средствам его осуществления.

Методы воспитательной деятельности находится в зависимости от общественного окружения, а также уровня становления коллектива, в который входят воспитанники.

Итак, выбор, предпочтение тех или других методов воспитания, какая-либо их композиция находятся в зависимости от конкретных условий педагогического процесса. При этом важно принимать во внимание следующие обстоятельства:

  • точное направление воспитания, потребность которого диктуется образовавшейся ситуацией;
  • возрастные особенности воспитанников. Ясно, что невозможно использовать одни и те же методы для старших и младших классов, для студентов и аспирантов.
  • Уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых обществ, в которых осуществляется воспитательный процесс: по мере подъема степени сформированности положительных качеств коллектива следует надлежащим образом изменять и методы воспитательной работы;
  • индивидуальные особенности воспитанников: невозможно использовать одни и те же воспитательные методы для людей, относящихся к различным эмоциональным типам, темпераментам.

В следствии всего сказанного опытнейший педагог обязан овладевать всей совокупностью воспитательных методов, подбирать такие их композиции, которые наиболее подходят в конкретной ситуации, и иметь в виду, что шаблон в данном деле неприемлем.

Методика воспитательной работы - раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы в образовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.

Понятие воспитания

Издревле слово “воспитание” означало вскармливание. Но люди еще на заре человеческого общества поняли, что ребенок нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной.

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Рассмотрим традиционную и нетрадиционную трактовку воспитания. В педагогике традиционно понятие “воспитание” употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим . Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, река жизни воспитания пересыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей.

Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание - это вечная категория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания.

Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.

Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на сознание и поведение людей.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы. Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.

Дело в том, что воспитанием -передачей накопленного опыта - занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может| быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами. Таким образом, мы рассмотрели социальную сущность воспитания.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и других социальных науках, понятие “воспитание” часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, “физическое воспитание”, “эстетическое воспитание”.

Нетрадиционное понимание воспитания сформировалось в русле гуманистической педагогики, где под воспитанием понимается процесс культуроемкого развития человека.

Воспитание взаимосвязано с перевоспитанием.

Перевоспитание – это целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие, изменение каких-то привычек, норм и правил поведения, общения.

Идея саморазвития и самовоспитания в педагогическом процессе.

Основной идеей теории и методики воспитания является идея саморазвития и самовоспитания личности.

Л.С. Выготский писал, что “Человек, в сущности, воспитывает себя сам…С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого”. Педагог не может сделать воспитанника не лучше, не хуже. Он может лишь создать условия, чтобы воспитанник захотел стать и стал таким, каким бы хотел его видеть педагог.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности в деле самосовершенствования положительных и преодоления отрицательных качеств и привычек.

Выделяют два основных источника самовоспитания:

    внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия.

    внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий Я-реального и Я-идеального, между притязаниями и возможностями, между осознанными недостатками и возможностями их исправления.

Самовоспитание предполагает активную, деятельную позицию личности по отношению к себе самой. Это позиция – позиция субъекта. В наиболее распространенных словарных и энциклопедических определениях содержания понятия “субъект” сводится к следующему:это активно действующий индивид или социальная группа, обладающие волей, способностью к рефлексии, изменению окружающей среды и самоизменению, осуществляемому в предметно-практической деятельности и процессе познания. Отношения между воспитателем и воспитанником строятся каксубъек-субъектные отношения. И характеризуются не воздействием, влиянием одной стороны на другую, авзаимодействием.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

декан факультета/

директор института

«___» ___________ 20__ года

(указывается наименование дисциплины (модуля) в соответствии с рабочим учебным планом)

Трудоемкость (в зачетных единицах) 11,28

Направление подготовки: 540600 Педагогика

Профиль подготовки (магистерская программа): Воспитательная работа

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр педагогики

1. Цель изучения дисциплины (модуля).

Цель: формирование ясного понимания основных понятий методики воспитания, готовности осуществлять воспитательную деятельность.

2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы .

Учебная дисциплина «Методика воспитательной работы» относится к циклу дисциплин профильной подготовки.

Изучению данной дисциплины предшествуют «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая и практическая педагогика», «Системы воспитательной работы в образовательных учреждениях г. Томска», «Практикум по решению воспитательных задач», «Психология человека», «Анатомия и физиология человека», так как для успешного освоения курса студенту необходимы теоретические знания:

Особенностей педагогической деятельности, профессиональной компетентности педагога, педагогических основах различных видов профессиональной деятельности , гуманистической природе педагогической деятельности;

Теорий целостного педагогического процесса; теорий обучения и воспитания, компетентностного подхода к построению педагогического процесса, о возрастосообразности педагогического процесса;

Взаимосвязи теории и практики в педагогике, методологии практической педагогической деятельности, ценностно-смысловом самоопределении педагога в профессиональной деятельности, особенностях педагогического проектирования, технологиях решения педагогических задач, формах взаимодействия субъектов в педагогических процессах, здоровьесберегающих технологиях педагогического процесса, возрастосообразных технологиях оценки достижений учащихся,

Видов и типов профессиональных задач, алгоритм решения профессиональной задачи, способы оценки решения задачи, анализ собственной деятельности, технологию педагогической поддержки детей разного возраста, диагностические методики изучения детей, технологии оценки их достижений, формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, способы организации образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи;

О человеке как субъекте; индивиде, личности, индивидуальности; сущности процессов познания, общения, деятельности; поведения, сущности и особенностей сознания и самосознания; функциональной и структурной организации психики; интегративных психических образований: мотивационных, аффективных , темпераментных, сенсорных, психомоторных, мнемических, интеллектуальных, речевых, коммуникативных, регуляторных, креативных, нравственных;

Основ строения тела человека, возрастных изменения, происходящих в организме; общих физиологических закономерностей жизненных процессов, строения, функционального значения, возрастных особенности отдельных систем организма (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, эндокринной и др.), сенсорных систем.

Уметь
- выделять компоненты профессиональной педагогической деятельности и профессиональной компетентности педагога;
- выделять этапы решения педагогических задач, классифицировать педагогические задачи; оценивать достижения учащихся;
- различать понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальности»; выделять особенности протекания психических процессов;

Выделять возрастные особенности отдельных систем организма;

Пользоваться современными средствами коммуникации (e-mail, интернет, телефон и др.)

Изучение УД «Методика воспитательной работы» необходимо для успешного выполнения заданий во время учебно-исследовательской и педагогической практик, изучения следующих дисциплин: «История образования и педагогической мысли», «Сравнительная педагогика», «Этнопедагогика и этнопсихология», «Социальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психология воспитания школьников», Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе», «Основы менеджмента в образовании и управление воспитательными системами», «Дополнительное образование детей».

3. Требования к уровню освоения программы.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

Общие вопросы методики воспитания;

Базовые теории воспитания и развития личности;

Закономерности и принципы, формы и методы воспитания;

уметь:

­ анализировать теоретическую и методическую литературы о воспитании;

­ методикой организации жизнедеятельности детей на каникулах;

­ методиками диагностики воспитания школьника и сообщества-коллектива

4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) _______ зачетных единиц и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

1 семестр

2 семестр

3 семестр

Аудиторные занятия

Практические занятия

Семинары

Лабораторные работы

Другие виды аудиторных работ

Другие виды работ

Самостоятельная работа

Курсовой проект (работа)

Расчётно-графические работы

Формы текущего контроля

самостоятельные

Воспитательный процесс как компонент целостного образовательного процесса школьников

Воспитание в контексте модернизации образования

Методика и технология воспитания как способы осуществления педагогической деятельности

Педагогическая программа воспитания школьника

Детский коллектив как объект и субъект воспитания

Методика организации взаимодействия семьи и школы.

Методика оценки и анализа результатов коллективной жизнедеятельности, воспитательной деятельности, воспитательных влияний (методика исследования результативности воспитательного процесса).

5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).

РАЗДЕЛ 1. Воспитательный процесс как компонент целостного образовательного процесса школьников (60 часов)

Тема 1. Воспитание. (6 часов)

Воспитание как культурно-исторический феномен. Воспитание – категория педагогической науки. Факторы и условия воспитания. Функции воспитания. Принципы воспитания.

Тема 2. Основные понятия теории и практики воспитания. (10 часов)

Становление, развитие, формирование, воспитание. Взаимосвязь воспитания, обучения и образования. Педагогический процесс, процесс воспитания, воспитательный процесс. Воспитывающая деятельность, воспитательная деятельность, воспитательная работа. Система воспитания, воспитательная система, система воспитательной работы.

Тема 3. Понятие и сущность воспитательного процесса. (10 часов)

Воспитательный процесс: цель, сущность. Воспитательная деятельность как компонент воспитательного процесса. Системная природа воспитательного процесса. Логика и противоречия воспитательного процесса. Целостность как характеристика воспитательного процесса. Способы описания динамики развития воспитательного процесса. Деятельность воспитателя в рамках воспитательного процесса.

Тема 4. Целеполагание в воспитательном процессе. (6 часов)

Сущность, назначение цели и целеполагания. Особенности процесса целеполагания. Система целей и задач. Способы целеполагания.

Тема 5. Содержание воспитательного процесса.(8 часов)

Тема 6. Методы педагогического взаимодействия. (10 часов)

Педагогическое взаимодействие: сущность и принципы. Понятие методов, приемов, средств воспитания. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности ребенка. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.

Тема 7. Формы воспитательной работы. (10 часов)

Понятие формы воспитательной работы. Классификация форм воспитательной работы.

Тематические и ситуационные формы воспитания. Формы музыкально-творческой деятельности для среднего школьного возраста. Формы познавательной деятельности .

Игры, ситуации, политинформации. Формы трудовой и профориентационной деятельности. Формы экологического воспитания.

РАЗДЕЛ 2. Воспитание в контексте модернизации образования (30 часов).

Тема 8. Особенности современного воспитаниячасов)

Современные подходы к воспитанию: возрастной, индивидуальный, личностный, деятельностный, антропологический, акмеологический, герменевтический. Амбивалентный, парадигмальный, системный, целостный, синергетический, средовый, событийный. Современные концепции и модели воспитания. Антропоцентрические и социентрические концепции воспитания. Основные положения личностно-социальной (интегративной) концепции воспитания. Традиционная модель воспитания. Государственно-политическая. Функционально-ролевая модель. Педоцентрическая модель воспитания. Диалоговая модель воспитания.

Тема 9. Школа как воспитательная система. (10 часов)

Отличительные особенности школы как обучающей, социализирующей и воспитательной системы. Воспитательная система: сущность, структура. Характеристика основных компонентов. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы. Критерии оценки воспитательной системы. Моделирование воспитательной системы.

Характеристика отечественных гуманистических воспитательных систем. Характеристика зарубежных гуманистических воспитательных систем.

Духовно-нравственное воспитание. Гражданско-патриотическое воспитание. Эстетическое воспитание. Воспитание толерантности.

Тема 11. Система деятельности педагога-воспитачаса).

Характеристика деятельности педагога-воспитателя в системе воспитательной работы школы. Воспитательная работа классного руководителя . Внеклассная воспитательная работа.

РАЗДЕЛ 3. Методика и технология воспитания как способы осуществления педагогической деятельности (20 часов).

Тема 12. Методика воспитания как компонент воспитательного процесса. (8 часов)

Взаимосвязь теории, практики и методики воспитания. Понятие методики воспитания. Сущностные признаки методики воспитания: логика, стра­тегия и тактика действий, технологичность. Уровни применения методики. Параметры методики педагогической деятельности. Структура организации воспитательного процесса на уровне общей и частной методики. Значение методики для педагога-практика. Основания для выбора методики. Осознанность применения методики. Результативность методики.

Тема 13. Технология воспитания. (12 часов)

Общая характеристика педагогических технологий. Проектирование педагогических технологий. Понятие технологии воспитания. Отличие технологии от методики воспитания. Воспитательная технология. Технологический шаг. Технологичность воспитателя. Психолого-педагогическая диагностика как технология. Технология профессиональной ориентации школьников. Технологии воспитания: тренинг общения, шоу-технологии, групповая проблемная работа, «Информационное зеркало».

РАЗДЕЛ 4 . Педагогическая программа воспитания школьника и методика ее проектирования (26 часов).

Тема 14. Программа воспитания в воспитательном процессе (4 часов).

Назначение программы воспитания. Алгоритм программной профессиональной работы педагога. Воспитанность как продукт программного воспитания.

Тема 15. Общая модель программы воспитания (6 часов).

Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества.

Формирование ценностных отношенирй к нормам культурной жизни. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни. Формирование образа жизни, достойного Человека. Формирование жизненной позиции.

Тема 16. Возрастные модификации программы воспитания школьника (6 часов).

Программа воспитания первоклассника. Программа воспитания младшеклассника. Программа воспитания младшего подростка. Программа воспитания старшего подростка. Программа воспитания старшеклассника. Программа воспитания выпускника школы.

Поделиться: