Патриотическое воспитание дошкольников по фгос: темы занятий. Актуальность вопросов воспитания чувства патриотизма при формировании жизненной позиции учащихся

Об актуальности патриотического воспитания молодежи

Автор : Загайнов Сергей Валерьевич
* * *
Сегодня в мире сложная геополитическая ситуация: происходит очередное перераспределение сфер влияния между крупнейшими субъектами мировой политики. Пошатнувшийся мировой гегемон в лице США пытается из-за всех сил сохранить свое господство через сохранение долларовой системы, контроль над ключевыми геополитическими и богатыми ресурсами регионами.
По сути, как признают политологи, мир находится на пороге третьей мировой войны, которая может грозить уничтожением большей части человечества.
Не случайно наш Президент, ссылаясь на свой опыт, в Послании говорит: «ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны».

В настоящее время на земле есть несколько «горячих» точек, где развернуты широкие военные действия.
А также против стран, которые противостоят влиятельнейшим субъектам мира сейчас ведётся война в экономической, финансовой, политической и других сферах, но главное внимание отводится войне идеологической.

Идеологическая война, идущая в форме информационно-психологической войны, играет решающую роль в разрушении государственности. Понимаете, в наше время не нужно вторгаться на территорию противника, рисковать своей армией. Наиболее эффективно подорвать государство, приговоренное к уничтожению изнутри – пример реализации этого вы видите сейчас на Украине, а до этого были Ливия, Сирия и ещё не один десяток государств – ничего хорошего теперь там нет.
Каков механизм подрыва общества изнутри?
В мирное время с помощью информационно-психологических операций в население внедряются чуждые идеологические и социальные установки, формируются ложные стереотипы поведения, изменяются в нужном направлении чувства и воля граждан. Эти операции должны создавать атмосферу недовольства, вызывать недоверие к собственной власти, содействовать возникновению оппозиционных групп. Такая информационная кампания подготавливает почву для успешного осуществления политических и военных действий.
Не думайте, что все, что было только что сказано никак не касается нашего государства. Только за последние два года было как минимум две попытки подорвать Казахстан изнутри (я имею ввиду в данном случае сценарии специально разработанные для нас западными режиссерами цветных революций). Но в обоих этих случаях развертывания казахстанского «майдана» удалось избежать только благодаря решительности нашего президента и оперативным действиям спецслужб.
Противостоять таким вызовам, попыткам расшатать ситуацию в Казахстане можно только одним способом – сформировать в обществе абсолютное большинство патриотически настроенных людей. Иными словами – воспитать как можно больше патриотов своей страны, которые будут отметать чуждые, насаждаемые извне идеологические установки.
Поэтому мы и поднимаем сегодня эту важную тему – патриотизм. Что такое патриотизм? Это нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность идти на определенные жертвы ради блага Отечества.
Кстати, если возвращаться к сценариям цветных революций, то в тех странах, где они произошли, патриотическое воспитание очень тонко отодвигалось и заменялось воспитанием толерантности либо, подменялось националистическим воспитанием. Поэтому считаю нужным остановиться на данных понятиях.
Толерантность - как раз это понятие и предполагает лояльное восприятие чуждых идей и ценностей. Чрезмерное насаждение толерантности приводит к уничтожению собственного духовного стержня народа, стирает национальное самосознание. Вспомните, прежде такого понятия не было, а было воспитание уважения к другим культурам.
Другая негативная крайность – национализм. Это любовь только к своему народу и ненависть к другим – либо к каким-то определенным, либо ко всем. Именно на этом в свое время был сделан акцент в Украине.
Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам . Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением.

Патриотическое воспитание: актуальность, цели, задачи

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно – нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации, когда ей плохо. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.

В настоящее время насаждается культ развлечений и потребительства, эрзац – культуры, ложные жизненные ценности. Вместо Матросовых, Карбышевых, хороших матерей и отцов символами становятся - деньги, гламур, «рублевка», успех любой ценой. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Если такая модель утвердится окончательно, то наш народ может превратиться в бездумное население, а рядом сплоченные идейно цивилизации: мусульманский мир, растущий Китай, проявляющие имперские амбиции Соединенные Штаты Америки.

Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

Цели патриотического воспитания:

  • Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
  • Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
  • Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
  • Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
  • Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
  • формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
  • физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
  • методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
  • активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях

Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.


Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться. В данном проекте мы обращаемся к теме 70-летия Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.


Цели проекта: Донести до подрастающего поколения значение Победы советско­го народа в Великой Отечественной войне. Вызвать интерес к военной ис­тории нашей Родины. Помочь детям сохранить в памяти этот светлый праздник. Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.


Задачи проекта: Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину. Создать условия для восприятия целостной картины самой кровопро­ летной и страшной из войн в исто­рии человечества. Знакомство детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению. Организация домашней беседы детей с родителями о родственниках- участниках Великой Отечественной войны (Организация поисковой деятельности детей по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны).




Наши партнеры

Патриотизм в наше время

Патриотизм в наше время.

Патриотизм?… Если спросить у нашей молодёжи о том, что это такое, то ответов отличных от стандартной фразы: «Любовь к Родине», практически не будет. Люди часто говорят, что они патриоты. Продолжают говорить: «я люблю Родину!», но совсем не задумываются над значением этих слов. Дело в том, что патриотом, стало быть модно. Идёт сильнейшая пропаганда поднятия восстанического духа, единства народа и на ряду с этим - патриотизма. Но это понятие искажается, становится испорченным, и постепенно перерастает в национализм. Одни кричат: «я - Русский!», и идут унижать другие национальности, в слух говоря о том, что нужно избавлять Россию от иных наций, нежели славян. Избавлять от тех, чьи люди стояли за целостность Российского государства в войнах, плечом к плечу с нашими дедами! Это совсем не проявление любви к России, как к Родине.

У некоторых патриотизм проявляется лишь на словах. Многие, говоря: «я - патриот» продолжают пить, курить - тем самым ломая здоровое будущее страны, ругаться матом - уродуя родной русский язык, и ленятся учиться и работать, что приводит к деградации нации. Так разве так проявляется любовь к Родине?

Так же на ряду с этими «патриотами» есть люди, которые мечтают уехать их страны, и мечтая о заграничной жизни говорят что у нас всё плохо, что всё не так, как надо, что мы гиблая страна и ни чего уже не изменить. А сами они что-нибудь для того, чтобы это изменить предприняли? Так если все будем бежать, то ни чего и не улучшиться. Кому всё менять? Кому улучшать? Люди плюют на судьбу страны, не принимая активного участия в её истории, не ходя на выборы и нарушая закон.

Я считаю, что если уж любить Россию, то любить всем сердцем. Она наша Мать, Родина и Дом. И не в коем случае нельзя отворачиваться от неё. Да, у нас много минусов и проблем, но только любя её, мы можем их исправить.

Как можно говорить о патриотизме, когда нынешняя молодежь даже не знает своей истории, когда нет уважения к старшим. Что даже не то что учителей в школе не слушают, но и на родителей своих плюют.

Любовь к Родине начинается с самого рождения, и сопровождает нас всю жизнь. При рождении любовь к матушке России, выражается в любви к маме. В её глазах мы первый раз видим, что-то родное, нашу Родину. После добавляется уже в школе любовь и уважение к учителю, который обучая, вкладывает в нас душу. Дальше она проявляется в глазах наших дедушек и бабушек, которые жертвовали собой ради нашей светлой и спокойной жизни. Дальше родину мы видим в глазах любимого нами человека. А далее в наших детях. Когда смотришь маленькому ребёнку прямо глаза в глаза, в эти ещё ни чем не осквернённые глазки, то сразу понимаешь ради кого и чего надо жить.

Любовь к Родине тесно переплетается с любовью к природе России. К нашим Русским берёзкам, колосьям, к земле, на которой мы трудимся, и родным окрестностям.

Русский народ из покон веков гордился своей историей. Во многих войнах Россия побеждала благодаря силе духа Русского народа, благодаря сплочённости русских людей и их любви к Родине.

Именно это чувство позволяло не убегать с поля сражения, идти на смерть, выживать в голодные годы, превозмогая сложнейшие жизненные трудности, и с оружием в руках идти на врага.

К сожалению, в последнее время эти чувства стали слабеть. Теряются идеалы и цели. Существование многих людей становится бессмысленным. Поколение наших родителей ещё имеет какие-либо осознанные и продуктивные ориентиры, а наша молодёжь в большинстве своём этих ценностей перенять не смогла, а в большей степени не захотела.

У нового поколения свои взгляды на жизнь. И молодёжь расставила приоритеты с точностью наоборот. Сейчас на первом месте стоят модные вещи, машины, деньги, в общем, материальные блага. Для многих стало важнее пойти и расслабиться путём распития алкоголесодержащих напитков, нежели провести вечер с семьёй. Учёба отодвигается на второй план, а все возможные развлечения на первый. Люди стали забывать историю, уже не помнят национальных героев, а вместе с этим и совсем забывают ценности.

Проблема в том, что сознания молодёжи не хватает, что бы осознать нынешнее критическое положение, и предпринять какие либо действия, во их исправление.

«Я - Патриот», «Я люблю Россию!», «Великая Россия!» - говорит наша молодёжь, продолжая при этом выпивать, принимать наркотики, курить и ругаться матом. Таким образом, плюя на всё подвиги предков, на все их достижения и прожитую жизнь.

Вопрос о патриотизме сейчас стоит очень в сложном положении. Картинка красивого, верующего и искренне любящего свою страну народа есть, а в действительности? …..А в действительности сейчас в молодежной среде есть определенная часть юношей и девушек, которые включили патриотизм в систему своих ценностных ориентаций. К сожалению, эта часть не так значительна, как хотелось бы. Но лед тронулся. И это самое главное.

В этом году Россия будет отмечать 200 лет со дня Отечественной войны. Двести лет назад русский народ одержал великую победу над иноземными захватчиками, «великая» армия Наполеона разбилась о стойкость русского народа, храбрость и мужество русских войск.

Победа России - это непросто чудо, это выражение непреклонной воли и безграничной решительности всех народов России, поднявшихся в 1812 году на Отечественную войну в защиту национальной независимости своей родины.

Для самой России последствия Отечественной войны были огромны. Не морозы и не пространства России победили Наполеона: его победила сопротивление русского народа. Патриотизм русского народа, мужество солдат армии и искусство полководцем, твердая решимость императора Александра 1 - вот основные причины победы России в Отечественной войне 1812 года. Отрицать роль стихийных факторов нельзя, но они играли второстепенную роль.

Русский народ отстоял свое право на независимое национальное существование и сделал это с такой неукротимой волей к победе, с таким истинным презирающим всякую шумиху героизмом, с таким подъемом духа, как никакой другой народ в тогдашнем мире.

Я благодарен за Подвиг в Отечественной войне 1812 года, за Победу над врагом всему народу и каждому человеку отдельно. Они были частицей огромной силы. В Победе есть доля каждого! Они завещали нам жизнь! Пусть я не буду «полководцем» в этой жизни, но я постараюсь быть достойным своих предков. Они были одними из миллионов людей, для которых понятие патриотизма складывалось из любви к дому, семье, своему корпусу, двору, улице, городу, стране, родине.

Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела.

Патриотизм нужно воспитывать с малых лет, воспитывать дух служения, единения, верности, честности, дисциплины. Только такие люди чести и породят сильную, законную, национальную власть. Наше дело — дело Русского государства. Для этого надо жить интересами Родины, самопожертвованным служением ей, интересами целого, бороться за общее благо, а не за личное, все чувства и мысли подчинить патриотическому и государственному служению Родине.

В конце своей статьи хочу процитировать слова великого русского писателя Валентина Пикуля, он говорил: «Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы - как деревья без корней. Будем чтить священную память людей из былого времени - с их нелегкой и сложной судьбой».

Гришаев Роман, вице-сержант 7 роты 2 взвода

Руководитель - Горячкина Людмила Николаевна, зав.библиотекой

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N.Ya. Chernyshkina The Urgency and Necessity for Civic and Patriotic Education of Youth in Modern Russia

The urgency and necessity of civic and patriotic education of youth in modern Russia are grounded. The special attention is paid to the increasing youth"s activity in order to solve the task of country"s modernization, democracy development and bettering civil society in Russia.

Key words and word-combinations: civic education, patriotic education, modernization, youth activity.

Доказаны актуальность и необходимость гражданского и патриотического воспитания молодежи современной России. Обращается внимание на повышение активности молодежи для решения задач модернизации страны, развития демократии и совершенствования гражданского общества в России.

Ключевые слова и словосочетания: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, модернизация, активность молодежи.

УДК 74.200:60.54 ББК 371.4:316.34/35

С.Ю. Наумов,

Н.Я. Чернышкина

АКТУАЛЬНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

I еополитическая открытость границ Российского государства служила причиной постоянной угрозы агрессивных внешних вторжений. Защищать родную землю от врага всегда считалось не только обязанностью, но священным гражданским и патриотическим долгом. Идея сплоченности общества в интересах достижения государственных целей основывалась на историческом опыте России - страны многонациональной и многоконфессиональной. Гражданственность и патриотизм стали определяющими чертами нравственной позиции народа, базирующейся на консолидации всех этносов, населяющих Россию. Эти понятия осознавались россиянами не только как чувство любви к Родине и необходимость служения ей, но и как нечто большее: желание гордиться своей страной, приносить пользу, быть ответ-

ственным за ее судьбу. Наш земляк, патриот и великий гражданин России Н.Г. Чернышевский подчеркивал: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство -силою его патриотизма» .

Актуальность и объективная необходимость гражданского и патриотического воспитания на современном этапе обусловлены, на наш взгляд, рядом обстоятельств:

Включением всех слоев общества, особенно молодежи, в процесс модернизации России;

Требованием консолидировать российское общество для решения задач экономической, социальной и политической стабильности общества, его дальнейшего развития;

Задачами дальнейшей демократизации, строительства и совершенствования гражданского общества, его институтов;

Утратой многих традиций, в том числе гражданских и патриотических, деформированием связи поколений.

Гражданское и патриотическое воспитание являются важнейшими направлениями формирования граждан Российской Федерации - строителей демократического, гражданского общества. При этом следует различать предназначение этих направлений. Выработанные в обществе законы, нормы, идеи, взгляды, идеалы определяют сознание человека. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности: усвоение ключевых идей равенства всех перед законом, соблюдение прав человека. Сформированное гражданское сознание дает возможность оценивать социальные явления и процессы, собственные поступки и действия с позиций интересов общества. Главная задача патриотического воспитания заключается в культивировании высших идей, связанных с любовью и преданностью Родине, защитой ее интересов и священных рубежей.

Размышляя о воспитании гражданина, В.Г. Белинский различал функции родителей и школы, отмечая при этом их взаимосвязь: «На родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений - сделать их учеными, гражданами, членами государства... Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин» .

Во все времена молодежь являлась стратегическим потенциалом общества и важнейшим ресурсом его модернизации. В настоящий период в нашей стране насчитывается 38 млн молодых граждан, что составляет 28% населения Российской Федерации . Основная их часть хорошо вписана в современное прагматичное и инновационное время и не боится трудностей. К сожалению, в последнее время значение молодежи недооценивается, что отрицательно сказывается на ее настроении, самооценке. Все это усиливает актуальность и необходимость гражданского и патриотического воспитания молодежи. Подрастающие поколения должны в полной мере осознавать, какая ответственность ляжет на их плечи через 10-20 лет, поэтому уже сегодня необходимо привлекать молодежь к решению важных государственных проблем, повышать степень ее участия в жизни общества.

Россия находится в самом эпицентре геополитических и геоэкономических противостояний. Борьба за передел сфер влияния, сырьевые ресурсы, рынки сбыта, то и дело возникающие территориальные претензии могут в любой момент перерасти в явные угрозы национальной безопасности государства. Именно поэтому так значимо общественно-политическое единство российского социума, основанное на успешном гражданском и патриотическом воспитании всего народа, особенно молодежи. Если мы хотим, чтобы наша страна была могучей державой, уважаемой во всем мире, необходимо укреплять ее своим трудом, ратными подвигами, своей гражданской позицией, патриотизмом в больших и малых делах. Огромную роль в этом процессе призвана играть историческая память.

Историк и политик Н. Нарочницкая подчеркивает: «История сегодня стала инструментом в политике целого ряда стран, которые, создавая извращенное представление о прошлом, настраивают общество против развития отношений и сотрудничества с нашей страной. Такое происходит на Украине, в Грузии, Прибалтике, Польше» . Особенно заметной данная тенденция стала на фоне подготовки празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Парламентская ассамблея ОБСЕ 3 июля 2009 г. приняла резолюцию «Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке», которая носит провокационный характер, грубо искажает исторические факты и оскорбляет живую память россиян, принесших на алтарь Победы десятки миллионов жизней. По мнению российских парламентариев, этот документ ставит на одну доску нацистскую Германию и СССР - одно из главных государств - участников антигитлеровской коалиции и учредителей ООН, что «является прямым оскорблением памяти наших соотечественников, отдавших в годы Второй мировой войны свои жизни за освобождение Европы от фашистского ига. От холокоста, от газовых камер и концлагерей, за то, чтобы мы, потомки павших, жили в мирной и свободной Европе» .

Подобного рода нападки стремятся не только принизить значение Великой Победы и поставить под сомнение державный статус и право России находиться среди победителей. Цель состоит в том, чтобы подорвать веру россиян в самих себя, привить комплекс неполноценности и вины, уничтожить благородные чувства гражданственности и патриотизма. Все эти происки идут в русле «ценных указаний» американского политолога З. Бжезинского «лишить русских русскости, украинцев - украинности, а белорусов - белорусскости». И тогда, по его мнению, нас можно будет взять голыми руками .

Учить давать отпор всем фальсификациям и фальсификаторам истории России является важнейшим элементом гражданского и патриотического воспитания. Как справедливо отметил Д.А. Медведев, «мы одной крови с теми, кто победил, стало быть, все мы - наследники победителей. <...> Нужно помнить и уважать наше прошлое. И работать по-настоящему ради будущего» . Председатель Государственной Думы Б. Грызлов отметил острую актуальность необходимости противостоять попыткам пересмотра исторических фактов, значи-

мых как для России, так и для всего мира. Он предложил ввести для учебников по истории строгую экспертизу со стороны научного сообщества и Министерства образования и науки РФ .

Произошедшая в 1990-е годы переоценка ценностей, девальвация традиций вследствие недооценки утверждения в обществе принципов нравственности, гражданственности и патриотизма привели к тому, что молодежь перестала верить старшему поколению. «Идеи патриотизма и гражданственности были подвергнуты тщательной ревизии, вплоть до полной замены их смысла» . Сложившаяся ранее система гражданского и прежде всего патриотического воспитания была разрушена. В сознание людей, особенно молодежи, стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. В немалой степени этому способствовала роль так называемых «свободных средств массовой информации», которые сделали «героями» не честных людей, тружеников и патриотов, а коррупционеров, воров, проституток, пьяниц, убийц, занимались очернительским толкованием исторических фактов и событий.

Только с начала 2000-х годов стал подниматься вопрос о «воскрешении» духовно-нравственных основ общества, о необходимости разработки программы патриотического воспитания граждан России. Без этого организовать людей на активное участие в демократических процессах, в строительстве гражданского общества просто невозможно. Известный русский писатель Д. Гранин высказал интересные мысли об истории, патриотизме и нравственности: «Мы хотим воспитать патриотов? Но патриотизм воспитывается любовью к отечественной истории, родной природе. Патриотизм воспитывается стихами, музыкой, песнями» .

Сегодня слова «патриотизм», «гражданственность», «любовь к Родине» вновь обретают свое высокое значение. Общество и государство пытаются совместными усилиями преодолеть состояние безнравственности и безродного космополитизма, которые, казалось бы, надолго утвердились на российской земле. В подтверждение следует привести примеры официальных документов, действие которых направлено на решение обозначенной задачи.

Принятие в 2001 г. Правительством РФ Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации явилось знаковым событием. Тем самым было положено начало оценке роли гражданственности и патриотизма и их места в обеспечении национальной безопасности России, открыты новые перспективы и возможности в организации и содержании гражданского и патриотического воспитания в новых исторических условиях. На заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам 21 мая 2003 г. была одобрена Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, которая отражает совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации . Исходя из положений Концепции, была разработана и принята Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» , которая стала логическим продолжением упомянутой государственной Программы. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и в Стратегии государствен-

ной молодежной политики в Российской Федерации подчеркивается объективная необходимость и актуальность гражданского и патриотического воспитания новых поколений . В целях обеспечения согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций, направленной на противодействие фальсификации российской истории, Указом Президента РФ 15 мая 2009 г. создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России .

Исторический опыт показывает, что гражданственность и патриотизм способны творить чудеса, они придают огромную идейную и материальную силу обществу и государству. Решая в настоящее время стоящие перед страной задачи, граждане России должны опираться на морально-нравственные ценности, выработанные нашим народом за более чем тысячелетнюю историю. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне, гражданственности и патриотизма, ее активности будут зависеть успехи движения России по пути модернизации, демократических преобразований и строительства гражданского общества.

Библиографический список

1. Воронцов В.В. Симфония разума: афоризмы и изречения отеч. и зарубеж. авторов. Изд. 8-е. Саратов, 1979.

2. Умом и сердцем: мысли о воспитании. М., 1989.

3. Будущее в руках молодежи // Наша молодежь. 2010. № 4 (10).

4. Добрынина Е. Модерн и бараки: Социологи выяснили, готовы ли россияне к модернизации страны // Рос. газ. 2010. 9 июня.

8. МедведевД.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газ. 2009. 13 нояб.

9. Мельников И. Учебники по истории должны продолжить советскую традицию // Рос. газ. 2007. 23 июня.

10. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социс. 2007. № 4.

12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»: утв. постановлением Правительства РФ от 16 февр. 2001 г. № 122 // СЗ РФ. 2001. № 9. Ст. 862.

13. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. URL: http:// www.fadm.gov.ru/projects/280/535/MAIN

14. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»: утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. №9 422 // СЗ РФ. 2005. № 29. Ст. 3064.

15. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Рос. газ. 2009. 19 мая.

16. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 3). Ст. 5622

Поделиться: