Развитие личности через занятия спортивными играми. Влияние игры в футбол на физическое и психологическое развитие личности. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Спорт - очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному. Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Роль спорта в воспитании "нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство" велика и многозначительна, нелишне привести здесь высказывания тех, кто целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных. Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта мысль близка к философскому обобщению человеческого бытия.

Социализация спортсмена. Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

Первичная социализация спортсмена - это сфера межличностных отношений (например, спортсмен - тренер). Вторичная социализация - сфера социальных отношений (например, спортсмен - федерация по виду спорта). Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, тренер - администратор, воспитатель, учитель), а вторичной - одну, две.

Социальная ответственность спортсмена. Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:

массовый спорт (народный, ординарный, "спорт для всех");

спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);

профессиональный (коммерческий) спорт.

Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта.

Целеустремлённость - проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

Настойчивость и упорство - проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.

Решительность и смелость - проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в

практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность - проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий.

Выдержка и самообладание - проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.

Таким образом, становиться ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Спорт может формировать у человека столь необходимую ему в жизни уверенность в себе, в своих силах, преобладающий положительный и стенический эмоциональный фон, оптимизм. Как черту характера. Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена.

Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к спорту проявляет всё большее число людей. А значит - доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает.

Согласно действующим государственным образовательным стандартам и примерной программе по предмету «физическая культура», с 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В число рекомендованных базовых игр входят: баскетбол, волейбол, ручной мяч и футбол. По своему воздействию спортивные игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.

Цель исследования - изучение влияния занятий баскетболом на скорость процессов восприятия и переработки информации в центральной нервной системе. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

  1. Определить и сравнить уровень пропускной способности мозга у обучающихся, имеющих разный двигательный режим.
  2. Выявить влияние занятий баскетболом на функциональное состояние пропускной способности мозга.
  3. Определить возможность применения методов корректурных проб для контроля над развитием тактического мышления воспитанников.

В исследовании приняли участие 32 человека, из них 16 человек, не занимающихся баскетболом. Все испытуемые - лица мужского пола. Объектами исследования явились воспитанники в возрасте 14 лет (8 класс), занимающиеся дополнительно баскетболом 3 раза в неделю по 1.5 ч в Кузнечихинской школе, в секции баскетбола в течение трех лет. Контрольную группу составили школьники того же возраста, занимающиеся баскетболом только на уроках, в рамках программы. В качестве методов исследования применялись корректурные пробы (психологические методики, позволяющие с определенной долей вероятности судить о развитии такого психического качества, как внимание) – тест с кольцами Ландольта и вариант буквенной таблицы Анфимова.

По результатам наших исследований были сделаны следующие выводы:

  1. Полученные результаты, а также имеющиеся в литературе данные, позволяют говорить о том, что занятия баскетболом способствуют достоверному улучшению восприятия и переработки информации.
  2. Величина пропускной способности мозга может являться важным критерием контроля тактической подготовленности обучающихся.
  3. В задачу формирования внимания входит не только его развитие, как отдельного психического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное, т.е. такого внимания, которое вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. В результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
  4. Применение методов корректурных проб позволяет производить контроль над развитием тактического мышления, не требует громоздкой аппаратуры и большого количества времени. Этот метод может быть использован в любых условиях – на тренировке, отдыхе или соревнованиях.

Игровые виды спорта, как средство гармонически развитой личности с целью дальнейшей социализации и адаптации ребенка в обществе.

При написании работы мною была поставлена цель – показать нравственно - эстетические и социальные аспекты игровых видов спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда. И по этому игровые виды спорта в школах с ОВЗ являются не только эффективным средством физического развития школьника, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности, формой организации и проведения досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе , которые очень трудно даются детям после окончания наших школ, на трудовую деятельность, и ценностные ориентации. Умение владеть игровыми видами спорта предоставляют каждому ребенку с нарушенным интеллектом широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.

В наших школах физическая культура рассматривается как одно из важнейших средств воспитания полноценного человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший свой результат на каждом уроке, за победу в соревновании воспринимаются осмысливаются в помощью преподавателя. Он учит адекватно реагировать на поражения, не удачи, на успех и является тем связующим звеном, которое помогает безболезненно после школы адаптироваться в обществе. Совершенно очевидно, что, занимаясь игровыми видами спорта ученик в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Но к этому пониманию должен подвести школьника учитель. Это очень важно. Ещё в 1927 году профессор А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений.». И спортивная игра, в несомнении - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. В процессе занятий, как на уроках, так и во внеурочное время, закаляется воля ученика, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Все это поможет детям с ОВЗ построить отношения в самостоятельной жизни после окончания школы.

Все выше сказанное только подтверждает, что игра, таким образом, дает детям очень важный навык совместной работы. Отличительные особенности игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое: игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. В интеллектуальных играх творческая задача-быстро прими решение в нестандартной ситуации. В сюжетно-ролевых, строительных играх, играх-драматизациях задача другая, но не менее творческая, - вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача-найди способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил. Нетрудно заметить, на сколько важны эти качества-организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации и т.д. - для детей которые заканчивают наши школы, вступая в самостоятельную жизнь./адаптации/

Широко представлены в наших школах такие спортивные игры как: баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во внеклассной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис, бочи и др.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий школьников, благодаря разностороннему воздействию на организм человека. Как средство физического воспитания(эффективное содействие гармоничному развитию личности)спортивные игры имеют свои особенности, без учета которых невозможна плодотворная педагогическая деятельность. Наиболее характерные из них следующие.

    Комплексность воздействия на организм занимающихся (разносторонность воздействия),т. е. одновременное совершенствование основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), функций организма (дыхания, кровообращения и др.) и освоением жизненно важных двигательных навыков. По разносторонности воздействия на организм они представляют собой идеальное средство для развития жизненно необходимых навыков и совершенствования физических качеств. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы совместно со своими партнерами, добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Противодействие противника приводит к постоянному изменению условий при осуществлении задуманных действий отдельного игрока и команды в целом, быстрой смене игровых ситуаций. Перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо (показатели: элементный набор приемов игры (аспект тактики); способность быстро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект техники); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); в кратчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча или шайбы), оценить ее, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это возможно осуществить, если у играющих имеются определенные знания, навыки, умения, двигательные и волевые качества.

Двигательные навыки у занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину различными способами и в самых разнообразных условиях.

    Коллективность действий, характерная черта для большинства спортивных игр. Важная особенность спортивных игр - сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Трудность хорошего взаимодействия состоит в том, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых, приемов и постоянного ритма. В каждой игровой ситуации действия отдельных игроков команды будут различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, для того чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха. Огромное значение в коллективной игре имеет взаимопомощь игроков. Своевременная и правильная помощь партнеру - важный фактор в достижении победы над противником. Как в нападении, так и в защите, помогая друг другу, нужно стремиться создавать постоянное численное преимущество игроков над противником. Самостоятельность и инициатива в выборе игровых действий в сочетании с тактической дисциплиной создают благоприятные условия для проявления индивидуальных особенностей игроков. Спортивный коллектив становится активным фактором формирования сознательной дисциплины и коллективистских качеств личности.

    Воспитание личности в коллективе и через коллектив. Основной психологической установкой на игру является стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). Хочется заметить, что очень трудно добиться положительных результатов у детей с ОВЗ в данном направлении, это является одной из проблем для педагога. Но при отсутствии такой установки у каждого члена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически

подготовленных игроков. Рамки игровой деятельности определяются соответствующими правилами, нарушение которых влечет за собой различные наказания. Играющие вынуждены не только определять, какой технический прием и тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и помнить о правилах игры. Второй не маловажной проблемой на спортивных соревнованиях, остается острое реагирование занимающиеся на мнимые и действительные ошибки спортивных судей. Тут большую роль играет личный пример преподавателя. Его корректное и приветливое отношение к судьям, отсутствие внешних проявлений раздражения из-за возможных ошибок - все это способствует воспитанию выдержки, мужества, уважения принципов спортивной этики. Доступность для детей различного возраста и подготовленности.

Спортивные игры уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта. Привлекательность и популярность игр - в их доступности и зрелищности. Это делает их прекрасным средством для привлечения к постоянным занятиям физической культурой широких масс.

И в заключении можно сделать вывод: Занятия спортивными играми - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития занимающихся, поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию положительных навыков и черт характера.

С помощью спортивных игр воспитывается у детей:

* умение подчинять личные интересы интересам коллектива, * взаимопомощь, уважение своих партнеров и соперников,

*сознательная дисциплина, активность как члена команды, а в будущем как члена общества, чувство ответственности за команду и за близких людей, патриотизм и гордость за свой город, за свою страну.

Таким образом игровые виды спорта являются обязательным компонентом для подготовки и адаптации детей с ОВЗ в обществе.

Владимирский Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Александрова Ольга Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация:

В последнее время спорт становится всё более популярным занятием среди людей, но мало кто знает о его главных особенностях. Так что главная цель этой работы – показать, как данная сфера деятельности человека может повлиять не только физическое здоровье человека, но и на становление высоконравственной личности.

In recent years, the sport is becoming more popular among people, but few know about its main features. So the main goal of this work is to show how this sphere of human activity may affect not only physical health, but also on the formation of moral personality.

Ключевые слова:

физическая культура и спорт; личностные качества; морально-этическое воспитание; формирование воли; процесс самореализации; самопознание и самосовершенствование.

physical culture and sport; personal qualities; moral education; formation of will; the process of self-realization; self-knowledge and self-improvement.

УДК 796/799

В современном мире спорт является неотъемлемой частью жизни многих людей. Каждый из нас хоть раз посетил тренировку, либо присутствовал на занятиях физической культуры в школе, но не всякий знает о тонкостях этих дисциплин. И в своей работе я хотел бы раскрыть одну из главнейших направленностей спортивной жизнедеятельности.

По моему мнению, человек в первую очередь должен заботиться не о совершенствовании своего тела, а о развитии и становлении личности, которая в свою очередь будет сознательно заботиться о совершенстве тела. Таким образом, занятия спортом, служат делу воспитания гармоничного человека, и не совсем неважно какого вида эта спортивная деятельность.

В понятие гармоничного развития человека, помимо антропометрических данных, которые во многом определяются наследственными факторами и трудно изменяющиеся в лучшую сторону, следует также включать единство, согласованность и соразмерность «нетелесных», присущих только человеку качеств (воля, нравственность, эстетичность, интеллект). И всё это в аспекте единства духа и тела.

При таком понимании гармоничности развития ведущей становится общая направленность личности, понимаемая как потребностно-мотивационная направленность в её рамках общей культуры.

Физическая культура - это взаимодействие как минимум трёх черт личности человека:

Правильная ценностная ориентация в образе жизни;

Определённый уровень физической подготовленности и образованности

Наличие потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями с целью активного процесса самосовершенствования.

Самым необходимым условием для свободного развития и раскрытия своих физических и духовных сил является осмысленное тяготение каждого человека к достижению физической культуры.

Систематические занятия спортом благоприятно влияют на развитие таких коммуникативных способностей человека, как общительность, коммуникабельность, порыв к творчеству, самостоятельность в принятии решений.

Активные занятия спортом это не особо продолжительный период в жизни человека. Однако, этот период крайне важный, поскольку именно в этот отрезок времени происходит основное формирование человека как личности. Но надо заметить, что организация спортивной деятельности должна находиться под разумным, гуманистически направленном, едином педагогическим управлением, а не быть бесконтрольной.

При пренебрежительном отношении к данному требованию спортивный коллектив не часто формирует позитивную жизненную позицию личности. Нередко в таких случаях сталкиваешься с корпоративной моралью и эгоистическим настроением. В основном это происходит, когда спортивные наставники стремятся воспитать в первую очередь спортсмена, а не человека.

Среди большого разнообразия спортивных дисциплин особо следует выделить многоборные и игровые виды спорта. Сейчас всё большее распространение получают первые из них, а вторые привлекают как коллективизмом, так и тем, что в процессе игровой деятельности антропометрические данные во многом нивелируются за счёт потребности в разных амплуа и совершенствования правил состязания.

На мой взгляд, в спортивной деятельности можно отметить ряд значимых функций, влияющих на формирование личности человека:

Познавательную;

Информационную;

Эстетическую;

Регулятивную;

Социализирующую;

Гедонистическую;

Коммуникативную;

Воспитательную;

Семиотическую;

Рекреационно-оздоровительную.

Также нужно выделить некоторые качества, которые формируются у человека в процессе занятий спортом: радость побед и горечь поражений, умение извлечь из этого полезный для себя урок, повышенное чувство долга и ответственности перед коллективом и обществом, уразумение своей чести и достоинства, участия и сопереживания, совестливость в ведении спортивной борьбы.

Специфической особенностью любого вида спорта являются соревнования. Они положительно влияют на формирование личности. В самом спорте предписана постройка взаимоотношений, хотя правила бывают строги, большинство спортсменов всё же придерживается правил соперничества. В этой конкуренции заключена нужда получения побед и золотых медалей, достижения высот, установления новых рекордов. Однако прелестью спорта являются не только соревнования, но и влияние на морально-этическое воспитание личности. Ведь одолеть соперника и победить можно не только за счёт физической силы, но и благодаря волевым усилиям, размышлениям и мгновенным разумным решениям, а также эмоциональному настрою и правильной подготовке к соревнованиям. В наши дни спорт является неотъемлемой частью при воспитании подрастающего поколения. Ведь спорт даёт здоровое поколение, как в физическом, так и в морально-этическом направлении, а в замен он требует всего лишь тренировки и ничего более.

Спорт также придаёт людям уверенность в себе и своих силах. У каждого человека, в том числе и у спортсмена, есть необходимость оценивать себя и свои возможности. Все наши действия постоянно кем-то оцениваются. Из этого у человека складывается определённая самооценка по поводу себя. Повышение уровня самооценки влияет на волевые стремления и построение цели, плодотворность, качество и полезность человеческой деятельности. А как это проявить спортсмену? Правильно, благодаря соревнованиям. Следовательно, спортивный результат является базисом самооценки спортсмена. Можно сказать, что, продвигаясь вверх по лестнице спортивной карьере, происходит рост и в общении с людьми и в других сферах жизни и деятельности помимо команды.

Конечно, победы приносят человеку дополнительный запас энергии и уверенности в своих силах, что положительно отражается на всей его жизни, особенно в процессе становления индивидуума как личности. Однако победа не нужна для убеждения в превосходстве сил над соперником. Спорт, награды, победы - средство, а не мишень.

Также благодаря спортивной деятельности происходит развитие и интеллектуальных способностей человека. Это происходит в процессе творческого поиска овладения техникой и тактикой, умения управлять своими эмоциями, находить моментальные решения и принимать их. Следовательно, у человека всё это откладывается в его голове, и на подсознательном уровне проявляется в его действиях и поступках в социальных ситуациях.

Всё это оказывает содействие развитию глубины, широты, критичности, гибкости мышления, а также познавательной активности, чему в значительной мере способствуют международный характер и многоконтактность в общения в сфере спорта.

Если рассматривать с точки зрения эстетики, то главным в занятиях спортом является познание красоты телосложения и движения, демонстрация этой красоты, неиссякаемых физических и духовных возможностей человека.

И.А. Ильин, рассуждая о красоте, пишет, что каждый человек получает свой телесный облик не как нечто окончательное и завер-шенное, а как некий исходный материал, обработка и формирование которого поручается его душе. Человек является творцом своего тела, и все, что он переживает в душе, незамедлительно и неизбежно запечатлевается в его теле и в чертах его лица. Поэтому внутреннее уродство может исказить и самое красивое лицо, а внутренняя красота преобразить и самые неудачные черты. О преображающем воздействии духовной красоты человека на его телесный облик писал также и П.А. Флоренский, и другие русские мыслители.

Таким образом, в традиционной русской культуре красота человека определяется духовным его развитием и красотой его души, проявляющейся во внешнем его облике, телесной красоте.

Феномен эстетики тела можно тракто-вать в трех аспектах:

Природное тело — это био-логическое тело индивида, подчиняющееся зако-нам существования, функционирования, развития живого организма;

Социальное тело — результат взаимодействия естественно данного человеческого организма с социальной средой;

Культурное тело — продукт культуросообразного формирования и использования телесного начала человека.

Также в контексте осмысления эстетики тела формируется понятие «телесной эстетики» - «телесности». Под этим концептом понимается тело с присущей ему дви-гательной активностью и экспрессивными фор-мами проявления, а также его красота и грация.

Под «эстетикой тела» можно понимать набор социокультурных характеристик, которыми наделяется телесная фигура индивида в различные исторические эпохи. Вместе со смыслами тела в различные исторические эпохи формируются определённые комплексы телесных практик.

В волевом отношении невозможного достичь продуктивного результата в спорте, не преодолев целых комплекс как объективных, так и субъективных трудностей. Повседневно ежечасно проявляя напряжённую борьбу с самим, появляется благоприятная атмосфера для создания объективных условий с целью формирования таких жизненно важных волевых качеств человека, как настойчивость, целеустремлённость, смелость и решительность, самодисциплина и инициативность.

Можно также отметить, что многие люди налаживают отношения с помощью спорта, познают других людей и себя. Как правило, на первый план выходит возможность выражения своих чувств. Более того, спорт обладает и важной практической пользой: у людей уменьшается тревожность, напряжение и агрессия, положительное влияние на здоровье человека, влияние на самоорганизацию. Спорт - это своего рода антидепрессант, помогающий хоть на время забыть о своих проблемах, разгрузиться и просто отдохнуть, проводя это время с пользой для организма.

Конечно, не все люди имеют возможность заниматься профессиональным спортом, ведь кто-то не может преодолеть требуемые затраты усилий. Но занятия физической культурой в секциях, спортзале, кружках и т.д. помогают личности устоять в каких-то жизненных ситуациях. Как-никак спорт развивает правильную координацию движений, силу духа, благотворное влияние на сердечно-сосудистую, иммунную системы да и организм в целом.

Но как мы бы ни говорили о благотворном воздействии спортивного образа жизни, многие люди считают, что физическая активность не имеет никакого влияния на здоровье человека, что это бесполезная и бессмысленная трата времени. К сожалению, мнение это ошибочно. Именно регулярные нагрузки, хоть и не продолжительные по времени, или не особо тяжёлые по степени трудности, способны поддерживать в постоянном тонусе организм человека, укреплять мышцы, здоровье. Поэтому множество женщин активно ходят в фитнес-центры и охотно занимаются спортом. Кто-то из них хочет быстро похудеть, а кто-то поддерживать свою фигуру в идеальном состоянии. Но это не главное. Главное то, что они знают о пользе спортивных упражнений и поставили себе какую-то цель, к которой они всё ближе приближаются с каждым занятием.

Все люди рано или поздно стареют. Им становится скучно сидеть дома, читать книги и газеты, смотреть телевизор, или покорять просторы виртуальной жизни.

Спорт - вот идеальный выход, который может прийти им на помощь. Им можно заниматься с удовольствием в любом возрасте. Кроме того, он особо полезен в пожилом возрасте, когда мышцы уже хуже работают, а кости слабеют. Спорт будет приятен и для души. Самое главное - это подобрать правильную атмосферу, так как это влияет на здоровье и настроение. Ходить в тренажёрный совсем не обязательно. Приятный отдых можно устроить и себя дома.

Для этого будет достаточно посмотреть обучающие видео или почитать специальные книги с упражнениями и методическими рекомендациями, чтобы правильно выстроить свой график занятий и получения от этого наибольшей полезной выгоды. Такого рода занятия будут способствовать профилактике заболеваний, а также профилактике развития депрессивных расстройств у людей пожилого возраста, связанных с кризисом выхода на пенсию и т.д.

Утренняя зарядка дает 68% защиту организма от инфекционных заболеваний, устойчивость к стрессовым ситуациям повышается на 75%. А стрессоустойчивость в мегаполисах жизненно необходима.

Я считаю, что спорт без сомнения не только один из важнейших аспектов укрепления и поддержания здоровья, физического состояния организма, но и средство воспитания личности.

Занятия спортом необходимо начинать с раннего детства. Сейчас создано огромное количество методик и рекомендации по воспитанию в ребенке любви к спорту. И любовь к спорту должна начинаться с семьи. Это и сближает с одной стороны семью, что и влияет на правильное становление личности.

Вечерние пробежки, катание на велосипедах, коньках, зимние лыжи и можно перечислять любые виды спорта, которыми можно заниматься с семьей, что непосредственно будет влиять на сознание ребенка, на становление его личности, но и так же будет благоприятно влиять на семейную обстановку. Cпорт укрепляет семейные узы. Это помогает чувствовать себя более уверенно и комфортно. Заниматься им вместе с любимыми людьми, с семьей - залог хорошего и благоприятного будущего.

Подводя итог моего эссе, хотелось бы сказать, что занятия физической культурой и спортом - это занятия физическими упражнениями, в ходе которых повышается работоспособность, тем самым осуществляется профилактика различных заболеваний.

Так что стоило бы задуматься, чтобы по-новому выстроить всю свою жизнь, в основании которой будут заложены регулярные занятия физической культурой и спортом. Человек, ведущий здоровый образ жизни - полноценный и полноправный член современного общества. На таком человеке может строиться новая страна. Эти сильные и здоровые люди возродят страну, заново её отстроят, тем самым поднимут её на достаточную высоту. Ведь для таких людей не станут помехой никакие проблемы, которые повстречаются у них на пути. Они справятся с ними в один счёт, так как они закалены физически и подготовлены морально.

Целью моей работы было продемонстрировать влияние спорта на становление всесторонне развитой личности. И в своём сочинении я это доказываю, что спорт может быть не только средством укрепления здоровья, или рациональной формой проведения свободного времени, но существенно влиять и на другие стороны человеческой жизни: на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества, на формирование личности человека. Также было рассмотрено, как физическая культура и спорт влияют на нравственно-этическое воспитание, процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли.

С каждым годом спорт становится всё сложнее, умнее, интереснее, однако и активное проявление интереса к спорту тоже возрастает. А это означает, что доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно увеличивается.

Библиографический список:


1. Быховская И.М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: ежегодник. - М.: ГЦОЛИФК, 2009. С. 58-68.
2. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. - М.: ЭКСМО, 2011. - 342 с.
3. Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности: (Филос. очерки). - Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2011. - 356 c.
4. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. - М.: ФиС, 2008. С. 41.
5. Серова Л.К. Психология личности спортсмена. - М.: АсТ, 2013. - 116 с.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Своим становлением в современном мире человек в огромной мере обязан игре. Под игрой принято понимать сознательную деятельность, направленную на достижение поставленной условной цели .

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий .

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, двигательной активности, получении внешней информации. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне .

Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками подвижных игр имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха особенно для лиц, занятых напряженной умственной деятельностью.

Подвижные игры относятся к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для спортивной игры характерны творческие активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими). Они направляются на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели (выиграть, овладеть определенными приемами) .

Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении. Для целенаправленной тренировки некоторых мышечных групп наряду с подвижными играми могут использоваться упражнения игрового характера, которые не имеют законченного сюжета, развития событий (например, эстафеты).

Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому спортивные игры - это не только средство полноценного развития организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта .

Важнейшая особенность спортивных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно -двигательного аппарата.

Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.

В игровой деятельности находит свое выражение присущая человеку потребность творчества. Многообразие игровых ситуаций ставит перед играющими самые разнообразные задачи, требующие правильного решения. Результат и непосредственно сам процесс решения приносят играющим внутреннее удовольствие, вызывающее стремление испытывать его вновь и вновь .

Таким образом, игра представляет собой процесс удовлетворения потребностей индивидуума в физической и эстетической активности, в творческой, общественно значимой деятельности.

Подвижными называются игры с относительно простым содержанием, где используются естественные движения, а достижение цели не связано с высокими физическими и психическими напряжениями.

Действия участников игры определяются ее сюжетом и представляют собой сознательные акты поведения, обусловленные сложившейся игровой ситуацией и избранным способом ее разрешения. Действия играющих носят соревновательный характер и выражаются в стремлении выйти победителем в каждом единоборстве и в ходе всей игры.

Таким образом, игровая деятельность предстает как особая разновидность соревновательной деятельности между отдельными участниками и коллективами. Для разрешения той или иной игровой ситуации участники используют специальные действия, получившие название игровые приемы. Эти действия могут быть индивидуальными или коллективными .

Каждый участник должен владеть всем разнообразием индивидуальных действий, чтобы быть в состоянии разрешать любые ситуации, с которыми он сталкивается в ходе игры. В наиболее часто повторяющихся ситуациях используют игровые навыки, которые представляют собой закрепленный способ выполнения игровых приемов.

Действия играющих отличаются особым разнообразием, но в каждом из них всегда можно выделить две взаимосвязанные стороны: внешнюю и внутреннюю. Под внешней следует понимать избранный способ решения двигательной задачи, который имеет определенную двигательную структуру, обусловленную конкретной ситуацией и законами механики движения. Другую сторону составляют психические процессы, связанные с выбором правильного решения.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми .

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

В институтах физической культуры спортивные игры представляют специальный учебный предмет, включающий: историю, теорию, методику преподавания, практическое освоение техники и тактики отдельных игр, воспитание педагогических навыков. Каждая спортивная игра имеет свои характерные особенности. Вместе с тем у различных спортивных игр имеются исходные признаки позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с непосредственным соприкосновением с противником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракета, бита) и без него. При определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а так же их значения в системе физического воспитания необходимо исходить из общей характеристики игровых действий. В подвижных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, внезапные остановки, повороты, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие, целесообразно применяя игровые приемы, стремятся совместно со своими партнерами добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызывать положительные эмоции.

Лесгафт подчёркивал, что игра, в отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастики), всегда связана с инициативными моментами решения физических задач. Игра является потребностью для восстановления как физических, так и духовных сил. Подвижные игры помогают не только в решении ряда специальных задач, но и (имея в виду природу игровой деятельности) всегда встречает хороший приём у занимающихся, новый интерес к тренировочным занятиям. Игра является толчком к спорту. Провести игру или эстафету, т.е. включить “эмоциональный” рычаг у занимающихся продолжать тренировку с желанием и интересом. В спорте широко используются игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и др. качеств. Игра является также лучшим активным отдыхом после тренировок. Игра – морально волевое воспитание.

Игра по праву занимает одно из центральных мест в сфере физического воспитания. Только игра является одновременно и средством и методом физического воспитания.

Игровая деятельность характеризуется рядом принципиальных особенностей, отличающих ее от других видов деятельности человека.

Игровая деятельность носит активный, творческий характер, вызывающий целостную реакцию организма. Она проходит с участием всех функциональных систем организма при ведущей роли психических процессов и деятельности мозга.

Игровая деятельность протекает в рамках определенных целевых установок, достижение которых служит побуждающим мотивом действий играющих .

Эффективность подвижных игр для решения задач физического воспитания во многом зависит от условий их проведения – эмоциональной насыщенности, разнообразия двигательного содержания, наличия просторного помещения, площадки, достаточного количества необходимых предметов и творческого подхода как играющих так и руководителей игр.

Поделиться: