Теории возникновения воспитания в первобытном обществе. Из истории педагогики

Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.

Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспитания, проявляясь в традициях и народном творчестве.

Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения.

Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной. Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ человеческого существования Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.

В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания – собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.

Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др.

Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап.


2. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?

В 9 -8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознан-ный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение.

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ на тему:

Воспитание в первобытном обществе

  • Введение
  • 1. Вопрос о происхождении воспитания. Концепции генезиса первобытного воспитания
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Человечество от поколения к поколению передает свой опыт, совершенствует его. Одним из аспектов этого опыта является воспитание.

Приобщение первобытного человека к знаниям, их дальнейшее накопление, осмысление и передача подрастающему поколению были одним из важнейших факторов сохранения и выживания человека, формирования человеческого сообщества. Уже на первобытной стадии развития общества накопление и передача знаний выходили за рамки простого приспособления (как у животных) и приобретали все более сознательный и целенаправленный характер. Такие действия и породили начало образования, которое возникло несколько десятков тысяч лет назад.

Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

1. Вопрос о происхождении воспитания

Прежде чем приступить к рассмотрению воспитания в первобытном обществе, необходимо обозначить основные научные концепции происхождения воспитания. На современном этапе мировая наука предлагает ряд концепций происхождения воспитания.

Представители биологической теории (французский этнограф Ш. Летурно, 1831-1902), английский социолог Г. Спенсер, 1820-1903) считали, что воспитание не является специфической, характерной особенностью человеческого общества, что оно - биологическое явление, присущее всем живым организмам. Сторонники психологической теории (в частности американский историк и теоретик педагогики П. Монро, 1869-1947) убеждены, что воспитание основывается только на бессознательном желании детей подражать поведению взрослых, подражание является механизмом, сущностью воспитательного процесса.

Согласно религиозной теорией (немецкий педагог К. Шмидт, 1819-1864), в воспитании человека проявляется прежде творческое действие Бога, который, создав людей, дал им и способности воспитывать детей.

Представители трудовой теории (немецкий философ Ф. Энгельс (1820-1885), английский социолог Л. Морган, 1818-1881) утверждали, что толчком к возникновению воспитание было производство простейших орудий труда и связанная с этим необходимость передавать молодому поколению знания и умения их изготовления и пользования ими. Однако все ученые сходятся на том, что воспитание возникло из потребности родителей передать детям все то, что они создали в собственной практике, свои взгляды на окружающую действительность. Такая передача опыта и взглядов - одна из важнейших предпосылок существования и развития человеческого общества.

Первобытнообщинный строй

Первобытнообщинный строй существовал сотни тысяч лет. В своем развитии он прошел определенные периоды: первобытное стадо, родовая община, распад. В каждом из этих периодов воспитания подрастающего поколения имело свои особенности.

Период первобытного стада (с древнейших времен до 200 тыс. лет назад) был периодом завершения процесса биологического становления человека. Никаких организованных форм воспитания на этом этапе не существовало. Дети первобытных племен через наблюдение и подражание перенимали опыт взрослых. Принимая непосредственное участие во всех видах деятельности (сбор плодов, охота, рыболовство, строительство примитивного жилья, изготовление таких же примитивных орудий труда и др.). Они постепенно привлекались к жизнедеятельности стада. Воспитание осуществлялось в процессе трудовой деятельности через подражание, но не было планомерным.

На этом этапе возникают элементы обучения. Старшие учили детей соблюдать племенных традиций, переводя им то, что знали сами. Это касалось определенных правил гигиены, половых отношений, сохранения здоровья, сохранения добрых нравов, получения жизненной мудрости. Такие правила передавались от поколения к поколению как абсолютные истины.

При родовом строе (примерно 10 тысяч лет назад) человек становится подобным современным людям, ее социальные начала уже господствуют над остатками зоологического индивидуализма, она овладевает связную речь. Человеческие стада превращаются в коллективы родственников - роды .

Для расцвета родового строя характерны коллективизм и кооперация родственников. В трудовых процессах, родовая или племенная собственность распределялась на основные средства производства и уравнительное распределение продуктов охоты, рыболовства и других отраслей хозяйства. Формируются религиозные представления, которые в значительной степени влияют на воспитание подрастающего поколения.

Изменения в организации общественной жизни первобытных людей обусловили соответствующие изменения в их воспитательной практике. Цель воспитания в это время заключалась в передаче подрастающему поколению трудовых навыков, способов поведения, религиозных представлений, традиций, обычаев и обрядов. Содержание и характер воспитания детей зависели от условий и характера производственной деятельности взрослых. В родовой общине семья делилась на три возрастные группы: дети и подростки, которые принадлежали всей первобытной общине; взрослые, были полноценными и равноправными участниками жизни и труда, лица пожилого возраста, которых кормили и за которыми ухаживали дети (древнерусское слово «воспитание» имеет корень «питать» (кормить) и префикс «вос», который означает рост вверх). До 10-12 лет мальчики и девочки воспитывались вместе и жили на половине своих матерей, ходили с ними собирать растительную пищу, играли в свободное время. Впоследствии, когда начинался период полового созревания, мальчики-подростки переходили в состояние холостых мужчин и вдовцов, а девушки - в состояние женщин. С этого времени они жили и воспитывались отдельно. Ребят готовили преимущественно в мужских видов деятельности (охоты, рыболовства, изготовление орудий труда), девочек - к женским (сбор растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уходу за детьми). Воспитание осуществлялось привлечением детей к конкретным видам трудовой деятельности, они включались в систему производственных отношений и межличностных отношений взрослых людей.

Важным этапом в воспитании подрастающего поколения была организация его перехода в группу взрослых, который сопровождался специальными ритуалами - инициацией. Инициация представляла собой систему испытаний и церемонию посвящения подростков в полноправные члены коллектива. Этому событию предшествовала длительная специальная подготовка. Инициация подвергали как мужчин, так и девушек, но более развитые они были относительно ребят. Прохождение различных испытаний (голодом, огнем, обрезкой, битьем палками) должно было засвидетельствовать наличие у молодого человека физических и духовных качеств, соответствующих оправданным требованиям общества к индивиду, вступающему на путь активной общественной жизни.

На последних этапах развития матриархата появились первые в истории заведения для жизни и воспитания подрастающего поколения, отдельно для мальчиков и для девочек. Здесь подростков приучали к выполнению религиозных обрядов и праздничных ритуалов, учили игр, танцев, пения, нередко имели магическое значение, рассказывали предания, сообщали историю рода и племени. Такие заведения создавала родовая община в интересах всего общества, они были демократические по своему характеру. К воспитанию детей привлекали обогащенных опытом старцев, опытных родственниц. Это были первые в истории человечества воспитатели.

С развитием производительных сил возникает новая организация родового общества - патриархат. Общество переходит от мотыжного к плужному земледелия, от разведения домашних животных - к скотоводству, а следовательно - и к новому разделения труда между полами. Руководящую роль в обществе выполняет человек, а женщина ведет домашнее хозяйство. Возникает моногамия, а с ней - большая патриархальная семья, осуществляется переход к патриархальному поселения. В такой семье жена и дети подчинялись главе семьи, что не могло не сказаться на их воспитании.

Воспитание подрастающего поколения родовая община поручала опытным, специально предназначенным людям, оно начало выделяться как особая форма общественной деятельности. Расширяется и углубляется его содержание и программы испытаний. Появляются первые в истории человечества организационные формы воспитания: детские игры, традиции, обычаи, ритуалы, обряды, с помощью которых детям прививались определенные правила и нормы поведения. Важную роль играла и устное творчество (народные предания, легенды, мифы, песни, пословицы, загадки, сказки и т.д.), а также установлены запреты - табу. Все эти формы и средства воспитания были органической частью жизни первобытного общества, а дети воспитывались, принимая непосредственное участие в этой жизни.

В период развитого патриархата возникает так называемое узелковое, или предметное, письмо - объединение разных знаков, с помощью которых передавались важнейшие жизненно необходимые знания и навыки. С распадом первобытного строя появляется первоначальная форма письменного уведомления или записи - пиктография или рисуночный или образное письмо. Оно состояло из отдельных рисунков или связной композиции, реалистично условно отражали предметы, события. Эти изображения наносили на кору бересты, кожу, кости.

Для периода распада первобытного строя (7-6 тысяч лет назад) характерным является возникновение соседских общин, становления моногамной семьи, сословное и имущественное расслоение общества. Эти изменения в общественном развитии сказались и на воспитании. Прежде возрастает роль семейного воспитания. В семье дети учились труда, усваивали нормы и правила поведения, религиозных обрядов. Появление состояний (вожди, жрецы, старейшины) трансформировала общую цель воспитания в отдельные цели для каждого состояния. Идеал вождя ориентировал воспитания на подготовку к войне и руководства общиной. Идеал жреца предусматривал развитие интеллекта и подготовку к отправления религиозных обрядов и ритуалов. Основой идеала общинников была подготовка к труду. Наблюдается стремление господствующих групп населения отделить умственное воспитание от физического труда. Они сосредоточили в своих руках зачатки знаний (пиктографическое письмо, обмер полей, предсказания наводнения, ориентирование по звездам, приемы лечения), окружив их таинственностью, мистикой. Дома молодежи постепенно превратились в специальные учреждения для детей знати, которым передавали эти знания. Детей, обучавшихся в этих заведениях, освобождали от физического труда. Такие зародыши умственного воспитания постепенно превращались в монополию господствующего класса.

В этот период сосуществуют элементы общественного и семейно-сословного воспитания, которое осталось под контролем общины. Одновременно усиливаются тенденции авторитаризма в воспитании и применении наказаний как метода воспитательного воздействия. Это было обусловлено тем, что сословное воспитание перестает отвечать непосредственным потребностям жизни ребенка, возникает разрыв между ее непосредственной жизнедеятельностью и подготовкой к взрослой жизни, между целями воспитателя и целями питомца. Все это вызывало сопротивление питомца направленным на него воспитательным воздействиям. Такое сопротивление преодолевался суровыми наказаниями (в том числе и физическими) или запугиванием детей.

Заключение

Рост объема человеческих знаний и необходимости передачи их подрастающему поколению обусловило выделение процесса воспитания, который осуществлялся в непосредственной трудовой деятельности, в специально организованный процесс умственного воспитания и обучения. А это, в свою очередь, требовало специально подготовленных людей, для которых воспитание становится сферой профессиональной деятельности.

Таким образом, за первобытнообщинного строя воспитание как общественное явление прошло путь от стихийного и ограниченного по своему содержанию и методике в специально организованных форм интеллектуальной подготовки подрастающего поколения. Его содержание и методика углублялись и расширялись в следующих общественно-экономических формациях.

Список использованной литературы

Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе. M., 1998.

Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй / Пер, с нем. М., 1979.

А.Н. Джуринский История педагогики. Древнего и средневекового мира. М. Совершенство 1999.

А.И. Пискунов История педагогики от зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVIII в. Екатеринбург, Единство 2004.

Прокоменко А.И. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. М. 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ роли музыки в воспитании и необходимости музыкального воспитания подрастающего поколения. Описания систем музыкального воспитания. Музыкальные программы Республики Казахстан. Содержание Государственного стандарта по музыке для начальной школы.

    презентация , добавлен 13.10.2013

    Типология и характеристика основных стилей родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Воспитание подрастающего поколения - важнейшая социальная функция семьи. Главные цели и задачи семейного воспитания ребенка.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2011

    Система воспитания подрастающего поколения как совокупность идей и учреждений, место детских учреждений в ней. Проблемы и тенденции развития учреждений для детей и подростков. Система воспитания подрастающего поколения в г. Перми и Пермской области.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Роль патриотического воспитания в развитии личности современного школьника. Место патриотизма в формировании мировоззрения молодого поколения. Формы работы со школьниками, использование примеров и наследия ВОВ в этом процессе. Организация мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 30.06.2014

    Зарождение воспитания в первобытном обществе. Изучение истории профессионально-педагогического образования в России. Выявление плюсов и минусов в образовании и воспитании. Исследование учебных планов и основных методов учебно-воспитательных работ.

    реферат , добавлен 08.03.2012

    Патриотизм как социально-педагогическое явление и как одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в педагогической науке. Проблемы патриотического воспитания в условиях современного образования.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2012

    Особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте, диагностика их уровня сформированности у школьников. Методические рекомендации для учителей начальных классов по организации нравственного воспитания детей во внеурочное время.

    дипломная работа , добавлен 01.09.2014

    Воспитание патриотического чувства в учащихся. Этапы формирования личностного гражданского мировоззрения. Афинская Эфебия как образец воспитания молодежи в духе добра и патриотизма. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2015

    Патриотизм как одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Принципы организации патриотического воспитания подрастающего поколения, роль в нем учебных дисциплин различного профиля.

    научная работа , добавлен 31.03.2014

    Социальные последствия глобальных процессов и явлений современного мира, спекуляции на ценности прав человека. Проблемы воспитания в обществе переходного типа. Кардинальные расхождения мировоззрения старшего и подрастающего поколений современной России.

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.

Концепции происхождения воспитания

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей.

К периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.

Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у них речь. Воспитание как передача опыта из поколения в поколение начало приобретать черты особого вида деятельности. Прежде всего, оно являлось частью повседневной борьбы за выживание.

Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда . Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями существования древних. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.

Таким образом, первобытное воспитание носило коллективный характер и готовило всех одинаково к повседневной жизни.

Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

В 9-8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения. Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл.

Появление организованных форм воспитания

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение. Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

В условиях матриархата до 7-8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. Появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства.

Воспитание в первобытном обществе. На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей-дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, - все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

воспитание первобытный общество форма

Введение

Заключение

Введение

Проблема происхождения воспитания помогает представить и понять сущность воспитания в реальности конкретно-исторических событий. Осмысление этой проблемы позволяет более широко взглянуть на привычный арсенал педагогических средств.

Процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно представить из-за малого количества письменных свидетельств о нем.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

Цель работы -охарактеризовать воспитание в первобытном обществе.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

Дать общую характеристику воспитания в первобытном обществе;

Охарактеризовать концепцию генезиса первобытного воспитания.

1. Концепции генезиса первобытного воспитания

1.1 Вопрос о происхождении воспитания

Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то, что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей. Они приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания -- инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце XIX--начале XX века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим (эту теорию развивал, например, американский автор П. Монро). Таким образом, биологической интерпретации причин возникновения воспитания противопоставлялась психологическая. Эта теория, как и всякая попытка объяснить возникновение социального явления исключительно факторами психологического порядка, носит явно идеалистический характер, хотя, конечно, элементы подражания и имеют место в процессе воспитания, общения детей со сверстниками и взрослыми.

Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа.

Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.

Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.

Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".

Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности .

Вывод. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса. Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П. Монро). Представители первой теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания во второй теории проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяло эти теории то, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей.

1.2 Зарождение воспитания как особого вида деятельности

Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.

Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспитания, проявляясь в традициях и народном творчестве .

Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание .

Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения.

Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.

Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ человеческого существования. Впрочем, такое существование - прежде всего следствие всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итог специального педагогического воздействия.

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап.

В 9 -8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".

Вывод. 35 - 40 тыс. лет назад воспитание зародилось как особый вид деятельности человечества. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап.

1.3 Появление организованных форм воспитания

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение .

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание. В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические наказания.

На исходе первобытнообщинного периода появились своеобразные дома молодежи для детей и подростков. Где основной формой воспитания были совместные игры и занятия. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины .

Все подростки обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослых. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для девочек - обучение ведению домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола наставника.

Вывод. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Формы воспитания, постепенно сосредоточиваются в руках специально назначенных для этого лиц. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания. На исходе первобытнообщинного периода появились своеобразные дома молодежи для детей и подростков.

2. Воспитание в первобытном обществе

2.1 Воспитание в первобытном обществе

На первой ступени развития первобытного общества -- в дородовом обществе -- люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественно биологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» -- синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества, складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе с взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей--дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Вывод. Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, -- все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности. Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

2.2 Воспитание в период разложения первобытного общества

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Семейное воспитание стало массовой формой воспитания. Но продолжали существовать и «дома молодежи», стали возникать школы.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Зачатки знаний (обмер полей, предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т. д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках, сделали их своей привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения -- школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда, учились в особом помещении и изучали такие науки, которые не были известны детям простых людей (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.

Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их семьях дети рано приучались к труду, родители передавали им свой опыт. Организованное воспитание детей, проводимое в школах, становилось все более уделом избранных.

Вывод. В период разложения первобытного общества, стало важным не только воспитание в семье, но и образование вне дома. Это привело к созданию школ. Но в школах имели право обучаться дети из состоятельных семей (разделение общины на классы). Уделом остальных был физический труд.

Заключение

Первобытное общество - исторический период человеческого общества между доисторическим миром и древним миром.

В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени -- несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.

Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось, что вначале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией». Становится важным институт семьи.

Воспитание преодолевает долгий и тернистый путь развития от семейных традиций и навыков к общеобразовательным заведениям (хоть и не для всех). Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. И со временем семейное воспитание стало массовой формой воспитания. Появились дома молодежи и школы. Но наравне с развитием воспитания, происходит и деление общества на классы бедных и богатых, что приводит к неспособности получать школьное образование «детям рабов». Их образование так и остается на уровне семейных навыков физического труда.

Список использованной литературы

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие. СПб.: Питер, 2009. 211 с.

2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов. СПб.: Питер, 2003, 2004.

3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов /И.А. Колесникова и др. М.: Академия, 2011. 312 с.

4.Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе. M., 2011. 356 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2011. 431 с.

6. Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб.пособие. М.: Гардарики, 2011. 567 с.

7. Педагогика: учеб. пособие для вузов // В.И. Сластенин, В.А. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]- 4-е издание. М.: Школьная Пресса, 2011. 244 с.

8. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. вузов: В 2 кн.: Кн.1. М.: Владос, 2011. 333 с.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ.пед.вузов. М.: Академия, 2011. 249 с.

10. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб.пособие для студ.вузов. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2011. 390 с.

11.Прокоменко А.И. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. М. 2011. 235 с.

13.Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. М.: Академия, 2009. 208 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и основные этапы развития первобытного общества как древнейшего периода в истории человечества: каменный, бронзовый и железный век. Концепции генезиса первобытного воспитания как особого вида деятельности, используемые в то время методы и приемы.

    презентация , добавлен 12.10.2014

    Эволюция воспитания культуры поведения в первобытном, рабовладельческом и феодальном обществе. Культура поведения при социализме. Сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников. Анализирование опыта работы различных учителей.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Зарождение воспитания в первобытном обществе. Изучение истории профессионально-педагогического образования в России. Выявление плюсов и минусов в образовании и воспитании. Исследование учебных планов и основных методов учебно-воспитательных работ.

    реферат , добавлен 08.03.2012

    Проблема воспитания нового поколения в современном обществе. Современные концепции воспитания. Я-концепция как основа внутреннего стимулирующего механизма личности в школьные годы. Роль ученического самоуправления в жизни школы, разработка программ.

    реферат , добавлен 27.03.2012

    Современное состояние школьного воспитания. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем. Целесообразность гуманной системы воспитания как концепции воспитания, которая дает новые и разнообразные подходы к образовательному процессу.

    реферат , добавлен 01.12.2009

    реферат , добавлен 20.11.2006

    контрольная работа , добавлен 24.07.2009

    Сущность и основы нравственного воспитания. Общая характеристика младшего школьного возраста, особенности личностного развития детей в данный возрастной период. Содержание исследования нравственного воспитания как части воспитания младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2014

    Рассмотрение организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в современном обществе. Характеристика стилей родительного воспитания. Диагностическое исследование влияния негармоничного типа семейного воспитания на уровень агрессии детей.

Поделиться: