Развитие речи дошкольников по ушаковой. Развитие речи дошкольников по методу ушаковой. Совет программы директор Заслуженный учитель РФ отличник народного образования, Почётный работник общего образования РФ

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5-7 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики.
В пособии дастся материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетики, грамматики, лексики. а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей.
Во второе издание книги внесены дополнения в соответствии с федеральными требованиями к основной программе дошкольного образования, ссылки на новый демонстрационный материал.
Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Развитие связной речи.
При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей.
Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает отображение места и времени действия, придумывание предшествовавших и последующих событий.
Составление рассказа по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
В старшей группе дети придумывают рассказы и сказки об игрушках, дают их описание и характеристику, соблюдая требования к композиции и выразительности речи.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
СТАРШАЯ ГРУППА.
Основные задачи работы но развитию речи детей старшей группы.

Словарная работа.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Методические указания.
Конспекты занятий.
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак».
Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».
Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».
Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке.
Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?».
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом».
Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений.
Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему.
Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи».
Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное».
Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды.
Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла».
Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой».
Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок.
Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака».
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» .
Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Занятие 20. Ознакомление с предложением.
Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин».
Занятие 22. Составление рассказа но картине «Лошадь с жеребенком».
Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился».
Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему.
Занятие 25. Пересказ рассказал. Толстого «Пожарные собаки».
Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.
Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца».
Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему.
Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайиа «Послушный дождик».
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы».
Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка».
Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.
Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе группы.
Воспитание звуковой культуры речи.
Словарная работа.
Формирование грамматическою строя речи.
Развитие связной речи.
Методические указания.
Приемы исправления грамматических ошибок.
Конспекты занятий.
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел».
Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу».
Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Занятие 4. Составление текста-рассуждения.
Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные».
Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду».
Занятие 9. Составление текста-поздравления.
Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца».
Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца».
Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов.
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».
Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».
Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».
Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка».
Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики».
Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг».
Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет.
Замятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем знмой на участке».
Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.
Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин.
Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин.
Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин.
Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам.
Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта.
Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».
Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему.
Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется».
Занятие 30. Описание пейзажной картины.
Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками».
Занятие 32. Пересказ рассказам. Пришвина «Золотой луг».
Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки».
Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Литературный материал для занятий по пересказу.
Лиса и Рак (русская народная сказка).
Разве так играют?.
Лисята.
Про снежный колобок.
Петух да собака (русская народная сказка).
Лиса и кувшин (русская народная сказка).
Пожарные собаки.
Новоселье гномов.
Послушный дождик.
Кораблик.
Про пана Трулялинского.
Лиса н козел (русская народная сказка).
Четыре желания.
Купание медвежат.
Первая рыбка.
У страха глаза велики (русская народная сказка) Еж.
Белка и волк.
Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка).
Золотой луг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Методики выявления уровня речевого развития детей.
Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника.
Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой).
Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин.
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитое речи старших дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) Методика обследования речи и коммуникативных умении детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной и рекомендуемой литературы.

Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. Ушакова О.С.

3-е изд., доп. - М.: 2017 - 272 с.

Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5-7 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. В пособии дается материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей. В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Формат: pdf

Размер: 4,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 8
СТАРШАЯ ГРУППА 10
Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы 10
Воспитание звуковой культуры речи 10
Словарная работа 10
Формирование грамматического строя речи 11
Развитие связной речи 12
Методические указания 13
Конспекты занятий 24
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак» 24
Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» 26
Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» 32
Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке 32
Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» 38
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом» 41
Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений 44
Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему 48
Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» 50
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи» 52
Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное» 55
Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды 58
Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» 61
Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла» 64
Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой» 67
Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок 70
Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака» 74
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» 76
Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима» 79
Занятие 20. Ознакомление с предложением 84
Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» 88
Занятие 22. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» 90
Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» 92
Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему 94
Занятие 25. Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» 97
Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 91
Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца» 101
Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему 103
Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» 106
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы» 108
Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» 110
Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» 111
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА 113
Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе группы 113
Воспитание звуковой культуры речи 113
Словарная работа 113
Формирование грамматического строя речи 114
Развитие связной речи 115
Методические указания 116
Приемы исправления грамматических ошибок 125
Конспекты занятий 133
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел» 133
Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу» 135
Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» 137
Занятие 4. Составление текста-рассуждения 139
Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 141
Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные» 143
Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин 145
Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» 147
Занятие 9. Составление текста-поздравления 150
Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца» 153
Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца» 155
Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов 157
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» 159
Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» 161
Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 163
Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» 165
Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики» 168
Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» 171
Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет 173
Занятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» 175
Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин 178
Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин 181
Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин 183
Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин 186
Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам 188
Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта 192
Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» 193
Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему 196
Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» 199
Занятие 30. Описание пейзажной картины 200
Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» 202
Занятие 32. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» 206
Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки» 208
Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение» 210
Занятие 35. Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему 214
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 216
Литературный материал для занятий по пересказу 216
Лиса и Рак (русская народная сказка) 216
Разве так играют? 216
Лисята 216
Про снежный колобок 217
Петух да собака (русская народная сказка) 218
Лиса и кувшин (русская народная сказка) 218
Пожарные собаки 219
Новоселье гномов 219
Послушный дождик 219
Кораблик 221
Про пана Трулялинского 221
Лиса и козел (русская народная сказка) 223
Четыре желания 223
Купание медвежат 224
Перьая рыбка 224
У страха глаза велики (русская народная сказка) 224
Еж 225
Белка и волк 226
Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка) 226
Золотой луг 227
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 228
Диагностика уровня речевого развития детей 228
Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника 228
Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) 232
Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой) 239
Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин 246
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи старших дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) 248
Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 253
Список использованной и рекомендуемой литературы 263

Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. Ушакова О.С.

3-е изд., доп. - М.: 2017 - 272 с.

Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5-7 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. В пособии дается материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей. В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Формат: pdf

Размер: 4,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 8
СТАРШАЯ ГРУППА 10
Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы 10
Воспитание звуковой культуры речи 10
Словарная работа 10
Формирование грамматического строя речи 11
Развитие связной речи 12
Методические указания 13
Конспекты занятий 24
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак» 24
Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» 26
Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» 32
Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке 32
Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» 38
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом» 41
Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений 44
Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему 48
Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» 50
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи» 52
Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное» 55
Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды 58
Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» 61
Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла» 64
Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой» 67
Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок 70
Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака» 74
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» 76
Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима» 79
Занятие 20. Ознакомление с предложением 84
Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» 88
Занятие 22. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» 90
Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» 92
Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему 94
Занятие 25. Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» 97
Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 91
Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца» 101
Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему 103
Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» 106
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы» 108
Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» 110
Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» 111
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА 113
Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе группы 113
Воспитание звуковой культуры речи 113
Словарная работа 113
Формирование грамматического строя речи 114
Развитие связной речи 115
Методические указания 116
Приемы исправления грамматических ошибок 125
Конспекты занятий 133
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел» 133
Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу» 135
Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» 137
Занятие 4. Составление текста-рассуждения 139
Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 141
Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные» 143
Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин 145
Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» 147
Занятие 9. Составление текста-поздравления 150
Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца» 153
Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца» 155
Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов 157
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» 159
Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» 161
Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 163
Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» 165
Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики» 168
Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» 171
Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет 173
Занятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» 175
Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин 178
Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин 181
Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин 183
Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин 186
Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам 188
Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта 192
Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» 193
Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему 196
Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» 199
Занятие 30. Описание пейзажной картины 200
Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» 202
Занятие 32. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» 206
Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки» 208
Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение» 210
Занятие 35. Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему 214
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 216
Литературный материал для занятий по пересказу 216
Лиса и Рак (русская народная сказка) 216
Разве так играют? 216
Лисята 216
Про снежный колобок 217
Петух да собака (русская народная сказка) 218
Лиса и кувшин (русская народная сказка) 218
Пожарные собаки 219
Новоселье гномов 219
Послушный дождик 219
Кораблик 221
Про пана Трулялинского 221
Лиса и козел (русская народная сказка) 223
Четыре желания 223
Купание медвежат 224
Перьая рыбка 224
У страха глаза велики (русская народная сказка) 224
Еж 225
Белка и волк 226
Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка) 226
Золотой луг 227
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 228
Диагностика уровня речевого развития детей 228
Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника 228
Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) 232
Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой) 239
Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин 246
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи старших дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) 248
Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 253
Список использованной и рекомендуемой литературы 263

Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи
детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для
воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.; даются примерные конспекты занятий.
Пособие адресовано воспитателям детского сада.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитание звуковой культуры речи
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
СРЕДНЯЯ ГРУППА
СТАРШАЯ ГРУППА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Формирование грамматического строя речи
МЛАДШАЯ ГРУППА
СРЕДНЯЯ ГРУППА
СТАРШАЯ ГРУППА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Словарная работа
МЛАДШАЯ ГРУППА
СТАРШАЯ ГРУППА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Развитие связной речи
МЛАДШАЯ ГРУППА
СРЕДНЯЯ ГРУППА
СТАРШАЯ ГРУППА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Развитие образной речи
МЛАДШАЯ ГРУППА
СРЕДНЯЯ ГРУППА
СТАРШАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Общие речевые умения и навыки
Формирование грамматического строя речи.
Рекомендации к проведению обследования
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова
Ассоциативный метод выявления уровней речевого развития дошкольника
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Методика выявления понимания смысловых оттенков слова
Методика выявления особенностей развития связной речи
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Методика выявления уровня развития образной речи1
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи
Диагностика семантического развития детей четвертого года жизни
Выявление уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В основу предлагаемой в пособии методики положены научные теории и взгляды психолога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина. Ученый считал, что направление исследований в области психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма развития речи, овладения языком: развивается речь ребенка на основе подражания речи взрослых, ее заимствования и воспроизведения. Существенную роль здесь также играют явно
«неподражательные» элементы - обобщение языковых и речевых явлений и их осознание, которое может формироваться как неосознаваемое обобщение, как «чувство языка». Следует подчеркнуть, что при этом подражание остается фактором речевого развития, однако в основе последнего лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.
Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития , постепенного осознания языковых явлений.
И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения - формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Обосновывая теорию усвоения языка в дошкольном детстве, Ф.А. Сохин подчеркивал связь этого, осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом. Научные положения, выдвинутые и обоснованные ученым, послужили исходным пунктом для большой группы исследований.
Результаты исследований, проведенных Ф.А. Сохиным, его сотрудниками и учениками, сегодня широко используются в практике работы детских садов нашей страны.
Подготовленные учеными книги и пособия служат учебным и практическим материалом для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и университетов, педагогических колледжей и училищ, работников дошкольно-образовательных учреждений.
На основе проведенных исследований подготовлены программа развития речи дошкольников и целый ряд научных и методических пособий для всех возрастных групп детского сада: «Развитие речи дошкольника» (М.: РАО, 1990); «Проблемы изучения речи дошкольников» (М.: РАО, 1994) (к
65-летию Ф.А. Сохина); «Занятия по развитию речи» (М.: Просвещение, 1993, 1998); «Придумай слово» (М.: Просвещение, 1996, 2001); «Вопросы изучения речи дошкольников» (М.: РАО, 1998) (к
70-летию Ф.А. Сохина); «Развитие речи дошкольников» (изд. Института психотерапии, 2001) и др.
Ежегодно в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО проводятся конференции, посвященные памяти Ф.А. Сохина, на которых его коллеги, ученики, аспиранты обсуждают актуальные проблемы речевого развития детей на современном этапе.
Сотрудниками Института дошкольного образования и семейного воспитания получены данные, которые показывают, что выпускники детских садов, прошедшие обучение по методике, разработанной под руководством Ф.А. Сохина, намного успешнее своих сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в области развития речи - устной и письменной. Именно эффективность разработанной методики поставила вопрос о возможности (и необходимости) ее совершенствования.
В настоящем пособии раскрываются теоретические основы методики, задачи и программа развития речи дошкольников, представлены конспекты, речевые игры, упражнения, методические рекомендации, сценарии. Оно подготовлено на основе педагогических исследований, проведенных в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО. В лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой разработаны теория усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в детском саду. Результаты исследований послужили основой и принципиально нового программного содержания обучения родному языку детей на протяжении всего дошкольного детства. Это содержание способствует формированию у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля. Все это придает процессу речевого развития ребенка творческий характер.
Основная цель речевого развития - доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа , хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным по своей природе. В процессе обучения родному языку возможно и необходимо решать задачи умственного, эстетического и нравственного развития. Прежде всего, развитие речи органически связано с умственным развитием.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер развития каждой задачи.
Взрослый может помочь ребенку овладеть умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказываний. А для этого надо ясно осознавать, каковы приоритетные линии развития каждой речевой задачи в том или ином возрасте. Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений

дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе.
Взрослый расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой-либо деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений - все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучении их родному языку.
Практика речевого общения постоянно сталкивает детей с различными по значению словами, с синонимами, антонимами. Известно, что у детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита, а правильность высказывания зависит от того, насколько точно передается смысл выбранного слова. Однако речь дошкольника имеет существенное отличие от речи взрослого в отношении смысла, который ребенок вкладывает в произносимые им слова.
Зачастую ребенок сам пытается осмыслить употребляемые им слова, в соответствии со своим опытом. Множество тому примеров собрал К.И. Чуковский. Поэтому в развитии словаря одним из важных направлений должна быть работа над правильным пониманием значения (смысла) слов, над развитием точности словоупотребления, что в целом определяет в дальнейшем культуру речи.
При решении этих задач значительное место должно занять специальное обучение - речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи. Среди приемов словарной работы особое место занимают лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей, развивают у них внимание к слову и его значению. Они формируют у детей практические навыки: умение быстро, выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение , различать оттенки в значении слов. Подобные упражнения проводятся без предметов и игрушек тогда, когда усвоено название этих предметов и игрушек. При проведении этих упражнений большое место отводится такому приему, как вопрос. От речевой формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя перед детьми вопросы, взрослый не просто добивается воспроизведения знаний, а учит их обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать.
Надо чаще задавать вопросы типа «Можно ли так сказать?», «Как сказать лучше?», «Почему ты думаешь, что так можно сказать?», «Скажи всем, как ты это понимаешь» и т. п.
Игра - самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место исключительно как партнер, в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение.
Взрослый может влиять на игру косвенно через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными. Наряду с играми, имеющими широкое общеразвивающие влияние на речь, в методике имеются дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, например помочь детям освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).
Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям; рассказать о животном, об игрушке; составить сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. В играх «Найдем игрушку», «Угадай, что в руке?» ребенок отыскивает знакомый ему предмет, а затем рассказывает о нем. Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной речи).
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий.

Настоящее пособие предлагает методику , конспекты, речевые игры и упражнения, которые можно проводить со всей группой, отдельными подгруппами детей и индивидуально с каждым ребенком.
Упражнения, связанные с выполнением движений, могут использоваться на физкультминутках, в повседневной жизни, на прогулке дневной и вечерней. В процессе подвижных игр, в ходе утренней гимнастики проводятся упражнения, в которых речевой материал сочетается с действиями ребенка.
Именно в движении эффективно усваиваются грамматические правила, передается тот или иной художественный образ, что влияет на ритмическую и произносительную выразительность исполнения детьми выученных произведений. В игре, сопровождаемой художественным словом, дети легко усваивают музыкальность, напевность, ритмичность родного слова.
В книгу включены некоторые конспекты, опубликованные ранее в пособиях для воспитателя:
Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1999; Придумай слово /
Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1996; Ушакова О.С, Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. - М., 1999.
В раздел «Диагностика речевого развития» включены методики выявления уровня речевого развития, разработанные в исследованиях О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.Г. Смольниковой,
Е.А. Смирновой, Л.Г. Шадриной, Н.В. Гавриш, А.А. Смаги, А.И. Лаврентьевой, Е.В. Савушкиной,
Т.М. Юртайкиной.
В целом представленное методическое пособие является частью «пакета» материалов по развитию речи дошкольников. Прежде всего, это программа по развитию речи дошкольников (автор О.С.
Ушакова), «Занятия по развитию речи» (авторы О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, АХ Арушанова,
А.И. Максаков), сборники игр и упражнений, наглядное пособие по развитию связной речи (серии сюжетных картин).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, Д.Б.
Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, АН. Гвоздев, ВВ.
Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флѐрина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, А.М.
Леушина, О.И. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания, выделяются три основных направления разработки психологопедагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку. Во-первых, структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональное
(формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения); в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана

достаточно полно. Исследования по разным проблемам развития речи в дошкольном детстве подтвердили необходимость изучения закономерностей и особенностей становления речи дошкольников и определили основные принципы содержания работы по развитию речи , обучению языку. Это формирование у дошкольников:
§ разных структурных уровней языковой системы (фонетики, лексики, грамматики);
§ элементарного осознания явлений языка и речи (ознакомление со смысловой и звуковой стороной слова, со структурой предложения и связного текста);
§ языковых обобщений в области грамматического строя речи (морфологии, словообразования, синтаксиса);
§ речевой активности, воспитания интереса и внимания к, родному языку, что способствует повышению уровня самоконтроля.
С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью система последовательного обучения на специальных занятиях по развитию речи включает:
§ отбор речевого содержания, доступного для ребенка-дошкольника, и его методическое обеспечение;
§ вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре это работа над смысловой стороной слова, в грамматике - формирование языковых обобщений, в монологической речи - развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);
§ уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;
§ преемственность содержания и методов речевой работы между дошкольными учреждениями и начальной школой;
§ выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения;
§ взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников.
Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения.
Анализ теоретических основ развития речи включает рассмотрение следующих вопросов: взаимодействие языка и речи, развитие языковой способности как основы владения языком, связь речи с мышлением, осознание явлений языка и речи ребенком-дошкольником; особенности развития речи - устной и письменной, диалогической и монологической - в разных типах высказывания (в описании, повествовании, рассуждении), а также характеристику категориальных признаков текста и способов связи предложений и частей высказывания.
Согласно А.А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом необходимо подчеркнуть, что важнейшее средство речевых навыков - это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему
(например, определение рода или числа), то мы можем говорить о развитом у него чувстве языка.
Оно развивается и тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывании.
Подчеркнем, что это - творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации , происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой

способности, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.
Большую роль при этом играет осознание явлений языка и речи.
Ф.А. Сохин рассматривал взаимосвязь речевого и умственного аспектов овладения родным языком в дошкольном детстве в нескольких направлениях. Начальные формы мышления дошкольника - наглядно-действенное и наглядно-образное, затем они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Здесь развивается интеллектуальная функция языка. Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении - с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком, т. е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта.
Заметим, что до сих пор в ряде исследований и методических пособий по развитию речи сохраняется абсолютно неприемлемое положение о том, что в дошкольном детстве родной язык усваивается только на основе подражания, интуитивно, даже инстинктивно.
Исследования, проведенные в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания, доказали, что овладение языком характеризуется прежде всего развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений. Это осознание связано с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом. Поэтому необходимо формировать осознание явлений языковой действительности. Эта идея стала центральной в исследовании всех сторон речи дошкольника
(СНОСКА: Эльконин Д. Б. Развитие речи в раннем детстве// Избранные психол. труды. -М.:
Педагогика, 1989. - С. 374.). Необходимость лингвистического развития ребенка в настоящее время доказана во многих исследованиях, выполненных в этом направлении.
Формулировка «обучение родному языку» нередко вызывает протест со стороны как школьных, так и дошкольных педагогов. Однако развитие речи с необходимостью включает формирование у детей элементарного осознания некоторых явлений языка и речи. Поэтому рассмотрение вопросов преемственности должно относиться и к формированию речевых навыков и умений, и к развитию этого элементарного осознания, т. е. к обучению языку.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, г. е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа
(предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно- речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений естественно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста
(сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературных произведений.
В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа, задуманного ребенком.
Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для решения задач нравственного воспитания. Здесь существенное влияние оказывает прежде всего воспитание любви и интереса к родному языку его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает и содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества.
Содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность , гордость и

уважение к их создателям. Кроме того, такие методы, как рассказывание совместно, группами
(«командами»), предполагает и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т. д.
Ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.
Обучение дошкольников родному языку, развитие речи предоставляют богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным аспектам обучения родному языку - воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающаяся лексика могут и должны включать введение в речь детей групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональные состояния, оценки поступков человека, эстетические качества и оценки.
Таким образом, высокий уровень развития речи дошкольника включает:
§ владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
§ развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять;
§ знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
§ умение читать (элементарное владение грамотой).


Ушакова Оксана Семеновна, доктор педагогических наук, профессор. В программе представлены игры, упражнения, занятия по развитию всех сторон речи: звуковой, лексической, грамматической. Так же прилагаются тетради с заданиями для занятий, методические рекомендации.


Цели программы: 1. развитие детского словесного творчества. 2. развитие связной монологической речи. Цели программы: 1. развитие детского словесного творчества. 2. развитие связной монологической речи. Задачи программы: 1. Воспитание звуковой культуры речи. 2. Словарная работа. 3. Формирование грамматического строя речи. 4. Развитие связанной речи. Задачи программы: 1. Воспитание звуковой культуры речи. 2. Словарная работа. 3. Формирование грамматического строя речи. 4. Развитие связанной речи.


Программа разделена по возрастам. 1. игры и упражнения для развития речи младшего дошкольного возраста 3-4 лет. 2. игры и упражнения для развития речи детей 5- го года жизни. 3. игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. 1. игры и упражнения для развития речи младшего дошкольного возраста 3-4 лет. 2. игры и упражнения для развития речи детей 5- го года жизни. 3. игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.


Младший школьный возраст. Ведущей линией развития речи детей 3-4 лет является воспитание звуковой культуры речи, включая работу по обучению правильному звукопроизношению. Пристальное внимание уделяется развитию интонационного чутья, обучению разнообразных способов словообразования, развитие умения видеть структуру рассказа (начало, середина, конец). Используют голоса животных, звукоподражательные слова « ду - ду », « динь - динь ». Потешки, шутки - чистоговорки. Игры - учить называть разнообразные внешние признаки игрушки, объекта. Занятия по словообразованию (заяц - зайчонок). Пересказ литературных произведений, инсценировки сказок.


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности. Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины « звук », « слово », с которыми они уже познакомились. Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет... шапки, варежек, брюк); Продолжается формирование навыков повествовательной речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности. Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины « звук », « слово », с которыми они уже познакомились. Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет... шапки, варежек, брюк); Продолжается формирование навыков повествовательной речи. Игры и занятия: « Найди первый звук », « Какие бывают иголки », « Кто больше слов скажет ». Составление сказок, отгадывание загадок. Составление рассказов по картинкам. Игры и занятия: « Найди первый звук », « Какие бывают иголки », « Кто больше слов скажет ». Составление сказок, отгадывание загадок. Составление рассказов по картинкам.


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНО ГО ВОЗРАСТА (ЛЕТ) Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Необходимо учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия. Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Необходимо учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия. Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. Игры и задания: « Найди звук », « Скажи какое », « Что вы видите вокруг », « Закончи фразу », « Назови одним словом », « Составь описание ». находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию. Активно используются загадки, потешки, чистоговорки. Игры и задания: « Найди звук », « Скажи какое », « Что вы видите вокруг », « Закончи фразу », « Назови одним словом », « Составь описание ». находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию. Активно используются загадки, потешки, чистоговорки.


Плюсы программы. Плюсы программ заключаются в том что в программе оставлено много места для творчества педагога. Данная программа подходит как для воспитателей, так и для родителей интересующихся вопросами развития речи детей. Игры и задания можно изменять, усложнять, дополнять своими заданиями, в программе просто предложены варианты. Плюсы программ заключаются в том что в программе оставлено много места для творчества педагога. Данная программа подходит как для воспитателей, так и для родителей интересующихся вопросами развития речи детей. Игры и задания можно изменять, усложнять, дополнять своими заданиями, в программе просто предложены варианты.

Поделиться: