Воспитание нравственных качеств у дошкольников по фгос. Нравственное воспитание дошкольников по фгос. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях фгос дошкольного образования

Анастасия Крапоткина
Проект «Масленица»

Проект «Масленица »

Воспитатель : Крапоткина А. С., МБДОУ №328, г. Красноярск

Актуальность.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица » . Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника.

Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица » силами педагогов, родителей и ребят.

Продукт проекта :

Праздничное мероприятие «Масленица

Цель :

Познакомить детей с традиционными праздниками, развивать чувство любви к своей Родине;

Задачи :

Образовательные :

1. Расширить и углубить знания детей о народном празднике «Масленица » , 2. Учить бережно относится к народным традициям и обычаям.

Воспитательные :

1. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. 2. Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы

3. Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций и реализации творческих способностей в проведении праздников и развлечений

Развивающие :

1. Обогащать детей знания о традициях русского народа

2. Развивать в детях любовь к традициям русского народа.

3. Развивать понимание названия праздника.

3. Обогащать духовный мир детей.

Тип проекта :

По числу учащихся – групповой;

По предметным областям – межпредметный;

По продолжительности – краткосрочный;

Участники проекта :

Воспитанники 2 младшей группы «Аленький цветочек» ДОУ

Воспитатели 2 младшей группы «Аленький цветочек»

Родители детей группы «Аленький цветочек» ДОУ

воспитатель ДОУ

Ожидаемые результаты проекта :

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса к родной истории.

Планирование работы по проекту :

День недели Совместная деятельность В=Д Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями

НОД Режимные моменты

Понедельник

«Встреча»

Познание «Что за праздник, масленица . Цель : Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей , традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Утро. Беседа «Как отмечать Масленицу » ; Разучивание масленичных закличек ; Хоровод «Едет Масленица » р. н. мелодия

Прогулка. Наблюдение за снегом; Народные подвижные игры : «Малечина–калечина» , «Карусель» , «Заря» ; Катание на ледянках

Вечер. Кукольный театр «Петрушечные комедии» ; загадки о весне и зиме Рассматривание иллюстраций масленичных гуляний .

Консультация для родителей о масленичной неделе .

«Заигрыш» Аппликация «Платок» . Цель : Развивать составлять аппликацию на основе народного искусства. Закреплять знания детей об элементах и правилах расположения узора на платках. Утро. Русские народные игры «Горелки» , «Почта» ; Разучивание песни «Вот уж зимушка проходит» р. н. мелодия; Прогулка. - Подвижные игры : «Ручеек» , «Перетягивание каната» , «Снежный тир» ; Катание с горки.

Вечер. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

Разучивание пальчиковых игр.

С\Р игра : «Оденем куклу на праздник масленицы » . Разучивание стихов и потешек дома с детьми.

«Лакомка» Коммуникация «Заклички» . Цель : Продолжать приобщать детей к русским народным праздникам, развивать у детей память в запоминании закличек и использовать в жизненных случаях, воспитывать любовь к родному краю. Утро. Знакомство со значением и символикой блинов Слушание песни «Песня блинам» ;

Прогулка. Игры - забавы : «С кочки на кочку» , «Прокати мяч» , «Такси» ;

Вечер. Знакомство с гостеприимством. Чаепитие с блинами. Пластилин для самостоятельной лепки блинов. С\Р игра : «Гостеприимство» Подготовка к чаепитию, оформление стола.

«Разгуляй» ФЦКМ «Приходи, масленица . Цель : Развития интереса к истории, представлений о народных обрядах разных стран;

воспитания толерантности к укладу жизни, быту, обычаям народов мира.

Утро. Хороводная игра «Тень, тень, потетень» р. н. мелодия; Игры - состязания «Хитрый шарик» , «Посади картошку» , «Ловкие ребята» ; Прогулка. Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно» , «Горшки» ; Конкурс рисунков на снегу.

Вечер. Чтение стихотворений рассказов о русской тройке, чтение потешек, дразнилок, небылиц.

Самостоятельная активная деятельность под музыку. Памятка для родителей : «Масленица »

«Посиделки» Рисование «Масленица » . Цель : Познакомить детей с народным праздником Масленица .

Совершенствовать навыки рисования карандашом.

Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.

Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа. Утро. Разучивание стих-я «Про Масленицу » ;

Слушание песни «Как на Маслянской неделе » . Прогулка. Праздничное мероприятие «Масленица

Вечер. ТСО : мультфильм «Смешарики. Масленица » Самостоятельное рисование по замыслу (впечатление о празднике) . Участие родителей в праздничном мероприятии «Масленица

Рефлексия

Модель трёх вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где это можно узнать?

Есть праздник «Масленица » (Андрей А.)

Когда празднуется этот праздник (Илья М.)

Сжигают чучело масленицы (Дима Ц.)

Символы масленицы (Матвей К.) -Сколько дней народ празднует масленицу ? (Вика Б.)

Как ещё в народе называли масленицу ? (Виолетта М.)

Для чего сжигают масленицу ? (Беатриса К.)

Что символизирует блин? (Алина К.) -Спросить у воспитателя, родителей (Беатриса К.)

Смотреть передачи по телевизору (Тимофей)

Посмотреть в Интернете (Савелий)

Стартовая диагностика.

Ф. И. ребенка Праздник который провожает зиму встречает весну. Символы масленицы . Что символизирует блин? Сколько дней празднуется масленица ?

Высокий 0% 0% 0% 0%

Средний 66% 60% 13% 60%

Низкий 34% 40% 87% 40%

В результате проведения мониторинга знания дошкольников по данной теме соответствуют следующим уровням развития : средний уровень –50%, низкий – 50%, высокий уровень отсутствует.

Заключение

Благодаря внедрению проекта в воспитательно-образовательный процесс дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Ребята узнали о традициях, методах проведения праздника через непосредственное их участие в нём, получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Достигнутые результаты :

Анализируя результаты проекта , я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект , я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Используемая литература :

Материалы из периодических изданий :

1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе - М.: «Школьная Пресса» , 2003г.

3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992.

4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР : Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» , 2000г.

6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

7. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006.

8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» , 2000г.

Интернет-источники .

ПРОЕКТ «МАСЛЕНИЦА»
Цель проекта:

- Знакомство детей с народным праздником Масленица;
- Воспитание любви к своей Родине;

Задачи:

Дать первоначальные представления о русском народном празднике - Масленица, с характерными для него обрядами;
- Знакомство детей с русскими традициями гостеприимства;
- Пробуждать интерес к истории русского народа;

Вид проекта : групповой, творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Участники: дети II младшей группы, воспитатели, родители, муз. работник .

Ожидаемый результат:

Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
- Получение представлений о народных играх, обрядах;
- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
-Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

План работы для воспитателя:

- сбор информации об истории праздника;
- подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
-подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице»,
« Масленица»;
- подготовить для родителей стенгазету «Масленица пришла!»;
-организовать для родителей выставку детских работ;
-организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Дни
недели

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми

Работа с родителями

Образов.
области

Работа с родителями

понедельник

Беседа: «Что такое Масленица»
заучивание стих. «Радость в каждый дом»

Рисование: «Светит Солнышко»
Под./игра «Петушки»

Познание,
Коммуник.
Социализ.
Худ.творч.
Физ.культ

Привлечь родителей к изготовлению куклы –
Масленицы;

Поделка из бумаги:
«Солнышко лучистое»
пальчиковая игра
«Солнышко –ведрышко»

Разучивание масленичную
игру- забаву«Солнышко»,
игра «Кто быстрее на метле» (Физк. досуг)

Худ. творч.
Познание
Коммуник.
Физ.культ.
Труд

Рисование «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои»

Заучивание заклички на блины

Худ.творч.
Познание
Коммуник.
Труд

Аппликация «Кукла Масленица»

Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины»

Познание
Худож.творч.
Коммун.
Социализ.

Лепка «Блины»;
Разучивание поговорки о блинах

Муз.досуг «Прощай, масленица!»

Худож.творч.
Познание
Музыка
Безопасность
Физ.культ.
Коммуник.
Социализ.

ПРИЛОЖЕНИЕ- 1:

Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»

(Дети встают и повторяют за Хозяйкой:)
- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,
Освети, обогрей (Руки развести перед собой).
Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).
Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

Игра «Солнышко» для малышей
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается),
А весна милее (круг расширяется).

Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!!!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А ведущий их ловит.
Игра « ПЕТУШКИ»
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).
Стихотворение для разучивания:

Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!

Закличка на Масленицу:

«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее - будет повкуснее»..

Пословицы, поговорки:
-«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»

-«Солнышко-вёдрышко, нарядись!
Солнышко-вёдрышко, покажись!»

Загадки на масленицу: (Автор загадок: Ирис Ревю)

Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Ответ: Масленица

Чучелом ее сжигаем,
Едим масло и блины,
И весну мы ожидаем,
Это - праздник старины.
Ответ: Масленица

С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные …(блины).


Горячий, румяный,
Сытный, желанный,
Бабушка с утра печёт,
Угощается народ.
Ответ: Блин

ПРИЛОЖЕНИЕ - 2: (ФОТООТЧЁТ)


«Солнышко-вёдрышко, нарядись!
Солнышко-вёдрышко, покажись!»


«Гори, солнце, ярче - летом будет жарче, а зима теплее, а весна – милее!»

«ОЙ, блины, блины, блины, вы блиночки мои!»


Работа из пластилина «Блиночки с красной икрой, со сметанкой»

(Проводится на улице)

Цель: Приобщение детей к русским традициям, к родной культуре.

Познакомить с русским народным праздником Масленица, ее символами, традициями;

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю;

Развивать интерес к русскими народными играми; учить в них играть, развивать быстроту, ловкость, внимание.

Ход развлечения

Ведущий: Вот и кончается зима. Много весёлых затей она нам дарила: снежные горки, лыжи, санки, снежки, ледяные крепости. Издавна на Руси, в феврале, последнем месяце зимы, устраивали народные гуляния, провожали зиму, и назывался этот праздник Масленица. В эти дни ходили в гости и угощали друг друга блинами. Праздник есть праздник. А какой же праздник без гостей, весёлых песен, плясок, шуток.

1–й Скоморох: Что за славный денёк!

Собирайся, народ

Будем петь, да шутить

Да весну веселить!

2–й Скоморох: Вместе будем мы гулять

Масленицу провожать!

Игра – хоровод

Раз, два, три, четыре

Круг поуже, круг пошире

На носочек и на пятку

Веселей пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись

Веселее улыбнись!

1–й Скоморох: Ребята! Давайте позовём Масленицу.

Ребёнок: Боярыня Масленица!

Приезжай к нам в гости

На широкий двор:

На горах покататься

В блинах поваляться!

(Выход Масленицы)

2–й Скоморох: Здравствуй, сударыня Масленица!

На долго ли к нам пожаловала?

Масленица: Всего лишь на семь денёчков. Первый день – встреча, седьмой – проводы.

1–й Скоморох: А с чем ты к нам пришла?

Масленица: Встречайте меня радостью, сытостью и довольством.

2–й Скоморох: Мы встречаем тебя песней!

Хоровод «Как на тоненький ледок».

Масленица: А хорошо ли вы меня ждали – дожидались?

1–й Скоморох: Сильно ждали, крепко дожидались. И приготовили частушки.

Частушки

1 ребёнок: Как на Масленой неделе

Из трубы блины летели

Ой, блиночки мои! Подрумяненные!

2 ребёнок: Шила платье из капусты,

Огурцом отделала

Рассердилась, платье съела-

Что же я наделала.

3 ребёнок: Как на Масленой неделе

Со стола блины летели,

И сметана, и творог-

Всё летело на порог.

Масленица: Весёлые вы ребята! А в старину во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для обиды, а для веселья.

Дразнилки:

1. У Егора на носу- кошки драли колбасу.

2. Ах ты, Сашка – таракашка,

На сарай полезай.

Там кошку дерут,

Тебе хвостик дадут!

3. Маринка – корзинка прыгала, скакала

В болото упала!

Ведущий: Хватит, ребятки, ссорится да дразниться. Не пора ли поиграть, повеселит

Эстафеты:

1. На санках (с родителями);

2. Бег в мешках;

3. Перетягивание каната.

1–й Скоморох: Собрались мы позабавиться да потешиться, а что – то грустно у вас? Чего же вам не хватает?

Дети: Тепла, солнца ясного!

2–й Скоморох: А и правда, не позвали мы Весну – красну.

Песня «Веснянка» 1. Ой, бежит ручьём вода,

Нету снега, нету льда

Ой, вода, ой, вода, нету снега, нету льда.

2. Мы весняночку поём,

Весну красную зовём

Мы поём, мы поём, весну красную зовём.

1–й Скоморох: Вот и стало теплее, вот и стало светлее. Скоро птицы прилетят и ручьи зазвенят. Давайте поиграем в игру «Ручеёк». (Дети стоят в колонне друг за другом и на слово «Ух», -все вместе перепрыгивают через ручеёк.)

«Ручеёк»

Разлился ручеёк,

Золотой рожок – Ух!

Разлился водой,

Холодной, снеговой – Ух!

Разлился водой,

Прозрачной ключевой – Ух!

По мхам, по болотам

По лесным колодам – Ух!

Ведущий: Хватит нам играть, пора Масленицу провожать.

Все: Масленица, Масленица

Широкая Масленица

Гостья нагостилась

С зимушкой простилась!

(Скоморохи вывозят чучело).

Все: Прощай, Масленица! (поджигают).

Гори, гори ярче

Лето будет жарче

А зима теплее,

А весна милее.

Гори, гори с треском!

Пусть по перелескам

Где сугробы лягут,

Будет больше ягод

Пусть несут в колоду

Пчёлы больше мёду

Пусть в полях пшеница

Густо колосится.

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

1–й Скоморох: Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни, а мы им в этом поможем. Хоровод заведём, дружно все запоём.

Песня «Блины»

Ведущий: Вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Да какая же Масленица без блинов, горячих, румяных. Напекли мы вам поесть сотен пять, а может шесть. Угощение на славу, а ребятам на забаву!

(Всех угощают блинами.)

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Отделение дошкольного образования детей государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 4 с углубленным изучением французского языка имени Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт-Петербурга. Детский сад «КАЛИПСО» Краткосрочный проект во второй младшей группе «Масленица» ВОСПИТАТЕЛЬ: Галькевич Е.М. Санкт-Петербург 2015 г.

2 Актуальность: Праздник оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Масленица один из древнейших славянских праздников, традиции которого зародились еще в языческой Руси. Считалось, что человек, весело проведший масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года! Подготовка к празднику развивает память и внимание, расширяет кругозор, пробуждает фантазию, совершенствует речь и пластику движений. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для творческого развития каждого ребенка. Цель: Формирование общего представления дошкольников о традициях русского народа на примере праздника «Масленица». Задачи: - Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа; - Познакомить детей с историей проведения народного праздника; - Вспомнить названия 7 дней Масленицы, объяснить их значение; - Обогатить словарь детей; - Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения; - Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки; - Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры. Предполагаемые результаты: получены первоначальные представления о праздновании масленицы; сформированы умения водить хороводы; приобретены знания частушек, пословиц, небылиц, закличек; укреплено и развито взаимодействие с родителями и сверстниками. Предварительная работа: индивидуальные беседы с родителями о роли одежды на народном гулянье; оформление папки-передвижке о масленице как о старинном народном гулянье; оформление календаря «Масленичная неделя»; подбор костюмов для проведения праздника; изготовление чучела «Масленица»; изготовление родителями атрибутов «блины» из картона для игры «Я пеку, пеку, пеку»;

3 оформление приглашений для родителей для проведения совместного досуга; изготовление медалек в форме солнышка по количеству участниковдетей; подбор русских народных мелодий для музыкального сопровождения праздника; оформление зала и группы декорациями к празднику. Участники: дети, воспитатель, родители. Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой. Срок реализации: одна неделя (с 16 по 20 февраля 2015 года); Продукты проекта: - Выставка рисунков и аппликаций, работ по лепке. - Методическая разработка интегрированного занятия-развлечения для младшей группы «Масленица». Реализация проекта: Дни недели Понедельник «Встреча» Вторник «Заигрыш» Цели деятельности педагога Формировать представление детей о русском народном празднике «Масленица» Формировать представление детей о традициях проведения праздника, учить наклеивать предметы круглой формы, закрепить знания о названии формы Виды детской деятельности Игровая, познавательная, восприятие фольклора, музыкальная, продуктивная, коммуникативная Коммуникативная, игровая, продуктивная, музыкальная Содержание совместной деятельности -беседа о истории проведения народного праздника; -чтение потешек, небылиц; -изготовление чучела «Масленица»; -разучивание текста песни «Блины»; -проведение подвижных игр «Ручеек» и «Ровным кругом» -заучивание закличек, пословиц; -беседа «Кто такой скоморох?»; -изготовление аппликации «Снежная крепость»; -проведение подвижных игр

4 Среда «Лакомка» Четверг «Разгуляй» Пятница «Широкая Масленица» Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый и масляный», участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы по сказке, развивать умения лепить шар и сплющивать его Дать детям представления о русских народных забавах, развивать умения ориентироваться в пространстве, ловкость, красоту, упражнять в рисовании круглой формы Приобщать к истокам народных традиций, вызвать положительные эмоции у ребенка в ходе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками во время проведения праздника Коммуникативная, игровая, продуктивная, музыкальная Игровая, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, познавательная Игровая, продуктивная, художественная, познавательная, музыкальная, коммуникативная «Плетень» и «Ровным кругом»; -прослушивание русских народных песен и мелодий - рассматривание иллюстраций о масленице; -показ кукольного спектакля «Крылатый, мохнатый и масляный»; -лепка «Блины»; -проведение дидактической игры «Какие бывают блины?» -проведение русских народных игр «Перетяни канат», «Достань погремушку», «Плетень», «Ручеек», «Ровным кругом»; -рисование «Ой, блиночки, блиночки!»; -проведение сюжетноролевой игры «Я пеку, пеку, пеку»; -проведение словесной игры «Продолжи пословицу»; -игра на русских музыкальных инструментах -изготовление поздравительных открыток; -прослушивание аудиозаписей «Сказки-шумелки»; -проведение с привлечением родителей интегрированного занятия-развлечения «Масленица»

5 Приложение 1 Беседа ПОЧЕМУ МАСЛЕНИЦА НАЗЫВАЕТСЯ МАСЛЕНИЦЕЙ? Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица». По одному из утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю. Вот и стряпали блины этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название «Масленица». По другой версии название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей. А если верить легендам то, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Вот поэтому в старину Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником. КАК МАСЛЕНИЦУ ПРАЗДНОВАЛИ НА РУСИ К первому дню масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили утром соломенную куклу Масленицу да наряжали ее в кафтан и шапку. На второй день, во вторник, девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых. В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных. Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день. Вот когда начинает настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать, выполнять разные обряды, творить кулачные бои. На пятый день зятья угощали блинами своих тещ, иногда и copyright-by-праздник всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. В шестой день разгульной недели молодая невеста приглашала своих родных к себе. В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его. Обычаи последнего дня Масленицы связаны с культом предков, проводы и прощания сопровождались различными обрядами. Соломенную куклу «Масленицу» торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными и знакомыми происходили вечером. Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. Приложение 2 Беседа КТО ТАКОЙ СКОМОРОХ? Скоморохи на все руки мастера и певцы, и актеры, акробаты и поэты, музыканты и плясуны. Сочиняют скоморошины, в которых высмеивают человеческие недостатки: жадность, злословие, участвуют в спектаклях кукольного театра. Слово скоморох

6 происходит от слова морочить: веселить, обманывать. А вот композиторы о них, скоморохах, даже музыку пишут. Изобразил скоморохов в своей опере Снегурочка русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. Приложение 3 Каждому дню масленичной недели дано было своё имя: Понедельник - Встреча; Вторник - Заигрыш; Среда - Лакомка; Четверг - Разгуляй; Пятница Широкая масленица; Суббота - Золовкины посиделки; Воскресенье - Прощёный день. Первый день Масленицы. Встреча. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. Второй день Масленицы. Заигрыш. Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы. Третий день Масленицы. Лакомка. На Лакомку созывали всех родных и угощали блинами. Считалось, что нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет ". Четвёртый день Масленицы. Разгуляй. В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер. Пятый день Масленицы. Широкая масленица. Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок". Шестой день Масленицы. Золовкины посиделки. В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки. Седьмой день Масленицы. Прощёное воскресенье. В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла.

7 В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - "на богатый урожай". Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог простит". Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой. Приложение 4 Словесная игра «Продолжи пословицу» 1. Один пирог два раза не съешь. 2. С кем хлеб-соль водишь на того и походишь. 3. Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого. 4. Сам заварил кашу, сам и расхлебывай. 5. Кашу маслом не испортишь. 6. Хочешь есть калачи, не лежи на печи. 7. Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду лезть. 8. Заварил кашу, так не жалей масла. 9. Не разбивши яйца, не сделаешь яичницу. 10. Не сули бычка, а дай стакан молочка. 11. Блины и то надоедают. 12. Остатки сладки. 13. От черной курочки да белое яичко. 14. От черной коровы да белое молочко. Приложение 5 Дидактическая игра «Какие бывают блины» Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно: На тарелке он один - называем просто... (блин). Много испекли их мы - тогда назовем... (блины). Испекли для дочек - назовем... (блиночек). Будет кушать их сынок - назовем тогда... (блинок). Огромный, как домище - назовем... (блинище). Приложение 6 Рисование «Испеки блин на сковороде» Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик. Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги. Приложение 7 Аппликация «Снежная крепость»

8 Для изготовления аппликации необходимо: лист А-4 голубого цвета с изображенной на нем крепости, стены которой составлены из кругов с диаметров ватных дисков. Дети приклеивают ватные диски на изображение кругов на крепости. Приложение 8 Русская народная сказка Крылатый, мохнатый да масленый На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый. Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал. Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил. Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи румян да пышен щи варит, крупной солью солит, кашу пробует. Сядут за стол не нахвалятся. Воробей говорит: Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны! А блин ему: А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу вот щи и жирные! А воробей кашу ест, похваливает: Ай каша, ну и каша горазд горяча! А мышь ему: А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю хорошо в печи огонь горит вот и горяча! Да и я, говорит воробей, не промах: соберу грибов, натащу бобов вот вы и сыты! Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали. Только раз призадумался воробей. «Я, думает, целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте на тяжкой работе. Не бывать больше этому!» Рассердился воробей ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать: Завтра же работу поменяем! Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей дрова рубить, а мышонок обед варить. Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет: Прыг-скок, Прыг-скок, Я масленый бок, На сметанке мешан, На маслице жарен! Прыг-скок, Прыг-скок, Я масленый бок!

9 Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна. Ты куда, блинок, бежишь-спешишь? На охоту. А какую ты, блинок, песенку поешь? Блин заскакал на месте, да и запел: Прыг-скок, Прыг-скок, Я масленый бок, На сметанке мешан, На маслице жарен! Прыг-скок, Прыг-скок, Я масленый бок! Хорошо поешь, говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. Так, говоришь, на сметане мешан? А блин ей: На сметане да с сахаром! А лиса ему: Прыг-скок, говоришь? Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок ам! А блин кричит: Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами на охоту! А лиса ему: Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом, да и с сахаром! Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, бок в зубах оставил, домой побежал! А дома-то что делается! Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены. «Как, думает, блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!» Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет. А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет. Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали. Тут блин и говорит: Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет. Тут воробей со стыда под лавку забился. Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить. Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают. Приложение 9 Конспект интегрированного занятия-развлечения для второй младшей группы.

10 Технологии: игровые, коммуникативные. МАСЛЕНИЦА. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора. Цели деятельности педагога: познакомить с традициями народного праздника, дать представление о русских народных играх, приобщать к истокам народных традиций, развивать песенные и игровые навыки, вызвать положительные эмоции от совместной игры. Планируемые результаты целевые ориентиры дошкольного образования: проявляет интерес к совместным подвижным и музыкальным играм, участвует в разговорах во время игр, отвечает на вопросы, двигается хороводом в играх, проявляет положительную эмоциональную отзывчивость. Материал и оборудование: костюмы скомороха и Бабы Яги, изображение солнышка, колокольчик, повязка для глаз, медальки-солнышки, угощение для детей (блины), шапочка-блин. Предварительная работа: Подобрать костюмы для народного гулянья. Изготовить чучело «Масленицы». Оформить приглашения для родителей на совместный досуг. Изготовить медальки-солнышки по количеству участников-детей. Содержание организованной образовательной деятельности детей. 1.Организационный момент. Звучит песня ансамбля «Веретено» «Масленичная песня». Ведущий: Ой, как много здесь гостей Ждет вас множество затей. Будем петь, да играть. Старину вспоминать. Позвольте спросить какой сегодня праздник? Дети: Масленица.

11 2. Вносится кукла «Масленица» под аудиозапись песни «Масленица» фольклорного коллектива «Масленица». Наша масленица годовая, Она гостьюшка дорогая. Дорогая наша гостья масленица, Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная. Коса длинная триаршинная, Лента алая, двуалтынная. Платок беленький, новомодненький, Брови черные, наведённые. Ведущий: Собирайся народ в гости «Масленица» идёт. Масленицу широкую встречаем, да стихами величаем. Угости нас, масленица, блинами: А мы тебя величать, прославлять будем. Дети и взрослые поют русскую народную песню «Блины». Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели. Припев: Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Моя старшая сестрица, Печь блины-то мастерица. Припев. Напекла она поесть, Сотен пять, наверно, есть. Припев. В квашне новой растворили, Два часа блины ходили. Припев. На поднос блины кладёт, Их сама к столу несёт. Припев. Гости, будьте все здоровы, Вот блины мои готовы. Припев. Ведущий: Наша масленица, ты широкая, В детский сад к нам пришла И веселье принесла! Игра-развлечение «Ручеёк»

12 Правила игры (проводится с родителями под музыку Г. Портнова «Лесной ручеек» в исполнении ансамбля «Каскад»): играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается коридор. Игрок, кому пара не досталась, идёт к «истоку» «ручейка», проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеёк» движется чем больше участников, тем веселее игра. Все участники праздника садятся на стулья. Звучит музыка из к/ф «Любовь и голуби» «Плясовая», вбегает Скоморох-Ванька. Ванька: Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки Смешливые девчонки, короткие юбчонки Я- скоморох Ванька По всему свету гуляю Всё на свете знаю Пришел к вам позабавиться да повеселиться Праздник Масленицы встретить! А у Масленицы герой один- Круглый и вкусный, а зовут его? Дети: Блин! Ванька: Чтоб поднять вам настроение Я устрою представление Тили-тили, трам-тарам Роль блина сыграю сам!

13 Надевает шапочку-блина, нарумянивает щеки. Ванька: Позвольте представиться: я- блин На весь свет один Всех моих братьев съели А меня не успели Только на меня раскрыли роток А я шмыг и наутёк! Будем петь и развлекаться Танцевать и кувыркаться! Ведущий: Подходи честной народ Становитесь в хоровод, Чтобы было веселей, Торопи своих друзей! Слова к игре: Ровным кругом друг за другом Мы идём за шагом шаг Стой на месте, дружно вместе Сделаем вот так! Хороводная игра: «Ровным кругом» Ведущий: Масленицу мы справляем Веселиться продолжаем. Скоморох- Ванька показывает движения. Сотрудники детского сада исполняют частушки под мелодию «Народные частушки». Как на масляные недели Из трубы блины летели Ой, блиночки мои, Подрумяненькие! Платье шила из капусты Огурцом отделала, Рассердилась, платье съела Что же я наделала? Купи, батя, мне коня, Вороные ножки Буду девочек катать

14 По большой дорожке! Вижу я в своё окошко На крыльце сидят коты, Перед ними ходит кошка, Это конкурс красоты. У меня всего три шали Все они пуховые Мы девицы молодые Девушки бедовые! Вы послушали частушки, Мы спасибо говорим Вас, мальчишки, вас, девчонки, Всех гостей благодарим. Пляска под русскую народную мелодию. Ванька: Ребята, посмотрите, солнышко спит. Надо его разбудить. Помогите мне. Дети читают заклички: Ну-ка, солнце, просыпайся В чисто небо выбирайся, Будешь по небу ходить Песни петь и всем светить. Ванька: Не просыпается солнышко. Давайте другую закличку прочитаем. Солнышко, солнышко, выгляни в окошко, Солнышко, солнышко, покажись немножко. Ванька: Что с солнышком случилось? Звучат частушки «Бабки-ёжки» из м/ф «Летучий корабль», вбегает Баба Яга.

15 Баба Яга: Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте оладушки! Что не получается солнышко разбудить? Это я его заколдовала, сделала грустным. Ванька: Баба Яга, костяная нога, верни радость нашему солнышку. Баба Яга: Это я-то костяная нога. Вспомнил, когда это было-то! Я-Баба, современная Яга, Мне жизнь такая дорога Никого не нужно есть Пенсия большая есть, Телевизор, Телефон, Да, ещё айфон. Есть машина у меня Так что ступа не нужна. В триста лет, я, молода Не худая, не больна И нога не костяная Посмотрите на меня, Как мила и как умна! Ванька: Ты прости меня, Ягуся, это я не подумав сказал. Ты очень даже симпатичная, Яга. Баба Яга: Вот то-то же. Ну, ладно, поиграйте со мной и солнышко ваше расколдуется. Все участники праздника встают в круг. Игра «Перезвон» Баба Яга и Ванька в центре круга, у Бабы Яги завязаны глаза, Ванька движется по кругу с колокольчиком. Все идут по кругу и поют.

16 Дили-динь, дили- дон! Ах, откуда этот звон? Били-бом, били-бом, Мы его сейчас найдём. Игра продолжается несколько раз. Баба Яга: Не хочу больше играть, хочу пляску плясать! Все желающие танцуют под музыку из к/ф «Любовь и голуби» «Плясовая». Баба Яга: Повеселили, вы меня и вот вам ваше солнышко! Солнышко всходит. Ванька: Вот и стало светлей, вот и стало теплей! Баба Яга: До свиданья, детвора! Ведущая: Масленицу широкую отмечали Играли, пели, танцевали А теперь масленица прощай И наш праздник не забывай! Ведущий: Ребята, от масленицы у нас в руках зажглись солнышки, и они напомнят нам о масленичной неделе. (всем гостям вручают медальки-солнышки) Ведущий: А теперь друг другу поклонитесь и друг с другом обнимитесь! Ведущий: Как на масленой неделе из печи блины летели Масленица угощай, всем блиночки подавай! Детям вручают угощение-блюдо с блинами. Куклу-масленицу выносят из зала под песню «Прощай, Масленица» ансамбля «Чебатуха». Дети и родители идут пить чай с блинами.

Úloha č.14 Ročník: štvrtý Úroveň:B1 МАСЛЕНИЦА Téma: Масленица МАСЛЕНИЦА Древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Веселые

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерский детский сад 5 Развлечение на улице для детей старшего дошкольного возраста Подготовила: Воспитатель Пилипенко Светлана Валентиновна

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему «Масленица» Подготовили: воспитатели средних групп: 7, 8, 12, 5. Интеграция образовательных областей: Познание, Художественное

1 МАСЛЕНИЦА (Звучит веселая русская народная музыка) Вед: Собирайся народ! В гости Масленица ждет Мы зовем к себе тех Кто любит веселье и смех Позвольте спросить, какой же сегодня праздник? Масленица

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение НОШ Д/С 80 РАЗВЛЕЧЕНИЕ НА ТЕМУ: «МАСЛЕНИЦА» (подготовительная группа) Подготовила: Скотникова Н.А.- воспитатель г. Сочи2016г «МАСЛЕНИЦА» Вед: Ребята,

Масленица Масленица это проводы зимы и встреча весны. В МДОУ 22 «Пташка» Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). Задачи: Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

Поздравляем с Масленицей! Желаем вам тепла И чтобы жизнь счастливой И радостной была! Пусть придет к вам счастье, Как тепло весеннее, И пребудут с вами Радость и веселье! Масленица один из древнейших славянских

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заречная средняя общеобразовательная школа» Сценарий мероприятия «Масленица красная» (для дошкольных групп) Подготовил: старший воспитатель дошкольного образования

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 115 Невского района Санкт-Петербурга Воспитатель ВКК: Чертова Татьяна Васильевна Санкт-Петербург 2016

СЦЕНАРИЙ МАСЛЕНИЦЫ В ДЕТСКОМ САДУ. Вед: Собирайся народ! В гости Масленица ждет Мы зовем к себе тех- Кто любит веселье и смех Ждут вас игры, забавы и шутки- Скучать не дадут ни минутки! Масленицу широкую

Праздник «Широкая Масленица»во второй младшей группе. Воспитатель: Слива Н.В. Целью моего развлечения было: - создать в группе положительный эмоциональный настрой; - привлечь к участию всех детей; - развивать

«Масленица» Праздник на улице для детей 5-6 лет Цель: Приобщение детей к народным традициям посредством, народного творчества, народных игр и праздников Задачи: 1) обогащать знания детей о русских традициях

Консультация для родителей: «Детям о Масленице» Есть такой очень веселый народный праздник Масленица. Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района Санкт- Петербурга Воспитатель 1 КК Тудосан С.Ф. Санкт - Петербург 2016 Цели: познакомить

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Березка» общеразвивающего вида с приоритетным художественно-эстетическим направлением Сценарий праздника Масленицы для детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Мастер класс для молодых педагогов детского сада Тема: «Госпожа честная Масленица». Выполнила: Воспитатель:

Цель: Развитие познавательных интересов и способностей. Воспитание уважения к народным традициям, культуре традициям. Задачи: Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам,

МАДОУ «Детский сад 8», группа 8. Воспитатели: Журавлева Любовь Михайловна, Другашкова Юлия Алексеевна Сценарий развлечения для детей 3-4 лет и их родителей «Широкая масленица» Цель: Приобщать детей к национальной

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОГО ДОСУГА В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ВЕСЁЛАЯ МАСЛЕНИЦА». Авторство: Пешина Лилия Викторовна Цель: приобщение к празднованию русских народных праздников. Задачи: приобщать детей к традициям русского

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 37». Проект для младшей группы «Блины» Выполнила: Попова В.Б. Череповец, 2018. Тип проекта: По доминирующему методу: исследовательский

Тамбовская область Р.П. Дмитриевка Праздник «Масленица» Группа общеразвивающей от 4-7 лет. Филиал детский сад «Ромашка» МБДОУ детский сад «Солнышко» Музыкальный руководитель Ленкова Е. О. 2015 Цель: Дать

ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ РУССКОГО НАРОДА Мария Продайвода ДЕНЬ ИВАНА КУПАЛА Издревле все народы мира отмечали в конце июня праздник вершины лета. На Руси таковым праздником является Иван Купала. В ночь с 23 на

Праздник «Гостей приглашаем русским чаем и блинами угощаем». Цель: познакомить обучающихся с народными обычаями, традициями гостеприимства русского народа. Задачи: воспитательная воспитывать любовь и уважение

ЗВЕЗД ЧКА 2 Журнал 2 «В» класса гимназии 148 им. Сервантеса Масленица Это озорной и весёлый праздник прощания с Зимой и встреча Весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков

Сценарий праздника «Масленица» для второй младшей и средней групп Воспитатель дошкольной группы МБОУ «Афанасовская СОШ» Савелова Людмила Ивановна Цель: создать детям радостное, праздничное настроение.

Сценарий праздника «Весёлая Масленица». 2016г. «Весёлая Масленица». Цель: Приобщение детей к русским традициям через знакомство с праздником «Масленица». Задачи: 1. Познакомить с русским народным праздником

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей 4 «Звездочка». Итоговое

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 56» Сценарий развлечения «Проводы Масленицы» старшая группа Музыкальный руководитель: Филь Надежда Валентиновна

Сценарий праздника «Проводы масленицы» для подготовительной группы «Берёзка» и логопедической группы «Ромашка» детского сада 25 «Сибирячок», города Минусинска. Ведущие: воспитатели группы «Берёзка». У

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 с. Иглино» Муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Конспект организованной образовательной деятельности

«Масленица» Совместное развлечение для младшей и средней групп Цели: приобщать детей к традициям русского народа; продолжать знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества; создавать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 3 муниципального образования Тимашевский район. Конспект НОД в первой группе раннего возраста с использованием

Сценарий праздника 8 марта «Красная Шапочка в гостях у ребят» вторая младшая группа Цель: Создать праздничное настроение детей, вызвать эмоциональный отклик на праздничное действие. Задачи: Развивать эмоциональную

Проект «Широкая Масленица» Составила проект: воспитатель: Матяш И.В. Музыкальный работник: Капранова Л.Н. 2015г Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир... (П. А. Вяземский) Данный проект составлен для

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 7 «Лесная сказка» Московская область г. Пушкино ПРАЗДНИК - РАЗВЛЕЧЕНИЕ «МАСЛЕНИЦА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области «Детский сад 4 «Крепыш» «Масленица идѐт, блин да мѐд несѐт»

«Согласовано» Старший воспитатель «Утверждаю» Заведующий МДОУ «Детский сад» 77 МДОУ «Детский сад» 77 С.В.Макарова Н.А.Кабанова 2014г. 2014. Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой

Праздник «Масленица пришла всем веселье принесла» для детей детского сада, организованный на улице Дети, ряженные в платках и масках, собираются на улице. Их встречает Скоморох затейник. Взрослый персонаж.

Конспект НОД по образовательным областям «Познание», «Речевое развитие» «В гости к тетушке Арине» (средняя группа) Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: - Продолжать знакомить

Персонажи: Скоморох Рассказчица Солнышко Заяц Волк Лиса Медведь Сценарий «Масленица» в детском саду. Дети входят, садятся. В зале звучит русская народная музыка. 2015 год. Все! Все! Все! Все на праздник!

Русские народные праздники, обряды и традиции Подготовил: Николаева Наталья Анатольевна педагог-психолог высшей категории МБУ СОШ 86 детский сад «Веста» Россия поистине уникальная страна Наряду с высокоразвитой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 164 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОЗНОВАТЕЛЬНО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(1) Сказка про Масленицу ПРИЛОЖЕНИЕ (Масленица) Жили-были в некотором царстве, в тридесятом государстве Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо добрых

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 460 Пушкинского района Санкт Петербурга (отделение дошкольного образования) Непрерывная образовательная деятельность

Сценарий Масленицы в старшей группе Воспитатель: Донецкая Н.А. Оборудование: чучело Масленицы, мячи, кегли, корона для солнца, канат Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречаем, Зиму провожаем,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7, г. Кизел, Пермский край Конспект развлечения «Зимушка- Зима» для детей средней группы Разработала: воспитатель Федосеева Жанна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад станицы Северской Муниципальное образование Северский район «Масленица» Сценарий развлечения для средней

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад 115 Невского района Санкт-Петербурга Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста «Масленица

П Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 37» Проект Тема: «Широкая

«Ай да Масленица!» Подготовили: музыкальный руководитель МБДОУ д/с 59 Нистратова В. В. музыкальный руководитель МБДОУ д/с 59 Бондарь М.В. инструктор по ФК МБДОУ д/с 59 Ночовка Т. А. Белгород 2013 Под музыку

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 29 «Золотой ключик» Ступинского муниципального района Открытое интегрированное занятие в средней группе

Цели: Классный час «Масленица» 1. Изучение истории и традиций русского народного праздника «Масленица». 2. Знакомство с русским праздничным фольклором, народными играми и забавами. 3. Воспитание уважительного

Масленица «Проводы зимы» Подготовка праздника: 1. Разучивание песен, частушек, хороводов, 2. Запись музыкального сопровождения, 3. Подготовка костюмов 4. Подготовка реквизитов: Бутафорские сани для Масленицы

Папка передвижка для оформления родительского уголка, посвященная празднику «Широкая Масленица» Оформила: Чубенко Ирина Владимировна. Воспитатель первой категории МАДОУ «Детский сад 268» г. Барнаул, Алтайский

Внимание, внимание! Веселое гуляние! Собирайся скорее народ! Вас что-то интересное ждет. Масленица, масленица! Широкая масленица! С 24 февраля по 2 марта 2014 года в нашей школе проходило празднование

Сценарий утренника, посвященный международному женскому дню 8 марта во второй младшей группе 2016 год Подготовила: воспитатель Гуськова О. В. Ведущий: Сегодня день особенный, как много в нем улыбок. Подарков

Дети входят в зал, украшенный по-праздничному. Звучит веселая музыка. Ведущая. Нас сегодня утром рано Звон капели разбудил. Что такое? Это праздник Мамин праздник наступил! Маму любят все на свете, Любят

Задачи.

  • Познакомить детей с традициями масленичных гуляний.
  • Приобщать детей к культуре наших предков через активную музыкальную, игровую деятельность.
  • Воспитывать основы духовности и нравственности ребенка.

Место проведения. Музыкальный зал.

Оформление зала. Вход в зал оформлен в виде двери из избы на деревенскую улицу: заборы с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные ленточками, птицами; колодец возле дома; пенечки, плетень с соломой; центральная стена оформлена изображениями цветов, птиц, солнца; на ней же закреплена вывеска «Широкая Масленица»; вдоль одной из стен зала установлены ярмарочные столы с расписными изделиями народных промыслов.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображениями масленичных гуляний, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, пение народных песен, разучивание плясок, потешек, закличек, поговорок, хороводов, знакомство с народными загадками, частушками.

Персонажи. Хозяйка, Коробейник и Петрушка, корова Буренушка – взрослые.

Музыкальное сопровождение. Аудиозаписи русских народных песен: «Светит месяц», «Как на тоненький ледок», «Широкая Масленица», «Блины», народные мелодии; сопровождающие на протяжении праздника музыкальные инструменты: баян, бубенцы, шумовики, дудочка, деревянные ложки, барабан, свистулька.

Оборудование. Чучело Масленицы; блины; маленькие жавороночки из соленого теста.

Лоток для музыкальных инструментов; платочки; игрушка – лошадка; сарафаны, кокошники, бусы; корзина для блинов; сани; молоко; шапочка для кота; ведра.

Продолжительность. До 25 минут.

Последовательность работы.

Хозяюшка праздника – воспитатель в народном костюме приглашает детей на праздник. Дети входят в зал с музыкальными инструментами.

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц»

Хозяюшка.

Как при сказочном царе, при Горохе

Шли веселою гурьбой скоморохи.
Несет Иван большой барабан,
У Виталика с Семёном – шумовики,
У Дамира – свистушка,
У девчат – ложки звонкие да платочки веселые!

Дети играют на музыкальных инструментах. Коробейник собирает музыкальные инструменты в лоток.

Петрушка. Внимание! Внимание! Веселое гуляние!

Коробейник.

Что за славный денёк,
Собирайся, народ!
С Масленицей вас поздравляю!
Новость вам сказать желаю!

Хозяюшка. Так давай, говори скорей!

Коробейник. Хотите новость узнать? Тогда придется загадки отгадать.

На всех садится, ничего не боится? (Снег)

Шуба бела, весь свет одела. (Зима)

Хозяюшка. Много загадок знает русский народ. Да и мы загадки умеем загадывать!

Дети загадывают загадки о зиме и зимних явлениях в природе.

Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)

Хозяюшка. Хорошие загадки о зиме вы знаете. Молодцы, ребята!

Коробейник. Эй, ребята-молодцы, удалые удальцы! Сегодня к нам в гости приедет Масленица. А ещё будут вкусные блины, горячие, румяные, да масляные! С Масленицей вас! Будем петь да шутить, Зиму провожать да Весну встречать! Ну-ка, повеселимся, в танце быстром покружимся!

Хозяюшка, Петрушка и Коробейник поют и показывают движения пляски «Выпал беленький ледок» под русскую нар. мелодию «Как на тоненький ледок», дети по показу пляшут.

Хозяюшка. Праздник есть праздник! Ребята, ну-ка вспомните, не обидели ли вы кого-нибудь? Раньше во врем празднования Масленицы все люди ходили, мирились, и только после этого начинался праздник. А теперь и вы друг с другом помиритесь, крепче обнимитесь! Ну вот, теперь можно и праздник продолжать!

Петрушка. А где же наша Масленица? Где наша Авдотья Изотьевна?

Позовем ее, ребята? Масленица, приезжай к нам в гости!

Дети хором вместе со взрослыми зовут Масленицу закличкой.

Дети.

Душа ты наша Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай к нам в гости
На широкий двор.
На горках покататься,
В блинах поваляться.

Коробейник и Петрушка ввозят на санях Масленицу – куклу-чучело.

Коробейник.

Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных
На кониках вороных!

Хозяюшка. Здравствуй, Авдотья Изотьевна! (Кланяется ей.) Ребята, давайте поздороваемся с Масленицей. Здравствуй!

Дети здороваются и хлопают в ладоши. Заранее подготовленные дети читают стихи.

1 ребенок. Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотья Изотьевна.
Дуня белая,
Дуня румяная,
Коса длинная, трехаршинная!
2 ребенок.
Масленица, кривошейка,
Встретим тебя хорошенько.
С блинами, караваями, с варениками!
3 ребенок.
Дуня, ты пришла с добром
Сыром, маслом и яйцом.
С блинами, пирогами,
Да с оладьями!
Хозяюшка.
Приехала к нам в гости Масленица,
Чтоб на санях покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться!
Петрушка.
Крепче за руки беритесь,
В круг скорее становитесь!
Коробейник.
Будем весело плясать
Масленицу прославлять!

Организуется хоровод вокруг куклы – чучела Масленицы. Взрослые исполняют обрядовую русскую народную песню «Широкая Масленица».

Петрушка. Где песня льется, там легче живется! Давайте порадуем нашу гостью Масленицу веселыми частушками!

Коробейник.

Эй, частушка, зазвени,
Всех гостей развесели!

Дети и Хозяюшка исполняют частушки под аккомпанемент баяна.

Коробейник.

Засиделась детвора
Начинается игра!

Хозяюшка. Давайте поиграем, в старинные народные игры «Ваня – простота», «Скворушки».

Дети под руководством взрослых играют в подвижные игры.

1 ребенок.

Тинка – тинка, подай блинка.
Оладушки масляные,
Масленица, не скупись,
Масляным блином поделись!

Русская народная песня «Блины», 1 куплет

Масленица.

Спасибо, ребята!
За вашу пляску и веселье
Будет вам угощенье!

Хозяюшка (поет).

Вы давно блинов не ели?
Да блиночков захотели?

Хозяюшка достает из саней Масленицы блины. Ей помогают Петрушка и Коробейник.

Петрушка. Где блины, тут и мы!

Коробейник. Есть блин, так вместе съедим!

Хозяюшка (поет) .

Как на масляной неделе,
В потолок блины летели.
Ой, блины, блины, блины.
Вы блиночки мои!
Весело было нам!
Весело было нам!
Блины масляные,
Шаньги мазаные
Ешьте на здоровье!

Масленица.

Ну, а мне пора уходить.
И сегодня, к сожаленью,
Наше кончится веселье!
Будьте, ребятки, милыми да пригожими!

Коробейник раздает всем участникам жаворонков из теста.

Хозяюшка. Дети, давайте соберем всех жаворонков в стайку и отправим вместе с Масленицей в путь – дорогу. А на следующий год Масленица приедет в гости к нам и привезет уже подросших жаворонков, с которыми мы будем петь, плясать, веселиться и играть! Жаворонки – символ добра и дружбы.

Дети (хором) . Прощай, наша Масленица! Масленица широкая!

Дети бегут за санями, провожают.

Хозяюшка. А к блинам молочка бы!

Раздается громкое мычание, появляется корова (переодетый взрослый).

Хозяюшка. А вот и моя родная любимая Буренушка! Давайте ее погладим.

Надо нам коровушку угостить,
В праздник Буренушку повеселить.
Дадим коровушке сена пучок,
Пусть коровушка жует!

Под задорную русскую народную мелодию дети, Хозяюшка, Петрушка, Коробейник и Буренушка спускаются в группу. Хозяюшка приглашает всех гостей за накрытые столы, угощает блинами с молоком. За столом Хозяюшка, угощая детей, гостей произносит поговорки:

Блин брюха не портит!
Масленица без блинов, да пирогов не бывает!
Блин добро не один!
Где блины, тут и мы!
Есть блин, так вместе съедим!
Сели гости все за стол,
Дали душеньке простор.
Друг на друга поглядели
И … блины- то все поели!

Приложение

Пляска «Выпал беленький снежок»

(под русскую народную мелодию «Как на тоненький ледок»)

Выпал беленький снежок,
Соберемся все в кружок.
Все потопаем,
Все потопаем.

Встают в круг, идут по кругу хороводом.

Останавливаются, топают ногами.

Будем весело играть, Будем ручки согревать.

Делают руками «фонарики».

Все похлопаем, Все похлопаем

Хлопают в ладоши.

Если холодно стоять, Мы похлопаем опять.

Хлопают в ладоши.

По коленочкам,
По коленочкам.

Хлопают в ладоши.

Чтобы стало нам теплей, Будем прыгать веселей. Все попрыгаем, Все попрыгаем.

Прыгают на месте

Подвижные игры

«Ваня – простота»

Из числа играющих выбирается водящий – Ваня. Дети встают в круг, в центре Ваня с лошадкой. Дети ходят по кругу и поют дразнилку:

Ваня, Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел он задом наперед –
И поехал в огород!

С последними словами Ваня ловит игроков.

«Скворушки» (муз. А.Филипенко, сл. Э.Макшанцевой)

Из числа играющих избирается кот. Он сидит в углу игровой площадки.

Скворушки, скворушки
Черненькие перышки.
Греет солнышко теплей,
Прилетайте поскорей.
Сидят на корточках,
Встают, покачивают руками.
Показывают руками на солнышко,
Манят к себе скворцов.
Домики, домики
Мы готовим домики.
Для скворцов готовим дом,
Чтобы птицы жили в нем
Стучат кулачками друг о друга

В домике скворечнике
Скворушки сидят.
Из окна скворечника
Скворушки глядят.

Бегают по залу, имитируя полет скворцов.

А в углу, а в углу
Хитрый кот сидит.
Притаился наш кот,
Будто сладко спит.

Останавливаются, поворачиваются лицом к коту.

С последними словами кот бросается ловить участников игры. Пойманные дети считаются проигравшими.

«Блины» русская народная песня

1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

3. Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

4. Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

5. На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

«Широкая Масленица» — обрядовая русская народная песня (хоровод)

Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

Масленица – блиноедка!
Накормила всех людей,
Заиграла, заплясала,
Сразу стало веселей!

Частушки.

Девочка.

Начинаю я частушку
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику
печальную.

Поделиться: