Проект право на семью в доу. Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя. Формы и методы работы по проекту

Елена Соловьёва
Проект «Ребенок имеет право…»

Тема проекта: «Права ребенка»

Творческое название: «Ребенок имеет право…»

Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, социальный педагог, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 6-7 лет

Тип проекта: информационно – ориентированный.

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)

Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкальная);

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познание», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие»

Аннотация

Проект представляет собой систему мероприятий, которые:

Включают обширный материал, содержат первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях, приобретаемых в детстве, еще в дошкольный период;

Способствуют общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения;

Предусматривают отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

Проект призван развивать уверенность в себе, умение отстаивать свои права, самоуважение и уважение к другим, способность слышать других людей и учитывать их интересы.

Актуальность

Рассматриваемая проблема является актуальной, т. к. очень часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребёнка в семье или образовательном учреждении. Причина этого кроется не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. Оказывается, многим взрослым трудно понять и принять, что ребёнок равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Воспитатели в ДОУ обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами ребёнка. Сегодняшние дети это наше будущее, это будущее нашей страны. Как мы воспитаем их, зависит от нас взрослых.

Проблема

Защита прав ребенка. Недостаточное знание детей о своих правах

Вопросы проекта Основополагающий вопрос: защита прав ребенка.

Проблемный вопрос: для чего нужно обладать правовыми знаниями?

Учебные вопросы: что важно знать ребенку о своих правах?

Кто несет ответственность за защиту прав ребенка?

Цель проекта

Создание условий для формирования правосознания у детей дошкольного возраста, содействие и объединение усилий детского сада и семьи по выполнению прав ребенка.

Задачи проекта

Для детей:

расширить представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу, о правах детей в мире, дать элементарные представления о свободе личности;

формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека.

Для родителей:

с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста, повысить правовой уровень культуры родителей;

активизировать интересы детей и родителей в области прав и обязанностей;

подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребенка, ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.

Ожидаемый результат по проекту

Сформированы элементарные представления детей о свободе личности как достижении человечества.

В процессе правового воспитания важно, чтобы дошкольник усвоил ключевые понятия: закон, право, правонарушения, национальные отношения.

Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

Повышение уровня правовой культуры родителей

Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов

Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.

Обобщение опыта работы воспитателей и специалистов ДОУ по теме.

Предполагаемый продукт проекта

Создание коллажа «Можно - нельзя»

Картотека пословиц и поговорок о семье

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

Определение уровня знаний детей о своих правах.

Анкетирование для родителей «Права детей»

Определение темы проекта, постановка цели и задач.

Изучение методической литературы по данной теме.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

Перспективное планирование проекта

Выбор форм работы с детьми и родителями

Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

II этап -основной (практический)

III этап – заключительный

Оформление результата проекта в виде презентации;

Выступление на педагогическом совете;

Проведение итогового мероприятия: Театрализованное итоговое развлечение «О правах играя»;

Оформление выставки детских работ;

Создание коллажа «Можно - нельзя»;

Картотека пословиц и поговорок о семье.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о своих правах.

Образовательная область «Речевое развитие»

Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией «О правах ребёнка»

Беседа «Что такое права человека?»

Беседа «Имя, отчество, фамилия»

Составление рассказов по теме «Моя семья», по картине «Мамины помощники»

Беседа «Права и обязанности ребёнка в детском саду и дома»

ООД «Пересказ рассказа «Сила – не право» К. Д. Ушинского»

ООД «Нужны ли правила поведения в обществе»

Чтение художественной литературы:

В. Катаев «Цветик - семицветик»

К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Л. Толстой «Два товарища»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Заучивание:

Я. Аким «Моя родня»

О. Липатова «Я люблю свою сестрёнку»

Р. Сеф «Совет»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Рассматривание иллюстраций «Конвенция о правах ребёнка»

ООД «Могу, хочу, должен»

ООД «Я – ребёнок имею право»

ООД «Права и обязанности ребёнка»

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Аппликация «Наша группа»

Рисование «Портрет друга»

Рисование «Моя любимая игрушка»

Рисование «Образ моей семьи»

Рисование «Вечерний город»

Лепка «Посуда для кукол»

Совместные с родителями рисунки на тему «Я и мои права»

Слушание и обсуждение песни мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка»

Продуктивная деятельность

Создание картотеки пословиц и поговорок о семье

Создание коллажа «Можно-нельзя»

Совместно с родителями изготовить бейджики с именем ребёнка

Творческое задание родителям совместно с детьми на тему «Мой мир»

(с рисунками и фото)

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Совместно с родителями подбор картотеки:

- «Профессии мам и пап»

- «Профессии, задействованные в правосудии»

Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр

Сюжетно – ролевые игры:

- «Семья»

- «Детский сад»

- «Строители»

Словесно – дидактические игры:

- «Кто я?»

- «Обратись по имени»

- «Назови меня ласково»

- «Я знаю много имён девочек (мальчиков)»

Развивающие игры

- «Мои права»

- «Я должен…»

- «Кто нарушил права?»

- «Мы разные, но у нас равные права»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование «Права детей»

Родительское собрание «Защита прав маленького ребёнка в семье»

Консультация «Как ребёнку не стать жертвой преступления и избежать несчастного случая»

Предложить родителям совместно с детьми подобрать пословицы и поговорки о семье.

Творческое задание родителям совместно с детьми на тему: «Мой мир» (с рисунками и фотографиями)

Итоговое мероприятие: Театрализованное итоговое развлечение «О правах играя»

Вывод

Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.

Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т. к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений с взрослыми и сверстниками.

(Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» (в соответствии с ФГОС ДО).

Вид проекта : информационно - образовательный, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный, годовой.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медсестра, педагог-психолог, повар.

Объект проекта : права ребёнка.

Актуальность темы:

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком находится в руках взрослых. Ещё Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.

С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:

  • Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
  • Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» - сироты при живых родителях.
  • Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.
  • Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.
  • Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.

Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Исходя из всего перечисленного, я разработала информационно – образовательный проект «Ваши права, дети!» с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: формирование правосознания детей.

Задачи проекта :

  • Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
  • Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
  • Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.

Основные формы реализации проекта:

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Создание и решение проблемных ситуаций.
  • Непосредственное наблюдение.
  • Опытно-исследовательская деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Драматизация.
  • Продуктивная деятельность.
  • Трудовая деятельность.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анкетирование, тестирование.
  • Консультирование.

Организация проекта :

  • Изучение материалов Конвенции по правам ребёнка, нормативно-правовых документов по правам ребёнка в Российской Федерации; определение статей понятных и доступных пониманию старших дошкольников.
  • Анализирование всех разделов Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Подбор необходимой методической литературы, дидактических материалов, материалов для мониторинга родителей, детей и их изучение.
  • Организация развивающей познавательной предметной среды (активизирующей).
  • Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
  • Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической работы.
  • Работа над частями проекта, коррекция; деятельности.
  • Коллективная реализация проекта, презентация.

Ожидаемые результаты :

  • Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
  • Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
  • Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  • Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Повышение уровня правовой культуры родителей.

Этапы реализации проекта:

1 этап проекта: подготовительный.

  • Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
  • Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых).
  • Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.
  • Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
  • Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.

2 этап проекта: практический.

  • Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
  • Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).
  • Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.

3 этап проекта: заключительный.

  • Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Выявление и оформление проблемы на следующий год.
  • Презентация проекта «Ваши права, дети!»
Срок Формы и методы реализации Цели
Сентябрь
  • Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребёнка в РФ.
  • Создание подборки методической литературы и пособий.
  • Ознакомление родителей с проектом.
  • Анкетирование родителей: «Знакомы ли Вы с документами о правах ребёнка?», «Знаете ли Вы права ребёнка?», «Я и мой ребёнок»
  • Беседа с детьми «Как поступить правильно?»
  • Рисование восковыми мелками: «Мой автопортрет»
  • Создание ширмы – переноски для родителей «Ребёнок имеет права».
Разработать программу проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
Октябрь
  • Организованная образовательная деятельность «О правах – играя»
  • Беседы: «Плохие и хорошие поступки», «Правила поведения в детсаду», «Правила поведения дома», «Правила поведения в общественных местах»
  • Рассматривание ситуационных картинок на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Д/и «Разрешено – запрещено»
  • Игра-ситуация «Защитим слабого»
  • Художественная литература: р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», р.н.с. «Коза-дереза», венг.н.с. «Два жадных медвежонка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Михалков «Праздник непослушания», «Бараны», рассказ «Мои права», Я. Аким «Жадина»
  • Слушание аудиозаписи песни С. Ротару «Дадим шар земной детям».
  • Лепка из глины: «Человечек – это я!»»
  • Консультации для родителей: «Поговорим о Ваших правах», «Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек»
Познакомить детей с понятиями «права» и «обязанности».
Ноябрь
  • Организованная образовательная деятельность «Я и моё имя»
  • Беседы: «Что в имени твоём?», «Что такое отчество», «Что такое фамилия? Откуда пришли фамилии?», «Путешествие в другие страны», «День Матери» (последнее воскресенье месяца), «Мы такие разные и такие одинаковые».
  • Художественная литература: Е.Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой», И. Семёнова «Я – человек, ты - человек», Э. Успенский «Ты и твоё имя», А.Барто «Я расту», сказка «Похищенное имя»
  • Д/и «Ласковые имена», «Имя и отчество», «Создай фамилию», «Когда я стану взрослым», «Загадывание желаний», «Угадай по описанию»)
  • Аппликация: «Это – я!». Рисование: «Мой автопортрет»
  • Ручной труд: «Закладки с именем», ромашка «Моё имя»
  • Подготовка и проведение праздника «Осенний калейдоскоп»
  • Консультации для родителей «20 ноября – день прав ребёнка», «Авторитет родителей»
Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя;

дать понятия о том, что такое отчество и фамилия и познакомить с их происхождением;

воспитывать чувство патриотизма;

подвести к выводу: каждый человек имеет право на имя.

Декабрь
  • Организованная образовательная деятельность «Моя семья»
  • Беседы: «Какая у меня семья», «Как зовут твоих родителей?», «Где работают твои родители?», «Мужчины и женщины в семье», «Я – помощник», «О бабушках»
  • Художественная литература: сказка «Добрый волшебник», Г.Х. Андерсон «Гадкий утёнок», рассказ «Сёстры», В.Донникова «Канавка», С. Михалков «Три поросёнка», «А что у вас?», А. Толстой «Косточка».
  • Составление рассказов на тему «Моя семья» - о членах семьи»
  • С/р «Моя семья», «Мамины помощники», «В магазин за подарками» (ситуация), «Парикмахерская»
  • Д/и «Кто что делает», «Кому что нужно», «Все профессии нужны…», «Кто где работает», «Обязанности в нашей семье»
  • Рисование карандашами: «Моя семья»
  • Совместное сочинение «Домашние обязанности Вашего ребёнка» (домашнее задание родителям)
  • Подбор картотеки пословиц и поговорок о семье (домашнее задание)
  • Создание фотогалереи «Моя семья».
  • Анкетирование родителей «Определение детско-родительских отношений», «Роль отца в семье»
  • Консультации: «Поощрять или наказывать», «Какой хороший папа!»
  • Подготовка и проведение праздника «Новогодние приключения»
Закрепить и расширить представление о семье;

дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи;

воспитывать ласковое, чуткое отношение

к близким людям, потребность радовать их своими добрыми делами.

Январь
  • Организованная образовательная деятельность «Мой дом»
  • Беседы: «Путешествие по планете Земля», «Моя страна – мой дом», «Москва – столица России», «Как построить дом?», «Гражданственность»
  • Художественная литература: С. Баруздин «Кто построил этот дом», А.Барто «Про новый дом», Г. Ходаков «Моя Москва», «Страна, где мы живём», Е.Чарушин «Кто как живёт», К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Три поросёнка»
  • Составление рассказов на тему: «Мой дом»
  • Рассматривание иллюстраций на тему: природа России; Москва; Дубна; дома
  • С/р «Путешествие по странам», «Строим дом»; ситуации «Бабушке стало плохо», «Чужой за дверью»
  • Д/и «Кто где живёт?», «Назови жителя города», «Назови материал», «Обставим квартиру», «Где чей дом?»
  • Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
  • Рисование: «Дом, в котором я живу», аппликация: «Дома с резными ставнями»
  • Конструирование: «Такие разные дома»
  • Слушание: Г. Струве «Моя Россия», О. Газманов «Москва, звонят колокола», А. Петров «Я шагаю по Москве»
  • Экскурсии: «Улицы родного города», «Мой любимый детский сад» (по детсаду)
  • Подборка иллюстративного материала «Дубна моя»
  • Клуб для родителей «Трудовые навыки в повседневной жизни ребёнка»
Рассказать о том, что человек должен сохранять наш общий дом – Землю и своё жилище. Учить беречь всё, что создано природой и человеком. Уважать и ценить труд других людей. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, родительскому дому.
Февраль
  • Организованная образовательная деятельность «День здоровья»
  • Беседы цикла «Здоровый образ жизни», «Добрые и верные помощники здоровья», «Кто и как заботится о твоём здоровье», «Разговор о правильном питании», «Здоровье и болезни», «Скорая помощь»
  • Художественная литература: К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; А.Барто «Девочка чумазая», Я.Дагутите «Руки человека», Д.Хармс «Иван Иванович Самовар»; «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», В. Осеева «Плохо», С.Капутикян «Мы сварили плов», Т. Кожабердиев «Всё равно», О. Нэш «Микроб»
  • Экскурсии: в медицинский кабинет ДОУ; на кухню ДОУ
  • Опытно-исследовательская деятельность: «Проверка зрения», «Как бьётся твоё сердце», «Посчитаем пульс», «Открой ротик»
  • Д/и «Узнай по запаху», «Определи по звуку», «Узнай, кто позвал», «К какому врачу надо обратиться?»
  • С/р «Скорая помощь», «Я - врач», «Семья»; игры-ситуации «Кабинет врача», «Случайно поранился»;
  • Этюды-пантомимы «Что мы делаем – покажем» (моем руки, делаем зарядку…)
  • Спортивный досуг «День здоровья»
  • Аппликация: «Машина «Скорая помощь»
  • Рисование: «Я у врача»
  • Ручной труд: «Медицинская карта» для сюжетно-ролевых игр.
  • Слушание: П.Чайковский «Болезнь куклы», «Кукла выздоровела»; песня «На прививку становись»
  • Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества»
  • Театрализованное представление «Мойдодыр»
  • Индивидуальные консультации для родителей: «Здоровье моё и моей семьи», «Закаливание ребёнка»
  • Оформление папки «Основы правильного питания: теория и практика» (с любимыми рецептами семьи)
  • Клуб для родителей «Здоровье будущего первоклассника»
Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью.
Март
  • Организованная образовательная деятельность «Откуда пришла книга»
  • Беседы: «Как важно быть грамотным», «Откуда люди получают знания», «Роль информации в современном мире», «Река времени», «Откуда пришла книга», «Как надо относиться к книге»
  • Экскурсии: в детскую библиотеку, в школу
  • Составление рассказов из опыта: «Как мы ходили в школу», «Что такое библиотека?»
  • «Расскажи, какие детские журналы ты любишь и почему»
  • Художественная литература: энциклопедические словари для дошкольников
  • Просмотр мультфильмов: «Вовка в Тридевятом царстве», «Козлёнок, который умел считать до 10»
  • Слушание песен о школе
  • С/р «Библиотека», «Школа»
  • Д/и «Что изменилось», «Сосчитай-ка!», «Чего не стало?», «Найди два одинаковых предмета», «Рифмы»
  • Игры-ситуации: «Порвал книгу», «Мешал слушать сказку»
  • Ручной труд «Реставрация книг»
  • Аппликация: «Школа» (из геометрических фигур)
  • Опытно-экспериментальная работа: «Узнай сам и расскажи другому»
  • Клуб для родителей «Речевое и интеллектуальное развитие детей»
  • Подготовка и проведение праздника «Мамин день»
Формирование у детей представления о значимости образования в жизни каждого человека; расширить представления о возможности получения информации из

разных источников, развитие любознательности.

Подвести детей к пониманию того, что они имеют право на образование.

Апрель
  • Организованная образовательная деятельность: «Я на солнышке лежу»
  • Беседы: «Как и зачем люди отдыхают», «Какие бывают праздники?», «Что такое музей?», «Театр», «Как человек отдыхает»
  • Составление рассказов: «Мне хорошо, если у меня есть…», «Семейный отдых летом», «Как я провожу свободное время», «Я придумал праздник, которого нет»
  • Художественная литература: Е.Благинина «Мама спит, она устала», Э. Успенский «Я устала», Н. Носов «Рассказы», В. Драгунский «Денискины рассказы»
  • Экскурсии: «Мини-музей кукол», «Русская изба»
  • Решение проблемных ситуаций, возникающих во время игры
  • С/р «Морское путешествие», «Едет, едет паровоз»
  • Театрализация сказки: «Три медведя»
  • Рассматривание репродукций картин, энциклопедий «Художники мира»
  • Рисование масок для театра
  • Конструирование из бумаги: «Игрушки – малышам»
  • Просмотр сказки «Золушка»
  • Консультации для родителей: «Образование и развитие детей», «Игра в жизни ребёнка»
  • Музыкальный досуг: «День игры и игрушки»
Дать детям представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести понятия «пассивный отдых» и «активный отдых».
Май
  • Итоговое мероприятие: презентация проекта «Ваши права, дети!»
  • Праздничное мероприятие « 1 июня – День защиты детей»
  • Составление генеалогического древа «Без прошлого нет будущего» (без фото)
  • Книжная выставка «Ваши права, дети!»
  • Мониторинг родителей
  • Конкурс рисунка на асфальте «Мир глазами детей»
  • Подготовка и проведение праздника «День защиты детей»
Обобщить знания детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.

Анализ, оценка совместной работы.

Выявить и оформить проблемы на следующий год.

Результаты работы по проекту «Ваши права, дети!»

  • У детей стали формироваться азы правовой культуры; навыки общения с детьми; чувство уважения к другим людям; развиваться способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Я наработала дидактический материал, конспекты организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Родители стали более внимательно относиться к своим детям, повысился уровень правовой культуры.
  • Началось формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • Выявилась и оформилась проблема на предстоящий учебный год: разработка продолжения проекта «Ваши права, дети!» для детей подготовительного к школе возраста.

Список литературы:

  1. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы».
  2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка».
  3. Голицына Н.С «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
  4. Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка».
  5. Журавлёва Л.С. «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет».
  6. Журнал «Дошкольная педагогика» № 7-2010.
  7. Журнал «Методическая работа» № 2-2006.
  8. Журнал «Работа с кадрами» №7-2007.
  9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России. Гражданско0патриотическое воспитание дошкольников».
  10. Маханева М.Д. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие».
  11. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой»»
  12. «Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры /авт.-сост. Т.А.Харитончик.
  13. «Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях» /авт-сост. Соловей С.А., Львова Т.Н., Дубко Г.И.
  14. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
  15. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет».
  16. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».
  17. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений литература.
  18. Журин А.А. «Самый современный самоучитель работы на компьютере».
  19. Журнал «Справочник педагога-психолога», 2011.
  20. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. обладая всеми основными правами, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  • Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь – май).
  • Тип проекта: информационно-ориентированный
  • Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, социальный педагог, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 6 – 7 лет

Цель: Познакомить детей и родителей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребёнка» и правами, закрепленными в ней, формирование у детей и родителей понятийного аппарата и наглядно — образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН «Оправах ребёнка».

ЗАДАЧИ:

  • Изучить Конвенцию ООН «О правах ребенка».
  • Изучить материал глазами художников, писателей «О правах ребенка».
  • Создание условий для формирования у детей правовой компетентности.
  • Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально — правовыми нормами и правилами поведения.
  • Воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста .

ЗАДАЧИ для родителей

— Закрепить знания родителей воспринимать ребёнка как личность.

— Активизировать родителей в процессе работы по формированию правового сознания детей.

— Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемый результат по проекту: Дети и родители познакомятся с конвенцией «Права ребёнка», научатся применять их в жизни.

Перечень основных мероприятий реализации проекта:

  • «
  • Тематические беседы.
  • Развлечение для родителей ко Дню семьи « Счастье ребёнка в Ваших руках».
  • Родительское собрание на тему «Под защитой закона», « Защита прав маленького ребенка в ДОУ и семье».
  • Практические консультации для родителей.
  • Тематические беседы.
  • Оформление стенда « Права ребенка».
  • Тематические занятия по правам ребенка.
  • « Конвенция о правах ребенка», «Права ребенка на имя, отчество и фамилию», « Мой дом – моя крепость»

Реализация проекта

Коммуникация.

  • Задачи:
  • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребёнком.
  • Развивать коммуникативные навыки у детей.
  • Беседы о правовых праздниках «День защиты детей» « День семьи»
  • Изучать особенности общения детей и взрослых в семье.звлечение для родителей ко Дню семьи « Счастье ребёнка в Ваших руках».

Познание.

Задачи:

  • Привлекать родителей к совместно с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома.
  • Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к общению со взрослыми и сверстниками.

Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией о правах ребенка

Познавательные беседы «Поговорим о правах ребенка»:

«Что такое право?».

«Права и обязанности в семье«

«Мы — дети разных национальностей»

«Мы разные».

«Я — живу в России»

«Моя семья»

«Мамины помощники»

«Помощники»

Социализация.

Задачи:

  • Показывать родителям значение матери, отца, а так же дедушек, бабушек, воспитателей, детей-сверстников в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимание социальных норм поведения.
  • Подчеркивать ценность каждого ребёнка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

Беседы:

« Роль бабушки и дедушки в воспитании детей».

« Какой ты отец?»

Сюжетно-ролевые игры.

«Семья»

«Детский сад»

«Больница»

«Школа»

«Спасатели»

Дидактические игры:

— «Я имею право»

— «Чьи права нарушены?»

— «Назови права героев«

— «Выбери право»

— «Мы разные, но у нас равные права»

— «Дружные ребята»

ТРУД.

Задачи:

— Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвящённой различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

— Обращать внимание детей на отношение членов семьи к труду.

— М/ф « Песенка мышонка», «Чебурашка и крокодил Гена»

— Совместно с родителями подбор картотеки «Профессии мам и пап» и «Профессии задействованные в правосудии».

— Изготовление атрибутов для игр

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Задачи:

— Знакомить родителей с опасными для здоровья ситуациями, возникающими дома, на дороге и т.д, и способами поведения в них.

— Информировать родителей о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома.

— Знакомить детей с правилами поведения в различных жизненных ситуаций.

— Игра-беседа «Если чужой стучится в дверь»

Дидактическая игра «Как обеспечить безопастность?», « Если ты поранился», « Пожар 01».

ЗДОРОВЬЕ.

Задачи:

— Объяснять родителям, как образ жизни семь воздействует на здоровье ребенка.

— На основе просмотра художественных и мультипликационных фильмов ориентировать познание детей на сохранение и укрепление здоровья.

— Дидактичекская игра « Крепыши-малыши»

— Мультфильм « Айболит», « Бегемот который боялся прививок»

Чтение художественной литературы:

Задачи:

  • Показывать родителям ценность домашнего чтения.
  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
  • Учить оценивать поступки героев произведений, драматизировать отрывки сказок.

Картотека пословиц и поговорок о семье

  • А. Рубинов «Ступенька».
  • Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

А. Седугин «Брысь, шапочка!»

А. Барто «Помощница».

Л. Толстой «Два товарища».

Музыка.

Задачи: Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми детского сада, способствующим возникновения ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения.

«Мы на свет родились — что бы счастливо жить» (развлечение по правам ребёнка с участием родителей).

Цель:

— Закрепить знания детей и родителей о Конвенции ООН о правах ребенка.

— Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

— Развивать умение рассуждать и делать выводы.

— Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

— Прослушивание песни «Мама для мамонтёнка», «Рыжий, рыжий конопатый» и др.

Формы взаимодействия с семьей.

  • Анкетирование «Какие вы знаете документы по правам ребенка», «Хорошие ли вы родители».
  • Консультация.
  • Шпаргалки для родителей».

— «Семь правил для взрослых».

— «Десять заповедей для родителей».

— «Прав ребёнка — соблюдение их в семье».

— «Памятка для родителей о защите прав и достоинства ребёнка в семье».

— «Декларация о правах ребёнка».

— «Понимаем ли мы друг друга».

— «Искусство быть родителем».

— «Жестокое обращение с детьми, что это такое?».

— «Как наказывать ребёнка?»

  • Собрание « Защита прав маленького ребенка в ДОУ и семье», «Под защитой закона».
  • Папка – передвижка «Права детей».

Ожидаемые конечные результаты: Повышение интереса родителей и совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Научить ребенка соблюдать закон не оставаться равнодушным к происходящему.

2. Этические беседы с детьми 4-7 лет Петрова В. И., Стульник Т. Д. 2012

3. Владимирова. О чем говорят рисунки ребенка [Текст]/ О.Владимирова// Мой маленький. 2007.- №9- С.20-22

4. Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2011 год.

5. Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах

6. Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).

7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).

8. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4

9. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.

10. Гетманова А.Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.

11. В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.

12. Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.

13. Давыдова, О. И., Вялкова, С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О.И. Давыдова, С.М. Вялкова – М.: ТЦ Сфера, 2008.

15. Декларация прав ребенка [Текст]// Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи (20.11.1959г.).- Ростов /Дон, «Феникс», 2002.

Скачать презентацию

социальный педагог МБДОУ «Детский сад «Звездочка»,

р.п. Степное, Советского района, Саратовской области.

Образовательный проект "Маленьким детям - большие права"

Введение.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свет.

Этот образовательный проект предназначен для реализации правового воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.
Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. С наступлением ХХI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка. Встает вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека?
Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять себе свои права и обязанности и учиться защищать их.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
При разработке непосредственной образовательной деятельности учитывается индивидуальные качества ребенка психологическая готовность ребенка к новому виду деятельности. Предлагается примерный тематический план на год, где планирование и организация занятий позволит приобщить к делу каждого ребенка и родителя, активно включая их в педагогический процесс.

Актуальность:
Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме: « Закон – это то, что не мешает, а помогает гражданину жить, поэтому детям нужно знать свои права и обязанности.» Мы должны научить малышей их отстаивать, не пасовать перед трудностями и не забывать о долге перед другими людьми.

Цель: Формировать у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развивать уважение и терпимость к другим людям и их правам.

Задачи:
Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Для решения поставленных задач была организована работа в трех направлениях: родителями, педагогами и детьми.
Работа с детьми:
Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового сознания.
1. Тематические НОД

2. игры
3. Беседы
4. Досуги
5. Разгадывание ребусов, кроссвордов
6. Выставка книг.
7. Самостоятельная деятельность
8. чтение художественной литературы.
Работа с родителями.
Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.
1. Анкетирование на тему «Знаете ли вы права ребенка?»
2. Консультации.
3. Беседы
4. Групповые родительские собрания.
5. Стенд « Права ребенка»
6. Ширма « Правовой ликбез»

Работа с педагогами.
1. Открытые НОД.
2. Педагогические советы по темам: « Проблема реализации прав ребенка в сфере семейного воспитания»
3. Обмен опытом.
Условия реализации проекта:
1. Уголки права в приемной группы.
2. Разработка игр, способствующих расширению области правовых знаний.
3. Методическая литература по правовому воспитанию.
4. Художественная литература для детей.
5. Составить перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
6. Разработать конспектов НОД.
7. Довести до родителей важность этой проблемы

Художественная литература для детей
1. А. Лопатина,М. Скребцова «Права детей в сказках, рисунках и вопросах.»
Москва 2008г.

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 (2с). Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

Статьи 26,27 (1). Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 24. Дети имеют право на медицинский уход.

Статья 23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31. Дети имеют право на отдых.

Статья 28 (1 а). Дети имеют право на бесплатное образование.

Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 10. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статьи 12, 13, 15.. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

ЛИТЕРАТУРА

1. В. Антонов “Ваши права”, “Декларация прав человека в картинках” – 1997.
2. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М, ТЦ “Сфера”, 2009.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.
4. Данилина Т.А., Лагода Т.С. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка //Управление ДОУ. – 2002,№6
5. Доронова Т.Н Защита прав и достоинства ребенка. – М, 2003.
6. О.Л.Князева “Я, ты, мы” – М, 2007.
7. С.В.Костарева “Сказкотерапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.
9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.; Академия, 2000.
10. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие – М: ТЦ “Сфера”, 2007.
11. Программа “Истоки”. Базис развития ребёнка-дошкольника. Центр “Дошкольное детство” им. Запорожца.
12. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского). – М.: “Прогресс”, 1989.
13. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2. – М.: Генезис, 1998.
14. Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Волгоград, “Учитель”, 2011.
15. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.– ТЦ “Сфера”, 2007.

Уважаемые коллеги, хочу предоставить Вашему вниманию проект из опыта работы по ознакомлению с правами ребенка.

«По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шли малыши знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу малыша сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете»

Права детей сегодня стали «модной» темой, наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей.

Так, всю свою работу я планировала в три этапа:

1. Познакомиться с документами, изучить материал по данной теме.

2. Познакомить родителей с правовыми документами, дать представление о защите прав ребенка, тем самым повысить уровень правовой культуры родителей.

3.Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основами знаний по защите прав человека и их правами и обязанностями.

Изучив литературу, документы, выяснила для себя, что права детей – это свод прав, зафиксированных в международных документах по правам детей.
К основным документам относятся:
-декларация прав ребенка
-конвенция о правах ребенкаДекларация принята в 1959 г. Организацией объединённых наций. В ней были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Конвенция принята в 1989 г. Комиссией ООН по правам человека. Конвенция конкретизирует и развивает положения Декларации. Она имеет 54 статьи, которые учитывают практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Для сравнения, в Декларации было 10 коротких положений.

Изучив документы, я подготовила игры, подобрала соответствующую детскую литературу, и начала работу с детьми.

Начали с ознакомительной Нод, целью которой было:

Познакомить детей с основами правового знания о том, что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, на любовь и заботу, право на жильё, медицинский уход, право на образование, отдых и никто не может нарушать эти права.

В процессе НОД учила детей различать свои права и обязанности.

Учила рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Учила анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права.

Дети закрепляли умение называть свою фамилию, имя, отчество; домашний адрес.

Так же целью НОД было: Воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям. Воспитывать желание соблюдать права и обязанности.

Затем начали подробно изучать данную тему.

Проводили беседы, рассматривали иллюстрации.

Читали и изучали художественную литературу, где нарушены права сказочных героев. Это такие произведения как: «Бармалей», «Тараканище», «Муха-Цокотуха» К. Чуковского; «Красная Шапочка», «Серая шейка», р.н. сказки «Морозко», «Гуси-лебеди»,«Крошечка-Хаврошечка» и многие другие. Закрепили, какие права существуют, и какие есть у детей.

Наметили, с какими правами бы хотели познакомиться подробно.
При знакомстве с «правом на имя» провела беседы: « Что означает твое имя», «Мое полное имя».

Провели конкурс «Мое имя», где каждый ребенок, совместно с родителями, сделал визитную карточку своего имени.

Родители проявили интерес к такому домашнему заданию!

Визитные карточки получились разнообразно творческие.

Ещё , при знакомстве с правом на имя, играли в игры: «Ласковое имя», «Узнай по голосу», «Имя растет», как в свободной, так и в непосредственно-образовательной деятельности.

При знакомстве с «правом на жилье» провела беседы «Дом в котором ты живешь», «Мой дом – моя крепость». Играли в игры «Назови свой адрес», «Кто имеет право жить в моем доме». Читали сказки «Три поросенка», «Заюшкина избушка».

Провела конкурс рисунков «Мой дом».

Знакомясь с «правом жить в семье» поговорили о том, как заботится о своих близких, как помогать им. Дети рассказали о своих семьях, как отдыхают. Совместно с родителями были оформлены семейные фотоальбомы.

Играли в игры «Дочки – матери», Моя семья».

Провела конкурс рисунков «Моя семья».

Домашним заданием было сделать семейное дерево.

Всю работу закончили итоговой викториной «Большие права – маленького ребёнка».

Дети активно отвечали на вопросы, показывая свои знания. Отгадывали загадки, играли в игры. Вспомнили сказки, у героев которых нарушены права.

В заключении все дети оформили свои так называемые «цветы счастья», на лепестках которых изображены права детей.

При работе с родителями первым этапом было использование наглядной информации.

Оформила ширмы, папки-передвижки по данной теме.

Чтобы выявить уровень педагогической культуры провела анкетирование родителей на тему: «Детский сад и права ребёнка». Родителям были предложены вопросы:

  • Знакомы ли они с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Какие права у ребёнка в семье и детском саду.

Хочется отметить низкий уровень знаний родителей о правовых документах и правах детей. Заполнение анкеты вызвало затруднение у большинства мам и пап. Но отрадно, что всё же 5 мамочек отразили в своей анкете не только знания прав ребёнка, но и назвали адреса и телефоны, куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию.

Активность, выдумку и творчество родители проявили при выполнении домашних заданий: «Семейное дерево», рисунки «моя семья», «составление семейного фотоальбома».

Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.

Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права.

Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме.

Поделиться: