«Первые шаги в мир хороших манер» или. «День хороших манер и поступков». Занятие для детей старшего дошкольного возраста по реализации ОО «Социализация

Пр.сод: познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать свое мнение; развивать память, внимание, мышление, общение; воспитывать у детей навыки вежливости.

Словарная работа: этикет. Здравствуйте! Добрый день! Рыцарь, сударыня, господин, государь и т.д.

Предварительная работа: чтение книги « Уроки кота Этикета», чтение книги « Уроки для маленьких леди и джельтменов», беседы по речевому этикету, рассматривание иллюстраций « История костюма»

Материалы: мини-музей: шляпа мушкетера, веер, подсвечник со свечами, шпага, перчатки, кружевные платочки, иллюстрации История костюма», куклы Барби, персонажи кукольного театра, конверт с кружочками, волшебная палочка.

Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в музей «хороших манер». Я расскажу вам об истории этикета, познакомлю вас с хорошими манерами прекрасных принцесс и храбрых принцев.
Дети проходят к мини-музею, рассматривают предметы.
Воспитатель:Как только люди стали жить вместе, появилась потребность в правилах мирного сосуществования В средние века рыцарь, входя в дом, поднимал забрало; мушкетер снимал свою шляпу, показывая тем самым, что пришел с мирными намерениями. И сейчас наши мальчики, мужчины входя в помещение, обязательно снимают головной убор. По правилам старинного этикета спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идти впереди. Как вы думаете, почему?
В далеком прошлом у принцесс, придворных дам были длинные платья со шлейфом. Чтобы не наступить на этот шлейф и не опрокинуть на него свечу, кавалер спускался по лестнице впереди своей спутницы, освещая ей дорогу.
В средние века рыцарь для защиты от нападения носил шпагу. Чтобы не задеть шпагой спутницу, он шел слева от нее, готовый в любой момент выхватить оружие. Поэтому наши мальчики, мужчины всегда идут слева от своих спутниц. А еще прекрасные дамы пользовались веерами и красивыми кружевными платочками. Они умели вести беседу и обращались к друг другу, и к своим кавалерам: «Милостивый государь», «Ваще величество», «Сударыня, госпожа» и т.д. а какие были у них наряды и прически. Прекрасная дама никогда не приходила на бал неопрятно одетая, неумытая и непричесанная. Давайте пройдем в зрительный зал и посмотрим отрывок из фильма « 3 орешка для Золушки)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель (после просмотра): Мы посетили музей и посмотрели отрывок из фильма. Я думаю, что вам было интересно. А теперь, ребята, помогите мне закончить предложение:
- Настоящий рыцарь – это….(храбрый, вежливый, помощник, защитник…)
- Прекрасная дама- это … (красиво причесанная, опрятная, знает вежливые слова …)
Молодцы, вы отлично справились с заданием. Я предлагаю нашим мальчикам, как настоящим кавалерам проводить девочек на свои места.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, в основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы люди чувствовали себя хорошо вместе. Этикет – не что иное, как умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никакими из своих действий не оскорбить, кого бы то ни было.
Посмотрите, что произошло на улице нашего города.
КукольныЙ театр «Петушок и птичка»
Воспитатель: Жила-была девочка. У нее было много друзей. Но больше всех она дружила с петушком и птичкой. Вот как-то раз вышла девочка во двор и видит: что-то произошло. Петушок и птичка не играют, как обычно, а сидят сердитые, надутые.
Девочка: Что случилось? Отчего, вы такие сердитые? Конечно, поссорились! Надо помириться!
Птичка: Я с этим петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он не ответил!
Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.
Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй!»
Петушок: Ну и что! У меня еще вчерашнее не кончилось!
Воспитатель (прерывает показ сценки): Ребята, а что означает слово «здравствуй!»?
Ответы детей: Слово «здравствуй» - слово приветствия
- нужно радоваться встрече с человеком
- нужно улыбаться, когда здороваешься
Воспитатель: Все верно, ребята. Но я предлагаю посмотреть дальше
Продолжение сценки.
Девочка: Да ты что, петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?
Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она болела.
Девочка: А что, ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей
Петушок: А ты тоже не очень вежлива.
Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?
Девочка: А как ты зовешь петушка?
Птичка: Никак. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Девочка: Значит, вы оба хороши. Надо друг друга уважать.
Петушок: Прости меня, птичка! Я буду всегда здороваться.
Птичка: И ты прости меня, петушок. Я буду всегда вежливой.
Птичка неожиданно роняет конверт с заданиями и улетает.
Воспитатель: Вот так хорошо закончилась эта история. Но что это? Какой красивый конверт! Откуда он взялся?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же там внутри. Ребята, птичка приготовила вам задание.
(раздает атрибуты для игры: флажки (кружочки)
Игра “Хорошо – плохо”
Детям предлагается оценить поступки своих друзей с двух позиций: хорошо это или плохо?
Если поступок хороший, то дети поднимают красный флажок; если плохой, то синий флажок
Примерный перечень детских поступков для игры:

Плохие

Хорошие

чесаться, ковырять в зубах, плевать, причесывать волосы, чистить ногти на людях

Здороваться при встрече, используя слова приветствия

жевать с открытым ртом, чавкать или причмокивать губами;

За столом сидеть ровно, правильно пользоваться столовыми приборами

садиться за стол неумытым, непричесанным, неаккуратно одетым;

Следить за своим внешним видом

вести себя шумно и вызывающе в общественных местах;

Уступать место пожилым людям в общественном транспорте

говорить слишком громко, непрерывно болтать

Уметь слушать других людей, не прерывать собеседника.

Игровое упражнение “Ласковое слово”
-Ребята, а вы умеете быть добрыми, вежливыми и внимательными?
Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”.
“Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу подарю.
(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).
-Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным и солнечным! Сегодня мы с вами говорили о вежливости, о вежливых словах. Но быть вежливыми, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Запомните это на всю жизнь.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек, прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость

Надо быть вежливым — поучают родители детей... Что это значит — быть вежливым, почему нас к этому приучают с раннего детства, зачем это нужно? Для ответа на эти вопросы, прежде всего, рассмотрим соотношение таких явлений, как этикет и вежливость.

Всем известны выражения: «холодная вежливость», «ледяная вежливость», «презрительная вежливость», в которых эпитеты, прибавленные к этому прекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но превращают ее в свою противоположность.

Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.

К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она — одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще — обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.

Речевой этикет и вежливость

Вежливость — это проявление уважения. Вежливость — это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление — речевой этикет — неотъемлемый компонент вежливости. Присущая человеку вежливость оценивается окружающими как его положительное качество. Каждый из нас слышал что-то похожее: «Какой хороший человек! Всегда поздравляет меня с праздником»; «Славная у вас дочка. Всегда со всеми здоровается».

Психологи, изучающие межличностные отношения, придают большое значение знакам внимания, способным успокаивать, оказывать своего рода психотерапевтическое действие.

Приятно получать знаки внимания. Не дают нам знаков внимания — и портится настроение, возникает обида, порой и горькая.

Психиатры установили, что потребность прикосновения, ласки у людей весьма значима. Отсутствие ласки со стороны взрослых вызывало у грудных детей сильное отставание в развитии, и даже тяжелые заболевания. Поэтому то, что интуитивно делает мать — разговаривает с малышом, улыбается ему, берет на руки, гладит, — совершенно необходимы для ребенка.

Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Ребенок учится вежливости, подражая родителям, которые демонстрируют ее. При любых условиях вежливости надо учить вежливо. Однако часто родители делают это грубо. Если ребенок забывает поблагодарить, родители напоминают ему об этом при всех, что, по крайней мере, невежливо. Родители также спешат напомнить ребенку, что нужно попрощаться, хотя сами еще не сказали «до свидания».

Шестилетний Миша только что получил подарок. Он сильно сдавливает коробку, чтобы узнать, что там, внутри.

Мать : Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать?

Миша (сердито): Спасибо!

Мать: Вот, хорошо. Мать могла бы обучать сына вежливости менее грубо и более умело. Если бы она сказала: «Спасибо за чудесный подарок, тетя Таня», Миша, скорее всего, и сам тут же поблагодарил бы тетю. А если он этого не сделал, наверное, стоит поговорить об этом позже, после ухода гостей. Можно сказать, например: «Как мило, что тетя Таня принесла тебе подарок. Давай напишем ей письмо и поблагодарим ее. Ей это будет приятно».

Конечно, легче просто упрекнуть ребенка, чем идти таким «окольным» путем. Но именно последний оказывается гораздо эффективнее. Ведь невежливо «вколачивать дубиной» науку вежливости!

Если дети вмешиваются в разговор взрослых, то неизменно получают в ответ: «Не мешай! Взрослых прерывать нельзя! Это невежливо!». Однако прерывать ребенка, вступившего в разговор, также невежливо. Нельзя быть грубыми, если вы учите вежливости. Вероятно, лучше было бы ответить так: «Я хочу сначала закончить свой рассказ. А потом будешь говорить ты».

Бесполезно говорить ребенку, что он груб. От этого он, увы, не станет вежливее. Опасность состоит также в том, что, приняв нашу оценку, он и сам будет считать себя грубым. А это значит, что и вести себя он будет соответственно: ведь грубые дети всегда грубят!

Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он говорит «спасибо» при выходе из-за стола или подает стул вошедшему взрослому, а обращаясь к нему, произносит обязательное «пожалуйста». В любых ли условиях так поступают дети? Или только в знакомых и заученных ситуациях? Как ведут себя с родителями? Вне стен детского сада? В неожиданных для них случаях?

Попробуйте уронить какой-либо предмет — носовой платок, записную книжку, карандаш — и посмотрите, как прореагирует ваш ребенок, поднимет и подаст вам или «не заметит». Как это сделает — с готовностью или лишь отметит вслух: «Уронила...»? А может, поднимет и будет ждать похвалы?

К обычным проявлениям вежливости детьми (умению здороваться, прощаться, благодарить) не следует подходить формально. Благодарить можно по-разному: угрюмо, сухо, по обязанности, небрежно, а можно тепло, приветливо, с чувством признательности.

Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребенка хорошо осознанной необходимостью. Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца.

Деликатность

Деликатность — сестра вежливости... Человек, наделенный этим свойством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Он не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство. В его присутствии каждый чувствует себя естественно, просто, непринужденно.

Зачатки деликатности уходят глубоко в детство. Иногда родители задерживают всходы этого драгоценного свойства характера недостаточной требовательностью к детям, снисходительно относятся к тому, что ребенок шумно ведет себя в общественных местах: бегает в поликлинике, заглядывает в кабинет врача, декламирует стихи в вагоне трамвая.

Иногда родители дают неправильные оценки проявлению детской непосредственности.

— Почему вы пришли к нам в гости? Мы уходим гулять! — говорит четырехлетний ребенок соседке, зашедшей справиться о здоровье его бабушки. Мама с умилением смотрит на дочь и вздыхает: «Ох уж эта детская непосредственность...». Вызывает у нее улыбку и такой диалог дочери с воспитателем.

— Почему ты не благодаришь за праздничный подарок?

— Подумаешь, яблоки у меня есть! За что же благодарить? Когда так говорит ребенок в два-три года, то это можно отнести к детской непосредственности, но в этих случаях детей следует поправлять, останавливать. Если такое он произносит в четыре и в пять лет, то это очевидное упущение, когда детская непосредственность переросла в бестактность.

Иногда взрослые терпимо относятся к проявлениям детской бесцеремонности, навязчивости. Как, например, можно расценить, такие проявления?

С нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых, вслух высказывает мнение о присутствующем, показывает пальцем на прохожего.

Кто бы ни пришел в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что принесли ему, тянет гостя в комнату, старается всецело завладеть его вниманием: «Поиграйте со мной!»; «Послушайте, какое стихотворение я знаю».

В подобных случаях родители должны тактично объяснить ребенку, как надо вести себя, сказать, что ласка к посторонним неуместна: «Так можно вести себя с мамой, папой, бабушкой, а с посторонними лучше быть приветливым, вежливым, гостеприимным». Попутно объяснить, что значит быть гостеприимным: всех взрослых и детей, приходящих в гости, встречать приветливо, с улыбкой, вежливо предложить сесть или пригласить посмотреть книги, альбомы. При этом родители напоминают, что надо быть сдержанным: не проявлять любопытства, задавая гостю вопросы: кто он? откуда пришел? зачем пришел? когда уйдет? Не навязывать разговора, если гость не расположен его поддерживать, не заставлять заниматься и играть с собою, не требовать к себе особого внимания и т. д.

Вежливость — это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. В гостях у друзей или родственников мы можем лишний раз показать ребенку, что такое вежливое обращение. Лучше всего это получается, когда ответственность за поведение ребенка несут хозяева дома и сам ребенок. Родители лишь выражают понимание чувств и желаний сына или дочери.

Дети быстро соображают, что мы не любим делать им замечания в гостях. Поэтому они часто «приберегают» свои выходки для таких случаев. Противостоять этому стратегическому маневру можно, предоставив хозяевам дома определить правила поведения для ребенка, а также следить за их выполнением. Если в гостях у тети Нины ваш сын прыгает на диване, пусть сама тетя Нина решает, можно ли ему это позволить, пусть сама об этом скажет. Ребенок лучше слушается, когда ограничения введены другими взрослыми, а не родителями. Мать свободна от необходимости следить за поведением сына, она лишь напоминает ему: «Здесь так заведено!»

Родители ребенка и хозяева дома должны заранее договориться о том, кто за что отвечает в поведении ребенка в гостях. Право и обязанность хозяина — требовать соблюдения установленных им правил поведения в доме. Обязанность матери — временно ослабить надзор за ребенком, что поможет ему острее почувствовать реальность происходящего и осознать свою ответственность.

Тактичность и чуткость

Чуткость выражается в отношении человека к окружающим. Она проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке»; «Поделись с братом, сестрой»), развивать умение сочувствовать («Мама устала, не шуми, играй тихо»).

Чувство такта является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в то же время не унизить, не оскорбить самолюбие других.

Старшему дошкольнику при целенаправленном воспитании должно быть свойственно элементарное чувство такта. Оно проявляется в том, чтобы не настаивать на немедленном выполнении своего желания, если взрослый отказывает, в умении подождать, уступить, не перебивать разговор взрослых, считаться с настроением и возможностями близких людей, не выражать бурно свое любопытство, когда это касается незнакомого человека, не произносить вслух о нем свое мнение и т. п. Ребенок должен уметь вести себя этично по отношению к окружающим людям, не оскорбляя их человеческое достоинство.

Дети не всегда могут вести себя тактично в силу несформированности нравственных понятий, большой импульсивности, неумения применять знакомые правила в неожиданных ситуациях.

Тактичность и вежливость — не одно и то же.

Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее рядом, поднимается девочка.

— Садитесь, пожалуйста!

— Ну что ты... Спасибо... Не надо...

— Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.

Вежливость? Пожалуй, налицо. Тактичность? Увы, отсутствует.

Пятилетняя Катя показывает на хромого человека и, пытаясь повторить его походку, громко говорит: «Мама, погляди на меня, и я так могу!».

В подобных случаях ребенку объясняют, что так вести себя не полагается, что это обижает человека: «Над физическим недостатком никогда не смеются, человек и сам страдает от этого. Он нуждается в сочувствии и помощи».

Лена, возвратившись из детского сада и увидев, что папа ужинает, отодвинула от него тарелку и положила перед ним книгу: «Почитай!». Когда отец сказал, что он это сделает несколько позже, дочь, надувшись, отошла в сторону: «Не буду водиться с тобой!».

В этом случае следует сказать: «Папа пришел с работы, он устал, должен отдохнуть и поесть, а ты мешаешь ему. Тот, кто любит своего папу, так не поступает».

Такт, как нравственную основу отношений с людьми, следует формировать как можно раньше. А. С. Макаренко говорил, что между взрослым и ребенком нужна не только близость, но и некоторое расстояние. Нельзя, чтобы ребенок допускал панибратство в отношениях с родителями, иначе признаки воспитателя и воспитуемого стираются, ребенку трудно определить границы дозволенного.

Необходимо добиваться от детей того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Вы идете с сыном и несете покупки. Догадается ли он предложить вам свою помощь?

Малыш ушибся и, всхлипывая, трет колено. Мимо проходит ребенок постарше. Проявит ли он стремление утешить малыша?

Если в подобных случаях дети не догадываются, что от них требуется, значит, их надо учить проявлять предупредительность.

Старшие дошкольники уже способны понять, что значит быть предупредительным, уметь предложить помощь, не дожидаясь, когда к нему обратятся с просьбой. Необходимо подсказывать ребенку в тех случаях, когда он может проявить предупредительность: поднять оброненную вещь, придержать дверь, пропустив вперед себя старшего или маленького.

Скромность

«Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает, — утверждает Д. Карнеги. — А человек, который думает только о себе — безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был».

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.

Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но-при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

Д. Карнеги пишет: «Вы можете дать понять человеку, что он не прав, взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли вы его тем самым согласиться с вами? Никогда! Ибо вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, но отнюдь не изменить свое мнение». И действительно, вам, наверное, приходилось быть свидетелем как кто-то третий, наблюдающий за разбушевавшимися спорщиками, может положить конец недоразумению дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точку зрения обоих спорщиков.

Скромность — нравственная черта личности — показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

Скромность воспитанного человека в том, что он трезво оценивает себя и никогда не пытается во что бы то ни стало привлечь к себе внимание и оказаться на первом плане. Очень известный французский философ восемнадцатого века Жан-Жак Руссо писал: «Признак хорошего воспитания — черта, особенно привлекательная и внушающая симпатию, заключается не в стремлении блеснуть своими достоинствами, а в умении помочь другим блеснуть, самому же держаться скромно, не задевая их гордости».

Скромность нужно воспитывать у ребенка с малых лет. Человек, не наученный сдержанности, скромному поведению в детстве, позднее приобретает эти качества с трудом.

Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением большинства и удобствами окружающих; поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может; учить детей не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой, не торопиться с ответом на занятии. Детей, не обладающих скромностью, нужно хвалить реже (не только ты умеешь, но и другие тоже), воспитывать в них умение подчиняться общепринятым правилам.

Воспитатели нередко наблюдают, как иные родители захваливают своего ребенка: и развитой не по годам, и остроумный, и рисует лучше, чем другие, и стихов много знает, и ростом выше сверстников. Стараются выдвинуть его в вожаки в детских затеях, наставляя: «Не уступай другим, пусть тебе уступают»; «Не будь разиней». Побуждают на людях декламировать или петь, заранее отрекомендовав своего ребенка в его присутствии, как необыкновенно талантливого. Так из отдельных поступков складываются черты характера: преувеличенное самомнение, чувство исключительности, стремление ставить свое «я» на первый план.

Случается, родители допускают ошибку в оценке детского поведения, стремятся, чтобы их ребенок вел себя естественно, непринужденно, но при этом не всегда могут определить границы, где кончается непринужденность и начинается развязность. Родители не учитывают один нюанс: непринужденность предполагает еще и сдержанность, скромность.

Одна заботливая мать, стараясь, чтобы ребенок вел себя раскованно, наставляла его: «Не обращай ни на кого внимания, веди себя так, будто на тебя никто не смотрит». Позже, когда сын стал первоклассником, она жаловалась: «Совсем не считается с нами, делает то, что хочет. Так надерзил мне при посторонних, что мы с отцом от стыда готовы были сквозь землю провалиться. Сделали ему замечание, а он в ответ: «Что особенного я сказал? Подумаешь!».

Поведение ребенка — результат воспитания. Если детей своевременно не приучали вести себя скромно, то к моменту перехода в школу они становятся шумными, развязными, не умеющими подчиняться правилам поведения. Такие дети не испытывают неловкости, когда взрослый делает им замечание.

Общительность

В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим — непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях — истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском коллективе.

Дисциплинированность

С первых дней прихода ребенка в детский сад у него воспитывают культурно-гигиенические навыки и навыки культуры поведения, регулирующие отношения детей друг с другом, с воспитателем и всеми сотрудниками дошкольного учреждения. Дисциплинированность, умение подчиняться определенным правилам — это залог бесконфликтного пребывания ребенка в детском саду, а затем и в школе.

Надо хорошо помнить, что нормы поведения не требуют от вас: «делай только так, а не иначе». Конечно, когда мальчик идет с девочкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед. Но если дорога незнакомая, а идти страшновато, да еще и собака стоит впереди, что подсказывают здравый смысл и понятие о мужском благородстве?

Правила этикета очень разумны. Они как бы указывают самые удобные и экономные способы действия. Ты позвонил кому-то по телефону — первым делом поздоровайся и сразу назови себя. Разумно? Очень: твоему собеседнику не придется ломать голову над тем, с кем он разговаривает.

Комитет по образованию Администрации г. Подольска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 15 «Медвежонок»

«Социальное партнерство и ДОУ»

Проект по этикету


Подготовила воспитатель

Чуракова Е.Н

г. Подольск 2013г

Проект по этикету

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер» или
«Путешествие в страну Этикета»

Творческое название «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете . Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»

Разработан проект воспитателем МДОУ ЦРР №15 «Медвежонок»

Чураковой Еленой Николаевной

Предложенный материал поможет взрослым обучить через совместный поиск решений, предоставить ребенку возможность самостоятельно выбрать ту или иную норму поведения. Проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков общения.

Вид: практико-ориентированный, познавательный, долгосрочный.

Особенности: для детей 4-5 лет.

Начало проекта: сентябрь 2013

Разделение функций участников проекта

Воспитатель

Диагностика уровня знаний и умений детей

Самообразование по данной теме

Разработка и составление перспективного плана, конспектов занятий, этических бесед

Оформление плакатов

Подбор детской литературы

Дети

Разучивание стихов, пословиц, поговорок

Рисование рисунков

Занятия познавательного типа

Развлечение или итоговое занятие

Закрепление правил хорошего тона

Родители

Помощь в оформлении стендов, стенгазет

Участие в фотовыставке

Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома

Участие в родительском собрании, в развлечении

Этапы проекта:

I этап: подготовительный

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; настольная кукла - фея Вежливости; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

II ЭТАП Основной

В рамках проекта использовались разнообразные формы работы с детьми

Выполнение проекта


Познавательное развитие НОД

- Занятие «Что такое этикет?»( Прил.1) познакомить с понятием «этикет»; учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях; упражнять в использовании вежливых слов; воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду ; формировать навыки культурного, этически грамотного поведения; развивать мыслительную деятельность у детей.

- Занятие «Уроки этикета» Цель: В игровой форме обобщить знания ребят об этикете – правилах, принятых в обществе.

Образовательная задача: обобщение знаний ребят о правилах поведения принятых в обществе. Расширение кругозора. Активизация словаря детей.

Развивающая задача: развивать у воспитанников познавательные психические процессы, речь, артистизм, выразительность, культуру общения, привитие ребятам правил хорошего тона в непринужденной, игровой форме.

Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения ; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.

- Занятие: «Путешествие по городу «Вежливости». Цель - формирование у детей нравственного представления о вежливости.
Задачи: 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы.

Занятие по развитию речи «Доброе слово и кошке приятно»

Цель: Учить способам общения с людьми на основе знания этикета, правилам ведения диалога (разные приемы, средства и методы вежливого обращения). Развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности, способность преодолевать застенчивость и скованность. Формировать выразительные средства общения(интонацию, мимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении, необходимость в общении друг с другом.

- Занятие «Какие бывают приветствия?» Цель: Создание и организация игровых ситуаций для воспитания умения уместного применения детьми различных форм приветствий

Занятие – беседа « В стране вежливых слов»

Занятие «Знакомство с хорошими манерами»


Знакомство с художественной литературой

В Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

В. Левин «Аппетитная песенка для Лешки», «Размышления после очень вежливого разговора»,

А. Кондратьев «Пожалуйста»

И. Токмакова «Счастливого пути»

В.Осеева «просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче», «До первого дождя»

С.Маршак «Ежели вы вежливы»

С. Михалков «Хорошие товарищи»

Р. н. сказка «Лиса и журавль».

М. Пляцковский «Урок дружбы».

Л. Толстой «Косточка».

К. Чуковский «Мойдодыр»

- «Федорино горе



Продуктивно – художественное творчество

- Изготовление поздравительных открыток

Оригами «Салфетки для сервировки стола»

Рисование «Нарисуй настроение», «Цветные страницы»- через рисунок передавать свое настроение эмоции, впечатление.


Социальное развитие

Беседы « Уроки вежливости»,

«Воспитанность и вежливость»,

«Мы идем в гости»

" Столовый этикет",

«Как дарить подарки»,

« Зачем говорят «здравствуй»(прилож.

- Беседа Как вести себя в общественном месте Задачи: развить представление о необходимости знания правил поведения, сформировать навыки поведения в общественных мес­тах, опираясь на опыт детей.

Просмотр презентаций «Правила поведения за столом», Правила поведения для малышей»

Рассматривание иллюстраций «О правилах этикета».


Игры

-Игры «Приятного аппетита», «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», Вежливые слова»

Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Мы отправляемся в гости», «Театр», «Путешествие в общественном транспорте» - закрепить правила поведения в общественных местах , закрепить свои знания, умение доброжелательно общаться друг с другом.


Музыка

- Слушание песен «От улыбки станет всем светлей», «Голубой вагон бежит качается»

III Этап- заключительный


Игры

- Кто больше знает вежливых слов»,

- «Доброе утро»

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «В гостях».

Игры – инсценировки « Телефонный разговор», «Невоспитанный Незнайка»


НОД

Итоговое занятие «Путешествие в царство вежливых наук»

Работа с родителями

- Консультация для родителей « Веселый этикет», «Формирование культуры поведения за столом»

Родительское собрание «Азы воспитания» (делимся опытом) – формирование норм культуры поведения ребенка, доброжелательности, честности, воспитание культуры общения.

Примерные темы бесед родителей с детьми:

1. «Я – маленький» (фото)

2. «Я люблю это дружное слово – «вместе» .

3. Трудно ли держать слово?

4. Как вести себя за столом?

5. Ребенок плачет – как его утешить?

6. Причины плохого настроения.

7. Хорошие и плохие манеры.

8. Детские конфликты.

9. Ребенок говорит неправду.

10. Как преодолеть страхи ребенка?


- Конкурсы «Сервировка стола» между дежурными.

- Консультация для воспитателей « ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ»

Прав был А. С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни». Процесс работы по развитию у детей навыков хороших манер поведения должен быть непрерывным, желательно с участием родителей.

Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения осуществляли в двух направлениях: формирование представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта. Задача была не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни. При этом использовали различные методы и приёмы, как беседы по сюжетным картинкам, кукольный театр, игры-инсценировки, решение проблемных ситуаций, этические беседы, сюжетно-ролевые игры, а также великую силу художественного слова.

В группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, терпимей друг к другу. Снизилась конфликтность, улучшились коммуникативные навыки. Дети научились выходить из той или иной ситуации, без конфликтов. Адекватно оценивать свои поступки и поступки других. Замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих или персонажей художественных произведений. Договариваться, приходить к общему решению. У детей тихих , сдержанных появились друзья, их стали принимать в общие и подгрупповые игры. Если на начало года детей (которые были в стороне) было 4, то к концу года не осталось ни одного ребенка.

Литература

Алябьева Е..А. «Воспитание культуры поведения» Т. Ц. Сфера – 2009г. – 128с.

Гипперейер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как? » Черо – 2003г. – 240с.

Жукова Р. А. «Игра как средство социально-эмоционального развития» ИТД Корифей – 2006г. 112с.

Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности детей дошкольного возраста» Гном - 2004г. – 48с.

Корчинова О.В. «Детский этикет» Т. Ц. Сфера – 2002г. – 192с.

Клюев Н. В. «Общение и дети» Академия холдинг - 2000 г. – 116с.

Конспект занятия для детей средней группы «Первые шаги в мир хороших манер».

Цель: о богащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду.

Задачи:

  • познакомить с понятием «этикет»;
  • учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
  • совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
  • упражнять в использовании вежливых слов;
  • воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;
  • формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;
  • развивать мыслительную деятельность у детей.

Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах

Материал:

  • туалетные принадлежности: мыло, зубная щетка, расческа, полотенце; зеркало; заколка для волос;
  • круги красного и зеленого цвета по количеству детей;
  • ромашка с правилами поведения в различных местах;
  • «волшебная палочка».

Ход занятия:

Воспитатель:

Солнышко ясное встало
«Доброе утро!» - сказало
«Доброе утро» - не зря говорят
«Доброе утро» велит быть добрей,
Честней и упорней и веселей
Придумано мудро «Доброе утро».

Воспитатель: первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами? Дети отвечают по очереди: желаем здоровья, веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.

Ребёнок.

Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

Здравствуйте, -

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет»?

Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути

Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).(Цветок-ромашка, дети называют: в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но сегодня мы остановимся на этикете в детском саду.

(вносится кукла – «неряха»)

Воспитатель: Что ты кричишь, бежишь. Расскажи, что с тобой случилось?

Кукла: я проспала.

Воспитатель : а почему ты так неопрятно и некрасиво одета?

Кукла: я торопилась и думала, что и так сойдет.

Воспитатель : Дети. Посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. В таком виде можно приходить в детский сад? Надо исправлять положение.
Дети, поможем кукле?

Дети : Да.

(Для этого по очереди, подходите к кукле и помогите ей привести себя в порядок)

Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям и девочке, как мы встречаем новый день.

Физкультурная минутка:

Рано утром мы проснулись,

Потереть глаза кулачками

Сладко, сладко потянулись!

Потянуться вверх

Чтобы сон ушел - зевнули

Зевают

Разбудил нас бег на месте,

«бегут»

В ванну побежали вместе

«рисуют» прямоугольник в воздухе

Умывались и плескались,

Имитируют движения умывания

Зубы вычистить старались,

«чистят» зубы

Причесались аккуратно,

«причесываются»

Приоделись все опрятно.

Проводят руками по телу-«одеваются»

Не хотим мы больше спать

Грозят пальчиком

Будем весело играть!!!

Хлопают в ладоши.

А как, вы, думаете, все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Я хочу сказать, что мы с Вами будем еще многому учиться и работать, чтобы о всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые

дети".

Кукла уходит.

Воспитатель: Она забыла сказать «спасибо». Благодарность - чувство признательности кому-нибудь за оказанное внимание и добро. К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Я вас приглашаю сесть в большой круг, мы подарим друг другу «ласковое слово» .

"Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу скажу. Дети в кругу,передают друг другу «волшебную палочку» , говоря при этом добрые, ласковые слова.

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам поиграть. Я буду называть поступки, а вы, молча на своих местах, будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший поднимаете зеленый кружок, а если плохой –красный.

1. Забирать игрушки у друзей.

2. Помогать взрослым.

3. Кричи, громко разговаривай.

4. Не ссорься с друзьями, старайтесь играть дружно.

5. Здороваться при встрече.

6. Садиться за стол грязным, неумытым.

7. Следить за своим внешним видом

Воспитатель : Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. О некоторых очень важных правилах ребята хотят прочитать стихотворения.

1 ребёнок:

В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно
И веди себя достойно.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.

2 ребёнок:

Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови.
Маму радостно встречай,
По подружкам не скучай

Самоанализ: Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?

Дети: О правилах поведения, об этикете.

Воспитатель: Правильно.

А как, вы, думаете, все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Я хочу сказать, что мы с Вами будем еще многому учиться и работать, чтобы обо всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети".


Сегодня в нашем МДОУ прошел день хороших манер. Утро этого дня, как и всегда, началось с вошедшим в привычку с первых дней посещения детского сада приветствием. В ходе проведения бесед на тему «Кто и зачем придумал правила поведения» дети расширили знания о правилах поведения, рассказывали друг другу о том, как они ведут себя дома, в гостях, в детском саду, в общественных местах, как и чем они радуют своих близких.



Чтобы малыш рос воспитанным, добрым и аккуратным, родителям следует уделить внимание следующим манерам.

1. Учим ребенка говорить «Пожалуйста»!

Обращайте внимание даже самого маленького малыша на то, что свою просьбу (например, «Дай мне игрушку») важно сопровождать словом «пожалуйста». Однако будьте внимательны! Это не сработает, если сами родители никогда не утруждают себя в вежливых фразах по отношению к ребенку! Поэтому если хотите от крохи услышать это волшебное слово, почаще обращайтесь к нему с просьбами: не «А ну-ка, принеси сюда свои носочки!», а «Принеси, пожалуйста, свои носочки!», не «Перестань шуметь сейчас же!», а «Перестань, пожалуйста, греметь игрушкой. Папа спит».

2. Учим ребенка говорить «Спасибо»

Очень хорошее слово, которое также не хотят использовать дети! Как им помочь освоить его? Во-первых, также активно им пользуясь в повседневной жизни - нет ничего важнее примера взрослых. Во-вторых, можно организовать специальную ситуацию, в которой малыш почувствует, как приятно, когда тебя благодарят.

Образовательная ситуация для ребенка 3 - 4 лет «Важное слово «спасибо»

Пусть малыш возьмет на себя роль повара и приготовит что-нибудь для своих любимых игрушек (например, Вы можете предложить ему сделать из пластилина ягодки и украсить ими тортик, вырезанный из картона). Допустим, у нас будет два героя - вежливая собачка и обезьянка-хулиганка. После того, как малыш угостит собачку, та должна сказать ему «спасибо», попрыгать от радости и поцеловать ребенка (дети очень отзывчивы на такую реакцию). А вот обезьянка после угощения не скажет ничего. А сразу побежит прыгать и резвиться. Проследите за реакцией ребенка. «Верните» обезьянку, объясните ей, что она забыла что-то сказать. Подскажите обезьянке, что именно нужно сказать. Закончите ситуацию песенкой на вольный мотив, но чтобы в ней звучало слово «спасибо».

3. Учим ребенка не прерывать взрослых во время разговора

Пока взрослые разговаривают, нельзя вмешиваться в разговор, дергая маму за одежду, выкрикивая свои просьбы. В подобной ситуации обнимите ребенка (может, ему просто хотелось добиться Вашего внимания) и мягко скажите ребенку: «Я тебя слышу, но не могу ответить, потому что разговариваю с … . Надо подождать пару минут».

4. Учим ребенка не высказываться о физической форме или состоянии окружающих

Помогите малышу понять, что обсуждать недостатки других невежливо - это может обидеть человека, расстроить его. Да и сам человек состоит не только из этого недостатка. Он еще и добрый и умный. Объясните малышу, что нельзя пристально разглядывать людей с физическими недостатками, поскольку взгляд может обидеть не меньше слов. Из всех этих правил есть одно исключение. Обсуждать внешность человека можно, если она кажется ребенку привлекательной и он хочет сделать комплимент - это всегда порадует другого человека!

5. Учим ребенка здороваться

Когда люди здороваются с ребенком, им следует отвечать. И со старшими нужно здороваться первыми. Объясните ребенку 5 лет, что означает слово «здравствуйте», какой смысл вкладывают в него люди при приветствии. Объясните, что слово «здрассьте» (якобы облегченная версия) звучит невежливо и пренебрежительно.

6. Учим ребенка стучаться перед тем, как открыть дверь

Это простое правило поможет и самим родителям в ряде ситуаций. А пример такого поведения кроха сможет увидеть на приеме у врача, в гостях.

7. Учим ребенка благородству

Объясните малышу 4 лет, что дразниться не следует. Это обижает других людей, и выставляет не в лучшем свете того, кто дразнится. Ведь дразнит всегда тот, кто слабее и злее.

8. Учим малыша извиняться

Если ребенок наступил кому-то на ногу, толкнул, нечаянно стукнул, то важно сразу же сказать «извини!»

9. Если кто-то работает, нужно спросить, не нужна ли помощь



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Поделиться: