Первый визит новорожденного в поликлинику. Первое посещение поликлиники с новорожденным: памятка для начинающих родителей. Как попасть на консультацию к врачу в больнице или диагностическом центре

Кудрявцева Оксана Игоревна,студентИнститута Педагогики и Психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Киров[email protected]

Особенности математической готовности детей к школе

Аннотация.Статья посвящена вопросу математической готовности детей к школе. Определены и проанализированы компоненты как общей, так и специальной (математической) готовности детей к школе. На основе эмпирического исследованияпо выявлению особенностей математической готовности детей к школесоставлены рекомендации родителям и педагогам поповышениюуровня знаний, умений и навыков в области математики.Ключевые слова:математическая готовность, общая готовностьдетей к школе.

Общая готовностьдетей к школе предусматриваетспецифическуюорганизацию педагогической работы. Такая организация создает условия,способствующие повышениюуровняобщего развития детей старшего дошкольного возраста. Кроме общего развития, работа детского дошкольного общеобразовательного учреждениятакжепредполагаетспециальную подготовку детей к изучениюучебных предметов в начальной школе.

В данной статье обратим внимание на математическую готовность, так как в XXIвекепроблема обучения математике приобретает все большую значимость. Математика является сложной наукой, которая вызывает у детей затруднения в освоении школьной программы по математике. Не исключено, что некоторая часть детей, пришедших в школу,не владеет элементарными математическими представлениями и не имеет склонности к изучению данной науки.Следовательно, от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрастезависит успешность обучения математике в начальной школе.Подытожив вышесказанное,следует сделать вывод о том, чтоодним из главных критериевготовности детей к обучению в школе является математическая готовность.

Прежде чем раскрытьвопрос, касающийся математической готовности, следует принять во внимание краткую характеристику общейготовности детей к школе.Вопросы, связанные с общейготовностьюдетей к школьному обучению,в своих трудахзатронулитакие отечественные и зарубежные авторы, как А. Л. Сюротюк и М. М. Безруких, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, В. С. Мухина, А.В. Запорожец, Л. И. Божович, А. Анастази, И. Шванцар, Ш. А. Амонашвили, Р.С.Буре, А. М. Раевой, Г. Н. Цукермани др.Проанализировав трактовки понятия «готовность к школьному обучению» вышеуказанных авторов, следуетрассматривать еёкак общую развитость личности, котораяблагоприятно осваиваетшкольную программу, систематически включается в процессобучения и обладатьопределенными свойствами и качествами, которыми необходимо овладеть в дошкольном возрасте посредством умственного, психического, эстетического и физического развития.Таким образом, понятие «готовность к школьному обучению»‬целостное образование, которое требует комплексных психологическихи педагогическихисследований.Для того чтобы проводить исследование по выявлению уровня общей готовности к школьному обучению необходимо знать, что в структуреобщей готовности принято выделять следующие компоненты:

1.Мотивационная готовность.2.Волевая готовность.3.Интеллектуальная готовность.4.Социальнопсихологическая готовность.5.Личностная готовность.

Изучиви проанализировавкомпоненты готовности детей к школе, выдвинутые в работах следующих авторовО. О. Гониной, Н. И. Гуткиной, Г. В. Фадинойидр., можно представить их в таблице 1. Таблица 1Компоненты готовности к обучению в школе

№ Компонент готовностиСущность компонентаОсобенности компонента1МотивационныйМотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию.Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника» (ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний). Если учебная мотивация ребенкане сформирована, то возникают трудности в адаптации его к новым условиям, например, к классному коллективу и учителю. Могут быть следующие проявляющиеся признаки: ребенок недостаточно хорошо воспринимает школьный материал,недостаточная эмоциональнаяустойчивость, апатияи др., что приводит к дезадаптации в классном коллективе. 2ВолевойСпособность ребенка усердно трудиться, выполняя требования учителя, приспособленность к школьному режиму, способность управлять своим поведением и умственной деятельностью.Завершение основных элементов волевого действияпроисходитк концу дошкольного периода: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. 3ИнтеллектуальныйСпособность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация; способность устанавливать в процессе учебной деятельности причинноРазвитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:1.Элементы показатели представление о живой и неживой природе, некоторые социальные явления, систематичность этих представлений.2.Уровень познавательной деятельности: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь. Предпосылки следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия.Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает также определенные знания по окружающему миру и некоторые учебные навыки.для формирования учебной деятельности:умение воспринимать задачи, указание взрослого и самому руководствоваться ею, выполнять правила.3.Элементарные учебные навыки: осуществление звукового анализа слова, чтения, счет и вычисления, подготовленность руки к письму.

4СоциальнопсихологическийПодразумевает формирование у детей коммуникативных качеств,необходимых для общенияс другими детьми, учителями.Включает в себя наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь налаживать контактсо старшими по возрасту людьми сверстниками, выполнятьпросьбы итребования учителя, производить контрольсвоего поведения.5ЛичностныйФормирование у ребенка личностных качеств необходимых для принятия новой социальной позиции.Параметры, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью ребенком:1.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.2.Умение детей сознательно подвергатьсвои действия правилу, определяющему способ действия.3.Умение ориентироваться на заданную систему требований.4.Самостоятельно выполнять требуемоезадания по визуально воспринимаемому образцу.

Следовательно, понятие «готовность кшкольному обучению» носит комплексный характер. Если рассматривать каждый компонент в отдельности, то он дает представление только об определенной стороне готовности ребенка к школе.Комплексное использование в исследовании пяти компонентов готовности позволитвоспитателюили психологу вовремя произвести корректирующую работу с будущим первоклассником для успешного перехода его к планомерно организованному обучению.Определив сущность и содержание общей готовности детей к школе, следует перейти к характеристике математической готовности детей к школьному обучению.Вопросами, связанными с математической готовностью детей к школе занималось большое количество ученых, но наиболее важными, на мой взгляд, являются доктор педагогических наук, российский педагогметодист Л. Г. Петерсон и доктор педагогических наук, профессор Н. Б Истомина.Проанализировав трактовки понятия «математическаяготовность к обучению в школе», можно представить его, как степеньосвоения математического содержания, направленного на развитие творческихи познавательных способностей детейкак умение выявлять,сравнивать, обобщать, устанавливать закономерностии т.п.В структуруматематической готовности детей в школе, предложенной

Е.И. Щербакова ,входятследующие компоненты, характеристика которых представлена в таблице 2.Таблица 2Характеристика компонентов математической готовности

КомпонентыСущностьОсобенности компонента1

Мотивационный

Положительное отношение к школе и учебной деятельности в целомПозитивная мотивация ‬этостимул, которыйобуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности.интерес к математической стороне действительностиМатематика для детей дошкольного возраста сложная наука,которая зачастую вызываеттрудности во время обучения в школе, поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе.желание изучать математику

В процессе изучения математики у ребенка формируется познавательный интерес, желаниепознать новое, формирование первичных математических представлений,мотивационных состояний (заинтересованности, любопытства, желания и др.). Интерес к математике ведет к более глубокому и прочному изучению материала.2

Объем и качество математических знаний: осознанность, прочность запоминания, гибкость.Осознанность математических знаний выражается в понимании связей между ними, в понимании принципа действия связей и механизма их становления.Такое качество как гибкость математических знаний характеризуется возможностью усвоения их в самостоятельной деятельности.особенности развития речи (усвоение математической терминологии)Примерное знание слов препятствует полноценному усвоению понятий, кроме того, это затрудняет их употребление в момент продуцирование связных высказываний.уровень познавательной активности в целомУспешность усвоения учебного материала зависит не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся. 3

Процессуальный

1.Знание цифр до десяти2.Счет и отсчет предметов заданного количества.3.Название чисел в пределах десяти.4.Знание знаков «плюс», «минус», «равно», умения пользоваться арифметическими знаками действий.5.Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.6.Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.7.Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.8.Умение соотносить цифру и число предметов.9.Способность составлять и решать простые задачина сложение и вычитание.10.Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.11.Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.умения и навыки учебной деятельностиНа момент поступления в школуребенокдолжен уметь планировать свою учебную деятельность, самостоятельно выполнять её, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Мотивационный компонент обеспечивает ориентациюна усвоение знаний и развитиеумений и навыков, необходимых для формирования математической готовности. Действие содержательного компонента нацеленона обогащение дошкольников знаниями,развитие речи и повышениеуровня познавательной активности. Процессуальный компонент направлен на освоение на практике дошкольниками умений и навыков, необходимых для формирования математической готовности. Осветив теоретическую сущность вопроса общей и математической готовности детей к школе, необходимо провести экспериментальную работу сцелью выявления особенностей математической готовности детей к школе.С целью выявления особенностей математической готовности детей к школе была проведена экспериментальная работа, включающая в себя констатирующий эксперимент. Процедура диагностики математической готовности к школе осуществлялась с помощью экспериментальной беседы, наблюдения и комплексной методики, состоящей из семи заданий.Результат экспериментальной беседы показал, что у 67% испытуемых мотивация изучения математики в школе сформирована, у 25% частично сформирована и у 8% не сформирована.Результат наблюдения таков, что у 4 испытуемых из 12 (33%) наблюдаются некоторые отклонения в развитии речи, у 8 из 12 испытуемых развитие речи соответствует норме. У 3 испытуемых из 12 (25%) наблюдается низкий уровень познавательной активности, в то время как у 9 испытуемых уровень познавательной активности выше среднего.Результат комплексной методики показал, что 68% испытуемых имеют высокий уровень сформированныхматематических знаний, умений и навыков,16% средний и 16% низкий.Обобщив результаты экспериментальной беседы, комплексной методики и наблюдения, направленные на выявление сформированности математической готовности, можно представитьв виде диаграммы (См. Рис.).

Рис. 1.Общий результат констатирующего эксперимента по выявлению уровня математической готовности детей к школе

Таким образом, можно сделать вывод о том, что 67%детей обладают высоким уровнем математической готовности, что свидетельствует о том, что они обладают высокой мотивацией и достаточным уровнем математических знаний, 8% имеет средний уровень мотивации и подготовленности, а 25% обладают низким уровнем мотивации и подготовленностью к освоению математики в школе. Для того чтобы повысить уровень общей и математической готовности детей с низким показателем необходимо составить следующие методические рекомендации педагогам для формирования у детей мотивациик обучению в школе, знаний, умений и навыковпо математикедля успешного освоения ими школьной программы по математике и формированию общей готовности к обучению в целом:

1.Вызывайте у ребенка интерес к математике, мотивируйте его к изучениюданного предмета. Для этого необходимо связать выполнение математических заданий с интересной историей какогонибудь персонажа, которому нужно дойти до намеченной цели.2.Развивайте у ребенка пространственное мышление, т.е. учите его определять, где право и лево, где верх и низ.Для этого предлагайте задания вида: «Сосчитай бабочек летящих влево, запиши…».3.Учите ребенка называть предыдущее и последующее число от заданного.4.Развивайте у ребенка логическое мышление. Для этого следует решать с ребенком логические задачи.Например, «…закрась синим цветом числа, которые больше 7, но меньше 9, а красным числа, которые ты получишь в ответе, решив примеры...».5.Развивайте и формируйте у ребенка способность составлять и решать примеры, задачи на сложение и вычитание.Для этого можно использовать сюжетные картинки, а также условные рисунки.6.Развивайте у ребенка умение определять базовые геометрические фигуры и выполнять с помощью их различного рода задания.Например, «Посмотри на картинку и скажи, сколько всего фигур потребовалось для составления жирафа?».7.Учите пользоваться знаками «плюс», «минус» «больше» «меньше», «равно».8.Формируйте у ребенка грамотную речь, в частности математическую (усвоение математической терминологии). В процессе выполнения заданий, требуйте от ребенка, чтобы он размышлял вслух.9.Развивайте у ребенка способность усердно трудиться, выполнять требования, управлять своим поведением, т.е. развивайтеволевой компонент готовности. Этому развитию способствуют задания, направленные на оказание помощи главному герою(или своему товарищу)и стремление достигнуть конкретного результата.10.

Формируйте у ребенка положительную мотивацию к школе.Можно проводитьзанятия в игровой форме с детьми в домашних условиях. 11.

Повышайте общий интеллектуальный уровень будущего школьника для успешного овладения им школьной программой, в частности, по математике.Предлагайте задания на классификацию, сравнение, обобщение, запоминание и т.п.12.

Повышайте уровень познавательной деятельности.

Формируйте у детей качества, благодарякоторым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Каждый ребенок должен уметь взаимодействовать как со сверстниками, так и со старшими.14.

Способствуйте формированию у ребенка личностных качеств, необходимых для принятия новой социальной позиции (самостоятельность, ответственность, трудолюбие, внимательность и др.).15.

Создавайте для ребенка ситуацию успеха.

Таким образом,следует сделать вывод о том, что одной из важных задач родителей и педагогов является развитие у ребенка имеющихся знаний, умений и навыков по математикеи развитие мотивациидетей к изучению математики в школе. Использование разработанных методических рекомендацийпри работе с детьмибудет способствовать развитию и формированию у нихэлементарных математических представленийи мотивации к обучению в школе.

Ссылки на источники1.Антонюк,В.З.Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе [Текст] / В.З. Антонюк // Балтийский гуманитарный журнал. ‬Калининград. 2013. № 3 (4) С. 57.2.Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержание общения дошкольников с родителями [Текст] / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. ‬2014. № 3. ‬С. 8184.3.Корюкова, Н.Н. К вопросу о проблеме социальнопсихологической готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе [Текст] / Н.Н. Корюкова, В.Н. Поникарова // Вестник магистратуры. ‬2012. №910. ‬С. 3538.4.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] /: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. М.: Изво Московского психологосоциального института; Воронеж: Издво НПО «МОДЭК», 2005. 392 с.

,
логопед-дефектолог.

Что должен уметь ребенок при поступлении в 1-ый класс школы:

Счёт

Ребенок дошкольного возраста должен уметь считать до 100 единицами и десятками (10, 20, 30, 40...), называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном по¬рядке (с 1 0 до 1), соотносить заданное количество предметов с цифрой, определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой. Хорошо, если малыш отвечает сразу, без помощи взрослого на такие вопросы, как: «сколько?», «На котором по счету месте?».

Состав числа

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.

Для того чтобы ребенок понимал, из каких цифр состоит данное число, он должен уметь раскладывать его на два меньших числа (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Например: число 8 состоит из 4 и 4 или из 3 и 5; и, наоборот, числа 5 и 5 составляют число 10. Ребенок должен уметь определять недостающее состав¬ляющее число. Например, число 7 состоит из 4 и...? Ребенок должен назвать число 3.

Хорошо, если малыш умеет составлять числа в пределах 20. А в пределах 1 00 ему достаточно будет уметь составлять числа десятками. Например: 60 состоит из шести десятков и т. д.

Сравнение чисел

Ребенок дошкольного возраста должен уметь сравнивать числа на наглядной основе и устно. Хорошо, если малыш умеет сравнивать как рядом стоящие, так и не рядом стоящие числа. Например, шесть больше пяти, а пять меньше шести; два меньше восьми, а восемь больше двух.

Ребенок должен уметь понимать разностное сравнение чисел. Например, пять меньше шести на один, а шесть больше пяти на один.

Хорошо, если малыш умеет получать равенство из неравенства или неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет Например, пять мень¬ше шести: если к пяти предметам добавить еще один, то будет по шесть предметов, т. е. поровну; шесть больше пяти: если из шести предметов убрать один, то станет по пять, т. е. поровну.

К этому возрасту дети должны различать и понимать такие математические знаки, как больше (>), меньше (

Решение примеров

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах двадцати, а также в пределах сотни десятками. Хорошо, если ребенок умеет производить вычисления в уме в пределах первого десятка, без опоры на наглядный материал. Более сложные примеры в пределах второго десятка ребенок может решать с помощью счетных палочек или другого счетного материала.

Дошкольник должен знать и уметь писать математические знаки «+», «-», «=»; различать и называть арифметические действия - «сложение» и «вычитание»; самостоятельно записывать примеры под диктовку взрослого.

Решение задач

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание, а также записывать их решение и знать математические знаки «+», «-», «=».

Хорошо, если дошкольник умеет выделять в задаче ее составляющие: условие, вопрос, решение, ответ; понимает, что решить задачу нельзя, если отсутствует условие или вопрос.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь решать не только задачи, сопровождаемые иллюстрациями, но и воспринимать задачи на слух или читать условие и вопрос самостоятельно.

Логические задачи

Развитие логического мышления - одно из важных условий успешного обучения ребенка математике. В этом разделе вы найдете несколько типов логических задач, которые обычно даются будущим первоклассникам на школьном тестировании.

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать занимательные задачи с математическим смыслом. Одни задачи решаются с помощью арифметических действий, другие - при помощи логических размышлений.

Задачи на логическое мышление побуждают ребенка мыслить, рассуждать, анализировать, устанавли¬вать связи между явлениями.

Геометрия

Ребенок дошкольного возраста должен уметь различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб), рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Например: солнце похоже на круг, книга - на прямоугольник, дорожный знак - на треугольник и т. п.

Хорошо, если дошкольник умеет составлять из двух фигур одну. Например: из двух-четырех треугольников один многоугольник, из маленьких четырехугольников один большой. Ребенок должен уметь различать геометрические тела, сравнивать их и находить отличия.

Малыш должен понимать, что геометрические тела - это объемные фигуры. Из объемных фигур он должен различать шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед.

Ребенок должен знать прямые, кривые и ломаные линии. Хорошо, если он умеет различать линию, отрезок и луч, прямой, тупой и острый углы; может показать вершину и стороны угла, измерить длину отрезка линейкой, начертить заданный отрезок, показать точку пересечения линий.

Ориентировка в пространстве

Ребенок дошкольного возраста должен уметь ориенти-роваться в пространстве, а также на тетрадном или альбомном листе. Ориентировка в пространстве включает в себя умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Дошкольник должен уметь обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди меня - стол, позади меня - шкаф, справа от меня - дверь, слева - окно).

Хорошо, если ребенок умеет определять положение различных предметов в пространстве, используя слова: «внизу», «вверху», «впереди», «сзади», «перед», «за», «между», «рядом».

На листе бумаги малыш должен уметь показывать правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний и левый нижний углы, середину листа.

На листе бумаги в клетку, изображая различные предметы и фигуры, малыш должен понимать слова «левее», «правее», «выше», «ниже», «от», «до», «над», «под». Также он должен уметь изображать фигуры на листе бумаги, срисовывая с образца или под диктовку (графический диктант: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз и т. д.).

Ориентировка во времени

К моменту поступления в школу ребенок должен четко ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.

Хорошо, если малыш знает названия всех месяцев в году, при этом умеет называть их в правильном порядке. Дошкольник также должен разделять все месяцы в году на зимние, весенние, летние и осенние, знать, что в каждом времени года по три месяца.

Математическая подготовка ребенка к школе в условиях семьи

Обычно родители очень рано начинают учить детей считать и гордятся счетными умениями детей.

Мой Коля отличником будет: шести лет нет, а считать умеет до ста. Боюсь только, что в школе начнет баловаться – ведь все уже знает!

Многие из вас слышали подобные разговоры, восхищались умом Коли, который считает до ста, сочувствовали Петиной маме. Значит ли это, что Пете уже сейчас, в шесть лет, предопределена судьба неуспевающего по математике?

Да, многое в успехах первоклассников, в том числе и математических, завит от их дошкольной подготовки. Нет людей неспособных к математике. Причины плохой успеваемости по математике могут быть различными и одна из них – неправильное обучение на самом раннем этапе, в частности, чрезмерное увлечение счетом, желание научить детей считать как можно раньше, быстрее, дальше. Ребенок не привыкает вдумываться в содержание тех действий, которое он делает, механически за взрослыми называет слова-числительные, не понимая смысла счетной деятельности.

Учебник для первого класса называется очень серьезно «Математика». Это значит, что в первом классе ученик будет не только считать, но и познакомиться с арифметическими действиями, приемами вычислений, овладеет некоторыми элементами математической речи, научиться решать простейшие задачи и уравнения, познакомится с элементами геометрии, с величинами и способами их измерений. Всему этому научит учитель. Но обучать можно только того ученика, который готов к усвоению нового материала, иначе ребенку трудно следить за объяснениями учителя, он не поймет некоторых слов, выражений учителя, не сможет быстро, в нужном темпе выполнить задание. И, конечно, в результате будет отставать.

Подобных неприятностей можно избежать. Надо только уделить немного больше внимания математическому развитию ребенка перед школой. Для этого не обязательно заставлять ребенка насильно считать, решать задачи, запрещать ему играть. Первое и главное условие – сделать занятия математикой интересными, занимательными, научить видеть математические отношения предметов в окружающих вещах, явлениях. Тогда ребенок и сам будет находить, выделять эти отношения в самой привычной обстановке: на кухне, в комнате, во дворе, в магазине, в своем игровом уголке. И математика станет близкой, понятной и интересной, а затем появится желание преодолеть те трудности, которые могут возникнуть при изучении этой науки. В домашних условиях обучение можно проводить не торопясь, возвращаясь в удобное время к материалу, который почему-либо ребенок не сразу усвоил, несколько раз повторять знакомое, пользуясь предметами, которые окружают ребенка.

Задача обучения счету состоит не в том, чтобы научить трехлетнего малыша считать до 3, пятилетнего до 7, а семилетнего до 10. Главное – овладение правильными приемами счета, умение сознательно применять эти приемы в самых разнообразных условиях.

Для математического развития важно овладеть понятиями «больше», «меньше», «равно». Их дети осваивают постепенно. Сначала это делается без чисел, способом соотношения один к одному. Затем равенство – неравенство устанавливается на различных количествах: два больше одного, один меньше двух. Установив, что две группы предметов по количеству равны (или неравны), ребенок должен сделать их неравными (или равными), добавив (или убрав) нужное количество предметов.

Скоро придут гости. Сколько ожидаем гостей? Для шести гостей нужно приготовить шесть приборов. Принесли 6 блюдец, а чашек 5. Сколько надо добавить чашек? Положили 7 вилок. Сколько надо убрать вилок. Один гость не пришел. Сколько приборов уберем со стола.

Можно использовать самые разные жизненные ситуации, чтобы лишний раз поупражнять ребенка.

Вы пришиваете пуговицы. Ребенок рядом рассматривает, перебирает их, любуясь цветом. Воспользуйтесь случаем и предложите: «Возьми 4 пуговицы, разложите их по одной. Положи еще одну пуговицу. Сколько получилось пуговиц? Как получилось 5, если у нас уже есть 4? Как снова сделать 4, если у нас есть 5 пуговиц?». Подобные упражнения можно провести с разными предметами, например посадить каждую куклу на стул, поставить каждого солдатика возле своего орудия и т.д. При этом ребенка спрашивают, хватит ли соответствующих предметов (например стульев для всех кукол), что изменится, если мы уберем один предмет, или убрать один предмет).

Предлагайте детям для счета разнообразные по цвету, форме и величине предметы: игрушки, посуду, мебель, овощи. Легче сосчитать предметы, расположенные в ряд, близко друг к другу. Поэтому старшие дошкольники должны упражняться в счете предметов, удаленных друг от друга: машины на улице, окна дома, деревья в парке. Овладение счетом будет более совершенным, если в этой деятельности участвует не только зрение, но и слух, и мускульно-двигательные ощущения. Поэтому полезно считать предметы на ощупь, не видя их, считать звуки (хлопки в ладоши, количество ударов на барабане), считать движения.

Для закрепления знаний детей чаще используйте настольно-печатные игры, которые можно приобрести в любом магазине для детей. Среди них есть специально предназначенные для упражнения детей в счете. Например, лото «Сколько?» знакомит детей в интересной, увлекательной форме с составом числа, игра «Стук-стук» предназначена для счета звуков, «Учить читать и считать» поможет познакомить с цифрами и знаками математических действий.

К семи годам ребенок должен считать от любого числа до 10 и обратно, уметь отсчитать нужное количество из большей группы предметов, понимать, что число не зависит от величины взятых для счета предметов и их пространственного расположения, понимать отношения между смежными числами, знать количественное и порядковое значение числа, уметь раскладывать число на группы в пределах пяти, уметь самостоятельно составлять простые задачи и решать их, различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Новоиспеченные родители, как бы пристально не следили за здоровьем своего дитя, не всегда могут вовремя заметить ухудшение в состоянии ребенка, поэтому в первый год жизни за здоровьем крохи внимательно следят детские специалисты и существует специальный график посещения врачей до года.

В роддоме за новорожденным ведется тщательное наблюдение. У младенца берут анализы, специалисты проводят полное обследование крохи, с согласия мамы ставятся необходимые прививки. Все это время мама и малыш находятся под пристальным наблюдением специалистов. И если ребенок и мама здоровы, то на 3-5 сутки их выписывают из роддома.

Скачайте таблицу с показателями физического развития детей до 1 года, и будьте уверены, что кроха развивается согласно нормам!


После выписки наблюдение за вашим ребенком продолжается. В первый месяц жизни домой к новоиспеченной мамочке и ее младенцу приходит участковый врач и патронажная сестра. Педиатр должен навестить новорожденного на 2-3 день после выписки из роддома. Патронажная сестра будет навещать мамочку с малышом еженедельно в течение первого месяца жизни крохи.

По результатам обследований и при отсутствии противопоказаний малышу ставят плановые прививки (повторная вакцинация против вирусного гепатита В).

На втором месяце жизни мама с младенцем посещают только участкового педиатра.

Когда грудничку исполнится три месяца педиатр выпишет направление на прохождение:

  • ортопеда
  • невролога

По результатам осмотров ваш врач выносит решение о готовности малыша к плановой вакцинации (общая вакцина против дифтерии, столбняка и коклюша) и против полиомиелита.

Четвертый и пятый месяцы жизни ребенка осматривает только участковый врач. В этом возрасте крохе ставят вторую плановую вакцинацию АКДС и против полиомиелита.

В шесть месяцев кроху осматривает не только врач-педиатр, но и невролог. В этом возрасте малышу рекомендовано вводить прикорм. Педиатр расскажет все необходимую информацию о начале прикорма. После осмотра врач принимает решение о плановой третьей вакцинации против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и вирусного гепатита В.

В свои семь и восемь месяцев грудничок планово осматривается педиатром.

В возрасте девяти месяцев малыша кроме участкового педиатра повторно осматривает хирург. Также необходимо посетить стоматолога независимо от того появились ли у вашего крохи зубки или нет.

В десять и одиннадцать месяцев ребенка осматривает врач педиатр для оценки состояния здоровья.

В возрасте двенадцати месяцев ребенок проходит последнее комплексное обследование раннего детства. В это время необходимо сдать все необходимые анализы и пройти специалистов

  • педиатр
  • невролог
  • ортопед
  • хирург
  • отоларинголог
  • окулист
  • стоматолог

А так же ребенку ставят вакцинацию против кори, краснухи, эпидемического паротита. Принимая во внимание осмотры специалистов, педиатр определит группу здоровья вашего ребенка и разработает дальнейший план наблюдения за ним.

Несмотря на общепринятый график прохождения врачей до года, плановые осмотры специалистов в каждой поликлинике свои и могут немного отличаться. Все подробности задавайте своему участковому педиатру. Старайтесь не пренебрегать посещениями специалистов. Ведь вовремя выявленное заболевание и своевременное лечение в первый год жизни младенца, залог здоровья вашего малыша на долгие годы.

- как ее пережить? Читайте в следующей нашей статье.

Длительный период ожидания ребенка уже позади, и наконец-то вы можете насладиться компанией драгоценного маленького человечка.

Первое время за здоровьем крохи внимательно следят врачи, а после того как ребенку исполнится месяц, вам предстоит поход в поликлинику..

Несмотря на то, что первое посещение носит профилактический характер, этот визит является в какой-то степени сложным, поэтому к нему следует отнестись серьезно.

Как подготовиться к первому походу в поликлинику?

Для начала узнайте, когда в вашей поликлинике "грудничковый день" - в это время врачи принимают только маленьких пациентов до года. В поликлинику отправляйтесь только со здоровым ребенком, если кроха приболел - лучше перенести визит или вызвать врача на дом.

Малыша желательно одеть в такую , которую будет легко расстегнуть, поэтому лучше избегать кофточек и свитерков, которые снимаются через голову. Идеальный вариант - боди и человечки. Вам тоже следует одеться так, чтобы было проще покормить ребенка грудью , если он вдруг захочет есть или просто испугается и расплачется.

Что касается транспортировки малыша - лучше использовать слинг вместо коляски, за сохранность которой вам не придется волноваться. Ну и, конечно же, желательно отправляться в поликлинику вместе с мужем, мамой или подругой для поддержки.

Что нужно взять в поликлинику?

Не стоит паковать большие сумки в поликлинику, но от некоторых вещей все же лучше не отказываться, поэтому обязательно возьмите:

  • одноразовый подгузник
  • 2 пеленки (можно одноразовые)
  • влажные салфетки
  • игрушка
  • пустышка и бутылочка с водой для малыша-искусственника

Каких врачей посетить во время первого визита в поликлинику с ребенком?

Первый врач, которого вам нужно посетить с ребенком - это участковый педиатр . На приеме доктор должен измерить рост и вес малыша, окружность головы и груди, после чего оценит , сравнив данные с теми, что были после родов. Также ребенка должны внимательно осмотреть, послушать легкие и сердце, пощупать живот, заглянуть в горло. Пока врач будет осматривать ребенка, вы можете рассказать об успехах малыша, о том, как он спит, ест, . Также не забудьте задать все волнующие вопросы, которые желательно предварительно записать, чтобы ничего не забыть. После осмотра педиатр сделает заключение о состоянии здоровья ребенка и определит его группу здоровья.

Кроме того, ребенка следует показать таким специалистам, как невролог, хирург, ортопед.

Невролог должен оценить рефлексы ребенка, проверить, как . Специалиста также интересуют общее состояние ребенка, мышечный тонус рук и ног, состояние родничка. Вам нужно рассказать врачу о поведении ребенка, его навыках, аппетите, о том, как он спит. Очень важно предельно подробно рассказывать все врачу - ведь любые, незначительные на ваш взгляд отклонения, могут быть нарушениями в работе нервной системы.

Хирург осмотрит все тело малыша, пропальпирует животик, оценит общее физическое развитие ребенка, состояние пупка и пупочного кольца.

Поделиться: