Коллекционирование в детском саду. Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников

Тема: Особенности коллекционирования в детском возрасте

Коллекционирование является методом материализации собственного «я» в современном мире для дошкольников. Также этот вид деятельности помогает ребенка включиться детское окружение. Не обязательно коллекционирование появляется стихийно и осуществляется ребенком индивидуально. Часто этот процесс инициируют сами взрослые. Воспитательный и педагогический процесс подразумевает включение в занятия коллекционную деятельность. Воспитатели организуют специальные кружки и клубы, проводят занятия. Подобная квазиисследоватлеьская деятельность помогает формировать у детей навыки познавательной деятельности, развивает их способности к творчеству, помогают воспитывать положительные качества личности. Целый комплекс педагогических областей включен в состав коллекционирования. Это и художественное творчество, и социализация, и коммуникация, и трудолюбие, и познание. Подобные комплексные методы являются ведущим принципом осуществления требований, предъявляемых к образовательной программе для дошкольников. Коллекционирование - это больше игра, чем познавательная деятельность. В эту игру играют воспитатели с детьми. Эта игра коллективная и помогает проявлять свои творческие способности каждому ребенку. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является предметно-манипулятивная. И именно этим видом деятельности является коллекционирование. Благодаря собранию коллекций предметов дети получают возможность знакомиться с каждым из них, приобретать знания о его сенсорных особенностях, свойств и качеств. Также ребенок начинает осознавать, что существует большое разнообразие предметов, связанных между собой общими признаками. Понятно, что дети дошкольного возраста не способны справиться с коллекционированием самостоятельно. Поэтому детское коллекционирование подразумевает участие в этом процессе и взрослых тоже. Главную роль в этом играют родители. Это позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для достижения одной общей цели, это способствует доброжелательной атмосфере в семье и в детском саду, потому что коллективная деятельность обычно сближает людей. Коллекционирование - это не просто увлечение, которое поможет скрасить время, проводимое в детском саду. Это особый вид предметно-развивающей среды. Благодаря этой деятельности дети приучаются решать разные задачи и развиваются умственно и физически. Также коллекционирование можно использовать для организации в увлекательной форме занятий по речевой и художественной деятельности, развития чувства эстетики и познавательной активности, социальном и нравственном воспитании, а также для привития детям здоровьесберегающих привычек.

Поэтапное коллекционирование

Коллекционирование - это процесс, включающих в себя четыре последовательных этапа: Осознание идеи коллекционирования детьми и их родителями Организация совместной с родителями или воспитателями детской деятельности Продуктивная деятельность дома или детском саду Презентация выставки собранных предметов.

Воспитатели применяют коллекционирование, так как это очень привлекательная форма деятельности для дошкольников. Ведь дети очень радуются самому процессу собирательства. Обычно дети способны активно вовлекаться в деятельность по коллекционированию в возрасте средней группы. Дети в этом возрасте проявляют интерес к разным предметам, желают узнавать о них как можно больше, что благоприятно сказывается на включение в процесс собирания предметов. Кажется, что тяга к собирательству вложена в сознание детей изначально. К сожалению, со временем, у большинства детей это желание пропадает, но есть люди, которые проносят эту тягу через всю свою жизнь. Коллекционирование не просто удовлетворяет потребность человека к собирательству, но и развивает его представление об окружающем мире, помогает ему формировать мышление и речь.

Для того, чтобы успешно внедрить коллекционирование в воспитательный процесс, педагог должен сам увлечься этой идеей. Так он сможет заразить этим интересом и детей. Виды коллекционирования На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования: киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек. легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego. плангонология - собирание разных кукол. филолидия - собирание упаковок. филателия - собирание почтовых марок. бонистика - собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге. нумизматика - собирание различных монет. Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования: книжки открытки магнитики с картинками листья и цветочки для гербария модельки машин диски с песнями и т.п. Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира. Признаки коллекционирования Короткова Н.А. писала о том, что коллекционирование - это особая форма деятельности дошкольников, которая помогает им развиваться как личности. Она выделила несколько признаков, свойственных этому виду деятельности: нужно собирать те предметы, которые легко классифицировать на виды; можно подбирать реальный материал или образный для того, чтобы обсудить с детьми признаки, по которым нужно будет определить, подходит ли данный предмет для коллекции; обсуждаемый материал нужно поместить в таблицу; в работе должны принимать участия все дети группы. Короткова побуждает воспитателей коллекционировать различные картинки. Например, можно выбрать такие темы для картинок, как времена года, строительные объекты, животные, растения, профессии, минералы, конфеты, спорт. Исследователь также рекомендует определенный список литературы для чтения, что поможет детям увлечься темой коллекционированием и разобраться с тем, как классифицировать предметы. Коллекционирование способно помочь решить множество педагогических задач, которые ставят перед собой воспитатели детского сада: помогает расширять детский кругозор; развивает избирательность интересов; формирует познавательные интересы ребенка; помогает формировать эстетическое восприятие и сенсорное восприятие; развивает способность оформления и сбора предметов; положительно влияют на развитие психики (помогают испытывать радость, успокаивают, удаляют грустные мысли). Помимо всего прочего, коллекционирование помогает детям развивать усидчивость и аккуратность, формирует их навыки работы с материалом, способствует росту познавательной активности, исследовательских качеств. Если говорить о мыслительной составляющей коллекционирования, то сначала в детях формируется накопление знаний, затем эта информация подвергается систематизации, что приводит к осмысленному восприятию окружающего мира. Очень важно, чтобы родители активно помогали детям в этом виде деятельности. От вовлеченности родителей зависит стойкость увлечения детьми коллекционированием. При занятии общим делом исчезают многие проблемы во взаимоотношениях, особенно в отношениях между детьми и их родителями. Поэтому коллекционирование, как один из видов интеллектуального развития дошкольника, должно проводиться всей семьей. Это позволяет не только формировать определенную систему знаний, навыков и умений, но также оказывает мощное воздействие на овладение дошкольником таких базовых качеств и свойств интеллекта, как инициатива и компетентность, творчество и регуляция собственного поведения и эмоций. Коллекции используются для работы с дошкольниками как: объекты коллекции не просто хранятся на полке, воспитатели могут их использовать как раздаточный наглядный материал для проведения экспериментов, обследований и просто любования; при развитии математических навыков объекты коллекции служат счетным материалом; на занятиях по логике объекты коллекции помогают научиться отличать формы, величины, представления о времени и т.д. в процессе игр; для формирования выставок в детском саду; для организации встреч с интересными людьми; в трудовой деятельности, когда дети помогают оформлять пространство студии; в занятиях по развитию речи (каждый предмет коллекции - это новое слово для пополнения словарного запаса, описание предмета - это формирование связной речи). при осуществлении индивидуальной деятельности каждым воспитанником. Нужно понимать, что коллекционирование, проводимое детьми, имеет свои особенности, проистекающие из мышления дошкольников. Преобладающим мышлением этого возраста являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Из этого следует, что коллекции должны быть визуальными и поддающимися манипуляциям. Предметы, являющиеся объектами коллекции, должны быть осязаемыми и реальными. Например, можно использовать открытки, картинки, фотографии, изображения людей, игрушки, печатные издания. Можно выделить в отдельную группу экспонаты, выполненные своими руками детьми вместе со взрослыми. Сюда могут включаться такие детские изделия, как рисунки, поделки своими руками, книжки и коллажи. Детям свойственно постоянно что-то делать с собранным в коллекцию материалам. Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной. Например, если собирается коллекция из моделей машинок, то их можно использовать для игры. Игрушки из киндер-сюрпризов хорошо подходят для сюжетной игры. Камни и ракушки дети могут брать, рассматривать, трогать пальцами рук со всех сторон и показывать другим людям. Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное. Главный принцип собирания коллекций - систематизация предметов и формирование представлений о них, понимание их предназначения, способов создания, жизненных этапах и авторах. Для дошкольников доступны пониманию самые разные коллекции. Можно выделить коллективные и домашние группы коллекций. Под коллективными коллекциями можно подразумевать те, что собираются группой детей и воспитателей, а также родителей. Инициатором такой коллекции, как правило, выступает воспитатель. Тематика таких групповых коллекций может отражать содержательную часть развития способности к познанию, являться следствием планирования образовательной работы с детьми и быть частью интеграции в образовательный процесс. Эмоциональные коллекции чаще всего свойственны для детей дошкольного возраста. Этот тип коллекций отличается быстрым всплеском интереса к ним и угасанием интереса. Задача педагога заключается в том, чтобы зафиксировать в сознании ребенка состояние радостного восторга и чувства удовлетворения от познавательного процесса, протекающего в результате собирания предметов этой коллекции. Важно обсуждать с ребенком собранные предметы и рассматривать их совместно. Можно не просто собирать предметы в одну кучу, но создать из них коллаж или панно, также классифицировать все предметы по разным признакам. Следующий тип - это познавательные коллекции. Дети имеют устойчивые интересы, которые приводят к тому, что ребенок начинает собирать тематическую коллекцию. Этот тип собирательства отличается стабильностью и связанностью с определенной тематикой. Еще один тип коллекционирования - социальный. Обычно свойственен детям старшего дошкольного возраста и удовлетворяет их социальные потребности. Ребенок хочет расширить круг своего общения, поэтому он испытывает тягу к определенным сверстникам и хочет завоевать их уважение и признание. Для этого он ищет общие с ним интересы, что влечет к коллекционированию с целью совместных обсуждений собранных экспонатов и их обмена. Это способствует взаимному обогащению познавательной сферы и социальной сферы детей. Временной тип коллекции это тематические коллекции, собранные на ограниченный промежуток времени. Например, дети собирают коллекции из осенних листочков, что помогает им запомнить, что свойственно этому времени года. Главное в этого рода коллекциях - чувство эстетики и развитие чувства вкуса. Длительные коллекции - это коллекции, собираемые из природных материалов, из бумаги, фантиков, открыток и т.п. Эти предметы всегда можно потрогать, рассмотреть, понюхать. Также их удобно использовать для игры. Педагог может научить детей и иному виду коллекции - лингвистическому. Например, можно «коллекционировать» вежливые слова, зимние слова или слова, обозначающие сладости. Для каждого типа слов создается красочная основа: для зимних - снежинки, для осенних - желтые листочки, для вежливых - сердечки. Детей также важно познакомить с тем, какие индивидуальные коллекции собирают знакомые им взрослые: педагоги или родители. Это поможет им наглядно познакомиться с особенностями хранения и собирания экспонатов, а также с бережным их использованием. Ребенок благодаря коллекционирования приобщается к интересному миру тайн и открытий. Неоспоримо, что коллекционирование имеет огромное значение для развития личности ребенка. Исследовательская деятельность, сопровождающая ребенка в процессе собирания экспонатов, помогает им развивать множество навыков и индивидуальных черт личности. Благодаря коллекционированию ребенок сначала получает определенные знания, затем систематизирует всю эту информацию, приобретает готовность к восприятию и осознанию окружающего мира. Объекты коллекции формируют индивидуальные черты речевого развития, художественного творчества ребенка, помогают ему активизировать накопленные представления. Коллекционирование положительно влияет на развитие памяти, внимания и мышления, способности наблюдать за предметами, сравнивать их и анализировать их особенности, выделять главные признаки и комбинировать предметы по этим признакам. Это благоприятно сказывается на кругозор ребенка, формирует в нем познавательную деятельность, помогает раскрыться творческому потенциалу.

Консультация для педагогов

«Современная технология «Коллекционирование»

В образовательном процессе ДОУ»

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком.

Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - всё это происходит в процессе коллекционирования. Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом. – словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Детское коллекционирование это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательную или художественную ценность. Ценность же коллекционирования в том, что оно развивает познавательную активность ребёнка. Приобщает его к исследовательской деятельности, расширяет кругозор.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. И многие музеи сейчас состоят из частных коллекций. В России наивысшего расцвета коллекционирование достигло в 19 веке. Позднее коллекционирование разделилось на научное, любительское и учебное.

Дети дошкольного возраста тяготеют к любительскому коллекционированию. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Но к сожалению, детское увлечение коллекционированием редко сохраняется на всю жизнь и, как правило, проходит на уровне средней школы. Родители и педагоги осознают, что коллекционирование связано с постоянным сбором материала, его обработкой, хранением, систематизацией и использованием, но забывают, что интерес ребёнка к этой деятельности необходимо поддерживать. Для этого и у детей, и у взрослых должно быть осознанное отношение к коллекции. А это требует определённых знаний, умений и навыков. Любое коллекционирование связано с умением работать со словарём, справочным материалом. Коллекционеру необходимы знания в области той коллекции, которую он хочет составить. Он должен владеть навыками поиска и классификации экспонатов коллекции. В силу этого дошкольники не могут заниматься самостоятельным коллекционированием, они коллекционируют вместе с взрослыми. Очень важно. Чтобы коллекционирование не превратилось в хаотическое накопительство.

Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям ФГОС; в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений;

Цель данной технологии - развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.

Задачи:

  • формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
  • формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
  • способствовать проявлению избирательных интересов;
  • развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;
  • расширять кругозор воспитанников;
  • прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;
  • формировать бережное отношение к хранению коллекций;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, т. е. связь с занятиями формирования элементарных математических представлений, изобразительной деятельностью, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием.

Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).

Организуя образовательную деятельность в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего родового понятия. Это может быть как реальный (например, образцы минералов (камешков), значков, открыток и т.д.), так и образный материал (множество иллюстративных карточек-вырезок, например, видов транспорта, животных и пр.). Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, находят в результате обсуждения – рассуждения возможные основания для группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху родовым именем сравниваемых объектов и пустыми графами. В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.

Если исследуются реальные объекты, они размещаются в подходящие ёмкости.

На классификационную таблицу прикрепляются замещающие картинки. Классификационная таблица должна быть достаточно большой по размеру и открыта для дополнения, чтобы дети могли в дальнейшем заполнить пустоты, принеся подходящие картинки из дома, что поддерживает интерес детей к теме. От правильного выбора иллюстративного материала зависит успешность занятия.

К работе с коллекциями существуют определённые требования: собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать; разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д.

Что коллекционировать?

Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребёнка. Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания. Чем богаче коллекция, тем выше её развивающий компонент. Необходимо также учитывать гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учитывать возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д. Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними. Учитывается также и природоохранный аспект (данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).

Хранение коллекции.

В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции. Целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям.

Использование коллекции

Коллекция в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

  • в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира)

Например: По познавательному развитию можно провести следующие занятия :

«Чудо – пуговка» цель - закреплять знания детей о пуговицах, их применении. Развивать мышление, речь, тактильные ощущения. Закреплять названия цветов и оттенков. Учились из пуговиц выкладывать простые изображения.

«История пуговицы» цель – познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Рассказать об их видах. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Научить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру.

«Пуговица – путешественница», цель – вызвать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим. Закреплять знания о животном мире разных компонентов. Развивать мышление, речь, фантазию и воображение.

Можно предложить такие дидактические игры : «Найди пару», «Чудесный мешочек»,«Сосчитай-ка», Сюжетная игра «Ателье», цель которой заключается в том, что детям необходимо было выбрать ткань для платья или костюма и подходящие по цвету и размеру пуговицы, так же выложить из пуговиц мозаику. Рассмотреть пуговицы под лупой. Познакомить с качеством и свойствами материалов, Из которых сделаны пуговицы(прозрачность, вес, прочность)

Предложить придумать разные истории о путешествиях, приключениях пуговиц и всё записать в альбом под названием «Удивительные истории».

  • в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, с/р игры, театрализованные игры
  • в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд
  • в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий
  • в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря и т.п.
  • в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества –рисунки, аппликации, макеты
  • в конструировании

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приёма, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты); в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

Заключение . Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то птичье перышко или улетающий осенний листок.

Герасимова Наталья Владимировна


Коллекционирование является методом материализации собственного «я» в современном мире для дошкольников. Также этот вид деятельности помогает ребенка включиться детское окружение.

Не обязательно коллекционирование появляется стихийно и осуществляется ребенком индивидуально. Часто этот процесс инициируют сами взрослые.

Воспитательный и педагогический процесс подразумевает включение в занятия коллекционную деятельность. Воспитатели организуют специальные кружки и клубы, проводят занятия. Подобная квазиисследоватлеьская деятельность помогает формировать у детей навыки познавательной деятельности, развивает их способности к творчеству, помогают воспитывать положительные качества личности.

Целый комплекс педагогических областей включен в состав коллекционирования. Это и художественное творчество, и социализация, и коммуникация, и трудолюбие, и познание.

Подобные комплексные методы являются ведущим принципом осуществления требований, предъявляемых к образовательной программе для дошкольников.

Коллекционирование – это больше игра, чем познавательная деятельность. В эту игру играют воспитатели с детьми. Эта игра коллективная и помогает проявлять свои творческие способности каждому ребенку.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является предметно-манипулятивная. И именно этим видом деятельности является коллекционирование.

Благодаря собранию коллекций предметов дети получают возможность знакомиться с каждым из них, приобретать знания о его сенсорных особенностях, свойств и качеств.

Также ребенок начинает осознавать, что существует большое разнообразие предметов, связанных между собой общими признаками.

Понятно, что дети дошкольного возраста не способны справиться с коллекционированием самостоятельно. Поэтому детское коллекционирование подразумевает участие в этом процессе и взрослых тоже. Главную роль в этом играют родители.

Это позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для достижения одной общей цели, это способствует доброжелательной атмосфере в семье и в детском саду, потому что коллективная деятельность обычно сближает людей.

Коллекционирование – это не просто увлечение, которое поможет скрасить время, проводимое в детском саду. Это особый вид предметно-развивающей среды. Благодаря этой деятельности дети приучаются решать разные задачи и развиваются умственно и физически.

Также коллекционирование можно использовать для организации в увлекательной форме занятий по речевой и художественной деятельности, развития чувства эстетики и познавательной активности, социальном и нравственном воспитании, а также для привития детям здоровьесберегающих привычек.

Поэтапное коллекционирование

  1. Осознание идеи коллекционирования детьми и их родителями
  2. Организация совместной с родителями или воспитателями детской деятельности
  3. Продуктивная деятельность дома или детском саду
  4. Презентация выставки собранных предметов.

Воспитатели применяют коллекционирование, так как это очень привлекательная форма деятельности для дошкольников. Ведь дети очень радуются самому процессу собирательства.

Обычно дети способны активно вовлекаться в деятельность по коллекционированию в возрасте средней группы. Дети в этом возрасте проявляют интерес к разным предметам, желают узнавать о них как можно больше, что благоприятно сказывается на включение в процесс собирания предметов. Кажется, что тяга к собирательству вложена в сознание детей изначально.

К сожалению, со временем, у большинства детей это желание пропадает, но есть люди, которые проносят эту тягу через всю свою жизнь. Коллекционирование не просто удовлетворяет потребность человека к собирательству, но и развивает его представление об окружающем мире, помогает ему формировать мышление и речь.

Для того, чтобы успешно внедрить коллекционирование в воспитательный процесс, педагог должен сам увлечься этой идеей. Так он сможет заразить этим интересом и детей.

Виды коллекционирования

На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования:

  • киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек.
  • легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
  • плангонология – собирание разных кукол.
  • филолидия – собирание упаковок.
  • филателия – собирание почтовых марок.
  • бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
  • нумизматика – собирание различных монет.

Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования:

  • книжки
  • открытки
  • магнитики с картинками
  • листья и цветочки для гербария
  • модельки машин
  • диски с песнями

Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира.

Признаки коллекционирования

Короткова Н.А. писала о том, что коллекционирование – это особая форма деятельности дошкольников, которая помогает им развиваться как личности.

Она выделила несколько признаков, свойственных этому виду деятельности:

  • нужно собирать те предметы, которые легко классифицировать на виды;
  • можно подбирать реальный материал или образный для того, чтобы обсудить с детьми признаки, по которым нужно будет определить, подходит ли данный предмет для коллекции;
  • обсуждаемый материал нужно поместить в таблицу;
  • в работе должны принимать участия все дети группы.

Короткова побуждает воспитателей коллекционировать различные картинки.

Например, можно выбрать такие темы для картинок, как времена года, строительные объекты, животные, растения, профессии, минералы, конфеты, спорт.

Коллекционирование способно помочь решить множество педагогических задач, которые ставят перед собой воспитатели детского сада:

  • помогает расширять детский кругозор;
  • развивает избирательность интересов;
  • формирует ребенка;
  • помогает формировать эстетическое восприятие и сенсорное восприятие;
  • развивает способность оформления и сбора предметов;
  • положительно влияют на развитие психики (помогают испытывать радость, успокаивают, удаляют грустные мысли).

Помимо всего прочего, коллекционирование помогает детям развивать усидчивость и аккуратность, формирует их навыки работы с материалом, способствует росту познавательной активности, исследовательских качеств.

Если говорить о мыслительной составляющей коллекционирования, то сначала в детях формируется накопление знаний, затем эта информация подвергается систематизации, что приводит к осмысленному восприятию окружающего мира.

Очень важно, чтобы родители активно помогали детям в этом виде деятельности. От вовлеченности родителей зависит стойкость увлечения детьми коллекционированием.

При занятии общим делом исчезают многие проблемы во взаимоотношениях, особенно в отношениях между детьми и их родителями. Поэтому коллекционирование, как один из видов интеллектуального развития дошкольника, должно проводиться всей семьей.

Это позволяет не только формировать определенную систему знаний, навыков и умений, но также оказывает мощное воздействие на овладение дошкольником таких базовых качеств и свойств интеллекта, как инициатива и компетентность, творчество и регуляция собственного поведения и эмоций.

Коллекции используются для работы с дошкольниками как:

  • объекты коллекции не просто хранятся на полке, воспитатели могут их использовать как раздаточный для проведения экспериментов, обследований и просто любования;
  • при развитии математических навыков объекты коллекции служат счетным материалом;
  • на занятиях по логике объекты коллекции помогают научиться отличать формы, величины, представления о времени и т.д.
  • в процессе игр;
  • для формирования выставок в детском саду;
  • для организации встреч с интересными людьми;
  • в трудовой деятельности, когда дети помогают оформлять пространство студии;
  • в занятиях по развитию речи (каждый предмет коллекции – это новое слово для пополнения словарного запаса, описание предмета – это формирование связной речи).
  • при осуществлении индивидуальной деятельности каждым воспитанником.

Нужно понимать, что коллекционирование, проводимое детьми, имеет свои особенности, проистекающие из мышления дошкольников. Преобладающим мышлением этого возраста являются наглядно-действенное и наглядно-образное.

Из этого следует, что коллекции должны быть визуальными и поддающимися манипуляциям.

Предметы, являющиеся объектами коллекции, должны быть осязаемыми и реальными.

Например, можно использовать открытки, картинки, фотографии, изображения людей, игрушки, печатные издания. Можно выделить в отдельную группу экспонаты, выполненные своими руками детьми вместе со взрослыми. Сюда могут включаться такие детские изделия, как рисунки, поделки своими руками, книжки и коллажи.

Детям свойственно постоянно что-то делать с собранным в коллекцию материалам.

Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной. Например, если собирается коллекция из моделей машинок, то их можно использовать для игры.

Игрушки из киндер-сюрпризов хорошо подходят для сюжетной игры. Камни и ракушки дети могут брать, рассматривать, трогать пальцами рук со всех сторон и показывать другим людям. Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное.

Главный принцип собирания коллекций – систематизация предметов и формирование представлений о них, понимание их предназначения, способов создания, жизненных этапах и авторах. Для дошкольников доступны пониманию самые разные коллекции.

Можно выделить коллективные и домашние группы коллекций.

Под коллективными коллекциями можно подразумевать те, что собираются группой детей и воспитателей, а также родителей. Инициатором такой коллекции, как правило, выступает воспитатель.

Тематика таких групповых коллекций может отражать содержательную часть развития способности к познанию, являться следствием планирования образовательной работы с детьми и быть частью интеграции в образовательный процесс.

Эмоциональные коллекции чаще всего свойственны для детей дошкольного возраста.

Этот тип коллекций отличается быстрым всплеском интереса к ним и угасанием интереса. Задача педагога заключается в том, чтобы зафиксировать в сознании ребенка состояние радостного восторга и чувства удовлетворения от познавательного процесса, протекающего в результате собирания предметов этой коллекции.

Важно обсуждать с ребенком собранные предметы и рассматривать их совместно. Можно не просто собирать предметы в одну кучу, но создать из них коллаж или панно, также классифицировать все предметы по разным признакам.

Следующий тип – это познавательные коллекции. Дети имеют устойчивые интересы, которые приводят к тому, что ребенок начинает собирать тематическую коллекцию.

Этот тип собирательства отличается стабильностью и связанностью с определенной тематикой.

Еще один тип коллекционирования – социальный. Обычно свойственен детям старшего дошкольного возраста и удовлетворяет их социальные потребности. Ребенок хочет расширить круг своего общения, поэтому он испытывает тягу к определенным сверстникам и хочет завоевать их уважение и признание.

Для этого он ищет общие с ним интересы, что влечет к коллекционированию с целью совместных обсуждений собранных экспонатов и их обмена. Это способствует взаимному обогащению познавательной сферы и социальной сферы детей.

Временной тип коллекции это тематические коллекции, собранные на ограниченный промежуток времени. Например, дети собирают коллекции из осенних листочков, что помогает им запомнить, что свойственно этому времени года. Главное в этого рода коллекциях – чувство эстетики и развитие чувства вкуса.

Длительные коллекции – это коллекции, собираемые из природных материалов, из бумаги, фантиков, открыток и т.п. Эти предметы всегда можно потрогать, рассмотреть, понюхать. Также их удобно использовать для игры.

Педагог может научить детей и иному виду коллекции – лингвистическому. Например, можно «коллекционировать» вежливые слова, зимние слова или слова, обозначающие сладости. Для каждого типа слов создается красочная основа: для зимних – снежинки, для осенних – желтые листочки, для вежливых – сердечки.

Детей также важно познакомить с тем, какие индивидуальные коллекции собирают знакомые им взрослые: педагоги или родители. Это поможет им наглядно познакомиться с особенностями хранения и собирания экспонатов, а также с бережным их использованием.

Ребенок благодаря коллекционирования приобщается к интересному миру тайн и открытий. Неоспоримо, что коллекционирование имеет огромное значение для развития личности ребенка. Исследовательская деятельность, сопровождающая ребенка в процессе собирания экспонатов, помогает им развивать множество навыков и индивидуальных черт личности.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 17 «РУЧЕЕК» ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ Тема: Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников. Воспитатели: Соснина Е.К Мещерякова Л.Г Междуреченск 2015

2 Содержание: Введение.3 1. Значение коллекционирования Особенность коллекционирования.6 3. Ожидаемые результаты 7 4. Виды коллекций Требования к работе с коллекциями Этапы работы с коллекцией Использование коллекции в работе с детьми Технология работы Формы работы с родителями Приложение 21 2

3 Введение Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением. В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком. Важным для личности образованием выступает познавательный интерес, который, по мнению Щукиной Г.И., представляет собой: избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира; стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной; особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру. 3

4 Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Корни коллекционирования уходят в далекое прошлое. Коллекционирование одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т.д. Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер- сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательскую деятельность, то формируется ценнейшие черты личности любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. 4

5 1. Значение коллекционирования Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима. Во-первых: Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления. Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству. В-третьих: Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые. В четвертых: Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее. 5

6 2. Особенность коллекционирования Особенность коллекционирования заключается: в соответствии основным требованиям ФГОС; в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: - инициативность, любознательность и самостоятельность детей; - способность к принятию и реализации собственных решений; Направленность работы: развивающая Цель: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций. выводы; Задачи: материала; формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать формировать умение классифицировать, группировать, обобщать; способствовать проявлению избирательных интересов; развивать познавательный интерес и потребности, любознательность; расширять кругозор воспитанников; прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора формировать бережное отношение к хранению коллекций; обогащать и активизировать словарь детей; активизировать участие родителей в образовательном процессе; С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями. 6

7 3. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты: Сформированность представлений детей об объектах окружающего мира по теме коллекций; Проявление у детей активности, инициативности, творческих способностей в различных видах детской деятельности; Проявление активности родителей в образовательном процессе (по созданию и презентации коллекций детей); Повышение уровня удовлетворенности родителей организацией образовательного процесса. Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. В дошкольном возрасте коллекционирование проходит свой путь развития. В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, детальки, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки. Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность. В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки). В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Любая коллекция это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка. 7

8 Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью. Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки), книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике. Манипулятивность проявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что- то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндер сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют. Наша задача помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту птичье перышко, улетающий осенний листок. Главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. 8

9 4. Виды коллекций Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций: Коллективные (групповые) это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам. Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений. Индивидуальные это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные, социальные. Эмоциональные коллекции наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в 9

10 продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации). Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»). Социальные коллекции форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно. Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен декоративно - прикладного искусства. года. Особую ценность имеют коллекции Длительные это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей. Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова», «Фразеологические обороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях весенние слова; на цветочках и бабочках летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками. Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним. 10

11 Рекомендации к сбору коллекций: 5. Требования к работе с коллекциями собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать; разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д., каждый образец пронумеровать, приложить список; Рекомендации к тематическому содержанию коллекций: выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы; доступность объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания; разнообразие чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент; учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учет возрастных особенностей детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д. педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т.д.) и выставки безопасность все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними; учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения), либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).

12 Рекомендации к размещению коллекций: В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции; целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям; 12

13 6. Этапы работы с коллекцией Организация педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа: 1 этап подготовительный: накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей; индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей; 2 этап основной: побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий; включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции. 3 этап заключительный: организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей; презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом; 13

14 7. Использование коллекции в работе с детьми Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности: Познавательная: развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация); развитие математических представлений временные представления, счетные операции; ознакомление с окружающим миром расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций; Игровая игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры; Продуктивная реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых), опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций; Коммуникативная тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией; труд; Трудовая при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу; Художественная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.) Возможные формы работы с детьми: Групповая (фронтальная); Подгрупповая (небольшими группами по интересам); Индивидуальная; 14

15 Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время) в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты) в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды) 15

16 8. Технология работы В работе по организации коллекционирования опирались на следующие технологии: - технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника; - технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению; - технологию личностно-ориентированного свободного воспитания; -технологию развивающего обучения. Задача педагога - составить перспективный план, согласно которому один раз в месяц предполагается создание коллекций по теме в соответствии с планированием образовательной деятельности.например,коллекция:«собака наш друг», благодаря которой дети больше узнают о собаках, породах, о ее роли в жизни человека, привычках собак разных пород, об условиях содержания и назначения собак. Дети вместе с родителями готовят книги о своих питомцах, приносят фотографии, игрушки собак. Во время непосредственной образовательной деятельности дети рисуют и лепят животных, придумывают рассказы о них, говорят об условиях содержания и т.д. В организации этих видов деятельности помогают созданные коллекции. Формировать первичные представления о России как многонациональной, но единой стране одна из важнейших задач патриотического воспитания дошкольников. Воспитывать уважение к людям разных национальностей поможет коллекция «Куклы в национальных костюмах народов России». На основе данной коллекции с детьми возможно проведение дидактической игры «Опиши», экспериментальная деятельность по обследованию качества тканей, используемой при создании костюма. Можно с детьми послушать и выучить стихи и песни разных народов, рассказать о традициях, обычаях людей, придумать творческие рассказы и т. д. Дошкольники любят смотреть мультики или слушать детские песенки из мультфильмов. Поэтому во время недели анимации возможно создание коллекции «Любимые мультфильмы». Собранная совместно с родителями видиотека, поможет 16

17 организовать с детьми вечерние просмотры тематических мультфильмов и обсуждение сюжетов, придумывание другого окончания мультфильма; проговаривание технологии создания рисованных мультфильмов; совместное с родителями составление заготовок для своего мультфильма по придуманному детьми сюжету. После проведения летних отпусков, дети с огромным интересом обследуют принесенные в группу ракушки, сравнивая их по размеру и рисунку; считают количество, делят и классифицируют их по определенным признакам, составляют композиции, наслаждаясь красотой. Итогом всей этой работы является коллекция «Эти удивительные ракушки». С помощью коллекции поздравительных открыток, дети познакомятся с праздниками, отмечающимися в нашей стране; историей создания открыток, их назначении и различных способах изготовления. Во время непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству дошкольники создадут свои открытки, подарки родителям к Новому году. При создании коллекции магнитов «Города России», дети познакомятся с географией, отмечая на карте города нашей страны; составят творческие рассказы о том, где они успели попутешествовать с родителями; отметят климатические особенно разных регионов; организуют сюжетную игру «Путешествие» и т.д. Задачи формирования представлений детей о сезонных изменениях в природе, решает коллекция «Золотая осень». Дети коллекционируют фотографии осенних пейзажей, даров осени, при этом сопровождая все это составление книжек-малышек, семейных фотоальбомов. Огромный интерес вызовет коллекция «Камни». Играя с камушками, дошкольники имеют возможность пополнить знания о разнообразии и особенностях камней, закрепить количественный и порядковый счет. Коллекции дополнят художественная и научная литература, детские энциклопедии, альбомы и журналы, в которых находится познавательная информация об экспонатах коллекций. Собирая какие-либо материалы, классифицируя их, дети приобретут новые знания. Коллекционирование стимулирует познавательную активность, может сделать жизнь ребенка в детском 17

18 саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным. Во время создания коллекций используются различные виды деятельности: совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми, самостоятельная деятельность детей, обязательна интегрированная деятельность. Формы взаимодействия с воспитанниками: игровые упражнения, наблюдения, экскурсии, экспериментирование, досуги, познавательная игротека, проектная деятельность, простейшие опыты, беседы, игры с природным материалом, дидактические, развивающие игры и т. д. Содержание коллекционирования: - Самостоятельные открытия - Интерес ко всему предметному миру - Формирование восприятия и представлений о внешних свойствах предметов - Развитие специфических сенсорных способностей 18

19 9. Формы работы с родителями Взаимодействие с родителями при проведении работы по коллекционированию имеет огромное значение. Для этого используют разнообразные формы сотрудничества: -Анкетирование родителей. Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности. - Консультации для родителей, направленные на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию. - Встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада). Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию. - Посещение тематических выставок в краеведческом музеи города. Цель: расширение знаний детей об окружающем мире. - Организация мини лаборатории в группе. Цель: знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения. - Чтение художественно - познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов, презентаций. Цель: знакомство детей с разнообразными способами получения информации. - Индивидуальные беседы с детьми по интересам. Цель: поддержка и развитие детских интересов. -Организация выставок коллекций детей в детском саду. Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций. - Мастер классы. Цель: создание экспонатов коллекций. - Альбомы, летописи, информационные листы. Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность. Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельной деятельности. 19

20 Проводимая работа с детьми по коллекционированию должна способствовать развитию таких важных качеств как творческий потенциал, любознательность и познавательная активность. Поэтому именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми увлечением. 20


Коллекционирование в детском саду Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Главным результатом

«Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников». Яценко В.В., Подзорова Е.В., Воспитатели, МБДОУ «Звездочка». 1. Актуальность В настоящее время педагогические коллективы

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ Ильина Федорова Вера Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 42 «Аленка» г. Воркуты Дошкольное детство не только уникальный

Коллекционирование как форма развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста Елисеева А. П., воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ Олчинова Лариса Рафкатовна, воспитатель Кудинова Клавдия Фёдоровна воспитатель МБДОУ «Д/С 52» г. Белгород, Белгородская область ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ

Детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приѐмы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели.

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «кормушка для птиц» Зотикова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего

«Мы- коллекционеры» «Куклы в национальных костюмах» Проект: долгосрочный, групповой, исследовательско- творческий. Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы. Актуальность: проблема

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ, СПЕЦИФИКИ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ. Направления развития и образования

«Мини музей,история русской матрешки,» ВИД ПРОЕКТА: игровой, практико-ориентированный. ТИП ПРОЕКТА: групповой. ПОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: средней продолжительности. СРОК РЕАЛИЗЦИИ: один месяц. УЧАСТНИКИ: дети

МДОУ «Приозерский детский сад» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида 9" Проектная деятельность на тему: «Мамочка любимая, самая красивая!» Воспитатель:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) Проект формирования представлений о домашних птицах у детей младшего

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательного учреждение детский сад общеразвивающего вида 1 «Аленький цветочек» Администрации Городского округа Подольск Московской области. Проект: «Огородная страна

Проект Малая Родина Тема: Творческо исследовательский проект по развитию нравственно патриотического воспитания «Моя малая родина - мой поселок» для детей старшей группы с ОНР. Актуальность проекта: «Любовь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 п. Сусанино Педагогический проект «Осенний листок» Подготовила воспитатель Мельникова Ольга Геннадьевна Данный проект является информационным

МКДОУ детский сад с. Халды Селтинский район УР Реферат «С чего начинается Родина» Выполнила: воспитатель Берестова А.И. Халды 2015 Цель: Расширить кругозор, знания учащихся о родном крае, Удмуртии. Задачи:

Долгосрочный проект «Народные промыслы» (для детей старшей группы) Составил: воспитатель по изобразительной деятельности Гаврилюк Н. И. В рамках этого проекта дошкольники познакомились с городецкой, гжельской

Гаврилова Лариса Михайловна воспитатель Чепурная Валентина Ивановна воспитатель Дошкольное отделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 2077» структурного

МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад 89» Познавательно-творческий педагогический проект «Лук - лучок наш дружок» Составители: Воспитатели: Мухина Л., Зизганова М. Козлова А. Н., Куракова Н.А. Сыктывкар

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 19» «Познавательное развитие» в свете ФГОС ДО Документы, лежащие в основе разработки стандарта: Конституция

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 1 г. Шебекино» Творческо исследовательский проект «Моя малая родина» Воспитатели групп 4-10. 2017 Актуальность проекта: «Любовь к родному краю, родной культуре,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида Аналитическая справка За второе полугодие 2016-2017 учебного года Группа: вторая младшая Воспитатель:

Коллекционирование как средство всестороннего развития личности детей. (Из опыта работы) Кадышева Татьяна Геннадьевна воспитатель МДОУ д/с 11 «Лучик» г.петровск 1. В данной статье описывается опыт работы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ Презентация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 13» Мини-музей «Эра динозавров» Сведения об авторе Воспитатель: Липунова Марина Викторовна Взаимодействие Детский сад Семья Музей

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников c ОНР старшего возраста. Авторы проекта: Грацкая Алла Анатольевна, Грацкая Анна Валерьевна, Плытникова Ольга Анатольевна.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ ГБОУ Школа 1240 Дошкольное отделение 2015 2016 учебный год «Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с Федеральными

Информационная карта проекта. Полное название педагогического проекта: «Сказка в гости к нам пришла». Автор проекта: Ларина Юлия Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад 69 комбинированного вида. Продолжительность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23 Проект на тему «Пешеходы и дорога» Воспитатель: Шиманская Татьяна Николаевна ОДИНЦОВО 2016 Название проекта «Пешеходы и дорога».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 37 «КОЛОКОЛЬЧИК» Познавательно-творческий проект «Бабочка красавица» Средняя группа 8 «Анютины глазки»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение город Москвы «Школа 1874» (дошкольное отделение «Аистёнок») План по инновационной работе Тема: «Формирование духовности и общечеловеческих ценностей

Краевая Наталья Валерьевна Воспитатель МБДОУ д/с 1 пгт. Никель «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА» Проблема активизации познавательной деятельности

Одним из интересных и развивающих видов детской деятельности является коллекционирование , то есть собирание предметов по определенной тематике. В детском саду это могут быть картинки, фотографии, открытки, игрушки, ключи, ракушки, пуговицы и многие другие предметы.

Посредством коллекционирования можно решать задачи развития, обучения и воспитания дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО. Например:
1. Социально-коммуникативное развитие:
— развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, ответственности, доброжелательности;
— формирование представлений о предметах окружающего мира.
2. Речевое развитие:
— развитие общения;
— обогащение и активизация словарного запаса на основе углубления представлений об окружающей действительности;
— создание в окружении ребенка культурной речевой среды и способствование активизации детской речи.
3. Художественно-эстетическое развитие:
— формирование ручной умелости;
— развитие художественного творчества.
4. Физическое развитие:
— развитие мелкой моторики рук.

Но основные задачи решаются в образовательной области «Познавательное развитие»:
— формирование умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать;
— активизация познавательных процессов — восприятия, мышления, воображения, памяти;
— обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
— развитие поисковой и исследовательской деятельности;
— развитие познавательного интереса и познавательных действий.

Коллекции бывают нескольких видов:
1. Коллективные — участвуют педагог и дети или педагог, дети и родители.
2. Индивидуальные — ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.
3. Домашние — это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.

Процесс коллекционирования происходит поэтапно :

I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования. На этом этапе можно провести беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях.

II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания. Собирается материал к коллекции. Предметы включаются в проведение непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.

III этап – организуются выставки, презентации, творческие работы. Разрабатываются коллекционные альбомы и книги.

В качестве практического примера я советую ознакомиться с опытом работы воспитателя Кирса Лидии Павловны .

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Поделиться: