Королевская прическа на длинные волосы. Королевские прически для новогодней ночи. Мужские прически эпохи барокко

Эмоционально насыщенные и подчас психотравмирующие ситуации, возникающие в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности, способны вызвать как состояние положительного боевого возбуждения, «боевой готовности», мобилизации функциональных резервов, позволяющие действовать более эффективно, так и негативные состояния. Среди последних наиболее типичными являются состояния «боевой лихорадки» и «боевой апатии». «Боевая лихорадка» характеризуется чрезмерной и неадекватной активностью с поспешными решениями, большим количеством ошибочных действий, неспособностью сосредоточиться на решаемой задаче, внешней суетливостью, иногда сопровождаемой бравадой, показной смелостью. Безрезультатная активность в состоянии боевой лихорадки нередко переходит в перевозбуждение и в «боевую апатию», связанную с выраженной пассивностью, чувством обреченности, неспособностью принимать необходимые решения, стремлением не решать поставленные задачи, а уйти от них, с проявлением бездеятельности из-за ступора в мыслях, ожиданием помощи, которой не предвидится.

В условиях эмоционально окрашенных ситуаций также различают:

1) эмоциональное возбуждение - сигнальную реакцию нервной системы на различные психогенные воздействия;

2) эмоциональное напряжение - эмоционально окрашенное волевое усилие, направленное на решение какой-либо мыслительной или двигательной задачи;

3) эмоциональную напряженность - временное понижение устойчивости психических и психомоторных процессов и падение работоспособности, вызванные негативными, иногда чрезмерными психогенными воздействиями.

Причинами эмоциональной напряженности становятся избыточная мотивация, излишне нагнетаемое чувство ответственности за порученное дело, выраженное ощущение серьезной опасности, высокой тревожности и др. Развитию этого негативного психического состояния способствуют низкая эмоционально-волевая устойчивость, выраженная личностная тревожность, неуверенность в своих силах. Дополнительными причинами эмоциональной напряженности у военнослужащих могут быть недостаточная военно-профессиональная подготовка, низкая готовность к решению поставленных задач, выполнению заданных действий.

Но все же главными факторами, вызывающими эмоциональную напряженность, остаются излишние эмоциональность и мотивированность. При этом проявляется психологическая закономерность, получившая отражение в кривых Йеркса- Додсона и В. Л. Марищука (рис. 2).

Данные кривые отражают физиологические закономерности высшей нервной деятельности: вначале задействуются функциональные резервы, затем возникает безразличие к дальнейшему мотивированию («мне все равно», «все надоело!») и, наконец, начинаются реверсивные действия (действия, противоположные стимулам). Горизонтальная и нисходящая линии трапециевидной кривой отражают состояние негативной эмоциональной напряженности (эмоциональный стресс).

Выделяют внешние проявления эмоциональной напряженности и проявления эмоциональной напряженности в деятельности. Последние, в свою очередь, делятся на эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные и эмоционально-ассоциативные нарушения.

Среди внешних проявлений эмоциональной напряженности особое место занимает мимика. Характерно появление желваков на щеках, затем, в связи с утомлением лицевых мышц начинает отвисать нижняя челюсть, а о глубоком эмоциональном стрессе свидетельствует асимметрично открытый («перекошенный») рот. Среди мимических реакций, характеризующих состояние напряженности, одной из самых информативных является оживление рефлексов орального автоматизма.

При этом целесообразно обращать внимание на три таких рефлекса: хоботковый, сосательный и ладонно-подбородочный.

Хоботковый рефлекс - это характерное вытягивание губ «трубочкой» («хоботком») при легком постукивании твердым предметом по верхней губе. Его проявление без внешнего воздействия свидетельствует об очень сильном эмоциональном возбуждении или напряженности.

Сосательный рефлекс заключается в движениях губ при легком прикосновении к ним кисточкой.

Ладонно-подбородочный рефлекс выражается в том, что при проведении твердым предметом по ладони обнаруживается движение подбородка и губ.

Оральные рефлексы давно рудиментированы. Сотни тысячелетий тому назад они имели биологический смысл. Наш далекий предок брал в руку какой-то продукт и сразу же открывал рот и тянул к нему губы. Сейчас у нормального человека в обычном состоянии рефлексы орального автоматизма отсутствуют (полностью заторможены). Они проявляются лишь у грудных детей, тяжелых олигофренов, а также растормаживаются у лиц, страдающих глубоким алкоголизмом, особенно при похмелье. Но эти рефлексы иногда растормаживаются и при очень выраженных негативных эмоциях, в состоянии психической напряженности. Так, растормаживание оральных рефлексов иногда наблюдается у спортсменов в психогенных условиях соревнований и при тяжелых тренировочных нагрузках, у летчиков - на очень высоком эмоциогенном фоне сложных полетных заданий, у артиллеристов после неудачных стрельб из-за грубых ошибок, поставивших под сомнение их профессиональную квалификацию. Во всех этих случаях можно говорить о развитии эмоциональной напряженности, состоянии эмоционального стресса.

Проявление выраженной мышечной скованности (непроизвольного напряжения многих групп мышц) также служит достаточно информативным показателем эмоциональной напряженности. Скованность можно наблюдать у молодого солдата, обучаемого профессии военного водителя (сидит за рулем «как аршин проглотил»), у молодых офицеров-операторов, осваивающих сложную деятельность за пультами управления, например в системах ПВО, у курсантов-летчиков в первых полетах, при освоении техники пилотирования на посадке и др.

Еще одним внешним признаком эмоциональной напряженности является чрезмерная пантомимика (выразительные движения руками), часто встречающаяся у молодых офицеров и сержантов, впервые проводящих занятия в своих подразделениях. В этой ситуации характерны и эмоционально обусловленные изменения в речевой артикуляции, например неожиданное заикание.

Наконец, внешним показателем эмоциональной напряженности служит тремор (дрожание) рук, ног, щек, губ, подбородка.

Основной вегетативной реакцией на эмоциональную напряженность является высокая частота сердечных сокращений без физических нагрузок. Так, в ходе дозаправки в воздухе пульс летчиков достигает 160-180 уд./мин, у штурманов при бомбометании и десантировании в заданный район - 150-170 уд./мин, у операторов комплексов ПВО при отслеживании целей - такие же показатели. При этом могут отмечаться нарушения ритмичности пульса, его координированности с дыхательными движениями. Иногда отмечается обильный профузный пот, вызываемый не температурными, а эмоциональными воздействиями. На лице могут появиться выраженные вазомоторные реакции, заметные изменения в диаметре зрачка. В ряде исследований при значительном эмоциональном напряжении наблюдалось повышение позывов на диурез, резкое усиление работы кишечника и др.

Кроме этого, эмоциональная напряженность характеризуется падением уровня психических познавательных процессов, значимым снижением военно-профессиональной работоспособности, ухудшением психомоторики.

Различают эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные и эмоционально-ассоциативные нарушения.

Эмоционально-сенсорные нарушения включают в себя изменения процессов ощущений и восприятия. Например, солдат не может совместить мушку с целью, оператор не видит объекты на экране локатора, штурман ошибается, считывая показания с приборов, и т. д. Сокращается объем внимания, оно становится «прилипчивым», т. е. с трудом переключается от одного прибора к другому. В состоянии напряженности у летчиков могут возникать иллюзии пространственного положения, у моряков - иллюзии ожидаемых объектов и т. п.

Эмоционально-моторные нарушения характеризуются падением согласованности и точности движений. Это сказывается даже на обычном пешем марше и, тем более, на ускоренном передвижении, поскольку в двигательных актах начинают участвовать «лишние» мышцы. Солдат не только передвигает по дистанции свое тело, но вынужден преодолевать сопротивление собственных мышц-антагонистов (в состоянии скованности все они непроизвольно напряжены). Стрелок вместо того, чтобы плавно нажать на спусковой крючок, грубо его дергает, осуществляя неприцельный выстрел. Нарушение соразмерности усилий ведет и к нарушению точности самых различных сенсомоторных и просто двигательных актов в различных видах военно-профессиональной деятельности. Например, у водителей затрудняются движение рычагами управления и действия по переключению различных тумблеров, что свидетельствует и о развитии эмоционально-моторных нарушений.

Эмоционально-ассоциативные (эмоционально-мыслительные) нарушения предопределяют ошибочные умозаключения, принятие неправильных решений. Дело в том, что в условиях бурных эмоциональных реакций участок нервной ткани, в котором локализован очаг возбуждения, становится доминантным, а доминанта функционирует по своим особым законам - усиливается при любом воздействии, как положительном, так и отрицательном. В результате доминанта укрепляется и вместе с ней еще больше укрепляется основанное на ней суждение, а в сознании это становится подтверждением собственной правоты. Другие мысли при этом временно не принимаются, поскольку господствующая доминанта по закону отрицательной индукции гасит все воздействия. Другие очаги возбуждения мозговой ткани, отражающие иные мысли, иные мотивы, способные противостоять ошибочному суждению, оказываются заторможенными. Это обычно продолжается до тех пор, пока не иссякнет эмоциональное подключение временно господствующего доминантного очага. При этом могут затормаживаться и следы памяти, способной противостоять господствующему суждению. С прекращением эмоциональной напряженности способность к объективной оценке информации восстанавливается, но зачастую к этому моменту ошибочные мотивы уже реализованы, негативные поступки совершены. Вот почему очень важно научиться контролировать свои эмоции и управлять ими.

Как было установлено в целом ряде исследований (К. Н. Платонова, В.А.Борова, В. В. Васильевой, Р. А. Макаревича, Н. И. Наенко, Н. В. Строгонова и др.), в состоянии сильной эмоциональной напряженности ухудшаются логичность и критичность мышления, затрудняется воспроизведение в памяти, иногда наступает общая заторможенность, переходящая в полный ступор мыслительных операций. В большинстве случаев эти явления прекращаются после исчезновения эмоционального фактора, но иногда могут продолжаться несколько часов и даже несколько дней, а порой принимают характер хронических нервных расстройств. При выраженной и длительной эмоциональной напряженности целесообразно применение мероприятий по психореабилитации.

Стресс оказывает одинаковое воздействие на любой организм, но выражается его влияние по-разному. Это обусловлено тем, что каждый человек реагирует на стрессогенные факторы по-своему. Эмоциональный стресс бывает объективным (физическое и умственное перенапряжение) и субъективным (провоцируется личными страхами и тревогами). Субъективный стресс обусловлен особенностями психики и личным опытом человека.

Бывает человек попадает в ситуации, когда организм вынужден использовать скрытые возможности для сохранения здоровья и жизни. Такие состояния являются спусковым механизмом для изменений, они вызывают эмоциональный стресс. Основной причиной возникновения эмоционального перенапряжения являются мысли, ощущения человека, а также влияние окружения.

Стресс эмоциональный может выражаться в кратном усилении скрытых возможностей человека, физических и личных качеств. Считается даже, что он способен показать сущность человека, раскрыть его возможности. В иных ситуациях стресс резко снижает эмоциональный настрой, и человек может потерять контроль над собой.

Виды эмоционального стресса: положительный, отрицательный

Стресс и эмоции неразрывно связаны, поэтому часто такой вид напряжения называют психоэмоциональным.


Психоэмоциональный стресс можно условно классифицировать следующим образом:

  1. Положительный – эутстресс . Это позитивная форма, она воздействует на организм, повышая и мобилизуя скрытые ресурсы организма, стимулирует человека на какую-либо деятельность.
  2. Негативный – дистресс . Это деструктивное влияние, которое выражается в психологической травме, такое трудно забывается и долгое время мучает человека. Дистресс оказывает воздействие на психическое и соматическое здоровье, он способен вызывать опасные заболевания.

Негативный стресс оказывает влияние и на иммунитет человека, снижая его сопротивляемость к простудным заболеваниям и инфекциям. Под его воздействием начинают активно работать железы внутренней секреции, повышается нагрузка на вегетативную нервную систему, что приводит к разладу в психоэмоциональной составляющей. Это нередко заканчивается депрессией или появлением фобий.

Эмоциональный стресс у подростков

Все дети и подростки довольно эмоциональны, они активно реагируют на все изменения. В большинстве случаев эмоциональность ребенка положительная, но со временем она может приобретать негативный окрас. При достижении силы эмоций определённого пика, наступает эмоциональное перенапряжение, которое приводит к нервным расстройствам.

Первоначальными причинами напряжения у ребенка и подростка являются изменения в семье и в социальной жизни. По мере взросления их количество увеличивается, но не у всех детей высокая устойчивость к воздействию стрессогенных факторов . Легче переносят напряжение дети, которые в семье находят поддержку.

Факторы, вызывающие стресс


Вызывают эмоциональный стресс у подростков следующие факторы:

  • Повышенная ответственность;
  • Нехватка времени;
  • Частые ситуации, в которых производится оценка деятельности ребенка;
  • Кардинальные изменения в жизни;
  • Конфликты в семье, в жизни;
  • Физиологические факторы.

Снятие эмоционального напряжения и стресса у подростков производится путем разрешения трудных обстоятельств, которые вызвали расстройства. В этом возрасте могут применяться семейная психотерапия и личностно-ориентированные практики.

Причины и признаки

Самой основной причиной возникновения эмоционального стресса является противоречие между ожидаемой реальностью и действительностью. При этом запускать механизм стресса могут как реальные, так и придуманные факторы.


Ученые составили таблицу стрессогенных факторов, которые вызывают перенапряжение в большинстве случаев. Это наиболее значимые для человека события, которые могут быть положительными или негативными. Огромное влияние оказывают проблемы, касающиеся личной жизни, семьи, близких людей.

Признаки стресса у каждого человека индивидуальны, но их объединяет негативное восприятие, мучительное переживание. Как именно выражается состояние индивида, зависит от стадий или фаз стресса и от того, каким образом организм борется.


Понять, что человек страдает от эмоционального стресса, можно по следующим признакам:

  • Тревога без видимых причин;
  • Внутреннее напряжение;
  • Повышенная раздражительность;
  • Агрессивность;
  • Неадекватное восприятие неприятных ситуаций ;
  • Подавленность, тоска, угнетённость;
  • Капризность;
  • Невозможность управления собой, своими действиями и эмоциями;
  • Снижение памяти и внимания;
  • Апатия, отсутствие радости и удовольствия от любимых дел;
  • Постоянная усталость;
  • Снижение работоспособности;
  • Нарушения сна;
  • Неудовлетворённость;
  • Изменение аппетита;
  • Нарушение в поведении и восприятии мира.

Зачастую для снижения воздействия негативных факторов человек прибегает к неправильным способам лечения – алкоголю и наркотикам , пытаясь уйти от проблем, меняет поведение, совершает необдуманные действия.

Лечение: приемы снятия эмоционального стресса

На человека постоянно воздействует сразу ряд стрессоров, имеющих способность накапливаться. В этом заключается основная опасность . Если вовремя не предпринять меры по защите, можно остаться наедине с проблемами. Переживания, загнанные внутрь, разрушают собственное Я человека, связи его с окружающими.


Существуют различные приёмы снятия эмоционального стресса, наибольшую эффективность показывают следующие методики:

Эмоциональный стресс каждый может преодолеть самостоятельно. Обучаясь владеть сознанием, человек берет верх над неконтролируемыми эмоциями, повышает самооценку. Это открывает новые возможности для личностного развития и позволяет сделать шаг к саморазвитию и самосовершенствованию.

В процессе снятия эмоционального стресса рекомендуется принимать , хорошо снимающие тревогу и беспокойство.

Обилие причин, приводящих к психической напряженности во вре­мя деятельности, обусловливает многообразие форм ее проявления. Можно, например, отметить такие состояния, сопровождающиеся психической напряженностью, как психическое пресыщение, операциональное и эмоциональ­ное напряжение, утомление, «мертвая точка», стресс. Однако какого бы вида ни было напряжение, оно сопровождается выраженной веге­тативной и эндокринной реакцией (увеличение ЧСС и кровяного дав­ления, экскреции адреналина, норадреналина, 17 оксикортикостеро-идов - Томашевская, 1974). Длительное напряжение может приво­дить к патологическим нарушениям сердечно-сосудистой и других систем организма (Анохин, 1965).

Выделяют несколько видов (форм) напряженности: операциональ­ную и эмоциональную (Наенко, Овчинников, 1970), торпидную, им­пульсивную и генерализованную (Марищук, Серова, 1983), психиче­скую и физическую и др.

Состояния операционального и эмоционального напряжения

Если психическая напряженность обусловлена высоким темпом сен­сорной или интеллектуальной деятельности, говорят об операцио­нальной напряженности, а если психическое напряжение возникает вследствие фрустрации - об эмоциональной напряженности (Наен­ко, Овчинников, 1970). И та и другая характеризуются повышенным уровнем активации (возбуждения). Кроме того, зачастую эти виды психического напряжения сопутствуют друг другу, так что разделить их и выделить в чистом виде бывает трудно.

Причиной возникновения психической напряженности может быть не только высокий темп деятельности, но и вынужденная без­деятельность, затянувшееся ожидание предстоящей деятельности, отсрочка ее выполнения или незапланированное прерывание (напри­мер, вынужденный перерыв в деятельности). Всякое прерывание дея­тельности (по К. Левину) вызывает у человека состояние напряжен­ности, поскольку он стремился закончить данную деятельность, реа­лизовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели.

Состояния эмоционального напряжения в процессе деятельности

Большинство авторов не разделяют понятия «эмоциональное напря­жение» и «эмоциональная напряженность» («Человек - производ­ство-управление», 1982; Куликов, 1997, и др.). В. Л. Марищук(1974) предложил разделить понятия «эмоциональное напряжение» и «эмо­циональная напряженность». Первое, с его точки зрения, характеризу- | ется активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, вторая приводит к временному снижению устой­чивости психических процессов и работоспособности. Разделить эти понятия действительно целесообразно, но выбранное автором осно­вание для такого разделения представляется мне не очень удачным и прежде всего потому, что эмоциональным напряжением автор назы­вает волевое напряжение. Развести эти понятия нужно в связи с тем, что напряжение - это характеристика состояния, а напряженность - характеристика работы, труда, ситуации.

Л. В. Куликов вообще считает, что добавлять к слову «напряже­ние» определение «эмоциональное» нет необходимости, потому что трудно представить себе любое напряжение безэмоциональным. Ду­маю, что это заявление излишне категорично, хотя по своей сути оно справедливо. Ведь выделение эмоционального напряжения обуслов­лено не тем, что есть напряжение, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, а тем, что причиной психического напряжения чело­века является развившаяся сильная эмоция. Недаром Н. И. Наенко и О. В. Овчинников выделили и операциональную напряженность, ко­торая связана с высоким темпом работы. При данном виде напряжен­ности труда, ведущем к операциональному напряжению, эмоциональ­ные переживания тоже могут иметь место, но они вторичны, а не пер­вичны, как при эмоциональном напряжении. Собственно, и Куликов отмечает, что у акцентуированных личностей причиной напряжения могут быть эмоции.

Причины возникновения. Эмоциональное напряжение в процессе выполнения деятельности чаще всего возникает как результат трудно

преодолимого препятствия на пути к достижению цели. Однако и ус­пех в деятельности может привести к эмоциональному напряжению. Оно также возникает у человека при межличностных и внутрилично-стных конфликтах.

Влияние состояния психического напряжения на деятельность

Состояние психического напряжения может выражаться в двух фор­мах: в увеличении возбуждения, реакциях мобилизации резервов ор­ганизма и в тормозных реакциях. Улучшение кратковременной памя­ти при оптимальной степени эмоционального напряжения отмечено И. А. Лапиной (1974), Е. А. Громовой (1976). Поданным Е. А. Ивано­ва с соавторами (1969). Е. А. Милерян тоже наблюдал снижение эффективности сенсомо-торной деятельности при воздействии сильных эмоциональных фак­торов. Ухудшение работоспособности было трех типов: 1) скованное, импульсивное выполнение действий; 2) уклонение человека от выпол­нения своих функций; 3) полная заторможенность действий.

В состоянии напряженности в первую очередь страдают сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внима­ния, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляются лишние ненаправленные действия, снижается объем памяти и элементарных мыслительных операций.

Возникновение того или иного типа напряженности (реакции мо­билизации или реакции торможения) обусловлено многими факто­рами. Одним из них является степень объективной и субъективной трудности задачи для данного человека. Если степень трудности мак­симальная и задача неразрешимая, продуктивность работы вначале повышается, а затем снижается. Если же задача трудная, но разреши­мая, то повышение или понижение продуктивности зависит от степе­ни подготовленности человека: при хорошей подготовленности (тре­нированности) помехи и препятствия улучшают выполнение задачи, а при плохой - ухудшают.

Большое значение имеют также личностные особенности, в том числе типологические особенности проявления свойств нервной сис­темы. Лица с сильной нервной системой лучше выдерживают экстре­мальные условия, чем лица со слабой нервной системой.

Э. Л. Носенко (1978) изучены изменения речи при эмоциональном напряжении, наблюдавшиеся в естественных, а не в лабораторных условиях: перед экзаменом, перед хирургической операцией у боль­ных, у диспетчеров при выполнении ими тестовых заданий в присут­ствии авторитетной комиссии, у военнослужащих при выполнении профессиональной деятельности, связанной с большой личной ответ­ственностью. Воспользуюсь описанием этих изменений, данным са­мим автором. «Для состояния эмоционального напряжения характер­ны затруднения в формулировании мыслей и выборе слов для их адек­ватного выражения, которые проявляются в увеличении в устных высказываниях количества и длительности пауз, нерешительности, поисковых слов, семантически нерелевантных повторений, "запол­ненных" пауз, поисковых и описывающих жестов, сопровождающих речь. Одним из проявлений этих затруднений является также сни­жение словарного разнообразия речи.

Кроме того, отмечаются су­щественные сдвиги в осуществлении тех речевых операций, которые требуют сознательного контроля за качеством их реализации. В част­ности, отмечается более контрастное, чем в обычном состоянии, про­явление в речи тенденций к синкретизму в области строевого синтак­сиса (т. е. к незавершенности морфологического оформления слов во фразе в соответствии с синтаксическими "обязательствами") и к не­расчлененности в области актуального синтаксиса (выражающейся в том, что последовательности слов, которые могли бы быть представ­лены как синтаксически непрерывные цепочки, членятся на отдель­ные синтагмы, соединенные путем простого соположения). Об ослаблении сознательного контроля за качеством лексико-грамматического оформления высказывания в состоянии эмоциональной напряжен­ности свидетельствует также увеличение количества синтаксически и логически незавершенных фраз, нарушение целостности сверхфра­зовых единств, возрастание количества некорректируемых ошибок.

На основе анализа вышеприведенных особенностей речи в состоя­нии эмоциональной напряженности Носенко выделила целый ряд по­казателей, поддающихся количественной оценке, которые могут ис­пользоваться при диагностике этого состояния.

1. Средняя длина отрезка речи, произносимого без пауз нерешитель­ности. Она рассчитывается путем деления времени «чистой речи» (или количества слов в высказывании) на количество пауз нере­шительности. За паузы нерешительности принимаются паузы дли­тельностью от 250 мс и выше.

2. Темп артикулирования, т. е. отношение количества слогов в вы­сказывании ко времени, затраченному на их произнесение (т. е. ко­личество времени «чистой речи»).

3. Латентный период речевой реакции.

4. Диапазон колебаний темпа речи в процессе устного высказывания. Этот показатель характеризует два разнонаправленных сдвига: возникновение затруднений в оперативном выборе слов в речи и оживление спонтанной речевой активности, сопровождающейся увеличением темпа речи. Чем шире диапазон колебаний темпа речи на отдельных участках речевой «цепи», тем с большей веро­ятностью можно утверждать, что говорящий переживает состоя­ние эмоциональной напряженности.

5. Длительность временного интервала, по истечении которого в ре­чевом потоке появляются зоны, где частота основного тона голоса превосходит среднюю типичную для данного говорящего частоту.

6. Количество явлений нерешительности (семантически нерелевант­ных повторов, переформулировок, «заполненных пауз», незавер­шенных слов или фраз).

7. Коэффициент словарного разнообразия речи, характеризующий отношение разных слов в высказывании к общему количеству слов.

8. Среднее количество жестов (в расчете на 100 слов высказывания), сопровождающих речь, в частности поисковых и некоммуникатив­ных жестов.

9. Среднее количество синтаксически незавершенных фраз в устных высказываниях.

10. Среднее количество ошибок (оговорок, парафазии) в речи.

Эмоциональное напряжение – это совокупность эмоциональных переживаний, снижающих эмоциональный фон и мотивационную сферу личности. Состояние эмоционального напряжения сопровождается ощущением беспомощности человека перед жизненными обстоятельствами, собственной ненужностью, ощущением потери смысла жизни или цели деятельности. Работа выполняется формально, интерес к другим поддерживается социальными требованиями, апатия постепенно начинает заполнять все сферы жизни. В аффективной сфере присутствует раздражение, подозрительность и нервозность, могут активизироваться различные личностные акцентуации. Увеличивается ощущение беспричинной тревожности, беспокойства.

Нарастает усталость, которая не проходит ни после отдыха, ни после ночного сна, но увеличивается даже при минимальных физических нагрузках. Может пропадать аппетит, возникать бессонница, появляться стремление снять и расслабиться при помощи алкогольных и наркотических веществ. При применении различных стимуляторов (даже кофе) их эффект не выражен, а порой противоположный.

Обычно к такому состоянию приводит длительное подавление негативных ощущений или проблем, но когда человек сталкивается с подобным, корректировка может потребоваться довольно серьезная. Во многих случаях длительное нервное напряжение приводит к развитию стресса, со всеми вытекающими последствиями. Если игнорировать и данную симптоматику, то развиваются различные , терапия которых включает также медикаментозную коррекцию состояния.

Человеческая психика устроена таким образом, что только в постоянном совершенствовании находится в нормальном состоянии. В длительные периоды стабильности начинается , копится эмоциональное напряжение, которое связано не столько с внешней ситуацией и консервацией эмоций, сколько с раздражением от отсутствия движения.

Причины эмоционального напряжения

Состояние эмоционального напряжения в большинстве случаев вызвано неумением человека выражать свои эмоциональные и чувственные переживания. Обычно это касается переработки и выплеска негативных эмоций, которые оказывают наиболее разрушительное воздействие на психику. Именно в выражении подобных чувств многие люди испытывают трудности. Это связано с социальными нормами поведения, запретами на выражение и недовольства. Многим с детского возраста внушается, что нельзя злиться на определенных людей или сопротивляться каким-то действиям. и характера приводит к созданию внешне позитивного и желательного образа – человека. Который не плачет, не злится, не обижается, который способен простить все и наслаждается тем, что неприемлемо. Проблема в том, что от просто сокрытия подобные переживания никуда не исчезают и начинают разрушать не только психику, но и физическое здоровье человека. Вместо того чтобы отказываться от признания определенных чувств необходимо учить детей выражать их в конструктивной форме, не задерживая внутри.

Помимо таких внутренних факторов, которые впитываются в самом раннем возрасте, существует еще и внешнее воздействие. Так, стрессовые ситуации и постоянный дискомфорт, вызванный внешними событиями, приводит к эмоциональному напряжению. Сюда можно отнести нелюбимую работу, надоевшего мужа, раздражающих детей, шумных соседей, стройку за окном, нереализованные мечты. Многие из данных факторов даже не отмечаются человеком сознательно, когда он пытается разобраться в причинах собственного раздражения, но они продолжают воздействовать. И если поменять свой способ реагирования и проявления эмоций можно за несколько месяцев, то некоторые внешние обстоятельства не поддаются нашему воздействию.

Различие между нашим представлением о том, какой должен быть мир и тем, с какими его проявлениями мы сталкиваемся, является самым сильным фактором, провоцирующим эмоциональное напряжение. Различие эти могут возникать на основании объективных или выдуманных различий. Так, вполне логично ждать поддержки и внимания от близкого человека, и когда вместо этого происходит предательство или насмешки возникает напряжение. Но также это могут быть иллюзии, вызывающие все большие претензии к миру – например, желание чтобы все обедали в определенное время или понимали ваши слова с первого раза.

Дополнительными факторами, которые делают человека более восприимчивым к событиям и приводят к перенапряжению, являются повышенная усталость, любая неудовлетворенность. Физическое состояние играет важнейшую роль в регуляции эмоций, соответственно, если есть незначительное эмоциональное потрясение при сбалансированном ощущении тела она может пройти незамеченным. И наоборот, мимолетное замечание незнакомого человека может привести к серьезному эмоциональному срыву на фоне недосыпа и голода.

Как снять эмоциональное напряжение

Снятие эмоционального напряжения подразумевает серьезную внутреннюю и внешнюю работу, тонкое чувствование своих потребностей и возможностей, а также терпение, поскольку невозможно за пару минут снять то, что накапливалось месяцами. Займитесь переструктурированием собственной жизни и уменьшением стресса в будничных ситуациях. Для этого отлично подходит стратегия мелких задач – когда одна большая работа разбивается на несколько составляющих. Восприятие человека устроено так, что если план глобален (например, купить квартиру), то ничего кроме паники такая цель не вызовет, а откладывание выполнение будет вызывать нарастание внутреннего напряжения. Следует поставить много маленьких задач, которые в итоге приведут к желаемому. Их можно выполнять периодически и не ощущать возникающего давления.

Максимально снижайте уровень неопределенности – требуйте от людей сроки, ищите детальную информацию, проводите сравнение с аналогичными проектами. Чем больше будет ваша осведомленность о реальном положении дел, тем меньше будет разница между вашими ожиданиями и реальностью. Кроме того, это позволяет оптимально спланировать собственное время и процессы. Продумывайте возможные варианты развития событий и свои действия в них. Это уберет вас от пустого фантазирования, повышения тревожности и панического ожидания. Когда ситуация повернет не в выбранный самый позитивный вариант.

Если вы замечаете у себя повышенный уровень , которая не строится на объективных поводах, то стоит работать со своими состояниями. Для этого можно сравнивать возникающую ситуацию аналогичными, но уже успешно закончившимися, а то, что сейчас воспринимается, как трагедия хорошо ставить мысленно рядом с действительно плохими вещами (например, излишние переживания о возможной критике вашего отчета можно сравнить с болезнью близкого – уровень тревоги должен упасть). Также есть противоположная стратегия – доведение значимости и важности переживаемой ситуации до абсурдной. Раскручивая в своей голове степень влияния своего провала на презентации до того, что после этого может погаснуть солнце и вся вселенная погибнет, вы заметите эмоциональные изменения в восприятии.

Увеличивайте физическую нагрузку – это отличный способ переработки многих эмоций. Причем, вид занятий можно подбирать относительно возникающих негативных эмоций. Если это , то начинайте бегать, если – запишитесь на бокс, повышенная – вам в бассейн. Также необходимо слушать собственное тело – если хочется потянуться, то не заставляйте себя поднимать штангу. В процессе спортивных и физических нагрузок происходит не только проработка эмоций, выплеск лишнего адреналина, но также выработка позитивных гормонов, что стабилизирует эмоциональное состояние.

Если заметили нарастающее эмоциональное напряжение, то можно прямо в этот момент снизить его при помощи дыхательных техник. Это могут упражнения из йоги или вайвейшена, просто чередование глубоких вдохов и резких выдохов – тут нет однозначного рецепта, стоит пробовать. Однако точно помогает переносить внимание с процесса мыслей на процесс дыхания.

Чтобы выпускать скопившиеся эмоции можно искать для этого различные оптимальные способы, которые не нанесут вреда людям и отношениям, хорошо, чтобы данный процесс проходил в присутствии психолога. Самостоятельно выплеснуть эмоции можно через спорт, танцы, пение, рисование (причем даже раскрашивание), лепку. Все виды творчества отлично подходят, как способ выражения своего внутреннего состояния, да еще и в форме искусства.

Ищите деятельность, приносящую вам расслабление, работайте над тем, чтобы впускать в свою жизнь больше спонтанности и находить причины для радости в каждый момент. Стремитесь уменьшить количество собственного контроля. Сведите его только к необходимым вещам, при этом не трогайте чужие жизни и убеждения. Чем меньше вещей, которые нужно держать в поле своего зрения, тем больше моментов для расслабления, а мир не рухнет без вашего вмешательства, скорее задышит свободнее и легче, как и вы сами.

Способы снятия эмоционального напряжения

В психологии разработано много методов и приемов, которые помогают снять или снизить уровень эмоционального напряжения. Некоторые из них необходимо выполнять только со специалистом, но есть и ряд методики, доступные для самостоятельного использования.

Так, очень эффективна смена деятельности, причем необходимо выбирать что-то требующее сильного мышечного напряжения или физической активности. Длительность такой смены может быть от пяти до пятнадцати минут. Можно выполнить необходимую мелкую работу по дому – помыть обувь или посуду, вынести мусор, погладить рубашку. В офисе можно пройтись за обедом, принести бумагу, полить цветы. Если есть возможность, то самое простое и действенное – выйти пройтись в быстром темпе, хорошо сочетать это с дыхательными упражнениями.

Подходят разного типа . Можно рисовать или клеить коллажи, можно составлять рисунки, используя компьютерные программы – сюда можно выплеснуть и злость, и досаду, и мечты. Также можно визуализировать в своем воображении – тут лучше работать с энергией. Когда чувствуете напряжение, стоит представить его в качестве жидкости определенного цвета и представить, как она вытекает из вас, сквозь ноги в землю. Данная техника очень заземляет, особенно хорошо, если есть возможность разуться и полностью касаться стопой поверхности земли.

Анализируйте ситуацию. Когда что-то заставляет серьезно переживать, можно в письменной форме разложить ситуацию, ответив на вопросы: что вас зацепило, какие выводы можно сделать, что привело к возникновению такой ситуации, на что она влияет, что могло спровоцировать других людей, как можно избежать или как использовать для себя. В процессе такого анализа вы не только приобретаете стратегию совладания с подобными происшествиями на будущее, но и стабилизируете свои эмоции в настоящем.

Избавляйтесь от грустных мыслей, окружайте себя позитивными людьми, поделившись с которыми печалью, вы сможете перевести восприятие из трагического в комический ракурс. Планируйте свой день таким образом, чтобы в нем всегда было место чему-то радующему или дарящему успокоение, и старайтесь ставить это на вечер – такая расстановка поможет накапливать силы в спокойные дни и нивелировать негативное воздействие в неудачные.

Поделиться: