Как провел жизнь в детстве. Виды травм детства, которые плохо влияют на нашу взрослую жизнь. Если у ваших родителей были высокие ожидания, вам проще поступить в университет


Психологи утверждают - все проблемы из детства…

События, которые происходят в детстве, способны оказывать огромное влияние на ребенка и его дальнейшую судьбу. Они участвуют в формировании характера растущего человека. Радостные впечатления детства дают силы и вдохновение. Благожелательное отношение родителей запоминается на подсознании и помогает творческому раскрытию личности. Негативные воспоминания могут развить неуверенность и комплексы, агрессию и скрытность. Главное – знать, какие именно события являются причиной неудач во взрослой жизни. Психологи охарактеризовали 12 основных факторов детства, влияющих на всю дальнейшую жизнь человека.

  1. Если родители не признают в ребенке самостоятельную личность, не считаются с его желаниями и стремлениями и принимают сами все решения, то это может привести к тому, что он вырастет беспомощным. Такие дети страдают от собственного безволия и зависимы от мнения других. Родителям важно научиться доверять поступкам детей. Неправильно считать малыша беспомощным и нуждающимся в постоянных советах.
  2. Если мальчика воспитывает любящий и заботливый отец, с которым у сына установлена тесная эмоциональная связь, то такой малыш вырастет настоящим мужчиной, способным строить здоровые и полноценные отношения с представительницами противоположного пола. Папы, имеющие душевный контакт со своими сыновьями, могут научить проявлению теплых чувств к женщине, чуткости, состраданию, вниманию и доброте. Это может стать залогом счастливой семейной жизни мальчика в будущем (читаем: пособие отцу в воспитании сына).
  3. Постоянный родительский контроль в детстве может привести к тому, что дети вырастают упрямыми. Для них упрямство является защитным механизмом, с помощью которого они пытаются противостоять решениям родителей. Вырастая, они не утрачивают данную черту.
  4. Если ребенок слишком часто смотрит телевизор, то это может привести к подавлению его навыков общения в будущем. Психологи рекомендуют смотреть телевизор не больше двух часов в день. Остальное время желательно тратить на общение, чтение, рисование или совместные игры.
  5. Если ребенку в детстве разрешают смотреть передачи, в которых присутствуют сцены насилия, то это может привести к развитию агрессивных черт характера и различным психическим расстройствам в будущем, т.к. дети невольно копируют поведение героев и запоминают эту модель как нормальную.
  6. Если дети подражают своим родителям, копируя их поведение и поступки, они вырастают открытыми для общения. Они обладают коммуникабельностью и с легкостью делятся своим мнением с окружающими, не испытывая трудностей в диалоге.
  7. Если ребенка часто наказывать, он может вырасти скрытным. Такие дети, чтобы не попадаться, будут стараться обхитрить или скрыть результаты своего плохого поведения, что может привести к развитию таких негативных черт характера, как упрямость и мстительность. Читаем также: наказывать или нет ребенка за случайные проступки? -
  8. Если родители страдают от пристрастий к алкоголю или употребляют наркотики, то их дети чаще вырастают серьезными и ответственными. Они часто лишены детства и становятся сами родителями для своих непутевых отца или матери.
  9. Психологические травмы детства могут привести к ожирению в будущем.
  10. Жестокое обращение с ребенком может привести к тому, что он будет подвержен депрессиям и подавленности в дальнейшей жизни. Эти состояния наблюдаются у таких детей в два раза чаще. Читаем также: Почему нельзя шлепать ребенка - 6 причин
  11. Если ребенок растет в бедности, то в будущем у него могут быть проблемы с кратковременной памятью. Эта память играет огромную роль в ежедневной деятельности и в формировании долгосрочных воспоминаний, так как связана со способностью запоминать одновременно несколько событий.
  12. Если родители расстаются, когда их дети находятся в возрасте 3 – 5 лет, то дальнейшая жизнь таких детей характеризуется напряженными отношениями с родителями, особенно с отцом.

Различные события из далекого детства могут оказать влияние на судьбу человека, и об этом родители должны помнить с первых минут жизни их ребенка.

Когда малыш только появляется на свет, он открыт миру, готов познавать и стремится взаимодействовать со всем, что находится рядом. Вполне естественно, что любая неадекватная реакция внешней среды окажет влияние на его эмоциональное состояние и характер. Это та причина, по которой так важно как можно больше внимания и заботы уделить своему ребенку, ведь в столь юном возрасте он ничего еще не осознает, а родители являются для него своеобразными проводниками по непонятному миру.

Как выражаются детские травмы в поведении взрослого человека Когда ребенок не получает достаточно родительского внимания и любви, не удивительно, что у такой сформировавшейся личности будет большое количество комплексов, рожденных чувством ненужности. Ребенок, не понимая сложностей взаимоотношений взрослых и причину поведения родителей, будет находить ее в внутри себя.


Взрослые, выросшие в таких условиях, не способны полюбить себя, потому что никогда не получали этой любви от родителей. Дисгармония малыша в отношении с близкими приводит к дисгармонии восприятия мира у взрослого человека.

Помимо внутренней агрессии, травмы детства могут проявляться во внешней агрессии, которая направлена на людей или даже на весь мир.

Что может повлиять на ребенка? Негативные события

Грубое отношение взрослых

Обидные слова


Невыраженные/подавленные эмоции

Недостаток внимания и/или любви

Все, что происходит с людьми в детстве, остается в подсознании, хранится и оказывает непосредственное влияние на эмоциональный баланс, восприятие мира, характер человека. Следовательно, все, что окажет влияние на ребенка в детстве, будет неосознанно влиять на все его решения на протяжении всей жизни.

Как избавиться от влияние детских травм? Лучше всего обратиться к психологу, однако, к сожалению, многие люди боятся обращаться за помощью, считая это чем-то зазорным или постыдным. За помощью обращаются только те, кто реально готов измениться, избавиться от груза прошлого, посмотреть правде в глаза и принять ее.

Хороший специалист без осуждения поможет разобраться в себе, посмотреть на себя или на проблему со стороны, поможет в принятии себя и важных решений.

Можно и самостоятельно попробовать справиться с травмами детства, но для этого необходим постоянный контроль своих мыслей и действий. Если что-то в жизни идет не так и приложенные усилия не дают никаких результатов, значит, нужно менять то, что максимально привычно. Нужно научиться принимать жестокую правду, очень часто то, к чему мы привыкли, привязаны во взрослой жизни, на самом деле не то, что нам нужно. Обязательно стоит задаться вопросом: “действительно ли это то, что мне нужно?”.

Дети – не игрушки, и прежде, чем заводить ребенка, надо убедиться, что вы обладаете всеми моральными и материальными возможностями, чтобы вырастить его здоровым, полноценным человеком. И помните, никогда нельзя перекладывать свои нереализованные мечты на ребенка – это другой человек, со своими мыслями и интересами, ему нужна возможность прожить свою полноценную жизнь.

Становление личности начинается в раннем детстве. Именно в это время закладываются основные моральные принципы, усваиваются нормы общения и культурные особенности, которыми будет руководствоваться взрослый всю последующую жизнь. На то, как формируется характер человека в детстве,очень сильно влияет его окружение. Представления о способах общения с другими людьми и отношение к собственному «Я» дети формируют, ориентируясь на своих близких и копируя родительские модели поведения.

Где вырастают счастливые взрослые

Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях. Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников. Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться. Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влияния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов: Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда, Льва Выготского.


Эмоциональное развитие в раннем детстве отражается на способности противостоять стрессам, негативным влияниям в будущем, помогает научиться адекватно оценивать разных людей и уметь общаться с ними. Основываясь на собственном и родительском опыте, малыш получает понятие о хорошем и плохом, формирует представление о семейных ценностях. Взрослея, счастливые дети превращаются в успешных и довольных жизнью людей, способных брать ответственность за свои поступки.

Проблемы взрослых с трудным детством

Что случается с детьми, у которых было трудное детство? Если мать и отец не занимаются воспитанием и развитием своего ребёнка, не уделяют должного внимания друг другу и постоянно ссорятся, у выросшего в такой обстановке взрослого формируется искажённые представления о семейных ценностях. Они считают своё поведение единственной и естественной нормой. Из-за психологического феномена «заразительности эмоций», если родители разрываются между семьёй и работой, а дома находятся в постоянном угнетённом и мрачном настроении, дети «перенимают» их состояние и начинают чувствовать себя так же.

Часто дети, пережившие жестокое обращение со стороны родственников, вырастая, начинают «воспитывать» собственных чад тем же способом, не зная другого отношения. Некоторые психологи считают, что такое поведение вызвано бессознательным желанием поставить себя на место агрессора, чтобы не больше не быть беззащитной жертвой.

Как трудности детства отражаются на характере

У людей, чьё детство не было счастливым, часто бывает множество психологических проблем, мешающих им жить полной жизнью. Эти проблемы заставляют их совершать неадекватные действия, вредные для себя и для окружающих. Если родители не занимались ребёнком и не прививали моральные ориентиры, у взрослого человека не будет ясной системы ценностей. Он не ощутит угрызения совести при совершении «плохого поступка» и не получит удовлетворения от хорошего дела.

Конечно, «тяжёлое детство» - это не приговор. Не обязательно ребёнок, лишённый любви и внимания родителей, вырастает преступником. Но таким людям намного сложнее разобраться в своих желаниях и мотивах, часто они недооценивают себя и постоянно чувствуют себя несчастными, недостойными хорошего отношения.

Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период

Неверие в собственную привлекательность формирует такие неприятные черты характера, как лживость, жадность, лицемерие. Дети, выросшие вовсе без опеки или только с одним родителем, могут завидовать «счастливым детям» из полных семей. Они не умеют общаться и с трудом заводят себе друзей.

С другой стороны, умение преодолевать сложности может положительно сказаться на будущей жизни ребёнка. Тот, кто привык справляться с трудностями, отстаивал свою точку зрения и самостоятельно учился выстраивать отношения, часто становится успешными во взрослой жизни. Помочь детям преодолеть тяжёлые периоды, разобраться в сложных нравственных вопросах и поступках других людей способны литературные произведения.

Обсуждение роли детства на уроках литературы

Поведение книжных персонажей, переживания, связанные с ними, дают возможность почувствовать себя на месте другого, понять мотивы поступков разных людей. Примеряя всевозможные роли, малыш знакомится с разнообразными нравственными системами, формирует собственные ценности и личность. Проговаривая переживания и чувства, связанные с тем или иным героем, родитель способствует эмоциональному развитию своего ребёнка, обучая его быть добрым, заботливым, внимательным к нуждам других людей.

Обсудить проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» встречается на ЕГЭ. Для получения высокой оценки ученикам нужно сформулировать собственную точку зрения на проблему и обосновать её, используя свои знания, личный опыт и аргументы из нескольких литературных произведений.

Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Для раскрытия темы воспитания как способа формирования личности стоит обратить внимание на роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – дворянин, его с детства окружает культура и быт столицы. Личность Онегина неординарна, потому он не испытывает удовлетворения от светской жизни, хотя воспитан в среде дворянской интеллигенции. Это противоречивое состояние проявляется в эпизоде дуэли с Ленским, что и приводит главного героя к утрате смысла жизни.

Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина, получила совсем другое воспитание. На её личность оказали влияние русская культура и западные романы. Народные традиции она впитала в себя через окружение, благодаря сказкам и приданиям, которые рассказывала маленькой Тане няня. Детство героини прошло среди красот русской природы и народных обрядов. Влияние Запада отражает пушкинский идеал воспитания: соединение европейского образования с национальными традициями России. Именно поэтому Татьяна выделяется твёрдыми моральными принципами и сильным характером, что отличает её от остальных героев романа «Евгений Онегин».

Вопрос влияния воспитания на характер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Школьникам можно порекомендовать взять в качестве примера для сочинения одно из произведений Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» Петр Ростов, унаследовавший от родителей доброту и открытость, проявляет лучшие качества в первом и единственном своём бою, прямо перед гибелью. Другие герои эпопеи, Элен и Анатоль Курагины, не знавшие любви родителей и воспитанные в семье, где превыше всего ценились деньги, вырастают эгоистичными и безнравственными людьми.

Гончаров: проблема роли детства в жизни человека, аргументы. «Обломов»

Писатель И. А. Гончаров в романе «Обломов» акцентирует внимание проблеме роли детства в жизни человека. Главный герой произведения Илья Обломов, совершенно не умеет позаботиться о себе, так как вырос в «тепличных условиях». Ни одно своё решение он не доводит до конца и даже не пытается начать что-то делать, а только мысленно представляет, как будет хорошо в итоге. Его друг – энергичный и деятельный Штольц с детства приучался родителями к самостоятельности. Этот герой дисциплинирован, трудолюбив и знает, чего хочет.

Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»

На уроке литературы учитель может предложить проанализировать отрывок из сборника советского писателя В. Солоухина «Третья охота», чтобы помочь ученикам понять проблему роли детства в жизни человека. Аргументы по тексту Солоухина касаются не только формирования личности, но и влияния впечатлений детства на судьбу взрослого человека, его связь с Родиной. Он красочно иллюстрирует свою мысль развёрнутыми метафорами, связанными с природой, и зарисовками из жизни русских поэтов. Автор утверждает, что основа личности закладывается в детские годы, а воспоминания и впечатления юности всегда отражаются на будущем.

Воспитание дворянства в «Недоросле» Д. И. Фонвизина

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» также посвящена проблеме роли детства в жизни человека. Аргументы и размышления автора показывают, какое сильное влияние оказывает на личность ребёнка его семья. Главный герой – Митрофанушка, чьё имя стало нарицательным, перенимает жадность, жестокость и другие пороки своей матери. Он получил рабские наклонности от крепостной няни и качества тирана от собственных родителей, что отражается на его поведении и обращении с людьми. Образ Митрофана указывает на упадок дворянского общества, вызванный неправильным воспитанием.

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы зарубежных писателей

Произведения Чарльза Диккенса, где главными героями часто становятся люди с тяжёлым детством, прекрасно подойдут для иллюстрации проблемы влияния юных лет на формирование личности. В романе «Дэвид Копперфилд», во многом автобиографическом, писатель изображает человека, оставшегося хорошим, несмотря на постоянное унижение, трудности и несправедливость жизни. Маленькому Дэвиду постоянно приходят на помощь обычные люди, что позволяет ему сохранить веру в их искренность. Мальчик сам учится отличать добро от зла, адекватно оценивать себя. Он обладает способностью видеть положительные черты в каждом человеке.

Роман Маргарет Дрэббл «Один летний сезон» показывает, что детство – не просто период, ограниченный определённым возрастом, оно связано ещё и с психологической зрелостью. Взрослый человек несёт ответственность за свои решения и поступки, он понимает важность взаимопомощи и обладает житейской мудростью.

Роль детства: аргументы из публицистики

В публицистике тоже часто рассматривается проблема роли детства в жизни человека. Аргументы для сочинения по этой теме можно взять из статьи А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова». В своей работе автор говорит о том, что на личность полководца сильное влияние оказали рассказы матери о знаменитых военачальниках прошлого: Александре Македонском и Александре Невском. Своё повествование родительница сопровождала комментарием, что сила человека в голове, а не в руках. Именно после подобных историй этот болезненный мальчик начал развивать и закалять себя, потому что захотел стать военным.

Период детства очень важен для полноценного и гармоничного развития личности. Он является основой для адекватного восприятия себя и своих сил, мира вокруг и дальнейшей счастливой жизни человека.

Что посеешь, то и пожнешь - старая пословица отражает истину, подтверждающуюся годами наблюдения за различными семьями. Воспитание и формирование личности ребенка берут на себя отец и мать, ближайшие родственники, а также воспитатели и учителя. Будущее маленького человека закладывается в детстве. Основными факторами данного процесса можно назвать обычаи семьи, уважение между родственниками, отношение к ребенку, учет его мнения и других - все это является важнейшими деталями.

Как же вести себя, чтобы не лишить дитя личностного роста? Ведь хорошо известно, что те дети, которые ощущают себя сильной личностью, уверены в себе, иначе ведут себя в обществе, быстрее достигают поставленных целей, отличаются коммуникативными способностями.

Что такое личность?

В психологии разграничивают понятие личности и индивидуальности - от многих родителей можно услышать «мой ребенок настоящая личность, он уже умеет выбирать музыку, одежду или еще что-то». На самом деле, это проявление темперамента или предпочтений. Характер, конечно, влияет на формирование и развитие личности, но не определяет ее на 100%.

Однозначно ребенок с рождения получает необходимые качества, происходит закладка трех основных групп личностных особенностей:

  • мотивационная;
  • стилевая;
  • инструментальная.

При этом последовательность их возникновения не определена, главное, чтобы они состоялись.

Организация процесса

Развитие личности в раннем детстве подразумевает два аспекта - своевременное осознание малышом того, что он является представителем реального мира, имеет свое место, а также развитие чувств, желаний, силы воли. Вторая группа определяет мотивы и устойчивость поведения.

Как понять, что ребенок уже осознает, кто он? Пронять это можно по следующим признакам:

  • В речи он в полной мере использует личные местоимения.
  • Имеет представление о том, что такое «хорошо» и «плохо», может объяснить, почему-то или иное действие относится к положительным или отрицательным, а также может принять решение, отказавшись от, например, любимого занятия, пожертвовав «хочу» в пользу благих целей и результатов. При этом его речь ясна и убедительна.
  • Кроха научился контролировать себя, поступки, желания.
  • На простом уровне может рассказать о себе, о внешности, чертах характера, переживаниях и целях - речь в этом случае также понятна.

Таким образом, полноценная личность формируется не ранее, чем в два года, а к 5-ти годам соответствует всем показателям. Далее установление происходит путем прохождения ряда возрастных кризисных периодов.

Особенности

Развитие личности в раннем возрасте подразумевает возникновение и установление механизмов личности. Они являются важными условиями обеспечения всего процесса, но кроме них, есть некоторые особенности, которые следует учитывать. Если обращать на них внимание, можно избежать ряда ошибок, которые совершает практически каждый второй родитель:

  • Эгоцентризм. Как только ребенок начинает чувствовать себя осознанным, он замечает, что все относятся к нему с особым вниманием. Соответственно, он продолжает так думать, требуя от окружающих исключительного повиновения. Он часто употребляет «я», не замечает близких или чужие потребности. Отчаявшиеся родители начинают обвинять малыша в эгоизме, хотя его поведение совершенно естественно. После 7-ми лет эгоцентризм сменяется, а ребенок начинает понимать, что он не один, надо считаться с чужим мнением.
  • Игровая деятельность - все этапы развития личности ребенка сопровождаются игрой. Особенно часто детьми используется ролевая игра, в которой они отображают действительность. У них не хватает опыта, чтобы придумать свой сюжет, поэтому они могут говорить за персонажей словами родителей, сделать вид, что курят, ругаются. Все, что видят дети, может стать игрой. По этой причине каждый родитель должен внимательно следить за своим поведением.
  • Детство начинается с неосознанного поведения, поэтому дитя сначала делает, а потом думает. С 3-х лет начинает проявляется осознанная деятельность, благодаря которой меняется последовательность. Так зарождается творческий процесс, поэтому многие дети любят рисовать, лепить или конструировать.
  • Навыки самоконтроля у детей малого возраста отсутствуют, поэтому они так не любят ждать в очередях, мириться с отказом, не могут быстро успокоиться. Родителям нельзя допускать ситуаций, когда мама говорит такую фразу «поорет и успокоится». Важно помогать детям учиться контролировать себя - в этом влияние личности родителей велико.
  • Развитие личности ребенка характеризуется расширением видов деятельности и увлечений. На этом этапе малышу необходим наставник, так как он еще многого не умеет делать. Учителем может быть родитель, который покажет весь процесс выполнения, все объяснит, обязательно похвалит. Если не получилось, кроху нельзя ругать, следует еще раз все объяснить, показать, с уверенностью убедив его, что в следующий раз все получится. Таким образом будущая личность приучается к самообразованию, стремлению развиваться, учиться. Подобные навыки необходимо привить перед тем, как идти в школу.

Факторы, влияющие на развитие личности ребенка, кроются не только в окружении взрослыми, но и сверстниками. Нахождение среди детей будет способствовать контактным навыкам, быстрому осознанию себя, а также превращению - эгоцентричная речь становится внутренней.

Что оказывает влияние?

Системно ролевая теория формирования личности ребенка по Н.М.Таланчуку включает в себя влияние окружающего мира и всего, что происходит в нем. Сначала кроха слышит, видит, потом трогает, осознает, размышляет. Разумеется, все эти мельчайшие моменты и детали являются важными пунктами, оказывающими влияние на формирование личности ребенка.

Психологические теории включают в себя:

Семейное влияние

Безусловно, семья является фундаментом процесса, имеет огромное значение для ребенка раннего возраста. Если отношения между мамой и папой положительные, ребенок видит, как все оказывают взаимную поддержку, он сам вырастет отзывчивой личностью, так как невольно будет повторять поведение родителей. Там, где постоянные скандалы, дети вырастают запуганными, они начинают врать, изворачиваться, зная, что последует за их поступками - ссора, крики, полное непонимание.

Да, бывают в хороших семьях пробелы с воспитанием - известны случаи, когда у благородных родителей вырастали воры и наркоманы. Многое в жизни зависит от врожденного темперамента и стремления ребенка. Но однозначно, что в семьях, где главенствующим инструментом воспитания является диктатура, дети вырастают с заниженной самооценкой. Там, где игнорируют детей, они рано становятся взрослыми. Гиперопека приводит к избалованности и множеству проблем. Влияние матери на формирование личности очень высоко - бесконечные страхи, будто сынок или дочка упадет, ударится, отравится и прочие безосновательные переживания приводят к созреванию человека, не способного ни трудиться, ни стараться, ни напрягаться. Таким детям удобнее ныть и ждать помощи от родителей.

Как же найти золотую середину? Существует тип правильных взаимоотношений в семье - своеобразное сотрудничество. Высокая нравственность, семейные ценности, оказание моральной поддержки, демократичный подход - вот разумные факторы развития личности ребенка, которые помогут ему стать человеком, а родители будут гордиться им. Роль семейных традиций в формировании личности неоценима.

Влияние социума

Субъекты, влияющие на развитие личности детей, встречаются с самого рождения. Сначала дети не знают, как себя вести, они искренни, а им говорят - «так нельзя», «так не делай» и т. д. Правила социума запрещают нам быть настоящими, но в этом есть плюс, иначе мир давно превратился бы в хаос, если бы каждый следовал своим желаниям, не пытался бы себя контролировать.

В детском саду ребенок сталкивается с воспитателями и другими детьми, учится мириться с правилами и порядками. Затем начинается школа, и родителям приходится делиться местом, считаясь с личностью учителя и его мнением. В подростковом периоде ребенок и вовсе ставит в приоритеты друзей, но со временем он начинает понимать, что был не прав. Все это естественно, важно, чтобы личность в огромном социуме не потерялась, а это значит, что родитель должен набраться терпения и помочь.

Влияние окружающего мира

Предпосылки формирования личности в раннем детстве начинаются с приезда из роддома домой. Внешняя среда как основа - обустраивается детская комната или уголок, заботливые родители приобретают самые красивые простыни, пеленки и одежду, не представляя, что уже формируются первые признаки личности.

Мамы поют колыбельные, а влияние музыки на развитие личности ребенка имеет существенное значение. Чтение сказок формирует основы культуры и моральные ценности. Причем существуют не просто ознакомительные сказки, а обучающие и психокоррекционные.

Роли родителей в формировании личности ребенка на этом не ограничиваются - в последствии важно организовывать просмотр нормальных фильмов, прослушивание соответствующей музыки, посещение культурных заведений, воспитанных друзей. Каждое событие, произошедшее в течение дня на глазах ребенка, оказывает влияние на формирующуюся личность.

Трудовая деятельность

Всестороннее развитие личности ребенка обязательно в любом возрасте, во многом оно требует его включения в процесс, приложения определенных сил.

Двухлеткам важно развивать творческие навыки, играть, можно завести домашнего питомца, за которым надо будет ухаживать. Раньше практически в каждом доме заводили животных, а дети учились считаться с ними, заботиться о них, соблюдать определенные правила. Сейчас традиции несколько изменились, но это не повод отказывать детям. Сюжетно-ролевые игры позволяют заметить, какую позицию выбирает малыш, лидер он или ведомый, будет ли стремиться проявить себя.

Дошкольников необходимо больше нагружать - для них уже не проблема вставать рано, чтобы пойти в садик и выполнять там задания, следовать распорядку дня. Пора вводить первые обязанности - подмести пол, вымыть посуду, застелить кровать. Влияние матери на формирование личности более весомое, чем отца, так как именно она большую часть времени находится рядом с ребенком. Перекладывать ответственность на родителя, который реже общается с ним, бессмысленно. Труд в принципе облагораживает, заставляет ценить и беречь, поэтому играет огромную роль для сложного рассматриваемого процесса.

В школе на личность влияют уже сверстники и учителя - в функции педагога входит побуждение ребенка к получению хорошей оценки, росту мотивации. При этом важно, чтобы подхалимство и ябедничество как фактор достижения успеха не стали основополагающими.

Вывод

Современные психологические теории развития личности, рассматривающие особенности психического развития, указывают на верную последовательность действий родителей, организацию сохранности жизни и благополучия ребенка, которые являются главными факторами построения будущего индивидуума. Обеспечить исключительно положительными факторами ребенка сложно, но оказать поддержку и понимание может каждый родитель. Именно мама и папа должны стать верными советчиками и опорой, только тогда малыш вырастет полноценной личностью.

Как формируются наши шаблоны и какую роль играют родители в этом процессе? Узнайте, какие проблемы у взрослых людей являются результатом жестокого обращения и небрежности с ними в детстве. Как воспитание в детстве влияет на взрослую жизнь с точки зрения психологии.

Одной из самых современных терапевтических направлений применяемых у взрослых при решении психологических проблем связанных с детством, является известная терапия по схеме Джефри Юнга. Он предполагает, что в первые годы нашей жизни создаются схемы или основные элементы психики. Они определяют наше типичное поведение и характер отношений с другими.

Схемы делятся на два типа:

Адаптивные - обеспечивают чувство единства, облегчают гибкость в действии, в целом способствуют психическому здоровью;

Неадаптивные - являются источником психических расстройств.

Влияние детства на взрослую жизнь - формирование схем

Если основные потребности ребенка удовлетворены, у него формируются адаптивные схемы: положительный образ самого себя, других людей и мира. Если потребности ребенка не удовлетворены, у него формируются неадаптивные схемы, которые полезны в детстве, но серьезно ухудшают функционирование во взрослой жизни.

Примерные потребности ребенка:

Безопасность - стабильный опекун, на которого можно положиться, и который обеспечивает хорошие условия для развития;

Связь с другими - свобода в выражении потребностей и чувств, интерес со стороны опекунов;

Автономия - пространство для познания мира, принятия решений в соответствии со своими потребностями;

Ощущение собственного достоинства - внимание и любовь со стороны родителей.

Влияние детства на взрослую жизнь огромно. Например, ребенок, который испытывает психологическое или физическое насилие, может развить модели недоверия, насилия, уязвимости, слабости и стыда. В свою очередь если ребенку позволять выходить за рамки норм поведения и мало уделять внимания его воспитанию, это может привести к формированию схемы зависимости, неосведомленности или уникальности и мании величия. Эти примеры поведенческих моделей не подходят для здорового функционирования во взрослой жизни и вызывают множество психических нарушений.

Нет идеальных семей. Нет родителей, которые знали бы, как полностью удовлетворить потребности своего ребенка и не переусердствовать с чрезмерной опекой. В результате большинство из нас сталкивались в детстве с незначительной или большой халатность со стороны родителей. Проблема может стать серьезной в случае пренебрежения потребностями ребенка.

Обидные слова

Существуют типичные типы слов, используемых родителями для замечания их ребенку. В основном они падают из уст опекунов как реакция на определенное поведение ребенка.

Мы делаем это для тебя. Ты должен быть благодарен! Если ребенок часто слышит, что родители делают все для него, у него развивается убежденность в том, что, если бы его не было, у его родителей не было бы и проблем. В связи с этим во взрослой жизни он будет чувствовать себя виноватым.

Нет времени отдыхать. Не будь глупым! Родители, которые обеспокоены тем, что их ребенок слишком много и слишком мало работает, могут создать у него убеждение в том, что он или она не заслуживают отдыха. В зрелом возрасте такой человек по-прежнему будет чувствовать, что ему нужно больше работать, чтобы почувствовать, что он заслуживает отдыха. Детство - это время не для работы, а для созревания.

Не думай что ты такой умный! Ребенок, чьи заявления подавлены и подвергнуты критике, может превратиться в человека, который боится выражать свое мнение. Его будет сопровождать страх, что он скажет что-то плохое. У таких людей также есть проблемы с доверием.

Ты делаешь из себя клоуна! Ребенок, чьи действия подвергаются критике и насмешкам будет испытывать большой страх перед неудачей во взрослой жизни. Он не будет предпринимать амбициозных задач из-за страха насмешки и мнения других.

Перестань реветь и ныть! Когда родители подавляют эмоции ребенка, он растет в убеждении, что должен держать свои переживания под контролем. Другими словами - подавлять и скрывать. В будущем это приводит к психологическим проблемам.

Ссоры опекунов

Учитывая влияние детства на взрослую жизнь, мы не можем забывать о ссоре родителей. Конфликты и недоразумения - это нормально. Вопрос в том, как родители с ними справляются. Дети, по сути, моделируют отношения своих опекунов и создают похожие во взрослой жизни. Кроме того, они могут использовать те же инструменты, которые родители использовали для решения конфликтов, такие как крики и насилие.

Частые ссоры на глазах у ребенка могут нанести ему психологический вред на всю оставшуюся жизнь, замедлить его развитие, вызвать проблемы с выражением и агрессию. Ссоры могут стать нормой и стандартом для ребенка, которые он будет использовать при общении с другими. Это, в свою очередь, приведет к большим проблемам с построением отношений.

Памятка для родителей! Когда вы начинаете ссориться, прерывайте конфликт в момент эмоционального пика, и возвращайтесь к обсуждению проблемы после того, когда эмоции стихнут.

Отсутствие теплого прикосновения

В первые годы жизни прикосновение особенно важно. Детей нужно носить на руках, обнимать, гладить и т. д. Дети, которые часто испытывают теплый физический контакт, в будущем более уравновешены, внимательны и чувствительны. Дети, которых редко обнимают родители, будут испытывать постоянное чувство стресса в будущем. Как вы можете видеть, влияние детства на взрослую жизнь начинается с первых дней.

Запреты для ребенка

Давайте рассмотрим, как детство влияет на взрослую жизнь, когда происходят следующие ситуации, которые, к сожалению, часто можно наблюдать:

Когда ребенок протестует и слышит, «помолчи»;

Когда он плачет и слышит «не реви и не ной»;

Когда его достижения, страхи или беспокойства игнорируются;

Он узнает, что его дела или мнение игнорируются, не одобряются.

Ребенок не избит, никто над ним не издевается. Родители заботятся о его материальном существовании. Несмотря на все это, он чувствует себя подавленным. Он не может рассказать своим родителям о проблемах, которые он испытывает в школе, потому что очень хорошо знает, что услышит: «не выдумывай/перестань ныть».

Дети нуждаются во внимании. Если ребенок не получает внимания, он перестает его искать или наоборот - пытается доказать, что он его заслуживает. Возможно, он пытается в какой-то способ это показать, что иногда доставляет хлопоты и ему, и родителям. У таких детей могут быть большие успехи в школе, а затем во взрослой жизни. Самооценка путается с успехами, и они вынуждены работать все труднее, только чтобы почувствовать, что они заслуживают внимания других.

Взрослые, которые не получали достаточного внимания в детстве даже в банальных ситуациях, испытывают сильную эмоциональную реакцию, когда чувствуют себя обиженными. Они все еще должны доказать свою точку зрения. Такая жизнь полна напряженности и страхов отказа, неодобрения, неудачи.

В заключении

Мы - сложные существа, и неудивительно, что период нашего развития также является сложным. Однако жить становится намного легче, когда мы вспоминаем об основных ценностях, любви и уважении.
Влияние детства на взрослую жизнь является мощным. Поэтому так важна правильная подготовка родителей и осознавание того, какую ключевую роль они играют. Сильное беспокойство, ненависть, агрессия - это экстремальные эмоции, которые люди часто испытывают по той причине, что им было больно в детстве. В следующий раз, когда вы сердитесь на чье-то поведение, помните, что вы узнали сегодня. Столько конфликтов можно избежать, если попытаться понять другого человека.

Более 7 видов психологических травм могут произойти с человеком в детстве. Как избежать последствий и жить счастливо?

Люди, будучи уже взрослыми, пытаясь разобраться в себе и своих проблемах, часто даже и не подозревают, что их сегодняшние проблемы и конфликты связанны с детством и детскими травмами.

Детская, как и любая психологическая травма – это очень субъективная вещь. Событие может ссорящиеся родителиоказаться для человека травмирующим только в том случаи, если оно было для него, во-первых, значимым, во-вторых, вызвало сильное эмоциональное переживание. Это может быть предательство, обман, несправедливость, разочарование, насилие, смерть близкого человека, болезнь. Все эти события могут и не быть травмирующими, если человек принял этот опыт целиком и полностью и интегрировал его с собой.

Самыми травмирующими для нас являются травмы детства, поскольку мы их часто просто не помним и потому не осознаем. Они глубоко сидят в подсознании и потому особенно сильно и незаметно влияют на нашу жизнь. Любое нарушение семейных взаимоотношений не проходит бесследно ни для кого, но для ребенка в особенности, поскольку оно влияет на всю его дальнейшую взрослую жизнь.

Будучи детьми, все мы учились реагировать на те или иные обстоятельства, копируя поведение родителей, осознанно или нет, поскольку сами мы еще были не в состоянии конструировать собственное поведение на основе своего опыта. Родители учили нас всему, и потому являются для нас очень значимыми, «опорными» фигурами. Для ребенка и его будущего очень важны не отдельные поступки родителей, а их жизненная позиция: живут ли они как любящие, помогающие друг другу и твердые в своих убеждениях люди или что-то делает их злыми, тревожными, внутренне раздвоенными. Часто сами родители страдали от психологических проблем и неразрешенных конфликтов и показывали нам не всегда положительный пример поведения, даже того не осознавая.

Есть теория, что многие нерешенные душевные проблемы родителей передаются их детям, причем в усугубленном виде. Происходит эта передача путем «внушения» от родителя к ребенку в раннем детстве. Родители передают детям свои «родительские представления» (директивы) о том, как нужно жить, относиться к людям и обращаться с родителями и старшими, даже не задумываясь о том, что их «представления» не только являются причиной их собственных проблем, но и могут сломать всю жизнь ребенку.

Директива - это скрытое приказание, завуалированное в словах или действиях родителей, за неисполнение которого ребенок будет наказан. Наказание за неисполнение этой директивы следует не явное, как, например, физическое наказание, а косвенное – через чувство вины. Ребенок как бы наказывает сам себя чувством вины перед родителем, внушившим ему такую установку.

Многие из этих родительских директив и являются основой детской психологической травмы и не дают нам жить нормально во взрослой жизни. Вот лишь некоторые из них:

1. ТРАВМА «НЕ ЖИВИ»

Такую директиву внушают те родители, которые показывают или рассказывают ребенку, как много проблем он им принес, появившись на свет, и как тяжело им пришлось в период после его рождения, как он часто болел, сколько переживаний и горя он им причинил своим поведением, сколько бессонных ночей и нервов было на него потрачено. Слыша такое от родителей, ребенок понимает все буквально: «Родителям со мной тяжело. Лучше бы я умер, это избавит их от всех проблем». Выполняя этот родительский «приказ», ребенок сначала, «как бы случайно» начинает разбивать коленки и ломать руки, а вырастая, находит другой способ саморазрушения – алкоголь, курение, наркомания и экстремальные виды спорта.

2. ТРАВМА «НЕ БУДЬ САМИМ СОБОЙ»

Человек с этой директивой постоянно не удовлетворен собой. Он все время хочет быть похожим на кого-то другого. А вызывается она родительскими высказываниями типа: «Вот посмотри на Анечку, она младше тебя, а уже много умеет», «Будь похожим на…», «Вот посмотри, как ведет себя этот мальчик (эта девочка) и бери с них пример». Вырастая, такой человек становиться очень критичным к себе. Будучи постоянно неудовлетворенным собой и мотивированным такими родительскими высказываниями на зависть к кому-то или чему-то, он начинает убегать от самого себя, и надевает маски тех, кого считает лучше себя, себя же при этом считая ничтожеством. Есть еще одна причина укоренения такого сообщения от родителей в подсознании, когда родители ожидали ребенка другого пола и не постеснялись неоднократно сообщить это своему чаду: «Мы так ждали мальчика, а появилась ты», «Мы хотели Анечку, а получился Антон».

3. ТРАВМА «НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ»

Родители часто повторяют: будь серьезным, не дурачься, что ты ведешь себя как маленький, ты уже взрослый, пора тебе поумнеть и все в таком роде. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои «детские» желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми, как со своими, так и с чужими, потому что он «взрослый». Ну и конечно без завести тут не обходится, ведь другим детям можно то, что ему было нельзя.

4. ТРАВМА «НЕ РАСТИ», «ОСТАВАЙСЯ МАЛЕНЬКИМ»

Такую директиву создают своим детям родители рассуждающие так: «Вот повзрослеет сынок (дочка), создаст свою семью, и я уже никому не буду нужен». Такие родители просто привыкли жить жизнью детей и уже забыли, как это жить собственной, поэтому не представляют, что они будут делать, когда дети их «покинут». Такие родители «внушают» своим детям, что детство – это самое прекрасное, что у них будет. Ребенок, получивший директиву «не расти», так никогда и не вырастет, отдавая свою взрослую жизнь родителям.

5. ТРАВМА «НЕ ДУМАЙ»

Такой «приказ» могут дать родители через фразы типа: «Не умничай», «Меньше думай, больше делай», «Хватит мечтать о небесных кренделях» и подобных. В итоге дети, вырастая не способны решать трудные проблемы, которые требуют стратегии. Разного рода «странные мысли» такой взрослый заглушает алкоголем и развлечениями.

6. ТРАВМА «НЕ ЧУВСТВУЙ»

Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства и эмоции и запрещают проявлять, к примеру, страх или злость своему ребенку. Ребенок приучается «не слышать» сигналы своего тела и души о возможных неприятностях. «Не сахарный, не растаешь», «Терпи, перестань ныть, ты же мужчина». И ребенок в итоге начинает думать, что чувствовать это «плохо» и «нельзя» и внешне перестает чувствовать. Впоследствии это может стать причиной очень серьезных психосоматических заболеваний, поскольку сами эмоции никуда не деваются, а оседают глубоко внутри.

7. ТРАВМЫ «БУДЬ САМЫМ ЛУЧШИМ» И «НЕ ДОСТИГАЙ УСПЕХА»

Эти два полюса всегда идут рядом. С одной стороны родители хотят гордиться своим ребенком и расстраиваются, если он не оправдывает их надежд: «Если закончишь четверть с «тройками», то …». Так ребенка приучают, что все надо выслужить. Но соблюсти все условия игры одновременно не удается. С другой стороны ребенок рискует «напороться» на родительскую зависть: «Мы сами не могли получить высшее образование, но отказываем себе во всем только ради того, чтобы ты закончила институт». Уже потом, во взрослой жизни, не раз столкнувшись с неудачами и потерпев поражение, мы понимаем, что где-то глубоко внутри «достигнуть успеха» для нас означает - приносить родителям несчастья и зависть.

8. ТРАВМА «НИКОМУ НЕЛЬЗЯ ВЕРИТЬ, - УЖ ВЫ МНЕ ПОВЕРЬТЕ!»

Фразы родителей «Никому не доверяй, все люди обманщики», «Верь только мне (родителю)» ребенок понимает примерно так: «Любая близость опасна, если это не близость со мной». Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный. Будучи взрослым, такой человек может иметь серьезные проблемы с доверием, а значит проблемы в личной и сексуальной жизни.

9.ТРАВМА «НЕ ДЕЛАЙ»

Сверхзаботливые и осторожные родители не позволяют ребенку совершать многие обычные поступки. «Не трогай кошку - поцарапает», «Не лазай по деревьям - упадешь». В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Естественно, ребенок даже не догадывается, что его страхи - лишь послушное следование директиве, смысл которой: «Не делай сам, это опасно. Подожди меня». Во взрослой жизни такой человек испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Это лишь немногие из тех детских психологических травм, которые продолжают влиять на нашу взрослую жизнь, на самом деле их гораздо больше. Секрет нерушимости этих родительских приказов в том, что нам невероятно тяжело перепрыгнуть тот уровень убеждений, который нам достался от родителей. Родители предлагали нам свои представления о жизни, так как свою шкалу ценностей они считают незыблемой, единственно правильной, и нам порой тоже не хватает смелости в ней усомниться.

Поделиться: