Проекты по физре в доу на неделю. Проект в детском саду по физическому воспитанию. Формы организации деятельности

Проект в ДОУ «Навстречу рекордам»

Направление проекта: «Физическая культура»
Образовательные области: «Здоровье», «Физическая культура».
Мы строим будущее смело,
Шагаем к цели, как спортсмены!
С пути мы, верно, не сойдём –
Здоровье нации вернем!
России будущее – дети,
Ценней всего для нас на свете.
Чтоб фундамент прочный заложить –
Традиции должны мы возродить.

Актуальность проекта:
Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях, сегодня, на мой взгляд, является актуальным и принципиальным. Целью вводимого комплекса является дальнейшее повышение уровня физического воспитания и готовности людей, в первую очередь молодого поколения к труду и обороне. Именно так закладывался ранее, и будет закладываться сейчас фундамент для будущих достижений страны в и обороне. Будучи уникальной программой физкультурной подготовки, комплекс ГТО должен стать основополагающим в единой системе патриотического воспитания подрастающего поколения.
Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного проекта, отмечу, что все люди разные. Однако, у всех, кто добровольно решит пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, – целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиться успеха в условиях конкуренции на рынке труда, а наша задача помочь им в этом, т.к. их достижения будут иметь не просто личностный, а социальный смысл. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Все это и натолкнуло меня на мысль о создании проекта по реализации комплекса ГТО.
Проблема: недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Низкая спортивная активность, малоподвижный образ жизни детей и их семей, отсутствие понимания культуры. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска, отсутствие полезных привычек).
Цель проекта: сделать работу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста систематической и результативной.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с программой ГТО и традицией их проведения;
2. Расширить и закрепить знания детей и родителей о здоровом образе жизни;
3. Продолжать развивать двигательные навыки и физические качества детей;
4. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;
5. Содействовать развитию интереса к занятиям физической культурой и;
6. Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме «здоровый образ жизни»;
7. Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Новизна проекта: создание в дошкольном учреждении системы по подготовке к проведению испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Совместная деятельность дошкольного учреждения, МБОУ ДЮСШ и семьи с целью приобщения ребенка к здоровому образу жизни и обогащению его социального опыта.
Вид проекта: познавательно – оздоровительный.
Участники проекта: дошкольники 6-7 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, директор МБОУ ДЮСШ, тренеры – преподаватели МБОУ ДЮСШ.
Партнеры проекта: МБОУ ДЮСШ.
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Основные формы реализации проекта: беседы, детское творчество, игры, викторины, конкурсы, экскурсии, развлечения.
Сроки реализации проекта: С 1.09.2017 по 1.07.2018г..
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Формы работы: Игровая, познавательная, творческая.

Ожидаемые результаты:
1. выявление физической и психологической предрасположенности дошкольника к какому-либо виду спорта;
2. пополнение знаний о комплексе ГТО.
3. повышение мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом;
4. положительная результативность в сдаче норм «ГТО»;5. рост спортивных достижений;5. эмоциональное сближение детей и родителей;
6. рост профессиональной компетенции педагогов;
7. активное взаимодействие родителей и педагогов;
8. обогащение педагогического опыта родителей;
9. сформированность у родителей осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни;
10. обогащение методической базы и развивающей среды в ДОУ;
11. приобретение опыта взаимодействия с социальными партнёрами;
12. повышение привлекательности детского сада в глазах родителей и коллег.
Условия для реализации проекта:
Для успешной реализации проекта «Навстречу рекордам» в МБОУ «Парабельская гимназия» имеется кадровый потенциал: инструктор по физической культуре, воспитатели, медицинский работник, логопед, психолог, музыкальный руководитель.
Созданы благоприятные условия: подготовлена спортивная площадка, приобретено необходимое спортивное оборудование, в группах создана комфортная пространственная среда, центры двигательной активности во всех возрастных группах. Также приобретена методическая и художественная литература.
Нормативно – правовое регулирование и нормативная база реализации проекта
Нормативно-правовая база проекта выстраивается на основе законодательных, программных документов федерального, регионального и муниципального уровней. К наиболее значимым документам, определяющим условия и механизмы внедрения модели воспитательной компоненты на федеральном уровне, относятся:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
3. Проект Постановления Правительства Российской Федерации от 2014г. «Об утверждении
4. Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»и(ГТО)».
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.

Дорожная карта проекта

Организационно-педагогическая работа:
1 Диагностика уровня физической подготовленности детей. Сентябрь 2017 – май 2018. Ответственные: Инструктор ФК.
2 Анализ условий для реализации проекта. Сентябрь 2017. Ответственные:Заведующая, рабочая группа.
3 Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала по теме проекта. Постоянно. Ответственные:Воспитатели, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
4 Составление плана мероприятий.Сентябрь – октябрь 2017. Ответственные:Инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели, директор МБОУ ДЮСШ.
5 Знакомство и изучение нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) I ступень (возрастная группа от 6 до 8 лет);Ноябрь 2017. Ответственные:Инструктор по физической культуре.
6 Презентация с использованием мультимедийного оборудования «История возникновения ГТО»; Ноябрь 2017. Ответственные:Инструктор по физической культуре, старший воспитатель.
7 Подборка оборудования, спортивного инвентаря для проведения нормативных испытаний, физкультурных занятий и спортивных праздников. Октябрь-ноябрь 2017. Ответственные: Заведующая, инструктор по физической культуре.
8 Презентация для детей и родителей с использованием мультимедийного оборудования «Выполняем нормы ГТО». Май 2018. Ответственные:Инструктор по физической культуре, воспитатели.
9 Презентация проекта и создание методических рекомендаций для педагогов других ДОУ. Июнь 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
10 Фотоотчёт на сайте детского сада по проведённым мероприятиям в рамках проекта. Июнь 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре,старший воспитатель.
11 Составление сборника стихов, загадок о разных видах спорта. Апрель-май 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре, воспитатели.
12 Анализ мониторинга работы по проекту «Навстречу рекордам». Июнь 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
13 Подбор музыкального репертуара, изготовление новых атрибутов, подготовка и оформление зала к спортивным праздникам. Сентябрь-октябрь 2017. Ответственные: Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
14 Разработка сценария спортивного праздника «ГТО – наш верный друг». Апрель 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
15 Стенд «ГТО – возродим традиции!». Октябрь 2017. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
16 Выставка совместного творчества детей и родителей «От норм ГТО – к олимпийским медалям!». Февраль 2018. Ответственные: Воспитатели, старший воспитатель.
17 Фотовыстовка «Навстречу рекордам». Март 2018. Ответственные: Воспитатели, старший воспитатель.
18 Семинар-практикум для педагогов:«Физкультурно-образовательное пространство дошкольного учреждения как условие подготовки детей к сдаче норм комплекса ГТО». Октябрь 2017. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
19 Консультация для педагогов: «Что такое ГТО?». Декабрь 2017. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
20 Консультация для родителей: «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте? Январь 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
21 Консультация для педагогов: «Внедрение комплекса ГТО в ДОУ. Март 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
22 Консультация для родителей: «Нормативные испытания «ГТО» и как их проходить». Апрель 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
Интегрированные спортивно-оздоровительные мероприятия для детей.
24 Экскурсия в МБОУ ДЮСШ. Октябрь 2017. Ответственные: Директор ДЮСШ, инструктор по физической культуре.
25 Знакомство с лучшими спортсменами ДЮСШ. Январь 2018. Ответственные: Директор ДЮСШ, инструктор по физической культуре.
26 Сдача норм ГТО на базе ДЮСШ. Май 2018. Ответственные: Директор ДЮСШ, тренера ДЮСШ, инструктор по физической культуре.
27 Проведение спортивного праздника «ГТО – наш верный друг». Июнь 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре, воспитатели.
Мероприятия с родителями.
28 Совместное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья». Октябрь 2017. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
29 Мастер-класс «Делай как я!» для детей подготовительной к школе группы и их родителей по разным видам нормативов «ГТО» (силовые, на гибкость, на скорость и выносливость). Май 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре, воспитатели.
Работа с детьми.
30 Игры – упражнения с включением обязательных испытаний (тестов) ВФСК «ГТО». В течение года. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
31 Рассматривание с детьми иллюстраций, фото и видео материалов по теме проекта. В течение года. Ответственные: Воспитатели, инструктор по физической культуре.
32 Чтение с детьми рассказов, загадывание загадок, разучивание стихотворений о спорте. В течение года. Ответственные: Воспитатели.
33 Проведение с детьми интеллектуальных и развивающих игр: «Узнай вид спорта», «Спортивное оборудование», «Сложи картинку», «Найди спортсмена по описанию», «Что изменилось на спортивной арене?». В течение года. Ответственные: Инструктор по физической культуре, воспитатели.
34 Рисование

Педагогический проект в ДОУ

Чиркин Сергей Васильевич, инструктор по физической культуре муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ласточка» города Балашова Саратовской области»
Описание материала: проект «Эти разные мячи» рассчитан на обучающихся в возрасте от 4 до 7 лет. Имеет педагогическую ценность, и надеюсь, будет интересен коллегам и применен ими в практической деятельности. Предполагается реализация целей и задач проектной деятельности в совместной игровой деятельности и непосредственно образовательной. Кроме того, ценность состоит в совместной деятельности обучающихся с педагогами и родителями по изготовлению продукта проекта.
Проект по образовательной области физическая культура «Эти разные мячи»
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

По форме – познавательно-игровой;
По классу – монопроект;
По типу – социальный;
По виду – оздоровительный;
По длительности – долгосрочный.
НАШ ДЕВИЗ: “Мяч помощник нам в игре, ты бери его везде!!!”
ЭМБЛЕМА МЕРОПРИЯТИЯ: ребенок на земном шаре, изображение символизирующее значение мяча и активных форм деятельности на планете Земля.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, "отвечающие" за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.
Однако, хотя данные факты научно доказаны и общеизвестны порой не все родители (лица из заменяющие) о них знают и применяют в деятельности. По данным статистического анализа проведенного по инициативе районного методического объединения инструкторов по физической культуре (протокол № 4 от 23.05.2013 г.) выявлено, что 58 % семей имеют игровое развивающее пособие мяч и используют в совместной деятельности с ребенком. Данный факт способствовал обоснованию выбора темы для проектной деятельности и определил приоритетные цели и задачи.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта – способствовать познавательному развитию ребенка в мире спорта и активных форм деятельности по средствам взаимодействия с мячом индивидуального характера и при сотрудничестве со взрослым (родителем, педагогом).
Основными задачами проекта являются:
актуализация роли семьи в физическом воспитании дошкольников, формирование гармоничных отношений между детьми и взрослыми;
формирование у детей и родителей практических умений при выборе и изготовлении пособий развивающе-оздоровительной направленности и действий с ними;
пропаганда здорового образа жизни по средствам организации активного досуга с использованием мяча;
пополнение материальной базы дошкольного учреждения спортивным оборудованием нетрадиционного способа изготовления;
Постановка проблемы в социуме с поиском возможных вариаций ее решения.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.
Участие в проекте принимают дети дошкольного возраста (с 4 до 7 лет), в составе 62 человек, педагоги (воспитатели ОУ) и сотрудники МДОУ д/с «Ласточка» города Балашова Саратовской области (старшая медсестра, заведующая, старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель), родители (законные представители) воспитанников.
Выбор участников обоснован несколькими показателями:
результаты анкетирования «Активные формы отдыха в практике семейного воспитания», которые свидетельствуют о том, что лишь 58% имеют спортивный инвентарь дома, 12% совместно в ребенком участвуют в играх и организуют туристические походы, 21 % - занимаются закаливанием детей и лишь 11% совместно с детьми участвуют в реализации творческих задумок, способствующих двигательной активности ребенка;
в преддверии зимний Олимпиады в Сочи -2014, с целью пропаганды здорового образа жизни;
реализацией системы работы по здоровьесбережению воспитанников в условиях ДОУ при взаимодействии всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (родители, педагоги, дети).
СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
Проект, реализуемый на протяжении трех календарных месяцев с 9 сентября по 15 ноября 2013-2014 учебного года, предусматривает несколько этапов.
Целью подготовительного этапа "Для чего и зачем" является исследование уровня владения информацией о значении физкультурно-оздоровительных упражнений и игр с использованием мяча в работе с детьми дошкольного возраста и ее осуществление в условиях семейного воспитания Рабо¬та на данном этапе строится по трем направлениям.
Для того чтобы выяснить, уровень информационной лабильности родителей по вопросу исследования проведено анкетирование «Мой друг мяч». С детьми проведена беседа «Игры, в которые я играю дома», которая позволила определить степень активного отдыха в условиях семейного воспитания и уровень оснащённости развивающей среды пребывания ребенка дома. С педагогами организованна дискуссия об организации активного досуга в группе и на прогулке с использованием мяча.
Анкетирование позволяет определить степень владения родителями информацией о пользе упражнений с мячом и способах организации деятельности с ним. Кроме того, освещение данного вопроса формирует процесс целеполагания и активизирует их деятельность по изучению изложенного в анкете материала.
Педагоги в процессе дискуссии приходят к ряду педагогических направлений деятельности: креативное и двигательное развитие в процессе взаимодействия с мячом, приобщение к истокам народной культуры, развитие физических качеств и навыков, обогащение познавательной сферы ребенка, активизация его деятельности по средствам взаимодействия с мячами различной функциональной принадлежности (теннисный, волан, баскетбольный, футбольный)
Беседа с воспитанниками позволит определить уровень заинтересованности их деятельностью, основные приоритетные направления деятельности и приемлемые формы работы.
Целью практического этапа "Эти разные мячи" являет¬ся теоритическое, практическое изучение проблемы ребенком во взаимодействии с родителями и педагогами ДОУ.
На данном этапе предполагается экскурс в историю развития мяча, практическая работа с участием взрослого по изготовлению мячей из подручного и бросового материала, проведение познавательно-развивающих физкультурно-оздоровительных мероприятий с участием воспитанников и их родителей.
Цель оценочного этапа "мяч – мой друг" - анализ эффективности реализации проекта путем определения мировоззрения участников на проблему, сформированности мотивации к здоро¬вому образу жизни детей и родителей на основе активного отдыха и действий с физ. инвентарем.
На данном этапе проводится итоговое тестирование родителей, праздничные мероприятия с участием детей и творческие гостиные с педагогами по обсуждению этапов реализации проектов и их оценка с точки зрения значимости для общего результата деятельности. Продуктом деятельности является выставка нетрадиционного оборудования (мячи) «Эти разные мячи».
Более подробно этапы реализации проекта "Эти разные мячи" представлены ниже.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап «Для чего и зачем?» (15 сентября- 28 сентября)
С пед. коллективом: определение целей и задач проектной деятельности, разработка маршрута реализации проекта, с обсуждением представленных предложений и мнений, дискуссия «Организация активного отдыха детей в группе и на прогулке с использованием мяча».
С обучающимися: знакомство с направлениями деятельности по реализации проекта, беседа «Игры, в которые я играю дома», интервьюирование (выборочное) «Для чего нужны мячи?"
С родителями: знакомство с целями, задачами и направлениями реализации проекта, анкетирование «Мой друг мяч», индивидуальные беседы по вопросу создания и пополнения развивающе-игровой среды в условиях домашнего воспитания
Основной этап «Эти разные мячи» (30 сентября – 8 ноября)
С пед. коллективом: индивидуальная работа с педагогами по подготовке и проведению совместных мероприятий, мастер-класс «Применение игровых обучающих ситуаций в системе развития физических качеств», подбор и проведение подвижных игр и упражнений с использованием мяча различного диаметра и материала.
С обучающимися: знакомство с историей возникновения мяча по средствам видео презентации «Путешествие мяча» (старшие группы); устный журнал «Какие мячи есть в спортивном зале и как их использовать?» (средняя группа); работа с раскрасками «Мяч в игре» (все возрастные группы)

Игровые обучающие ситуации: «В какие игры можно с мячом играть» (средняя группа), «Разные мячи – для разных игр» (старшая группа), «Как мяч здоровье укрепляет» (подготовительная группа); изготовление мячей из бросового и подручного материала «Мастерская Оранжевого мяча» (все возрастные группы)



Видеофильм «Спортивные игры с мячом» (старшие группы); Совместная деятельность с детьми «Мяч в детской книге» (младшие группы)
С родителями: информационная папка «Значение мяча в развитии организма ребенка»; участие в практических мероприятиях (игровые обучающие ситуации, подвижные игры, «Мастерская Оранжевого мяча» и тп.); совместное изготовление с ребенком мяча для игр из бросового и подручного материала, составление аннотации по его использованию, индивидуальные беседы «Как и из чего изготовить мяч для игры с ребенком»
Заключительный этап «Мяч мой друг» (11 ноября – 15 ноября)
С пед. коллективом: организация выставки «Эти разные мячи»

Анкетирование «Игры в группе»; обмен опытом работы участников проекта, подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
С обучающимися: выявление и определение уровня знаний и практических умений детей при взаимодействии с мячом: спортивное развлечение «Мой веселый звонкий мяч» (средняя группа); игровая обучающая ситуация «Школа мяча» (старшая группа); презентация к проекту «Мой мяч».


Рефлексия по результатам проведенных мероприятий
С родителями: демонстрация творческих идей по изготовлению игрового пособия «мяч» на выставке; анкетирование «Детские игры с мячом» Приложение 5;информационная папка «Играем вместе с детьми» (игры с мячом);выражение благодарности родителям, внесшим большой вклад в реализацию проекта.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми, с использованием мяча;
формирование активной позиции у детей по здоровьеукреплению и здоровьесбережению по средствам игр и игровых упражнений с мячом;
просвещение родителей и организация совместной работы по формированию у воспитанников имиджа здорового образа жизни;
обобщение и распространение результатов работы среди педагогических работников ДОУ;
организация выставки нетрадиционного оборудования «Эти разные мячи»;
участие в методических мероприятиях различного уровня с обобщением опыта работы над проектом;
создание пособий и методического материала по ознакомлению детей и родителей с историей мяча и формами активной деятельности с ним.
Долгосрочные результаты деятельности по данному Проекту найдут свое отражение в организации последующей деятельности с дошкольниками учитывая принцип усложнения и расширения кругозора воспитанников. Значимость отражает осознанное отношение и активное участие в деятельности родителей воспитанников, как наставников, созидателей и образца деятельности.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Исходя из целей и задач проектной деятельности предложены следующие критерии оценивания:
- у воспитанников уровень сформированности базы знаний и практических навыков работы с мячом (выявляется в процессе проведения спортивно-оздоровительных мероприятий на заключительном этапе деятельности);
- самостоятельность и инициативность детей в действиях практического и игрового характера (выявляется в процессе наблюдения в группах);
- информационное обеспечение родителей по проблеме использования мяча, как средства укрепления организма ребенка (выявляется по результатам входящего и итогового анкетирования);
- систематизация материала в области применения мяча при организации игр и игровых упражнений в группе и во время прогулки (проявляется при организации деятельности на каждом этапе реализации проекта и анкетирования педагогов);
- формирование основ здорового образа жизни у воспитанников через активизацию двигательной деятельности в условиях семьи и ДОУ (выявляется при общем состоянии организма и эмоциональных проявлениях ребенка в деятельности).
ОЦЕНКА РИСКОВ
При реализации Проекта возможны следующие ситуации риска, которые могут привести к снижению результативности деятельности:
1. Активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме Проекта.
2. Взаимодействие всех работников ДОУ с целью решения целей и задач Проекта, загруженность воспитателей дополнительной деятельностью. Предусмотрев это на этапе подготовке проекта проведена коррекция перспективного планирования специалистов ДОУ и воспитателей.
3. Утеря интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в Проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную и двигательную активность детей.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Сегодня можно сказать, что данный проект позво¬ляет достичь поставленных целей при наименьших затратах ресурсов. Кроме того, его познавательный потенциал активизирует деятельность всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги) и способствует активности при организации совместной игровой деятельности.
В ходе реализации проекта педагогический опыт распространяется в рамках города и области, вызы¬вает интерес у коллег, что стимулирует педагогические коллективы к его широкому применению, де¬монстрирует ценность взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива МДОУ.
Расширение знаний родителей в вопросе организации совместной деятельности при использовании мяча и ее значения для общего физического и соматического развития организма ребенка позволяет активизировать их деятельность в условиях семейного воспитания. Таким образом, при совместно организованной деятельности в семье и ДОУ на основе активных форм отдыха помогает укрепить здоровье ребенка и снизить заболеваемость по группам.
Проект «Эти разные мячи» может быть реализован с детьми 5-7 лет на различных ступенях образования – в ДОУ, учреждениях дополнительного образования, начальной школе.
Результаты деятельности представлены к обсуждению в рамках мероприятий различного уровня:
- обобщение информации по реализации проекта и знакомство педагогов с результатами деятельности в рамках педагогической гостиной «Формы и методы работы, при взаимодействии всех субъектов педагогического процесса, по формированию имиджа здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»;
- представление итогов работы на Всероссийском педагогическом фестивале «Открытый урок».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ
Сфера, 2007.
2.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. Учеб. Пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М. Изд.
Центр «Академия», 2002.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
5. Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»; Учебно-методическое пособие / науч. Ред.: А.Г. Гогоберидзе. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. -160с.
6. Анисимова М.С., Хабарова Т.В. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста. Методический комплект программы «Детство». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 208 с.
7. Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 112 с.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 146»

Коминтерновский район город Воронеж


ПРОЕКТ

по физическому воспитанию детей


«Растим детей здоровыми»

2014 - 2017

Руководитель проекта заведующий:

ТАМБОВЦЕВА

ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Заместитель заведующего по УМР

КУДИНОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА

инструктор по физкультуре

ПОПОЛИТОВА ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА

Принят на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от 29.08.2014 года

Идеал воспитания – это сочетание

ума мудреца с силой и здоровьем атлета.

Ж.Ж.Руссо.

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин этому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

В настоящее время существует немало программ и методических рекомендаций по организации воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ (В.Г.Алямовская «Здоровье», 1993г, Ю.Ф.Змановский «Здоровый дошкольник»,1996, В.Г.Кудрявцев Развивающая педагогика оздоровления» 2000г, «Здоровье» Л.Г.Татарникова). Однако, несмотря на достаточную проработанность проблемы оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, внедрение имеющихся программ и технологий тормозится в силу отсутствия механизма их адаптации к возможностям конкретного дошкольного учреждения, специфики региональных особенностей, а также материальных, организационных, кадровых и иных условий.

Здоровье ребенка – категория многогранная и динамическая, она включает физическое, интеллектуальное, функциональное развитие детей в соответствующие возрастные периоды, а также способность адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Рост и развитие должны оцениваться не только психофизиологическими величинами, но и способностью ребенка контактировать со сверстниками и взрослыми, воспринимать и усваивать необходимую информацию, реально оценивать и развивать свои возможности. Только комплексный подход к оценке уровня здоровья позволит найти оптимальные пути оздоровления ребенка. Первостепенная задача – установление индивидуальных особенностей потребности ребенка в движении.

Программа основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях и составлена с учетом документов: Программы воспитания и обучения детей под редакцией Васильевой, «Здоровье» Л.Г.Татарниковой.

Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах гигиены, охране здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки. Программа направлена на обеспечение укрепления здоровья детей, применение эффективных методов закаливания в условиях детского сада и семьи, разработку психогигиенических требований в условиях детского сада.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

1.Закон РФ «Об образовании»

2.Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ И Госсанэпиднадзором.

3.Устав образовательного учреждения

4. Положение о ДОУ

Цель программы : научить ребенка беречь себя через воспитание привычки думать и заботиться о своем здоровье.

Программа направлена на воспитание у детей положительного отношения к здоровому образу жизни, обогащение знаний о себе и своем организме, о способах сохранения здоровья, о способах оказания элементарной помощи и самопомощи.

Для достижения поставленных целей необходимо:

Сформировать навыки ухода за телом

Создать условия для закаливания, дав ребенку возможность самому решать, как закаливать организм

Выработать стойкую привычку к самомассажу

Создать проблемную ситуацию, которая наглядно демонстрировала бы значимость правильного отношения к своему здоровью

Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами

Дать основные представления о строении и функции тела

Убедить: если беречь свое тело, правильнопитаться и заниматься физической культурой, обязательно вырастишь крепким, здоровым, красивым, умным.

Формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих

Ознакомить детей с возможными травмирующими ситуациями

Научить некоторым приемам первой медицинской помощи в случае травмы (ушиб, поре, ссадина)

Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения)

Основные направления программы:

Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада

Организация и надлежайшее выполнение санитарно-гигиенического режима

Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания

Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактики

Проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики

Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров

Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.

Обеспечение реализации основных направлений программы

1.Техническое и кадровое обеспечение:

Приобретение необходимого оборудования

Осуществление ремонта пищеблока, коридоров, игровых площадок

Оборудование помещений: спортивного зала, групповых комнат

Пополнение среды нестандартными пособиями: мягкими модулями, нестандартными ковриками, массажерами

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ

2.Организационно-педагогическое и психолого-педагогическое обеспечение:

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

Элементы точечного массажа (по А.А.Уманской)

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

Дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой

Психогимнастика по методике Чистяковой

Создание здорового психологического микроклимата коллектива взрослых и детей

Организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ и в семье, проведение консультаций, стендовые сообщения.

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей.

Принципы создания программы :

1.доступность

Учет возрастных особенностей

Адаптированность материала к возрасту детей

2.систематичность и последовательность

Постепенная подача материала от простого к сложному

Частое повторение усвоенных правил и норм

3.наглядность

Учет особенностей мышления

4.Динамичность:

Интеграция программы в разные виды деятельности

5.дифференциация:

Учет возрастных особенностей

Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Средства реализации:

Совместная деятельность педагога с детьми по темам: «Я-человек», «Я и движение»,

«Я осваиваю гигиену и этикет»,

«Я и опасные предметы», « Я и улица». Эти темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей формированию навыков здоровья и конструирования вариантов своего, здорового образа жизни.

Работа с родителями, Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады – родитель- воспитатель- ребенок для развития культуры, здоровья и включает разные формы работы.

Методы реализации программы

Практические

словесные

Наглядные

1.создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в детском саду

2.демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка

3.организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей

4. закаливающие мероприятия

5.оформление уголка ОБЖ в МДОУ

6.разметка дорожного движения на участке детского сада

1.беседы

2.чтение художественной литературы

3.заучивание стихотворений

4.дидактические игры

5.сюжетно-ролевые игры

6.подвижные игры

7 развлечения

8.моделирование ситуаций

9консультации

10 наблюдения

1.организация выставок. Конкурсов

2.сбор фотоматериалов

3.рассматривание иллюстраций

4.аудиовизуальная техника

5.информационно-агитационные стенды

6.театральная деятельность

7.личный пример взрослых

Ожидаемые результаты :

1.полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья

2.приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни

3.полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

4. разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста

5.обоснование и внедрение в деятельность дошкольного учреждения системы неспецифической профилактики респираторных заболеваний.

Объекты программы

1.дети дошкольного образовательного учреждения

2.семьи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение

3.педагогический коллектив образовательного учреждения

Психогигиенические мероприятия

на занятиях и в режиме дня

возраст

Организационно-методические указания

Младшая группа

1.Утренний прием:

Функциональная музыка

Элементы слово-сказко-арттерапии

2.Умывание и утренняя гимнастика: -мытье рук с произношением потешек

Комплекс ОРУ

3. свободная деятельность:

Словотератпия

Арттерапия

Игровая деятельность

Индивидуальная работа

4.Завтрак:

Эстетическое оформление блюд

Спокойный тон воспитателя и помощника воспитателя

Гигиеническое полоскание рта

5.Подготовка к прогулке, прогулка:

Одевание

Наблюдение

Хождение по дорожкам, хороводы вокруг деревьев

Хождение босиком, воздушные и солнечные ванны

Зимние забавы

Дыхательные и физические упражнения

Создание хорошего настроения, благоприятного психоэмоционального состояния

- успокаивающая ласковая музыка, звучание тихое

Использование потешек, сказок, стихов, шуток, поговорок, кукольного, пальчикового, настольного театра, голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное

Использование стихов и потешек, побуждающих проводить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа

Подбор комплекса общеразвивающих упражнений игрового характера, использование игрушек и атрибутов

Чтение сказок, стихов, беседы с малышами

Обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение, настольный, пальчиковый, кукольный театр, ряженье

Настольные игры, игры с любимыми игрушками

Использование слово- арттератии

Привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока

Пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей

Рассказ о необходимости, пользе полоскания рта

Успокаивающая музыка

Подвижные игры, психогимнастические этюды

Хождение по ранее обследованным тропинкам, общение с живой и неживой природой

Пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям

В зимнее время игры со снегом, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам

Обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений

Укрепление дыхательной системы детей

Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, применяется дыхательная гимнастика.

В младшей группе для развития дыхания используются дыхательные и звуковые упражнения. Это имитация через дыхание урагана, легкого ветерка, пылесоса, надувание шариков. Большое внимание уделяется очистительному дыханию- вдох носом, прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз. Вдох через левую ноздрю, затем выдох через правую ноздрю и наоборот. Произнесение гласных звуков с дыханием без напряжения голосовых связок. «Рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур. Вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны, в положении стоя, сидя и т.д.

В средней группе – брюшное и грудное дыхание. Обучая грудному дыханию, предложить держать ладони на груди, понюхать, как пахнуть цветы_ сделать вдох, а затем сдуть пух с одуванчиков. А упражнение «покачай ладошку» помогает обучить детей брюшному дыханию. Лежа на спине, дети должны положить руку на живот и покачать ее, надувая и опуская живот с помощью дыхания.

Дети старших и подготовительных групп знакомятся с разными типами дыхания.

Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное – приносит пользу здоровью.

Элементы антистрессовой гимнастики для детей

Огромный вред нервной системе детей наносят грубые слова, несправедливые замечания, невежливое обращение, проявление несдержанности. Состояние, следующее за этим – стресс. Именно стресс может стать первоисточником многих детских заболеваний. Поэтому с раннего возраста надо приучать детей умению регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на жизненные обстоятельства. Тогда стрессовая ситуация не навредит здоровью малыша, напротив, она воспитает в нем волю, поможет развить способности и интеллект. Для снятия стрессов у детей используются элементы самомассажа, а также вибрационная гимнастика. В основе вибрационных упражнений практикуются естественные движения детей. Это стряхивание с себя капель дождя, росы, снега. Самомассаж проводится в игровой форме: «Поиграем с носиком», «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками». Это не занимает много времени. Такой массаж проводится в перерывах между режимными моментами. А сочетание массажа с вибрационной гимнастикой активизирует работу всего организма. Антистрессовую гимнастику необходимо проводить не менее 1 раза в неделю, преследуя при этом следующие задачи:

Помочь детям овладеть эффективными приемами снятия стрессов

Повысить защитные силы детского организма

Формировать нравственное здоровье ребенка.

Применение антистрессовой гимнастики в условиях детского сада позволяет укрепить стартовые возможности дошкольника и наиболее благоприятно использовать данный период для формирования здоровья ребенка перед поступлением в школу.

Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды- словом учат вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Какие показатели характеризуют физическую культуру ребенка? К ним относятся:

· Достаточный уровень здоровья, психофизического развития

· Сформированный навык правильной осанки во время выполнения физических упражнений и в повседневной жизни

· Соответствующий возрасту уровень гигиенической культуры

· Достаточный уровень развития физических качеств

· Адекватный возрасту уровень культуры движений(двигательный опыт), его красота и двигательное творчество

· Осознанность занятий физкультурой, определяемая наличием знаний в области физической культуры и здоровьесбережений в целом

· Стойкий интереск занятиям физической культурой

· Умение самостоятельно организовывать свой досуг и подвижные игры со сверстниками

1. для повышения защитных сил организма давать ребенку легкую, но полноценную. Пищу, обогащенную витаминами и минеральными веществами

2. включать в рацион кисломолочные продукты (кефир, биолакт, ацидофилин) Кисломолочные напитки обязательно дают на полдник. Перед ночным сном ребенку предлагают стакан кефира.

3. следует приучать ребенка к салатам из сырых овощей и фруктов, винегретам, овощным пюре, рагу, запеканкам из овощей. В качестве гарниров ко вторым блюдам лучше давать овощи, а не каши и макаронные изделия.

4. детям, не приученным к овощам, предлагают «замаскированные блюда, соединяя овощи с теми продуктами, которые дети едят охотно, например, с кашей или творогом. Можно добавить фруктовое пюре, во время еды предложить запивать овощное пюре фруктовым соком.

5. для обогащения рациона детей витаминами и минеральными веществами вместо кипяченой воды или чая полезно давать несладкие овощные соки, отвар из овощей, настой шиповника.

6. для профилактики острых респираторных заболеваний в питание включают зеленый лук и чеснок, которые содержат фитонциды- ароматические летучие вещества, обладающие высоким бактерицидным действием.

Закаливание

Закаливание предполагает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма.

При организации необходимо соблюдать ряд требований

1.провести комплексную оценку здоровья ребенка

2.определить тип и дозировку закаливания

3.выбрать метод

4. скорректировать действия педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания

5.учитывать противопоказания к закаливанию организма

Менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки

Менее двух недель после обострения хронического заболевания

Высокая температура в вечерние часы

Отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьей

Протест и страх ребенка

Температура окружающего воздуха ниже нормы

Основные принципы закаливания – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. К закаливанию часто болеющих, ослабленных детей надо подходить очень осторожно: наблюдать за ответными реакциями, постоянно консультироваться с педиатром. Ни в коем нельзя лишать ослабленного ребенка закаливания, так как именно ему оно необходимо для здоровья Предпочтение отдается воздушному закаливанию.

Метод

методика

Противопоказания

Утренняя гимнастика

Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде

Гимнастика в трусах и майках, хождение босиком

Медицинский отвод после болезни

прогулка

Прогулка на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону

Сон без маек при открытых фрамугах

Учитывать физическое и соматическое состояния ребенка, не допускать сквозного потока холодного воздуха

Температура воздуха в спальне ниже 14 С

Воздушные контрастные ванны, Гимнастика после сна

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла, в спальне, в групповой комнате

Температура воздуха ниже нормы

Наличие противопоказаний.

Хождение босиком

Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья

Температура ниже нормы, наличие медицинских отводов

Полоскание рта отварами трав или кипяченой водой

Постепенное обучение полосканию рта, начиная с первой младшей группы

Аллергическая восприимчивость

Обширное умывание

Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку и умыванию лица, процедура проводится 1 раз после сна.

Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов.

Туалет носа

Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой

Прогулка. Солнечные ванны, световоздушные ванны

Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня) Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение площади открытой поверхности кожи подбором одежды

Изменение продолжительности процедуры

Лихорадочные состояния, хронические заболевания, температура свыше 30С

Метод воздушного закаливания позволяет при минимальных организационно-технических затратах и без дополнительной нагрузки на персонал охватить одновременно детей всей группы и осуществить за ними контроль. Это закаливание проводится воспитателем после дневного сна в групповом помещении, где в одной из комнат (Спальне, игровой или раздевалке) температура воздуха поддерживается в пределах 21-24, а другой –на 3-5 ниже и за 6-8 недель снижается до 12-16С. Дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный настрой, и лежа в постели, поверх одеяла выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все мышцы тела. Затем по команде воспитателя дети снимают спальную одежду и в трусах и майках выполняют в течение 1-2 минут циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные движения) попеременно в холодном и теплом помещениях то есть принимают общую воздушно-контрастную ванну. Количество перебежек из одной комнаты в другую за время занятий 12-15 минут с пребыванием в каждой 1-2 минуты составляет не менее 6.

При организации закаливания учитываются индивидуальные особенности ребенка.

Любой метод закаливания предполагает его непрерывность, Если система была нарушена в силу каких-либо причин (болезнь, отпуск), начинать процедуры нужно с начальной стадии.

Правильно организованная система закаливания:

Поддержит температурный баланс тела

Нормализует поведенческие реакции ребенка

Снизит инфекционно-воспалительные заболевания

Улучшит показатели физического развития

Повысит уровень физической подготовленности.

Организация работы с семьей

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей, так как основы здоровья закладываются в семье.

Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолевать равнодушие и безразличие к тому, что делается в МДОУ.

Для решения этих проблем необходимо дать родителям полное представление о динамике физического развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и ДОУ и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.

Важно учесть условия семейного воспитания детей, своевременно рекомендоватьродителям приобретать необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, чтобы способствовать повышению двигательной активности детей и в домашних условиях; нужно привлекать к совместным подвижным играм дошкольников старших сестер, братьев и других членов семьи. При проведении совместных с родителями праздников дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом они ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения, более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет большое значение для развития личности ребенка. Задача этих праздников – приобщение родителей и детей к массовой физкультуре.

Для организации эффективного сотрудничества родителей с МДОУ мы используем анкетирование родителей, совместные физкультурные праздники, проведение дней открытых дверей с просмотром занятий в физкультурном зале, семинары-практикумы, текстовые информации.

Наглядная агитация, консультации, беседы, практикумы помогают знакомить родителей с последними достижениями в области физического развития детей, вводят в курс тех проблем и достижений, которые есть у ребенка.

Увлечь пап и мам, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с пользой для ребенка, донести до них информацию об особенностях дошкольного возраста – важные задачи ДОУ.

Таким образом, совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1.Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основными методами, содержанием и приемами физкультурно-оздоровительной работы с детьми в детском саду, а педагоги используют лучший опыт работы семейного воспитания

2.Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3.Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4.Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

· ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей

· участие в составлении индивидуальной работы по оздоровлению ребенка

· целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую необходимость рационального режима и питания, закаливания, оптимального температурного режима

· ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении

· обучение конкретным приемам и методам оздоровления.

В этих целях широко используются:

Информация вродительских уголках, в библиотеке

Консультации

Устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, инструктора по физкультуре, а также родителей с опытом семейного воспитания

Семинары-практикумы

Деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми

Открытые дни для родителей с просмотром и проведением занятий

Сроки

Мероприятия

ответственные

сентябрь

1.Анкетирование родителей

2.Оформление «Уголка здоровья»

3.Консультации для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка»

Воспитатель

Инструктор по физкультуре

Воспитатели

октябрь

1.Консультация «Точечный массаж при ОРЗ»

2.выставка овощных блюд, включающих лук и чеснок

Врач

Воспитатели, повар

ноябрь

Семинар-практикум «Изготовление чесночных бус, кулончиков для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»

Ст.медсестра

декабрь

Выступление родителей на тему физического оборудования в домашних условиях

2.показ фрагментов физкультурных занятий с использованием нетрадиционного оборудования

Родители, воспитатели

Инструктор по физкультуре

январь

1.Оформление фотостенда «Отдых в выходные дни»

2.Консультация «Игры и зимние развлечения детей»

Воспитатели

февраль

Музыкально-физкультурное развлечение «Папа и я – спортивная семья»

2.Консультация «Основы правильного питания»

Музыкальные руководители, инструктор по физкультуре

Старшая медсестра

март

Музыкально-физкультурное развлечение «Мама лучше всех»

Муз.рук., инструктор по физкультуре, воспитатели

апрель

1.Консультация «Роль витаминов в детском питании»

2.Показ физкультурных занятий с детьми разных возрастных групп

Старшая медсестра

Инструктор по физкультуре

май

Диагностика состояния здоровья детей- выпускников детского сада

Инструктор по физкультуре, воспитатели

Июнь- август

1.Организация летнего отдыха детей- консультация

2.Минипоходы детей с родителями в лес- рекомендации

3.Консультация «Собирайте лекарственные травы»

Воспитатели

врач

Литвинова Н.В., Чернуха И.А., Соболева Е.В., ГБОУ
СОШ №16 СПДС №6 «Солнышко» г.о. Жигулевск

Руководитель проекта:

Воспитатель: Литвинова Наталья Викторовна; Чернуха Ирина Алексеевна;

Инструктор по физической культуре: Соболева Елена Викторовна

Координатор проекта:

Старший воспитатель: Тимофеева Тамара Владимировна

Вид проекта: информационно-образовательный, долгосрочный.

Участники проекта:

  • Дети старшей группы;
  • Родители воспитанников;
  • Воспитатели;
  • Инструктора по физической культуре.

Сроки реализации проекта: 4 месяца

Актуальность проекта

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм, обыденное - становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме.

«Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. По мнению М. Н. Жукова, «подвижная игра - относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

Цель проекта: Развитие двигательной активности и физической подготовленности посредством подвижных игр

Задачи:

  • Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с подвижными играми
  • Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
  • Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т. д.) . Удовлетворять потребность детей в движении
  • Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.) .
  • Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
  • Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
  • Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
  • Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
  • Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Таблица 1 - Возможные риски проекта

Литература

  • Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка – М.: Аркти, 1993
  • Веракса Н. Е. «Развитие ребенка в дошкольном детстве» - М.: Мозаика-Синтез, 2010
  • «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2010
  • Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Повышение уровня физического развития дошкольника. Развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость;
  • Снижение заболеваемости. Укрепление здоровья детей при помощи подвижных игр;
  • Привитие интереса к здоровому образу жизни;
  • Умение детей играть в подвижные игры;
  • Развитие двигательной активности детей;
  • Сплочение детского коллектива;
  • Обогащение словарного запаса детей. (считалки, новые для детей слова).

Итог проекта

  • У детей сформировался интерес к здоровому образу жизни.
  • У детей сформировались представления о спорте, подвижных играх, здоровом образе жизни, здоровье.
  • Дети научились играть и соблюдать правила в подвижных играх.
  • У детей повысилась двигательная активность.
  • Сформировался социально – коммуникативный навык общения между детьми.

Проект по физкультурно-оздоровительной работе на тему:

«Спорт и я – лучшие друзья»

Составила:

Воспитатель МБДОУ

34 «Чебурашка»

Пищаева Ю.В.

Паспорт проекта

Тип проекта : практико-ориентированный.

Продолжительность: 1 месяц

Участники проекта: дети средней группы №5, воспитатели, родители, мед. сестра.

Актуальность :

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка впервые годы его жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также, свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. В настоящее время разработано много новых методик по сохранению и укреплению здоровья ребенка. Однако многие их этих технологий неизвестны родителям и редко применяются в работе педагогами ДОУ. Поэтому реализация данного проекта будет особенно эффективна при тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

Цель : укрепление психофизиологического и физиологического здоровья детей. Привлечение родителей к современной активной деятельности в организации физического воспитания и знакомство родителей с здоровьесберегающими технологиями.

Задачи:

заниматься оздоровлением организма путем использования различных здоровьесберегающих технологий;

Организовать консультации и обмен опыта между родителями;

Помочь родителям научиться играть со своим ребенком;

Обогащать детско-родительские взаимоотношений при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, закаливанию, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению физического здоровья детей.

Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.

Предполагаемый результат : укрепление и общее оздоровление детского организма, информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по физическому воспитанию, вызовут интерес к закаливанию детей природными факторами. Родители получат необходимые теоретические знания об уровне физического развития своих детей. А также облегчит общение родителей и педагогов ДОУ. Обеспечит преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду, а значит, повысит эффективность работы по оздоровлению детей.

Продукт проектной деятельности: физкультурно-оздоровительное мероприятие «Мама, папа, я - спортивная семья!»

План реализации проекта

Дата

Название мероприятия

Ответственные

1 неделя

    Анкетирование родителей на тему: «Здоровье ребенка»

    Игровая ситуация: «Встреча с девочкой - чистюлькой»

    Общение с детьми на тему: «Как нужно заботиться о своем здоровье»

    Мультивикторина «Все здоровье в чистоте» (по мотивам сказок К. Чуковского)

    Консультация для родителей на тему: «Закаливание и оздоровление детей в ДОУ и дома»

Воспитатели групп, мед. сестра

2 неделя

    «Семейный клуб» обмен опытом между родителями на тему: «Как воспитать здорового ребенка»

    Бодрящая гимнастика с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики – мастер-класс для родителей.

    Образовательная деятельность по физической культуре на тему: «Путешествие в страну НЕБОЛЕЙКА» (с элементами ортопедической гимнастики)

    Инсценировка стихотворения “Как медведю зуб лечили”

    Психогимнастика с использованием технологии музыкального воздействия

Педагоги группы, родители воспитанников.

3 неделя

    Утренняя гимнастика с элементами ритмопластики

    Родительское собрание на тему: «Здоровье детей наша первая цель»

    Образовательная деятельность из серии «Здоровье» по формированию целостной картины мира на тему: «В здоровом теле – здоровый дух» (с элементами релаксации и фонетической ритмики)

    Физкультурный досуг на улице на тему: «Мы спортсмены»

    Оформление фотостенд для родителей на тему: «Заболеть мы не хотим - за здоровьем мы следим»

Педагоги группы, родители воспитанников

4 неделя

    «Вечер вопросов и ответов» - мероприятие для родителей

    Фольклорный досуг по физическому воспитанию на тему: «У медведя во бору…»

    Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Начинай день с утренней гимнастики»

    Общение на тему: «Спорт, спорт, спорт!!!» (с использованием ИКТ)

    Выставка детских рисунков на тему: «Спортивные зверята»

    Физкультурно-оздоровительный досуг на тему: «Мама, папа, я – спортивная семья!»

Педагоги групп, родители воспитанников, мед. сестра

Литература и ресурсы

«300 подвижных игр для дошкольников» Власенко Н.А./Арт-пресс/2011 г.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии» Бабенкова /изд. Перспектива/2013 г.

Поделиться: