Игры, развивающие мелкую моторику разными способами. Мелкая моторика

Мелкая моторика - согласованная работа мышц пальцев и кисти, первая ступенька в формировании ребенка. Потребность в ловком и согласованном действии пальцев
бесспорна. Процесс развития включает работу костной, нервной и мышечной систем. Уровень
улучшение моторики влияет на умственное развитие.

Развитие мелкой моторики у детей.

С первых дней жизни малыша начните заниматься улучшением мелкой моторики . Массаж
ладошек и пальчиков активирует точки, которые связанные с корой мозга.

Развитая мелкая моторика у малыша позволяет ему удовлетворять собственные
потребности и помогает познавать окружающий его мир.

Идя в первый класс, ребенка проверяют на готовность мелкой моторики пальцев к
обучению: воображение, письмо, концентрацию и речь.

Как развивать мелкую моторику ребёнка

Родители должны учитывать возрастные особенности своих деток. Трудно представить
месячного малыша с пластилином или шестилетнего с погремушкой.

  • Массаж кисти руки и пальчиков станет первым шагом.
  • . У малышей этого возраста уже хорошо развит хватательный
    рефлекс. Используйте для его развития погремушки из разных материалов: пластик,дерево, ткань, камень, чтобы малыш получал разные тактильные ощущения от
    прикосновений.
  • К этому возрасту, малыш уже может самостоятельно садиться и
    изучать ручками окружающие его предметы. Хорошо помогают в развитии специальные
    коврики, где подобраны разных цветов и форм детали.
  • В этом возрасте малыш самостоятельно встает и даже ходит. Все окружающие его вещи помогают в развитии. Специально для такого возраста созданы развивающие центры. Они вырабатывают такие движения: повороты, нажатие, верчение,оттягивание, стучание.
  • . В этом возрасте с малышом можно поиграть в различные
    пальчиковые игры, потешки, песенки с движениями. Также очень важно в этом возрасте
    начать закладывать элементарные навыки по самообслуживанию.
  • . Возраст «я сам», становления личности. Нужны более сложные
    механизмы развития: лепка пластилином и тестом, рисование красками и карандашами,
    вырезание ножницами, аппликации.
  • . Мелкая моторика этого возраста вполне справится с азами письма:
    обвести по точкам, соединить цифры, написания букв и цифр.

Какие игрушки помогут в развитии

Есть игрушки, с которыми ребенок играется в любом возрасте. Чем старше юный
испытатель и лучше развита мелкая моторика пальцев, тем интереснее находятся
применения игрушкам:


Упражнения для мелкой моторики рук

Развитие от 0 до 2 лет:

  • Сорока-белобока (загибать пальчики и проговаривать потешку);
  • Ладушки, хлопушки (хлопать в ладоши);
  • Прятки (ладошками закрывать глазки);
  • Зайчик (шевелить пальчиками-ушками);
  • Здравствуйте пальчики (поздороваться с каждым пальчиком);
  • Сильные пальчики (сцепить, чуть согнув, пальчики между собой).

Развитие от 2 лет:

  • Рыбак (ложкой в тарелке ловить мелкие предметы);
  • Дорожка (из любой крупы посыпать дорожку, круг, треугольник);
  • Сладкий чай (класть сахар и размешивать в кружке);
  • Салют (разорвать на мелкие кусочки лист бумаги и подбросить над собой);
  • Комочек (бумагу смять в комочек);
  • Собери (в коробочку сложить палочки, пуговицы, бусинки);

Развитие от 3 лет:

  • Лабиринт (нарисуйте и научите малыша находить правильный путь);
  • Бусы (начните с бубликов, потом макароны, пуговицы, бусинки, бисер);
  • Дорожка (нарисуйте извилистую линию, пусть малыш проведет по ней);
  • Фигурки (вырезаем различные фигурки и приклеиваем на лист);
  • Подарок (заверните мелкий предмет в несколько обверток и попросите
    развернуть);
  • Прищепки (учим пользоваться);
  • Угощения (лепим из пластилина).
  • Во время упражнений с малышом включайте движения на расслабление,
    растяжение и сжатие;
  • Проводите регулярно массаж кистей;
  • Учитывайте возраст развития ребенка;
  • Помогайте выполнять движения и фиксируйте руки, если это необходимо;
  • Обучение идет от простых к сложным движениям;
  • Хвалите ребенка за новые движения.

Все необходимые навыки развития моторики пальцев ребенка закладываются в
дошкольном возрасте. Достаточно уделить немного времени, и малыш будет удивлять
вас достижениями.

Мелкая моторика - комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка. В чём её возрастные особенности и как добиться её максимального прогресса у деток дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

  1. К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
  2. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
  3. Дети учатся класть вещи в определённое место.
  4. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
  5. Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
  6. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.

Нормы

По мнению специалистов, развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям.

  1. Стучит предметом о предмет.
  2. Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
  3. Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
  4. Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
  5. По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
  6. Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
  7. Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
  8. Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
  9. Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.

Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ваш ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции. Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики. В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.

Отклонения

Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:

  • нарушена техника движений;
  • страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
  • диагностируются недостатки психомоторики;
  • плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
  • слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
  • неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;
  • затруднения при использовании ножниц.

Если развитие моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6 нарушений), это отклонения. Несмотря на отсутствие у них грубых двигательных расстройств, уровень физического и моторного прогресса гораздо ниже, чем у нормально развивающихся малышей дошкольного возраста. И здесь очень важно вовремя это распознать.

Диагностика

Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести. Попросите малыша выполнить следующие несложные упражнения.

  1. Прочтите ему потешку, выполняя при этом несложные движениями пальцами и кистями рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами.
  2. Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
  3. У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).
  4. Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
  5. Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
  6. Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак - ребро руки - ладонь.
  7. На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её заново.
  8. Похожее упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а потом просят собрать.
  9. Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, - именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.
  10. Предложите обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.
  11. Нужно заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.

Теперь подведите итоги. Если в 3 года ему дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с малышом нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже интеллектуальном развитии.

Важнейшим фактором, который определяет развитие мелкой моторики детей 3 лет и старше, является своевременно организованная помощь коррекционно-педагогического характера. Дети с отклонениями должны быть направлены в коррекционные группы при специализированных детских садах. Чтобы этого не случилось, родители должны как можно больше заниматься с ребёнком дошкольного возраста, развивая мелкую моторику в пальчиках: методик и способов имеется очень много.

Методики развития

Чтобы развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.

Игры с мелкими предметами

Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:

  • мозаика;
  • пазлы;
  • конструктор.

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Ещё об играх и упражнениях можно прочесть .

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:

  • цветные палочки;
  • скороговорки;
  • стихи;
  • пальчиковый алфавит;
  • пальчиковый театр.

В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.

Массаж кистей и пальцев

Такой способ развития у рук мелкой моторики предполагает несколько методик:

  • профессиональный массаж у специалиста;
  • самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);
  • предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
  • пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.

Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.

Лепка

Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное - чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.

Рисование

Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:

  • рисование по трафаретам;
  • штриховка;
  • рисование по фигурным линейкам;
  • работа с занимательными прописями специально для дошкольников.

Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.

Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами. Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку. Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.

Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?

Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка. Те дети, с которыми мамы регулярно играют в , которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях. Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.


Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

От рождения до полугода

В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.

  • Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками.
  • Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки.
  • Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать.
  • Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.

С 7 месяцев до года

В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.

  • Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень.
  • Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы.
  • Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями.
  • Конструктор.
  • Кубики.

С года до двух лет

Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.

Также в игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.

  • Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.
  • Шнурки и шнуровка.
  • Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.
  • Китайские палочки.
  • Пазлы и мозаика.
  • Рисование.

С 2 до 3 лет

Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

  • Работа с тестом.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Оригами.
  • Работа с ножницами и цветной бумагой.


Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.

Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.

Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.


Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

Рецепт соленого теста

Вам потребуется:

  • мука – 250 грамм;
  • соль – 250 грамм;
  • вода – 125 мл.

Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.


Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.

Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.

Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.


Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.

Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

  1. Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!

    Вставай, Середка!

    Вставай, Сиротка,

    И крошка-Ерошка!

    Привет, ладошка!

  2. К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
  3. С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.


Игрушки для развития мелкой моторики

Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.

  1. Пирамидка.
  2. Кубики.
  3. Ребристые погремушки.
  4. Мячики разных размеров.
  5. Сортер.
  6. Книжки с выпуклыми картинками.
  7. Конструктор.
  8. Счеты.
  9. Пазлы.
  10. Лабиринты.
  11. Рамка со шнуровкой.
  12. Бусы.
  13. Кнопочные игрушки.


Развитие мелкой моторики по методике Монтессори

В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.

«Как взрослый»

Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.

Пуговицы

Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.

Сортировка

Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.

Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.

Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.

Рисование на муке

Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.

Лоскутки

Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.

Шнуровка

Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.

Губка

Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.

Сборщик

Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.

Фокусник

Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.

Заключение

Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.

Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.

В этой статье:

Развивающие занятия для детей в дошкольном возрасте с целью полноценной их подготовки к школе в наше время более чем актуальны. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок показывал высокий уровень мышления, был внимательным, имел отличное воображение и, конечно, правильно и связно говорил – словом, был интеллектуально развит.

Огромное влияние на уровень развития интеллектуальных способностей оказывает мелкая моторика, правильно сформированная в возрасте 3-4 лет и совершенствуемая в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Что такое моторика и на что она влияет?

Руки, вернее, те движения, в которых они принимают участие, важны на каждом этапе жизни ребенка. Почему же так важно развивать мелкую моторику пальцев именно в возрасте 3-4 лет? Дело в том, что в этот период (до 9 лет) кора больших полушарий лишь формируется, и правильное развитие малыша поможет улучшить следующие его важные качества:

Мелкая моторика рук влияет на развитие высших психических функций ребенка. Развитие способности точно управлять руками и пальцами поможет детям в дальнейшем правильно и быстро обслуживать себя, рисовать, чертить, писать и совершать еще целый ряд действий, без которых сложно представить жизнь современного человека.

Когда говорят, что мышление ребенка расположено на кончиках его пальцев, совсем не преувеличивают. Многочисленные исследования доказали связь моторики с мышлением, но в случаях с детьми 3-4 лет руки - это еще и их «глаза».
Ведь малыши в этом возрасте мыслят эмоциями, чувствами. Чем более они развиты, тем ярче представления малыша об окружающем мире и тем проще ему будет найти в нем свое место.

Рассмотрим интересные и полезные игры для малышей 3-4 лет, с помощью которых можно будет развивать мелкую моторику рук.

«Веселые ручонки»

Играя в эту игру, малыш сможет улучшить чувствительность пальчиков и стимулировать развитие мелкой моторики.

Правила игры очень простые. Вам нужно будет познакомить кроху с каждым из его пальчиков, придумывая ему имя. Обыграйте знакомство: пусть каждый пальчик поздоровается с другим, касаясь подушечками друг друга, после чего попрощается. Попросите кроху сложить ладошки и потереть подушечками пальцев, после чего можно попробовать покрутить карандаш двумя пальцами и между ладошками.

Также можно предложить крохе поиграть с крышками на бутылках. Пусть откручивает и закручивает их снова, меняя местами, сортируя по цвету. Как вариант развлечения для шаловливых ручонок можно предложить крохи поиграть фасолью или горохом. Пусть складывает их в разные емкости, сортирует, просто перебирает в пальчиках или постарается найти предварительно спрятанные в куче гороха или фасоли мелкие игрушки (те же крышки от бутылок, прищепки и пр.).

Если ручки ребенка все еще не наигрались, можно предложить ему потрогать шершавую поверхность наждачной бумаги, полопать воздушные пузыри упаковочной пленки (любимое занятие даже для взрослых) или покатать мелкие шарики по ровной поверхности - такие простые действия также помогут развитию моторики у малышей 3-4 лет.

Игра со шнурками

Просто отличная игра как для развития моторики, так и для обучения крохи завязыванию шнурков. Только представьте себе, как будет гордиться малыш, когда в детском саду сможет продемонстрировать свои умения воспитателю и другим деткам с любимыми словами детей этого возраста: «Я сам!».

Уметь завязывать шнурки в 3-4 года умеют далеко не все малыши, поэтому те, кто научится этому непростому, но интересному делу, будут чувствовать себя настоящими героями.

Как научить детей 3-4 лет управляться со шнурками? Самый простой и доступный способ - поупражняться на старых ботиночках, причем, чтобы крохе было интереснее, можно надеть их на ноги или лапы его любимой игрушки.

Также в процесс смогут внести разнообразие специальные игрушки-шнуровки в виде машины, поезда, тех же ботинок, бабочек, собак и прочих героев сказок и мультфильмов, элементы которых скреплены с помощью шнурков. Играя с ними, малыш сможет научиться не только завязывать шнурки, но и правильно шнуровать детали.

Пальчиковые художества

Развитие творческого воображения и моторики пальцев у детей 3-4 лет ускорят пальчиковые краски. Малыши очень любят рисовать не кисточками, а руками – так почему бы не дать им такую возможность, когда для этого есть даже специальные краски!

Покажите малышу, какие интересные рисунки можно делать с помощью пальчиков и целых ладошек на обычном ватмане, поиграйте с ним в веселую игру: кто оставит больше отпечатков. Следите за тем, чтобы кроха играл весело и в то же время не баловался, а действительно выполнял задание.

Самые удачные «шедевры» совместного творчества не забудьте подарить родственникам или развесить в красивых рамках в комнате малыша!

«Рваное творчество»

Еще один вариант для маленьких создателей прекрасного - рваные картинки. Это занятие оценит каждый ребенок в возрасте 3-4 лет, ведь рвать цветную бумагу на кусочки – это так весело и необычно! В процессе игры малыши, помимо моторики, смогут ускорить развитие творческого воображения, научатся воспринимать картинку целостно.

Итак, для игры вам понадобится
цветная бумага, а также старые газеты и журналы. Играть очень просто. Сначала вместе с малышом порвите несколько страниц журнала и листов цветной бумаги на мелкие кусочки. Затем нарисуйте на картоне контур какого-либо предмета или сказочного героя и предложите малышу «закрасить» его с помощью кусочков приготовленной бумаги, используя клей-карандаш. Получится очень необычно, стильно и красиво. Готовый шедевр не забудьте также повесить на стену в комнате.

Кстати, еще один вариант использования старых газет и журналов - это «палка-шуршалка». Предложите малышу порвать страницы ненужных изданий на определенной толщины длинные полоски, после чего наклейте их на палку. И вот палка-шуршалка - предмет гордости детей 3-4 лет – готова, можно идти с ней на улицу и удивлять прохожих!

Украшаем елку: новогоднее занятие

Эта игра для детей 3-4 лет станет особенно актуальной в преддверии новогодних праздников. Вместо того чтобы в очередной раз украшать елку, как обычно, стеклянными и пластиковыми игрушками, пофантазируйте и вместе с малышом сделайте для нее украшения своими руками. Например, это могут быть забавные яркие флажки, которые легко сделать,
свернув лист цветной бумаги пополам и закрепив на прочной нити в ветвях дерева.

Отличная идея - это бусы, которые делал каждый из взрослых на уроках труда в своем детстве. Речь идет о колечках из цветной бумаги, которые продеваются друг в друга и склеиваются. Такими бусами можно украшать не только елку, но и всю квартиру. В процессе создания бус малыш не только поработает над моторики рук, но и сможет развить в себе такие важные качества, как усидчивость и терпение.

Кстати, дополнительное задание, когда праздники закончатся, - дружный сбор конфетти с пола. Отличный способ тренировки мелкой моторики рук у детей!

Оригами для малышей

Дети просто обожают играть необычными игрушками, особенно если сделаны они были их руками. Приобщите малыша к японскому творчеству и научите его делать самые простые образцы оригами. Для этого вам понадобятся:


Попробуйте вместе с малышом сложить лодочку, лягушку, трубочку, используя технику оригами, затем украсьте готовые поделки, разрисовав их фломастерами или красками, и обязательно поиграйте с новыми игрушками, придумывая им роли.

Из бумаги можно делать самые разные вещи и поделки, особенно когда за окном плохая погода и ребенку совсем нечем заняться дома.

Подарки на праздники

Известно, что самые дорогие подарки для взрослых - те, что сделали для них дети своими руками. Скоро 8 марта или день рождения у бабушки? Предложите крохе 3-4 лет сделать для виновницы торжества подарок своими руками.

Например, вместе поработайте над созданием изящного и эксклюзивного веера, который очень просто будет сложить из двухсторонней цветной бумаги. Чтобы веер стал особенным, вместе с малышом декорируйте его аппликацией или даже бисером, приклейте скотчем петлю для руки – и подарок готов!

Как вариант, также можно предложить малышу сделать для именинницы красивое украшение из бусин и плотной лески. Подсказывайте крохе, в каком порядке лучше нанизывать бусины, а все остальное пусть он попробует сделать сам.

«Кто где живет?»

Интересная и забавная игра для самых маленьких, стимулирующая развитие мелкой моторики рук. Дети в 3-4 года интересуются животными, искренне волнуются, чтобы у каждого из них был свой домик. Обыграйте эту заинтересованность.

Нарисуйте на бумаге знакомых малышу животных и их домики. Предложите крохе следующий сценарий игры: кошка хочет съесть мышку. Что нужно сделать, чтобы спасти мышку? Заштриховать ее домик так, чтобы кошка ее не заметила. Таким же образом можно спасать зайца от лисы, олененка от волка и так далее. Будет здорово, если малыш проявит старание и терпение и заштрихует домики ровными, распложенными на одном расстоянии друг от друга штрихами.

Со временем в игру можно будет вносить изменения, предлагая крохе заштриховать самые разные рисунки, используя цветные карандаши.

«Создаем облака»

В процессе этой игры можно будет научить детей правильно штриховать на бумаге, контролируя нажим на карандаш. Вам понадобится следующий инвентарь: два изображенных на бумаге самолета или птицы, вокруг которых будет два облака: темное и светлое.

Темное облако - сильный нажим карандаша, светлое - легкий. Расскажите малышу, почему облака бывают темные и светлые, покажите, что за темным облаком самолета или птицы почти не видно, а светлое его практически не скрывает.

Закрепляя навыки контроля нажима карандаша во время штрихования, можно предложить малышу нарисовать волны на озере или море, мелкий дождик и ливень. Когда рисунки будут готовы, так же как и в случае с поделками из бумаги, обыграйте их в импровизированной сценке, давая малышу возможность сыграть свою роль.

«Запутанные дорожки»

Очень простая и в то же время интересная игра. Суть ее заключается в следующем: на листе бумаги взрослый рисует животных и подходящие для них домики, после чего запутывает дорожки к ним и
предлагает малышу распутать «клубок» – привести каждого героя к своему домику.

В игру можно вносить разнообразие, меняя ее героев. Так, например, мальчику 3-4 лет будет интересно по извилистой дорожке довести до своего гаража машину, а девочкам - подобрать подходящее для каждой принцессы платье на бал.

Сначала малыш может проводить по дорожкам карандашом в поисках правильного пути, но лучше, чтобы он делал это пальчиком.

Лепка из пластилина

Речь идет о поделках из пластилина, фантазировать на тему которых можно бесконечно. Выбирайте для малыша самый яркий и мягкий пластилин, с которым ему будет легко и интересно работать. Для самых маленьких деток, которым только исполнилось 3 года, можно делать небольшие заготовки из пластилина - отдельные части поделки, которые он будет слеплять или наклеивать на картон (доску).

Деткам постарше можно предложить лепить фигурки самостоятельно, разбивая процесс на несколько этапов и показывая образец. Пластилиновые поделки могут быть
самыми разными, начиная от простых колобков и бубликов и заканчивая оригинальными вазами, декорированными:

  • гречкой;
  • пшеном;
  • фасолью;
  • ракушками;
  • пуговицами и пр.

Кстати, такие вазы делать совсем несложно. Достаточно будет облепить «каркас» (банку, бутылку или стакан) пластилином, после чего украсить его подходящим декором. Естественно, что лепить можно не только из пластилина, но и из глины или соленого теста. Прелесть поделок из этих материалов заключается в том, что их можно обжечь в духовке, раскрасить, покрыть лаком и сохранить на память.

«Не намочим ножки!»

Очень забавная и необычная игра, позволяющая развивать координацию движений. Необходимо нарисовать кружки, которые будут расположены максимально близко друг к другу, по извилистой кривой. Предложите ребенку «прыгать по кочкам» карандашом или пальчиком, представляя, что он переходит через речку или болото. Нужно будет «перепрыгивать с кочки на кочку» быстро и ловко, не попадая в промежутки, чтобы не «промочить ноги».

На эту тему можно фантазировать, предлагая малышу таким образом перевести на другой берег реки зайца, щенка, котенка, время от времени внося изменения в маршрут, дорисовывая «кочки».

«Лес на бумаге»

Играя в «лес на бумаге» с малышом 3-4 лет, можно будет улучшить его творческое воображение, поработать над развитием точности движений. Для игры понадобятся цветные карандаши, ватман и набор фигурок животных и птиц.

Начинается игра с устройства леса. На ватман клеятся заготовки деревьев, кустов, готового леса (можно просто нарисовать), трава, цветы, грибы. Когда лес будет готов, можно будет предложить малышу по заранее нарисованными тропинкам провести животных к своим домикам. Такой «лес» - огромное поле для фантазии. Обыгрывать его можно как угодно, придумывая разные сценки, диалоги между животными, погони и игры.

Играть в бумажный лес можно несколько дней подряд, а когда занятие надоест малышу, обновить ватман новыми деталями, дорисовав, например, ранее отрепетированные заштрихованные темные облака, из которых вот-вот пойдет дождь, от которого зверям нужно спрятаться под деревьями или в норках, и так далее. Придумывайте разные истории про ваш волшебный лес и обыгрывайте их вместе с малышом.

Эффективная методика развития мелкой моторики

Если самостоятельно развивать мелкую моторику у ребенка нет времени либо не удается найти контакт с ребенком, увлечь его играми и упражнениями, то можно обратиться к специалистам. Многие из них работают по следующей методике, которая состоит из нескольких этапов:

  • установка эмоционального контакта;
  • массаж рук;
  • массаж лица;
  • артикуляционная гимнастика;
  • игры и упражнения.

Подробнее о каждом из этапов.

На первом этапе педагог пытается вызвать позитивный эмоциональный настрой у ребенка, таким образом подготавливая его к работе. Малышу предлагают погладить себя по голове со словами похвалы в свой адрес. Тактильные движения такого рода также активизируют внимание детей.

На втором этапе проводится подготовительный массаж рук, в процессе которого ладошки ребенка растирают, постепенно увеличивая усилия, используя сначала руки, а затем карандаш.

На третьем этапе малышу массажируют легкими движениями части лица: ушки, лоб, носик, щеки.

Артикуляционная гимнастика - это следующий, четвертый этап, на котором можно будет поработать над формированием правильного произношения. Ребенку нужно будет предложить поработать язычком, чтобы «испечь пирог». Сначала малыш должен будет представить, что он насыпает муку язычком, потом ее размешивает, после чего раскатывает готовое тесто (прикусывает язык), готовит пирожки (касается языком щек) и ест (круговые движения губами).

На последнем этапе специалист играет с малышом в игры и занимается упражнениями, позволяющими улучшить мелкую моторику.

Очень важно, чтобы в процессе работы с малышом все действия осуществлялись именно в такой последовательности. Заниматься с крохой 3-4 лет нужно в течение 10-12 минут каждый день перед обедом.

Заключение

Выполняя всевозможные движения пальчиками, малыши 3-4 лет активно развивают мелкую моторику рук, что впоследствии положительным образом сказывается на их речи и успеваемости в школе. Усложнять игры и упражнения для ребенка нужно постепенно, по мере того как его моторные навыки будут совершенствоваться, в противном же случае кроха быстро потеряет интерес к процессу.

Главный секрет эффективности занятий, направленных на
улучшение мелкой моторики у детей, - это индивидуально разработанная программа для каждого малыша, с учетом не только его возраста, но и особенностей характера, состояния здоровья.

Очень важно, чтобы в процессе работы атмосфера была доброжелательная и эмоционально-насыщенная, располагающая малышей к совместному творчеству со взрослыми. Ребенок должен чувствовать желание играть, творить, изобретать, подражая взрослому.

Малыши, с которыми с 3-4 лет занимались развитием мелкой моторики пальцев, к старшему дошкольному возрасту демонстрируют отличные показатели ловкости, внимания, точности движений. Они терпеливы, усидчивы, умеют фантазировать и не боятся проявлять себя в творчестве.

Поделиться: