Подростковый возраст как. Целью курсовой работы является изучение подросткового возраста, обозначение психологических особенностей данного периода, познание интересов и условий их формирования в подростковом возрасте, определение ценностей подростков. Поз

Давно позади остались горы неглаженных пеленок, и первые шаги. Ребенок вырос и вступил в подростковый период. Что это означает для родителей и стоит ли паниковать, едва биологические часы прошли определенную веху, - сейчас мы узнаем.

С какого возраста начинается подростковый период?

Раньше переходный возраст назывался «отрочество» и длился с 12 до 17 лет. В нашей стране эти нормы сохранились и по сей день. С 12 до 14 лет – это ранний подростковый возраст, а с 15 до 17 – поздний.

Так что подростковый период охватывает период жизни с 12 и до 17 лет. В других государствах этот расчет несколько колеблется в зависимости от местности, вероисповедания граждан и их традиций. К примеру, в южных странах, он начинается уже в 10 лет, тогда как в других заканчивается лишь в 19.

Подростковый период у мальчиков

У мальчишек переходный возраст хотя и совпадает с девчоночьим официально, но в реальной жизни начинается позже. Примерно в возрасте 13-15 лет у представителей мужской половины человечества начинает меняться тембр голоса, появляется первая редкая щетина на лице.

Волосяной покров постепенно увеличивается на ногах, под мышками и в паху, грудная клетка становится шире и изредка во время сна случается непроизвольное семяизвержение, что является нормальным явлением.

Развитие ребенка в подростковый период происходит очень активно не только физически, но и психологически. Именно сейчас происходят стычки с родителями, которые не понимают . Взрослым необходимо пытаться найти с ребенком точки соприкосновения – увлечения, досуг, чтобы стать ему не учителем, а другом.

Подростковый период у девочек

К особенностям подросткового периода у девочек можно отнести увеличение веса за счет жировой ткани, которая делает формы округлыми и женственными. Происходит это примерно в 14-16 лет, уже после того как начинается менструация (12-13 лет), хотя полностью сформируется будущая женщина лишь к 20-22 годам.

К рискам и опасностям подросткового периода можно отнести сильное желание самоутверждения, причем часто совершенно недопустимыми способами. Под влиянием друзей именно сейчас девочки начинают курить, пробовать алкоголь и вести половую жизнь.

Чтобы избежать таких проблем, следует еще до наступления подросткового периода наладить доверительные отношения с дочерью. Не нужно категорически противиться проявлению индивидуальности подростка, что выражается в желании сделать татуировку, пирсинг или проводить время с друзьями и тогда не чувствуя жестких рамок, подросток не будет активно стремиться вырваться из них.

Для начала разговора попробуем, как нередко пишется в умных книжках, и говорится в не менее умных, скажем, академических лекциях — дать определение.

Сначала разумеется формальные — как трактуют термин «подросток » словари и энциклопедии.

Итак, энциклопедический словарь «Психология развития», статья принадлежит перу профессора К. В. Поливановой:

— подростковый возраст — период онтогенеза, занимающий промежуточное положение между детством и юностью (приблизительно от 11-12 до 15-16 лет). В некоторых психологических исследованиях П. в. отождествляется с периодом пубертата, т. е. периодом полового созревания, так как в анатомо-физиологическом аспекте связан с интенсивным половым созреванием. Эмоциональная нестабильность, свойственная этому возрасту, связана, в частности, и с перестройкой гормональной системы, а также с генерализованными процессами возбуждения и торможения, так как нервная система в этот период не в состоянии выдерживать большие и длительные нагрузки. Половое созревание приводит к возникновению полового влечения, часто неосознанного, а также новых переживаний.

Характерным признаком этого периода является повышенный интерес к себе, своим способностям, к своим чувствам. Развитие рефлексии, осознание своих индивидуальных качеств, стремлений и ценностных ориентаций приводит к формированию нового уровня самосознания и самооценки подростков, что является одним из наиболее важных новообразований этого периода. В то же время осознание собственной уникальности, идентичности, а также свойственное этому возрастному периоду сравнение себя с окружающими (сверстниками и взрослыми) приводит к неустойчивости самооценки, амбивалентному отношению к себе.

Подростковый возраст — период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. В это время резко возрастает ценность для подростка коллектива сверстников, развивается устойчивая потребность в общении с ними.

Важной характеристикой этого периода является формирующееся у младших подростков чувство взрослости как субъективное переживание готовности стать самостоятельным. Отчасти переоцениваемая готовность приводит к частым конфликтам, но последние имеют и положительный смысл, т. к. провоцируют у подростка необходимость более адекватно отнестись к своему месту среди других. В целом для П. в. характерно относительное преобладание процесса индивидуализации по сравнению с присущими предыдущему возрастному периоду адаптационными процессами.

Среди негативных компонентов подросткового возраста отмечается увеличение конфликтности поведения, стремление к полной эмансипации от близких взрослых, снижение успешности учебных занятий. Эмоциональная неустойчивость, резкие изменения в поведении, колебания самооценки, так же как и социальная неопределенность этого периода могут приводить и к маргинализации подростков, поискам собственной культуры, стиля поведения и общения, отличающихся как от детских норм, так и от норм и правил взрослых. Возможно и развитие защитной агрессии, как реакции на давление взрослых. При неблагоприятных условиях в этот период могут развиваться так наз. отклоняющееся (девиантное ) поведение, различные невротические комплексы.

Много. Сложно. Серьёзно. Но ведь так вероятно и нужно, с нашей взрослой точки зрения, возраст то ведь куда как серьёзный…

Толковый словарь русского языка Ушакова ограничивается констатацией факта — ПОДРО’СТОК, тка, м. — мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16-17 лет.

А вот что пишет в своём словаре В. И. Даль:

« …Подростень, подростыш, м. подросток, мальчик или девочка, или животное, на подросте. Подросточный, подростковый, к подросту относящийся. Дети на подросте, почти на возрасте, около 14-ти, 15-ти лет».

Вот так. Дети.

А теперь, то что вкладывают в «своё » определение сами подростки… Эксклюзивная орфография полностью сохранена.

« …Подросток — это человек, который не является взрослым и не ребенком. Это такой особый тип людей.

…это сгусток энергии, амбиций, интузиазма, наивности, ветрености, да и вообще я считаю, что подросток это несформировавшийся плод-монстр , от которого никогда не знаешь, чего ожидать. Подросток это истинное воплощение бездонного пространства, его возможности безграничны, если конечно есть на то желание.

…это человек, достигший 14 лет, у которого появилось больше прав, но не прибавилось обязанностей. Подростковый возраст самый лучший после дет. садовского.

…это существо требующее: внимания со стороны родителей (в России внимание детям уделяют только в Москве и Питере), свободы (не полной), обучения и самое главное понимания, как и все остальные люди.

…это человек в сложном возрасте, когда нужна помощь. В этом возрасте человек хочет все, когда очень много интересов, и очень много прозьб. Но еще это чень хорошая возрасть… Заканчиваешь школу, идешь в институт, перед тобой открывается новая жизнь! Но в этом возрасте человек нуждается в очень большом пониманием.

…это человек, который находится в таком возрасте, когда допускает больше всего ошибок в своей жизни, которые решают порой дальнейшую судьбу.

…это ребенок, хотящий казаться взрослым. Это ребенок, который открыл для себя дверь во взрослый мир. Он балансирует на пороге, но боится шагнуть. О подростках заботятся, потому-что подростки — это уже почти взрослые. Предполагается ответственность, которой нет.

… это, на мой взгляд, тот человек у которого в жизни появляются первые секреты от родителей, друзей. …это то человек, который уже может отличить плохого человека от хорошего. Мне кажется большинство подростков замкнутые, хотя на людях очень общительные.

…это животное, которое до человека еще не доросло. Существо живущее только инстинктами, запутавшееся в жизни и не представляющее нечего о чувствах. У подростков огромные проблемы с психикой.

…это бунтарь. Он воюет не только с окружающими, но и с самим собой. Его переполняют чувства, совершенно противоречивые и в то же время похожие между собой.

…это кошмар для взрослых. Потому что в этом возрасте они сильней всего меняются, начинают требовать чего-либо , грубят всем, права начинают качать, считают что весь мир против них.

…это определенное лицо, находящееся в возрасте от 13-17 лет. В общем это вся средняя и старшая школа.

… это человек нуждающийся в понимании и сочувствие у него есть права которые часто нарушаются. Ему нужно понимания это самое главное.

… это почти взрослый человек, такой переходный возраст от ребенка к взрослому. Понять такого человек сложно, потому что сам он еще не определился со своим характером, своими принципами и т. д. Есть подростки, которых ничем не отличить от взрослых, иногда они даже благоразумнее взрослых, по-моему мнению, из-за того, что многим пришлось переносить какие то неурядицы в детстве.
… это чуть подросший ребенок, у которого формирует мышление, мысли и характер, который только вживается в взрослую, сложную жизнь. Это человек, который «играет в машинку и пытается научиться водить ее в жизни».

… это человек, у которого появляется в сознание такое слово, как «маска ».

… это взрослый ребенок, которому хочется все попробовать.

… это человек, который начинает выходить из детства. … в возрасте от 12 до 19 лет, живущий в обществе. В этот период жизни у него формируются взгляды на жизнь, характер, позиция в обществе. Возможна не устойчивая психика. Энергичны, готовы ко всему новому. Постоянное изменение настроения.

…это индивидуально существо, у которого есть свои принципы, взгляды на мир, характер. Он абсолютно индивидуален во всем не похож на других. Он пытается себя познать, узнать о себе, что-то новое. И в конце концов выбирает определенную цель своей жизни.

…это человек, личность имеющая свои проблемы, интересы, вкусы и т. д. , но не достигшая совершеннолетия, зависящая от родителей. Многие говорят… типа всего-лишь подросток… но это всего-лишь может стоит куда больше, чем некоторые люди.

…это жвачное, плотоядное животное, которое выдвигает себя вперед или назад перед окружающими.

…это человек с комплексами своего возраста, и себе на уме…

… это человечек использующий свою жизнь на все 100%.

… это человек, который переживает самое или одно из самых лучших своих времен. В это время еще можно делать какие-то глупости.

… человек с обостренными чувствами, гармонами, набором эмоций не характерным для другого организма, ступень между человеком и ребенком с усовершенствованием чувств.

… Подросток — это человек с несформировавшейся личностью, подверженный как плохому, так и хорошему воздействию окружающей среды.

…это существо, отдельное ото всего мира, познающее себя, все чувства которого обострены до невозможности, до безумия, до крайности… Он много думает и мало спит. Или нет. Он совсем не думает и постоянно спит. Он противостоит всему, что попадается на его пути, и прежде всего себе. Он абсолютно никому и ничему не противостоит, а просто плывет по течению…

Подросток как китайское печенье, в котором никогда не известно, что внутри…»

Как говорится — почувствуйте разницу…


Подростковый возраст (англ. teenage period ,adolescence )- период онтогенеза ,переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Синоним — отрочество. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст ,подростковому возрасту отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11 -12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов (см. Кризисы возрастные ),критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.

Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду , т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность),вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы.С фактом полового созревания связано то, что Подростковый возраст является периодом начала ряда психических заболеваний.

Центральным фактором психологического развития в подростковом возрасте, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания,изменение Я-концепции (Л. И. Божович,И. С. Кон, Э. Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с др. людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки.Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста - в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в подростковом возрасте (Д. Б. Эльконин).Согласно др. т. зр., ведущей в этот период является просоциальная деятельность , определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества» (Д. И. Фельдштейн).

Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению,развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций,по теории Ж. Пиаже).Динамический характер этого развития, несформированность основных структур обусловливает ряд специфически подростковых трудностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на др. сторонах его жизнедеятельности. В нравственном развитии с этим связаны, в частности, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Основное содержание подросткового возраста рассматривается либо как время перехода к взрослости (с этим связано, напр., представление Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой о «чувстве взрослости» как основном новообразовании подросткового возраста), либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других. Последняя т. зр. в настоящее время преобладает. Подростковый возраст (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои установки, специфические нормы поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной группе внутри этой общности, которая часто отличается не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка - в самостоятельности, личностной автономии .Вместе с тем в подростковом возрасте важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с т. зр. прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм делинквентного (противоправного) и девиантного поведения .(А. М. Прихожан.)

этап от 10–11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных кардинальными изменениями в сфере сознания,деятельности и системе взаимоотношений индивида. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к отклоняющемуся поведению.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

период развития детей от 11-12 до 15-16 лет, что приблизительно соответствует возрасту учащихся ср ступени общеобразоват.школы (уч-ся 5-9-х кл). П. в. наз. также переходным возрастом, т. к. он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. До 17-18 вв П. в. не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после к-рого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Вследствие акселерации половое созревание происходит в совр. условиях неск годами раньше, чем в прошлом, в то время как психол. и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью. По уровню и характеру психич. развития П. в. - типичная эпоха детства С др. стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей. Взрослые же, подчеркивая, что подросток уже не маленький ребенок, и предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое двойственное противоречивое положение подростка чревато разл. осложнениями в межличностных отношениях, к-рые выливаются в конфликты и принимают разнообразные формы протеста Поэтому П. в. иногда называют «трудным», «критическим».

На протяжении всего 20 в ведется теоретич. спор о роли биол.и социальных моментов в возникновении явлений критич. развития в П. в Проблема биол.фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биол.зрелости, развертывается процесс полового созревания За этим стоят процессы мор-фологич.и физиол. перестройки организма, наиб. интенсивно протекающие в возрасте 11-13 лет у девочек и 15-15 лет у мальчиков (при этом возможны индивидуальные вариации) За счет акселерации физич. развития наблюдается сдвиг этих сроков на 2-3 года раньше. Специфич. моментами физич. развития являются рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных половых признаков (пубер-татный скачок в росте) Увеличение массы мышц и мышечной силы идет наиб. интенсивно в конце периода полового созревания Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек - по женскому типу; это сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности (завершение этого процесса находится за пределами П. в.). Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребенка, общие пропорции тела приближаются к пропорциям, характерным для взрослого. Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Наряду с диспропорциональным ростом частей тела это может порождать неуверенность, неприятные переживания, принимающие иногда патологич. формы (напр., дисморфофобия - наиб. типичное именно для П. в. хронич. состояние неудовлетворенности своим внеш. обликом). Возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) часто приводит к временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления. Следствие этого - головокружение, учащенное сердцебиение, головные боли, быстрая утомляемость и т. д. Особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутр. секреции приводят к нек-рым временным нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, к-рые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.

Половое созревание и сдвиги в физич. развитии подростка имеют важное значение в возникновении новых психол. образований. Эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (на основе представления о своем сходстве со взрослыми). Половое созревание также стимулирует развитие интереса к др. полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.

Существ, анатомо-физиол. изменения в организме подростка долгое время служили основой разл. теорий о биол. обусловленности особенностей П. в. и свойственных ему кризисных явлений в развитии. Такое представление - т. н. биоге-нетич. универсализм - было заложено Г. С. Холлом и 3. Фрейдом, к-рые считали комплекс специфич. особенностей П. в. явлением неизбежным и универсальным в силу его биол. природы. Теории биогенетич. универсализма были опровергнуты амер. антропологами и этнографами, изучавшими т. н. примитивные культуры. М. Мид, к-рая изучала подростков Самоа, доказала несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в П. в. и показала их социальную, а не биол. обусловленность. Она обнаружила существование гармонического, бесконфликтного перехода от детства к взрослости у подростков Самоа и описала условия жизни, особенности воспитания и отношения детей с окружающими. Было доказано, что конкретными социальными обстоятельствами жизни ребенка определяется длительность П. в. (напр., у нек-рых племен он ограничен неск. месяцами); наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей; характер самого перехода от детства к взрослости. Амер. этнограф Р. Бенедикт выделила на основе обобщения этнографич. материалов 2 типа перехода от детства к взрослости: непрерывный и с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве, и теми способами поведения и представлениями, к-рые необходимы для осуществления роли взрослого. Первый тип перехода существует в условиях сходства ряда важных норм и требований к детям и взрослым. В таких обстоятельствах развитие протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статуса взрослого. Второй тип перехода существует при расхождении в существующих нормах и требованиях к детям и взрослым (Бенедикт и Мид считали его характерным для совр. амер. общества и стран с высоким пром. развитием). В таких условиях переход к взрослости идет с внеш. и внутр. конфликтами и имеет специфич. результат - неподготовленность к выполнению роли взрослого при достижении «формальной» зрелости. К. Левин продолжил анализ положения подростка в совр. обществе и рассмотрел конфликтный тип перехода к взрослости с точки зрения положения в обществе группы детей и группы взрослых, их нек-рых прав и привилегий. Он констатировал разделенность этих групп и считал, что в П. в. происходит смена принадлежности к группе. У подростка есть стремление перейти в группу взрослых и пользоваться нек-рыми их привилегиями, к-рых нет у детей. Однако взрослыми он еще не принят и поэтому оказывается в положении между группами. Степень трудности и наличие конфликтов Левин ставит в зависимость от социальных моментов - резкости разграничения в обществе группы детей и группы взрослых и длительности периода, когда подросток находится в положении между группами. Идеи Левина о «неприкаянности» подростка развиваются Дж. С. Коулменом и др. заруб. психологами, к-рые говорят о существовании особой «субкультуры» подростков, т.е. о наличии общества подростков в обществе взрослых.

Долгое время содержание развития подростка описывалось в терминах, обобщенных в понятии «кризис развития», подчеркивавшего негативные аспекты этого возраста. Это понятие и сегодня используется не только в заруб., но и в отеч. возрастной психологии, но трактуется по-разному. Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания - полового, общеорга-нич. и социального как осн. особенностей и осн. противоречий П. в. Им поставлена проблема выделения осн. новообразования в сознании подростка и выяснение социальной ситуации развития. Центральным и специфич. новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфич. направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций. Специфич. социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, к-рые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Это имеет далеко идущие последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии. Во множестве норм, правил, ограничений и особой «морали послушания», к-рая существует для детей, зафиксирована их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых. Для ребенка многое из доступного взрослому еще запретно. В детстве ребенок овладевает нормами и требованиями, к-рые общество предъявляет к детям. Эти нормы и требования качественно меняются при переходе в группу взрослых. Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и ценностей на другие - с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к нек-рым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества, умения, права и привилегии, причем прежде всего те, в к-рых наиб. зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.

Для нравств. развития в П. в. характерно формирование нравств. убеждений, к-рыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении и к-рые формируются под влиянием окружающей среды (семьи, товарищей и др.), в процессе уч.-воспитат. работы. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются нравств. идеалы подростков.

Процесс становления личности в П. в. сложен и противоречив. «Кодекс морали» подростка (и обусловленное им поведение) нередко отличается своеобразием и противоречит нек-рым принятым в обществе нормам и принципам.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в самовоспитании. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутр. мир. Это стремление к познанию и оценке морально-психол. качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной психич. жизни и качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

Умственное развитие в П. в. тесно связано с изменением характера и форм уч. деятельности. Серьезная и многосторонняя трудовая деятельность, возросшая пытливость ума требуют от подростка более высокой и организованной умственной деятельности. Переход к систематич. изучению основ наук ведет к систематизации знаний, к установлению связи знаний одной области со знаниями из других областей, с практикой жизни. Все это влияет на характер познавательной деятельности в П. в. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетич. восприятию предметов и явлений. Наблюдение как целенаправленное организованное восприятие начинает занимать все большее место в умственной деятельности подростков. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний формируют у подростка способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для П. в. характерно интенсивное развитие произвольной логич. памяти; возрастает умение логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер.

Особенности П. в. требуют очень внимательного воспитат. подхода. Позиция воспитателя должна исходить из следующего положения: в П. в. дети изменяются; эти изменения еще не дают основания считать подростков взрослыми, но требуют иного подхода к ним, чем к мл. школьникам. Не следует подавлять естеств. стремления подростка к самостоятельности. Предъявление подростку растущих требований должно сочетаться с уважением к нему, с изменением видов контроля, к-рому необходимо придавать более тактичные формы, в частности устранять мелочный контроль и назойливую опеку, отказаться от авторитарного, диктаторского тона.

Лит.: Выготский Л. С., Педология подростка, Собр. соч., т. 4, М., 1984; Кру-тецкий В. А., Лукин Н. С., Психология подростка, M.; Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков, под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой, М., 1967; Маркова А. К., Психология обучения подростка, М., 1975; Подросток. Проблемы воспитания детей в семье, пер. с венг., М., 1977; Фельдштейн Д. И., Психология воспитания подростка, М., 1978; Алемас-кин М. А., Воспитат. работа с подростками, М., 1979; Мир детства. Подросток, под ред. А. Г. Хрипковой, М., 1982; Колесов Д. В., Мягков И. Ф., Учителю о психологии и физиологии подростка, М., 1986; Психология совр. подростка, под ред. Д. И. Фельдштейна, М., 1987; Guardo G. I., The adolescent as individual: issues and insights, N. Y., 1975; Coleman J. C., The nature of adolescence, L.-N. Y., 1980. В. А. Крутецкий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Поделиться: