Основные характеристики цвета: чистота, насыщенность. Повышает ли цвет или чистота бриллиантовый блеск

Сверкающие кристаллы – символ достатка, благородства и интеллигентности. Они вносят в образ удивительную неповторимость, уверенность женщин в своей привлекательности. Проблема, которая встаёт перед покупателем, – желание приобрести оригинал. Основные показатели драгоценного самоцвета – чистота бриллиантов и цветовая палитра.

Стоимость изделия строится из нескольких параметров. Главный – чистота бриллианта. Экспертизой и оцениванием качества занимаются научные лаборатории геммологов, независимые экспертные компании.

Три ведущих учреждения этого профиля:

  • Геммологический институт Америки – GIA.
  • Высший алмазный совет – HRD (Бельгия).
  • Всемирная ювелирная конфедерация – CIBJO (Швейцария).

Природный минерал редко встречается идеальным по форме кристаллов, поэтому изучается количество отклонений от нормы. Чем меньше у образца изъянов, тем он выше по стоимости и ценнее. Чистота бриллианта – наличие или отсутствие в породе не алмазных включений, присутствие трещин и сколов. Обнаружить дефекты при обычном рассматривании невозможно. Для изучения требуется специальное оборудование: мощный микроскоп. Он позволяет десятикратно увеличить камень, заметить все внутренние составляющие. Десятикратное увеличение – установленный учёными показатель для проверки камня. Какие минералы обнаруживаются внутри кристалла:

  • ильменит;
  • магнетит;
  • шпинель (оттенок коричневого);
  • (красноватого тона);
  • энстатит;
  • диопсид (цвет зелёный).

Их присутствие в алмазах изменяет стоимость материала, влияет на подход мастеров к будущему изделию. Ювелиры пытаются обыграть все особенности камня, чтобы сохранить его уникальность и ценность. Объёмы, очертания вкраплений также различны. Наиболее распространены два вида:

  • угольные;
  • снежные.

Обнаружение их внутри структуры камня подтверждает оригинальность , влияет на цену.

Шкала показателя чистоты

Подходы к шкале градации чистоты различны. В одних странах за основу взяты одни характеристики, в других – несколько отдельных параметров. Считается, отличный образец тот, где нет внутренних дефектов. Повреждения внешней грани устраняются методом полирования поверхности.

Подходы к созданию градаций:

  1. Первая шкала разработана в США. Чистота бриллианта GIA строится на разделении образцов на классы по степени видимости дефектов, их объёма, количества в одном кристалле. Градация чистоты бриллианта геммологического института США является самой используемой. Она делит камни на 11 классов.
  2. В Российской науке классификация алмазов отличается от американской. Степень чистоты зависит от веса кристалла. Округлые образцы весом 0,29 карата делятся на 6 групп. Тот же вес, но другая форма – бриллианты распределяются на 9 видов. Средние размеры и крупные образцы попадают под классификацию на 12 типов. Чем больше цифра группы, тем ярче (заметнее) и крупнее дефект.

Количественная колориметрическая характеристика зрительного восприятия насыщенности цвета, выражаемая количеством энергии монохроматического излучения, которое в сочетании с белым излучением воспроизводит в колориметрических условиях измеряемый цвет. Наибольшей чистотой цвета, равной 1,0, обладают чистые спектральные цвета; наименьшей, - равной 0,0 - ахроматические цвета, не имеющие цветового тона.


Смотреть значение Чистота Цвета в других словарях

Чистота — чистоты, мн. нет, ж. 1. Отвлеч. сущ. к чистый в 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10 и 11 знач. помещения. души. намерений. красок. породы. слога. 2. Чистое состояние, чистый вид чего-н. (соответственно........
Толковый словарь Ушакова

Для Цвета Нареч. Разг. — 1. С целью придать какую-л. окраску, какой-л. световой тон.
Толковый словарь Ефремовой

Чистота Ж. — 1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: чистый (1-4,9,11-13).
Толковый словарь Ефремовой

Патентная Чистота — юридическая и закрепленная возможность свободно использовать технический
объект в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории патентов.........
Экономический словарь

Патентная Чистота (юридическая Безупречность) — юридическое свойство объекта техники (конструкции, машины, способа производства и т.п.), заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без........
Экономический словарь

Патентная Чистота Товара
Экономический словарь

Чистота (neatness) — термин, используемый для обозначения степени вычета расходов из
дохода.
Экономический словарь

Чистота Патентная — юридическое свойство товара, продукции, согласно которому они могут быть свободно использованы в данном государстве без опасности нарушения действующих на ее территории патентов.
Экономический словарь

Чистота — см. Чистый.
Толковый словарь Кузнецова

Патентная Чистота — - юридическое свойство объекта техники; заключается в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории........
Юридический словарь

Патентная Чистота Товара — - гарантия в том, что ни при производстве товара, ни в нем самом не были использованы незаконно права изобретателя, защищенные патентам. Предмет техники, юридически защищенный........
Юридический словарь

Сортовая Чистота — отношение числа стеблей сельскохозяйственных растений основного сорта к числу всех развитых стеблей сельскохозяйственных растений данной культуры.
Юридический словарь

Дополнительные Цвета — , любые два ЦВЕТА, сочетание которых дает белый свет. Любой цвет можно описать как сочетание красного, зеленого и синего (аддитивных «первичных» цветов), оказывающих........

Основные Цвета — , см. ЦВЕТ.
Научно-технический энциклопедический словарь

Условные Цвета — , система окраски, где цвета служат для того, чтобы подчеркнуть или придать ясность отдельным частям изображения, в действительности этих цветов не имеющего. Обычно........
Научно-технический энциклопедический словарь

Дополнительные Цвета — при смешении дают в глазу ощущение белого цвета,напр. сине-зеленый и красный, оранжевый и синий, зелено-желтый ифиолетовый цвета.

Цвета Дополнительные — два цвета, которые при оптическом смешении дают ахроматический цвет.
Большой медицинский словарь

Цвета Основные — (син. цвета первичные) три спектральных цвета (красный, зеленый, синий), из которых при оптическом смешении в различных сочетаниях можно получить остальные спектральные цвета.
Большой медицинский словарь

Цвета Первичные — см. Цвета основные.
Большой медицинский словарь

Цвета Спектральные — семь цветов, на которые условно разделяют спектр видимого излучения (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Большой медицинский словарь

Основные Цвета — три цвета, смешением которых в разных пропорциях можнополучить любой цвет. Число возможных систем основных цветов бесконечно.Часто основными цветами являются красный, зеленый и синий.
Большой энциклопедический словарь

Показатель Цвета — разность между значениями блеска звезды в двухразличных спектральных (цветовых) интервалах (обычно синем В и желтом V),выраженная в звездных величинах.
Большой энциклопедический словарь

Цвета Каления — цвета свечения металла, нагретого до высоких температур(напр., для стали от темно-коричневого при 550 .С до белого при 1300 .С).
Большой энциклопедический словарь

Цвета Побежалости — радужные цвета (соломенный, золотистый, пурпурный,фиолетовый и др.), возникающие на чистой поверхности нагретой стали, атакже на поверхности некоторых минералов в результате........
Большой энциклопедический словарь

Каждый человек при выборе украшения с бриллиантами для кого-то дорогого хочет, чтобы все было на высшем уровне. Но не многие разбираются в таких вещах, как цвет, чистота и других свойствах бриллиантов. Эта статья может научить как правильно выбирать украшения с бриллиантами.

Введение

Алмаз — самое твердое природное известное вещество. Он был найден в типе изверженной скалы, известной как кимберлит. Сам алмаз представляет собой, по существу, цепочку атомов углерода, которые кристаллизовались. Уникальная твердость камня — результат плотной концентрации углеродных цепей.

Как и другие изверженные породы, кимберлит формировался в течение тысячелетий в результате вулканического воздействия, которое произошло во время формирования земной коры.

Кимберлит находится внутри этих бывших сфер вулканической активности — часто около горных хребтов — в вертикальных шахтах, которые простираются глубоко внутри Земли. Внутри кимберлита находятся прерывистые отложения алмазов, один из нескольких минералов.

Однако, не все кимберлиты содержат алмаз. Другие камни, которые часто встречаются с бриллиантами, это слюда, и циркон. Таким образом, кимберлит может быть серо-голубым в оттенках — так называемая голубая земля, или, если он подвергается воздействию воздуха, он может иметь желтоватый оттенок и называется желтым.

Основные факторы: бриллианты и 4 C

Хотя все бриллианты сделаны из прессованного углерода, каждый отдельный бриллиант уникален и по-своему отличен. Алмазы бывают разных форм, размеров, цветов, а также различных внутренних и внешних характеристик, которые служат идентификацией алмаза.

Все бриллианты имеют определенную ценность, а также есть такой фактор, как градация бриллиантов по цвету и чистоте, но как точно определить, какой алмаз более ценен, чем другой?

Для круглых бриллиантов можно использовать следующую формулу, чтобы оценить их вес в каратах: вес в каратах = диаметр в мм x диаметр в мм x глубина в мм x 0,006

Что важнее при покупке бриллианта ясность или цвет?

Цвет и четкость — две из наиболее важных характеристик качества алмаза. Но один из них более важен, чем другой при выборе бриллианта?

Как цвет влияет на внешний вид алмаза?

Цвет бриллианта оценивается по шкале букв, A верхняя оценка — по D, что указывает на совершенно бесцветный алмаз.

Алмаз ясность или цвет?

Чем ниже цвет бриллианта, тем более окрашенным выглядит камень. Алмазы, цвет которых градуирован К или ниже, имеют небольшую желтую окраску, которая становится заметнее, чем ниже вы опускаетесь в цветовой гамме.

Как ясность влияет на внешний вид алмаза?

Ясность относится к тому, сколько внутренних дефектов (включений) и поверхностных дефектов имеет алмаз и как видимы они при увеличении или невооруженным глазом.

Верхний класс четкости FL (Flawless) присваивается бриллиантам, которые не имеют видимых включений даже при просмотре с лупой 10x. Чем ниже степень чистоты камня, тем вероятнее, что можно увидеть недостатки, такие как черные пятна или линии внутри алмаза.

Повышает ли цвет или чистота бриллиантовый блеск?

Блеск, пожалуй, самая важная характеристика алмаза, и его интенсивность зависит главным образом от разреза камня.

Цвет и четкость не влияют на яркость непосредственно, но они могут способствовать ее визуальному эффекту. Хотя цвет бриллианта сам по себе не увеличивает или не уменьшает блеск, более бесцветные камни выглядят более белыми, яркими и кажутся более живыми в целом.

Напротив, алмазы более низкого качества, имеющие более сильные желтые оттенки, могут выглядеть более темными, и люди могут воспринимать их как менее блестящие (хотя на самом деле это может быть не так).

Когда дело доходит до ясности, отсутствие дефектов определенно добавляет впечатление, что камень сверкает чисто. Видимые дефекты могут сделать алмаз немного грязным, но такие недостатки не изменяются значительно, как камень отражает свет, чтобы повлиять на его блеск.

Яркость бриллианта может негативно сказаться на камнях с многочисленными, очень крупными включениями, но большинство ювелиров не носит бриллианты такой низкой четкости.

Когда цвет бриллианта более важен?

Иногда более качественный цвет имеет более важное значение, чем чистота. Например, если клиент собирается поместить свой бриллиант в белый цвет, очень важно, чтобы камень не имел видимых оттенков.

В противном случае, если он установит алмаз с легкими желтоватыми оттенками из или платины, желтый цвет будет выделяться еще сильнее на белом фоне, и алмаз будет выглядеть темнее, чем его установка.

В подобном случае небольшое включение со стороны алмаза испортило бы его внешний вид намного меньше, чем низкокачественный цвет камня.

Когда чистота бриллианта начинает быть важнее?

Вообще, ясность начинает иметь значение, когда она слишком низкая. Нет большой разницы невооруженным глазом между градуированным алмазом FL или IF и одним в диапазоне ясности VS1-VS2.

Тем не менее алмазы с четкостью, градуированной ниже SI1 / SI2, с большой вероятностью будут иметь видимые недостатки.

Ясность имеет гораздо большее значение, чем цвет, когда алмаз собирается установить в желтое золото, которое может поглощать желтоватые оттенки в камне низкого качества и заставлять его выглядеть более белым, в отличие от золота. В таком случае лучше удостовериться, что выбранный бриллиант выглядит чистым невооруженным глазом.

Итог

Как выбрать бриллиант по цвету и чистоте :

  • Покупая бриллиант, нужно сначала убедиться, что камень чистый, т. е. у него нет недостатков, чтобы его можно было увидеть невооруженным глазом.
  • Не нужно искать камень с самой высокой прозрачностью, поскольку алмазы, оцененные по шкале VS1-VS2 или SI1, могут выглядеть столь же чистыми, как FL / IF-прозрачные камни, нельзя торопиться, чтобы найти красивый алмаз.
  • Если купить круглый бриллиант для настройки желтого золота, можно смело выбрать камень с цветом, соответствующим J, K или L (иногда даже M), и не беспокоиться о видимости его желтых оттенков.
  • Для других огранок алмазов может потребоваться нарисовать линию с более высоким цветом, таким как I, J или K.
  • Если круглый бриллиант будет установлен в платине или белом золоте, нельзя опускаться ниже, чем цвет H, I или J. Для разрезов, отличных от круглых, G или H — хороший выбор, но не ниже I-го цвета.

Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистыми цветами в спектре считаются только три: красный, жёлтый, синий. Эти цвета называются первичными или основными. Чистота цвета – это скорее психологическое понятие, нежели физическое: «не чистый» оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определённой длины.

Температура цвета

Интересна попытка сгруппировать цвета в категории «тёплый и холодный». Рассматривая спектральный круг, подаренный нам Исааком Ньютоном, мы делим его на тёплую и холодную части. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета – тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Красно-оранжевая часть спектра действительно заключает в себе больше тепловой энергии, нежели сине-зелёная, и установлено экспериментально, что положительные эмоции делают нас более чувствительными к красному и жёлтому, а отрицательные – к синему. На самом деле отличие холодного цвета от тёплого, безусловно, самое общее. В природе температура цвета часто определяется состоянием атмосферы, освещённостью, временем года, нашим самочувствием, возрастом, полом, настроением, образованием и многими другими факторами.

Термины «тёплый» и «холодный» несут небольшую информацию относительно чистых цветовых оттенков. Например, красный – тёплый, а голубой – холодный. Чисто жёлтый тоже кажется холодным, потому что – светлый.

Р. Арнхейм предложил свою теорию, которая многим показалась очень интересной. Он считал, что эффект от восприятия цвета создаётся не основным цветовым оттенком, а цветом, имеющим небольшое отклонение от основного. А поэтому любой цвет в своём цветовом тоне может быть холодным или тёплым. Скорее можно говорить о «теплее – холоднее», т.е. об оттенках цвета при сравнении их с «нейтральными» чистыми. Это приводит к неожиданному результату: красновато-голубой теплее, чем голубовато-красный.



Смешение двух уравновешенных цветов не оказывает такого определённого воздействия. Зелёный цвет (жёлтый + синий) находится ближе к холодному, тогда как фиолетовый (красный + синий) или оранжевый (красный + жёлтый) – ближе к нейтральным. Однако уравновешенность двух цветов не является постоянной, а наоборот – неустойчивой. Легко достигнуть перевеса в ту или другую сторону. Добавьте больше красного – оранжевый покраснеет, а значит, потемнеет и потеплеет, а больше жёлтого – оранжевый похолоднеет и посветлеет. Художники любят повторять, что оттенок дороже цвета. Действительно, в цвете, который содержит в себе другой, есть что-то живое, сложное, эмоциональное. Чистый цвет без оттенка всегда более строг, холоден, неподвижен и беспристрастен.

Можно сказать, что основной цвет – нейтральный и только тогда, когда он приобретает динамический эффект напряжённости, в результате склонности к другому цвету он становится более выразительным. Чистые цвета относятся к нулевой отметке цветов, они мало динамичны и поэтому мало выразительны.

Положение осложняется тем, что выразительность цвета и его «температура» зависят от яркости и насыщенности (если рассматривать цвет один, то чем он чище и ярче, тем он холоднее).

Экспрессивные качества цвета можно сравнивать только тогда, когда два других фактора будут постоянны. Например, в спектре солнечного света все лучи интенсивно насыщены, но имеют разницу в яркости. Наибольшей яркостью обладает жёлтый. По обе стороны от него идёт снижение яркости, следовательно, если яркость больше, то цвет светлее и холоднее, и оттенок тоже приобретает холодность. Чем меньше яркость, тем темнее и теплее становится оттенок.

Насыщенность указывает на чистоту цвета. В музыке чистый звук – одна звуковая волна – правильная синусоида. Чем сложнее звук, тем сложнее конфигурация волны. В цвете нельзя выделить одну синусоиду, а при смешении пигментов основных цветов (красного, жёлтого и синего) получается скучный серый цвет.

Вернёмся к температуре. Употребляя слова «тёплый» или «холодный», мы имеем дело не с превращением кожных ощущений в зрительные и слуховые, а со структурным качеством, общим для обоих чувств. Мы можем назвать одного человека холодным, а другого тёплым, говорим о тёплой встрече, горячих дебатах и т.п. Наши реакции на физический холод или тепло, очевидно, схожи с этими понятиями. Таким же путём нас, видимо, привлекают к себе тёплые цвета и удерживают на расстоянии холодные. Например, красный всегда выглядит расположенным ближе, а голубой дальше от нас. Некоторые цвета вызывают иллюзию расширения, а другие – эффект сокращения. Тёмный предмет выглядит меньше, чем яркий, несмотря на одинаковые размеры. Установлено, что чёрный диск на белом фоне смотрится на 1/5 долю меньше, чем белый на чёрном фоне.

Восприятие цвета

Восприятие цвета – сложный процесс, обусловленный физическими и психологическими стимулами. С одной стороны, ощущение цвета вызывается волнами определённой длины, существующими объективно и независимо от нас, с другой – восприятие цвета невозможно без посредничества глаз. Это создаёт впечатление, что цвет существует лишь в восприятии.

Современная психология выделяет в цветовом зрении два качественных уровня: ощущение цвета и восприятие цвета, а творческая тематика курса требует третьего уровня: чувства цвета.

Если ощущение понимается как простейший психологический акт, непосредственно обусловленный физиологией зрения, а восприятие – как более сложный процесс, определённый рядом закономерностей психологического характера, то чувство цвета в наибольшей степени относится к эмоциональной и эстетической сфере.

Ощущение цвета как простейший зрительный акт свойственно и некоторым видам животных, обладающих цветовым зрением. Но для человека чистого ощущения цвета не существует. Мы всегда видим цвет в определённом окружении, на том или ином фоне, в связи с предметной формой. В ощущении принимает участие и сознание. На качество восприятия цвета оказывает влияние состояние глаза, установка наблюдателя, его возраст, воспитание, общее эмоциональное состояние.

Однако всё это лишь до известной степени изменяет качество восприятия, смещает его в ту или иную сторону. Красный цвет, например, будет в любых обстоятельствах восприниматься как красный, за исключением случаев патологии зрения.

Рассмотрим некоторые особенности восприятия цвета.

Цветом можно любоваться бесконечно, но вот обсуждать тему цвета, порой бывает трудно. Дело в том, что слова, которые мы используем для описания цвета, слишком неточны и часто приводят к взаимному непониманию. Путаница происходит не только с такими техническими терминами как «яркость», «насыщенность» и «цветность», но даже с такими простейшими словами, как «светлый», «чистый», «яркий» и «тусклый». Даже специалисты ведут свои споры так до сих пор и не утвердив стандартные определения понятий.

Цвет - это феномен света, вызываемый способностью наших глаз определять различные количества отражённого и проецируемого света. Наука и технология помогла нам понять, как физиологически человеческий глаз воспринимает свет, измерить длины волн света, узнать количества несомой ими энергии. И теперь мы понимаем, насколько сложно понятие «цвет». Ниже мы рассказываем о том, как мы определяем свойства цвета.

Мы попытались составить словарь терминов и понятий. И хотя мы не претендуем на единственный авторитет в теории цвета, определения, которые вы здесь найдёте, подкрепляются другими математическими и научными аргументами. Пожалуйста, сообщите нам, если в данном словаре отсутствуют какие-либо слова и понятия, о которых вы бы хотели узнать.

Тон (Hue)

Иные переводы: цвет, краска, оттенок, тон.

Именно это слово мы имеем в виду, когда задаём вопрос «Какой это цвет?». Мы интересуемся свойством цвета, которое называется «Тон/Hue». Например, когда мы говорим о красном, жёлтом, зелёном, и синем цветах, мы имеем в виду «тон/hue». Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.

Контраст тонов - явно различные тона.

Контраст тона - различные оттенки, одинаковый тон (синий).

Термин «тон» описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от жёлтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm).

На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов». Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, чёрным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью.

Хроматичность (Chromaticity, Chorma)

О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о «чистоте» цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, чёрного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми.

Понятие «хроматичность» связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако мы будем продолжать использовать эти термины раздельно, потому что на наш взгляд они относятся к различным ситуациям, о чём будет сказано несколько ниже.

Высокая хроматичность - очень сияющие, живые цвета.

Низкая хроматичность - ахроматичные, бесцветные цвета.

Хроматичность одинакова - средний уровень. Та же живость цветов несмотря на различный тон; чистота меньше, чем у образцов выше.

Высокохроматические цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, чёрного или серого. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его хроматичность.

Хроматичность, которую часто называют «сочностью», является количеством цвета (hue) в цвете. Цвет без цвета (hue) является ахроматичным или монохроматичным, и видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и хроматичность, за исключением очень светлых цветов.

Насыщенность (Saturation)

В связке с хроматичностью, насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещённости. Например, комната окрашенная в один цвет, ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то что цвет будет неизменён, его насыщенность будет меняться. Насыщенностью не имеет отношения к словам «тёмный», «светлый». Вместо этого используйте слова «бледный», «слабый» и «чистый», «сильный».

Насыщенность одинаковая - та же интенсивность, различные тона.

Контраст насыщенности - различные уровни наполнения, тон одинаковый.

Насыщенность, которую также называют «интенсивностью цвета» (intensity), описывает силу цвета относительно его яркости (value) или светлоты (luminance/lightness). Иными словами, насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определённой яркости освещения. Например, цвета близкие к серому ненасыщенные по сравнению с более светлыми цветами.

У цвета свойство «живой» или «полный» является ни чем иным, как отсутствием примеси серого или его оттенков. Важно отметить, что насыщенность измеряется вдоль линий одинаковой яркости.

Насыщенность/Saturation: 128

Яркость (Value/Brightness)

Когда мы говорим, что цвет «тёмный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или тёмен, в том смысле, насколько он близок к белому. Например, канареечный жёлтый цвет считается светлее синего «navy blue», который в свою очередь сам светлее чёрного. Таким образом, значение (value) канареечного жёлтого выше, чем синего «navy blue» и чёрного.

Низкая яркость, постоянная - одинаковый уровень яркости.

Контраст яркостей - серый = ахроматичный.

Контраст яркостей - полное различие яркости.

Яркость (используется термин «value» или «brightness») зависит от количества света, излучаемого цветом. Самый простой способ запомнить это понятие - это представить себе шкалу серого цвета, со сменой чёрного на белый, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета. Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом пурпурный - менее яркий, чем небесно-голубой, так как излучает меньше света.

Эту шкалу серого цвета можно приравнять к цветной шкале с помощью того же уравнения, которое используется в телевидении (Яркость серого цвета = 0.30 Red + 0.59 Green + 0.11 Blue):

Интерактивная демонстрация иллюстрирует изменение яркости в двухмерной схеме:

Яркость/Value: 128

Светлота (Luminance/Lightness)

Несмотря на то, что вместо этого слова часто употребляют слово «яркость» (brightness), мы предпочитаем использовать слово «светлота» (или «светимость»). Понятие «светлота цвета» связано с многими теми же переменными, что и яркость в смысле «value». Но в данном случае используется другая математическая формула. Если говорить кратко, вспомните цветовой круг. В нем цвета расположены по кругу с одинаковой светлотой. Добавление белого увеличивает светлоту, добавление чёрного - уменьшает.

Это измерение цвета относится к яркости (value), но отличается по своему математическому определению. Светлота цвета измеряет интенсивность потока света на единицу площади его источника. Рассчитывается она путём вычисления среднего в группе ахроматичных цветов.

Достаточно сказать, что светлота растёт от очень тёмного до очень светлого (сияющего) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (hue) с одинаковой светлотой. Если к цветовому кругу добавить немного света, мы тем самым увеличим интенсивность света и таким образом увеличим светлоту цветов. Противоположное произойдёт, если мы уменьшим свет. Сравните, как выглядят плоскости, отображающие светлоту, с плоскостями, отображающими яркость (выше).

Светлота/Luminance: 128

Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)

Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» (tint). Если цвет делается темнее путём добавления чёрного, полученный цвет называется «тень» (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).

Оттенки (добавляем белый к чистому цвету).

Тени (добавляем чёрный к чистому цвету).

Тональности (добавляем серый к чистому цвету).

Комплементарные, дополнительные цвета (Complementary Colors)

Когда два или несколько цветов «подходят друг к другу», их называет комплементарными, дополняющими друг друга цветами. Этот признак абсолютно субъективен, и мы готовы его обсудить и выслушать другие мнения. Более точным определением будет «если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими, комплементарными».

Основные цвета (Primary Colors)

Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию КОЖЗГСФ часто сводят к трём цветам: красный, зелёный и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами аддитивной системы цветов (свет). Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и жёлтый. Запомните, комбинация «красный, жёлтый голубой» не является комбинацией основных цветов!

Системы цветов RGB, CMYK, HSL

В различных случаях в зависимости от того, как воспроизводится цвет, используются различные цветовые системы. Если мы используем источники света - доминирующей системой является RGB (от «red/green/blue» - «красный/зелёный/синий»).

Для цветов, которые получаются путём смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от «cyan/magenta/yellow» - «циан/фуксин/жёлтый»). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения чёрного цвета используется не равная смесь CMY, а просто чёрная краска.

Другой популярной цветовой системой является HSL (от «hue/saturation/lightness» - «цвет/насыщенность/яркость»). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светлота (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.

Поделиться: