Детская дружба и проблемы общения со сверстниками. Ребенок не хочет общаться с детьми: причины, симптомы, типы характера, психологический комфорт, консультации и советы детского психолога

Пока ребенок еще совсем маленький, мама изо всех сил старается подружить его со сверстниками, найти компанию для игр и прогулок, помочь освоить важнейший социальный навык — коммуникацию с окружающими. Но оказывается, этим дело не ограничивается! Эксперт «О!», доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор книг о развитии эмоционального интеллекта Виктория Шиманская в своей новой статье рассказывает, как родители могут помочь ребенку и для чего нужно это сделать.

Вы задумывались о том, что умение дружить не дано человеку с рождения? Это социальный навык, который мы осваиваем в течение всей жизни. Фундамент закладывается, как и все базовые умения, в нашем детстве, поэтому то, как будут складываться взаимоотношения вашего ребенка с людьми, зависит от родителей. Что включает в себя это емкое слово «дружить»? Конечно, это не только буквально умение находить общий язык и интересы со сверстниками. Это и умение контролировать свое «я» — собственный эгоизм и эмоциональные проявления, умение считаться с мнением других людей, это развитая эмпатия, щедрость, забота об окружающих. Можно сказать, что умение дружить — это фундамент любых взаимоотношений в будущем — с окружающими, коллегами или руководством. Ребенок, умеющий дружить, будет легче проходить через , особенно в подростковом периоде, когда часто происходит некоторое отчуждение от родителей и стремление к открытости со сверстниками.

Друзей наших детей можно разделить на два типа: друзья «врожденные» и «приобретенные».

Врожденные друзья — это те, которых наши дети не выбирали в силу обстоятельств: дети близких друзей родителей, с которыми по умолчанию проводятся совместные выходные, праздники и отпуска, дети соседей по лестничной клетке, и дети родственников. Как правило, это очень глубокие близкие взаимоотношения, состоящие не только из веселых дней, проведенных вместе, но и из целого букета разных эмоций, причем не всегда позитивных — обида,

Говоря о такой дружбе, мы должны стать своего рода психологами для детей: разбирать вместе неприятные ситуации, научить осознавать и , помогать выбирать пути разрешения, рассказывая о своем опыте. Вы — проводник малыша в мир взаимоотношений. Какими цветами вы раскрасите для него это мир, таким он и будет видеть его всю жизнь.

Приобретенные — это те друзья, которых наши дети выбирают сами: из коллектива детского сада, на детской площадке, в начальной школе. Приобретенные друзья могут быть «мимолетными» — это ребята, которых дети выделяют среди остальных, выбирают в друзья на детских днях рождениях, отпусках или в бабушкином дворе. Здесь важно усвоить и правильно применить в целом. А ведь обучать ребенка этим правилам — наша каждодневная задача.

3 важных навыка, без которых ребенок не научится дружить

Есть фундамент, без которого человеку будет очень тяжело поддерживать близкие отношения и инициировать дружбу. Это здоровая самооценка, комфорт в коллективе и владение базовыми навыками коммуникации. Давайте разберем как развивать и поддерживать каждый из этих «кирпичиков».

Самооценка

Высокая, но не завышенная, здоровая и адекватная самооценка — основа основ и база здоровой психики человека. Ее надо взращивать, холить и лелеять, как бы это банально ни звучало. И закладывается она именно в детстве, когда ребенок осознает и уважает свои желания и точку зрения, умеет грамотно отстоять свою позицию, знает свои сильные и слабые стороны, не боится принимать самостоятельные решения и брать за них на себя ответственность.

Как поднять самооценку?

  • Безусловные к детям, даже несмотря на их не всегда положительные поступки, обязательны в обычной жизни. То есть «любим и целуем» не только когда они белые пушистые и такие нам удобные (не путать со вседозволенностью!), а даем уверенность в том, что их принимают, любят и всегда готовы поддержать, направить в нужную сторону, скорректировать поведение.
  • Хвалим за конкретику. Если мы все время говорим: «Ты самая лучшая», «Ты молодец», то ребенку может быть очень больно и сложно столкнуться с реальностью, в которой он не всегда первый. Поэтому мы всегда конкретизируем: «Ты очень красиво танцуешь!», «Ты нарисовал три ровных круга и так здорово подобрал цвета!»
  • Учим во всем . Ищем сильные стороны в окружающих — гостях, друзьях, братьях и сестрах. Мы не сравниваем — мы учимся видеть что-то красивое в моменте. И даже когда мы просто идем по улице, то не сетуем на то, какая сегодня непогода / лужи/ ветер/ мороз, а играем в игру: «Посмотри, как интересно! Лужи — как реки: то шире, то уже». С этого начинается позитивное мышление.
  • Помогаем ребенку осознать свои сильные стороны. Техника «Дерево достижений»: на стену в самой проходимой части квартиры вешаем вырезанное из бумаги дерево — ствол и ветви. За каждое достижение малыша, пусть даже незначительное, как, например, уборка комнаты, приклеиваем на дерево плоды — заранее заготовленные фрукты из бумаги. Пусть это будет торжественное мероприятие, на которое собирается вся семья.

Базовые навыки коммуникации

Ребенка, владеющего такими навыками, мы называем в быту воспитанным и вежливым — малыш соблюдает нормы и правила поведения, принятые в обществе, где он взрослеет. К этим же навыкам относится умение ребенка быстро знакомиться и находить контакт со сверстниками. Начинать всегда нужно с приветствия и нескольких слов о себе, о своих интересах, а после интересоваться увлечениями собеседника.

Предлагаю хорошее упражнение для быстрого налаживания коммуникации в новом коллективе: сделайте вместе с ребенком карту класса. Нарисуйте на ватмане схему-расположение парт класса и сидящих за ними учеников. В течение нескольких первых недель ребенок должен узнать имена всех одноклассников, а также выделить для себя несколько людей, которые ему больше всех понравились, узнать, чем они увлекаются, и выписать все это на ватман.

Упражнение не только стимулирует коммуникативные навыки, но и тренирует память.

Комфорт в коллективе

Комфорт в коллективе складывается из позитивного микроклимата, сплоченности детей и . Они, как мостик к дружбе, создают основу близких отношений детей на долгие годы. Научите ребенка нескольким простым играм, которые он сможет показать ребятам в своей компании. Например, всеми любимые «фанты» на смешные задания, «дорисуй», когда один начинает рисовать, а второй придумывает продолжение рисунка, игры с мячом. Вспомните свое детство, наверняка у вас был свой арсенал любимых забав с друзьями. Расскажите о нем малышу, ему будет особенно приятно ваше соучастие.

Постарайтесь влиться в круг общения ребенка, соблюдая при этом границы, конечно. Найдите общие увлечения с родителями друзей ребенка, ходите на совместные прогулки и в гости друг к другу. Лучшие — контактные! Например, напольный «Твистер» или «Путаница» с задачей распутаться не разнимая рук. Играйте вместе с детьми — это поможет развитию теплых дружеских взаимоотношений.

Фото: Yuganov Konstantin/Liderina/Shutterstock.com

Ребёнок нуждается в друзьях. И заинтересованность в этом родителей отнюдь не меньше, чем детей. Дружба - это фактор умственного, двигательного и социального развития крохи. С умением дружить дети не рождаются: малышу нужно подсказать, как совершить шаг навстречу. Именно родители прививают первые навыки общения, учат знакомиться и дружить. Как это делать правильно – узнаете из нашей статьи.

Первый опыт общения

Кто же первые друзья малыша? Это родственники и игрушки. Как начинаются первые пробы общения у самых маленьких детей?

1 год. Годовалый малыш уже начинает интересоваться сверстниками и тем, что происходит вокруг. Если такого внимания не наблюдается, не переживайте, оно ещё в процессе формирования.

1,5 года. У полуторагодовалого крохи внимание к сверстникам приобретает более устойчивую форму, однако малыш ещё не знает, как обращать внимание другого ребёнка.

2 года. Умение привлекать внимание адекватными способами появляется к двум годам. В этом возрасте малыши начинают активно проявлять интерес друг к другу. Немалая заслуга в этом родителей: именно они знакомят детей в песочнице, во дворе, не детской площадке. Малыши гуляют рядом, но ещё не вместе: их контакты эпизодичны и непрочны.

Особенность маленьких детей такова, что, даже находясь рядом, каждый ощущает себя центром вселенной. Поначалу им трудно осознать, что существуют и другие «вселенные». Взрослея, ребятишки начинают более реалистично воспринимать окружающий мир, преодолевая свой эгоцентризм. Первые попытки наладить общение не всегда успешны, потому что дети ещё не знают, какая реакция последует на их действия. Малыши ведь только ещё постигают науку общения: они учатся прислушиваться к желаниям других детей, учитывать их интересы, сочувствовать, уступать. А учат всему этому их родители.

Заложив навыки общения в самом раннем возрасте, вы будете волноваться, появятся ли у малыша друзья, когда он начнёт посещать или пойдёт в школу. С чего начать?

  1. Хороший пример. Это может быть личный пример, детский мультфильм о дружбе (например, «Крошка Енот») или пример дружбы других деток.
  2. Дружить - это здорово. Постарайтесь воспитать у малыша позитивное отношение к дружбе - дружелюбие. Учите кроху улыбаться: это станет символом открытости и готовности к контакту.
  3. Учим не стесняться. Научите малыша самому подходить к деткам и представляться, предлагать совместную игру или сразу дружбу. Обычно все соглашаются.
  4. Учим не жадничать и делиться игрушками. Делать это нужно тактично, объясняя действия детей. Ребёнок - это маленький собственник игрушек, и подчас его настроение влияет на то, будет ли он делиться игрушками, или нет. Учите его это делать, но бережно, не ущемляя достоинства крохи. Хвалите детей за хорошие поступки.

«А знаете ли вы, что опыт первых взаимоотношений со сверстниками - это основа дальнейшего развития личности малыша? Первый опыт общения формирует отношение ребёнка к себе, к людям, к окружающему миру».

Способность легко находить друзей - первый признак социализации ребёнка, а также его психологического здоровья. Дети, которые с лёгкостью контактируют со сверстниками, никогда не будут чувствовать растерянность и одиночество в незнакомой обстановке.

Смотрите видео, в котором психолог рассказывает о детской дружбе

Дружба в дошкольном возрасте

Дошкольнику необходима компания, так как это важнейшее условие для его личности.

Дружба между младшими дошкольниками - это отношения, построенные на симпатиях и привязанностях. Ребёнку нравится общаться со сверстником. Так выходит, что с кем-то из группы ему нравится проводить время больше, чем с остальными детьми. Бывает так, что ребёнок может назвать другом первого попавшегося ребёнка, с которым играл, и тут уже забыть его. Нередко, по мнению ребёнка, другом может стать тот, с кем было получено удовольствие в общении, радость в какой-то ситуации.

Старшие дошкольники дружат иначе. Посещая детский сад, старшие дошкольники объединяются в группы по разным принципам:

  • играя вместе
  • наводя порядок в игровой комнате или на площадке
  • чем-то занимаясь общим на прогулке.

Старшие дошкольники избирательны в дружбе: они не назовут другом каждого, с кем играют. Старшие дошкольники будут выбирать друзей, глядя на их поступки, отношения внутри детского коллектива, личностные характеристики.

Дружеские отношения в детском саду

Как происходит формирование дружески отношений в дошкольном возрасте? За этим хорошо наблюдать в детском саду.

В детском саду большая роль в обучении детей коммуникативным навыкам отводится . Именно он организовывает совместные игры, учит детей контактировать друг с другом, вовлекает их в различные совместные виды деятельности. В детском саду существует наличие важного фактора - детский коллектив, в котором ребёнок, при помощи родителей и воспитателя, может приобрести первые навыки общения со сверстниками.

Многие дети в детском саду получают возможность завести дружбу. Дети, которые нашли друзей, уверенны в себе, обладают более высокой самооценкой. Дошкольники учатся не только играть в совместные игры, но и защищать друг друга, помогать, сочувствовать, извиняться, размышлять о правильности своего поведения.

Модели поведения детей

У вашего ребёнка нет друзей или их очень мало? Вероятно, социальные навыки он приобретает медленнее, чем другие дети. Для того чтобы научится дружить без помощи родителей не обойтись. Давайте рассмотрим модели поведения детей и варианты решения возникающих при общении проблем.

  1. Модель «Маленький диктатор». Детям такого типа присущи лидерские качества, однако, они не лидеры. Ребёнок-лидер - независим, уверен в своих действиях, самостоятелен, может объединять детей. Ребёнок-диктатор - доминирует в группе потому, что может запугивать, угрожать и подавлять других детей. «Диктаторами» часто становятся единственные дети в семье или те, кого не приучают . Заметив такие характеристики в своём чаде, учите его быть внимательным к детям, учитывать их интересы, совершать добрый дела. Ребёнок должен научиться испытывать радость от позитивного контакта со сверстником.
  2. Модель «Скромный». Малышу страшно знакомиться, он не может подойти первым и предложить игру. Тушуется, когда предлагают выступать, участвуя в утреннике. Причиной такого характера может стать врождённый темперамент или повышенный контроль над жизнью ребёнка дома. Малышу, живущему в строгости, не хватает эмоционального развития, а зачастую и общения со сверстниками. Способствуйте расширению круга общения ребёнка, учите его общаться с детьми: так ему легче будет находить общий язык.
  3. Модель «Ведомый ребёнок». Такой малыш весьма общителен, однако ведёт себя в компании детей нейтрально, не заявляя о своих желаниях и интересах. Такому ребёнку легко навязать любую роль в игре и даже подчинить несправедливым правилам игры. Такое часто происходит в семьях, где ребёнок находится в подчинении у родителей. Такая модель воспитания не способствует появлению у малыша собственно мнения. Родителям следует заняться воспитанием лидерских качеств ребёнка, развитием его собственного взгляда на жизнь. Это убережёт его в будущем от негативного влияния дурных компаний.
  4. Модель «Хулиган». Такие дети легко отнимают красивую игрушку у соседа по песочнице, рушат песочные замки, могут обозвать, подраться и даже укусить. Причина этого поведения кроется в детском эгоцентризме. Научите ребёнка быть внимательным к тому, что чувствуют другие дети. Учите его сопереживанию и доброте. Объясняйте правила хорошего поведения, учите признавать ошибки и извиняться.
  5. Модель «Чувствительный». Малыш чрезмерно чувствительно относится ко всему, что происходит в его жизни: часто обижается, плачет. Такое поведение типично для только что пришедших в детский сад детей. Иногда причина слезливости кроется в недостаточной поддержке родителей, дефиците внимания и похвалы. Семейное тепло, любовь к ребёнку помогут вселить уверенность в него, стать эмоционально устойчивым.
  6. Модель «Сам себе конкурент». Такие дети - маленькие хвастунишки. Ребёнок, испытывающий дефицит похвалы, пытается её получить любым способом. Папа и мама могут помочь малышу стать увереннее в себе и преодолеть барьеры общения, если будут чаще обращать на него внимание и предложат заняться интересным делом.

Далеко не все дети способны на свободное знакомство и успешное общение. Бывает так, что ребёнок долго приспосабливается к детскому обществу, ищет подходы к детям, еле-еле справляясь с застенчивостью. Такие дети не спешат вливаться в детский коллектив и проводят время наедине с собой. Случается, что даже ребёнок с развитыми навыками общения замыкается в себе. Такое часто бывает после пережитого стресса: развода родителей, переезда и т. д. А бывает и так, что ребёнку не интересно со сверстниками: он опережает их в развитии, их игры для него скучны. Есть дети, которых детский коллектив отвергает: они сильно отличаются от ровесников либо внешним видом, либо умственными способностями, ли поведением. Примеров много, а причины отвержения коллективом (или наоборот – нежелания ребёнка влиться в детский коллектив) не всегда понятны.

Психологи считают, что если ребёнок растёт без братьев и сестёр, а круг его общения ограничен, то у него может проявляться замкнутость при вхождении в детский коллектив. Как помочь крохе преодолеть боязнь общения как преграду, стоящую на пути его дружбы с детьми?

Психологи советуют родителям:

  • постараться узнать причины замкнутости
  • не заставлять ребёнка делать то, что ему не хочется
  • любить ребёнка таким, какой он есть
  • не указывать на как на проблему
  • работать со страхами с помощью игр, сказок, рисования
  • учить малыша знакомиться и общаться с ровесниками
  • поощрять решительность малыша и умение самому справляться с проблемами.

«Совет. Научить ребёнка дружбе могут правильные мультфильмы, фильмы, книги, истории о настоящей дружбе».

Больше – не всегда лучше

Отлично, когда ваш ребёнок имеет большой . А вот близких друзей много и должно быть. Пусть будут один-два друга, в компании которых ребёнок расслабиться, получив удовольствие от игр и общения.

Количество друзей, как правило, меняется по мере взросления ребёнка, как и сам характер дружбы. Друзьями дошкольников и младших школьников часто оказываются соседи и дети ваших друзей. В этом возрасте дети могут перечислить целый список друзей. Позже этот список сузится. Дети будут выбирать друзей на основании своего вкуса и интересов. Такая дружба обычно долгосрочна. Однако в подростковом возрасте и такая, казалось бы, крепкая дружба, может прекратиться. Это происходит в том случае, если один из товарищей развивается быстрее (физически или эмоционально), чем остальные.

В любом возрасте ребёнка остаётся очень важным, умеет ли он дружить. И в этом должны помочь родители.

Учим дружить

  1. Поддерживайте доверительные отношения с ребёнком. Для того чтобы дать правильный совет ребёнку по организации его общения, родители должны не решать за него возникшие проблемы, а просто быть в курсе дел ребёнка. Интересуйтесь, как дела, как прошёл его день. Тогда, исходя из ситуаций, сможете подсказать ему, как поступить в том или ином случае. Доверительные отношения между детьми и родителями способствуют решению многих коммуникативных проблем.
  2. Предоставляйте возможности для развития дружбы. Содействуйте дружбе ребёнка с ровесниками, например, приглашайте друзей ребёнка на праздники и просто в гости. Ребёнок будет рад, а вы сможете понаблюдать за ним.
  3. Не осуждайте и не критикуйте друзей ребёнка. Если вы считаете, что кто-то не подходит вашему ребёнку в качестве друга, направьте мысль сына или дочки в правильное русло. Пусть ребёнок задумается и сам примет решение.
  4. Учите малыша правилам общения. Чаще обсуждайте с ребёнком . Говоря об азах дружбы, учите малыша сочувствию и вниманию к другим детям, справедливости, честности, щедрости. Порицайте за эгоизм.
  5. Морально поддерживайте ребёнка. Выслушивайте, помогайте ему советом – так он сможет разрешить любую проблему самостоятельно.

«Совет. Если у ребёнка сложился конфликт с другом, предложите ему различные пути выхода из сложившейся ситуации. Он проанализирует ссору и найдет способ примирения сам».

Выводы

Учите ребёнка дружить. Пусть он получит нужные знания о дружбе от родителей. Хорошо, когда у родителей есть надёжные друзья - такой пример поможет ребёнку быстрее осознать силу дружбы. Рассказывайте ребёнку, что такое крепкая дружба и чем она ценна. Приводите примеры из жизни и литературы - их масса. И увидите, как ребёнок научится дружелюбию и будет иметь много друзей.

В один день, возвращаясь из садика, ваш ребенок говорит, что с ним не хотят дружить. Очень больно такое слышать, ведь он для вас самый лучший. Хочется вмешаться, разобраться, защитить его от всего мира. Да, вы не можете заставить других деток дружить с вашим чадом. Однако можете помочь ему стать интересным для общения. Выполнив пять пунктов, вы значительно поможете ребенку завести друзей.

Первое: собираем информацию с разных источников

  • Поговорите со своим ребенком. Слушайте его очень внимательно, следите за жестами и интонацией. Расспросите о детях в детсаду, почему ему кажется, что с ним никто не дружит. Поинтересуйтесь, есть ли детки, с которыми ему было бы интересно дружить. Важно не критиковать, а выслушать и оказать поддержку. Дайте понять ребенку, что вы любите его любым и можете помочь.
  • Обсудите это проблему с воспитателем. В данной ситуации она — ваш главный помощник в устранении проблемы. Поинтересуйтесь тем, как складываются отношения в группе, во что дети играют больше всего, что они учат, что читают. Узнайте как можно больше, все это пригодится вам для дальнейших действий. Иногда случается так, что дети придумывают проблемы с тем, чтобы обратить на себя внимание родителей. Спросите у воспитательницы совета.
  • Поговорите с другими мамами , поинтересуйтесь, есть ли у них подобная проблема и как они с ней справляются.

Второе: анализируем домашнюю обстановку

Дело в том, что дети всему учатся у взрослых. Посмотрите, как у вас обстоят дела с друзьями. Часто ли в вашем доме есть гости, присутствует ли при встречах с другими людьми вВаш ребенок. Видит ли он, как хорошо проводить время с друзьями. Не отправляйте малыша в другую комнату, когда знакомые в доме. Пускай общается на равных в кругу гостей. Таким образом он развивает свои коммуникабельные навыки и учится быть интересным.

Третье: играем с ребенком в ролевые игры

Информацию вы собрали, проанализировали. Увидели, что проблема действительно существует. Приступайте к игре, так как именно в процессе игры ребенка можно научить многому.

Предложите ребенку поиграть в театр, где актёры попадают в такую же ситуацию, как ваш малыш. Пусть он сам выберет себе роль, а вы разыгрывайте сюжет, показывая, как надо завязывать знакомства, как дружить и сопереживать.
Сочините вместе с малышом сказку на тему дружбы, которая покажет плюсы дружбы.

Пример сказки. В лесу жил одинокий зайчонок. Ему было грустно одному ловить бабочек. И вот однажды, гуляя по поляне, он увидел, как рисуют ежики. Ему очень хотелось подойти, но он не решался. Постояв немного и набравшись смелости, зайчишка подбежал к ребятам и сказал: «Приветик, а можно с вами?». Те не согласились. Тогда зайчонок подумал, в какую игру будет интереснее играть втроем, и предложил: «А давайте в догонялки вместе поиграем?» Ежики охотно согласились, ведь чем больше зверей играет в догонялки, тем веселее.

Включайте воображение, фантазируйте вместе, это добавит больше уверенности вашей крохе. Важно, чтобы в игре вы обыграли все возможные ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в садике.

Четвёртое: развиваем навыки, необходимые для дружбы

Бывает так, что дети в возрасте 4-6 лет еще не обладают необходимыми навыками для общения со сверстниками.

Выделяют три основных навыка:

  1. разговорный;
  2. межличностного общения;
  3. эмоционального контроля.

Итак, разговорный навык очень важен при общении. Проверьте, может ли ваш ребенок задавать вопросы, поддерживать беседу, рассказывать, что ему нравится, а что не нравится. Если малыш плохо разговаривает, дети могут его просто не понимать. Для устранения этой проблемки необходимо разучивать чистоговорки . Возможно, попробовать записаться на консультацию к логопеду. Сюда относится и умение вежливо разговаривать.

Практика межличностного общения происходит везде: в магазине, на остановке, на площадке. По возможности, берите детку с собой везде, где только можно. Чем больше будет контактов с незнакомыми людьми, тем увереннее малыш будет себя чувствовать. Конечно, эти контакты нужно контролировать, чтобы от них остались только положительные впечатления.

Все люди время от времени испытывают отрицательные эмоции. И дети — не исключение. Важно научить ребенка эмоциональному контролю, объяснить, что другим детям не понравится, если на них будут кричать или их будут бить. В этом возрасте дети уже умеют контролировать свои эмоции, если им подсказать. Ну, и, конечно, самим родителям следует держать свои эмоции под контролем. Так как дети всегда были отражением своих пап и мам.

Пятое: помогаем деткам знакомиться ближе

Вы, конечно, не можете приказать детям играть с вашим малышом, однако можете посодействовать. Вместе с ребенком подготовьте открытки, в которых пригласите детей прогуляться в выходные в парке или к себе домой. Обязательно предварительно обсудите такую возможность с другими мамами. Обычно те с радостью на это идут. И дети после совместных мероприятий становятся ближе.

Конечно, посещение детского сада — это волнующее событие в жизни ребенка и мамы. Однако надо быть готовыми к тому, что в нем присутствуют и проблемы. А родители и даны для того, чтобы помогать детям адаптироваться в этом мире и научить их получать радость от общения с другими.

Годы детства - это прежде всего воспитание сердца.

Предмет по кругу.

Представить предмет, передать по кругу. Что передавал называет каждый. (умение адекватно понимать и передавать информацию= разговор на одном языке)

или назвать себя ласково, как в детстве (настрой на понимание детей)

Ассоциации.

Передать предмет и назвать – что для меня главное в воспитании ребенка .(ставим задачи, ищем способы реализации).

Притча

«Какие люди живут в этом городе?»

Старик сидел возле оазиса у ворот одного ближневосточного города. К воротам подошёл юноша и спросил: «Я впервые в этих краях. Скажите, какие люди в этом городе?»

Старец посмотрел на него внимательно и ответил:

«А что за люди жили в том городе, из которого ты ушел?»

«О, там живут злые и эгоистичные люди. Поэтому я и ушёл».

«В этом городе ты встретить таких же», - был ответ старика.

Через некоторое время другой человек подъехал к воротам города и спросил старца:

«Какие люди в этом городе?»

В ответ старец и ему сказал: «А что за люди жили в том городе, из которого ты ушел?»

«Это были гостеприимные, добрые и отзывчивые люди. Я успел полюбить их всей душой и очень огорчен, что мне пришлось с ними расстаться».

«Здесь ты встретишь таких же», - опять ответил старик.

В это время один купец поил невдалеке своих верблюдов и наблюдал за стариком. «Почему ты разным людям по-разному ответил на один и тот же вопрос?» - возмущенно спросил купец старика.

«Разве? Каждый человек носит свой мир в сердце своем. Тот, кто видел в прошлом только плохое, и здесь не найдет ничего хорошего. Напротив, тот, кто умеет ценить друзей, и здесь найдет хороших людей. Ибо, люди, окружающие нас являются лишь отражением того, что мы видим в них».

Как научить ребенка дружить

Истоки умения дружить закладываются у ребенка в дошкольном возрасте за счет опыта общения со сверстниками. В этот период закладывается очень важное умение отстаивать свои интересы, не нарушая интересы других, и возможно это только в среде сверстников.

Общение друг с другом у дошкольников происходит в основном в процессе игры. Они распределяют роли, придумывают сюжет игры, договариваются о том, кто какие игровые действия производит. Если задействованы игрушки, то обсуждают, кто какой игрушкой будет играть. Когда игра надоедает, они ее заканчивают, переходя к другой. Что общего во всех названных сейчас действиях? Их слаженность, приспособленность друг к другу.

Чтобы играть вместе, необходимо предлагать, уступать, договариваться, т.е. уметь приспосабливаться к интересам других детей.

Такого не может быть в играх ребенка с взрослым. Ему не надо договариваться с ребенком, в какую игру играть. Выбор за малышом. Получается, что взрослый всегда приспосабливается к ребенку. Который, в свою очередь, не получает опыта приспособления к интересам других.
У ребенка нет необходимости придумывать какую-либо игру поинтереснее, чтобы другие захотели в нее играть или доказывать им, к примеру, чтобы игрушки распределялись почестному.

К умению приспосабливаться к коллективу относят и овладение малышом своими агрессивными импульсами.

К 4-5 годам у нормального ребенка обычно учащаются агрессивные проявления. У девочек они могут принимать форму обзывательств, препирательства или жалоб взрослым. У мальчиков преобладают физическая агрессия: намерения толкнуть, плюнуть, ударить. Самое интересное, что попытки завязывания дружеских отношений поначалу сопровождаются агрессивными проявлениями как следствие обид друг на друга.

К концу дошкольного возраста ребенок приспосабливается к требованиям среды сверстников, и агрессивные проявления ослабевают. Дети уже умеют отстаивать свои интересы, не прибегая к агрессии. Хотя не следует говорить о том, что в идеальном варианте агрессия совсем сойдет на нет. У ребенка с высоким уровнем общительности должна присутствовать здоровая агрессивность. И, наоборот, полное отсутствие агрессивности вероятнее всего говорит о боязливости ребенка или же о его эмоциональной неустойчивости.

Аналогично нужно относиться и к конфликтам детей. Их не нужно считать показателем неумения общаться и не стоит особо акцентировать на них внимание. Более того, участие в конфликтах ребенку-дошкольнику даже необходимо, поскольку постепенно он вырабатывает конструктивные стратегии их разрешения. Намерения детей 3-4 лет в основном импульсивны и удовлетворяют собственные потребности. Поэтому дети используют, толкают друг друга, отнимают или ломают игрушки, дразнят, обзывают. Дети 5-6 лет уже принимают во внимание потребности других. Могут использовать убеждение и компромисс. Можно сказать, что дошкольное детство вносит весомый вклад в развитие «социабельности» или социальной привлекательности детей.

Ребенок, которого признают другие дети, как правило, умен, изобретателен в играх, эмоционально устойчив, надежен, готов сотрудничать и восприимчив к чувствам других.

Отвергаемые дети , напротив, чаще конфликтны, настаивают на выполнении их желаний, не понимают внутренний мир сверстников. Многие из них имеют трудности с установлением границ между собой и другими людьми.

Они, с одной стороны, позволяют себе нарушать границы других детей – пристают к ним, вмешиваются в их игры, с другой, – не умеют держать свои границы. Поэтому сверстники могут их спокойно обижать, брать их игрушки.

Игнорируемый ребенок – это тревожный, не имеющий социальных навыков, в особенности не умеющий интересно играть. Нередко при этом такой ребенок может прекрасно общаться с взрослыми, комфортно чувствовать себя именно в их среде.

Стоит иметь в виду, что мнение взрослых очень важно при выработке отношения детей друг к другу.

Научить малыша дружить, общаться и играть с другими детьми и взрослыми людьми можно, показав ему пример. Дети учатся общаться, наблюдая за взрослыми.

Не стоит ждать, что достаточно будет только однажды объяснить и помочь , – ситуации могут быть разные. Когда-то обмен и совместная игра могут состояться, а иногда может быть так, что другой ребенок играть и делиться не захочет. В этом случае нужно поддержать своего ребенка, помочь ему справиться с разочарованием и направить активность в другое русло : «Мальчик сейчас хочет поиграть своей машинкой сам, один. Может быть, позже или в другой раз захочет с тобой. Пойдем скорей, посмотри, там освободились качели!»

Основа дружбы - это уважение к потребностям и желаниям другого человека, это умение найти компромисс для того, чтобы игра все-таки состоялась.

Для того, чтобы продолжать учить ребенка дружить, важно обращать внимание своего ребенка на чувства и переживания другого как в конфликтных ситуациях, так и в радостных.

«Посмотри, Ваня так расстроился от того, что вы теперь не играете вместе. У него грустные глаза (он плачет). А как ты? Как ты себя чувствуешь?»

Ребенок может высказаться и, с вашей помощью, заметить как нехорошо Ване. Дальше можно предложить детям компромиссный вариант, несколько вариантов, которые в силу небольшого жизненного опыта для детей были неочевидны.

Почему с ребенком никто не дружит?

Немаловажную роль играет темперамент ребенка . Например, сангвиники и холерики по природе своей общительные, а вот флегматики и меланхолики, несколько замкнуты, живут в своем внутреннем мире. Однако это совсем не означает, что у всех флегматиков и меланхоликов нет, и не будет друзей. Они достаточно общительны, но при этом очень редко идут на контакт первыми.

Следующая причина, по которой у ребенка нет друзей – это его отношение к ним. К сожалению, не всем детям родители объясняют всю важность дружбы, как нужно относиться к друзьям. Порой ребенок относится к сверстникам неуважительно, осознанно обижает, оскорбляет их. Естественно, что с такими детьми никто не захочет общаться, ведь дружба строится на уважении друг к другу. Если один человек пытается занять главенствующую позицию по отношению к другому, то такая дружба быстро распадается.

Третья причина может заключаться в том, что ребенка не научили общению с другими людьми.

Отдавая ребенка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он и научится общаться, приобретет друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы. Неудачно сложившиеся взаимоотношения в группе детского сада могут привести к стойким нарушениям в сфере общения.

Дети достаточно часто конфликтуют, им тяжело согласовывать свои действия, уступать другим, сопереживать . В конфликтных ситуациях ребенок видит только, что сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, хочет забрать игрушку).

Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста еще не понимает, что другой ребенок – это личность, со своими чувствами, интересами.

В конфликте с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, - желания и права других.

Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок.

Особенности общения детей со сверстниками меняются с возрастом. Обычно в раннем возрасте малыши с удовольствием начинают играть со сверстниками, но хватает их ненадолго, и игра часто заканчивается слезами.

К концу дошкольного детства возникают конфликты по поводу распределения ролей в игре, соблюдение правил игры.

5-6 лет. Споры о том, во что играть, в этом возрасте возникают все реже. Больше дети конфликтуют по поводу сюжета игры : какие в ней будут ситуации, персонажи и действия этих персонажей.

Могут возникать конфликты по поводу правил игры : это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Для решения конфликтов дети часто пользуются «угрозами» пожаловаться взрослому, перестать играть, перестать дружить вообще. Начинают появляться и первые логические обоснования: «Я первый», «Я тоже хочу», «Это мое»; отсылки к своей роли в игре - «Я врач и знаю, как надо лечить», риторические вопросы: «Зачем ты все сломал?», «Чего ты сюда зашел?».

Профилактика конфликтов - задача родителей. Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них – основа социализации ребенка в будущем.

Помочь малышу правильно вести себя в ссорах и спорах – задача родителей в процессе воспитания.

Важную роль в профилактике детских конфликтов играют именно родители. Избежать конфликтов в детском саду невозможно, да и необходимости в этом нет, так как решение конфликтных ситуаций сейчас помогает социализации ребенка в будущем. А вот научить ребенка правильно себя вести во время споров родителям необходимо.

Тут родители часто впадают в крайности :

проявляют чрезмерное участие в ссорах малыша, пытаясь защитить его, или же совсем не принимают участие , и не помогают ребенку, даже когда в этом есть необходимость. Если у родителей в детстве были проблемы в общении со сверстниками, то она могут чересчур остро воспринимать несправедливое отношение к ребенку. Поэтому прежде чем подсказать ребенку, как действовать в той или иной ситуации, необходимо абстрагироваться от собственных воспоминаний детства.

Дочка приходит из детского сада в слезах, выясняется, что сегодня ее лучшая подруга весь день играла с другой девочкой, а на нее не обращала внимания. Первоклассник еле сдерживает слезы, потому что друг пригласил на свой день рождения всех, кроме него... Часто первая реакция родителей: «Не переживай». Но это не лучший вариант поддержки ребенка в данной ситуации.

✽ Обязательно разделите чувства ребенка , позвольте ему рассказать о своей обиде, своей злости, своем отчаянии, позвольте называть вещи своими именами. Если ребенок твердит, что друг его «предал», значит в его восприятии это действительно предательство. Создайте ребенку условия, чтобы он высказался. Для этого важно начинать разговор не с расспросов, а с отражения эмоций: «Ты обижен», «Такое ощущение, что ты на кого-то злишься». Позвольте ребенку выразить чувства и немного побыть в них, не «пытая» бесконечными вопросами. Только когда эмоции поутихнут, помогите ребенку разобраться в ситуации: «Почему друг так поступил, как думаешь? Как ты отреагировал? Знает ли друг, что обидел тебя этим?»

Если в беседе обнаружится, что причины такого поступка друга частично кроются и в поведении вашего ребенка, мягко скажите ему о вашем предположении. «Получается, вчера у тебя было плохое настроение, и ты грубо ответил Ване, когда он позвал тебя погулять? Может, поэтому он сегодня не стал предлагать тебе включиться в игру?»

✽ Помогите ребенку найти адекватное решение ситуации. Если ребенок решил прервать дружбу, убедитесь, что это не сгоряча, предложите сначала взять таймаут. Если ребенок решил мстить, подтолкните его к тому, чтобы он нашел другие способы высказать свои негативные эмоции другу. Если решил простить и ничего не заметить, присмотритесь к тому, двигает ли ребенком страх остаться одному, или он действительно увидел, что все не так страшно.

Иногда дети склонны называть другом любого ребенка, с которым пару часов поиграли на площадке, а на следующий день искренне обижаться, что «новый друг» играет с другим ребенком. Ясно, что со второй стороны ситуация может выглядеть совсем иначе. Рассказывайте ребенку про то, что такое настоящая дружба, что она создается не день и не два. Введите для ребенка понятия «приятель», «товарищ», поясните, что это человек, с которым интересно и весело играть, общаться, и таких приятелей в жизни человека может быть много. Друзья же – это те ребята, с которыми не просто интересно играть, а в помощи и поддержке которых ты уверен. И их не может быть много.

Также важно говорить о том, что друг не принадлежит тебе, как собственность, и может играть и с другими детьми, не переставая быть твоим другом.

Нужно учить детей дружить! А следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.

1. Научите детей знакомиться!

Знакомство – важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться! Можно поиграть с детьми в игру «Давай познакомимся! » Пусть знакомятся игрушки, подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть.

Также проиграйте ситуацию, в которой ребенок получил отказ, объясните, что нужно реагировать спокойно, так как другой ребенок может быть просто стесняется.

Меняйтесь ролями.

Такие ролевые игры объяснят ребенку все гораздо доступнее, чем обычные нравоучения и воспитательные беседы.

2. Покажите собственный пример.

Если родители сами не очень общительны, и видят в людях только их отрицательные черты, обсуждая это дома, то такую же модель поведения может позаимствовать и ребенок. Приглашайте гостей, ходите в гости, радуйтесь встрече с друзьями, хвалите их, помогайте им – это лучший урок общения для ребенка.

Кроме того, рассказывайте ребенку о друзьях своего детства, как познакомились, во что играли, из-за чего могли поссориться и как мирились. То поможет ребенку не только научиться дружить, но и улучшит ваши с ним отношения.

3. Способствуйте расширению круга общения ребенка.

Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми .

Не обсуждайте и не осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки» - «Вася - плохой мальчик», дайте ребенку самому разобраться и выбрать себе друзей.

4. Читайте сказки и смотрите мультфильмы о дружбе!

Тема дружбы прекрасно раскрыта в детских книгах и мультфильмах, а может быть они будут поучительны и для вас. После просмотра или чтения у ребенка постепенно будет складываться свое видение дружбы, понимание как хорошо уметь дружить и иметь друзей. Возможно, ему захочется тоже быть настоящим другом, быть добрым, щедрым, защищать слабых. После просмотра или чтения можно обсудить с ребенком, какой персонаж ему понравился, почему, поступал ли он хорошо, и как можно еще поступить в данной ситуации.

«Нехорошие» друзья

С этой проблемой сталкиваются и родители подростков, и родители дошкольников. Иногда мы всерьез задумываемся о том, чтобы запретить ребенку дружить с тем или иным ребенком. Дошкольник после общения с новым другом стал употреблять нецензурные выражения, подросток начал курить и поздно возвращаться домой...

Прежде задумайтесь, что же ребенок в них находит. Возможно, вы ограничиваете свободу ребенка, правила в семье слишком жесткие, и ребенок набирается смелости нарушить их, чувствуя плечо друга-авантюриста. Возможно, ему не хватает уверенности, и он чувствует себя сильнее рядом со смелым другом. Если ребенок находит в этой дружбе что-то важное, запреты, прежде всего, бесполезны, ведь дело не в конкретном товарище, не будет его – найдется другой. Важнее – устранить причину, помочь ребенку стать более самодостаточным. Научить говорить «нет» и противостоять влиянию тоже иногда необходимо.

Материальные аспекты. Нередко возникает ситуация, когда друзья меняются, а то и просто дарят друг другу какие-то дорогие вещи. Важно поговорить с собственным ребенком о том, какими вещами он может распоряжаться исключительно по своему усмотрению, а какими – только по согласованию с вами. Поясните, что в другой семье правила могут быть иными. Важно сказать и о том, что свое отношение к другу всегда можно выразить и нематериальными способами, и если друг требует подарков, то это повод задуматься об отношениях.

Безусловно, такая дружба может завязываться и случайно, например по-соседски. Можно ли как-то избежать влияния «нехорошего» друга? Прежде чем предпринимать какие-то меры, убедитесь, что ваше мнение объективно. Пригласите ребенка домой, так вы сможете лучше узнать товарища вашего сына или дочери, а заодно посмотреть, как строится их общение. Например, иногда родители с удивлением обнаруживают, что заводилой в этой паре является именно их ребенок, а не «нехороший» друг.

В любом случае запретами ничего не добиться.

Поговорите с ребенком о ваших опасениях, делая акцент не на его поведении, а на собственных чувствах.

Мультфильмы о дружбе:

«Кот Леопольд»

«Золотая антилопа»

«Король Лев»

«Чебурашка и Крокодил Гена»

«Тимка и Димка»

«А что ты умеешь?»

«Однажды утром»

«Он попался!»

«Жил-был пес…»

«Раз – горох, два – горох…»

«Радуга»

«Алим и его ослик»

«Крошка Енот»

Фильмы про дружбу:

«Королевство кривых зеркал»

«Белый Бим Черное ухо»

«Та сторона, где ветер».

Песни о дружбе:

«Вместе весело шагать»

«От улыбки станет всем светлей»

«У друзей нет выходных»

«Песенка о доброте и дружбе»

«Все мы делим пополам».

Читайте о дружбе:

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Чилик М. С. «Дружбу надо заслужить»

Л. Завальнюк «Как Прошка друга искал»

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

В. Драгунский «Денискины рассказы».

Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.

Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…

Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”

Видеоролик.

Поделиться: