Обращение к родителям «Как научить детей уважению к старшим? Войти под вашим профилем. Обращение к родителям: Не бойтесь плохих оценок

Если вы считаете своего ребенка серьезным и ответственным, можете предложить ему для обсуждения "Биль о правах взрослых", написанный известным психологом Э. Шостромом. Интересно, как воспримет подобную декларацию ваш “взрослый” ребенок?

“ДЕТИ, У НАС ТОЖЕ ЕСТЬ ПРАВА”

1. Сотрудничайте с нами. Не старайтесь быть инфантильнее, чем это есть на самом деле, разыгрывая беспомощность и глупость. Протяните нам руку помощи и дайте понять, что мы можем расти вместе и, что мы можем на вас рассчитывать.

2. Помните, что серьезная учеба означает серьезное дело.

3. Мы не были родителями и учителями изначально, мы стали ими. От нас зависит, какими вы станете, но и от вас зависит, какие родители и учителя получатся из нас.

4. Мы стараемся свести до минимума наши требования и реже употреблять “ты должен”. Но и вы постарайтесь развить в себе ответственность и, не дожидаясь просьб, совершите акт доброй воли, скажите: “Давай я сделаю...”

5. Поймите, мы, взрослые, не менее вас способны на ошибки, и зачастую мы несостоятельны. Будьте великодушны и примите нашу способность падать.

6. Очень хотелось бы, чтобы вы не обижали нас своим невниманием, когда мы о вас заботимся. “Спасибо” - это такой стимул!

7. Старайтесь принимать наши правила, даже если не совсем понимаете их. Мы действительно иногда знаем, что лучше.

8. Не всегда ждите ответа от нас. Постарайтесь сами продумать и понять вопрос. Понимание вопроса важнее, чем знание ответа.

9. Постарайтесь любить нас и тогда, когда мы ошибаемся. Взрослые — не боги и не ангелы, хотя и стараются ими казаться.

10. Не копируйте нас, подходите к этому делу творчески, будьте самими собой.

11. Постарайтесь относиться к нам как к равным. Родители и учителя отнюдь не рабы своих детей, нам тоже нужна справедливость.

12. Наш дом принадлежит ВСЕМ. Вещи, конечно, не столь важны, как люди, но постарайтесь научиться уважать вещи, которые высоко ценят люди.

13. Учитесь принимать свои собственные решения, а мы будем любить вас вне зависимости от того, мудрыми будут эти решения или нет.

14. Мы растем и развиваемся вместе с вами. Так давайте грести вместе и в одном направлении, иначе наша лодка запросто может опрокинуться.

15. P. S. МЫ ЛЮБИМ ВАС.

В помощь родителям учащихся начальной школы

Результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: "Нет, это у меня никогда не получится". Раз "никогда", то стараться незачем! Сказанные родителями слова: "Ну, какой же ты бестолковый!" - только подливают масло в огонь. И не только слова, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят порой больше громких слов.

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?

Первое - не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача - помочь ребёнку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

Второе - настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).

Третье - ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи.

Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Четвертое - забудьте сакраментальную фразу: "Что ты сегодня получил?"

Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое- не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.

Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Шестое - интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.

При совместной работе будьте терпеливы. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: "Нет никаких сил... все нервы вымотал...". Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват - ребёнок. Себя все родители жалеют, вот ребенка - очень редко... Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает - больше читать; если плохо считает - больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы!

Не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него.

Не смотрите "даже одним глазком" телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.

Решите, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки - но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край... Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и " на расправу" другого.

Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш "отстающий" ученик устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: "Ничего не задали". В этом случае спросите о домашнем задании одноклассников. При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны! Не стремитесь любой ценой и "не жалея времени" сделать сразу все домашние задания.

Седьмое - не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать все его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

Восьмое - работайте только на "положительном подкреплении".

При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: "Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов". Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр...

Девятое - очень важное! - детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.

Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Пожалуй, самое трудное время - вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть... Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно, в каникулы.

Десятое, и последнее - своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех.

Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации.

Мысли трудного ребёнка

Дорогие мои родители!

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне легче определить свое место.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в вас.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-либо только затем, чтобы просто расстроить вас. Иначе я попытаюсь достичь еще больших «побед».

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я вас ненавижу». На самом деле это не так. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это став «плаксой» и «нытиком».

Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать сам, иначе у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.

Не обращайте внимания на мои «дурные привычки». Это меня портит.

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги позднее.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки всегда являются непоправимыми. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.

Не отвечайте на провокационные и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

Памятки для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Ваш сын или дочь выросли, но они - ваши дети. Их ошибки - это ваши бессонные ночи, горькие слёзы, отсутствие радости жизни.

Помните об этом, когда уходите от общения с ними, замалчиваете проблемы, скрываете факты, которые могут привести к трагедии...

Вы обязаны знать:

С кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает;

Кто его лучший друг или подруга;

Где проводит свободное время;

Чем увлекается и какие у него интересы.

Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:

Грубит вам, уходит из дома, не ставя вас об этом в известность;

Лжёт вам; требует у вас деньги;

Становится зависимым от алкоголя;

Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.

Знайте: из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только его пытаться найти!

Памятки для родителей

Актуальной проблемой школьного образования остается вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его. А кто научит этому родителей? Конечно, школьный психолог, классный руководитель, завуч. Одним из эффективных приемов работы с родителями являются памятки, знакомящие пап и мам наших учеников с принципами воспитания, с основами взаимоотношений в семье между взрослыми и детьми. Наличие таких памяток позволяет построить беседу педагога с родителем по определенной проблеме, выбрать нужное направление в работе с конкретной семьей, дать родителям мини-пособие по проблемам воспитания и обучения.

Принципы отношений родителей с детьми

Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.

Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.

Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.

Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.

Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.

Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.

Родителям первоклассника

Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.

Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.

Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.

Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.

Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.

Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.

После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).

Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.

Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.

Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!

Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

Правила общения

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его.

Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, но не говорите.

Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий.

Сохраняйте дружелюбный тон!

Как поддержать самоценность ребенка

Безусловно принимайте ребенка.

Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях.

Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.)

Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам.

Помогайте, когда он просит.

Поддерживайте каждый успех.

Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.

Конструктивно решайте конфликты.

Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.

Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.

Как научить детей общаться

Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей - помочь детям в развитии социальных навыков.

Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми.

Социальный успех определяется рядом условий:

Личная привлекательность. Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

Навыки общения. Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения - обширная и многообразная практика.

Помогите ребенку стать хорошим другом. Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.

В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку.

Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.

Как помочь детям с нарушениями в общении

Агрессивный ребенок. Попытайтесь понять, что стоит за агрессивным поведением. Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести эту разницу до детей. Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желаемое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.

Лживый ребенок. Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они должны быть уверены, что родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представлений и помогут им преодолеть все это.

Вызывающее поведение ребенка. Обратите внимание на свое поведение. Сколько из того, что вы говорите, относится непосредственно к делам? Может быть, вы просто ворчите, придираетесь, выкрикиваете команды? Позвольте вашему ребенку действовать самостоятельно там, где это возможно. Дети должны понять, что, когда друг к другу относятся с уважением, сотрудничество лучше, чем противостояние.

Драчливый ребенок. Объясните детям, что для решения их проблем есть и другие пути. Покажите им мирные способы разрешения конфликтов.

Застенчивые дети. Поговорите с вашими детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не является ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. Помогите им, делая маленькие шаги, преодолевать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.

Истерические проявления. Один из лучших способов реакции на вспышки раздражения - просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет. В спокойном состоянии научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами - выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются желаемого, что существуют другие, более пригодные пути.

Надоедливые дети. Дети, которые требуют постоянного внимания, часто неуверенны в себе. Договоритесь об особом времени, когда вы можете побыть вдвоем, дайте ему понять, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самостоятельно. Объясните детям, что ваше время принадлежит не только им. Научите их уважать чужие чувства и желания.

Непослушные дети. Научите детей самодисциплине, ответственности, сотрудничеству, умению решать проблемы, уважению к себе и другим.

Психотерапия неуспеваемости

Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале, ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться - главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.

Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.

Родителям о наказаниях

Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.

Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение.

Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.

Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.

Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет.

Чем заменить наказания?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почемуего поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится.

Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

Как привить интерес к чтению?

Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети больше читают.

На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

В доме должна быть детская библиотечка.

Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

Чему необходимо научить ребенка?

Любить себя. Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница накричала на него. Он может подумать о том, что у нее сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.

Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.

Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу, которую он реализует в действии. Поэтому рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!»

Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?», «Почему рыба не захлебывается в воде?», «Почему люди стареют?»...

Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить их.

Понuмать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.

Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый».

Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство.

Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору - жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.

Знать, в чем можно полагаться на взрослого. К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которыми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо объяснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважают их права.

1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.

4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребенка происходят изменения. Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребенку более эффективно решать проблемы в школе.

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий

Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? Однако очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей.

Если принять во внимание требования, предъявляемые в школе к выполнению заданий, беспокойство многих ребят относительно одобрения своих действий со стороны учителей и страх потерпеть неудачу перед классом, то становится ясно, что школьники надеются спокойно отдохнуть дома. Однако этого не происходит - родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, не позволяя расслабиться. Это сродни ситуации, когда работающий человек, получив долю стресса на рабочем месте, возвращается домой в такую же напряженную обстановку. Подумайте, сколько времени вы сможете выдержать подобную ситуацию?

Не достигнув успехов, многие родители отправляются в школу в надежде получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков. Ниже приведен список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашних заданий, предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование взрослых и детей.

1. Выполнение распорядка дня

Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно.

Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.

Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу. Однако если ребенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.

2. Распределение заданий по степени сложности

Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго мучаются над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

3. Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки

Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит.

Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой.

Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

4. Сначала проверить то, что выполнено правильно

Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.

Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется потом переделывать все задание целиком.

5. Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание в самом деле требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняющую происшедшее, или встретиться с педагогом.

Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?

Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.

Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.

У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.

Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.

6. Помощь при заучивании информации из учебника

Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов.

Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность усвоения информации.

7. Родителям стоит обращать внимание на невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания

Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают.

Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.

Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Тамара Дульнева
Обращение к родителям «Как научить детей уважению к старшим?»

Любовь к родителям – основа всех добродетелей .

Хотите уважения – будьте его достойны.

Уважаемые родители , научитесь детей родительству детей .

Уважаемые родители , научитесь поддерживать свой авторитет – это не так просто, как кажется на первый взгляд. Многие из вас совершают ошибки и даже не знают о них. А ведь воспитание детей – отнюдь не самое простое дело, и уж точно – одно из самых важных в вашей жизни. Поэтому считаю, что родительству нужно учиться больше, чем чему бы то ни было. Ведь от того, насколько процесс воспитания идет осознанно, зависит самое главное – счастье и душевное здоровье наших детей .

Поведение собственных родителей лучший пример для малыша.

Ребенок перенимает стиль поведения в семье еще до того, как научится говорить .

Дети копируют все, что видят – и плохое, и хорошее.

Дети – это просто зеркало.

«Коли видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе»

Практичные советы родителям в воспитании уважения к взрослым .

Уважайте своих родителей

Демонстрируйте свое уважительное отношение к своим старшим родственникам : звоните чаще родителям , бабушкам и дедушкам, интересуйтесь их делами, регулярно навещайте их.

Пройдет время – и ваш ребенок обязательно будет поступать так же с вами.

Учите детей оказывать уважение к старшим через этикет .

Основные правила : не перебивать старших ; обращаться к ним только на «вы» «золотые» слова, «спасибо» , «пожалуйста» , «будьте добры» , «извините» старшим уступать

Основные правила : не перебивать старших ; обращаться к ним только на «вы» ; не разговаривать при взрослых громко; использовать в общении «золотые» слова, «спасибо» , «пожалуйста» , «будьте добры» , «извините» ; за обеденный стол садиться со всеми, желать всем приятного аппетитав транспорте старшим уступать

В фольклорных сказках большое внимание уделяется именно отношениям между старшими и детьми .

Чтобы развивать у ребенка заботу о старших , нужно после просмотра или прочтения сказки обсудить с ним сюжет и поступки персонажей.

Расскажите детям о замечательных праздниках «День Матери» , «День пожилых людей» - предложите им принять активное участие – выучите стихотворение, и подарите его бабушке и дедушке, сделайте своими руками подарок и порадуйте стариков .

Поощряйте детей помогать вам

Не пресекайте желание ребенка или внука понести сумку, подать вам пальто или зонтик и т. д.

Принимайте его помощь и благодарите за проявленную к вам заботу, скажите, насколько его поступок вас порадовал.

Ведь только помогая взрослым, ребенок научится проявлять к ним уважение и внимание .

Правильно ли вы воспитываете своих детей ? Ответьте себе на следующие вопросы :

1. Как вы сами относитесь к старшему поколению в своей семье? Часто ли у вас бывают с ними разногласия?

2. Вы хотели бы, чтобы ваши дети относились к вам так же, как вы относитесь к своим родителям ?

3. Как часто вы раздражаетесь во время разговора с родителями ?

4. Не раздражает ли вас то, что родители все чаще просят вас о помощи?

5. Считаете ли вы родителей навязчивыми в своих советах?

Ответили?

Делайте выводы и исправляйте ситуацию, пока не поздно.

Публикации по теме:

«Как научить детей любить природу» (из опыта работы) Подготовила Протасова Зинаида Петровна, воспитатель МБДОУ детский сад №5 «Радуга» город Жердевка, Тамбовская область. К сожалению, человек.

Воспитание чувства любви к матери, близким, уважение к старшим Подготовить растущего человека к будущей жизни, вырастить в нем настоящего гражданина с присущими ему качествами нового человека, умеющего.

Цель. Закреплять навыки различения и правильного артикуляторного произношения звуков [с]-[ш] в речи. Задачи. 1. Коррекционно-образовательные.

Как научить детей читать? Кончается дошкольное детство Вашего ребенка. Вы все чаще думаете о том, что пройдет немного времени – и ему пора будет в школу. Конечно,.

Как научить детей импровизировать при постановки спектакля Научить детей импровизировать дело не простое. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью.

Как научить детей разгадывать кроссворд Разгадывание кроссвордов – интересное и полезное занятие для детей. Они развивают любознательность, мышление, воображение. Чтобы разгадывание.

Мастер-класс «Как научить детей изобретать» Мастер – класс «Как научить детей изобретать?» Воспитатель Булгакова Е. И. Главное в исследовательской.

Обращение ребенка к родителю

“Если хочешь оказать благодеяние человеку, - оставь его в покое. Но именно эта часть добродетели даётся труднее всего”, - писал Ф. Ницше. А теперь попробую посмотреть на весь воспитательный процесс глазами ребёнка. Конечно, я фантазирую, но, кажется, здесь есть рациональное зерно.

“Когда я ещё в колыбельке, да и потом, в первый год жизни, родители – великаны, а я – маленькая козявка. Я полностью завишу от родителей. Они для меня – добрые волшебники. И вдруг я слышу упрёки, крики, которые относятся ко мне. Я ещё не знаю слов, но эмоции мне понятны. Я плохой, вы хорошие. Но когда мне ещё нет года, разве я могу сделать что-нибудь неправильно? Да, обмочил пелёнки, но разве это неправильно? А что мне прикажете делать? Держать мочу? Лучше, чем орать, вовремя сажайте на горшок. Вы меня шлёпаете, потом вдруг заласкиваете.

Когда мне два – три года, вы всё время от меня чего-то требуете. Я медленно одеваюсь, и вы кричите. Но я не могу быстро одеваться, у меня ещё не достаточно развиты в мозге соответствующие центры, ‘ведающие’ точными движениями. Надо было лучше в школе учиться, мамочка! А то ведь ты думала, что если врачом не будешь, то и анатомию знать не надо.

Начинаю плакать, и вы меня успокаиваете. Когда смеюсь, вы тоже радуетесь. Я вроде бы ничего особенного не сделал, а вы меня то ругаете, то хвалите. В общем, ничего не могу понять. Да, вы обо мне заботитесь. Но не думайте, что детство – счастливая пора жизни. Ведь я в рабстве у вас. Такой, какой есть, я вам не нужен. И вы заставляете меня делать не то, что мне хочется, а то, что нужно вам. И я стараюсь к вам приспособиться, отходя от своей природы. Мне становиться тяжело жить. (Уже потом, став взрослым, я узнаю, что легче всего жить в соответствии с собственной природой.) Но тем не менее я получаю очень много хорошего от вас. И мой первый вывод “Я-ВЫ+”. Я стараюсь стать таким как вы. Я ещё не знаю, что и вы тоже в своё время были изуродованы родителями и не осознаете сейчас, что вы мучаете меня.

Я вас люблю и не могу жить без вашей любви, но ведь когда я веду себя хорошо, вы вообще не обращаете на меня внимания. Тогда я начинаю болеть и шалить, и вы вновь становитесь внимательны ко мне. Вот почему лет до 14 я простужаюсь или нарушаю правила поведения. Потом я найду любовь в другом месте. Но болезнь может стать хронической, а мелкое хулиганство порой перерастает в преступное поведение. Дорогие родители! Знаете ли вы, что те переживания, которые даёт любовь, можно испытать с помощью приёма алкоголя или наркотиков? Знаете ли вы, что дети, лишённые любви, часто становятся алкоголиками или наркоманами?

Напрашивается практический вывод. Когда я болею, то должен получать только лечение и уход. На мелкие шалости лучше не реагируйте, а по возможности старайтесь принять участие в моих играх. Но, конечно, всё это я узнаю потом, а сейчас я только понимаю, что если нет поглаживаний, то пусть будут хотя бы пинки*.

Помните, папа и мама, каждый день вы пишите обо мне сценарий, который потом уже не изменить без посторонней помощи. Именно сейчас у меня формируется отношение к людям. Сначала я думаю, что я плохой, а вы хорошие. Настроение у меня от этого подавленное. Я стараюсь вести себя лучше, быстрей одеваться, аккуратней есть, но у меня ничего не получается, а вы меня ругаете и бьёте. Конечно, всё это я потом забуду, но эмоциональная память останется.

Наконец, круг моего общения расширяется. Я иду в школу и очень надеюсь, что там меня поймут лучше, чем вы. Но учителя заставляют меня решать задачи не просто правильно, а именно тем способом, который они считают правильным. Я покоряюсь или же становлюсь бунтарём. Не верите? Посидите на каком-нибудь уроке. Ведь там идёт игра ‘Гусь’

Учительница: Дети, скажите какую пользу приносит гусь?

Вася: Мясо.

Учительница: Да конечно, но всё же, какую пользу приносит гусь?

Петя: Жир.

Учительница: Да, это так. Но выходит, что никто из вас не знает, какую пользу приносит гусь? Конечно же, пух.

Ну, как я должен реагировать на это? А как вы меня оскорбляете: я дармоед, у меня руки не оттуда растут, я стану дворником, я ничего не соображаю и т.д. Но если бы вы хоть изредка читали современные книги по психологии, вам было бы известно правило проекции: ‘Послушай, что говорит человек о другом. Это он даёт характеристику себе’.

Я, как и все дети, очень проницателен. Вспомните сказку Андерсена ‘Голый король’. Э. Берн как-то заметил, что было бы здорово, если бы профессор психологии сохранил хотя бы тридцать процентов той проницательности, которая была у него в пять лет. Проницательность сейчас у меня есть, но вы, мои родители, убьёте её.

Мои дорогие родители! У вас благие намерения, но, как известно, ими устлана дорога в ад. Кончено, вы хотите, чтобы я вырос хорошим человеком. Но кроме хотения нужно и знать кое-что, например: запрет приведёт к тому, что именно это я и буду делать. Вы заставляете меня читать, я противлюсь, а вы попробуйте мне запретить!

Вы говорите, что я непослушный? Да, я очень послушный. Я так нуждаюсь в вас, что готов выполнить все ваши требования. Но знаете ли вы, чего от меня хотите? Знаете ли вы, что в инструкциях должны быть не отрицания, а чёткие указания, что следует делать. И вообще, лучше положитесь на мой здравый смысл и поменьше дёргайте меня.

Вот вы заставляете меня питаться по режиму. Давайте мне есть тогда, когда мне хочется, а не устраивайте муку мне и себе. Доктор Б. Спок описывает такой опыт. Детям от девяти месяцев до полутора лет дали возможность есть то, что они хотят, поставив перед ними различные блюда. Сочетание выбранных продуктов оказалось несколько необычным (например, селёдка с пирожным и т.д.), но подбор питательных веществ (белки, жиры, углеводы и пр.) соответствовал современным научным рекомендациям. Так дайте и мне волю! В конце концов выработается режим питания, который соответствует моей природе.

Пожалуйста, не запрещайте, а научите меня пользоваться спичками, ножом, газовыми или электрическими приборами. Иначе в будущем я испытаю большие неудобства. Когда вы говорите: “Тебе ещё рано пить”,-это означает: придёт время, и ты должен будешь пить. В 16-18 лет я чётко выполню вашу инструкцию. Когда вы говорите, что мне ещё рано встречаться с девочками, я слушаюсь... Но, во-первых, если хочется, то уже не рано, а во-вторых, куда мне деть своё нарастающее половое влечение, которое не знает ваших правил?

А чему учат меня сказки? Возьмём сказку о Деде Морозе. Ведь что бы я ни делал, под ёлкой будет подарок. В результате формируется чувство безнаказанности, убеждённость, что всё равно придёт Дед Мороз и... Так я начинаю жить не реальностью, а иллюзиями и надеждами.

А ваша забота? Она ещё хуже преследования. Под влиянием последнего у меня будет накапливаться, хоть и отрицательный, но всё таки опыт. Заботливость ваша меня погубит. В армию пойду без навыков самообслуживания, и при теперешних порядках бить буду там нещадно. В семье не смогу рассчитать бюджет, вести хозяйство и т.д. Может быть, в процессе жизни я чему-нибудь научусь, но, как считают психологи, судьба всё равно будет испорчена

Примерно вот что сказал бы ваш ребёнок, но поскольку такой возможности у него нет, всё идёт своим чередом в полном соответствии со сценарием.

Письмо-обращение детей к родителям.

  • НЕ портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чём прошу. Я просто проверяю вас.
  • НЕ бойтесь проявлять твёрдость по отношению ко мне. Это позволяет мне знать меру и место.
  • НЕ применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила-это всё, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
  • НЕ будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
  • НЕ давайте пустых обещаний. Это подорвёт моё доверие к вам.
  • НЕ поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
  • НЕ огорчайтесь, если я говорю, что не люблю вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали по отношению ко мне.
  • НЕ делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя сам. Иначе я ещё долго буду требовать, чтобы вы обслуживали меня.
  • НЕ обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание может их закрепить.
  • НЕ пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я всё равно ничего не услышу, а если услышу, то не буду реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
  • НЕ заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною - это преступление. Я должен научиться делать ошибки и исправлять их, не думая, что я ни на что не годен.
  • НЕ испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, и тогда я начинаю врать.
  • НЕ проявляйте особого внимания к моим маленьким недомоганиям. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря этому я буду в центре внимания.
  • НЕ отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу нужную информацию там, где мне её предлагают.
  • Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже вашего достоинства. Ваше честное признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно тёплые чувства.
  • НЕ забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка. Я думаю, вы и так это знаете.
  • Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
  • Не забывайте, что ваши добрые мысли и тёплые пожелания, которые вы щедро дарите мне каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся к вам сторицей.

П ОМНИТЕ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ.

Обращение ребенка к родителям

* Не балуйте меня, Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно

предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю Вас.
* Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход.
Это позволяет мне определить свое место.
* Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому,
что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
* Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет
упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
* Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
* Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем,
чтобы просто расстроить вас. А то затем я пытаюсь достичь еще больших "побед".
* Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: "Я ненавижу вас". Я не имею это в виду.
Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
* Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".
* Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам.
Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
* Не позволяйте моим "дурным привычкам" привлекать ко мне чрезмерную долю
вашего внимания. Это только вдохновляет меня на продолжение их.
* Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше
внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
* Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым
объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами
становится намного хуже. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте
поговорим об этом несколько позднее.
* Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав,
как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
* Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки смертный грех.
Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
* Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать,
я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
* Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал.
Я иногда и сам знаю, почему поступаю так, а не иначе.
* Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.
Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
* Не забывайте, что я люблю экспериментировать.
Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
* Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
* Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.
Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия,
если это привлекает ко мне слишком большое внимание.
* Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.
Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще
и стану искать информацию где-то на стороне.
* Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать,
то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
* Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы.
Это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
* Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени.
Значение имеет то, как мы его проводим.
* Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.
Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
* Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения,
но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
* Относитесь ко мне также, как вы относитесь к своим друзьям.
Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам,
а не подвергаясь критике.
* И кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью же.

Поделиться: