Формирование представлений о времениу детей дошкольного возраста. Картинки с изображением деятельности детей в различное время суток

О времени всерьез

Вундер И.П.

г. Сургут, МБДОУ № 40

e-mail:[email protected]

Время – одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего нас мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.

Поэтому для человека любого возраста все значимее становится умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. И ребенку, как будущему члену общества умение ориентироваться во времени необходимо. А такие положительные качества как целенаправленность, собранность, организованность возникают и развиваются у ребенка благодаря умению планировать свою деятельность во времени. Для этого нужно научить ребенка в игровой, бытовой, познавательной деятельности регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени.

Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом готовиться к школе.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: как и чему нужно научить ребенка в дошкольном возрасте? Каждый педагог дошкольник скажет, что, во-первых, играть. Играть интересно, правильно и с пользой. А затем последует огромный список тем для «изучения», знание которых необходимы выпускникам дошкольных образовательных учреждений для успешного обучения в школе, да и вообще во взрослой, самостоятельной жизни. Но, к сожалению, в гонке за накоплением «нужных знаний» многие забывают о том, что гораздо важнее сформировать у дошкольника представление о времени.

Может, кто-то со мной в корне не согласен. Но как сказал английский философ и критик Уильям Хезлитт: «Перестав быть спорной, мысль перестает быть интересной».

Категория времени не дана уму ребенка изначально. Представление о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Освоение времени ребенком идет медленно и трудно. И этому есть свое объяснение, так как время имеет ряд особенностей:

  • у времени отсутствуют наглядные формы: его «не видно» и «не слышно»;
  • время характеризуется текучестью: ни одна, даже самая маленькая, единица времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своем последовательном течении, т.е. фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить;
  • время – необратимо: нельзя вернуть тот момент, который прошел; прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами;
  • со временем, нельзя совершать какие - либо действия; любые действия протекают во времени, но не со временем; время можно только прожить;
  • словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер: утро становится днем, а день в свою очередь, вечером и т.д.

Поэтому именно уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе. Готовность к школе, по мнению родителей - это знание букв и цифр. Я уверена, что если ребенок к моменту поступления в школу не будет уметь читать и считать это, конечно же, не очень хорошо, но так или иначе в школе его этому обязательно научат. А вот если не научить его работать в определенном ритме, укладываться в определенное время, не опаздывать, начинать вовремя то или иное занятие, то в школе ему будет очень трудно этому научиться. И поэтому сложный, но необходимый процесс формирования временных представлений ложится на плечи педагогов-дошкольников.

В настоящее время, в дошкольной педагогике накоплен большой опыт по формированию временных представлений у дошкольников: «Детям о времени» Т.И. Тарабарина и Е.И. Соколова, «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста» Р.Л. Непомнящая, «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Т. Д. Рихтерман, и много другой литературы по-своему интересной и полезной. Но даже опытный педагог не всегда может из множества вычленить то самое необходимое, что позволило бы ответить на следующие вопросы:

  • Как обеспечить системность и комплексность в работе по формированию временных представлений?
  • Как повысить эффективность используемых педагогических методов и приемов?
  • Каковы критерии сформированности временных представлений?
  • Как отследить динамику качества знаний?
  • Как превратить потребительское отношение родителей к развитию их ребенка в активное взаимодействие и сотрудничество?

После нескольких лет наставничества молодых специалистов, студентов, заметила, что они испытывают затруднения в организации образовательной работы по формированию временных представлений, допускают массу ошибок.

Поэтому мой профессиональный интерес ко времени определил цель моей работы: «Создание методического комплекса способов включения образовательных задач формирования временных представлений у дошкольников в познавательную и игровую деятельность».

Благодаря данному комплексу педагог сможет получить теоретические знания о важности и необходимости организации работы по формированию временных представлений, наглядно увидеть и понять с чего начинать работу, для чего, как делать, что делать и как оценить результат своей работы, тем самым создавая оптимальные условия для всестороннего развития детей.

Комплексность представленного практического и теоретического материалов позволяют любому педагогу решать следующие задачи:

Учить устанавливать элементарные связи и отношения между временными

Формировать понимание отношений временной последовательности;

Формировать навыки аналитической деятельности;

Развивать объяснительную и доказательную речь;

Развивать чувство времени;

Формировать такие личностные качества, как самостоятельность,

Самоорганизованность, самообучаемость.

Данный методический комплекс представляет собой пакет теоретического и практического материалов.

1 . Методическое сопровождение. Теоретический материал по теме «Формирование временных представлений», по методике ознакомления с различными временными категориями.

2. Апробированные и скорректированные перспективные планы работы с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.

3. Циклограмма деятельности педагога, которая обеспечивает правильное чередование форм работы с детьми по формированию временных представлений, цикличность, возможность повторения с постепенным усложнением.

4. Конспекты обучающих занятий с детьми всех возрастных групп. Обучающий процесс является одним из средств формирования временных представлений. Занятия по ФЭМП и формированию целостной картины мира являются основными, но интегрированный компонент познавательной деятельности содержит занятия по другим разделам. Это позволяет не загружать детей дополнительными знаниями, а вести обучение в комплексе.

Например, занятие ручным трудом и конструированием позволяют научить детей чувствовать определенные временные отрезки. Чтение художественной литературы позволяет стимулировать познавательную деятельность, развивать способность к самостоятельному мышлению, учит детей рассуждать. В детской литературе время действия, течение и изменение времени изображено в условной образной форме.

5. Комплекс дидактических средств (модели - все часы «Страны Времени») формирует ключевую начальную компетентность – деятельностную, т.е. комплекс умений, связанных с автономизацией самостоятельности ребёнка в разных видах его деятельности. Разработанный комплект дидактических средств, с применением моделей, помогает наглядно обозначить элементарные связи и отношения между временными категориями. А самостоятельная деятельность, без воздействия взрослого воспитывает в детях аккуратность, целеустремленность, желание довести начатое дело до конца, а это первые шаги к самореализации, самообучению и самостоятельности.

6. Комплект дидактических и развивающих игр. В процессе этих игр закрепляется знание последовательности частей суток, дней недели, сезонов, месяцев, дети учатся устанавливать временную последовательность с разных точек отсчета. В комплект вошли:

Дидактические игры – «Часы гнома Тик - Так», «Чья неделя быстрее соберется», «Веселая неделя», «Когда деревья надевают этот наряд», «Сложи часы гномика Тик - Так», «Что делает Тик – Так» и др.;

Игры – «Скажи какая?» (зима: снежная, холодная, долгая), «Что делаю? (утром – иду в сад, днем – гуляю, ночью – сплю)», «Было, есть, будет (определить время: прошедшее, настоящее, будущее)», «Подбери слово»,

«Кто больше назовет», «Скажи по-другому», «Назови ласково» - на обогащение и активизацию словаря детей;

Игры положительно влияют не только на развитие речи, но и помогают установить связь между понятиями и временными отношениями.

7. Советы и рекомендации родителям и педагогам. Включают апробированные формы работы с родителями: сценарии собраний, совместных с детьми мероприятий, флеш-мобов; консультации и мини-памятки, стендовую информацию, тематические консультации для педагогов.

8. Диагностический комплекс – это пакет диагностических методик, позволяющий не только выявить динамику формирования временных представлений у дошкольников, но и ведение мониторинга результативности проводимой работы. Комплекс содержит пакет диагностического инструментария: критерии и систему оценки, способы выявления, фиксирования, сохранения результатов для дальнейшего анализа.

9. Картотека литературных произведений русских и зарубежных авторов по теме.

  1. Сборник художественно - литературных произведений для чтения детям (стихи, проза, загадки, пословицы, поговорки).

Представленный комплекс оставляет возможность педагогу, опираясь на разработанный мною материал, совершенствовать свою профессиональную работу с детьми по формированию временных представлений у дошкольников. При этом изменяя, дополняя, расширяя его, что позволит реализовать свои профессиональные и творческие возможности.

Благодаря проводимой на протяжении нескольких лет работе по формированию у дошкольников временных представлений дети свободно ориентируется во времени, оперируют понятиями, устанавливают и видят элементарные связи и отношения, умеют планировать свою деятельность и следить за временем в ее процессе, владеют обследовательскими навыками, активно используют слова, определяющие время в речи. Тем самым формируя начальные специальные (допредметные) компетентности (речевая, математическая, экологическая, художественная, литературная).

Работа по формированию временных представлений результативна не только сама по себе, она является эффективным фактором интеллектуального развития детей.

Для решения задач педагогического комплекса также необходим контакт с педагогами дополнительного образования и специалистами детского сада. Хотя непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП и формированию целостной картины мира являются основной, каждая образовательная область также содержит интегрированный компонент формирования временных представлений.

Например, такие образовательные области, как физическая культура, труд, познание, художественное творчество предполагают выполнение заданий, действий за определенное время. В процессе изобразительного творчества учимся подбирать фон, соответствующий по цвету окраске неба в то или иное время суток, сезон года, соотносить со временем размещение солнца и других светил.

Несмотря на то, что данный проект реализуется мною на протяжении многих лет, я не утратила интереса к этой теме, постоянно работаю над усовершенствованием, добавляю новое, экспериментирую, вношу изменения в соответствии с меняющимися требованиями к образовательному процессу. И надеюсь, что «Методический комплекс, объединяющий наиболее эффективные способы формирования временных представлений у дошкольников в образовательном процессе» поможет моим коллегам обеспечить системность и комплексность в работе над формированием временных представлений, а воспитанникам - успешно овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом готовиться к обучению в школе и жизни в современном обществе.

Литература

Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2003.

Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2005.

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - Москва: Просвещение, 1991.

Тарабарина Т.И. Соколова Е.И. Детям о времени. – Ярославль: Академия развития, 1996.


Понятие времени и его особенностиВремя – особая характеристика
протекания реальных процессов по
ритму, по темпу, последовательности и
длительности.
Временные категории: ритм, темп,
последовательность, длительность.
Исследования проводили:
Т.Д. Рихтерман, Р.Л.Непомнящая,
Т.И.Тарабарина, Чуднова Р., Щербакова Е.,
Фунтикова О.

Физиологическая основа отражения
времени: чувственное восприятие с
помощью различных анализаторов,
сложная система взаимодействия
анализаторов. Сеченов И.М особое
значение придавал слух. и мышечному
ощущениям.
Свойства времени как явления:
– Текучесть
– Необратимость (что уже было – не
возвращается)
– Неощутимо (его не видно, не слышно), со
временем нельзя совершать какие-либо
действия, время можно только прожить
– Словесные обозначения времени условны,
относительны (утро становится днем,
«завтра» становится «сегодня»)

Значение познания времени:

Современные условия труда требуют от
человека умения следить за течением времени
в процессе деятельности, распределять ее во
времени, реагировать на разные сигналы с
определенной скоростью и через заданные
временные интервалы, ускорять или замедлять
темп своей деятельности, рационально
использовать время.
В свою очередь чувство времени побуждает
человека быть организованным, собранным,
помогает беречь время, более рационально его
использовать, быть точным.
Время является регулятором жизни и учебной
деятельности школьника, начиная с I класса.
Нет ни одного вида деятельности детей в
процессе обучения в школе, в котором
пространственно-временная ориентировка не
являлась бы важным условием усвоения
знаний, умений, навыков и развития мышления.

Общие задачи

Знакомить с временными эталонами:
сутки, части суток, неделя, месяц, год
Понимать текучесть времени.
Понимать временную
последовательность: сначала - потом;
сегодня – завтра, вчера; позже – раньше;
быстро – медленно
Развивать чувство времени
Учить измерять время. Знакомство с
часами, единицами измерения –
секунды, минуты, часы.
Учить определять время по часам, день
недели, месяц - по календарю.

Методика работы по возрастным группам

Младшая группа
Программные задачи:
Научить различать и называть словом части суток;
в других программах – понимать, что было сначала, что
потом.
Технология работы:
Беседа «Что ты делаешь утром?» А мама?
Рассматривание картин «Когда это бывает?»
Разложи картинки по порядку (воспитатель выкладывает
первую)
Чтение стихотворений, потешек
(А. Барто. Спать пора! Уснул бычок! ….
С.Баруздин Встала – прямо не узнать!
До пояса умылась, убрала свою кровать
И даже косы расчесать сама не поленилась
Игра «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а
обедаем - …..)

Средняя группа
Программные задачи:
закрепление знаний о частях суток; понятия – сутки;
понимание вчера, сегодня, завтра.
Технология работы:
Работа с картинками, но вместо изображения видов
деятельности – показаны природные признаки (утро голубое небо, внизу видна верхняя часть солнечного
круга; день – светлое голубовато-желтое небо, вверху –
желтый круг солнца; вечер – серое небо, внизу справа
ярко-оранжевый круг солнца без лучей; ночь – черное
небо с месяцами и звездами)
Игры «Когда это бывает», «Разложи по порядку» (от
любой части суток), «Назови соседей»
Использование цветных знаков (моделей) – карточки
розовая, красная, серая, черная – части суток.
Аналогичные игры с ними.
Объясняем: все 4 части – это сутки.
Вчера, сегодня, завтра – об одном и том же событии
проговариваем несколько раз (завтра мы пойдем в цирк,
сегодня мы пойдем в цирк, вчера мы ходили в цирк).

Старшая – подготовительная к школе группа
Программные задачи:
закрепить понятие сутки;
углубить представления о неделе (порядок и количество дней в
неделе, месяце), годе (времена года, месяцы);
развивать чувство времени (секунда, 1, 2, 3,5,10 минут)
знакомство с часами (песочные, обычные);
знакомство с календарем
Методика работы
Беседы «Когда это бывает»
Игры с картинками, моделями
Моделирование (плоскостные модели: прямоугольные
карточки, круг, разделённый на 4 части; объёмные модели исследования Н. Локоть, Е. Щербаковой, О. Фунтиковой)
Художественное слово (поговорки, пословицы, стихи, сказка
«Двенадцать месяцев» и др.)
Занятия с песочными часами по развитию чувства времени – 4
этапа (исследование Т.Д. Рихтерман)
Знакомство с часами: рассматривание макета часов (циферблат,
деления, стрелки), объяснение принципа движения стрелок,
определение времени по часам.
Работа с календарём.

Развитие чувства времени (исследование Т.Д. Рихтерман)

1 этап:
познакомить детей с
длительностью 1 минуты
учить умению контролировать
время по песочным часам в
процессе выполнения
разнообразной деятельности

1 этап

Объяснение: «Минута - это 60 секунд, а
секунда совсем короткая: скажешь «раз
и...» - и секунда прошла, а в минуте
таких секунд 60». Показ на песочных
часах.
Задания:
Выкладывание из палочек каких-либо
узоров в течение 1 минуты, следя за
одноминутными песочными часами.
Указание: следить за часами,
остановиться тогда, когда минута
истечёт.

Варианты заданий на 1 этапе

Раскладывать палочки по 10 штук в
течение 1 минуты
Убрать все палочки по одной в
коробку в течение 1 минуты
Рисовать палочки на клетчатой бумаге
по строчкам 1 минуту
Разрезать бумагу на полоски (по
намеченным линиям), а потом
сосчитать, кто сколько полосок успел
каждый нарезать
Разрезать полоски бумаги на квадраты,
потом квадраты разрезать на
треугольники, а затем из квадратов
вырезать круги.

2 этап

Задача: учить детей оценивать
длительность своей деятельности
по их представлению об 1 минуте
Методика: выполнение тех же
заданий. Инструкция следующая:
«Вы сами будете заканчивать
работу, когда вам покажется, что 1
минута кончилась, а я проверю и
скажу, кто когда закончил.
Посмотрим, кто из вас правильно
угадает, когда кончится минута».

3 этап

Задача: учить детей правильно
выбирать объем работы,
соответствующий интервалу в 1
минуту
Методика: детям предлагается
самостоятельно наметить такой
объем работы, какой можно успеть
выполнить за 1 минуту. Например:
из трех предложенных узоровобразцов выбрать такой, который
можно было бы успеть сложить за 1
минуту

4 этап

Задача: ознакомление детей с
длительностью 3- и 5,10-минутных
интервалов
Методика: аналогичная

Методика Калинченко А.В. «Различие и называние частей суток, и их последовательности»

Направлена на развитие способности различения и
называния частей суток на основе характерной
деятельности и объективных показателей природы.
Детям предлагается соотнести картинки двух видов
друг с другом – «Найти пару».

Картинки с изображением деятельности детей в различное время суток

Картинки с объективными показателями природы

Методика Рихтерман Т.Д.
«Представление о понятии и
последовательности частей суток»
Направлена на развитие у детей понятия
«сутки» и последовательности частей суток.
Детям предлагается определить части суток
по картинкам. Установить части суток по
порядку и от заданной (Вечер…).

Методика Михайловой З.А.,
Чеплашкиной И.Н.
Направлена на формирование
понятия «неделя», название дней
недели их последовательности.
Детям предлагаются разноцветные
карточки. С помощью карточек они
должны выложить неделю в прямом
и обратном порядке, восстановить
неделю с заданного дня (Вторник…).

Дошкольное детство - главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. И только лишь, в соответствующих возрасту видах деятельности, а таковыми являются игры, и строится данное сотрудничество. Наша работа предполагает строить образовательную деятельность по ФГОС так, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребенка.

Не стало исключением и знакомство детей с понятием «время» . Все этапы знакомства детей с временными понятиями происходят ненавязчиво, ведь в периоде подготовки к школе важно вызвать желание познавать все новое.

Понятие «время» с древнерусского – «вращение» . Мы знаем, что время показывает взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего, показывает длительность событий, их периодичность, последовательность и измеряется веками, годами, минутами. Длительность временного действия мы определяем словами: «долго» , «быстро» ; «сегодня» , «завтра» .

Известно, что для детей понятие «время» , воспринимается очень сложно, так как его невозможно увидеть наглядно, потрогать, попробовать на вкус. Время можно определить через какие - либо признаки, причем, которые часто изменяются. Нами отмечено, что дети, одного и того же возраста временные понятия воспринимают по-разному. Одни с раннего возраста проявляют интерес к понятию «время» , а другие, сложно его воспринимают даже в раннем школьном возрасте. И это является нормой. А слова Ж.Ж. Руссо этому подтверждение: «Что не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения» .

Неотъемлемой частью любой образовательной деятельности в нашем детском саду стала работа с интерактивной доской и использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) . Не стала исключением и работа с дошкольниками по формированию временных представлений.

Мы используем дидактические игры «Когда это бывает» , «День и ночь» , «Части суток» и другие, специально разработанные для работы дошкольника у интерактивной доски. Способствует также успешному усвоению новых знаний и просмотр презентаций, видео и аудиозаписей, так как современное и красочное оформление разработанного материала с использованием ЭОР формирует познавательный интерес и способствует закреплению полученных навыков и умений.

Первое измерение времени, с которым мы начинаем знакомить дошкольников - это сутки. Сутки делятся на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Продолжительность каждой части различна и зависит от времени года. Наша задача – помочь детям понять, что утро, день, вечер, ночь - это части целого – части суток. С помощью ЭОР мы разработали макет часов для интерактивной доски, циферблат которых разделили на четыре части суток. Каждая часть изображала утро, день, вечер, ночь. Стрелочками таких «часов - суток» управляли сами дети. Воспитатель, описывая ту или иную часть суток, совместно с детьми, дает возможность им самим, вращая стрелкой, остановиться на нужной картинке. Так же, практике работы с интерактивной доской, применяем различные упражнения, например «Домик дней» , «Что было, есть и будет» .

Известно, что понятие «время» дошкольники различают по своей деятельности (днем - спим в саду, ночью - спим дома) . Поэтому мы в игровой и стихотворной форме уделяем особое внимание контрастным частям суток: день - ночь, утро - вечер, постепенно вводя знакомство со смешанными частями суток: утро-день, вечер-ночь. Лучше всего дети усваивают части суток тогда, когда четко проговариваются действия, которые осуществляются именно в это время, например: «Ребята, сейчас, утром, мы сделаем зарядку, позавтракаем» . Дети лучше запоминают названия суток и ориентируются в них, прослушивая в аудиозаписи стихотворения с названиями частей суток, например «Утро» Е. Тургенева, «Солнечный денек» Я. Акима, «Вот уж вечер» С. Есенина, «Плакали ночью» Э. Мошковской и других авторов.

Временные понятия стараемся вводить постепенно, учитывая возрастные особенности ребенка и его восприятия. Когда ребенок усвоил понятие суток, начинаем вводить такие понятия, как «сегодня» , «завтра» , «вчера» . Дошкольники воспринимают начало нового дня именно утром. Но наша задача донести до ребенка, что сутки начинаются ночью. Здесь мы вновь можем обратиться к интерактивному макету «Часам – суткам» , объясняя, что те сутки, которые мы ждем – это «завтра» , а те, которые прошли - это «вчера» . Замечательное стихотворение С.Я. Маршака «Хороший день» , дает возможность детям закрепить такое понятие, как «сегодня» . А такие авторы как А. Фет, А. Плещеев, А. Барто и другие, помогают детям в стихах закреплять понятия «завтра» , «вчера» .

Следующим этапом знакомства с временными понятиями являются: неделя, месяц, год. Понятия «неделя» включает в себя название семи дней, которые дети охотно запоминают и обыгрывают. Знакомство с понятием «неделя» мы начинаем с просмотра мультипликационного фильма «Емелина неделя» . Затем подключаем различные упражнения «Какой день недели спрятался» , «Лови, бросай, дни недели называй» , «Отправь поезд» . Знакомству детей с временными понятиями способствует внедрение в режимные моменты малых фольклорных форм (различные считалки, скороговорки, загадки) . Обязательно, к знакомству детей с временными понятиями подключаем родителей, советуя им соответствующие игры, в которые можно играть не только дома, но и по дороге в детский сад, например: «А ну – ка, угадай» . С просмотра фильма, по мотивам сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» начали знакомство с месяцами года, т.к. именно в этой сказке есть четкое, красочное описание каждого месяца и дети с удовольствием обыгрывают их, тем самым запоминая названия месяцев и их очередность. Когда дети уже имеют представление, что такое год, мы знакомим их с разными видами календарей. В переводе с латинского «календарь» означает первый день месяца. Мы предлагаем знакомить детей и с отрывным календарем. Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят» , «события приближаются» , прошел месяц - начался новый. Ведь ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Дети могут видеть, что календарь указывает не только число месяцев и день недели, но и увидеть когда сегодня взошло солнце и когда зайдет, какая фаза Луны, годовщина какого важного события. С помощью календаря определяется время наступления праздников, что вызывает повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать так же последовательность времени года, с которым связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. Заостряем внимание детей на том, что над созданием календаря трудились многие люди и в течение многих лет. Подводим детей к пониманию того, что календарь нужен, что бы вести правильный (без пропусков и повторений) счет суток.

Завершающим этапом знакомства с временными понятиями для детей дошкольного возраста являются: часы, минуты и секунды. Все знают, что время определяется по часам, а часы - это прибор для измерения времени. В давние времена люди определяли время, посмотрев на солнце, на его движение по небу. Первыми показателями времени были восход солнца и закат. Затем открыли, что точнее время определяется не по солнцу, а по тени (тень изменяла длину) . Эти наблюдения и стали основой солнечных и теневых часов. Позже были придуманы водяные, огненные и песочные часы. Вот именно с песочных часов, мы и начинаем знакомство детей с понятием «минута» .

Мы считаем, что у детей старшего дошкольного возраста можно развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут. Эта мера времени наиболее распространена в речи окружающих. «Через минуту» , «Сию минуту» , «Подождите минуту» - подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале они не имеют.

Изначально мы учим детей определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. Даем задание сделать что-либо за одну минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам. Воспитатель постоянно дает положительную оценку умениям детей контролировать время по песочным часам. Предлагаем детям оценивать по собственному представлению длительность интервала времени в процессе какой – либо деятельности.

Способствуем развитию у детей умения предварительно планировать объем деятельности в указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка осуществляется при помощи песочных часов. После того, как мы дадим представление детям об одной минуте и продемонстрируем ее длительность на секундомере, мы объясняем, что движение стрелки по кругу совершается всегда за одну минуту. После этого продемонстрируем длительность минуты одновременно по песочным часам и секундомеру. Предлагаем дошкольникам рассчитать, что же они успеют сделать за одну минуту. С этой целью планируем несколько игровых заданий, например: сколько полосок можно нарезать за одну минуту, или, сколько предметов переложить с места на место?

Минутные песочные часы могут использоваться не только на занятиях, но и при других видах деятельности. Песочные часы можно поставить в раздевалке, и дети будут проверять, сколько вещей они успевают надеть за 1 минуту.

Ознакомление дошкольников с длительностью 3- и 5- минутных интервалов проводится по той же методике. Сначала выясняется, сколько раз надо перевернуть минутные песочные часы, пока пересыплется песок в 3-минутных песочных часах и сколько кругов сделает стрелка на секундомере. Выполняя работу, рассчитанную на 3 минуты, дети сравнивают ее объем с тем объемом, который выполнили за одну минуту. И только теперь, мы можем переходить к ознакомлению детей с часами. Раздаются макеты часов, на циферблате которых нанесены цифры, обозначающие часы, а ближе к кромке - минуты. Учитывая познавательный интерес к устройству механизма настоящих часов, мы организуем исследовательскую деятельность по их изучению в Лаборатории «Почемучка» . Также оформляем в группе выставку «Часы разных времен» , где дети имеют возможность не только визуально ознакомиться с часами, но и изучить их внутренне устройство.

В результате проведенной работы у детей сформирован устойчивый интерес к понятию «Время» , они способны его определять, ориентируются во временных отрезках, могут планировать свое время и прогнозировать за какой период справятся с той или иной деятельностью.

Таким образом, применяемые нами методы и приемы работы по формированию у дошкольников временных отношений, затронули все образовательные области. К концу дошкольного возраста дети отличались широтой кругозора, интересно и с увлечением делись впечатлениями, знаниями и умениями со сверстниками и взрослыми.

Используемая литература:

  1. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996
  2. http: //internetenok. narod. ru/ Детский портал "Интернетёнок"
  3. http: //www. kinder. ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
  4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) – Тип: творческий, практико-ориентированный Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст. Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители, учитель – логопед, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог – психолог, музыкальный руководитель.




Актуальность темы проекта: Актуальность выбора темы проекта «Формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста временных представлений» обусловлена: результатами педагогической диагностики; наибольшие затруднения у детей старшей группы вызывает ориентировка во времени. - 60% детей путают части суток, не запоминают слова – названия частей суток; - 85% воспитанников путают времена года и не запоминают слова - названия месяцев; - 55% детей затрудняются назвать последовательность дней недели; недостаточностью разработанных методик по данной теме;


Задачи проекта: дети педагоги родители - совершенствовать представления детей об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год), умение ориентироваться во времени; - обобщать представления детей о временах года, познакомить с календарем; - развивать «чувство времени», регулировать свою деятельность в соответствии со временем; - знакомить с приборами для измерения времени: песочными часами, настенными часами, секундомером, будильником, наручными часами и т. д., их назначением. -координировать условия реализации проекта, при необходимости вносить коррективы; - пополнить развивающую предметно – пространственную среду для изучения дошкольниками временных представлений; -подготовить и представить презентацию на заседание МО; - создать условия для партнер- ских взаимоотношений между всеми участниками образовательных отношений; - разместить материал на сайте ДОУ. - способствовать повышению педагогической грамотности родителей и их заинтересованности по теме проекта.


Предполагаемый результат: Дети: знают отдельные эталоны (меры) измерения времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год); определяют временные отношения (день – неделя - месяц - год); обобщают представления о временах года, знают различные виды календарей; знают приборы для измерения времени: песочные часы, настенные часы, секундомер, будильник, наручные часы и т. д., их назначение; свободно используют знания и умения в своей детской деятельности не только во время специально организованных формах, но и в свободной деятельности Родители: владеют необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей восприятия времени в повседневной жизни. Педагоги ДОУ: используют данный проект в педагогической деятельности;


Подготовительный. чтение методической литературы по формированию у детей ориентировки во времени; изготовление дидактических игр, наглядного материала для распознавания частей суток, времён года, месяцев, дней недели; подбор стихов, рассказов, загадок, пословиц и поговорок о временных понятиях; Основной. проведение познавательной НОД о временных понятиях, проведение игр (дидактических, словесных, подвижных) на ориентировку во времени; наблюдения за сменой частей суток, дней недели, используя режимные моменты; создание мини – музея «Часы» и выставки «Календари»; создание выставки книг в рамках темы проекта; посещение библиотеки (познавательная НОД «Время идёт – ты растёшь»); создание книг своими руками в рамках темы педагогического проекта. Заключительный. Итоговое мероприятие – логоритмика «Путешествие по времени»; Презентация проекта на заседании ГМО г. Шадринска; Размещение материала на сайте ДОУ. Этапы реализации:


Модель взаимодействия участников образовательных отношений по реализации проекта «Формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста временных представлений» Воспитанники Учитель- логопед Воспитатели Педагог- психолог Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Родители Старший воспитатель

















Методологическая база проекта: Программа «Радуга» воспитания, образования и развития детей от 2-7 лет в условиях детского сада, авторы Т.И.Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон, М.: Просвещение, 2010; «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, М.: Просвещение, Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб, ДЕТСТВО ПРЕСС, 2003 Т. Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» М Т. Д. Рихтерман «Игры – путешествия в утро, день, вечер, ночь». И. В. Ковалец «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток: Учебное пособие для детей». Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей лет» г. Киров. Н. Гузеева «Вася Кукушкин и часы». Киев «Веселка», 1986 г. Детская энциклопедия «Техника вокруг нас». Москва «Росмен», 2004 г. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова Стихи о временах года. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, – 256 с., ил. Сухарева Э. Л. Учим играя. – Ярославль, Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, – 240 с., ил. Т. В. Владимирова, Л. А. Халидулина «Путешествие во времени»

Формирование представлений о времени
у детей дошкольного возраста

Введение ……………………………………………………………….. 3

Глава 1. Понятие о времени

    1. Определение понятия времени. Характеристика

мер времени………………………………………………….…. 5

    1. Особенности восприятия времени детьми…………………….. 6

      Формирование представлений о времени в программе

воспитания и обучение в детском саду……………………….. 8

Глава 2. Развитие временных представлений у дошкольника.

2.1 Формирование представлений о времени суток……………… 9

2.2 Формирование представлений о календаре…………………. 11

2.3 Развитие чувства времени……………………………………..14

Заключение ………………………………………………………….. 18

Список литературы ………………………………………………. ...19

Приложение.

Приложение 1. Фрагмент занятия по представлению 1 минуты у

Детей старшей группы……..…………….…………..20

Приложение 2. Рассмотрение понятия «Дни недели, «Месяц»…….21

Приложение 3. Ориентировка детей по дням недели и временам

года. Ориентировка во времени…..………………...24

Приложение 4…Сутки.………………………………………………....27

Приложение 5. Конспект комплексного занятия по математике

в старшей группе «Пробуждение весны……..………28

Введение

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».

Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.

В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И. П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени. Вышесказанное выделяет актуальность в предстоящем исследовании и необходимость его как практически значимого элемента в методиках обучения дошкольников.

Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова -Славская, А.А. Кроник, Е.А. Головаха, Рихтерман Т.Д., Элькин Д.Г. Л.С. Метлина и др.) однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.

Целью работы является рассмотрение понятие о времени, его характеристики; особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач :

Необходимости ознакомления детей о времени суток, календарем;

Рассмотреть развития чувств временного представления дошкольников;

При подготовке данной работы нами были использованы следующие методы:

а) теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение);

б) эмпирические (наблюдение, беседа,).

ГЛАВА 1. Понятие о «времени»

    1. Определение понятия «время». Характеристика мер времени.

Этимологически слово «время» появляется в современном русском языке древнерусского веремя - кружение, повторное вращение, вечный оборот.

В толковом словаре В.И Даля понятие «время» имеет 10 значений. Это и форма существования бесконечно развивающейся материи, её явлений и состояний; это и продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами; это и определённый момент, в который происходит что-либо и др.

Меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство ребенка с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.

Минута этимологически появилась в русском языке в нач. 18 века, французского происхождения (мелкий, маленький, первая малая часть). Обозначает 1/60 часть часа, 1/1440 часть суток.

Под часом понимают 1/24 суток. Детям, при ознакомлении со временем, Рихтерман предлагает объяснить час как промежуток, когда минутная стрелка проходит целый круг.

Продолжительность одного оборота вокруг своей оси равна суткам. Сутки как мера времени имеет свою определенную количественную характеристику – 24 часа. Сутки принято делить на четыре равные части – утро, день, вечер, ночь.

Неделя впервые введена на Древнем Востоке (7 дней отождествляли с известными в то время 7 планетами). В русском языке это слово имеет старославянское происхождение, которое обозначало название воскресенья (дня недели). Неделя- период времени, равный 7 суткам.

Под месяцем понимают период времени продолжительностью от 28 до 31 суток. Этот промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли.

Год, промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Различают простой (365 суток) и високосный (366) календарный год.

Таким образом, мы охарактеризовали важнейшие характеристики времени. Указали на то, что человечество не может планомерно существовать без данных обозначений. Нами было указано на достаточно раннее этимологическое появление временных обозначений, что указывает на несомненную важность подобных обозначений в деятельности человеческого общества. Приобщение ребенка ко времени не возможно без знания вышеуказанных временных единиц.

1.2 Особенности восприятия времени детьми

Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени не существует, В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, их динамика. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы.

Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений. Детям трудно делить время на определенные отрезки, поэтому они не могут более или менее точно воспринимать длительность тех или иных явлений и событий. Время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления). Их восприятие времени также зависит от состояния мотивационно - потребностной и эмоциональной сферы.

В течение первых лет жизни у ребёнка из собственного жизненного опыта складываются более или менее определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Именно поэтому первая единица измерения, с которой надо познакомить ребёнка – это сутки. Время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Самых маленьких детей (до 3-х лет) надо научить различать части суток и называть их.

Менее сложным представляется для детей восприятие последовательности явлений, которое опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, позволяет сформировать у детей представления о настоящем, прошедшем и будущем. Этот вид восприятия проще подкрепляется наглядными примерами, поэтому в детском саду, чаще всего, с помощью серий картин объясняется смена времен года и времени суток.

Таким образом, мы выяснили условно - рефлекторный характер восприятия времени у человека, выяснили отдельные сложности в восприятии времени ребёнком-дошкольником, которые связаны как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм («не видно» и «не слышно»), - так и с особенностями детского мышления.

    1. Формирование представлений

о времени в программе воспитания и обучения

в детском саду

Согласно программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, формирование представлений о времени начинается во второй младшей группы (от 3 до 4 лет). В этом возрасте формируют представление о частях суток: утро- вечер, день – ночь.

В средней группе (от 4 до 5 лет) расширяются представления детей о временах суток, их последовательности. Объясняются значения слов вчера, сегодня, завтра.

В возрасте от 5 до 6 лет (старшая группа) необходимо учить последовательно называть дни недели (какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра). Даются представления о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. В этом возрасте развивают чувство времени – длительность временных интервалов (1, 3 минуты). В подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) закрепляются представления детей о последовательности дней недели. Учить называть месяцы года. Развивать чувство временных интервалов (5, 10 минут).

В программе «Детство» математические представления также начинают формировать в младшем школьном возрасте. На 4-ом году жизни развивают временные отношения раньше / позже, сначала / потом, утро / вечер, день / ночь. В среднем дошкольном возрасте обращают внимание на последовательность частей суток в настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера, завтра, а также проводится обобщение 4-х частей суток в понятие «сутки». Старший дошкольный возраст: в старшей группе формируются отношения: сутки, неделя (дни недели), месяц. Обучают измерять время с помощью календаря и песочных часов. В подготовительной группе производят формирование отношений минута-час, неделя-месяц, месяц-год.

ГЛАВА 2. Развитие временных представлений

у дошкольника.

2.1 Формирование представлений о времени суток

Уже во второй младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток и определять их последовательность Т.Д. Рихтерман отмечены следующие особенности:

1) неравномерность в овладении названиями частей суток;

2) выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослым, связаны с характерными видами деятельности и имеют конкретные признаки;

3) соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности;

4) определение последовательности частей суток, как правило, начиная с утра.

Части суток, как отмечалось выше, дети различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих взрослых в эти отрезки времени. Строгий порядок дня, точно установленное время подъёма детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т.д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаёшь?» С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.

Постепенно слова утро, день, вечер, ночь заполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи. Для закрепления названия частей суток и их последовательности предлагается:

1) тематические картинки, на которых изображены контрастные (смежные) части суток (утро-день, вечер-ночь). По ним задается определённая группа вопросов типа: «Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? Почему вы так думаете? Как вы узнали, что это утро (вечер)?» и др.

2) используются разнообразные игры, например: «Назовите пропущенное слово», где взрослый говорит предложение, пропуская название частей суток. Например, «Мы завтракаем утром, а обедаем…». Ребёнок называет части суток. Разнообразные подвижные игры, напр. « День и ночь»;

4) употребление частей суток, совершая прогулки с детьми, где обращают внимание на изменение положения солнца, цвет неба, на действия людей.

Для закрепления времени суток предлагается использовать цветные знаки. К каждой картинке о времени суток прикрепляется соответствующий по цвету квадратик: утро -голубой, день -желтый, вечер -серый, для ночи -черный. По её мнению, цветной символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспримут его в качестве носителя определённой информации. Используя подобные картинки детям легче формировать знания о последовательности частей суток.

Так же можно использование компьютер для закрепления умений различать части суток, где использование определённого рода программ позволяет в доступной для ребенка игровой форме, самостоятельно решать поставленные задачи и применять имеющиеся знания а повседневной жизни.

Таким образом, мы выяснили, что у детей представления о времени суток формируются с определенными особенностями – связь с деятельностью, частотой употребления названия времени суток окружающими людьми, неравномерность в овладении. Мы установили взаимосвязь формирования представлений о времени суток с использованием наглядного материала, игр, компьютера и т.д. Мы нашли взаимосвязь между наблюдательностью ребенка с развитием представлений о сутках (наблюдение за солнцем, небом, деятельностью людей).

2.2 Формирование представлений о календаре

Знакомство с календарём поможет детям осознать последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения. У детей старшего дошкольного возраста развивается познавательный интерес к различным особенностям понятия времени. Ребёнка 6-7 лет интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.

Необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Так у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознавание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.

Знание календаря облегчает детям ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определённому плану, связанному с днями недели.

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающий повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем помогает осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения. Наконец, знакомство с календарём необходимо в плане подготовки детей к школе, к твёрдому распорядку знаний по часам и по дням недели.

Знакомство детей с календарем должно проводиться в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе можно дать знания о календарном годе.

Для знакомства ребенка с календарем можно использовать следующий материал:

Игры: «Незнайкина неделя» (ребенку предлагают помочь Незнайке назвать по порядку дни недели, начиная с понедельника); «А ну-ка угадай» (взрослый называет себя определенным днем недели, предлагая ребенку назвать следующий, или предыдущий дни);

Упражнения с числовыми карточками, где количество кружков обозначает порядковый счет дня недели;

Использование разнообразных загадок, задачек, считалок, стишков.

Для ознакомления детей со временами года предлагается использовать следующий материал:

Сказки («Двенадцать месяцев», « Четыре художника» и др.);

Стихи Маршака «Круглый год», Бунина «Листопад,» Есенина «Поет зима аукает», и мн.др.

Загадки, пословицы, поговорки о временах года (напр.: Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает? ; Не страшен мороз, когда тепло укрыт нос и др.);

Разнообразные игры «Времена года», «Какая бывает осень» (дети по очереди называют осенние характеристики);

Картинки с изображением того или иного времени года, иногда с допущенными ошибками художника, где ребёнок должен указать на неё и др.

Также можно использовать наглядное пособие, привлекающее внимание детей, которые задают вопросы и с удовольствием играют в игру «Что такое год?» здесь обращается внимание на самые яркие, понятные детям признаки времени года и сделаны соответствующие макеты. Здесь же используются разноцветные круги-жетоны, соответствующие цвету времён года, разделенные на три сектора, символизирующие три месяца. Зимние месяцы:

декабрь –фиолетовый,

январь – синий,

февраль – голубой.

Весенние месяцы: март - светло-голубой,

апрель- зеленый,

май – салатовый.

Летние месяцы: июнь – розовый,

июль- красный,

август – бордовый.

Осенние месяца: сентябрь – желтый,

октябрь – оранжевый,

ноябрь – серый.

Использование жетонов не только знакомит ребенка с понятием «год», но и обращает внимание ребенка на цикличность смены времен года, учить разгадывать загадки, развивают память и самостоятельность.

Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. Ф.Н.Блехер рекомендовала использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок – это день; чтобы сорвать следующий листок, нужно ждать целые сутки. Ею разработано наглядная модель календаря.

Представленный обзор свидетельствует о немалом значении формирования у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, повторяемости, необратимости. Мы установили, что знание календаря облегчает ориентировку ребенка в работе ДОУ, так как она четко связана с днями недели.

2.3 Развитие чувства времени

Время является регулятором различных видов деятельности и социальных отношений человека. Ориентация во времени, чувство времени побуждает человека быть собранным, точным, помогает рационально его использовать.

Начиная с 1-го класса, время становится регулятором жизни и учебной деятельности школьника. Если к моменту поступления в школу не развиты временные различия, то это вызывает у ребенка определенные трудности (неумение работать в одном темпе, вовремя выполнять задания, опоздания на занятия и т.д.). Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные его отрезки.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

    Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того, чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определять самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах, научиться пользоваться часами.

    Переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовывать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.

    Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.

У детей старшей и подготовительной групп детского сада начинают развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различие этих интервалов жизненно важно для детей. Минута - та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречаются в речи окружающих.

Организация и методика формирования временных представлений следующие:

Знакомство детей с длительностью 1,3,5 и 10 минут, при этом используется секундомер, песочные часы, часы контур для восприятия детьми длительности указанных интервалов;

Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности;

Обучение детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего учили измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп его выполнения.

Работу по развитию чувства времени предлагает проводить по этапам.

На 1-ом этапе учили определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам, этим обеспечивали накопление опыта у детей с использованием мерки. Воспитатель постоянно давал оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам.

На 2-м этапе учили оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности. Воспитатель фиксировал внимание на точности оценки детьми его длительности.

На 3-м этапе учили предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на данную длительность проводилась с помощью песочных часов.

На 4-м этапе учили переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры).

Фактор времени должен быть включен не только на занятиях, но и в других видах деятельности, например предложить после занятия в течении минуты привести в порядок свое рабочее место, или во время одевания на прогулку – сколько вещей ребенок успевал одеть за 1 минуту.

По той же схеме предлагает ознакомить детей с интервалами 3, 5 минут. Интервалы большего времени рекомендуется развивать на других видах деятельности (лепка, конструирование, рисование и др.).

Обучение детей умению определять время на часах и ознакомление со строением часов целесообразнее осуществлять также на занятиях. В качестве раздаточного материала используют макеты часов. Необходимо указать детям на величину стрелок, определить что они показывают, попытаться связать показатели часовой стрелки с тем, что они делают в детском саду или в другое время.

На следующем занятии предлагается назвать время на стенных часах, такое же время дети должны показать на макете часов у себя, а потом переводя минутную стрелку на 5 минут, каждый раз отвечая, который час показывают часы. Далее поясняется, что минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час проходит целый круг, а если круг разделить пополам, получится 2 половины, каждую из которых стрелка проходит за полчаса. Если каждую половину круга еще разделить пополам, то получится 4 раза по четверит часа. Каждый из 4 отрезков круга минутная стрелка проходит за четверть часа –15 минут. Проводятся занятия по закреплению этого материала.

иначе называют это время. Данное занятие проводят по аналогии с четвертью.

По усвоении материала, воспитатель и дети должны обращаться к часам по мере необходимости. Занятия нужно начинать с того, что воспитатель просит детей сказать, в каком часу они начали занятие, определить длительность занятия, попросить детей заметить, что они успеют сделать за этот срок.

Необходимо стремиться к тому, чтобы дети использовали время как регулятор деятельности не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Приучая детей к точности времени, необходимо строго соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления воспринимаются ими особенно остро.

Таким образом, мы обратили внимание на принцип постепенного усложнения материала – увеличение длительности временных интервалов. Указали, что неотъемлемыми атрибутами занятий по развитию чувства времени являются часы (песочные, цифровые). Была показана важность развития чувства времени в преддверье поступления ребенка в школу, так как время является регулятором в школьном обучении.

Заключение

Представленная работа охарактеризовала важнейшие характеристики времени. Было указано, на раннее использование времени в жизни человека. Мы отметили регулирующую функцию времени, пронизывающую всю человеческую жизнь – что и является важнейшим фактором раннего приобщения ребенка к изучению времени и его характеристик.

Мы указали на особенности восприятия времени ребенком дошкольного возраста, сложности восприятия, связанные с особенностями мышления детей. Была дана краткая характеристика программных требований, основывающихся на принципе «от простого к более сложному». В работе указана необходимость связи временных представлений с деятельностью ребенка и окружающих взрослых, а также огромное значение наглядности, игр в приобщении детей к временным представлениям. Было отмечено немалое значение формирования у детей текучести, периодичности, повторяемости и необратимости времени, что облегчает ориентировку ребенка в окружающем мире, а также в преддверье школьного обучения.

Список используемой литературы

    Белошистая А. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет / [Текст] // пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. – М.: Владос, 2005. – 160 с.

    Васильева М.А., Гербова В.В., Коморова Т.С. Программа воспитание и обучения в детском саду/[Текст] // издательский дом «Просвешение », 2006г

    Грибанова А.К., Колечко В.В., Пасека А.М., Щебракова Е.И. Математика дошкольникам. / [Текст] // – Рад. школа. 1988. – 112 с.

    Метлина Л.С. Математика в детском саду. / [Текст] // М.: Просвещение, 1984. – С. 62-78

    Петерсон Л.Г., Кочемасов Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. / [Текст] // Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2003. – С. 15-31

    Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. / [Текст] // – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.

    Соколова Е.И. , Тарабарина Т.И. Детям о времени. Пособия для родителей и педагогов / [Текст] // .- Ярославль: Академия развития,1996 – 120 c

    Щербакова Е.И. Формирование временных представлений / [Текст] // Дошкольное воспитание.-1998.-№3.- С. 5-9.

Приложение 1

Фрагмент занятия по представлению 1 минуты у детей

старшей группы

На каждый стол ставят 1-минутные песочные часы. Воспита­тель говорит:

Дети, посмотрите, как за 1 минуту весь песок из одного баллончика песочных часов пересыплется в другой, а стрелка на секундомере пройдет один круг.

По сигналу дети переворачивают песочные часы, а вызван­ный ребенок наблюдает за секундомером.

Сколько прошло времени? – Дети отвечают, что 1 минута.

Посмотрим, что мы успеем сделать за 1 минуту, - говорит воспитатель. – Правильно выполнит задание тот, кто закончит ра­боту через минуту. Время можно увидеть на песочных часах: когда весь песок пересыплется из одного баллончика в другой, пройдет 1 минута. Работая, вы должны следить за часами и во­ время кончить. А теперь,- дает сигнал воспитатель,- в течение минуты складывайте из палочек узоры, кто какой хочет.

Подводя итоги работы, он говорит:

Правильно выполнили задания точно через минуту Вова, Оля (и др.). Они следили за песочными часами и закончили вы­кладывать узоры, когда прошла 1 минута.

Сколько узоров получилось за минуту у тебя, Лена? И т.д.

Приложение 2

Рассмотрение понятия «Дни недели», «Месяц»

Цель занятия

Учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «месяц» (состоит из четырех недель, один месяц следует за другим); упражнять в классификации геометриче­ских фигур по разным признакам.

Материалы

Для воспитателя: листочки от календаря за прошедший ме­сяц, сложенные по неделям; два комплекта цифр от 1 до 7, мяч. Для детей: набор геометрических фигур.

Ход занятия

Поиграем

«Назови скорей»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ве­дущий.

Шла коза по мостику,

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит - это он,

Выходи из круга вон.

Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребенку и задает вопрос ти­па: «Какой день недели был вчера? Назови день недели по­сле четверга. Назови день недели между четвергом и пятни­цей». Так роль ведущего постепенно переходит от одного ребенка к другому. Если кто-то затрудняется быстро дать от­вет, то воспитатель предлагает детям помочь ему.

Воспитатель. Сколько дней в неделе? (Семь.) Давайте проверим, так ли это. (Дает детям листочки календаря и предлагает разложить их по порядку.) Сколько дней в неделе? Назовите их по порядку. Покажите с помощью рук, сколько дней в неделе.

Дети разводят руки в стороны, таким образом показыва­ют протяженность недели.

Затем воспитатель предлагает детям назвать первый месяц года. «Посмотрите, сколько недель в месяце? (Показывает листочки календаря, сложенные по неделям.) Посчитайте, сколь­ко недель в месяце. Вы можете показать, сколько дней в ме­сяце? (Дети широко разводят руки в стороны.) В каждой не­деле одинаковое количество дней? Как узнать? (Положить листочки календаря одной недели под листочками другой.) А как можно по-другому узнать, сколько дней в месяце?» (Ли­сточки календаря положить в ряд.)

Если дети при выполнении задания будут считать, не препят­ствуйте. Если нет - тоже не беда, они этому научатся позднее.

Воспитатель. Как называется первый месяц года? Вто­рой? Послушайте пословицы о январе.

Январь - году начало, а зиме - середина.

В январе и горшок в печи замерзает.

Январю - морозы, февралю - метели.

Примечание . Если в группе есть плакатный календарь, пред­ложите детям показать на нем январь, спросите, какой этот месяц по счету.

«По порядку стройся» (усложненный вариант)

На столе в беспорядке лежат перевернутые цифры (два ком­плекта). Дети двигаются под музыку. По сигналу берут цифры со стола. Воспитатель говорит детям, что надо построиться по порядку: дни недели по порядку, одна неделя за другой. Игра­ющие выстраиваются по порядку, в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Дети превращаются в семь дней неде­ли. Таким образом, выстраиваются две недели. Дети, оставши­еся без карточек, задают играющим вопросы:

Седьмой день недели, назови свой день недели и приду­май пословицу или поговорку о числе семь;

Среда, скажи какой твой день по счету? Назови сказки в которых встречается число три.

Дети возвращают карточки на прежнее место, и игра по­вторяется.

Сидя за столом

На столах геометрические фигуры разной формы, величи­ны, цвета.

Воспитатель предлагает детям разложить фигуры по раз­ным признакам:

Отложите большие красные фигуры и назовите их;

Отложите маленькие фигуры, назовите их;

Отложите все четырехугольники и назовите их;

Отложите все треугольники;

Назовите разные фигуры.

Отгадай-ка

У Олега восемь марок. Все марки, кроме трех, он отдал своим друзьям. Сколько марок осталось у Олега? Не спеши­те с ответом, его вы мне скажите на ухо, - говорит воспи­татель.

Выслушав ответы детей, предлагает детям обосновать их ответ.

Расскажите родителям о том, что дети узнали нового на сегодняшнем занятии. Предложите обращать на это внима­ние в повседневной жизни. Например, у кого из членов се­мьи в этом месяце день рождения? В какой день недели они пойдут в театр? И т.д.

Приложение 3

Ориентировка детей по дням недели и временам года.

Ориентировка во времени

Цель занятия

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «вни­зу», «вверху»; упражнять в счете в пределах десяти; в назва­нии последовательности дней недели; познакомить с назва­нием следующего месяца.

Материалы

Для воспитателя: набор карточек с цифрами и набор кар­точек с кружками в пределах семи, листочки от календаря за предыдущий месяц, сложенные по неделям.

Для детей: по одной карточке, на которой в ряд изобра­жены три картинки с предметами, по-разному расположен­ными, набор фишек.

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми (разбиты на пары) карточка, фишки. Вос­питатель предлагает сначала рассмотреть картинки: «Пред­ставьте себе, что один из вас «учитель». Он будет задавать вопросы, а другой отвечать на них. Сначала выберем «учи­теля». Потрите свои руки, сожмите их в кулаки и на счет „три” покажите пальцы, десять пальцев показывать нельзя.

Кто больше покажет пальчиков, тот начинает задавать во­просы по картинке. «Раз, два, три».

Дети прикладывают пальцы друг к другу и определяют, кто их них начинает. Воспитатель, подходя к паре детей, выяс­няет, на сколько у кого больше.

После этого напоминает, какие слова должны быть в во­просах: «На какой картинке слева находятся... ? На какой картинке справа находятся... ? Что слева от... ?»

За каждый вопрос дети получают фишку. Воспитатель подходит к детям, уточняет их вопросы и ответы. Подбадрива­ет тех, кто испытывает затруднения. В конце работы спра­шивает, кто задал больше вопросов.

Поиграем

«Отгадай число»

Дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопро­сов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано чис­ло пять. «Оно больше четырех?» - «Да». - «Оно меньше шести?» - «Да». - «Это число пять?» - «Да».

После того как число отгадано, ведущим становится иг­рок, который его отгадал.

«Неделька, стройся»

(усложненный вариант)

На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. подбирают карточку с кружками к ци­фре, выстраиваются по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и да­ют им задания:

Выходят дни недели, которые стоят после четверга (вы­ходят дети с цифрами пять, шесть, семь);

Выходит день, который обозначает понедельник;

Выходит день, который стоит после вторника. Игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель . Какой месяц сейчас? (Февраль.) Правиль­но. Мы прожили еще один месяц в новом году. (Показыва­ет листочки календаря.) Покажите, сколько дней в неделе?

А сколько дней в месяце? (Дети разводят руки в стороны.)

Давайте посчитаем, сколько недель в этом месяце. (Четыре недели.) «А в каком месяце больше дней: в январе или в фе­врале? Как узнать? Что для этого нужно сделать?»

Это делается без счета. Выкладываются листочки календа­ря: один месяц под другим. И таким образом, определяется, в каком месяце больше дней. Затем воспитатель предлагает вспомнить пословицы про февраль. Если дети затрудняют­ся, сам называет их.

«В феврале зима с весной встретятся впервой.

Как февраль ни злись, а ты, март, ни хмурься, а весною пахнет!»

Воспитатель . Кто знает, как называется следующий месяц?

Если дети испытывают затруднения, спросите у них, в ка­ком месяце отмечают женский день. (В марте.) Значит, ка­кой месяц следующий? (Март.)

Советы воспитателю

Внесите в игровой уголок волчки. Пусть дети учатся их раскручивать сначала одной рукой, потом другой. Проведи­те игру «Чей волчок дольше крутится».

С помощью оригами сделайте птичку, она понадобится на следующем занятии.

Приложение 4

Сутки

Цель . Определение уровня умения детей ориентироваться во времени.

Материал . Четыре картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.

Инструкция . Ребенок вместе с педагогом рассматривает кар­тинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки пере­ворачиваются изображением вниз. Воспитатель начинает рас­сказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать кар­тинку с изображением утра и положить ее на картинку с ил­люстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце под­нялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем воспитатель го­ворит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темне­ет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие кар­тинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может от­ветить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

Схемы к практическому исследованию

Приложение 5

Конспект комплексного занятия по математике в старшей группе «Пробуждение весны»

Цели занятия. Уточнить знания детей о последо­вательности дней недели. Учить измерять условной мерой объем жидких веществ. Закрепить прием сравнения дли­ны и ширины с помощью условной меры. Совершенство­вать навыки ориентировки на плоскости листа. Развивать умение делить геометрические фигуры на четыре равные части. Воспитывать внимательность.

Демонстрационный материал. Макетные изображения солнышка, тучек; цветок подснежника, набор цифр до 10. Два сосуда разного размера с водой, стаканчик - мера.

Раздаточный материал. Альбомные листы, фишки, кирпичики из крупного строительного матери­ала; наборы цифр до 10; счетные палочки, условная мера (палочка), геометрические фигуры: круги, квадраты, пря­моугольники.

Ход занятия. Сегодня занятие по математике. Давай­те вспомним, какой сегодня день недели? Какой был вчера? А какой завтра? А кто вспомнит все дни недели по порядку? Назовите выходные дни.

- А какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Сколько их?

- Пришла весна. Солнце стало пригревать с каждым днем все сильнее и сильнее (давайте посмотрим на сол­нышко и представим, как оно ярко светит, прямо нам в глазки), поэтому снег стал быстро таять. И вот из-под снега выглянул подснежник. Он поднял головку и сказал: «Как хорошо, что пришла весна!». (Все весенние явления показываются на фланелеграфе.)

- И вдруг солнце спряталось, холодно стало подснежни­ку. (И нам стало холодно, покажите, как нам холодно?)

Небо хмурое, серое, и подснежник закрыл свои лепе­сточки, он думал о том, куда бы ему спрятаться, и горе­вал, что никто ему не поможет.

- Давайте мы ему поможем. Поможем ему выжить. Как вы думаете, что нужно сделать?

- Нужна вода, и не просто вода, а живая вода.

Я добыла живой и мертвой воды, но забыла, где какая вода, хотя твердо знаю, что мертвой воды больше, а живой меньше. Давайте подумаем, в какой из емкостей больше воды? Как это проверить? Что необходимо для измере­ния? Можно ли объем воды измерить полоской бумаги? Почему нельзя? Какую меру лучше взять, чтобы изме­рить объем (3 стаканчика, 4 стаканчика)?

- Мы с вами возьмем стаканчик и посмотрим, сколько таких стаканчиков помещается в банке с розовой водой, а сколько - в банке с голубой.

Дети измеряют и уточняют, что розовой воды - 3 стакана, а голубой воды - 4 стакана.

Что можно сказать? Что объем посуды не зависит от количества в ней жидкости. В маленькой банке может быть жидкости больше, чем в большой.

Теперь мы знаем, что живая вода розового цвета. И мо­жем спокойно полить подснежник.

    Посмотрите, мы его полили, но ему стало лучше только чуть-чуть. Что же мы еще можем для него сделать? Что бы мы могли сделать из кирпичиков?

    Но прежде чем строить теплицу, мы должны знать размеры кирпичей, их длину и ширину. Вы ее сейчас изме­рите с помощью условной меры и выложите цифры - про­тяженность сторон. Первая цифра это - длина, вторая - ширина.

Теперь мы знаем размеры кирпичей и можем построить теплицу, но это мы сделаем немного позже.

Что же еще не хватает подснежнику, чтобы снова расцве­сти?

    Нужно тучи отогнать от солнышка.

    А для этого нам надо решить задачи. А ответы вы будете показывать цифрой.

№ 1

Подарил утятам ежик

Семь подснежников весенних.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят? (7)

№ 2

Шесть веселых медвежат

За подснежником спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал,

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди? (5)

№ 3

Ежик по лесу шел

И подснежники нашел:

Два под березкой,

Один - у осины,

Сколько их будет

В плетеной корзине? (3)

Посмотрите, тучи от солнышка отошли, небо стало ясное, но солнышко еще почему-то не греет. Нужно лучики ему достать, чтобы смогло оно зем­лю прогревать.

Давайте сделаем два солнышка, одно из девяти пало­чек-лучиков, а другое из семи, и рядом выложим цифру. Вот видите, стало солнце греть, пригревать, только в каком месте сильнее греет, оно не знает. Вот мы ему и помо­жем. Фишкой ищем место на белом листе бумаги. Поставили фишку в нижний левый угол; в правый верх­ний угол; на правую сторону листа и т.д. Вот видите, мы показали, куда надо солнышку све­тить, и подснежник совсем выровнялся. А чтобы он был всегда красивым и радовал глаза лю­дей, ему нужно удобрение (это такие лекарства, которые предназначены специально для растений). Лекарства эти раз­ной геометрической формы. Они действуют тогда, когда раз­делены на четыре части. Разделите их. Покажите цифрой, сколько частей у вас получилось? Вот и стал наш подснеж­ник здоровый и красивый.

А сейчас вы возьмите свои кирпичики и постройте ему теплицу.

Итог занятия

Что вам понравилось сегодня на занятии?

Что нового вы узнали?

А что не понравилось?

Отметить тех, у кого очень хорошо все получается.

Поделиться: