Электронный журнал практика управления доу. Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам. Тенденции в дошкольном образовании

Детям нужны взрослые, детям нужны дети, им нужно общение, совместные игры, поддержка и понимание. Как сделать пребывание ребенка в детском саду не только комфортным, но и развивающим? Как организовать коррекционно-развивающую среду? Как грамотно выстроить систему сопровождения? Предлагаемые материалы частично дают ответы на эти вопросы и предназначены в первую очередь педагогам, потому что, как показывает опыт, как раз они и испытывают трудности в общении и работе с такими детьми. У детей нет проблем в общении друг с другом, нет надуманных страхов. И это понятно - у них нет такого жизненного опыта, а значит, и нет такого количества опасений, которые заставляют взрослых беречься самим и оберегать своих детей. Но от кого?

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЦИФРОВИЗАЦИЯ?
Мы очень много и охотно говорим сегодня о равных возможностях в образовании. Лозунг крайне важный и злободневный. И чаще всего прогресс в этой области связан с очень быстрой цифровизацией. Процесс настолько быстрый, что мы не успеваем осознавать его последствия. Куда подевалось в этом случае критическое мышление, которое мы вроде бы старательно воспитываем у детей? Практически при обсуждении вопроса никто не говорит о рисках. А они есть. И возможно, немалые.

Мне приходилось видеть зарубежные элитные образовательные учреждения. Мне показалось странным, но это факт: чем выше уровень заведения, тем меньше там используется «железо» на уроках. Большая часть «компов» занята в области администрирования учебного процесса и текущего информирования. На урок это железо особенно не пускают. Финляндия, кстати, в момент своего лидерства совсем не относилась к числу стран, сделавших ставку на ИКТ. Однако чем ниже статус ОУ, тем чаще используется ИКТ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практика управления ДОУ, 2018 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Практикум по педагогике, Казимирская И.И., Торхова А.В., Бычковский П.М., 1999
  • Развитие читательских навыков у детей, Иншакова О.Б., Иншакова А.Г., 2014
  • Если Праздник, то Праздник-Праздник, Зима, Часть 3, Галянт И.Г., 2019
  • Если Праздник, то Праздник-Праздник, Зима, Часть 2, Галянт И.Г., 2019

Следующие учебники и книги:

  • Развитие непрерывного профессионального образования за рубежом, Краснова Г.А., Можаева Г.В., Подушкина Е.А., 2017
  • Теория и методика музыкально-эстетического образования младшего школьника, Груздова И.В., 2017Теория и методика музыкально-эстетического образования младшего школьника, Груздова И.В., 2017

Журнал для руководителей дошкольных образовательных учреждений, старших воспитателей, методистов, педагогов

№1 (52), 2018 ISSN 25.01.2018

▉ Слово редактора

Путешествие в мир детства

Джамамедова Ольга Юрьевна

Начинается новый год нашей жизни, и мы с вами в самом начале пути. Вы держите в руках первый номер журнала с обновленным макетом. Обратите внимание: журнал стал четче по структуре, в нем много графики, он стал светлым и легким, но при этом совсем не легковесным по содержанию.

▉ Прообраз

Тенденции в дошкольном образовании

Шиян Ольга Александровна

Наши детские сады очень различаются по качеству образования. В принципе, так было всегда, но после принятия Стандарта дошкольного образования процесс проявился ярче: появилось больше заинтересованных заведующих и педагогов, больше возможностей для детской инициативности, активности.

▉ Школа управления

Управленческие мысли

Ушаков Константин Михайлович

Что есть успех? Это достижения, признание, что еще? Нельзя стать успешным раз. Если яркие эмоции от признания и достижений испытаны хотя бы один раз, то захочется испытывать их вновь и вновь. Как организации не стать станет заложником успеха и какую роль играют профессиональные связи?

10 выдающихся качеств эффективного руководителя

Лидерский дар — предмет вожделений многих людей. Впрочем, нередко из внимания выпускается то, что руководитель действует не в вакууме, в конечном счете его успех или провал зависят от того, каких он собрал последователей.

▉ Экономика и право

Проблемы медицины

Ульянова Алина Вадимовна

Образовательное учреждение является местом массового скопления детей с различными особенностями здоровья, поэтому медицинское обеспечение обязательно должно быть организовано. Одно из главных направлений в работе образовательной организации — охрана здоровья.

▉ Полезная информация

Первая помощь при отравлении пищей

Отравления пищей развиваются крайне быстро после употребления тех продуктов, которые содержат токсины. Пищевые отравления в большинстве случаев вызваны бактериальным загрязнением продуктов во время их транспортировки, хранения и приготовления (палочка ботулизма, кишечная палочка, стафилококк, сальмонеллы).

▉ Наука-практикам

Слушание литературных произведений

Первова Галина Михайловна, Маслова Марина Валентиновна

Нельзя полагаться на самозарождение любви к книге у всех детей, надо учить малышей действенному положительному отношению к литературе, заложить начало формированию потребности в книге.

▉ Методическая работа

Начинать с детства

Кушкова Татьяна Владимировна

Когда мы слушаем музыкальные произведения гениальных композиторов, смотрим на картины одаренных художников, читаем стихи, повести талантливых писателей, размышляем ли мы о том, как были выявлены и развивались их способности? Наверное, не всегда задумываемся. «Творческая дорога» многих людей тянется с детства.

▉ Из опыта работы

Интерактивное развитие речи

Маракаева Светлана Евгеньевна

Стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии, а также требования федеральных государственных образовательных стандартов стимулировали процесс внедрения новых методов обучения в работу дошкольных образовательных учреждений. Проблема замены фронтальных занятий на непосредственную образовательную деятельность поставила перед педагогами вопрос, как и с помощью чего ее можно организовывать.

Играем в путешествие

Попенова Ирина Викторовна

Важно обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие. А для этого необходимо создать детям условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Одним из эффективных видов игр является такая форма, как игра-путешествие, которую еще называют игрой по станциям.

8 фраз, которые мешают процессу воспитания

В процессе воспитания ребенка не стоит забывать, что любая фраза, сказанная сгоряча, может травмировать психику ребенка и повлиять на его будущее. Старайтесь контролировать свои эмоции и не переносить плохое настроение и личные проблемы на ребенка.

Ведение документации воспитателя (+ дополнительные материалы)

Ливенцева Вера Анатольевна

Знаете ли вы, какой вопрос практически в 100% случаев волнует воспитателей независимо от стажа работы? Это вопрос о ведении необходимой документации для работы. ФГОС внес существенные изменения в структуру планирования образовательного процесса.

Мнемотехника в ДОУ

Шкилева Елена Валерьевна

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Шире круг

Соколова Татьяна Сергеевна

В конце 2017 года на сайте Nachalka.com в течение месяца проходил сетевой учебный проект «Шире круг» для первоклассников общеобразовательных учреждений России. Тема народов России проходит через все годы обучения, воспитания, развития в школе, также она значима и для дошкольников.

▉ Руководитель ДОУ

Формируя имидж ДОУ

Колобова Ольга Константиновна

Дошкольная образовательная организация сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.

▉ Уроки для сотрудников

Сенсорное воспитание

Денюкова Татьяна Борисова

Сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство.

Чемоданова Татьяна Викторовна

Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не заменит живого творческого общения детей и родителей.

Если ребенок потерялся

Что делать, если ребенок потерялся? — Ответ на этот вопрос надо знать и детям, и родителям. Взрослые должны подготовить ребенка к нестандартной ситуации, когда он вдруг понял, что рядом никого из взрослых нет, и он потерялся.

▉ Консультация для родителей

Развиваем речь ребенка

Стельмухова Татьяна Викторовна

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.

Домашние дела. Что должен уметь ребенок в 5 лет?

С точки зрения педагогики и психологии посильная помощь родителям по дому формирует в ребенке ответственность, самостоятельность и отзывчивость. Ребенок растет понимающим, уважающим чужой труд, в нем меньше проявляется подростковый эгоизм, он не чувствует себя гостем, которого, почти как хорошая прислуга обслуживают родители и не требует от них такого поведения.

▉ Праздники и конкурсы

День сладкоежек

Хренова Вера Александровна

Мы все — и взрослые, и дети — скучаем по летнему солнышку. Ушло лето с его веселыми играми на улице и ясной погодой, пришла осень с дождями, а затем зима. Многие малыши пошли в первый раз в детский сад и столкнулись с новыми правилами и распорядком дня. Адаптация к школе или к детскому саду у детей происходит по-разному: кто-то быстро втягивается в процесс, кому-то это дается намного тяжелее. Если вы заметили, что детки загрустили, заскучали, не оставляйте это без внимания. Организуйте «День сладкоежек. Праздник, да и сам процесс подготовки к нему, безусловно, вызовут интерес у детей, поднимут настроение.

№ 01 2016 Создание службы охраны труда в ДОУ Педагогический коллектив: провокации Один день из жизни детского сада : «Быть здоровым - здорово! <...> » 1/2016 (36) Журнал для руководителей ДОУ , старших воспитателей, методистов Главный редактор Т.В. Волосовец Зам. главного редактора О.Ю. Джамамедова Технический редактор Е.А. Чистякова Экспертный совет В.А. Болотов Н.Е. <...> Терешатова Издательская фирма «СЕНТЯБРЬ»: Распространение и подписка Т.А. Доронина Главный бухгалтер О.А. Архиповская Адрес для писем: 115280, Москва, а/я 99 Тел. <...> 710-30-01 E-mail: [email protected] http://www.doy.direktor.ru © «Практика управления ДОУ », 2015 © «ИФ “Сентябрь”» ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ Белкина Г.В. <...> 33 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА Акинина Н.А., Гуляева И.А., Рахмановская О.А., Жилко Н.В., Царицына С.В. <...> Один день из жизни детского сада : «Быть здоровым - здорово! <...> 56 Психологическая поддержка и сопровождение детей с ОВЗ. <...> 75 ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ Школа управления В рубрике: Картина маслом Белкина Г.В. <...> 2 ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ КАРТИНА МАСЛОМ Белкина Галина Витальевна, заместитель председателя департамента образования администрации г. Липецка Справедливости ради надо сказать, что педагогам предложены были ситуации, требующие мастерства общения: претензии, возражения и пр. <...> Сегодняшние родители другие - педагогам бывает сложно с ними»… 3 ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ «…Это очень правильно, что в стандартах обратили внимание на то, что педагогам очень нужны не только педагогические, но и психологические знания. <...> Взрослый делится с ребенком своими представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо, рассказывает, как вести себя в разных ситуациях нужными, а остальное, по их мнению, должна сделать образовательная организация . <...> 4 ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ Практика показывает, что каждое образовательное учреждение - проекция личности руководителя Это очень удобно - требовать перемен от коллектива, не предъявляя при этом требований к себе. <...> Поэтому наличие / отсутствие, а также характер проблем в учреждении говорят о том, насколько <...>

Во-первых, продолжим разговор, начатый в (№2/2018) журнала, о том, как управлять социальными сетями , а именно - о чем и как писать в публикациях о своей дошкольной организации.

Во-вторых, поговорим о важном: о заработной плате . Согласно указу президента, принятому в 2012 году, «заработная плата педагогов должна планомерно повышаться и в 2018 году достигнуть своих максимальных значений». По данным мониторинга, поведенного экспертами НИУ ВШЭ, в 2017 году ежемесячные доходы воспитателей детских садов действительно выросли на 9% - до 19 842 рублей. Но при этом увеличились и нагрузка на педагогов, к тому же в большинстве регионов заработную плату стали задерживать. Что же делать, если задерживают заработную плату?

В-третьих, про перемены . В дошкольном образовании все перемены связаны с ФГОС ДО. В этом номере поговорим о том, как должна измениться методическая служба, чтобы не просто формально быть, а действительно оказывать профессиональную помощь педагогу в новых условиях.

В-четвертых, об экспериментах и экспериментировании. Как научить взрослых детскому экспериментированию? Наверное, каждый помнит себя ребенком: как нравилось набирать в кулачок песок и медленно выпускать его тонкой струйкой! А наливать воду в песок - это же так интересно! Мы, не отрываясь, с восторгом смотрели, как вода впитывается в песок, как он набухает… Конечно, мы не знали тогда, какую роль играет экспериментирование для развития нас, дошкольников… Давайте вспомним, какие вы в детстве ставили эксперименты? Возможно, что этот опыт поможет вам в работе с воспитанниками.

В-пятых, про службу примирения. Что предпринять, когда возникают конфликты между родителями и педагогами? Острые нерешенные конфликты иногда приводят к драматическим последствиям: ребенок получает психотравму, родители - серьезный стресс, а педагог теряет доверие и статус. Не надо опускать руки, на страницах журнала - об эффективных способах решения этой проблемы, а также плакат с играми-мирилками)))

В журнале много полезных плакатов, в электронной версии их можно скачать и повесить на видное место и использовать в своей работе.

Полезного Вам чтения и мирного неба над головой!

Подписку на печатный журнал с любого номера можно оформить через или по телефону 8(495)710–30–01. ВНИМАНИЕ!
Теперь наш журнал есть и в электронном виде! Оформив подписку, вы сможете просматривать онлайн номера журналов, скачивать PDF интересующего номера, а так же читать архив.

(Е.А. Аркина, А.И. Васильева, Е.Н. Димурова, Е.К. Кричевская, Л.Ф. Островская, М.Х. Светницкая, Г.А. Фортунатов, О.А. Фролова и др.), проблема педагогического анализа недостаточно изучена. Накопление данных осуществлялось империческим путём. В связи с этим поиск путей совершенствования анализа как функции дошкольного учреждения является актуальным.

Значимость педагогического анализа в управлении работой дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) возрастает в связи с тем, что в настоящее время определяются новые подходы к его управлению.

Их суть состоит в том, что дошкольному учреждению предоставляется больше самостоятельности, но в то же время повышается ответственность руководителей в обеспечении научного анализа за качеством воспитания, обучения и развития детей. Анализ качества работы воспитателя необходим, так как дети должны быть защищены от профессионально несостоятельных людей, не способных обеспечить им нормальную жизнь в яслях-саду.

Основной целью дошкольного образования на современном этапе становится всестороннее развитие ребёнка, которое задаётся государственным стандартом в соответствии с потенциальными возрастными особенностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека. Известно, синтез педагогики и психологии в процессе воспитания растущей личности желаемого результата не даёт. Формирование личности - многонаправленный процесс, в котором требуется учитывать множество влияющих позитивных факторов (семья, социум, средства информации и пр.). При этом важно учитывать как соматическое, так и психическое состояние самой личности (здоровье, ценностные ориентации, готовность к само-образованию и самосовершенствованию и т.д.).

С учётом этого процесс становления растущей личности обуславливается акмеологическими знаниями профессионалов, то есть междисциплинарными. Поэтому мы особое внимание в процессе общения с воспитателями уделяем их профессиональным (акме) качествам. Обеспечить учёбу воспитателей ключевому умению анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении должен его руководитель.

Одним из главных средств эффективной работы ДОУ является совершенствование управления. Успешно решать сложные и важные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением, возможно в процессе повышения научной обоснованности управления. Научное управление предполагает сознательное, целенаправленное воздействие на образовательный процесс, обеспечивающий должный его уровень и достижение оптимального результата, которое невозможно без анализа состояния, тенденций развития, объективной оценки результатов воспитательно-образовательной работы, причин, определяющих этот результат.

В.А. Сухомлинский писал: «Умение анализировать, обобщать, применять обобщения как инструмент мастерства, подхода к конкретным явлениям - это самая сущность педагогического руководства».

В работе руководителя это умение проявляется повседневно и особенно важно при завершении периодов, циклов учебно-воспитательного процесса. В.А. Сухомлинский учебный год считал одним из таких важных циклов. В анализе итогов учебного года он взял связующее звено между прошлым и будущим: «Умение предвидеть - это, прежде всего, умение оглянуться на пройденный путь, обозреть его, увидеть в нём истоки сегодняшних успехов и недостатков».

Анализ - это предельно комплексное явление, атрибут системы управления, необходимое средство и механизм обеспечения эффективности её функционирования. Он не сводится лишь к какому-либо одному этапу управленческого цикла, например, к заключительному («проверочному»), а встроен во все управленческие функции, обеспечивая их реализацию, а также возможность перехода от одних функций к другим. Анализ - это оборотная сторона планирования. Он позволяет определить, достигнута цель или нет, и тем самым «даёт санкцию» для перехода к последующим действиям, связывая все звенья цепи управления в единое целое.

Для того, чтобы анализ был действенным и эффективным, необходимо его осуществлять на научной основе.

Это значит, что он не должен сводиться к констатации обнаруженных ошибок или отклонений, а включать средства и механизмы их исправления. Последнее обеспечивается за счёт тесно связанной с анализом коррекционной функции. Итак, анализ в его широком, истинном смысле определяется как процесс обеспечения достижения дошкольным образовательным учреждением целей, а также как явление, носящее не локальный, а глобальный характер. Он распространяется на всю управленческую деятельность.

Данное определение требует детализации. Оно включает следующие основные аспекты:

  • анализ как необходимый атрибут управленческой деятельности, позволяющий достигать поставленных целей и задач;
  • анализ как необходимый компонент деятельности всех подразделений и членов коллектива, обеспечивающий её эффективность и согласованность с общими целями ДУ;
  • анализ как специфическая прерогатива определённых ответственных лиц, на которых возложены обязанности анализа (зам. заведующей по основным вопросам, ст. медсестра, воспитатель, узкие специалисты);
  • анализ как аспект деятельности руководителя ДОУ, связанный с ответственными лицами и их руководством;
  • анализ как непосредственная обязанность руководителя, реализующаяся в его индивидуальной деятельности, в том числе в системе личных, непосредственных взаимодействий с другими членами ДОУ (как с руководителями соподчинённых уровней, так и с рядовыми исполнителями).
  • характеристика видов и типов анализа, его структура;
  • требования к его организации;
  • выявление особенностей анализирующего и корректирующего поведения руководителя.

Наиболее общим, охватывающим все виды анализа, являются три его основных типа: опережающий (предварительный), текущий и итоговый.

Опережающий анализ является важнейшим типом и определяется сутью активной, то есть наиболее эффективной стратегии управления: предвидение и прогнозирование системы, концентрация усилий на предупреждении ошибок, неблагоприятных ситуаций. Опережающий анализ направлен на три сферы - человеческую, материальную и финансовую. Первая предполагает эффективный набор кадрового состава; вторая - определение предварительных нормативов к качеству ресурсов; третья - разработку бюджета. Предварительный анализ организационно осуществляется реализацией выработанной на этапе планирования системы правил, процедур и «линий» поведения. Они выступают в качестве ориентиров, а частично - критериев для всех иных типов анализа. Разработанная таким образом система анализа должна обнаруживать возможные отклонения до их появления.

Текущий анализ реализуется непосредственно в процессе исполнения работ и обычно к концу любой фазы процесса организационного функционирования. В нём наиболее полно воплощается принцип обратной связи, который позволяет не только оценить качество, но и внести незамедлительные коррективы и тем самым содействовать достижению целей.

Итоговый анализ осуществляется после окончания определённых видов работ. Его роль двояка. Во-первых, на его основе окончательно решается вопрос об их качестве. Во-вторых, от него зависят разного рода оценочные процедуры, организация стимулирования и мотивирования. В современный период развития всех сторон жизни ДОУ важное место занимает вопрос анализа её результатов. В настоящий момент перенос акцента с анализа промежуточных результатов на конечные имеет важное значение для менеджера образования.

В проведении педагогического анализа конечных результатов деятельности ДУ нами выделяются четыре основные этапа.

Первый этап - определение предмета, состава к содержанию анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии образовательного процесса, управленческой деятельности за период учебного года. Эта информация фиксируется по основным блокам, определяются цели её анализа. Затем оценивается каждая часть предмета анализа с помощью количественных и качественных показателей, выявляются факторы и условия, способы, средства воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие ДОУ.

Второй этап сводится к структурно-функциональному описанию предмета анализа. Для того, чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способы связей, а главное - педагогических усилий и средств воздействия на достижение целей (результатов деятельности).

На третьем этапе проводится анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление - причина - условия - следствия.

Осуществляя анализ, важно помнить, что причина имеет место при взаимодействии одной системы с другой или взаимодействии элементов данной системы.

Условия - это обстоятельство, от которого зависит деятельность причины. При проведении анализа по каждому блоку важно помнить, что всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет причину, от чего произошло то или иное явление.

Четвёртый, заключительный этап - установление фактов достижения целей. В ходе этого этапа проходит подготовка материалов на педсовет по итогам учебного года. Формулируются цели и основные задачи на новый период. Педагогический анализ завершается синтезированием. На этом этапе формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными.

Цель - это осознанный желаемый результат, задача - реально достижимый в данный отрезок времени и в определённых условиях результат.

Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности в практику работы воспитателей, руководителей, методистов предполагает рассмотрение всех явлений ДОУ через призму педагогического анализа и их причин. Это важнейшая задача обновления дошкольного учреждения. Именно её решение позволит избавить любого участника процесса воспитания и обучения от имеющего место формализма в анализе и оценке деятельности и воспитателя, и руководителя.

Литература:

  1. Карпов, А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 1999. - 584 с.
  2. Кухарев, Н.В. Педагог-мастер, педагог-исследователь. - Гомель: УОГО, ГОСПО Беларуси, ГОИУУ, 1992. - 212 с.
  3. 3. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы. - М., 1993. - 72 с.
  4. Сухомлинский, В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. Т.3. - М.: Педагогика, 1980. - 640 с.
  5. 5. Третьяков, П.И. Практика управления современной школой (опыт педагогического менеджмента). - М., 1995. - 204 с.

В. Теленченко

Поделиться: