Занятие по теме ориентировка в пространстве. Занятие по ориентировке в пространстве "помоги принцессе". Развитие пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных представлени

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»

ГОРОДА ЕВПАТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: Ориентирование в пространстве.

Различие правой и левой руки.

Раскладывание счетного материала.

Педагог дополнительного образования

Могилевец Виктория Валентиновна

Евпатория 2017 г.

План –конспект занятия в группе первого года обучения кружка «АБВГДейка»

Тема: Ориентирование в пространстве. Различие правой и левой руки. Раскладывание счетного материала.

Цель: 1. Учить различать и называть пространственные отношения: справа - слева.

2. Упражнять детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны.

Образовательная:

1. Закреплять умение определять у себя правую, левую руку; различать правое, левое в окружающем пространстве по отношению к себе.

2. Формировать понятия «посередине (между)»

Развивающая:

1. Активизация и обогащение словаря, систематизация словарного запаса.

2. Развивать умение употреблять в речи математические термины.

3. Совершенствовать умение слушать обращенную речь.

Воспитательная:

1. Предупреждение утомляемости, удовлетворение в двигательной активности.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Вызвать делание детей включаться в совместную деятельность с взрослым.

4. Согласовывать свои действия и движения с действиями и движениями других детей.

5. Воспитывать взаимопомощь.

Ход занятия:

Незнайка - Здравствуйте, ребята! Дело – то, вот какое. Решил я учиться. Думал, думал с чего начать и решил, научусь я различать, где у меня правая и левая рука. Поможете мне, ребята. (Да).

Педагог - Поможем мы тебе Незнайка. Сегодня мы как раз и начинаем с детьми этому учиться. Ты слушай внимательно и выполняй с детьми все, что я буду говорить и показывать. А начнем мы с приветствия. Повторяйте за мной, ребята.

«Мы с тобой одна семья

Ты, я, он, она.

Ты погладь соседа справа,

Ты погладь соседа слева,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья.

Улыбнись соседу слева,

Улыбнись соседу справа,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья,

Я, ты, он, она.

Обними соседа слева,

Обними соседа справа,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья».

Педагог - Незнайка, ты что – нибудь хочешь нам сказать?

Незнайка - Я боялся сначала, а сейчас я понял, что не зря постучался в вашу дверь.

Педагог - Тогда слушайте внимательно отвечайте правильно.

2. Назовите части тела. А теперь, назовите каких частей поскольку? Как различить части тела, которых по два? А различают их так, одну руку называют – правой, а другую – левой. И сейчас мы с вами выполним небольшую гимнастику для наших рук. Возьмите мячики в руки.

3. Мелкая моторика с мячиком . «Это ручка – правая, эта ручка – левая, я на мячик нажимаю, я зарядку делаю, будет сильной правая, будет сильной левая, будут ручки у меня ловкие, умелые!» Теперь наши ручки стали сильные, ловкие, умелые.

4. Работа с раздаточным материалом . Посмотрите, у вас на столе лежат геометрические фигуры. Я буду говорить, что нужно делать, а вы слушайте внимательно выполняйте правильно. Дети и Незнайка выполняют инструкции: правой рукой взять красный кружок; левой рукой взять синий кружок; положить синий кружок на левый край стола; На какой край стола тогда положите красный кружок? Незнайка, справляешься ли ты с заданием? Молодцы, ребята. Встаньте все за стулом. Слушайте внимательно выполняйте правильно. Встаньте слева от стула. Я теперь справа от стула. Перед вами карандаши ручка и книга. Положите книгу между ручкой и карандашом. Разложите карандаши так, чтобы синий оказался справа от красного, но слева от зеленого. (Педагог постоянно спрашивает детей, что они выполнили, активизируя речь детей). Молодцы! Слушали внимательно, отвечали правильно. Посмотрите на эту картинку.

5. Работа по сюжетной картинке . Расскажите, как катился Колобок. Используйте слова: вперед, прямо, влево, вправо. - Кто находится справа от дорожки? - Кто находится слева от дорожки?

6. Сейчас мы с вами наденем маски наших героев и попробуем занять их места на тропинке. (Надевают маски и занимают места в соответствии с изображением на картинке и рассказывают - кто где стоит).

Неплохо справились, и я предлагаю всем потанцевать.

7. Танец: «Буги – вуги»

«Руку правую веред, а потом ее назад

И опять ее вперед, и немного покачать.

Мы танцуем «Буги – вуги» поворачиваясь в круге,

Мы танцуем «Буги – вуги», раз, два, три!

Буги – вуги окей!

Буги – вуги окей!

Все танцуйте с нами вместе веселей! (Также с правой ногой, ухом, а потом с левыми частями тела).

Педагог - Незнайка, а сейчас ты хорошо запомнил, где у тебя правая рука, а где левая. А чтобы еще лучше ориентироваться, я предлагаю поработать в тетради.

8. Работа в тетради . (Предметы слева от елочки закрашивают синим цветом, а справа красным).

9. Итог занятия.

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» - раздался ликующий крик.

Где право, где лево – узнал ученик. (В. Берестов)

Незнайка - Ребята, спасибо вам. С вашей помощью я усвоил левую и правую руку. Можно я буду к вам приходить, чтоб с вами вместе узнавать чего я еще не знаю?

Игра на внимание:

- Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, подмигните мне правым глазиком, поднимите вверх левую руку и т. д. (темп можно убыстрять).

Игра с карандашами

- Положите перед собой красный карандаш, справа от него синий; слева от красного - зеленый; справа от синего - желтый и т. д.

Ребята, не только наши герои Незнайка и Буратино не знают, где право, а где лево. Во многих сказках герои стоят на развилке дорог, на перекрестке и читают надпись, где есть слова: «Направо пойдешь», «Налево пойдешь». Послушайте стихотворение В. Берестова: Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево - понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал, Той самой рукою, которой писал, И мячик кидал и страницы листал, И ложку держал, и полы подметал; «Победа!» - раздался ликующий крик: Где право, где лево - узнал ученик.

Ребята, а мы с вами узнали сегодня, где право, где лево? Как вы думаете, наши сказочные герои теперь не заблудятся? Еще раз поднимите правую руку, левую руку.

Минутка для отдыха

Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: Топни правою ногой, Топни левою ногой, Снова правою ногой, Снова левой рукой. Вот тогда придешь домой.

Задание: Необходимо раскрасить разными цветами предметы в соответствии с направлением движения (направо - налево).

ИНТЕГРИРОВАННАЯ
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕМА «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА
В ПРОСТРАНСТВЕ И НА ПЛОСКОСТИ»


Приоритетная образовательная область - «Познание».
Интегрируемые образовательные области - «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.

ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»
1. Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела.
2. Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»).
3. Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине».
4. Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей.
5. Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска)
ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»
1. Закреплять умение понимать, практически применять и обозначать результаты своей деятельности терминами, определяющими пространственное расположение предметов по отношению к себе и на плоскости.
2. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.
ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
ОБЛАСТЬ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание и следить за развитием событий.
ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»
1. Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов.
2. Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.
Материалы: массажные шарики, конверт, магнитная доска, геометрические фигуры на магнитах, две сюжетные картины, предметные картинки на каждого ребенка, лист бумаги, карандаши.

ЭТАПЫ
НОД ДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАННИКОВ
Организационный момент Предлагает детям поиграть с массажными шариками, демонстрируя действия для подражания и подкрепляя их стихотворным текстом. Выполняют действия по показу педагога.
Включение в игровую ситуацию Читает стихотворение и просит ответить на вопросы по тексту, корректируя ответы детей. Слушают педагога, отвечают на вопросы.
Проверка усвоения схемы тела, игра «Смотри, не ошибись» Предлагает выполнить упражнения, закрепляющие умение ориентироваться в расположении частей своего тела. Выполняют диктуемые действия.
Работа по картине, упражнение «Что и где?» Предлагает рассмотреть картину и рассказать, что на ней нарисовано. Рассматривают картину, отвечают сколько и каких предметов изображено на картине в центре, справа, слева.
Действие с геометрическими фигурами, игра «Укрась коврик» Побуждает детей украсить ковер (учебная доска) геометрическими фигурами, выполняя по очереди то, что он скажет. На учебной доске выполняют действия с геометрическими фигурами, в соответствии с указаниями педагога.
Определение своего места, игра «Будь внимательным» Строит детей в колонну (шеренгу) и просит детей определить свое место среди окружающих людей. Стояв колонне: называют ребенка стоящего впереди (сзади), перестраиваясь в шеренгу определяют место соседа, по отношению к себе.
Динамическая пауза Предлагает детям отдохнуть и выполнить действия по тексту. Имитируют движения по тексту.
Работа с раздаточным материалом, игровое упражнение «Покажи» Просит детей сесть на свои места, посмотреть, что лежит у них на столах (картинки, соответствующие предметам на сюжетной картине). Управляет деятельностью детей с помощью вопросов. Садятся за столы, рассматривают картинки, лежащие перед ними. Показывают картинки, определяющие пространственные представления на картине («на», «над», «под»).
Работа на листе, игра раскрась узор» Обращает внимание на листок, разделенный на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Предлагает детям раскрасить геометрический узор, диктуя варианты. Затем демонстрирует готовый образец для сравнения. Раскрашивают рисунок, сравнивают результаты своей работы с образцом педагога.
Оценка деятельности детей в течение НОД Комментирует оценку деятельности воспитанников, предлагает сюрприз. Делятся впечатлениями.
ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Ребята, давайте поиграем с нашими массажными шариками. Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью и повторяйте за мной.
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней)
Взад – вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко (сжимаем шарик)
Как сжимает лапку кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рекой начну. (смена рук)
А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча
Мяч летает между рук. из руки в руку)
- Раскрываем шарик, достаем колечко. На каждую строчку надеваем колечко на один палец. Начинаем с большого пальца на левой руке.
Птичек мы окольцевали.
Наблюдали, узнавали.
Улетев в какие дали.
Холода пережидали.
Что пернатые клевали?
Гнезда где свои свивали?
Где вы яйца отложили?
Как вы бури пережили?
Сколько вы, в конце концов,
В гнездах вывели птенцов?
ВКЛЮЧЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ.
- Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовки из Тридевятого царства.. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть надо выполнить задание. Надо внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. Согласны?
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево узнал ученик.
- Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой)
- Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал)
- Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? (Левая)
- Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовка нам написал.
«Здравствуйте, ребята. Я Вовка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, друзья, мне не как не обойтись».
- Ну что, ребята, надо выручать Вовку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться.
ЗАДАНИЕ 1. «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ» (проверка усвоения схемы тела)
- Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до левого колена. Выпрямились, опустили руки.
- Молодцы, с первым заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО И ГДЕ» (работа по картине)
- Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на
ней.
- Что изображено в центре этой картины? (Домик)
- Сколько и каких предметов справа от домика? (справа – 1 береза, 2 гриба, 1 цветок, 1 птица). А слева? (3 дерева, 1 гриб, 1 цветок)
- Правильно, вы очень внимательные.
ЗАДАНИЕ 3. «УКРАСЬ КОВЕР» (действия с конкретными предметами)
- А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
ЗАДАНИЕ 4. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Стоя в колонне, назвать ребенка стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева. Поднять руку детям, стоящим слева от педагога. Стоя в шеренге, определить место соседа по отношению к себе, соотнеся со своей соответствующей рукой. (Петя стоит слева от меня). Определить свое место по отношению к соседу, соотнеся это с соответствующей рукой. (Я стою, справа от Кати).
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
- Давайте с вами немного отдохнем.
Эй, ребята, становитесь.
Справа – друг, и слева – друг,
Вместе все в веселый круг!
Топни правою ногой,
Топни левою ногой,
Вправо, влево головой.
Шаг – вперед, два – назад,
Отвернемся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Три шага вперед дружок –
Станет тесным наш кружок.
Покружились, потолкались,
Отвернулись, разбежались.
ЗАДАНИЕ 5. «НА, НАД, ПОД» (работа с раздаточным материалом)
- Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки, соответствующие предметам на сюжетной картинке).
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся, над скамейкой. (Солнце, птица, облака)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся на скамейке. (Девочка, кошка)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся под скамейкой. (Собака)
- Покажите предметы, находящиеся справа от скамейки. (Солнце, цветы)
- Покажите картинку, на которой изображен предмет, находящийся слева от скамейки. (Дерево)
- Очень хорошо, и с этим заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 6. «РАСКРАСЬ УЗОР». (работа на листе бумаги)
- Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор.
- Раскрасить круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки.
- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и выполнили все правильно, то они должны быть одинаковыми.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ.
- Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовке письмо и расскажу как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу. Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка).

Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя.

Задачи:

  • Воспитывать наблюдательность
  • Активное запоминание
  • Активизировать словарь
  • Учить словестно описывать место положение предмета в окружающем пространстве
  • Развитие мелкой моторики рук.

Материал:

  • кукольный персонаж «Незнайка»
  • игрушки (кукла, пирамидка, матрешка)
  • листы формата А-4, на каждого ребенка
  • раздаточный материал (квадрат, круг, елочка, лисичка), клей карандаш

Ход занятия.

Дети сидят полукругом перед столиком. На столе ширма.

Воспитатель:

— Дети, к нам в гости пришел один мальчик, кто скажет, как его зовут? (Незнайка)

Правильно, это незнайка и он хочет с вами немного поиграть. Незнайка принес с собой игрушки. Посмотрите, какие игрушки принес Незнайка?

(Ответы детей, дети называют игрушки, которые стоят на столике).

— Как мы будем играть? Незнайка, расскажи детям! – начинает игру воспитатель.

— Ребята, давайте поиграем с вами – говорит Незнайка.

— Я расставлю игрушки на столе. Посмотрите, как они стоят? (ответ детей –рядом друг с другом);

— Где стоит кукла? (посередине стола, между матрешкой и пирамидкой);

— А где стоит пирамидка? (ответы детей – справа от неё);

— А как можно сказать, где стоит матрешка? (слева от куклы).

Запомнили, как стоят игрушки? Незнайка ставит перед игрушками ширму и просит повторить 2-х, 3-х детей. Хвалит их за правильный ответ.

Так, ребята, а теперь я закрою игрушки ширмой и что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменилось. Хорошо?

Воспитатель закрывает игрушки ширмой и переставляет их. Ставит игрушки друг за другом. Куклу поближе к детям, а сзади неё матрешку и пирамидку. Незнайка спрашивает детей, что изменилось. Как теперь стоят игрушки? Кто стоит к ним ближе, кто дальше всех? Кто стоит перед матрешкой, кто стоит за ней. Затем делается ещё 2-3 перестановки.

В последний раз Незнайка предлагает расположить игрушки так, как стояли в начале игры. Помогает, если возникают затруднения. А потом приглашает всех детей пройти на коврик и поиграть.

Игра « Кто за кем стоит»

Дети становятся врассыпную, Незнайка просит детей вспомнить, где у них правая рука, затем дотронуться рукой до правого уха, до левого уха. Спросить у 2-х, 3-х детей кто стоит слева от него, кто стоит справа от него. Потом Незнайка просит всех детей повернуться на право. Спрашивает у 3-х, 4-х ребят кто стоит перед ним, кто стоит за ним. Незнайка хвалит детей и предлагает поиграть ещё в одну игру.

Игра « Угадай, где нахожусь »

Воспитатель меняет местоположение Незнайки, а дети должны ответить, где находится персонаж (на стуле, под столом, за спиной, передо мной, на полу и т. д.).

После игры Незнайка благодарит детей за весело проведенное время и прощается с ребятами. А воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь я сильно,

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою,

И тепло я поберегу.

Дети садятся за столы, подвигают к себе подносы с заготовками.

Воспитатель просит детей быть очень внимательными и работать строго по инструкции.

Воспитатель обращается к детям:

— возьмите квадрат и приклейте его в центр листа,

— треугольник над квадратом,

— что у вас получилось? (дети – домик)

— круг в правый верхний угол,

— елочку слева от домика,

— лисичку в нижний правый угол,

— зайку в левый нижний угол.

Затем дети прикрепляют свои работы на магнитную доску, рассматривают, уточняют, у кого получилось, кто допустил ошибки. Идет анализ работ.

Воспитатель проводит с детьми гимнастику на расслабление глаз.

В конце занятия педагог хвалит детей и говорит, что Незнайка оставил для них небольшой сюрприз. Показывает шкатулку, открывает и раздает шоколадные медальки.

Заключение: Занятие проведено в целях формирования у детей умения ориентироваться в пространстве и на плоскости. С последующим закреплением тифлопедагогом при моделировании простейших схем (планов) микропространства.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №5 города Можги

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве в старшей группе Тема: Сказка про непослушного зайчонка

Учитель-дефектолог

Скругина Наталия Николаевна

Тема: Сказка про непослушного зайчонка

Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве

Задачи:

Образовательные задачи.

Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве:

Определять стороны: лево, право, прямо;

Продвигаться в пространстве с преодолением препятствий;

Закреплять представления о силуэтном изображении животных, их характерных признаках;

Закреплять умение детей ориентироваться в микро пространстве, по рядам и столбикам, находить лишний предмет;

Закреплять основные цвета, умение узнавать и называть геометрические фигуры;

Активизировать словарь за счёт слов-терминов, обозначающих пространственные отношения и направления (прямо, влево, вправо) и точного названия цвета и формы объектов;

Установить закономерность в расположении предметов разной величины, формы.

Развивающие задачи.

Развитие зрительного пространственного восприятия:

Оценка местоположения;

Прослеживание пути по ориентирам;

Развитие зрительного внимания;

Развитие мелкой моторики рук, координация и ловкость рук;

Развитие зрительно-двигательной координации, восприятия силуэтных изображений, совершенствование представлений о сенсорных эталонах;

Развитие восприятия величины;

Активизация зрительных функций: глазодвигательной, цветоразличительной, прослеживающих функций глаза.

Воспитательные задачи.

Воспитывать чувство сопереживания, желание помогать в трудной ситуации;

Воспитывать стремление к правильному выполнению заданий.

Оборудование:

Карта- схема, на ней изображены пути следования по стрелкам к домикам птиц, зверей, на пути следования прикреплены “знаки-указатели”: картинки деревьев и зверей.

Искусственная елка, шишки, яблоки, грибы, цветы.

Игрушки: ёж, белка, совунья, медведь, лиса, зайчонок и зайчиха

Геометрические фигуры.

Ход занятия I .Орг. момент

1. Сказка о зайчонке

Педагог: «Я расскажу вам сказку о маленьком зайчонке. Он жил в лесу со своей мамой – зайчихой. Зайчиха очень любила зайчонка: кормила его, рассказывала сказки и оберегала от бед. Но однажды зайчонок раскапризничался и обидел свою маму. «Я тебя не люблю,- сказал он ей.- Уходи от меня». Зайчиха обиделась и ушла. А зайчонок испугался: ведь без мамы холодно, без мамы голодно, без мамы очень - очень грустно. Стал зайка искать свою маму, чтобы попросить у нее прощения, но не смог ее найти». Зайчонок прибежал к нам за помощью. Поможем найти зайчиху? (да) Зайчонка оставим, пусть он ждет свою маму дома, подумает как просить у мамы прощения. Тогда отправимся в лес». Что нам надо взять с собой, чтобы не заблудиться? (карту) II.Основная часть

Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцы глаз.

А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Игра «Что растет на елке?»

Педагог: - Посмотрите на свою карту. Что вы видите вначале пути? (Ёлочку.) - Ребята, посмотрите, что это с ёлочкой случилось? Что-то ёлочка перепутала (на елке висят грибы, яблоки, цветы, шишки) Оставляем только шишки. Где на елке висят шишки? (на верху, посередине, внизу)- Молодцы, на елке должны расти только шишки.-А теперь сверимся с картой, куда же нам нужно дальше идти? (к белке) Правильно, к белочке. Куда нам следует идти – налево, направо или прямо. Правильно - прямо.

«В лесу тропинка узкая. Пойдем друг за другом по дорожке, поднимая выше ножки. (Идут по канату друг за другом, высоко поднимая ноги). Педагог: А вот и белочка, только она тоже что-то грустная. Она говорит, что с сестричками белочками наряжалась в мамины бусы. И так развеселилась, что запутала их и порвала. Мама очень расстроится. Игра «Собери бусы» (Каждому ребенку разной сложности вариант ряда, собирают по схеме). -Молодцы ребята. Вы настоящие помощники. Белочка говорит, что мама-зайчиха побежала к лисьей норке. Нам пора дальше. Сверимся с картой. Куда идти - налево, направо или прямо? Направо.

Вот и пришли мы к лисичке.

Игра «Зашумленные картинки» .

Лисичка чем-то занята. Оказывается художник нарисовал лесных зверей всех на одном листочке и лиса не может найти себя. Ребятки, давайте посмотрим кого нарисовал художник. Найдем глазками животных, кого узнали? Пальчиком обведите медведя, зайчика, а чтобы лисичка больше не теряла своего портрета обведем ее красным фломастером. Молодцы! Смотрим карту куда идем дальше. (влево)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот и пришли мы к ежику, а он нам предлагает поиграть и отдохнуть.

Физкультминутка.

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Педагог: «Ежик подсказал, что зайчиха побежала по дорожке в сторону медведя. Посмотрите карту в какую сторону нам надо идти.()

Дидактическая игра «Вставь недостающую фигуру».

Педагог: - Медведь предлагает вам поиграть в игру (найти геометрическую фигуру нужного цвета, формы, размера).

Дидактическая игра «Найди ошибку»

На доске в три ряда расположены карточки с изображением птиц среди них есть самолет, воздушный шар, стрекоза. Один лишний объект в каждом ряду. Дети находят лишний объект и говорят где он расположен в каком ряду, справа, слева, посередине.

Педагог: - Совунья говорит, что сверху она видит зайчиху под кустиком. Смотрят карту куда идти дальше в каком направлении к кустику.

Педагог: «Как здорово, что нашли мы зайчиху. Надо вернуть ее домой к зайчонку, пусть зайчонок просит прощения у мамы найдет для нее ласковые слова». II. Итог занятия Педагог: «Ребята, что мы скажем зайке и всем непослушным детям?» Дети: «Надо маму любить, слушаться ее, не надо капризничать и т.д.»

Конспект подгруппового занятия по пространственной ориентиров ке

Тема: «Восприятие сюжетной картины»

Цель: продолжать знакомить детей с профессиями.

Программное содержание:

    Коррекционно – образовательные задачи:

- продолжать обучать рассматриванию сюжетной картины, состоящей из 3-х композиционных планов;

- учить выкладывать силуэты, соблюдая пространственное положение объектов картины;

Упражнять в умении собирать последовательно сюжетную картинку;

Уточнять знания о строительных профессиях;

Формировать обобщающее понятие - строительная техника;

2. Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать связную речь;

- развивать зрительное внимание и память.

3. Коррекционно – воспитательные задачи:

- продолжать воспитывать умение сохранять рабочую позу во время занятия;

- продолжать воспитывать умение поднимать руку при желании ответить;

Оборудование: сюжетные картины: «Строительство дома», «Строители»; силуэтные изображения, фланелеграфы, карточки синего и оранжевого цвета.

Структура занятия:

    Вводная часть – организационный момент: Отгадывание загадки

    Основная часть.

Выкладывание последовательности сюжетной картинки «Строительство дома».

Рассматривание и беседа по сюжетной картине «Строители».

Игра «согласны/не согласны».

Выкладывание картины из силуэтов.

Игра «чего не стало/что изменилось?»

3. Заключительная часть – подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.

Ход занятия.

    Вводная часть

П.: Здравствуйте, ребята! Я вам загадаю загадку, вы отгадаете её и узнаете тему нашего занятия: Строю школы, строю бани,

Строю новые дома.

Строю новые деревни,

Строю даже города.

Знает каждый в доме житель

Этот дом возвёл……

Д: Строитель

П: Правильно. Как вы догадались? Чем занимается строитель?

Д: Строит дома, здания.

    Основная часть

П: Верно. Молодцы! Давайте узнаем, как строители строят дома, с чего же они начинают? Посмотрите на картинки. Что было сначала, что потом?

Д: Раскладывают картинки по порядку

П: Что сначала делают строители?

Д: Сначала роют котлован, заливают фундамент.

П: Хорошо, а потом?

Д: Привозят панели, сварщик сваривает их, стекольщики вставляют стёкла в окна, паркетчики кладут пол и т.д.

П: Люди, каких профессий ещё участвуют в строительстве дома?

Д: Стекольщики, плотники, штукатуры, маляры, паркетчики

П: Что они делают?

Д: Стекольщики вставляют стёкла в окна, плотник и паркетчик укладывают пол, маляр и штукатур красят стены., шофёры и грузчики привозят мебель.

П: Всё верно.

Беседа по картине.

П: Теперь подойдите к картине, рассмотрите её. Сколько планов на картине?

Д: На картине три плана.

П: Что изображено на первом плане?

Д: На первом плане изображены машины.

П: Что машины делают?

Д: Везут материал для строительства дома.

П: Хорошо. Что изображено на втором плане?

Д: На втором плане изображены строительство дома, строители, подъёмный кран, трактор с ковшом.

П: Что изображено на третьем плане?

Д: На третьем плане изображены дома, два достроенных дома, а один достраивают.

П: Молодцы! Что находится в нижнем правом углу?

Д: В нижнем правом углу находится машина.

П: Эта машина называется панелевоз, она везёт панели. Где находится самосвал?

Д: Самосвал находится перед панелевозом.

П: Что он везёт?

Д: Он везёт песок

П: Верно. Что находится в верхнем левом углу?

Д: В верхнем левом углу находится дом, который достраивают строители

П: Молодцы! Сколько этажей в нём?

Д: Шесть.

П: Как называется дом, в котором шесть этажей?

Д: Шестиэтажный дом.

П: Молодцы! Что изображено в верхнем правом углу?

Д: В верхнем правом углу изображены два дома

П: Сколько этажей в этом доме? (обводящий жест)

Д: В этом доме девять этажей

П: А в этом доме сколько этажей? (обводящий жест).

Д: В этом доме восемь этажей

П: Как называется дом, в котором девять этажей? Как называется дом, в котором восемь этажей?

Д: Девятиэтажный дом и восьмиэтажный дом

П: Хорошо. Что делают строители?

Д: Строители строят дом

П: С помощью чего они его строят?

Д: С помощью подъёмного крана

П: Правильно, человек какой профессии работает на кране?

Д: Крановщик

П: Молодцы! Панелевоз, подъёмный кран, трактор, грузовик и самосвал - что это? Как назвать это одним словом?

Д: Это строительная техника.

П: Сколько этажей строители уже построили? Какой этаж достраивают?

Д: Строители построили два этажа, достраивают третий этаж.

П: Верно. Какая панель укладывается по счёту?

Д: Третья

П: Хорошо. Что ещё изображено на картине?

Д: На картине изображён трактор с ковшом.

П: Что он делает?

Д: Трактор убирает песок.

П: Правильно. Теперь садитесь на стулья, возьмите карточки. Я буду говорить, что изображено на картине, а вы поднимать карточку, если согласны- синюю, если не согласны- оранжевую.

На картине один план

Картина про строителей домов.

В нижнем правом углу изображён трактор.

В верхнем правом углу достраивается дом.

На первом плане изображено строительство дома.

Строители достраивают четвёртый этаж.

Строители кладут на третьем этаже четвёртую панель.

Самосвал изображён перед панелевозом.

П: Умницы, справились. Поворачивайтесь к столу. Сделайте из силуэтов фотографию этой картины.

Д: Выполняют.

П: Придумайте название своей картине.

Д: «Стройка», « Строители строят город» и т.д.

П: Закрывайте глаза. (педагог убирает одну деталь)

Что изменилось?

Д: нет трактора.

П: Снова закрывайте глаза (педагог меняет детали).

Что изменилось?

Д: дома поменялись местами.

3. Заключительная часть

П.: Молодцы! Собирайте всё в коробочку и положите всё на край стола, подходите ко мне.

Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось? Что было сложно, что легко? Про какие профессии мы с вами говорили?

Д: Отвечают

П: Хорошо! Занятие окончено. До свидания!!

Поделиться: