Положение о физическом воспитании учащихся. Физическое воспитание детей по месту жительства. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Формы физического воспитания в семье

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье

относятся:

    утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

    физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий (проводятся после 30-35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40-45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста);

    индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях: си­ловая (атлетическая) гимнастика; оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг); стрейтчинг, калланетика и др.;

    активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время (он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.);

    участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конурсах (типа «Мама, папа, я - спортивная семья) и викторинах;

    семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные)

    выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

    закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпе­ния и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

53. Организационно-методические основы внешкольной работы по физическому воспита­нию учащихся.

Внешкольная работа способствует более широкому развитию различных форм занятий по физиче­скому воспитанию, повышает интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

На сегодняшний день функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического вос­питания детей школьного возраста.

    Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР)

    Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.

    Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными зада­чами направленного использования физической культуры в лагере являются организация актив­ного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортив­ному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание ра­боты: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (про- п * и „одные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.

    Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

    Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жи­тельства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).

    Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на турист-ско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающе­го поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, про­водимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для специали­зированного учебно-материального обеспечения физкультурно-спортивной базы, высокой квалифи­кации специалистов по физической культуре и спорту, которыми располагают внешкольные учреж­дения.

54. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их организация в режиме учебного и продленного дня школы.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня включают в себя:

    Гимнастика до уроков;

    Физкультурные минутки и физкультурные паузы на уроках;

    Подвижные (динамические) перемены и др.

Гимнастика до начала уроков способствует повышению функционального уровня организма (сер­дечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем), обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регу­лярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиениче­скую гимнастику.

Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, пе­реключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные яв­ления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем отрезке урока. По проведению физкультминуток и физкульт-пауз учителям физкультуры необходимо:

    разработать упражнения для проведения физкультминуток на различных уроках;

Подвижные перемены, ежедневный активный отдых на удлиненных переменах и в группах продлён­ного дня обеспечивают детям необходимую для правильного развития растущего организма двига­тельную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вы­нужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.

Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортзале, на коридорах или в рекреациях шко­лы. Также динамическую перемену можно проводить на тропе «Здоровье» Для контроля по проведению подвижной динамической перемены необходимо:

    составить графики проведения подвижной перемены на учебную четверть с ответственными;

    составить графики на каждую неделю, где обязательно указать ответственных.

Внешкольная работа по физическому воспитанию проводится домами пионеров, детскими спортивными школами, детскими ту­ристскими станциями, парками, домоуправлениями, добровольны­ми спортивными обществами.

Дворцы и дома пионеров проводят эпизодические занятия с детьми (игры, гимнастика), организуют зимние развлечения и спортивные секции по тем видам спорта, которые трудно создать в школе {теннис, фигурное катание, плавание, художественная гимнастика и др.). Они проводят также показательные физкуль­турные выступления и праздники, встречи с мастерами спорта. Для руководства этой работой привлекаются квалифицирован^ ные специалисты.

Значительное место в работе дворцов и домов пионеров зани­мает организация методической помощи другим внешкольным учреждениям, ведущим работу с детьми. Для этого проводятся консультации, лекции и семинарские занятия.

Вместе с комсомольскими организациями и органами народ­ного образования дворцы и дома пионеров организуют и прово­дят массовые спортивные мероприятия.

Особо важную работу по физическому воспитанию проводят детские спортивные школы, организуемые органами народного образования и добровольными спортивными обществами. Основной задачей этих школ является повышение спортивного мастерства школьников. Вся работа детских спортивных школ должна быть организована так, чтобы юные спортсмены не отрывались от кол­лектива своей школы и совмещали занятия спортом с высокой успеваемостью в школе.

Детские спортивные школы организуют выступления учащих­ся па праздниках, утренниках и пионерских сборах и проводят инструктивные занятия с физкультурным активом школ и руко­водителями физкультурной работы.



Детские спортивные школы как внешкольные учреждения должны работать в тесном контакте с общеобразовательными школами, а учащиеся детских спортивных школ должны являться активистами в своих школах и помощниками учителей и пионер­вожатых в проведении внеклассной работы по физическому вос­питанию.


Значительную работу по физическому воспитанию учащихся младших классов проводят парки культуры и отдыха. В детских секторах парков созданы спортивные площадки и гимнастичес­кие городки. В игротеках имеются принадлежности для индиви­дуальных и коллективных игр детей. Обычно в этих парках дети имеют возможность не только играть и пользоваться различным оборудованием, инвентарем и играми, но для них организуются и групповые занятия, игры, хороводы, пляски.

Внешкольную работу по физическому воспитанию среди детей проводят и домоуправления. Родители вместе с детьми при со­действии работников домоуправлении организуют постоянно дей­ствующие спортивные площадки (летом озеленяют и оборудуют их для занятий, игр и развлечений, а зимой заливают катки и де­лают снежные горки). В этой работе большую помощь могут оказать добровольные спортивные общества, пионерские, комсо­мольские, профсоюзные организации, а также школы.

По месту жительства могут быть организованы занятия ут­ренней гимнастикой; занятия групп, секций или команд по раз­личным видам спорта; спортивные соревнования (среди детей од­ного дома, среди команд нескольких домов одного домоуправле­ния, а также соревнования команд одного домоуправления с командами другого); команды домоуправления для участия в районных, городских соревнованиях; туристские походы; коллек­тивные лыжные прогулки, выходы на каток и водоемы.

Для руководства физкультурной работой по месту житель­ства могут избираться советы физкультуры, в которые должны входить наиболее активные комсомольцы, спортсмены, пионеры, родители.

Методическим центром для работы по месту жительства долж­на быть школа. В качестве руководителей секций, групп, команд следует приглашать родителей, имеющих необходимый опыт и знания, спортсменов-разрядников, общественных инструкторов.

Летом большая работа с детьми ведется на летних площадках и в пионерских лагерях (загородных и городских).

На летних площадках проводятся различные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия - ежедневные и эпизодичес­кие. К ежедневным мероприятиям относятся игры, прогулки, воздушные и солнечные ванны, купание или душ; к эпизодичес­ким- экскурсии, походы, подготовка к проведению физкультур­ных выступлений и спортивных соревнований.

Физкультурная работа на летней площадке занимает ведущее место, так как оздоровительные задачи в условиях летнего вре­мени являются главными. Эта работа должна проводиться не изолированно, а в сочетании со всей многообразной работой.

Пионерский лагерь. Особенно благоприятные условия для физкультурной работы среди детей создаются в загородных пионерских лагерях, которые являются лучшей формой организа­ции летнего отдыха детей.


Почти круглосуточное пребывание на свежем воздухе, строгое соблюдение режима дня, рациональное питание, физический труд, физкультурная работа, коллективная самодеятельность, игры, пе­ние, солнечные и воздушные ванны, купание - вот неполный пе­речень того, что способствует укреплению здоровья детей, зака­ливанию их организма и сплочению коллектива.

Задачи физкультурно-массовой и спортивной работы в пионер­ском лагере следующие:

а) вовлечь пионеров и школьников в ежедневные занятия ут­
ренней гимнастикой;

б) совершенствовать умения и навыки, полученные в школе
на уроках физической культуры;

в) привить знания и навыки, которые нельзя было дать на за­
нятиях в зале или на небольшой спортивной площадке, в част­
ности по плаванию, играм и упражнениям на местности;

г) повысить интерес школьников к систематическим занятиям
физической культурой и спортом;

д) содействовать воспитанию у них гигиенических навыков.
Относительно небольшой срок пребывания детей в пионерском

лагере обязывает всех руководителей с особой ответственностью относиться к подготовке работы в лагере.

План работы должен быть подготовлен до выезда 8 лагерь. До приезда первой смены на территории лагеря под руковод­ством инструктора физкультуры и старшего пионервожатого должна быть проведена большая подготовительная работа: вы­браны и оборудованы места для занятий гимнастикой, подвижны­ми и спортивными играми, легкой атлетикой, определено и обо­рудовано место для купания.

Еще до выезда в лагерь необходимо знать состав пионеров, выезжающих в лагерь, их физическую подготовленность, спор­тивные интересы, умение плавать.

В плане работы для каждой смены (а их бывает две-три) обязательно предусматривается проведение ежедневной утрен­ней гимнастики (зарядки), занятия в звеньях и отрядах играми, гимнастикой, легкой атлетикой и плаванием, организация и про­ведение лагерной спартакиады, прогулки, экскурсии, походы и физкультурные мероприятия во время открытия и закрытия пио­нерского лагеря.

В режиме дня предусматриваются ежедневные воздушные и солнечные ванны, а также купание. Эти процедуры назначаются строго индивидуально врачом. Во время их проведения обяза­тельно присутствие врача или медицинской сестры.

Руководитель физической культуры в плаце работы предус-матоивает проведение бесед с детьми о значении физического воспитания, достижениях советских спортсменов. Для показатель­ных выступлений в лагере желательно приглашать мастеров спорта, спортсме*юв-разрядников, учащихся детских спортивных школ. В этом значительную помощь может оказать Совет ДСО


той профсоюзной организации, в ведении которой находится пио­нерский лагерь.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно после подъема на специально отведенных для каждого отряда площадках, а в дождливую погоду - в закрытых помещениях (при открытых ок­нах). Каждый пионер должен знать свое место, чтобы не затра­чивать лишнего времени на построение.

Как правило, дети выстраиваются по звеньям в колонну по одному (звеньевой впереди). Мальчики и девочки занимаются вместе. В каждом отряде зарядка проводится отдельно; руково­дят зарядкой вожатые отрядов. Большое значение имеет музы­кальное сопровождение.

Комплексы упражнений утренней гимнастики для различных возрастных групп составляются заранее, по три на каждую смену. Зарядка начинается с ходьбы, после которой следует шесть-семь упражнений. Первое упражнение, обычно характера «потя­гивания», выполняется в медленном темпе. За ним следуют уп­ражнения в приседаниях, наклонах и поворотах туловища, взма­хи руками и ногами. В конце зарядки даются прыжки, пробеж­ка или подвижная игра. Заканчиваются занятия ходьбой в строю под музыку или песню. Упражнения могут проводиться без пред­метов и с предметами (см. приложение 3).

При проведении упражнений особое внимание обращается на правильное дыхание.

Занятия в звеньях и отрядах играми, гимнастикой, легкой ат­летикой н плаванием проводятся три-четыре раза в неделю. Ру­ководят ими вожатые отрядов или инструкторы физкультуры. Если в лагере есть пионеры старшего возраста, то для занятий с младшими могут быть выделены пионеры-инструкторы, которые должны получить соответствующий инструктаж у руководителя физической культуры.

Занятия играми, гимнастикой и легкой атлетикой проводятся как на специальных занятиях по совершенствованию умений и навыков, так и при подготовке к выступлениям и соревнованиям.

Занятия физическими упражнениями в лагере несколько отли­чаются от занятий в школе. Здесь больше внимания уделяется формированию практических навыков: ходьба и бег по прямой и извилистой тропинке, с преодолением препятствий, с выполне­нием дополнительных заданий, связанных с использованием мест­ности и по внезапным сигналам; прыжки через естественные препятствия (ручей, валежник, кусты). Большие возможности име­ются в лагере для обучения лазанью по канату или веревкг, упи­раясь ногами в крутой склон или ствол дерева. В естественных ус­ловиях проводятся упражнения в равновесии: по бревну, положен­ному через канаву, по камням через ручей.

При проведении игр преимущество отдается играм на местно­сти. В пионерском лагере представляется возможность в игровой форме знакомить детей с сигнализацией и компасом.


Обучение плаванию - одна из важнейших задач физкультур­ной работы в пионерском лагере. Для обучения плаванию ис­пользуются доски, которые заготавливаются заблаговременно до выезда в лагерь. Длина доски - 60-70 см, ширина - 30-40 см и толщина - б-8 см, лоска должна быть гладко выстрогана и иметь закругленные концы.

Обучение плаванию надо проводить в водоемах с чистой во­дой, с постепенно понижающимся плотным дном. Скорость тече­ния не должна превышать 0,5 м/сек. Дно водоема должно быть без коряг, свай, острых камней и других предметов, могущих быть причиной травм.

Выбирая место для плавания, необходимо тщательно иссле­довать водоем, измерить его глубину. Место, где будет прово­диться учебная работа, должно быть ограничено и хорошо обо­значено. Лучше всего этот участок огородить кольями, вбитыми в дно. К ним на поверхности воды прикрепляются жерди. Глу­бина воды здесь не должна превышать 90 см.

В местах обучения плаванию должны находиться врач или медицинская сестра, лодка с дежурным и средства для спасания тонущих (спасательные круги, веревки и др.).

Качество воды в местах обучения плаванию должно отвечать элементарным санитарно-гигиеническим требованиям.

Занятия по плаванию с детьми младшего школьного возраста проводятся при температуре воды не менее +20° С. Продолжи­тельность пребывания в воде во время первых занятий - около 5 минут, на последующих - до 15 минут. Занятия по плаванию должны проводить преподаватель физкультуры или инструкторы по плаванию.

Обычно занятия по плаванию проводятся в часы, отведенные для оздоровительных мероприятий. В очень теплую погоду занятия можно проводить два раза в день.

Одной из интересных форм спортивной работы в пионерском лагере является товарищеская встреча с другим лагерем. В про­грамму таких встреч могут быть включены соревнования по под­вижным и спортивным играм, легкой атлетике, сигнализации, гимнастические выступления, спортивные КВН и др.

Спартакиада пионерского лагеря, как правило, проводится во второй половине пребывания в лагере очередной смены и закан­чивается финальными соревнованиями и выступлениями на за­ключительном общелагерном физкультурном празднике (за два-три дня до закрытия лагеря).

В программу лагерной спартакиады для младших пионеров включаются соревнования по легкой атлетике и играм. Вначале проводятся соревнования внутри звеньев, затем в отрядах между звеньями, а потом между отрядами. На заключительном физкуль­турном празднике проводятся парад, массовые гимнастические выступления и финальные встречи лучших звеньев и отрядов, вы­являются победители спартакиады,


План спартакиады разрабатывается заранег. до начала рабо­ты лагеря, и окончательно утверждается спустя пять-шесть дней после прибытия в лагерь очередной смены, когда будет выявлено состояние физической подготовленности прибывших.

В проведении спартакиады участвуют пионерский актив ла­геря, пионервожатые, воспитатели. Общее руководство спартаки­адой осуществляет начальник лагеря. За подготовку и проведе­ние соревнований отвечает руководитель физкультуры (см. при­ложение 4).

Прогулки, экскурсии, походы. Каждый пионерский лагерь располагает большими возможностями для организации прогулок, экскурсий к походов. Еще до выезда в пионерский лагерь из числа пионервожатых или воспитателей назначается организатор туристских походов. Он должен подробно ознакомиться с окрест­ностями и наметить предварительные маршруты прогулок, экскур­сий и походов. По приезде в лагерь намеченные маршруты рас­сматриваются и уточняются преподавателями географии, биоло­гии, истории и утверждаются начальником лагеря. Затем состав­ляется схематическая карта окрестностей лагеря с указанием маршрутов. Она вывешивается в пионерской комнате.

С учащимися I-II классов проводятся небольшие прогулки продолжительностью 1,5-2 часа. Цель - ознакомление с окрест­ностями и достопримечательностями, сбор цветов и ягод, наблю­дение за жизнью леса и т. п. Прогулки проводятся воспитателями или пионервожатыми. Во время прогулок устраиваются прива­лы, на которых дети поют, играют, слушают рассказы старших.

С учениками III классов, кроме прогулок, проводятся так­же экскурсии продолжительностью 3-4 часа. Во время экскур­сий, помимо указанного выше, проводится сбор коллекций, герба­риев, ориентировка на местности по карте и компасу, организу­ются игры на местности.

Кроме прогулок и экскурсий, в пионерском лагере могут быть проведены однодневные и двухдневные туристские походы. К ним допускаются только физически здоровые и тренированные дети. В процессе подготовки к походу они участвуют в нескольких экс­курсиях, продолжительностью 3-4 часа каждая.

Маршрут и график разрабатываются с учетом цели, постав­ленной перед походом. Руководитель похода рассчитывает время, необходимое на пребывание в пути, большой привал и отдых (с учетом приема пищи), выполнение основной задачи похода и на проведение заданий и игр.

Перед походом проводится большая подготовительная работа. Пионеров распределяют по группам. Каждая группа выполняет определенные обязанности: приготовление пищи, разведение ко­стров, оказание первой помощи при несчастных случаях и т. Д. Кроме того, выделяются группы для сбора гербария и коллек­ций, для зарисовок в пути, описания пройденного маршрута и др.


В процессе подготовки руководитель похода проводит с участ­никами несколько занятий, на которых рассматриваются прави­ла поведения в походе и уточняются обязанности участников. В поход с группой 20-25 человек идут пионервожатый, воспита­тель, руководитель физкультуры, врач или медсестра.

Праздники. В пионерском лагере в каждой смене прово­дится два общих праздника. Один праздник посвящается откры­тию и второй закрытию лагеря. Открытие лагеря проводится на третий-четвертый день после приезда детей, закрытие - за день до отъезда,

К празднику, посвященному открытию лагеря, подготовка про­водится заранее. За две-три недели до отъезда пионервожатый знакомится с детьми и предлагает им подготовиться к выступле­ниям на празднике. Ребята готовят (на летней площадке или в школе) художественные и физкультурные выступления. В про­грамму физкультурных выступлений включаются вольные упраж­нения и пирамиды. Кроме того, готовится небольшая груп­па пионеров для организации и проведения массовых игр и плясок.

На празднике, посвященном закрытию лагеря, кроме вольных упражнений и пирамид, демонстрируются акробатические упраж­нения и достижения лучших гимнастов и легкоатлетов. Подготов­ка к празднику начинается вскоре после прибытия детей в ла­герь.

Распорядок дня в пионерском лагере. Вся организация работы пионерского лагеря должна способствовать полноценному исполь­зованию естественных сил природы для укрепления здоровья и закаливания организма детей.

Одним из решающих условий благотворного влияния отдыха является правильный распорядок дня. Он устанавливается врачом и начальником лагеря и должен точно выполняться всеми.

Примерный распорядок дня в лагере

Уборка постелей, туалет

Утренняя лннейка, подъем флага

Завтрак.............................................

Работа отрядов и звеньев, общест­венно полезная работа. . .

Солнечные и воздушные ванны, ку­пание

Свободное время..........................

Обед......................................................

Послеобедеигтый отдых........................

Полдник..............................................

Работа кружков, фнз/гультурные за­
нятия, игры, второе купание, ин­
дивидуальные занятия -^: 16 » 30 » -19 » 00 »

19 Заказ № 6005 . 289


Ужин......................................................... 19 час. 00 мин. -19 час.30 мин.

Культурно-массовая работа: кино,

"художественная самодеятельность,

игры...................................................... 19 » 30 » -21 » 30 »

Вечерняя линейка, спуск флага 21 » 30 » -21 » 45 »

Приготовление ко сну....................... 21 а 45 » -22 » 00 »

Сон............................................................ 22 » 00 »

Городской пионерский лагерь организуется для школьников
и пионеров, оставшихся на лето в городе.

Работа в городском лагере строится так же, как и в загород­
ном: режим, линейка, подъем флага, плановая работа, двух-или
трехразовое питание. Располагаются городские лагеря в пар­
ках, на стадионах, в школах.


51. Задачи, содержание и построение педагогического анализа урока физической культуры в школе

Преподаватель должен оценивать каждый проведенный урок. Это органическая сторона его деятельности, побуждающая совершенствовать педагогическое мастерство и определяющая удовлетворенность своим трудом. Объектами педагогического анализа могут выступать: занимающие, нагрузки, поведение педагога и т.д.

Главным показателем качества урока (при прочих равных условиях) служит степень решения его конкретных задач. Лучшим вариантом будет, конечно, если учебный материал освоят все учащиеся, однако следует учитывать, что их состав в группах обычно бывает неоднородным по способностям и уровню подготовленности. Поэтому при изучении единого для всех материала, что типично для широкой практики, отставание некоторых учеников далеко не всегда может считаться признаком плохого проведения урока, особенно если задания успешно выполнены абсолютным большинством занимающихся.

Обоснованное суждение о степени решения задач урока требует:

а) объективного учета показателей выполнения заданий с помощью оценки техники, измерения количественных результатов изучаемых упражнений или посредством специальных тестов для опре деления уровня развития физических качеств;

б) фиксации этих данных в протоколах;

в) расчета соотношения числа занимавшихся, выполнивших и не выполнивших задания. Степень овладения учебным материалом и, следовательно, качество урока могут быть разными:

в одном случае учащиеся правильно выполняют задания, вплоть до деталей, в другом - с ошибками, упущениями, нечетко, неуверенно. Это необходимо учитывать при оценке уроков, подразделяя их на отличные, хорошие, посредственные. На сегодняшний день во всех образовательных учреждениях существует 10-ти бальная шкала оценок успеваемости учащимися.

При окончательном заключении о степени решения задач на уроке необходимо учесть его оздоровительное и общевоспитательное значение. Обеспечение чистоты мест занятий, систематический контроль за осанкой и функциональным состоянием организма учащихся, высокая дисциплина на уроке, сознательная активность занимающихся и т. п., все это - признаки хорошего проведения урока.

Методическую подготовленность преподавателя определяют, планомерно анализируя построение занятия, его плотность, методы, дозирования нагрузки и организации занимающихся, помощь, страховку и другие стороны деятельности. Наблюдения должны дополняться по возможности количественными оценками.

О рациональности избранной преподавателем структуры урока судят по соответствию упражнений закономерностям динамики работоспособности, по соотношению между трудностью отдельных задач и временем, выделенным на их решение, по логике взаимосвязи частей урока.

Плотность урока определяют, наблюдая за распределением времени на различные компоненты урока. Для большей точности используют хронометраж урока, состоящий из измерения времени компонентов урока, вычисления показателей общей и моторной плотности, анализа и оценки.

Умение преподавателя дозировать нагрузку оценивается по реакции занимающихся на выполнение заданий (внимание, дыхание, цвет лица, степень потоотделения, ЧСС и т. д.), оцениваемой визуально и на основе кривой работоспособности по данным пульсометрии.

Для характеристики деятельности преподавателя анализируют также его непосредственную подготовленность к уроку {качество плана-конспекта), речь, манеру обращения с занимающимися, внешний вид и другие признаки, характеризующие его педагогический такт, любовь к своей профессии, умение работать творчески, опираясь на актив и весь коллектив воспитанников. Полный педагогический анализ урока и всесторонняя его оценка должны осуществляться по предварительно разработанному плану(анкеты, карта анализа), где четко определяются задачи, организация и методика обследования.

Организация:

1 .должен проводиться в соответствии с временными задачами (урок, четверть и т.д.)

2. должен использоваться определенный метод, тесты

З.стендартизированные (четко обозначенные, одинаковые, постоянные)

52. Организационно-методические основы физического воспитания учащихся по месту жительства, в семейном быту

Формы физического воспитания в семье

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье

относятся:

    утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

    физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий (проводятся после 30-35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40-45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста);

    индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях: силовая (атлетическая) гимнастика; оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг); стрейтчинг, калланетика и др.;

    активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время (он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.);

    участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конурсах (типа «Мама, папа, я - спортивная семья) и викторинах;

    семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные)

    выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

    закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

53. Организационно-методические основы внешкольной работы по физическому воспитанию учащихся

Внешкольная работа способствует более широкому развитию различных форм занятий по физическому воспитанию, повышает интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

На сегодняшний день функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста.

    Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР)

    Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.

    Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (про-п* и „одные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.

    Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

    Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).

    Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на турист-ско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для специализированного учебно-материального обеспечения физкультурно-спортивной базы, высокой квалификации специалистов по физической культуре и спорту, которыми располагают внешкольные учреждения.

54. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их организация в режиме учебного и продленного дня школы.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня включают в себя:

    Гимнастика до уроков;

    Физкультурные минутки и физкультурные паузы на уроках;

    Подвижные (динамические) перемены и др.

Гимнастика до начала уроков способствует повышению функционального уровня организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем), обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику.

Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем отрезке урока. По проведению физкультминуток и физкульт-пауз учителям физкультуры необходимо:

    разработать упражнения для проведения физкультминуток на различных уроках;

Подвижные перемены, ежедневный активный отдых на удлиненных переменах и в группах продлённого дня обеспечивают детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.

Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортзале, на коридорах или в рекреациях школы. Также динамическую перемену можно проводить на тропе «Здоровье» Для контроля по проведению подвижной динамической перемены необходимо.

Необходимость расширять физкультурную и спортивную работу, улучшать ее организацию по месту жительства и учебы является одной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Большое значение здесь имеет формирование у школьников стремления к физическому самосовершенствованию.
В основных направлениях реформы общеобразовательной школы нашел свое отражение вопрос о необходимости организации ежедневных занятий всех учащихся физической культурой на уроках и во внеурочное время. Решение этой проблемы во многом зависит от умения учащихся использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков самостоятельных занятий.

В нашем городе неуклонно расширяется сеть спортивных сооружений, увеличивается количество квалифицированных кадров. Однако вовлечение учащихся только в специально организованные секции, группы недостаточно для охвата абсолютного большинства школьников систематическими занятиями физическими упражнениями. Поэтому большое значение приобретает обучение учащихся умению заниматься физическими упражнениями. Этим и обусловлено выделение в программе по физической культуре для 5–11-х классов раздела «Навыки и умения самостоятельных занятий», способствующего активизации работы по внедрению физической культуры и спорта в быт школьников, повышению двигательной активности учащихся.

Следует отметить, что обучение этим навыкам и умениям не только способствует внедрению физической культуры в быт, но и развивает у молодежи качества самостоятельности. Бесспорным является то, что люди, обладающие развитой с детства самостоятельностью (имеется в виду качество личности), в различных жизненных ситуациях более решительны, не ждут подсказки со стороны, умеют отстаивать свое мнение, собственную позицию. Это прямо относится и к данной теме – умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Человеческая деятельность существует в форме действия или цели действий. По словам психолога С.Л. Рубинштейна, произвольное действие человека – это осуществление цели, и, прежде чем действовать, надо осознать цель, для достижения которой действие предпринимается.

Однако, как ни существенна цель, одного осознания цели недостаточно. Для того, чтобы ее осуществить, надо учесть условия, в которых действие должно совершенствоваться.

Решение промежуточных задач по самоконтролю

Под деятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию. Обязательной предпосылкой всякой деятельности является наличие потребности. Именно потребности направляют и регулируют конкретную деятельность. Одна из основных задач физического воспитания в школе – формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании.

Достижение этой цели возможно лишь при решении ряда промежуточных задач:

– воспитания у школьников устойчивого интереса к физической культуре;
– формирования у них навыков и умений самостоятельных занятий;
– содействия внедрению занятий физической культурой в режим дня.

Первой ступенью на этом пути является заинтересовывание учащихся. Причем в практической работе учителю важно, имея дело с различным по возрасту контингентом учащихся, различать интерес непосредственный (интерес к самому процессу деятельности) и опосредованный (интерес к результатам деятельности).

Младшего школьника мало волнует, как отразятся его сегодняшние упражнения на его завтрашнем самочувствии, состоянии. Для него главное – получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Поэтому в начальной школе большое значение имеют эмоциональная окрашенность упражнений, их образное объяснение. Учитель должен исподволь, постепенно прививать ребятам навыки и умения, которые учащиеся впоследствии будут осознанно применять для достижения более отдаленных целей. Это свойство психики учащихся младших классов обуславливает ограничения в обучении их самостоятельным занятиям по физической культуре.

Для начальной школы предусмотрены виды занятий, которые содержат лишь элементы самостоятельности. Например, домашнее задание: учитель конкретно указывает, какие упражнения, сколько раз, в какое время, как нужно проделать. Ученику остается следовать данным рекомендациям и выполнять дома задания (повторение упражнений и является элементом самостоятельности).

Перед младшими школьниками нужно ставить такие цели, достижение которых возможно за относительно короткий промежуток времени. Поставленные цели должны быть эмоционально окрашены, достижение их должно приносить ощутимые, конкретные результаты. При изучении сложных двигательных элементов их следует разбивать на несколько более простых. Тогда деятельность учащихся, подкрепляясь видимыми сдвигами, будет более результативной.

Следует также учитывать, что любая задача, поставленная перед школьником, должна приобретать для него личностный смысл. Он должен быть заинтересован в результатах своего труда и, самое главное, видеть эти результаты не в отдаленном будущем, а сейчас, сегодня.

Главным в воспитании привычки у учащихся к самостоятельным занятиям является четкое разъяснение, объяснение, доведение до сознания учеников, что нужно долго и упорно трудиться, чтобы получить ощутимые результаты.

Итак, чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы. Прежде всего учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий.

Это, во-первых, общеразвивающие упражнения. Они являются содержанием утренней гимнастики, динамических пауз во время приготовления уроков, входят в содержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств.

Во-вторых, прочные навыки ходьбы и бега. С них начинается, ими и заканчивается каждое самостоятельное занятие. Важно, чтобы учащиеся умели правильно ходить и бегать, изменять скорость и темп движения, длину шага, силу отталкивания в упражнениях, навыки и умения в упражнениях, связанных с висами и упорами. Это прежде всего подтягивание в висе, перевороты в упор, лазание по канату и шесту.

Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с четкого, немногословного инструктирования школьников о цели и задачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системе самотренировок, привития необходимости технических и организационных навыков. С первых же занятий нужно требовать от учащихся соблюдения дозировки времени и нагрузки.

Другим важным моментом является выработка у ребят простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку. Но задача формирования у школьников навыков и умений самостоятельных занятий не будет эффективно решена, если ориентировать ребят только на результат их деятельности. Важно, чтобы учитель с помощью оценок, различных видов морального поощрения переводил школьников с ориентации только на результат к ориентации на процесс, способ деятельности.

Что же конкретно должна включать деятельность учителя при подготовке к работе по обучению школьников навыкам и умениям самостоятельных занятий?

Во-первых, следует определить, чему учить школьников. Что имеется в виду? Взять, например, программу для 4-го класса, в ней сказано: «Выполнение утренней гимнастики. Контроль за амплитудой и скоростью движений». В связи с этим учителю нужно четко себе представить, какими знаниями и умениями должен обладать ученик, чтобы выполнить требование программы.

Во-вторых, учителю нужно решить, в какое время урока удобнее сообщать учащимся необходимые им сведения, когда учить навыкам и умениям самостоятельных занятий.

В-третьих, очень важно наметить способы поэтапного контроля за освоением учащимися материала «Навыки и умения самостоятельных занятий».

Примерно по такой же схеме должна протекать и деятельность учителя при выполнении этого раздела. Сначала следует дать школьникам знания, необходимые для самостоятельного выполнения конкретных упражнений, убедить ребят в значимости, важности и полезности этих занятий. Затем необходимо довести до учащихся знания о самом процессе самостоятельной деятельности.

Несколько слов надо сказать о самостоятельном выполнении упражнений. Чтобы самостоятельно выполнить упражнения, например утреннюю гимнастику, или развивать физические качества, ученик должен уметь контролировать свои движения. Это представляет определенную трудность: при отсутствии внешнего контроля, оценки он должен руководствоваться своими ощущениями, главным образом мышечным чувством, которое Сеченов недаром называл «темным мышечным чувством». Если ребят специально не учить этому, они испытывают большие затруднения при различении пространственных, временных и динамических параметров движения. Как их научить этому?

Прежде всего следует обращать внимание учащихся на оценку таких положений, т. е. когда ученик выполнил упражнение, учитель не должен спешить сам оценивать правильность выполнения, следует попросить сделать это ученика (тем самым сосредоточить внимание на этом вопросе).

Учить думать при выполнении упражнений, самостоятельно подбирать упражнения можно, давая школьникам соответствующие возрасту задания. Например, школьники делают наклоны касаясь – следует спросить ребят, какие разновидности наклонов они знают (наклоны в стороны, назад, наклоны с различными положениями рук), учить школьников подбирать сходные, типичные упражнения, развивать творчество, критическое отношение. Ведь самостоятельность близка к двум свойствам личности: критичности и творчеству.

Важно не только обучать учащихся воспроизведению каких-либо движений самостоятельно, но и знакомить их с основными положениями, правилами самостоятельных занятий. Только тогда учащиеся в соответствии с теми условиями, в которых они будут заниматься, смогут правильно подобрать упражнения, спланировать свои знания.

Определяя сложность того или иного задания, учитель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся, их склонности, с тем, чтобы, с одной стороны, задание было посильно, доступно для них, а с другой – имело определенную трудность, требующую известного напряжения для преодоления.

Организация самостоятельной деятельности

Очень важными моментами являются вопросы организации самостоятельной деятельности. Они тоже многоплановы: от элементарных – организация самостоятельных занятий при выполнении утренней гимнастики (гигиенические условия, меры безопасности, подготовка инвентаря и т. п.) – до таких, как организация условий выбранных средств, способов выполнения. Начинать обучение этому нужно с простых элементов, например при организации условий проведения учебных и внеклассных занятий систематически привлекать в помощь учеников. Причем использовать их не как простых исполнителей, а советоваться с ними по различным вопросам.

Самостоятельность – это всегда в какой-то мере творчество. С этих позиций самостоятельная деятельность различается по уровню творческого подхода:

– есть виды самостоятельной деятельности, когда ученику достаточно воспроизвести то, что ему показал или о чем рассказал учитель; наиболее простой, низший уровень;
– второй уровень самостоятельной деятельности – когда известное, хорошо знакомое, освоенное ученик применяет в других ситуациях, отличных от обычных, в иной обстановке;
– третий (высший) уровень творческого подхода заключается в том, что на основе знаний, прежнего опыта ученик находит иные способы выполнения задания, придумывает другие средства, приводящие в конечном счете к той же цели.

Вместе с тем, непосредственное обучение навыкам и умениям самостоятельных занятий – не единственный путь воспитания привычки к занятиям физической культурой. Достижению этой цели способствуют приемы, обеспечивающие осознанное усвоение знаний, умений и навыков на уроках физкультуры, повышающие интерес к физическим упражнениям, воспитывающие привычку к активному отдыху, а также развитие у школьников самооценки движений, учет индивидуальных особенностей учащихся при определении для них домашних заданий по физкультуре.

К методам и приемам, способствующим формированию привычки у школьников регулярно заниматься физическими упражнениями, относятся, в частности, методы убеждения – беседы, лекции, информации, объяснения и т. п. Применяя эти методы, учитель формирует социально значимые мотивы возникновения привычки к занятиям физической культурой, развивает к ним интерес, вооружает учащихся необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта. Беседа, например, может выполнять и образовательную, и воспитательную функции, когда ученик получает определенную информацию, пополняет свои знания, знакомится с теми или иными требованиями.

Беседа помогает убедить учащихся в необходимости воспитывать в себе положительные качества личности. Постановка перспективы усиливает метод убеждения, конкретизирует цель приобретения знаний и навыков, дискуссия активизирует их на самосовершенствование.

Наряду с методами убеждения важную роль в формировании привычки к занятиям физической культурой играют практические методы – показ, демонстрация, инструктаж, проверка знаний и умений, консультирование, пример, корректировка и стимулирование деятельности учащихся (поощрение и порицание).

Приведенные методы необходимо применять при сообщении теоретических сведений – о разделах программы по физической культуре, при обучении двигательным действиям.

Учитель, руководствуясь целью и задачами урока, должен строить свою работу в следующей последовательности: разъяснение, доказательство, показ, практические упражнения с обязательным инструктажем о дозировке, темпе, ритме исполнения. В зависимости от возраста учащихся последовательность работы может меняться.

Проводя вводную беседу, учитель должен коротко рассказать об основных воспитательных и образовательных задачах физической культуры. Например, объясняя содержание «Тест-программы мэра Москвы», следует раскрыть ее значение, показать важность выполнения всех норм программы. Пользуясь методом примера, следует чаще рассказывать школьникам о спортивных путях выдающихся рекордсменов, чемпионов Олимпийских игр, мира и Европы.

Прежде всего у школьников надо пробудить интерес к самому процессу занятий физкультурой. Поэтому уроки следует проводить так, чтобы они оставляли в сознании подростков глубокий след, приносили удовлетворение и были эмоционально притягательными, что создает благоприятные возможности для все больших волевых напряжений при преодолении трудностей во время занятий физкультурой. Следует заметить, что целенаправленная работа по физическому совершенствованию школьников, которая ведется главным образом учителем на уроках, включает в себя и элементы самостоятельности учащихся, в основном это выполнение домашних заданий или периодические дополнительные занятия с целью подготовки к сдаче каких-либо нормативов.

Однако в связи с тем, что вооружение ребят знаниями, формирование соответствующих умений и навыков, без которых невозможны самостоятельные занятия, – важное условие для внедрения физической культуры в быт, для акцентирования внимания на этих вопросах в программе выделен специальный раздел. В нем с учетом возраста и реальных возможностей школьников дан материал, для изучения которого нужно приложить немало усилий при формировании у ребят навыков и умений самостоятельных занятий.

Например, развитие качества выносливости предопределено наличием учебных нормативов в беге на 500–1000 м уже с 1-го класса. Естественно, преподаватель на уроках учит школьников сохранять определенную скорость бега, распределять силы на дистанции, правильно дышать, дает конкретные задания на дом. В течение всех лет обучения он развивает у школьников выносливость, и наряду с этим учащиеся понемногу получают сведения о приемах, способах воздействия на это качество, у них формируются определенные умения и навыки.

Гармоническое физическое развитие, воспитание основных физических качеств должны осуществляться с начальных классов. Однако выполнение упражнений для развития физических качеств требует достаточно точной дозировки физических нагрузок и контроля за реакцией организма.

Теперь перейдем к содержанию самостоятельных занятий, какие упражнения можно (и нужно) рекомендовать школьникам для самостоятельных занятий.

Но прежде нужно выяснить отличие самостоятельных занятий от домашних заданий. Давая задания на дом, учитель говорит школьникам, какие упражнения надо делать, сколько раз их повторять, с какой интенсивностью, последовательностью, на какой период (неделю, месяц или больше) рассчитано задание. Кроме этого, учитель рассказывает учащимся, в каких условиях следует выполнять заданные упражнения и как эти условия создать. Через обусловленное время учитель проверяет качество освоения упражнений и с учетом этого дает другие задания.

Самостоятельные задания схематично представляют собой следующее. Перед учеником ставится определенная цель, например выполнить норматив в подтягивании. Ученик должен сам подобрать средства, спланировать тренировки, обеспечить себе соответствующие условия, самостоятельно контролировать свое состояние, нагрузку, изменение подготовленности на каждом занятии и через определенные им самим промежутки времени анализировать свою деятельность. Учитель может рекомендовать школьнику примерные комплексы упражнений для самостоятельных занятий, но выбрать из этих комплексов необходимое с учетом своих индивидуальных особенностей учащийся должен сам.

При выполнении комплексов на самостоятельных занятиях школьники должны строить занятия по следующей схеме. В начале занятия идет подготовка к выполнению комплекса – общеразвивающие упражнения типа разминки: движения рук с постепенно увеличивающейся амплитудой, наклоны и круговые движения туловища, приседания и поочередные взмахи ногами вперед, в стороны, назад, медленный бег или подскоки на месте, ходьба на месте. Каждое упражнение разминки выполняется 6–8 раз. Если в комплексе имеются особо трудные упражнения, следует специально к ним подготовиться. В основной части занятия желательно планировать следующую их очередность: упражнения для развития быстроты, гибкости, ловкости, силы и выносливости. В конце занятий следует обязательно предусмотреть упражнения, способствующие постепенной перестройке работы систем и функций организма от напряженной деятельности к спокойному состоянию.

Ориентируя школьников на самостоятельные занятия по физической культуре, нужно рекомендовать им заниматься не реже двух раз в неделю. Продолжительность зависит от содержания и интенсивности тренировки (но не более полутора-двух часов). Постепенно переходя от конкретных домашних заданий ко все более общим задачам, учителю следует создавать учащимся такие условия, чтобы затруднения не охлаждали их стремления заниматься. Для этого применяют различные варианты. Например, использовать для своих целей спортивный зал. Таким образом, он может консультировать школьников, помогая им разрешать возникающие сомнения, исправлять ошибки. Другой вариант – объединение ребят в небольшие группы, когда имеется лидер – квалифицированный спортсмен, инструктор-общественник.

Учитель физкультуры В.А. Зинченко внедряет домашние задания среди учащихся 1–6-х классов, а начиная с 7-го класса – самостоятельные занятия физическими упражнениями. Им разработана система заданий: общих для юношей и девушек (одни и те же упражнения, но разная нагрузка); общие только для юношей; общие только для девушек; индивидуальные – в зависимости от подготовленности.

Общие для всех упражнения учащиеся выполняют ежедневно, включая их в зарядку, в физкультурные паузы между приготовлением домашних заданий по другим предметам, в самостоятельные тренировочные занятия. Учащимся предлагается перечень упражнений, из которого они по своему усмотрению выбирают 3–5 упражнений на каждый день.

Индивидуальные задания направлены, как правило, на подготовку к сдаче учебных нормативов, на ликвидацию отставания в развитии двигательных качеств. Поэтому в каждом конкретном случае их планируют особо, на определенные промежутки времени.

Общие задания рассчитаны на месяц. После повторения их в течение этого времени они обновляются, изменяется нагрузка. В конце каждой четверти определяется эффективность самостоятельных занятий – показатели двигательной подготовленности каждого учащегося сравнивают со специально разработанными требованиями к учащимся данной школы, которые отражены в таблицах.

А.К. Атаев советует в самостоятельные занятия, проводимые с целью физического совершенствования, включать упражнения, укрепляющие основные мышечные группы, развивающие ручную ловкость, гибкость и другие качества, формирующие правильную осанку, способствующие подготовке к освоению на уроках сложных двигательных навыков. Тренировочное занятие должно включать 2–3 серии по 4–8 упражнений в каждой. Заниматься нужно 2–3 раза в неделю.

Эффективность выполнения заданий значительно повышается при коллективных занятиях. В этом случае увеличивается эмоциональность занятий, школьники имеют возможность получать срочную информацию от товарищей. Кроме того, коллективные занятия благотворно влияют на стеснительных, не уверенных в себе учащихся, которым самим трудно регулярно тренироваться.

Нельзя оставлять без внимания и такое благоприятное для самостоятельных занятий время, как летние каникулы. Практика показывает, что, если школьники пассивно проводят свой летний отдых, у них, несмотря на увеличение роста, веса, существенно снижаются результаты, отражающие их подготовленность. Поэтому очень важно убедить ребят в необходимости для них летних занятий.

Содержанием таких занятий должны быть общеразвивающие упражнения типа зарядки. Но в связи с тем что летом распорядок дня у школьников не насыщен различными обязательными делами, как в течение учебного года, можно увеличить число повторений упражнений, разнообразить их. Каждому ученику необходимо хотя бы поддерживать свой уровень развития силы, выносливости, систематически выполняя соответствующие упражнения.

Для поддержания быстроты, скорости бега, ловкости надо убеждать мальчиков и девочек в преимуществе активного отдыха, рекомендовать им играть в спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис, ручной мяч. Одним из ведущих дидактических принципов, на которых строятся занятия физической культурой и спортом (в том числе и самостоятельные), являются постепенность в повышении нагрузок и регулярность их выполнения. При чрезмерной нагрузке не произойдет роста тренированности, а будет накапливаться утомление. Это состояние можно определить по субъективным показателям. При утомлении, как правило, отмечается чувство усталости, снижается работоспособность, ухудшается качество выполнения движений.

Для того чтобы предотвратить нежелательное отрицательное влияние самостоятельных занятий, целесообразно использовать методы самоконтроля. Самоконтроль – это систематические самостоятельные наблюдения школьника, занимающегося физическими упражнениями и спортом, за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. Важно объяснить значение самоконтроля при самостоятельных занятиях школьников физическими упражнениями и родителям, заинтересовать их, привлечь к этому важному средству воспитания целеустремленности и трудолюбия, ответственного отношения к своему здоровью.

В качестве показателей самоконтроля, как правило, используются субъективные и объективные признаки изменения функционального состояния организма под влиянием физических нагрузок.

В качестве субъективных показателей самоконтроля чаще всего используются самочувствие, степень усталости, настроение, сон, аппетит, а объективных – частота сердечных сокращений, динамика массы тела, силы кисти и пр. Показатели самоконтроля следует вносить в специальный дневник.

Учет содержания нагрузки и режима занятий, анализ динамики результатов и роста тренированности в сопоставлении с данными самоконтроля помогут педагогу оценить правильность режима тренировочных занятий, своевременно устранить отрицательное влияние чрезмерных нагрузок, а самому школьнику убедиться в эффективности занятий и их благотворном влиянии на физическое развитие и состояние здоровья.

Таким образом, самоконтроль, регулярный и правильно организованный, может стать большим подспорьем учителю в воспитании здоровых и хорошо физически развитых школьников.

Г.А. ГУСЬКОВА,
школа № 761,
Москва

Опыт показывает, что физическое воспитание школьников по месту жительства эффективно при следующих условиях: а) наличии в микрорайоне единой системы управления внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой; б) активном участии молодежных, профсоюзных и физкультурных организаций, органов образования в проведении физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы; в) вовлечении детей в общественно полезную и трудовую деятельность по физической культуре и спорту; г) проведении систематических физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий при активном участии шефов промышленных предприятий, учебных заведений, спортивных обществ, родителей; д) организации агитационно-пропагандистской работы по физической культуре и спорту; е) создании соответствующей материальной базы для занятий физической культурой и спортом (помещения для физкультурно-спортивного клуба, плоскостные спортивные сооружения, площадки для игр и т. п.); ж) обеспечение врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками, занимающимися физической культурой и спортом.

Задачи физического воспитания школьников по месту жительства таковы: воспитание нравственности; содействие укреплению здоровья и закаливанию детей ; формирование, совершенствование и закрепление двигательных умений, навыков и развитие двигательных качеств; развитие организаторских умений и навыков, воспитание устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом; привитие школьникам навыков и привычек самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Для эффективного физического воспитания детей школьного возраста и учащейся молодежи во внеучебное время необходимо четко определить уровни управления и функции должностных лиц. В воспитании школьников по месту жительства в настоящее время участвуют различные организации: административные, общественные, педагогические и др. Каждая из них представлена самостоятельным управленческим уровнем, и в то же время они находятся в тесной связи между собой.

Рассмотрим вопросы управления физическим воспитанием по месту жительства на опыте г. Чайковского Пермской обл. Это молодой, современный развивающийся город, в котором 11 общеобразовательных школ. В нем четко выделены 12 крупных микрорайонов, имеются прекрасные естественные условия (близость лесных массивов, открытых водоемов, спортивных сооружений), позволяющие успешно осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу среди школьников, учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ.

В каждом микрорайоне города созданы и активно действуют советы микрорайонов, которые возглавляют руководители промышленных предприятий, строек. Руководит деятельностью советов микрорайонов городской штаб по работе с населением по месту жительства. В составе городского штаба функционирует пять комиссий: воспитательная, по работе с детьми и подростками, охраны общественного порядка, по благоустройству и озеленению, физкультурно-массовая. При советах микрорайонов созданы общественные советы физической культуры и спорта. Координирует их работу физкультурно-массовая комиссия при городском штабе по работе с населением по месту жительства. В ее состав входят представители организаций города.

В основном вся физкультурно-оздоровительная работа среди детей школьного возраста проводится на специально оборудованных детских площадках, созданных при домоуправлениях и ЖКО (таких площадок в городе - 27, каждая из них объединяет от 5 до 10 жилых домов). За детскими площадками закреплены шефы - работники Комбината шелковых тканей, управления «Воткинскгэсстроя», заводов синтетического каучука и точного машиностроения, ремонтно-эксплуатационной базы речного флота, Воткинской ГЭС и других организаций. Шефы проявляют постоянную заботу о благоустройстве детских площадок и развитии материально-спортивной базы, выделяют общественных тренеров и инструкторов физической культуры, оказывают материальную помощь.

Заслуживает внимания опыт управления физическим воспитанием по месту жительства в микрорайонах № 3 и 5, где проживают в основном семьи тружеников комбината шелковых тканей. Здесь четко прослеживаются три уровня управления: административный, общественный и педагогический.

Административный уровень управления представлен директорами и организаторами внеклассной и внешкольной воспитательной работы школ № 9 и 11, с одной стороны, и администрацией ЖКО комбината шелковых тканей, с другой. Директора школ и руководство комбината шелковых тканей заключили договор, в котором отражены все мероприятия, для проведения которых требуются совместные усилия. В договоре зафиксировано, что школы представляют спортивную базу для организации кружковой и спортивной работы с детьми и подростками в субботние и воскресные дни. В свою очередь, профсоюзный комитет комбината и администрация ЖКО изыскали возможность для оказания конкретной материальной помощи школам. Было решено, что часть средств 2-процентных отчислений от квартплаты и 5-процентных отчислений от арендной платы нежилых помещений, выделяемых для проведения культурно-массовой и спортивной работы, будет использована для приобретения спортивного инвентаря, музыкальных инструментов, которые безвозмездно передаются школам и детским клубам «Ровесник», «Гайдаровец», «Олимпиец». Кроме того, администрация ЖКО выделила помещение, где разместились эти детские клубы.

Как сказано в договоре, на этом уровне управления решаются многие вопросы, в частности установление контактов с общественными организациями в масштабе города, составление плана воспитательной работы с детьми, выявление возможностей школ и микрорайонов для проведения работы по месту жительства (наличие материальной базы, педагогических кадров, привлечение общественного актива и т. д.). Договор предусматривает непосредственное проведение организационных мероприятий, создание соответствующего психологического настроя у взрослых по отношению к проводимой спортивно-массовой работе, контроль и учет выполнения принятых решений. Такое взаимодействие наглядно показало, что именно на административном уровне управления закладываются основы успешной деятельности во всех сферах воспитательной работы, в том числе и в физическом воспитании школьников по месту жительства.

Таким образом, на административном уровне управления работа осуществляется по нескольким направлениям. А именно: а) установление контактов и выполнение решений партийных, советских, государственных и общественных органов в масштабе микрорайона, района; б) совместная постановка задач как в плане воспитательной работы с населением, так и в плане решения различных хозяйственных вопросов; в) выявление возможностей общеобразовательных школ и ЖЭКа для проведения работы по физическому воспитанию (наличие материальной базы, педагогических кадров, привлечение общественности и общественных организаций к работе); г) непосредственное руководство и проведение организационных мероприятий (собраний, совещаний, субботников и др.); д) создание соответствующего психологического настроя у взрослого населения по отношению к проводимой спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе; е) контроль за выполнением принятых решений и их учет; ж) постановка новых задач перед коллективами.

Следующий уровень управления представлен общественными организациями, имеющимися в каждом микрорайоне (депутатские группы, советы микрорайонов, родительская общественность, ветераны спорта и др.).

Участие широкого круга шефствующих предприятий (основных производств и служб комбината) и общественности в спортивно-массовой работе в микрорайонах оказалось возможным благодаря созданию специальных органов управления, которые руководят всей воспитательной и спортивно-массовой работой по месту жительства. Таким органом стали общественный совет по спортивно-массовой и оздоровительной работе микрорайонов № 3 и 5, советы детских площадок.

Объединение общественных сил позволило более успешно и эффективно проводить воспитательную и спортивно-массовую работу с детьми и подростками не только в школе, но и по месту жительства . В состав совета были избраны представители администрации школ, ЖКО и комбината, физкультурные работники ДСО «Труд», общественные тренеры, родители, ветераны спорта, школьные учителя физической культуры. Совет координирует работу школ микрорайона, выступает как связующий орган между школой и ЖЭКами, советами коллективов физкультуры школ и советом физкультуры комбината. Таким образом, он не только руководит практической деятельностью клубов по месту жительства, но и определяет содержание, направленность физкультурно-оздоровительных мероприятий в микрорайонах.

Сергей Бажуков

Поделиться: