Канис-терапия как средство реабилитации детей. Разновидности групповых занятий. Сравнительный анализ результатов по канистерапии

Собака может научить детей с особенностями развития общаться с другими людьми, лучше ориентироваться в пространстве и управлять своим телом. Корреспондент m24.ru Анастасия Мальцева съездила в центр канистерапии «Солнечный пес» и узнала, как проходят занятия с животными.

Занятия по канистерапии проходят в небольшом помещении недалеко от метро «Речной вокзал». В большом зале полумрак. Площадка для терапии огорожена, там расставлены оранжевые конусы, по которым дети и собаки на занятиях ориентируются в пространстве. Еще есть шарики и мягкие белые коврики.

Первой на занятие приезжает руководитель проекта «Солнечный пес», автор первой в России программы по канистерапии Татьяна Любимова. С ней в машине на заднем сидении приехали три золотистых ретривера.

Канистерапия – не метод лечения, а способ реабилитации ребенка с помощью специально подготовленных собак. Идею использования псов для лечения пациентов еще в 1961 году описал американский психотерапевт Борис Левинсон, который заметил, что больной чувствуют себя лучше на приеме врача, когда в кабинете находится собака.

Канис – в переводе с латыни «собака». Канистерапия считается одним из видом анималотерапии – метода лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных животных.

Конечно, лечит не собака. Терапевтом может быть только человек, у которого есть профессиональное психологическое образование и специальная квалификация. Собака в данном случае выступает как специальный инструмент, который помогает терапевту добиться определенных целей в реабилитации ребенка.

Канистерапия помогает развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики.

На занятия по канистерапии приходят дети с разными диагнозами: ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна, соматические заболевания. Десятки ребят приезжают сюда с родителями из Москвы и ближайшего Подмосковья. Занятия по канистерапии проходят бесплатно. Центр существует уже больше 10 лет.

Главная задача терапии – помочь ребенку с помощью собаки и тренера развить свой потенциал. Например, научится общаться с другими людьми и лучше координировать свои движения.

Занятия начинаются в 10 утра и заканчиваются в два часа дня. Один урок с каждым ребенком идет около 20-30 минут. На терапию строгая очередь, никто не опаздывает. Один ребенок выходит из зала, другой сразу заходит. Дети берут пса за поводок, ходят с ним по периметру зала, дают команды: «Рядом», «Вперед», «Лежать». Всю их работу курирует терапевт.

Заключительное упражнение занятия называется «Коврик». Когда дети его выполняют, все взрослые в зале замирают от удовольствия и умиления. Упражнение выглядит так: ребенок ложится на мягкий ковер и четыре собаки окружают его со всех сторон. Получается своеобразная живая колыбель из золотистых ретриверов. Дети гладят собак, отдыхают, успокаиваются, приходят в себя после работы.

Со стороны кажется, что занятия по канистарепии проходит легко и весело. Дети водят собак за поводки и радуются, что рядом с ними красивые, послушные животные. Но на самом деле все не так просто. Точнее совсем не просто. Для детей с особенностями развития управлять собакой, даже послушной и дрессированной, очень трудно, эти занятия стоят им больших усилий.

«Внешне может показаться, что занятия с детьми очень похожи, – говорит Татьяна Любимова. – Но это только видимость. Занятие строится индивидуально в зависимости от возможностей и потребностей каждого ребенка. Структура урока похожа, но цели и задачи у них индивидуальные».

Многие дети с особенностями развития не могут использовать речь для общения с другими людьми. Они могут проговаривать вслух свои мысли – это так называемая озвученная «внутренняя речь», которая обращена не к другому и не выполняет функцию коммуникации.

В процессе канистерапии эти дети учатся управлять собакой, давать ей команды и видеть, что животное реагирует на их слова. Так они улавливают связь между собственной речью и тем, как она влияет на внешний мир, в данном случае на собаку. Это уже первый шаг. Второй – начать говорить и с другими людьми.

В зале я познакомлюсь с мамой Викторией, которая водит дочку на занятия уже второй год. «Через год занятий дочка понемногу начала говорить уже первые слова: «мама», «няня», «дай», – рассказывает Виктория. – Мы надеемся, что со временем она сможет полноценно заговорить».

«Если ребенок научится командовать собакой, то со временем он сможет и заговорить с людьми, – говорит Татьяна Любимова. – Помимо речи мы развиваем у детей способности по ориентировке в пространстве. Например, если ребенок постоянно хочет бегать, двигаться в хаотичном направлении и ему трудно собрать себя, то командование собакой позволяет ему сконцентрироваться».

Занятия с ретриверами позволяют детям развить навыки самоконтроля. «Сначала мы приучаем ребенка выполнять определенные команды, чтобы он мог общаться с собакой. Со временем он может самостоятельно управлять ретривером, – продолжает Татьяна Любимова. – И затем ребенок начинает применять этот навык командования по отношению к себе. Управляя собакой, ребенок учиться управлять собой – своими желаниями, поведением, движением».

Канистерапия – это не просто хаотичные передвижения ребенка по залу с собакой. Это специальная система занятий. Собаками-терапевтами становятся псы, которые были отобраны, протестированы, обучены специалистами центра «Собаки – помощники инвалидов» . Животные имеют не только исполнять команды, но и хорошо чувствуют других людей, умеют под них подстраиваться.

«Собака – мощный мотиватор для развития, – говорит Татьяна Любимова. – Если у человека ДЦП, он не хочет двигаться, ему больно. Собака помогает ему забыть о дискомфорте, увлекаясь игрой, человек с ДЦП немного забывает о боли и начинает двигаться активнее».

Незрячие дети воспринимают окружающее пространство как страшное и враждебное. С помощью собак терапевты открывают для них пространство.

«Если мы закроем глаза, мы точно так же, как эти дети, почувствуем первобытный ужас перед этим миром. Когда мы не видим, мы в любой момент можем встретить какую-то неприятность, – отмечает тренер по канистерапии. – Собаки помогают справиться с этим ужасом. Собака ведет по залу слепого ребенка, а вокруг него ходят другие псы, которые обвешаны разными звучащими бубенцами и колокольчиками. В процессе ребенок учится на слух определять, где находится звучащая собака, подходить к ней. Внешнее пространство расширяется, оно становится для него понятным и безопасным».

Так собака становится связующей нитью между окружающим миром и слепым ребенком.

Собака может научить детей с особенностями развития общаться с другими людьми, лучше ориентироваться в пространстве и управлять своим телом. Корреспондент сайт Анастасия Мальцева съездила в центре канистерапии "Солнечный пес" и узнала, как проходят занятия с животными.

Занятия по канистерапии проходят в небольшом помещении недалеко от метро "Речной вокзал". В большом зале полумрак. Площадка для терапии огорожена, там расставлены оранжевые конусы, по которым дети и собаки на занятиях ориентируются в пространстве. Еще есть шарики и мягкие белые коврики.

Первой на занятие приезжает руководитель проекта "Солнечный пес", автор первой в России программы по канистерапии Татьяна Любимова. С ней в машине на заднем сидении приехали три золотистых ретривера.

Канистерапия – не метод лечения, а способ реабилитации ребенка с помощью специально подготовленных собак. Идею использования псов для лечения пациентов еще в 1961 году описал американский психотерапевт Борис Левинсон, который заметил, что больной чувствуют себя лучше на приеме врача, когда в кабинете находится собака.

Канис – в переводе с латыни "собака". Канистерапия считается одним из видом анималотерапии – метода лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных животных.

Конечно, лечит не собака. Терапевтом может быть только человек, у которого есть профессиональное психологическое образование и специальная квалификация. Собака в данном случае выступает как специальный инструмент, который помогает терапевту добиться определенных целей в реабилитации ребенка.

Канистерапия помогает развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики.

На занятия по канистерапии приходят дети с разными диагнозами: ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна, соматические заболевания. Десятки ребят приезжают сюда с родителями из Москвы и ближайшего Подмосковья. Занятия по канистерапии проходят бесплатно. Центр существует уже больше 10 лет.

Главная задача терапии – помочь ребенку с помощью собаки и тренера развить свой потенциал. Например, научится общаться с другими людьми и лучше координировать свои движения.

Занятия начинаются в 10 утра и заканчиваются в два часа дня. Один урок с каждым ребенком идет около 20-30 минут. На терапию строгая очередь, никто не опаздывает. Один ребенок выходит из зала, другой сразу заходит.

Дети берут пса за поводок, ходят с ним по периметру зала, дают команды: "Рядом", "Вперед", "Лежать". Всю их работу курирует терапевт.

Заключительное упражнение занятия называется "Коврик". Когда дети его выполняют, все взрослые в зале замирают от удовольствия и умиления. Упражнение выглядит так: ребенок ложится на мягкий ковер и четыре собаки окружают его со всех сторон. Получается своеобразная живая колыбель из золотистых ретриверов. Дети гладят собак, отдыхают, успокаиваются, приходят в себя после работы.

Со стороны кажется, что занятия по канистарепии проходит легко и весело. Дети водят собак за поводки и радуются, что рядом с ними красивые, послушные животные. Но на самом деле все не так просто. Точнее совсем не просто. Для детей с особенностями развития управлять собакой, даже послушной и дрессированной, очень трудно, эти занятия стоят им больших усилий.

"Внешне может показаться, что занятия с детьми очень похожи, – говорит Татьяна Любимова. – Но это только видимость. Занятие строится индивидуально в зависимости от возможностей и потребностей каждого ребенка. Структура урока похожа, но цели и задачи у них индивидуальные".

Многие дети с особенностями развития не могут использовать речь для общения с другими людьми. Они могут проговаривать вслух свои мысли – это так называемая озвученная "внутренняя речь", которая обращена не к другому и не выполняет функцию коммуникации.

В процессе канистерапии эти дети учатся управлять собакой, давать ей команды и видеть, что животное реагирует на их слова. Так они улавливают связь между собственной речью и тем, как она влияет на внешний мир, в данном случае на собаку. Это уже первый шаг. Второй – начать говорить и с другими людьми.

В зале я познакомлюсь с мамой Викторией, которая водит дочку на занятия уже второй год. "Через год занятий дочка понемногу начала говорить уже первые слова: "мама", "няня", "дай", – рассказывает Виктория. – Мы надеемся, что со временем она сможет полноценно заговорить".

"Если ребенок научится командовать собакой, то со временем он сможет и заговорить с людьми, – говорит Татьяна Любимова. – Помимо речи мы развиваем у детей способности по ориентировке в пространстве. Например, если ребенок постоянно хочет бегать, двигаться в хаотичном направлении и ему трудно собрать себя, то командование собакой позволяет ему сконцентрироваться".

Занятия с ретриверами позволяют детям развить навыки самоконтроля. "Сначала мы приучаем ребенка выполнять определенные команды, чтобы он мог общаться с собакой. Со временем он может самостоятельно управлять ретривером, – продолжает Татьяна Любимова. – И затем ребенок начинает применять этот навык командования по отношению к себе. Управляя собакой, ребенок учиться управлять собой – своими желаниями, поведением, движением".

Канистерапия – это не просто хаотичные передвижения ребенка по залу с собакой. Это специальная система занятий. Собаками-терапевтами становятся псы, которые были отобраны, протестированы, . Животные имеют не только исполнять команды, но и хорошо чувствуют других людей, умеют под них подстраиваться.

"Собака – мощный мотиватор для развития, – говорит Татьяна Любимова. – Если у человека ДЦП, он не хочет двигаться, ему больно. Собака помогает ему забыть о дискомфорте, увлекаясь игрой, человек с ДЦП немного забывает о боли и начинает двигаться активнее".

Незрячие дети воспринимают окружающее пространство как страшное и враждебное. С помощью собак терапевты открывают для них пространство.

"Если мы закроем глаза, мы точно так же, как эти дети, почувствуем первобытный ужас перед этим миром. Когда мы не видим, мы в любой момент можем встретить какую-то неприятность, – отмечает тренер по канистерапии. – Собаки помогают справиться с этим ужасом. Собака ведет по залу слепого ребенка, а вокруг него ходят другие псы, которые обвешаны разными звучащими бубенцами и колокольчиками. В процессе ребенок учится на слух определять, где находится звучащая собака, подходить к ней. Внешнее пространство расширяется, оно становится для него понятным и безопасным".

Так собака становится связующей нитью между окружающим миром и слепым ребенком.

Собака — это часть природы и она может дать окружающим в процессе общения то, что не всегда доступно человеку.

Группа по канистерапии для детей по воскресениям в 13.00 и в 15.00ч.

Идет набор в воскресную группу по канистерапии для детей. Регулярные группы будут проходить по воскресениям с 5 марта в 13.00ч и в 15.00ч . Длительность занятия 50 минут. Занятия будут вести канистерапевт и профессиональный детский психолог. В каждой группе планируется не более 5 детей, а это означает, что каждому ребенку специалисты уделят необходимое внимание. В рамках занятия, вы сможете получить консультацию детского психолога.

Что вы получите от занятий:

  • нормализация психофизиологических процессов
  • улучшение психоэмоционального состояния
  • повышение качества и навыка коммуникации
  • улучшение зрительного и тактильного контакта с окружающими людьми
  • развитие эмоционально-волевой сферы
  • развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, интеллектуальных функций, мышления)

Дополнительные услуги при посещении группы:

  • бесплатная психологическая диагностика после каждых 6 занятий
  • бесплатная консультация детского психолога после 6 занятий (30 минут)

Стоимость одного занятия — 1700

Стоимость абонемента на 6 занятий — 9690

На покупку абонемента первым 3 людям предоставляется дополнительная скидка на абонемент на 6 занятий 3%!!!

О пет-терапии и как проводятся занятия по пет-терапии

Пет-терапия (англ. pet therapy, pet - домашнее животное, а дословно - «любимое животное»), также, это направление известно как animal assisted therapy (от англ. анималотерапия, зоотерапия ). Пет-терапия – это метод лечения с помощью домашних животных (собак, кошек, лошадей, дельфинов, кроликов, кошек, птиц и пр.). В России более известен термин канистерапия (от лат. «canis» — собака) – это метод лечения с участием конкретно собак, а именно, специально отобранных и обученных собак-терапевтов.

Канистерапия — относительно новое в России направление, тогда как в Западных странах оно более развито и эффективно применяется в практике не только психологов, но логопедов, дефектологов, медицинских работников и врачей.

Более подробную информацию об истории происхождения пет-терапии вы можете прочитать на нашем официальном сайте в разделе: история и виды пет-терапии .

Наш центр психологической поддержки и пет-терапии «Хронос» является первым и единственным психологическим центром в Москве, на базе которого работают профессиональные собаки-терапевты совместно с психологами и специалистами канистерапевтами. Занятия по пет-терапии и канистерапии проводятся с детьми и взрослыми людьми, индивидуально и в группах. Также, у нас в центре принимают специалисты психологи-канистерапевты, которые работают со взрослыми людьми и детьми с разнообразными психологическими трудностями и запросами.

На приеме у канистерапевта присутствует сам специалист канистерапевт и специально обученная собака-терапевт.

На приеме у специалиста психолога-канистерапевта присутствует психолог и собака-терапевт. При этом психолог имеет дополнительную квалификацию по курсу канистерапия.

Собаки подбираются индивидуально для каждого клиента с учетом запроса и проблемы.

Например, при депрессиях и психологической травме работает собака-терапевт Найти. А для детей с аутизмом, гиперактивностью внимания или эмоционально-личностными конфликтами подходит другая собака-терапевт по кличке Лилу.

Индивидуально, по показаниям специалиста, возможна работа с участием кошек-терапевтов, такие занятия имеют название фелинотерапия , от латинского «felis» — означает кошка. В нашем центре на занятиях фелинотерапии присутствует специалист фелинотерапевт и кошка-терапевт.

Все животные, работающие терапевтами в нашем центре, прошли специальное тестирование, подтверждающее право работы с людьми. Тестирование животных проводится экспертами: кинологом, зоопсихологом, канистерапевтом и психологом. Таким образом, животные-терапевты абсолютно ориентированы к терапевтической работе с людьми.

Положительное воздействие лечение животными оказывает при следующих заболеваниях и проблемах:

  • Повышенная тревожность.
  • Депрессия.
  • Гиперактивность внимания.
  • ДЦП, ОНР, ЗПР, СДВГ, РДА.
  • Дети с ОВЗ.
  • Нарушение речи у детей.
  • Страх собак, фобия кошек и других животных, другие страхи.
  • Для лечения детей инвалидов, детей с двигательными нарушениями.
  • Панические атаки или панический страх.
  • Проблемы в школьном обучении у детей.
  • В реабилитации после травм, инсультов, для укрепления сердечно — сосудистой системы.
  • Для укрепления иммунной и нервной систем человека.
  • При оказании паллиативной помощи неизлечимо больным (в 2011 году почти 60 % американских хосписов, использовавших комплементарную медицину, использовали для лечения животных).
  • При шоковых состояниях, ПТСР, переживании острого горя, психологической травме и других расстройств нервной системы.
  • Различные виды деменции, эпилепсия, рассеянный склероз.
  • Для пожилых людей.

Под руководством профессионального канистерапевта и психолога пет-терапия подходит не только для детей, но и для взрослых. Люди, переживающие кризис или депрессию, отмечают улучшение состояния уже после первого занятия. Очень благотворно занятия влияют на людей переживших травму или трагическое событие в жизни.

Противопоказания:

  • Аллергия на шерсть.

Когда родители приводят ребенка на занятия с серьезными психологическими проблемами или, например, с аутизмом, они растеряны и не знают, что делать в подобной ситуации, как общаться с таким ребенком и грамотно организовать его психологическое и интеллектуальное развитие. Наши специалисты всегда смогут помочь найти верный подход к вашему ребенку, составить необходимую программу реабилитации и развития индивидуально для вашего ребенка.

Разновидности групповых и индивидуальных занятий по пет-терапии в нашем центре:

Индивидуальные — могут быть эффективны при терапевтической работе, например, когда место имеет психологическая травма или депрессия, фобия или другая психологическая проблема. Также, индивидуальные занятия более эффективны, чем групповые, для детей с аутизмом или другими симптомами, органического или неорганического происхождения. В некоторых случаях полезно проводить занятия по пет-терапии совместно с психологом или с психологом-канистерапевтом.

Групповые занятия рекомендованы, когда есть сложности в обучении, например, у детей, или не сильно выраженные страхи, неуверенность в себе. На группе для ребенка может быть полезен опыт взаимодействия не только с собакой-терапевтом, но и со сверстниками. В большинстве случаев присутствие собаки на занятии помогает ребенку успешно установить контакт с другими детьми, со взрослыми и с членами своей семьи, а также побороть страх, избавиться от комплексов, стать увереннее в себе.

Разновидности групповых занятий:

«Добрые лапки»

Занятия для детей, по желанию родители могут принимать участие.

  • нервно-мышечная релаксация,
  • снятие стресса,
  • получение позитивного опыта взаимодействия со сверстникам с участием животного,
  • увлекательные игры вместе с собакой-терапевтом.

«Ушастый нянь!»

Занятия для детей, желающих улучшить интеллектуальные способности, память и внимание, преодолеть проблемы в обучении.

  • специальные упражнения на улучшение всех психических процессов (внимание, память, мышление)
  • обучение релаксации,
  • сюжетно-ролевая игра с собакой-терапевтом.

«Заботливые лапки»


Это специальная группа для детей, имеющих заболевания РДА, ДЦП, ОНР, ЗПР, СДВГ*. Как известно, занятия с собакой-терапевтом не только способствуют снижению нежелательных симптомов, но и помогают усилить все ресурсы нервной системы, помочь в социализации детям и получить позитивный опыт взаимодействия с группой и всегда принимающей и доброй собакой-терапевтом.

  • упражнения на работу с телом,
  • обучение ощущениям границ собственного «Я»,
  • учимся позитивному опыту взаимодействия,
  • индивидуальный план занятий в зависимости от индивидуальных особенностей членов группы.

*По данным официальной медицины, занятия с собаками-терапевтами признаны эффективными и полезными для детей. В некоторых случаях, когда имеет место нарушение органической сферы, эти занятия оказываются более результативными, чем фармакологическое лечение. Если ребенок занимается регулярно, то возможно избавиться от нежелательных симптомов.

«Я не боюсь»

Занятие для детей и подростков, имеющих страхи, фобии и трудности в самооценке. Обучение смелости и уверенности в себе, как побороть страх и преодолеть боязнь собак.

  • активное нервно-мышечное расслабление,
  • работа со страхами,
  • тематические сюжетно-ролевые игры.

«Учимся читать, считать и писать»

Развивающее занятие для детей и подростков, испытывающих проблемы с обучением и чтением.

  • уникальная методика повышения мотивации к чтению «Читаем вместе»,
  • учимся легко и непринужденно — игровые методики с участием собаки-терапевта.

«Питомец в вашем доме»

Тематическое занятие для семей, планирующих завести питомца, в рамках которого

детям на практике демонстрируются особенности ухода за животными.

  • развитие чувства ответственности
  • обучение правилам ухода и заботы за домашним животным.
  • укрепление самооценки

Более подробная информация об обучающей программе: . (Если вы заинтересовались программой, то ознакомьтесь с информацией по указанной ссылке о сроках, этапах, стоимости и темах обучения)

«Питомец на час»

Занятие для людей любого возраста, нацелены на живое общение с собакой/кошкой, подходит людям, у которых нет возможности завести питомца дома.

  • нервно-мышечная релаксация
  • снятие стресса и напряжения

Стоимость занятий по пет-терапии и канистерапии:

  • индивидуальное занятие у специалиста пет-терапевта (канистерапевта, фелинотерапевта) - 3000
    • абонемент на 6 занятий — 16000
    • абонемент на 10 занятий — 28000
    • абонемент на 12 занятий — 34000
  • индивидуальное занятие у специалиста психолога-канистерапевта — 3500
  • групповое занятие с участием специалиста пет-терапевта (канистерапевта, фелинотерапевта) - 1500
    • абонемент на 6 занятий — 8550
    • абонемент на 10 занятий — 13500
    • абонемент на 12 занятий — 15300
  • групповое занятие с участием специалистов пет-терапевта и профессионального психолога - 1700
    • абонемент на 6 занятий — 9690
    • абонемент на 10 занятий — 15300
    • абонемент на 12 занятий — 17340
  • индивидуальные занятия с участием пет-терапевта и профессионального психолога - 4500

Специалисты, ведущие занятия по всем видам пет-терапии:



Пет-терапевт, канистерапевт, зоопсихолог, фелинотерапевт, автор групповых и индивидуальных программ по канистерапии, преподаватель обучающей программы по пет-терапии для специалистов помогающих профессий.


детский психолог, аналитический психолог, автор групповых психологических программ для детей.

Записаться на занятия и узнать более подробную информацию вы можете по телефону.

Собака может научить детей с особенностями развития общаться с другими людьми, лучше ориентироваться в пространстве и управлять своим телом. Корреспондент m24.ru Анастасия Мальцева съездила в центр канистерапии «Солнечный пес» и узнала, как проходят занятия с животными.

Занятия по канистерапии проходят в небольшом помещении недалеко от метро «Речной вокзал». В большом зале полумрак. Площадка для терапии огорожена, там расставлены оранжевые конусы, по которым дети и собаки на занятиях ориентируются в пространстве. Еще есть шарики и мягкие белые коврики.

Первой на занятие приезжает руководитель проекта «Солнечный пес», автор первой в России программы по канистерапии Татьяна Любимова. С ней в машине на заднем сидении приехали три золотистых ретривера.

Канистерапия – не метод лечения, а способ реабилитации ребенка с помощью специально подготовленных собак. Идею использования псов для лечения пациентов еще в 1961 году описал американский психотерапевт Борис Левинсон, который заметил, что больной чувствуют себя лучше на приеме врача, когда в кабинете находится собака.

Канис – в переводе с латыни «собака». Канистерапия считается одним из видом анималотерапии – метода лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных животных.

Конечно, лечит не собака. Терапевтом может быть только человек, у которого есть профессиональное психологическое образование и специальная квалификация. Собака в данном случае выступает как специальный инструмент, который помогает терапевту добиться определенных целей в реабилитации ребенка.

Канистерапия помогает развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики.

На занятия по канистерапии приходят дети с разными диагнозами: ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна, соматические заболевания. Десятки ребят приезжают сюда с родителями из Москвы и ближайшего Подмосковья. Занятия по канистерапии проходят бесплатно. Центр существует уже больше 10 лет.

Главная задача терапии – помочь ребенку с помощью собаки и тренера развить свой потенциал. Например, научится общаться с другими людьми и лучше координировать свои движения.

Занятия начинаются в 10 утра и заканчиваются в два часа дня. Один урок с каждым ребенком идет около 20-30 минут. На терапию строгая очередь, никто не опаздывает. Один ребенок выходит из зала, другой сразу заходит. Дети берут пса за поводок, ходят с ним по периметру зала, дают команды: «Рядом», «Вперед», «Лежать». Всю их работу курирует терапевт.

Заключительное упражнение занятия называется «Коврик». Когда дети его выполняют, все взрослые в зале замирают от удовольствия и умиления. Упражнение выглядит так: ребенок ложится на мягкий ковер и четыре собаки окружают его со всех сторон. Получается своеобразная живая колыбель из золотистых ретриверов. Дети гладят собак, отдыхают, успокаиваются, приходят в себя после работы.

Со стороны кажется, что занятия по канистарепии проходит легко и весело. Дети водят собак за поводки и радуются, что рядом с ними красивые, послушные животные. Но на самом деле все не так просто. Точнее совсем не просто. Для детей с особенностями развития управлять собакой, даже послушной и дрессированной, очень трудно, эти занятия стоят им больших усилий.

«Внешне может показаться, что занятия с детьми очень похожи, – говорит Татьяна Любимова. – Но это только видимость. Занятие строится индивидуально в зависимости от возможностей и потребностей каждого ребенка. Структура урока похожа, но цели и задачи у них индивидуальные».

Многие дети с особенностями развития не могут использовать речь для общения с другими людьми. Они могут проговаривать вслух свои мысли – это так называемая озвученная «внутренняя речь», которая обращена не к другому и не выполняет функцию коммуникации.

В процессе канистерапии эти дети учатся управлять собакой, давать ей команды и видеть, что животное реагирует на их слова. Так они улавливают связь между собственной речью и тем, как она влияет на внешний мир, в данном случае на собаку. Это уже первый шаг. Второй – начать говорить и с другими людьми.

В зале я познакомлюсь с мамой Викторией, которая водит дочку на занятия уже второй год. «Через год занятий дочка понемногу начала говорить уже первые слова: «мама», «няня», «дай», – рассказывает Виктория. – Мы надеемся, что со временем она сможет полноценно заговорить».

«Если ребенок научится командовать собакой, то со временем он сможет и заговорить с людьми, – говорит Татьяна Любимова. – Помимо речи мы развиваем у детей способности по ориентировке в пространстве. Например, если ребенок постоянно хочет бегать, двигаться в хаотичном направлении и ему трудно собрать себя, то командование собакой позволяет ему сконцентрироваться».

Занятия с ретриверами позволяют детям развить навыки самоконтроля. «Сначала мы приучаем ребенка выполнять определенные команды, чтобы он мог общаться с собакой. Со временем он может самостоятельно управлять ретривером, – продолжает Татьяна Любимова. – И затем ребенок начинает применять этот навык командования по отношению к себе. Управляя собакой, ребенок учиться управлять собой – своими желаниями, поведением, движением».

Канистерапия – это не просто хаотичные передвижения ребенка по залу с собакой. Это специальная система занятий. Собаками-терапевтами становятся псы, которые были отобраны, протестированы, обучены специалистами центра «Собаки – помощники инвалидов» . Животные имеют не только исполнять команды, но и хорошо чувствуют других людей, умеют под них подстраиваться.

«Собака – мощный мотиватор для развития, – говорит Татьяна Любимова. – Если у человека ДЦП, он не хочет двигаться, ему больно. Собака помогает ему забыть о дискомфорте, увлекаясь игрой, человек с ДЦП немного забывает о боли и начинает двигаться активнее».

Незрячие дети воспринимают окружающее пространство как страшное и враждебное. С помощью собак терапевты открывают для них пространство.

«Если мы закроем глаза, мы точно так же, как эти дети, почувствуем первобытный ужас перед этим миром. Когда мы не видим, мы в любой момент можем встретить какую-то неприятность, – отмечает тренер по канистерапии. – Собаки помогают справиться с этим ужасом. Собака ведет по залу слепого ребенка, а вокруг него ходят другие псы, которые обвешаны разными звучащими бубенцами и колокольчиками. В процессе ребенок учится на слух определять, где находится звучащая собака, подходить к ней. Внешнее пространство расширяется, оно становится для него понятным и безопасным».

Так собака становится связующей нитью между окружающим миром и слепым ребенком.

Поделиться: