Как появился стоунхендж. Стоунхендж в англии. Существует специальные термины для обсуждения подобного рода памятников

Рыцарь - тяжеловооружённый конный воин, носитель дворянской рыцарской традиции, восходящей ко временам андальского вторжения в Вестерос и тесно переплетённой с верой в Семерых . Рыцари занимают важное место в феодальном обществе и культуре Вестероса , стоя ниже лордов, но выше простонародья. Тяжёлая рыцарская конница является главным аргументом в любой войне Семи королевств , а подвигам и приключениям знаменитых рыцарей посвящены многие песни и книги. Рыцарь обязан служить образцом чести, отваги и благородства, служить королю и державе и защищать слабых - увы, далеко не все рыцари соответствуют этому идеальному образу.

К рыцарям обращаются «сир » (англ. ser ) . Звание рыцаря не является наследственным и не означает потомственного дворянства само по себе; законные дети рыцаря наследуют его фамилию, а в том случае, если сын рыцаря сам становится рыцарем, - и герб . Любой рыцарь может посвятить в рыцари любого человека, даже простолюдина, однако звание рыцаря требует немалых расходов - рыцарь обязан владеть дорогостоящим оружием, доспехами, несколькими лошадьми, вести соответствующий рыцарскому званию образ жизни, обычно связанный с военной службой и, в мирное время, турнирами .

В средневековой культуре рыцарство - не просто знак почести, как в нашем мире, когда королева Елизавета посвящает в рыцари Элтона Джона. Это род занятий, воинская профессия. Чтобы быть рыцарем, нужно богатство - как минимум, чтобы купить себе доспехи и лошадь, и у рыцаря есть обязанности. Рыцарь должен участвовать в сражениях, являться по призыву лорда, обучать и вооружать отряд латников. Некоторые люди физически не способны заниматься всем этим (Уиллас Тирелл , Сэмвелл Тарли), и они предпочитают карьеру септона , мейстера или просто лорда в своём поместье. Другим жизнь рыцаря просто неинтересна. Рыцарство также связано с религией, и по этой причине последователи Старых Богов не становятся рыцарями, даже если годятся в рыцари по всем остальным параметрам. Так сказал Мартин

История и распространение рыцарства

Рыцарь в латном доспехе и шлеме-бацинете. Иллюстрация Ruisma

Рыцарская традиция появилась во времена завоевания Вестероса андалами . Согласно летописям Долины Аррен - первой области Вестероса, завоеванной андалами, тяжёлая кавалерия, облачённая в доспехи, у андалов уже была, и андальские герои - например, Артис Аррен - носят в преданиях титул «сир». Серебряные доспехи и крылатый шлем Артиса Аррена делали его легко узнаваемым среди андальских воинов .

За пределами Вестероса рыцарство ассоциируется с выходцами из Семи королевств, сохранившими рыцарские традиции и веру в Семерых . На землях Вольных городов рыцари - эмигранты и потомки эмигрантов, бежавших за море по разным мотивам, - занимаются в основном наёмничеством, воююя то за один Вольный город, то за другой: так, Джорах Мормонт воевал на войне с браавосцами, а потом поступил на службу к Визерису Таргариену , а Осмунд Кеттлблэк служил в отряде Славных Кавалеров , воюя то за Лис , то за Тирош . В наёмном отряде Золотых Мечей служило пятьсот рыцарей .

Качества рыцаря

Рыцарь. Иллюстрация Jason Engle

Даваемые при посвящении в рыцари обеты, книги, песни, предания о знаменитых рыцарях создали в сознании вестеросцев идеальный образ благородного воина. На самом деле светлому образу «истинного рыцаря» соответствуют очень немногие носящие рыцарское звание. Проявление высоких рыцарских качеств вызывает у окружающих восторг и уважение, тогда как «ложные» рыцари, запятнавшие себя нерыцарскими поступками, пользуются дурной славой.

Рыцарь должен:

В песнях рыцари никогда не убивали волшебных зверей, таких, как, например, белые олени - только подходили и гладили .

Для рыцаря достойно добиваться славы и почестей, хотя бы и рискуя своей жизнью. Умереть, сражаясь за своего короля - славная смерть для рыцаря .

Рыцарь должен беречь свою честь. Недостойно обижать слабых и невинных; убеждение о том, что «истинные рыцари не причинят зла женщинам и детям» было не столь уж редким в Вестеросе . Считается, что ни один настоящий рыцарь не даст согласия на убийство женщин . Существуют рассказы о рыцарях и дамах, которые спали в одной постели, положив между собой меч - рыцарь таким образом демонстрировал, что не посягает на честь дамы . Рыцарь не должен целовать даму без её разрешения .

Клятва своей рыцарской честью священна , слово рыцаря многого стоит . Хороший рыцарь честен во всем и всегда говорит только правду, даже врагам . Запятнавший себя разбоем и насилием рыцарь может быть лишён рыцарского звания и предан смерти как обычный преступник

Если против конного рыцаря на поединок один на один выходит пеший противник, достойно спешиться . Позорно побеждать в поединке нечестным образом, например, убив под соперником лошадь ; намеренный проигрыш более высокородному и богатому противнику не считается достойным поступком, хотя и не приносит проигравшему позора . Бесчестно проиграть на турнире оружие и доспехи и не отдать их победителю, даже если это угрожает побеждённому потерей рыцарского звания . Пользование услугами шпионов и доносчиков позорит рыцаря .

Поскольку рыцари обычно сражаются верхом на коне, шпоры служат знаком рыцаря: о посвящении в рыцари говорят «получить шпоры» . Богатые рыцари и лорды могут носить золотые шпоры .

Пажи и оруженосцы

Оруженосец. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin

Подготовка будущего рыцаря начинается с раннего возраста. Начиная с возраста восьми лет и старше мальчиков отдают на воспитание в другую семью - дом лорда или родовитого рыцаря, желательно, прославленного воина. Эта практика совмещается с традицией брать воспитанников и заложников из других домов. Маленькие дети часто прислуживают взрослым как пажи (англ. page ) и виночерпии (англ. cup-bearer ), и это занятие считается почётным и достойным даже для выходцев из благородных домов. Например, Аддам Марбранд в детстве служил пажом в Утёсе Кастерли , а Мерретт Фрей - в замке Крейкхоллов . Уже в этом возрасте детей начинают обучать военному делу - сражаться деревянными мечами, обмотанными тканью , ездить верхом, упражняться с чучелами, кинтанами и кольцами.

Когда мальчик подрастает достаточно, чтобы брать его на войну - к возрасту двенадцати и иногда даже десяти лет - он становится оруженосцем (англ. squire ) того или иного рыцаря. Оруженосцы обязаны в походе ухаживать за оружием, доспехами и лошадями рыцаря, готовить пищу, следить за здоровьем рыцаря, одевать его в доспехи перед боем и тому подобное. Под началом рыцаря оруженосец должен получить представление о началах рыцарства, основах рыцарской чести, долга и верности; обучиться фехтованию, верховой езде и куртуазному этикету. В реальности всё зависит от того, какому рыцарю служит оруженосец. Так, Подрика Пейна его первые хозяева-рыцари научили чистить лошадь, выбирать камешки из подков и воровать еду, но владеть мечом не учили совсем . Напротив, Арлан Пеннитри , даже будучи нищим межевым рыцарем, обучал своего оруженосца Дунка держать меч и копьё, ездить на боевом коне, натаскивал его в геральдике и внушал максимы вроде «Истинный рыцарь должен быть чист и телом и душой» и «Всегда делай больше того, что от тебя ожидают, и никогда - меньше» .

Проявивший себя оруженосец может быть посвящён в рыцари к совершеннолетию , хотя некоторые, особо отметившиеся оруженосцы удостаиваются этой чести и раньше - Джейме Ланнистер , например, стал рыцарем на пятнадцатом году жизни .

Наличие оруженосца является для рыцарей вопросом престижа, и бедные рыцари, как Арлан Пеннитри , могут брать себе в оруженосцы бездомных мальчишек, обещав кормить, учить и в неопределённом будущем - посвятить в рыцари . Напротив, у богатых и влиятельных рыцарей и лордов может быть сразу несколько оруженосцев из благородных домов - например, у Самнера Крейкхолла было не менее четырёх оруженосцев, включая Джейме Ланнистера и Мерретта Фрея , а сам Джейме Ланнистер позже взял в качестве оруженосцев сразу троих подростков знатного рода - Льюиса Пайпера , Гаррета Пэга и Джосмина Пеклдона . Дружба между рыцарем и его оруженосцем и оруженосцами одного рыцаря завязывается на всю жизнь; иногда - как в случае Ренли Баратеона и Лораса Тирелла - она обращается в гомосексуальную связь .

Оруженосец вовсе не обязательно должен быть подростком. У Мандерли были оруженосцы в возрасте до сорока лет , и на трапезе для оруженосцев во дворе Белостенного преобладали старые бывалые воины . Такие люди не становятся рыцарями никогда - часто у них просто не хватает денег на собственные оружие, доспехи и лошадь, иногда они просто не испытывают желания стать рыцарями, предпочитая верой и правдой служить другим .

…как армейский сержант, который не испытывает желания становиться лейтенантом, а тем более генералом. Так сказал Мартин

Посвящение в рыцари

Помазанный рыцарь. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin

Любой рыцарь может посвятить любого другого человека в рыцари . Король может посвятить в рыцари любого своего подданного; не всякий лорд может посвятить кого-либо в рыцари, а только такой лорд, который сам является рыцарем. Иными словами, Бейлор Благословенный , будучи королём, мог посвящать людей в рыцари, а Эддард Старк , будучи лордом, но не будучи рыцарем - нет .

Обычный способ стать рыцарем - с детства и до шестнадцати-восемнадцати лет служить другому рыцарю в качестве оруженосца, проявив себя и доказав свое право стать рыцарем. Доблесть, проявленная в военной кампании, или успешное выступление на турнире для оруженосцев могут стать основанием для посвящения в рыцари. Это верно даже для людей, никогда не бывших оруженосцами, но проявивших себя на войне и вознаграждённых за это рыцарством: так, северянин Джорах Мормонт был посвящён в рыцари в качестве отличия за отвагу во время штурма Пайка в конце восстания Бейлона Грейджоя . Бывший контрабандист Давос Сиворт получил рыцарское звание в благодарность «за лук» - во время осады Штормового Предела он тайком провез в замок груз лука и рыбы и тем самым спас Станниса Баратеона и его людей от голодной смерти .

Отцы, дядья или старшие братья, будучи рыцарями, могут посвятить в рыцари младших членов семьи, рыцарь может посвятить в рыцари своего оруженосца, однако чаще это делает другой рыцарь - как можно более прославленный и известный, какого только удавалось найти, лучше всего рыцарь Королевской Гвардии , принц или сам король. Так, Джейме Ланнистер служил оруженосцем Самнеру Крейкхоллу , но посвящение принял от знаменитого рыцаря Королевской Гвардии Эртура Дейна ; Барристан Селми служил оруженосцем у Манфреда Сванна и был посвящён в рыцари королём Эйгоном V Таргариеном . Григора Клигана посвятил в рыцари принц Рейгар Таргариен . Все заслужившие рыцарство в битве на Черноводной - больше шестисот человек - были посвящены всего тремя рыцарями Королевской Гвардии : Бейлоном Сванном , Меррином Трантом и Осмундом Кеттлблэком , хотя в столице в этот момент находились многие тысячи менее знаменитых рыцарей .

Мартин сравнивает посвящение с получением диплома о высшем образовании в нашем мире:

Почему люди стремятся попасть в Гарвард, а не обходятся дипломом колледжа в родном городке? Очень престижно быть посвящённым в рыцари королём, принцем, одним из рыцарей Королевской Гвардии или какой-нибудь ещё знаменитостью. Получить посвящение в рыцари от брата - это как поцеловать сестру (Джейме Ланнистера и Таргариенов это сравнение не касается), а получить посвящение от уездного межевого рыцаря - это как парикмахерское училище закончить. «Корочки»-то вы получите, но на университетскую аспирантуру после этого замахиваться не стоит. Так сказал Мартин

Никто не запрещает рыцарю произвести в рыцари простолюдина или даже бастарда . Тем не менее, социальное давление обычно не дает корыстолюбивым рыцарям возможности посвящать в рыцари за деньги всех, кого им вздумается: рыцарская честь и высокий статус рыцарского звания имеют большое значение в обществе Вестероса, и запятнавший себя таким поступком рыцарь, а равно и те, кого он посвятил, легко могут оказаться изгоями . Тем не менее, такие прецеденты были: Дункан Высокий слышал истории о том, как рыцарства добивались взятками или угрозами, а рыцарское звание Глендона Флауэрса было куплено девственностью его сестры - безденежный рыцарь согласился посвятить юношу в рыцари в обмен на возможность переспать с девственницей . Однако Берик Дондаррион , руководствуясь своими идеалистическими воззрениями, посвятил в рыцари весь свой партизанский отряд - Братство без Знамён - от мала до велика и вне зависимости от наличия оружия и доспехов .

Помазание рыцаря. Иллюстрация Николь Кардифф (Nicole Cardiff)

Перед посвящением в рыцари посвящаемый обязан выстоять всенощную молитву в септе, от заката до рассвета. Небесным покровителем рыцарей является одна из семи ипостасей Бога - Воин, и будущие рыцари молятся ему, сложив меч и доспехи у изображения Воина и оставаясь в одной белой рубахе из некрашеной шерсти, символизирующей чистоту и смирение. В столице для этого может использоваться Великая Септа Бейлора , в походах посвящаемые могут провести ночь в ближайшей деревенской септе, какую только удалось найти .

Наутро посвящаемый обязан исповедаться септону и быть помазан, согласно обряду Семерых , семью елеями. В наилучшем случае исповедь и помазание принимает сам верховный септон , что придает посвящению особый престиж; так, например, сир Джорах Мормонт принял помазание от верховного септона . Прошедшие через этот обряд называются помазанными рыцарями .

В той же самой рубахе, босой посвящаемый проходит к месту посвящения, где в присутствии свидетелей становится на колени перед посвящающим рыцарем. Рыцарь обнажённым мечом, повернутым плашмя, легко ударяет по плечам посвящаемого, попеременно по правому плечу и по левому, произнося формулы обетов именем Семерых . Посвящаемый должен поклясться исполнять эти обеты .

- Раймун из дома Фоссовеев, - начал он торжественно, коснувшись клинком правого плеча оруженосца, - именем Воителя обязую тебя быть храбрым. - Меч лёг на левое плечо. - Именем Отца обязую тебя быть справедливым. - Снова на правое. - Именем Матери обязую тебя защищать юных и невинных. - Левое плечо. - Именем Девы обязую тебя защищать всех женщин… Межевой рыцарь

Полный текст рыцарских обетов в книгах не приводится, известно только общее содержание: «…быть истинным рыцарем, чтить семерых богов, защищать слабых и невинных, преданно служить моему господину и сражаться за свою страну» . Очевидно, в список обетов входят также какие-то обеты во имя Старицы, олицетворяющей мудрость и прозорливость, и Кузнеца, олицетворяющего здоровье, силу и стойкость, и - с куда меньшей вероятностью - обет во имя седьмого божьего лика - Неведомого. Неведомый олицетворяет смерть, и верующие в Семерых избегают упоминать его всуе.

Разумеется, многие посвящения совершаются вдали от септ, без свидетелей, в условиях нехватки времени, даже прямо на поле боя, поэтому посвящение сводится к ударам мечом по плечам коленопреклонённого посвящаемого и произнесению рыцарских обетов. Именно так рыцарское звание получили

Битва за историю не останавливается не на секунду. Но, в отличии от выдуманного Индианы Джонса, настоящие историки похожи скорее на экспертов из детективных сериалов.

Не в том смысле что сексуальные и постоянно пьют кофе, а в том что постоянно возятся со всяким мусором. Источники сложные. Вот пример описания 1170-х годов, оставленного Арно Гиламом де Марсаном:

«У рыцаря должна быть хорошая лошадь. Она должна уметь быстро передвигаться и выдерживать вес всадника вместе с доспехами и оружием – кольчугой, копьем и мечом. Седло, уздечка и нагрудная перевязь должны быть ей впору. Накидка не седле должна иметь ту же эмблему, что и само седло, и быть того цвета. Флажок на копье должен быть одного цвета с эмблемой на седле и накидке. У рыцаря всегда должна быть наготове вьючная лошадь для перевозки вооружения и доспехов. Оруженосцы, готовые оказать необходимую помощь, должны находиться неподалеку».
Остальные – изображения, орнаменты, статуэткм – часто не блещут правдоподобностью, и детальностью. Вся надежда на археологические находки. К счастью они есть. Ну а теперь короткая выжимка из десятков лет кропотливого труда:

1 Германский рыцарь XI века На рыцаре кольчуга старого образца с разрезами по бокам. Такие кольчуги носили в Германии более двух веков подряд. Кавалеристы носили кольчуги с разрезами спереди и сзади, а этот рыцарь – пехотинец. На голове у рыцаря шлем старого образца (так называемый, «шпенгельхельм»), у которого пластины приклепаны к рамке из железных полос. Назальная пластина у шлема отсутствует. Низ кольчужной шапочки не защищает шею спереди. Щит скопирован с рисунков того времени. Считается, что именно такие щиты были у германских рыцарей XI века, хотя археологам не удалось найти ни одного сохранившегося экземпляра.

2 Богемский пехотинец XI века Пехотинцы многих европейских стран отличались от рыцарей и наемников тем, что не носили почти никаких доспехов. Однако, у этого пехотинца мы видим шлем с назальной пластиной, защищающей от рубящего удара меча. Он отлит из единого куска металла. Заклепки по краю щлема предназначены для прикрепления кожаного или холщевого ободка на мягкой подкладке. Щит-«коршун», который мы видим у воина, вошел в употребление в XI веке, как у пехотинцев, так и у кавалеристов.

3 Польский тяжелый кавалерист XI века Поляки много раз сталкивались с германцами, так как находились под постоянной угрозой агрессивной политики императоров. На этом воине мы видим железные чешуйчатые доспехи. В руках у него щит, покрытый кусками кожи. Его позолоченный шлем спереди украшен декоративными пластинками. К седлу привязан короткий топор.

1. Германский рыцарь первой половины XII века Шлем рыцаря имеет заостренную и загнутую вперед верхушку типичную для того времени. Рукава кольчуги доходят до запястья. Однако, в отличие от большинства своих современников, у этого воина нет ножных доспехов. Пояс для ношения меча закрепляли на талии следующим образом: его раздвоенный конец просовывали в прорези на противоположном конце и завязывали на узел. Это способ ношения пояса был распространен в Германии повсеместно как в XII, так и в XIII веке.

2 Пехотинец из Лотарингии, первая половина XII века На воине надета короткая кольчуга с рукавами, доходящими лишь до локтя. В руках у воина круглый щит, на котором перекрещивающиеся ремни заменили металлическую планку для захвата, характерную для предыдущих образцов. Несмотря на повсеместное распространение щита-«коршуна», у пехотинцев тоже часто можно было видеть круглый щит.

3. Пехотинец из Вероны, 1139 год Этот городской пехотинец одет в кольчугу. Его облачение имеет некоторые черты итальянского стиля: верхушка шлема наклонена вперед, нижняя часть шлема вытянута для лучшей защиты затылка. Щит воина достаточно длинный, нижний конец имеет прямоугольную форму. Это одна из разновидностей итальянского щита, которую помимо итальянцев использовали лишь некоторые воины-мусульмане. Облачение этого воина качеством не хуже рыцарского. Лишь кольчужные поножи, надетые только на левую ногу, говорят о том, что перед нами тяжелый пехотинец, который во время боя поворачивался к противнику именно левой стороной.

1. Рыцарь-«министериал» Вольфрам фон Эшенбах Рыцарь Вольфрам фон Эшенбах происходил из семьи баварских рыцарей-«министериалов». Расширенные висячие рукава и «V»-образный вырез его сюрко можно встретить на многих изображениях того времени. Германские мастера часто делали на детали вертикальные желобки, укреплявшие металлическую конструкцию. Делали они это сознательно или выдавливали выемки просто для украшения, нам неизвестно. Лицо рыцаря полностью закрывает маска, приклепанная к надлобному краю шлема. Наверху шлема мы видим украшение в виде флажка с родовым гербом Эшенбахов. Исследователи не смогли точно установить, что было изображено на этом гербе: топор или цветочный горшок. Тело лошади защищает стеганая попона. Точки в углах стеганых ромбов, вероятно, являются заклепками.

2. Германский рыцарь 1200 года Изображение этого рыцаря скопировано с рисунка в рукописи «Энеида». Рукав кольчуги настолько длинный, что закрывает руку, образуя нечто вроде варежки. Ко внутренней части рукава, прилегающей к ладони, пришивали кусок ткани или кожи для облегчения захвата. На голове у рыцаря необычной формы кольчужный капюшон с прорезями для глаз, по-видимому, являющийся частью кольчуги, надеваемой под сюрко. В рукописи нет описания того, каким образом одевали подобное облачение. Возможно, кольчуга имела спереди удлиненный клапан, но он обычно закрывал лишь рот. Кажется, некоторые из таких клапанов привязывались шнурками у висков. Именно такой вариант показан на этом рисунке. В руках у воина широкий щит, распространенный среди германских рыцарей. На сюрко находится такое же изображение герба, как и на щите. Меч свисает с перевязи на запястье. Это достаточно редкий способ ношения меча. Чаще так носили булаву.

3. Лучник из Тюрингии, 1200 год У лучника нет никаких доспехов, кроме шляпы в виде котелка. Его оружие по размерам близко к большому луку. Колчан для стрел в форме колпака напоминает колчаны конных лучников- мусульман, а также колчаны восточно-европейских воинов. Головки стрел полукруглой формы. Вероятно, на лучниках Тюрингии сказывалась близость славянских границ и оказывали влияние военные традиции славян.

1. Савойский рыцарь, 1225 год Воин из королевства Арле, являвшегося частью империи Германии. В руках у воина одна из ранних моделей шлема с маской для лица. Этот шлем надевали поверх шапочки на мягкой подкладке и кольчужного капюшона и завязывали ремешками под подбородок. В наколенниках из твердой кожи делали дырочки по краям и пришивали к рейтузам. В руках у рыцаря типичный для германского воина щит, по форме близкий к треугольному.

2. Пехотинец из Арле, 1220 год На этом воине надета длинная кольчуга. На голове у него отдельная кольчужная шапочка с прямоугольной нагрудной частью. Такая форма отлетного клапана кольчужной шапочки была типичной для германских воинов. Она свидетельствует о германском влиянии, имевшем место на территории, все больше подпадавшей под власть Франции. Ношение шапочки отдельно от кольчуги было нехарактерно для того времени. Шлем воина состоит, вероятно, из двух половинок, а декоративная полоска посередине закрывает место из соединения. Однако, это лишь предположение. Шлем также мог быть изготовлен из одного куска металла. В руках у воина щит-«коршун» старого образца.

3. Граф Людовик Луз, 1216 год Рисунок скопирован с изображения на графской печати, где граф изображен в сюрко с жесткой плечевой вставкой. Чередующиеся красные и желтые полосы на сюрко и лошадиной попоне являются цветами родового герба. В данном случае попона закрывает лишь голову и переднюю часть туловища лошади. Такие «половинчатые» попоны встречались нечасто. На подлинной печати шлем изображен с украшением наверху. Но из-за порчи оригинала форма украшения не сохранилась.

1. Вальтер фон Герольдсек, епископ Страсбурга, 1262 год На этом рисунке епископ изображен в том виде, какой он, вероятно, имел, когда вел свое войско в бой. Поверх шлема вместо украшения надета митра, сзади которой видна накидка, хотя в то время чаще можно было увидеть шарф, повязанный вокруг шлема. Его сюрко имеет подкладку из трех рядов вертикальных пластин. На лицевой стороне видны головки заклепок, которыми пластины прикреплены к ткани сюрко. В руках у епископа одна из ранних разновидностей булавы с ребрами. Она изготовлена таким образом, что вся сила удара приходилась на малую площадь ребра. Несмотря на предсказание, что поднявший меч, от меча и погибнет», епископ вооружен мечом. Воины-прелаты, вооруженные мечами и копьями (реже булавами), часто изображались на рисунках летописей, а также в «Песне Роланда» архиепископа Турпина. На лошади мы видим кольчужную попону, накинутую поверх мягкой подкладки. Поводьями служит железная цепочка, которую труднее разорвать во время боя, чем кожаные поводья.

2. Германский пехотинец-горожанин второй половины XIII века Этот воин носит акетон на мягкой подкладке со стоячим воротником и длинными рукавами, доходящими до запястья, в районе которого они сужаются, образуя плотно прилегающие к руке манжеты. На голове у пехотинца простой формы шлем, под которым надета шапочка на мягкой подкладке. Топор с большим лезвием держали обеими руками, нанося удар во время боя. Другие воины из горожан имели на вооружении копья, мечи и щиты.

3. Конный арбалетчик второй половины XIII века У этого воина, как и у многих других, мы видим кольчугу, надетую под сюрко. Однако, на ногах у него нет никаких доспехов. Для удобства зарядки арбалета, рукава кольчуги доходят лишь до запястья. Во время перезарядки своего оружия арбалетчик слезал с коня.

4. Пехотинец из Нидерландов, вторая половина XIII века Один из многочисленных солдат-пехотинцев, служащих в качестве наемника или феодального воина. На пехотинце мы видим чешуйчатые доспехи. Такие доспехи в виде длинной рубашки с короткими рукавами без капюшона, состоящей из роговых, железных и медных чешуек, время от времени можно было видеть у воинов второй половины XIII века.

Здесь мы рассмотрим рыцарские доспехи с 11-го века до первой половины 12 века, в частности, времена битвы при Гастингсе по Первый Крестовый поход. Будем считать, что рыцарское снаряжение в Центральной Европе было очень похожее. Значительные региональные различия не могут быть получены из источников, но представленные здесь изобразительные источники не позволяют их выделить. Границы применимости данных конструктивных особенностей уходят далеко на восток, например типичные для Восточной Европы формы шлемов. Различия в снаряжении мы находим в Византийской империи и в подчиненных ей районах, также свои особенности имеет снаряжение испанских рыцарей.

В первом квартале 11 века следует отметить, что щиты все еще не миндалевидные, и большинство из шлемов, можно датировать только второй половиной 11-го века.

Кольчуга

Понятия: кольчужный доспех, хоуберк, кольчуга могут быть использованы как взаимозаменяемые, поэтому далее будем называть просто "кольчуга". Представленые выше термины описывают наиболее распространенный железный доспех из применяемых в то время. Сохранилось несколько кусков кольчужного полотна, датированных 11 веком. Целых почти не сохранилось. Чтобы получить представление о внешнем виде кольчуги, рассмотрим артефакты и изобразительные источники до и после и естественно во время выбранного периода.

(А) Кольчуга из Гьермундбю 10-го века

Очень короткая, по реставрации она длиной только чуть ниже талии (до бедренных костей) у человека ростом 1,75 м. Реставрация очень ненадежная, поскольку кольчуга сохранилось в виде многих мелких фрагментов. Рукава короткие, едва закрывают плечи. Собрана из переменных рядов склепанных и полностью замкнутых колец.

Клепанные кольца: проволока сечением от 1,09 мм до 1,4 или 1, 68 мм, кольцо диаметром 7,4 мм до 8,3 мм, и 7,7 мм кое-где. Проволока круглая в сечении. Шляпки заклепок только на одной стороне кольца, все шляпки заклепок на одной и той же стороне ряда.

Замкнутые кольца: материал сечением от 1,1 мм до 2 мм, внутренний диаметр кольца от 7,5 до 8,4 мм. Кольцо в сечении в форме "скругленного квадрата". Эти кольца скорее всего были откованы.

Всего вышеупомянутых колец было обнаружено около 25 000, общим весом в 5,5 кг. (2, 17)

(B1) Кольчуга, предписываемая святому Вацлаву, выставка "Европа до 1000 года н. э." Прага, Чехия, начало 10 века

Вес кольчуги B1 равен 10 кг. Длинная, у человека ростом 1,75 м доходит почти до колен. Длинные рукава, закрывают большую часть предплечья. Эта кольчуга в более поздние времена, по-видимому была отремонтирована и изменена. Кольца сечением от 0,75 мм до 0,8 мм, и 0,9 мм у воротника. Все кольца клепаные. Внутренний диаметр колец варьируется от 6,5 мм и 8 мм. Разрез был вероятно на затылке, то есть на этой фотографии кольчуга со спины. Очевидно что после того как кольчугу одевали этот самый разрез затягивали кожаным шнурком.

(C) Кольчуги, Государственный Исторический музей на Красной площади, Москва.

Судя по визуальной оценке кольчуги C длина её до середины бедра. Рукава короткие, закрывающие до середины плеч. Проволока сечением около 1.5 мм, внутренний диаметр кольца около 7-8мм. Кольца клепанные.

При рассмотрении этих трех рубашек возникают следующие впечатления: кольчуги являются очень разными по длине, они в конечном итоге где-то между талией и коленями. Они с короткими рукавами – максимум одна треть предплечья покрыта. Кольца слегка приплющены в сечении (круглые, овальные, почти квадратный, и т.д.). Но плоских колец не известно. Кольца кольчуг являются часто цельными, и кольчуги иногда были собраны из чередующихся рядов склепаных и цельных колец. Полностью замкнутые кольца, либо штампуют (Гьермундбю, 17) или соединяют сваркой (Коппергейт, 8). Шпильки имеют круглое сечение и в основном из железа, хотя некоторые присутствие сплавов цветных металлов были найдены. (8).

Как изобразительный источник для современных реконструкций кольчуг, мы рассматриваем конечно Гобелен из Байе (Bayeux Tapestry). Поздняя дата изготовления и обстоятельства его производства влияет на качество этого источника (он был изготовлен через 20 лет после битвы при Гастинсе). Кольчуги, простираются на колено и локоть, ну по крайней мере закрывают предплечья. Другие изобразительные источники подтверждают это впечатление. Закрывающие запястье длинные рукава представлены на рисунке Q1 из Апокалисиспса Сент Север (z.B. Apocalypse von St. Sever, Französische Ritter zwischen 1028 und 1072,).


(D1) деталь Гобелена из Байо. Здесь кольчуга изображена квадратиками, что интересно меч "прячется" под кольчугу, обратите внимание на квадрат на груди.

Кольчуга со временем стремится закрыть все тело. Она разрастается за пределы колена и охватывает все предплечье, и во второй половине 12 века закрывают кисть руки кольчужной рукавицей. Это развитие завершается в 13-м веке полным бронированием рыцаря в кольчугу. Среди находок на месте битвы при Висбю, на о. Готланд 1361 г., также присутствуют кольчуги, которые сильно напоминают кольчуги более ранних периодов. Кольцо основном 8-10мм в диаметре, с колебаниями от 4-17мм. Кольца, в основном, круглого сечения, но также присутствует и уплощенные кольца (16). Вероятно, широко распространены плоские кольца на кольчугах стали в 14 веке, они были склепаны при помощи заклепки из маленькой треугольной пластины. (8)

О разрезе на кольчугах нельзя сказать определенно: для коротких кольчуг они не нужны; разрезы по бокам очень удобны, но воин рискует получить по бедрам и тазу мечом (а в тот ранний период преобладающей техникой была рубка на мечах), поэтому предпочтительнее разрезы спереди и сзади. Такие разрезы очень часто встречаются на изобразительных источниках того периода, и к тому же такие разрезы очень полезны всадникам, а рыцари были всадниками.

Разрез в районе воротника встречается. Расклешенная юбка у кольчуг интересующего нас периода не обнаружена. Также фестонов на кольчугах интересующего нас периода не обнаружено.

Боковая щель для ножен меча появляется во второй половине 11-го века и встречается до середины 12 века у кольчуг. Из неё заметен меч рукояткой торчащий из этой щели, наконечник ножен часто при этом выглядывает снизу из под кольчуги. На Гобелене из Байе, (см. рис. D). мы видим каким образом носился меч также очень интересна фигра в Хильдесхаймском соборе (нем. Hildesheimer Dom) см. рис. К, "Избиение младенцев" (см. рис. I3) и посмотрите на фасад собора в Ангулеме (нем. Kathedrale von Angouleme) на рис. U. Более ранних данных о ношении меча под кольчугой не мне не известно.

Другой особенностью рыцарей на изобразительных источниках являются кольчужные квадраты на груди. Что это может быть является спорным вопросом. Возможно это закрепленный на кольчуге в области груди дополнительный лоскут-нагрудник, или кольчужный клапан который защищает шею и лицо. В пользу варианта с клапаном говорят крючки на наносниках некоторых найденных шлемов. Такие крючки имеют смысл только, если на них что-то смонтировано. Нагрудник по логике вещей должен быть прикреплен постоянно, но против этой теории говорят изображения на Гобелене из Байе. Если это нагрудник почему он в боевые сценах никогда не показан? Хотя в боевых сценах кольчужные квадраты часто уже не на груди, но лицо все равно отображается как полностью, как раньше. Но поскольку, я думаю что артефакт шлем является более значимым, чем Гобелен, я считаю что это был все таки клапан закрывающий лицо, см. также рис. I7. Есть также множество изображений без этого квадрата.

Кольчужная (и вообще любая) защита на ног и ступней в изобразительных источниках на 11 и первую половину 12 века крайне редко встречались, и если таковая все же имела место, то принадлежала самым высокопоставленным воинам. Епископ Одо изображен на Гобелене из Байе вполне вероятно имеет кольчужные чулки, Вильгельма несколько раз (правда в более поздних источниках) изображали в кольчужных чулках.

Возможно кольчуги были покрыты чем-то, для защиты от коррозии. С позднего средневековья и раннего нового времени есть примеры лужения, то есть покрытия оловом. И есть посеребренная кольчуга 10 века, которая хранится в национальном археологическом музее в Софии, Болгария (1). Так как на интересующий нас период и регион нет никаких доказательств, то покрытие маловероятно.

Толщина проволоки и диаметр колец сильно варьируется, так что мы можем предположить много вариантов.


Все цифры в мм. Почти все подлинные кольца находятся в зеленой зоне. Некоторые отдельные кольца достигают размеров до 2,9 мм толщиной и почти 15 мм внешнего диаметра. Интересно, что тенденция показывает, что древнее кольчуга, тем толще кольца (шестой/седьмой век), в то время как более ранние находки преимущественно меньшего диаметра (8-10 век).(20)


(Е) Немецкие пешие или спешенные воины 1130-1140, аббатства Андлау в Эльзасе (восток Франции) Abteikirche von Andlau im Elsaß). Даже довольно длинные кольчуги, по-видимому, не обязательно имели прорези. Щиты несмотря на середину 12 века круглые.

Кольчуг было сделано в десятках разновидностей, размеров и весов, их почти невозможно точно датировать. Так как они сделаны из железной проволоки, то очень подвержены коррозии. Поэтому совсем не удивительно, что сохранившихся средневековые атртефакты фрагментарны и неопределенного происхождения. Тем не менее, тщательно очищенные и смазанные (...) кольчуги практически не имеют срока хранения. Не простые солдаты были снабжены кольчатой ​​броней тем более новой и в хорошем состоянии. Поэтому вероятно, что уже в позднем средневековье использовались кольчуги сделанные очень давно (13).


(F) клепанное кольчужное полотно: два примера плоских колец, округлые и овальные в сечении кольца

Кроме нижеуказанной кольчуги (F2) из сведенных колец сделанных из круглой проволоки встречаются захоронении III в. до н.э. в Киумешти, в Румынии, где были обнаружены фрагменты кольчуги. Вероятно, они представляют собой остатки двух разных кольчуг, поскольку одна из них состоит из чередующихся рядов штампованных и соединенных встык колец, в то время как на второй кольчуге кольца второго типа - склепанные. Также фрагмент кольчужного полотна из "сведенки" был найден в захоронении Саттон-Ху 6-7 века, это курганный некрополь восточнее Вудбриджа в английском графстве Саффолк. При этом есть множество примеров кольчуг из клепаных колец древних времен и позднего средневековья.

(F2)Сведенная кольчуга, Аугсбург, 1582 г. Кавалерии броню курфюрста Кристиана, в арсенале Цвингер в Дрездене (18). кусок кольчужного полотна прикрывающий бедро.

Кольчужная защита головы

На данный момент создается впечатление, будто кольчужная защита головы была представлена в следующими вариантами:

  1. Кольчужный капюшон составляющий единое целое с кольчугой;
  2. Кольчужная бармица на шлеме;
  3. Отдельный кольчужный капюшон;
  4. Кольчуга на корпусе у воина есть, но отсутвует кольчужная защита головы и шеи

Кольчужная рубаха, составляющая единое целое с кольчужным капюшоном – является бесспорным вариантом. Хотя, конечно, ни одного такого артефакта не было найдено масса соответствующих изобразительных источников указывающих на то, что эта версия защиты головы не имеет никаких сомнений: Гобелен Байе, Великая Печать Генриха I, Библия Санкт-Этьен, Апокалипсис Санкт Север, и т.д.


(N1) Апокалипсис Иоанна Богослова (Beatus-Apokalypse), 10-й век.(975 год) датировано по сопутствующим артефактам из собора в Героне (im Besitz der Kathedrale von Gerona), северо-запад Испании. Но очень высокий армор клас изображенных воинов заставляет усомниться в датировке. Но это скорее всего особенности Испанского вооружения и снаряжения.

Рыцари на рис. N1 до кисти руки полностью защищены кольчугой. Также закованы в кольчугу ноги и ступни. Такая кольчужная защита больше похожа на ту что использовалась в конце 12 века. Виден по крайней мере один фригийский шлем, (подробнее ниже слева). Щиты круглые без умбонов, находки таких щитов присутствуют на 10 век. Изображены также наносники на некоторых шлемах, они нижнем краем соединены с кольчужным капюшоном.


(L) Деталь сосуда для святой воды из Лотарингии (ок. 1000 года) в настоящее время хранится в соборе Аахен. Отчетливо видна кольчуга закрывающая уши и шею, также две кольчуги с коротким рукавом, овальные щиты.

(М) Евангилие Эстернаха (Evangeliar von Echternach (Codex aureus Epternacensis)), 1030-1050. Сегодня хранится в Германском Национальном музей в Нюрнберге (Hs 156 142). Хороший изобразительный источник. (F), фреска из склепа базилика Аквилеи из провинции Удине (Krypta der Basilika von Aquileia) в северной Италии, начало 12 века.
(J) Два рыцаря из рукописи de Ebulo Liber. 1196 год "Liber ad honorem Augusti sive de rebus Siculis” von Petrus de Ebulo (Кодекс 120 II Гражданского библиотеки в Берне). Полная картина также показывает, епископа Конрада фон Вюрцбурга Рисунки (F и J) показывают, что в кольчужный капюшон в более поздние времена становится стандартом снаряжения. (I1) У отмеченного воина в отличии от многих других нет на теле кольчуги. Сегментный шлем с низу снабжен кольчужной бармицей. Изо. начала 11 века, иллюстрация "Видения Авакуума" из северной Франции библия бенедиктинского монастыря Сен-Вааст, недалеко от Арраса ("The Vision of Habukuk” aus der nordfranzösischen Bibel des Benediktinerklosters Saint-Vaast in der Nähe von Arras). MS 435, Муниципальный библиотеке, Аррас.

Кроме кольчужных капюшонов, присоединенных к рубашке, была распространена кольчужная бармица, крепившаяся к шлему (нем. Helmbrünne англ. Aventail). Кольчужная бармица закрывала шею и плечи, возможно иногда и лицо.

Шлем Печ, конец 10-го Века: "В нижней части купола все еще ​​присутствуют остатки креплений для кольчуги." (4),

Шлем из Ледницкого озера (Helm von Ostrow Lednicki), 11-12век: "На краю шлема отверстия, которая служили для крепления защиты шеи." (4)

Шлем Святого Вацлава (Helm des heiligen Wenzel), 10 век: "К нижней части шлема приковано железную полосу к которой была прикреплена (...) защита шеи." (4)

На шлеме из Гьермунбю (Gjermundbu helm) все еще есть остатки кольчуги, вставленной в отверстия в нижней части шлема. (3)

Все эти признаки в совокупности доказывают что небольшой кусок кольчуги крепился и к шлему.

Отдельные кольчужные капюшоны и ожерелья, которые даже не соединены с кольчужной рубашкой и не крепятся к нижней части шлема, трудно подтвердить. Однако, большая часть изобразительных источников, показывающих рыцарей в кольчуге и шлеме не может быть истолковано однозначно. Например, возможно что на рисунке M изображен рыцарь в шлеме с кольчужной бармицей, а возможно что к его кольчуге крепится кольчужный капюшон, есть мнение что он вообще не в кольчуге. Некоторые рыцари могли также носить отдельные капюшоны. В силу схематичности изобразительных источников и скудности артефактов можно строить предположения. То есть предположим что шлем одевается на кольчужный капюшон, тогда подбродочные ремешки или шнурки должны быть видны над закрытыми кольчугой щеками рыцаря, но художники того времени (а часто и более поздних времен) не слишком утруждали себя мелкими деталями. В случае применения кольчужной бармицы ремешки спрятаны под кольчугой, но если и использовалась отдельная кольчужная перелина или кольчужный капюшон, то художники и скульпторы во многих случаях не утруждали себя выведением стыка.

Нашел пока только два изобразительных источника, показывающих отдельные кольчужные капюшоны, смотрите ниже рисунок K, и в другом разделе рисунок T.

Было бы удивительно предполагать отсутствие у главнокомандующего доспеха. Вы скажете: а зачем, он же должен руководить боем? Но в то время главнокомандующий должен был атаковать в первых рядах, поэтому он должен быть защищен очень надежно.

Также немного странно предполагать в то время шлем без кольчужной бармицы и не одетый на кольчужный капюшон, то есть вообще без кольчуги. Казалось бы это так просто, но очень мало таких изображений. Из летописных источников известно что в разгар битвы при Гастингсе была разнесена весть о то том что Вильгельм погиб, и он открыл лицо и показал свои воинам что он жив. Значит во время боя его лицо было чем-то закрыто, наверняка ни личиной ни забралом, а клапаном кольчужного капюшона.

(G2) Печать Вильгельма Завоевателя. Такое впечатление что он вообще без кольчуги и шея голая. Шлем очень необычный - похож на шлема античности.

Норманнский шлем

Шлемы конической и сфероконической формы с наносником типа Аусбург распространились в с начала 11 века по всей Европе и сохраняли свою популярность на протяжении 12 века. С конца 12 века постепенно вытесняются горшкообразными шлемами, но используются и в 13 веке. (6)

(Р2) Шлем из в реки Маас , (территория Бельгии), 11-12 вв. Хранится в Майнце, в римско-германском центральном музее, выставка "Das Reich Salier"

Отбольшинства шлемов такого типа отличается отсутствием ребра жёсткости по центру шлема, как на пример на шлеме из Ольмуца и ем подобным. Так же интересно наличие навершия с кольцом, возможно служившим местом крепления яловца или подобного ему украшения. Также выкован из одного куска.



(В2 + W1 + СС1) шлем из Ледницкого озера (Ostrow lednicki) район Гнезно в провинции Познань в Польше. 11/ 12 век. Выкован изьодного куска. Слегка трапециевидная тулья. Крючок на наноснике присутствует.

Эти шлема очень похожи, шлем святого Вацлава является также представителем шлемов этого типа. Их высоты составляют 27,5 см, 26,5 см, 24,2 см, 24,4 см, 27,9 19,5 см, вероятно, измеряется от вершины к кончику наносника. Они все кованы из одного куска железа, и с наносниками. Также очень интересен для рассмотрения шлем, опубликованный в начале 20 века в немецком журнале "Историческая экспертиза" из Awarenwall,

(I2) Шлем найденный то ли в Темзе, то ли в северной Франции. Наносник восстановлен. Швы на передней правой и левой и задней правой и левой. Если вы посмотрите на шлем сверху носа и лицевой стороной вверх, в результате швы образуют букву X. На форуме налогичные из акционов,

Изобразительные источники демонстрируют по большей части только один тип шлема: Норманнский . То есть каску конической или сфероконической формы приплюснутый с боков так что при просмотре сверху напоминает овал, чаще всего с наносником. Они цельнокованные или сваренны из сегментов так что стыков не видно. На рисунках шлем часто выглядит так как будто был собран из сегментов. Сегменты были прикованы друг к другу непосредственно (например, из Темзы и ряд восточноевропейских шлемов). Шлема скрепленные при помощи полос (Гьермундбю, Бальденхем) могут встречаться, но уже устарели – в Западной и Центральной Европе датированного 11-12 векам ни сохранилось ни одного экземпляра. Но многие изобразительные источники и находки таких шлемов от более ранних эпох говорит в пользу этого предположения.

Особой формой конических шлемов является "Фригийский колпак", названный так по аналогии с шерстяными шапками из Фригии (области на западе современной Турции). Их отличает загнутая вперед верхушка тульи, смотрите рис. N. Видимо, это форма шлемов вошла в моду после 11 века и просуществовала на протяжении всего 12 века.

Шлем Шамосон (Chamoson) очень похож на шлем из замка Нидереальты (Niederrealta), в 1961 году, в настоящее время позволяет нам первоначально последить происхождение Черепников в Северной Италии, в 12 веке. Они были изготовлены в соответствии с традицией Гьермундбю и других сегментных шлемов, для соблюдения её на шлеме Chamoson были установлены сегменты, которые не добавляют оборонительных свойств(9).

Шлема Черепники и "Фригийские колпаки" в 11 - первой половине 12 века применяются очень ограничено, они актуальны только для конца рассматриваемого нами периода. В принципе шахматные фигуры из Аббатства Льюис в Шотландии, изготовленные в 12 веке применяют для реконструкции 11 века (а там у некоторых фигур как раз черепники), но все равно ограничено.

Не исключено что шлема могли быть ярко окрашены. Иллюстрации показывают красочные шлемы. Но материально подтвердить это невозможно. Ни на одном шлеме интересующего нас периода краски не сохранилось.

О наноснике

В 10-ом веке, большинство шлемов не имеют наносника. Но есть некоторые исключения, а с конца 10 века наносники все чаще появляются.


(S1) Шлема из рукописи Сен Галлен из университетской библиотеки Лейден (St. Gallen um 925. Leiden, Universitätsbibliothek, Ms. Periz. F17, fol. 22r (1.v.l.), 9r (2.v.l.). Верхняя строка показывает, шлема с наносниками. Нижний ряд показывает такие же шлемы без наносников.

На рис. S1 ясно различимые наносники, иногда даже с типичным крючком на кончике. Только слетающие с голов шлема изображены с наносниками. Может быть, это художник изобразил так, чтобы не закрывать лица воинов.


(DD) Филлипс Мидлтон, Райдейл, Северный Йоркшир, Англия, 10 век (Jellingstil). Викинг в шлеме с наносником с мечом, саксом, копьем и щитом.

До и после изучаемого нами периода, есть много примеров шлемов с наносниками. Эта преемственность и представленные здесь рисунки: S1, DD, N1 доказывают существование наносников в 10-м веке и естественно в 11 и 12 веке.

В современном представлении рыцарь представляет собой независимого воина. Эти члены общества были достаточно привилегированными, составляя к тому же еще и основу средневековой армии. Рыцари легко могли пускать в авантюрные приключения и путешествия, у них образовался романтический ореол. Теоретически такого статуса могли добиться и самые низшие классы, если будут послушно и долго служить. Для них рыцарство становилось самой настоящей наградой за их смелость и доблесть. Рыцарство стало неотъемлемой частью средневековой европейской истории.

Это явление зародилось еще в Западной Римской империи в V веке и просуществовало до XVI столетия, когда произошла революция в военном деле. Национальные армии стали расти, а количество самостоятельных воинов стало снижаться, как и их значение нравственного и физического стержня военных объединений. В нашем списке присутствуют не только подлинные исторические фигуры.

Ведь даже вымышленные рыцари сыграли важную роль на теорию и практику этого явления. Оценить представителей такого средневекового течения можно по следующим параметрам: известности, следу в истории, отражению добродетелей. Вообще же традиционно известны следующие рыцарские основные черты: справедливость, мужество, великодушие, милосердие, вера, благородство и надежда.

Рыцарство начиналось, как военная структура. Человек с оружием брал на себя обязательство служить своим мечом своему владыке. А тот в свою очередь взамен предоставлял защиту, земли и льготы. Элемент служения имеет первостепенное значение. Ведь в те времена не было централизованной власти и верховенства закона. А сообщество воинов, связанных клятвами верности, являлись наиболее эффективным средством социальной сплоченности.

Считалось, что рыцарь должен был обладать определенным мастерством, чтобы быть готовым идти на подвиги. Он должен был также доказать свою верность господину. Великий рыцарь должен был создать репутацию своей неуязвимости, а также оставить после себя мифы о величии и славных делах. Рыцарями считали и правителями. Но их основной функцией все же было управление государством, а не сражения. Расскажем ниже о самых великих рыцарях, вошедших в историю Средневековья.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278). Наиболее известная черта этого немецкого рыцаря - его нарциссизм. Имя Ульриха использовалось в исторической романтической комедии, его сыграл Хит Леджер. На самом деле это был образцовый рыцарь в классической западной традиции. Он начинал, как бедный дворянин в одном из многочисленных феодальных княжеств в раздробленной Германии. Но временем у него появился свой оруженосец, а в итоге и собственное поместье. Благодаря своей настойчивости и умелому владению мечом фон Лихтештейн заработал много денег на турнирах. Это и позволило ему совершить социальный прогресс и повысить свой статус. Ульрих стал знаменитым и великим рыцарем, его за честь считали принять многие турниры. Благодаря громкому имени и призовым средствам он разбогател. Удивительно, но в реальных сражениях он никак себя не прославил, как и в браке. Другая сторона славы Ульриха - его мастерство в качестве поэта позднего миннезанга. Он исполнял лирические песни. Подобные поэты были схожи с бардами или трубадурами во Франции и Англии. Они пели о своих великих любовных подвигах и доблестных победах. Ульрих на основе своих путешествий создал довольно известный цикл «Служение дамам». Это дает возможность предположить, что рыцарь был очень начитан и творчески одарен. Но как это обычно бывает для рыцарей, он достаточно высокомерно утверждал, что все те великие истории, рассказанные о нем, являются правдой. В том числе романы с многочисленными женщинами и 307 побед на турнирах. В свое время Ульрих являлся настоящей живой легендой, но в конечном счете он тихо скончался в своем имении, так и не оказав заметного влияния на политической арене. Фон Лихтенштейн является показательным образцом благородного и романтического рыцаря.

Дон Кихот (около 1600 года). Этот испанский рыцарь прославился такими своими чертами, как упорство и самообман. На самом деле Дон Кихот и рыцарем то считаться не может в полном значении этого слова. Тем не менее список наш без него будет явно неполным. Ведь он оказал заметное литературное влияние путем жестокого сарказма на весь институт рыцарства. Дон Кихот был рыцарем больше в своих мечтах или фантазиях, таковым его сделала литература. Герой романа стал настолько одержим идеей рыцарства, что стал повсюду искать приключения. Опостылевший дом был обменян на будущие подвиги и любовные романы. История Дон Кихота во многом напоминает историю Эль-Сида, великого настоящего испанского рыцаря. Сюжет похож - лошадь, любимая женщина в беде, разрешение конфликтов и безбашенные приключения. Шутки следуют одна за другой. Дон Кихот называет рыцарем трактирщика, спасает крестьянского сына, а доярку принимает по ошибке за знатную даму. Его оруженосец крайне двуличен. В результате поиски приносят рыцарю только лишь страдания. Подобно другим рыцарям деньги вовсе не главное для Дон Кихота, он грезит о сражениях, а на его пути встречаются самые разные люди. В конце концов Дон Кихот вновь становится благоразумным. Он отказывается от прежней жизни, как только становится ясно, что рыцарство мертво, а мир больше не уважает таких вот романтиков. В финале Дон Кихот умирает, так и не отказавшись от своих ставших несовременными идеалов. Сама форма романа отходит от средневековых романтических традиций, они, наоборот, высмеиваются тут.

Эдуард Черный Принц (1330-1376). Лучшее, что было у этого английского героя - череда его великих побед. Эдвард по статусу своего рождения уже оказался на высоте рыцарской культуры, так что его статус великого дался ему относительно несложно. Этот человек являлся старшим сыном короля Эдуарда III. Именно он основал орден Подвязки, благородный рыцарский орден. Черный Принц носил титула принца Уэльского, записи говорят о нем, как о сильном воине. Он был решительным и храбрым, отлично проявил себя в сражениях с французами. А ведь те были богаче, лучше обученными и вооруженными, чем англичане. Невзирая на это, Эдуард повел против них войска своего отца. Он смог выиграть ставшими классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье. За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Да и личная жизнь рыцаря была довольно известной. Он по любви женился на своей кузине, Джоанне Кентский. Эта пара стала одной из самых ярких в Европе. Эффектная супруга еще больше прославила рыцаря, сделав его образ богаче и разностороннее. Эдвард отмечен многими рыцарскими добродетелями, в том числе щедростью и благочестием. Это проявилось в отношении к захваченному при Пуатье королю Франции и к рядовым пленным. А вот по отношению к простому народу Эдуард был более высокомерным, проявляя тревогу за свое положение и за ситуацию в родной Англии. Эдуард постоянно учился на войне. Это проявилось в его прагматизме и инновационной тактике. Таким было основное отличие Черного Рыцаря от французов, которые придерживались традиционной стратегии. Новаторский подход и сделал рыцаря великим военным лидером. И как истинный рыцарь Эдуард вскоре почувствовал, что Франция и Англия слишком малы для него. Он решил поискать славу в другом месте, в частности, в Испании, хотя в конечном счете ему это и не удалось. Негативной стороной рыцаря являлось то, что в отличии от других образцовым своих коллег, он не боролся с неверными, не писал стихов и не проводил много времени в любовных романах. А слово «черный» в его имени может означать цвет его доспехов, тяжелый характер или же происхождение его матери.

Жак де Моле (1244-1314). Этот известный французский рыцарь прославился тем, что возглавил самый большой Крестовый поход. Де Моле был последним великим Магистром ордена тамплиеров. Этого не достаточно чтобы причислять его к великим рыцарям. Но недавний роман «Код да Винчи» привлек к нему внимание, а образ самого магистра стал гораздо более интересным в глазах современников. Что же он на самом деле сделал? Его избрали главой самого мощного в христианском мире крестового похода. Именно поэтому в нем должны отображаться многие рыцарские черты, ведь они были довольно важной основой жизни в его родном ордене тамплиеров. Рыцарем Жак встал в 21 год после участия в битве. Чтобы закрепить свой статус, молодой человек принял участие в Крестовом походе на Святую землю. Вскоре Крестовые походы угасли, все, что мог сделать на тот момент де Моле - перенести штаб-квартиру тамплиеров на Кипр после падения Акры в 1291 году. В итоге Орден ушел с земли, для защиты которой от мусульман он собственно и создавался. Но эти события стали счастливым случаем для самого Жака. Уважаемый и благочестивый рыцарь стал Великим магистром Ордена тамплиеров. Де Моле проявил себя не как военачальник или сердцеед, а как умелый администратор и европейский политик. Он создал по всей Европе целую сеть филиалов своей организации. Они стали меньше заниматься рыцарскими делами, а больше торговлей и ростовщичеством. Магистр стал созывать монархов Европы на новый крестовый поход. Кульминацией усилий стало даже нападение на мамлюков в Египте в 1300 году, однако вскоре завоеванный плацдарм был снова потерян без поддержки союзников. Устав от военных потерь, Моле с тамплиерами стал одерживать победы в банковском деле. Такое его влияние на экономику восстановившейся Франции стал пугать короля Филиппа IV. В ходе борьбы за власть Моле к тому же поддержал претендента на престол, что и послужило причиной его ареста в Париже в 1307 году. Формальным поводом стала измена тамплиеров, а на самом деле таким образом король покрыл свои долги, забрав себе все средства Ордена. Жак до конца защищал свою независимость, как истинный рыцарь, оставаясь верным клятве Церкви до самого конца. В 1308 году Моле был фактически освобожден Папой Климентом V. Ведь вина Магистра основывалась больше на слухах и домыслах, нежели на фактах. Но долгие слушания привели к тому, что Моле был заживо сожжен, как впавший повторно в ересь. Он заявил, что все его предыдущие показания против Ордена были неправдой.

Рыцарь Чосера (около 1400 года). Основные черты этого английского рыцаря довольно стереотипны, однако они построены на основе реальных людей. В позднем средневековье сложился образ рыцаря, как несовременного человека. Тому виной в том числе и творения Джеффри Чосера. Этот английский писатель конца XIV века написал несколько сказочных творений о рыцарях своего времени. Эти люди показывались храбрыми, обладающими традиционными добродетелями, хорошим поведением, изысканной любовью и благочестием. Такой ходячий стереотип включил в себя сразу все возможные добродетели. Основой же для персонажа стал наемник Джон Хоквуд из Эссекса, которого автор лично знал и в своих творениях просто облагородил. Наиболее известной историей является «История рыцаря» из «Кентерберийских рассказов». Там смешивается классическое повествование с уроками галантности, ведения разговоров об опасности братского разногласия или несчастной любви. Сам персонаж рыцаря хотя и приятный, но довольно безликий. Считается, что его роль в английском обществе становится все менее значимой, а сам он больше идеальный персонаж, нежели реальный. Рыцарь из рассказов Чосера много путешествовал и стал известным благодаря своему применению оружия. Но в конце своей карьеры этот воин стал благочестивым, вот зачем он едет со своими попутчиками в Кентербери, дабы там поклониться мощам одного из святых. Хотя этот рыцарь и не был реальным персонажем, все-таки он дал немало представлений об этом классе людей.

Готфрид Бульонский (1060-1100). Этот французский рыцарь прославился тем, что именно он возглавил самый первый и самый лучший крестовый поход. Происхождение Готфрида не предполагало его будущей славы. Он был всего лишь вторым сыном незначительного французского графа. Но именно такой невысокий социальный статус и подтолкнул его к карьере великого и прославленного рыцаря, а крестовый поход только приумножил его славу. Его семья смогла наделить Готфрида титулом герцога Нижней Лотарингии, но вместо того, чтобы защищать этот богатый и стратегический важный край, он отказался от своих земель. В обмен на это преклонился перед императором Священной Римской империи и согласился поменять свои владения на меньшую территорию. Смирение и преданность являются истинно рыцарскими добродетелями, но Готфрид, как и многие другие свои коллеги, выбрал независимый курс. В 1095 году рыцарь вместе со многими другими откликнулся на призыв Папы Урбана II освободить Палестину от мусульман. Таким образом, несмотря на всех своих родственников и того, что император сделал для него, Готфрид продал все свои земли, чтобы обеспечить вооружением готовящуюся в поход армию. Рыцарь был настолько харизматичным, что вместе с ним в поход выступили и два его брата. Это никак не обрадовал мать. Согласно древним хроникам Готфрид смог собрать армию в 40 тысяч человек. Все они крестовым походом прошли из Лотарингии через Венгрию в Константинополь. Славу Готфриду принесло то, что он был одним из первых франкских рыцарей, достигших Святой земли. Именно образ герцога показал, каким самоотверженным должен быть настоящий крестоносец. Сила его, как рыцаря, заключалась также в том, что он обладал не только храбростью и благочестием, но еще и настойчивостью. В то время как другие участники похода жаловались на голод, жажду или тоску по дому, сам Готфрид был непреклонен в своем желании достичь цели. Венцом карьеры рыцаря стал штурм Иерусалима под его руководством в 1099 году. Готфрида избрали первым правителем царства крестоносцем на этой земле. Однако сам он отказался от звания короля, приняв титул барона и Защитника Гроба Господня. Хотя действия рыцаря основывались на массовых убийствах тех же защитников города, это никак не повлияло на его репутацию славного воина того времени. К 1100 году Готфрид вместе с другими воинами завоевал большую часть Палестины. Он даже распорядился короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае своей смерти. Таким образом была основана целая династия. Так что отказ от Лотарингии сослужил хорошую службу. Внешне же Готфрид обладал классическими рыцарскими атрибутами и идеальной формой. Он был высоким, сильным, стройным и бородатым. Погиб же славный рыцарь при осаде Акры.

Сэр Галахад (V век). Этот валлийский рыцарь, принадлежавший к легендарному Круглому столу короля Артура, называется святым рыцарем и помазанником божьим. Галахад был буквально рожден для величия, ведь его отцом считается сам Ланселот. Говорят, что его судьба сложилась удачно во многом благодаря Мерлину. Хотя мы говорим о вымышленных людях, но героический цикл о короле Артуре стал настолько богатым культурным явлением, что доминирует над всеми другими рыцарскими балладами не только в Англии, но и во Франции. Сами легендарные рыцари вместе со своим королем стали основой для ранних архетипов идеального рыцаря или даже нескольких различных рыцарей. Сам же Галахад появился в самом конце цикла, но все равно являлся одним из великих рыцарей круглого стола и искателей Святого Грааля. Сэр Галахад обладал некоторыми из наиболее ценных рыцарских достоинств. Он вырос очень религиозным, галантным и с чистыми помыслами. Молодой воин прославился тем, что сел в Гибельное Сиденье, а ведь это место предназначалось лишь для самого достойного, кому покровительствует Господь. В итоге король Артур провозгласил его, как величайшего рыцаря. Стать лучшим Галахаду мешает то, что он все же был мифологической фигурой. Однако его культурная значимость была очень высока, он воплотил в себя многие достоинства классического средневекового рыцаря. Галахад выполнял в основном задания не вполне рыцарского свойства, такие как спасение попавших в беду дам или своих товарищей. Этот рыцарь хотя и назывался благочестивым и милосердным, но в отсутствии характера упрекнуть его нельзя было. Он оказывался в нужных местах в нужное время, что сделало его самым значительным персонажем всего Круглого стола. Казалось, что в руках именно Галахада находится судьба Англии. Вместе с другими рыцаря ему было видения Святого Грааля, в которую Иосиф Аримафейский собирал кровь Христа. Поиски этой реликвии и стали целью той группы рыцарей. В конечном счете Галахад смог защитить и спасти самого Артура при битве у замка Тинтагель, что явилось важным событием. Ведь сам Артур являлся самым великим из всех английских королей. По легенде именно Галахад смог найти и взять в руки Святой Грааль, после чего вознесся на небо.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421). Этот французский и бретонский рыцарь смог сделать головокружительную карьеру, прославившись своими военными способностями. Уже с самого раннего возраста этот дворянин начал принимать участие в разнообразных военных кампаниях. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании, а в итоге стал одним из видных участников Столетней войны с Англией. Во время перемирия в 1390 году Бусико выбрал самый эффективный и впечатляющий путь для того, чтобы стать прославленным рыцарем. Он выступил на турнире и победил там всех. Ле Менгр не только заработал крупные призовые, но и сделал себе имя, которое стало хорошей ступенью для дальнейшей карьеры. Затем в истинно рыцарском стиле Бусико оставил все, что у него было и начал путешествовать. Он даже стал писать стихи о своих подвигах, что и являлось естественным для благородного воина тех времен. Слава благочестивого рыцаря была настолько велика, что когда он вернулся на Родину, король Филипп VI сделал его маршалом Франции. Это было максимальной вершиной в карьере для рыцаря, не считая прямого захвата трона. Ле Менгр прославился своим мастерством, опытом и мужеством в бою. Он считался великим лидером. На свой пост Бусико был помазан в главном кафедральном соборе страны, что подразумевало особую священную ауру этого воителя. Этот рыцарь всегда находился в самом центре сражений. В битве при Никополе в 1396 году он попал в плен к туркам, но избежал казни и был выкуплен. После этого Бусико основал специальный рыцарский орден, вдохновленными идеалами куртуазной любви. В знаменитой битве при Азенкуре ле Менгр снова попал в плен и умер в Англии через шесть лет. Этот рыцарь оставил весомый след в истории. Он находился на самой вершине власти, помазанник короля боролся с неверными, внес вклад в придворную культуру и прославился своими благими делами.

Ричард Львиное Сердце (1157-1199). Английский король-рыцарь прослыл рьяным защитником веры. Хотя в списке и недолжно было изначально быть королей, если из всех них выбрать настоящего рыцаря, то именно Ричард I Английский как нельзя лучше подходит на эту роль. Он наилучшим образом показал все достоинства средневекового рыцаря. К тому же Ричард больше времени провел в этом амплуа, нежели управляя государством. Короля уважали друзья и враги, он боролся за свои идеалы, а не просто за обычные завоевания денег и земель. С самой ранней юности Ричард уже был в седле, побеждая воинов различных стран и наций, вселяя любовь и преданность в своих подданных. Этот король один их немногих, кто получил громкое прозвище - Львиное сердце. Оно отражает его мастерство и страсть, как рыцаря, а не справедливость или величие, как короля. Но против Ричарда в некоторой степени говорит его происхождение. В отличие от некоторых других рыцарей свой высокий и великий статус он получил просто по праву своего рождения. Ведь Ричард являлся отпрыском знаменитой пары - Генриха II и Элеоноры Аквитанской. Тем не менее юный принц восстал против своего отца, выступив к тому же в форме странствующего рыцаря. А ведь это было довольно дурным поступком с точки зрения морали. Впоследствии Ричард сознательно принял и практиковал большинство ценностей рыцарства. Он писал стихи и галантно себя вел. К тому же принц был привлекательным и физически хорошо сложен. Говорят, что рост Ричарда составлял 193 сантиметра, он был голубоглазым и светловолосым. Большую часть своей жизни будущий король провел во Франции, в самом центре средневекового рыцарства. Именно оттуда он и восстал против своего отца, просил прощения и принял рыцарство французского короля Людовика VII, что только раздражало его английских родственников. Славу умелого военачальника Ричард приобрел при разгоне мятежа французских баронов. Но такая деятельность и постоянный страх перед отцом были не по вкусу принцу. Он оставил все свои титулы и привилегии и решил принять участие в Третьем Крестовом походе. Ричард потратил кучу денег, собрав армию крестоносцев. Это было явным выражением рыцарской защиты веры. Вместе с рыцарями Ричард оккупировал королевство Сицилию, чтобы восстановить права своей сестры на местный престол. Хроники того времени дают понять, что Ричард гонялся за победами, нежели за завоевания и в целом был плохим королем. Он завоевал Кипр в 1191 году, чтобы защитить с этой стороны собственную армию, но затем отдал остров рыцарям-тамплиерам. Это доказало его рыцарский, а вовсе не королевский дух, зато сделало знаменитым. Ричард победил мусульман в Аккре, но затем поссорился со своими союзниками - королем Франции Филиппом и герцогом Австрии Леопольдом. Затем рыцарь победил самого лучшего мусульманского лидера Саладина, а вот на штурм Иерусалима в 1192 году так и не решился. Но из-за своего высокомерия и безрассудства Ричард на обратном пути домой попал в плен к Леопольду, которого он ранее оскорбил. Только богатый выкуп позволил королю-рыцарю наконец-то вернуться домой. Но беспокойный воитель не знал покоя и в ходе очередного сражения был смертельно ранен. Военные подвиги Ричарда сделали его одним из самых известных персонажей средневековой истории. О нем сложено множество легенд, остались его стихотворения.

Эль Сид, Родриго Диас де Бивар (1043-1099). Этот испанский рыцарь прославился сражениями за независимость своей страны. Само прозвище «Эль Сид» в дословном переводе означает «мой господин». Этот человек прослыл настоящим рыцарем и для мусульман, и для христиан. Что и неудивительно, учитывая, что боролся и против христианских, и против мавританских тиранов. Хотя Эль Сид и не был добродетельным рыцарем, зато с лихвой окупил это превосходными боевыми навыками. В результате даже его собственный король простил ему постоянную смену сторон. Одним из прозвищ было «Чемпион», он был основным полевым командиром самого мощного из многочисленных христианских испанских королевств. Современная история превозносит Эль Сида, как воплощение испанского рыцарства. Менестрели складывали о нем баллады, рассказывая о его подвигах в боях в защиту Церкви. Эль Сид стал самым настоящим народным героем, что было довольно необычно для дворянина. Ведь в те времена знатные люди нещадно эксплуатировали крестьян, заставляя их выполнять все работы в поместье. Молодость Родриго встретил, будучи скромного происхождения. Его семья имела отношение к суду в Кастилии, но в основном речь шла о работе с документами. Но сам юноша смог произвести хорошее впечатление - он победил арагонского рыцаря в поединке один на один на глазах у своих ровесников. Начав служить, Эль Сид поучаствовал в нескольких сражениях с маврами, правившими на юге Испании. Там он показал отличное военное мастерство, которое к тому же постоянно совершенствовал. В лучших традициях рыцарства Эль Сид стал проявлять высокомерие, воюя с кем попало и по своей лишь воле. За этот король Альфонсо лишил его всего титулов и отправил в ссылку. Но разве «господин» должен просить прощения и молить о пощаде? Родриго стал рыцарем по найму! Хотя его имя и являлось синонимом победы над маврами, именно им Эль Сид и предложил свои услуги, возглавив армию в Сарагосе. После нескольких лет успешной борьбы с христианами, берберами и другими маврами, Родриго понадобился кастильскому королю. Ведь он оказался отличным военачальником. Казалось бы, сама просьба короля вернуться изгнаннику должна стать для того величайшей милостью. Но Эль Сид фактически ответил, что не нуждается в этом, так как может создать свое королевство. А уважение и милости в обмен на верность ему не нужны. В 1094 году Эль Сид вместе с другими наемными рыцарями захватил Валенсию, стал ее фактическим правителем. Мавры попросили вернуть город и осадили его. По легенде Родриго был ранен отравленной стрелой, а его умная жена поняла, что даже после смерти легендарный Эль Сид способен воодушевлять свою армию и командовать ею. Она облачила тело мужа в доспехи и усадила на коня, расположив на крепостных стенах. У Эль Сида были и другие необходимые атрибуты рыцаря: конь и меч. Боевая лошадь по прозвищу Бабьека сама овеяна легендами, а стальной кордовский меч Тизона прославился своей прочностью. Сам рыцарь был далеко не глупым. Он довольно много читал о войне, в том числе произведения римских и греческих авторов. Его женой стала красивая и изящная женщина, а дочери стали членами испанского королевского семейства.

Уильям Маршал (1146-1219). Славу этому английскому рыцарю принесли его победы на многочисленных турнирах. Многие современники считают его величайшим рыцарем средневековья. Несмотря на сложную обстановку вокруг, Уильям смог сохранить в себе все добродетели рыцарства. Он умело владел всеми видами оружия, был верным своему господину, защищал свою веру, заслужил расположение великой женщины. Маршала уважали за его дипломатичность и милосердие. Тогда турниры представляли собой вовсе не поединки один на один, а войны в миниатюры между объединениями рыцарей. Целых шестнадцать лет Маршал провел на турнирах, иногда участвуя и в реальных войнах. Уильям разработал собственную тактику на этих состязаниях. Он хватал коня противника за уздечку и тащил за собой к своим друзьям. Там он вынуждал врага сдаться и заплатить выкуп. Если жертва спрыгивала и убегала, то в награду оставался конь, что тоже было ценной наградой. Маршал смог за долгие годы улучшить свое мастерство, а на завоеванные деньги приобрести себе земли и лучшее оружие. По обычаям того времени молодой Маршал был отправлен на обучение во Францию. Там он быстро освоил те военные навыки, которые были необходимы рыцарю средневековья. Его репутация все улучшалась, в конце концов он обрел милость у Элеоноры Аквитанской. После этого Маршал стал служить английскому королю Генриху II в качестве компаньона его сына, Генри младшего. После чего были многочисленные турниры, войны с восставшими вассалами короля, крестовый поход… В итоге Маршал был за свою службу вознагражден большими поместьями в Англии. Все это возбудило рыцарскую гордыню, он создал собственную армию, на зависть самому королю. Но даже несмотря на этот смелый и безрассудный шаг, Уильям смог сохранить свое положение. Маршал даже смог удачно жениться, в возрасте 43 лет на 17-летней дочке графа Пембрука. Маршал славно послужил королю Ричарду Львиное Сердце в качестве маршала и регента во время его долгого отсутствия в стране. Он не только увеличил свои владения, но еще и улучшил их. Единственный недостаток в биографии Маршала связан с королем Джоном, которому он служил и противостоял знаменитому Робин Гуду. Однако монарх ненавидел популярного слугу, в итоге Уильям был вынужден бежать в Ирландию. Но потом, как истинный рыцарь, Маршал вернулся в Англию и при восстании баронов остался верен королю, только упрочив его власть и богатство. Архиепископ Кентерберийский назвал Маршала величайшим рыцарем всех времен, что имело под собой основу. После смерти короля Джона Маршал стал регентом малолетнего короля Генриха III. Даже в возрасте 70 лет этот благородный рыцарь имел в себе моральные и физические силы, чтобы возглавить королевскую армию в войне против Франции, а затем диктовать условия мира. Подпись рыцаря стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения. После подавления баронства Маршал смог организовать успешное регентство и передать свои поместья сыновьям. Рыцарь поддержал престиж короля и его право на престол. Это был одним из немногих рыцарей, чья биография была издана сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Поделиться: