Выслуга лет государственных гражданских служащих. Пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим. Процентная надбавка за стаж гражданская государственная служба

Процесс воспроизводства включает 4 стадии: производство,

распределение, обмен, потребление, которые тесно переплетены,

взаимосвязаны во времени и пространстве, взаимодействуют между собой и происходят одновременно. Нормальный воспроизводственный процесс возможен только при полном обеспечении его необходимыми финансовыми ресурсами.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие

воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых хозяйствующими субъектами и государством.

Финансовые ресурсы формируются в общественное производство, затем

происходит их распределение и целенаправленное использование через

денежные фонды целевого назначения. Их бесперебойное формирование и рациональное использование влияют на уровень расширения производства, рост материального и культурного уровня жизни народа. Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью. В формировании финансовых ресурсов

участвуют все элементы стоимости ВВП, но основным источником является НД. Кроме того, источниками финансовых ресурсов могут быть доходы от внешней деятельности; резервные фонды страховых компаний, а также заемные и привлеченные средства. Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов

финансовых ресурсов (прибыль, налоги, страховые платежи, амортизационные отчисления), потребность в которых постоянно возрастает.

В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, участвуют

экономические субъекты: домашние хозяйства; хозяйствующие субъекты; государство. Все они потребляют множество материальных и денежных ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы. Таким образом, все экономические субъекты воспроизводственного процесса имеют своеобразные «бюджеты», состоящие их доходной и расходной частей. При этом могут возникать профициты и дефициты этих бюджетов. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и

осуществляется с помощью финансов.

Процессы формирования и использования доходов субъектов

воспроизводственного процесса сопровождается распределением и

перераспределением этих доходов, необходимых для регулирования экономики в условиях рыночных отношений с помощью государственных финансов и финансовых посредников, финансового рынка.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат осуществляется в 3формах:

Самофинансирование - основано на использовании собственных

финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостаточности


собственных средств предприятие может либо сократить некоторые свои

расходы, либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами;

Кредитование - это такой способ финансового обеспечения

воспроизводственных затрат, при котором расходы хозяйствующих субъектов покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности;

Государственное финансирование производится на безвозвратной

основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством такого финансирования государство целенаправленно перераспределяет финансовые ресурсы между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики, между формами собственности и т.д.

Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводственных затрат большое значение имеют финансовые резервы, которые способны обеспечивать непрерывный кругооборот средств в общественном воспроизводстве даже при возникновении огромных потерь или наступлении непредвиденных событий.

Таким образом, финансы охватывают все стадии воспроизводственного

процесса и могут оказывать регулирующее воздействие на его составляющие:

Создавая условия для всех хозяйствующих субъектов равные условия

для самофинансирования и частично регулируя структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, льгот, ограничения МРОТ;

Обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в

осуществлении инновационной деятельности путем соответствующих

налоговых вычетов и амортизационной политики;

Создавая условия доверия всех экономических субъектов к

государству, кредитной системе, фондовому рынку для обеспечения

аккумулирования свободных денежных средств и их перераспределения.

1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

Государственные и местные финансы – это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит финансам предприятий и государственным финансам.

Финансы предприятий - главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, системы страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.

Функционируя в сфере материального производства, финансы предприятий обслуживают кругооборот производственных фондов.

Однако нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими отраслями. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единого целого. В рыночной экономике с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование, которое характеризуется формированием финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, а также привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных условиях бюджетных ассигнований. Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т.д.

Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства. Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Такое вмешательство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориальным распределением ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, т.е. на уровне всего народного хозяйства.

С помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает предприятия осуществлять варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности всего общества. Вместе с тем вмешательство государства в экономику имеет свои границы: излишнее вмешательство государства в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетных дотаций может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.

Формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные средства в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование – это способ финансирования воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится в основном на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.

Финансовые стимулы

Одним из важных инструментов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.

Инвестирование

Различают следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирование структурной перестройки экономики с целью развития наиболее приоритетных направлений;

б) финансирование и финансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах;

в) финансирование новых перспективных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств;

г) финансирование затрат, связанных с развитием непроизводственной инфраструктуры, воспроизводства рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкой кадров и ориентацией на новые технологии.

Бюджетные стимулы

Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот по налогам, полного или частичного освобождения от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетного финансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимых проектов.

Финансовые льготы и санкции

Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных производств, развития научно-технического прогресса, проведения природоохранительных мероприятий. В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорных условий, расчетной и финансовой дисциплины.

Экономический рост возможен только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, снижения налогового бремени на предприятиях.

2. Финансовые ресурсы и источники их формирования

Материально - вещественным воплощением объективной экономической категории «финансы» и носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был применен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов и при составлении плана ГОЭЛРО.

Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, постольку под финансовыми ресурсами следует понимать только такие ресурсы, которые имеют денежную форму в отличии от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом можно сделать первый и важный вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы – это только часть денежных ресурсов, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами, населением. Помимо финансовых ресурсов денежные ресурсы включают кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий.

Финансовые ресурсы всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных ресурсов, которая находится в собственности или распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и обслуживает процесс общественного воспроизводства (расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, социальные нужды и других общественных потребностей) относится к финансовым ресурсам.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы – это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, местных органов самоуправления, предприятий.

Финансовые ресурсы общества складываются из финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, финансовых ресурсов федерации и субъектов федерации, финансовых ресурсов муниципальных органов управления и финансовых ресурсов страховых компаний.

Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Источники формирования финансовых ресурсов общества

Национальный доход (на основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств; часть национального дохода, которая формируется и остается в распоряжении предприятий, создает децентрализованные фонды денежных средств);

Часть национального богатства (ранее накопленных средств: от продажи золотого запаса, продажи энергоносителей, валютных резервов, страховых резервов; и др.);

Денежные доходы организаций и предприятий производственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая в качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.

Амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов;

Отчисления предприятий в государственные внебюджетные социальные фонды, имущественного и личного страхования;

PAGE_BREAK--

Заемные и привлеченные средства (в виде кредитов банков, коммерческих кредитов, кредиторской задолженности; средств, получаемых от эмиссии ценных бумаг, и др.);

Поступления от населения (налоги, сборы, поступления от займов и лотерей);

Доходы от внешнеторговых операций, внешних государственных кредитов и заимствований, доходов по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранных инвестиций и гуманитарной помощи.

Основным источником финансовых ресурсов общества являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления выступает валовой внутренний продукт (его части: сумма косвенных налогов, национальный доход), а также часть стоимости национального богатства в виде ранее накопленных средств и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство. В условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и государственные внебюджетные социальные фонды.

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов

Состав финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов складывается под воздействием влияния следующих факторов:

Сферы деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера);

Способа ведения хозяйства (на коммерческой или некоммерческой основе);

Организационно-правовой формы;

Отраслевых особенностей.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов относятся:

Собственные средства;

Привлеченные средства.

Источники формирования финансовых ресурсов коммерческой организации

К собственным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций относятся:

Акционерный капитал (в акционерных обществах), паевые взносы (в потребительских обществах, производственных кооперативах), уставные взносы (в момент учреждения предприятия);

Выручка-нетто от основной деятельности (это выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг; выручка от инвестиционной деятельности; выручка от финансовой деятельности);

Внереализационные доходы (полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных предприятию убытков и др.);

Операционные доходы (доходы от предоставления за плату во временное владение и пользование активов организации; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам и др.);

Чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п), страховое возмещение, а также стоимость материальных ценностей, остающихся после списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов).

К привлеченным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

Заемные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и организаций);

Кредиторская задолженность;

Бюджетные субсидии;

Иностранные инвестиции.

Основным источником формирования финансовых ресурсов действующей коммерческой организации выступает выручка-нетто от основной деятельности, прежде всего, выручка-нетто от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуются валовой доход и прибыль, а также амортизационные отчисления.

Использование финансовых ресурсов коммерческой организации

Финансовые ресурсы коммерческой организации используются по следующим направлениям:

Выплату налогов и сборов в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды федерального и территориального уровней);

Уплата процентов за пользование кредитом;

Погашение ссуд;

Страховые платежи;

Финансирование капитальных вложений;

Увеличение оборотных средств;

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов);

Материальное поощрение работников организации;

Финансирование социальных нужд работников организации;

Благотворительные цели;

Спонсорство;

Форма использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в настоящее время в меньшей степени регламентируется государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического и материального стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными социальными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации

Для осуществления уставной деятельности некоммерческой организации и ее расширения формируются ее финансовые ресурсы. Состав источников финансовых ресурсов некоммерческой организации, а также механизм их формирования и использования зависит от ее организационно-правовой формы и вида деятельности.

Источники финансовых ресурсов некоммерческой организации

Взносы учредителей и членские взносы;

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Бюджетные средства;

Безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

Прочие источники.

Использование финансовых ресурсов некоммерческой организации

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания:

Расходы на оплату труда служащих;

Расходы на эксплуатацию помещения;

Расходы на приобретение оборудования;

Платежи в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды);

Капитальные вложения;

Капитальный ремонт зданий и сооружений;

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, также как и у юридических лиц формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают:

Личные сбережения;

Доходы, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности;

Заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на:

Расширение дела;

Платежи в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды;

Расходы по оплате труда наемных работников;

Благотворительные взносы и пожертвования;

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Литература

Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. –М.: Финансы и статистика, 1999.

Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

Вознесенский Э.А. Финансы, как стоимостная категория. – М.: Финансы и статистика, 1985.

Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Развитие федерального казначейства в системе управления государственными финансами. – М.: Финансы и статистика, 2006.

Надбавка за выслугу лет – это выплаты стимулирующего характера, служащие прибавкой к положенной зарплате. Полагаются представителям разного рода государственных структур. Размер их определяется продолжительностью стажа.

Кто может получить надбавку за выслугу лет?

Выдача стимулирующих выплат определенной категории сотрудников утверждена следующими актами:

  • Нормативным актом «О социальных гарантиях представителям ОВД РФ» от 19 июля 2011 года (в частности, его статьями 7 и 8).
  • ФЗ «О гражданской службе» от 28 июля 2004 года (в частности, пунктом 2 статьи 54).
  • Приказом министра обороны от 30 декабря 2001 года №2700.
  • Постановлением Правительственного аппарата России «Об условиях выплат» №638.

Сотрудники, которые имеют право на надбавку за выслугу лет:

  • Бюджетные и государственные служащие.
  • Представители ОВД.
  • Военнослужащие.

На увеличение зарплаты за счет стимулирующих выплат могут рассчитывать:

  • Летчики-испытатели.
  • Люди, работающие в авиации.
  • Медицинские работники.
  • Сотрудники бюджетных художественных учреждений.
  • Сотрудники силовых структур.
  • Космонавты.
  • Работники флота.
  • Преподаватели.
  • Сотрудники ФСИН.

ВАЖНО! Данный перечень установлен законами РФ. Работодатель обязан исполнять все нормативные акты. Также возможность выплаты надбавки за выслугу лет сотрудникам, которые не упомянуты в законе, можно указать в локальных актах предприятия, если у руководителя есть потребность простимулировать своих сотрудников.

Размер надбавки и нюансы ее расчета

Размер выплат будет определяться в проценте от оклада сотрудника. При этом учитывается продолжительность стажа. Размер надбавки может составлять от 5% до 40% от оклада. Точный процент зависит от должности работника.

Государственные и бюджетные служащие

Размер выплат представителям государственной службы установлен пунктом 5 статьи 50 закона «О гражданской службе» №73-ФЗ. В частности, в нормативном акте даны следующие значения:

  • 1-5 лет работы – 10% от оклада.
  • 5-10 лет – 15%.
  • 10-15 лет – 20%.
  • От 15 лет – 30%.

При вычислении стажа в расчет принимается работа в таких структурах, как:

  • Воинская, федеральная и гражданская.
  • Муниципальные.
  • Иные, если соответствующие данные есть в ФЗ.
  • Государственные (Указ Президента от 11 января 1995 года №32).

Данный порядок расчета оговорен пунктом 1 статьи 54 ФЗ «О гражданской службе» №73. Он обозначает следующие особенности начисления стажа:

  • Человек может работать на нескольких должностях при накоплении беспрерывного стажа. Одно условие: он должен служить в тех структурах, которые относятся к государственным и бюджетным.
  • В стаж включаются периоды, в которые сотрудник замещал на должности другого работника (пункт 2 статьи 54 того же закона).

Порядок расчета надбавки установлен Указом Президента от 19.11.2007 №1534. Нюансы этой процедуры даны в Письме ФНС от 26 июня 2011 года.

Особенности надбавки представителям бюджетных сфер оговорены в законах, касающихся конкретного ведомства. Например, это может быть постановление Правительственного аппарата «О порядке начисления стажа» №43, которое регламентирует надбавки представителям уголовно-исполнительных институтов, налоговой, таможни.

Сотрудники МВД

Размер доплаты сотрудникам МВД оговорен пунктом 7 статьи 2 ФЗ №247:

  • 2-5 лет работы – 10% от оклада.
  • 5-10 лет – 15%.
  • 10-15 лет – 20%.
  • 15-20 лет – 25%.
  • Больше 25 лет – 40%.

Расчет стажа будет проводиться по нормам, установленным постановлением Правительственного аппарата «О порядке расчета стажа представителям ОВД» №1158. В этом же постановлении во втором пункте содержится перечень мест службы, которые будут включены в стаж:

В постановлении отдельно оговаривается расчет стажа для представителей ОВД Крыма.

Военные

Надбавки военным утверждены ФЗ «О финансовом довольствии военнослужащих» №306 (размер выплат указан в части 13 статьи 2). Также соответствующая информация дана приказом министра обороны №2700 (размер надбавки установлен пунктом 40). Рассмотрим помесячные выплаты военным, служащим по контракту:

  • 2-5 лет стажа – 10% от оклада.
  • 5-10 лет – 15%.
  • 10-15 лет – 20%.
  • 15-20 лет – 25%.
  • 20-25 лет – 30%.
  • Больше 25 лет – 40%.

Исчисление продолжительности службы должно производится по ФЗ «О воинской службе» №53.

ВАЖНО! Выплаты проводятся только с момента достижения минимальной планки стажа. В данном случае она составляет 2 года. Надбавка перестает выплачиваться после даты издания приказа об увольнении военного, исключении его из перечня личного состава.

Могут ли рассчитывать на надбавки за стаж пенсионеры?

Ранее пенсионеры получали надбавку за выслугу лет к пенсии. На данный момент норма действовать перестала. Однако нужно сказать, существуют некие региональные нормы, по которым надбавка выплачивается. К примеру, это закон Республики Алтай №25-28, по которому полагаются надбавки за непрерывный стаж. Все нюансы выплат нужно узнавать в органах социальной защиты конкретного региона.

Порядок начисления надбавки

При выплате надбавок соблюдаются следующие правила:

  • Выплаты рассчитываются на основании оклада. Доплаты сотруднику (премии и так далее) при расчете учитываться не будут.
  • Выплаты производятся ежемесячно в день выдачи зарплаты.
  • Если человек работал на нескольких должностях на условиях совместительства, выплаты рассчитываются на основании основного оклада.
  • Если в период достижения определенного стажа человек находится на больничном или в отпуске, все доплаты он получает после выхода на работу.
  • Если сотрудник увольняется, размер надбавки будет определяться на основании фактически отработанного времени.
  • Стаж представителей государственной службы при расчете надбавки будет устанавливаться комиссией, участники которой утверждаются региональным управляющим госструктуры.

Для получения компенсаций сотрудник должен предоставить определенные документы:

  • Военный билет (для военных).
  • Трудовую книжку (для государственных и бюджетных служащих).
  • Справки из архива, выписки из приказов (в том случае, если трудовая книжка отсутствует).

Созванная комиссия решает вопрос о начислении надбавки. Решение оформляется в форме протокола, на основании которого руководитель должен издать приказ. В приказе оговаривается сумма надбавки. Копия этого документа прикрепляется к личному делу работника. По достижении новой планки стажа размер надбавки увеличивается. То есть происходит регулярное увеличение зарплаты сотрудника.

Руководитель не имеет права не делать выплаты в том случае, если они положены сотруднику по закону. Однако если надбавка – инициатива самого работодателя, данное решение можно отменить.

Как правило, компенсации положены сотрудникам разного рода государственных структур. Надбавки крайне редко выплачиваются в коммерческих организациях по ряду причин. В частности, это просто невыгодно предпринимателю. Редкий владелец фирмы кровно заинтересован в том, чтобы держать на одном месте сотрудника на протяжении нескольких десятков лет, а данная форма надбавки призвана стимулировать именно это.

Стаж государственной гражданской службы является важным показателем как для служащего, так и для госучреждения. На основе него принимаются различные решения, связанные с назначением на должности, начислением пенсий, надбавок, дополнительных отпусков.

Что такое стаж на госслужбе

Стаж государственной гражданской службы – это полный период времени, на протяжении которого служащий осуществлял трудовую деятельность в системе государственного управления . С помощью данного показателя регламентируются различные организационные и финансовые вопросы, касающиеся профессиональной деятельности сотрудника госучреждения.

Стаж является необходимым критерием для осуществления следующих действий:

Госслужба гражданского назначения делится на федеральную и службу субъекта РФ. Нормы права, касающиеся стажа федерального служащего, отражены в федеральном законе. Для госслужащего в субъекте РФ возможны иные требования, установленные региональными властями.

Вопросы, связанные со стажем гражданской госслужбы, отражены в следующих законах и актах:

  • Закон No58-ФЗ;
  • Закон No79-ФЗ;
  • Закон No166-ФЗ;
  • Указ Президента No1532;
  • Указ Президента No1141.

На что он влияет?

Должности

Указом Президента утвержден список требований для государственных должностей. К ним относится стаж госслужбы и опыт работы по соответствующей специальности.

Существует несколько групп должностей, каждая из которых имеет свои требования к стажу госслужащего .

Дополнительные выплаты к основному окладу

На основании суммарной продолжительности трудовой деятельности в государственной сфере служащему начисляется доплата к основному окладу.

Добавочный финансируемый отпуск

Каждый гражданский госслужащий имеет право на дополнительное количество отпускных дней, которое высчитывается пропорционально сроку службы: 1 отпускной день равен 1-му служебному дню.

Суммарная длительность отпуска для специалистов высших и главных должностей должна быть не больше 45 суток, для ведущих, старших и младших должностей – 40 суток.

Дополнительная пенсия

Для утверждения дополнительной пенсии госслужащим федерального значения необходимо одновременное выполнение 3-х условий:

  1. Выслуга 15 лет и более.
  2. Период работы на последней занимаемой должности – минимум год. Исключением могут стать увольнения, вызванные прекращением работы учреждения или сокращение персонала.
  3. Законное увольнение с госслужбы.

Размер дополнительного пенсионного обеспечения госслужащим субъектов РФ устанавливается региональным законодательством.

Какие периоды работы госслужащего учитываются?

Указом Президента №1574 введен в силу перечень должностей, относящихся к госслужбе. Период, в течение которого государственный работник занимал одну из указанных в перечне должностей, идет в суммарный стаж служащего. В этот документ внесены различные должности:

  • Федеральные;
  • Муниципальные;
  • Региональные;
  • Военные;
  • Правоохранительные;
  • Иные.

По решению руководства госоргана в стаж сотрудника вносится работа на должностях, которые не входят в перечень. Количество времени, затраченное служащим на приобретение нужных для выполнения служебных обязанностей навыков и знаний, также засчитывается в служебный срок. Годы работы в системе госуправления СССР идут в зачет общего стажа служащего.

В продолжительность госслужбы не могут быть занесены периоды работы:

В трудовой стаж госслужащего также заносятся некоторые виды деятельности, не отраженные в перечне. К таковым относятся следующие периоды работы:

  • в ликвидированных госучреждениях, переданных по закону федеральным госслужбам.
  • в госаппаратах, переформированных в федеральные органы управления;
  • в системе управления СССР;
  • в госкорпорациях и ассоциациях, созданных по указу Совета Министров СССР.

Перечисленные выше виды деятельности заносятся в стаж служащего по решению руководства госучреждения. Если по каким-то причинам этого сделать не получается, следует обратиться в Минсоцразвития РФ. Он уполномочен решать вопросы начисления стажа госслужащим.

Перечь документов для подтверждения

Документом, удостоверяющим стаж гражданской госслужбы, считается трудовая книжка. Если ее нет, то подтвердить продолжительность своей государственной работы можно с помощью архивной справки. К ней необходимо приложить копии приказов о вступлении на должность и снятие с нее.

Также необходимо подтвердить, что занимаемая должность имеет отношение к госуправлению. Для этого требуются следующие документы:

  • трудовая книжка;
  • положение о госучреждении, где осуществлялась профессиональная деятельность;
  • инструкция о должностных обязанностях.

Как производится расчет

Служба в армии также включается в служебный срок, при этом существует несколько вариантов:

  • если военная служба проходила на контрактной основе, то в стаж идет 1 рабочий день за 1 день армейской службы;
  • если военная служба осуществлялась в призывном порядке, то в зачет идет 2 дня гражданской службы за 1 день армейской службы;
  • если призывник принимал участие в боевых действиях или находился в госпитале, то каждый день приравнивается к 2-м дням срочной военной службы.

Пример

Гражданин Иванов И. И. был депутатом региональной думы от района с 4 февраля 2004 года по 3 февраля 2008 года. С 20 мая 1999 года до 20 октября 1999 года проходил срочную службу в армии. С 21 октября 1999 до 20 июля 2000 года находился в горячей точке.

Стаж его гражданской госслужбы высчитывается:

Порядок действий по подсчету стажа при поступлении на гражданскую госслужбу:

  1. Заседание комиссии.
  2. Рассмотрение документов, подтверждающих стаж.
  3. Протокол комиссии.
  4. Издание правового акта (приказ, распоряжение).

Какие еще периоды могут учитываться?

В исключительном порядке в стаж госслужащего могут быть внесены периоды руководящей работы в организациях, которые способствовали набору знаний и навыков для выполнения функций на занимаемой государственной должности. Максимальной период в таком случае должен быть не больше 5-и лет.

Включить в стаж госслужащего иные периоды трудовой деятельности может руководство госоргана на основании заключения специализированной комиссии.

Документы, необходимые для включения иного периода:

  1. Заявление, согласованное с непосредственным руководителем госслужащего.
  2. Копия должностного регламента по занимаемой должности.
  3. Копия трудовой книжки.
  4. Документы, содержащие информацию о должностных обязанностях, выполняемых в период, предлагаемый к включению в стаж гражданской службы (например, должностная инструкция, трудовой договор, положение или устав учреждения, приказ о распределении обязанностей).

Вашему вниманию видео с подробной и познавательной информацией об истории государственной службы от истоков до современности.

Процентная надбавка за выслугу лет и стаж службы предусмотрена законодательством для различных категорий рабочих и служащих. К ним относятся педагоги, медработники, гражданские работники, служащие МЧС, МВД и военнослужащие. Рассмотрим порядок начисления такой надбавки для различных категорий работников и служащих.

Понятие надбавки за выслугу лет

Под надбавкой понимаются регулярные дополнительные выплаты работнику сверх установленной заработной платы. Такие вознаграждения предусмотрены законодательством за выслугу лет и стаж службы.

Основной целью введения надбавок является стимулирование работника к профессиональному развитию, уменьшение текучести кадров. Вполне логично, что труд двух специалистов, работающих на одной должности, но имеющих разный стаж службы и профессиональный опыт, оплачивается не одинаково.

По достижении определенного стажа работы (службы) сотрудник получает право на дополнительную выплату к окладу, но не на повышение самой зарплаты. Законодательство не устанавливает четкого размера процентных ставок таких надбавок для гражданского населения. Они фиксируются в локальных нормативных актах предприятия и в уставных документах. При этом не имеет значения, является организация государственной или не принадлежит ему.

Порядок расчета надбавки

Размер процентной надбавки за выслугу лет напрямую зависит от стажа работы или службы в какой-то одной конкретной структуре или в разных. Сумма такой надбавки определяется путем умножения должностного оклада на установленный процент. Дополнительно к надбавке могут полагаться премии, применяться районные коэффициенты, «северные» надбавки и т.д. Читайте также статью: → “ ». Дополнительное вознаграждение за выслугу лет обязательно подлежит налогообложению в установленном порядке (НДФЛ).

Надбавка за выслугу лет в коммерческих организациях

В трудовом законодательстве не содержится положений, обязующих руководство выполнять такие надбавки. Это скорее добрая воля работодателя, нежели обязанность. Гарантировать получение прибавки к зарплате после многих лет работы в коммерческом предприятии закон не может.

Чтобы понимать, на какие конкретно надбавки к заработной плате у работодателя можно рассчитывать, следует ознакомиться с содержанием:

  • трудового соглашения;
  • коллективного договора;
  • положения о премировании;
  • других нормативных актов предприятия по труду.

Основным документом, содержащим все полагающиеся сотруднику премии, надбавки и компенсации, является контракт, заключенный при трудоустройстве. Надбавка за выслугу лет для работников коммерческих предприятий определяется в процентах от суммы оклада. Если работник находился в командировке, болел и в других случаях, когда за ним сохраняется трудовой стаж, то надбавка в эти периоды так же выплачивается.

Размер ежемесячного вознаграждения устанавливается работодателем по своему усмотрению. Как правило, минимальная ставка составляет 5%, а максимальная может достигать 30%.

Правила начисления надбавки для работников коммерческих организаций:

Базой для расчета суммы надбавки за выслугу лет является должностной оклад. Никакие другие набавки и премии при этом во внимание не принимаются. Наиболее распространенная принятая периодичность выплаты надбавки за выслугу лет составляет 1 месяц. Но допускается, когда по инициативе работодателя такие выплаты производятся один раз в году. Даже в таком случае заработок корректируется с учетом фактически отработанного сотрудником в году времени.

Трудовой стаж для определения процента такой надбавки рассчитывается по трудовой книжке. Время больничных, отпусков, командировок не исключается из общего стажа работы.

Надбавка гражданским государственным служащим

Доплаты за выслугу лет этой категории трудящихся регулируются законодательством, в соответствии с которым установлен следующий процент надбавки:

Кроме дополнительных выплат за выслугу лет госслужащий получает прочие надбавки за характер работы и занимаемую должность. При этом они не исключают друг друга, и в результате общая сумма выплат по итогам работы за месяц может превышать установленный оклад в несколько раз.

Надбавка служащим МВД

Выплаты за выслугу лет сотрудникам МВД гарантированы государством. Как и в предыдущих случаях, эта надбавка определяется в процентах к должностному окладу. Кроме дополнительной выплаты за выслугу лет им полагаются прочие надбавки, например, за особые условия службы.

Законодательно установлены следующие ставки надбавок за выслугу лет для сотрудников МВД:

  • должностной оклад – 12000 рублей;
  • оклад по званию – 10000 рублей;
  • выслуга лет – 20 лет 1 месяц.

Поскольку срок службы сотрудника МВД находится в интервале от 20 до 25 лет, значит, ему полагается надбавка за выслугу в размере 30%.

Сумма надбавки:

(12000+10000)*30% = 6600 рублей;

Сумма довольствия:

6600+12000+10000 = 28600 рублей.

Надбавка к зарплате военнослужащим

Законодательством закреплено право военнослужащего на получение надбавки за выслугу лет, которая выплачивается ежемесячно и составляет:

Порядок исчисления выслуги лет также установлен нормативной документацией (специальными правилами), в которой указаны категории военнослужащих, периоды службы, включаемые в выслугу, льготные условия службы и другие условия, необходимые для правильного определения срока службы. Порядок начисления такой надбавки совпадает с порядком расчета аналогичной выплаты сотрудникам МВД.

Место службы и ее характер может вносить некоторые коррективы в порядок начисления надбавки за выслугу лет. Например, военным летчикам, участвующим в испытании самолетов и вертолетов с прыжками с парашютом и катапультированием при подсчете срока службы следует считать месяц за два.

Надбавка работникам бюджетной сферы

Все работники бюджетной сферы, в том числе педагоги и сотрудники здравоохранения имеют право на дополнительные выплаты за выслугу лет и стаж. Такое право гарантируется ТК РФ, нормативно-правовой документацией министерств.

Стаж работы определяется по трудовой книжке, которая оформляется работнику с первого дня его трудоустройства. В выслугу лет включается определенный период работы в бюджетной сфере на соответствующих должностях.

Надбавки для работников организаций бюджетной сферы зависят от множества факторов. Например, на такие дополнительные выплаты имеют право лишь те работники системы образования, которые перечислены в Перечне должностей педагогических работников. Величина надбавки за выслугу лет зависит и от нагрузки работника системы образования.

Доплаты за выслугу лет работникам системы здравоохранения регламентированы нормативными актами Министерства здравоохранения. Перечень работников, имеющих право на получение такой надбавки, стаж, принимаемый во внимание при определении выслуги, размеры доплаты строго установлены. Для медиков и фармацевтов такая доплата производится и в случае их трудоустройства по совместительству. Базой для расчета является должностной оклад с повышениями.

Доплата за выслугу лет полагается и работникам музеев, театров и библиотек.

Ответы на актуальные вопросы про начисление процентной надбавки

Вопрос №1. В соответствии с законодательством учитель математики общеобразовательной школы деревни Ивановка имеет право на доплату за выслугу лет. Необходимо ли оформить какой-то распорядительный документ?

Да, чтобы произвести начисление и выплату надбавки любому сотруднику бюджетной сферы, бухгалтеру организации необходимо наличие распорядительного документа. Это может быть распоряжение (приказ) руководителя бюджетного учреждения. Поскольку размер этой выплаты полностью зависит от стажа работы, целесообразно будет возложить подготовку приказа на кадровую службу. В распоряжении обязательно нужно указать оклад сотрудника, размер прочих надбавок. Только на основании такого документа бухгалтерия организации может начислить доплату учителю за выслугу лет.

Вопрос №2. Какой документ является основанием для начисления доплаты за выслугу лет?

Для гражданского населения основным документом, который дает право на получение такой надбавки является трудовая книжка, оформленная в соответствии с установленными правилами. Для военнослужащих таким документом является военный билет.

Вопрос №3. Нужно ли учитывать при определении среднего заработка надбавки за выслугу лет для определения суммы отпускных?

Да, нужно. В средний заработок включаются все суммы выплат, которые осуществлял работодатель вне зависимости от их источника. Так, при подсчете средней заработной платы следует принимать во внимание надбавки к окладам за мастерство, совмещение, работу с секретными данными, за руководство бригадой и за выслугу лет.

Вопрос №4. Стаж службы в воинской части составляет 5лет 7 месяцев. Полагается ли военнослужащему доплата за выслугу лет?

Согласно законодательству военнослужащему полагается получение надбавки за выслугу лет, определяющейся в процентном отношении к окладу и зависящей от продолжительности службы. При сроке воинской службы, составляющем 5 лет 7 месяцев, величина надбавки составит 15% (от 5 до 10 лет).

Вопрос №5. В локальной документации организации, регулирующей вопросы труда и заработной платы, не закреплена обязанность производить доплату работнику за выслугу лет. Освобождает ли это работодателя от такой необходимости?

Если организация не относится к бюджетной сфере, МВД, МЧС или воинской части, то законом не определена прямая обязанность работодателя производить ежемесячную доплату работнику за выслугу лет. В этом случае при условии, что обязанность доплаты не прописана в местных нормативных актах, предприятие освобождается от необходимости выплаты надбавки за выслугу лет.

Но если организация относится к вышеперечисленным сферам, то обязанность доплат за выслугу закреплена в Постановлениях и Указах Правительства, соответствующих министерств и ведомств, которые по статусу выше, чем локальные нормативные акты хозяйствующего субъекта. В таком случае отсутствие зафиксированной обязанности работодателя производить выплаты за стаж в локальных документах предприятия является нарушением и не освобождает от обязанности их производить.

Поделиться: