Троица зеленые святки. Русальная неделя (зеленые святки): традиции и обряды наших предков. Чего нельзя делать во время Зеленых святок

1 декабря 2018 года , 23-24 лунный день, убывающая Луна в Деве. В этот день можно заниматься любыми делами, кроме торговли и азартных игр. Это спокойный день, постарайтесь насладиться каждой его минутой, и усвоить максимум положительной энергии из космоса. Сегодня желательно делать подарки близким и подавать милостыню, навлекая на себя благосостояние.

2 декабря 2018 года , 24-25 лунный день, убывающая Луна в Весах. Сегодня вас охватят странные желания, не стоит их ограничивать, дайте волю чувствам и делаете то, чего так стыдитесь. Иногда пошалить очень даже нужно и полезно, это поспособствует приливу энергии и новым результативным идеям.

3 декабря 2018 года , 25-26 лунный день, убывающая Луна в Весах. Бесспорно магический и непредсказуемый день, вы и не заметите, как большинство проблем, терзающих вашу душу, решаться сами собой. Близкие люди сегодня будут удивлять, коллеги по работе радовать хорошими новостями, настоящее волшебство сегодня захватит вас.

4 декабря 2018 года , 26-27 лунный день, убывающая Луна в Скорпионе. Сегодняшний день просто толкает вас решить все дела, сложенные в длинный ящик. Но следите за процессом с необыкновенной скрупулёзностью, чтобы не упустить ничего ценного и точно понять, в чём была загвоздка.

5 декабря 2018 года , 27-28 лунный день, убывающая Луна в Скорпионе. Вас ждут перемены в личной жизни, не торопитесь огорчаться, вероятней всего они будут положительными, а если и нет, всё к лучшему. В работе все стабильно, проявите инициативу и если не повышение, то премия вам обеспечена. Все зависит только от ваших желаний.

6 декабря 2018 года , 28-29 лунный день, убывающая Луна в Стрельце. Сегодня большая вероятность того, что кто-то будет ставить вам палки в колёса. Не стоит сломя голову бросаться в бой, будьте хитрее и умнее, найдите способ добиться своего в обход противника. В остальном, сегодня тихий и спокойный день.

7 декабря 2018 года, 29,30-1 лунный день, новая Луна в Стрельце. Отличный день для того, чтобы пойти в тренажерный зал, записаться на фитнесс или сходить в бассейн. Все начинания увенчаются успехом, вас ждёт множество побед над собой. Также благоприятное время, чтобы попрощаться с вредными привычками.

8 декабря 2018 года, 1-2 лунный день, растущая Луна в Стрельце. Сбалансированный день, сегодня всё взаимосвязано, будьте бдительны. Если утром вы найдете деньги, более всего потеряете ещё больше, услышите комплимент – станете участником ссоры. Постарайтесь провести как можно монотонней сегодняшний день, чтобы не потерпеть убытков.

9 декабря 2018 года, 2-3 лунный день, растущая Луна в Козероге. Хаос. Всё вокруг будет валиться с рук, все действия не принесут нужного результата, люди будут не так как хотелось бы вас воспринимать. Кажется, мир перевернулся с ног на голову, но это лишь иллюзия, просто вы не в духе.

10 декабря 2018 года, 3-4 лунный день, растущая Луна в Козероге. Постарайтесь приложить максимум усилий, для достижения своей целы, не отвлекайтесь на советы посторонних, вы и сами прекрасно знаете, чего хотите. Конечно, ближе к вечеру вас одолеет усталость, но это будет приятное ощущение, вам не в чем себя упрекнуть, проделан титанический труд.

11 декабря 2018 года , 4-5 лунный день, растущая Луна в Водолее. Сегодня невероятно легкий день, можно откинуться на спинку стула и отдохнуть от насыщенных дней. Этот день как — будто пройдёт мимо вас, Вселенная решила не беспокоить по пустякам и дать время набраться сил перед новым рывком. Посвятите время семье.

12 декабря 2018 года, 5-6 лунный день, растущая Луна в Водолее. Последний день месяца, но не последний по своему значению, это день искушений. Сегодня может случиться самое невероятное, даже то, чего вы от себя не ждёте, будьте бдительны к иллюзиям. Судьба чересчур непредвиденная сегодня и неясно куда заведёт вас выбранная дорожка.

13 декабря 2018 года , 6-7 лунный день, растущая Луна в Водолее. Ничего не упустите из виду, сегодня очень ответственный день, будет не раз решаться ваша судьба. Не исключены мелкие ссоры и недопонимания, но сегодня вам легко удастся справиться со всеми проблемами. Удачный день для любовных дел.

14 декабря 2018 года, 7-8 лунный день, растущая Луна в Рыбах. Вы не сможете сосредоточиться и привести мысли в порядок, чтобы не бросаться во все стороны, попросите подсказки в окружающих, или просто отложите принятие решений на другой день. Зато в любви у вас на первом месте окажется гармония.

15 декабря 2018 года , 8-9 лунный день, растущая Луна в Рыбах. Ваше настроение не на высшем уровне, постоянно будет преследовать чувство, что вы чего-то не добились или просто не успели сделать. Не занимайтесь самобичеванием, разберитесь в своих ощущениях и начинайте работать над ошибками. Возможно, вам всё только кажется.

16 декабря 2018 года, 9-10 лунный день, растущая Луна в Овне. Сегодня можно начинать любые серьёзные дела, можно сменить работу или переехать, от этого вы только выиграете. Прекрасное время для непредвиденных решений, будьте осторожны только с разводом, есть риск потерять больше, чем приобрести.

17 декабря 2018 года , 10-11 лунный день, растущая Луна в Овне. В этот день вы будете чрезвычайно ранимы и восприимчивы. Чтобы не портить настроение ни себе, ни окружающим, уединитесь подальше ото всех. Займитесь любимым делом, отвлекитесь от суеты и всё станет на свои места.

18 декабря 2018 года , 11-12 лунный день, растущая Луна в Овне. Пересмотрите свой круг общения, не стоит тратить свою энергию и силу на людей, которые тянут вас вниз. Пусть вас окружают светлые, порядочные люди, на которых можно положиться даже в самой сложной ситуации. Так же сегодня благоприятное время для генеральной уборки, как дома, так и на рабочем месте.

19 декабря 2018 года, 12-13 лунный день, растущая Луна в Тельце. Благоприятное время чтобы повысить свой профессиональный уровень, посетите мастер класс, конференцию или просто пообщайтесь с более опытными в этой сфере людьми. Сегодня вы будет схватывать всё на лету, не упустите свой шанс и повышение или надбавка в зарплате не за горами.

20 декабря 2018 года , 13-14 лунный день, растущая Луна в Тельце. Не смотря на желание побыть дома в тишине и спокойствии, вас охватит круговорот встреч, событий и мероприятий. В этот день постоянное движение вымотает вас, но принесёт множество возможностей и знакомства с очень влиятельными людьми. Будьте готовы ко всему.

21 декабря 2018 года, 14-15 лунный день, растущая Луна в Близнецах. Сегодня всё пройдет спокойно и гладко, никаких конфликтов, ссор и сплетен. Отличный день чтобы провести время с ребёнком, если нет своего, можно навестить друзей с детьми или поехать в детский дом, порадовать кого-то вниманием и заботой. Как бы ни было, сегодня всё сложиться лучшим образом.

22 декабря 2018 года , 15-16 лунный день, полная Луна в Близнецах. Сегодняшний день невероятно активный и радостный, вас переполнят положительные эмоции и происшествия. Если вам присуща творческая жилка, найдите способ выплеснуть свои эмоции в творчестве, это будет шедевр.

23 декабря 2018 года , 16-17 лунный день, убывающая Луна в Раке. Это самый интенсивный день, который предоставляет вам удобный случай, чтобы изменить или подправить что-то в делах, посмотрите со стороны на проделанную работу и поставьте все точки над «i». Постарайтесь использовать максимум энергии, так как оставить про запас не получится.

24 декабря 2018 года, 17-18 лунный день, убывающая Луна в Раке. Утро будет насыщено нежными и романтичными моментами, в течение дня вас будут удивлять все. К вечеру всё пойдет на спад, станет даже скучно, но это не повод хандрить, порадуйте сами близких и любимых приятными неожиданностями, поверьте, это будет даже радостней, чем получать подарки.

25 декабря 2018 года , 18-19 лунный день, убывающая Луна во Льве. Деньги любят счёт, не забывайте об этом. Сегодняшний день так и будет способствовать растратам, ненужному шопингу и неуместным дорогостоящим процедурам. Контролируйте себя и свои желания, чтобы не пойти по миру.

26 декабря 2018 года, 19-20 лунный день, убывающая Луна во Льве. Сегодня уделите время всяким мелочам, которые на первый взгляд не существенны, на как снежный ком набирают объемов, и вскоре вы не сможете справиться с ними. Благоприятное время также разобраться в отношениях с противоположным полом и внести коррективы, чувства заиграют по — новому.

27 декабря 2018 года, 20-21 лунный день, убывающая Луна в Деве. Опасный день для отношений с возлюбленным, сегодня возможны измены, разочарования и неприятные ситуации. Но даже после сильного дождя, светит яркое солнце. Всё к лучшему, будьте уверены.

28 декабря 2018 года , 21-22 лунный день, убывающая Луна в Деве. Вроде бы и не плохой день, но уделите внимание своему здоровью. Целый день вас будет преследовать слабость и упадок сил, возможно, это начало какой-то болезни, а быть может, просто переутомились. Сходите на массаж или в SPA-салон, если нет такой возможности, поваляйтесь дома в ванной и расслабьтесь.

29 декабря 2018 года, 22 лунный день, убывающая Луна в Весах. Луна достигла своего пика, вам осталось только снимать сливки. Но недоброжелатели не сбавляют темпов, поэтому не принимайте подарков и будьте бдительны по отношению к малоприятным людям. Сегодня существует возможность встретить воздушный замок на пути к совершенствованию.

30 декабря 2018 года , 22-23 лунный день, убывающая Луна в Весах. В этот день вам понадобиться хорошая встряска. Отличным вариантом будет конная прогулка или полёт на воздушном шаре, вам просто необходимы новые впечатления. Подключите своих друзей, с которыми некогда встретиться, вместе будет спокойней, веселее, да и представится отличная возможность вылить душу.

31 декабря 2018 года, 23-24 лунный день, убывающая Луна в Скорпионе. Этот день принесёт максимум пользы тем, кто точно знает, чего хочет. Луна покровительствует уверенных в себе людей и помогает найти верный путь в жизни, правильно организовать свой быт и достичь предела совершенства.

Луна без курса (холостая Луна) в декабре 2018 года

  • С 1 декабря 17:34 до 1 декабря 17:49
  • С 3 декабря 21:16 до 3 декабря 22:55
  • С 6 декабря 0:53 до 6 декабря 5:49
  • С 8 декабря 13:00 до 8 декабря 15:01
  • С 11 декабря 0:27 до 11 декабря 2:39
  • С 13 декабря 13:20 до 13 декабря 15:40
  • С 15 декабря 14:49 до 16 декабря 3:44
  • С 18 декабря 10:21 до 18 декабря 12:37
  • С 20 декабря 3:42 до 20 декабря 17:34
  • С 22 декабря 17:21 до 22 декабря 19:28
  • С 24 декабря 17:50 до 24 декабря 19:58
  • С 26 декабря 18:36 до 26 декабря 20:50
  • С 28 декабря 19:27 до 28 декабря 23:23

Семи́к (зелёные Святки) - славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый так по главному дню. Отмечается с четверга (в иных местах со вторника) седьмой недели после Пасхи по вторник восьмой недели после Пасхи (в иных местах по Троицын день). Праздник знаменует окончание весны и начало лета. Это был главный весенне-летний праздник, с обширным циклом игр, хороводов и песен. Здесь так же, как и в зимние святки, в календарную обрядность врывалась обрядность молодежная, предбрачная по своему характеру. Неделя зеленых святок называлась иначе семицкой (так как это была седьмая неделя после пасхи). Зеленые святки были связаны с представлением о расцветающей, входящей в силу растительности. Народ чествовал деревья и цветы.

Также Семик - это седьмой четверг после Пасхи, откуда и название. Считался большим праздником и открывал комплекс обрядов троицко-семицкого празднества, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую растительность. Также это день поминовения «заложных» покойников, то есть умерших неестественной или преждевременной смертью (в некоторых местах поминки проводились во вторник - «Задушные поминки»).

Зелёные святки (Семицкая неделя) 2013 года

СЕМИК

Семик - седьмой четверг после Пасхи считался большим праздником, он открывал комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую растительность с центральным персонажем - березкой .

Почему народ выбрал именно берёзу? Объясняется это тем, что берёзка - первое дерево, одевающееся в яркую, блестящую на солнце зелень, тогда как другие деревья ещё едва начинают распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно берёзки обладают особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки: они идут в рост и, следовательно, здесь находится сила деревьев. Эту силу надо использовать. Берёзовые ветки или молодые берёзки приносились из леса и расставлялись по домам в семицкую неделю. Дома украшались также цветами. Перед праздником мыли, чистили избы, всюду наводя чистоту. Дворы, и ворота также украшали берёзками, отчего вся деревня приобретала нарядный вид.

Обычно веселье в Семик начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы проходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце. Пели:

Берёза девушкам приказывала:

«Придите вы, девушки.

Придите вы, красные!

Сама я, берёзынька,

Сама я оденуся:

Надену платьечко все зелёное,

Все зелёное — все шёлковое;

Ветрик повеет — вся шуметь буду,

Дождичек пройдет — лопотать буду,

Солнце выблеснет — зеленеть буду».

В разных местах обряд с молодым деревом был неодинаков, каждая деревня имела свой набор действий и в собственной последовательности, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К числу таких элементов относятся: выбор и украшение деревца, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, хороводные песни и игры под березкой, рубка дерева, а затем уничтожение его, гадание на венках, брошенных в воду.Большинство обрядов совершали девушки.

В среду на «зеленой неделе» девушки ходили выбирать - «заламывать» березки. На другой день (Семик) или в субботу шли завивать березки - заплетали ее ветви. Каждая несла с собой угощение - яичницу, пироги, лепешки. К березам шли с песней «Не радуйтесь, дубы...».

Не радуйтесь, дубы,

Не радуйтесь, зелёные,

Не к вам девушки идут,

Не к вам красные,

Не вам пироги несут,

Лепешки, яичницы.

Ио, ио, семик да троица!

Радуйтесь, березы,

Радуйтесь, зеленые!

К вам девушки идут,

К вам красные,

К вам пироги несут,

Лепешки, яичницы.

Ио, ио, семик да троица!

Все приносили с собой глазок яичницы. После того как березки были завиты, девушки, разместившись вокруг одной из них, выкладывали на полотенце (скатерть) глазки яичницы. Получался удивительный ковер, словно бы солнечная мозаика. Затем девушки водили хоровод и пели песню:

Березка, березка,

Завивайся, кудрявая,

К тебе девки пришли,

Пироги принесли

Со яичницею.

Существовал и такой обычай: пеклись специальные «козули» - род круглых лепешек, которые обкладывали вареными яйцами наподобие венка. С этими козулями девушки шли в лес, где с песнями завивали на березке ленточки, бумажки, нитки. В ряде мест выбирались две рядом стоящие берёзки, верхушки их связывались, так что получалась арка, под которой затем «кумились» или водили хоровод, угощались. В Сибири вершины березок пригибали к траве и делали «косы», связывая эти вершины с травой.

Смысл обряда станет ясным из следующей песни - «А и густо-густо на березе листьё...»:

А и густо-густо на березе листьё,

Ой ли, ой люли, на березе листьё!

Гуще нету того во ржи, пшеницы,

Ой ли, ой люли, во ржи, пшеницы!

Господа бояре, мужики крестьяне!

Ой ли, ой люли, мужики крестьяне!

Не могу стояти, колоса держати,

Ой ли, ой люли, колоса держати!

Буен колос клонит, буен колос клонит,

Ой ли, ой люли, буен колос клонит!

То есть почести, воздаваемые березе, рассматривались как проявление такого уважения к ней, за которое она отплатит добром — передаст свою буйную силу и рост хлебному полю. Пшеница представлена с уже налившимся тяжелым зерном.

Сами женщины как бы вбирают в себя эту силу:

Ой, где девки шли, там и рожь густа,

Ой, где вдовы шли, там трава росла,

Что трава росла высока, зелена;

Где молодушки шли, там цветы цветут,

Ну, цветут цветы по всей улице,

По всей улице да по бережку,

Что по бережку под кусточками.

По заплетённым и «завитым» берёзовым ветвям гадали о будущем:считалось, что если завитые ветви завянут, то это худая примета, а если останутся свежими, то - добрая. Кроме того, свивали ещё венок и для своих родных, стараясь определить и их судьбу. Пели:

Вью, вью колечко на батюшка,

Другое колечко — на матушку,

Третье колечко сама на себя,

Четверто колечко — на своего старика.

В Семик происходил обряд кумления . Кумятся главным образом девушки, женщины, хотя имеются редкие свидетельства былого существования этого обычая между парнями и девушками или только между парнями.

Кумовство на Семик восходит к обрядам родового общества. Это было принятие в род, признание им полноправными членами девушек, достигших брачного возраста. Производились эти обряды в начале лета, начинался расцвет природы, от неё уже ждали плодов. Девушка, достигшая половой зрелости, также должна была стать женщиной. Это подчеркивало и сбрасывание венка - символа девичества (позже это стало гаданием - выйдет ли девушка замуж). Но это не исключает и другого вида кумовства - между мужчинами и женщинами, которое у многих народов происходило на Иванов день: оно могло быть пережитком заключавшихся в это время браков.

Обычай кумиться связан с берёзкой - кумились в лесу, загибая молодые ветки с только что появившимися листочками в круг, так что образовывались венки. Пелись ритуальные песни-приглашения свить венки:

Пойдем, девчонки, завивать веночки!

Завьём веночки, завьём зелёные.

Стой, мой веночек, всю недельку зелен,

Ая, молодёшенька, весь год веселёшенька!

Девушки попарно целовались через ветви берёзок, скрученных в венок потому, что надеялись на их магическую силу: они должны были усиливать крепость хороших, дружеских отношений между женской половиной села. Их заклинали сохранять дружбу между девушками и женщинами, когда на всю жизнь, когда до следующего кумления через год с другой девушкой, когда до конца праздника:

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобою не браниться,

Вечно дружиться.

Ну-ка, кумушка, мы покумимся,

Ай люли, ай люли, мы покумимся!

Мы покумимся, поцелуемся,

Ай люли, люли, поцелуемся!

Приходи, кума, киселя хлебать,

Ай люли, киселя хлебать!

Под исполнение таких песен все девушки кумились. Ещё к венкам девушки подвязывали свои крестики, поцеловавшись, менялись крестами. Во время кумления девушек-подростков приветствовали обыкновенно так: «еще тебе подрасти да побольше расцвести»; а девице заневестившейся говорили: «до налетья (т.е. следующего года) косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью» (т.е. в девках); женщинам же желали: «на лето тебе сына родить, на тот год сам третьей тебе быть». Подруги свои пожелания шептали друг другу на ухо.

Во многих местностях избирали старшую куму. Собравшись, подбрасывали вверх платочки: чей выше взлетел, та становилась старшей кумой. Кто уж очень хотел быть ею, исподтишка вкладывал в платочек какую-нибудь тяжесть - камешек, палочку.

Учёные считают, что обряд кумления готовил девушек к будущему материнству. Женщины, целуясь между собой не просто, а через живые венки берез, приобщались к растительной силе земли. В этот торжественный момент приобщения к рожающей силе земли мужчины не должны присутствовать. Они появлялись позже. После кумления под берёзками устраивался пир, на который допускались и парни. «К яичнице допускают парней, обязанных принести водки, меду и сладких гостинцев. Когда съедят яичницу, каждая девушка выбирает себе парня и, обнявшись с ним, гуляет у всех на глазах». Потом возвращались весёлым хороводом в село с тем, чтобы в Троицын день снова прийти в рощу развивать свои венки.

ТРОИЦА

Праздник Святой Троицы, справляемый через семь недель после Пасхи, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов. Это произошло на 50-й день по Воскресении Христовом, поэтому день Святой Троицы называется также Пятидесятницей. Именно сошествие Святого Духа явило все Лица Триединого Бога: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения диаволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры.

На Троицу (в воскресенье) дома и снаружи и изнутри украшали березками, с березками ходили по деревне, березки (особенно на полянах) украшали девичьими лентами и венками. Храмы изнутри тоже украшали цветами и зеленью(обычно небольшими березками), а пол устилался свежей травой. Прихожане являлись на обедню в церковь с букетами полевых цветов, берёзовыми ветками.

Многие обряды, как уже говорилось, плавно перетекали из одного дня семицкой недели в другой, начинаясь в Семик, они завершались в субботу или воскресенье. Как правило, если венки завивали в четверг, то развивать их ходили на Троицу или на следующий за Семиком день. Если березку срубали, украшали в Семик, то «трепали», топили на Троицу. Если венки на березке завивали в четверг, то венки из трав и цветов плели в воскресенье, тогда же и гадали по ним, бросая в воду.

Вечером Троицына дня с березки снимали украшения, отламывали по прутику, само деревце вырывали из земли и тащили его к речке - «кто за какой сучок ухватится»; придя к берегу реки, бросали березку в воду. Наряженная, опетая, накормленная, прославляемая в течение нескольких дней, березка рассматривалась как некое вместилище растительных сил. Брошенная или поставленная в хлебное поле, она должна была отдать всю свою силу, энергию роста и плодородия зеленеющей ниве, способствовать урожаю и, соответственно, благополучию людей. Как праздник воспринималось и потопление березки, ибо брошенная в воду, она, по мнению крестьян, обеспечивала на все лето достаточное количество влаги. С течением времени этот первоначальный смысл забывался, и тогда при потоплении деревца участницы обряда могли выкрикивать нечто совсем далекое от исконного его предназначения, например: «Тони, Семик, топи сердитых мужей!»

Да уж вы милые девушки мои,

Да вы подруженьки мои!

Да вы зачем меня да раздеваете?

Да чем же, чем же вам да разглянулася?

Да я кудрявая, да я нарядная была,

А теперь, березынька, да оголенная стою.

Все наряды мои да подаренные,

Все листочки мои, да все свернулися!

Вы подруженьки мои, да отнесите вы меня,

Киньте-бросьте вы меня да в речку быструю,

И поплачьте надо мной да над березынькой.

В окрестностях Углича был обычай разукрашенную березку ставить в рожь, а по полю раскидывать кусочки яичницы и целые яйца, чтобы «рожь-кормилица» лучше уродилась.

Троицкой зелени приписывалась особая сила. Ветки от троицкой березки не выбрасывали, и после праздника их втыкали во дворе для охраны скота или клали в сусек, чтобы уберечь зерно, муку, крупу от мышей. Позднее эти же ветки клали под снопы хлеба, под сено, в картофельные ямы.

Жители вятских деревень, затыкая под стреху на чердаке дома березовые ветки, сломленные в Троицын день, три раза произносили: «Троица Божья, храни от бури, от сильного ветра!»

Еще одним троицким обрядом и развлечением было гадание по венкам , брошенным в воду. К вечеру девушки с венками, которые под определенные песни плелись из разных трав и цветов, шли к реке и бросали венки в воду. Тут действовали свои правила: чтобы гадание было верным, нельзя кидать венки руками, нужно встать спиной к реке и, качнувшись, запрокинув голову, сбросить венок в воду. Если венок не упал в воду, гадание не состоялось. По тому, как «ведет себя» венок в воде, судили о предстоящем замужестве, о судьбе.Если венок поплывёт, то это означало неизменное счастье. Если венок завертится на одном месте, то это предвещало расстройство свадьбы, семейные ссоры. Если венок потонет, то это угрожало великим несчастьем, смертью родных или суженого. Если венок останавливался на одном месте, то из этого заключали, что девице в этот год не быть замужем. Куда вода понесёт венок, в той стороне девушке быть замужем.

Подруги, а иногда и брат с сестрой, бросали свои венки вместе. Нередко случалось, что влюбленные, как будто нечаянно, кидали свои венки вместе. Догадливые люди в сближении таких венков на воде нередко угадывали о близкой свадьбе. Бывали примеры, что матушки никогда не отдавали своих дочек за таких суженых, венки которых утонули в воде на виду у всех. По замечаниям старушек, такие суженые или вскоре умирают, или «спиваются с круга». Ленты, которыми девушки перевивали семицкие венки, сохранялись всю жизнь. Если они выходили замуж в этот же год, ими связывали венчальные свечи.

РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Старинным троицким обычаем, корни которого уходят в дохристианские времена, было посещение кладбищ в субботу.

В Валдайском уезде Новгородской губернии принято было к родительскому дню вязать небольшие свежие веники и с ними после обедни идти на могилы своих родственников, чтобы, как говорили, «попарить родителей». Сходный обряд, под названием «глаза у родителей прочищать», существовал в Тульской и Псковской губерниях: «старики и старушки после вечерни выходят на кладбища обметать троицкими цветами могилы родителей». На вере в то, что покойники обладают каким-то особым зрением, по сравнению с которым живущие на этом свете слепы, основан и распространенный запрет в родительские субботы выгребать золу из печи, чтобы пеплом и золой не засыпать глаза умершим, не лишить их возможности видеть оставленных ими на земле родных и помогать им.

ДУХОВ ДЕНЬ И РУСАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ

С Духовым днем (отмечается сразу за Троицей, в понедельник) нередко связывались поверья и обряды вокруг русалок , а весь период с понедельника на Троицкой неделе до понедельника следующей недели назывался «русальной неделей», и считался временем, когда русалки выходят из воды. По русским поверьям, русалки - это души утопленниц или детей, умерших некрещеными. Их обычно видели сидящими на камне у воды и расчёсывающими волосы золотым гребнем.

Отношение к русалкам было двойственным. С одной стороны, русалки могли облагодетельствовать человека, подарить ему богатство и удачу. С другой стороны, считалось, что русалки опасны для живых, особенно в течение русальной недели, когда им ничего не стоит защекотать до смерти путника или утащить его к себе на дно. Особенно опасны они в четверг - русальчин великдень.

Полагали, что русалки до Духова дня живут в водах; на Духов день они выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности воды. Иногда русалки могут заходить и далеко от места своего обитания, в леса и рощи. Цепляясь волосами за сучья и стволы, если эти деревья согнуты бурею, они качаются как на качелях, с криком „рели-рели!" или „гутыньки, гутеньки!". По этой причине люди остерегались купаться на Троицын и Духов день, считалось также опасным в эту пору одному ехать через засеянное рожью поле: русалки могут напасть и замучить, да и вообще лучше не выходить за околицу в сумерки. А уж если выходили, то обязательно брали с собой пучок полыни, запах которой русалки якобы не переносят. Был ещё один способ избавиться от русалок: надо начертить на земле крест, обвести его вокруг чертою и встать в этом круге. Русалки походят, походят около черты, переступить которую боятся, и уйдут.

По преданию, в четверг на русальной неделе водяные девы устраивают свой праздник - «русальчин великдень». Ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях деревьев, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками на лесных полянах. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.

Обряд «Проводы русалки» устраивался на заговенье (последний день) перед Петровым постом, то есть через неделю после Троицы. Проводы русалок одновременно понимались и как проводы весны.

В Нижегородской губернии молодежь собирались на площади в центре села: «тут кого-нибудь наряжают лошадью, подвешивают под шею колокольчик, сажают верхом мальчика, и двое мужчин ведут под уздцы в поле, а позади весь хоровод с громкими прощальными песнями провожает, и, придя в поле, разоряет наряженную лошадь с разными играми».

В Зарайском уезде Московской губернии проводы проходили по-другому. Девушка, изображающая русалку, в одной рубашке, с распущенными волосами, верхом на кочерге, держа в руках полено через плечо, едет впереди, а за ней идут девки и бабы, бьют в заслон. Ребятишки забегают вперед, то и дело заигрывают с „русалкой", хватая её, кто за руку, кто за рубаху, кто и к кочерге прицепится, приговаривая: „Русалка, русалка, пощекочи меня!" Вся эта толпа с „русалкой" впереди направляется к ржаному полю. Там «русалка» старается кого-нибудь схватить и пощекотать, другие бросаются ему на выручку, а кто-то пытается защищать саму «русалку». В конце концов начинается настоящая свалка, а «русалка» тем временем вырывается и скрывается во ржи. Тогда все хором кричат: «Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить!» После этого участники обряда разбредаются по домам. Девушка, которая изображала русалку, посидев немного во ржи, пробирается тайком домой через огороды и задние дворы. Народ же до самой зари гуляет по улицам деревни.

ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ

Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников, то есть погибших не своей смертью («кто не изжил своего века»). Поминки проводились обычно в четверг Семицкой недели, в некоторых местах — во вторник («Задушные поминки»). Считалось, что души заложных покойников возвращаются в мир живых и продолжают свое существование на земле в качестве мифологических существ. Их запрещалось отпевать в церкви, и поминались они отдельно. По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они остаются неупокоенными и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы, а иногда вообще обладают демоническими свойствами. Поминать заложных покойников разрешалось только в Семик, поэтому этот день считался «отрадой» для их душ. В городской традиции до конца XVIII века в Семик хоронили скопившихся за зиму в «скудельницах» заложных покойников, которых запрещали хоронить в другое время. Поминки в Семик проводились дома, на кладбищах, в часовнях, на местах сражений и массовых захоронений. Обязательной была поминальная трапеза с обрядовой пищей (блины, пироги, кисель и т. д.) и пивом (позже - вином и водкой). Поминовение нередко принимало разгульный характер, сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями. Таким образом, поминовению заложных покойников уделялось очень большое внимание. Связано это с тем, что они, при отсутствии должного почтения, вполне могли наслать засуху или неурожай, тревожить своими посещениями или открыто вредить людям.

На сегодняшний день практически повсеместно поминальная обрядность с собственно Семика перешла на Троицкую родительскую субботу.

Составитель: С. Смычкова, библиотекарь библиотеки имени Л.А.Гладиной

26 мая по 2 июня отмечаются Зелёные Святки (Вторые Русалии) - череда святодней, предшествующих Яриле Мокрому, чародейная седмица, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов- русалок-берегинь.

Зелёные Святки (Вторые Русалии) - чародейная седмица, предшествующая Яриле Мокрому. О сию пору Русалки-Водяницы выходят из водоёмов - водят по берегам рек да озёр навьи хороводы (противосолонь), качаются на ветвях деревьев, словно на качелях, а тако же - любят подшутить над незадачливыми поздними путниками, когда застают их врасплох. В это время встречи с Русалками могут быть довольно опасными для живых (живущих в Яви) людей. Чем-то приглянувшегося ей человека Русалка может защекотать до полусмерти и увлечь за собой под воду, если при нём не окажется никаких оберегов - Солнечных знаков, а сама жизнь его не отличалась особой праведностью... Дабы оберечься от Русалок, рекут слова:

РУСАЛКА-СЕСТРИЦА КРАСНАЯ ДЕВИЦА ВЕЛЕСОВА СОСЕДУШКА НЕ ЗАГУБИ МОЕЙ ДУШКИ НЕ ДАЙ УДАВИТЬСЯ А ДАЙ ДОМОЙ ВОЗВРАТИТЬСЯ НА СЕМ ТЕБЕ КЛАНЯЮСЬ СЛОВО МОЕ ТВЕРДО ОГНЕМ НЕ ОПАЛИМО ВОДОЮ НЕ РАЗМОВИМО НИКЕМ НЕ ПРЕОДОЛИМО! ГОЙ!

В самом начале Русальской седмицы ходят красны девицы в лес - завивать венки на берёзах:

НЕ РАДУЙТЕСЬ ДУБЫ НЕ РАДУЙТЕСЬ ЗЕЛЕНЫ НЕ К ВАМ ДЕВИЦЫ ИДУТ НЕ К ВАМ ИДУТ КРАСНЫЕ НЕ ВАМ ПИРОГИ НЕСУТ ЛЕПЕШКИ ЯИЧНИЦЫ! РАДУЙТЕСЬ БЕРЕЗЫ РАДУЙТЕСЬ ЗЕЛЕНЫ К ВАМ ДЕВИЦЫ ИДУТ К ВАМ ИДУТ КРАСНЫЕ ВАМ ПИРОГИ НЕСУТ ЛЕПЕШКИ ЯИЧНИЦЫ! ГОЙ!

Свивая берёзовые ветви, заплетают девицы венки, украшают их алыми ленточками. Целуются через венки - «кумятся» друг с другом, обмениваясь нательными оберегами, поют:

ВЬЮ-ВЬЮ Я ВЕНОК ЗАПЛЕТАЙСЯ БЕРЕЗОНЬКА! ВЬЮ-ВЬЮ Я ВЕНОК ЗАПЛЕТАЙСЯ КУДРЯВАЯ! ВЬЮ-ВЬЮ Я ВЕНОК МЫ ПОКУМИМСЯ КУМУШКА! ВЬЮ-ВЬЮ Я ВЕНОК ПОЦЕЛУЕМСЯ ГОЛУБУШКА! ГОЙ!

В течение всей Русальской седмицы венки остаются на берёзах нетронутыми:

СТОИТ МОЙ ВЕНОЧЕК ВСЮ НЕДЕЛЬКУ ЗЕЛЕН А Я МОЛОДЕШЕНЬКА ВЕСЬ ГОД ВЕСЕЛЕШЕНЬКА! ГОЙ!

В конце же седмицы - ходят расплетать венки:

УЖ ТЫ РАДУЙСЯ ДУБНИК-КЛЕННИК НЕ РАДУЙСЯ БЕЛА БЕРЕЗОНЬКА МЫ ИДЕМ ТЕБЯ РАЗВИВАТИ КРАСНУ ЛЕНТОЧКУ РАСПЛЕТАТИ! ГОЙ!

Ближе к сумеркам всем миром творится обряд проводов Русалок: деву, обряжённую Русалкой, с великим шумом «провожают» за пределы селения - к реке, после чего старики расходятся по домам, а молодёжь продолжает игру-мистерию. Делятся на две ватаги: юноши - отдельно, девицы - отдельно. Последние уходят в поле, где, облачившись в безобережные длиннорукавки и сняв пояса (а то и всю одежду вовсе), но одев легкие личины из бересты, окручиваются-оборачиваются в «Русалок», творя средь нощи «вертимое плясание» (как на Первые Русалии), скорость коего постепенно возрастает от малой до неимоверной. Разъярясь, «Русалки» размётывают по полю заранее сплетённое из соломы и трав чучелко Костромы (прежде, чем разметать по полю, Кострому носят к реке и мочат в воде - посвящают Леле и Русалкам), что должно в будущем обеспечить урожайность поля. И горе тому из смертных, кто во время сие подвернётся им под руку...

Сие же деется и иначе. Девицы встают в хоровод, выбирая промеж себя одну, коей выпало представлять Кострому - находиться на протяжении всего действа рядом с Её чучелком посередь круга и отвечать за Неё на обрядные вопросы. Хоровод поёт припевку:

КОСТРОМА! КОСТРОМА! ГОСУДАРЫНЯ МОЯ КОСТРОМА! У КОСТРОМУШКИ КИСЕЛЬ С МОЛОКОМ У КОСТРОМУШКИ БЛИНЫ С ТВОРОГОМ! ГОЙ-МА! КОСТРОМА! СЛАВА!

Затем некто из общего коло обращается к Костроме: - Здорово, Кострома! Девица, представляющая Кострому, отвечает ей: - Здоровенько! Её вопрошают: - Что деешь ты? Она отвечает: - Кудели мну! Ей - с поклоном: - Помогай те Боги! Затем хоровод вновь поёт припевку, после чего Костроме снова задаётся вопрос: - Что деешь ты? Кострома отвечает: - Прядиво пряду!.. И тако повторяется до тех пор, пока Кострома не пройдёт всё коло обработки льна и далее: - Прядиво мою!.. - Нитки мотаю!.. - Полотно тку!.. - Полотно сымаю!.. И, наконец: - В баню пошла!.. - За трапезу села!.. - Заболела!.. - Померла! На что ей рекут: - Почему же ты разговариваешь? А ну-ка вставай, бездельница!!! После чего все стоящие в хороводе набрасываются на чучелко Костромы, разрывают его на мелкие кусочки и размётывают по всему полю. Когда оное свершится, девица, представлявшая Кострому, выкрикивает: - Ожила! Ожила! Все собравшиеся славят Кострому, кланяются Ей и полю - на все четыре стороны, рекут:

КОСТРОМУШКА ОБОРОТИСЯ ВО НАВИ ОБНОВИСЯ ДА К НАМ ВОЗВЕРНИСЯ! ГОЙ-МА! КОСТРОМА! СЛАВА!

Через какое-то время юноши отправляются поодиночке на поиски «Русалок». «Русалки», встречая человека, загадывают ему какую-либо загадку, например: - Полынь или петрушка? Если он выбирает «петрушку», то «Русалки» набрасываются на него со словами: - Ах ты, моя душка! Щекочут до колик, а затем - обращают в «зверя рыскучего» либо «птицу летучую», заставляя его до рассвета бегать на четвереньках, выть волком, рычать медведем или куковать кукушкой... Если же парень выбирает «полынь» (траву, кою настоящие Русалки боятся), то ему отвечают: - Навка, сгинь!

Лишь в сём случае парень получает право отвести «Русалку» к очищающему Огню, в паре с ней перепрыгнуть через него, а затем поцеловать девицу в уста... На рассвете, когда окрута со всех «Русалок» уже снята, и они вернули себе свой человечий облик, девицы купаются в росах, смывая с себя все остатки навьих-ночных (кощных) чар...

Ведунья Лада Трава кукушкины слёзы в женском обряде кумления на Русальной седмице

Один из двух способов женского кумления на Русальной седмице (иначе называемой Зелёными Святками и предшествующей Яриле Мокрому, отмечаемому 3 кресеня/июня-месяца) известен как «крещение кукушки». Он состоит из следующих шагов: девушки изготовляют из травы «кукушку» (которая бывает очень разных видов), затем кумятся над ней (что и называется её «крещением»), затем кукушку хоронят и в некоторых местностях затем ещё и откапывают. Легко можно видеть, что в этом действе соединились два самостоятельных обряда: женское кумление и похороны чучела-кукушки с последующим воскрешением, которое явно соотносится с культом Божества растительности.

Обычай, связанный с кукушкой, распространён в довольно узком круге соседствующих областей: Калужской, Орловской, Курской, Костромской, Тульской, Брянской (и Томской), поэтому исследовательница В.К. Соколова называет его местным южнорусским. Для травы, используемой в обряде, есть условие: она должна быть рябая как кукушка. Почти всегда используют траву кукушкины слёзы (или просто кукушка), которая и названа так из-за коричневых крапинок, покрывающих листья. Иногда её заменяет черёмуха, листья которой также крапчатые. Что это за трава - кукушкины слёзы? Исследователи поясняют, что это ятрышник, orchis latifolia; в других источниках она описывается как вид столетника, либо подорожник, либо снитка.

По волшебным свойствам это любовная трава, у неё раздвоенный корень, части которого соотносятся с мужем и женой.

По поверью, этот самый корень привязывает мужей, по его форме молодухи гадают о поле будущего ребёнка. Ещё эта травка способна сделать коня неутомимым (буквальный ли конь имеется в виду?..). Среди других растений кукушку в обряде кумления может представлять трава заря; бывает, что роль кукушки играет ветка (ивовая, черёмуховая или рябиновая - заметим, все рябые). Обряд крещения состоит в кумлении девушек над кукушкой. Собственно крестильных действий нигде в этнографических материалах не отмечено, напротив, крестины («кстины») и кукушка используются здесь ради оправдания кумления - ведь церковью признано кумление только при крещении ребёнка. В некоторых случаях за кумлением следует вторая объёмная часть обряда - похороны кукушки. До погребения дело доходит довольно редко, обычно кумление является основным и главным действием. В.К. Соколова указывает, что из 17-ти наблюдаемых ею случаев лишь в 4-х крещение кукушки продолжилось похоронами. Хотя обычай похорон кукушки вполне самостоятелен по смыслу, он всегда так же называется «крестить кукушку».

В России Зелеными Святками чаще всего называлась неделя до Троицы. В 2016 году эта неделя начнется 13 июня. Период включал в себя несколько праздников сразу: Преполовение, Вознесенье и Семик.

На Преполовение обычно освящали воду, которая впоследствии могла употребляться как средство против болезни, и проводили разного рода обряды для богатого урожая. Фактически в этот период подготавливали землю для плодоношения, совмещая церковные и языческие традиции.

Вознесенье — праздник, отмечающийся через 40 дней после Пасхи и связанный с библейскими событиями, а именно с вознесением Иисуса Христа на глазах у Апостолов и предсказание Им снисхождения Святого Духа на Апостолов. У Вознесения есть своя история, традиции и обычаи .

Поминовения усопших на Зеленые Святки

Празднику Семик, который приходится за три дня до Троицы (в этом году он выпадает на 16 июня), народ дал еще одно название: Троица мертвых. Связано это с тем, что по поверьям души умерших не своей или преждевременной смертью находятся в этот период среди живых. Считалось, что это радостный для них праздник радостен. Более того, за день до Троицы по православному обычаю празднуется троицкая родительская суббота, которая является вселенской. Поэтому Зеленые Святки сопряжены с поминовением усопших. Сам же праздник Троица относится к важнейшим православным праздникам и особенно любим народом .


Поверья о русалках

Троицу и неделю после Троицы называли также русальной, поскольку верили, что русалки в этот период находятся в близости к человеку. Чтобы не нажить бед, речных дев задабривали, украшая лентами березы и делая из их веток для них качели: считалось, что русалки очень любят на них качаться. Тяжелыми работами не занимались, девушки не шили и не вязали в этот период. В это время не купались в реке, особенно мужчины, которых русалки любили заманивать и топить. Верили также, что от них может быть и польза: если русалки погуляют по полю, то увлажнят почву, тем самым способствуя урожаю.


Славянские обряды на Зеленые Святки

Дома и церкви украшались травами, как снаружи, так и внутри. Особенно часто это были березовые ветки. Дома обычно украшали девочки и в целом, все эти праздники во многом посвящены представительницам прекрасного пола. У девушек, которые по возрасту уже могли выходить замуж, и молодых жен, еще не имевших детей, происходил особый обряд: кумление, своеобразный обряд инициации, установления дружеской связи. При этом девушки обменивались подарками, например, платками, яйцами, крестами и многим другим.

Некоторые обряды на Зеленые Святки популярны и в наши дни. Например, березовые венки, украшения из ветвей берез и почитание этого деревца распространено во многих городах России. В 2016 году, как и многие века назад, можно зарядиться природной силой и отогнать от дома злых духов при помощи букета с березовой ветвью.

В традиции и обычаи этих дней входят специальные гадания , благодаря которым можно точно получить знания о будущем. Помните народные традиции, ведь многие из них актуальны и сегодня, и не забывайте нажимать на кнопки и

19.05.2016 07:14

Как провести Чистый четверг Страстной недели с пользой для души и тела? Что принято делать в этот день, ...

Язычество и христианство столь тесно переплелись в нашем сознании, что порой уже не так просто разобраться, где кончается христианский праздник и начинается языческий. Не исключение и праздник Святой Троицы. Наверное, сегодня нет такого человека, который бы ничего не слышал о нем и не раскладывал бы зелень по углам комнат в преддверии Зеленых cвяток. Так что же это за праздник?

Непростой вопрос

О том, что Троица как христианский праздник связана с учением о Триедином Боге, догадываются многие верующие. Но все же о его истинной религиозной основе знают далеко не все, кто приходит в этот день в церковь освятить зелень.

В 20-х годах прошлого века Этнографическая комиссия Академии наук по сельским регионам Украины разослала опросные листы, в которых предлагалось объяснить, в честь чего празднуется Троица. Среди 15 тысяч присланных ответов, которые были очень разнообразными и редко повторялись, правильный встречался крайне редко.

Одни утверждали, что в этот день Бог сотворил землю и засеял ее зеленью, другие считали, будто Христос с апостолами Петром и Павлом, идя по дороге, присели под зеленой кроной дерева, отсюда и трехдневный праздник. Третьи объясняли происхождение праздника тем, что Христос, въезжая на ослике в Иерусалим, не захотел прокладывать свой путь по дорогим изысканным коврам, разостланным богатыми, а решил следовать по веткам, которыми украсили дорогу бедняки, - отсюда и обычай украшать дома зеленью.

На самом же деле правильный ответ такой. Согласно Библии, в этот день на апостолов, собравшихся в храме по случаю ветхозаветного праздника Пятидесятницы, снизошел Святой Дух в виде языков пламени. Пятидесятница праздновалась в честь дарования евреям Синайского закона по прошествии 50 дней выхода из Египта. Сошествие Святого Духа на апостолов открыло значимость учения Христа о Триедином Боге: Отце, Сыне и Святом Духе, отсюда и второе название праздника: День Святой Троицы. Соответственно Троица праздновалась три дня. Но поскольку Троица по времени совпала с языческими Зелеными святками и Русальной неделей, фактически праздновать ее начинали еще с пятницы, а заканчивали в следующую субботу или воскресенье.

Зеленый парад

Языческой же основой праздника был культ растений, магия зазывания будущего урожая. В эти дни люди высказывали почет и уважение к каждой зеленой ветви, травинке и цветку. Украшать зелеными ветками клена, ивы, липы, акации, ясеня или дуба нужно было не только дом, но и двор. Единственным "запрещенным" деревом, которое не могло участвовать во всеобщем "зеленом параде", считалась осина. На ней, по народным поверьям, повесился Иуда Искариот. Иногда осиновыми ветками украшали глухие углы двора, чтобы на территорию усадьбы не могли проникнуть ведьмы.

Ветки втыкали в соломенную крышу, размещали за иконами, а пол в доме устилали душистыми травами: мятой, любистком, пижмой. Жители Полесья раскладывали на полу зелень для того, чтобы русалки, которые захотят прийти в дом, не искололи себе ноги. А на Черниговщине считали, что в этой зелени прячутся души умерших родственников, которые приходят в хату на Троицу.

В пятницу, до восхода солнца, женщины шли в лес, чтобы заготовить лечебные травы. Их собирали "на девяти межах", потом подмешивали в корм коровам, чтобы те давали больше молока. Росой, собранной в этот день, лечили глазные болезни.

После окончания святочных праздников зелень нужно было "уничтожить", чтобы избавиться от русалок, срок дозволенного пребывания которых на земле заканчивался. Но при этом букеты и веники не просто выбрасывали, как это делают сегодня, а сплавляли по воде или сжигали. Засохшие остатки троицкой зелени обладали магическими и лечебными свойствами, поэтому их использовали как обереги от злых сил, молнии, пожара, а также для гаданий и лечебной магии.

Русальная неделя

На Троицу и следующую за ней Русальную неделю приходился пик активности русалок. Большинство считает их очень милыми, но коварными созданиями, которые не прочь порезвиться и защекотать прохожего до смерти. Однако немногие знают, что русалки в представлениях украинцев были тесно связаны с циклом полевых работ. С приходом тепла и началом вегетации растений русалки оживали, выходили на землю и гуляли в полях и лесах, а с наступлением холодов и окончанием сельскохозяйственных работ снова прятались в воду или под землю.

Примечательно и то, что в славянской традиции русалки были не только водяные, но также полевые и луговые. На Троицу они "окончательно" просыпались после долгого зимнего сна и всю Русальную неделю резвились в полях, лесах, в местах у воды, а иногда проникали в дома к людям. По восточнославянским поверьям, русалки появлялись в злаковом поле в период цветения ржи. У южных славян считалось, что русалии (так там называют эти мифические существа) живут в местах обильного цветения растений.

Рассказы о шалостях русалок, которые прочно обосновались в народной памяти, первоначально трактовались не как беспричинное буйство, а как своего рода охранные действия. Ведь, кроме прочего, русалки следили за тем, как крестьяне вели работы в поле, и насылали болезни на тех, кто не соблюдал запрет работать в определенный период. Так что если вы на своем приусадебном участке не успели в срок высадить рассаду или прополоть грядки, либо - что еще хуже - сделали это в праздничный день, остерегайтесь - строгие русалки не упустят случая вас наказать.

Надо сказать, что представления о "сезонных" божествах были характерны для многих народов. Например, у древних греков существовал миф о Персефоне, дочери богини плодородия Деметры. Когда Аид похитил Персефону в свое подземное царство, Деметра загрустила, и на земле замерла жизнь. Тогда Аид стал отпускать Персефону на родину: две трети года она проводила с матерью, а одну треть - с мужем. Когда Персефона уходила под землю, Деметра погружалась в тоску и печаль, и наступала зима. Но с появлением Персефоны к ее матери снова возвращались покой и радость, и тогда земля вновь зацветала буйными красками.

Праздник Солнца

Русальная неделя, а иногда и Троица, приходится на день летнего солнцестояния - 22 июня. Этот день считался у наших предков великим праздником Солнца, днем добрых сил, помыслов и начинаний. Поэтому энергия Светила должна была способствовать успешному завершению дел, в том числе строительству дома. "Без Троицы дом не строится" - такая поговорка бытовала у славян.

А еще на Русальную неделю приходилось множество обрядов. Как на Рождественские святки водят ряженую "козу", так на Зеленые святки водили "тополю" или "куст". Роль "тополи" или "куста" исполняла девушка, выбранная подругами. Ее наряжали в "зеленые" одежды, украшали венками из трав и цветов и в таком одеянии водили по дворам. Радушные хозяева, выслушав похвалы в свой адрес и пожелания хорошего урожая, одаривали участников процессии деньгами и съестным.

Иногда на Зеленые святки устраивали "игровой", или "сухой дуб". В центре села, реже - на окраине, ставили длинную палку с прикрепленным к ней сверху колесом, украшали ее травами, цветами, лентами, окапывали небольшим рвом. Вокруг такого "дуба" проводили игры с песнями и танцами.

В понедельник во многих селах после службы в церкви процессия из всех жителей села обходила поля, чтобы посевы не побил град и не сожгла засуха. На второй день Русальной недели на Восточном Подолье замужние женщины "гоняли коршуна". Собравшись вместе, они устраивали пиршества, которые должны были уберечь цыплят от безжалостного воришки. Из разного подручного материала (например, своих платков) они изготовляли пугало коршуна и имитировали его кормление, при этом уговаривая его не засматриваться на цыплят. Напоследок пугало потрошили и каждая участница пира забирала свой платок.

Юлия КоротиЧ,

Репродукция картины художника

В. В. Крыжанивского

Поделиться: