Связать шапку из толстой пряжи модель желудь. Как связать шапку спицами. Женская, мужская, детская шапка. Схемы вязания. Шапка спицами и снуд с косами. Работы TatVen

Образование в любой исторический период является важнейшим институтом общества, поэтому любые новые методики и технологии в этой сфере попадают под пристальное внимание как специалистов, так и простых граждан. Данный подход находит свое воплощение и при обращении и к такому явлению, как вальдорфская педагогика.

Ее появление после окончания первой мировой войны было связано, прежде всего, с тем, что сложившаяся к тому времени традиционная школа рассматривала учеников исключительно как объекты познавательного процесса, которые должны усвоить максимально возможное количество материала. Духовное, нравственное и отходило при этом на задний план.

Вальдорфская педагогика представляла собой своеобразную альтернативу традиционным методам и формам образования. В ее основе лежала модель постепенного саморазвития ребенка, для которого учитель превращался из строгого контролера в мудрого наставника. Первое подобное учебное заведение было открыто на территории табачной фабрики «Вальдорф Астория», впоследствии вальдорфские школы получили широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Основатель этой системы основной акцент делал на том, что наиболее губительным для ребенка является стремление родителей и учителей к тому, чтобы он как можно быстрее освоил всю школьную программу, обгоняя свои физические и психологические возможности. Вальдорфская же педагогика предлагала лишь сопровождать ребенка в процессе постижения им мира, постепенно раскрывая его творческий и

В целом вальдорфская методика придерживается следующих основных принципов:

  1. Главной составляющей образовательного процесса является воспитание. При этом основываться оно должно, прежде всего, на нравственных началах.
  2. До семи лет ребенку следует избегать излишних интеллектуальных нагрузок, так как в противном случае он со временем вырастет в человека, который может лишь воспроизводить чужие мысли, а не формировать собственное мнение. Прежде всего, любой ребенок должен почувствовать себя личностью.
  3. Нельзя злоупотреблять положительными и отрицательными оценками деятельности ребенка, так как вмешательство со стороны взрослых в процесс его становления должно быть минимальным.
  4. Вальдорфская педагогика не предполагает использования в процессе обучения и воспитания каких-либо подражательных форм. Для нее главное - чтобы ребенок сам постигал окружающий мир, ориентируясь исключительно на свое собственное представление о нем.
  5. Любой ребенок - уникален, каждый обладает своими неповторимыми способностями и талантами. Основная цель, которую ставит перед собой педагогика вальдорфской школы, состоит в том, чтобы сам ребенок нашел в себе и полностью раскрыл свои

Как и любое новое явление, вальдорфская педагогика, особенно на первых порах, испытала достаточно сильное давление со стороны представителей Однако дальнейшее развитие педагогической мысли показало, что многие идеи, заложенные Рудольфом Штайнером, оказались актуальными и востребованными. Главная из них - что любое образовательное учреждение должно во главу угла ставить процесс духовного и нравственного развития ребенка, а не обучения его основам всех наук.

На сегодняшний день вальдорфские школы имеются во многих развитых и развивающихся государствах. Посещают их дети как из достаточно обеспеченных, так и из бедных семей. Несмотря на то, что скоро этой методике исполнится уже сто лет, используемые в таких школах методы и формы образовательного процесса по-прежнему выглядят инновационно и привлекательно как для самих учителей, так и для родителей.

Ребенок - это индивидуум с определенным характером и особенностями развития. Многие родители знают, что малыша необходимо учить и направлять, однако справляется ли с этими задачами обычная массовая школа? Далеко не всегда. Альтернативным способом обучения можно смело назвать такую систему, как вальдорфская школа. Что это такое? Как она влияет на личность ребенка? Мы постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Скрытые способности

В какой-то мере каждый ребенок похож на кусочек пластилина, из него можно вылепить что угодно, прилагая к этому максимум усилий. Разве будет лепить пластилин сам из себя фигурку? Конечно нет - ответ на этот вопрос знает даже ребенок. С детьми та же ситуация. Их таланты и способности лишь в какой-то степени зависят от их генетики, большая же часть зависит именно от того, что мы вкладываем в них. Возможно, с данными словами согласятся не все, однако именно на основе этойразвиваются дети в таком учебном заведении, как вальдорфская школа. Что это такое за дивная где вместо того чтобы заучивать таблицу умножения, дети рисуют и смеются? Именно в теплой и дружественной атмосфере ребенок проявляет себя лучше всего.

Более того, не попробовав различные виды деятельности, крайне сложно узнать, что же ученику нравится больше всего и к чему у него действительно есть талант. Именно такие занятия проводит вальдорфская школа. Москва - это тот город, где сосредоточены одни из самых лучших школ Штайнера.

Первая вальдорфская школа

Такую замечательную систему образования создал и внедрил австрийский ученый-философ Рудольф Штайнер. Кроме того, именно он создал такое учение о духовном познании, как антропософия. Об этой науке, мы поговорим немного позже, а сейчас все-таки вернемся к созданию первой вальдорфской школы. Весной 1919 года Штайнер проводил встречу с работниками сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» на которой были освещены проблемы обучения и воспитания детей в обычных школах. Ученый озвучил учебные программы вальдорфской школы, которые он предполагает внедрить, а также рассказал о антропософийском учении и о необходимости духовного развития детей. Многих родителей заинтересовало его мировоззрение и перспективы открытия нового, альтернативного учебного заведения и, конечно же, они согласились отдать своих детей в такую школу. Незамедлительно Эмиль Мольт (руководитель сигаретной фабрики) купил помещение и начал обустройство новой школы. Так как основателем новой педагогики был такое учебное заведение иногда носит название: «Вальдорфская школа Штайнера».

Наука о духе

Именно так многие научные деятели характеризуют учение об антропософии. В переводе с греческого "софия" - это мудрость, а "антропос" - человек, соответственно наука изучает особенности развития индивидуума в духовной сфере. Это учение было выделено из теософии, и также основывается на богопознании и созерцании Бога. Разница состоит лишь в том, что антропософия основывается на немецкой классической философии и учениях И. Гёте, Ф. Шиллера.

Считается, что это мистическая наука, которая может помочь развить в человеке магические способности. Штайнер называл данную область познания «гётеанством 20 века», а поскольку Гёте какое-то время был масоном, можно смело утверждать, что антропософия так или иначе, связана с магией и мистикой. Именно на основе этих представлений и была создана вальдорфская школа. Что это такое за способ саморазвития и почему у Штайнера было огромное количество последователей?

Единство трех ипостасей

В учениях антропософии человек рассматривается не только как единое целое, но и включая такие составляющие, как: душа, тело и дух. Они же, в свою очередь, имеют свои физические и психологические характеристики: дыхательная система, сердце и дух относятся к сфере эмоций, нервная система и мозг - к интеллектуальной(душа), обмен веществ и опорно-двигательная система - это тело. Наука антропософия изучает, как гармонизировать эти три сферы между собой: человек должен быть силен духом и телом, а также иметь благородную душу. Именно знания о том, как этого достичь и дает вальдорфская школа. Что это такое за мистическая наука и имеет ли она отношение к развитию детей? На этот вопрос можно найти ответ, изучив основные положения антропософии более детально.

Принципы духовной науки

В первую очередь для того чтобы любой ребенок развивался, чувствовал себя комфортно и мог раскрыть свой потенциал, ему необходимо уважение. Он не должен чувствовать себя в учебном заведении обиженным или обделенным вниманием. Антропософия изучает методы саморазвития при помощи творчества и медитаций. В различных городах и школах методы обучения могут немного отличаться, и в основном это зависит от квалификации педагогов. К примеру, одна вальдорфская школа в Санкт-Петербурге может делать уклон в учебном процессе на творчество (рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах), в то время как другая - на душевно-духовное развитие. Так или иначе, в любой школе Штайнера дети в течение дня рассматривают и творческий, и трудовой, и душевно-духовный блок.

Особое внимание в педагогике вальдорфской школы уделяется изучению культуры и традиций. Для того чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, он должен понимать, что вокруг него есть целый мир очень интересный и многообразный. Различные спектакли и постановки, выполняемые самими же детьми, помогают им почувствовать себя чем-то большим, чем просто школьник. Определенная вальдорфская школа в Санкт-Петербурге может стать для ребенка не просто учебным заведением, а второй семьей, где ему будет комфортно и уютно. Особенно такие школы нравятся деткам, у которых нет братьев и сестер. Дружественная атмосфера в учебном заведении им настолько нравится, что они готовы находиться в школе практически весь день. В теплой и дружеской обстановке деткам очень нравится, они находят новых друзей и единомышленников.

Природа, как часть человека

Педагогика Штайнера уделяет особое внимание окружающей среде. Если ребенок не научится чувствовать себя одним целым с природой, он некогда не сможет открыть весь свой потенциал. Как правило, учебное заведение располагают поближе к природе: к чистому лесному воздуху, возле речки, недалеко от гор. Сама же школа не сильно напоминает класс, это скорей уютный дом, где можно собраться новой семьей (классом), позаниматься творчеством и духовным развитием. Даже мебель в современных вальдорфских школах, как правило, не содержит пластика и токсических веществ - все только натуральное.

Система оценивания

Обучение в вальдорфской школе очень отличается от уроков в обычной школе. Совершенно другая программа развивает в детях интерес к учебе, неподкрепленный соперничеством. Нету худших и лучших, каждый ребенок по-своему уникален и талантлив. Ему не ставят оценок и не отчитывают за незнание чего-либо. Кроме того, отличительной особенностью такого учебного заведения является отношение преподавателей к подсказкам. Если в массовой школе за подсказки и списывание ругают, то здесь же это называют помощью и очень даже приветствуют. Ни в коем случае в минуты неудач ребенок не должен чувствовать себя одиноким. Наоборот же, в такие моменты весь класс и педагоги оказывают ему поддержку, помогают, объясняют то, что ребенок не понял. В учениках формируется стойкая уверенность, что они не одни в этом огромном мире, что всегда есть люди, которые придут на помощь, и более того, этот ребенок также будет с радостью помогать кому-либо.

Учебная программа

Естественно, что программа в школе Штайнера имеет огромное количество отличий от обычной массовой школы. Все это объясняется тем, что в таких учебных заведениях абсолютно другой уклон и цели, преследуемые педагогами. Детей не заставляют заучивать что-либо наизусть - это и есть основное кредо такого метода обучения, как вальдорфская педагогика. Плюсы и минусы данной школы обсуждают многие ученые, однако к общему мнению так никто и не приходит. Это объясняется тем, что у данной педагогики есть огромные отличия, которые противоречат обычной школьной программе. К примеру, в 1-2 классах детей не учат чтению и письму. Два года в игровой форме деток учат буквам и цифрам.

На уроках, как правило, дети учатся рисованию, шитью, вязанию, садоводству, иностранным языкам. Сложные точные науки, такие как, например, математика, в начальной школе изучается только в игровой форме: дети, держась за руки, водят хороводы(круг), двигаются по вертикали, диагонали, по квадрату, по прямоугольнику. «Прочувствовав эти фигуры на себе», ученикам в дальнейшем не составляет труда их нарисовать, разделить пополам, найти периметр и площадь.

Праздники и концерты

В вальдорфских школах очень много внимание уделяют праздникам и концертам. К каждому мероприятию дети вместе с педагогами готовят выступления, шьют сами костюмы, украшают концертный зал. Это очень сближает деток, дает им возможность самовыражаться. Выступление на сцене для стеснительного ребенка - это возможность стать более раскованным и непринужденным.Чаще всего на такие праздники в качестве гостей приглашают родителей и близких родственников. Ребенок, чувствуя поддержку, выступает на сцене еще более уверенно. Именно вальдорфская школа, отзывы родителей о которой только положительные, благотворно влияет на детей, развивая в них самые неожиданные таланты.

Вальдорфский детский сад

Педагогика Штейнера стала настолько популярна в Европе и Азии, что возникла необходимость в создании и дошкольных учреждений на основе этого учения. После обычного детского сада ребенку, которого отправляют учиться вальдорфскую школу, приходится нелегко. Модель обучения, которую он видел в детском саду, полностью противоречит новой школе: в обычном дошкольном учреждении детей уже начинают учить серьёзности, усидчивости, буквам и цифрам. Вальдорфский детский сад — это учебное заведение для дошкольников на основе педагогики Штайнера. Здесь детки в процессе игры познают мир, делают поделки, играют в дочки-матери, в магазин, в больницу. Для поделок используют различные натуральные материалы: камешки, листочки, шишки, желуди. Игрушки в таких садиках тоже только деревянные или тряпочные.

Подходы и методы

Основной проблемой обычных массовых школ является вопрос грубости и жестокости школьников. Неуважение к взрослым, нежелание учиться - это трудности множества родителей, с которыми им справиться не по силам. Школьным педагогам в массовой школе также приходится нелегко.

Только дружная и теплая атмосфера, может действительно хорошо способствовать учебному процессу и развитию личности. Игровой процесс, в котором детки учатся, развиваются, познают мир способствует развитию мелкой моторики и речи. Всеми этими особенностями обладает вальдорфская школа. Москва, город в котором сосредоточено огромное количество таких школ, но что самое интересное, что они не подчиняются городскому отделу образования и науки. В отличие от обычных учебных заведений, в таких школах нет централизованного административного управления, а значит все они между собой не связаны и никому не подчиняются. В штайнеровских школах, как правило, нет директоров, ими управляет совет, состоящий из педагогов и родителей.

Любая вальдорфская школа, стоимость обучения которой в европейских странах стремится к нулю, развивает в детях духовность и таланты. Даже пенал, с котором ребенок приходит на занятия, он делает с родителями сам.

Конечно, приверженкам строгой дисциплины, такая школа точно не понравится. У детей практически нет каких-либо границ. Если по какой-то причине ребенку на занятии не нравится или он это уже умеет, он может спокойно выйти с урока. Практически весь учебный процесс родители участвуют в жизни детей: помогают организовывать праздники, делают с ними дома различные поделки и даже проводят уроки. На родительских собраниях обсуждается, кто и что умеет хорошо делать, составляется график. И так, к примеру, в понедельник одна из мам рассказывает детям технику плетения изделий из бисера, а во вторник - папа одного из учеников учит их делать лодочки из дерева. Каждый ребенок, независимо от того, мальчик это или девочка посещает все занятия и учится вместе со всеми. Кто сказал, к примеру, что мальчик не может вязать или вышивать, а девочка не должна работать с деревом? Это всего лишь предрассудки, которых нет в таком учебном заведении, как вальдорфская школа. Адреса и контакты школ с штайнеровской педагогикой можно найти на их личных сайтах. Кроме того, как правило, вальдорфские учебные заведения каждый год проводят день открытых дверей. Можно посетить данное мероприятие, познакомится с учителями и родителями, понаблюдать за учебным процессом и решить для себя, подойдет ли такая школа вашему ребенку.

Э. О. Скляренко

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

По всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее время их свыше тысячи. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде. Размах вальдорфского движения огромен. Только в 14 странах Европы насчитывается 600 вальдорфских школ, они есть в Северной Америке и других частях света.

Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером.

Рудольф Штайнер (1861-1925) - пример Учителя как в обычном, так и в духовном смысле. В 20 книгах и 6000 лекциях им затронуты: религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Объединением человеческого и стоящего за ним духовного знания он основал Антропософию (Человеко-знание), которая предлагает человеку сознательные духовно-научные методы достижения познаний высших миров.

В России его последователями были многие люди науки и искусства, в том числе Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов, Андрей Тарковский и другие.

Антропософия (от греческих слов "антропос" - "человек" и "софия" - "мудрость"). Это разновидность теософии (учения о единении человеческой души с божеством), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.).

Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству, но, к сожалению, так редко встречается у наших рано взрослеющих детей, чьи родители стремятся как можно раньше и как можно больше "вложить" в голову ребенка.

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс, возник в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.), в связи с возникшим в то время, в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни общества.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы "Вальдорф Астория", которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако, сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, являющемуся для нее принципиальным, социологические исследования показывают, что наличие детей из среды рабочих и "низших слоев" населения довольно низок. "Вальдорфские родители" - это в основном люди с высшим образованием, юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие "заинтересованные" родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ, число которых за последние двадцать лет резко возросло.

Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика.

Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность - отличительная особенность этих программ.

Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.


Характерные особенности вальдорфской школы:

  • 1. Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет. Первый, кто встречает ребенка, - классный учитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся 2 часа без перерыва. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы.
  • 2. Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни - с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.
  • 3. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными "мягкими" материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения - эвритмию.
  • 4. В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким- то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям. В младших классах поздней осенью устраивается праздник фонариков. В то время, когда ночи долгие, а дни короткие, когда рано темнеет, когда еще не выпал снег, когда природа готовится к зимнему сну, а солнца почти никогда нет на небе - в такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зима не будет длиться вечно, что солнце скоро вернется и что на земле снова будет светло.
  • 5. В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли.
  • 6. В вестибюле перед актовым залом устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в прошедшей четверти.
  • 7. Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.
  • 8. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.

Метод преподавания


Подача материала начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории.

Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам.

Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.

Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.

Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями: самодисциплины; свободного, независимого, аналитического и критического мышления; благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.


Циклическая сущность программы


Чтобы привести пример и показать циклическую сущность общеобразовательной программы школы, которая начинается с детского сада до старшей школы, давайте возьмем геометрию. В первом классе дети переживают геометрические формы и фигуры с помощью своего тела, играют в игры в кругу, двигаются по форме восьмерки, квадрата, треугольника и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение, переживают качество и взаимодействие линий и геометрических фигур на уроке "Рисование форм". Таким образом первые четыре года разными способами они вовлекаются в суть геометрии, хотя, конечно, это слово им не называется. Также это слово может не называться им и в пятом классе, когда они обнаруживают великолепные вещи, которые они могут сделать с помощью окружностей на бумаге цветными карандашами. Из пересечения окружностей, линий возникают цветы, кристаллические структуры и собственные композиции. То, что появляется из художественного упражнения, это и есть урок геометрии. В шестом классе приходит точность. Разнообразные фигуры строятся с помощью циркуля и линейки. Дети уже способны из своего опыта выводить некоторые геометрические закономерности. В конце концов в старшей школе приходит академический подход к предмету, называемому геометрией, и это не будет для них новым материалом. - "Да, это мы уже делали!", - говорят дети - "Да, я знаю, как построить здесь равнобедренный треугольник. Это легко!" Наша цель - вплести нити опыта в ткань жизни самого ребенка. И тогда доказательства становятся осмысленны и радостны. Учебный план вальдорфской школы работает успешно из-за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста ребенка и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребенка отражаются в программе, которая не только перечисляет, какой материал дается детям, но и то, как он дается".


Подходы и методы Вальдорфских школ


Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей.

От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.

Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в высшую школу или университет.

Да, в ребенке сохраняется непосредственность, детскость, да он будет учиться без страха. Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в ВУЗ как свою главную цель. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает общую атмосферу, в которой ребенку хорошо. Как правило, дети любят свою школу и с удовольствием учатся. А если ребенку хорошо, тогда в таких условиях невозможно осуществить многотрудную работу по подготовке в университет, которую следует начинать уже чуть ли не с дет сада... Таково общее мнение, которое прочно владеет сознанием многих педагогов и родителей...

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В вальдорфских школах нет централизованного административного управления; каждая школа административно независима. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация _ не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы.

Малыш подрастает, и перед родителями встает вопрос о его социализации. В какой садик или школу его отдать, как сделать пребывание ребенка там комфортным и спокойным? Всем родителям очень важно, чтобы малышу в детском учебном заведении было интересно, чтобы он шел туда с удовольствием, и процесс расставания по утрам не был болезненным ни для родителей, ни для ребенка.

Чтобы определиться с выбором учебного заведения, мамы и папы должны учитывать темперамент малыша, его творческие наклонности, а также быть знакомыми с альтернативными способами воспитания и обучения.

Давайте познакомимся с вальдорфской педагогикой, выясним, для кого она подходит больше всего, и разберемся, что это за система.

Вальдорфская педагогика – история

В ней описаны основные, по мнению Штайнера, этапы развития ребенка. Эти идеи и легли в дальнейшем в основу его подхода к обучению. В 1919 году Штайнер читает курс лекций на сигаретной фабрике Вальдорф-Астория в Штутгарте о методике воспитания и обучения детей. Как результат этих лекций, в Штутгарте открывается школа, в основе которой были идеи Штайнера.

Так как открылась она прежде всего для детей работников фабрики Вальдорф-Астория, то позднее при своем распространении все учебные заведения для детей, опирающиеся на идеи Штайнера, стали называть вальдорфскими. Вальдорфская педагогика на сегодняшний день признана во многих странах и используется как в школах, так и в детских садах.


Ее суть

Вадьдорфская педагогика основана на учении Рудольфа Штайнера – антропософии (от греч. «антропос» – человек, «софия» – мудрость). В основе учения развитие скрытых способностей человека с помощью специальных упражнений.

Система как бы копирует в смене деятельности ребенка естественное дыхание (есть вдохи и выдохи). То есть построена на максимальной естественности и помогает раскрыть и развить в ребенке способности, заложенные природой

Основные принципы вальдорфской педагогики

Главный принцип – уважение к личности ребенка. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку. Так малыш сможет полностью раскрыться. Вальдорфская педагогика безоценочная, свои сегодняшние достижения ребенок сравнивает со вчерашними, так он приходит к пониманию успеха. Отсутствие оценок исключает стрессы и обесценивание личности.

  • Для развития способностей для малыша создается среда, которая этому благоприятствует. Пространство организовано так, чтобы ребенку было легко и интересно обучаться. Обычно в середине комнаты стоит стол, за которым сидят воспитатели.
  • Они занимаются простыми бытовыми делами: шьют, вяжут, рисуют, готовят еду. Любой малыш может подойти и заняться вместе со взрослым тем делом, которое ему по душе.

В обстановке комнаты используют натуральные материалы, использование телевизоров, радио, компьютеров запрещено.


  • Личность учителя или воспитателя играет огромную роль в вальдорфской педагогике. Это безусловный авторитет и пример для подражания. Воспитателю или учителю нужно постоянно совершенствоваться, следить за своим поведением, манерами.
  • Подражание – важная часть обучения. Дети подражают не только людям, но и растениям, животным, всему окружающему миру. Например, в совместном хороводе движениями они в состоянии отобразить процесс роста и цветения деревьев и цветов.
  • Ни в одной системе образования ваш ребенок не будет играть так долго и так разнообразно, как в вальдорфской школе. Все познание окружающего мира сведено к постижению его таинств с помощью игры. Обычно игры не имеют четких правил, малыш вовлекается игру. Задача взрослых направлять детей в игре, поддерживать и развивать интерес, вмешиваясь в игру минимально.
  • Вальдорфские детки не спешат прощаться с детством. Они начинают обучение письму и счету после 7 лет. Именно тогда, считает Штайнер, ребенок готов обучаться этому навыку. Вообще развитию интеллектуальных способностей уделяется второстепенное значение. В первую очередь развиваются трудовые и творческие навыки.
  • Очень важно, чтобы дети получали новые знания и навыки тогда, когда они к этому готовы, и им это интересно. Например, учиться читать четырехлетнему малышу вовсе не интересно, значит, и насильно обучать его этому неэффективно.

Важная роль отводится родителям. Они принимают активное участие в жизни ребенка в школе или детском саду. Устраиваются совместные праздники и театральные представления.

Как происходит обучение

Система вальдорфской педагогики опирается на ритмический распорядок дня. Рабочий день малыша в вальдорфском учебном заведении (детском саду или школе) подчинен строго определенному ритму: от умственной деятельности к физической переход осуществляется через чувственную деятельность.

  • С утра у младших воспитанников проходит утренняя зарядка, на которой они активно двигаются, прыгают, танцуют, хлопают в ладоши и даже читают стихи.

  • Первый урок – основной. Обычно это любой общеобразовательный предмет (физика, химия, география). Затем идет урок, на котором используется ритмическое повторение, например живопись, пение, гимнастика, иностранный язык. Следует отметить, что уже в 7 лет в вальдорфской школе малыши изучают 2 иностранных языка. Во второй половине дня дети занимаются трудовой деятельностью, например, садоводством или любыми бытовыми делами, связанными с физической активностью.

  • Отличительной особенностью вальдорфской методики преподавания является подача изучаемого материала по «эпохам». «Эпоха» в среднем длится месяц. За это время дети «вживаются» в изучение материала, не отвлекаясь ни на что другое. По окончанию «эпохи» детям легко оценить и осознать свои достижения за это время.
  • Обучение в школе начинается с 7 лет и рассчитано на 11 лет. Огромную роль в формировании личности ребенка в первые 8 лет играет учитель-наставник. Он является безусловным авторитетом и духовным наставником ребенка.
  • Дети в вальдорфских школах и детских садах очень дружны. В конце семестра устраиваются заключительные концерты. Активное участие принимают не только воспитанники, но и учителя и даже родители.
  • Следует отметить, что это не отчетный концерт, а именно совместное со взрослыми праздничное времяпровождение. Дети и взрослые готовят вместе угощения, костюмы, разучивают танцы и стихи.

Плюсы и минусы вальдорфской педагогики

Несомненными плюсами данной методики преподавания можно считать индивидуальный подход к детям. Преподаватели прислушиваются к потребностям и способностям каждого малыша. Конечно, в таких условиях дети чувствуют себя уверенно и комфортно.

Все в школе или детском саду подчинено развитию творческих способностей ребенка. По окончанию школы выпускники вальдорфских школ становятся преподавателями, писателями, художниками, людьми творческих профессий. Как и любое альтернативное течение, вальдорфская педагогика подвергается критике. И нужно сказать, что она объективна. Такая школа не подойдет для детей с явным техническим складом ума.

Системе преподавания уже 100 лет, а она стоит в стороне от развивающегося прогресса и запрещает использование компьютеров и интернета. При разнообразии готовых игрушек и игр вальдорфским детям запрещено играть с ними. Получается, что дети находятся в изоляции от достижений науки и информационных потоков.

Если такая система преподавания не вызывает отклика в душе родителей, если они сами не согласны с теми ограничениями и правилами, которые используются в ней, тогда она не подойдет и для ребенка.

Не нужно забывать, что антропософия – это теософское учение, а сам Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики – был увлеченным мистиком и эзотериком. Конечно, система имеет некий перекос в эту сторону.

Вальдорфская педагогика – видео

Кратко о системе обучения по вальдорфской методике смотрите в видео. Вы получите исчерпывающую информацию не только о самой вальдорфской педагогике, но и о ее плюсах и минусах.

При выборе учебного заведения для своего малыша максимально учитывайте его способности и особенности. Подумайте, насколько принципы обучения по этой методике близки вам как родителям.

Существуют и другие методики воспитания: , .

Знайте, что лучшей школой после вальдорфского детского сада будет именно вальдорфская школа, позаботьтесь, чтобы для вас она была удобно расположена и вообще существовала в вашем населенном пункте. В комментариях поделитесь, посещал ли ваш малыш вальдорфские учебные заведения, насколько вы довольны его результатами.

Поделиться: