Самые интересные игрушки в мире. Комплект деревянных инструментов. Hasbro «Furby» – смешной и непредсказуемый

После открытия Американских континентов и освоения новых земель, которое зачастую сопровождалось порабощением и истреблением коренного населения, европейцы были поражены методами борьбы индейцев. Племена индейцев старались запугать чужеземцев, и потому в ход шли самые жестокие способы расправы над людьми. Более подробно об изощренных методах умерщвления захватчиков расскажет этот пост.

"Боевой клич индейцев представляют нам как нечто настолько ужасное, что его невозможно выдержать. Его называют звуком, который заставит даже самого отважного ветерана опустить свое оружие и покинуть шеренгу.
Он оглушит его слух, от него застынет душа. Этот боевой клич не позволит ему услышать приказ и почувствовать стыд, да и вообще сохранить какие-либо ощущения, кроме ужаса смерти".
Но пугал не столько сам боевой клич, от которого стыла кровь в жилах, сколько то, что он предвещал. Европейцы, сражавшиеся в Северной Америке, искренне чувствовали: попасть живыми в руки чудовищных раскрашенных дикарей означает судьбу пострашнее смерти.
Это вело к пыткам, человеческим жертвоприношениям, каннибализму и снятию скальпов (и все имело ритуальное значение в культуре индейцев). Это особенно способствовало возбуждению их воображения.

Самым ужасным было, вероятно, зажаривание заживо. Одного из британцев, выживших в Мононгахела в 1755 г., привязали к дереву и сжигали заживо между двумя кострами. Индейцы в это время танцевали вокруг.
Когда стоны агонизирующего человека стали слишком настойчивыми, один из воинов пробежал между двумя кострами и отсек несчастному гениталии, оставляя его истекать кровью до смерти. Тогда завывания индейцев прекратились.


Руфус Путмен, рядовой из провинциальных войск Массачусетса, 4 июля 1757 г. записал в своем дневнике следующее. Солдата, схваченного индейцами, "нашли зажаренным самым печальным образом: ногти на пальцах были вырваны, губы отрезаны до самого подбородка снизу и до самого носа сверху, его челюсть обнажилась.
С него сняли скальп, грудь рассекли, сердце вырвали, вместо него положили его патронную сумку. Левая рука оказалась прижатой к ране, томагавк оставили у него в кишках, дротик пронзил его насквозь и остался на месте, был отрезан мизинец на левой руке и маленький палец на левой ноге".

В том же году иезуит отец Рубо встретил группу индейцев племени оттава, которые вели через лес несколько пленных англичан с веревками вокруг шеи. Вскоре после этого Рубо догнал боевой отряд и поставил свою палатку рядом с их палатками.
Он увидел большую группу индейцев, которые сидели вокруг костра и ели жареное мясо на палочках, словно это был барашек на небольшом вертеле. Когда он спросил, что это за мясо, индейцы оттава ответили: это зажаренный англичанин. Они указали на котел, в котором варились остальные части разрубленного тела.
Рядом сидели восемь военнопленных, перепуганных до смерти, которых заставили наблюдать за этим медвежьим пиром. Люди были охвачены неописуемым ужасом, подобным тому, который испытывал Одиссей в поэме Гомера, когда чудовище Сцилла уволокло с борта корабля его товарищей и бросило их перед своей пещерой, чтобы сожрать на досуге.
Рубо, пришедший в ужас, пытался протестовать. Но индейцы оттава не захотели его даже выслушать. Один молодой воин грубо сказал ему:
- У тебя французский вкус, у меня - индейский. Для меня это хорошее мясо.
Затем он пригласил Рубо присоединиться к их трапезе. Похоже, индеец обиделся, когда священник отказался.

Особую жестокость индейцы проявляли к тем, кто сражался с ними их же методами или почти усвоил их охотничье искусство. Поэтому нерегулярные лесные караульные патрули подвергались особому риску.
В январе 1757 г. рядовой Томас Браун из подразделения капитана Томаса Спайкмена рейнджеров Роджерса, одетых в зеленую военную форму, получил ранение в бою на заснеженном поле с индейцами племени абенаков.
Он ползком выбрался с поля боя и встретился с двумя другими ранеными солдатами, одного из них звали Бейкер, вторым был сам капитан Спайкмен.
Мучаясь от боли и ужаса из-за всего происходящего, они подумали (и это была большая глупость), что могут безопасно развести костер.
Почти мгновенно появились индейцы-абенаки. Брауну удалось уползти от костра подальше и спрятаться в кустарнике, из которого он наблюдал за развернувшейся трагедией. Абенаки начали с того, что раздели Спайкмена и сняли с него скальп, пока тот был еще жив. Затем они ушли, прихватив с собой Бейкера.

Браун говорил следующее: "Видя эту ужасную трагедию, я решил уползти по возможности дальше в лес и умереть там от полученных ран. Но так как я был близко к капитану Спайкмену, он меня увидел и умолял, ради всего святого, дать ему томагавк, чтобы он мог покончить с собой!
Я отказал ему и уговаривал его молиться о милосердии, так как он мог прожить всего еще несколько минут в этом ужасающем состоянии на замерзшей земле, покрытой снегом. Он просил меня передать его жене, если я доживу до того времени, когда вернусь домой, о его страшной гибели".
Вскоре после этого Брауна схватили индейцы-абенаки, вернувшиеся на место, где они сняли скальп. Они намеревались насадить голову Спайкмена на шест. Брауну удалось выжить в плену, Бейкеру - нет.
"Индейские женщины раскололи сосну на мелкие щепки, подобные небольшим вертелам, и вонзили их в его плоть. Затем сложили костер. После этого приступили к совершению своего ритуального обряда с заклинаниями и танцами вокруг него, мне приказали делать то же самое.
По закону сохранения жизни пришлось согласиться... С тяжелым сердцем я изображал веселье. Они перерезали на нем путы и заставили бегать вперед и назад. Я слышал, как несчастный молил о милосердии. Из-за непереносимой боли и мучений он бросился в огонь и исчез".

Но из всех индейских практик самое большое внимание ужасающихся европейцев привлекало снятие скальпов, которое продолжалось еще и в девятнадцатом столетии.
Несмотря на ряд нелепых попыток некоторых благодушных ревизионистов утверждать, будто снятие скальпов зародилось в Европе (возможно, среди вестготов, франков или скифов), совершенно понятно: оно практиковалось в Северной Америке задолго до того, как там появились европейцы.
Скальпы играли серьезную роль в североамериканской культуре, так как они использовались в трех различных целях (а возможно, служили всем трем): для "замещения" мертвых людей племени (вспомним, как индейцы всегда беспокоились о тяжелых потерях, понесенных на войне, следовательно, об уменьшении численности народа), чтобы умилостивить духов погибших, а также для смягчения скорби вдов и других родичей.


Французские ветераны Семилетней войны в Северной Америке оставили много письменных воспоминаний об этой страшной форме увечья. Приведем отрывок из записей Пушо:
"Сразу после того, как солдат падал, они подбегали к нему, коленями вставали ему на плечи, в одной руке зажав прядь волос, а в другой - нож. Они начинали отделять кожу от головы и отрывать ее одним куском. Это они делали очень быстро, а затем, демонстрируя скальп, издавали крик, который называли "кличем смерти".
Приведем и ценный рассказ очевидца-француза, который известен только по своим инициалам - Ж.К.Б.: "Дикарь немедленно схватил свой нож и быстро сделал надрезы вокруг волос, начиная с верхней части лба и заканчивая затылком на уровне шеи. Затем он встал ногой на плечо своей жертвы, лежащей лицом вниз, и двумя руками стащил скальп за волосы, начиная с затылка и перемещаясь вперед...
После того как дикарь снимал скальп, если он не боялся, что его начнут преследовать, он вставал и начинал соскребать с него кровь и плоть, оставшиеся там.
Затем он делал обруч из зеленых ветвей, натягивал на него скальп, словно на тамбурин, и какое-то время ждал, чтобы он подсох на солнце. Кожу красили в красный цвет, волосы собирали в узел.
Затем скальп прикрепляли к длинному шесту и триумфально несли на плече в деревню или в то место, которое выбиралось для него. Но при приближении к каждому месту на своем пути он издавал столько криков, сколько у него было скальпов, извещая о своем прибытии и демонстрируя свою отвагу.
Иногда на одном шесте могло оказаться до пятнадцати скальпов. Если их было слишком много для одного шеста, то индейцы украшали скальпами несколько шестов".

Невозможно ничем приуменьшить значение жестокости и варварства североамериканских индейцев. Но их действия следует рассматривать и в рамках контекста их воинственных культур и анимистических религий, и в рамках более крупной картины общей жестокости жизни в восемнадцатом столетии.
Жители городов и интеллектуалы, которые испытывали благоговейный ужас от каннибализма, пыток, человеческих жертвоприношений и снятия скальпов, с удовольствием посещали публичные казни. А при них (до введения гильотины) приговоренные к казни мужчины и женщины умирали мучительной смертью в течение получаса.
Европейцы не возражали, когда "предателей" подвергали варварскому ритуалу казней через повешение, утопление или четвертование, как в 1745 г. казнили повстанцев-якобитов после восстания.
Они особенно не протестовали, когда головы казненных насаживали на колы перед городами в качестве зловещего предупреждения.
Они терпимо переносили повешение на цепях, протаскивание матросов под килем (обычно это наказание завершалось фатальным исходом), а также телесные наказания в армии - настолько жестокие и суровые, что многие солдаты умирали под плетью.


Европейских солдат в восемнадцатом столетии заставляли повиноваться военной дисциплине плетью. Американские туземные воины вели борьбу за престиж, славу или за общее благо клана или племени.
Более того, массовые грабежи, мародерство и общее насилие, следовавшие за большинством успешных осад в европейских войнах, превосходили все, на что оказывались способны ирокезы или абенаки.
Перед холокостами террора, подобного разграблению Магдебурга в Тридцатилетней войне, бледнеют зверства в форте Уильям-Генри. В том же 1759 г. в Квебеке Вульф был полностью удовлетворен обстрелом города зажигательными ядрами, не беспокоясь о том, какие страдания пришлось переносить невинным мирным жителям города.
Он же оставлял после себя опустошенные районы, применяя тактику выжженной земли. Война в Северной Америке была кровавым, жестоким и ужасающим делом. И наивно рассматривать ее как борьбу цивилизации с варварством.


Помимо сказанного, специфический вопрос снятия скальпов содержит в себе и ответ. Прежде всего, европейцы (особенно - группы нерегулярных войск, подобные рейнджерам Роджерса) отвечали на снятие скальпов и причинение увечий по-своему.
Тому, что они смогли опуститься до варварства, содействовало щедрое вознаграждение - 5 фунтов стерлингов за один скальп. Это была ощутимая добавка к денежному жалованию рейнджера.
Спираль зверств и встречных зверств головокружительно вознеслась ввысь после 1757 г. С момента падения Луисбурга солдаты победоносного Хайлендерского полка отрубали головы всем индейцам, попавшемся им на пути.
Один из очевидцев сообщает: "Мы убили огромное количество индейцев. Рейнджеры и солдаты Хайлендерского полка никому не давали пощады. Мы снимали скальпы повсюду. Но нельзя отличить скальп, снятый французами, от скальпа, снятого индейцами".


Эпидемия снятия скальпов европейцами стала настолько безудержной, что в июне 1759 г. генералу Амхёрсту пришлось выпустить чрезвычайный приказ.
"Всем разведывательным подразделениям, а также всем остальным подразделениям армии под моим командованием, несмотря на все представившиеся возможности, запрещается снимать скальпы у женщин или детей, принадлежащих противнику.
По возможности их следует забирать с собой. Если такой возможности нет, то их следует оставлять на месте, не причиняя им никакого вреда".
Но какая польза могла быть от такой военной директивы, если все знали, что гражданские власти предлагают премию за скальпы?
В мае 1755 г. губернатор Массачусетса Уильям Шерл и назначил 40 фунтов стерлингов за скальп индейца-мужчины и 20 фунтов - за скальп женщины. Это, казалось, находилось в согласии с "кодексом" дегенеративных воинов.
Но губернатор Пенсильвании Роберт Хантер Моррис проявил свою склонность к геноциду, нацелившись на детородный пол. В 1756 г. он назначил вознаграждение, равное 30 фунтам стерлингов, за мужчину, но 50 фунтов - за женщину.


В любом случае, презренная практика назначения вознаграждения за скальпы аукнулась самым отвратительным образом: индейцы пошли на мошенничество.
Все началось с очевидного обмана, когда американские туземцы приступили к изготовлению "скальпов" из лошадиных шкур. Затем была введена практика убийства так называемых друзей и союзников только для того, чтобы делать деньги.
В достоверно документированном случае, произошедшем в 1757 г., группа индейцев чероки убила людей из дружественного племени чикасави только ради получения вознаграждения.
И, наконец, как отмечал почти каждый военный историк, индейцы стали экспертами в "размножении" скальпов. Например, те же чероки, по общему мнению, сделались таким мастерами, что могли изготовить четыре скальпа с каждого убитого ими солдата.
















Южноамериканский континент – уникальный регион планеты, в котором мощная природная красота сочетается с очень многогранной культурой и жизненной философией, которой следуют представители коренных племен. Именно индейцы Южной Америки, некогда «открытые» миру мореплавателями из Старого света, являются носителями единственной в своем роде культуры и идеологии, многие аспекты которой до сих не могут быть объяснены лучшими учеными мира.

В отличие от , племена Южной Америки имеют гораздо больше социальных и политических возможностей для самореализации. Латиноамериканский континент прославился тем, что у здешних индейцев есть право не только свободно жить и развиваться, но и активно участвовать в политической и общественной жизни стран. Многие представители южноамериканских племен занимают руководящие посты государственного значения. Например, Эво Моралеса – индеец племени аймара – смог занять пост президента Боливии, а представитель племени кечуа Ольянта Умала получил активную поддержку граждан и стал президентом республики Перу. И такие примеры не единичны, что говорит о прогрессивном развитии сознания коренных народов материка, которые сегодня играют такую же важную роль, как и населяющие материк выходцы из стран Европы и .


Племена Южной Америки (индейцы)

К числу наиболее многочисленных относятся племена аймара, кечуа (потомки древних инков), мапуче, гуарани, теуэльче, чибча (муиски), ботокудо, варао, шипибо-конибо и многие другие. Условно к понятию «племена Южной Америки» относят также коренные народы, проживающие на территории так называемой – майя, ацтеки, миштеки, сапотеки, тотонаки, пурепеча и т.д.

1. Аймара – являются потомками древнего народа инков. Аймара населяют преимущественно западную часть континента – высокогорные области на западе Боливии (), юг Перу, север Чили . Общая численность аймара составляет больше 3,8 млн человек. Большинство из них проживают в городах и занимаются шахтерским промыслом.

Племя Аймара

2. Кечуа – родственное с аймара племя Южной Америки, численность которого по разным оценкам составляет 19-25 млн человек. Основная масса этих индейцев проживает , Эквадоре, Боливии, Аргентине, Колумбии, . Главными занятиями этих людей сегодня являются земледелие и скотоводство, а также наемный труд в горнодобывающей отрасли. Некоторые кечуа работают в качестве надомной прислуги.

Племя Кечуа

3. Гуарани – одно из немногих племен региона, которое до сих пор продолжает жить в соответствии с древними устоями и обычаями. Сегодня основная часть этого народа проживает на территории Парагвая и в ряде соседних стран. Не искушенные цивилизационными благами гуарани плохо идут на контакт с «прогрессивными» людьми, а часть из них вообще не желают общаться с внешним миром и в случае опасности могут оказать сопротивление.

Племя Гуарани

4. Мапуче (арауканы) – народ в Чили и Перу, общая численность которого оценивается в 1,5 млн человек. Современные арауканы являются сторонниками культуры креольского типа. Объединенные в общины, они ведут натуральное хозяйство и практически не интегрированы в национальную экономику своих стран. Их главные занятия – овцеводство, разведение крупного рогатого скота, коневодство, выращивание пшеницы и картофеля, ремесла. Часть представителей мапуче занята в угледобывающей промышленности.

Племя Мапуче (арауканы)

5. Шипибо-конибо – племя индейцев, сформированное из нескольких народов, численность которых ориентировочно составляет 30 тыс. человек. Сегодня эти люди населяют амазонскую сельву в Перу и занимаются, преимущественно, пойменным земледелием, рыболовством и производством пива, некоторые освоили искусство транспортных перевозок по рекам.

Племя Шипибо-конибо

6. Варао – племя, представителями которого сегодня являются от 20 до 36 тыс. человек, населяющих северо-восточную часть Венесуэлы, а также некоторые регионы Гайаны и Суринама. Варао предпочитают селиться по берегам рек, поэтому их образ жизни тесно связан с водной стихией. Индейцы варао славятся как отличные мастера изготовления каноэ, которые они строят для передвижения по Ориноко и другим рекам. Главные занятия – рыбная ловля, охота, огородничество, собирательство и ремесла.

Племя Варао

7. Ботокудо – малочисленное племя южноамериканских индейцев, среди представителей которого насчитывается всего несколько сотен человек. Обитают они в восточной части Бразилии в индейских резервациях и небольших деревнях. Очень примечательна внешность этих людей. На фото можно увидеть массивные круглые украшения, вставленные в нижнюю губу и мочки ушей. Сегодня такие украшения носят только женщины, но раньше подобные обычаи распространялись и на мужчин.

Племя Ботокудо

Видео: племена Южной Америки (индейцы).

На разных этапах освоения Североамериканского континента его заселяли представители разных народов, в 1 веке нашей эры сюда приплывали даже викинги, основали свое поселение, но оно не прижилось. После того как Колумб «открыл Америку», начался период европейской колонизации этих земель, сюда хлынул поток переселенцев из всех уголков Старого Света, это были испанцы, и португальцы, и англичане и французы, и представители скандинавских стран.

После захвата земель вытеснения с их территории коренного населения Северной Америки - индейцев, которые в начале европейской экспансии даже не владели огнестрельным оружием и были вынуждены под угрозой полного уничтожения уступить свои земли, переселенцы стали полновластными хозяевами обширных площадей Нового Света, обладающих огромным природным потенциалом.

Коренные народы Северной Америки

К коренным народам Северной Америки относят жителей Аляски и арктической части континента эскимосов и алеутов (северные регионы США и Канады), индейское население, в основном сосредоточенное в центральной и южной части материка (США, Мексика), также гавайский народ, живущий на острове Гавайи в Тихом Океане.

Считается, что эскимосы перебрались на территорию Северной Америки из Азии и далеких просторов Сибири в то время, когда еще Аляска и материк Евразия не были отделены друг от друга Беринговым проливом. Передвигаясь вдоль юго-восточного побережья Аляски, древние племена двигались вглубь Североамериканского континента, так около 5-ти тысяч лет назад эскимосские племена заселили арктическое побережье Северной Америки.

Эскимосы, жившие на Аляске, в основном занимались охотой и рыболовством, если позволяли погодные условия - собирательством. Охотились на тюленей, моржей, белых медведей и других представителей арктической фауны, например на китов, причем вся добыча использовалась практически без утилизации, в дело шло все - и шкуры, и кости, и внутренности. В летний период жили в чумах и ярангах (жилище из шкур животных), зимой в иглу (тоже жилище из шкур, но еще дополнительно утепленное блоками из снега или льда), занимались оленеводством. Жили небольшими группами, состоящими из нескольких родственных семей, поклонялись злым и добрым духам, был развит шаманизм.

Племена алеутов, жившие на Алеутских островах в Баренцевом море, издавна занимались охотой, рыболовецким промыслом и охотой на китов. Традиционное жилище алеутов - улягам, большая по размерам полуземлянка, рассчитанная на большое количество людей (от 20 до 40семей). Оно находилось под землей, внутри размещалось нары, отделенные занавесками, посредине стояла огромная печь, спускались туда по бревну, в котором были вырезаны ступеньки.

К моменту появления европейских завоевателей в Северной и Южной Америках насчитывалось около 400 индейских племен, имевших отдельный язык и знавших письменности. Впервые с коренными жителями этих земель столкнулся Колумб на острове Куба и, думая, что попал в Индию, назвал их «Los indios», с тех пор они и стали так называться - индейцы.

(Северный Индеец )

Верхняя часть Канады была заселена северными индейцами, алгонкинскими и атапасскими племенами, охотившимися на оленей-карибу и ловившими рыбу. На северо-западе континента жили племена хайда, салиши, вакаши, тлинкиты, занимались они рыболовецким промыслом и морской охотой, вели кочевой образ жизни, жили небольшими группами из нескольких семей в чумах. На калифорнийском побережье в мягких климатических условиях жили племена индейцев, которые занимались охотой, ловлей рыбы и собирательством, собирали желуди, ягоды, различные травы. Жили в полуземлянках. Восточную часть Америки заселяли индейцы Вудленда, это такие племена как крики, алгонкины, ирокезы (считались очень воинственными и кровожадными). Занимались оседлым земледелием.

В степных областях Североамериканского континента (прерии, пампасы) жили охотничьи племена индейцев, которые охотились на бизонов и вели кочевой образ жизни. Это племена апачи, осейджи, кроу, арикара, кайова и др. Были очень воинственны и постоянно конфликтовали с соседними племенами, жили в вигвамах и типи, традиционных индейских жилищах.

(Индейцы племени Навахо )

В южных областях Североамериканского континента жили племена навахо, пуэбло и пима. Считались одними из наиболее развитых, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, причем используя методы искусственного орошения (строили каналы и другие ирригационные сооружения), разводили крупный рогатый скот.

(Гавайцы даже отправляясь в лодке не забывают украсить себя и даже свою собаку национальными венками )

Гавайцы - коренное население Гавайских островов относятся к полинезийской этнической группе, считается, что первые полинезийцы приплыли на Гавайские острова с Маркизских островов в 300 году, а с острова Таити чуть позже (в 1300 году н.э). В основном поселения гавайцев размещались около моря, где они строили свои жилища с крышей из пальмовых веток и занимались рыбным промыслом, плавая на каноэ. К тому времени, когда Гавайские острова были открыты английским исследователем Джеймсом Куком, население островов насчитывало около 300 тысяч человек. Жили они большими семейными общинами - оханами, в которых существовало деление на вождей (алии) и общинников (макааинана). На сегодняшний день Гавайи входят в состав США, являясь 50-ым по счету штатом.

Традиции и обычаи коренных народов

Северная Америка - огромный континент, ставший домом для представителей большого количества разных народностей, каждый из которых по своему самобытен и уникален, имеет свои собственные традиции и обычаи.

(Эскимос демонстрирует национальный танец )

Эскимосы живут небольшими семейными общинами, придерживаются принципов матриархата (главенство женщины). Муж входит в семью жены, если она умирает - муж возвращается в дом родителей, дети с ним не уходят. Родство считается по линии матери, браки заключаются в раннем возрасте по предварительной договоренности. Часто практикуется обычай временного обмена женами как дружеский жест или в знак особого расположения. В религии развит шаманизм, шаманы - руководители культа. Тяжелые природные условия, постоянная угроза голода и смерти в случае неудачи на охоте, ощущение полного бессилия перед мощью суровой арктической природы, все это заставляло эскимосов искать утешение и спасение в проведении обрядов и ритуалов. Широкой популярностью пользовались заговоренные амулеты, обереги, использование различных магических заклинаний.

Алеуты поклонялись духам умерших животных, особенно ими почитался кит, когда в селении умирал мужчина-охотник его хоронили в пещере, положив между двумя ребрами кита.

Индейские племена Северной Америки верили в сверхъестественное происхождение мира, который, по их мнению, создали таинственные силы, у племен сиу они назывались вакан, ирокезы говорили - оренда, алгонкины - маниту, а Китчи Маниту был тот самый верховный дух, которому все подчинялось. Сын Маниту Ва-са-ка из красной глины вылепил племя людей, обучил их охоте и земледелию охотиться, научил танцевать ритуальные танцы. Отсюда и особое почитание индейцами красного цвета, красной краской они натирали свое тело и лицо по особо торжественным случаям, как например девушки в племенах Калифорнии и Северной Дакоты на свадебной церемонии.

Также индейцы, пройдя путь развития многих народов мира, обожествляли природу и её силы, поклонялись божествам Солнца, Неба, Огня или Неба. Также они почитали духов, покровителей племен (различные растения и животные), которые носили название тотем. Такой дух-покровитель мог быть у каждого индейца, увидев его во сне, человек сразу возвышался в глазах своих соплеменников мог украсить себя перьями и ракушками. Кстати боевой головной убор из орлиных перьев надевался вождями и выдающимися воинами только в очень торжественных случаях, считалось, что он имеет большую духовную и лечебную силу. Также символом доблести любого мужчины воина считался специальный топорик с длинной рукоятью из рога оленя-карибу - томагавк.

(Древний почитаемый ритуал индейцев - трубка мира )

Одной из известных индейских традиций является древний ритуал раскуривания трубки мира, когда индейцы садились в большой круг и предавали друг другу своеобразный символ мира, благополучия и процветания - трубку мира. Начинал ритуал самый уважаемый человек в племени - вождь или старейшина, он раскуривал трубку, затягивался пару раз и предавал её дальше по кругу и все участники церемонии должны были сделать тоже самое. Обычно этот ритуал проводился при заключении мирных договоров между племенами.

Знаменитыми гавайскими традициями и обычаями считаются вручение цветочных гирлянд (лей), которые вручают вместе с поцелуем в щеку всем приезжим прекрасные девушки-гавайки. Потрясающие по красоте леи могут быть сделаны из роз, орхидей и других экзотических тропических цветов, причем снимать гирлянду по легенде можно только в присутствии того человека, который её подарил. Традиционное гавайское алоха, означает не только слова приветствия или прощания, оно отражает всю гамму чувств и переживаний, им можно выразить и сочувствие, и доброту, и радость, и нежность. Сами коренные жители островов уверены, что алоха, это не просто слово, а основа всех жизненных ценностей народа.

Культура острова Гавайи богата суевериями и приметами, в которые народ до сих пор верит, например, считается, что явление радуги или дождя это знак особого расположения богов, в особенности хорошо, когда свадьба проходит под дождем. А еще остров знаменит завораживающим танцем хула: ритмичные движения бедер, изящные пассы рук и уникальные костюмы (пышная юбка, сделанная из волокон пальмы рафии, венки из ярких экзотических цветов) под ритмичную музыку на барабанах и других ударных инструментах. В древние времена это был ритуальный танец, исполнявшийся исключительно мужчинами.

Современная жизнь народов Северной Америки

(Современные улицы США на месте бывших родных мест индейцев, коренных народов Америки )

На сегодняшний день общая численность населения Северной Америки составляет около 400 миллионов человек. Основная масса - потомки европейских переселенцев, в Канаде и США в основном проживают потомки английских и французских колонизаторов, южное побережье и страны Центральной Америки заселяют потомки испанцев. Также в Северной Америке проживает боле 20 миллионов представителей негроидной расы, потомки негров-рабов, когда-то завезенных с Африканского континента европейскими колонизаторами для работы на сахарных и хлопковых плантациях.

(Индейские традиции поглотила урбанистичная культура выросших городов )

Индейское население, сохранившее свою популяцию около 15 миллионов человек (существенное снижение численности населения за счет болезней, различного рода ущемлений, а также полного вытеснения с коренных земель обитания в резервации), размещается на территории США (5 миллионов человек - 1,6% всего населения страны) и Мексики, разговаривают на своих языках и наречиях, чтут и хранят обычаи и культуру своего народа. По разным данным в доколумбовский период на территории Северной Америки проживало до 18 миллионов индейцев.

Алеуты, как и прежде, живут на островах Алеутского Архипелага, считаются исчезающей нацией, на сегодняшний день их популяция около 4-х тысяч человек, а в 18-ом веке достигала до 15 тысяч.

Индейцы – коренные жители Северной и Южной Америки. Это название они получили из-за исторической ошибки Колумба, который был уверен, что приплыл в Индию. Существует множество племен индейцев, но в этом рейтинге собраны наиболее известные из них.
10 место. Абенаки

Это племя жило на территории США и Канады. Абенаки не были оседлыми, что давало им преимущество в войне с ирокезами. Они могли бесшумно растворяться в лесу и неожиданно нападать на врага. Если до колонизации в племени насчитывалось около 80 тыс. индейцев, то после войны с европейцами их осталось меньше одной тысячи. Сейчас их численность достигает 12 тыс., и живут они преимущественно в Квебеке (Канада).

9-е место. Команчи


Одно из самых воинственных племен южных равнин, насчитывавших некогда 20 тыс. человек. Их храбрость и мужество в боях заставляло врагов относиться к ним уважительно. Команчи первые, кто интенсивно стал использовать лошадей, а также поставлять их другим племенам. Мужчины могли брать себе в жены несколько женщин, но если жена была уличена в измене, ее могли убить или отрезать ей нос. Сегодня команчей осталось около 8 тыс., и проживают они в Техасе, Нью-Мексико и Оклахоме.

8-е место. Апачи


Апачи — кочевое племя, селившееся в Рио-Гранде, а затем переселившееся на юг, в Техас и Мексику. Основным занятием была охота на буйвола, который и стал символом племени (тотемом). Во время войны с испанцами были почти полностью истреблены. В 1743 году вождь апачей заключил с ними перемирие, положив свой топор в яму. Отсюда и пошла крылатая фраза: «зарыть топор войны». Сейчас в Нью-Мексико проживает примерно полторы тысячи потомков апачей.

7-е место. Чероки


Многочисленное племя (50 тысяч), населявшее склоны Аппалачей. К началу 19 века чероки стали одними из самых культурно развитых племен Северной Америки. В1826 году вождь Секвойя создал слоговую азбуку языка чероки; были открыты бесплатные школы, учителями в которых были представители племени; а самые богатые из них владели плантациями и чернокожими рабами.

6-е место. Гуроны


Гуроны – племя, насчитывающее в 17 веке 40 тыс. человек и проживавшие в Квебеке и Огайо. Они первыми вступили в торговые отношения с европейцами, и благодаря их посредничеству стала развиваться торговля между французами и другими племенами. На сегодняшний день в Канаде и США проживает около 4 тыс. гуронов.

5-е место. Могикане


Могикане – некогда могущественное объединение пяти племен, численностью около 35 тыс. человек. Но уже в начале 17 века в результате кровопролитных войн и эпидемий, их осталось меньше тысячи. В основном они растворились в других племенах, однако небольшая горстка потомков знаменитого племени проживает сегодня в штате Коннектикут.

4-е место. Ирокезы


Это наиболее известное и воинственное племя Северной Америки. Благодаря способностям к изучению языков, они успешно вели торговлю с европейцами. Отличительная особенность ирокезов – их маски с крючковатым носом, которые были призваны защищать хозяина и его семью от болезней.

3-е место. Инки


Инки – загадочное племя, жившее на высоте 4,5 тыс. метров в горах Колумбии и Чили. Это было высокоразвитое общество, создавшее систему ирригации и использовавшее канализацию. До сих пор остается загадкой, как инкам удалось достичь такого уровня развития, и почему, куда и как вдруг исчезло целое племя.

2-е место. Ацтеки


Ацтеки отличались от других племен центральной Америки иерархической структурой и жестким централизованным управлением. На высшей ступени стояли жрецы и император, на низшей – рабы. Широко применялись человеческие жертвоприношения, а также смертная казнь, причем за любые провинности.

1-е место. Майя


Майя – самое известное высокоразвитое племя центральной Америки, знаменитое необыкновенными произведениями искусства и городами, целиком высеченными из камня. Они также были превосходными астрономами, и именно они создали нашумевший календарь, заканчивающийся 2012 годом.

Поделиться: