Можно ли создать семью. Стоит ли заводить семью? Отказ от публичной критики

ОТНОШЕНИЕ К ШИЗОИДНОМУ РЕБЕНКУ

Вести с ребенком «умные» разговоры. Помнить, что шизоидный малыш может удовлетворить свою потребность в интеллектуальном общении только со взрослыми, так как его интеллектуальное превосходство может явиться одной из причин непринятия со стороны сверстников.

Стараться избегать однобокого развития. Уделять внимание не развитию интеллекта, а привитию навыков общения. Ведь этот ребенок - кандидат на роль «гадкого утенка», и система родительского воспитания должна помочь его адаптации в группе.

Рассказывать ребенку о различных сторонах взаимоотношений людей, тем более что у него открыт лишь вербальный канал приема информации.

Постоянно проводить с ребенком коммуникативный тренинг, приглашать гостей, ходить с ребенком в гости, втягивать его в обсуждение «взрослых» проблем и т.д.

Сознавать опасность насильственной социализации. Часто родители надеются, что языку общения можно легко обучить, также как иностранному языку, применяя «методику погружения». Согласно этому подходу для развития навыков общения достаточно поместить ребенка в условия, где он волей–неволей будет вынужден устанавливать множество социальных контактов.

Однако насильственная социализация таких детей - отправление их в лагеря, привлечение их к общественной работе, - могут не дать хороших результатов, а скорее будут способствовать невротизации ребенка, вызывать чувство одиночества, обиды на родителей.

Оказывать помощь в подборе круга общения. Родители должны включиться в медленную и терпеливую работу по привитию навыков общения.

Особенно важно проводить эту работу в дошкольном и младшем школьном возрасте. Ведь авторитет родителей еще не поколеблен реакцией эмансипации, а психика ребенка еще свободна от невротических налетов, которые он может получить в результате постоянного неприятия со стороны сверстников.

Из книги 76 рецептов правильного общения с вашим ребенком. Подсказки родителям и воспитателям автора Свирская Лидия Васильевна

7. ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ РЕБЕНКУ: РАЗБЕРИТЕСЬ В СЕБЕ Если вы не уверены в возможностях ребенка? Иногда родителям кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешность ребенка в занятиях математикой или рисованием, в

Из книги Детский мир [Советы психолога родителям] автора Степанов Сергей Сергеевич

ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ СИГАРЕТА? История о несчастной лошади, которую убила капля никотина, рассказана уже столько раз, что сегодня едва ли кто решится выступить в защиту курения. Тем не менее миллионы людей продолжают отравлять себя и окружающих табачным дымом. При этом

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

ОТНОШЕНИЕ К ЦИКЛОТИМИЧЕСКОМУ РЕБЕНКУ Не задевать его самолюбия, считаться с его мнением, всячески проявлять уважение к нему.Удовлетворять его потребность в общении. Учитывать его любопытство и любознательность. Помнить о его любви к путешествиям. Осуществлять

Из книги Детская исповедь [Как помочь Вашему ребенку] автора Орлова Екатерина Марковна

ОТНОШЕНИЕ К ЭПИЛЕПТОИДНОМУ РЕБЕНКУ Стараться уменьшать его властолюбие. Родители не должны оставаться равнодушными к постоянным демонстрациям силы своего питомца. Они должны понимать, что у них нет выбора. Ведь первой мишенью ненасытной жажды власти станут именно их

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ–АСТЕНИКУ На первый взгляд маленькие астеники - лучшие дети. Ни один другой ребенок не направляет на родителей и близких такого потока любви и света.Но именно у астеников максимальна вероятность невротизации. Поэтому, чтобы вырастить из этого

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ–ИСТЕРОИДУ Основной и нелегкой задачей родителей детей–истеро–идов является укрепление сферы сознания, обучение навыкам переключения внимания со своей личности на окружающий мир и потребности других людей. Им нужно спешить, ведь впереди

Из книги 100 способов уложить ребенка спать [Эффективные советы французского психолога] автора Бакюс Анн

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Из книги Десять родительских ошибок автора Лепешова Евгения

Присоединитесь к ребенку Как уже говорилось в главе 11, вам необходимо выявить предпочтения и склонности ребенка. После того как вы это сделаете, перед вами встанет более сложный вопрос: как помочь малышу, склонному избегать общения, успокоиться, снизить темп движений и

Из книги Французские родители не сдаются. 100 советов по воспитанию из Парижа автора Друкерман Памела

Глава 13 Отношение родителей к ребенку с сильной волей Земные ангелы из поколения осветителей часто имеют детей-индиго. Чаще всего «осветители» дают жизнь ребенку-индиго, у которого в свою очередь рождаются кристальные дети, а кристальные дети, став взрослыми, дают жизнь

Возвращаясь к теме матерей с различными типами личности невозможно не упомянуть шизоидную личность.

Сразу определимся, что «шизоидная личность» не равна шизофрении и не равна аутизму. Эти люди разделяют часть черт, но это часть их характера, а не симптомы болезни. Незначительная часть шизоидов могут в дальнейшем заболеть шизофренией, но в этом случае предшествующие личностные особенности следует рассматривать, как «предболезнь», а не личность саму по себе. Другими словами, тогда, до появления ярких симптомов болезни, человек уже начал «заболевать».

Шизоиды встречаются не так уж и часто на самом деле. И если, к примеру, пограничное и истерическое расстройство личности чаще встречается у женщин, то шизоидные черты чаще у мужчин. Тем не менее, женщины шизоиды встречаются так же.

Основные характеристики шизоидной личности – выраженная интроверсия (направленность психической жизни внутрь себя), которая доходит до того, что человек становится довольно слабо связан с происходящим во вне. Они испытывают сложности с выражением эмоций и общением с людьми, но не сказать, что это их сильно напрягает. По словам Ганнушкина, они подобны римским домам, простым и невзрачным вовне, но внутри них богатое убранство и проходят сказочные пиры.

Фаррар в 1927 году (фундаментальные исследования в области шизофрении и шизоидной личности были сделаны в основном в то время) предложил оригинальную классификацию шизоидных личностей. Это:

1. «Застенчивый» - человек лишенный амбиций, рассеянный, вечно все забывающий и недоделывающий, из-за чего часто лишается работы и вылетает из института и школы. Ему тяжело спросить, тяжело отказать, и вообще, тяжело себя как-то обозначить в мире. Т.е. если ему дают задание, например, написать текст в ворде, он постесняется сказать, что не умеет пользоваться вордом.
2. « Скороспелые» - это вундеркинды, которые рано выучились писать, читать и т.п. Очень разумные, рассудительные, пользующиеся сложными философскими концептами, которые часто противоречат реальности и вызывают затруднения в обычной жизни. Эти люди в детстве «идеальные малыши», которые правильно себя ведут, быстро подчиняются правилам, хорошо учатся, но имеют явные проблемы со сверстниками. Могут быть довольно блестящи в споре академическом, где оперируют абстрактными понятиями, но на практике общения довольно слабыми.
3. «Невротики» погружены довольно сильно в личные переживания по поводу всего подряд. Что-то случилось – буря во внутреннем пространстве. Очень ранимы, все вокруг принимают на свой счет и все кажется замкнутым на них. Если кто-то умер, они в первую очередь могут переживать, что не смогут теперь чего-то иметь от этого человека и как им будет тяжело. Чувства других они не то, чтобы игнорируют, просто для них это совершенно непонятная сфера, в которую они даже не пытаются вникнуть. Они довольно сильно бывают погружены в собственные телесные ощущения и чувства по поводу этих ощущений. Кольнуло в боку? Что это? Зачем кольнуло? В отличие от истериков они не пытаются завладеть чьим-то вниманием или самовыразиться в болезни. Все проходит на уровне личном. Если кто-то попадает в их поле зрения, то бывает, что окружающих захватывает переживанием, нет никого вокруг - переживание не ослабевает.
4. «Асоциальные» полностью погружены в себя, без особого интереса к происходящему во вне.
5. « Инфантильные» погружены в довольно детские переживания и требуют постоянно внимания и зависимы от окружающих.

Вообще, ребенок у шизоидной матери появляется по 2 основным сценариям. « Так получилось, а раз получилось, ну что уж там» или является частью некоторой довольно сложной жизненной концепции. Беременность может проходить на автомате. Тут важно добавить, что у шизоидов часть связи с телесными ощущениями и, вообще, своим образом тела довольно своеобразная и иногда слабая. Часто это протекает по типу «вот я, а вот беременность». Иногда с беременностью может что-то случаться, но это не обязательно совпадает с тем, что ощущает в отношении себя сам шизоид. Потом беременность может быть для шизоида некоторой сложной жизненной концепцией неким сферическим конем в вакууме, которого приятно крутить с разных сторон про себя.

Поэтому когда ребенок рождается, они редко испытывают чувства «вот теперь родился человек мы были вместе, а теперь он отдельно» и всякая такая ерунда, которая лезет в голову матерям. Родилась концепция. Или «блин, ребенок, что-то с этим надо делать, как-то действовать». Т.е. мать могут занимать довольно длительно вопросы, а как брать ребенка и сколько раз, сколько раз качнуть кровать. И это не просто тревога молодой матери, а желание узнать, как реально функционирует ребенок и как им управлять, и что делать, если он не поддается управлению.

Связь с ребенком в дальнейшем скорее формальная. Иногда про него забывают, если ум отвлекся на какую-то идею. Если мать не заинтересована в обществе, то она не сильно и заинтересована в ребенке. Т.е. книга может запросто выиграть в соревновании за внимание матери. Все это не со зла или с умыслом, просто так вот с приоритетами.

Ребенок растет и развивается, но отражения и какого-то взаимодействия от матери не получает. На детские вопросы о том, почему светит солнце, он может получить теории термоядерных реакций с уравнениями. О том, хорошо ли брать чужую машинку из песочницы – рассуждения о морали и праве. Что это для ребенка? Во-первых, не формируется хорошего понятия о том, кто он, чего он стоит и, вообще, что происходит в мире. Мать может поступать по-разному в разных ситуациях в зависимости от процессов происходящих в ее богатом внутреннем мире. Маленький ребенок ее заметно напрягает потому, что он явно не поддается управлению и мать не знает кода доступа к нему. Более того, от нее требуют каких-то эмоций и каких то действий сопряженных с эмоциями, а она понятия не имеет, что надо делать.

И когда ребенок наконец решает жить своей жизнью, для матери это заметное облегчение. Подростковый возраст - это прекрасно, потому что ребенок со своими переживаниями идет к другим и формальная атмосфера мать вполне устраивает. Если подросток трудный, либо отходит от генеральной линии концепции, по которой он был задуман – то мать чувствует, что что-то надо делать. Но у нее опять нет кода доступа.

Вообще, когда с ребенком проблемы, мать начинает читать литературу и так как литература разная, то она пытается взломать ребенкин код простым подбором. Это не работает - возьмем другое. Иногда она поддерживает стиль, который близок к ее миропониманию. Если ребенок выпадает из него - это странно, но и это можно объяснить в виде новой концепции или доработки предыдущей.

Дети вырастают довольно самостоятельными, если они пошли не в маму (тут довольно четко прослеживается наследственный фактор). Однако со слабым чувством собственной личности без четких границ и с трудностями взаимодействия с людьми, особенно, что касательно семьи и родных. Т.е. у них мало практики на тему базовых понятий « что такое хорошо и что такое плохо», когда достаточно, а когда нет, во взаимодействии с людьми. Так как все-таки отношения с родителями должны пройти определенные стадии и интегрироваться во внутренний мир человека, то этот процесс может затягиваться на неопределенное время. То, что происходило в детстве и, почему мать реагировала так, а не иначе довольно сложно осознать. Вообще, человеку нешизоиду часто сложно понять шизоида даже в текущем времени, а тем более понять, что там было в детстве, еще сложнее.

Многие наши психологические проблемы лежат в глубоком детстве. Наша скрытность, раздражительность, виктимность, повышенная чувствительность, страхи, дурные привычки – все это родом из детства. Иногда женщина, решившая родить ребенка, даже не задумывается, какую ответственность на себя берет. Ведь ее ошибки в поведении и в отношениях с ребенком могут стать причиной серьезных и порой трагических последствий в судьбе ее малыша. Который вырастет, и привычка матери отпускать ему подзатыльники или чрезмерно опекать обязательно аукнется в деспотичности или инфантильности его характера. Есть матери, поведение которых может привести к шизофрении у ребенка.

Черты шизофреногенной матери

Таких матерей психологи называют шизофреногенная мать. С точки зрения официальной медицины, эта женщина может быть вполне здорова. Более того, внешне она похожа на очень , которая все знает о своем ребенке и наблюдает за каждым его шагом. Опекает, оберегает, предупреждает возможные опасности и ошибки. И? кажется, что даже забывает о себе и собственном покое, лишь бы ее малышу было хорошо.

Кто-то может сказать, что так все и должно быть. Она же мать. Как только в ее жизни появился малыш, она должна забыть о себе и в лепешку расшибиться, но сделать все, чтобы ему было хорошо и комфортно.

Такую маму некоторые даже ставят в пример, не понимая, что она отбирает у своего малыша самое главное – возможность самостоятельно постигать мир, строить отношения с людьми, получать опыт негативного взаимодействия и самостоятельно защищаться от опасностей. Такая мать все берет на себя, проживая за ребенка период его нормального и обязательного взросления. Ей кажется это нормальным. Она готова сделать все, только бы оградить его от бесчисленного количества проблем, которые окружают и ее саму в этом мире.

Главная черта такой матери – . Ей всюду мерещится страшная беда. Она предусмотрительна и все тщательно продумывает, буквально просчитывает каждый шаг своего ребенка. При это все решает за него, совершенно не считаясь с его желаниями, потребностями, особенностями характера, темпераментом, состоянием. Как будто самого ребенка и не существует, есть лишь версия, которую придумала о нем для самой себя его собственная мама.

Еще одна черта такой мамы – неумение видеть реальной картины . Она выдумывает мир, выдумывает себя, но больше всего фантазирует по поводу своего ребенка, буквально диктуя ему придуманные ею правила поведения. Она контролирует его настолько, что он даже в туалет сходить без ее вмешательства не может. В такой ситуации маленький человек не имеет никакой возможности узнать себя, понять, кто же он на самом деле, чего он хочет, к чему стремиться. Мама все за него уже решила на много лет вперед.

Такая мама при всей своей явленной пламенной любви полностью игнорирует своего ребенка . Он воспринимается ею, как собственность. По существу, она любит не его, а себя в нем. Будто с помощью своего малыша реализует свои собственные замыслы и амбиции. Ребенок становиться частью ее в прямом и переносном смысле. Он обязан все ей рассказывать, даже самые . Он не имеет права самостоятельно выбирать друзей и врагов, наряды, блюда, профессию, цвет карандаша, которым хочет нарисовать картинку, даже сюжет этой картинки тоже выбирает мама.


Как ребенок реагирует на шизофреногенную мать?

Иногда любящие мамы не подозревают, что своим поведением провоцируют ребенка на бунты, депрессии и даже суицидальные порывы, ведь постоянная опека, ревностная любовь и непрерывный контроль становятся для них тюрьмой, из которой они любыми способами стараются вырваться.

Кто-то становится хулиганом, асоциальной личностью , удивляя окружающих несоответствием и своего неадекватного поведения. Часто учителя сокрушаются: «Такой жестокий и неприятный ребенок и такая приятная воспитанная мама. Как такое может быть?»

Кто-то из пленников шизофреногенной матери становится замкнутым и уходит в себя всерьез и надолго . Так формируется так называемый шизоидный тип личности, которая предпочитает одиночество, находит утешение в отверженности и получает удовольствие и компенсацию в страданиях, боли и неприятностях. Иногда такие люди, как мазохисты, даже специально ищут неприятностей, чтобы подтвердить, доказать свою неудачливость и ничтожество, которое в детстве им внушила мать своей гипертрофированной материнской любовью. Такие люди склонны к суициду, апатии, депрессивным состояниям.

Чтобы вырваться из тисков материнской любви часть детей шизофреногенной матери ударяются в экстрим разного рода . Это может быть все, что угодно: поездки на крышах поездов метро, тарзанки, диггерство, побеги из дома, эпатажные наряды, пирсинг, наркотики. В этом случае ребенок силой заставляет мать отпустить его в свободное плавание. Он борется с ней. И чем яростнее она реагирует на его выходки, тем жестче эти выходки проявляются. Часто такая опасная игра приводит к печальным последствиям. А точнее, к гибели революционера, вздумавшего свергнуть собственную любящую мать с трона ее безграничной любви.

Наконец, главным последствием шизофреногенного поведения матери является психическое заболевание ребенка . От эпилепсии до шизофрении, не говоря уже о постоянной соматической болезненности такого подавляемого со всех сторон человека. Болезнь становится для ребенка своего рода ориентиром его обособленности, самостоятельности. У меня что-то болит, значит, я существую. Значит, я не продолжение матери, а самостоятельная единица мироздания. Он пытается хоть таким образом, но почувствовать себя индивидуальностью.

Самое печальное заключается в том, что многие мамы даже не догадываются о том, что вопиющее поведение их ребенка, его болезненность или замкнутость напрямую связаны с их лже-любовью и лже-нежностью. Им бы подумать не о себе, не о том, как они выглядят перед окружающими, не о своих родительских амбициях, а о том, что чувствует маленький человек, когда ему шагу ступить самостоятельно не дают. Ведь в этот момент он, увы, чувствует не заботу, а то, что его не любят, а лишь используют в качестве игрушки и утешения для решения собственных проблем.

"Стараясь узнать больше о двусторонней системе эмоционального общения, которая определяет взаимодействия младенца с тем, кто больше всего заботится о нем в течение первых 6 месяцев жизни, Эдвард Троник придумал лабораторный эксперимент, основной задачей которого было изучение взаимных ожиданий родителей и маленьких детей.В оригинальном варианте этого эксперимента, названного «экспериментом с каменным лицом», родителей просили посидеть и поиграть с их 3-месячными детьми так, как они это делают обычно.Затем экспериментатор просил родителя прекратить общение с ребенком. Мать или отца инструктировали продолжить смотреть на...

Читать полностью...

Что должен уметь ребёнок по месяцам

источник http://mirrebenka.org.ua/chto-dolzhen-umet-rebenok-v.htmlЧто должен уметь ребенок в... Всех родителей, независимо от возраста ребенка, волнует вопрос: правильно ли он развивается, соответствуют ли его способности возрастным нормам. Что ж, давайте вместе попробуем выяснить, какими навыками должен овладеть человек от рождения до окончания начальной школы. Только имейте в виду, что этот перечень будет, с одной стороны, далеко не полным, а с другой - несколько условным. Ведь норма - это всегда что-то примерное, среднестатистическое, а все дети индивидуальны и неповторимы.

  • Агранулоцитоз, этиология, патогенез, виды, картина крови, клинические проявления. Панмиелофтиз, картина крови.
  • Алгоритм «Действие медицинского работника в случае выявления больного с подозрением на кишечную инфекцию (сальмонеллез, дизентерию, эшерихиоз, стафилококковая инфекция, диареи)»
  • Алгоритм «Действие медицинского работника в случае выявления больного с подозрением на норовирусную инфекцию и алгоритм забора клинического материала»
  • Алгоритм «Действие медицинского работника в случае выявления инфекционного больного с подозрением на анаэробную инфекцию»
  • Одним из первых авторов, кто стал говорить о соотношении влечений при анализе лиц с шизоидной организацией характера, был Абрахам. С его точки зрения проблема шизоидной личности вне зависимости от степени нарушенности состоит в неспособности к трансферной любви. Позднее он говорил, что проблема и неспособность любить обусловлена прежде всего подавленной ненавистью, которая ослабляет их и лишает их энергии. Ненависть парализует способность этих людей любить. Многие аналитики, опираясь на личный опыт работы, называют эту проблематику. Это проблема соотношения любви и ненависти, и доминирование ненависти у шизоидной личности, которая парализует их способность любить.

    Второй взгляд, который активно развивался аналитиками, был связан с тем, что шизоидные пациенты, это люди, которые отвернулись от социума из-за слишком большой любви к самим себе. Они отвернулись от мира и стали получать огромное удовольствие от собственной грандиозности, от своих иллюзий грандиозности. В этом смысле освобождение от мира дает возможность прожить свои собственные фантазии грандиозности.

    Вопрос: «Почему и что заставляет шизоидного пациента отвернуться от объекта, отвернуться от внешнего мира?» Этот вопрос постоянно тревожил аналитиков, и совершали постоянные попытки ответить на этот вопрос. Адлер предположил, что отказ от любви к объекту является способом защиты объекта от ненависти. Он говорил о том, что там, где нем места для любви, там нет места и для ненависти. Пример. Шизоидный пациент говорит о том, что самое лучшее, что он может сделать, это не позволить своей любимой девушке подойти к нему близко. Хотя у них могли сложиться отношения.

    В этом примере видна тенденция агрессивного импульса, поворачиваться в свою собственную сторону. Они лишают себя, защищая объект от собственного негативизма.

    Рассматривая цель эротического или агрессивного влечения, аналитики сходились во мнении, что целью эротического побуждения является объединение людей. Целью агрессивного побуждения является разрыв связей. Шизоидный пациент постоянно нападает на связи. Это очень заметно. Бион обозначил проблему шизоидного пациента как постоянную борьбу со связью . В психике шизоидного пациента бушует огромная бессознательная энергия, направленная на разрыв связи.

    Пытаясь осмыслить, почему же надо разрывать связь аналитики выдвигали разные концепции. Одной из таких концепций была позиция Балинта о первичной любви . Балинт имел представление о предгенитальном формировании шизоидности. Он считал, что уже в утробе матери младенец начинает испытывать различного рода дискомфорт. Это означает, что в некоторых случаях за счет влияния каких-то факторов, состояние океанического блаженства может нарушаться. И в утробе, ребенок, у которого формируется шизоидная организация, в силу своей высокой чувствительности, слишком активно и негативно реагирует на это состояние «океанического блаженства». Появившись на свет, он начинает негативно реагировать на любое вмешательство со стороны внешних факторов в его психический мир, его психическое пространство. Окнофилическая личность реагирует на появление внешнего объекта позитивно. Личность, у которой формируются шизоидные особенности, а в терминологии Балинта – филобатическая личность, появление объекта рассматривает как негатив . Отсюда формируется паттерн дистанцирования, избегания внешних связей. А связано это именно с тем, что любое вмешательство объекта привносит дискомфорт во внутреннее состояние. Это то, что заставляет человека избегать этих связей.

    В аналитической литературе уход от объекта чаще всего связывается со стремлением защититься от своей собственной ненависти, своего недовольства, своей агрессивности. Это можно наблюдать при работе с взрослыми шизоидными пациентами. Пример. Как они начинают защищать терапевта от своей враждебности и ненависти. При любом сближении они начинают увеличивать дистанцию. Способов для увеличения дистанции много и они самые разные. Способы бегства так же могут быть разными. Можно сказать в конце сессии, что не понимает, зачем приходит в этот кабинет. А перед этим, было несколько очень удачных сессий. Подобная реакция, которая увеличивает дистанцию, им необходима.

    Шизоидные пациенты очень остро нуждаются в объекте, и поэтому они редко прерывают отношения. Но, как только возрастает тревога по поводу сильного сближения, шизоидный пациент, начинает высвобождать множество колючек. Близость для шизоида опасна, он будет делать все, что бы увеличить дистанцию, как только она начнет ощущаться им как слишком близкая. Сделать это лучше вербально, потому что, активно развивая свое мышление, и в частности вербальный интеллект, они могут делать это очень хорошо. Уход бывает в тех ситуациях, когда разрушительность этих отношений для пары, бывает слишком сильна.

    Шизоид, его базовой особенностью, когда он вступает в отношения – это воплощение желания другого . Он активно прислушивается к желаниям, переживаниям другого человека и отражает их. Через это отражение, он где-то чувствует себя лучше. В его фантазиях поведение другого человека базируется на таком же принципе.

    1. Балинт считает, что это предгенитальный период.

    2. Некоторые авторы считают, что это проблема самых ранних месяцев развития, периода младенчества. Этой концепции придерживаются многие, начиная с Абрахама. Проблема шизоида, это – оральная проблема, и она возникает из-за взаимодействий ребенка с матерью.

    3. Есть мнение, что это чисто генетическая проблема.

    Говоря об отношениях с матерью, речь идет об удушающей матери. О маме, которая удушает ребенка своим вниманием. И о слабом отце, который не в состоянии защитить ребенка от удушающей матери. Это удушение является попыткой гиперкомпенсировать собственную холодность и ненависть.

    Подавляющее большинство аналитиков связало формирование шизоидной личности с ненавидящей мамой. Ненависть проявляется в виде гиперкомпенсации, в интенсивном внимании по отношении к ребенку. Это так же может быть связано с отсутствием материнского чувства. Отсутствие материнского чувства проявляется в недостаточном «танце ребенка и матери», то есть в абсолютной асинхронности их действий.

    Третий момент, который отмечают многие авторы, состоит в наличии «двойных посылов», которые пропитывают эти отношения . Суть этого феномена состоит в том, что мать говорит ребенку то, что он может не чувствовать и не испытывать. «Ты очень голоден, я лучше знаю!» Воспитанный в таких посылах ребенок начинает активно не доверять собственным чувствам и уходить от реальности. Потому, что создается впечатление, что он сумасшедший, и не понимает реальности.

    В поведениях и чувствах любого шизоида можно увидеть три элемента. Спотниц обозначает это как «шизоидное ядро ».

    1. Это агрессия и ненависть , которая всегда присутствует и входит в ядро шизоидной организации личности.

    Это доминирование агрессии над любовью. Это доминирование стремления разорвать, а не сохранить связи с объектом. Это постоянное нападение на связь с объектом.

    2. Это защита объекта.

    3. Это принесение себя в жертву.

    Эти три элемента, комбинируясь, так или иначе, составляют шизоидное ядро личности.

    Если мы говорим о ненависти, то здесь в рамках концепции влечений, обязательно присутствует любовь. Любовь, это тот элемент, который тормозит ненависть, это тот элемент, который пытается защитить объект. А ненависть пропитывает эти отношения мощной тенденцией к разрыву. Эти два элемента обязательно присутствуют. Невозможно жить без объекта, и с объектом жить тоже невозможно.

    Интенсивность этих переживаний приводит к тому, что все чувства замирают, блокируются и шизоид дистанцируется от мира . Он уходит от мира, уничтожает объектное поле в своей психике. Даже взаимодействуя с другими людьми, он не ощущает их как живые объекты. Потому что появление живого объекта тут же разрушает всю эту сформировавшуюся структуру.

    Как это происходит в младенчестве. Что означает уничтожение объектного поля. Как ведет себя младенец, когда его желания не выполняются? Он плачет, плачет, кричит, потом засыпает. Заснуть, означает уничтожение объекта из поля своего зрения. Сон – это способ убийства объекта. Это освобождает младенца и от объектов, и от своих потребностей и желаний.

    То же делает шизоид и во взрослом состоянии. Юнг говорил, что шизоид – это сновидец, живущий в мире. Он убрал объектные связи, и тем самым убил существующих людей. Он вступает в отношения, но не с живыми. Поэтому агрессия шизоида может носить очень жесткий характер, садистический характер. И это обусловлено тем, что для них нет живого объекта, против которого они направляют эту агрессию.

    В отличие от других пациентов, шизоидный пациент может сам многое проинтерпретировать и тонко наблюдает себя, лучше терапевта. С детства он пытался справиться с жизнью, выработал защиты. И самая важная защита – это попытка осмыслить все, что происходит. Он часто лучше терапевта понимает, что ему хочется, и что за этим стоит. Он дает интерпретации значительно более интересные, чем это делает терапевт. У шизоида мышление бывает очень специфическое, и его ассоциативное поле часто будет отличаться от привычного ассоциативного поля, в котором мы находимся.

    В работе с шизоидным пациентом важно уточнить, важно прояснить один акцент. Чего больше хочет пациент, получить любви или появиться . Шизоид, когда приходит в терапию, в отличие от очень многих невротиков, хочет появиться. Потому что для мамы эта девушка не существует. Есть мама, и есть ее желания, и нет девочки. Фактически ее никогда и не было. К ней никто никогда не прислушивался, у нее никто никогда, ничего не спрашивал, она на заднем плане . Поэтому, основное, что приходится делать в анализе – это дать возможность человеку появиться как личности.

    Надо хорошо осознавать, что своим внедрением, своими фантазиями, своими желаниями, мы пугаем пациента. Ему это очень страшно. То, что мы хотим, он очень быстро воспроизведет и потеряется. Аналитику необходимо постоянно спрашивать, что хочет шизоидный пациент перед обсуждением. По поводу любого вопроса, любой темы, любого внедрения, сначала спросить. Страх, что их нет, а есть желания другого человека, проявляется абсолютно во всех моментах их жизни, во всех мелочах.

    В работе с такими личностями необходимо всегда исходить из того, что он должен появиться. Шизоид исключительно чувствительный человек к нарушению границ. Исключительно чувствительный человек к появлению другого лица со своими желаниями узнать, помочь, исправить и так далее. Это исчезновение и убийство его.

    «Мне кажется, сейчас вы говорите об очень важных вещах. Вы хотели бы, что бы мы на этом немного остановились и обсудили?»

    Но, аналитик имеет право, хотя бы изредка чуть-чуть появляться, как второй объект, который проявляет внимание к событиям их жизни.

    Шизоида, даже невротического уровня, надо рассматривать как личность глубоко нарушенную. И с шизоидом мы всегда работаем как с пограничным пациентом. Поскольку они бояться внедрения, поскольку они бояться близости, поскольку они бояться понимания. Они не хотят, чтобы их понимали. Любое понимание для них – травматично, потому что это внедрение.

    Поделиться: