Методы музыкального воспитания в начальной школе. Методика музыкального воспитания в iii классе. Сущность, специфика и классификации методов музыкального обучения

Японский язык, конечно, относится к самым увлекательным. Особенно письменную систему многие люди считают очень интересной. Она состоит из китайских иероглифов и двух слоговых письменностей. Характерной чертой японского языка также является наличие многих диалектов. Они отличаются иногда значительно друг от друга. Может быть и так, что два человека из разных областей не смогут понять друг друга. В японском языке мелодическое ударение. Если хотят выделить слово ударением, то громче не говорят. Изменяют высоту тонов. Около 130 миллионов человек говорят на японском.
Говорящих на японском как на втором языке существует относительно мало. Но именно это и должно нас мотивировать, чтобы выучить этот захватывающий язык!
как выучить японский язык
как выучить японский
выучить японский
выучить японский язык
как выучить японский язык в домашних условиях
хочу выучить японский
выучить японский с нуля
как выучить японский в домашних условиях
как выучить японский язык дома
выучить японский язык онлайн
японский выучить
японский язык выучить
выучить японский онлайн
как выучить японский дома
как выучить японский с нуля
как легко выучить японский

Сначала вы знакомитесь с основными структурами языка. Диалоги в виде примеров помогут вам выразить мысль на иностранном языке. Наличие предварительных знаний не требуется. Также те, у кого уже есть определенные знания языка, могут повторить и закрепить выученный материал. Для изучения предлагаются только правильные, часто произносимые фразы, которые сразу же можно применять в жизни. Вы сможете общаться на иностранном языке в повседневных ситуациях. Найдите время за обеденным перерывом, или когда стоите в пробке, чтобы несколько минут поучить японский. Вы учитесь как в дороге, так и дома. Вы остаётесь мобильными, и с вами всегда есть под рукой японский.
учить японский
японский язык учить
учим японский язык
учим японский
японский учить
учим японский язык с нуля
как учить японский
учим японский с нуля
учить японский с нуля
как учить японский язык

Причины изучения японского языка
Уникальная культура Японии. Начиная от суши и аниме, и заканчивая бонсай и оригами, она стала частью международной культуры. Знание языка откроет вам мир японского кино, анимации, музыки. Вы сможете разобраться со специальной терминологией вашего любимого боевого искусства, или заказать сушими точно также, как это делает японец в своем любимом японском ресторане. Каждый найдет себе что-то по душе!
Поездка в Японию и общение. Безусловно, знание японского языка сделает ваше путешествие намного более приятным и увлекательным. Знание языка поможет вам понять поведение и образ мышления японцев, тем самым вы сможете избежать неловких ситуаций, а также завести новых друзей.

Откройте для себя новый мир! Знакомство с азиатской культурой позволит вам увидеть мир новым взглядом. А японский может послужить мостиком в культура корейского языка, т.к. у них похожие грамматические системы, и конечно же в культуру китайского языка, откуда изначально была заимствована письменность.
И последнее: изучение японского языка не так уж и сложно. Да, у них сложная система письменности, но ведь она состоит из азбук, которые можно выучить также, как и любую другую азбуку, будь то английскую или русскую. Грамматика японского языка в некоторых аспектах намного легче грамматики любого европейского языка. Нет ни рода, ни множественного числа, ни будущего времени. Так что - вперёд! К знаниям!

Приветствую вас, друзья! В прошлый раз я обещала, что расскажу об учебниках и программах, которые помогут выучить язык японский самостоятельно. Надо иметь ввиду, что для самостоятельного изучения языка необходима прежде всего самодисциплина, ведь никто вас не контролирует и не проверяет как вы сделали домашнее задание, поэтому если вы сомневаетесь в своих силах, то лучше сразу обратиться к специалисту — мастеру своего дела, Дарье Мойнич, чьи образовательные программы по японскому языку прошла уже не одна тысяча человек.

Я думаю, что никто даже не сомневается в том, что когда ведут за руку, всё и даже японский язык изучить гораздо легче и проще, плюс в процессе такого обучения появляются единомышленники с которыми можно общаться и обсуждать вопросы. Сен-сей ответит вам на все возникшие вопросы и поможет на нелегком пути освоения японского языка.

Но в то же время гораздо большая часть, увлекающихся Японией предпочитают путь самостоятельного изучения языка, кто-то на этом пути очень быстро сходит с дистанции, кто-то усердно занимаясь достигает поставленной цели.

Учебников для изучения японского языка достаточно много, большая их часть написана русскими преподавателями. Я просто перечислю эти учебники, характеристику давать не буду, так как сама занималась и занимаюсь по учебнику Minna No Nihongo. Если вы не знаете японский язык и у вас нет наставника, который мог бы разъяснить сложные вопросы, то предпочтение, наверное, надо отдать учебникам русских авторов.

  1. Нечаева Л.Т. «Японский язык для начинающих» — 2 тома
  2. Головнин И.В. «Учебник японского языка. Курс для начинающих» (всего 4 тома, 2 — для начинающих и ещё 2 для продолжающих обучение)
  3. Стругова Е.В., Шефтелевич Н.С. «Читаем, пишем, говорим по-японски» — 2 тома

Перечисленные учебники считаются самыми популярными (из учебников русских авторов). Для самостоятельного изучения они являются более комфортными и доступными, так как вся грамматика разъяснена на русском языке. Но то,что является плюсом, одновременно считается и минусом, так как русские авторы адаптируют японский язык к нашим понятиям языка и используют термины, которых нет в японском языке. Так же некоторые учебники устарели, в частности Головнин И.В., выпуска 1978 года. Есть более позднее издание этого учебника 2005 (2011) года, но суть по большому счёту не изменилась. Если не брать во внимание тексты учебника, то грамматику вполне можно изучать по Головнину.

Учебник Нечаевой Л.Т. используется для изучения в ВУЗах, в нем очень хорошо освещена грамматика, много практических упражнений, что очень важно для закрепления материала. По учебнику «Японский язык для начинающих» можно приступить к изучению японского языка с нулевым знанием, учебник начинается с подробного изучения каны и постепенно переходит к более сложным элементам. Вся грамматика и пояснение даётся на русском языке.

Учебник Е.В. Стругова, Н.С. Шефтелевич так же многие рекомендуют для самостоятельного изучения. В учебнике даны слоговые японские азбуки — хирагана и катакана и прописи для практических занятий, приводится порядок написания иероглифов и много практического материала. Учебник структурирован и логичен.

Если плюсом в русских учебниках считают наличие в нём каны с прописями, то для меня это не было проблемой. Да, в Minna No Nihongo материал с первой страницы подается так, как-будто вы уже знаете язык (самые основы), но это вас не должно пугать. Хотя я, посмотрев учебник, даже с русским переводом, просто его закрыла, решив, что это книга для инопланетян и пошла привыкать к японской речи, о чем я писала . Но со второго подхода учебник и материал изложенный в нём уже не казался таким страшным. Главное систематическое и методичное изучение японского языка. Я от чистого сердца могу сказать, что учить японский язык действительно очень интересно.

Моё изучение японского языка началось с:

  1. Изучения хираганы, которую я взяла в викимедии . Файл достаточно нагляден, понятен и доступен, в нем показана последовательность черт, указано произношение, прописывать слоги можно и на обычной бумаге, не обязательно для этого иметь прописи. Но для желающих, чуть позже укажу ресурс, с которого эти прописи можно скачать. Азбуку хирагана (таблицы) можно посмотреть также и при желании скачать здесь . Это учебный материал с сайта NHK WORLD.
  2. Затем я стала изучать грамматику по учебнику Minna No Nihongo (в русской версии), в обязательном порядке изучая все слова, что давались в уроках, пропускала только то, что написано иероглифами.
  3. На определенном этапе поняла, что незнание катаканы мешает дальнейшему изучению, пришлось освоить и её. В идеале лучше сразу после хираганы выучить катакану. Катакану (таблицу) с порядком написания черт можно скачать здесь .
  4. Очень полезным и действенным для меня оказались онлайн уроки японского языка на международном сайте NHK WORLD . Уроки длятся по 10 минут, сопровождаются аудио текстами, озвученными носителями языка с пояснением русских дикторов. Предлагаемые к изучению диалоги очень приближены к повседневному общению. Изучив диалоги, вы сможете разговаривать и понимать японскую речь на самом простом уровне. Помимо аудиочасти очень много текстового материала, грамматики, слов для изучения, викторин, словари, азбуки как в звуковом сопровождении, так и в текстовом, которые можно скачать для практической работы. Дополнительно все материалы, которые предлагаются на сайте можно скачать себе на компьютер для самостоятельного изучения.
  5. Так же моим постоянным спутником является аудио словарь, в котором наверное штук 200-300 слов, откуда он я не знаю, нашла его ВКонтакте. И каждый раз когда прихожу домой после работы, между делами надеваю наушники и повторяю слова. Так же можно слушать уроки японского языка с NHK WORLD. Этот способ изучения японского языка мне нравится, так как позволяет совмещать какую-либо механическую работу (приготовление ужина) с обучением.
  6. Ещё я приобретала аудио словарь японских слов у Дарьи Мойнич. Слова произносит носитель японского языка с повтором по слогам, очень удобно для тех кто только начал изучать язык. Дополнительно Дарья присылает бумажный (электронный) формат изучаемых слов, что тоже очень важно для изучения, слова прописаны хираганой и кандзи. Словарь рассчитан для начинающих и содержит не большое количество слов.

Есть ещё много действительно полезных и качественных ресурсов в интернете, которые помогут самостоятельно выучить японский язык, так что заходите в гости почаще, будем вместе с ними знакомиться по мере усложнения материала.

Удачи вам и настойчивости друзья, как в самостоятельном обучение, так и с преподавателем будь это онлайн курсы, оффлайн курсы или индивидуальное обучение. Все способы хороши, потому что главное в этом ВЫ, ваше желание выучить язык.

Лекція 3. Види музичної діяльностї молодших школярів та методика їх організації

1. Види музичної діяльностї молодших школярів

2. Методи музичного виховання молодших школярів

1. Виды деятельности младших школьников в процессе музыкального воспитания

Музыкальное воспитание направлено на творческое самовыражение детей посредством музыкального искусства через следующие виды музыкальной деятельности:

а) хоровое пение, имеющее ряд очевидных преимуществ (общедоступность, песенное начало российской музыкальной культуры, адекватность пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, их стремлению к активным формам освоения искусства);

б) музыкально-ритмические движения, тесно связанные с моторной, мышечной реактивности ребенка;

в) игра на музыкальных инструментах детского оркестра, развивающая творческие способности учащегося посредством музицирования в оркестре;

г) восприятие музыки, имеющее в музыкальной педагогике два значения (естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей и знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров).

Под методами музыкального воспитания «понимаются определенные действия педагогов и учащихся, направленные на достижение цели музыкального воспитания младших школьников». В музыкальном воспитании младших школьников используются как общепедагогические методы (по источнику знаний: практический, наглядный, словесный, видеометод; по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности; по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, игровой и др.), так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства:

Метод наблюдения за музыкой (Б.В. Асафьев);

Метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);

Метод музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдулин);

Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);

Метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская) и др.

Кроме того, думается, целесообразно использование в практической деятельности педагога метода моделирования эмоций, разработанного музыкальным психологом В.И. Петрушиным. В своих работах он экспериментальным путем доказал, что произведения, выражающие одно и то же настроение, имеют сходные средства музыкальной выразительности (лад, темп). Автор впервые выявил способ отражения эмоций в музыке, то есть принцип перевода житейских эмоций в эстетические отмечая при этом, что целостная музыкальная эмоция синтезируется из отдельных семантических значений и может быть представлена в виде различных формул. В.И. Петрушин определил закономерности кодирования эмоций в музыке, усвоение которых позволяет в наибольшей степени понять и познать сущность музыкального искусства. Исходя из этого, исследователь предложил таблицу обобщенных характеристик музыкальных произведений, выражающих сходное эмоциональное состояние:



Медленный темп + минорный лад моделируют эмоцию печали, грусти, уныния;

Медленный темп + мажорный лад создают состояние покоя, расслабленности;

Быстрый темп + минорный лад моделируют эмоции гнева;

Быстрый темп + мажорный лад моделируют эмоцию радости, оптимизма.

Таким образом, метод моделирования эмоций можно использовать в практической работе с младшими школьниками с целью постепенного перевода их эмоционального состояния в противоположное.

Література

1. Ветлугіна Н. Музичний розвиток дитини. –К.: Музична Україна, 1978. – 254 с.

2. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. –М.: Новая школа, 1995. – 124 с.

3. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. –М.: Просвещение, 1990. – 207 с.

Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие Безбородова Людмила Александровна

5. Методы музыкального образования

В определении методов «Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов в контексте специфики работы по музыкальному образованию зависит от особенностей содержания учебного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога. Наряду с общепедагогическими методами «Теория и методика музыкального образования» имеет собственные методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства.

Под методами музыкального образования (следуя дословному переводу слова «методос» с греческого как «путь к чему-либо») понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся. Методы состоят из более частных приемов, которые их конкретизируют и детализируют.

Из общепедагогических методов применяется следующая группа методов:

– по источнику знаний (практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод);

– по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков);

– по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой);

– по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний).

Все перечисленные выше методы общей педагогики выполняют: обучающую роль, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции в музыкальном образовании детей.

Естественно, что общепедагогические методы в музыкальном обучении имеют свою специфику. Так, например, широко распространенный словесный метод, экономичность и эффективность которого в педагогической практике была отмечена рядом отечественных ученых (М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером и др.), в музыкальном обучении понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно-психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

Аналогично вышесказанному есть своеобразие и других общепедагогических методов в музыкальном обучении школьников, которое заключается в применении наглядного и практического методов, что отражено в самих формулировках, претерпевших некоторую трансформацию: наглядно-слуховой, наглядно-выразительный и художественно-практические методы.

К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят:

– метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации (Б. В. Асафьев);

– метод сопереживания (Н. А. Ветлугина);

– методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д. Кабалевский и Э. Б. Абдуллин);

– метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б. Алиев);

– метод музыкального собеседования (Л. А. Безбородова);

– метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е. Д. Критская и Л. В. Школяр).

Группу методов разработала О. П. Радынова для музыкального воспитания дошкольников. Это методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия музыки, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение и творчество детей. В методе контрастных сопоставлений О. П. Радынова разработала систему заданий, в которых сравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (различение оттенков), сравнение интонаций музыки и речи, сравнение различных вариантов интерпретации одного произведения (оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано).

Метод уподобления характеру звучания музыки, разработанный О. П. Радыновой, предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Радынова применяет различные виды уподобления звучанию музыки – моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное.

Главное не забывать, что в музыкальном обучении важно постижение музыки через интонацию, постижение музыки музыкой, музыки другими видами искусства, жизнью природы и человека, а не отдельными музыкальными средствами, вырванными из целого.

Все методы музыкального образования направлены на развитие художественного мышления школьников и адекватны эстетической сущности музыкального искусства, а также целям и задачам музыкального воспитания.

Так, метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.

Э. Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:

– активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;

– ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулированием детьми вывода;

– закрепление знания в разных видах учебной деятельности ребенка.

В силу направленности метода обобщения на развитие художественного мышления Д. Кабалевский считал данный метод основным в музыкальном обучении школьников.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному направлен на формирование у детей целостного представления о музыке. В программе Кабалевского данный метод реализуется на нескольких уровнях связи между этапами обучения, темами четвертей и музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы. Так, например, в программе 2-го класса Кабалевского бытовые жанры марша, танца и песни, знакомые детям по 1-му классу, трансформируются в такие важнейшие качества музыки, как маршевость, танцевальность и песенность. При этом сообразно принципу от неосознанного к осознанному дети еще в 1-м классе интуитивно пережили преобразование трех основных видов музыки как ассоциативных моделей в нечто более емкое, знакомясь с произведениями Ж. Бизе, П. Чайковского, С. Прокофьева и др. В этом смысле возвращение к усвоенным от года к году знаниям, по сути, есть выражение качественного преобразования сознания детей.

На уровне связи между темами четвертей реализация метода забегания вперед и возвращения к пройденному еще более очевидна. Так, первое полугодие 3-го класса имеет название «Музыка моего народа», второе – «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». Возвращение к пройденным произведениям аналогично подразумевает не просто повторение его, а восприятие знакомого в условиях новой темы. Так, во 2-м классе дети обращаются к прелюдиям № 8 и № 20 Ф. Шопена в первой и третьей четвертях, сначала, когда проходят тему «Маршевость, песенность, танцевальность», и позже, когда постигают принципы развития музыки.

Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода – «режиссура» структуры урока, определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии (Э. Б. Абдуллин) близок методу эмоционального воздействия (Л. Г. Дмитриева и Н. М. Черноиваненко).

Принципами метода эмоциональной драматургии являются: эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока.

Активизируют внимание и интерес учащихся, особенно младшего возраста, различные задания перед прослушиванием музыки. Например, поднимать руку, когда музыка изменится или когда зазвучит скрипка (флейта и т. д.); поднимать руку каждый раз, когда будет звучать основная тема; делать это в том месте, которое ученику больше всего нравится; вспоминать другие произведения такого же характера, настроения. При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными образами «взрослой» классической музыки полезно использовать прием «парного восприятия» произведений, облегчающий процесс слушания. Он состоит в том, что к каждому более трудно воспринимаемому классическому произведению подбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается с детьми, и когда они «войдут» в настроение пьесы, им предлагается послушать уже «серьезное» произведение. На него переносится настроение, возникшее при слушании детской пьесы, что облегчает восприятие (из опыта Ю. Б. Алиева).

Для включения детей и подростков в активную и приятную для них деятельность при слушании или исполнении произведения Ю. Б. Алиев рекомендует ряд эффективных приемов, особенно полезных в музыкальном образовании младших школьников.

Движения. С помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением. Поскольку места для движений в классе мало, их можно выполнять сидя или стоя возле парт; можно также предложить отдельным группам двигаться под музыку вдоль рядов парт.

Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, ритмичными и главное – соответствовать настроению музыки. Например, под веселую музыку – «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), делать элементарные танцевальные движения (стоя). Под грустную или спокойную музыку – тихо шагать (на месте) или делать плавные движения руками. Под «таинственную» музыку – изображать любопытство или испуг, желание спрятаться.

Вначале учитель сам показывает ученикам различные «образцы движений» – так им легче импровизировать новые. Дети очень любят двигаться под музыку, и те произведения, которые были связаны с движением, они лучше запоминают и больше любят.

Игра в оркестр. Данный методический прием создает у детей впечатление участия в исполнении музыки. Это активизирует их восприятие и очень им нравится. Для участия в игре учащимся (всему классу или по очереди отдельным группам) раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки, погремушки, металлические и деревянные ложки (все это они могут принести из дома). Под звучание исполняемого в записи произведения дети негромко выполняют заданные учителем ритмы. Когда они привыкнут к такой игре, можно предложить им импровизировать ритм. Учитель во время исполнения музыки указывает, какой именно группе пришел черед вступать со своим инструментом. Играть в оркестре следует в соответствии с настроением музыки: весело, бодро, громко – или тихо, нежно, или затаенно, со страхом.

Импровизация мелодий. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, можно предлагать им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на заданный текст). Собственная мелодия, сочиненная на грустный, веселый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение. Полезно также петь мелодии, темы (если, конечно, они доступны детям) из прослушиваемых произведений. Это поможет лучше почувствовать и запомнить музыку.

Рисование картинок. После двух-трех раз повторного слушания произведения, когда оно уже будет у ребят на слуху, можно предложить им нарисовать (дома или на уроке изобразительного искусства в классе) картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки.

Чтобы учащиеся лучше запоминали музыкальное произведение, оно должно быть повторено. Повторение можно проводить в игровой форме – викторины, концерта-загадки, концерта по заявкам.

Характерным и адекватным эстетической сущности музыкального искусства является метод сопереживания . А. А. Мелик-Пашаев, определяя значимость данного метода в педагогике искусства, отмечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально-чувственный опыт ребенка, то и сама история искусства откроется детям не как совокупность внешних факторов и объективных взаимосвязей, а как сокровищница духовных содержаний, которые ученик сопереживает, находя им аналогии в собственном внутреннем опыте, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность культурному творчеству человечества. Необходимым условием появления сопереживания является образование определенного контекста сознания, когда реципиент отдается впечатлению от созерцания произведений искусства. При этом не следует забывать, что, пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика должна быть направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений. Естественность данного положения определяется пониманием эстетического восприятия как процесса личностно обусловленного, а эстетического переживания – как специфического проявления индивидуальной позиции человека.

Каждый метод музыкального образования, обучения и развития детей включает в себя комплекс уточняющих и детализирующих его методических приемов. Так, проблемный метод, согласно Кабалевскому, предполагает следующий алгоритм действий: четкая формулировка учителем задачи, постепенное решение задачи обоюдными усилиями педагога и учащихся, формулировка выводов.

На уроке музыки, как правило, различные методы применяются в совокупности с учетом источника приобретения знания, видов художественной деятельности детей, типов урока, а также задач развития художественно-творческих способностей человека.

Из книги Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие автора Безбородова Людмила Александровна

Раздел 1 История музыкального образования и

Из книги История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века) автора

Глава 3 Основные тенденции развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе Современный этап развития социально-культурной сферы России характеризуется наличием ряда особенностей. Одна из них обусловлена сложившейся

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Раздел 2 Теория музыкального образования

Из книги автора

Глава 1 Общие вопросы теории музыкального

Из книги автора

1. Сущность теории музыкального образования Теория музыкального образования школьников рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, воспитания его эстетических чувств в процессе приобщения к музыке

Из книги автора

2. Специфика музыкального искусства Внешняя форма искусства вообще и музыкального искусства в частности имеет два измерения – онтологическое и семиотическое, поскольку она представляет собой некую материальную конструкцию и одновременно должна функционировать как

Из книги автора

Из книги автора

2. Принципы музыкального образования Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Значит, методику музыкального воспитания школьников, следует понимать как

Из книги автора

4. Драматургия музыкального занятия Музыка как вид искусства подчиняется законам драматургии, которая уже заложена в основе каждого музыкального произведения и определяется его содержательной основой. Можно выделить драматургию как эмоционально-содержательное

Из книги автора

Из книги автора

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕТСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА 1.1. Зарождение фортепианной педагогики в РоссииПонятие «российская фортепианная педагогика» возникло во второй половине ХIХ в. –

4.2. Нейропсихические особенности музыкального мышления Корни особенностей протекания любых мыслительных процессов находятся в головном мозге человека. Деятельность полушарий мозга, разных их участков обеспечивает нейропсихическую основу всех интеллектуальных и

Из книги автора

4.3. Временная природа музыкального мышления Музыка – искусство времени, и в ряду других искусств, имеющих временную природу, выделяется тем, что имеет в качестве основания «чистое» время. Все виды театрального искусства, киноискусство основываются, помимо времени, и на

Из книги автора

7. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА 7.1. Общая характеристика творчества. Психологические особенности творческой личности Под творчеством понимают процесс создания новых материальных и духовных ценностей в области науки, искусства или техники. По мнению

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В начальной школе закладываются основы музыкальной культуры и музыкального образования. Начальное музыкальное образование понимается как процесс и результат знакомства детей с лучшими образцами музыкального искусства, овладения опорными знаниями по музыке.

В начальной школе цель формирования музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры конкретизируется. Основными составляющими этого процесса являются эмоционально-целостное отношение к искусству и жизни; музыкальное восприятие, адекватное нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; опыт творческой деятельности как проявление духовно-творческой взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя. В младших классах общеобразовательной школы занятия музыкой предполагают развитие воображения и фантазии детей, понимание соотношения форм природы с формами искусства, развитие способности ощущать их общность (цвет - пространство - объем - звуки).

В основе музыкального воспитания младших школьников лежит идея такого преподавания музыкального искусства, которое бы сочетало специфику природы ребенка младшего школьного возраста с природой самого искусства. Для младшего школьника это в первую очередь принесенный из дошкольного детства интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт.

Рассмотрим примерное содержание структуры музыкального воспитания младших школьников по каждому классу в отдельности. Выбор темы учебных четвертей определяется спецификой музыки и поступенностью задач музыкального воспитания. По этим темам в каждом классе накапливается материал, который периодически повторяется и обобщается в целях лучшего усвоения.

I класс

Основное тематическое содержание четвертей: что такое музыка? Из чего она состоит? Кто ее сочиняет, исполняет и слушает? Потом - настроение человека и настроение в музыке. Далее - элементарные жанры музыки (песня, танец и марш). И последнее: что делает музыку выразительной? (Элементы музыкальной речи.) В I классе изучаются следующие жанры музыки: песня (колыбельная, частушка, плясовая, скороговорки, прибаутки, дразнилки и т.д.), танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, гопак, хоровод), марш (праздничный, спортивный, военный, шуточный, траурный, игрушечный). Рассказывается о музыке как особом самостоятельном виде искусства, об интонации как зерне музыки, об эмоционально-образном содержании музыки (веселая, грустная, нежная, спокойная, торжественная, взволнованная и т.п.), об элементах музыкальной речи (темп, динамика, мелодия, ритм, лад, регистры и т.д.), осуществляется показ связи музыки с речевой интонацией.

Начало занятий музыкой в I классе - один из важнейших этапов музыкального воспитания в начальных классах. Поэтому

необходимо более подробно остановиться на музыкальном воспитании первоклассников.

Рассказывать первоклассникам о музыке нужно доступным и ясным литературным языком. Например: "Музыка звучит по радио, телевидению, в концертных залах и театрах. И чем больше слушаешь ее, тем больше понимаешь, тем больше она дает радости". Для запоминания детям следует предлагать краткие, лаконичные определения: "Музыка состоит из музыкальных звуков. Музыкальные звуки можно пропеть (дать картинку поющих детей), сыграть на музыкальном инструменте (дать картинку инструменталиста), изобразить в танцевальных движениях (дать картинку балерины), записать нотами (дать картинку нотной строчки)".

Поделиться: