Как развивать в ребенке самостоятельность. Рекомендации по развитию самостоятельности у детей. преимуществ самостоятельного принятия решений

Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности : игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности . Каждый вид деятельности оказывает влияние на освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности, на поиск адекватных способов самовыражения в деятельности. Главную роль в формировании самостоятельности ребёнка занимает семья. Чтобы семья смогла воспитывать и развивать самостоятельность, взрослые члены семьи должны развивать в отношениях между собой общую родительскую позицию, единство воспитательных подходов.

Сегодня государству нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора.

Самостоятельность – это умение действовать отдельно, независимо от чьей – либо помощи, способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.

Что же можно предпринять родителям, чтобы ?

Во-первых , родителям необходимо помнить, что ребенок определенного возраста должен сам выполнять все те обязанности, которые отвечают его годам: самостоятельно одеваться, убирать кровать, собирать игрушки или шнуровать ботинки.

Во-вторых , если хотите добиться самостоятельности ребенка , то и воспринимать его нужно как взрослого. Общение на равных, совместное принятие решений, личные права и обязанности, а так же штрафы за их невыполнение – все должно быть по-взрослому.

В-третьих , чтобы ребенок самостоятельно выполнял ту или иную работу, он должен четко понимать, зачем он это делает и почему кто-то другой не может убрать за него кровать, вынести мусор, полить огород и т. д. Объяснив своему чаду, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, за которые он несет ответственность, ребенок поймет, что не только его одного заставляют что-то делать по дому против его воли, но каждого родителя тоже.

В-четвертых , развить самостоятельность у детей помогает стимулирование. Так, например: убирать за собой кровать и мыть обувь ребенок должен безвозмездно, а поливать или копать огород за вознаграждение.

В-пятых , спортивные секции по интересам для мальчиков и девочек превосходно учат детей самостоятельности и дисциплинированности.

В-шестых , если условия, возможности и желания позволяют, можно завести для своего ребенка домашнее животное, но при условии, что именно сын или дочь будут за ним ухаживать, убирать и выгуливать. Самым оптимальным вариантом домашнего питомца будет собака, так как с ней еще и весело, ее можно дрессировать и играть с ней.

Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности выполнять эти обязанности, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.
И поэтому быстрых результатов не стоит ожидать, приучение будет происходить медленно и с определённым сопротивлением.

Что нужно сделать, чтобы ребёнок выполнял домашние обязанности?
1. Определить круг обязанностей. Их должно быть не менее трёх ежедневных обязанностей.

2. Показать, как справляться с заданием, подробно описав и продемонстрировав его выполнение.

3. Введение штрафных санкций за невыполнение заданий.

Помните! Ребёнок, выполняя домашние поручения, делает это для вас, а не для себя!

В приучении ребёнка к самостоятельности очень важна последовательная позиция родителей, постановка реальных целей, выполнение обещаний и поощрение за выполненную работу . Поручения должны усложняться по мере взросления ребёнка.

Вот и золотое правило - не отказывать ребёнку, если он просит что-то сделать сам . Да, он не умеет пока хорошо. Но когда вырастет и будет уметь, то уже не захочет. Однако зачастую это правило трактуется как «ладно, делай сам, пусть мне за тобой потом ещё убирать и переделывать». А ведь даже самый маленький ребёнок может приносить реальную пользу! Начать можно с простого подай-принеси. Ребёнок может помочь с поиском предметов под диванами, выгрузкой постиранного белья из машинки, собиранием крупного мусора вручную и поливом некоторых растений на огороде. И не стоит думать, будто развитие самостоятельности у детей связано с жуткими затратами маминых времени и нервов. Просто стоит помнить несколько моментов:

· Не гонитесь за результатом . Придёт время, и малыш всему научится. Идёте на прогулку? Так и объясните: «Ты уже хорошо одеваешься, а теперь надо не только хорошо, но ещё и быстро. Сейчас я тебе помогу, но потом ты будешь тренироваться. Чем больше будешь одеваться сам, тем научишься быстрее всё делать. Постараешься, и будешь быстрее мамы одеваться!»

· Не требуйте регулярности . Дети - существа настроения. Не стоит ждать, что сделав однажды сам, ребёнок всегда будет делать это самостоятельно.

· Играйте с пользой . Если можете выбирать между игровым действием и аналогичным реальным, всегда выбирайте реальное. Немного приостановите свой автопилот , и вы найдёте массу возможностей для ребёнка помочь по хозяйству. Пусть это будет сущая мелочь, но вам станет не только легче, но и гораздо приятнее.

Для ребёнка же самостоятельность - это не только бесценный опыт самого действия, но и психологическая уверенность в собственных силах. Сегодня малыш сам соберёт рюкзак с карандашами-игрушками в поездку, а в будущем - с лёгкостью отправится в кругосветное путешествие.

· Спрашивайте мнение у вашего ребенка , как у взрослого члена семьи. Давайте ребенку проявлять самостоятельность даже при выборе одежды, прически.

· Хвалите ребенка . Развитие самостоятельности начинается уже с трех лет, когда ваше чадо начинает копировать ваши действия.

· Не пытайтесь облегчать жизнь ребенку, чересчур помогая ему . Пусть ваш ребенок почувствует себя самостоятельным. Гиперопекой называется поведение родителя, когда он под каким-либо страхом, гасит активность ребенка и не дает ему расцвести как самостоятельному человеку.

· Не следует ограждать ребёнка от проблем. Позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий.

· Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребёнка умения найти самому занятие, не привлекая к этому взрослы х.

Родители должны показать ребёнку те возможности, которые у него есть в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. Необходимо научить самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

И последнее, что мне хотелось бы отметить. Все эти рекомендации по развитию самостоятельности ребенка будут малоэффективны, если родители не научатся стоять на своем и выполнять обещанные поощрения или наказания. Один раз потеряв для себя что-то ценное, дети тут же учатся не повторять прошлых ошибок.

Ели ребенок настойчиво отказывается выполнять свои обязанности, попробуйте не выполнить какую-либо его просьбу и обязательно объясните, что равноправие это основа семьи – хочешь, чтобы помогли тебе, придется помогать другим.

«Хочу стать самостоятельным» - это мысль, которая появляется в голове практически у каждого человека. Многие люди стремятся к самодостаточности. Но не всегда это дается легко. Чтобы жить независимо и быть свободным от других, необходимо приложить немало усилий и запастись терпением.

Материальная самостоятельность

Материальная независимость начинается с полного обеспечения потребностей с использованием только своих собственных финансов. Можно стать самостоятельным только лишь тогда, когда у вас имеется достаточное количество денег. Поэтому для начала необходимо найти работу, чтобы не зависеть материально от своих родителей или других родственников.

Когда же вы трудоустроены и понимаете, что вашей заработной платы хватает на все необходимое и даже больше, нужно обзавестись своим домом. Если на отдельную квартиру денег у вас недостаточно, то вам подойдет аренда жилья. Это может быть дом, квартира или комната. В данном случае решать это нужно с учетом вашего дохода. Стоит помнить, что путь к самостоятельной и независимой жизни очень сложен и не каждый может его пройти. Ведь не все могут сразу найти высокооплачиваемую работу, которая будет удовлетворять и нравиться. Возможно, сначала вам придется устроиться на временную должность для того, чтобы иметь хотя бы какой-то заработок. Нужно быть готовым к тому, что денег будет первое время не хватать на все необходимое. Поэтому придется экономить. Часто родители, беспокоясь о своем ребенке, предлагают помощь. Не нужно от нее отказываться, особенно в первое время она вам понадобится.

Однако не стоит злоупотреблять материальной помощью родителей. Вы можете брать лишь небольшую сумму, если видите, что ваших денег недостаточно на самое необходимое.

Как планировать финансы?

Чтобы научиться преодолевать финансовые трудности, необходимо правильно распределять свой доход. При получении денег откладывайте сразу нужную сумму на аренду жилья и оплату коммунальных услуг. Если вам необходимо купить что-то из одежды или обуви, то отложите дополнительно деньги. Затем оставшиеся денежные средства распределите на продукты до следующей заработной платы. Нужно научиться приобретать только необходимые вещи, экономить и уметь распределять свой доход. Как стать самостоятельным, знает лишь тот, кто через это прошел, и практически любой может сказать, что это не так просто и требует времени.

Как стать самодостаточным

Быть самодостаточным - означает не только иметь финансовую независимость, но и не зависеть от общества в целом. Как стать самостоятельным, понятно многим, а вот чтобы стать самодостаточным, необходимо также приложить некоторые усилия. Для начала необходимо исключить любую материальную зависимость, а затем и эмоциональную. Постарайтесь сделать так, чтобы у вас не было ни перед кем долгов, рассчитайтесь с ними, если такие имеются. Научитесь решать денежные проблемы, не занимая ни у кого даже небольшие суммы. Ведь долг сам по себе означает, что вы зависимы от кого-то и перед этим человеком у вас возникает обязанность. Также необходимо всегда доверять только собственному мнению, не принимать во внимание то, что говорят о вас другие.

Когда человек независим от чужого мнения, то проще решить, что ему действительно нужно и чего он хочет. Не стоит бояться одиночества, так как самодостаточность не предполагает, что вы должны стать изгоем в обществе и ни с кем не общаться. Необходимо находиться в гармонии наедине с самим собой, тогда вам будет проще решать важные вопросы, так как у вас будет время их обдумать. Также нужно учесть, что если вы решили стать более самостоятельным человеком, то теперь в любых жизненных ситуациях вы должны будете довериться своему собственному ощущению.

Прислушайтесь к себе!

Чтобы не нуждаться в советах других, нужно научиться прислушиваться к себе и делать то, что вы считаете верным. Если вы сможете решать проблемы сами, не иметь материальной зависимости, не зависеть от мнения окружающих, значит, вы знаете, как стать самостоятельной личностью, и сможете ею стать.

Как самодостаточность влияет на жизнь

Самостоятельность совершенно не обязывает быть одиноким и отрешенным от общества. Так же как и у большинства, у вас должны быть родственники, друзья и семья. Нужно понять, что самостоятельность предполагает лишь то, что теперь вы не будете нуждаться в чьей-то материальной помощи, в советах других, сможете принимать решения в важных вопросах сами. Не показывайте свою независимость в кругу своих друзей. Этим не нужно хвастаться. Ведь ваша самостоятельность - это не достижение, которым нужно гордиться. Вы меняете образ жизни для себя, а не для того, чтобы было, чем похвастаться перед другими. Даже если вы теперь можете сами обеспечивать себя материально, не стоит забывать, что ваши родители также имеют к этому непосредственное отношение. Не развивайте в себе эгоизм, помните о своих родственниках и помогайте им.

Не ограждайтесь от других!

Многие, достигая каких-либо успехов, забывают о своих друзьях либо перестают с ними общаться. Но это неправильно.

Вместо того чтобы оградить себя от общества людей, у которых пока не получилось достигнуть каких-то результатов, дайте им совет из личного опыта, как стать самостоятельным. У многих мужчин и женщин, которые стали достаточно независимыми, возникают проблемы с личными отношениями. Ведь они начинают искать себе в пару таких же, как они.

К сожалению, встречаются эти люди не так часто. Жить вместе и иметь отношения двум самостоятельным и самодостаточным личностям будет очень сложно. Так как в семье кто-то должен заботиться о другом. А при принятии какого-либо решения кому-то придется уступать, что несвойственно самостоятельному человеку.

Большинство людей стремятся к независимости, но не знают, как стать самостоятельным, не имея высокооплачиваемой должности. Однако все заключается не только в материальной поддержке, а также зависит от характера человека. Некоторые воспитаны в такой обстановке, что у них даже не возникает мысли о самостоятельности. Они готовы все время жить за счет других. Сначала они зависят от родителей, затем от мужа или жены, а после перекладывают все на детей. Иногда чрезмерная забота приводит к тому, что человек не способен самостоятельно состояться в жизни и постоянно ждет помощи от других.

Если вы хотите быть самодостаточным...

Некоторые люди говорят: "Мы поможем стать самостоятельным каждому". Но хотелось бы сказать, что таким сможет стать любой человек, главное - иметь желание. А что нужно для самостоятельности и самодостаточности?

  • Найдите работу, чтобы иметь материальную независимость.
  • Выберите подходящий вариант отдельного проживания (приобретение собственного жилья, аренда квартиры или комнаты).
  • Избавьтесь от зависимости от окружающих, имейте свое мнение.
  • Научитесь решать свои проблемы самостоятельно, не прибегая к помощи других.
  • Полагайтесь полностью только на собственные силы.

Заключение

Теперь понятно, как стать самостоятельным и самодостаточным. Это то, к чему должны стремиться многие. Человек рано или поздно должен осознать, что не может существовать постоянно за чей-то счет, удовлетворять свои потребности с помощью денежных средств, заработанных другими. Каждому необходимо понять, насколько это трудно - обеспечивать свою жизнь без посторонней помощи, а также научиться решать возникающие проблемы самостоятельно.

Инструкция

Итак, чтобы развить в ребенке самостоятельность , вы должны будете набраться терпения: согласитесь, намного проще быстренько завязать шнурок или подмести пол, чем объяснить и научить, как это делается. А ведь дети часто стремятся постичь эти навыки, нам стоит их лишь слегка подтолкнуть, не мешать.

Запомните простые правила, которые помогут вам развить в ребенке самостоятельность , а вашему малышу помогут не вырасти тепличным растением.

Прежде всего, предоставьте ему возможность из нескольких вариантов, причем, не имеет значения, что это будет: какого цвета носочки он хочет надеть на прогулку или каким соком решит запить горькое ?

Если малыш упорно пытается застегнуть на себе , ни в коем случае не вырывайте у него инициативу, не стоит также говорить, что это очень легко – просто подскажите, что это удобнее будет сделать немного по-другому. Уважайте его попытки самому справиться с испытаниями.

Другим источником самостоятельности у дошкольника является появление собственности, например, какой-нибудь вещи из мира. Но далеко не любая вещь подойдет для этого дела - она должна быть полезна родителям.

Если родители увлекаются туризмом, то можно подарить компас и обязательно научить его им пользоваться. Или, если отец любит рыбалку, пусть он выделит малышу персональную удочку. Также такими вещами могут стать фотоаппарат, велосипед, телефон или компьютер.

Если у вашего наследника будет сформирован опыт владения вещами уже в дошкольном возрасте, то вы можете быть уверенны - в школе ему будет гораздо легче.

Совет 3: Как воспитать у ребенка чувство самостоятельности

Каждый родитель когда-то начинает задумываться о том, как развить и с чего начать развивать у ребенка чувство самостоятельности. Это просто необходимо в нашей жизни каждому ребенку. Если вы не думали об этом, то непременно задумайтесь. Ведь так хорошо, когда ваш малыш уже может помочь по хозяйству и выполнить любую вашу просьбу.

Инструкция

Конечно, начать следует с доверия к своему чаду. Не ругайте, а тем более не наказывайте, если он сделал то, что не очень хорошо по вашему мнению. Он ведь еще ребенок. Самое главное, что он постарался и сделал.

Давайте ему для начала не такие уж сложные и трудновыполнимые для его возраста задания. Приучайте к самостоятельному принятию решения проблем. Спрашивайте как можно чаще о том, куда он хочет пойти, что он оденет, с кем хочет гулять. Не бойтесь, это лишь поможет вашему ребенку решать вопросы и прийти к самостоятельному решению проблем. Он поймет, что вам не все равно, что он думает. Считайтесь с его мнением.

Также вы можете дать ему другое задание, например, помыть посуду, прибить гвоздь или помыть полы. Но только не вмешивайтесь в этот процесс, ребенок должен сам помыть посуду и неважно хорошо ли он ее помыл или нет. Главное, что помыл, а если вас не устраивает результат, то похвалите малыша, и пока он не видит, перемойте тарелки. Важно, чтобы он не подумал, что вы льстите ему.

После проделанного задания, которое вы ему дали, не забывайте его хвалить, ведь дети нуждаются в вашей любви, заботе и ласке. Скоро вы заметите, как ваш ребенок станет самостоятельнее. Вы будете удивлены вашим совместным стараниям и очень рады. Если он не хочет мыть посуду или заниматься каким-либо делом, то не заставляйте его, это лишь усугубит положение, и малыш не будет получать удовольствия от помощи вам.

Самым первым примером для подражания являются родители. Они так же закладывают в головы детей понимание о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Впоследствии получается полное повторение привычек родителей и тех действий, которые они делают в присутствии своих чад.

Формирование физических аспектов, проявляющихся в быту

Период первого развития самостоятельности ребёнка, начинается в возрасте трёх-четырёх лет. В это время дитя начинает в себе замечать личность и отвергать помощь родителей. Чаще всего вам придётся сталкиваться с такими фразами, как: «Я сам», «моё» и так далее. В этот срок стоить начать приучать его к горшку и самому за собой убирать, либо делать небольшую работу, такую как: заставить собрать все свои игрушки или начинать мыть руки перед едой, учить завязывать шнурки, и помогать в быту.

И тут-то появляются самые большие проблемы, перед которыми вам нужно запастись терпением. Ведь иногда дети перебарщивают с самостоятельностью и начинают делать лишнее, думая, что они делают все правильно и их за это похвалят. Как показывает практика, все происходит наоборот. Родителям не нужно перебивать энтузиазм ребёнка, лучше дать ему «свободу действий», ибо резкое переучивание может повлиять на поведение и эмоциональное состояние малыша, которое отобьёт всякий интерес к выполнению указаний взрослых.

Одна из частых жалоб родителей состоит в сложности заставить их чад сесть за домашнее задание, либо когда это самое задание затягивается на большой промежуток времени. Тут дело в неправильном распределении времени и отвлекающих факторов. Таких как: включённый телевизор, музыка, разговор не по теме.

Для ребёнка очень важно сосредоточиться и не отвлекаться. Если вы его усадили на рабочее место, уберите все отвлекающие составляющие и оставьте в его поле зрения только учебники или рабочий материал, с каким ему предстоит работать. Напомните ему, что если возникнут проблемы, чтобы звал вас на помощь.

Развитие личной самостоятельности

Важное составляющее в формировании личности ребёнка. В этот этап своей небольшой жизни он будет принимать свои решения и понимать, какие это может вызвать последствия. В этой ступени развития ребёнка важно не ограничивать его в выборе и в итоге, если он окажется неверным, будет учиться на своих ошибках.

Если ребёнок не понимает, что выбрать, тогда можно поставить его в рамки, к примеру: мы пойдём в зоопарк или в кино? Ребёнка можно поставить в рамки, но не нужно давать ему только один выбор, потому что это может отразиться в дальнейшем. Если он вам предложил безумную идею, то объясните, что так не может быть и предложите что-нибудь «приземлённое».

Выработка в ребёнке качества самостоятельности – дело не одного дня, и требующее как от вас, так и от чада, большого терпения, и на это у вас всего один шанс. Не упустите его!


«Сам!» - отчаянно кричит двухлетний карапуз, пытаясь завязать себе шнурок. Но проходит 10-15 лет, и подросшее чадо ленится сделать себе бутерброд и даже приблизительно не знает, чем хочет заниматься в жизни. Почему из целеустремленных активных малышей вырастают инфантильные взрослые? И как помочь ребенку развить самостоятельность?

В последние годы родители все чаще сталкиваются с психологическим феноменом, который можно назвать «синдромом нехочухи ». Ребенок, которому с детства внушали, что он -умный, способный и вообще лучший, который с трех лет учил английский, а в первом классе занимался в пяти кружках, ребенок, которого защищали от всех бытовых неурядиц - только бы учился! - где-то в подростковом возрасте заявляет родителям: «Мне неинтересно. Я не хочу». Он может день напролет щелкать клавишами компьютера или кнопками пульта от ТВ, при этом с огромной неохотой посещает школу и ни к чему не стремится, кроме потребления удовольствий. «Да как, же так? Не мы ли вкладывали в своих любимцев душу, не мы ли ночей недосыпали, чтобы у них все получилось? - вздыхают измученные родители на приемах у психологов. - А дети даже не пытаются прилагать усилий, чтобы самостоятельно что-то сделать!», психолог-консультант ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов, объясняет, какие ошибки мы допускаем, приучая детей к самостоятельности.

На блюдечке с каемочкой

Для начала - небольшой сравнительный тест. Вспомни, с какого возраста ты оставалась в квартире сама? Гуляла во дворе без присмотра старших? Грела себе обед? Какие обязанности по дому у тебя были? Приходилось ли тебе ездить через весь город на школьную олимпиаду или в любимый кружок? Когда в первый раз ты сама отправилась в другой город? Задай себе те же вопросы, но уже относительно собственного ребенка. И подумай, не слишком ли ты его опекаешь.

«Да тогда другое время было!» - возразят родители. Совершенно верно! Тогда детям приходилось прилагать намного больше усилий, чем сегодня. Хочешь узнать что-то интересное? Потрудись прочесть книгу. Мечтаешь заниматься в кружке авиамоделирования? Придется ездить во Дворец пионеров.

Скучаешь после школы? Придумай себе занятие, пока родители на работе. Разве было 20-30 лет назад такое множество развлечений, игрушек, кружков, школ раннего развития, как сейчас? Нам бы радоваться! Но вот беда: напичканные информацией дети, которые на «ты» с любой техникой, иногда не способны делать несложные, но жизненно необходимые вещи : навести порядок в собственной комнате, самостоятельно выучить уроки, приготовить к приходу родителей ужин, наконец, определиться, куда поступать.

«Чем выше уровень жизни, тем больше благ преподносится нам на блюдечке с голубой каемочкой и тем менее активным становится человек, - резюмирует Елена Станиславовна. - Сейчас у ребенка трех-пяти лет может быть расписание, как у депутата парламента. Но никто не задумывается о том, что все эти решения принимают за него взрослые, не оставляя ему даже шанса проявить самостоятельность! И малыш становится приговоренным потребителем этих услуг ».

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Разрешаем проявлять волю

А ведь все начинается в очень раннем возрасте. Уже к году, когда крохотный человечек пробует ходить, у него возникает мощная потребность многие действия выполнять самостоятельно.

Если вчера он послушно ждал, пока мама его накормит, то сегодня вырывает ложку и пытается, есть сам. Но мама спешит, да и убирать после такой трапезы не хочется, поэтому ложка отбирается - и «со сказкою Вове вливают бульон». Малыш хочет сам одеваться, но у него не получается, он злится, плачет, ждет, что мама его научит, - а мама просто отвлекает внимание карапуза и одевает его сама.

Вот вам и первый шаг к развитию самостоятельности: позволяем ребенку без нашей помощи делать то, что он хочет и может (и то, что не угрожает его безопасности). Поощряем его самостоятельные действия словами: «Хорошо», «Да у тебя, получается!», «Вижу, ты уже большой». Даем ему право участвовать во взрослых делах: перебирать крупу, подметать, накрывать на стол, перекладывать овощи. На ошибки указываем, но не ругаем: «Просыпанную крупу теперь нужно убрать. Пролитую воду вытереть». Помним, что сейчас основной стимул малыша - одобрение старших, ведь он во что бы то ни стало, хочет понравиться маме и папе! К трем годам у ребенка начинает формироваться собственное «я». Родители жалуются, что покладистый малыш становится упрямым, не желает подчиняться, а если что не по нему - впадает в истерику. Рецепт тут один: набраться терпения. «Нельзя потакать всем желаниям ребенка, это очевидно, - инструктирует психолог. - Но к проявлениям воли нужно поступить так, как желает малыш, - уступите, согласитесь. Тем самым вы даете понять маленькому человеку, что он в силах влиять на ситуацию. Излишнее подавление может негативно сказаться на развитии. Однако если вы уже произнесли: «Нет!», будьте последовательны и выдерживайте свою линию до конца».

Продолжай учить сына или дочь необходимым навыкам самообслуживания: к трем годам малыш должен сам мыть руки, есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Уже в этом возрасте чадо может резать фрукты ножом под присмотром взрослых. И уже сейчас у крохи должны появиться обязанности по дому: с твоей помощью полить цветы, убрать со стола тарелки и т. д. Пусть это все проходит в игровой форме, в сознании ребенка закрепляется важное понимание: он - член семьи и принимает участие в ее жизни.

Совет мамы

«Я сложила Машины трусики и маечки в самый нижний ящик шкафа, показала ей, где лежат вещи, В два года моя дочка уже сама одевалась». Ирина.

Поощряем активность ребенка

Основная задача родителей дошкольников - помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада - весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности. Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно. Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы.

Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, что «спасительная» для родительского а...

Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:

  • «Первая - это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие . Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное - не получит привычной реакции взрослого восторга.
  • Вторая тенденция - когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».

Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай .

Совет мамы

«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.

Позволяем принимать решения самостоятельно

Это самое важное, чему мы можем научить ребенка: принять решение и взять на себя ответственность за результат . Подростки стремятся к первому, но избегают второго. Они тоже склонны к негативизму: «Я туда не пойду!», «Я это делать не буду!» Но на такой ноте заканчивать разговор нельзя. Пусть юный бунтарь предложит то, что он хочет, и будет делать, а потом вместе спокойно обсудите возможные последствия его решения. Иногда родители наверняка знают, что дитя выбрало неверный путь. Но маленький упрямец настаивает на своем! Переломить? Есть вероятность, что этим мы навсегда отобьем у ребенка желание принимать решения и строить свою жизнь. Психолог советует уступить, если это не угрожает безопасности, но предупредить: «Приготовься, что тебе придется отвечать за последствия».

Что мешает развитию самостоятельности у ребенка?

Психологи выделяют два типа поведения взрослых, которые провоцируют инфантильность у детей

  1. Гиперапека . «Сядь в кресло», «Посмотри, там летит самолетик», «Не бери сок - прольешь», «Держи меня за руку»,- ребенок еще не успел подумать, а мама уже рассказывает, что и как делать. Или сама спешит на выручку - ведь малыш без нее не справится! Такая тактика приведет к тому, что отпрыск будет бояться простейших действий - а вдруг не получится? Испачкается, упадет, мама отругает? И очень велик шанс, что в будущем из него вырастет маменькин сыночек или доченька.
  2. Равнодушие . «Не плачь», «Не мешай, я сейчас занята», «Иди, поиграй»,- и у ребенка нет чувства безопасности, он постоянно ощущает тревогу. «Уж лучше я тихонько посижу возле мамы, не буду ей мешать и морочить голову», - решает малыш. Внутренний страх подавляет его активность. Особенно часто такое случается во время семейных кризисов. Оставайся внимательной к потребностям сына или дочки!

Летний лагерь: нужный опыт

Договоритесь, что если сыну или дочке там не понравится, ты заберешь его (ее) через 10-14 дней. Идеально, если в первую поездку ребенок поедет с другом или старшим братом (сестрой). Заинтересуй его предстоящим приключением. Посмотрите сайт лагеря, почитайте отзывы побывавших там ребят, вспомни свое собственное детство. Даже если ты очень тревожишься за ребенка, не показывай этого. Ведь он «считывает» установки взрослых и ведет себя соответственно. Перед поездкой объясни и попроси повторить правила безопасности, а также личной гигиены (не давать другим свои вещи и расческу, мыть руки перед едой и т. д).

2 0

Ритм, в котором мы живем сегодня, не позволяет молодым мамам подолгу нянчиться со своим малышом. Естественным образом перед ними встает вопрос о том, как научить ребенка самостоятельности без ущерба для его здоровья, и не исказив у него понимание дисциплины и норм поведения. Что помогает малышу снизить зависимость от опеки взрослого? Детское любопытство, активное познавание окружающего мира, личностная инициатива формируют в крохе желание все сделать самому. Задача родителей состоит в том, чтобы правильно поддержать благородные устремления отпрыска.

Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок стал самостоятельным и ответственным человечком. Но как же научить его этому?

Что означает для ребенка самостоятельность?

Что подразумевает самостоятельность ребенка с точки зрения родителей? Давайте разберемся, какое поведение желают воспитать в малыше взрослые, чтобы говорить о нем, как о самостоятельном человеке. Ответы прозвучат такие:

  • умение ребенка проводить какие-то действия без помощи других членов семьи и без подсказки родителей;
  • решать вставшую перед ним задачу самому и понимать, что ответственность за принятое решение так же лежит на нем;
  • свободно высказывать свои мысли и чувства, не оглядываясь на мнение других людей;
  • строить свою жизнь так, как хочется ребенку, а не по указке и подчиняясь решениям других.

Таковы представления родителей о самостоятельности ребенка. Однако дети растут, и это понятие неизбежно сталкивается с нормами и правилами поведения, установленными в обществе. Существуют рамки, переход за которые может перерасти в неадекватные поступки, вплоть до преступления. Как развить в ребенке самостоятельность, каким сторонам характера дать развитие:

  • инициативность, когда человек испытывает внутреннюю потребность в действии;
  • планирование, направленное на выстраивание действий в определенном порядке, чтобы достичь необходимого результата;
  • целеустремленность, проявляющаяся в достижении поставленной цели;
  • ответственность - означает, что приняв решение, человек полностью отвечает за него и его результат;
  • самооценка и самоконтроль, когда только тот, кто совершает какое-то действие, сам контролирует его правовую обоснованность и оценивает достигнутый результат;
  • социальная приемлемость и осознание того, что действия индивидуума не приведут к нарушению общепринятых норм;
  • творческий подход к делу, когда человек использует свои навыки и умения в предложенных ему условиях.

Развитие самостоятельности у ребенка начинается с момента его рождения. Каждое действие, каждый шажочек делает его все более и более самостоятельным

Когда начинать развитие самостоятельности у ребенка?

Известный ученый М. Монтессори в своих трудах по педагогике определяет самостоятельность человека как его биологическое качество, а значит, врожденное. Получается, что развитие самостоятельности начинается с рождения. Начиная от удерживания головы в вертикальном положении и продолжая формированием различных навыков, малыш каждый день преодолевает ступеньки, ведущие его к самостоятельному образу жизни.

В каждый период жизни идет воспитание самостоятельности у детей. Полуторагодовалый малыш бежит помочь маме подмести пол, хватает у папы молоток, чтобы помочь ему забить гвоздь. Хотите увидеть перед собой самостоятельного человечка, разрешите ему помогать вам, не губите проявленную им инициативу на корню. Подрастая, ваш сын или дочка расширят свои активные попытки выполнить что-то вместе с вами или, заменив вас, и каждый их поступок будет способствовать развитию самостоятельности у ребенка.

Объясняя крохе, зачем вы производите то или иное действие, вы разовьете в нем и такую важную черту характера, как целеустремленность. Подметая полы, он будет знать, что делает это для того, чтобы они были чистыми. Так, изо дня в день, подрастая и осваивая новые умения, малыш учится принимать собственные решения, выполнять и отвечать за них, что и означает формирование самостоятельности в ребенке.

Какие методы применять?


Не стоит останавливать ребенка, когда он пытается делать что-либо самостоятельно

Если вы решили приучить свое сокровище к самостоятельному выполнению различных дел, запаситесь терпением и действуйте грамотно. Несложные правила дают ответ на то, как воспитать самостоятельность у ребенка:

  1. Каким бы делом не занялся ваш отпрыск, не спешите ему на помощь. Подождите, пока малыш справиться сам, даже если его действия приведут к появлению грязи или займут больше времени, иначе ему трудно будет чему-то научиться. Если и помогать, то только после того, как ребенок сам об этом попросит.
  2. Малыш пытается одеть штанишки или вымыть чашку, не останавливайте его. Разумную инициативу следует поощрять. Обязательно поддержите попытки крохи, похвалите его усилия, несмотря на то, что штаны надеты задом наперед, а после мытья чашки вода повсюду. Остановите раз, другой, - и самостоятельности от ребенка не дождетесь долго.
  3. Приступая к формированию у детей независимого поведения, обеспечьте для их экспериментов безопасное пространство. Уберите из зоны доступности бьющиеся, колющиеся, обжигающие предметы. Особенно важно провести такую генеральную «уборку» в комнате ребенка, тогда вам не придется все время следить за действиями отпрыска и одергивать его.
  4. Оставьте за детьми право выбора в ежедневных делах. Например, пусть сын сам выберет книжку для чтения или шапочку, в которой пойдет сегодня на улицу. Составляя меню на обед, спросите у крохи, что он будет кушать, рис или картошку. Предлагая варианты выбора, вы негласно обозначаете уважение к решению сына или дочки.

Как относиться к ошибкам малыша?

Конечно, воспитание самостоятельности у ребенка не протекает гладко. Ошибки в действиях малыша неизбежны, важно, как вы к ним отнесетесь. Никогда не ругайте кроху тогда, когда он старается, но у него получается плохо или неправильно. Осваивая какое-то действие, малыш может пролить воду, выронить тарелку, насорить, но не прилагая усилий, он ничему не научиться. Мы учим, а не заставляем, помните об этом.


Пускай ребенок помогает по хозяйству родителям, если не ценить эту «помощь», то в будущем ее можно уже и не дождаться

Многие родители, заранее предполагая, что у сына или дочки ничего не получится из затеянного, отстраняют ребенка, желая, чтобы он избежал ошибки. Такая «услуга» приведет к тому, что ваш отпрыск ничему не научиться, и при каждой неудачной попытке станет отказываться от начатого им дела. Неправильно и предупреждать негативные последствия, которыми может закончиться предпринятое крохой действие.

Если малыш взялся мыть пол и пролил воду из ведра, не старайтесь сгладить произошедшую ситуацию, научите кроху, как надо действовать осторожно. Похвалите ребенка, если все у него получилось хорошо. Привлекайте детей к домашним делам, совместно с ними убирайте, мойте, протирайте пыль, поливайте цветы.

Какая поддержка нужна ребенку?

Главная поддержка родителей в том, чтобы научиться доверять своему маленькому сокровищу. Попробуйте совместить свое знание о том, что он маленький, с желанием дать ему полную свободу, иначе он не сможет уйти от вашей опеки. Если постоянно следить за действиями крохи, и при этом останавливать его фразами, типа: «Не лезь туда, у тебя не получится» или «Ты не сможешь, ты еще маленький», у него действительно ничего не получится. Грамотно подвести малыша к свободе действий помогут такие слова, как: «Пробуй, сынок, у тебя все получится!» или «Будь осторожен!», «Я буду рядом, если надо помочь!».

Важен и родительский авторитет, когда он проявляется не в авторитарности, а в обучение ребенка на собственном примере. Детям младшего возраста надо не приказывать и запрещать, а показывать, как правильно, как удобно. Регулярные запреты и требования по беспрекословному подчинению вашей воле могут развить в маленьком человечке ощущение собственной беспомощности. Печально будет выглядеть картина, когда 10-летний сын не сможет даже велосипед вынести на улицу. Старайтесь привить у детей твердую веру в себя.

Как приучить к самостоятельному поведению 3-4-летнего ребенка?

Если вы хотите, чтобы 7-8-летний школьник быстро освоился в школе, ответственно подходил к учебе и содержал в порядке свои школьные принадлежности, прививайте ему инициативность и целеустремленность с малых лет. Как надо сотрудничать с малышом 3-4-х лет:

  • Постарайтесь не пресекать инициативные порывы сына или дочки. Никогда не говорите ему, что у вас получится что-то лучше, прививайте у него интерес к любому разумному действию. Например, 3-летняя дочка очень хочет вам помочь вымыть посуду, но вы понимаете, что так хорошо, как вы, она этого не сделает. Разрешите малышке «поплескаться», а потом незаметно домойте тарелки сами, и тогда в 8-10 лет вы получите умелую помощницу.


Конечно, ограждать ребенка от опасности необходимо, но во всем нужно знать меру. Ребенок не должен оглядываться на маму или папу перед тем, как что-то сделать
  • Ребенок в 3-4 года уже может сам обслуживать себя. Если надо убрать игрушки, пусть ваше сокровище это сделает. Неважно, сколько времени у него займет такое занятие, не стоит его поторапливать и помогать ему. Поощряйте желание малыша одеваться без помощи мамы или папы. Сначала он научится надевать носки, потом рубашку, а вскоре легко справиться со всеми предметами одежды. Выбор одежды по погоде делайте вместе с ребенком, подсказывая, почему надо надеть именно эту вещь.
  • Помощь родителей в некоторых делах нужна только тогда, когда малыш сам попросит о ней. Например, чадо увлеченно собирает детали конструктора, но у него не выходит точно по рисунку. Если кроха попросит помощи, окажите. Впрочем, дети пытливы и любознательны, они сами могут решить задачу, если хорошенько подумают, поэтому не торопитесь бежать ему на помощь.

Как помочь дошкольнику?

Добившись определенных успехов в младшем возрасте, вы подошли ко времени, когда ребенка пора готовить к более серьезным изменениям в его жизни, а точнее, к поступлению в школу. Очевидно, что в школе самостоятельность для ребенка очень важна. Как помочь дошкольнику:

  • Начните с небольших поручений, постепенно приучая вашего дошкольника к дисциплине. Попросите его застелить постель или покормить собаку, полить цветы или убраться в комнате.
  • Наступает время, когда необходимо немного отдалить маленького члена семьи от постоянного присутствия взрослых в его жизни. Попробуйте оставить ребенка дошкольного возраста одного дома на непродолжительное время.
  • Многие папы и мамы превращают простую поддержку детей в постоянную опеку. Излишняя опека вредна для растущего сознания, она способна подорвать у малыша веру в собственные возможности и силы, он должен сам принимать решения, особенно в дошкольном возрасте.

Обсудив все составляющие, мы получаем, что воспитание самостоятельности у ребенка – это воспитание правильного поведения родителей по отношению к своему маленькому сокровищу. Воспитание самостоятельности у детей строится на поощрении и поддержке, тогда вы действительно поможете им стать полноценной личностью, обладающей собственным мнением и умеющей отвечать за свои поступки.

Поделиться: