Как детство сказывается на человеке. Как воспитание влияет на жизнь человека? Если ваши родители внимательны к вам, вам проще создать здоровые отношения

В ряде областей превосходят правшей. Леворукие люди быстрее реагируют на ситуацию и, возможно, даже более рационально действуют. Однако эта тенденция проявляется только в отношении мужчин. Исследование способностей леворуких и праворуких женщин дало другой результат. Ученые пришли к выводу, что левши превосходят правшей в занятиях, которые требуют большой скорости реакции или использования большого количества информации.

В ходе опытов выяснилось, что леворукие демонстрируют лучшие результаты. После нескольких исследований ученые обнаружили, что причины таких результатов объясняются физиологически: у обмениваются информацией и работают лучше, чем у правшей, так как информация передается быстрее и, возможно, даже более рационально. Кроме того, у левшей оба полушария являются более симметричными и имеют большее количество связей между собой. Называя конкретные области, в которых леворукие люди опередили праворуких, ученые рассказали, что левши лучше справляются с прохождением компьютерных игр; могут без ущерба разговаривать во время вождения; являются лучшими пилотами реактивных истребителей, сообщает ABC Science Online.

Ранее ученые уже заявляли о том, что левши могут превосходить правшей по разным показателям. Так, Национальное бюро экономических исследований выяснило, что выпускники высших учебных заведений, у которых более развита левая рука, зарабатывают на 13-21% (в зависимости от продолжительности ) больше, чем их однокашники-правши. Что интересно, эта тенденция проявляется только в отношении мужчин, а леворукие и праворукие женщины демонстрируют одинаковые результаты, сообщает Washprofile.org. Специалисты из университета Святого Лаврентия опубликовали работу, в которой доказывалось, что коэффициент IQ у левшей заметно выше, чем у правшей. А британский ученый Крис Макманус в книге "Правая рука, левая рука" доказывает, что на протяжении всей человеческой истории левши добивались более высоких достижений, чем правши. Кроме того, говорят исследователи, левши чаще, чем правши, становятся высококлассными специалистами (53% против 38%) и, возможно, более склонны к занятию различными видами искусства - по крайней мере неоспорим факт, что левшей непропорционально много среди , а также некоторых категорий спортсменов (например бейсболистов, гольфистов и боксеров). Хотя большое количество талантливых левшей, возможно, может объясняться тем, что левши и правши, говоря образно, видят мир каждый со своей стороны.

Между тем, психологи из Бирмингемского университета выяснили, что для распознавания и анализа образов левши и правши задействуют противоположные полушария мозга. Если у правшей при оценке образа в целом активизируется правое полушарие мозга, а при рассматривании деталей - левое, то у левшей все обстоит в точности наоборот. Еще раньше уже было выяснено, что у левшей центры распознавания языка и, возможно, даже ориентирования в пространстве также расположены в противоположном полушарии.

По мнению специалистов, такое положение дел приводит к тому, что правши и левши воспринимают мир по-разному, передает BBC News. К числу знаменитых левшей причисляют бывших президентов США Рональда Рейгана и Билла Клинтона, революционера и государственного деятеля Фиделя Кастро, писателя Марка Твена, актеров Чарли Чаплина, Мерилин Монро, Киану Ривза, ученых Исаака Ньютона и Альберта . В настоящее время, по различным оценкам, левши составляют около 8-15% населения мира.

Что посеешь, то и пожнешь - старая пословица отражает истину, подтверждающуюся годами наблюдения за различными семьями. Воспитание и формирование личности ребенка берут на себя отец и мать, ближайшие родственники, а также воспитатели и учителя. Будущее маленького человека закладывается в детстве. Основными факторами данного процесса можно назвать обычаи семьи, уважение между родственниками, отношение к ребенку, учет его мнения и других - все это является важнейшими деталями.

Как же вести себя, чтобы не лишить дитя личностного роста? Ведь хорошо известно, что те дети, которые ощущают себя сильной личностью, уверены в себе, иначе ведут себя в обществе, быстрее достигают поставленных целей, отличаются коммуникативными способностями.

Что такое личность?

В психологии разграничивают понятие личности и индивидуальности - от многих родителей можно услышать «мой ребенок настоящая личность, он уже умеет выбирать музыку, одежду или еще что-то». На самом деле, это проявление темперамента или предпочтений. Характер, конечно, влияет на формирование и развитие личности, но не определяет ее на 100%.

Однозначно ребенок с рождения получает необходимые качества, происходит закладка трех основных групп личностных особенностей:

  • мотивационная;
  • стилевая;
  • инструментальная.

При этом последовательность их возникновения не определена, главное, чтобы они состоялись.

Организация процесса

Развитие личности в раннем детстве подразумевает два аспекта - своевременное осознание малышом того, что он является представителем реального мира, имеет свое место, а также развитие чувств, желаний, силы воли. Вторая группа определяет мотивы и устойчивость поведения.

Как понять, что ребенок уже осознает, кто он? Пронять это можно по следующим признакам:

  • В речи он в полной мере использует личные местоимения.
  • Имеет представление о том, что такое «хорошо» и «плохо», может объяснить, почему-то или иное действие относится к положительным или отрицательным, а также может принять решение, отказавшись от, например, любимого занятия, пожертвовав «хочу» в пользу благих целей и результатов. При этом его речь ясна и убедительна.
  • Кроха научился контролировать себя, поступки, желания.
  • На простом уровне может рассказать о себе, о внешности, чертах характера, переживаниях и целях - речь в этом случае также понятна.

Таким образом, полноценная личность формируется не ранее, чем в два года, а к 5-ти годам соответствует всем показателям. Далее установление происходит путем прохождения ряда возрастных кризисных периодов.

Особенности

Развитие личности в раннем возрасте подразумевает возникновение и установление механизмов личности. Они являются важными условиями обеспечения всего процесса, но кроме них, есть некоторые особенности, которые следует учитывать. Если обращать на них внимание, можно избежать ряда ошибок, которые совершает практически каждый второй родитель:

  • Эгоцентризм. Как только ребенок начинает чувствовать себя осознанным, он замечает, что все относятся к нему с особым вниманием. Соответственно, он продолжает так думать, требуя от окружающих исключительного повиновения. Он часто употребляет «я», не замечает близких или чужие потребности. Отчаявшиеся родители начинают обвинять малыша в эгоизме, хотя его поведение совершенно естественно. После 7-ми лет эгоцентризм сменяется, а ребенок начинает понимать, что он не один, надо считаться с чужим мнением.
  • Игровая деятельность - все этапы развития личности ребенка сопровождаются игрой. Особенно часто детьми используется ролевая игра, в которой они отображают действительность. У них не хватает опыта, чтобы придумать свой сюжет, поэтому они могут говорить за персонажей словами родителей, сделать вид, что курят, ругаются. Все, что видят дети, может стать игрой. По этой причине каждый родитель должен внимательно следить за своим поведением.
  • Детство начинается с неосознанного поведения, поэтому дитя сначала делает, а потом думает. С 3-х лет начинает проявляется осознанная деятельность, благодаря которой меняется последовательность. Так зарождается творческий процесс, поэтому многие дети любят рисовать, лепить или конструировать.
  • Навыки самоконтроля у детей малого возраста отсутствуют, поэтому они так не любят ждать в очередях, мириться с отказом, не могут быстро успокоиться. Родителям нельзя допускать ситуаций, когда мама говорит такую фразу «поорет и успокоится». Важно помогать детям учиться контролировать себя - в этом влияние личности родителей велико.
  • Развитие личности ребенка характеризуется расширением видов деятельности и увлечений. На этом этапе малышу необходим наставник, так как он еще многого не умеет делать. Учителем может быть родитель, который покажет весь процесс выполнения, все объяснит, обязательно похвалит. Если не получилось, кроху нельзя ругать, следует еще раз все объяснить, показать, с уверенностью убедив его, что в следующий раз все получится. Таким образом будущая личность приучается к самообразованию, стремлению развиваться, учиться. Подобные навыки необходимо привить перед тем, как идти в школу.

Факторы, влияющие на развитие личности ребенка, кроются не только в окружении взрослыми, но и сверстниками. Нахождение среди детей будет способствовать контактным навыкам, быстрому осознанию себя, а также превращению - эгоцентричная речь становится внутренней.

Что оказывает влияние?

Системно ролевая теория формирования личности ребенка по Н.М.Таланчуку включает в себя влияние окружающего мира и всего, что происходит в нем. Сначала кроха слышит, видит, потом трогает, осознает, размышляет. Разумеется, все эти мельчайшие моменты и детали являются важными пунктами, оказывающими влияние на формирование личности ребенка.

Психологические теории включают в себя:

Семейное влияние

Безусловно, семья является фундаментом процесса, имеет огромное значение для ребенка раннего возраста. Если отношения между мамой и папой положительные, ребенок видит, как все оказывают взаимную поддержку, он сам вырастет отзывчивой личностью, так как невольно будет повторять поведение родителей. Там, где постоянные скандалы, дети вырастают запуганными, они начинают врать, изворачиваться, зная, что последует за их поступками - ссора, крики, полное непонимание.

Да, бывают в хороших семьях пробелы с воспитанием - известны случаи, когда у благородных родителей вырастали воры и наркоманы. Многое в жизни зависит от врожденного темперамента и стремления ребенка. Но однозначно, что в семьях, где главенствующим инструментом воспитания является диктатура, дети вырастают с заниженной самооценкой. Там, где игнорируют детей, они рано становятся взрослыми. Гиперопека приводит к избалованности и множеству проблем. Влияние матери на формирование личности очень высоко - бесконечные страхи, будто сынок или дочка упадет, ударится, отравится и прочие безосновательные переживания приводят к созреванию человека, не способного ни трудиться, ни стараться, ни напрягаться. Таким детям удобнее ныть и ждать помощи от родителей.

Как же найти золотую середину? Существует тип правильных взаимоотношений в семье - своеобразное сотрудничество. Высокая нравственность, семейные ценности, оказание моральной поддержки, демократичный подход - вот разумные факторы развития личности ребенка, которые помогут ему стать человеком, а родители будут гордиться им. Роль семейных традиций в формировании личности неоценима.

Влияние социума

Субъекты, влияющие на развитие личности детей, встречаются с самого рождения. Сначала дети не знают, как себя вести, они искренни, а им говорят - «так нельзя», «так не делай» и т. д. Правила социума запрещают нам быть настоящими, но в этом есть плюс, иначе мир давно превратился бы в хаос, если бы каждый следовал своим желаниям, не пытался бы себя контролировать.

В детском саду ребенок сталкивается с воспитателями и другими детьми, учится мириться с правилами и порядками. Затем начинается школа, и родителям приходится делиться местом, считаясь с личностью учителя и его мнением. В подростковом периоде ребенок и вовсе ставит в приоритеты друзей, но со временем он начинает понимать, что был не прав. Все это естественно, важно, чтобы личность в огромном социуме не потерялась, а это значит, что родитель должен набраться терпения и помочь.

Влияние окружающего мира

Предпосылки формирования личности в раннем детстве начинаются с приезда из роддома домой. Внешняя среда как основа - обустраивается детская комната или уголок, заботливые родители приобретают самые красивые простыни, пеленки и одежду, не представляя, что уже формируются первые признаки личности.

Мамы поют колыбельные, а влияние музыки на развитие личности ребенка имеет существенное значение. Чтение сказок формирует основы культуры и моральные ценности. Причем существуют не просто ознакомительные сказки, а обучающие и психокоррекционные.

Роли родителей в формировании личности ребенка на этом не ограничиваются - в последствии важно организовывать просмотр нормальных фильмов, прослушивание соответствующей музыки, посещение культурных заведений, воспитанных друзей. Каждое событие, произошедшее в течение дня на глазах ребенка, оказывает влияние на формирующуюся личность.

Трудовая деятельность

Всестороннее развитие личности ребенка обязательно в любом возрасте, во многом оно требует его включения в процесс, приложения определенных сил.

Двухлеткам важно развивать творческие навыки, играть, можно завести домашнего питомца, за которым надо будет ухаживать. Раньше практически в каждом доме заводили животных, а дети учились считаться с ними, заботиться о них, соблюдать определенные правила. Сейчас традиции несколько изменились, но это не повод отказывать детям. Сюжетно-ролевые игры позволяют заметить, какую позицию выбирает малыш, лидер он или ведомый, будет ли стремиться проявить себя.

Дошкольников необходимо больше нагружать - для них уже не проблема вставать рано, чтобы пойти в садик и выполнять там задания, следовать распорядку дня. Пора вводить первые обязанности - подмести пол, вымыть посуду, застелить кровать. Влияние матери на формирование личности более весомое, чем отца, так как именно она большую часть времени находится рядом с ребенком. Перекладывать ответственность на родителя, который реже общается с ним, бессмысленно. Труд в принципе облагораживает, заставляет ценить и беречь, поэтому играет огромную роль для сложного рассматриваемого процесса.

В школе на личность влияют уже сверстники и учителя - в функции педагога входит побуждение ребенка к получению хорошей оценки, росту мотивации. При этом важно, чтобы подхалимство и ябедничество как фактор достижения успеха не стали основополагающими.

Вывод

Современные психологические теории развития личности, рассматривающие особенности психического развития, указывают на верную последовательность действий родителей, организацию сохранности жизни и благополучия ребенка, которые являются главными факторами построения будущего индивидуума. Обеспечить исключительно положительными факторами ребенка сложно, но оказать поддержку и понимание может каждый родитель. Именно мама и папа должны стать верными советчиками и опорой, только тогда малыш вырастет полноценной личностью.


Дети делают выводы из всего. ЛЮБОЕ событие, произошедшее на их глазах, становится точкой в той системе координат, что ежедневно формирует их сознание и постепенно выстраивает их собственную "дорожную карту" нашего мира.

Эта способность осмысливать любое событие помогает детям учиться и выживать.
Но если при взрослении ребенок ничего в своей карте не меняет, то устаревшая разметка неизбежно приводит его к проблемам во взрослой жизни.

Таких детских травм, которые становятся причиной отложенных во времени последствий, довольно много. Но сегодня мы поговорим о 4-х, довольно сильно отравляющих взрослую жизнь.


1. Мое Второе "Я"

Для психотерапевта пациенты, в солидном возрасте страдающие от незалеченных детских душевных травм – обычное дело. Такие люди создают "свое второе "Я".

Детьми мы нуждаемся в потоке родительской любви и опеки. Если ребенок их не получает, он старается стать таким, каким его (в его детском понимании) полюбили бы.

Хороня в себе качества, которые в детстве мешают нам получить любовь близких, мы создаем "вторых самих себя", то есть маску, которую позже наденем для окружающего мира.

Подавляя свои эмоции, мы-дети теряем связь со своим настоящим "Я", перестаем с собой ладить, потому что эмоции – часть нас, а мы их закапываем поглубже, стараясь не замечать.

С годами жить под маской у нас получается все лучше и лучше, и мы уже не хотим ее терять. Так наше второе "Я" защищает нас, удерживает любовь, заботу, признание.


С возрастом, правда, встает другая задача: научиться корректно выражать свои истинные эмоции так, чтобы и себя проявить, и не вызвать таким проявлением "огонь на себя".

2. Позиция "жертвы"

Наши потаенные мысли отражаются в том, как мы сами с собой разговариваем – либо мы себя поддерживаем, либо уничтожаем. Самоуничижение лишает нас драйва, порождает ощущение, что мы ничего в собственной жизни не способны контролировать и являемся вечными жертвами обстоятельств.

Если в детстве у нас были причины чувствовать себя жертвой, это ощущение НЕЛЬЗЯ тянуть за собой во взрослую жизнь. Надо НАУЧИТЬСЯ от него избавляться.


Даже если мы не видим выбора, он всегда есть, и состоит в том, что к самой жизни можно относиться по-разному. У нас-детей и инструментов влиять на обстоятельства, но становясь взрослыми, мы перестаем быть детьми! Надо отдавать себе отчет в том, что возможности взрослых изменить свою жизнь гораздо шире, чем иногда мы предпочитаем думать.

Иными словами, стоит менять стиль мышления и сознательно перетаскивать себя из "жертв" в "победителей". И тогда будет легче переходить от растерянности к решительным действиям.

3. Пассивная агрессия

Если ребенок воспитывается в семье, где принято открыто злиться, то в матрице сознания ребенка злость и гнев, конечно, занимают свое "почетное место". Когда мы-взрослые видим проявления откровенного гнева, мы воспитаны думать, что гнев – эмоция чрезмерная, неуместная, обществом не поощряемая, а потому она должна быть любыми способами подавлена и изжита. Но гнев можем быть эмоцией полезной.

Что происходит, если вы считаете невозможным выражать свой гнев? Если вы думаете так, то ответ вам уже знаком: ничего не происходит. Вы просто вечно злитесь. "Ну, в конце концов, злость – естественная реакция, все время от времени злятся", – говорите вы себе и продолжаете злиться. Но если задуматься, это не приносит ни решения проблем, которые можно решить, если позволить себе обнаружить свой гнев; ни понимания причин, нас разозливших. В итоге мы не выражаем прямо своих чувств, а просто становимся пассивно агрессивными от скопившегося в наших душах негатива.

4. Пассивность

Если люди, будучи детьми, не получают достаточно любви и тепла, они вырабатывают в себе способность скрывать злость и, главное – страх. Подспудно мы надеемся на то, что умение скрыть страх нелюбви избавляет нас от риска быть отвергнутым в будущем. Такой навык, выработанный в детстве, приводит людей к отторжению самих себя в зрелые годы. Задавив в себе часть эмоций, мы перестаем правильно ориентироваться в пространстве, становимся пассивными и теряем возможность применить в жизни все то, чем нас наделил Господь. Мы теряем свой природный потенциал.

Хороня свои эмоции, мы хороним свою суть. Наши детские эмоциональные травмы учат нас скрывать часть себя. Нам-детям это может помогать. Но нам-взрослым нужны наши эмоции, чтобы понять, кто мы, что нам ценно или интересно и по какой из множества дорог нам пойти, чтобы прийти к нужной нам цели.

Поделиться: