Истории детей почему их бросили мамы. Почему матери уходят из семьи и бросают своих детей? Что может помешать настройке этого тонкого механизма

Жизнь без солёной рыбки или шоколада кажется вам бессмысленной? Учёные считают, что сильная тяга к определённым продуктам говорит о нехватке в организме жизненно важных веществ.

Конечно, можно оправдывать своё неразумное пищевое поведение утверждением «если организм хочет – значит, ему надо». Но это не поможет решить проблему недостатка витаминов и микроэлементов.

Чтобы избавиться от «продуктовой зависимости», пересмотрите свой ежедневный рацион и сделайте его максимально разнообразным и полезным. Ведь дефицит определённых веществ в организме, а значит, и повышенная тяга к той или иной пище, являются следствием несбалансированного питания.

Страсть солёная, острая или пряная

Если вас тянет на конкретный продукт – определите, что вас в нём привлекает. Например, когда ощущаете непреодолимое желание съесть кусочек салями или готовы жизнь отдать за пакетик солёных фисташек, это не всегда говорит о том, что организм остро нуждается именно в колбасе или орешках. Скорее всего, ему не хватает соли.

Если непреодолимым желанием становятся лук, чеснок, пряности и приправы, как правило, может указывать на проблемы с органами дыхания.

Если хочется кисленького, это может говорить о нехватке магния. Он содержится в нежареных орехах и семечках, фруктах, стручковых и бобовых. Кроме того, острую потребность в пряностях, как правило, испытывают люди, имеющие проблемы с органами дыхания. Если человека потянуло на чеснок и лук и он мажет хлеб горчицей вместо варенья – возможно, на носу какое-то респираторное заболевание. Видимо, таким образом – с помощью фитонцидов – организм пытается защититься от инфекции.

Умеренно солите пищу и не увлекайтесь бессолевыми диетами. Согласно последним исследованиям, 1 грамм соли, если после обеда медленно рассосать её во рту, способствует хорошему пищеварению и усвоению продуктов. Разумеется, этим советом могут воспользоваться лишь те, у кого нет показаний к ограничению соли.

Страсть шоколадно-сладкая

Чаще других «шоколадоманией» страдают поклонники кофеина и те, чей мозг особенно нуждается в глюкозе. Это относится и к другим сладостям. Если вы несбалансированно питаетесь, ваш организм также будет испытывать потребность в глюкозе – как самом быстром источнике энергии. А именно шоколад отлично справляется с такой задачей.

Но учтите, что этот продукт содержит много жира, избыток которого опасен для сосудов и фигуры. Кроме того, если хочется шоколада, то это может говорить о нехватке магния. (попробуйте заменить его нежареными орехами и семечками, фруктами, стручковыми и бобовыми), хрома (брокколи, виноград, сыр, курица, телячья печень), углерода (свежие фрукты), фосфора (курица, говядина, печень, птица, рыба, яйца, молочные продукты, орехи, стручковые и бобовые), серы (клюкв, хрен, различные виды капусты), триптофана – одной из незаменимых аминокислот (сыр, печень, ягнятина, изюм, сладкий картофель, шпинат).

Особую любовь к мороженому испытывают люди с нарушениями обмена углеводов, страдающие гипогликемией или больные сахарным диабетом. Психологи видят в любви к мороженому проявление тоски по детству.

Ешьте больше овощей и круп – они богаты сложными углеводами. А в качестве десерта выбирайте сухофрукты или мёд с небольшим количеством орехов.

Страсть сырно-молочная

Сыр острый, солёный, со специями и без… Вы не можете прожить без него ни дня, его вкус сводит вас с ума – вы готовы поглощать его килограммами (во всяком случае, съедаете не менее 100 г в день). Диетологи уверяют, что сыр обожают те, кто испытывает острую потребность в кальции и фосфоре. Конечно, сыр – наиболее богатый источник этих столь необходимых и чрезвычайно полезных организму веществ, но жиры…

Попробуйте заменить сыр капустой брокколи – в ней много кальция и фосфора, а калорий почти нет. Если организм хорошо воспринимает молоко – пейте 1-2 стакана в день, а сыр ешьте понемногу (не более 50 г в день) и вместе с сырыми овощами.

Любители кисломолочных продуктов, особенно творога, – чаще всего люди, нуждающиеся в кальции. Внезапная любовь к молоку может возникнуть и из-за недостатка незаменимых аминокислот – триптофана, лизина и лейцина.

Страсть кисло-лимонная

Возможно, в вашем рационе преобладают трудноусваиваемые продукты, и организм для облегчения своей работы пытается повысить кислотность желудочного сока. Тяга к лимонам, клюкве и т.д. наблюдается и во время простудных заболеваний, когда ослабленный организм испытывает повышенную потребность в витамине С и солях калия. Тянет на кислое и тех, у кого проблемы с печенью и желчным пузырем.

Выбирайте блюда с умеренным содержанием жира и не смешивайте много продуктов в один присест. Избегайте жареной, пересоленной и чересчур острой пищи, а также той, которая прошла чрезмерную термическую обработку. Заметив неполадки с пищеварением (особенно со стороны печени и желчного пузыря), обязательно обследуйтесь у гастроэнтеролога.

Страсть копчёная

Страсть к копчёностям и им подобным деликатесам обычно одолевает тех, кто сидит на слишком строгой диете. Длительное ограничение в рационе жиросодержащих продуктов приводит к снижению уровня «хорошего» холестерина в крови, а в копчёностях предостаточное количество насыщенных жиров.

Не увлекайтесь обезжиренной пищей – выбирайте ту, в которой всё же есть немного жира. Например, покупайте йогурт, кефир или ряженку одно- или двухпроцентной жирности. Ешьте не менее столовой ложки растительного и чайной ложки сливочного масла в день, даже если сидите на строгой диете. Учёные опытным путём доказали, что быстрее худеют именно те, кто употребляет достаточное количество жиров.

Страсть хлебная

Может сигнализировать о недостатке азота. Пополните его запас продуктами с высоким содержанием белка (рыба, мясо, орехи, бобы).

Страсть жирная

Хочется жирной пищи? Возможно это симптомы нехватки кальция. Содержится в броколи, стручковых и бобовых, сыре, кунжуте.

Тянет на сливочное масло? Тяга к нему наблюдается у вегетарианцев, в чьём рационе мало жиров, и у жителей Севера, которым не хватает витамина Д.

Страсть ледяная

Хочется грызть лёд? Возможна нехватка железа. Содержится в мясе, рыбе, птице, морской капусте, зелени, черешне.

Страсть чайно-кофейная

Может говорить о нехватке фосфора (попробуйте восполнить его продуктами, в котором он содержится: курицей, говядиной, печенью, птицей, рыбой, яйцами, молочными продуктами, орехами, стручковыми и бобовыми), серы (содержится в клюкве, хрене, овощах семейства крестоцветных), натрия (содержится в морской соли, яблочном уксусе), железа (содержится в красном мясе, рыбе, птице, морской капусте, зелёных овощах, черешне).

Страсть к подгоревшей еде

Сигнал нехватки углеродов. Содержатся в свежих фруктах.

Страсть жидкая

Хочется постоянно жидкой пищи? Скорее всего, вам просто не хватает воды. Не забывайте пить 8-10 стаканов воды в день, можно с добавлением сока лимона или лайма.

Страсть к газированным напиткам оворит о недостатке кальция. Содержится в броколи, стручковых и бобовых, сыре, кунжуте.

Хочется холодных напитков? Возможно, это нехватка марганца. Содержится в грецких орехах, миндале, орехах-пеканах, голубике.

Страсть твёрдая

Хочется твёрдой пищи? Всё равно у вас нехватка воды! Организм настолько обезвозжен, что уже потерял способность ощущать жажду. Пейте не менее 8-10 стаканов воды в день, можно с добавлением сока лимона или лайма.

Страсть «экзотическая»

Краски, штукатурка, земля, мел, глина, активированный уголь… – и такое бывает! Желание пожевать всё это возникает обычно у малышей, подростков и беременных женщин. Оно указывает на дефицит кальция и витамина Д, который возникает в период интенсивного роста у детей и формирования костной системы плода во время беременности.

Часто такие жалобы характерны и для больных малокровием (анемией), вызванного дефицитом (недостатком железа в организме). Стоит налегать на молочные продукты, яйца, сливочное масло и рыбу – так можно легко исправить положение.

Теперь об отдельных «персональных» тягах:

Маслины и оливки. Такое пристрастие возможно при расстройстве функций щитовидной железы.

Бананы. Если вы теряете голову от запаха спелых бананов, обратите внимание на состояние своего сердца, значит, вам нужен калий. Любители бананов встречаются, как правило, среди тех, кто принимает мочегонные или препараты кортизона, «съедающие» калий. Банан содержит около 600 мг калия, то есть четверть суточной потребности взрослого человека. Однако эти фрукты очень калорийны. Если вы боитесь набрать вес, замените бананы томатами, белой фасолью или инжиром.

Семена подсолнечника. Желание погрызть семечки чаще всего возникает у тех, кто остро нуждается в витаминах-антиоксидантах. Это значит, что в организме много свободных радикалов – основных провокаторов преждевременного старения.

Арахис, арахисовое масло. Хочется постоянно арахиса? Это, по утверждению уёных, присуще в первую очередь жителям мегаполисов. Если вы испытываете страсть к арахису, а также к бобовым, значит, ваш организм недополучает витаминов группы В.

Дыня. В дынях много калия, кальция, фосфора, магния, а также витаминов А и С. Особую потребность в них испытывают люди со слабой нервной и сердечно-сосудистой системой. Кстати, половина средней дыни содержит не больше 100 ккал, так что лишние килограммы вам не страшны.

Морепродукты. Постоянная тяга к морепродуктам, особенно мидиям и морской капусте, наблюдается при дефиците йода. таким людям нужно покупать йодированную соль.

Жор накануне критических дней?

Скорее всего, у вас нехватка цинка. Он содержится в красном мясе (особенно, мясе внутренних органов), морепродуктах, листовых овощах, корнеплодах.

Но вот если на вас напал общий «непобедимый» жор, возможно, у вас нехватка кремния (он содержится в орехах, семечках; избегайте рафинированных крахмалистых продуктов, связывающих кремний), триптофана, аминокислоты тирозина (содержится в витаминных добавках с витамином С или в оранжевых, зелёных и красных фруктах и овощах).

Если же аппетит пропал совсем, то это говорит о недостатке витамина В1 (содержится в орехах, семечках, бобовых, печени и других внутренних органах животных), витамина В2 (содержится в тунце, палтусе, говядине, курице, индейке, свинине, семечках, бобовых и стручковых), марганца (содержится в грецких орехах, миндале, орехах-пеканах, голубике).

Хочется курить?

1.Нехватка кремния.

Содержится в орехах, семечках; избегайте рафинированных крахмалистых продуктов.

2. Нехватка тирозина (аминокислота).

Содержится в витаминных добавках с витамином С или в оранжевых, зелёных и красных фруктах и овощах.

Кроме того, непреодолимая тяга к определённым продуктам может быть сигналом каких-то нарушений функций организма. Итак, если в последнее время вас со страшной силой тянет на:

СЛАДКОЕ. Возможно, вы работаете на износ и уже подсадили нервишки. Глюкоза активно участвует в выработке гормона стресса – адреналина. Потому при нервном и умственном перенапряжении сахар расходуется быстрее, и организм постоянно требует всё новые порции.

В такой ситуации побаловать себя сладеньким не грех. Но лучше не уплетать куски сдобных тортов (в них много тяжёлых углеводов), а ограничиться шоколадом или пастилой.

СОЛЁНОЕ. Если зверем набрасываетесь на солёные огурцы-помидоры и селёдку, если пища всё время кажется недосоленной, речь может идти об обострении застарелого воспаления или появлении нового очага инфекции в организме. Практика показывает, что чаще всего эти проблемы связаны с мочеполовой системой – циститом, простатитом, воспалением придатков и т. д. Также на солёное тянет при снижении иммунитета.

КИСЛОЕ. Нередко это сигнал пониженной кислотности желудка. Такое бывает при гастритах с недостаточной секреторной функцией, когда вырабатывается мало желудочного сока. Проверить это можно с помощью гастроскопии. Также пища с кислым вкусом обладает охлаждающими, вяжущими свойствами, помогает облегчить самочувствие при простудах и повышенной температуре, возбуждает аппетит.

ГОРЬКОЕ. Возможно, это сигнал интоксикации организма после недолеченной болезни или зашлакованности пищеварительной системы. Если часто хочется чего-нибудь с горьковатым вкусом, есть смысл устроить разгрузочные дни, заняться очищающими процедурами.

ЖГУЧЕЕ. Блюдо кажется пресным, пока не опрокинете в него половину перечницы, а ноги сами ведут в мексиканский ресторан? Это может означать, что у вас «ленивый» желудок, он медленно переваривает пищу, ему для этого требуется стимул. А жгучие специи и пряности как раз стимулируют пищеварение.

Также потребность в остреньком может сигналить о нарушении липидного обмена и увеличении количества «плохого» холестерина. Острая пища разжижает кровь, способствует выведению жиров, «чистит» сосуды. Но при этом раздражает слизистую. Так что не набрасывайтесь на чили и сальсу на голодный желудок.

ВЯЖУЩЕЕ. Если вдруг нестерпимо захотелось отправить в рот горсть ягод черёмухи или не можете спокойно пройти мимо хурмы, ваши защитные силы слабеют и срочно нуждаются в подпитке. Продукты с вяжущим вкусом способствуют делению клеток кожи (помогают заживлять раны), улучшению цвета лица. Помогают остановке кровотечений (например, при миомах), выводят мокроту при бронхо-лёгочных проблемах. Но вяжущая пища сгущает кровь – это может быть опасным для людей с повышенной свёртываемостью крови и склонностью к тромбообразованию (при варикозе, гипертонии, некоторых сердечных заболеваниях).

ПРЕСНОЕ. Потребность в такой пище нередко возникает при гастрите или язве желудка с повышенной кислотностью, запорах, а также проблемах с печенью и желчным пузырем. Пресная пища слабит, помогает снимать спастические боли, успокаивает желудок. Но вот если вся еда кажется вам пресной, безвкусной, то речь может идти о форме депрессии с нарушением вкусового восприятия. Иногда нарушения ощущения вкуса бывает при нарушениях головного мозга, когда задеты вкусовые нервные рецепторы.

А вот что говорят психологи о непреодолимой тяге к продуктам. Вообще, любые вкусовые пристрастия говорят о наличии особых психологических потребностей. Тяга к острому выдает желание добавить в жизнь перцу, к жёстким продуктам – орехам, твёрдым фруктам – желание побеждать. Психологи знают, что любовь к определённой пище уходит корнями в детство или любое другое счастливое время, когда те или иные продукты ассоциировались с радостью, наградой или чувством безопасности. Поэтому в основе пищевой зависимости лежит не столько физиологическая потребность в конкретном продукте питания, сколько желание вернуть лучшие моменты жизни.

Пищевые пристрастия человека влияют на его характер – прямую взаимосвязь предпочтений в еде человека и его психического состояния выявили учёные. В частности, утверждается, что любители шоколада испытывают острый недостаток любви. В глубине души они чувствуют себя одинокими и несчастными, им не хватает жалости и внимания.

Нервные и агрессивные люди отдают предпочтение мясу, особенно говядине. Напротив, люди, предпочитающие в основном фрукты и овощи, обладают спокойным и уравновешенным характером.

Продукты животного происхождения, безусловно, несут свой особый «психологический заряд». Согласно исследованиям, колбасу и варёное мясо другим продуктам предпочитают усидчивые, прилежные и обязательные люди. Любовь к жирным продуктам выдает ревнивую натуру. Увлечённость шашлыками и копчёной колбасой говорит о романтичности, буйной фантазии и жажде путешествий. О мечтательности натуры говорит и любовь к дарам моря.

Пристрастие к молочным продуктам выдает потребность в заботе, ведь эта пища ассоциируется с молоком матери, а значит, и с периодом жизни, когда мы были защищены и окружены любовью.

Помидоры в любом виде предпочитают щедрые и демократичные люди с широкой душой. Чувствительные натуры выбирают огурцы, а тем, кому недостает отваги и решительности, – капусту и фасоль. А вот индивиды, питающиеся исключительно овощами, по мнению психологов, отличаются повышенной брезгливостью, страхом перед трудностями, уступчивостью.

Самыми здоровыми и психически уравновешенными психологи считают любителей моркови и яблок, а вот почитателей кислого, солёного и маринованного учёные причисляют к тиранам, хотя и не всегда явным.

Кстати, известно, что Иван Грозный обожал соленья и кислое молоко, Петр I предпочитал продукты с кислым вкусом, а Сталин не мог жить без молодого вина и лимонов.

Психологи считают, что люди с наличием постоянных проблем чаще всего не очень разборчивы в еде и едят достаточно часто. Уяснить для себя некоторые черты личности можно, понаблюдав за отношением человека к еде. Гурманство, как проявление гедонизма, говорит о любви к жизни, стремлении к счастью, желании жить ярко. Поэтому гурманы достаточно редко страдают депрессиями. А вот пищевой аскетизм свидетельствует о меланхоличности, депрессивности и некой апатии, ведь человек не нацелен на получение удовольствия.

Так что иногда и впрямь стоит задуматься, когда рука непроизвольно потянется в десятый раз подряд к одному и тому же продукту!

Удачи и крепкого здоровья!

Наталья Инина - преподаватель факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета.

В 2005 году окончила с отличием факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по кафедре «психология личности». Автор курсов «Психология личности», «Психология религии», «Психология веры», «Психологическое консультирование» и др. Читает курс лекций по практической психологии на курсах повышения квалификации клириков г. Москвы при Московской православной духовной академии. Разрабатывала и вела на телеканале «Спас» авторскую программу «Точка опоры» (2007-2009 гг.). Автор ряда публикаций в научных и популярных изданиях. Сфера интересов - психология личности, психология религии, психология развития, психология творчества.

Еда как маркер отношений с самим собой

Наталия Владимировна, наверное, нет людей, которые бы не любили вкусно поесть. Это значит, что каждый из нас подвержен чревоугодию?

Вовсе нет. Пища - это Божие благословение и естественная человеческая потребность. А страсть чревоугодия возникает только тогда, когда забота о питании, о своем теле становится центром жизни. Например, если человек тщательно обдумывает, что он будет есть на завтрак, обед и ужин, мысленно проигрывает в своем воображении детали меню, постоянно ходит по магазинам в поисках каких-то особенных продуктов и приправ, и это занимает львиную долю его времени, то ему стоит всерьез задуматься о чревоугодии, о том, почему им овладевает эта страсть. А если мы едим, чтобы подкрепить свой организм, восполнить свои силы, то это совершенно нормальный процесс, не имеющий отношения к чревоугодию.

Очень часто отношение к еде - это некий маркер моих отношений с самим собой, с другими людьми, с миром, равно как и отношения с телом вообще - показатель психологического здоровья, того, насколько человек находится в гармоничном состоянии. Расстройства пищевого поведения в этом смысле часто отражают внутренние душевные проблемы человека.

Возьмем всем известные болезни - анорексию (когда человек почти ничего не ест и при этом кажется себе слишком толстым) и булимию (когда человек ест все подряд без разбора и потом испытывает состояние, близкое к отравлению, а также ужасающее чувство вины и отвращения к себе).

В моей практике был случай, когда за анорексией у молодой девушки скрывалось вовсе не желание походить на стройных моделей с обложек глянцевых журналов, а колоссальное недоверие к миру и страх перед людьми. Ее мать была женщиной чрезвычайно властной и контролирующей. Она постоянно следила, что читает, во что одевается и с кем дружит ее дочь. Девушка отреагировала деструктивным образом - просто перестав есть (к моменту начала терапии она питалась одними семечками и леденцами). Очевидно, что нездоровое отношение к еде было лишь способом отгородиться от мира, а реальной причиной страданий девушки было тяжелейшее душевное состояние, напряжение, тревога, недоверие к людям и страх перед жизнью.

Другая моя клиентка, страдавшая булимией, таким способом решала проблему глубинной неудовлетворенности собой и одновременного желания быть в центре событий. Она была властной и темпераментной женщиной, манипулировала всеми своими близкими, а их у нее было немало: родители, брат, сестры, муж, двое детей. И всеми она пыталась управлять, требовала, чтобы все перед ней отчитывались, но при этом постоянно жаловалась на близких, которые, по ее словам, без нее не могут справиться.

К сожалению, сильное желание властвовать и управлять встречается часто. В действительности за этим желанием может скрываться глубинный страх и тревога, порождающие такое властное контролирующее поведение.

Еще одним искажением нормального отношения к еде является чрезмерная зацикленность на своем здоровье. Сейчас, например, в моде здоровый образ жизни. О нем много говорят, пишут, проводят различные семинары, составляют программы, помогающие похудеть, сторонники здорового образа жизни объединяются в клубы и группы поддержки. И всё сводится к тому, какое количество белков, жиров, углеводов человек потребляет, как это сказывается на его физическом самочувствии, на его уровне сахара.

Забота о своем здоровье естественна, но если речь идет не о лечении от тяжелой болезни, а о профилактике, то вряд ли у человека это может занимать больше 10-15 процентов времени от всех его забот. Например, есть у меня очень симпатичные коллеги, которые, заботясь о себе, приносят с собой на работу коробочку гречневой каши и в обеденный перерыв не идут в столовую, а съедают свою кашу, но в остальное время они даже не вспоминают об этой коробочке, а заняты делом. Замечательно!

А если у человека, увлеченного здоровым образом жизни, правильным питанием, есть серьезные нерешенные внутренние проблемы, он зацикливается на этой теме, начинает высчитывать калории, строить графики на каждый день и час - всего себя посвящает здоровому образу жизни. Всё переворачивается с ног на голову: не здоровый образ жизни для человека, а человек для здорового образа жизни, не тело обслуживает меня, а я обслуживаю тело. И это как раз и толкает нас к страсти чревоугодия.

- Как же можно найти выход из подобных состояний?

Поскольку реальная проблема человека в такой ситуации заключается не в еде как таковой, а в его душевном состоянии, в глубокой потере связи с самим собой, со своей жизнью, очень часто - в нелюбви к себе и страхе перед жизнью, то имеет смысл не фиксироваться на проблеме еды, а решать более глубокие экзистенциальные задачи, относящиеся к жизни, чувствам, целям, смыслам, переживаниям, к трудностям, которые стоят на пути. Тогда постепенно тема еды перестает быть значимой - еда начинает занимать то место, которое и должна, а должна она просто обслуживать наше тело.

Помочь в этом человеку может хороший психотерапевт. Это не значит, что он подменяет священника. Психотерапевт не борется со страстями - у него другая задача, другой язык, другая терминология. Он призван помочь человеку расчистить «психологические завалы» для того, чтобы они не мешали духовному развитию личности.

Духовные усилия, духовное восхождение человека должны подкрепляться психологическим здоровьем. Бывает, люди годами на исповеди перечисляют одни и те же грехи, которые не удается преодолеть усилием воли, самодисциплиной или включением здравого смысла. Конечно, в этом случае надо разобраться в причинах, и нередко бывает, что эти причины как раз находятся в плоскости психологии: например, это может быть тревожность, страх, отсутствие контакта с собой. Пока мы не обеспечиваем условия, при которых человек начинает осознавать себя, слышать себя, быть внимательным к себе (в чем и помогает психотерапевт), бесполезно работать со всей множественностью проблем.

Спусковой механизм страстей

- Почему страсть чревоугодия считалась святыми отцами первой из восьми страстей?

Первая - не значит самая важная (самая главная, как мы помним, это гордость). Чревоугодие - это своего рода дверь для страстей. Когда мы ее открываем, в душу входят и остальные страсти.

Вспомним, что первое искушение Христа, когда он постился в пустыне сорок дней, было связано с едой. Дьявол предлагал Христу превратить камни в хлеба и вкусить их, утолив свой голод, и мы помним, что отвечает Христос: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Более того, первое искушение в раю также было связано с вкушением пищи. Грех вошел в человека, в его естество, когда Адам вкусил яблоко с древа познания добра и зла, находящееся в центре рая. Что есть «зло» и что есть «добро», определяет Бог, а человек принимает это знание, данное ему Господом, в смирении и послушании. Речь не о подчинении, речь о доверии, ибо только во взаимном доверии возможно подлинное послушание. Послушание Адама, не вкушающего с древа познания добра и зла - это акт доверия и любви к Богу, к своему Творцу.

Однако если человек нарушает то единство целомудрия, доверия и любви, которые пронизывали отношения первочеловека и его Творца до грехопадения, в его душе зарождается сомнение, происходит лукавая подтасовка, в которой запретный плод превращается в вожделенное благо. Обман откроется, но будет поздно. Вся жизнь падшего человечества - это попытка вернуться к Богу, преодолеть этот страшный разрыв.

Что происходит сразу после грехопадения? Естественно, обнаруживается, что никакого вожделенного блага, которого так ждали, нет, человек терпит фиаско, и это порождает страх, тревогу и бегство. Можно сказать, что в этот момент начинается та самая психология - психология падшего человека - с которой нам как психологам приходится иметь дело.

Возникает страх перед будущим, сомнения в себе, в своих возможностях, недоверие в отношении других, попытка властью заменить веру, попытка богатством заменить любовь и так далее и тому подобное. Страсть возобладала над человеком только потому, что он не противостоял вожделению, не был до конца верен своему Творцу.

Еда - самое простое, самое очевидное, самое естественное, что всегда перед нами. Сама по себе еда, вкушение пищи еще не страсть, но может ею стать, если мы теряем связь с Богом, утрачиваем верность Ему, поддаемся ложным вожделениям, миражам, которые обещают нам удовольствие, но всегда лгут. Именно поэтому святые отцы говорят, что чревоугодие - это спусковой механизм, запускающий в действие все остальные страсти.

- А каким образом работает этот спусковой механизм?

- Возьмем для примера страсть, свойственную многим - тщеславие, высокомерие. Как она связана с чревоугодием? Ребенок просит: «Хочу вот эту хрустящую горбушку» или «Хочу вот эту самую поджаристую куриную ножку…». В общем, кусочек повкуснее и побольше. Знакомая всем картина! Такое эгоцентричное желание: лучшее - мне. В детстве оно невинно, но часто и повзрослев, человек относится к себе, любимому, так же - мне, мне, мне.

Если чревоугодие овладело нами, если эта первая дверь в душу человека открыта, то войдут и другие страсти - и скупость, и сребролюбие, и уныние. Я бы не рискнула это с уверенностью утверждать (хотя мне как психологу это понятно), если бы не читала это у многих святых отцов Церкви. Да и с психологической точки зрения это абсолютно верно, ведь подчинение себя страсти с неизбежностью приведет к потере самого себя, а следовательно к тревоге, которая заставит человека копить деньги, экономить, даже если в этом нет необходимости, не делиться с ближним из-за страха перед завтрашним днем, к недостатку веры, к страху перед жизнью, толкающим в депрессию, уныние.

Вообще, я убеждена, что за любой страстью стоит глубинный страх, недоверие, тревога, желание чем-то запастись или как-то еще подстраховаться, а глобально это потеря связи с бытием, способности любить и доверять не только Богу и людям, но и самому себе.

- Как выглядит здоровое отношение к еде в повседневной жизни?

- Я бы сказала, что здоровым примером отношения к еде можно назвать монастырскую трапезу: в монастырях обычно едят простую пищу небольшими порциями, из-за стола встают быстро.

Мне рассказывали про трапезу на Афоне. Времени, которое отводится на трапезу, хватает только на то, чтобы успеть съесть то, что подают к столу. Нет возможности ни поговорить с соседом, ни посмаковать еду. Быстро подкрепились и разошлись - каждый вернулся к своему послушанию. Вот это нормальное отношение к еде: она подкрепляет тело, а не подчиняет человека себе.

- Но ведь в монастырях по праздникам на столах стоит обильная и вкусная еда…

- Верно, но праздничная трапеза никогда не посвящена еде. Это совместное бытие, в котором мы радуемся друг другу. Если это разговение, радуемся Богу, вкушаем пищу с благодарностью, с любовью, трепетно. При этом видим друг друга, чувствуем радость другого. И тогда трапеза становится радостью, продолжением Тайной вечери.

То же самое можно сказать в отношении традиции хлебосольства, гостеприимства. Гостеприимство - добродетель, потому что я угощаю гостя. Не для себя я пироги пеку, а для гостя стараюсь, последний кусок отдать ему готова. И вот тогда как раз еда превращается из проклятия в благо.

Однако когда люди собираются за общим столом не для того, чтобы увидеть друг друга, порадоваться встрече, пообщаться, а только для того, чтобы вкусно поесть, насладиться кулинарными изысками, то что происходит дальше? Либо ссоры, конфликты, драки, либо неприличные фантазии, флирт, блуд, это уж зависит от степени испорченности. Человек опрокидывается в свою плоть, в похоти, в инстинкты.

Преодолеть вожделение можно только верой и волей, принять решение, проявить самодисциплину, понять, к каким последствиям это приведет, если не остановить себя. Совершить этот акт, сказать себе «стоп» помогает, конечно, не тело, а разум.

“Анестезия” сексуальной зависимости

- Блуд - такая же по своей природе страсть, как и чревоугодие, у нее похожий механизм развития?

Разница есть, она, главным образом, заключается в последствиях страсти. Чревоугодник вредит только себе. Чревоугодие - это отношения с самим собой. А блудом наносят вред не только себе, но и другому.

Но давайте посмотрим на страсть блуда внимательнее. Очень часто одна проблема имеет в действительности совершенно другие корни. Например, родители жалуются на плохое поведение ребенка, а оказывается, что они сами не дают ему шагу ступить. Человек жалуется на несправедливое к себе отношение, но выясняется, что он сам относится к окружающим без должного внимания. И за страстью блуда, когда начинается практическая работа, часто тоже обнаруживаются иные основания, нарушения, проблемы.

Если говорить о сексуальной зависимости, то в ней есть и экзистенциальные духовные компоненты, такие как глубинный неосознаваемый страх смерти, вытесняемое чувство внутренней опустошенности, глубинное одиночество. Но могут быть проблемы и иного рода - детские травмы, пережитое в юном возрасте сексуальное насилие, деструктивные, патологические отношения в родительской семье. В результате человек «кидается» в сексуальную зависимость в поисках «анестезии», квазиутешения, однако никакого утешения он, естественно, не находит, а проваливается в зависимость все глубже и глубже, теряя здоровые ориентиры жизни.

Страсть блуда - более фундаментальная проблема, чем просто сексуальная зависимость, и она в огромной степени связана с духовной сферой личности. Если обратиться к этимологии, то «блуд» и «блуждание» - однокоренные слова, и они близки по значению. Это некий уход, иногда поиск, но ложной цели. Человек блуждает в поисках чего-то, его душа мятется, ищет, но ищет не там, где лежит нечто ценное, важное.

Это касается и других страстей. Задача страсти в том, чтобы пленить всего человека, все его уровни: и телесный, и душевный, но прежде всего - духовный уровень, ведь именно он определяет связь человека с Богом. Поэтому борьба со страстью - это не просто борьба с блудным помыслом, к чему обычно сводится обывательское представление об аскетике. Это борьба за человека, за развитие его личности, в христианском понимании - за его спасение.

Поэтому задача психолога состоит не просто в том, чтобы дать средство противостояния, а в том, чтобы направить человека в сторону раскрытия лучших свойств его души, в сторону принятия себя, чтобы в результате этого самораскрытия был побежден и блудный помысел.

В подростковом возрасте у человека происходит гормональный взрыв. Как помочь подростку преодолеть блудные желания? Стоит ли откровенно обсуждать с ним эти деликатные темы?

Да, в подростковом возрасте ребенок в короткий срок переживает то, что физиологи называют «гормональной бурей». Перестраивается организм, меняется внешность, возникают новые, часто ошеломляющие взрослеющего ребенка проблемы. Он оказывается, по словам Толстого, в «пустыне отрочества», когда прежние опоры в виде семьи и школы расшатываются, а новые еще не сформированы, и одновременно попадает в зону опасностей, связанных в том числе с половой сферой.

Но за внешними признаками, как я уже говорила, могут быть и иные проблемы. Главная из них - это разрыв, внутренний конфликт между «хочу» и «должен», то есть между желаниями и разумом. За этим глобальным несоответствием есть и неуверенность в себе, и страх, и одиночество, и многие другие типично подростковые проблемы.

Задача и психолога, и родителей - помочь в прохождении этого периода. Надо еще не забывать крайне негативное воздействие массовой культуры, которая пороки превратила в доблести. Поэтому родителям надо быть начеку, попытаться стать своим детям друзьями и помочь пройти над пропастью, не провалиться в нее.

Я считаю, что табуированных тем в разговоре между родителями и детьми нет - другое дело, как, с какой интонацией, каким языком разговаривать. Напомню слова Маршака, который на вопрос, как надо писать книги для детей, ответил: «Точно так же, как для взрослых, только значительно лучше!».

Родители должны позаботиться, во-первых, о формировании доверия между ними и ребенком, а во-вторых, о своей готовности разговаривать с ребенком на любые темы, в том числе темы близких, интимных отношений. Не секрет, что многие родители тратят на общение со своими детьми минимальное количество времени, и часто сводят это общение к окрикам, требованиям, упрекам.

Мне заполнился один случай. Ко мне пришел юноша лет шестнадцати. В разговоре он признался: «Я себя чувствую ужасно, потому что я в нашем классе единственный девственник!». Я узнала, что он ни с кем в семье не мог поговорить об этом, поскольку там не принято было говорить по душам. А парня мучил этот вопрос, он чувствовал себя неуверенно, одиноко, считал, что он изгой. Именно эти вещи волновали его, а не сексуальные переживания. Он считал, что раз он не такой, как все, значит, он хуже.

Я сказала ему: «Я очень благодарна тебе, что ты решился поговорить со мной об этом. Я не могу требовать от тебя, чтобы ты оставался целомудренным. Я могу только сказать, что думаю об этом, исходя из своего жизненного и профессионального опыта. Ты, конечно, волен последовать примеру своих приятелей (кстати, не факт, что все они лишились девственности, это может быть и бравада). Но я знаю, что если ты сделаешь это только ради того, чтобы не отстать от друзей, то ты на всю жизнь запомнишь этот первый опыт как что-то очень далекое от того прекрасного, что называют любовью. А вот когда ты встретишь девушку, в которую влюбишься, и ваша любовь будет взаимна, и вы решите пожениться, потому что не сможете ни дня прожить друг без друга, вот тогда ваша близость будет частью той огромной любви, что заполнит ваши сердца и принесет вам обоим настоящее счастье!».

Так получилось, что через несколько лет мы встретились опять, и оказалось, что ему тогда удалось воздержаться от соблазнов. Он действительно встретил свою любовь, и они поженились. Я не спрашивала о том, сбылись ли мои прогнозы, но глядя на него, я понимала, что передо мной счастливый молодой мужчина, любящий и любимый.

Резюмируя свою мысль, я бы сказала, что во всем нужна мера и здравый смысл. Любые крайности всегда плохи. На мой взгляд, говорить с подростками о сексе свободно и «по-взрослому» - это неадекватность, поскольку тема эта и для взрослого деликатна, а уж подросток крайне раним, чувства его обострены и уязвимы. Такие разговоры требуют уважительности, осторожности, чуткости. Но и не говорить совсем тоже неверно. Это, как правило, связано с родительским нежеланием брать на себя ношу ответственности, тратить свои душевные силы.

Эрос – первая ступенька, а блуд – первое препятствие

Многим неверующим людям интуитивно понятна греховность воровства или, к примеру, супружеской измены, но непонятно церковное отношение к сексуальным отношениям вне брака. Почему блуд - это грех?

Я бы расширила этот вопрос: как объяснить нецерковному человеку, что грех разрушает целостность? Разве это касается только блудной страсти? А представление о целях и смыслах жизни? А как объяснить нецерковному человеку, что такое спасение или бессмертие души? Между этими понятиями и секулярным сознанием пропасть, которую, как сказано в Евангелии, человеку пройти невозможно, - только Богу всё возможно. Христос и пришел, чтобы перевести нас через эту пропасть, а каждый из нас, в меру подражания Христу, может помочь это сделать другому.

Но общего универсального ответа на частное и каждый раз уникальное вопрошание дать, на мой взгляд, нельзя. Для того и существует такая наука - психология, чтобы помочь найти конкретный ответ на данный вопрос, и опять же не в самой общей форме, а в форме конкретной.

Действительно, в секулярном обществе считается, что нет ничего опасного в блудных связях, что это некая «разрядка», «снятие напряжения» и вообще «полезно для здоровья» (об этом, кстати, часто говорят врачи-урологи или врачи-гинекологи, консультируя своих пациентов). Что тут скажешь? Если провести некую аналогию, то согласно этой логике в регулярной выпивке нет ничего плохого - это снятие стресса, разрядка, профилактика атеросклероза.

Подобного рода аргументы могут казаться убедительными до той поры, пока мы не обратимся к статистике смертей, разрушенных семей, деградации и психических болезней миллионов наших соотечественников, идущих этим путем. Возвращаясь к нашей теме - за эйфорией от случайных связей может стоять зависимость, подчиненность всего внутреннего мира человека этой навязчивой страсти, и это с неизбежностью приведет к растрате себя, потери целостности, в конечном итоге - полной деградации личности как Божьего замысла.

Человек живет как бы в двух мирах. С одной стороны - в горизонтальной плоскости, и в этом плане мы говорим о той психологии, которая напрямую может быть не связана с духовными вопросами, то есть о мотивах, потребностях, социальных ролях, эмоциях, аффектах и т.д. Но есть и вертикальное измерение. Именно об этом измерении выдающийся психолог Виктор Франкл говорил как о духовном пространстве человека, в котором он действительно становится самим собой в полном смысле слова. Это пространство личности, пространство нравственных выборов, высоких поступков, опыт преодоления своих эгоцентрических желаний.

Иными словами, в человеке все время идет борьба между обыденным и возвышенным, эгоцентрическим и альтруистическим, между комфортом и личностным усилием, в конечном счете - это столкновение профанного и сакрального в человеческой душе.

Задача психолога - не выступать в роли советчика и тем более судьи, а создать такие условия, чтобы человек мог подняться над собой, над своим эго, возрасти духовно.

Вот здесь-то и начинается психология! Если человек не осознает своего подлинного намерения, то он не может оценить с духовной, нравственной точки зрения, зло это или добро. Он найдет разнообразные самооправдания, сам себя запутает до такой степени, что начнет выдавать добро за зло и наоборот, то есть потеряет связь с духовной реальностью своего бытия.

Что касается методов борьбы с блудной страстью, то есть средства «против», а есть средства «за». Как правило, средства «против», такие, например, как клятвы, запреты, значительно слабее, нежели средства «за» - идеалы, цели, ценности. Самым высоким является любовь, которая ставит все на свои места.

«Любовь всему научит», - любил говорить протоиерей Борис Ничипоров, отвечая на модный в девяностые годы вопрос о сексуальной совместимости. Любовь понимается в нескольких ипостасях - эрос (единоплотие), филос (единодушие) и агапе (единодуховность). Эти три ипостаси составляют одно целое!

Но в блуде эрос отделяется и начинает играть разрушительную роль и, что, может быть, еще хуже, он берет на себя роль главенства в любви. Эрос, как ни странно, в этом случае оскопляет любовь, вместо того, чтобы ее дополнять, точнее, являть через себя ее полноту. Не говоря о том, что эрос, будучи самовластным, низводит другого человека до простого средства, орудия, «партнера».

Приведу слова Виктора Франкла: «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сущности его личности. Никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его». Эрос - это первая ступенька на пути к полноте любви, а блуд - первое препятствие.

Приветствую вас на страницах блога! Тема нашего сегодняшнего общения довольно деликатная. Мы попробуем вместе разобраться, есть ли у каждого из нас не просто проблемы с рационом питания, а сильная, болезненная тяга к пище.

Признаваться в том, что обнаружили у себя симптомы «пищевой наркомании», непросто. Но без такой искренности, хотя бы с самим собой, проблему не решить.

Считается, что не менее трети населения планеты на сегодняшний день подвержены пагубному пристрастию к пище, которое требует лечения зависимости от еды. Мы обрастаем жиром, засоряем сосуды, приобретаем длинный список болезней. И все оттого, что едим не тогда, когда ощущаем голод, а по привычке или «от безделья», либо, осознанно или нет, добываем из продуктов гормоны удовольствия.

Подчас источники проблемы глубже, чем нам видится. И чтобы преодолеть ее, нужно детально разобраться в физиологических и психологических причинах этой привязанности. Перечислим основные:

  • Генетические нарушения, провоцирующие нехватку дофамина - гормона хорошего настроения;
  • Гормональные сбои, слабая выработка лептина, гормона, снижающего аппетит;
  • Пища действует на вкусовые рецепторы, а они передают сигналы мозгу, в центр удовольствия. Повторяющиеся позитивные эмоции формируют потребность в них;
  • Стрессы, которые «заедаем»;
  • Перекосы в питании в сторону фаст-фуда, сладостей, кондитерских изделий, к которым быстро наступает привыкание, перерастающее в болезнь;
  • Жесткие диеты, после которых нередко случаются срывы с навязчивыми мыслями о «недоеденных» вкусностях.

«Мертвая» еда, вызывающая привыкание

Хуже всего, что неестественная тяга к поглощению больших объемов пищи касается, прежде всего, вредной пищи. Ладно бы, мы навязчиво жевали морковку или не расставались с пучком зеленого лучка. Хотя, и тут перебор не на пользу, но не настолько вреден, чем неумеренное поглощение гамбургеров.

Диетологи условно выделяют три вида пищи, доставляющей нашему организму наибольший вред. Она же, увы, и самая «привязчивая», именно от нее быстрее всего формируется зависимость.

К первой группе продуктов относятся «чистые» сладости: конфеты, мороженое, шоколад.

Вторая категория - хлебобулочные изделия и печенье, насыщенные быстрыми углеводами. Именно потому, что они быстро всасываются в кровь, происходит всплеск чувства насыщения, но очень скоро он заканчивается, и организм требует очередную партию энергетической и эмоциональной подпитки.

Блюда из продуктов с большим содержанием жира отнесены к третьей группе.

Есть еще и четвертая, в которую вошли пищевые «извращения», содержащие все вышеназванные вредности. Это торты, эклеры, гамбургеры и прочие «деликатесы», еще и обильно сдобренные усилителями вкуса, накрепко приковывающими их к «гурманам».

Статьи в тему:

Вероятные угрозы

Последствиями неконтролируемого аппетита могут стать различные нарушения деятельности внутренних органов и систем вплоть до серьезных заболеваний, таких как:

  • Сахарный диабет;
  • Онкологические патологии;
  • Сбои в деятельности ЖКТ;
  • Ожирение;
  • и ряд других осложнений.

Бывает ли подобная зависимость у детей?

Пока наши детки растут, мы порой стараемся кормить их по максимуму. Не подозревая, что создаем почву для зависимости от еды у ребенка.

В одной знакомой семье родители настоятельно требовали, чтобы девочка все обязательно ела с хлебом, включая макароны, мясо и прочую плохо сочетаемую с главным продуктом пищу. Послушная малышка так и делала, и поначалу умиляла всех приятными округлостями. Но потом она выросла. В школе, а потом и на работе возникли проблемы общения, поскольку, сами догадываетесь, как называется за глаза юная дева 60-го размера, как к ней относятся окружающие. В лучшем случае, с сочувствием. Теперь она далеко не юна, но по-прежнему очень одинока. Тем более, что любящих родителей уже рядом нет.

Повторяя поговорку: «Ложечку - за маму, ложечку - за папу», вспоминайте иногда об этой реально несчастной женщине, которая сейчас отчаянно борется с ожирением, но рука предательски тянется за очередным бутербродом…

Часто причинами проблемы становится занятость родителей, отсутствие времени на общение с детьми, а то и недостаток эмоциональной близости. Мама пытается компенсировать этот дефицит вкусностями типа чипсов, чупа-чупсами, а все это очень вредно для неокрепшего организма и моментально дает реакцию привыкания.

Ставим «диагноз» самостоятельно

Вообще-то определить, есть ли у нас болезненное влечение, совсем несложно. Есть перечень определенных вопросов и утверждений, описаний ситуаций, вместе составляющих тест на зависимость от еды.

Ответьте на них искренне и сделайте вывод.

Надеюсь, у вас, мои дорогие читатели, больше отрицательных ответов. Если дело состоит наоборот, то это повод серьезно задуматься, а заодно прочитать вот эту небольшую подборку моих статей про основы здорового питания.

Статьи в тему:

Как справиться с проблемой?

Допустим, вы честно признались себе: да, есть все или большинство из этих признаков неблагополучия. Это уже полшага к победе. Двигаясь дальше, необходимо определиться, как избавиться от этой напасти.

Самое простое - это провести подробную ревизию своего рациона, особо выделив самые вредные его компоненты. Подумайте, чем их можно заменить. Для начала, если не получается полностью отказаться от пончиков и пирожных, хотя бы урежьте дневную дозу. И возьмите за правило лакомиться ими лишь в первой половине дня, но никак не вечером. В статье я подробно рассматривала данный вопрос. Поэтому не поленитесь и перейдите по ссылке, чтобы прочитать и знать эти продукты «в лицо».

Колбасу, сосиски, пельмени и прочие полуфабрикаты и суррогаты замените обычным куском мяса - и полезнее, и калорий меньше, и тоже вкусно, наконец.

Что делать с любимыми сладостями? Заменить кондитерские изделия натуральными продуктами, богатыми глюкозой: фруктами (свежими и сухофруктами), медом. Подойдет и качественный шоколад, в небольших дозах.

Очень хороши каши, любые блюда из овощей и зелени, орехи, кисломолочные продукты. Если их правильно готовить и комбинировать, будет вполне аппетитно, и в то же время не слишком «навязчиво». Хотя, привычка к еде именно здоровой тоже со временем вырабатывается, но это уже весьма полезный навык.

Есть и еще один эффективный прием борьбы с привычками - это их вытеснение, замена другими. Выше только что я сказала о приобретении тяги к иному «наркотику» - полезной пище. Но ведь можно и заняться каким-то интересным делом, например, научиться вязать, вышивать, плести корзинки, писать статьи. Или хотя бы читать увлекательные книги. Это реально затягивает, заставляет на какое-то время забыть о полдниках и ужинах.

Идеальный вариант, как преодолеть пагубную страсть - постоянные походы в спортзал. Тут получаем «три в одном» - мышцы тонизируем, вес сгоняем, да и от перекусов отвлекаемся. Плюс бонусы - отличное самочувствие и настроение.

То, что доктор прописал

Но, даже прилагая героические усилия, мы не всегда способны справиться с проблемой самостоятельно. Не стоит отчаиваться. В этом случае просто необходимо воспользоваться помощью специалистов. Обычно это диетолог и психолог, которым нужно подробно рассказать о признаках зависимости от еды, которые вы у себя отметили.

Диетолог наверняка даст конкретные советы по сбалансированности питания. Порекомендует включать в меню больше продуктов, богатых клетчаткой, таких как каш, овощей, фруктов, зелени, бобовых. Пить больше чистой воды, без подсластителей и красителей, без иных добавок и газа.

Психолог научит радоваться жизни без пищевых «подпиток». Чаще всего сеансы проводятся в группах, вполне возможно, там вы найдете новых друзей, вместе будет проще справляться с ситуацией.

В отдельных случаях присоединяется и медикаментозное лечение. Но главное в алгоритме «перевоспитания» - это поддержка близких. Ведь продукты-провокаторы лучше всего полностью убрать из обихода. Значит, в процесс отвыкания будут втянуты и члены семьи. А он непрост и довольно длителен, может сопровождаться срывами, в том числе, и нервными.

Любая зависимость - это несвобода. Но отказываться от нее бывает сложно, особенно, если проблема застарелая, «хроническая».

Я искренне желаю вам всем, дорогие друзья, освобождаться от вредных привычек и учиться испытывать радостные эмоции от общения с друзьями, добрыми книгами, от путешествий и полезных хобби.

Улыбайтесь, господа! До новых встреч!

Кукушка — птица, которая подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц. Часто так называют в просторечии женщин, которые оставили своих детей на попечение родственников, друзей или просто бросили. Большинство считает, что поступают так только выходцы из социально неблагополучных, маргинальных слоев, которые сами не росли в нормальных условиях. Но меж тем и во вполне благополучных семьях появляются кукушки. Хотя внешне все приличия вроде бы соблюдены.

Жанна — выпускница эстрадно-джазового факультета. Петь хотела всегда, уже на втором курсе появилась своя группа, гастроли, поездки, ночные клубы. Часто влюблялась. На четвертом курсе объектом ее страсти стал гитарист группы по имени Иван. По словам Жанны, он такой сильной любви к ней не питал. Однако Жанне хотелось, чтобы все было так, как она себе это видела — свадьба, «они жили долго и счастливо», совместное творчество. Со свадьбой получилось. Ей казалось естественным сразу завести ребенка. Отец из него был так себе: часто уходил по ночам, объясняя отлучки работой (отчасти, может быть, так и было), Жанна рвалась за ним, ребенка оставляла на мать. На шестом году жизни маленькой Нади брак их дал трещину. «Ну конечно! — сказала мать Жанны. — С чего ему быть хорошим мужем? Ни нормального дома, да и что такое одна дочка? Ты бы ему мальчика родила…» И Жанна родила. Иван поначалу стал проявлять больше интереса к детям. Но проблемы супругов никуда не исчезли. Наоборот, они все усугублялись. Не выдержали оба — каждый стал изменять, появились фактически другие семьи. И ни одной из новых семей маленькие дети не были нужны. Родителей им заменили бабка с дедом. А Жанна приезжает по выходным, да и то когда не поёт.

Большинство людей, которые сталкиваются с таким поведением женщины, как правило, осуждают ее. Но у каждого явления есть свои причины — только ли это бессердечие и бесхарактерность матери детей? Попробуем проанализировать, почему женщины бросают детей.

В истории есть два мотива, характерных для подобных историй. Первый «тревожный сигнал» — замужество, чьим инициатором выступает женщина.

Она сконцентрирована на завоевании мужчины, она стремится привязать его к себе всеми способами. И все ее поведение проникнуто одним стремлением — доказать ему, что она ему нужна. В итоге дети из желанного матерью объекта превращаются в средство.

Что интересно, в семьях, где родители рано разводятся и ребенок остается с матерью, таких сценариев почти не возникает. «Сценарий кукушки» включается тогда, когда муж рядом, но остается не привязанным душой и телом к семье. Он как бы постоянная вершина, которую надо завоевывать, закрытая дверь, к которой постоянно надо подбирать ключи. Таким образом он держит фокус внимания на своей персоне — иначе для чего бы он позволил себя «окольцевать»? Часто недостаточно зрелые внутренне мужчины такого типа предпочитают, чтобы их выбирали. Ведь с одной стороны, они львиную долю ответственности могут потом переложить на женщину (это же была ее инициатива!), с другой — они могут с помощью своей недостаточной открытости и внутренней «недоступности» удовлетворять нарциссическое стремление постоянно быть центром внимания другого человека. Они оттягивают на себя силы женщины и тем самым способствуют тому, чтобы дети были заброшены.

Женщина, уверенная в том, что муж выбрал ее осознанно, после рождения ребенка погружается в материнские переживания, которые закладывают основу ее будущей привязанности к ребенку. И даже если недостаток внимания супруга вызывает конфликты в семье, проблемы в целом преодолимы.

Здесь же ситуация иная: «вечно недоступный» муж фактически не дает матери сконцентрироваться на ребенке, постоянно провоцируя ее на ревность, переживания, то есть оттягивая всячески на себя эмоции женщины. Она же в свою очередь чувствует, что муж — слабое звено в ее жизни, что он так и не убежден в ее нужности. Меж тем ребенка можно отложить «на потом» — ведь в своей необходимости ребенку мать может не сомневаться! И связь между ними становится все более условной. Особенно когда место матери занимает бабушка — и это второй важный фактор «сценария кукушки».

Елена, 35 лет, растет дочка 11 лет. Дочь живет с бабушкой и дедом, в той же квартире еще живет младшая сестра Елены со своей семьей. Рассказ Елены: «Мама всегда знала, как лучше, что и как следует делать. Когда мы поженились с первым мужем и родилась дочь, мать постоянно вмешивалась со своими советами, критиковала, а когда я отказывалась вести себя так, как ей казалось правильным, она устраивала сцены. В особенности это касалось воспитания дочери. Мать постоянно считала, что я «не понимаю», «не смогу», «не справлюсь». И в итоге я просто устала с ней воевать. Может быть, я и слабохарактерная, однако мне проще выслушивать упреки раз в неделю, когда я приезжаю повидаться с дочерью, чем каждый день. К тому же в доме есть еще один ребенок — ей есть с кем играть, а я зарабатываю без помех на ее содержание».

Сильная, властная мать, даже если она не упрекает, а просто постоянно беспокоится о дочери и постоянно норовит подставить плечо, — тоже фактор риска. Это ведь целое умение — помочь своему ребенку стать взрослым, а для того чтобы это случилось, нужно суметь отпустить его делать свои ошибки, нести ответственность и справляться с неудачами. Те мамы, которые плохо понимают это, как правило, развивают у дочерей ощущение, что всегда за спиной кто-то есть, всегда есть, на кого переложить ответственность. А потому можно не взрослеть. Чтобы материнский инстинкт включился у дочери, его надо освободить от давления инстинкта матери.

Часто приходилось наблюдать ситуации, когда женщины в присутствии таких вот властных матерей хоть и не бросали своих детей, но при этом не могли наладить с ними отношения. Не имели авторитета в глазах детей, не могли ничего детям объяснить. Ребенок чувствует, что его собственная мама воспринимается кем-то более сильным примерно на одном уровне с ним, ребенком. И потому отношения мать-ребенок не выстраиваются.

Оставляя своего ребенка, женщина подсознательно стремится решить две проблемы: она отключает навязчивое внимание матери от себя и избавляется от миссии, к которой изначально была не готова в силу своей слишком тесной связи с матерью. Таким образом, она как бы дает себе второй шанс повзрослеть, хотя это происходит, увы, за счет исковерканного детства ребенка. И потому прежде чем принимать решение о детях, не лишне еще раз подумать: кем для вас будет этот ребенок, цель он или средство, и насколько взрослыми и самостоятельными являемся мы, его родители?

Поделиться: