11 июня православный. Троица у западных христиан. Икона Божией Матери "Умягчение злых сердец"

Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, военный ученый, герой Русско-турецкой войны, а также писатель, композитор, художник, автор оригинальной медицинской системы, составитель знаменитой «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», один из авторитетнейших церковных иерархов своего времени — священномученик Серафим (Чичагов) занимает в сонме российских новомучеников особое место. Плоды жизни митрополита Серафима были настолько значительны, что в другой стране ему поставили бы памятник. В СССР он был оклеветан и объявлен «врагом народа». Но время все расставило по местам.

Происхождение

Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичаго́в) родился 9 января 1856 года в аристократической семье в Санкт-Петербурге.

Чичаговы происходили из старинного русского дворянского рода, восходящего к XV веку. Будущий митрополит Серафим был правнуком знаменитого адмирала Василия Яковлевича Чичагова (1726-1809) , одного из первых исследователей Ледовитого океана. Дед митрополита Серафима Павел Васильевич Чичагов (1767-1849), тоже адмирал, был первым морским министром России, видным участником Отечественной войны 1812 года. Он написал мемуары, в которых рассказал о своём отце, первооткрывателе морского пути через Северный Ледовитый океан вдоль побережья Америки к Камчатке, участнике морских сражений со шведами и турками.

Мать святителя Мария Николаевна (до замужества Зварковская), была наделена писательским талантом, великолепно играла на фортепьяно. Любовь к музыке она привила и своим детям. Отец Михаил Никифорович дослужился до звания генерал-майора. Последние годы своей жизни он провёл в Калуге, где занимал должность коменданта города, под надзором которого находился пленённый на Кавказе и сосланный вместе со своей семьёй в Калугу имам Шамиль. Отец умер в 1866 г, когда Леониду было 10 лет. Многие, кто лично знал Михаила Никифоровича с его добропорядочностью и умением найти правильную тональность в отношениях с другими людьми, горько оплакивали его смерть. В их числе был и имам Шамиль, с которым тот смог установить уважительные и даже доверительные отношения. Шамиль был первым, кто приехал разделить постигшее семью Чичаговых горе. Некогда жестокий, неумолимый властелин Дагестана и Чечни плакал, говоря: «Я, я всё с ним потерял! Никогда уже более не будет у меня такого друга, который бы так меня понял и так заботился обо мне!».

Образование

Леонид Чичагов получил блестящее образование. Как и его знаменитым предкам, ему также было определено идти по военной части.

Сначала он получил образование в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем поступил в Пажеский корпус, самое привилегированное аристократическое учебное заведение тогдашней России, готовившее элитные военные кадры Российской империи.

Леонид Чичагов (фото 70-х годов XIX века)

Годы пребывания в Пажеском корпусе позволили не только получить фундаментальное военное и общее образование, но и узнать придворный высший свет со всеми его нередко призрачными добродетелями и часто прикрытыми светским блеском пороками. Несмотря на то, что 25 декабря 1874 года он был произведен в камер-пажи, не придворная, а именно военная служба явилась предметом мечтаний 18-летнего юноши. По прошествии многих лет святитель Серафим говорил: «Мы были воспитаны в вере и Православии, но если выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины».

Военная служба

По окончании Пажеского корпуса в 1874 году Леонид Михайлович был зачислен на службу в Гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка прапорщиком. Уже тогда он удивлял товарищей тем, что соблюдал посты. В армии, согласно указу Петра I, делать это было не обязательно.

В 1877 году началась русско-турецкая война (1877-1878) . Л.М. Чичагов был в составе действующей армии на Балканах. Он участвовал почти во всех основных кровопролитных сражениях, где проявил личное мужество, храбрость и отвагу. За храбрость при осаде Плевны и взятии Телиша был награжден генералом Скобелевым личным оружием.

Война между Российской империей и союзными ей балканскими государствами (Румыния и Черногория) с одной стороны, и Османской империей - с другой. Театром боевых действий были Балканы и Закавказье (боевые действия в Абхазии были в основном для отвлечения основных сил противника) , но ключевым были Балканы, так как именно ради освобождения местного населения и велась война.

Цель войны — освобождение православных славянских народов – сербов, болгар, черногорцев и других балканских народов от османского ига. Поводом для объявления войны послужило жестокое подавление турецкими властями восстания в вассальной Болгарии в 1876 году.

В апреле 1877 года Россия объявила войну Турции, а в мае русские войска уже вступили на территорию Румынии. Активная поддержка российской армии народами Балкан и Закавказья укрепляла моральный дух русских войск, в составе которых действовали болгарское, армянское и грузинское ополчение. После успешного выхода русской армии к Константинополю в переговорный процесс по заключению мира вмешались Англия и Австрия. Из-за опасений, что русские могут занять Константинополь, Англия дипломатическими ухищрениями способствовала скорейшему заключению в феврале 1878 года мирного договора с Турцией.

Итогом войны стало освобождение Болгарии от 500-летнего османского ига, автономия и расширение территории Сербии и Черногории, переход Боснии и Герцеговины под власть Австро-Венгрии. Россия же вернула себе южную часть Бессарабии, потерянную после Крымской войны, и присоединила Карсскую область, населённую армянами и грузинами. Великобритания по договору с Османской империей оккупировала Кипр в обмен на защиту Турции от дальнейшего российского продвижения в Закавказье.

Следует отметить, что и по сей день в Болгарии на Литургии в православных храмах поминается Александр II и все русские воины, павшие на поле боя за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877-1878 года.

В 1881 году как высококвалифицированный специалист по артиллерии он был командирован во Францию на манёвры французских войск, где изучал устройство французской артиллерии. В 1882 году награждён Кавалерским крестом ордена Почётного легиона и черногорским орденом Данилы Первого IV степени.

Принимал участие в решении вопросов о вооружении крепостей на западной границе России и оснащения болгарской армии. В 1883 году награждён Румынским Железным крестом, Болгарским орденом св. Александра III степени. В 1884 году награждён орденом св. Анны II степени. Всего Л.М. Чичагов был награжден 13-ю наградами.

Его военная карьера продвигалась достаточно успешно: прапорщик (1874 г.), подпоручик (1876 г.), поручик (1878 г.), адъютант помощника генерал-фельдцейхмейстера генерала графа А. А. Баранцова (командовал артиллерией российской армии) (1878 г.), штабс-капитан (1881 г.). В 1890 году уволен в отставку, а в 1891 году, в 37 лет, «для сравнения со сверстниками», произведён в полковники.

Литературная деятельность

Военную службу Леонид Михайлович Чичагов сочетал с историко-литературной деятельностью.

Во время войны Леониду Михайловичу пришлось много увидеть и пережить. Именно в это время разворачивается его талант писателя-документалиста. Он пишет книги «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877г» . Книга издавалась трижды и была отмечена благодарственными письмами членов царской семьи.

Но наиболее востребованным его трудом стала книга «Примеры из прошлой войны 1877-1878гг» , в которой были помещены Рассказы о подвигах солдат и офицеров.

Его волновала тема духовного смысла жизни и смерти, тема нравственного смысла страданий и самоотвержения, раскрывшаяся перед ним в подвигах русских воинов, полагавших души свои за славянских братьев.

Интересы к медицине

Знакомство с ужасами войны заставляет его глубоко задуматься о страданиях, жизни, смерти. Он учредил благотворительное общество помощи военным, которые вследствие болезней были вынуждены выходить в отставку до приобретения прав на пенсию, заботился об организации бесплатной медицинской помощи, о детях-сиротах, чьи родители погибли на войне.

Желание помогать больным и увечным привело будущего епископа к серьёзному изучению медицины, особенно народной, основанной на целебных свойствах растений. Не имея специального образования, Леонид Михайлович разработал самостоятельную систему лечения, описанную им в фундаментальном труде «Медицинские беседы» , содержащем многочисленные теоретические и чисто практические рекомендации по лечению множества болезней. Разработанная им система лечения не потеряли своего значения и в наши дни. Это очень редкий случай, когда человек далекий от медицины не только досконально изучил ее секреты, но и создал практически новое направление в ней. Его походная библиотечка стала пополняться медицинскими книгами, всевозможными «травниками», историческими исследованиями. А сразу после окончания войны с турками штабс-капитан начал интенсивно изучать медицину в Петербургском университете. Так что классические современные методы лечения ему были хорошо известны, но он избрал другой путь оказания помощи своим пациентам, которых у него насчитывалось около 20 тыс., было среди них и много тяжелых, от которых отказались другие врачи.

Брак

В 1879 году Леонид Михайлович Чичагов женился на Наталии Николаевне Дохтуровой, дочери камергера Двора Его Императорского Величества, Действительного Статского Советника Николая Ивановича Дохтурова. Супруга его была внучатой племянницей героя Отечественной войны 1812 года генерала Дмитрия Сергеевича Дохтурова.

Л.М.Чичагов с женой Н.Н.Чичаговой

С самого начала этот блестящий брак, породнивший представителей двух известных аристократических фамилий, отличался от многих великосветских браков того времени: Леонид Михайлович сумел привнести в уклад своей семьи дух традиционного православного благочестия. Именно эти начала были положены в основу воспитания четырёх дочерей — Веры, Наталии, Леониды и Екатерины.

Игуменья Серафима (Черная-Чичагова)(† 1999), внучка митрополита Серафима (Чичагова)

Три дочери – Вера Наталия и Леонида впоследствии примут монашество. Внучка владыки Серафима игуменья Серафима († 1999, в миру — Варвара Васильевна Черная-Чичагова) станет первой настоятельницей возрожденного Новодевичьего монастыря в Москве. Благодаря ее самоотверженным трудам были собраны материалы к канонизации митрополита Серафима и переизданы почти все его сочинения.

Священство

Он талантлив, умен, быстро продвигается по службе, но что-то мучит его, подобная жизнь кажется ему ирреальной, вторичной рядом с истинным призванием человека.

В Санкт-Петербурге в 1878 г. Промысел Божий привел Леонида Михайловича к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви св. праведным Иоанном Кронштадтским ставшим на все последующие годы духовным авторитетом для будущего святителя, и с этого времени многие свои важнейшие жизненные решения он принимал лишь с благословения св. праведного Иоанна Кронштадтского.

Л.М. Чичагов начал и систематические богословские занятия. Так, не получивший даже семинарского образования офицер превратился в энциклопедически образованного богослова. Его богословский авторитет со временем был признан всей Русской Православной Церковью.

В 1890 г. он по благословению своего духовника принимает решение стать священником.

Высший свет не понял и не разделил его устремления. В глазах людей «мира сего» переход из аристократического сословия в духовное был делом немыслимым. С таких “высот”, на каких он витал в обществе, в священники в XIX веке не сходили. В монахи еще куда не шло, с тем, чтобы со временем стать архиереем, но священником (!) в эту, почти замкнутую на себя, не слишком образованную, много и тяжело труждающуюся среду!? Следует вспомнить, что в послепетровские времена русская аристократия, заражённая духом масонства и нигилизма, считала для себя зазорным путь священничества. В священники тогда шли в основном разночинцы.

Жена сначала была категорически против. Родственники призывали его одуматься. Но он, чтобы облегчить свой путь, выходит в отставку в чине полковника гвардии, что соответствует чину генерала в общевойсковых частях. Жена твердо уверена, что ей удастся предотвратить семейную катастрофу. И только после нескольких уговоров, которые вел Иоанн Кронштадтский, она, наконец, смиряется.

В 1891 году после выхода Л.М. Чичагова в отставку его семья переехала в Москву. А в 1893 году он принимает священнический сан и становится отцом Леонидом.

Прощаясь с умирающим духовным отцом (1908г.), Л.М. Чичагов получил последнее благословение праведника: «Я могу покойно умереть, зная, что ты и Преосвященный Гермоген будете продолжать мое дело, будете бороться за Православие, на что я Вас благословляю». Кронштадтский батюшка предвидел высокую судьбу своего духовного сына.

Он служит в различных приходах Москвы и отдает все свои силы благоустроению храмов, жертвуя на их ремонт личные средства.

Испытания первого года священнического служения усугубились для отца Леонида неожиданной тяжелой болезнью супруги, Натальи Николаевны. В 1895 году, 36 лет от роду, она умерла, оставив четырех малолетних дочерей - Веру, Наталию, Леониду и Екатерину, старшей из которых было 15, а младшей – 9 лет. Отец Леонид привез тело почившей супруги в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище. Вскоре над могилой была возведена часовня, и рядом с местом погребения матушки Натальи отец Леонид приготовил место для собственного погребения, которому, впрочем, так и не суждено было принять мощи будущего священномученика.

В настоящее время часовни уже не существует. Она была разрушена, как и многое другое. Прах Наталии Николаевны был перезахоронен тут же на кладбище. Сейчас на месте кладбища - школа со спортивной площадкой.

«Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» и прославление преподобного Серафима Саровского.

Чичагов глубоко чтил память преподобного Серафима Саровского. Однажды, когда он впервые приехал в Дивеево, он вдруг услышал от блаженной Паши Дивеевской, хорошо знавшей Серафима Саровского: “Вот хорошо, что ты пришел: я давно тебя поджидаю. Преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей и прославления” . На недоуменные вопросы Чичагова и уверения, что он никак не может что-либо “доложить” государю, она отвечала: “Я ничего не знаю, передаю только то, что мне повелел Преподобный”.

Он решает написать книгу о саровском чудотворце. Вновь едет в Дивеево, работает в архивах, записывает рассказы Паши и других людей, и в 1896 году выходит первое издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».

В «Летописи» увековечивались все духовно значимые события в монастырях Сарова и Дивеева в период с 1705 по 1895 годы. «Летопись» впервые содержала исчерпывающий рассказ о первой настоятетельнице Дивеевского монастыря, матушке Александре (в миру Агафья Семёновна Мальгунова), давала подробное жизнеописание блаженного старца иеромонаха Серафима с его тихими обращёнными к каждому словами «Радость моя». «Летопись» рассказывала и о ближайших сподвижниках великого старца — М.В.Мантурове, протоиерее Василии Садовском, блаженной Пелагее Ивановне Серебренниковой, Николае Александровиче Мотовилове, записавшем беседу со старцем Серафимом о стяжении Святого Духа как главной цели христианской жизни. В «Летописи» приводятся письменные наставления смиренного инока Саровской обители о Боге, о безмолвии, о внимании к самому себе, о мире душевном, о покоянии, о слезах, о подвиге, о посте, о многословии, прощении обид и других сторонах жизни верующих.

Митрополит Серафим вспоминал: “Когда… я просматривал корректуру, это было поздним вечером, внезапно увидел налево от себя преподобного Серафима сидящим в кресле. Я как-то инстинктивно к нему потянулся, припав к груди, и душу мою наполнило неизъяснимое блаженство. Когда я поднял голову, никого не было. Был ли это кратковременный сон или действтельно мне явился Преподобный, не берусь судить, но я понял, что Преподобный благодарил меня за исполнение его повеления.»

Как известно, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», написанная владыкой Серафимом, сыграла решающую роль в вопросе канонизации Преподобного Серафима Саровского. Используя свои связи в придворных кругах, архимандрит Серафим сумел передать «Летопись» Императору Николаю II. Прочитав ее, Государь пришел к мысли о необходимости прославления преподобного Серафима в лике святых. Но чиновники-полупротестанты и многие архиереи в Синоде относились тогда к преподобному Серафиму резко отрицательно. Когда в обход этих людей книга попадает к Царю, глава Священного Синода Константин Победоносцев пишет в своем дневнике о том, что “плут Чичагов пробрался к Государю и рассказал об этом хлысте” (св.Серафиме).

Тем не менее многолетняя блокада вокруг имени Серафима Саровского была снята. В 1903 году по составленному Чичаговым представлению и благодаря поддержке Императора Николая II состоялась канонизация и прославление преподобного Серафима Саровского.

Монашество

Весна 1898 года стала временем принятия отцом Леонидом окончательного решения о своей будущей судьбе. Оставив своих четырех дочерей на попечение нескольких доверенных лиц, отец Леонид 30 апреля 1898 года получил отставку от Пресвитера военного и морского духовенства и14 августа 1898 г. принимает монашество . Его постригают в мантию в Троице-Сергиевой Лавре с именем Серафим — в честь преподобного Серафима Саровского.

За 40 лет своего служения владыка Серафим потрудился во многих местах России: в Москве, Троице-Сергиевой Лавре, Суздале, Новом Иерусалиме, Сухуми, Орле, Кишинёве, Твери, Ленинграде. И на каждом месте своего служения, во всех вверенных ему епархиях владыка Серафим занимался восстановлением разрушенных храмов и монастырей, возрождением духовной жизни народа; он безстрашно выступал на борьбу с революционной смутой, сектантством и расколами всякого рода — за чистоту Православия, деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни.

В августе 1899 г. иеромонах Серафим был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря иблагочинным всех монастырей Владимирской епархии . Монастырь не ремонтировался около 100 лет и нуждался в капитальном ремонте. Ценой огромных усилий и преимущественно на собственные средства (из-за недостаточности собранных пожертвований) архимандрит Серафим сумел преобразовать как хозяйственную, так и духовную жизнь обители.

14 февраля 1904 года он был назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В этом монастыре он трудился только один год. И здесь его деятельность оставила добрый след. Архимандрит Серафим запечатлел своё игуменство реставрацией знаменитого Воскресенского собора.

Промыслом Божиим отцу Серафиму уготовано было новое церковное служение. 28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля была совершена его хиротония в епископа Сухумского . Чин хиротонии совершали: митрополит Московской Владимир (Богоявленский), епископы Трифон (Туркестанов) и Серафим (Голубятников). С этого времени и до конца его дней архиерейское служение оказывалось для святителя Серафима неразрывно связанным с мужественным стоянием за чистоту Православной веры и единство Русской Церкви, которое священномученик Серафим, будучи продолжателем воинской славы своих доблестных предков, осуществлял уже в качестве воина Христова на поле духовной брани.

Святитель попеременно направлялся на Орловскую (1906), Кишиневскую (1908) и Тверскую (1912) кафедры — в сане архиепископа . Повсюду он проявлял себя в качестве ревностного устроителя жизни приходских общин.

Несколько позже владыка Серафим совершает, быть может, самую большую ошибку в своей жизни. Забыв о том, как самого его гнали когда-то, он, посланный для расследования жалобы на Оптинских старцев, совершает труднообъяснимый поступок. Изгоняет из обители святого старца Варсонофия , наводит в монастыре “порядок” хуже всякой разрухи.

Однако по рассказу священника Василия Шустина, духовного сына о. Варсонофия, дело обстояло иначе… Нашлись люди, которым мудрость о. Варсонофия не давала жить, и враг не дремал. Поселился в скиту некто Митя Косноязычный из города Козельска. Был он пьяница и тайно развращал монахов. Батюшка не мог этого терпеть и выселил его из скита. Сейчас же против батюшки открыто ополчился целый легион… В Оптину приехала одна из женщин петербургского религиозно-политического кружка графини Игнатьевой и собрала против батюшки все обвинения, какие только можно было измыслить. Приезжавший в Оптину епископ Серафим (Чичагов) обелил батюшку, но дело его отзыва из Оптиной уже было где-то решено. Отец Варсонофий должен был покинуть скит…

Музыка и живопись

Митрополит Серафим отличался необыкновенно разносторонней одарённостью.

Он был прекрасным музыкантом: хорошо пел и играл, сочинял церковную музыку. В 1999 году в архиве были найдены его инструментальные произведения для органа-фисгармонии и фортепиано (в 1999 году было впервые публично исполнено его сочинение «Листки из музыкального дневника» ). С фисгармонией он никогда не расставался. Большое внимание уделял церковному пению: где бы он ни служил, всегда подбирал певчих для хора, проводил спевки.

Митрополит Серафим был также талантливым художником, работавшим в области станковой живописи. В Москве в храмах во имя святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове и во имя Пророка Ильи в Обыдинском переулке, а также в Санкт-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской Лавры сохранились иконы и настенные росписи его работы. Они поражают высоким профессиональным мастерством. В Московской церкви пророка Илии, что в Обыденском переулке, можно видеть при входе в храм написанные им замечательный образ Спасителя во весь рост в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, вверху над входной аркой в главном приделе.

Образ Спасителя во весь рост в белом хитоне, написанный митрополитом Серафимом (Чичаговым)

Революция 1917 года

Проповедническая деятельность святителя Серафима как, впрочем, и все его архипастырское служение были обращены не только на обустройство церковной жизни, но и на преодоление тех разрушительных духовных и общественных соблазнов, которыми была исполнена российская действительность в начале XX века. Мучительно переживая все усиливавшийся на его глазах отрыв образованной части русского общества от традиционных, основанных на православной вере духовных и исторических начал русской жизни, святитель Серафим сурово обличал в своих проповедях духовную слепоту тех, кто присваивал себе право выступать в качестве новых «вождей» и «пророков» для ставшего им чуждым русского народа.

Февральскую революцию епископ Серафим, к тому времени Владыка Тверской епархии, встретил резко отрицательно. Бунт есть бунт, а присяга есть присяга. Для него, русского солдата, здесь вопросов не было.

Когда в мартовские дни 1917 года отречение Государя поставило под вопрос само дальнейшее существование Монархии, а Святейший Синод счел необходимым поддержать Временное правительство, святитель Серафим, продолжая подчиняться высшим церковной и государственной властям, не стал скрывать своего отрицательного отношения к тому, что происходило в его родном Отечестве.

В конце 1917 года, изгнанный раскольниками со своей кафедры в Твери, святитель Серафим назначается Святейшим Патриархом Тихоном на Варшавскую кафедру, вступить в управление которой он так и не смог из-за военных действий в Польше.

Аресты

Разумеется, что столь яркий, талантливый архиерей мешал властям в их политике по уничтожению религии. В 1921 году , будучи к тому времени уже в сане митрополита, владыка Серафим впервые был арестован и приговорен к ссылке в Архангельский концлагерь сроком на 2 года.

После своего возвращения владыка Серафим в 1924 году вновь был арестован и содержался в Бутырской тюрьме: ему вменялось в вину прославление в 1903 году преподобного Серафима Саровского. Спустя несколько месяцев владыка Серафим по ходатайству Патриарха Тихона был отпущен, однако, по настоянию властей, Москву ему пришлось все же покинуть.

В это время святителю пришлось пережить новое испытание, обрушившееся на него на этот раз не со стороны гонителей Церкви, но со стороны игумении столь дорогого его сердцу Дивеевского монастыря Александры (Троковской), избранию которой в игумении более 20 лет назад способствовал сам святитель Серафим. После того как изгнанный властями из Москвы владыка обратился к игумении Александре с просьбой дать ему пристанище в Серафимо-Дивеевском монастыре, игумения отказала гонимому исповеднику.

Отвергнутый владыка Серафим вместе с дочерью Натальей (в монашестве Серафима) был принят игуменией Арсенией (Добронравовой) в Воскресенский Феодоровский монастырь, находившийся около Шуи (Владимирская область). Прожил он в этом монастыре два года.

Последние годы жизни

В 1928 году Владыка был вызван из Шуи митрополитом Сергием (Страгородским) в Москву и назначен управляющим Ленинградской епархией , где царил в то время дух смуты и церковного разделения, охвативший значительное число ленинградских приходов. Раскол был на руку большевистской власти. Тем не менее, в условиях жестоких и всесторонних стеснений церковной жизни государственными властями владыка Серафим в основу своего архипастырского служения положил благоговейное совершение воскресных и праздничных богослужений и вдохновенное проповедование в городских и пригородных храмах. «Пока совершается Божественная литургия, пока люди приступают к Божественному причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь, что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты русские люди, что возродится и спасется Родина наша» , - убеждал митрополит Серафим.

Особенную важность он видел в сохранении таинств, как они заповеданы церковной традицией и святыми отцами. Владыка не признавал общей исповеди и боролся с ней . Священник Валентин Свенцицкий писал о владыке, что тот в своем докладе против общей исповеди, между прочим, говорил: «Никакой общей исповеди не существовало ни в древности, ни впоследствии, и нигде о ней не упоминается на протяжении всей истории Православной Церкви… Установление общей исповеди является явной заменой новозаветного Таинства ветхозаветным обрядом».

28 декабря 1929 года в ленинградской тюремной больнице скончался от тифа Соловецкий узник, один из выдающихся церковных иерархов XX века – архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) , викарий Московской епархии. Сам отведав горечь уз и ссылки, митрополит Серафим, рискуя обратить на себя гнев властей, добился разрешения похоронить по христианскому обычаю, достойно духовному сану, скончавшегося епископа Илариона (Троицкого), с которым их связывали духовные узы. Тело его выдали родственникам в грубо сколоченном гробу. Когда гроб открыли, никто не узнал владыку, который выглядел 70-летним стариком, так изменили его внешность заключение и болезнь. Владыка Серафим принес свое белое облачение и белую митру. По облачении тело архиепископа положили в другой гроб. Отпевание совершал сам митрополит Серафим в сослужении шести архиереев и множества духовенства.

Митрополитом Ленинградским владыка Серафим прослужил 5 лет. Телесные немощи владыки и все возраставшая ненависть к нему государственной власти в Ленинграде делали весьма вероятным скорый арест святителя Серафима. Это побудило митрополита Сергия (Страгородского) и Временный Патриарший Священный Синод 14 октября 1933 года издать указ об увольнении владыки Серафима на покой. Отслужив 24 октября в храме своей юности - Спасо-Преображенском соборе - Божественную литургию, передав свою паству митрополиту Алексию (Симанскому), впоследствии Патриарху Всея Руси, святитель Серафим навсегда покинул свой родной город.

Промысел Божий давал святителю Серафиму еще несколько лет, чтобы он мог подготовиться к своему последнему служению — мученическому подвигу за веру во Христа. Он нашел себе последнее пристанище в двух комнатах загородной дачи, находившейся недалеко от подмосковной станции Удельная Казанской железной дороги.

В одной комнате была устроена спальня владыки, с большим количеством книг, икон и рабочим письменным столом. Другая комната отведена под столовую-гостиную. Здесь стояли обеденный стол, фисгармония и диван; на стене висел большой образ Спасителя в белом хитоне, написанный владыкой. С ним были две его верные келейницы монахини Воскресенского Феодоровского монастыря Вера и Севастиана, сопровождавшие владыку по благословению своей игумении Арсении уже более 7 лет. Днем к нему приходили духовные дети, иные приезжали из Петербурга; посещали владыку митрополиты Алексий (Симанский) и Арсений (Стадницкий), приезжая на заседания Синода. Вечерами, когда все расходились, митрополит садился за фисгармонию и долго-долго играл известную духовную музыку или сочинял сам.

Фисгармонию власти, может быть, и снесли бы, но что царский полковник и церковный мракобес Серафим Чичагов продолжает оставаться в центре церковной жизни, пусть и невольно, вывело НКВД из себя.

Расстрел

Арест 1937 г. оказался для Владыки Серафима последним. Приговор «тройки» был формальным. Неизлечимо больного 80-летнего старика обвинили в «инспирировании контрреволюционного заговора».

Безграмотно, грубо, смехотворно составлен этот приговор на пожелтевшем от времени клочке бумаги. Он выставлен в экспозиции музея в Бутово. Из-за болезни его не могли увезти на «черном вороне», пришлось вызвать карету скорой помощи. Все имущество было конфисковано, поэтому не осталось ни его переписки, ни его книг, ни музыкальных произведений, ни икон, ни облачений. Оказалась безвозвратно утраченной последняя, неизданная часть «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».

По рассказам самого митрополита, отец Иоанн Кронштадтский предсказал ему день его кончины. Он неоднократно повторял: «Помни день Трех Святителей». Владыка каждый год готовился к смерти в этот день. Дочерям всегда хотелось узнать настоящий день смерти. И вот его дочь Наталия (монахиня Серафима) видела сон: навстречу ей идет сияющий отец и говорит ей: «Ну, конечно, в день Трех Святителей».

Как видно из материалов допросов владыки, содержащихся в «однотомнике» дела № 7154, виновным он себя не признал, несмотря на зверские истязания, которым владыка был подвергнут в тюрьме.

Владыка Серафим (Чичагов), тюремное фото, 1937 год

Сохранилась эта последняя фотография владыки Серафима, сделанная в тюрьме: измождённое лицо мученика, но в этом лице такая несгибаемая сила духа, что невозможно оторвать взгляда. Есть свидетельства, что владыке Серафиму обещали сохранить жизнь, если он публично отречётся от веры и Православной церкви. Но он не отрёкся.

11 декабря 1937 г. он был расстрелян в Бутово , на так называемом полигоне НКВД. К месту казни его, истерзанного пытками, но несломленного духом, палачи принесли на носилках… Тело бросили в братскую могилу. Там, среди русских косточек мощей его теперь не найти. Ему был 81 год .

Спустя более 50 лет, 10 ноября 1988 года Леонид Михайлович Чичагов был полностью реабилитирован.

Причисление к лику святых

В 1997 году Архиерейским собором Русской православной церкви причислен к лику святых как новомученик .

29 сентября 2011 года в Твери на Третьем Всероссийском съезде православных врачей имя Серафима (Чичагова) было внесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга. Хотя нелишним будет отметить, что в свое время 10-летняя активная медицинская деятельность Л.Чичагова сопровождалась яростной критикой, клеветой и преследованиями.

Тропарь, глас 5:
Воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси. Учитель благочестия и поборник единства Церковнаго быв, пострадати даже до крове сподобился еси. Священномучениче Серафиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6:
Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самаго Преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, в Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.

Л.М. Чичагов 1856 – 1937

Психология “православного здравосозидания” – это очень деликатная и специфическая тема, близкая и понятная, преимущественно специалистам, причём, достаточно узкого круга из числа духовно образованных и посвящённых в тайны устройства организме человека через призму тримерии тело-душа-дух.

Говоря о психологии православного здравосозидания, речь идёт не столько о «православной медицине», как таковой, сколько о христианском взгляде на человека и мир через призму, не сугубо материального, а гораздо более сложного телесно-душевно-духовного их устроения при котором тело является внешней стороной душевно-духовной сути и основы.

Таким образом, концепция и психология “православного здравосозидания” включает в себя, как понимание подлинных причин недугов через призму душевно-духовного состояния человека, так и поиск тех средств и методов душевно-духовного и телесного характера, которые могут оказать действенную помощь в исцелении и установлении целостности тела, души и духа.

При этом нужно понимать, что говоря о средствах и методах православного здравосозидания, не идёт речи об отказе от услуг официальной медицины. Речь идёт лишь о целостном подходе к организму (тело-душа-дух), в котором средства официальной (аллопатической) медицины могут эффективно дополняться средствами и методами естественного самооздоровления, выходящими за рамки официальной медицины. Последние традиционно относятся к т.н. «народной медицине» или «комплементарной» (дополняющей), развитой на западе.

При этом очень мало кто знает, что в христианской культуре и традиции есть своя уникальная система народной медицины, в основе которой лежит концепция “православного здравосозидания”, автором которой выступил потомственный русский аристократ, блестящий гвардейский офицер, герой Русско-турецкой войны 1877–1878 гг, богослов и священник, прошедший путь до митрополита и Члена Святейшего Синода – Леонид Михайлович Чичагов .

Именно он одним из первых в России обозначил стык естественного и сверхъестественного (телесного и душевно-духовного) и создал систему оздоровления или «здравосозидания», которая и известна как система здоровья по Чичагову.

Таким образом, говоря о «православном здравосозидании» и его психологии, речь идёт не столько о медицине вообще или народной медицине, сколько о правильном мировосприятии и понимании здоровья, как триединства и гармонии тела, души и духа, в которой здоровье тела является отражением здоровья души и духа.

Именно с этой точки зрения при возникновении тех или иных телесных проблем для самоисцеления, кроме официальной медицины, может использоваться колоссальный потенциал возможностей самого человека, его души, духа и сил живой природы.

В данной связи, знакомим вас в этом разделе с основоположником методологии «православного здравосозидания» Л.М. Чичаговым и его уникальным методом, который фактически является христианской альтернативой метода гомеопатии Ганемана.


Митрополит Петербургский Серафим (Чичагов)
- потомственный русский аристократ, блестящий гвардейский офицер, герой Русско-турецкой войны 1877–1878 гг, богослов и священник, прошедший путь до митрополита и Члена Святейшего Синода, был ещё и композитором, художником-иконописцем и целителем, создавшим самобытную лечебную систему. Пройдя ссылку и тюрьмы, он был расстрелян в 1937 году, а в 1997 г. канонизирован Поместным Собором Русской Православной Церкви. Теперь российские гомеопаты могут гордиться, что в наших рядах есть святой-новомученик, наш предстоятель перед Богом!

На Русско-турецкой войне будущий священномученик (Л. М. Чичагов), глубоко сопереживая физическим страданиям раненых воинов, поставил перед собой задачу овладения медицинскими знаниями для оказания помощи своим ближним. По-видимому, именно на фронте Чичагов впервые познакомился с гомеопатическим методом лечения и сам начал лечить раненых гомеопатическими средствами. Вернувшись с войны, он начал интенсивно изучать медицину в Санкт-Петербургском Университете и затем разработал свою оригинальную систему лечения. В 1890 г. вышла его книга «Что служит основанием каждой науке».

Л. М. Чичагов развивает христианский догмат о троическом устроении человека:

«Итак, человек сотворён не из одного тела, а также из души и духа. Может ли наука в таком случае говорить об устройстве человека и болезнях его, отвергая религию, подобие человека с Создателем и Самого Бога?»

«Если б человек всегда держался здравомыслия и благоразумия, то встречал бы в жизни наименьшую долю случайностей, неприятных его сердцу и, следовательно, имел бы наибольшую долю здоровья и счастья».

По мнению Л. М. Чичагова, корень человеческих болезней кроется в их страстях.

В 1891 году выходит двухтомное издание Л. М. Чичагова «Медицинские Беседы» , где он искренне делится своими переживаниями и трудностями на тернистом пути лечебной работы и написания книги:

«Вражда и преследование - это главные награды, благодарность некоторых больных - это временное утешение. Чтобы новое лечение приобрело сторонников, оно должно творить чудеса, добиваться таких крупных результатов, которые не мыслимы для существующих систем; необходимо вырывать людей из объятий смерти. С другой стороны, подобные результаты лечения убеждают общество в сверхъестественности и автору приписывают духовные силы, что в глазах людей низводит это лечение опять-таки в область фантазии, шарлатанства и эксплуатации. Творить чудеса надо, а творящим их выражается недоверие и сомнение. Следовательно, остаётся одно: молчать, терпеть, и выслушивать нарекания.»

В первом томе автор уделяет много внимания вопросам истории медицины и, в частности, истории гомеопатии, подробно разбирает концепцию Ганемана, сопоставляет аллопатический подход с гомеопатическим. В своей книге он затрагивает вопросы, которые являются ключевыми для гомеопатии - например, проблему гомеопатических доз. «Можно ли все лекарства дозировать одинаково, по одному выработанному типу? Нет, каждое средство требует особой дозировки, соображённой со свойствами, видом, качествами и действиями его.»

Л. М. Чичагов неоднократно предостерегает последователей от причисления его как к аллопатам, так и к гомеопатам. Он утверждает, что медицина со времён Гиппократа едина и состоит из трёх частей: аллопатии, гомеопатии и гидропатии (водолечения).

«Я задумал после изучения медицины изменить только то, что мне казалось недостатками, а потому я не автор новой медицины, а лишь составитель новой фармакологии, новой дозировки лекарств, нового способа их употребления и т. п.»

Вместе с тем, лекарственная терапия у него, несомненно, гомеопатическая, поскольку его лекарства готовятся способом динамизации и назначаются по принципу подобия.

Ссылаясь на Ганеманна, Чичагов утверждает: «чтобы иметь несомненные и верные средства для лечения болезней, необходимо жить с природою и отрешиться навсегда от стремления переделывать её на свой лад».

Интересна позиция Леонида Михайловича по поводу комплексных препаратов. Он утверждает, что «поскольку каждое лекарство испытывается порознь, то и применять их следует отдельно», и допускает при лечении хронической болезни применение не более двух лекарств и притом последовательно.

В чём отличия самобытной системы Л. М. Чичагова от современной гомеопатии? Отличия есть, и весьма существенные.

  • Во-первых, он категорически настаивает использовать только неядовитые растения.
  • Во-вторых, предпочтение отдаёт деревьям, исходя из их полезности в быту человека, поскольку полезными их сделал Творец. Использовал он и целебные свойства кустарников, травы.
  • В-третьих, «люди должны были бы пользоваться теми средствами, которые произрастают в той же местности, где они живут». Поэтому главным лекарством своей фармакологии он сделал препарат из сосны, который назвал БАЗИС.
  • В-четвертых, из минеральных источников он использует только серу, известь и минеральные воды.
  • В-пятых, Л. М. Чичагов говорит, что «простейший, кратчайший и вернейший путь для определения свойств лекарств - это экспериментальный»; «целебные свойства лекарств выявляются в испытаниях: 1) на животных; 2) на здоровых людях и 3) на больных». В отличие от мнения Ганемана, он категорично утверждает: «Испытание различных свойств неядовитых лекарств должно производиться исключительно на больных людях» (стр. 617).
  • В-шестых, если лекарство подобрано правильно, то больной получает моментальное облегчение. Оригинальным в системе Л. М. Чичагова являетсяприменение лекарств для диагностики.
  • В-седьмых, Л. М. Чичагов разрабатывает концепцию предохранительной медицины (проифилактики). Он утверждает, что «предрасположение к известной болезни, без которого люди никогда не заболевают, есть ничто иное, как скрыто существующая болезнь, сопровождающаяся расстройствами кровообращения».
  • В-восьмых, он утверждал, что можно лечить небольшим числом лекарств, действие которых тщательно изучены. Он предполагал, что «…число используемых лекарств будет сокращаться».

Второй том содержит подробное описание системы Л. М. Чичагова, приготовления и показаний к применению лекарств растительного происхождения, указания по лечению ряда заболеваний. По каждому своему лекарству Чичагов даёт критический обзор литературы, используя народные лечебники и даже рукописные источники монахов-знахарей. Главное же он черпает из гомеопатической литературы и собственных прувингов (испытаний) лекарств на больных. Руководство вполне доступно для применения практикующему врачу, а приведенные там гомеопатические патогенезы вполне могут быть взяты нами на вооружение и значительно обогатят современную Материа Медика.

Леонид Михайлович Чичагов создал самобытную систему лечения т.н. «активированными», т.е. природно живыми лекарствами растительного происхождения, взяв за основу народную медицину, аллопатические и гомеопатические фармакологии, собственные испытания лекарств на больных людях. По некоторым сведениям, за короткий срок медицинской деятельности (10–12 лет) он вылечил свыше 20 тысяч тяжёлых больных, от которых отказались другие врачи.

Публикуем для ознакомления с трудами Л.М. Чичагова первую беседу из первого тома «Медицинские беседы», Система оздоровления организма Серафима (Чичагова) оригинального издания 1891 г., и репринтного издания 1999 г. ISBN: 5-901162-01-3.

Первая беседа

О медицине вообще.

Милостивые государыни и милостивые государи!

Ныне, по воле Всевышнего, настал час, когда я, наконец, могу возвысить свой голос в защиту истины, проводимой мною в жизнь. До сих пор я поневоле должен был молчать и выслушивать нарекания, находя это в порядке вещей. Конечно, я не был первым и не буду последним, перенесшим такую участь, как автор новой системы лечения. Мне необходимо было выждать, потерпеть, пока мое лечение проникнет в жизнь и приобретет мне сторонников, глубоко убежденных в моей правоте.

Время взяло свое: теперь я в ином положении. Окруженный тысячами людей, испытавшими на себе мой метод лечения, я ныне очень легко объясню мою систему, которую весьма немногие могли уразуметь несколько лет тому назад. Опыт будет руководителем моих собеседников, и если представлялись ранее затруднения к пониманию системы, то отнюдь не потому, что она трудна или сложна, но лишь от того, что она чересчур проста. Истина всегда проста и не может быть иною.

Древние ученые весьма долго сочиняли множество сложных теорий о движении небесных светил кругом земли, которые могли бы и теперь привести в восторг каждого интеллигентного человека, но все это существовало до тех пор, пока не проникла в науку более простая истина о движении земли вокруг своей оси, уничтожившая безжалостно все вышеупомянутые сложные умозрения ученых. Казалось, нет ничего труднее уразуметь столь простую истину, а также провести ее в жизнь. Людям, воспитанным в идее о движении планет вокруг земли, было настолько же затруднительно согласиться с обратным учением, как ныне большинству из интеллигенции, вскормленной на густых аллопатических микстурах и полновесных порошках, недоступно представление о преимуществах гомеопатических лекарств пред аллопатическими.

Справедливо говорит Чарльз Кингзли (Charles Kingsley): «мир обязан преобразованиями не толпе, а лишь немногим лицам, стоящим выше того общественного мнения, которое некогда распяло нашего Господа».

Причина нашего сопротивления к познанию некоторых истин - это воспитание. С самых юных лет мы привыкаем смотреть с некоторым трепетом и уважением на длинные и громадные здания академий, клиник, больниц и на массу студентов, обладающих аттестатом зрелости и правом именоваться «философами древних времен», которые учатся снова несколько лет таким наукам, названия которых неизвестны и непонятны большинству. Отсюда происходит наше рабство и безотчетное доверие к медицинской касте. Понятие о цвете, вкусах и силах аллопатических лекарств проникает в людей с молоком матери. Поэтому, когда из аптеки приносят красное, желтое, мутное или горькое, соленое, вонючее и ворочащее все лицо питье, то большинство, по своему неведению истины, успокаивается в сознании, что это настоящее лекарство. Бесцветность, безвкусие - вселяют недоверие, сомнение, и тогда подобная микстура не заслуживает названия научной и целебной, так как большинство аллопатических микстур имеет цвет и вкус. Многие убеждены, что чем сильнее или крепче микстура, тем быстрее и лучше она действует, а потому они скорее получат исцеление. Лечась только у аллопатов, мы привыкли к особого рода осмотру, например, аускультации, и чем дольше она производится, тем внимательнее нам кажется доктор; некоторые врачи даже часами мучат больных; те же, которые аускультириют не долго, а больше расспрашивают страждущих, кажутся многим невнимательными. Как-то на душе делается покойнее, когда врач достанет из сюртучного кармана изящный молоточек с костяной пластинкой и начнет постукивать; впрочем, слышит ли что он, больной не знает; но надо верить, что даже глуховатые старички-врачи обладают (?) особым научным слухом.

Таковы взгляды большинства интеллигентных людей, вселенные воспитанием и представителями аллопатии, в руках которых они находятся. Конечно, многое бы не существовало и изменилось, если бы общество имело какое-либо понятие о медицине и могло судить о том, что врачи творят с больными.

Стоит только вникнуть в слова и речи, произносимый ежедневно в собраниях и гостиных, чтоб убедиться, что в нынешнем веке большинство людей окончательно спуталось в понятиях о медицине, об истинных причинах своих болезней и о рациональных способах лечения. Действительно, никогда не было столько партий в медицинской касте, как теперь. Одни проповедуют, что лекарства только мешают живительной силе природы - оздоровлять организм больного, а потому-де надо лечить исключительно одной гигиеной; другие смеются над увлечениями своих собратий - гигиенистов и возвеличивают значение лекарств; третьи уверяют, что действительная польза получается только от таких средств, как вода и электричество; четвертые отвергают решительно все и действие лекарств называют воображением; пятые признают лишь силу магнетизма, гипнотизма или внушения; шестые действуют излюбленным массажем; седьмые признают все решительно и лечат чем угодно. Наряду с этим интеллигенция ежедневно узнает такие новости: хирургия достигла небывалых совершенств, вырезывает многие органы без вреда для здоровья человека; так, например, если болезнь селезенки не поддается никакому лечению, то нет основания более страдать и церемониться с нею, - следует пригласить хирурга и удалить ее из организма; то же самое относительно матки. Обе почки, разумеется, нельзя вырезать, но одну из них - больную, грозящую заразить неизлечимою болезнью и другую почку - положительно советуют оперировать. Глаза излечиваются гораздо проще и скорее ножичком, чем лекарствами; при болях в глазу делают проколы и боли умолкают. Вообще, нервные страдания глаз, уничтожаются вылущиванием одного больного глаза, чем спасается другой. Нервным субъектам, страдающим поражением узлов или ганглий, преблагополучно делают проколы или вырезают эти узлы. При злокачественных опухолях, железы и так – называемый гланды, которых до смерти боятся сами доктора, по неуменью различить их от раковидных затвердений, безусловно советуют немедленно вырезать. Никто не задумывается ныне перед лечением оперативным ножом.

Г. Егер изобрел «нормальный костюм» и стоит облечься в него, чтобы начать приобретать здоровье. Г. Шарко придумал способ подвешивать нервных больных - и будто бы самые упорные параличи проходят. Магнетизёры прекращают головные боли, выпрямляют сведенные члены; электризеры излечивают параличи; гимнастеры выпрямляют корсетами горбы. Гидропаты лечат водой все болезни. Наконец, Броун-Секар придумал способы превращать стариков в молодых, посредством подкожного впрыскивания особо приготовленной жидкости из желез морской свинки. Гипнотизм окончательно смешал в какой-то хаос наши понятия. Стоит черноокому доктору провести рукою по воздуху и над головою больного, - страждущий засыпает; затем, если тот же черноокий соблаговолит приказать ему быть здоровым, - больной просыпается здоровым. Сколько было примеров, что страдающие бессонницею начинали после гипнотического внушения отлично спать; умирающие от голодной смерти, вследствие судорог в горле и других причин, начинали есть, эпилептики освобождались от припадков и т. д.

За границей, в особенности в Америке, гомеопатия пользуется особой симпатией населения, так что в Соединенных Штатах теперь насчитывается 10.000 врачей гомеопатов. Результаты системы лечения графа Матеи редко кому неизвестны в Европе.

Боже милосердый, к кому же обращаться, где лечиться, кому верить?… Вот справедливый вопрос современного человека: «кто говорит нам правду, или все нас обманывают?»

Еще 100 лет тому назад (1790 г.) великий философ Кант во вступлении ко 2-му изданию своей знаменитой «Критики чистого разума», писал следующее: «По успешному результату легко судить, идет ли обработка познаний, относящихся к делу разума, верным путем науки, или нет. Если она после многих приготовлений, подойдя к намеченной цели, останавливается или же возвращается назад, чтобы искать другого пути к той же цели, а равно если невозможно уяснить сотрудникам способа преследования общей цели, то можно с уверенностью сказать, что такое изучение далеко еще не находится на пути науки, а скорее представляет брожение ощупью; и в этом же состоит заслуга разума, чтобы находить, где только возможно, требуемый путь, ведущий к намеченной цели, хотя бы для этого пришлось отвергнуть некоторую часть этой цели, которая не была вначале достаточно обдумана».

К концу вышеназванного сочинения Кант отвечает на то возражение, что, несмотря на все ученые способы анализа, философия не может доказать более того, чем сколько доступно обыкновенному уму: «Возможно ли требовать, чтобы познание, касающееся всех людей, стояло выше обыкновенного ума и было достоянием одних только философов? Именно то, что вы порицаете, составляет наилучшее подтверждение того мнения, что природу нельзя обвинить в пристрастном распределении своих даров во всем, что касается потребности всех людей без различия, и что высшая философия относительно существенных интересов человеческой природы не может идти далее обыкновенного человеческого ума».

Последнее мнение должно было бы до известной степени смирить гордость всех наших высокомерных ученых; и в этих словах великого Канта мы находим оправдание неоспоримого требования, чтобы медицина стала общим достоянием народа, - мысль, которую д-р Штамм совершенно верно выражает следующими словами: «метод лечения, который может сделаться популярным, представляет единственно верную медицинскую систему будущего». (Медицинские беседы, Система оздоровления организма Серафима (Чичагова), Том. 1, Беседа 1)

11 декабря — день памяти священномученика Серафима (Чичагова). Человека удивительной жизни, потомка известного дворянского рода, блестящего военного, послужившего Отечеству всеми силами, самобытного мыслителя-богослова, писателя, художника, композитора, врача, создавшего собственную систему лечения, а затем и талантливого иерарха, послужившего Церкви и людям всеми вверенными ему Господом талантами. И завершившего свой земной путь на 82 году жизни в Бутово — приняв мученическую кончину за исповедание веры.

«Сила не в силе, а сила в любви»

В феврале 1893 года в Успенском соборе Московского Кремля был рукоположен в сан священника 37-летний полковник лейб-гвардии Преображенского полка Леонид Чичагов, будущий священномученик Серафим. Спустя 12 лет там же, при хиротонии во епископа, владыка Серафим сказал: «Мог ли я себе представить, что мой первоначальный светский путь, продолжавшийся так долго и с таким успехом не тот, который мне предназначен Богом?! ».

Леонид Михайлович Чичагов родился 9 января 1856 года в Петербурге в аристократической семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду. Получил прекрасное военное и общее образование в Пажеском Его Императорского Величества корпусе, по окончании которого в 1875 году произведен в подпоручики и направлен на Первую Его Величества батарею Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады.

Особая страница его жизни как военного – участие в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг., где Леонид Чичагов проявляет себя как активный участник. Впоследствии им написаны книги: «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии 1877 г.», отмеченная благодарственными письмами царской семьи, и «Примеры из прошлой войны 1877 – 1878 гг.», рассказывающая о подвигах русских солдат и офицеров. Тема духовного смысла жизни и смерти, во всей остроте поставленная войной, тема нравственного смысла страданий и самоотвержения, раскрывшаяся в подвигах русских воинов, стали важнейшими и побудительными для глубоких послевоенных религиозных размышлений будущего святителя.

Стремление к подвигу во имя Веры, Царя и Отечества пронизывало всю жизнь священномученика Серафима. За боевые и гражданские заслуги Л.М. Чичагов был удостоен 14-ти российских и иностранных орденов и отличий.

Уже позже в своих проповедях в храме, владыка будет призывать паству к истинно христианской жизни, к внутреннему подвижничеству: «Русская школа должна вселять в юношей могучий русский дух… любовь к великой и святой Руси, стремление к сохранению русского сокровища – Православия, страстную любовь к истории своего народа и непоколебимый патриотизм »

«Должна быть освящена и укреплена у нас семейная жизнь, или неизбежна гибель в будущем не только государства, Церкви, но и народа! »

«Пока совершается Божественная, спасительная Литургия, пока люди приступают к Божественному Причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь. Поэтому паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении… литургии. Будет она, будет и Церковь, и Россия ».

Весь дальнейший жизненный путь Л.М. Чичагова предопределялся покровительством двух великих русских святых: преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 22-летнем возрасте блестящий гвардейский офицер Чичагов становится духовным чадом протоиерея Иоанна Кронштадтского и в течение тридцати лет находится с ним в тесном духовном общении. Решительные повороты жизни Л.М. Чичагова происходили по его глубокому послушанию своему духовнику: женитьба, смена военной карьеры на священническое служение, а затем – монашество.

Жизненный опыт и потрясения войны, научившие глубоко сопереживать физическим страданиям раненых воинов, привели к глубокому изучению Л. М. Чичаговым медицины. В дальнейшем значительным итогом многолетних медицинских опытов стала разработанная Л.М. Чичаговым и успешно испытанная на практике система лечения организма лекарствами растительного происхождения.

Сделав важнейший выбор, в возрасте 34 лет, к тому времени возведенный в чин полковника, Леонид Чичагов уходит в отставку, чтобы послужить Церкви данными ему талантами. Чем, конечно, ошеломил Петербург, при его безупречной службе, высоких наградах, в глазах общественности это выглядело как неоправданная порча карьеры. К тому времени в семье Чичаговых родились четыре дочери.

Для его супруги такая перемена жизни была настоящим потрясением, об этом тяжелом для семьи времени владыка вспоминал позже: «..что только я не перенес в свое время, поставив и бедную жену в положение субъекта, которого только ленивый не атаковал за мое увлечение отцом Иоанном, за порчу карьеры, потерю пенсии, прав для детей и т.п

В первые годы служения отец Леонид взял на себя одно из важнейших послушаний своей жизни – составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Глубоко он чтил память преподобного Серафима Саровского и черпал духовные силы в посещении древнего Саровского монастыря, Дивеевской обители. И впоследствии летопись была составлена и преподнесена владыкой Николаю II, и этот благодатный труд послужил основой для прославления преподобного Серафима Саровского, состоявшегося в 1903 году.

Испытания самого первого года служения отца Леонида предопределили во многом его дальнейший путь, в том числе и через неожиданную тяжелую болезнь его супруги, а потом и ее смерть.

Через некоторое время, оставив своих уже несколько повзрослевших дочерей на попечение доверенным лицам, Леонид Чичагов принимает монашеский постриг с именем Серафим.

Императорская семья на торжествах по случаю прославления Преподобного Серафима Саровского в сопровождении архимандрита Серафима (Чичагова). Саров, 1903 г.

За долгие годы священнослужения владыка Серафим трудился во многих местах России: в Москве, Троицко-Сергиевой Лавре, Суздале, Новом Иерусалиме, Сухуми, Орле, Кишиневе, Твери, Ленинграде. На каждом месте своего служения, во всех вверенных ему епархиях, он занимался восстановлением разрушенных храмов и монастырей, возрождением духовной жизни народа. Он бесстрашно выступал на борьбу с революционной смутой, сектантством и расколами всякого рода, деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни.

«Духовное же возрождение России возможно только тем путем, каким совершилось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения, утверждением христианских и православных установлений.

Равнодушие, отсутствие ревности по вере – вот что более всего страшит! Единственное средство к вразумлению, это возрождение приходской жизни. Оно необходимо, неотложно!»

Главным делом своего служения владыка считал проповедь Слова Божия. И свое продолжение она находила во многих его произведениях, как талантливого писателя, историка, философа, художника и музыканта.

В том числе на свет появлялись удивительные иконы «Спасителя в белом хитоне», преподобного Серафима Саровского. Музыка занимала особое место в жизни владыки, митрополит Серафим сочинял ее на протяжении всей своей жизни, это была естественная потребность души, продолжение молитвы и проповеди.

Митрополит Серафим всю свою жизнь боролся за чистоту Православия. Он был участником Всероссийского Поместного собора 1917 – 1918 гг. Вместе со всей Церковью испил митрополит Серафим и чашу гонений от безбожной власти. 1921 — 1925 гг. он проводит в тюрьмах и ссылках.

Последним местом святительского служения владыки Серафима был Ленинград, куда он был направлен для борьбы с раскольниками-обновленцами в 1928 году.

В те богоборческие времена он призывал своих духовных чад не отвлекаться от Божьей Правды, не подчиняться злу: «Учись внутренней молитве, ибо эта молитва не умственная, а сердечная, приближающая к невидимому небу. Учись прощать всем их недостатки и ошибки. И ввиду подчинения их злой силе и, несомненно, не нормального состояния, говори: «Помоги ему Господи!», ибо он духовно болен. Такое сознание помешает осуждению. Ибо судить может только тот, кто сам совершенен и не ошибается ».

Отдавший все силы епархии, 77-летний святитель Серафим подходил к концу своего архипастырского служения в качестве правящего архиерея. 14 октября 1933 года временный Патриарший Священный Синод издает указ об увольнении владыки на покой. Отслужив 24 октября в Спасо-Преображенском соборе, в храме своей юности, где когда-то венчался со своей супругой, был старостой прихода, Божественную литургию, святитель Серафим навсегда покинул родной город.

Последние годы земной жизни владыка Серафим провел в Подмосковье, в двух комнатах загородной дачи, находившейся недалеко от подмосковной станции Удельная Казанской железной дороги. Там его навещали духовные чада, посещали владыку митрополиты Алексий (Симанский) и Арсений (Стадницкий), так или иначе, он продолжал оставаться в центре церковной жизни.

Последовательная стойкость и принципиальность, всегда отличавшие митрополита Серафима, в условиях советской власти привели к его мученической кончине.

Владыка Серафим был арестован сотрудниками НКВД в ноябре 1937 года. В то время это был прикованный к постели 81-летний старец-святитель. Из дома он был вынесен на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму в машине «скорой помощи».

Печально известный Бутовский полигон под Москвой – место исторической памяти спец. зона НКВД, где проводились массовые расстрелы и захоронения 37 — 38 годы прошлого столетия.

Канонизация митрополита Серафима (Чичагова) состоялась 23 февраля 1997 года. Во многом благодаря усилиям внучки владыки — игуменьи Серафимы (в миру Варвары Васильевны Черной-Чичаговой), ставшей первой настоятельницей возрожденного Новодевичьего монастыря в Москве и много потрудившейся в делах прославления и канонизации митрополита Серафима.

Талантливый иерарх, пламенно послуживший Отечеству, Церкви и людям, самобытный мыслитель-богослов, блестящий военный, писатель, композитор, иконописец, талантливый врач и патриот земли русской.

История жизни этого удивительного человека, исповедника, мученика, до конца жизни оставшегося верным Господу Иисусу Христу, является наследием для нас сегодня. Подвиг его жизни совсем еще недавний. И потому особенно проникновенны могут быть сейчас мысли, высказывания и пример жизни новомученика, близкого нам по времени.

Жизнь владыки Серафима — это еще и потрясающий пример того, как человек может возрасти в полную меру своих сил и талантов, дарованных Богом, как может распоряжаться этим богатством, самоотверженно отдавая миру, людям.

Мученическая кончина — ярчайший пример веры и верности. Подвиг, который разделили множество новомучеников в прошлом столетии. Это были живые люди, которые боялись мучений и смерти, но оказавшиеся готовыми умереть за то, во что верили. Кому как не им молиться об укреплении веры.

«Сила не в силе, а сила в любви!» — говорил святитель Серафим Чичагов. И вся его жизнь стала ярким тому свидетельством. Любви деятельной, живой, вдохновенной.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас!

Молитва ко священномученику Серафиму

О великий и пречудный угодниче Христов, священномучениче Серафиме! Приими ныне нашу смиренную песнь благодарения и умоли Вседержителя Бога, в Нераздельней Троице прославляемаго, низпослати нам мир и благоденствие, да сохранится от разорения держава наша. Любовию и мудростию твоею люди российстии к единению соборному приведи и от ересей и расколов огради. Силою ходатайства твоего терпение в скорбех и болезнех нам низпосли. О всехвальный святителю Христов! Испроси у Всемилостиваго Бога подати нам прежде конца покаяние, да сподобимся с тобою зрети лица Его доброту неизреченную, воспевающе Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4

Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужы и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившыя и кровьми Истину соблюдшыя. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

Величание

Величаем тя, священномучениче Серафиме, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа, Бога нашего.

Кондак, глас 6

Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самаго преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, в Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.

Поделиться: