Свадебные платья разных эпох. История свадебных платьев. Две основные версии - почему платье невесты белое

История свадебного платья насчитывает столетия. Еще в древности невесты надевали на свадебную церемонию белые одежды, отдавая тем самым дань богу брака Гименею. Современная свадьба – это символ любви и преданности влюбленных мужчины и женщины. Но так было не всегда. В прошлом свадьба была скорее деловой сделкой, во время которой два семейства объединяли свои финансы и бизнес, чтобы сделать его сильнее. Тогда свадебное платье выбиралось, чтобы представить невесту в наилучшем свете, особенно в плане богатства и социального статуса.

Времена Средневековья

В средневековые времена невесты редко покупали платья, которые предназначались только для свадьбы. Чаще всего на свадебную церемонию невеста надевала свое самое лучшее платье. Оно могло быть даже темного цвета. На самом деле, как показывает история, невесты часто надевали свадебные платья темных тонов. Избегали всего нескольких цветов, таких как зеленый. Считалось, что этот цвет приносит неудачу. Очень популярным был голубой цвет, так как он был символом чистоты, благочестия и напрямую был связан с девой Марией. Кроме того, имел место и практический аспект. На платье темного цвета не были заметны пятна, он также помогал скрывать мелкие недостатки фигуры.

Начало истории белого платья

И хотя в истории есть примеры того, что еще в 1406 году невесты надевали на свадьбу белое платье , началом эпохи белого свадебного платья считается свадьба английской королевы Виктории с ее кузеном принцем Альбертом, которая состоялась в 1840 году. На свадьбе королева появилась в белоснежном свадебном платье. Ее роскошное белое платье стало примером для простого народа, который со временем подхватил эту традицию. Спустя почти десятилетие в одном из американских женских журналов было заявлено о том, что белый считается наиболее подходящим цветом для свадебного платья невесты.

С тех пор невесты, желавшие продемонстрировать всю свою роскошь и богатство, стали надевать белые свадебные платья, сшитые из множества различных тканей. Так как белый цвет было очень трудно получить и сохранить, такое свадебное платье могли позволить себе только богатые невесты. Но белые платья того времени очень отличались от современных платьев, так как тогда было трудно получить чистый белый цвет.

Двадцатый век

Начиная с 1901 года и заканчивая 1939 годом, свадебные платья стали более экстравагантными. Их стали украшать кружевом и жемчугом. И лишь с началом Первой мировой войны дизайн платьев стал проще. Исчезли вырезы в розочках и тугие корсеты. В 20-е годы вошли в моду укороченные варианты свадебных платьев. Кроме того, на свадебную моду того времени оказало влияние голливудское кино с его гламурными вечерними нарядами.

Мода на белые свадебные платья пошла на спад во времена Великой Депрессии, когда были тяжелые времена и большинство людей не могли тратить деньги на платье, которое можно было надеть только один раз. В это время невесты снова вернулись к традиции надевать на свадебную церемонию просто одно их своих лучших платьев, которое чаще всего было темного цвета. В результате экономического подъема во второй половине 20-х годов прошлого века белый цвет со временем снова стал популярным, о чем свидетельствует свадьба Грейс Келли, чье платье поистине стало свадебным платьем столетия.

В Китае, Индии и других восточных странах невесты часто надевают свадебные платья красного цвета или сочетания красного и белого, так как красный символизирует процветание и удачу. На японскую свадьбу невеста надевает разноцветное свадебное платье, как того требуют традиции.

Выходить замуж в розовом, лиловом, желтом и красном свадебном платье не считается чем-то новым и необычным в западной культуре. На протяжении столетий следующие моде невесты выходили замуж платьях разных цветов. И потом они могли надевать эти наряды еще не раз.

Во время Второй мировой войны невесты старались найти возможность пойти под венец в белом. Они брали платья напрокат или шили их сами из тюля, который висел на окнах.

В послевоенное время стали популярны свадебные платья в стиле балерины длиной до середины лодыжки. Эта модель пользовалась спросом у женщин, построивших себе карьеру. В это время стали популярными также свадебные платья, которые можно было надевать только под венец. Для других случаев они не годились. Позже, в 1960-1970-е годы свадебное платье стало выглядеть более стильно и менее традиционно, но все-таки осталось белым.

Современные тенденции

К счастью, современные невесты могут выбрать себе платье любого цвета, фасона и из любой ткани. И хотя стили и модели свадебных платьев могут быть разными, традиционный белый цвет и светлые тона остаются самыми популярными у невест всего мира. Сегодня белый цвет воспринимают не как символ богатства и роскоши, а как символ чистоты и непорочности.

Теперь, когда белый является наиболее популярным цветом для свадебного платья, надеть на свадебную церемонию платье какого-то другого цвета считается чем-то дерзким и крамольным. Ярким примером может служить свадебный наряд Диты фон Тис, когда она предстала перед публикой в пурпурном платье с корсетом от Вивьен Иствуд, или наряд певицы Гвен Стефании, представлявший собой двухцветное платье от Джона Гальяно. Отличились своими свадебными платьями в плане цвета также Энн Хэтэуэй, Джессика Билль и Риз Уизерспун. А когда известные миру дизайнеры свадебной моды Оскар де ла Рента и Вера Вонг представили миру свои новые коллекции цветных свадебных платьев, это посчитали проявлением радикализма в мире моды.

И все же невесты 21 столетия, которые становятся независимыми и выходят замуж в более зрелом возрасте, могут позволить себе любое понравившееся платье, независимо от его цвета, фасона и стиля.

В наше время многие русские девушки мечтают выйти замуж обязательно в пышном белом платье. А ведь эта традиция пришла к нам из Европы, и не так давно - в XIX веке. Раньше же русские девушки венчались в сарафане любого, но только не белого цвета.

Цвет чистоты и смерти

Во многих языческих цивилизациях белый цвет символизировал смерть. В Индии, где большая часть населения исповедует индуизм, белый остается цветом траура. До сих пор индианки, потерявшие близких, надевают белоснежное сари.

В культуре любой нации символизм цвета одеяния человека всегда играл важную роль. Так было и у русских. Например, в древности в славянском языке слово "красный" являлось синонимом красивого, а "белый" означало также чистый. В пантеоне славянских языческих богов присутствовал Белобог как олицетворение светлых сил.

Крестьяне «белой неделей» называли масленичные дни. Русские богатыри под кольчугу перед важным боем надевали белую рубаху, а купцы облачались в нее после бани, перед трудной и опасной дорогой. И делали они это на случай, если придется принять смерть: нужно встретить ее «чистыми», закончить свой жизненный путь подготовленными. И в этом смысле белое платье для невесты на славянской, русской свадьбе было самым неподходящим выбором.

Сарафан цвета солнца

Русские девушки сами шили себе одеяния к свадьбе, и обычно это были расшитые символичными оберегами рубахи и цветные сарафаны. Состоятельная девушка к знаменательному событию готовила себе три смены костюма. Первый был девический, обычный по крою и материалу, но самый лучший по исполнению - «девичий» сарафан розового, желтого, зеленого или голубого цвета. Второй, венчальный - сарафан из дорогих тканей, как правило, красный, малиновый или бордовый. Его расшивали жемчугом, отделывали золотыми нитями, а в северных краях - дорогими мехами. Головной убор, туфли, обручальное кольцо и свечи жених обычно присылал вместе с родовыми перстнями и ожерельями, которые невеста должна была надеть на венчание.

На второй день свадьбы в доме жениха девушка появлялась в третьем наряде - традиционно женском одеянии с соответствующим головным убором, символизирующем замужество, и с широким поясом на талии. При этом ткани для костюма брали горячих золотых, красных и коричневых оттенков, и лишь изредка черного цвета - цвета земли, от которой непосредственно зависела жизнь.

Королевская мода

Если белый - цвет смерти, то как появилась традиция облачаться на венчание в белое платье? Некоторые историки считают, что такую свадебную моду завела Анна Австрийская. Являясь представительницей знаменитого монаршего рода Габсбургов, Анна была дочерью испанского короля, а в то время, когда ее собирались выдать замуж за французского монарха Людовика XIII, Испания и Франция находились на грани войны. Анна не желала этого брака и откровенно боялась, что ее пребывание на чужбине окончится смертью, поэтому сама выбрала себе белое платье на свадьбу с Людовиком. Придворные расценили это как экстравагантный испанский вкус, ведь смуглая девушка в белом была безумно хороша и походила на пирожное.

А спустя два столетия, нарушив традиции, в белом платье вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского Александрина Виктория, королева Великобритании и Ирландии. Но это уже была дань моде – к тому времени в Европе заново открывали древнеримскую и древнегреческую культуру. Во всех благородных домах восхищались красотою и лаконичностью мраморных скульптур греков и римлян в длинных белых одеждах. Тогда еще археологи не подозревали, что статуи когда-то были раскрашены, и следы краски на них просто не сохранились.

После венчания английской королевы все ее подданные женского пола желали на собственной свадьбе быть обязательно в белом. Эта тенденция быстро распространилась по всей Европе, включая Россию. Поначалу в белых платьях выходили замуж только русские высокородные дворянки, проводившие всю свою жизнь в Европе. А потом, подражая им, и представительницы остальных сословий решили оставить надоедливый сарафан неграмотным крестьянкам. Было престижно и модно венчаться в церкви в длинном белом платье, если, конечно, у семьи невесты были деньги заказать его за границей или местным иностранным портнихам. И с той поры мало что изменилось.


Кипенно белое, классическое свадебное платье, море кружев, ленты, длинная, развевающаяся на ветру фата, скромный букетик в руках и радостная улыбка - современный стереотип невесты. Невозможно представить себе этот торжественный день без свадебной атрибутики, это стало целой индустрией. На белые свадебные платья мода меняется ежегодно, огромное количество дизайнеров соревнуются друг с другом, дабы сделать желанный образ счастливой красавицы ещё более прекрасным.


Уважаемые мои читатели!

На сайте представлена только ознакомительная информация для создания оригинального и красивого свадебного праздника. Я ничего не продаю;)

Где же купить? Найти и приобрести описанные в статьях аксессуары для торжества Вы можете в Cпециальных интернет магазинах где есть доставка по всей России

Пошив свадебного платья в древние времена

В средние века, да и позже, вплоть до конца XVIII века свадебное платье было прерогативой высшего сословия. Само платье стоило столько, что на эти деньги семья бедняка смогла бы прокормить своё многочисленное потомство на протяжении нескольких лет.

Одним из главных пунктов приданого невесты считалось подвенечное платье. Это произведение искусства шилось искусными мастерицами в течение многих месяцев, вначале подбирались богатые ткани, затем трудолюбивые швеи начинали свой нелёгкий труд и ночи напролёт при свете свечи корпели над этой красотой.

Когда платье было полностью сшито, начинался самый главный этап украшения наряда. Под зорким взглядом главной швеи работницы приступали к вышиванию золотом и драгоценными камнями.


На период работы девушек запирали в мастерской и вели строжайший учёт каждому камушку, каждый из них стоил огромных денег. На пошив свадебного платья обычно уходило около года ежедневного тяжёлого труда.

Кажется, что во все времена был обычай одевать на свадьбу белое платье, белый цвет - это символ невинности и чистоты, однако, разглядывая картины средневековых мастеров, можно заметить свадебные портреты, где прекрасная дама одета в красное.

Случайность, скажете вы, этакий изыск и субъективное видение художником романтического образа юной девы? О, нет, подвенечное платье и вправду было красным, расшитым золотом, многокилограммовым произведением искусства, в котором невеста могла разве что сидеть, столько килограммов жемчуга и золотых нитей было потрачено на отделку подвенечного наряда.
На Руси, белый считался цветом благолепия и святости, не зря Русь называли Белой, это название было полным синонимом Святой. Потому головной платок было принято носить белый, а свадебный сарафан, так же как и в Европе, был красным.

Белое платье в древние века

Углубимся в историю и вспомним Древнюю Грецию с её изысканностью и любовью к прекрасному. Белый был цветом жертвоприношения богам, никогда на алтаре не лежал чёрный барашек, именно белый цвет считался у эллинов символом смирения и поклонения. А ритуалом обмена кольцами во время сочетания браком мы должны быть благодарны именно древним грекам.

В белом в древние времена узников вели на эшафот. Белый цвет не привлекал женщин из-за своей простоты, свадьба должна была быть грандиозным зрелищем с обилием красок и блеска. Однако со временем, из-за охоты на ведьм и частых казней на площадях, красный цвет стал ассоциироваться с мантией палача и перестал быть свадебным аттрибутом.

К середине XVII века белое платье неожиданно стало траурным. В те времена вдовствующие королевы стали наряжаться в абсолютно белые платья, их даже прозвали "Белыми Дамами". По легенде первой, белое подвенечное платье одела Мария Стюарт, в память о своём мёртвом супруге.


Вся Европа была шокирована этим поступком, однако вскоре, всё чаще знатные дамы стали идти под венец в белых одеяниях.

В те времена вошёл в моду и чёрный цвет и на многих портретах можно увидеть невест в роскошных чёрных одеяниях, расшитых золотом. Чёрный и белый стали основными цветами свадебного торжества.


Венецианские дамы высшего сословия почти до XVII века считали чёрный цвет самым изысканным и предпочитали идти к алтарю в чёрных нарядах, траурным он стал в конце XVIII века и этот обычай остался во всей Европе по сей день.

Разноцветные свадебные платья

Раньше ткани делались однотонными, тогда не существовало технологии многоцветного раскрашивания и потому все узоры на платье наносились вручную, и лишь вторая половина XVIII века подарила миру радостное многоцветье. Дамы были без ума от новшеств и всё чаще отдавали предпочтение тканям с набивным узором, игнорируя устаревшую моду на тяжёлые расшитые наряды.

Подвенечное платье стало более демократичным и уже девушки из разных сословий могли позволить себе венчаться в праздничном уборе.

Настал XIX век полностью изменивший все традиции старины. Появилась мода на первый выход в свет юных красавиц, в честь которых устраивался грандиозный бал. Это было самым значимым событием в жизни, к этому празднику очень серьёзно готовились, в большинстве случаев на первом балу юные прелестницы находили себе супругов. Для бала шилось специальное платье белого цвета, довольно простого покроя, как бы с намёком на то, что молодость и красота не нуждается в лишних убранствах. Белый стал символом чистоты и невинности и уже в конце века подвенечное платье стало белым.


Весь прошлый век классический цвет свадебного платья не менялся, правда, иногда некоторые экстравагантные дамы, поражали и эпатировали публику невообразимыми яркими подвенечными платьями, но тенденцией это не стало.

XXI век внёс свои коррективы и всё чаще на модных показах замелькали свадебные платья цвета шампанского или спелого персика. Модельеры всё чаще экспериментируют с образом невесты и делают его оригинальнее, однако белый всё же был и остаётся любимой классикой, которую предпочитают миллионы счастливых девушек, стоящих на пороге новой жизни.

Многие невесты уверены в том, что белое свадебное платья — обычай из далекого прошлого и стереотип, который сложился давным-давно. Но тех девушек, которые не спешат к алтарю в белом наряде, мы разочаруем: история белого свадебного платья не такая и древняя — ей не более 200 лет. Конечно, единичные случаи были и раньше, но они никак не могли положить начало главной свадебной тенденции.

Почему невестам пришелся по душе именно белый цвет, а не какой-либо другой, и когда он превратился в классический для свадебного торжества — читайте дальше!

Европейские традиции

Белый цвет не всегда считался праздничным, больше того, он ассоциировался с трауром или скорбью, но ни в коем случае ни с чем радостным. Традиционными свадебными оттенками в Европе долгое время были красный и зеленый, изредка и другие. Соответственно, надеть белое подвенечное платье на свадьбу решались далеко немногие девушки.

Одной из первых неординарных и смелых невест в истории стала королева Франции Анна Бретонская, которая вышла замуж за Людовика XII в начале 15 века. А в 1613 году рискованный выбор сделала англо-шотландская принцесса Елизавета Стюарт, которая выбрала в честь своей свадьбы роскошное платье из бело-серебристой парчи со шлейфом и украшенное кружевом и бриллиантами.

В 19 веке отношение к белому цвету кардинально меняется: теперь одежду такого оттенка могут позволить себе богатые люди, так как стирка была на то время достаточно обременительной, а пятна на белом материале сильно заметны. Таким образом, белые свадебные платья теперь подчеркивают статус и происхождение невесты.

Несмотря на то, что в 1810 году белое свадебное платье выбирает вторая супруга Наполеона І Бонапарта Мария-Луиза Австрийская, настоящий прорыв в свадебной моде произойдет через 30 лет — в 1840 году, благодаря свадьбе королевы Великобритании Виктории и Альберта Саксен-Кобург-Готского и платью невесты со шлейфом более 5 метров, украшенном белыми цветами апельсина. Благодаря этому знаменательному событию многие английские невесты стали брать пример со своей королевы, а уже в 1853 году подтвердила статус белоснежного свадебного платья законодательница мод, жена Наполеона III графиня Евгения де Монтихо.


Обычаи на Руси

Согласно славянским свадебным обычаям, традиционным цветом платья невесты был красный, ведь издавна даже само название означало «нарядный» и «красивый». Но в честь свадьбы девушки надевали не только красные, а и зеленые платья — словом, самые лучшие свои наряды, которые были воплощением национального костюма.

Кроме того, на различных этапах богатого и многогранного обряда невеста меняла свои наряды. Например, для девичника она выбирала свое лучшее платье. Для венчания свадебный наряд — праздничная сорочка и юбка в пол или яркий сарафан поверх сорочки — дополнялся обувью и фатой, которые жених присылал дополнительно в шкатулке с обручальными кольцами и венчальными свечами. А после свадьбы молодая жена надевала «женское» платье с широким поясом по линии талии.

Согласно традициям, свадебный наряд будущая невеста шила самостоятельно. На это уходили месяцы, но чем богаче и искуснее было расшито платье, тем больше уверенности это придавало жениху, что из девушки будет хорошая хозяйка.

Невесты из богатых семей нередко дополняли свои свадебные наряды накидками на меху и расшитыми воротниками из жемчуга, а также украшали волосы венцами из камней и яркими лентами.

Современные тенденции

После Первой мировой войны белоснежное свадебное платье стало широко популярным в массовой моде, благодаря Коко Шанель. В межвоенный период мирная жизнь европейцев стала намного скромнее, и как следствие, именно благодаря мадмуазель Коко возник новый тренд — платье невесты белого цвета до колен и с длинным шлейфом, которое дополнялось традиционной фатой. А уже после 50-х годов прошлого века начинается пик развития свадебной моды: наряды невест становятся все более оригинальными, их шьют из шелка, атласа и роскошного кружева. Все чаще невесты выбирают платья приталенных силуэтов с обнаженными руками и плечами, а белый цвет уже по праву ассоциируется с праздничным и торжественным событием, символизируя при этом чистоту, нежность и глубокие чувства невесты к жениху.

Сейчас же все свадебные традиции достаточно условны, и цвет свадебного платья зависит от стиля праздника молодоженов и только тех тенденций, которым они следуют. Благодаря чему каждая свадьба неповторима и прекрасна!

Цвета свадебных платьев невест были разнообразны. Выбор был обусловлен народными приметами, связанными со днем свадьбы, поэтому на Красную горку девушки России действительно были огненно-красными в своих подвенечных нарядах. Считалось, что цвет платья «отгонял» злые взгляды, темные силы, отдалял девушку от прошлой жизни.

Подолы и рукава платья невесты должны были быть максимально длинными, чтобы тело невесты было закрыто. Однако это условие появилось не только из-за суждений о невинной и скромной семейной жизни. Считалось, что бедность и нужда угрожала семье молодых меньше, если у невесты будет меньше открытых частей платья.

Вход белого платья в историю

Мода на свадебные платья в Европе в основном была монотонной. Платья голубого и розового цветов еще вносили какое-то разнообразие, а вот темно-коричневые и черные наряды символизировали грядущую семейную жизнь, требующую экономии, бережливости и домовитости.


Так было до выхода замуж королевы Виктории. Этим она внесла разнообразие в свадебную церемонию, надев именно белое платье с огромным прекрасным шлейфом, который едва могли поддерживать 12 дочерей лордов. Наряд был расшит жемчугом, огненными рубинами, бриллиантами, являвшиеся своего рода символами любви, страсти, прочности отношений. Людей настолько впечатлил вид Виктории, что в конце XIX века именно белые наряды стали наиболее актуальными.

Прекрасная эпоха

Так изящно и празднично переходит XIX век в XX. В самом начале он несет в себе Le Belle Epoquе - Прекрасную Эпоху. Изысканность, нежность, обольстительность - все это присуще женщине начала века жестоких битв, сражений, восстаний. Благодаря тугому корсету силуэт остро выточен, а юбка, спускающаяся в виде цветка, придает еще большей строгости. Воротник полностью закрывает шею и грудь, декольте полностью отсутствует.

Неповторимость и экстравагантность

В 20-х годах по колено обрезает подол платья. В 30-х годах это становится все более актуальным. Радуются производители и обуви - их продукт становится все востребованнее, так как модницы подбирают их теперь и для свадебных нарядов.


Тенденции моды полностью соблюдены: у нарядов заниженная талия и бесформенный силуэт. Казалось бы, наряд полностью готов, но туда удачно проникают маленькие шляпки, идеально дополняющие фату.

В тяжелые годы…

Во времена войны свадебным платьем была одежда, которая находилась под рукой. Несладко пришлось не только людям, решившим сыграть свадьбу в военных условиях. Остальные тоже не особенно думали о красоте и актуальности нарядов, поэтому и люди, не воевавшие на фронте, редко отличались модными нарядами.

Поделиться: