Методическая разработка на тему: Мастер – класс для педагогов. Квест «От игры к правильной речи. Использование игровых приемов для развития связной речи у дошкольников. Дидактическая игра «Птички»

лиля колитенко
Квест как средство познавательного развития дошкольников

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру» , к себе и окружающим людям, ребенок стремится познавать новое . Именно эти составляющие лежат в основе познавательного развития воспитанников .

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко определены задачи :

развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации ;

формирование познавательных действий , становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие немыслимо без активности ребенка, поддерживать которую одна из задач современного педагога. Необходимо подбирать такие формы, средства и приемы работы , которые позволят ребенку быть лично вовлеченными в деятельность, помогут в становлении таких черт, как воображение, любознательность, развитие речи , формирование мышления и памяти. Наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира , для ребенка дошкольного возраста является игра.

Именно поэтому мы обратили свое внимание на использование в работе по познавательному развитию дошкольников такой формы игры как квест .

Что же такое квест ? В переводе с английского (Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений» . Это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными : активными, творческими, интеллектуальными.

В образовательном процессе квест - это проблемное задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи , поставленные педагогом. Это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность каждого участника. Квесты помогают отлично справляться с командообразованием, сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость. Идея игры проста – команды (одна или несколько, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи :

Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск , расширение кругозора, эрудиции.

Развивающая - развитие интереса , творческих способностей, воображения дошкольников , стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитательная - воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам :

1. Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребёнка, так как квест может применяться в работе с детьми, начиная уже с младшей группы.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов .

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста .

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

В зависимости от сюжета квесты могут быть :

Линейными, в которых игра построена по цепочке : разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

Штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

Кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест , но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Структура образовательного квеста может быть следующей :

Введение (в котором прописывается сюжет, роли) . Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду» , особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы» .

Задания (этапы игры, вопросы, ролевые задания) . В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.) . Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

Оценка (итоги, призы) .

Игроков сопровождает взрослый. Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

Педагогу, разрабатывающему квест , необходимо определить цели и задачи квеста ; целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста , написать сценарий; определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначить дату и заинтриговать участников.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Остановимся подробнее на структуре и содержании одного из квестов , разработанного для детей младшего дошкольного возраста .

Тема квеста – «Поиск исчезнувших страниц» .

Сюжет квеста – линейный .

Цель : развитие познавательного интереса детей через формирование сенсорных навыков

Задачи :

1. Образовательные :

Закреплять понятие детей об основных цветах, умение их различать и называть

Формировать умение определять название предмета, опираясь на обоняние.

Создать условия для закрепления знаний детьми сказок, через узнавание и называние персонажей.

2. Развивающее :

развивать зрительное восприятие детей, внимание, воображение

Формировать задатки логического мышления.

развивать речь , наблюдательность, мыслительную активность

Продолжать развивать умение детей понимать заданный вопрос.

3. Воспитательные :

Воспитывать интерес к литературным произведениям.

Способствовать сплочению детского коллектива, умению работать сообща

Воспитывать в детях радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной деятельности.

Квест – игра начинается в группе, где дети случайно находят новую книгу. Охотно соглашаясь прочесть ее содержание, рассмотреть иллюстрации, дети обнаруживают, что из книги пропало несколько страниц. В поиске ответа на вопрос, куда пропали страницы, на помощь детям приходит игровой персонаж мудрая ворона, роль которой на себя взяла воспитатель. Она рассказала, что нужно идти в сказочную страну искать подсказку, которую разорвал ветер на части, и разбросал по цветочным полянам, это и определило игровую «легенду» квеста . Для поддержки мотивации, игровой персонаж ворона «превращает» детей в сказочных героев и вручает карту-путеводитель, которая помогает определить путь продвижения и порядок выполнения заданий. Чтение карты происходит при непосредственном участии взрослого , где воспитатель помогает детям приобрести первоначальные умения пользоваться картой-схемой.

Следующей структурной частью стали непосредственно игровые задания , которые простроены таким образом, что игроки могут перейти к следующему заданию, только получив часть потерянной подсказки за правильно выполненное задание на данном этапе. Хочется отметить, что это и является отличительной особенностью квеста от игры-путешествия .

Все задания были подобраны в соответствии с возрастом детей и имели не только игровой характер, но и решали поставленные задачи, направленные на познавательное развитие . Содержание заданий было следующим : найти подсказку не в зеленом и не в красном домике, в коробочке с запахом апельсина, определив героев сказки «Репка» по тени и выложив их в нужной последовательности, найдя рисунок по заданному образцу.

Собрав все полученные подсказки вместе, дети увидели, что сложившийся пазл является фотографией одного из уголка группы, где условным обозначением отмечено место нахождения пропавших страниц. Проверив свое предположение, ребята обнаруживают пропажу. С помощью воспитателя собирают книгу и с большим удовольствием слушают продолжение сказки.

Идея квеста идеально подходит для дошкольников : дети сталкиваются с различными ситуациями или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как с ними справляться и в конце игры подходят к определенному результату.

Таким образом, правильно организованный квест – эффективное педагогическое средство , позволяющее решать задачи познавательного развития дошкольников .

Квест – это весело ! В такой игре даже взрослый активно включается в ту или иную роль, что уж там говорить о детях, они перевоплощаются в героев полностью.

Квест развивает ! Задачи квеста направлены на развитие логики , творческого мышления. Задания достаточно каверзные, но в то же время доступны для детей.

Квест сближает ! Командный дух и общая цель делает участников квеста ближе друг к другу .

Рецензенты:

Л.А.Григорович, к.п. н. г. Москва

М.А.Ковардакова, к. п. н. г. Ульяновск

В методическом пособии представлены технологии развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ.

Материал является результатом многолетней исследовательской деятельности педагогических коллективов Ульяновского социально-педагогического колледжа №1 и экспериментальных дошкольных учреждений по ТРИЗ и РТВ России, Беларуси и Украины.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Предлагаем педагогам образовательных учреждений разработанные нами технологии для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Пособие включает в себя:

Раздел 1 "Обучение детей созданию образных характеристик объектов", в котором представлены технологические цепочки, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 - 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор. Раздел 2 "Составление дошкольниками рифмованных текстов". Педагогическое воздействие для решения этой дидактической задачи организовано как последовательность творческих заданий. Данная технология развивает у детей способность к созданию рифмованных текстов. Раздел 3 "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине" представлен как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине. Раздел 4 "Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания" содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки различных типов.

Квест как форма организации образовательной деятельности в группе для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Учитель-логопед: Деева ОА

МБ ДОУ дс кв «Кирпичики»

Квест - это игровая педагогическая технология. Педагогами и психологами давно доказано, что хорошо организованная игра сама по себе - лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических сил. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.

В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах:

    полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение (амплификация) детского развития;

    построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

    поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

    возрастная адекватность дошкольного образования(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

Так же и принципы коррекционной системы обучения и воспитания детей определяют необходимость связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с общим недоразвитием речи, которые прямо или косвенно препятствует эффективной коррекции их речевой деятельности.

Поэтому образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для учителя-логопеда и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Квест (заимствование англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей)

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений, в том числе речевых умений.

Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, дидактической игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

Квест- технология имеет ряд особенностей:

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. учитель-логопед определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

По типу образовательных задач (классификация Б.Доджа и Т.Марча) квесты могут иметь следующие формы: перевод – создание рассказа по заданной теме; планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий; аналитическая задача – поиск и систематиза­ция информации; таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Все вышеперечисленные образовательные задачи могут решаться группой или индивидуально; быть как кра­ткосрочными – одно занятие, так и долго­срочными.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество речевых, интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт. Это может быть: решение ребусов, кроссвордов, головоломок; тематическое прохождение препятствий, и т.д.

Достоинства квестов для детей дошкольного возраста с ОНР:

    Позволяет логопеду выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.

    Квест дает возможность введения в игру разнообразных речевых заданий, а так же позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.

    Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

    Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.

    Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

    Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

    В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.

    В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.

«Поможем Снеговику!»

Цель : Формирование правильной устной речи с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.

Задачи

    Расширять представления о новогоднем празднике.

    Развивать связную речь.

    Стимулировать детей к речевым высказываниям

    Развивать умение следовать инструкции, ориентироваться в пространстве.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Упражнять в употреблении прилагательных к заданному существительному.

    Автоматизировать изолированное произношение звуков С, Ш, Х.

    Повышать групповую сплоченность, разучивать различные движения.

    Развивать конструктивные способности.

Интрументарий :

Для педагога : конверт с письмом; игрушки – ёж, заяц, снеговик, снежок; следы зайца; пуфы – снежные сугробы; картинно-графический план «Новый год».

Для детей: соедини по точкам «Ёлочка» на каждого ребенка; простой карандаш, цветные карандаши.

Ход квеста.

Дети находятся в приемной.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, к нам залетело письмо, давайте его прочитаем.

- Здравствуйте, ребята, совсем скоро наступит мой любимый праздник. Дедушка Мороз обещал мне подарок, если я смогу рассказать, как ребята в детском саду отмечали Новый год. Даже фотографии прислал, но я не знаю, что с ними делать. Помогите мне, пожалуйста, составить по картинкам рассказ. Уж очень мне хочется подарок. Найти меня вам поможет, мой колючий друг.

Спасибо, ваш Снеговик.

Воспитатель:

Ну что, дети, поможем Снеговику? Как вы думаете, кто нам поможет его найти? Кто у нас колючий? (ёжик).

Где мы найдем ёжика? (в лесу).

На чем мы можем добраться до леса? (предположения детей)

Нас много, предлагаю доехать до леса на автобусе. Занимайте свои места!

(Дети становятся парами, имитируя посадку в автобусе. Воспитатель водитель, в руках руль).

Ребята, когда наш автобус поедет, колеса у него начнут шуршать, давайте будем говорить – Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

(Воспитатель с детьми, «въезжают» в группу, которая оформлена как зимний лес.)

Ребята, вот мы и доехали. Где же наш ёжик? (Дети находят рядом с «норкой» игрушку - ёжика)

Воспитатель: (от имени ёжика)

Сам я не знаю, где найти снеговика, но точно знаю, кто сможет вам помочь. Но вы должны со мной поиграть. Я буду бросать снежок, тот, кто его поймает должен сказать, какая бывает зима.

(дети ловят «снежок» и подбирают прилагательные к слову зима)

Спасибо, вам ребята, вы молодцы. А найти снеговика вам поможет мой длинноухий и косоглазый друг, а мне пора в норку, спать ложиться.

(ёжик прячется под елку)

Воспитатель:

Ребята, как вы думает, кто же нам сможет помочь? (заяц)

Давайте его искать. (На полу разложены заячьи следы)

- Ой, смотрите, а вот и его следы. Давайте по ним пойдем.

Под кустиком дети находят игрушку – зайчика)

Воспитатель: (от имени зайца)

Ребята, куда это вы путь держите?

(дети рассказывают о помощи снеговику)

Я вам помогу, но сначала вы помогите мне. Я для дедушки Мороза нарисовал картинку, а снежинки в некоторых местах стерли его. Если вы правильно соедините точки на моем рисунке, тогда сами узнаете, где прячется Снеговик.

(Дети выполняют упражнение «соедини по точкам», воспитатель следит за осанкой и напоминает правила работы с карандашом)

Ребята, что я нарисовал дедушке Морозу? (ёлку)

Помогите мне сделать рисунок цветным. (Дети раскрашивают елочку, украшают её по желанию).

Спасибо вам ребята, побегу на почту – отправлю ваши рисунки. А вы теперь знаете, где прячется Снеговик.

(Заяц « прячется»)

Воспитатель:

Ребята, как вы думает, где же нам найти Снеговика? (около ёлки)

Ой, посмотрите, а чтобы до нее дойти нам надо через сугробы перелезть, а под ногами у нас снег будет хрустеть Х-Х-Х-Х

(дети переступают через пуфы-сугробы и произносят звук Х)

Дойдя до ёлки, находят снеговика

Воспитатель: (от имени снеговика)

Ребята, наконец-то вы пришли. Вы мне поможете? Вот фотографии дедушки Мороза, помогите, пожалуйста, составить мне рассказ – как дети справляли Новый год. Не забывайте, что стрелка обозначает слово-действие.

(Дети составляют рассказ по картинно-графическому плану «Новый год», авторы Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.)

Снеговик записывает рассказ детей.

Спасибо вам, ребята, побегу отправлю письмо дедушке Морозу. Теперь-то он мне точно подарок пришлет.

(Снеговик «убегает»)

Воспитатель:

Ребята, мы сделали хорошее или плохое дело? Кто помог нам найти Снеговика? Ой, дети, мы так далеко зашли в лес, что автобус до нас не доедет. Отсюда мы сможем уехать только на лыжах. Надеваем лыжи и поехали С-С-С-С-С.

(Дети имитируют бег на лыжах, произносят звук С.

Возвращаются в приемную)

Связная речь - это определенная последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую.
Имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной речи у детей до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, это обусловлено значимостью связной речи для социализации будущих школьников. Ведь развитие связной речи детей происходит постепенно и неразрывно связано с развитием творческой активности, воображения, мышления, деятельности и общения.

В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста развитие связной речи занимает немаловажную ступень. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». К поступлению ребенка в первый класс речь становится универсальным средством общения с окружающим миром, поэтому очень важно уметь выражать свои чувства, мысли, эмоции и желания.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как В.К. Воробьева, Т. Б. Филичива, Г. В. Чиркина, Е. В. Ушакова, Л. С. Волкова, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова.

Направления и методы коррекционного обучения детей выделяет Т.Б. Филичева. В работах А. В. Ястребовой мы можем увидеть методы, а так же приемы формирующие полноценную речевую деятельность. Содержание и методы по развитию прямой речи мы видим в работах С.А.Мироновой. Никашина Н.А. раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей. В. К. Воробьева разработала методику поэтапного фор-мирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана. С использованием моделей и схем Т.А. Ткаченко предлагает формировать навыки описательного рассказа. Обучение творческому рассказыванию нашло отражение в работах В. П. Глухова, Т. А. Сидорчука.

Мы хотим рассказать о некоторых играх и игровых приёмах, которые помогут развитию связной речи детей начиная с трех лет до семи.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

В возрасте 3-4 лет увеличивается не только объем общеупотребительных слов, но и возрастает способность к словотворчеству. Первоначально это явление выглядит как рифмование, затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл.
В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных. Дети пользуются диалогической формой речи. В этом возрасте для успешного развития связной речи используют приёмы: театрализованного представления, логоритмические упражнения, пальчиковые игры. Для успешного развития связной речи предлагаются игры с использованием народного творчество как источник, в котором можно найти материал, отвечающий как по содержанию, так и по форме требованиям, предъявляемым к произведениям для детей. Материалом для игр со словом, предназначенных малышам, и послужили в основном произведения народного творчества из книги Е. И. Тихеевой «Игры и занятия малых детей».

Предлагаем Вашему вниманию примеры дидактических игр по развитию речи младших дошкольников:

1. Дидактическая игра «Птички».

Цель игры: Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, активизировать речь детей.

Ход игры: Взрослый обращается к детям: «Послушайте новое стихотворение про птичек:

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

Кто хочет быть птичками? (Желающим взрослый надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад». Дети и взрослый произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.

2. Дидактическая игра «Курочка-рябушечка».

Цель игры: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию.

Ход игры: Взрослый показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Взрослый надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке взрослого:
— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры взрослый предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с взрослым, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» и т. д.

3. Дидактическая игра «Про сороку»

Цель игры: Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

Ход игры: Дети садятся напротив взрослого. Взрослый указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки («варит кашку»), приговаривая:

Слова:

Сорока, сорока,
Сорока - белобока
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор —
Кашу на стол.
Этому на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке.

Движения:

Взрослый и дети варят кашку» вместе. Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца. Большой палец не загибают. Обращается к большому пальцу.

Слова:

А этому ничего не дала.
Ты дров не таскал,
Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка —
Свари сам себе кашку.
Тут пень, тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.

При повторении игры взрослый предлагает детям помогать произносить потешку. После слов «этому» делает паузу, а дети заканчивают фразу: «на блюдечке», «в чашечке», «в мисочке».

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста

В возрасте 4-5 лет, при нормальном речевом развитии, детям доступно осмысление причинно-следственных отношений, употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Также, дети могут подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений, рассказывать невероятные истории. Часто дошкольники 4-5 лет активно сопровождают речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
И поэтому в этом возрасте большое внимание уделяется развитию описательного рассказа (рассказам-описаниям). Используют приемы мнемотехники: коллаж, мнемотаблица, мнемодорожка и др.

Предлагаем Вашему вниманию следующие дидактические игры:

1. «Странные рассказы» . Ребенку предлагают послушать один из коротких рассказов, например: «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»; «Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики для птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям стало снова весело»;
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощения для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
В качестве образца могут служить и поэтические произведения («Путаница» К. Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и многие другие). После прослушивания дети обычно анализируют произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.

2. Используя картинно-графический материал из пособия Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Моносовой.

  • Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку (рисунок 1).
  • Попросить дать имена изображенным на картинке детям.
  • Задать вопросы:

Кого кормят мама и дети?
- Как назвать этих птиц всех вместе?
- Каких птиц кормит мама? (Мама кормит домашних птиц.)
- Кто помогает маме? (Вова и Таня помогают маме.)
- Чем мама кормит гуся? (Мама кормит гуся горохом.)
- Чем Таня кормит курицу? (Таня кормит курицу зерном.)
- Чем Вова кормит утку? (Вова кормит утку кашей.)
- Какие помощники растут у мамы? (У мамы растут хорошие помощники.)

  • Предложить детям послушать получившийся рассказ.
  • Попросить детей пересказать рассказ по картинно-графическому плану (рисунок 2, 3, 4).

3. «Волшебный мешок»

Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

Оборудование: 8-10 различных фигурок, коробочка.

Содержание: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 - 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

В 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс формирования фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологичес-кий, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, М.Ф. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.). Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексикологическим и фонетическим характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов.

Предлагаем Вашему вниманию следующие дидактические игры

1. Дидактическая игра «Отгадай-ка»

Цель игры: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: Взрослый напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) взрослый кладет камешек на колени любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку.
В процессе игры взрослый следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет находится?» или: «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.
Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), «Железная, из прутиков, стоит па подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка), «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).

2. Дидактическая игра «Да —нет».

Цель игры: Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры: Взрослый сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Взрослый выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» — «Нет». «На стене?»— «Нет». «На потолке?» — «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» — «Да». «Лампочка?» — «Да».
Взяв на себя роль первого водящего, взрослый учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

3. Дидактическая игра «Подбери рифму»

Цель: учить детей подбирать рифму к звукосочетанию

Ход: водящий задаёт определённое звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним:
са-са-са - прилетела к нам …(оса), ща-ща-ща - мы нашли в траве … (клеща) и т.д.

Развитие связной речи детей подготовительной к школе группе

К подготовительной к школе группе ребенок свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют большой словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени формируется правильное звукопроизношение и готовность к звуковому анализу и синтезу. В связной речи отмечаются такие умея, как:
- пересказывание знакомой сказки, короткого текста, стихотворения;
- составление рассказа по картине и серии сюжетных картинок, рассказывание об увиденном или услышанном;
- спор, рассуждение, высказывание мнения, убеждение.
На занятиях по развитию связной речи в подготовительной группе особое внимание уделяется рассказыванию из личного опыта, рассказыванию по предложенному сюжету.

Предлагаем Вашему вниманию следующие дидактические игры, способствующие развитию творческой активности:

1. Логопедические сказки.

Для развития связной речи и лексико-грамматических категорий мы используем такой игровой приём как логопедические сказки(Е.Г. Карельская)
Ниже приводятся сказочная история. В процессе подобных речевых игр пополняется словарь дошкольника, активизируется его воображение, мыслительная деятельность и память. История (сказка) сначала озвучивается взрослым, а затем - самим ребёнком. При этом используются игрушки, фланелеграф, сюжетные картинки, теневой и пальчиковый театры.

Сказка «Красавица, рыцарь и чудовище»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были красавица принцесса, храбрый рыцарь, брат принцессы, и страшное чудовище.
Принцесса, как и полагалось, жила в башне, рыцарь, - в замке, а чудовище - в болоте.
А ещё в этом царстве-государстве жил бедный пастух, который очень любим принцессу, но не мог даже мечтать о том, что когда-нибудь она станет его женой.
Каждый год король, отец принцессы, устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал всех претендентов и давал им задания, которые надо было быстро и верно выполнить. Но, то ли задания были слишком трудные, то ли женихи - глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал. Кого-то за неправильные ответы заточили в подвал башни, иных женихов рыцарь победил на турнире, и те с позором были выдворены за пределы государства. А некоторых бедолаг забрало в плен чудовище.
И вот настал день, когда ни в самом государстве, ни за его пределами не осталось ни одного потенциального жениха для принцессы.… Один пастух только был жив-здоров и ещё гулял на свободе. И решил он попытать своё счастье.
Взрослый спрашивает у ребёнка: «Ты хочешь, чтобы пастух взял принцессу себе в жёны? Тогда давай поможем ему выполнить задания короля».

Первое задание. О чём из трёх предметов: башне, замке или болоте можно сказать:
холоднЫЙ; мрачнАЯ; ужаснОЕ; страшнЫЙ; дальнЕЕ; неприступнЫЙ; холоднОЕ; тёмнАЯ; страшнОЕ; высокАЯ; мрачнЫЙ: неприступнАЯ; мрачнОЕ; ужаснЫЙ; страшАЯ; гнилОЕ; холоднАЯ; непроходимОЕ.

Второе задание. О ком из персонажей сказки: рыцаре, принцессе или чудовище можно сказать:
жестокИЙ; злАЯ; суровОЕ; гордЫЙ; бессердечнАЯ; холоднАЯ; злОЕ; суровЫЙ; гордАЯ; бессердечнОЕ; жестокОЕ; злОЙ; суровАЯ; гордОЕ; бессердечнЫЙ;
Конечно же, в итоге, пастух должен одержать победу и ответить на все вопросы короля (с помощью ребёнка)!
Кто при этом ОГОРЧИЛАСЯ? И почему?
ОГОРЧИЛОСЬ? Это о ком? Почему?
А кто ОБРАДОВАЛАСЬ? И почему?
(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку.)

2. Дидактическая игра «Расскажи - не ошибись».

Цель: подобрать слово с противоположным значением. Объяснить свой выбор. Составить с союзом а предложение, в котором будут объединены оба антонима.

Пример: храбрость. Во дворе на котенка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Храбрость; добрый; тупой (нож); веселый; длинный; старый (диван); грязно; темно; легко; быстро; покупать; открывать; молодой; толстый.

3. Дидактическая игра: «Найди ошибку».

Цель: найти и подробно объяснить, в чем ошибочность предложенного выска-зывания.

Ручеек шире реки. Муравейник выше дома. Тигр слабее кошки. Черепаха ползет быстрее змеи. Самолет движется медленнее машины. Луна ярче солнца. Трехэтажный дом ниже одноэтажного. У зайца ушей больше, чем у медведя. Туча ниже деревьев. Стол квадратнее окна. Стул деревяннее тумбочки. У Кати кукол больше, чем игрушек. Петя собрал поганок больше, чем грибов. В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира. Папа моложе сына, но старше дедушки.

Список литературы:

  1. Бардышева Т. Ю, Моносова Е. Н. : «Методические рекомендации к наглядно - дидактическому пособию «Обучение связной речи детей 4-5 лет» Картинно-графические планы рассказов». ООО «Издательство «Скрипторий 2003»
  2. Воробьева В. К. : Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.2006
  3. Глухов В. П. : Из опыта логопедической работы по форми-рованию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на за-нятиях по обучению рассказыванию// Дефектология. — 1994.
  4. Е.Г. Карельская « Растим говорунов » изд. «Дрофа» М. 2007
  5. Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. Л., 1934.
  6. Ткаченко Т. Д. : «Логические упражнения для развития речи». Альбом дошкольника. — 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Книголюб, 2005. - 56 с.
  7. Филичева Т. Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М., 1999.
  8. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвити?ем речи. Воспитание и обучение. — М., 1999.
  9. Филичева Т. Е., Чиркина Г. В. : Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.,1993. - Ч. I, II.
Поделиться: