Конспект нод средняя группа по развитию речи. Конспект НОД по речевому развитию с детьми средней группы Тема "Поможем Светофору" Образовательные области: "Речевое развитие" "Познавательное развитие" "Физическое развитие" "Социально – коммуникативное". В к

Цель: развивать и совершенствовать диалогическую речь у детей, грамотно вести диалог.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Интегративные цели:

  • ОО «Речевое развитие» развивать речь, внимание, фонематический слух; развивать связную речь детей; учить составлять описательные рассказы, описательные рассказы по картинкам. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. Закреплять умение детей использовать в речи слова - обобщения. Закреплять умение подбирать прилагательные к существительному;
  • ОО «познавательное развитие» закрепить знания детей о животных, насекомых; систематизировать представления детей о признаках осени, об изменениях происходящих в живой природе и неживой природе;
  • ОО «Социально-коммуникативное развитие» формировать умение детей не перебивая выслушивать друг друга, воспитывать дружеские отношения в детском коллективе, любовь к природе.

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбома «Дикие животные»
  • Дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?».
  • Беседы о осени.
  • Чтение художественной литературы о животных.

Материалы: листочки желтые, оранжевые, красные, дерево, картинки мнемотаблица «Осень», мячик, солнышко, 12 прищепок, игра «Назови одним словом», ноутбук, презентация.

Методы и приемы обучения:

  • наглядны мнемотаблица «Осень», рассматривание демонстрационного, дидактического материала),
  • словесные (вопросы, беседа, объяснение, педагогическая оценка),
  • практические (дидактические игры, опорные карточки).

Ход НОД

Мотивация

Воспитатель : - Какое сейчас время года? (осень)

Воспитатель : - А вы хотите вернуться в золотую осень? – Давайте скажем волшебные слова: «Ветерок нас закружи в золотую осень нас перенеси».

Воспитатель : - Посмотрите, посреди поляны стоит дерево без листочков.

Все деревья нарядные, а ему грустно.

Воспитатель : - Ребята, для того чтобы на дереве появились листочки нужно выполнить задания, давайте найдем листочек № 1, а в пути нам будет светить солнышко.

Листочек № 1. (желтый)

Воспитатель : - Ребята, набежала тучка и спрятала от нас солнечные лучики. Нам нужно их найти. Давайте ласково назовем солнышко и лучики появятся: - какое солнышко? (дети : ласковое, большое, красное, лучистое, осеннее, теплое, желтое, согревающее, освещающее, доброе, улыбчивое, яркое, сверкающее).

Интерактивная технология : «Цепочка» дети берут в руки желтые прищепки, передают друг другу «солнечный» диск и закрепляют лучи, подбирая к существительному «Солнце» прилагательные.

Воспитатель : - Вот какое теплое солнышко, давайте погреемся на солнышке.

Интерактивная технология : здоровьесбережение – самомассаж.

Солнышко согрело нам ручки (растирают ручки) .
Солнышко согрело нам щечки. (растирают щечки) .
Солнышко согрело нам ножки. (растирают ножки) .
Солнышко согрело нам носик. (растирают носик) .

Согрелись. А теперь давайте повесим на дерево первый листочек. (дети вешают).

На дереве появляется 1 желтый листок.

Воспитатель : - Ребята, давайте найдем второй листочек. Дети ищут Листочек № 2.

Воспитатель : Он нам предлагает поиграть в игру «Назови детенышей»

Интерактивная технология «Хоровод» (с мячом)

Д/игра «Назови ласково?»

Воспитатель : - Ребята, в лесу живет много разных животных я буду называть вам животного, а вы мне ответите как можно назвать ласково этого животного.

1. Лиса - лисенок,
2. Волк - волчонок,
3. Медведь - медвежонок,
4. Белка - бельчонок,
5. Ззаяц - зайчонок,
6. Еж - ежонок
7. Кабан – кабанчик
8. Лось - лосенок
9. Барсук - барсучонок
10. Рысь - рысенок
11. Хомяк - хомячок
12. Мышь - мышонок

Молодцы!

На дереве появляется 2 красный листок.

Воспитатель : - Ребята, давайте найдем третий листочек с заданием.

Листочек № 3 нам предлагает поиграть в игру. Д/игра «Назови одним словом».

Воспитатель : - Ребята, возьмите по одному листочку. А теперь найдите у кого одинаковые листочки. (Дети делятся на пары).

Воспитатель : - Ребята, возьмите конверты с заданием. Присаживайтесь за стол чтобы выполнить задание.

Интерактивная технология «Работа в группах». Цель: формировать умение классифицировать предметы.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Мотивационный

Нужно найти предметы которые у вас на картинке.

Дети принимают предложенную ситуацию

2.Организационный

Предлагаю вам разделиться на пары. Возьмите по конверту (Оранжевые, красные, желтые листочки)

Дети делятся на группы с помощью парных листочков.

3.Деятельностный

Договоритесь, кто будет озвучивать ответ, называя слово, помещайте листочек на ветку.

Дети общаются, подбирают картинки, каждая группа дает ответ.

4.Заключительный

Вы правильно подобрали предметы. На дереве появилось много листочков.

Дети проговаривают.

1. Воробей, ворона, дятел - птицы;

2. Бабочка, комар, божья коровка, пчела - насекомые;

3. Клен, береза, ель, дуб - деревья;

4. Бархатцы, ромашка, подснежник, роза - цветы;

5. Крыжовник, клубника, малина, смородина - ягоды.

6. Мухомор, лисичка, рыжик, опята – грибы.

На дереве появляется 4 оранжевый листок.

Ребята, а сейчас мы немножко отдохнем.

Физкультминутка.

«Осень»
Ходит осень по дорожке (ходьба на месте)
Промочила в лужках ножки (трясем ножками)
Ходит осень, бродит осень (хлопаем ладонями по ногам)
Ветер с клена листья сбросил (качаем руками над головой)
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (хлопаем в ладоши)

Воспитатель : - Ребята, давайте найдем четвертый листочек с заданием.

Листочек № 4 предлагает нам назвать признаки осени, а поможет нам таблица.

Дети садятся на стульчики, составляют рассказ по картине с помощью мнетаблицы.

Воспитатель : - Какие признаки осени вы знаете?

«Наступила осень. Солнце меньше греет. Идет дождь. Люди ходят под зонтиками. Листья пожелтели и опали. Перелетные птицы улетают на юг».

(Дети по одному подходят к ноутбуку нажимают кнопку еsc появляется картинка и ребенок называет признак осени. Дети берут осенние листочки и вешают на дерево).

Воспитатель : - Мы составили рассказ об осени. А кто хочет рассказать сам полностью. (Ребенок рассказывает рассказ опираясь на мнетаблицу и вешает листочек на дерево).

Воспитатель : - Ребята, полюбуйтесь каким красивым стало наше дерево. Ему тоже радостно стоять на полянке. А дерево дарит вам листочки, они помогут вспомнить рассказ об осени, и рассказать его родителям. Воспитатель: - нам пора возвращаться в детский сад.

Ребята, давайте скажем волшебные слова:

«Ветерок нас закружи в детский сад нас верни» (дети кружатся).

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»;

Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию;

Продолжать развивать у детей эмоциональное восприятие текста;

Продолжать развивать умение отгадывать загадки;

Способствовать формирование дружеских взаимоотношений и взаимовыручки.

Задачи по интегрируемым областям:

Социально-коммуникативное развитие

Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки. Побуждать включаться в игровой образ. Формировать навыки сотрудничества, способствовать формированию чувства дружбы и коллективизма.

Речевое развитие

Формировать диалогическую речь. Продолжать развивать артикуляционные аппараты, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, к русскому фольклору, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

Физическое развитие

Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.

Развивающая среда:

Иллюстрации, записи звуков леса, природы, разрезные картинки

Предварительная работа:

Рассказывание русских народных сказок;

Рассматривание сказочных иллюстраций. Рассматривание книг в книжном уголке.

Отгадывание загадок о животных.

Рисование любимых героев из сказок

Словарная работа:

Кот, котик, коток-серый лобок, кот- Котофеич; петух, петушок, Петенька, петушок-золотой гребешок; лиса, лисичка, лисонька, Лиса-Патрикеевна, плутовка, лисичка-сестричка, гусли. Смелый, добрый, глупый, хитрая.

Ход занятия:

I часть – вводная.

Ребята, я хотела сегодня отправиться вместе с вами в путешествие. Но сначала я хочу спросить у вас, а вы любите сказки?

Ответы детей.

Отрывки из сказок:

    «Посадил дед…

Выросла она большая пребольшая… » («Репка»)

    «… Сел медведь на крышу, да и раздавил его,

Еле успели все звери из него выскочить… » («Теремок»)

    «… Вдруг навстречу ему лиса «Здравствуй, дружок! Какой ты хорошенький» А он ей сразу песенку петь… » («Колобок»)

    «… Подслушал это волк, выждал, когда коза ушла,

    «… Лечит маленьких детей. Лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит.

Добрый доктор….. («Айболит»)

«Яблонька, скажи, куда гуси полетели? » («Гуси – лебеди»)

II часть – основная:

Молодцы, ребята, много вы знаете сказок. Давайте отправимся в путешествие к героям одной сказки. Чтобы нам встретиться с ними, нужно будет пройти по лесной тропинке, через ручей, и по кочкам через болото! (звучат звуки леса, пение птиц, дети проходят по тропинке, перепрыгивают через ленту, прыгают из обруча в обруч на 2-х ногах и останавливаются около избушки).

Ребята, мы с вами вышли на лесную поляну к избушке. Хотите узнать, кто же в ней живет в этой избушке?

Дети садятся на стульчики.

Сказки вы знаете хорошо, а чтобы узнать, кто же живет в избушке, попробуйте отгадать загадки!

Загадывание загадок:

    Шубка полосатая, мордочка усатая

Часто умывается, а с водой не знается. (Кот)

    Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный (Петух)

    Рыжая головка, хитрая плутовка.

Хвост пушистый – краса,

Кто же это… (Лиса)

Какие вы ребята молодцы, отгадали все загадки. Все эти животные герои одной интересной русской народной сказки, которую я вам сейчас расскажу, а называется это сказка «Кот, петух и лиса». Чтение детям сказки, с использованием иллюстраций. После чтения проводится беседа по сказке.

Как называется сказка?

Назовите героев этой сказки?

Куда рано утром уходил кот?

Что наказывал петушку котик, когда уходил на охоту?

Как лиса выманивала петушка?

Что кричал петушок котику, когда его схватила лиса

Почему? (Он боялся лису).

Как кот помог петушку?

Как заканчивается сказка?

Физкультурная минутка:

Утром лисонька проснулась

Лапкой правой потянулась

Лапкой левой потянулась

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

А потом их все разжала.

Вытираться лапкой стала

Ручки, ножки и бока

Вот какая красота!

Ребята, котик и петушок принесли вам подарки, весёлые картинки.

А лиса плутовка махнула своим хвостом и все перемешала их.

У меня остались картинки, надо собрать по образцу и отгадать, кто же изображен на них.

Дидактическая игра: «Собери по образцу картинку»

III часть – заключительная:

Ребята, скажите мне с какой, русской народной сказкой вы сегодня познакомились?

А чему вас учит эта сказка?

Что небезопасно уходить из дома с незнакомыми, чужими людьми. А ещё учит нас дружить, как кот и петух.

А что больше всего понравилось?

Что вам запомнилось?

Молодцы, ребята, очень внимательно слушали сказку, ответили на все вопросы. Вы были как настоящие артисты. В следующий раз вы мне сами расскажите и покажите эту сказку. А теперь мы вернемся из сказки обратно в нашу группу, а собой возьмем игру с разрезными картинками, чтобы в группе еще раз в нее поиграть!

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, песни поет и кота ждет.

Бежала как-то лиса, услыхала, как петух песни поет, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку.

Петушок выглянул, а она его - цап-царап - схватила и понесла.

Петушок напугался, закричал:

Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было силы, отнял петушка и принес его домой.

На другой день собирается кот на охоту и говорит петушку:

Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.

Ушел кот, а Петя-петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку - сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку.

Петушок слушает и не выглядывает. Лиса бросила в окошко горсть гороху. Петушок горох склевал, а в окно не выглядывает. Лиса и говорит:

Что это, Петя, какой ты гордый стал? Смотри, сколько у меня гороху, куда же мне его девать?

Петя выглянул, а лиса его - цап-царап - схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:

Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.

На третий день собирается кот на охоту и говорит:

Смотри, Петя, я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь - не услышу. Не слушай лису, не выглядывай в окошко, а то она тебя съест и косточек твоих не оставит.

Ушел кот на охоту, а Петя-петушок все в избушке прибрал, пол чисто подмел, на жердочку вскочил и сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком, песенку поет. А Петя-петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу! За тем и торопилась. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли; один мешок худой был, все пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому. Из окна видать, вот погляди.

Петушок поверил, выглянул, а она его - цап-царап - схватила и понесла. Как петушок ни плакал, как ни кричал - не слыхал его кот, и унесла лиса петушка к себе домой.

Приходит кот домой, а петушка-то и нет. Погоревал, погоревал кот - делать нечего. Надо идти выручать товарища - наверное, его лиса утащила.

Пошел кот вначале на базар, купил там себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку - гусли. Настоящий музыкант стал.

Идет кот по лесу, играет в гусельки и поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки,

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Звери в лесу дивятся - откуда у нас такой музыкант появился? А кот ходит, поет, а сам все лисий дом высматривает.

И увидел он избушку, заглянул в окошко, а там лиса печку топит. Вот котя-ко-ток встал на крылечко, ударил в струнушки и запел:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть некогда - блины печет. Посылает она свою дочку Чучелку:

Ступай, Чучелка, посмотри, кто меня там зовет.

Чучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок. А сам опять играет и поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Слышит лиса, кто-то ее вызывает, а отойти от печки не может - блины сгорят. Посылает другую дочку - Подчучелку:

Ступай, Подчучелка, посмотри, кто меня там зовет.

Подчучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок, а сам опять поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Самой лисе нельзя от печи уйти и послать некого - один петушок остался. Собиралась она его щипать да жарить. И говорит лиса петушку:

Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да скорей возвращайся!

Петя-петушок выскочил на крыльцо, а кот бросил коробок, схватил петушка да понесся домой что было мочи.

С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним и не показывается.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе

«В гостях у бабушки»

Цель: расширение лексического запаса по теме «Домашние животные». Задачи:

Образовательные задачи:

1. Закреплять названия домашних животных.

2. Формировать умение составлять рассказ по образцу воспитателя с опорой на модели.

3. Формировать умение правильно изменять слова по формам, употреблять существительные в различных падежах.

4. Продолжать учить подбирать слова – действия.

5. Продолжать учить отвечать полным предложением.

Развивающие задачи:

1. Развивать фонематический слух, зрительное, слуховое восприятие, память, мышление.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать умение охотно вступать в речевое общение с окружающими.

2. Воспитывать любовь к домашним животным.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, умение слушать товарища.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: ноутбук, ширма; макет деревенского домика с двором; колобок; куклы от настольного театра – бабушка, внучка Машенька; игрушки – домашние животные (собака, корова, лошадь, овца, кошка).

Раздаточный материал: картинки с изображением замка, молока, телеги, клубка шерсти, мышки,модели для рассказывания (грусть, печаль, веселье, радость).

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие»

Словарная работа : домашние животные, слова – действия (лает, грызёт, прыгает, играет, кусается, рычит, мычит, пасётся, жуёт, скачет, ржёт, блеет и т.д.).

Методические приемы: вопросы, пальчиковая игра, беседа, использование художественного слова.

Предварительная работа: проведение совместной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Для чего нам нужны домашние животные»; беседы, рассматривание иллюстраций по теме;

Д/и «Скажи ласково», «Один - много», «Кого не стало?», «Угадай по голосу», «У кого кто?», «Найди маму», «Кто что ест?», «Кто что делает?»; - отгадывание загадок;

Чтение художественной литературы (Сказки: «Волк и козлята» обработка А. Н. Толстого, «Зимовье» обработка И. Соколова - Микитова, «Бычок – черный бочок, белые копытца» обработка М. Булатова).

Ход совместной деятельности

Предлагаю детям встать в круг и взяться за руки.

Воспитатель: Доброе утро, ребятки!

Слова «доброе утро» всем радость несут. Нам все отвечают, доброго утра и здоровья желают. Я вам желаю, чтобы сегодняшний день принёс вам много радости, новых знаний и чтобы вы сегодня обязательно чему-нибудь научились. Давайте пожмем, друг другу руки, улыбнёмся друг другу и поделимся своим хорошим настроением.

Предлагаю детям сесть на стульчики.

Ребята, к нам сегодня пришёл гость из сказки, а чтобы узнать кто это, вы должны отгадать загадку:

На сметане мешен,

На окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок,

Кто же это?

Ребята, а вы помните, кто испёк Колобка?

Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости к бабушке в сказку. Хотите?

А поможет нам в этом Колобок. Он нам скажет волшебные слова, которые помогут оказаться в сказке.

Глазки все закройте.

Колобок: Раз, два, три – сказка оживи! (Воспитатель убирает ширму, за которой на столе находится макет деревенского домика с двором).

Воспитатель: Ребята, открывайте глазки! Посмотрите, как вы думаете, где мы с вами оказались?

Конечно в деревне, где стоит дом, в доме есть труба. А мы с вами знаем чистоговорку про трубу. Давайте её вспомним.

Ба-ба-ба - вот труба.

Как же нам войти в дом.

Давайте постучим в домик.

(пальчиковая гимнастика – постучать кулачком одной руки об ладошку другой, затем поменять руки).

Выходит бабушка, здоровается с ребятами.

Многие люди живут в городе, а бабушка живёт в деревне, а к ней в гости приезжает внучка Машенька. У бабушки есть животные, за которыми она ухаживает. Какие животные могут жить у бабушки в деревне?

Как их можно назвать?

Эти животные дома живут,

Домашними их потому и зовут.

Мы их укрываем в тепле от мороза,

Их кормим и поим, коль надо стрижём,

Их ласково гладим, всегда бережём.

Эти животные домашние. Бабушка за ними ухаживает. А как мы ухаживаем за домашними животными?

Ребята, а для чего человеку домашние животные? Почему он за ними ухаживает?

Дети, бабушка для вас приготовила загадки. Если вы их отгадаете, узнаете, кто же живёт у неё во дворе?

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живёт под крылечком, а хвост колечком?

Что делает собака?

А теперь найдите подходящую картинку, для чего бабушке нужна собака (замок - охраняет).

Сено день и ночь жуёт, много молока даёт?

Что делает корова?

Найдите подходящую картинку, для чего бабушке нужна корова?

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принёс

Воду, сено и овёс?

Что делает лошадь?

А теперь найдите подходящую картинку, для чего бабушке лошадь?

Ходят модницы за речкой –

Кудри белые колечком.

А зимой из их кудряшек

Бабушка носочки вяжет?

Что делает овечка?

А теперь найдите подходящую картинку, для чего бабушке овечка?

Я умею чисто мыться не водой, а языком.

Мяу! Как мне часто снится блюдце с тёплым молоком.

Что делает кошка?

А теперь найдите подходящую картинку, для чего бабушке кошка?

Физминутка: Телёнок.

Бу-бу, я рогатый.

Бу-бу, я хвостатый.

Бу-бу, я ушастый.

Бу-бу, очень страшный.

Бу-бу, забодаю.

Ребята, как вы думаете, кого больше всего любит внучка Машенька?

Верно. Она любит приезжать к бабушке и играть с котёнком.

Ребята, давайте Машеньку научим играть в пальчиковую игру, которую мы знаем про котёнка.

Пальчиковая игра «Шёл один я по дорожке».

Шел один я по дорожке,

Шли со мной мои две ножки,

Вдруг на встречу три мышонка,

Ой, мы видели котенка!

У него четыре лапки,

На лапках - острые царапки,

Один, два, три, четыре, пять,

Нужно быстро убегать!

Играем сначала левой рукой, затем правой, затем двумя руками.

А хотите, я расскажу историю, которая произошла с внучкой Машенькой?

Слушайте внимательно.

У девочки Машеньки был котёнок, звали его Пушок. Однажды Машенька гуляла с ним, и Пушок потерялся. Пришла Маша с прогулки грустная. Стала Маша звать Пушка: «Кис-кис-кис». Вдруг за дверью кто-то замяукал: «Мяу-мяу-мяу». Открыла Маша дверь, а это Пушок вернулся. Маша очень обрадовалась.

Понравилась вам история?

А теперь ответьте на вопросы:

Как зовут котёнка?

Куда пошли Маша с Пушком?

Что случилось с котёнком?

Как Маша звала котёнка?

Как Маша узнала, что котёнок нашёлся?

А сейчас я ещё раз расскажу историю, а потом вы будете рассказывать.

Какое настроение было у Маши, когда Пушок потерялся?

Покажите, как грустила Маша.

А когда котенок вернулся?

Покажите, как она обрадовалась.

А мы сейчас с вами поиграем с котёнком. Я буду начинать, а вы заканчивать предложение.

У меня есть…

У меня нет…

Я дам молока…

Я вижу…

Я играю с …

Я думаю о …

Молодцы, ребята! А теперь нам пора из сказки возвращаться в детский сад. А поможет нам в этом опять Колобок. Глазки все мы закрываем, в детский садик попадаем.

Рефлексия: Ребята, мы сегодня побывали в гостях у бабушки в деревне. Давайте мы с вами встанем в круг и расскажем Колобку, что нам понравилось, что мы узнали нового.

Дети встают в круг и берутся за руки.

Доброе утро!

Дети жмут друг - другу руки, улыбаются.

Садятся на стульчики.

Это Колобок.

Колобка испекла бабушка.

Хотим.

Дети закрывают глаза.

Дети открывают глаза.

В деревне.

Ба-ба-ба - вот труба.

Бы-бы-бы – идёт дым из трубы.

Надо постучать в дом.

Пальчиковая гимнастика – стучат кулачком одной руки об ладошку другой, затем меняют руки.

Здравствуй, бабушка.

Собака, корова, лошадь, овца, кошка.

Это домашние животные

Дети называю животных, чьи голоса слышат.

Кормим, поим, убираем за ними, расчёсываем шерсть.

Потому что все домашние животные приносят пользу.

Это собака.

Собака лает, грызёт, играет, прыгает, кусается, рычит, ест, охраняет.

Дети подбирают соответствующую картинку с изображением замка.

Это корова.

Она ест, жуёт, мычит, пасётся.

молока.

Это лошадь.

Лошадь бегает, пасётся, скачет, ржёт, жуёт.

Дети находят соответствующую картинку с изображением телеги – возит грузы.

Это овечка.

Овечка гуляет, пасётся, блеет, жуёт.

Дети находят соответствующую картинку с изображением клубка шерсти.

Это кошка.

Кошка лакает, ласкается, играет, ловит, охотится, ест, мурлыкает.

Дети находят соответствующую картинку с изображением мышки.

2 прыжка, «рожки» из пальчиков.

2 прыжка, «хвостик» из рук за спиной.

2 прыжка, «ушки» из ладошек.

2 прыжка, топают.

2 прыжка, «бодаются».

Я думаю, что Машенька больше всего любит котенка.

Показывают один пальчик,
показывают два пальчика,

показывает три пальчика,
хлопают себя ладошками по щечкам и как бы качают ладошками голову,
показывают четыре пальчика,
царапают ноготками поверхность того что под рукой,
на каждый счет показывают соответствующее число пальчиков,
двумя пальчиками, указательным и средним, убегают по поверхности.
Играют сначала левой рукой, затем правой, затем двумя руками.

Хотим.

Понравилась.

Котенка зовут Пушок.

Маша с Пушком ходили гулять.

Котенок потерялся.

Маша звала котенка: «Кис-кис-кис».

Котенок замяукал.

(Рассказывание детьми по моделям).

Настроение у Маши было грустное, печальное.

Когда котенок вернулся, настроение у Маши стало весёлое, радостное.

Котенок.

Котенка.

Котенку.

Котенка.

Котенком.

Котенке.

Дети передают по кругу Колобка и говорят, что им понравилось, какое у них настроение после занятия.

Программное содержание :

1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.

2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

4. Закреплять умение разгадывать загадки.

5. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Малыш» города Невинномысска

Конспект открытого НОД по речевому развитию с средней группе

«Лесное путешествие»

Воспитатель МБДОУ № 1

Зеленюк В. В.

г. Невинномысск

Конспект открытого НОД по речевому развитию в средней группе «Лесное путешествие»

Программное содержание :

1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.

2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

4. Закреплять умение разгадывать загадки.

5. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: Познавательно-речевое, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Материал: осенние листочки , мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка), картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк, заяц).

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель:

Собрались все дети в круг, (дети встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг (руки к груди, протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел листочек, а на нем что-то написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?

(ответы детей)

Двигательное упражнение «Осень».

Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)

Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками, как крылышками)

Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)

Первым снежком принакрылась земля (плавно опускаем ручки вниз)

Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе (разводим руками перед собой)

Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке. (по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?

Появляется сова

Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?

(ответы детей)

Сова: Кто я?

(ответы детей)

Сова: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика?

Дети: з-з-з-з

Сова: песенку жука?

Дети: ж-ж-ж-ж

Сова: ветра?

Дети: ш-ш-ш-ш,

Сова: водички?

Дети: с-с-с-с

Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! До свидания, дети.

Дети: До свидания, сова!

Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!

Дети: Здравствуй, белочка!

Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: "Назови, одним словом"

Белочка: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза

Дети: насекомые;

Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр

Дети: деревья;

Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка

Дети: птицы;

Белочка: брусника, земляника, малина, смородина

Дети: ягоды;

Белочка: ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек

Дети: цветы;

Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Дети: животные

Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"

Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие

Дети: лапищи.

Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя - большой

Дети: носище.

Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие

Дети: глазищи.

Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!

Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! До свидания!

Дети: До свидания!

По группе разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивания).

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через лужи и пролезая под бревнами.

Смотрите, пенёчки! Давайте сядем, отдохнём.

А кто это там выглядывает? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: А почему ты прячешься?

Зайчик: Я боюсь.

Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать мячик, а вы в ответ называть слово ласково и бросать мячик мне!

Дидактическая игра "Назови ласково"

гриб – грибочек, лист - листочек, ветка - веточка, куст - кустик, ягода - ягодка, трава - травка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек, облако- облачко.

Словесная игра "Большой - маленький?"

Лиса - лисёнок, волк - волчонок, медведь - медвежонок,
белка - бельчонок, ёж – ежонок, тигр – тигренок, слон – слоненок, лев – львенок, заяц – зайчонок, мышь – мышонок.

Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть! Счастливого пути!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за комочек лежит под елкой?

(ответы детей)

Ёжик: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

(лиса)

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…

(белочка)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(ёж)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

(медведь)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(заяц)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

(волк)

Ежик: Молодцы! Много знаете!

Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое, ёжик за игру, но нам пора прощаться. До свидания, ёжик!

Ёжик: До свидания, ребята!

Воспитатель: Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул... (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Воспитатель: Ну вот, ребята, нам пора в детский сад. Скажите, где мы гуляли?

(ответы детей)

Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?

(ответы детей)

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

С кем вам больше всего понравилось играть?

(ответы детей).


МБДОУ муниципального образования "Город Архангельск" "Детский сад №154 комбинированного вида "Колобок"

Конспект НОД по речевому развитию с детьми средней группы Тема "Поможем Светофору"

Образовательные области: "Речевое развитие" "Познавательное развитие" "Физическое развитие" "Социально – коммуникативное"

воспитатель

высшей квалификационной категории

Горяева М.Б.

Цель:

Развивать речевую активность дошкольников среднего возраста через обучение составлению описательного рассказа.

Задачи:

I . Образовательные :

1. Продолжать знакомить детей с дорожными знаками, их назначением, с сигналами светофора.

2. Расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Дорожные знаки», выделяя и называя качество (цвет, форма) и особенности рисунка на знаках.

II . Развивающие :

1. Развивать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме.

2. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, воображения, умения отгадывать загадки.

3. Содействовать развитию образного восприятия дорожных знаков.

4. Развивать познавательный интерес через организацию и создание игровых и проблемных ситуаций.

5. Упражнять детей в умениях обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, звукоподражание.

III . Воспитательные :

1. Воспитывать дисциплинированность и чувство ответственности на дороге;
2. Воспитывать усидчивость, умение слушать сверстников.

Словарная работа: светофор, сигналы, дорожный знак, транспорт, проезжая часть, тротуар, пассажир, пешеход.

Дидактический материал: модель светофора, картинки – дорожные знаки, план – схема для составления рассказов, маски зверей

Технические средства: модель автобуса, музыкальный центр, 2 магнитных мольберта, ширма, елка

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие»

Предварительная работа:

Беседы о правилах дорожного движения: «Путешествие по городу», «Дорожные знаки», «Как переходить улицу», «Дети на тротуаре», «Светофор – наш лучший друг».

Разучивание стихов, подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Красный, жёлтый, зелёный», «Собери светофор» «Автобус». Рассматривание альбомов, книг по правилам дорожного движения. Просмотр мультфильмов: «Уроки тётушки совы».

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Стёпа - милиционер», А. Богданович « Пешеходу – малышу», Р. Бабина «Занимательная дорожная азбука», В. Берестов «Про машину», О. Тарутин «Пешеход», И. Имре «Ходи по улице с умом», «Машины на нашей улице» и другие.

Используемые методы:

1. Словесный (диалог, вопросы, ответы, художественное слово, загадки, поощрение)

2. Наглядный (картинки – дорожные знаки, план - схема)

3. Игровой (сюрпризный момент – введение в тему, поездка на автобусе, превращение в дорожный знак)

4. Метод практического действия (п/и «Будь внимательным», игра – инсценировка «На лесной полянке»)

План проведения НОД «Поможем Светофору»:

1 часть - Организационный момент: (2 мин.) Введение детей в тему: сюрпризный момент: появление Светофора, желание детей помочь ему.

2 часть – Познавательно – игровая: (6 мин.) Поездка на автобусе, игра «Доскажи словечко», отгадывание загадок о дорожных знаках.

3 часть – Практическая (6 мин.) Составление детьми рассказов о дорожных знаках от их имени.

4 часть – Заключительная (6 мин.) Подведение итогов, вручение подарков детям. Игра – инсценировка «На лесной полянке»

I часть (организационная)

Дети в группе играют самостоятельно. Воспитатель обращает внимание, что кто-то жалуется:

Ой, ой, ой! Помогите, меня быстрее почините!

Дети подходят к светофору, рассматривают. На нем кружки заклеены белыми кружками.

Воспитатель: - Ребята, что это?

Дети: - Светофор!

Воспитатель: - А что же с ним произошло? Посмотрите, пожалуйста!

Дети рассказывают, что огоньки не горят.

Воспитатель: - Что же, ребята, может произойти, если светофор не будет мигать, как положено?

Дети: - На дорогах будут аварии, будут гибнуть люди…

Воспитатель: - Ой, ребята, а тут записка лежит. Светофор написал, что его заколдовала злая волшебница Помеха. Что же будем делать? (ответы детей).

Воспитатель: - Правильно, ребята, надо ему помочь, расколдовать его. Для этого надо выполнить несколько заданий. После каждого выполненного задания один огонечек будет открываться. Ну что, в путь? Мы отправимся в путь на автобусе, и по дороге будем выполнять 1 задание.

II часть (познавательно – игровая)

Стоит автобус и знак «Автобусная остановка»

Воспитатель: - А где, ребята, останавливается автобус? (На остановке.)

Воспитатель: - А как нам её найти? (По знаку, где нарисован автобус). Как называется этот знак? («Автобусная остановка»)

Воспитатель: - Молодцы! Занимайте места в автобусе. Кто управляет транспортом? Как называется человек, который едет в автобусе? Как называются люди, идущие по улице?

Ребята, пока мы едем, мы выполним 1 задание - «Доскажи словечко». Я начну фразу, а вы попробуете ее закончить.

Если свет зажегся красный, -

Значит двигаться (опасно)

Красный свет – прохода (нет)

Желтый свет – предупрежденье,

Жди сигнала для (движенья)

Желтый свет твердит без слов:

«К переходу будь (готов) »

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь (открыт) »

Увидал зеленый свет –

Проходи препятствий (нет).

Воспитатель: - А вот мы и приехали. 1 задание вы выполнили отлично. Давайте попробуем открыть верхний кружок. Вот, получилось. Какого цвета этот круг? О чем он нам говорит? Посмотрите, ребята, вот здесь еще 1 конверт. Откроем его? Сколько здесь дорожных знаков. Ребята, на улицах много разных дорожных знаков . Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет свое название. Дорожные знаки рассказывают о том, какая дорога , как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Вы знакомы с этими знаками, поэтому я предлагаю вам их рассмотреть и назвать их.

Для детей на магнитной доске выкладываются знаки после отгадывания загадки:

«Пешеходный переход»

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

«Пункт медицинской помощи»

Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут.
Помощь первую окажут,
Где лечиться дальше, скажут

«Пункт питания»

Коли вам нужна еда,
То пожалуйте сюда.
Эй, шофер, внимание!
Скоро пункт питания!

«Осторожно, дети»

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете –

В этом месте ходят дети.

«Движение пешеходов запрещено»

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!

«Велосипедная дорожка»

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте дети,

Только на велосипеде.

«Движение на велосипеде запрещено»

Знак запомните, друзья,

И родители, и дети:

Там, где он висит, нельзя

Ездить на велосипеде.

Воспитатель: - Мы с вами выполнили 2 задание. Попробуем открыть 2 окошко. Вот и это открылось. Какого цвета? Что обозначает желтый огонек? Но наш светофор еще не расколдован. Значит, нас ждет еще одно задание. Чтобы нам его выполнить, надо размяться. Приготовьтесь.

Игра «Будь внимательным»

Перейти через дорогу

Вам на улицах всегда

И подскажут и помогут

Говорящие цвета. (Воспитатель поочередно показывает кружки 3 цветов)

Красный свет вам скажет: «Нет!»-

Сдержано и строго. - Вы присядите.

Желтый свет дает совет

Подождать немного. - Вы стоите.

А зеленый свет горит:

«Проходите», - говорит. - Вы маршируете.

III часть (практическая)

Воспитатель: - Присаживайтесь на стульчики. Ребята, а я знаю, как расколдовать светофор. Для этого необходимо превратиться в любой дорожный знак и рассказать о нем. В этом нам поможет этот план. (На доске вывешивается план – схема) Рассматриваем с детьми, дети комментируют по плану.

1. Форма: круг, квадрат, треугольник ; 2. Цвет: синий, красный ; 3. В середине: форма и цвет фигуры . 4.Что изображено: карандаш ; 5. Как называется знак?: ?

Воспитатель: дает детям образец рассказа от своего имени.

Я сейчас превращусь в выбранный мною знак. Помогите мне сказать заклинание: «Злой Помехи не боюсь! В знак дорожный превращусь!» Я знак прямоугольной формы синего цвета. В середине квадрат белого цвета. В нём нарисован человек, который идет по «Пешеходной дорожке». Как я называюсь?

Воспитатель: - Кто хочет превратиться в дорожный знак и рассказать о себе? Вызываю 1 ребенка за ширму, где лежат на столе знаки. Он выбирает знак, говорит заклинание с помощью воспитателя и детей и составляет рассказ от собственного имени, т.е. от знака.) Другие дети, выслушав рассказ – описание, – отгадывают, что это за знак.

Заслушиваем 3-4 рассказа.

IV часть (заключительная)

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Как точно вы рассказывали о знаках, мы сразу же догадывались, что это за знак. Давайте попробуем открыть 3 окошко. Какого цвета? О чем говорит этот цвет? Смотрите, ребята, наш Светофор расколдован. И он может работать. Спасибо вам за то, что вы помогли ему. Не дали случиться беде на дороге. Вы многое знаете, и я спокойна, вы сами не будете нарушать правила дорожного движения и, думаю, другим тоже не дадите их нарушать. В благодарность за помощь Светофор прислал вам новую игру по правилам дорожного движения. В свободное время мы рассмотрим ее, познакомимся с правилами.

Вам понравилось сегодня помогать светофору? Вы теперь знаете, что самый главный на дороге? А вы, ребята, хотите узнать интересную историю, которая произошла на лесной полянке?

Игра – инсценировка «На лесной полянке». Дети – исполнители ролей уходят за ширму, надевают шапочки зверей, перед зрителями ставится елка.

В лесу, где все без правил

Ходили до сих пор,

Однажды появился

Дорожный светофор.

Откуда-то с дороги

Принес его медведь .

И звери прибежали

На технику смотреть.

И первым начал ежик:

Какая ерунда!

Нужны для светофора

И ток, и провода.

А если он не будет

Как следует гореть

То нам на эту штуку

Не стоит и смотреть.

Я с ежиком согласен! -

Сказал, зевая волк.

А если б он работал,

Какой в нем был бы толк!

Когда гоню я зайца,

Мне просто смысла нет

Бежать на свет зеленый

Стоять на красный свет!

И я, - сказал зайчишка ,

Когда уже бегу,

Следить за светофором,

Простите, не могу!

У нас, - лиса сказала,

Порядки здесь свои,

И нам на перекрестке

Не нужен пост ГАИ!

Мне тоже он не нужен!

Сказал из норки крот .

Я сам себе пророю

Подземный переход!

Услышав под собою

Разумные слова

А я вообще летаю! -

Прогукала сова .

И мне совсем не нужно

На красный свет глядеть,

Когда я перекресток

Могу перелететь.

Осталось все, как было.

Шумит дремучий бор

И прислонился к елке

Дорожный светофор.

Дети:

Но мы с тобой не зайцы,

Не волки, не кроты

Все ходят на работу

И в садик ходишь ты.

А мимо мчат машины,

Стальные муравьи,

И нам на перекрестках

Нужны посты ГАИ.

Они нам помогают

Нас учат с малых лет

Шагать на свет зеленый,

Стоять на красный свет!

Ведущий: Вот такая история произошла в лесу. Так нужен ли Светофор в лесу? А в городе? И мы все обязательно будем внимательно следить за его сигналами.

Дети кланяются и уходят!

Поделиться: