Конспект занятия по художественному труду в старшей группе. Конспект занятия по художественному труду в подготовительной группе. Животные крайнего Севера. Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах

Учебно-методические пособия раскрывают систему работы с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни на занятиях по художественному труду и в самостоятельной творческой деятельности. Содержание занятий спроектировано в соответствии с задачами общего развития детей на основе интеграции эстетической, познавательной, игровой деятельности. Все предложенные занятия "вписаны" в целостный учебно-воспитательный процесс: на прогулках и экскурсиях дети знакомятся с материалами и готовят их к работе, на занятиях по изодеятельности и конструированию осваивают основные способы и технические умения; на занятиях по художественному труду создают оригинальные изделия - "красивые и полезные", имеющие практическую значимость (сувениры, предметы интерьера, игрушки и игровые атрибуты); в игровой деятельности широко используют изделия, созданные своими руками. В пособиях приведены конкретные рекомендации по работе педагога с семьей в целях трудового, нравственного и творческого развития детей с учетом возрастных возможностей, гендерных особенностей, индивидуальных способностей. Даны иллюстрации, схемы, выкройки.

Подробное описание

Художественный труд доступен во всей своей прелести и уникальности даже детям дошкольного возраста. Попробуем разобраться, в чем заключается уникальность.

Во-первых, художественный труд - это продуктивная деятельность, в которой ребенок создаёт конкретный продукт (самый настоящий и потому так радующий) - лепит пирожок или пряник, мастерит открытку или мячик, плетет закладку или коврики т.д. Множество важных дел наполняют его жизнь эмоционально значимыми событиями, создают поле для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми.

Во-вторых, художественный труд - это орудийная деятельность, в которой ребенок использует конкретные орудия (тоже самые настоящие и поэтому наполняющие гордостью от своей «взрослости» и умелости) - вырезывает ножницами , делает надрезы или срезы ножом, придает форму с помощью стеки, прокалывает отверстия с помощью дырокола или трубочки, палочки. В этом случае рука начинает выполнять важнейшую роль «орудия орудий» - становится умной и многоопытной.

В-третьих, художественный труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием на уровне подлинного творчества. Ребенок исследует особенности и различные свойства разнообразных материалов - бумагу, ткань, нитки, фольгу, соленое и сдобное тесто, глину, осенние листья и всевозможные плоды (овощи, фрукты, семена). Он учится видоизменять и преобразовывать. Причем делает это осмысленно. Деятельность обретает мотив и цель, становится управляемой. В результате получается вполне конкретный продукт. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота в их единстве и гармоничной согласованности.

В-четвертых, художественный труд - это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание, моделирование и т.д. И множество известных нам изделий - калачи и блины, баранки и сушки, корзины и коврики, горшки и кувшины, шляпы и фартуки... - изобретено в древнейшие времена.

Вот почему содержание занятий художественным трудом в средней группе выстроено на материале народной культуры и носит название «Веселая ярмарка».

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского педагогический колледж «Медведково»

План - конспект занятия по художественному труду

в старшей возрастной группе «Паук в паутине»

Выполнила: воспитатель

Шалимова Ольга Владимировна

Москва - 2016

Тема занятия «Паук в паутине»

Кол-во детей: 18

Нетрадиционные техники : раздвижение бумаги.

Цель: познакомить с новой техникой- раздвижения, закрепить представления о свойствах бумаги. Воспитывать эстетическое отношение к насекомым и окружающей природе, через их изображение в нетрадиционной технике аппликации.

Оборудование:

Демонстрационное:

Иллюстрации пауков, пауки в природе.

Раздаточное:

Квадраты цветного картона с трафаретом паутины

Цветная бумага чёрного цвета

Нарисованный на картоне шаблон паучка

Ножницы

Клей – карандаш

Чёрный фломастер

Сценарий конспекта.

1. Организационный момент.

Ход занятия:

Приём заинтересованности.

Воспитатель :

Ребята, сейчас я хочу рассказать вам одну историю.

Жил-был на свете маленький паучок. Его звали «Кроха». Паучок сплел себе красивую паутинку под березовым листочком. Там он и спал, там встречал своих друзей. А крона березы спасала его дом от дождя. Но вот однажды на лес налетел ураган. Паучок чуть не погиб, так как паутинка его порвалась, и он едва удержался за ее край. Кроху бросало из стороны в сторону до тех пор, пока не прекратился ветер. Без сил паучок упал на ветку березы. Он остался без домика, и начавшийся дождь его промочил насквозь.

Я думаю, паучку нужно помочь, свить красивую паутинку и позвать других паучков в гости.

Как вы с этим, согласны, ребята?

Ответы детей:

Проверка оборудования:

Воспитатель:

А давайте с вами проверим, всё ли у нас для этого готово?

(перечисление материалов лежащих на столе)

2. Основная часть.

Рассматривание образца:

Воспитатель:

Сейчас давайте рассмотрим паучка, который получился у меня. Кто может описать паучка: из каких деталей от сделан, сколько у него лапок, какой формы туловище, какого цвета бумагу нужно взять для лапок, туловища, глаз?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, чтобы одновременно получилось много ножек, как надо сложить цветную бумагу?

Дети: Гармошкой. (Ответ сопровождается показом)

Воспитатель: А как сделать глаза паука?

Дети: Нужно полоску оранжевой и черной бумаги сложить пополам, чтобы получился квадрат. А затем, закругляя углы у квадрата вырезать круги. (Ответ сопровождается показом)

Конспект занятия по художественному труду в средней группе.

«Снежинки из бумаги»

Программное содержание:

Учить детей создавать изображения предметов способом смятия бумаги, правильно составлять изображение круглой формы посредством последовательного уменьшения формы, располагая изображение в центре листа.

Совершенствовать умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывая готовые формы, прижимать детали салфеткой. Развивать ориентировку на листе бумаги, зрительное внимание, тонкую зрительную дифференциацию (большой – меньше - самый маленький).

Развивать и активизировать кинестетический канал восприятия посредством выполнения объемной аппликации, осязательную чувствительность.

Активизировать у детей словарный запас, обозначение размеров бумаги, предмета.

Воспитывать у детей аккуратность при выполнении задания.

Коррекционная работа: Развитие у ребенка бинокулярного зрения, зрительного соотношения предметов по форме.

Демонстрационный материал: снег, снеговик, салфетки, аудиозапись, ватман, цветные карандаши.

Раздаточный материал: листы белой бумаги (большой, маленький, еще меньше), кассета с музыкальным сопровождением, разноцветный картон с набрызгами снега, фломастеры (черный, оранжевый и розовый), розеточки, кисточки, салфетки, клеёночки, (по количеству детей), волшебная снежинка.

Предварительная работа: беседа и рассматривание с детьми иллюстраций о зиме.

Методы: рассматривание, обследование, слушание.

Приемы: игровой, уточнение, напоминание, поощрение.

Ход занятия .

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «С неба- звездой, на ладошку- водой». Дети отгадывают: «Снег».

Воспитатель:

Дети, скажите, а в какое время года бывает снег?

Дети:

Зимой.

Дети проходят к столу, на котором стоит тарелка со снегом, накрытая салфеткой.

Воспитатель:

А что это там за сюрприз? Давайте посмотрим, дети.

Воспитатель снимает салфетку с тарелки.

Воспитатель:

А что же это такое?

Дети:

Снег!

Воспитатель:

А какой он?

Дети:

Белый! Пушистый

Воспитатель:

Дети, давайте возьмем снег на ладошки и немножко подержим.

Дети берут снег в ладошки.

Воспитатель:

Ой! Что с ним случилось?

Дети:

Снег растаял

Воспитатель:

А почему он тает?

Дети:

Он боится тепла и от тепла тает. Какой стал снег? (липкий)

Дети вытирают руки салфетками.

Воспитатель:

Дети, а что можно слепить из липкого снега?

Дети:

Снеговика

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?

Воспитатель открывает Снеговика, прикрытого белой тканью.

Дети здороваются со Снеговиком.

Воспитатель:

Это Снеговик, который живет в нашем детском саду.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что Снеговик не веселый, а грустный и спрашивает у Снеговика:

Что у тебя случилось, почему ты такой грустный?

Снеговик:

Ко мне из леса пришли друзья-снеговики и все от тепла растаяли…

Воспитатель:

Ребята, как же помочь Снеговику, чтобы ему в нашем детском саду стало весело?

Дети:

Нужно помочь ему найти друзей.

Воспитатель:

Правильно, дети! Давайте сделаем Снеговику много друзей, и ему станет веселее с друзьями. А из чего мы можем сделать снеговиков? Правильно, из снега? А где наш снег? Ой, он испугался тепла и растаял. Но мы можем сделать Снеговиков из бумаги. Посмотрите, что это за волшебный сундучок у Снеговика?

Дети рассматривают сундук, а когда открывают его, то видят там белые листы бумаги.

Воспитатель:

Так здесь же листы бумаги. Вот из нее мы и будем делать Снеговиков.

Воспитатель выкладывает на стол три листа бумаги и спрашивает детей, чем они отличаются друг от друга. Воспитатель:

Правильно, размерами. Первый - большой, второй- поменьше, третий – самый маленький.

Воспитатель показывает детям образец Снеговика и говорит:

Вот мы и будем сейчас делать вот такого Снеговика. А из каких частей он состоит? Правильно, из трех комочков снега и ведерка. А чтобы получились такие комочки, нужно вот так смять листы бумаги.

Воспитатель показывает поэтапность изготовления комочков Снеговика.

Воспитатель:

Выкладываем комочки на фоне бумаги, которая вам больше всего понравилась. Сначала выкладываем большой комок внизу листа на белом пушистом снегу - это ноги, поменьше – это туловище, а самый маленький- это голова, на которую мы наденем ведерко. Все это мы должны аккуратно приклеить. Набираем аккуратно на кисточку клей, лишний клей мы убираем, придавливая кисточку к краешку розеточки. Намазываем сначала большой комочек и выкладываем его внизу листа на снегу, легонько придавливаем. Потом намазываем остальные комочки и ведерко и так же аккуратно приклеиваем их к листу бумаги. Вот и получился у нас Снеговик. А чего еще не хватает у него на голове?

Дети:

Глаз, рта, носа

Воспитатель:

Правильно. Их мы можем нарисовать фломастерами. Глаза- черные угольки, розовые щечки, красный рот и нос морковкой! Вы хотите сделать такого Снеговика?

Дети:
- Да!

Воспитатель предлагает детям выбрать фон, на котором они будут располагать Снеговика для того, чтобы он получился веселым.

Дети приступают к выполнению задания.

Физкультминутка «Игра в снежки», гимнастика для глаз «Проследи за снежинкой».

Во время работы воспитатель следит за правильным расположением комков снега и наклеиванием их на лист. После выполнения работ предлагает детям показать своих Снеговиков гостю, чтобы ему стало весело и он никогда не был грустным в нашем детском саду.

Заключительная часть. Ребята, что понравилось вам на занятии?

(ответы детей) Что было для вас сложным, трудным?

Что можно построить для наших снеговиков в группе? (горку из модулей, строительного материала, участок для прогулки) Дети идут строить


Г. Мурманска

Дом детского творчества имени А. Торцева

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по художественному труду

для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Составили:

методист I квалификационной категории

ПДО I квалификационной категории

Тема. Путешествуем по Африке.

Цель. Обогащение знаний детей об Африке. Закрепление приобретенных навыков: силуэтное вырезывание, складывание бумаги гармошкой, составление из полученных деталей композиции.

Расширить знания детей о материке Африка и некоторых ее обитателях. Обогатить словарь детей словами: глобус, материк, Африка, саванна, тукан. Закрепить с детьми умение сгибать бумагу гармошкой на полоски 1см, соединять детали щелевым способом. Закрепить навыки силуэтного вырезывания. Продолжать развивать мелкую мускулатуру рук. Поощрять творческий подход у детей при оформлении работы.

Оборудование и материалы: глобус; ПК, монитор (TV или интерактивная доска); презентация к занятию; бумажные тарелочки; гуашь синего цвета, зубные щетки, заготовки по количеству детей: полоски зеленого цвета 3х21см, 3х2,5см и 1х5см нарисованы лапы; листья пальмы, изготовленные из зеленых салфеток; полоска зеленого или коричневого цвета 2,5х14,5см для ствола пальмы; клей; кисточки; ножницы; картинки для раскрашивания с изображением жирафа, птицы и бабочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Кабинет оформлен в виде острова: стоит макет пальмы, возле пальмы стоит макет жирафа, на классной доске по диагонали наклеен силуэт реки, лежит в воде крокодил, в углу доски изображения дюн и пирамиды, на полу лежат цветы, бабочки. На экран выведен первый слайд презентации «Путешествие по Африке» (приложение 1). Дети стоят у входа в кабинет вокруг глобуса, который держит педагог.

Преподаватель:

Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие по Африке! Посмотрите на глобус – макет нашей планеты – вот где находится Африка! А название Африка материк получил, как полагают ученые, от имени племени, которое раньше там жило и называлось афригами.

Ну что, хотите отправиться в путешествие? (да!)

Дети кружатся вокруг своей оси, педагог произносит «волшебные» слова:

Глобус верчу, кручу

С ребятами в Африку попасть хочу!

Вот мы и в Африке! (все проходят в кабинет, демонстрируется слайд 2) Как много здесь интересного! Давайте прогуляемся по материку. Африка – самый жаркий континент на планете! (демонстрируется слайд 3) В Африке находится самая длинная река в мире – Нил. (демонстрация слайда 4) А еще в Африке находятся пустыни и знаменитые пирамиды и самая известная – пирамида Хеопса (демонстрируется слайд 5).

На африканском континенте живут самые крупные сухопутные животные: африканские слоны (слайд 6) и жирафы (слайд 7). Попробуйте отгадать, кто еще живет в Африке (дети отгадывают загадки, на мониторе появляется фотография загаданного животного – слайды 8,9,10,11, 12).

Чёрно-белая тельняшка

Очень нравится коняшке.

В Африке живёт моряк,

Звать лошадку эту как?........(Зебра)

Я живу в глубоком Ниле.

Целый день лежу я в иле.

С виду очень непригож,

Некрасив и толстокож,

Глазки маленькие очень,

Ушки тоже, между прочим,

Но зато огромный рот

Кто я дети?.......................(Бегемот)

Длинноногий, горделивый,

Важный и неторопливый.

Шею длинную он носит,

И листву, как траву «косит».

Кто ответит, будет прав –

Это дядюшка………………..(Жираф)

Вот лежит в воде давно

Все зеленое бревно:

Любит Африканский Нил

Наш зубастый…………….(Крокодил)

Дверь скрипит иль кто хохочет?

Испугать меня он хочет?

Кто такой ты? Не пугай!

Догадались? ... (Попугай)

Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно! Вот мы и прогулялись по Африке.

Ребята, а давайте мы с вами сделаем поделку, которую назовем «Вот какая Африка!»? (да) Отлично!

Собрались животные на берегу Нила, попить воды, искупаться, а я их сфотографировала! (показ готовой поделки, приложение 2).

Предлагаю начать работу с оформления фона нашей поделки (поэтапное изготовление поделки показано в приложении 3). Кто скажет, каким способом затонирована тарелочка? А кто вспомнит, как делается набрызг?

Что растет на берегу Нила? Правильно, пальма, трава. Пока тарелочка сохнет, приступаем к изготовлению пальмы.

Сначала мы оформим ствол – скрутим длинную полоску в трубочку.

Педагог показывает, как выполнить ствол пальмы.

На ствол пальмы за один край приклеиваем листья. На конце трубочки делаем небольшие надрезы.

Педагог показывает, как наклеить листья и сделать надрезы.

Готовую пальму наклеиваем на тарелку. Из салфеток или обрезков зеленой бумаги можно сделать траву.

Теперь приступаем к конструированию крокодила:

1. Одну сторону широкой полоски заужаем, срезав углы – это будет туловище крокодила. Готовую полоску собираем в гармошку шириной 1 см.

Чтобы сделать голову, складываем заготовку пополам и срезаем два угла у края, где раскрывается деталь. Наклеиваем готовые детали зубов, глаз, рисуем ноздри.

Лапы вырезаем из узкой полоски по разметке. Приклеиваем голову и лапы к туловищу. Приклеиваем готового крокодила на тарелку.

ДИНАМИЧНАЯ ПАУЗА Физкультминутка «АФРИКА»

Толстокожий бегемот. (Руки в сторону, шагаем вперевалку).

А за ним, не зная лени.

Скачут быстрые олени. (Прыжки на месте, изображаем рога)

Хоть вода с песком и глиной,

Пьет жираф тут с шеей длинной (Наклоны вперед, руки вниз, изобразить шею жирафа).

У реки, зарывшись в ил,

Дремлет грозный крокодил. (Присесть, руки вперед, движения рук врозь-вместе, изображать пасть крокодила)

Мы его узнали,

Быстро убежали (Бег на месте)

Ребята, давайте еще раз назовем, кого мы видели кроме крокодила? (жирафа, птиц и бабочек) Давайте начнем конструировать жирафа. Перед вами лежат заготовки, которые надо будет раскрасить. Посмотрите на монитор, какой окрас у жирафа? (само туловище желтое, а пятна коричневого цвета – слайд 13). После того, как детали будут готовы, их надо вырезать. Не забывайте, что режем четко по линии! Чтобы соединить вырезанные детали, внизу туловища и в верхней части ног делаем по линии надрез, затем вставляем одну деталь в другую. Готового жирафа наклеиваем на тарелочку около пальмы.

По такому же принципу выполняем птичку. Обратите внимание, что окрас зависит от вида птички. Фото ткачика, попугаев неразлучника и жако на экране монитора (слайд 14).

Почти все бабочки, которые существуют, обитают в Африке. Посмотрите на некоторых (демонстрируется слайд 15). Например, бабочка Атлас самая большая в мире, а вот эта серенькая бабочка наоборот самая маленькая. Длина ее передних крылышек всего 6 мм!!! Вы свою бабочку можете раскрасить в произвольные цвета. Наклеиваем готовые детали на тарелочку и наша поделка готова!

Будем смотреть на поделку, и вспоминать наше путешествие. А можно подарить поделку другу или родителям. А пока можно устроить выставку! Кому какая поделка нравится? Почему?

А теперь нам пора возвращаться домой! Становитесь вокруг глобуса, и я произнесу волшебные слова.

Глобус кручу-верчу

С ребятами домой вернуться хочу!

Вот мы и дома! Понравилось наше путешествие? Вы много интересного теперь знаете об Африке и сможете рассказать своим друзьям.

Приложение 1.

Презентация к занятию «Путешествуем по Африке»

Приложение 2.

Вид готовой поделки

Приложение 3.

Поэтапное изготовление поделки.

1. Изготовление основы поделки.

Способом «набрызг» щеткой тонируем гуашью синего цвета дно тарелочки.

2. Изготовление пальмы.

2.1. Скручиваем полоску в трубочку.

2.2. Складываем полоски салфетки пополам и надрезаем по краям, наклеиваем листья на ствол.

2.3. Делаем надрез по 0,5см внизу трубочки.

3. Изготовление крокодила.

3.1. Из полоски 3х21см делаем туловище крокодила, складывая гармошкой шириной 1см.

3.2. Полоску 3х2,5 см складываем вдвое и вырезаем голову крокодила, срезав два угла. Приклеиваем глаза, зубы и язык, рисуем ноздри.

3.3. Складываем полоску вдвое, на одной стороне обводим шаблон и вырезываем лапы.

3.4. Из полученных заготовок собираем крокодила.

3.5. Приклеиваем на тарелку пальму и крокодила.

4. Изготовление жирафа, тукана и бабочки.

4.1. Раскрасить силуэты жирафа, тукана и бабочки.

4.2. Вырезать по контуру раскрашенные детали.

4.3.На деталях жирафа сделать надрезы.

4.4. Щелевым способом соединить ноги и туловище жирафа.


Программное содержание:

Цель:
- воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое;

Расширять образные представления детей, развивать умение создавать изображения одних и тех же предметов по-разному, вариативными способами;

Продолжать формировать навыки коллективного творчества;

Вызывать чувство радости от созданного изображения.
Материал: рулоны фольги, шпажки, степлер, розовая бумага, ножницы, клей-пистолет.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята у нас сегодня занятие по художественному труду. Но это у нас необычное занятие, а праздничное. Вспомните, какой праздник скоро будет?

Ответы детей: Восьмое марта.
Воспитатель: Правильно, но восьмое марта это не только праздник наших мам, это праздник всех женщин. В детском саду работают много женщин: заведующая, воспитатели, помощники воспитателя, медсестра, повара и др. Хотите их поздравить и подарить им всем красивые цветы?

Ответы детей: Да.
Воспитатель: Давайте мы с вами сначала посмотрим какие цветы бывают? (рассматривание картинок, открыток). Обсуждение с детьми какие цветы там изображены, как они называются.
Воспитатель: Дети, цветы надо уметь дарить. Ребята, как мы подарки дарим?

Ответы детей: (говорим нежные слова, вежливо обращаемся со взрослыми).

Воспитатель: Молодцы, когда даришь подарки нужно говорить вежливые, красивые слова. Тогда у вас подарок станет еще красивее. Вспомните, какие у нас есть вежливые и красивые слова?

Ответы детей: (спасибо, пожалуйста, поздравляю, извините и др).

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

На садовой на дорожке

Белый колокол на ножке.

Аромат всех пьянит,

Пчел и бабочек манит. (Лилия.)
Воспитатель: Послушайте, как написал об этом цветке поэт К. Бальмонт в своем стихотворении:

Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вкруг них шелестят камыши.

Белых лилий цветы серебристые
Вырастают с глубокого дна,
Где не светят лучи золотистые,
Где вода холодна и темна.

И не манят их страсти преступные,
Их волненья к себе не зовут;
Для нескромных очей недоступные,
Для себя они только живут.

Проникаясь решимостью твердою
Жить мечтой и достичь высоты,
Распускаются с пышностью гордою
Белых лилий немые цветы.

Расцветут, и поблекнут бесстрастные,
Далеко от владений людских,
И распустятся снова, прекрасные, -
И никто не узнает о них.

Воспитатель: А как вы думаете, почему у лилии цветы серебристые?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, потому что на цветок падают лучи солнца.
Молодцы, вот ребята на земле растут много красивых цветов. Надо их беречь, любить. Не надо их просто так срывать, топтать.
Теперь мы с вами будем делать красивые лилии. На столах у вас лежат полоски фольги - 10 штук. Из них надо скрутить 10 жгутиков. Это будет заготовка для лепестков. Их у нашей лилии будет 5. Также у вас лежат 5 полосок фольги для пестиков. Ещё две полоски фольги для листиков.

Дети приступают к работе.

В процессе работы, воспитатель подходит к каждому ребенку, подсказывает, помогает.
Далее воспитатель берет заготовки у детей (по очереди) и при помощи клея-пистолета приклеивает все заготовки к шпажке.

Затем дети берут полоску фольги (по шире) и обматывают ею шпажку-это будет ствол у лилии. А воспитатель так же клеем-пистолетом приклеивает к стволу по два листика.
Воспитатель: Смотрите, ребята, какие у нас получились красивые лилии. Вам нравится? Вот мы сегодня с вами сделали подарки, нашим красивым женщинам, нашим сотрудникам. Они будут очень рады за ваш подарок.

Поделиться: