Карьера или семья каков твой выбор. Почему нужно делать выбор карьера или семья. Или не нужно? Для начала разберемся, чем выражено такое активное стремление к работе

Для этого Вам потребуется:

1. Опыт.
Для того, чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях. Юность видит людей в узкой перспективе своего ограниченного опыта, и когда юных людей заставляют судить о тех, чья жизнь значительно отличается от их собственной, они часто обращаются к незрелым и несообразным клише, вроде: «старик отстал от жизни», «нормальный парень» или «чудак».

2. Сходство.
Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой. Но корреляция здесь не абсолютная, и все обстоит не так просто: подвижность воображения одного оценщика может оказаться ценнее, чем огромные запасы неиспользованного опыта другого.

3. Интеллект.
Экспериментальные исследования вновь и вновь подтверждают тот факт, что существует некоторая связь между высоким интеллектом и способностью точно судить о других людях. Вернон обнаружил, что высокий интеллект особенно характерен для тех, кто точно оценивает самих себя и незнакомых людей, но если оценщики хорошо знакомы с теми, кого они оценивают, то опыт до определенной степени может заменить исключительный интеллект.

4. Глубокое понимание себя.
Правильное понимание наших собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и непоследовательности, собственных сложных мотивов обычно удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях. Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других.

5. Сложность.
Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих. Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого… Две души обитали в груди у Фауста, и только одна у его помощника Вангера; и именно Фауст оказался способным в конце концов постигнуть значение человеческой жизни.

6. Отстраненность.
Эксперименты показали, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны. Для них более характерна интроверсия, чем экстраверсия, и лучшие оценщики бывают загадочными и с трудом поддающимися чужой оценке. В среднем они не очень высоко ставят социальные ценности.

7. Эстетические склонности.
Часто с меньшей общительностью связаны эстетические склонности. Это качество стоит выше всех остальных, особенно если мы возьмем наиболее одаренных знатоков людей… Эстетический ум всегда пытается проникнуть во внутренне присущую объекту гармонию, будь то нечто настолько тривиальное, как какой-нибудь орнамент, или нечто настолько значительное, как человеческое существо.

8. Социальный интеллект.
Это качество не является обязательным. Романисты или художники часто им не обладают. С другой стороны, скажем у интервьюера, должен быть такой «солидный дар», поскольку его функция более сложна: он должен спокойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим, - и при всем этом еще и никогда не выказывать скуки.

Как научиться разбираться в людях? Как научиться понимать, что за человек перед тобой, почему он ведет себя так или иначе? В чем секрет успешного общения с разными людьми?

Один из путей познания разнообразия человеческих миров — изучение характеров людей, изучение разных типов личности. Психологическая наука накопила огромное количество информации на эту тему. Оставляя в стороне распространенные «достижения» и «открытия» астрологии, физиогномики, хиромантии и прочих околонаучных направлений человековедения, мы все равно оказываемся перед сложной задачей разобраться в многочисленных типологиях, которые в чем-то совпадают, а в чем-то противоречат друг другу.

Психологическая практика предлагает целые батареи тестов, с помощью которых можно, кажется, определить про человека все что угодно, вот только сам человек, живой и уникальный, ну никак не желает укладываться в прокрустово ложе теста, всегда какая-то часть ему не соответствует, не вписывается… Более того, многие психологи вообще не признают типологизацию как методологический подход, считая его принципиально неверным. Тем не менее, типологии реально оказывают очень большую помощь, как в психотерапевтической работе, так и в управленческой деятельности, поскольку помогают вносить некоторую определенность в бесконечное разнообразие человеческой индивидуальности и находить ориентиры для понимания особенностей данного конкретного человека.

Вот как поэтично, но в то же время ясно и точно пишет о соотношении индивидуальности и характера Марк Евгеньевич Бурно, московский психиатр:

«Как существуют уникальные листья березы, и листья липы, и листья осины и еще другие, объединенные общими свойствами (березовыми, липовыми, осиновыми), так существуют и определенные характеры, объединяющие неповторимых людей по общим свойствам в какую-то группу-характер. Так, человек с сангвиническим характером уникален, неповторим среди других сангвиников, но все они объединяются общими сангвиническими свойствами, составляющими сангвинический характер вообще».

В этой статье мы познакомим читателей с некоторыми типологиями темперамента, характера, личности. Мы не будем, как правило, приводить описаний типов (что потребовало бы по отдельной статье на каждую типологию). Цель нашей статьи — помочь читателям сориентироваться в многообразии типологий, узнать теоретические основы их построения, разобраться в причинах совпадений и различий «конкурирующих» систем. Читатель может выбрать типологию, близкую ему по духу, и изучить ее более подробно с помощью психологической литературы.

Типология темпераментов, предложенная еще древнегреческим врачом Гиппократом. Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре вида жидкости: кровь (sanguis), лимфа (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melan chole). Преобладающий вид жидкости определяет тип темперамента человека: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Концепция четырех темпераментов получила научное подтверждение в работах русского физиолога И.П. Павлова, несмотря на то, что медицинские познания со времен Гиппократа, разумеется, серьезно переменились.

И.П. Павлов установил, что в основе темперамента лежат такие свойства нервной системы, как:

* сила процессов возбуждения и торможения;

подвижность (скорость смены возбуждения и торможения);

уравновешенность (соответствие силы возбуждения силе торможения).

Комбинации этих свойств дают четыре типа высшей нервной деятельности, которые соответствуют четырем типам темперамента:

* Сильный уравновешенный, подвижный. Соответствует сангвиническому темпераменту.

Сильный, уравновешенный, инертный. Флегматический темперамент.

Сильный неуравновешенный. Холерический темперамент.

Слабый. Меланхолический темперамент.

Свойства нервной системы, о которых говорил И.П. Павлов, являются наследственными и почти не поддаются изменениям, а поскольку темперамент основан на свойствах нервной системы, его можно считать биологическим «фундаментом» личности.

Психологи подчеркивают, что ни темпераменты, ни типы высшей нервной деятельности не делятся на «хорошие» и «плохие». Свои сильные и слабые стороны есть у каждого, а последние могут сыграть даже положительную роль при соответствующих условиях. Чувствительный меланхолик, например, — прекрасный друг, и именно он, «слабый» тип способен на жертвенный героический поступок.

Перейдем от темперамента к характеру. В психологии понятие характер (греч. charakter -«печать», «чеканка»), означает устойчивые индивидуальные особенности человека, которые проявляются в деятельности и общении, и включают в себя то, что придает поведению человека специфический, свойственный для него оттенок. Характер — это устоявшийся, определенный стиль поступков, рисунок поведения.

Характер и темперамент тесно связаны. Но если темперамент, как мы видели, имеет биологическую основу и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то формирование характера в значительной степени происходит в мире людей, благодаря влиянию различных социальных групп (семьи, школы, трудового коллектива), в особенности тех, которые являются для человека референтными.

Интересно, что тема характеров и их типологий привлекала исследователей самых разных школ и направлений. Большой вклад в исследования характеров внесли психиатры — немецкие: Э. Кречмер, К. Леонгард и российские: А. Е. Личко и М.Е. Бурно.

В 1921 году Эрнст Кречмер опубликовал свою работу «Строение тела и характер», в которой предложил строить типологию характера, исходя из строения тела человека. Карл Леонгард разработал широко известную и применяемую практиками типологию акцентуаций характера. Акцентуация характера — это усиление отдельных черт, при котором поведение человека не выходит за пределы норм. Одна из известнейших типологий акцентуаций характеров принадлежит А.Е.Личко. Особенность его типологии заключается в том, что построена она на основе наблюдений за подростками. По мнению А.Е. Личко, акцентуации характера, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте, что и стало предметом его исследований. В начале статьи мы цитировали московского психиатра Марка Евгеньевича Бурно. Он разработал целую методику психотерапевтической помощи — терапию творческим самовыражением, основанную на характерологическом подходе.

«Характер данного человека — пишет М.Е. Бурно, — это его душевная человеческая природа в своей особенности-неповторимости, его душевно-телесная индивидуальность. Сплошь и рядом несчастен тот, кто не только в юности, но и в паспортной зрелости пытается выпрыгнуть из рамок своего характера, завидуя людям с другим складом и не обращая серьезного внимания на собственные личностные богатства, не зная толком о них, а то и презирая их».

М.Е. Бурно выделяет и рассматривает такую «гирлянду» характерологических типов:

* Сангвинический или синтонный характер (циклоид)

Тревожно-сомневающийся (психастеник)

Застенчиво-раздражительный (астеник)

Педантичный (ананкаст)

Замкнуто-углубленный или аутистический (шизоид)

Демонстративный (истерик)

Неустойчивый

Смешанные (мозаичные) характеры: «грубоватый», «эндокринный»,

Полифонический

Отметим, что типологии, построенные на основании наблюдений психиатров, вызывают критику со стороны многих психологов, которые считают неправильным делать выводы о психически здоровых людях, глядя на них сквозь «психиатрическое окошко».

Если черты характера отражают то, как действует человек, то черты личности — то, ради чего он действует. Другими словами, если описание характера есть ответ на вопрос «как? каким образом?», то описание личности отвечает на вопрос «что? ради чего?» Ответы на эти вопросы человек находит, разумеется, в социуме, в его культуре.

Большой вклад в развитие учения о типах личности внесли последователи З. Фрейда. Знакомясь с их системами, необходимо учитывать, что исходили они из соответствующих теоретических предпосылок — ортодоксального психоанализа и неофрейдизма. Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг сотрудничал с З. Фрейдом, но впоследствии создал свой вариант психоаналитического учения — аналитическую психологию. Исходя из ее позиций, К. Юнг создал типологию личности, впервые опубликованную в знаменитой работе «Психологические типы», в которой он выделил два основных типа: экстравертов и интровертов. Юнг затрагивает исключительно описательную часть этих типов, не касаясь их генезиса.

К.Г. Юнг был убежден в «несоединимом разрыве между психическими и физическими явлениями», и для него психологические типы есть «структурные элементы психического». Таким образом, мы с вами видим не просто разные типологии, а разные исходные предпосылки их построения.

Экстраверт и интроверт воплощают два способа отношения к миру, два пути организации опыта. При первой установке интересы человека направлены во внешний мир, к тому, что находится в нем, при второй — направлены к субъективному миру, обращены на себя.

Экстраверт живет, ориентируясь на окружающий его снаружи мир. Его внимание концентрируется на людях и вещах, которые его окружают. Экстраверт стремится отвечать непосредственным сиюминутным запросам окружения и воздерживается от любых новшеств, которые выходят за пределы внешних ожиданий. Экстраверт принимает решения, большие и малые, исходя из норм и требований окружающего его социума.

Интроверт отгораживается от внешнего мира и строит искусственный субъективный мир. Он в большей или меньшей степени боится новых людей и вещей, испытывает дискомфорт от столкновения с внешним миром. Интроверт теряет энергию, взаимодействуя с социумом, и восполняет ее в уединении.

Юнг утверждал, что существуют четыре основные психологические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуиция. Каждый человек обладает всеми четырьмя функциями в различной степени, но преобладающей становится какая-либо одна.

Мыслительный тип рассматривает любую ситуацию в холодной, отвлеченной, рациональной манере. Чувствование у него относительно неразвито, так как препятствует логическому мышлению. У чувствующего типа, наоборот, мышление выполняет подчиненную роль.

Ощущение рассматривается Юнгом как восприятие непосредственной реальности, а интуиция направлена на усмотрение будущего.

Ощущающий тип, слабый в интуиции, быстро и точно воспринимает внешний мир с помощью органов чувств, а интуитивный тип, у которого слабее развиты функции ощущений, обладает способностью предвидеть возможные варианты развития ситуации.

У мужчин, согласно Юнгу, доминирующими обычно являются мышление и ощущение, а у женщин — чувствование и интуиция.

Помимо типологий Юнга, Хорни и других исследователей, в современной психоаналитической практике приняты восемь типов ориентации характеров:

* Шизоидный

Нарциссический

Параноидный

Обессивно-компульсивный

Истерический

Психопатический

Маниакально-депрессивный

Мазохистский

Если мы принимаем, что каждый человек обладает качествами и чертами, свойственными определенному типу (темперамента, характера, личности), то мы можем, опираясь на эти психологические ориентиры, стараться лучше и точнее понять, почувствовать своих близких, коллег или пациентов.

Но не для того, чтобы поставить им всем диагнозы, а чтобы научиться понимать, как устроен их внутренний мир, разглядеть их особые качества, умения и возможности, знать, что ожидать и как общаться с разными людьми.

Психологические знания о типологиях помогут и нам самим в поиске своего жизненного смысла, в выборе тех дел и дорог, которые соответствуют нашей природе, нашей индивидуальности.

Чем лучше вы разбираетесь в людях, тем меньше разочарований встретится на вашем пути. Очаровываясь, мы наделяем человека несвойственными ему качествами, и бываем удивлены неожиданными поступками и словами. Учитесь видеть людей в истинном свете.

Порой нам доводится слышать в свой адрес: «Я тебя хорошо знаю!». - «Как же так? - удивляемся мы. - Кто-то уверяет, что видит меня насквозь, а я и сам толком себя не знаю. Думал, что я смелый, а вчера струсил. Думал, что спокойный, а сегодня ».

Как разобраться и в себе, и в людях

Вариант радикальный

Владимир Высоцкий в «Песне о друге» советовал поступать так:

«Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так,

Если сразу не разберешь

Плох он или хорош,

Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его,

Пусть он в связке одной с тобой,

Там поймешь кто такой».

И если он «сразу раскис и вниз, шаг ступил на ледник и сник, оступился - и в крик, … ты его не брани - гони». «А когда ты упал со скал, он стонал, но держал, … значит, как на себя самого положись на него».

Хороший способ лучше узнать друзей, но уж слишком экстремальный. Такой же, как и «пойти вместе в разведку».

Вариант, требующий времени, но не гарантирующий результат

Согласно поговорке, чтобы хорошо узнать человека, нужно вместе «с ним съесть пуд соли», то есть не менее 16 килограммов. По расчетом физиологов, в среднем каждый человек за год съедает 5 кг соли. Значит, чтобы лучше узнать друг друга, им понадобится почти 2 года.

Вариант третий: полагаемся на первое впечатление

В народе говорят: « самое верное», «Первая мысль от Бога, вторая - от дьявола». «Железная леди» заметила: «Мне хватает 10 секунд, чтобы составить свое впечатление о человеке, и в дальнейшем оно очень редко меняется».

Однако далеко не все люди мыслят, как Тэтчер, и столь же , как она. Поэтому наравне с утверждением, что первое впечатление - самое правильное, существует и другое: «Первое впечатление обманчиво».

Вариант четвертый: народная мудрость

Спросил как-то юноша мудрого старца: «Как научиться разбираться в людях: кому , а кого бояться?». - «Сначала отвечу тебе, кого опасаться, - сказал старик. - Больше всего опасайся самого кроткого, благочестивого и смиренного, того, кто льстит тебе, обнимает тебя и клянется в верности. Он первым тебя предаст». - «Кому же тогда доверять?», - удивленно спросил юноша. «Доверяй тому, кто говорит , какой бы она ни была. Он первый придет тебе на помощь», - ответил старик.

Вариант пятый: учимся у классиков

Немецкий психиатр Карл Леонгард разработал классификацию характеров, которые он описал в первой части монографии «Акцентуированные личности». Здесь и демонстративные личности, и возбудимые, и тревожные, педантические, и многие другие. Наиболее верные выводы о типе личности, писал Карл Леонгард, делаются на основе наблюдения и собеседования.

Во второй части монографии, которая называется «Личность в художественной литературе», он анализирует характеры героев произведений классиков мировой литературы: Достоевского, Оноре де Бальзака, Льва Толстого и др.

Свои советы, как разбираться в людях, дает и доктор психологических наук Аркадий Егидес в книге «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности».

«Зачем это нужно?», - спрашивает он. И сам отвечает: «Чтобы знать, чего от них ждать, чтобы правильно с ними взаимодействовать, а также на них . Подробно описывая разные психотипы, автор дает нам возможность понять их, чтобы мы могли видеть в людях , обезопасить себя от и управлять ситуацией.

Один из примеров: если человек истероидного типа кричит, как он вас ненавидит, и уходит «навсегда», - знайте, он непременно вернется, как только вы проявите к нему повышенное внимание. Если же молча собирает свои вещи и уходит эпилептоид, - это действительно может быть навсегда.

«Как разбираться в людях?» - этот вопрос обычно начинает волновать нас лишь после того, как мы сильно ошибемся в ком-то. Мы думали, что рядом с нами - человек надежный, а он в трудную минуту исчез. И наоборот - тот, на кого мы и не надеялись, предложил свою помощь. «Ведь наверняка есть какие-то сигналы и знаки, по которым можно распознать, что за человек перед нами», - думаем мы. Да, они есть, но мы их не замечаем и продолжаем наступать на те же грабли.

1. Язык тела и мимика

Прежде всего обращаем внимание на , жесты и мимику нашего собеседника. Подробно о том, как читать мысли окружающих по их жестам, рассказывает австралийский писатель , известный еще как «мистер язык тела», в книге «Язык телодвижений». Из нее можно узнать, что означают сцепленные пальцы рук, скрещенные на груди руки, поглаживание подбородка, потирание век и многое другое. И если мы будем внимательным читателем, хорошим учеником и наблюдательным человеком, то легко сможем угадывать истинные намерения своего собеседника.

2. Далее - определяем темперамент

Кто перед нами? Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик? (Разумеется, люди с тем или иным в чистом виде встречаются очень редко, обычно это смешанные типы с преобладанием какого-то одного.)

Наш друг - ? Он неорганизован, зато активен и жизнелюбив. ? Не будем корить его за пессимизм и тянуть в шумные компании. ? Попросим его помочь разрешить конфликтную ситуацию, ведь флегматики - миротворцы. ? Не удивительно, что он любит покомандовать.

Эмоционально устойчивые сангвиники неплохо уживаются с эмоционально неустойчивыми меланхоликами, а эмоционально устойчивые флегматики дополняют неустойчивых холериков.

3. Полагаемся на интуицию

Ее называют чуйкой, шестым чувством, внутренним голосом, предчувствием. Мы говорим, что сердцем чуем опасность, кожей чувствуем неприятность. Иногда мы от этой чуйки отмахиваемся, но впоследствии чаще всего жалеем об этом.

Человек нас очаровал, и мы упорно не хотим замечать сигналов, подаваемых . Это могут быть беспокойство, тревога, ощущение бегающих по спине мурашек, дискомфорт. Что-то нас настораживает, но мы игнорируем внутренний голос. А зря, ведь он ошибается редко.

Правда, далеко не все обладают развитой интуицией. Но это легко исправить, прочитав «Развитие интуиции. Как принимать верные решения без сомнений и стресса» английского психолога Гая Клакстона.

4. Сбрасываем маски

«Мы так хорошо дружили, были не разлей вода, но вот поехали вместе на море и оказалось, что у нее отвратительный характер. Она мелочная, сварливая, вечно всем недовольна», - жалуется одна подруга на другую. - Я ее с трудом выдержала и больше не хочу видеть!». «Она просто невозможна!», - обижается вторая.

Что же случилось? Девушки вышли из зоны комфорта, оказались в нестандартной ситуации, и им пришлось отступить от привычных поведенческих шаблонов. По сути, они сбросили маски и показали себя настоящих, а именно: эгоистичных, нетерпимых, не умеющих строить отношения и выходить из без моральных потерь.

Еще пример. В небольшом рабочем коллективе у одной из сотрудниц пропал новенький смартфон. Она уверяла, что еще утром он был при ней, значит, его украл кто-то из коллег. Милая приветливая девушка на глазах превратилась в разъяренную фурию, у которой к каждому нашлись претензии. На другой день она извинилась, потому что злосчастный смартфон нашелся дома, она его просто забыла. Но, как говорится в анекдоте, «ложечки нашлись, а осадочек остался».

Если мы хотим лучше узнать человека, то чем неординарнее будет ситуация, в которой мы с ним окажемся, чем меньше он будет к ней подготовлен, тем больше шансов, что он раскроется, проявит свою внутреннюю сущность.

Потребность научиться разбираться в людях возникает чаще всего после того, как человек несколько раз обманывается насчет окружающих. Те, кто кажутся с первого взгляда надежными, людьми, могут неожиданно подвести, тот, кого мы считаем добрым и заботливым, причиняет нам боль, а кто-то, в ком мы не подозревали высоких душевных качеств, на поверку оказывается настоящим другом и прекрасным человеком. Поскольку все мы в той или иной степени зависим от окружающих нас людей, в таком важном вопросе полагаться на «авось» не хочется. Как же научиться разбираться в людях? Об этом мы сегодня и поговорим.

Что стоит прочитать, чтобы разбираться в людях

Поскольку тема сегодняшней статьи очень обширна, хочется дать несколько отсылок на теоретический материал, который будет вам полезен при движении к . Во-первых, обязательно прочтите книги из области языка тела , жестов, мимики, которые говорят о человеке очень и очень многое. Если вас не пугает некоторая подхода, можно также изучить материалы по физиогномике (определение характера по чертам лица) и психологической характеристике, исходя из темперамента (помните – холерик, сангвиник). Поможет лучше разбираться в людях и (Нейролингвистическое программирование), поскольку в этой области очень важно уметь считывать сигналы, подаваемые человеком неосознанно, и трактовать их. Если задаться целью, много полезной информации можно найти, изучая книги и статьи по кадровому делу (рекрутингу персонала), ведь специалистам в этой области должны уметь великолепно разбираться в людях за время, которое длится собеседование.

А теперь практика

Сколько бы книг вы ни прочитали, без практики научиться разбираться в людях невозможно. Так что потребуется . Как его добыть?

  1. Развивайте и слушайте свою . Очень часто внутренний голос подсказывает нам (в основном, на уровне ощущений или чувств), как стоит относиться к тому или иному человеку. От кого-то у нас бегут мурашки по спине и возникает чувство тревоги, с другими людьми мы сразу чувствуем себя спокойно и уверенно, по поводу третьих мы просто чувствуем, что «что-то не так». Интуиция подсказывает нам то, чего осознать мы еще не успели, а на уровне подсознания уже восприняли и распознали. Не игнорируйте внутренний голос, все равно позже вы получите подтверждения того, что ваши ощущения вас предостерегали, но, вероятно, уже будут какие-то потери.
  2. Тренируйте осознанность и . Предположим, вы изучили и даже запомнили значение различных сигналов, которые человек подает языком жестов. Для того чтобы применять эти знания на практике, нужно постоянно сохранять концентрацию на объекте вашего изучения и не скатываться в неосознанное. Через пять минут общения легко можно забыть о том, что вы что-то собирались наблюдать и анализировать, а чтобы этого не произошло – развивайте способность фокусироваться на своей задаче.
  3. Делайте выводы в соответствующей обстановке. Мнение о том, что человека можно познать только в беде или экстремальной ситуации существует не просто так. В привычных ситуациях большинство из нас следует определенным паттернам поведения, надевает «защитные» маски для окружающих и может притворяться не тем, кем является. Конечно, я не посоветую вам тащить человека, в котором вы хотите разобраться, в горы или создавать условия, угрожающие его жизни, чтобы он раскрылся, а вы это увидели. Но будьте внимательны и особенно наблюдательны в любой нестандартной для человека ситуации . Когда он выходит из своей , когда нет возможности использовать реакции и поведения – вот тогда вы увидите саму сущность человека. Потому что принимать решение в такой ситуации он будет, следуя своим , а вы, находясь рядом, поймете, что это за ценности и, соответственно, что за человек находится перед вами. Чем нестандартнее будет эта ситуация, тем проще разобраться в человеке.

Крупица мудрости

Я думаю, что научиться разбираться в людях можно на собственном опыте , если опыт этот будет не пассивным, а активно-наблюдательным. Делайте свои наблюдения, анализируйте и складывайте выводы в ментальную копилку — помните, что полученное собственным опытом знание ценнее любого полученного извне. А закончить я хотела бы словами мудреца из притчи о гордости и смирении: «Доверять можно тем, кто прост в общении с тобой и всегда говорит тебе правду, какой бы она ни была. Именно эти люди первыми придут тебе на помощь».

Нередко неумение сразу же понять, кто перед нами находится, приводит к большим проблемам в будущем. Ведь попытки определить, что за человек рядом, чаще всего заканчиваются тем, что мы сами, исходя из собственных представлений, приписываем ему то, чем он не обладает. И допускаем роковую ошибку, потому что наши представления о том, какими должны быть люди, не всегда соответствует действительности. Чтобы избежать проблем в будущем, защитить себя от тех, кто вам не нужен, необходимо хотя бы немного научиться разбираться в людях .

Как научиться разбираться в людях

Чтобы понять, кто перед вами, обратите внимание на его эмоции, на то, как он демонстрирует их. Ведь именно они определяют его характер и поведение в сложных ситуациях. Понять, кто он: оптимист или пессимист, как воспринимает этот мир и о чем думает чаще всего; легко, если определить, что его радует, печалит или вызывает гнев.

Когда человек получает удовольствие, рассказывая о несчастьях других, смакует все подробности и постоянно твердит, что он так и думал, бегите от него, как можно дальше. Таких самовлюбленных и мелочных людишек, для которых чужое горе, как бальзам на сердце, ещё надо поискать. Тот, кто обсуждает других, будет делать то же самое по отношению и к вам. Кто умеет хранить секреты, никогда не станет распространяться о делах другого и в его присутствии, и тем более, в его отсутствие.

Гораздо легче конечно понять того, кто отличается эмоциональностью. У них как говорят вся душа нараспашку. Всё, что они чувствуют, они этим обязательно делятся и рассказывают во всех подробностях, что они испытали. Во время такого диалога, очень легко определить, что же больше всего привлекает их внимание, чем их можно заинтересовать и как они отреагируют на ту или иную новость.

Люди, которые не привыкли демонстрировать свои чувства и делают это в крайне редких случаях, действительно достаточно непредсказуемы. Потому что невозможно понять, как они относятся к человеку, о чем думают, как поступят и что ответят. Нет никаких шансов получить о них более-менее полное впечатление. Ведь они скрывают от посторонних то, что у них болит, их разочаровывает, раздражает, приносит удовольствие и способно повлиять определенным образом. И совсем не из-за того, что они настолько недоверчивы, они просто такие.


Их тоже можно узнать, только не наблюдая за ними, а спросив их мнение о произошедшем. Они выражают свои мысли не с помощью эмоций, а с помощью интеллекта, облекая эмоции в слова. Им необходимо изучить и детально обработать полученную информацию, к чему бы она ни относилась, и только потом они могут дать ответ. Просто не нужно бояться спрашивать их мнение и не надо обсуждать их эмоциональную закрытость. Если перед вами такой человек, это надо принять, если он вам дорог, или снизить с ним контакты до минимума.

Отдельно стоит упомянуть о людях, у которых всегда хорошее настроение и тех, кто видит мир в более темных тонах. Первые отличаются тем, что они стараются слушать исключительно приятные новости, любые неприятные события они стараются от себя отогнать. Их трудно взволновать, поэтому их реакция на чужие проблемы не слишком бурная. В отличие от них, люди, которые вечно ожидают подвоха, постоянно в пасмурном настроении. Оно не зависит от внешних событий. Таким образом, они защищаются от невзгод и лишних проблем. Их трудно развеселить, заставить улыбнуться или получить положительный отклик на интересную историю. И не надо винить себя, что некоторые всегда недовольны и насуплены. Это состояние для них самое приемлемое, и его не изменить.


Более непредсказуемы в жизни те, кто способен мгновенно вспылить или рассмеяться. Трудно понять, что их может развеселить, а что вывести из себя. С ними необходимо все время быть начеку. Но они умеют искренне сочувствовать и сопереживать, хотя чаще от них очень легко устать.


  • Будьте осторожны с теми, кто открыто выражает неприятие принятым в обществе нравственным ценностям, кто демонстрирует пренебрежение к окружающим и кто убежден, что цель оправдывает средства. Такие люди по-настоящему опасны и способны не только причинить вред, но и попытаться переманить на свою сторону, чтобы им было уютнее там, где не существует понятий морали и добра. Не спорьте с ними, не пытайтесь убедить в чем-то, и тем более не надо их жалеть и верить, что с помощью любви их можно перевоспитать. Исключительно сам человек способен измениться. Все остальное пустая и вредная трата времени, которая разрушит жизнь, а подобного представителя человеческого рода убедит в собственной правоте, насколько он сильнее вас.


Трудно признать, что большинство людей такие, какие они есть, в независимости от того, какими бы мы хотели их видеть. Это надо просто принять и научиться разбираться, кто перед вами, особенно в том случае, когда с ними завязываются профессиональные или личные отношения. Слишком велика цена ошибки. На самом деле узнать человека не так и сложно, если быть к нему более внимательным и терпимым, и тогда он обязательно раскроется перед вами во всей своей красе.

Поделиться: