Каким должно быть правильное воспитание подростка. Как воспитать подростка мальчика: сложная, но решаемая задача

Безопасность превыше всего. Вы не хотите контролировать все, но, в то же время, вы хотите, чтобы ваша дочь была в безопасности. Не пожалейте денег, купите ей сотовый телефон, либо попросите ее помочь вам сэкономить. Если у нее есть телефон, попросите ее все время носить его с собой, чтобы вы могли с ней связаться. Поговорите с ней о возможных экстренных ситуациях. Например, скажите ей: «Если ты не можешь найти трезвого водителя, чтобы привезти тебя домой с вечеринки, позвони мне, я заберу тебя. Неважно, что это будет 4 утра, лучше я заберу тебя, чем позволю тебе ехать в машине с нетрезвым водителем.»

  • Конечно, она немного поворчит по поводу ваших беспокойств, но лучше это, чем не беспокоиться и позволить ей попасть в опасную ситуацию.
  • Тинейджеры в наши дни проводят очень много времени в интернете, поэтому очень важно поддерживать кибербезопасность. Попросите ее не разговаривать в сети с теми, кого она не знает и уж конечно, не встречаться с теми, с кем познакомилась онлайн, если только у нее нет безоговорочных причин доверять этому человеку.

Позволяйте ей встречаться с парнями. Когда-то наступит момент, когда у нее будет парень (а может и девушка). Вы должны принять это, неважно, что вы на самом деле об этом думаете. Но не забудьте о правилах и строгости. Вы должны следить за тем, как развиваются ее отношения. Конечно, не нужно подсматривать и задавать слишком много вопросов, но вы должны быть в курсе того, что она делает и куда направляется.

  • Конечно, если вы увидите, как кто-то плохо относится к вашей дочери или пытается воспользоваться ею, это может убить вас, но вы должны помочь ей понять, кто есть кто самой, вместо того, чтобы говорить, что ее парень никудышный человек или что-то в этом роде. Если вы попытаетесь убедить ее не встречаться больше с этим человеком, это только подхлестнет ее желание к обратному.
  • Поймите, наконец: нереально запретить ей встречаться с тем, кто ей нравится. Это не каменный век, поймите, вы ничего не можете сделать, чтобы запретить ее свидания. Вы не можете запереть ее в комнате, как принцессу в башне. Однажды она поступит в колледж или просто съедет, и тогда она будет свободна встречаться с тем, с кем пожелает.
  • К тому же, вы не хотите, чтобы она на вас обижалась за то, что вы запрещаете ей ходить на свидания. Если вы не разрешите ей делать то, что делают все ее друзья (и это абсолютно нормально для их возраста), она станет вести себя с вами очень резко.
  • Поговорите о сексе. Будьте спокойны, разговаривая об этом, даже если она будет чувствовать себя неловко и смущенно (даже если неловко будет вам)! Не паникуйте и расскажите ей о безопасном сексе и нежелательной беременности в ее возрасте; просто донесите до нее информацию. Никогда не говорите об этом в присутствии ее друзей. И не будьте слишком старомодны в этом вопросе, это только увеличит риск того, что она взбунтуется.

    • Гораздо разумнее поговорить с ней о безопасном сексе, чем позволить ей попасть в опасную ситуацию. Расскажите, почему важно заниматься сексом, только если она этого действительно хочет, а не потому, что ее парень уговаривает ее зайти дальше, чем ей этого хотелось бы.
    • Конечно, всем родителям было бы гораздо спокойнее, если бы их дочки подростки были девственницами. Но, на сегодняшний день, средний возраст начала половых отношений это около 16 лет, поэтому лучше все-таки обсудить безопасный секс и даже прием контрацептивов, чем проповедовать полное воздержание.
  • Будьте готовы к ее первой менструации. Рано или поздно у нее начнутся месячные, у вас должны быть готовы тампоны и прокладки к этому времени. Также как и о сексе, не бойтесь поговорить с ней о менструациях заранее. Вы не хотите, чтобы она перепугалась в случае неосведомленности. Поговорите с ней о менструальной боли, покажите ей книги и веб-сайты, на которых она может найти больше информации. У многих девочек месячные начинаются еще до наступления подросткового возраста, поэтому будьте готовы к этому заранее, так как многие девочки сейчас очень быстро развиваются.

    Научитесь справляться с перепадами настроения. Кричать на нее, когда она очень взволнована, не поможет. Пусть ее эмоции утрясутся сами, потому что она ничего не может с этим поделать. Так же как и женщине в менопаузу, вашей дочери придется пройти через многие эмоциональные изменения; очень важно быть терпеливым и понять, что она не может всегда оставаться маленькой хорошенькой девочкой. Этот период пройдет и будет лучше, ваша дочка не всегда будет такой.

  • Поговорите о наркотиках, курении и алкоголе. У вас может быть свое отношение к этим вещам, но, устанавливая правила по поводу этих привычек в первую очередь руководствуйтесь ее здоровьем. Объясните в чем опасность курения и наркотиков, также объясните, как важно воздерживаться от употребления алкоголя в раннем возрасте, так как подростки под действием алкоголя могут совершать очень безответственные поступки. Тем не менее, очень многие употребляют алкоголь до достижения 18 или 21 года, поэтому лучше обсудить то, как выпить безопасно, чем категорически запрещать это.

    • Удостоверьтесь, что она знает когда остановиться, когда дело касается алкоголя. Расскажите, что не стоит пить больше, чем одна порция алкоголя в час, что не нужно мешать напитки на вечеринках и пить крепкие напитки, так как от этого ей может стать плохо.
    • Вам не нужно, чтобы она не пробовала алкоголь совсем, а потом, при попадании в колледж, напивалась до потери памяти. Она должна твердо знать свою норму перед тем, как пить с незнакомцами.
    • Также, поговорите о выпивании в компании с парнями; объясните, что ни под каким предлогом нельзя оставлять свой напиток без присмотра.
    • Не нужно вести себя так, как будто вы были святошей в подростковом возрасте. Если у вас были неудачные истории (которые естественно чему-то вас научили) об употреблении алкоголя и наркотиков, можете поделиться с ней ими (с осторожностью).
  • Воспитание подрастающего поколения – важная задача современного общества, которая является частью современной политики государства. От того, насколько эффективна она будет решена, зависит будущее страны. Ведь устройство правового государства с демократическими устоями невозможно без воспитания духовно богатой, социально ответственной и здоровой личности.

    Воспитание подрастающего поколения подразумевает целенаправленную работу педагогов, психологов, социологов и родителей.

    Каждый возрастной этап становления личности характеризуется особенностями, трудностями и приоритетами. Подростковый возраст не исключение.

    Это один из самых сложных периодов развития молодой личности. Особенности воспитания подростков в том, что молодые люди, стремящиеся к активной самостоятельности, считающие авторитет сверстников выше родительского, начинают бунтовать против всех известных им правил.

    Этот период сложен и для ребенка, и для родителей.

    Половое созревание

    Период личностного становления в переходном возрасте принято разделять на 3 этапа:

    • Ранний период (с 12 до 14 лет);
    • Средний (с 14 до 16 лет);
    • Поздний (с 16 лет).

    Отметим, что сложность переходного возраста кроется в физиологических причинах. В этот период происходит половое созревание и формирование вторичных половых признаков.

    Каждый ребенок индивидуален, поэтому половое созревание происходит в разное время. Как правило, у девочек оно начинается раньше (в 11-12 лет), у мальчиков немного позже (к 12-13 годам). Появляется менструация у девушек, юноши сталкиваются с эякуляцией. Начинается интенсивный рост мышечной и костной массы, развитие внутренних органов немного отстает.

    Эта неравномерность развития вызывает нарушения кровообращения, поэтому дети чувствуют слабость, головокружение, может ощущаться похолодание конечностей.

    Все эти новые проявления организма вызывают беспричинную раздражительность, смену настроения, упрямство.

    Взрослые должны быть внимательны к детям в этот период, грамотно подбирая и используя методы воспитания подростков.

    Замечено, что воспитание подростка проходит сложнее в семьях, где только один ребенок. Это период сложен и для детей, которые с каждым годом становятся взрослее и самостоятельнее, и для самих родителей. Как правило, тяжелее переносят его взрослые, хотя от мудрости их решений зависит, насколько продолжительным будет этот период. Ценить и любить ребенка таким, какой он есть, – главная задача мам и пап.

    Рассмотрим проявление возрастного кризиса поэтапно.

    Ранний период подросткового возраста

    В 12 лет характер ребенка практически сформирован. Бывший малыш превращается во взрослого человека. Во всяком случае, он так считает. Ребенок требует самостоятельности.

    В организме происходят определенные изменения, которые влияют на поведение: появляется беспричинная агрессия и раздражительность.

    Двенадцатилетний человек еще не взрослый, но уже и не совсем ребенок. От того, как родители будут реагировать на проявление его возрастных изменений, будет зависеть его отношение к себе и окружающим.

    В этот период родители должны рассказать о переменах, которые происходят и будут происходить в подрастающем организме. Ребенок должен быть готов, что скоро станет взрослым. Поясните, что через эти изменения проходили все люди, и родители не исключение.

    12 лет, как правило, возраст первой любви. Однако изменения в гормональной сфере не всегда правильно позволяют реагировать на объект своей симпатии. Мальчики вместо галантных ухаживаний часто могут проявлять агрессию. Родителям важно предотвратить подобные проявления, проведя разъяснительную беседу.

    Отметим, что у многих юношей половое созревание может наступать позже (в 13 лет, а то и в 14 лет).

    В любом случае, уже в этом возрасте нужно связывать воспитание подростков и сексуальное влечение, которое развивается по мере взросления.

    Что касается воспитания девочек, то нужно отметить важную роль матери, которая должна всегда быть рядом с дочерью в этот сложный период. От того, насколько между ними доверительные отношения, будет многое зависеть.

    Важно ненавязчиво интересоваться, с кем дружат дети, как ведут себя их друзья. Предоставляя свободу детям, осуществлять негласный, незаметный для них контроль.

    Признаки переходного периода в 12-13 лет:

    • Подросток перестает интересоваться учебой;
    • Часто нарушает дисциплину, проявляет неуважение к старшим и агрессию;
    • Развиваются комплексы и неуверенность в себе;
    • Появляется сложно контролируемое поведение.

    Воспитание подрастающего поколения в подростковый период — тяжелая задача для взрослых. Им важно запастись терпением, стараться быть рядом тогда, когда ребенок в этом нуждается. На агрессию подростка отвечать лаской, разговаривать, выяснять, принимать и понимать. И тогда в 14 лет, когда ребенок станет еще взрослее, между взрослыми и детьми не будет пропасти непонимания.

    Средний период кризиса

    Глядя на повзрослевшего юношу или сформировавшуюся девушку, родители понимают, что их чадо уже не ребенок. Он практически взрослый и сформировавший человек. Возраст 14-15 лет можно по праву считать пиком переходного возраста. Малыш превращается во взрослого человека со своими стремлениями и мечтами. Вот только как себя вести при этом, что делать и как быть в четырнадцать лет он еще не понимает. Грубость, неусидчивость, желание переделать мир и всех окружающих, уверенность в полном непонимании со стороны взрослых преследуют молодых людей, вызывая серьезные психологические проблемы.

    Такие ли они трудные?

    Детей, которые остро реагируют на все возрастные изменения, называют трудными подростками. Почему их так называют?

    Воспитание трудных подростков ничем не отличается от воспитания других детей такого же возраста. Просто им нужно немного больше внимания и понимания. Ведь начиная курить, употреблять спиртное и наркотики, преступая закон, дети в 14-15 лет в первую очередь хотят обратить на себя внимание. Им хочется стать равноправными личностями, с которыми будут считаться.

    Воспитывать трудного подростка нужно начинать с выяснения причин, которые побуждают его вести себя таким образом. Возможно, он не находит поддержки в семье, а может в школе унижают и не принимают его как личность.

    Почему появляются трудные подростки? Что этому способствует?

    • Неполная семья, которая не может показать пример гармоничных отношений;
    • Постоянные конфликты родителей по любым вопросам: личные отношение, материальная составляющая, воспитание ребенка.
    • В процессе взросления детей родители часто применяли телесные наказания, чем вызвали ответную реакцию и агрессивное отношение к окружающим;
    • Отсутствие эмоциональной привязанности между взрослыми и подростками;
    • Родители много (гиперопека) или мало (отсутствие воспитания) занимались чадом в детстве;

    Таким образом, можно сделать вывод, что возникновение «трудного» поведения у подростков 14-15 лет непосредственно связано с их родителями.

    Помочь справиться с этой непростой ситуацией сможет психолог. Ведь воспитание детей в семье не увенчалось успехом.

    Для того чтобы изменить поведение юношей и девушек понадобится немало времени. Взрослые должны понимать, что изменения в воспитании будут постепенными и непрерывными.

    Психолог научит подростка заново поверить в себя, в уважение и любовь окружающих. Покажет возможность реализации себя в различных сферах: образовании, искусстве, спорте. Разовьет умение принимать волевые решения. Ведь воспитание воли является важной составляющей работы с трудными юношами и девушками.

    Важно на этом этапе становления личности прививать навыки здорового образа жизни, ведь вредные привычки вряд ли содействуют гармоничному развитию личности.

    Толерантность и подросток

    Воспитание подрастающего поколения тесно связано с понятием толерантность.

    В подростковом возрасте, когда насмешки окружающих вызывают серьезные психологические травмы, молодой человек может оказаться на любой стороне баррикад.

    Отметим, что нетерпимость к другому человеку может основываться на национальных, религиозных, социальных, а также половых различиях. В школьном возрасте предметом насмешек становятся особенности внешнего вида, интересов, привычек и увлечений.

    Воспитание толерантности у подростков формирует навыки независимого мышления, критического осмысления суждений. Оно основывается на моральных принципах, привитых детям.

    В образовании использование способов и приемов для воспитания толерантности необходимо. Для этого можно использовать произведения классической литературы и фильмы. Весьма эффективны диалоговые формы работы.

    От того, насколько грамотно проведено воспитание милосердия у младших школьников, зависит успешность работы по развитию толерантного поведения у юношей и девушек в 15 лет.

    Гигиена – помощник здорового образа жизни

    Воспитание подрастающего поколения затрагивает и вопросы гигиены.

    Как уже было отмечено, организм ребенка с 12 до 15 лет претерпевает сильные изменения. Гормональный всплеск способствует изменениям всего организма. Поэтому гигиенические основы физического воспитания детей и подростков должны стать важной частью общего воспитания.

    Главную роль в гигиеническом воспитании играет, безусловно, семья. Основы гигиены закладываются в раннем детстве и на протяжении всего периода взросления имеют первостепенное значение.

    Помимо основных гигиенических правил, которыми ребенок овладел в раннем детстве в семье, должна проводиться систематическая работа в школе, раскрывающая сущность взаимосвязи гигиены и здоровья.

    Гигиеническое воспитание детей зависит от уровня подготовки учителей и родителей. Помощь в этом вопросе окажет школьный врач или медсестра, в обязанности которых входит санитарно-просветительская работа и санитарно-педагогическая пропаганда.

    Для того чтобы гигиеническое воспитание было успешным, необходимо организовать правильную санитарно-гигиеническую среду, а также демонстрировать свое поведение в качестве примера.

    Санитарно-гигиеническое состояние дома, в котором проживают дети, должно контролироваться педагогическими учреждениями и соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

    В заключении.

    Не всегда большое количество времени, потраченное на общение с ребенком-подростком, принесет пользу. Можно бесконечно читать нотации, рассказывая о том, как и что нужно делать. Только в этом случае не решится проблема переходного возраста. Помочь взрослеющей личности можно тогда, когда воспитывающий сам обладает теми качествами, которые хочет привить своему чаду.

    Ребенка нужно любить, слышать, понимать. Или хотя бы попытаться сделать это.

    В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

    Подростки замыкаются в себе

    С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

    Этапы взросления


    В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

    Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

    Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.


    Эмоциональная сфера подростков и мотивации

    В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

    Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

    Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

    В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

    Таких новообразований несколько.


    Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

    Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


    Нежелание слушать родителей и учителей

    Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

    Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

    Проявление фантомного чувства взрослости

    Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


    Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

    Возможное возникновение школьной дезадаптации

    Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

    Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

    С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

    Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


    Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

    В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

    Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

    Изменения когнитивной сферы подростка

    В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

    Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


    Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

    Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

    1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
    2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
    3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

    Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

    Фантомное чувство взрослости

    Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

    В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


    В этом возрасте подростки переживают первую любовь

    Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

    В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


    В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

    Возникновение школьной дезадаптации

    Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

    Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


    Школьная дезадаптация - основные признаки

    Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

    Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

    Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.


    Возраст от 14 до 16 лет считается самым сложным в воспитании детей, так как это период пубертата, когда сходятся вместе гормональные, психологические, и социальные проблемы. Подростковый период тяжело переживается не только родителями, но и самими тинейджерами. Задача родителей – максимально облегчить прохождение ребёнком такого непростого, но необходимого этапа взросления.


    Делать это надо тактично, уважительно, именно в подростковом возрасте дети начинают принимать наркотики, уходят из дома, примыкают к экстремистским группировкам, попадают в секты. За каждым таким «выплеском» стоит ребёнок, которого не нашёл понимания дома в среде самых близких людей.


    Первое, на что нужно обратить внимание родителей и учитывать это при общении с подростками, – гормональные изменения продуцируют большинство подростковых проблем. Бурный рост, изменения в теле, практически обязательная дистония приводят к перепадам настроения, повышению температуры, раздражительности, беспричинным слезам, вялости, повышенному аппетиту. Эти проявления уйдут сами собой, как только закончится активный рост, к 18-19 годам.


    Второе – это психологические изменения. Ребёнок постоянно отторгает всё, что предлагают ему родители, и активно принимает всё, что предлагают ему друзья и музыкальные кумиры. Причём, касается это всего: от выбора стиля одежды и музыкальных пристрастий до характера питания, сленга, походки и жизненных устремлений. Родители должны учитывать, что если подросток хочет пойти в кино или боулинг, но ему предложили такой досуг родители, подросток откажется. Даже если очень хочет, мечтал посмотреть фильм, а потом он будет переживать, плакать, но не пойдёт.


    Это необходимо самому подростку: чтобы стать взрослым он должен полностью оторваться от родителей, поэтому всё родительское принимается в штыки.
    Если надо провести воспитательно-нравоучительную беседу, то лучше обратится к своим друзьям, у которых есть ребёнок чуть старше (20-22 года). Те несколько фраз, которые бросит он за столом в гостях с небрежной улыбкой, запомнятся вашему подростку лучше, чем часы занудных родительских лекций.


    В период 14-16 лет подростки стараются максимально оградить свою личную и внутреннюю жизнь от постороннего вмешательства. Идеально, если у ребёнка будет своя комната, которую можно и оформить по своему вкусу и с подругой уединиться, да и просто полежать музыку послушать. Входить в комнату к тинейджеру можно только после стука, особенно маме в комнату сына, а папе в комнату дочери.


    Никогда не приходите с уборкой – пусть подросток сам убирает в своей «берлоге»: вытирает пыль, пылесосит, разбирает вещи в шкафу и т.д. Если ребёнок будет уверен, что в его отсутствие никто не трогает вещи, не перекладывает, не листает дневники как личные, так и учебные, он будет чувствовать себя спокойнее дома, доверие между родителями и ребёнком возрастёт.


    Если нет возможности выделить подростку отдельную комнату, то можно купить ему небольшой ящик или сундучок, который будет запираться на ключ. В этом сундучке можно будет хранить личный дневник, фотографии и т.д.


    Временами родителям кажется, что подростковый период не кончится никогда, на самом деле, он пролетает также быстро, как всё детство ребёнка. Пройдёт несколько лет и родители увидят, что их тинейджер из гадкого утёнка превратился в прекрасного лебедя, который, расправив крылья, покинет своё гнездо.

    Воспитание подростка отличается от детей раннего возраста. Ведь, по сути, это уже сформированные личности, которые с каждым днем взрослеют, развиваются. Об этом свидетельствуют не только изменения в их внешности, фигуре, но и в поведении.

    Большинство детей в возрасте 14 лет становятся неуправляемыми, упрямыми, замыкаются в себе. И это упущение родителей, которые пропустили момент, когда их ребенок повзрослел. Чтобы избежать проблем с подростком, следует знать, каких ошибок не стоит допускать в воспитании дочери, сына, и какие советы психолога следует взять на заметку.

    Из этой статьи вы узнаете

    Что за возраст

    Подростковый возраст – это самый сложный период в жизни детей и их родителей. В этом возрасте ребенок переживает первые эмоции, влюбляется, проявляет себя как личность. Не всегда эти попытки удачны. Поэтому, несмотря на то, что дети хотят казаться самостоятельными, независимыми, они по-прежнему нуждаются в родительской поддержке, понимании и любви.

    Этот сложный период длится не один год. Поэтому уместно разграничить его на три этапа и подробней рассмотреть каждый из них:

    • 11–14 лет – ранний период. Его можно назвать переходным, ведь именно в этом возрасте внутри ребенка борется два начала – детское и взрослое. Сын или дочь уже вроде как взрослые люди, но в их поведении проскакивают и детские черты.

    В этот период дети особенно чувствительно воспринимают критику со стороны, очень зависимы от мнения окружающих. Больше времени проводят в кругу друзей, с которыми имеют общие интересы. Что касается успеваемости в школе, то она может снижаться по причине торможения процессов, отвечающих за память и внимание.

    • 14–16 лет – средний период. Для подростка 15 лет характерна чрезмерная эмоциональность, желание быть важным и значимым. В этом возрасте часто совершаются необдуманные поступки, ребенок может оказаться под влиянием социума. Поэтому такие изменения в его поведении, как отстраненность, замкнутость не должны остаться без внимания родителей.
    • 16–17 лет – поздний период. Ребенок становится взрослым человеком и об этом свидетельствуют его поступки. Ведь все меньше совершается необдуманных шагов, присутствует осознание и ответственность. Именно в 16–17 лет большинство подростков оканчивают школу и стоят перед сложным выбором, от которого зависит их судьба. В этот момент родители должны быть поддержкой и опорой.

    Особенности воспитания мальчиков

    14-летний ребенок требует к себе внимания, ищет в лице мамы или папы поддержку. Но не все родители это понимают. По их мнению, для того чтобы вырастить настоящего мужчину, нужно сделать его сильным, независимым, умеющим справляться со своими проблемами в одиночку.

    Результат такой позиции, как правило, плачевный. Ведь ребенок оказывается без поддержки и ищет ее где угодно, только не дома. Чревато это связью с плохими компаниями, аморальным поведением и это еще не самое худшее из всего, что с ним может произойти.

    Для того чтобы из мальчика получился мужчина необходимо обратить внимание на то, каким является воспитание подростков, типичные ошибки родителей, которые могут искалечить психику. Только исключив их, можно вырастить мальчика счастливым, заботливым, понимающим и мужественным. Поэтому родителям не следует:

    • Брать за основу воспитания метод кнута. Ничего хорошего из этого не выйдет. Запрещая ребенку все, к чему имеют доступ его сверстники, можно породить в нем озлобленность на весь мир. Кроме уважения, которое родители хотят в нем воспитать, они получат ненависть и страх. Освободившись от такой опеки, мальчик может броситься во все тяжкие, чтобы наверстать упущенное. Положительных воспоминаний о юности, о которой можно было бы вспомнить в старости, не будет.
    • Проявлять чрезмерную заботу, опекать и защищать мальчика от всего и всех. Эту ошибку допускаю мамы детей, у которых неполные семьи. Таким способом они пытаются додать ту любовь, которую ребенок не получил от отца. Если вовремя не остановиться, а сделать это нужно до исполнения мальчику 14 лет, то вместо того чтобы вырастить мужчину, удастся сделать ребенка зависимым от мамы, которая решает все его проблемы, разбирается с обидчиками, решает судьбу.
    • Прибегать к сравнению. В подростковом возрасте все дети разные. Кто-то замыкается в себе, а кто-то становится открытым всему новому. Ошибкой родителей является постоянное сравнение своего чада со сверстниками. Такие нападки способны пошатнуть уверенность в себе, ребенок начнет подражать эталону, и потеряет себя. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка, наоборот, ему нужно вселить веру в то, что все у него получится, он преодолеет трудности, получит прекрасное образование и станет успешным человеком.
    • Противоречить себе. Если отец учит сына защищать девочек, уступать им, а сам обижает, избивает на его же глазах мать, то подросток в будущем перенесет эту модель поведения в свою семью. То же самое касается учения нравственности, разговоров о том, что воровать плохо, в то время, как, например, с работы приносится что-либо незаконно.

    Чтобы вырастить из сына мужчину, нужно показать ему на примере папы, каким он должен быть. Все остальные доводы будут напрасными. Ведь они не соответствуют примеру, который ежедневно наблюдает подросток.

    Особенности воспитания девочки

    Воспитание девочки подростка имеет некоторые отличия от мальчишеского. Но по-прежнему в четырнадцать лет девочка нуждается в любви и понимании со стороны родителей, а особенно мамы. В этом вопросе учесть следует советы родителям относительно того, каких ошибок допускать не стоит:

    • Воспитывать в строгости. Родители, боясь, что дочь свяжется с плохой компанией, рано начнет половую жизнь, которая может привести к ранней беременности, пытаются оградить свое чадо от всего этого. Поэтому загружают ее всевозможными домашними делами, учебой и прочим. Модель поведения в таком случае больше напоминает не семью, а начальника и подчиненного. Девочка не ощущает себя защищенной, любимой и начинает искать поддержку в чужих людях.
    • Разрешать все, баловать и потакать капризам. Если родители воспитывают дочь именно так, то они должны быть готовы к тому, что вскоре ее запросы возрастут, а любой отказ будет восприниматься как предательство. Из такой девочки вырастет женщина, которая не проявляет уважения к людям, заботится только о собственном благе. И в первую очередь пострадают от такого воспитания сами родители.
    • Критиковать ребенка. Нет ничего хуже заниженной самооценки, которая может искалечить всю жизнь. Особенно остро воспринимается отцовская критика, которая в будущем может вылиться ненавистью ко всему мужскому полу. А вот похвала за достижения, ласка и забота помогут вырастить из маленькой девочки уверенную в себе женщину.
    • Излишне откровенничать. Несмотря на то, что многие психологи советуют родителям подружиться с дочками в подростковом возрасте, эта идея успешна лишь наполовину. Если ребенок делится переживаниями, ищет совета у родителей – это одно, а когда мама переступает все границы дозволенного и начинает слишком откровенные интимные разговоры – это может травмировать детскую психику.

    Последствия проявятся вскоре, в виде замкнутости дочери, желании избежать общения с мамой, а вопросы на интересующие ответы она вынуждена будет искать самостоятельно.

    Успешная и счастливая женщина – это заслуга родителей, которые в свое время знали, как воспитывать девочку подростка, сохранили теплые и нежные чувства. А ведь это многого стоит.

    Сложный период в жизни подростка родители должны разделить вместе с ним. Но это не должна быть настойчивость, строгий контроль, самопроизвольное вмешательство в его дела. Любой родитель, у которого есть связь с ребенком, почувствует его состояние, и безмолвную просьбу о помощи. Начиная с 11–14 лет, родители должны:

    • Как можно больше времени уделять ребенку. Несмотря на то, что круг его друзей с каждым годом становится шире, общение с родителями необходимо ему. Они должны знать как можно больше о жизни ребенка, как и он об их.

    Поэтому не стоит избегать заданных вопросов, ведь если они последовали, то имеют значение для собеседника. С помощью диалога можно узнать о жизни ребенка очень много: кто его друзья, какие у него увлечения, проблемы, радости.

    • Кроме общения с ребенком нужно проводить время. Совместные вылазки на стадион, в лес, кафе должны приносить удовольствие обеим сторонам.
    • Родители должны разделять интересы ребенка (в мерах разумного). Не стоит высказывать свое мнение, отличающееся от детского, по поводу его стиля, предпочтений, музыки. Сын (дочь) в возрасте 14 лет – это взрослый человек, который имеет собственные вкусы и убеждения. И все это ему будет приятно разделить с самыми близкими людьми.
    • С ребенком нужно общаться как со взрослым человеком. Он должен иметь свои обязанности по дому, помогать родителям. А они в свою очередь должны стать примером идеальной семьи, в которую ребенок всегда будет хотеть возвращаться. Ведь что может быть лучше, чем дом, в котором тепло и уютно, где родители любят друг друга, уважают, и в любой ситуации поддержат ребенка, не оставят наедине со своими проблемами.

    Дети в любом возрасте нуждаются в понимании, а подростки больше всего. Ведь в этот период в них самих происходит масса изменений, с которыми они не всегда могут справиться самостоятельно. И их отдаление от родителей вовсе не говорит о том, что они больше не нуждаются в их поддержке и помощи.

    Возможно, им как никогда нужен совет, крепкие объятия, но они просто не знают, как это продемонстрировать. Поэтому внимание со стороны родителей должно быть как никогда предельным. Важно показать подростку, что он любим, дорог своей семье, возможно, эти элементарные вещи помогут легче пережить этот период, не наделать глупостей, о которых придется жалеть.

    Поделиться: