Как сделать так чтобы ребенок слушался родителей. Как сделать так, чтобы ребенок вас слышал. С первого раза. В чем же состоит польза сухих завтраков

термин, принадлежащий швейцарскому психиатру Карлу Юнгу и обозначающий одну из форм бессознательного (части психики, содержащей воспоминания и импульсы, не осознаваемые индивидом) общую для человечества в целом и являющуюся продуктом наследуемых структур мозга. Согласно Юнгу, коллективное бессознательное содержит архетипы, или общечеловеческие первообразы и идеи.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Коллективное бессознательное

Центральное понятие у Юнга - это "коллективное бессознательное". Он отличает его от "личностного бессознательного", куда входят прежде всего вытесненные на протяжении индивидуальной жизни представления. В личностном бессознательном скапливается все подавленное и позабытое. Этот темный двойник нашего Я (его тень) был принят Фрейдом за бессознательное как таковое. Поэтому Фрейд обращал основное внимание на раннее детство индивида, в то время как Юнг считал, что "глубинная психология" должна обратиться к куда более отдаленным временам истории. Коллективное бессознательное - итог жизни рода, оно присуще всем-людям, передается по наследству и служит тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. Психология, как и любая другая наука, изучает универсальное в индивидуальном, причем это общее не лежит на поверхности, его нужно искать в глубинах психики. По наблюдаемым душевным явлениям мы восстанавливаем систему установок и типичных реакций, которые незаметно определяют жизнь индивида. Под влиянием врожденных программ находятся не только элементарные поведенческие реакции вроде безусловных рефлексов, но также наше восприятие, мышление, воображение. Архетипы коллективного бессознательного служат своеобразными когнитивными образцами: интуитивное схватывание архетипа предшествует инстинктивному действию.

Юнг сравнивал архетипы с системой осей кристалла, которая преформирует последний в растворе, будучи неким невещественным полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким "веществом" является внешний и внутренний опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде архетип поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с каким-то опытом, подвергается сознательной обработке. Ближе всего к невещественной форме - архетипу стоит опыт сновидений, галлюцинаций, мистических видений, когда сознательная обработка минимальна. Это спутанные, темные "архетипические" образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное. В работах по психологии религии Юнг использует термин "нуминозное" (numinosum - от лат. numen, божество), введенный немецким теологом Р. Отто. Это опыт того, что переполняет нас страхом и трепетом, опыт подавляющего нас своей властью, но в то же время это опыт величественного, дающего нам полноту существования.

Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источниками мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходит постепенная шлифовка темных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по своему содержанию. Мифология была изначальным способом нейтрализации колоссальной психической энергии архетипов.

Человек первобытного общества лишь в незначительной мере отделяет себя от "матери-природы", от жизни племени, хотя уже испытывает последствия отрыва сознания от животной бессознательности (на языке религии - "грехопадения", "знания добра и зла"). Гармония восстанавливается с помощью магии, ритуалов, мифов. С развитием сознания пропасть углубляется, растет напряжение. Перед человеком возникает: проблема приспособления к собственному внутреннему миру, и все более сложные религиозные учения берут на себя задачу примирить, гармонизировать сознание с архетипическими образами бессознательного.

"Все те творческие силы, которые современный человек вкладывает в науку и технику, человек древности посвящал своим мифам", стремясь восстановить гармонию сознания и архетипических образов.

Человеческая психика есть целостность бессознательных и сознательных процессов. Это саморегулирующаяся система, в которой происходит постоянный обмен энергией между элементами. Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится "компенсировать" односторонность сознания. Люди древних цивилизаций ценили опыт сновидений, галлюцинаций как милость божию, поскольку именно в них открывалась вечная мудрость. Если сознание игнорирует этот опыт, если культура отбрасывает ритуалы инициации и мифы, помогающие ассимилировать энергию коллективного бессознательного, то символическая передача невозможна, и архетипические образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах.

С такими "вторжениями" коллективного бессознательного Юнг связывает не только все растущее число индивидуальных психических заболеваний, но и массовые психозы современности. Расовая мифология и "одержимые" вожди нацистов, буквально воспроизводящие поведение древних "берсерков", коммунистический миф о реализации "золотого века" - все это детски наивно с точки зрения разума, однако подобные идеи захватывают миллионы людей. Все это свидетельствует о вторжении сил, которые намного превосходят человеческий разум.

И все это коллективное безумие было закономерным следствием европейской истории, ее несравненного прогресса в овладении миром с помощью науки и техники. История Европы - это история упадка символического знания. Техническая цивилизация представляет собой итог не последних десятилетий, но многих столетий "расколдования" мира. Символы и догматы открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от соприкосновения с колоссальной психической энергией. Мировые традиции содержат в себе гармоничные "формы жизни", которые стали чужды большинству современных европейцев и американцев, разрушающих традиционные общества уже не только у себя дома, но и по всему миру. Реформация, Просвещение, материализм естествознания - вот ступени распада прежних "форм жизни". Разложенный на формулы символический космос сделался чуждым человеку, а сам он превратился в одну из физических сил. В образовавшийся вакуум хлынули абсурдные политические и социальные доктрины, начались катастрофические войны.

Цель аналитической психологии - гармонизация сознания и бессознательного, равнозначная тому, что древние мыслители называли мудростью. В психотерапевтической практике такое равновесие сознания и бессознательного является искомым результатом погружения Я в глубины психики ("индивидуация"). В последние десятилетия своего творчества Юнг занимался не столько разработкой своей психологии, сколько исследованиями гностицизма, алхимии, мифологии разных стран и народов. Им было создано своеобразное богословское учение в духе гностицизма первых веков нашей эры, а свою аналитическую психологию он нередко называл "западной йогой". Юнг сделался "гуру" для немалого числа адептов эзотеризма, хотя учебные институты юнгианской ассоциации по-прежнему готовят не шаманов, а квалифицированных врачей-психотерапевтов. Его неоднократно обвиняли в мистицизме и иррационализме, хотя правильнее было бы говорить о традиционализме и политическом консерватизме Юнга.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Коллективное бессознательное , в отличие от индивидуального (личностного), идентично у всех людей, одно для всего человечества и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Это наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений Человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие «дух времени».

Коллективное бессознательное - «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», «общая душа, не имеющая временных пределов», фундамент индивидуальной психики. Оно есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны».

Характеризуя коллективное бессознательное в качестве такой психической системы, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов», Юнг выделяет такие его особенности:

  1. своим существованием оно обязано исключительно наследственности;
  2. оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;
  3. его содержание в основном представлено архетипами - буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

Архетипы настолько близки инстинктам, что можно предположить, что они представляют собой бессознательные образы самих инстинктов. Являясь регулятором психической жизни, они выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно.

Юнг отмечает, что архетипов «ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции - не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как формы без содержания, представляющие только возможность определенного типа восприятия и типа действия.

Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов. Архетипы, по определению Юнга, - это «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом», это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями». Они передаются по наследству вместе со структурой мозга, более того, являются ее психическим аспектом, С одной стороны, они формируют чрезвычайно сильное инстинктивное предубеждение, а с другой - оказываются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления. В сущности, они представляют собой, если можно так выразиться, хтоническую часть души - ту, через которую душа связана с природой или по крайней мере в которой такая связь с Землей и миром наиболее заметна. Как замечает Юнг, влияние Земли и ее законов на душу проявляется в первообразах, пожалуй, особенно отчетливо.

Архетип активизируется, когда возникает ситуация, ему соответствующая. Тогда, подобно инстинктивному влечению, вопреки всякому разуму и воле, он прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символически - через архетипический образ в психике индивида. Таковые обнаруживаются благодаря символам в сновидениях («непроизвольных, спонтанных продуктах бессознательной психики»), в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса.

С одной стороны, архетипы обусловливают предрасположенность к поведению определенного типа, с другой - коллективные идеи, образы, теории человечества в ту или иную эпоху, проявляясь в мифах, сказках, искусстве, выражают «дух эпохи».

Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам (это религиозные, научные, философские, моральные системы).

«Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, напротив, является эфемерным явлением, осуществляющим сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют, - архетипы», - пишет Юнг.

Мифы народов - это проявление, проекция коллективного бессознательного. Поэтому исследовать его можно двумя путями: изучая мифологии, а также анализируя психику человека («аналитическая психология»).

Исследования мифов показали, что в них отражаются физические процессы, психические и жизненные ситуации, но не сами материальные явления запечатлеваются в виде образов, а вызванные ими эмоциональные, аффективные фантазии. Так, внешние условия (например, чередование дня и ночи, гром, буря и т. п.) вызывают аффективные фантазии (скажем, миф о герое в солнечной колеснице, которого на западе проглатывает дракон, а после борьбы с ночным змеем он рождается утром вновь).

Внешние психологические условия, например опасные ситуации, порождают эмоции и аффективные фантазии, а поскольку такие ситуации типичны, то в результате образуются архетипы, которые находят отражение в мифах, искусстве. Обычные и вечно повторяющиеся реальности человеческой жизни создают мощные архетипы: Мать, Отец, Женщина и пр.

«Образ Матери представляет собой архетипическое переживание, мать на бессознательном уровне вначале воспринимается не как конкретная личность, а как архетип, как обобщенный образ всех матерей прошлого, как могущественный первообраз, который окрашивает в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение человека к матери, женщине, обществу, чувствам, но делает это настолько тонко, что сознание обычно ничего не замечает. Однако то, что многие мужчины неосознанно выбирают себе жену, основываясь только на том, что она похожа или, наоборот, противоположна его матери, - это факты совершенно реальные. Отец также представляет собой могущественный архетип, живущий в душе ребенка. Архетип Отца - это обобщенный образ всех отцов прошлого, этот архетип определяет отношение человека к мужчине, к закону, к государству, к разуму, а первоначально архетип Отца может быть образом Бога, власти, борьбы, образом всех стихийных сил, готовых помочь или навредить». В детстве сильно выражена бессознательная связь, единство детей с родителями, затем это бессознательное единство ослабевает, но полностью не исчезает, а во взрослой жизни у человека образуется новая личная бессознательная связь с другим - любимым - человеком. У мужчин проявляется архетип женщины - Анимы, у женщины - архетип мужчины (Анимус).

Чем сильнее бессознательное влияние родительского образа, тем чаще фигура любимого человека выбирается в качестве положительной или отрицательной замены родителям. Архетип женщины - Анимы - это ее чувственный образ, который тысячелетиями носит в себе мужчина, причем многие из них до деталей могут описать образ «желанной женщины, чувственный образ желанной любовницы, без черт материнского поведения» и среди огромного числа женщин способны узнать и отыскать тех, кто больше всего подходит под тип анимы. Архетип мужчины - Анимус - это образ мужчины, каким его с давних пор знала женщина; это чувственный образ либо желанного мужчины, окрашенный в ореол героя, либо тирана, которого следует остерегаться.

Юнг полагал, что до тех пор, пока архетип не спроецирован на какой-то объект, он остается идентифицированным с человеком и помимо его воли в нем проявится; например, архетип анимы выражается в мужчине в виде необузданных эмоций. Сознательно они подавляются как женские черты, но в бессознательном накапливаются женоподобные качества, которые, прорываясь наружу, выдают в мужчине существование женского существа. Эти черты могут проявиться как необузданность чувств, капризы анимы, как самоубийства, как иррациональные чувства. У женщин бессознательный архетип анимуса помогает им проявлять стойкость в жизненных ситуациях, а также побуждает спорить, используя нелогические аргументы, не признавать ничьей правоты, оставляя за собой последнее слово в споре, считая свое мнение, которое на самом деле является иррациональным, логически необъяснимым, необдуманным суждением, - самым верным.

Таким образом, Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, а Анимус - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательную мужскую сторону. Эти архетипы основаны, хотя бы частично, на том биологическом факте, что в организме человека вырабатываются и мужские, и женские гормоны.

Анализ психотерапевтической практики позволил Юнгу заметить, что в снах, бредовых фантазиях многих людей имеется определенное сходство с мифологическими, фольклорными сюжетами и даже с древнейшими космологическими идеями, хотя этих мифы и идеи человек мог и не знать. Однако архетип как таковой отличается от переработанных форм - от сказок, мифов и т. д. Это бессознательное содержание, которое изменяется по мере его осознания и восприятия: оно трансформируется под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого возникает. Образно архетип можно сравнить с руслом реки: он, подобно тому, дает общее направление, а вот конкретное содержание приобретает индивидуализированные формы.

Архетипы обнаруживаются как символы в сновидениях, при психических расстройствах, в научном и художественном творчестве и т. д. С точки зрения Юнга, сновидения - это как бы окно в коллективное бессознательное, поскольку они имеют «свою собственную функцию и целеполагающую структуру, указывающую на подспудную идею или намерение (мотивацию)». Архетип (сам по себе) - вне этих конкретных форм - образ, который невозможно созерцать.

Юнг рассматривает бессознательную часть психики как творческое начало в человеке, а сам процесс творчества - как оживление архетипа. Поэтому последний напоминает существо, ведущее автономную жизнь в душе человека, не зависимое от сознания и над ним доминирующее. В таком случае возникает реальная опасность того, что творческий процесс начинает превращаться в субъекта, подменяя собой человека, личность, т. е. подлинного субъекта, автора, создающего то или иное художественное, научное, музыкальное произведение. И действительно, по словам Юнга, писатель, например, - это реагирующий объект (не субъект), а художественное произведение есть некое живое существо, которое пользуется автором как своим рупором. Соответственно не мы создаем идеи, а идеи - нас. Когда пациент рисует, он является объектом действующих в нем бессознательных сил.

С другой стороны, по мнению Юнга, существуют такие художественные произведения, которые написаны автором по заранее намеченному плану и с определенной целью достичь определенного впечатления. Здесь автор полностью владеет материалом и подчиняет его художественному намерению. В итоге Юнг выделяет два типа творческого процесса: интровертированный и экстравертированный. По его словам, первый характеризуется утверждением субъекта и его сознательных намерениях и целях, связанных с требованиями объекта. Второй, напротив, отличается подчинением субъекта требованиям объекта. Именно такой видится Юнгу общая проблема творчества.

Количество архетипов, находящихся в коллективном бессознательном, может быть неограниченным. Однако особое место Юнг уделяет Персоне, Аниме, Анимусу, Тени и Самости.

Он отмечает, что архетип усваивается личностью, но он существует и вне ее. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует Персону (Маску). Сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, - это Тень.

Персона (от лат. «маска») - это показываемое лицо человека, то, как он проявляет себя в отношениях с людьми, какие социальные роли играет в соответствии с социальными требованиями. Персона служит тому, чтобы производить впечатление на других и утаивать от них истинную сущность личности. Как архетип, она необходима для того, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.

Тень представляет собой подавленную, теневую, дурную и животную сторону личности, содержит социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у нее есть и положительные свойства. Юнг рассматривает Тень как источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала в жизни человека. По мнению Юнга, функция сознания (Эго) состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени, обуздывать пагубную сторону своей натуры до такой степени, чтобы жить в гармонии с другими, хотя в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Коллективное бессознательное неразрывно связано с индивидуальным, образуя вместе с ним и иными системами психики единую психическую структуру личности. Согласно Юнгу, все эти различные уровни бессознательного и сознания и создают взаимосвязанные системы психики: Я, Маску (Персону), Тень, Аниму, Анимуса и т. д. Их призвана объединить Самость.

Интегрирующий центр структуры, архетип единства и целостности Юнг и обозначил как Самость. Выступая в качестве интегрирующего начала, она призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую цельность личности и обеспечить ее реализацию как субъекта. Самость - самый важный архетип в теории Юнга, он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает гармонию.

Таким образом, в понимании Юнга, развитие Самости - это главная цель человеческой жизни. Но гармонизация души - процесс сложный. Истинной уравновешенности структур личности достичь трудно или даже невозможно, по меньшей мере к этому можно прийти не ранее чем в среднем возрасте. Более того, архетип Самости не реализуется до конца, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души - и сознательных, и бессознательных. Поэтому достижение зрелого Я требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель - полная реализация Я, т. е. формирование единого, неповторимого и целостного человека.

Становление Самости происходит в процессе индивидуации - такого психического развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид совсем освобождается от родительских уз и обретает новое единство сознания и бессознательного. Движение каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни, включая и процесс индивидуации, в ходе которого происходит интеграция многих противодействующих внутри личности сил и тенденций, полное развитие и выражение всех личностных элементов.

По мнению Юнга, Самость можно представить в виде определенного геометрического символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и бессознательным.

Поэтому она объединяет четыре системы психики:

  • Ich (Я);
  • Persona (Маска);
  • Schatten (Тень);
  • Anima и Animus (образы женщины и мужчины).

Первая составляет самую малую часть психики. Она выступает центром сознания, и именно к ней стекается весь поток осознаваемых психических переживаний. Для нее, по мнению Юнга, характерны узость, дискретность, степень ясности и малое информационное содержание.

Представляя по большей мере процессы отображения органами чувств внешнего и внутреннего мира, система Я способна нести в себе автономные комплексы психических данных. Ее содержание составляют процессы апперцепции, чувствования, предвосхищения, а также мышления, воли и влечений. Действительное психическое состояние Я остается сокрытым как от самой личности, так и от ее социального окружения. К тому же личность может спутать познание самой себя с тем, что известно о ней в ее социальном общении.

Психические процессы, связанные с социальным лицом личности, принятым ею по отношению к другим индивидам, Юнг включил во вторую систему психики, обозначив ее как Персона (Маска). Если основными принципами первой являются отражение и рефлексия, то в этой - адаптация к внешнему социальному миру.

По своему содержанию Персона слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, другие же образованы из социальных ожиданий от этой личности. Поэтому Персона всегда выступает как некий компромисс между такими двумя психическими процессами. Результатом его становятся социальные роли, которые играет личность в обществе.

В психической структуре личности Юнг выделил еще одну структуру, которую назвал Тенью . Она является первичным уровнем бессознательных процессов, представляя собой бессознательное личности . Она включает такие представления и восприятия, которые либо потеряли свою силу и оказались забытыми, либо «из-за слишком малой интенсивности никогда не достигали сознания…» При этом они несут в себе не только негативное содержание, но и дремлющие психические силы, обладающие большой динамикой и способные привести личность либо к росту, либо к катастрофе. Все зависит «от подготовленности и установок сознания».

Юнг считает, что личность никогда не может «перепрыгнуть» через собственную Тень или «обмануть» ее. Напротив, признание ее необходимо для осознания своего несовершенства. А оно требуется для того, чтобы установить человеческие отношения, общаться с другими людьми, понимать взаимосвязь с ними, нуждаться в их помощи и поддержке. Если же у человека «завышенные идеалы» и он полагает себя более совершенным, чем остальные, то тем самым он непроизвольно унижает других или ставит их в подчиненное положение.

По мнению Юнга, «показать» человеку его Тень было бы полезным. Он тогда лучше осознает и светлую сторону своей личности. Находясь между этими двумя противоположностями, воспринимая одновременно свою Тень и свой Свет, «личность неизбежно ощущает и собственную Самость». Тень, входящая в индивидуальное бессознательное, неразрывно связана с коллективным - самой глубинной системой психики. Та включает в себя многочисленные архетипические образы, в том числе и такие, как Анима и Анимус (образы женщины и мужчины).

Рис. 5.5. Взаимосвязь четырех систем психики в модели психической структуры, обоснованной Юнгом

Как видно из рис. 5.5, Юнг, в отличие от Фрейда, выводит сознание из бессознательных психических процессов, которые и «придают определенную форму содержаниям психики». Возможные конфликты, возникающие на стыке систем, приводят к дестабилизации Самости, она может проявиться в утрате Персоны, в «личностной инфляции» (при идентификации личности с коллективом или группой как субъектами деятельности), в недооценке своей Тени, в одержимости Ани-мой или Анимусом и других возможных потрясениях личности.

Обретение Самости - это результат стремления различных компонентов личности к единству. Архетип Самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в ее состав. Итог индивидуации - самореализация, но на эту конечную стадию развития могут подняться высокообразованные и способные люди, располагающие к тому же досугом. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Психологическая коррекция эффективна в том случае, когда корректируются Тень и Персона. Индивидуальное бессознательное человека можно познать через бессознательные комплексы - «совокупность психического содержания, заряженного одной эмоцией, одним аффектом». Комплексы проявляются через симптомы, совокупность которых образует синдром (например, страх, агрессивность).

Исправлять требуется комплексы в целом. Для этого необходимо извлечь из бессознательного эмоционально заряженный комплекс, осознать его заново и изменить его эмоциональный знак, поменять направление аффекта, т. е. цель: устранить не симптом, а тот аффект, который лежит в основе комплекса.

Юнг вывел закон единства бытия в общей бессознательности : если у двух людей в одно и то же время проявился один и тот же комплекс, то возникает эмоциональная проекция, вызывающая между ними притяжение или отталкивание, т. е. к этому человеку вы начинаете относиться так, как относились бы к этому комплексу, будь он вами осознан.

Юнг отмечает, что такая бессознательная проекция устанавливается между родителями и детьми. Он пишет:

Общеизвестным примером является теща, которая отождествляет себя с дочерью и таким образом как бы вступает в брак со своим зятем; или отец, который считает, что заботится о своем сыне, наивно заставляя его выполнять свои отцовские желания, например, в выборе профессии или при женитьбе; или сын отождествляет себя с отцом, или наличие тесной бессознательной связи между матерью и дочерью.

Психолог и философ доказывает: любую психическую реакцию, несоразмерную с вызвавшей ее причиной, необходимо исследовать относительно того, не была ли она обусловлена в то же время и архетипом.

Возникающие в психической структуре комплексы Юнг связывает с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками. В качестве таковых он выделяет интроверсию и экстраверсию, которые «характеризуют предрасположенное реагирование психики индивида и тем самым определяют не только образ действия и вид субъективного опыта, но и характер бессознательной компенсации».

У экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других. В деловом общении экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов ситуации всегда ограничивает его возможности.

Для интроверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект как таковой. Психическая энергия направлена вовнутрь, она рефлексивна. В деловом общении он старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.

У экстраверта ведущим является правое полушарие головного мозга, так как оно ориентировано на текущее время и пространство. У интроверта - левое, связанное с внешним миром более опосредованно. Типология Юнга, включающая интровертированную и экстравертированную установки психики личности, была им дополнена: он ввел внутри этих типов дополнительные различия четырех психических функций: мышления, эмоции, ощущения, интуиции. Соответственно он выделил: мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов личности ориентирован в своей деятельности на соответствующие психические функции.

В деловом общении мыслительный тип склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать собственные эмоции и чувства.

Эмоциональный , напротив, воздействует на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и пользуется этим, воздействуя на партнера.

Ощущающий быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов.

Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, колеблется, сомневается, проявляет беспокойство относительно будущей реализации делового соглашения.

Юнг ввел понятие аказуального связующего принципа синхронности . Оно обозначает осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве.

По его определению, синхронность в силе, когда «определенное психическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели к текущему субъективному состоянию». Синхронно связанные события явно соотносятся тематически, хотя между ними нет линейной причинной связи. Например, вы подумали о человеке, которого давно не видели, и он неожиданно появляется перед вами или звонит вам издалека; или неожиданно у вас возникает состояние страха, и вы вскоре оказываетесь свидетелем или участником несчастного случая и т. п.

Феномен синхронности, по мнению Юнга, состоит в том, что любой психоидный архетип имеет тенденцию локализовываться не только в отдельной личности, но и воздействовать на ее ближайшее окружение - «через подпороговое восприятие мельчайших признаков данного аффекта». Здесь обнаруживается коллективная природа психоидного архетипа, ведь коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального, идентично у всех людей. Например, при общении с деловым партнером, обладающим активированным бессознательным содержанием (к примеру, эмоционально окрашенными ощущениями страха, угрызениями совести), возможно параллельное проявление таких же психических переживаний и у другого партнера, который склонен неосознанно приписывать эти моральные реакции себе самому.

Возможное объяснение явлений «синхронности» - наличие бессознательной взаимосвязи человека с другими людьми, с архетипами коллективного бессознательного, физическим миром и информационным полем человечества и космоса, с прошлыми, настоящими и будущими событиями.

Новаторские идеи Юнга получают свое дальнейшее развитие и подтверждение в современных исследованиях трансперсональной психологии.

Таблица 5.8.

Концепция К. Г. Юнга
Понимание личности Личность (душа человека) состоит из трех взаимодействующих структур: сознания (Эго), индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Развитие личности - это динамический процесс, эволюция на протяжении всей Жизни как результат стремления различных компонентов личности к единству, интеграции, гармонии, целостности, обретению Самости.

Индивидуация - развитие личности, динамичный процесс интеграции многих противодействующих внутри личности сил и тенденций, в результате чего достигается полное развитие и выражение всех элементов личности - самореализация.

Отношение к телу Тело не самостоятельное начало, а выражение психических переживаний, т. е. телесное и духовное находятся в единстве. Значимость телесных переживаний полностью соответствует тому, как они представлены в психике.
Социальные отношения Социальные отношения - материал для заполнения архетипов. Форму этому материалу задают архетипы, т. е социальные отношения не являются доминирующими. Развитие личности - это индивидуация, т. е. путь к Самости, но одновременно это связано с углублением в коллективное бессознательное.
Воля Проявление волевой энергии как приобщение к культуре. Воля может оказывать воздействие на бессознательное, хотя и не прямо.
Эмоции Значимость эмоций определяется их связью с архетипами. Эмоции - проявление бессознательного. Это своеобразный посредник между психикой и телесной жизнью. Они выступают как энергетическая сила, позволяющая определить успешность процесса индивидуации. Сильные эмоции - источник развития личности.
Интеллект Интеллект - сознательная функция, поэтому он имеет ограничения. Интеллектуальные объяснения никогда не могут быть полными. Интеллект дополняется интуицией (интуитивная функция основана на бессознательном материале).
Самость Самость - центральное образование в психике человека. Это - динамическое равновесие взаимоисключающих сил:
  • экстра- и интроверсии, сознательного и бессознательного;
  • мужского и женского начал.

Такое равновесие предполагает полноту переживаний своего бессознательного. Путь к Самости никогда не бывает завершен, так как личность неподвластна описанию, полному осознанию. Развитие Самости - главная цель жизни человека

Отношение к психотерапевтической помощи Психотерапия Юнга - одна из наиболее популярных в мире. Она предполагает два этапа:
  1. Аналитический включает две фазы:

Термин "коллективное бессознательное" был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.Г. Юнгом. Он предложил его для обозначения особого класса психических явлений, которые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. Содержанием коллективного бессознательного, по Юнгу, выступают архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное - информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

В работе «Психология бессознательного процесса» Юнг уделил внимание рассмотрению не только личностно-человеческих характеристик, но и мифологических фигур, выражающих чувства пациентов. В разделе, названном им «Архетипы коллективного бессознательного», он подчеркнул, что некоторые атрибуты нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний «сверхличностного или коллективного бессознательного». Поясняя свою точку зрения, Юнг отметил, что «коллективное бессознательное - нечто вроде осадка опыта и одновременно – образ мира как некая его априорность». В этом образе содержатся определенные черты, так называемые доминанты, или архетипы. В другом разделе данного труда, озаглавленном «Личное, сверхличное, или коллективное бессознательное», он писал о том, что в глубинном слое коллективного бессознательного дремлют изначальные общечеловеческие образы, а само по себе оно представляет объективно-психическое, в отличие от субъективно-психического индивидуального бессознательного.

В понимании Юнга содержание коллективного бессознательного - это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков. В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, коллективное бессознательное характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию.

В докладе «Понятие коллективного бессознательного», прочитанном Юнгом в Обществе Абернети (Англия) в 1936, и в ряде последующих его публикаций в той или иной степени изложены представления о коллективном бессознательном. Согласно этим представлениям, коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом:

1)оно развивается не индивидуально, а получено по наследству;

2)состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью и образцом инстинктивного поведения;

3)включает в себя продукты архаической природы, т.е. содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же;

4)идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого;

5)имеет мифологические по своему характеру содержания;

6)состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом;

7)является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом;

8)представляет собой единую для всех подоснову, на которой сохраняется нерасторжимая целостность и фундаментальная идентичность;

9)вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и не подвластны контролю со стороны воли;

10)может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство - духовная эпидемия, способная привести к революции, войне, катастрофе.

Вводя в концептуальный остов понятие «коллективное бессознательное», Юнг признавал, что на материале анализа сновидений З. Фрейд первым обратил внимание на факт наличия в сновидениях элементов, которые не являются индивидуальными и не выводятся из личного опыта сновидцев. Основатель психоанализа назвал их «прафантазиями», «архаическими остатками», тем самым подчеркнув их коллективную, а не индивидуальную природу.

Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное - одна из форм бессознательного , единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга . Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное - за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

См. также

  • Стадный инстинкт

Примечания

Ссылки

  • Карл-Густав Юнг. Концепция коллективного бессознательного
  • Карл-Густав Юнг. Об архетипах коллективного бессознательного. Пер. А. М. Руткевича

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Коллективное бессознательное" в других словарях:

    Термин, введенный психиатром Карлом Ютом для обозначения одной из форм бессознательного (части психики, содержащей воспоминания и импульсы, не осознаваемые индивидом), общей для человечества в целом и являющейся продуктом наследуемых структур… … Философская энциклопедия

    коллективное бессознательное - понятие аналитической психологии К. Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т. д., передаваемых от поколения к поколению как… … Большая психологическая энциклопедия

    коллективное бессознательное - КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ понятие, введенное в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Согласно ему, психика состоит их двух сфер сознания и бессознательного, которые компенсаторно дополняют друг друга и вместе образуют тотальность … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Понятие аналитической психологии Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как… … Новейший философский словарь

    Англ. collective unconscious; нем. Unbewu?tes, kollektive. 1. Совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании индивида (или представленных с недостаточной степенью осознанности), но оказывающих активное, а иногда и… … Энциклопедия социологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 хайвмайнд (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - – сoвокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур и механизмов: архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т. д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - (Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes) структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные элементы. Следует отличать от личностного бессознательного (см. также архетип и архетипический образ). «Коллективное… … Словарь по аналитической психологии

    коллективное бессознательное - Англ. collective unconscious. Термин, обязанный своей популярностью в XX веке К. Юнгу и обозначавший тот комплекс понятий, который впоследствии получил терминологически более строгое определение культурного бессознательного. Эти два термина и… … Постмодернизм. Словарь терминов.

    КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - универсальные, всеобщие образы и идеи, имеющие психически унаследованный характер, передающиеся из поколения в поколение и лежащие в основе деятельности людей. Термин К.Б. был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.… … Социология: Энциклопедия

Книги

  • Корпоративная память как управленческий ресурс. Коллективное бессознательное предприятия: почему человеческой памяти недостаточно. Монография , Брагина З.В.. Вовлечение в хозяйсвтенную деятельность промышленного предприятия корпоративной памяти - как динамичного, непрерывно развивающегося управленческого ресурса, аккумулирующего в себе знания и…

Концепция коллективного бессознательного Карла Густава Юнга содержит такие разделы: определение, что есть коллективное бессознательное; психологическое значение коллективного бессознательного; метод доказательства; пример. В определение ученый объясняет, что коллективное бессознательное - это сегмент психики, который не является результатом получения личностного опыта человеком. Эта психическая система наследуется, и если проблемы в личном бессознательном базируются на комплексах, тов коллективном бессознательном - на архетипах. Иначе говоря, природа коллективного бессознательного - безлика и идентична у каждого индивидуума. В разделе «Психологическое значение коллективного бессознательного» Юнг рассматривает опосредованность инстинктов в жизни человекаи проводит параллель со своей концепцией и возможностью ее доказательства таким же образом.

В качестве примера доказательства существования архитипов коллективного бессознательного он выдвигает сюжет картины Леонардо да Винчи «Святая Анна с Девой Марией и Христом». Фрейд сделал акцент в анализе причины написания этой картины Леонардо на том, что у того было две матери. То есть, существовала личная причина.Юнг же выдвигает опровержение, указывая, что скорее всего это был результат воздействия архитипа двойной матери. И в продолжение доказательства приводит пример наличия архитипа двойного рождения - духовного и физического.

В качестве примеров здесь выступают древнегреческий герой Геракл, которому боги Олимпа даровали неземную силу и фрески на родильных палатах фараонов, где было четко отображено, что фараон - лишь отчасти человек, а отчасти - бог. Резюмирует свое доказательство он тем, что Леонардо написалскорее всего картину не из-за личной причины, а потому что данный архитип - архитип двойной матери был наиболее узнаваем и понятен людям. В продолжение этого раздела Юнг утверждает, что люди подверженные воздействию архетипа, «способны на любое безумие». Как пример он приводит геноцид евреев фашистами идентичный гонениям израильтян в период правления римской империи.Воздействие архитипа, по Юнгу, может приводить к появлению обширного конфликта, который способствует возникновению нервоза.

Доказательством существования коллективного бессознательного по Юнгу является наличие снов. Если имеется какая-то нереализованная фантазия, она обязательно выльется в повторяющиеся, насыщенные сны, где будет фигурировать какой-либо символ-архетип. Если эту фантазию осознать, то и сны на эту тему будут сниться реже и слабее. Юнг делает вывод, что повторяющиеся видения снятся при подавлении какого-либо инстинкта. То есть, если снять запрет на реализацию его, то фантазия уйдет из бессознательного. Но Юнг не считал этот метод максимально безопасным и рекомендовал с особым тщанием использовать его на практике. Много архитипических источников было найдено Юнгом в заблуждениях параноиков, фантазиях, наблюдаемых в состоянии транса и сновидениях детей 3-5 лет. В примере Юнг показывает опыт, полученный им в результате лечения одного из его пациентов-шизофреников. В период ослабления симптомов болезни, пациенту разрешалось гулять по коридору больницы, и он, смотря в окно, видел галлюцинацию, будто солнце имеет фаллос, вызывающий ветер.

Юнг провел параллель галлюцинаций больного с отрывками из книги Дитриха по исследованию мифологии. В этой работе были собраны разные наставления, ритуалы, видения. Одно из видений практически на 100% совпадало с галлюцинацией пациента Юнга. Ученый исключает наличие криптомнезии у больного и чтение мыслей у себя самого. Так как эти данные от пациента были получены в 1906 году, а книга Дитриха была написана в 1910. Поэтому Юнг видел в этих видениях не совпадения, а унаследованные идеи, то есть архетипы.

Развитие идей концепцииколлективного бессознательного

Концепция коллективного бессознательного послужила остовом для возникновения аналитической психологии. Конечно же, ее отцом-основателем был Карл Юнг. И он же открыл первый институт этого направления в 1948 году. А в 1955 году была создана Международная Ассоциация Аналитической Психологии. Ее штаб-квартира находится в Цюрихе. И на сегодня насчитывается 28 стран в составе этой организации. Цель ее деятельности - дать распространение этой области психологии и эффективно использовать ее на практике по всему миру, а также выпустить специалистов высочайшего уровня. Прорыв Юнга в открытии коллективного бессознательного, связи всех и каждого друг с другом, с Природой, с Космосом дал толчок к появлению трансперсональной психологии, которая стала альтернативой аналитической психологии. Ее первопроходец - Абрахам Маслоу открыл то, что любой человек помимо «Я» данного ему социализацией, имеет глубинное «Я», которое выявляется при трансперсональных состояниях. И это «Я» - источник здоровья, мудрости и душевной гармонии. То есть это «Я», распространяется далеко за пределы личного, оно гораздо шире и глубже, что и является расшифровкой в глубоком смысле определения этого направления. Каждый человек имеет бесконечные возможности духовного роста.

Видным теоретиком данного направления психологии является Станислаф Гроф. Он проводил опыты с психоделиками и изменными состояниями. В результате проведения экспериментов с психоделиками им были получены ощущения преодоления времени и пространства; стирание границ между материей, сознанием, энергией; преодоление дистанции между отдельной личностью и миром. Сегодня трансперсональную терапию используют для лечения от наркотической зависимости. Хотя отсутствуют научные подтверждения эффективности, зато имеются твердые клинические доказательства.

И именно это направление психологии помогает выявить, что алкогольная и наркотическая зависимость возникают в результате того, что человек оказывается в «духовном» тупике. Методики трансперсональной психологии и психтерапии помогают пациенту преодолеть этот духовный кризис.

Использование метода концепции коллективного бессознательного сегодня

Сегодня наверное не один тренинг для развитияли бизнеса, курсы актерского мастерства ли, да и просто обучение торговых менеджеров, не обходится без таких упражнений, как научение чувствовать другого человека. Хорошая развитость этого навыка помогает и в бизнесе, и в личной жизни. Но даже это примитивное упражнение порой бывает трудно выполнить.Потому что в погоне за скоростями техногенного века и коммерческим успехом, мы разучились чувствовать друг друга. Первобытные люди в этом плане были гораздо эффективнее нас, ощущая через большиерасстояния, что с товарищем по племени случилась беда и нужна помощь. А ведь почувствовать другого мы можем как раз через это самое коллективное бессознательное. Так, человек может улыбаться, а в душе быть злым на нас. И его негатив мы может ощутитьтолько через коллективную связь. Узрить это расхождение внешнего свнутренним.

Можно сказать, что применение метода концепции коллективного бессознательного получило широчайшее, даже бытовое распространение. Теперь вполне осознанное. Это в начале своего возникновения Юнга с данной концепцией восприняли, как почти сумасшедшего. А сейчас кажется в порядке вещей «калибровать» человека (а то и целое сообщество) и подстраиваться под него, чтобы использовать в своих целях. Да, Юнг хотел бы более аккуратного использования своей концепции, более экологического подхода. Но, к сожалению или к счастью, каждый применяет этот метод в зависимости от собственных этических установок.

Что же касается лечения психических больных, аналитическая психология также прогрессирует. Рассмотрим один из аспектов, таких как лечение творчеством, введенное именно Карлом Юнгом. Сейчас нет ни одной более менее серьезной психиатрической клиники, где этот метод бы не использовался. Больные рисуют, лепят, что-то конструируют и у них намечаются улучшения состояний. Они в прямом смысле исцеляют свою душу творчеством. Используется информация из сновидений, которую расшифровывают, чтобы применить полученную информацию для улучшения состояния больного. И учат его самого правильного трактовать свои сны, чтобы не быть зависимым от терапевта. Уметь помочь себе самому.

Литература:
  1. 1.Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного.
  2. 2.Фрейджер Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост.
  3. 3.Лейбин В. Постклассический психоанализ. Том 1.
  4. 4.Бабосов Е.М. Карл Густав Юнг.
Поделиться: