Воспитание детей в африканских племенах. Африканское воспитание…. В бедных странах африки за ресурсы, необходимые производителям гаджетов, идут непрерывные войны

Разница между системами детских учреждений в ЮАР и России существенная. Я, как мать, имею опыт вождения ребенка в детский сад как в России, так и в Южной Африке. Ситуацию с российскими садами еще представляю, будучи членом родительского комитета.

В РФ детские сады только с недавнего времени стали считаться частью «школы», т.е. частью именно системы образования. Но детский сад воспринимается как место, куда можно отдать ребенка, пока родители работают. Некоторые матери, которые не работают, не отдают в подобные заведения — зачем отдавать «чужим теткам» воспитывать ребенка?

В Южной Африке к этому относятся как к обязательной школе, без которой ребенку будет сложнее учиться дальше. Хотя в ЮАР довольно широко распространено домашнее обучение — дети самостоятельно, под присмотром родителей или репетиторов проходят школьную программу.

В ЮАР такого понятия, как детский сад, не существует. Детей отдают в школу, и дальнейшее развитие ребенка идет уже по ступенчатой схеме — доначальная школа, начальная и т. д. Сад является звеном школы, а не подготовкой к ней. Поэтому они не используют термин kindergarten-детский сад, а используют school — школа.

Обычно «школа» до 12.15, а потом, дети остаются в так называемый after care - это уже собственно сад, за что надо отдельно платить. Там дети уже спят, кушают, гуляют. Обычно они находятся на одной территории, но формально это два разных места. В школе одни педагоги, а в «саду» другие — часто у них разные бухгалтерии. Выглядит это следующим образом — ребенок приходит, занимается, время заканчивается — его либо забирают родители-няньки-бабушки, либо он берет вещи и переходит в соседнее здание, где с ним уже сидит другой «воспитатель». Есть и такие сады, где всё объединено в одном помещении, а педагоги одни и те же — это как правило государственные.

Все сады платные, даже государственные. Есть, конечно, бесплатные, находящиеся в районах бедноты, где в основном черные, и работают волонтеры, но мы про них писать не будем.

Чтобы понять специфику этого общества, необходимо отметить, что ЮАР только в 1994 году отказался от Апартеида, т.е. системы, предписывающей сегрегированную жизнь по расовому признаку. До победы Нельсона Манделы на выборах черные не могли посещать те же учебные заведения, что и белые, как, впрочем, и цветные. Цветные — это потомки от привезенных рабов из Индонезии, Малайзии, Индии и др. еще в 17 веке. И путать их с черными и белыми нельзя. Они не черные, но они и не белые. Белые были привилегированной частью населения, которая занимала все административные должности и обладала всеми правами. После 1994 года ситуация поменялась. Черные, придя к власти, стали лоббировать свои интересы, таким образом, стали не просто полноценными членами общества, но и стали власть имущими, обладая подчас большими правами, чем белые и цветные. Появился класс новых богатых черных.

Но по-прежнему можно заметить, что чем дороже сад, тем меньше там черных и цветных детей. В бедных — одни черные. Хотя многое еще и зависит от престижности района.

Также надо понимать, что в Южной Африке 11 официальных языков — английский, африкаанс (язык буров, потомков первых колонистов — французов, португальцев, и в первую очередь голландцев), и 9 национальных языков — коса, зулу и др. Т.е. при выборе сада надо руководствоваться еще и языком, на котором будет проходить обучение. Большинство садов на английском, но есть и сады, где обучение только на африкаанс. Для некоторых цветных родным является африкаанс, и другого родного языка у них нет. С другой стороны, здесь много чисто английских семей, который африкаанс не знают.

Но основным и самым распространенным языком является английский. Хотя с ним тут тоже не все так просто. Когда мы отдавали ребенка в первый государственный сад, по незнанию и отсутствию опыта не обратили внимания на то, что педагоги там были черные. Обучение проходило на английском, но произношение и качество языка оставляло желать лучшего. Мы вынуждены были сменить сад. Это, конечно, не значит, что черные — плохие педагоги. Но с большей долей вероятности, они оказываются весьма посредственными специалистами. Поэтому в садах, где черные педагоги, белых почти не увидите. Почти все, кого мы здесь встречаем, однозначно говорят, что надо отдавать в «белые» сады, где, к слову, есть и черные, и цветные дети.

Очереди в сады здесь есть, если группы сильно переполнены. Но это очереди совершенно иные, чем в России. У нас, чтобы записать ребенка в сад, необходимо ребенка с рождения ставить на очередь — в Москве с недавнего времени это делают через интернет. Если это район, где нехватка дошкольных учреждений, есть шанс, что вообще не попадешь в бюджетный сад. Из-за этого процветает коррупция.

Здесь же ты приходишь лично в сад, говоришь, что хочешь, чтобы ребенок ходил к ним. Если у них есть место, можно приходить хоть завтра. Если же нет, ребенка записывают в так называемый лист ожидания. Когда мы записали дочку в этот лист, думали что это надолго, но мне позвонили уже через полторы недели и сказали приводить. Государственные сады здесь платные, опять же, я не говорю о садах нищих районах, коих здесь много, где работают специальные заведения с волонтерами, часто приезжающими из других стран — Англии, Австрии, Германии и др. для работы с детьми.

Дисциплина

Плохо ли это, или хорошо, но в Южной Африке нет рамок — хочешь ходить, ходи, приводи. Не хочешь — пропускай, все очень просто — деньги решают все. Дисциплины нет. Никто не грозит тебя выкинуть из списков. Есть тут конечно общие каникулы, праздники и т. п. Но это вообще не проблема.

Можешь опаздывать хоть на час, дело твое.

Дети могут спать днем, а если не хотят, не спят. У них и кроватей толком нет — матрасики стелют, или маленькие такие пластиковые кроватки с сетками (собирают потом в один большой стенд). Обычная картина — часть детей пытается заснуть, кто-то спит, в то время как другие сидят за столом и рисуют или просто тихонько играют в игрушки. Вспоминаю свое детство, когда я все время притворялась — ну не могла спать в тихий час — это была пытка. Заходила воспитатель, и на голову одеяло надевала, чтобы другим не мешала спать.

Другое отличие — здесь вообще не требуют никаких справок — ты приводишь ребенка, заполняешь анкету, где просто пишешь — есть ли заболевания, аллергии, или нет. Т.е. все со слов родителей. Многих в России бесит, что ребенок, чтобы попасть в детский сад, должен пройти полную медкомиссию. Это превращается в муку, растянувшуюся на несколько месяцев, когда ты вылавливаешь специалиста неделями, чтобы попасть к нему на прием. Прививки, решения, анализы. В ЮАР просто приводишь ребенка и все. Помимо медкарты, непосредственно за несколько дней до посещения сада, в России необходимо сдать анализы и пройти осмотр у врача. А справка действует только на 3 рабочих дня. Не успел — иди заново. Уехал в отпуск с ребенком на 3 недели, по приезду — иди с ребенком к врачу, и получай справку, что ребенок здоров и может контактировать с другими детьми. Здесь — в этом смысле вообще никакого контроля нет. Здесь даже нет никакой медсестры в саду.

Многие связывают такое отношение с тем, что медицина в Южной Африке очень дорогая, а мол, если с ребенком что-то не так, его и не возьмут. Если ребенок сильно болен — родители его не приведут в «школу». Я бы сказала, что подобное отношение скорее минус. Ведь есть заболевания, которые протекают бессимптомно, и их легко просто не увидеть тогда, когда можно что-то исправить. А бывает уже поздно.

Но, с другой стороны, здесь вообще к воспитанию детей другое отношение. Более легкое.

Придя в любой сад, вы увидите детей, снующих повсюду. Никто не гонит их сидеть обязательно там, ходить именно здесь. Все свободно. Многие из них, даже в холодную погоду бегают босиком. В ЮАР очень многие взрослые ходят прямо по улицам без обуви, даже в городе. И даже зимой, т.е. нашим летом — с июня по август. Хотя зима в ЮАР — это не зима в Москве, это все же не африканская зима, какая представляется большинству. Зимой здесь температура может быть до 10 градусов, при очень промозглом антарктическом ветре и проливном дожде. И дети все равно одеты часто легко — шортики, сандалии.

Вспоминаю, когда у нас осенью было 10−15 градусов, меня отчитывали воспитатели за то, что я приводила ребенка в сад без шапки. Говорили «заболеет, а мы виноваты? Нет уж, одевайте тепло!». В ЮАР приводи хоть голым, и не потому, что воспитателям плевать, в чем твой ребенок будет одет. Просто здесь даже сами взрослые одеваются легко. Такая здесь культура и норма. Это не воспринимается как исключение или средство закаливания. Это, правда, среди белых.

Черные же наоборот часто мерзнут даже в более теплую погоду, и можно увидеть на улицах, в +20 черного мальчика в шапке и пуховой куртке. Много самих взрослых черных в +25 в шерстяных шапках и пальто. Хотя черные, которые ходят в «белые» сады, тоже одеты легко.

При легком воспитании, к еде здесь отношение абсолютно халатное. Никаких нормативов по тому, что должно быть в рационе ребенка, в детских учреждениях здесь нет. В саду ребенку могут дать чипсы, конфеты, попкорн и т. д. Более того, йогурты, фрукты и соки — каждый день мы сами даем ребенку с собой. Хотя одна моя знакомая русская, живущая в другом конце Кейптауна, говорит, что у них с саду, который дешевле почти вдвое нашего «лучшего», — каждый день супы, пареные овощи и т. д. У нас же, детей на обед кормят в лучшем случае макаронами, а в основном сэндвичами с колбасой, кетчупами и т. д. Здесь нет единой системы питания, стандартизации, более того, хороший сад не обещает вашему ребенку здорового питания. Мы вынуждены давать еду ребенку с собой. Многие жалуются, что это беда с питанием во многих садах.

Программа обучения

При всем при том, что у нас считается, что детские сады — не «младшие» школы, система обучения намного сильнее, чем в южноафриканских preprimary school, школах. Программы даже сравнивать нельзя. В нашем саду в России (к слову, это был обычный муниципальный сад) детям преподавали основы математики, у детей 2 раза в неделю была физкультура, несколько раз в неделю музыка, основы экологии, отдельно педагоги по рисованию, был отдельных психолог и т. д. И это не особенность сада, а обязательная программа для всех подобных учреждений. Другой вопрос — квалификация работников и их наличие. Хотя сейчас многие занятия пытаются перевести в России на платную основу — но пока бесплатно.

Здесь тоже же с детьми занимаются — рисование, клейка машинок, чтение книг. Но занятия более однообразны и примитивны. Я бы даже близко это «школой» не назвала. Бывают иногда дни, когда они изучают какую-то тему — животные, еда, форма и т. д. Об этом говорят заранее, и родители готовятся. Неоспоримый плюс перед нашими садами — детей иногда всех вывозят — или в лес, или на пляж, для уроков об окружающем мире. Детям очень нравится.

В последнюю пятницу в местном саду был «вечер кино». Детей приводили в к 18.30, а забирали в 21.00 — дети смотрели мультфильмы и кушали хот-доги. Вечер был в пижамах и с пледами. Родители забирал детей домой, и сразу спать. Более счастливого, ребенка не видела — ходила в кино как большая.

А если хочешь что-то еще — води дополнительно. Но куда? Секций полноценных мало, только если спортивные, вроде танцев или бассейна, и те сомнительного качества. В «школах» здесь часто детям ставят мультики. Знакомые родители рассказали о том, что у них супер-педагоги приходят дополнительно, но, поговорив более подробно, оказалось, что это то же самое — обычное рисование и клейка-лепка. В этом смысле, пока еще система обучения малышей, хоть и называемая «садиком», а не «школой», в России на несколько порядков лучше. Небо и земля.

С другой стороны, наших воспитателей измучили проверками, переквалификациями, и в итоге они уже не с детьми сидят, а в ужасе ждут контролеров, которые придут, и будут инспектировать, смотреть — сколько детей в группах, проверять рисунки, все ли постирано, все ли на месте лежит. Пару раз помогала воспитательнице печатать отчеты, поэтому знаю. Часто, к сожалению, сами педагоги оставляют желать лучшего. Подчас складывается ощущение, что воспитатели — неведомая каста детоненавистников. Это могут быть тетки, уставшие от жизни, и которым бы не с детьми сидеть, а бумажки в какой-нибудь управе перекладывать.

Как вывод, я бы сказала, что сама система у нас, безусловно, пока еще лучше. Мы не понимаем и не ценим того, что имеем. Но чиновники убивают хорошую систему, тираня заведения и в первую очередь педагогов, чья задача дети, а не бумажки. Есть единые нормативы, пособия, сильные программы. В ЮАР же все хаотично и часто просто завязано на педагогов: хороший — хорошо занимаются, нет — дети просто болтаются без дела. Системы как таковой вообще нет. Нет даже единой школьной программы — в разных районах страны бывают серьезные различия.

В нашу систему входит, помимо образовательных стандартов, единый смотр за ребенком — медицина, питание, безопасность — все в комплексе. В Южной Африке такого нет. Халатность да, но, с другой стороны, на детей никогда не кричат и не давят. Ужасов «воспиталок-мучительниц» нет. Моя русская подруга, как-то сказала, что своего ребенка никогда в сад не отдаст — до сих пор в кошмарах приходят садовские дни, когда ее гнобила воспитательница.

В России бюрократия так затюкала сады, что воспитатели часто вынуждены заниматься бумажками и ожиданиями комиссий больше, чем детьми. За непришедшего ребенка в сад начинают выговаривать воспитателям, от этого они в постоянном стрессе, когда дети не приходят вовремя. Они в свою очередь начинают компостировать мозги родителями — посчитана еда, сбиваете режим, опоздаем из-за вашего ребенка на 5 минут на рисование и т. п. У нас в России в соседнем саду просто закрывают дверь, и не открывают, если опаздываешь, и надпись еще благородная: «уважайте наш труд». К слову, частные сады часто тоже вынуждены играть по правилам общей игры, где за непришедшего, конечно, ругать не будут, но те же инспекции будут.

Здесь сады не боятся, что придет комиссия и их расформирует. И дело не в том, что здесь много частных садов. Государственные не мучают инспекции (как у нас), за то, что ребенок не пришел, а на него приготовили спагетти. Здесь главное — дети.

Наша система лучше, но с каждым годом бюрократия доводит до бреда все начинания. Гробят хорошее, что есть. Здесь же, при ужасном кормлении, отсутствии единых стандартов, слабой подготовке, более человечное отношение как к родителям, так и детям.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

«А в Африке дети умирают с голоду!» - так говорим мы, когда хотим обозначить нечто, хотя и ужасное, но все же эфемерно-далекое, нас почти не касающееся. Но в Африке действительно умирают дети. Непостижимо, как такое может происходить в ХХI веке, но это происходит.

Согласно отчету британской правозащитной организации «Save the Children» («Спасите детей»), самым худшим местом на планете для матерей и их детей является Африка. По данным правозащитников, самые плохие условия жизни для матерей и детей в Эфиопии, Мали, Буркина-Фасо и других африканских странах. Так, в Мали каждый восьмой ребенок умирает, не доживая до возраста одного года, а 10% женщин умирают во время родов. В Буркина-Фасо менее 10% женщин умеют читать и писать. В Эфиопии только 25% людей имеют возможность пить чистую воду.

Как сказал Леонардо Дикаприо: «Чтобы перестать жаловаться на жизнь, вы должны хоть раз побывать в Африке». Это чистая правда: многие дети там не доживают до возраста 6-10 лет, из-за отсутствия воды и еды. Очень много детей живет на улице, так как их родители умерли от последствий СПИДа, малерии и т.д.
Многие путешественники, попадая в неблагополучные страны Африки, поражаются количеству детей-попрошаек везде на улицах. Многие раздражаются, не осознавая того, что эти дети просят не излишеств или игрушек. Они просят хлеба. Потому что просто хотят жить.
В Западной Африке детям приходится нелегко, там часто стоит вопрос о выживании, а не о развлечениях. Но дети есть дети и даже в экстремальных и тяжелых условиях они находят, с чем поиграть, и делают из обычных вещей свои любимые игрушки. Подобные скромные накопления не сравнить с изобилием игрушек в среднестатистической российской семье.
Количество детей в африканских племенах имеет большое значение, каждая семья старается оставить после себя как можно больше потомства, так как в будущем именно на его плечи ляжет забота о своих родителях.
Грудью африканские женщины кормят часто и долго, потому что и вправду голодно. В этой стране дети не знают, что такое коляски. Они с трудом представляют себе и вообще мироустройство, ибо кроме нищеты и минимальных условий существования не видят вокруг себя ничего. На руках здесь никого не носят, а привязывают как куль с мукой на спину или на бедро и несут, куда матери нужно. Женщины с такими кулями и ньям в ступе толкут, и на базар идут (еще и на голове мешок лука какого-нибудь тащат), и на велосипеде ездят, а вот чтобы женщина шла с ребенком на спине к какому-нибудь баобабу, потому что ребенку этого хочется, - уж очень красивый баобаб, - такого нет. Нравится - ползи. И дети ползут. Может, поэтому они физически развитей наших ползающих в 10 кв.м. детей. А еще африканские дети меньше плачут, чем наши. Почему? Потому что бесполезно.
Кроме того, в Кот Д’Ивуаре, как и во многих других африканских странах, жизнь детей ценится гораздо меньше, чем взрослого, а тем более старика. Многие африканские языки не имеют письменности, поэтому долгожители очень ценятся, - ведь они передадут знания новому поколению. Поэтому когда идет речь о спасении жизни долгожителя деревни, шаман для ритуала просит один из органов ребенка, которого крадут из соседней деревни и приносят в жертву (огромной удачей считается выкрасть близнецов). Как ни печально, детей здесь даже не считают, да и до 5 лет детей за людей не считают. А сертификат рождения или смерти - очень большая редкость в деревнях.
Жертвенные услуги в другой стране, Уганде, стали настолько популярными, что ими уже никого не удивишь. Отпуская детей на улицу, мать знает, что один их них может вернуться домой сильно покалеченным, если возвратится вообще.
Голод в Восточной Африке- гуманитарная катастрофа, которая по данным международных организаций угрожает около 11,5 миллионам человек, прежде всего в Сомали (3,7 миллионов), Эфиопии (4,8 миллионов), Кении (2,9 миллионов) и Джибути (164 тысяч).Согласно международному фонду помощи детям ЮНИСЕФ, голодают около двух миллионов детей в регионе, а около 500 тысяч из них находятся в состоянии, опасном для жизни. По данным Программы развития ООН (ПРООН), на сегодняшний день в Африке южнее Сахары недоедает каждый четвертый из 856-миллионного населения, свыше 40 процентов детей в возрасте до пяти лет истощены из-за плохого питания.
Образование в Африке как таковое отсутствует. То, чему учат детей в африканских школах, похоже на наши развивающие программы для детских садов. Минимальные навыки письма и чтения – и вы уже будете считаться образованным человеком.
Обширная крона баобаба или «верблюжьей колючки» вместо крыши, камешки, чтобы научиться считать, - так выглядят многие сельские школы в Южной Африке.
Те, у кого достаточный доход, перебираются в городские бывшие «школы только для белых», хотя там, даже если они государственные, приходится платить за обучение примерно две тысячи долларов в год. Зато дети получают достойные знания и могут рассчитывать на поступление в университет. А в сельских школах часто – ни стен, ни парт, ни учебников, мальчики рано начинают пить, а девочки – беременеть.
Отсутствие элементарных условий для жизни обрекает тысячи детей на верную смерть. Из за не образованности в сфере предохранения, в каждой семье от 5 до 12 детей, несмотря на высокую смертность, население каждый год растет на 1000000 жителей.
В Африке каждый третий ребенок занимается сексом в возрасте 10 лет. При этом 17 из 100 детей заявляют, что они намеренно будут заражать СПИДом других, если узнают, что сами больны.
Взросление везде приносит свои проблемы, но взросление в таком месте, как Восточная Африка является борьбой, которая выходит за границы воображения.
Представим, что вы среднестатистический африканский ребенок. Вам повезло, если вы по-прежнему живы в шесть лет, ведь многие из ваших друзей умерли от таких вещей как малярия, дизентерия, недоедание и тому подобное. Тот факт, что еще живы и отец, и мать, - это уже другое чудо. Продолжительность жизни в Восточной Африке для мужчин составляет 40 лет, для женщин - 42 года (вы редко столкнетесь с седым человеком). Малярия по-прежнему является убийцей номер один, а СПИД стоит на втором месте. В такой стране, как Уганда с населением в 20 миллионов существует 1,5 миллиона сирот, ставших таковыми благодаря СПИДу.
Итак, вы - ребенок в Африке, живущий в маленькой хижине, сделанной из высушенных на солнце глиняных кирпичей, покрытой гофрированной оловянной крышей (здесь это называются железные листы), которая течет при дожде. Комната маленькая, да и сам дом - это одна комната, и вам действительно повезло, если их будет две. Кухни нет, во дворе у вас есть печь. Древесный уголь стоит около 7-ми долларов мешок, и некоторые расходуют его весь месяц. Если у вас нет денег, вы найдете какое-нибудь дерево и разведете огонь, чтобы приготовить еду. Помещение для мытья находится в отдельном домике, в стороне от других домов, его используют много семей. Есть и общее помещение, которым пользуются мужчины для мытья. Дом, подобный описанному, сдается за плату от 30-ти до 50-ти долларов в месяц, в таком городе как Кампала, и он находится в черте городских трущоб. Доходы ваших родителей, вместе взятые, составляют около 70-ти долларов. Отец для блага семьи работает ночным сторожем с 7-ми вечера до 7-ми утра. Мать уходит в 6:30 утра, на работу прислугой у некоторых белых людей.
Представим, что вы африканская девочка. Почему же вы не в школе? Ответ весьма прост, девочке не нужна школа, ей нужно только заботиться о доме, когда вырастет - выйти замуж, родить детей, растить их, готовить еду, может быть работать горничной, или в ресторане, но нет причины чтобы вкладываться в обучение женщины, - примерно так здесь мыслится. Большинство случаев отсутствия образования у девочек связано с денежными трудностями, а в школу обычно отправляется мальчик-первенец, если доступны хоть какие-то деньги.
Но не все так плохо. Есть страны, которые стали на путь развития и стремительно движутся по нему. Например, ЮАР.
Огромные средства здесь вкладываются в образование. Введено всеобщее среднее образование, до 90% детей посещают школы. Соотношение девочек и мальчиков в школах практически один к одному – лучше, чем в большинстве развивающихся стран. Грамотность по стране достигает 88%. Решение проблем образования, качество которого, особенно в сельской местности, оставляет желать много лучшего.
Африка южнее Сахары добилась значительного прогресса с тех пор, как в 2000 году на Всемирном форуме по образованию в Дакаре были приняты цели образования для всех (ОДВ). Однако многие из этих достижений находятся под угрозой из-за глобального экономического кризиса.
Воспитание и образование детей младшего возраста является краеугольным камнем ОДВ. Правильное питание, эффективная охрана здоровья и доступ к надлежащим дошкольным учреждениям способны компенсировать социальную обездоленность и улучшить результаты обучения. Тем не менее, работа с детьми младшего возраста по-прежнему страдает от недостатка внимания.
Бедность домохозяйств и низкий уровень образования родителей – это два самых серьезных барьера, препятствующих осуществлению программ воспитания и образования детей младшего возраста.
Охват образованием – это всего лишь один из показателей прогресса на пути к всеобщему начальному образованию. Коэффициенты охвата растут, однако миллионы детей, поступающих в начальную школу, прекращают учебу до завершения полного начального цикла. В странах Африки к югу от Сахары из школы ежегодно отсеиваются около 28 миллионов учащихся.


В бедных странах Африки за ресурсы, необходимые производителям гаджетов, идут непрерывные войны

Чтобы представители "золотого миллиарда" пользовались своими айфонами, подросткам из африканских стран приходится работать в опасных для жизни условиях Иллюстрация: Эксперт Online

В Европе среди правозащитников и экологов растет раздражение: ради того чтобы представители "золотого миллиарда" могли пользоваться своими айфонами и ноутбуками, подросткам из африканских стран приходится работать в опасных для жизни условиях. Более того, в бедных странах Африки за ресурсы, необходимые производителям гаджетов, идут непрерывные войны.

Европейские СМИ все чаще и чаще пишут о том, в каких невыносимых подчас условиях приходится работать и жить гражданам африканских стран ради того, чтобы мы, жители относительно богатых стран, имели возможность пользоваться привычными вещами. В одной из своих заметок эту тему затрагивает и британская газета The Guardian.

12-летние подростки в государстве Конго целыми днями напролет работают в шахтах, добывающих редкие минералы, необходимые производителям электронного оборудования. Глубоко под землей их могут ждать мины, оставшиеся в почве после одной из бесчисленных гражданских войн, но это мало кого заботит: доход от минералов, которые здесь добывают дети, идет на финансирование разных политических сил и мафиозных структур. После окончания Второй мировой войны жители восточной части Конго прожили в состоянии активных боевых действий порядка 20 лет: местные политики и бизнесмены никак не могут поделить между собой природные богатства этой страны. Недавно здесь вспыхнула новая гражданская война.

Пока корпоративная культура на Западе требует того, чтобы у офисных работников были тренажерный зал, гаджеты и столовая, дети, работающие на нужды таких компаний, как Apple, Samsung, HTC и Nokia, находятся в душных шахтах и добывают полезные ископаемые. Охраняют их автоматчики. При этом никого в Демократической республике Конго не беспокоит ни их здоровье, ни экология в деревнях и городах вокруг этих шахт. Меж тем именно Конго является главным в мире поставщиком редкоземельных металлов и других минералов, которые используются для нужд индустрии мобильных телефонов. Почему тяжелым производством занимаются дети? Они ниже ростом взрослых мужчин, и за их труд можно платить сущие копейки.

Дома местных жителей состоят целиком из глины и пластиковых пакетов. Женщины открыто предлагают сексуальные услуги всем прохожим на улицах – так, как если бы на Ближнем Востоке или в Средней Азии они продавали овощи. 12-летние мальчики покрыты слоями засохшей грязи. Дети, проводящие целые дни в подземелье, впоследствии очень долго и мучительно привыкают к солнечному свету. Они работают просто для того, чтобы их семьи могли хоть чем-то питаться. Из-за установленного в стране бандитского режима еда здесь очень дорогая: килограмм мяса стоит порядка 12 долларов, литр воды – от 2 до 7 долларов. Но убегать из этого гетто смысла нет: в других городах и селах работы может не быть вообще. За контроль над этими ресурсами в стране с середины 1990-х годов погибли 5 млн человек.

Британское издание полагает, что у международных корпораций-производителей электроники есть возможности для того, чтобы исправить эту ситуацию. Так, они могли бы проверять происхождение сырья для своих устройств, условия работы тех, кто их добывает. Каждая крупная компания может себе позволить назначить своего представителя в странах, которые участвуют в цепочке производства гаджетов. Использование детского труда в просвещенных западных странах считается недопустимым, но тот факт, что он используется, особо никого не беспокоит. А пока это так, природные ресурсы для бедных и слаборазвитых стран становятся не благом, а настоящим проклятием.

Все материалы взяты из открытых источников

Процесс воспитания детей разных стран во многом зависит от культуры конкретного народа. Каждая страна имеет свои неповторимые традиции, в каждой стране сохраняются национальные обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Редакция сайт подготовила материал о способах и принципах воспитания детей в разных странах. Сегодня мы заглянем в Бразилию, Англию и Африку.

Бразилия

Эта одна из немногих стран, где очень бережно относятся к обычаям. Именно в этой стране сохранились традиционные бразильские семьи, большие и дружные. Необходимо отметить, что количество детей часто зависит от уровня материального достатка семьи. Существуют большие различия между воспитанием мальчиков и девочек, однако до пятилетнего возраста существенных различий нет. Девочек сразу начинают приучать к домашнему хозяйству и уходу за младшими детьми, а впоследствии и за родителями. В пятнадцатилетнем возрасте их уже выдают замуж. Мальчиков воспитывают как будущих глав семей, по мере возможности им дается наилучшее образование. А дальше они подыскивают себе работу, как правило, согласно своему социальному статусу. Воспитанию как таковому родители уделяют мало времени. Они позволяют детям развиваться самостоятельно и набираться опыта.

Англия

Английское воспитание имеет ряд своих oособенностей. С малых лет ребенок рассматривается как самостоятельная личность. К совсем юным детишкам относятся очень терпеливо, от баловства и шалостей просто отвлекают чем-нибудь, переключая их внимание на что-то другoе. За любoе правильное решение или поступок, пусть даже и незначительное, ребенка стараются похвалить, поднимая его самооценку и уверенность в себе. В этом англичане видят ключ к воспитанию уверенной в себе личности, готовой преодолеть сложные жизненные ситуации.

Одна из интересных особенностей заключается в том, что родственники с момента рождения детей стараются откладывать на его банковский счет ежемесячно небольшие суммы. В итоге к совершеннолетию сумма становится довольно приличной. Таким образом, окружение ребенка создает для него некий материальный задел, который одновременно служит средством приучения малыша к понятию «зарабатывание денег». В итоге он сам начинает стремиться пополнить свой банковский счет с помощью различных подработок, средства от которых накапливаются для осуществления поставленной цели.

Детство у английских детей очень короткое: уже в 4-летнем возрасте начинается школьная пора, но стоит отметить, что занятия в младшей школе проходят в игровой форме, исходя из возможностей ребенка. И еще одна отличительная черта английского воспитания, которая, пожалуй, относится больше к взрослым, нежели к детям: в Англии не поощряется, чтобы взрослый делал замечания чужому ребенку. Если ребенок шалит или делает что-то нехорошее, то по английским правилам нужно сказать об этом родителям шалуна, а не одергивать ребенка. Главная цель английского воспитания – развить силу характера ребенка, привычку в любых условиях владеть собой, не сдаваться перед трудностями и находить выход из любых, даже самых непростых ситуаций, и, конечно же, сохранить при этом манеры истинного джентльмена или истинной леди, как веками было принято в английском обществе.

Африка

Это огромный континент с невероятным разнообразием дикой флоры и фауны, климатическими условиями и необычными народами. Каждая этническая группа представляет собой общность со своими традициями, обычаями, верованиями. Но при этом наиважнейшую социализирующую функцию у всех без исключения народов выполняет коллектив – община. Дети являются объектом заботы и воспитания не только близких, но и для общины в целом.

Жизнь ребенка тесно соприкасается с жизнью взрослых. От рождения его не кладут спать в кроватку рядом, он спит вместе с родителями. Это продолжается до того времени пока он сам не пожелает отделиться, приблизительно в 3-5 лет. В африканских племенах матери носят своих детей возле груди, даже когда готовят, стирают или собирают ягоды. Ребенок ощущает себя так же уютно, как и в лоне матери, так как он еще не может оставаться один. Между тем малыш наблюдает за бытом и даже осваивает ремесла. И как только он начинает немножко взрослеть, он тут же включается в процесс быта и помогает всем, чем может.

В общинах Африки дети могут свободно пользоваться ножами и другими острыми предметами, при этом не поранив ни себя, ни других. Обучение подростков навыкам труда, профессии – это важнейший элемент воспитания в семье. Также стоит отметить, что большое внимание уделяется воспитанию в детях уважения к старшим и послушания.

О традициях воспитания написано огромное количество книг, но ни одна из них не даст ответа на вопрос, как правильно воспитать ребенка? Не стоит забывать о самом главном: человек учится на примерах, быть хорошим примером для своего ребенка – самая главная задача.

Продолжение следует...

Многие слышали о том, что дети Африки растут в неблагоприятных условиях. Высока смертность по причине голода. И это в 21-м веке, полном житейских благ, когда, выйдя на угол дома, человек может купить в магазине практически всё необходимое. О сложившейся ситуации на континенте и о том, как там живут и растут дети, узнаем далее из статьи.

Колоссальный упадок

Организация по защите прав человека «Спасите детей» подготовила отчет, согласно которому, материк Африка действительно считается самым неблагоприятным местом для воспитания новых поколений. Тяжела жизнь в Буркина-Фасо, Эфиопии и Мали, а также других государствах.

Каждый из восьми детей, появляющихся там на свет, умирает, не дожив до своего первого дня рождения. 1/10 женщин уходит из жизни при родах. Также очень низок уровень образования. Только 10% представительниц женского пола обучены письму и грамоте.

Чистая вода доступна лишь четверти граждан. Так что каждый, кто периодически жалуется на жизнь, может просто представить условия существования этих людей. Маленькие дети Африки умирают до достижения 6-10-летнего возраста, потому что просто не имеют еды и чистой воды.

Безразличие и сиротство

Многие живут просто на улицах, потому что их родители встретили смерть от малярии, СПИДа или другого заболевания, и за малышами просто некому следить. Здесь много попрошаек. Туристов это порой раздражает и отпугивает, но стоит помнить, что африканские дети пристают к людям не для того, чтобы досадить, а лишь из желания выжить. Им бы помог даже кусок хлеба.

Они лишены счастливых радостей детства, что познают наши первенцы, которых водят в зоопарки, на новогодние ёлки, в дельфинарии и магазины с игрушками. В племенах пытаются поддерживать поскольку именно они в будущем должны будут заботиться о стариках, однако сохранить большое потомство удается не всегда.

Долго здесь длится период вскармливания грудью. Дети Африки и близко не знают, что такое коляска, детская площадка, школа. Мироустройство окружающей среды остается для них темным пробелом в знаниях. Вокруг них лишь нищета и скудные условия проживания.

Небрежное обращение

Младенцев здесь носят на спине или же бедре, привязывая, как куль, а не на руках. Часто можно увидеть, как женщина идет на базар или в другое место, тащит на голове мешок, едет на велосипеде, при этом неся свое чадо. Мимолетные порывы наследников не берутся в расчет.

Например, в наших широтах, если ваш сын или дочка увидят на улице что-то интересное, вы наверняка остановитесь и позволите им посмотреть, что там. живет по несколько другим законам. Если малыш хочет куда-то подойти, никто не будет его специально туда нести, ему придется ползти самостоятельно. За счёт чего наверняка физически будет более развит, чем малыши, которые перемещаются только в рамках квартиры.

Также здесь редко можно увидеть капризный плач. Просто потому, что он не помогает привлечь внимание родителей.

Дикие обычаи

Жизнь ребенка ценится чрезвычайно низко. Куда больше оберегают стариков, потому что здесь слабо развита письменность, знания передаются лишь средствами языка. Так что каждый долгожитель на вес золота.

Есть ужасные истории о том, как дети Африки приносились в жертву для того, чтобы умаслить богов и продлить жизнь стариков. Ребенка, как правило, крадут в деревне по соседству. Особой популярностью в данных целях пользуются близнецы. До пяти лет к хрупким созданиям здесь относятся с пренебрежением и не считают за людей. Не используют сертификат смерти и рождения.

В Уганде жертвоприношения вошли в обычную практику и никого давно не удивляют. Люди смирились с тем, что ребенка могут побить или вовсе убить при выходе на улицу.

Масштабы

Голодающие дети Африки являются жертвами характера. От нее страдают 11,5 млн человек, если верить данным, собранным международными организациями. Наиболее ярко это проявляется в Сомали, Эфиопии, Кении и Джибути. Всего голодают 2 млн детей. Из них 500 тыс. близки к смерти. Недополучают пищу ¼ населения.

Более 40% малышей, не достигших 5 лет, переживают истощение из-за того, что плохо питаются. Дети Африки не имеют возможности получить образование. В школах дают лишь основы, которые в наших странах знают уже в начальных группах детских садов. Редкостью является умение читать и писать. Этого достаточно для того, чтобы человека назвали просвещенным. Учатся счету на камушках, а сидят прямо на улице под баобабами.

Семьи с относительно высоким доходом отдают своих чад в школы, предназначенные только для белых. Даже если государство поддерживает учреждение, чтобы посещать его, все равно нужно заплатить не менее 2-х тысяч долларов за год. Но это дает хоть какую-то гарантию того, что, отучившись там, человек сможет попасть в университет.

Если же говорить о селах, там ситуация совсем уж плачевная. Вместо того чтобы познавать мир, девочки беременеют, а мальчики становятся алкоголиками. Голодающие дети Африки на фоне таких плачевных условий обречены на смерть с самого рождения. О средствах контрацепции знают очень мало, поэтому в семьях по 5-12 детей. За счет этого, хоть смертность и высока, население растет.

Низкая ценность жизни человека

Демографические процессы здесь протекают хаотично. Ведь это не нормально, когда в 10 лет дети уже занимаются сексом. Проводился опрос, в ходе которого выяснилось, что в случае заражения СПИДом 17% детей будут специально заражать окружающих.

В наших реалиях тяжело даже представить себе ту дикость, в которой растут дети, практически теряя человеческий облик.

Если ребенок доживает до 6 лет, его уже можно назвать счастливчиком. Поскольку большинство выкашивают дизентерия и малярия, недостаток пищи. Если его родители тоже живы до этого момента - это повторные чудеса.

Мужчины в среднем умирают в 40 лет, а женщины - в 42. Седых старцев здесь практически нет. Из 20 млн граждан Уганды 1,5 млн являются сиротами, ставшими таковыми из-за малярии и СПИДа.

Условия проживания

Дети живут в хижинах из кирпичей с крышей из гофра. Во время дождя вода попадает внутрь. Места чрезвычайно мало. Вместо кухни во дворе имеются печи, древесный уголь стоит дорого, так что многие пользуются ветками.

Помещения для мытья используются несколькими семьями сразу. Вокруг расположены трущобы. На деньги, что могут заработать оба родителя, просто нереально снять жилье. Девочек здесь не отправляют в школы, потому что считают, будто им не нужно образование, ведь все, на что они годны - это забота о доме, рождение детей, готовка пищи или работа горничной, официанткой или на любой другой обслуживающей чернорабочей должности. Если в семье есть возможность, то образование дадут мальчику.

Лучше дело обстоит в ЮАР, где идет стремительное развитие. Помощь детям Африки здесь выражается во вложениях в образовательные процессы. 90% ребят получают знания в школах в обязательном порядке. Это как мальчики, так и девочки. 88% граждан грамотны. Однако еще очень многое нужно сделать, чтобы в селах что-то изменилось в лучшую сторону.

Над чем стоит работать?

Прогресс в образовательной системе начал осуществляться в 2000-м после форума в Дакаре. Большое внимание стоит уделить обучению, да и вообще сохранению жизни детей дошкольного возраста.

Они должны правильно питаться, получать лекарства, быть под социальной защитой. В данный момент малышам уделяют недостаточно внимания. Хозяйства обеднены, а родители сами знают не очень многое. Хотя тенденции и положительные, сегодняшнего уровня все равно недостаточно. Часты случаи, когда, попадая в школу, дети быстро ее бросают.

Кровавая история

Международным праздником является Африки, который празднуют 16-го июня. Учредили его в 1991-м силами Организации африканского единства.

Он введен для того, чтобы политики всего мира обратили внимание на эту проблему. Выбрали именно этот день, потому что в 1976-м, 16 июня, в ЮАР 10 тыс. чернокожих девушек и юношей образовали колонну и прошли по улицам, выражая протест против сложившейся ситуации в сфере образования. Они требовали предоставления знаний на национальном языке. Власти отнеслись к данному выпаду без понимания и расстреляли участников демонстрации. Волнения не утихали еще две недели. Люди не желали мириться с такой несправедливостью.

В результате дальнейших возмущений умерло около сотни людей, а тысяча была ранена и покалечена. Это положило начало восстанию, в котором были задействованы многие слои населения, участвовавшие в забастовках. Система апартеида рухнула аж в 1994-м, когда к власти пришел

Поделиться: