Профессиональные навыки педагога воспитателя. Профессиональные качества воспитателя детского сада пример. Какими умениями и навыками обладает педагог

Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Он полностью заменяет родителей, пока они на работе. Воспитатель оденет, накормит, объяснит что хорошо, что плохо, поиграет, пожалеет и похвалит. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Образование:

Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре. Приветствуется опыт ухода за маленькими детьми (братьями, сёстрами, собственным ребёнком). Будущий воспитатель должен знать содержание и принципы организации дошкольного воспитания.

Функциональные обязанности:

1. Организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе.

2. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами.

3. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.).

4. Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи.

5. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.).

6. Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья.

Навыки и умения /личные качества:

Для воспитателя важно умение работать с детьми и их родителями. Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужна общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом. Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.

Воспитатель детского сада должен обладать следующими качествами:

· творческое и абстрактно-логическое мышление;

· образная и оперативная память;

· эмоциональная устойчивость;

· выдержка;

· доброта;

· чуткость;

· наблюдательность распределение и переключение внимания;

· зрительное и слуховое восприятие;

· терпение;

· самоконтроль;

· искренность;

· внимательность;

· ответственность.

Профессиональные умения:

1. Конструктивная деятельность:

ü Аналитические умения:

· Разделять педагогические явления на соответствующие элементы (условия, приемы, мотивы и т.д.)

· Осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса

· Находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления

· Правильно диагностировать педагогическое явление

· Вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения

· Рефлексия

ü Прогностические умения:

· Умение прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений

· Умение прогнозировать развитие личности (ее качеств, чувств, отклонений в поведении и т.п.)

· Умение прогнозировать ход педагогического процесса: трудности обучающихся, результаты применяемых методов и т.п.

ü Проективные умения:

· Переводить цель и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи

· Учитывать потребности и интересы воспитанников, возможности материальной базы, свой опыт и личностно – деловые качества

· Определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса

· Отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел

· Планировать индивидуальную работу с детьми

· Отбирать содержание, формы и методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании

· Планировать систему приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений в поведении

· Планировать способы создания личностно – развивающей среды поддержания связей с родителями и общественностью

2. Организаторская деятельность:

ü Мобилизационные умения:

· Умение привлечь внимание к учению, труду, другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, создание специальных ситуаций для совершенствования воспитанниками нравственных поступков

ü Информационные умения:

· Умение изложить учебный материал, работать с источниками, дидактически преобразовывать информацию

ü Развивающие умения:

· Определение ЗБР

· Ориентационные умения:

· Формирование ценностных установок, привитие устойчивого интереса окружающему миру

3. Коммуникативная деятельность:

ü Перцептивные умения:

· Умение понимать других, их личностные особенности и ценностные ориентации

ü Умение общения:

· Умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки воспитанников и управлять инициативой в общении

ü Педагогическая техника:

· Совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как индивидов, так и коллектива в целом, личностные качества педагога (гуманное отношение к детям, доброжелательность, рассудительность; правильная дикция, опрятный внешний вид и т.п.)

Плюсы и минусы:

Работа воспитателя приносит радость от общения с детьми, непосредственная близость и работа с детьми продлевает молодость и годы жизни.

К минусам можно отнести огромную ответственность, которую несёт воспитатель за жизнь и здоровье детей.

Несмотря на все трудности, работа воспитателя очень интересная, многообразная и почётная.

Даминова Лола Табаровна

Мы, родители Макеева Артема, воспитанника детского сада «Семицветик» старшей группы «Ягодка», считаем кандидата Саитову Софию Зиевну достойной победы в конкурсе «Лучший воспитатель детского сада». С нашей точки зрения, педагог обладает глубокими профессиональными знаниями, увлеченностью процессом воспитания и обучения детей. Она находит индивидуальный подход к каждому воспитаннику в отдельности. София Зиевна активно развивает творческую личность каждого ребенка, поддерживает его индивидуальность, одобряет даже самые незначительные успехи ребенка. Прививает жизненные ценности воспитанникам. Дети, в свою очередь, относятся с любовью и уважением к Софии Зиевне, чувствуя чистоту и доброту её души.

Хочется отметить и активное взаимодействие с родителями своих воспитанников. Она всегда внимательно выслушает позицию родителей, поможет советом, сопереживает. София Зиевна создает условия, побуждающие родителей к активному участию в жизни группы.

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателем в дошкольном детстве, являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка. И мы с уверенностью можем сказать, что нам безумно повезло, что наш сын воспитывается в детском саду у педагога Софии Зиевны Саитовой.

Макеев Александр Владимирович

Профессиональные качества воспитателя.

Софья Зиевна обладает обширными знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Она очень грамотная, опытная, ответственная, умеет подойти тактично и индивидуально к каждому родителю и ребенку.

Личные качества воспитателя.

Педагогу присущи такие качества, как доброжелательность, спокойствие, рассудительность, энергичность, деликатность и тактичность.

К особенностям преподавания Софии Зиевны можно отнести педагогику сотрудничества, применение в повседневной жизни игровые приемы и наглядные материалы, направленные на всестороннее развитие каждого ребенка. Воспитатель уделяет большое внимание организации сюжетно-ролевых игр, распределению ролей, выборе сюжета, подготовка материала для игр, сама владеет артистическими данными, чем увлекает детей театральной деятельностью.

Наш воспитатель, несомненно, достоин победы в конкурсе «Лучший воспитатель детского сада». Она педагог от Бога. Полностью себя отдает детям и работе. Таких людей единицы. А как ее все любят! Нам очень повезло, что этот замечательный человек работает с нашими детьми.

Софья Зиевна - это такой человек, который постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство, делится опытом, у коллег пользуется уважением. В своей работе стремится использовать новейшее достижение в области дошкольной психологии и педагоги. И ее будущее - это победа не только на районных конкурсах, но и конкурсах более высокого уровня.

Куприна Светлана Бо

Саитова София Зиевна работает в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» воспитателем средней группы «Ягодка», которую посещает моя дочь Данилец Мария.

Из профессиональных качеств педагога хочется отметить профессиональную компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии, создание благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, способность в проведении интересных обучающих занятий с детьми. Совершенствует жизнедеятельность детей, учитывая индивидуальные и возрастные их особенности. София Зиевна способствует развитию активного общения детей и родителей группы. С целью ознакомления детей с окружающим миром педагог организует экскурсии с детьми, активными участниками которых являются и родители нашей группы.

Особенностью методики преподавания педагога является метод проблемного обучения, который способствует творческому развитию воспитанников. Знания, добытые нашими детьми самостоятельно, легче усваиваются и лучше запоминаются. Проблемные ситуации, предлагаемые детям, делают их жизнь интереснее и увлекательнее.

София Зиевна является доброжелательным, отзывчивым и очень терпеливым человеком, любящим своих воспитанников, помогает в трудную минуту не только ребенку, но и родителям детей и своим коллегам. Она достойный претендент на победу в конкурсе «Детские сады – детям» в номинации «Лучший воспитатель детского сада», как профессионал своего дела, воспитавшая десятки детей, которые, как и их родители с любовью и благодарностью вспоминают и не забывают своего воспитателя.

Иллюстрация — Анна Лукьянова.

Профессия воспитатель появилась в ХIХ веке. В связи с тем, что женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений. В процессе развития системы детских садов и появилась новая профессия – воспитатель дошкольного образования. И в современном обществе это одна из самых важных профессий. Конечно, никто не сможет заменить ребёнку общения с родителями, но реальность нашей жизни такова, что современные родители, бабушки и дедушки большую часть времени заняты на работе. Поэтому учит ребенка самостоятельности, правилам поведения, готовит к школе именно воспитатель.

Воспитатель дошкольного образования – это не просто профессия, а призвание и каждодневный огромный труд. Многие очень быстро уходят из этой профессии, потому что не видят себя в ней.

Где можно получить профессию Воспитатель дошкольного образования?

В современном обществе к воспитателю дошкольного образования предъявляются серьезные требования. Поэтому воспитатель детского сада должен иметь специальное образование. Среднее профессиональное образование можно получить в педагогическом колледже. Либо необходимо пройти соответствующее обучение в педагогическом институте или университете на факультете дошкольной педагогики и психологии. Получить образование в учебных заведениях можно по дневной или заочной форме обучения на базе неполного среднего и среднего образования. Кроме этого, обучение возможно на бюджетной и платной основе.

В любом дошкольном учреждении будут рады не только специалисту с дипломом о среднем или высшем профессиональном образовании, но и специалисту, имеющему дополнительную специализацию . Например, инструктор по физической культуре, логопед, специалист по изобразительной деятельности и другие.

Каковы обязанности у воспитателя?

В ряде нормативных документов чётко прописаны обязанности воспитателя. Это такие юридические документы как:

  • трудовой договор, который заключают воспитатель ДОУ и работодатель;
  • должностная инструкция;
  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

В соответствии с этими документами и будет выполнять свои обязанности воспитатель дошкольного образования.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Вводимые в практику федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенным в ней четырем образовательным областям (коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития). А также, на основе взаимодействия взрослого и ребенка предполагается построение образовательного процесса в детском саду. Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам воспитателя.

Появилось новое понятие «профессиональная компетентность» , которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, и основана на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.

На обсуждение вынесен проект под названием «Профессиональный стандарт педагога» (концепция и содержание), который планируется ввести в действие к сентябрю 2014 года. В этом проекте в п. 4.5. перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Согласно этому проекту педагог дошкольного образования должен:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Какими качествами должен обладать воспитатель?

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:

  • Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

  • Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

  • Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.

  • Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

  • Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь.

Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.

В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.

  • Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам. Не последняя роль принадлежит и внешности воспитателя. Детям нравятся обаятельные, опрятные воспитатели, имеющие модную причёску и стильно одевающиеся.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки.

Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.


Как и любая профессиональная деятельность, педагогическая практика предъявляет специфические требования к личности, осуществляющей ее. Будем изначально исходить из того факта, что человек сознательно сделал свой профессиональный выбор и имеет предрасположенность к педагогической деятельности.
К настоящему моменту в отечественной и зарубежной науке проведено достаточно большое количество исследований, касающихся изучения профессиональных и личностных качеств педагогов-профессионалов. Но главное качество, с нашей точки зрения, -- то, которое нельзя измерить «тестовыми батареями», - это любовь к детям! Как нельзя лучше данное положение отражено в одной из заповедей Ш.А. Амонашвили: «Если хотите развить в себе Божий дар педагога - любите ребенка!».
Педагогическая деятельность предъявляет некоторые требования личности педагога. Эти требования относятся к:

  • системе знаний, умений и навыков;
  • способностям;
  • сфере общения.
Психологические требования к личности педагога
Обобщая исследования в области педагогической психологии, Р.С. Немов предлагает следующую систему психологических требований к личности педагога.
Таблица 1

Устойчивые

Главные

Любовь к детям
Любовь к педагогической деятельности Наличие специальных знаний в той или иной области науки
Педагогическая интуиция Высокоразвитый интеллект
Высокий уровень общей культуры и нравственности Профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания

Дополнительные

Общительность Артистичность Хороший вкус и т.д.

Изменчивые

Умение общаться с окружающими на правовой и демократической основе, предполагающее способность принимать как должное наличие разнообразных точек зрения, с одной стороны, и отказ от диктата и насилия в любых его проявлениях - с другой
Приоритет интересов личности над интересами общества Профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера
Предприимчивость и деловитость
Умение четко и грамотно излагать свои мысли устно и письменно
Умение слушать других
Независимость
Г рамотность
Инициативность и т.д.

Предпочтение той или иной профессии обусловлено наличием некоторых личностных качеств. В.А. Титов выделяет семь таких качеств.

Широкова Г.А. “Дети и взрослые. Психология общения для воспитателей” - 5 -
Таблица 2
Личностные качества педагога


Качество

Содержательные характеристики

1

2

Профессиональная
направленность

Характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения; комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание

Эмпатия

Способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать. Педагогическая эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Эмпатия способствует сближению людей в общении, доводит его до уровня доверительного, интимного

Педагогический
такт

Чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкости поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе

Педагогическая
зоркость

Проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние

Педагогический
оптимизм

Глубокая вера педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы

Культура
профессионального
общения

Понимание детей и окружающих взрослых, уважение к ним, создание положительного микроклимата

Педагогическая
рефлексия

Самоанализ и оценка полученных результатов, соотношение их с поставленной целью; анализ причин успехов и неудач для последующего изменения процесса воспитания и обучения с целью достижения лучших результатов

Необходимо отметить, что одним из важнейших качеств, которое занимает главенствующее место в системе личностных качеств любого профессионала в сфере образования, является ответственность за свои действия, поступки и слова. Каждый педагог должен тщательно продумывать выстраиваемую им систему взаимодействия с детьми и другими взрослыми, не оставаться равнодушным к жестокости и бездушию.
Поделиться: