Послушный малыш. Послушный ребенок: всегда ли послушание – это хорошо? Слишком широкий выбор

Наряду с американской и британской системами образования принято выделять так называемую европейскую систему образования, которая в каждой стране (Франция, Испания, Германия, Италия) имеет свои особенности.

Французская система образования

В основе французской системы образования, признанной одной из лучших в Европе, лежат принципы, имеющие столетнюю историю, которые были заложены в 1880—90-х годах. Образование бесплатное, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей 6— 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучаются около 20 % всех учащихся страны. Все школьные программы для частных и государственных школ, конкурсы и экзамены утверждаются государством. Именно только государство вправе выдавать дипломы до уровня бакалавра (baccalaureat).


Образовательная система во Франции имеет следующую структуру:

Дошкольное образование (до 6 лет);

Начальное образование (6— 11 лет);

Среднее образование (11—18 лет);

Заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра;

Высшее образование.

Дошкольное образование

Детские сады принимают детей с 2 лет (при наличии свободных мест) и до 6 лет. Дошкольное образование не является обязательным, но практически все дети в возрасте от 3 до 6 лет посещают детский сад.

Упрочена точка зрения о том, что детские сады — самая большая удача французской образовательной системы. Кроме того, что интерьер классов оформлен в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, которым в них нравится пребывать, дети здесь получают основы общения между собой и со старшими, приобретают массу полезных навыков, хорошие манеры поведения в обществе и т. д. В детском саду имеются три возрастные группы:

Первая младшая (2— 4 года), где дети учатся играть;

Вторая средняя (4—5 лет), в которой дети приобретают навыки лепки, постигают основы рисования, участся общаться между собой;

Третья старшая (5— 6 лет) является подготовительной к школе группой, где дети познают азы чтения, письма, счёта.

Сады, как правило, работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах — с раннего утра до 18— 19 часов, в том числе и в период каникул, потому как большинство родителей в этот период работают, и дети нуждаются в присмотре.

Начальное образование

Начальная школа обучает детей до 14 лет и является последним этапом обязательного образования. По окончании цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании (certificat d"etudes primaire, CEP).

Начальное образование охватывает пять лет, (6—11 лет (если у ребенка нет проблем с учебой) и включает:

Обучение длится 27 часов в неделю (9—12 час., и с 14 час.до 17): четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают.

Следует отметить, что формально в начальной школе запрещены задания на дом, однако практически это повсеместно осуществляется.

В школах дети фактически обучаются в так называемых смешанных классах (вместе и девочки, и мальчики), но на старых школьных зданиях все еще можно увидеть надписи «Школа для мальчиков» или «Школа для девочек».

Как правило, все предметы в одном классе проводятся одним преподавателем.

Среднее образование

Среднее образование во Франции состоит из двух блоков: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения.

Первый цикл обучения

6, 5 классы — цикл наблюдения.

Все дети поступают в коллеж, проходят одинаковую программу обучения и в обязательном порядке изучают один из живых языков.

В конце пятого класса некоторые дети, у которых имеются серьезные проблемы с адаптацией в школе или имеющие разного уровня задержку умственного развития, направляются в специальные секции обучения.

4, 3 классы — цикл ориентации.

Дети начинают изучение второго живого иностранного языка и могут выбрать дополнительно латынь, греческий или другие языки.

В конце 3 класса ученики сдают экзамены на получение свидетельства об окончании коллежа (ранее — BEPC).

После 3 класса ориентация дальнейшего обучения не зависит от наличия свидетельства об окончании коллежа. Она является главной целью и главным направлением в обучении, так как дальше ученики смогут продолжить свою учебу либо по так называемому короткому циклу обучения, либо по длинному .

Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносит совет класса после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно покажется им необоснованным.

В некоторых коллежах создаются специальные секции для обучения детей с различными видами отклонений развития и поведения. С ними работают преподаватели, прошедшие профессиональную подготовку.

Обычно эти секции называются SEGPA.

Второй короткий цикл профессионального образования.

Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение двух лет к профессиональному диплому.

CAP (сертификат профессиональной подготовки) выдается учащимся, овладевшим определенной профессией.

BEP (сертификат общего профессионального образования) готовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте и т. п.

В системе французского образования профессиональное и общее образование имеют большее разделение, чем в других странах, и в силу этого обстоятельства профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся.

LEP имеет плохой имидж в обществе, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы на данный цикл обучения отправлялись плохо успевающие ученики.

Среди учащихся, получающих BEP, почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра («бак»), благодаря наличию так называемых переходных классов.

Второй длинный цикл обучения (лицей).

Лицей осуществляет подготовку в течение трех лет к экзамену на степень бакалавра:

Второй класс является так называемым неопределенным классом, т. е. пока не имеющим определенной специализации.

Первый класс имеет много направлений — филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

«Терминаль», или последний класс лицея, заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра.

«Бак», как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию.

Высшее образование

Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра. Французская система образования имеет различные формы: короткий и длинный циклы, обучение в высших школах (Grandes ecoles), университетах .

Высшее образование(короткий цикл).

Начнем с образования, охватывающего обычно два года и поэтому называемого коротким циклом высшего образования. Оно пользуется спросом в обществе, так как дает возможность реального и быстрого трудоустройства.

Существуют следующие виды образовательных учреждений короткого цикла:

1. Отделения высшего технического образования в лицеях. Они готовят к получению BTS (brevet de technicien superieur) — диплома о высшем техническом образовании.

2. Университетские технологические институты (institut universitaire de technologie) работают при университетах и ведут к получению DUT (diplome universitaire de technologie) — университетского технологического диплома.

3. Специализированные школы готовят в течение 2—3 лет по специальностям здравоохранения и для социальных служб (акушерки, медсестры, массажисты-кинезиотерапевты и т. п.).

Высшее образование (длинный цикл).

Университеты являются единственными учреждениями, которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра), и поэтому в университетах часто оказываются студенты, не поступившие в другие школы.

Более половины бакалавров поступают в университет, но около 40 % из них бросают учебу в течение первого года обучения.

Возможно поступление в университет без наличия степени бакалавра, путем сдачи специального экзамена в университет (ESEU), но это допустимо только в ограниченном количестве случаев и только для опытных специалистов, имеющих большой стаж практической работы.

За исключением нескольких конфессиональных все университеты являются государственными,.

Университетское образование имеет три цикла:

Первый цикл в течение двух лет готовит к получению DEUG (диплом об общем университетском образовании), но который не имеет практической ценности на рынке труда.

Второй цикл готовит к лицензии (licence) в течение одного года после DEUG и maitrise (год после licence).

Недавно была также создана возможность получения профессионального образования: MST (maitrises des sciences et techniques) и магистратура (les magisteres),где обучение длится три года.

Третий цикл делится на два филиала:

1. DESS (диплом высшего специализированного образования), который является профессиональным дипломом, подготовка к которому длится один год после получения степени maitrise и включает в себя обучение и практику.

2. DEA (диплом углубленного изучения) — это обучение исследовательской работе.

По получении DEA (в течение одного года) можно подготовить научную работу (these) минимально в течение двух лет.

Изучение медицины и фармацевтики является особым разделом образования, которое проходит в CEU (госпитальных университетских центрах), и при этом университет обеспечивает теоретическое обучение, а больница — практические навыки.

Изучение медицины продолжается 2—10 лет. В конце первого года студенты сдают очень сложный экзамен, и только успешно сдавшие его могут продолжать обучение.

После шести лет обучения студенты проходят конкурс в специализированную интернатуру, которая позволяет стать врачом-специалистом после четырех или пяти лет обучения, либо получить диплом по Общей медицине на основании конкурса после двух лет обучения.

Французский аналог MBA — DESS.


Обучение на диплом DESS приравнивается к третьему, последнему циклу высшего образования (идентично нашей аспирантуре и кандидатской степени).

DESS получают не только студенты, но и сотрудники компаний, заключившие со своим предприятием соглашение о повышении квалификации.

При поступлении проводится отборочный тест — собеседование (concours d"entre). Конкурс порядка 4—5 человек на место. Обязательное условие для поступления — высшее образование (диплом Maitrise) по любой специальности. Не менее (а иногда и более) важен опыт управленческой работы. В отдельных случаях он может быть засчитан как первые четыре университетских курса. Подобные вопросы решает комиссия по эквивалентности. Она же занимается признанием полученных вами в российском вузе квалификаций. Для всех иностранцев есть еще одно общее требование — хорошее владение французским языком. В качестве подтверждения этому принимается документ об успешной сдаче экзамена DELF.

Допустим, вы благополучно прошли отбор и вас зачислили. Далее предстоит выбрать подходящую специализацию. Наиболее известны и популярны следующие специализации: управление предприятием, международный маркетинг, дизайн и качество, управление персоналом, стратегия и руководство малыми и средними предприятиями.

Обучение по программе DESS любой специализации ориентировано на практику. Кроме безусловной полезности для студента, это еще и своеобразный ответ взаимностью предприятиям, направляющим сотрудников на программы formation continue (так называется постуниверситетское образование) и оплачивающим 20 тыс. франков за каждый год одного обучающегося студента. В любую программу DESS включена 3—4-месячная стажировка.

Цель послеуниверситетского обучения одна: подготовить выскоклассного специалиста в области экономики и управления, а поэтому нет ничего удивительного в том, что в университетах наравне с прочими есть департаменты с так называемой говорящей аббревиатурой AIDE (aide - помощь). Здесь студент университета может пройти стажировку по собственному проекту и даже открыть собственное дело (в этом ему посодействует региональный совет предпринимателей).

Кроме того, сами школы регулярно публикуют предложения стажировок, календари ярмарок вакансий, рекомендации по составлению CV и т. д. в специализированных изданиях Figaro GEU (Grands Ecoles et Universites), Les Echos. Как показывает опыт, для многих студентов чтение таких изданий оказывается куда полезней скучных учебников по маркетингу.

Предупреждаем сразу: для получения диплома DESS придется много и напряженно учиться. Французы считают, что любой управленец должен знать основы стратегического планирования, аудита и контроля, логистики, управления производством, анализа рынков и политики сбыта, управления персоналом и социопсихологии менеджмента, финансов и коммерческого права.

На диплом DESS обычно готовят институты управления предприятиями (Institut d"Administration des Entreprises, IAE — французский аналог бизнес-школ), которые создаются при крупных учебных заведениях. В настоящее время во Франции 27 таких институтов, которые удивительно равномерно расположились по всей территории страны. Это государственные учреждения, и обучение здесь полностью регламентировано Министерством национального образования. В силу того, что бизнес-специализаций DESS в государственном реестре более 10, то каждый институт, заботясь прежде всего об уровне обучения, предлагает не все сразу, а в среднем 4—5 специализаций. Государство в свою очередь осуществляет контроль за тем, чтобы в среднем по стране не возникало профицита или дефицита какой-либо из специализаций.

Помимо IAE, получить французскую MBA можно еще и в бизнес-школах. Следует отметить, что не так давно пять наиболее престижных французских школ менеджмента, в их числе Высшая коммерческая школа (НЕС), Высшая школа экономических и коммерческих наук (ESSEC) и Высшая коммерческая школа Парижа, образовали консорциум, в рамках которого в течение двух лет можно получить диплом MBA на английском языке. При всем этом самой известной французской бизнес-школой по праву остается легендарная INSEAD.

Конечно, кто имеет возможность дать своим детям европейское образование, должны иметь представление - КАК это сделать. Образование за границей возможно при условии знания этих общих принципов. При необходимости в таких случаях, надо просто набрать в интернете "Образование за границей " - и Вы сразу становитесь обладателем всех необходимых знаний.

Историки права часто считают, что развитие французской системы ко­ролевской юстиции отставало от английской почти на столетие. Они указы­вают, что в Англии центральный королевский суд появился в 1170-х гг., тогда как во Франции центральный королевский суд - парламент Парижа, был создан только в 1250-х гг. Это, однако, все равно, что сравнивать яблоки и апельсины. Parlament Парижа был преимущественно апелляционным судом, он рассматривал апелляции на дела, разрешенные в качестве первой инстан­ции либо подчиненными королевскими судами провостов и бальи, либо под­чиненными судами герцогов, графов и других феодалов. В отличие от этого английские королевские судьи, как разъездные, так и вестминстерские, обыч-

но рассматривали дела в качестве первой инстанции на основании исходного инициального предписания. Поэтому нужно сравнивать английскую королев­скую юрисдикцию XII в. с юрисдикцией в тот же период герцогов и графов в отдельных французских герцогствах и графствах: Бургундии, Мене, Тулу­зе, - а также с юрисдикцией короля в королевском домене (во Франции термин "графство" относился к политическому образованию, управлявше­муся графом, а не к английскому типу графства, или "shire"). Следует также сравнивать английскую королевскую юрисдикцию с французской си­стемой королевских судей - бальи, созданной Филиппом II в 1190 г. Главное различие состояло в том, что бальи не были ни разъездными, ни центральными судьями, а действовали в отдельных округах. Парламент Парижа при Людовике IX, с другой стороны, занимался тем, чем англий­ский центральный королевский суд не занимался: он регулярно разбирал апелляции. Это различие не учитывается теми, кто считает, что развитие в Англии было "ранним", а во Франции - "отставшим".

Если сравнить централизованную юстицию в Англии с централизован­ной юстицией не во Франции в целом, а в каком-либо большом французском герцогстве, то в XII столетии обнаруживается примечательное сходство между ними. Наглядным примером является Нормандия, поскольку здесь в XII сто­летии разбирательство герцогскими судьями крупных гражданских дел было по существу похоже на разбирательство аналогичных дел королевскими судь­ями в Англии, причем нормандский герцог соответствовал английскому ко­ролю. В это время ни в Нормандии, ни в Англии не существовало системы апелляций на решения по таким делам. Лишь столетие спустя, когда фран­цузский король Людовик был правителем Нормандии, решение дел, разби­равшихся центральным герцогским судом Нормандии, могло быть обжаловано в новый центральный королевский суд в Париже.

В создании иерархической системы судов с упорядоченной процедурой апелляции на решения судов провостов в суды бальи и на решения последних, а также судов герцогов, графов и других феодалов в центральный королевский суд в Париже французское государство было значительно "впереди", а не "позади" английского.

Конечно, для английских королей было бы совершенно невозможно по­пытаться учредить систему апелляций, поскольку в соответствии с процедурой английских королевских судов такие апелляции должны были подаваться на вердикты присяжных, представлявшие собой ответы "да" или "нет" на по­ставленные королевскими судами вопросы о фактах или о сочетании фактов и права с учетом ранее собранных ими сведений. Наиболее близким к апел­ляциям институтом, созданным в английском праве, была процедура "attaint", применявшаяся только по гражданским делам, в соответствии с которой для пересмотра вердикта прежнего жюри присяжных созывался "grand assize" из 24 человек. Если предшествующий вердикт признавался ложным, пострадав­шей стороне возвращалось все, что она потеряла из-за него, а первоначаль­ные присяжные подвергались конфискации имущества, сами они заключались в тюрьму, их жены и дети изгонялись на улицу, дома разрушались, садовые деревья уничтожались, луга перепахивались.

Французская система гражданского и уголовного судопроизводства сначала, т.е. в XII и в начале XIII в., не была столь отличной от английской.

Не в центральных королевских судах, конечно, но в центральных герцогских и графских судах и в местных королевских судах провостов и бальи судьи председательствовали над непрофессиональными членами суда. Решение суда принималось не председательствовавшим должностным лицом, а не профес­сиональными членами суда (suitors). Это деление суда на председательству­ющее должностное лицо и непрофессиональных судей восходило по времени, как и английское жюри присяжных, к французскому институту расследования присяжными. Опора на сельских жителей, участвующих в разбирательстве судебных дел, была подкреплена законодательством Филиппа-Августа, создав­шим суды бальи. Для определения местных обычаев был также изобретен институт "народного расследования" (enquete par turbe): для этой цели со­зывались 12 человек, и их представитель излагал их общее мнение.

Французская система испытала драматические изменения во второй половине XII в. и позже. Как показал Джон ШДоусон, французский судеб­ный процесс стал более профессионально подготовленным и более сложным. Профессионально подготовленные юристы появились не только на уровне апелляционной инстанции, но и в судах провостов и бальи, а также герцогов и графов и даже феодалов более низкого ранга. В XIV-XV вв. иногда не только парламент Парижа, но и судьи в нижестоящих судах во время су­дебного разбирательства применяли письменную процедуру, похожую на ус­тановленную каноническим правом: стороны обменивались письменными из­ложениями претензий и возражений, использовались письменные протоколы допросов и тайные показания свидетелей под присягой, решение суда из­лагалось в письменной форме с указанием установленных фактов и аргу­ментированием выводов суда. Стороны задавали друг другу вопросы. Ре­шения лиц, проводивших следствие, протоколировались. Имелось огромное количество формальностей. Апелляции со ссылкой на ошибки в обширных протоколах направлялись из нижестоящих судов в вышестоящие вплоть до парламента Парижа. Как отмечает Доусон, непрофессиональные члены ни­жестоящих судов постепенно отходили в сторону, будучи "смущены и за­путаны становившейся все более сложной процедурой"^ Официальный должностной компонент стал доминировать над компонентом народного представительства, хотя enquete par turbe сохранился.

С точки зрения более позднего развития права можно подумать, что ранее заимствование французскими королями процедур из канонического права и создание ими иерархической апелляционной системы, увенчанной центральным королевским судом в Париже, оказали негативное воздействие на последующую историю французского права и что раннее заимствование английскими королями системы присяжных из франкской традиции оказало благотворное воздействие на последующую историю английского права. Од­нако с учетом условий XII и XIII столетий французская система судов и судебного процесса имела значительные преимущества перед тогдашней ан­глийской системой с точки зрения и ее справедливости для тяжущихся сторон, и роли королевской власти как упорядочивающего фактора в обществе.

С точки зрения справедливости для тяжущихся сторон французская судебная процедура, как и процедура церковных судов, была предназначена для выявления всех фактов и спорных пунктов дела, тогда как английская процедура имела целью сведение фактов и проблем к максимально узкой по-

становке вопроса или вопросов. Английская система судоговорения и вердикта присяжных, выносившегося без судебного разбирательства, хорошо подходила только к определенным типам дел. Именно этот недостаток более, чем что-либо, вынудил английского канцлера учредить в конце XIV-XV столетиях юрисдикцию на основе права справедливости для защиты бедных и слабых, ввести юридическое оформление доверительных отношений и создать меха­низм судебных приказов и иных способов, имевших целью освобождение от ответственности (в отличие от денежных возмещений по общему праву). Ан­глийский канцлер, почти неизменно являвшийся высокопоставленным цер­ковным должностным лицом, следовал каноническо-правовой процедуре, ко­торая была также французской королевской процедурой, - процедуре вызова свидетелей в суд под угрозой штрафа и допроса их под присягой.

С точки зрения задачи упорядочивания общественных отношений справедливым является вывод, что французская система королевского права не могла быть во Франции столь эффективной, какой была английская сис­тема королевского права в Англии, частично потому, что французский король должен был управлять в четыре или пять раз большим населением, чем в Англии, которое была рассредоточено в гораздо активнее соперничавщих меж­ду собой политических образованиях. Больший смысл имеет вопрос о том, хорошо ли подходила система королевского права, разработанная в эпоху французских королей XII-XIII вв., для максимального усиления их способ­ности предотвратить беспорядки в обществе, или для них было благоразумнее создать систему королевского права, более походившую на английскую. Фи­липп-Август построил свою систему бальи частично по образцу английских шерифов и разъездных судей, но при Людовике IX развитие апелляционной юрисдикции парижского парламента и связанной с ней сложной и разрабо­танной письменной процедуры в конечном счете уменьшило роль обществен­ного участия и привело к появлению особого класса ученых юристов, с те­чением времени отдалявшегося от населения и становившегося все более и более коррумпированным.

Но и здесь нельзя оценивать то, что было сделано при Людовике IX, мерками того, что произошло при Людовике XIV. Что касается XII и XIII столетий, то представляется правильным вывод, что господствовавшая во Франции система королевского права по сравнению с той, что имела место в Англии, была в высшей степени эффективным инструментом упорядочива­ния королем экономической и социальной жизни страны, и если она была менее эффективна в борьбе с преступностью, то это, по-видимому, объясня­лось тем, что юрисдикция по уголовным делам во Франции была менее цен­трализована, чем в Англии, в большей степени находилась в руках герцогов, графов и других феодалов, а также городских сообществ, что вовсе не было неизбежно негативным явлением.

Эффективность французского королевского права в XIII столетии опи­ралась на тонкое сочетание в нем местных обычаев и юридической ученостью и разработанную в нем процедуру использования правовых знаний в толко­вании местных обычаев. Применение правовой процедуры и правовой научной подготовки к местным обычаям создало совокупность французского обычного права, действовавшего как мощная объединительная и образовательная сила.

Под "местными обычаями" имеются в виду различные обычаи много­образных местностей, городов и поместий, графств, феодальных доменов, гер­цогств и других политических образований, из которых состояла Франция. Имелось относительно небольшое число обычаев Франции как страны в це­лом, например обычаи, относившиеся к центральной власти, по поводу на­следования короны, а также общие местные обычаи, такие как ограничение прав мужа распоряжаться собственностью жены в течение их брачной жизни. Несмотря на растущее число establissements и ordonnances имелся также не­значительный объем материального статутного права Франции как целого, французское статутное право большей частью было процессуальным. Однако тот факт, что в королевских судах Франции дела чаще всего решались на основе местного обычая, не означает, что королевские суды не играли ни­какой роли в формировании этого обычая. Напротив, королевские суды, вклю­чая парламент Парижа, и иногда сам король, не признавали какие бы то ни было "плохие" обычаи и принимали только "разумные". Здесь они исполь­зовали полномочие истолковывать обычаи, чтобы привести их в соответствие с разумом. Таким образом, можно говорить об общем обычном праве Франции в целом, состоящем из разнообразных обычаев, действовавших в различных местах, и интерпретировавшихся и формировавшихся королевскими судами.

Утверждение, что Франция управлялась общим обычным правом, не означает отрицания того, что очень многие французские юристы и судьи по­лучили образование на основе римского права. Не означает это и отрицания, что в некоторых областях Франции, прежде всего на юге, римское право в определенной степени сохранилось с домеровингских времен. Но имелись два различных вида римского права. Первый вид - то римское право, которому учились юристы и судьи, - был правом текстов Юстиниана, заново упоря­доченных, переосмысленных и заново оцененных учеными юристами в уни­верситетах (включая университет Монпелье, основанный в XII в., и универ­ситет Орлеана, основанный в XIII в.).

Римское право университетов было идеальным правом, а не изданными в законодательном порядке кодексами, статутами или другими формами пози­тивного права. Оно являлось совокупностью правовых понятий и принципов, с помощью которых могли быть отобраны и истолкованы действовавшие нормы обычного и законодательного права. Второй вид римского права, сохранившийся, особенно в Южной Франции, с домеровингских времен, состоял из разбросанных римских правовых понятий, норм и процедур, сохранившихся в народном со­знании в течение столетий, некоторые из которых вошли в последующие гер­манские кодификации (например, вестготские и лангобардские) и в указы и дру­гие акты правителей. Это "вульгарное римское право", как его часто называют, само стало обычным правом. Изучавшееся в университетах римское право, на­против, было не столько правом в смысле общеобязательных норм, сколько пра­вом в смысле способов правовой аргументации.

Изучавшееся в университетах римское право было особенно полезно при определении того, какие обычаи были "разумными" и какие "плохи­ми". Каноническое право церкви в этом отношении давало важные ори­ентиры. Именно каноническое право впервые стало проповедовать необ­ходимость отличать разумные обычаи от неразумных. Каноническое право даже проповедывало необходимость различать между тем, что приемлемо,

и тем, что неприемлемо, в самом римском праве. Канонические принципы интерпретации обычаев, как правило, применялись как критерии оценки римско-правовых норм и понятий.

Во французских королевских судах XIII в. существование обычая мог­ло доказываться множеством способов по усмотрению судьи. Судья мог зая­вить, что он лично знает обычай, поскольку сам применял его в каком-либо предшествующем аналогичном деле, называвшемся "прецедентом" 73 . Он мог проконсультироваться с непрофессиональными советниками, помогавшими ему в суде. Он мог вызвать группу людей, знавших обычай: группу духовных лиц для установления обычая города, группу моряков для установления обы­чая порта. Наконец, в соответствии с процедурой enquete par turbe судья мог созвать 12 знающих людей и попросить их сообщить через их представителя свое мнение о существовании конкретного обычая или обычаев.

В XIII в. король иногда сам вмешивался в качестве выразителя "общего блага для всех" (bien commun de tous), беря на себя роль председательству­ющего в дискуссии знатоков по поводу спорного обычая и объявляя или из­лагая на бумаге свой вывод. Говоря словами французского юриста XIII сто­летия Филиппа де Бомануара, "король должен уважать обычаи своего госу­дарства и следить за тем, чтобы их уважали другие" . Неразумный обычай должен быть "отброшен". В то же время, однако, король мог предоставить "привилегии" некоторым лицам или группам, которые противоречили обычаям и освобождали от подчинения им на основе права справедливости, т.е. в ка­честве исключения. Так, король предоставлял привилегии "вопреки общему обычаю" некоторым церквам, городам, гильдиям, крестоносцам и другим со­циальным субъектам.

Наконец, если обычай являлся неудовлетворительным не просто в при­менении к конкретному лицу или группе, по отношению к которым должно быть сделано справедливое исключение, но и в более общем плане, так что он нуждался в изменении, король мог издать новый статут или предписание, пересматривающие обычай. Теория сэра Генри Мэна, согласно которой в ис­тории права имеет место движение в направлении от права справедливости к законодательству, находит подтверждение в средневековой французской практике, которая сама выводилась из теории канонистов, санкционировавшей изменение обычая на основе права справедливости и обобщение последнего с помощью статута.

Однако фактически во Франции было относительно мало новых ста­тутов или предписаний, менявших старые обычаи, и совсем мало привилегий, предоставлявших исключения из старых обычаев. Обычаи, признанные ко­ролевскими судами неудовлетворительными, большей частью либо отвергались как "плохие", либо истолковывались заново, чтобы сделать их "разумными". Фактически норма разума и совести была встроена в обычное право.

Таким образом, французское королевское право XIII в. было, с одной стороны, гораздо более связанным с наукой, чем английское королевское пра­во, в том смысле, что во французской системе имелось гораздо больше ученых судей и адвокатов 76 , однако влияние на него королевских статутов было мень­шим. С другой стороны, оно было более многообразным в том смысле, что не существовало какой-либо значительной совокупности единообразных обы­чаев, применимых во всей Франции, однако имелась большая совокупность

"общего права" в смысле общей совокупности процедур и принципов, при­менявшихся королевскими судами на территории множества политических об­разований, составлявших французское королевство.

Этот серия постов посвящается нашим соотечественникам, для которых слово Сорбонна является чем то сакральным, наряду с Оксфордом, Кэмбриджем и Стенфордом.Для тех же кто уже разобрался во французской системе образования некоторые детали могут быть очень полезны.

Итак. Что такое высшее образование во Франции? Как и во многих других странах - это ключ к первой или нескольким первым работам, которыe выпускник мечтает получить сразу после окончания ВУЗа. Tак и во Франции. Но, как известно, Франция страна нестандартная, такая вся уникальная, то и в образовании есть специфика, которую стоит учитывать будущему абитуриенту.

Так что ж такого интересного можно сказать про выпускников того или иного ВУЗа? А то, что диплом, полученный в 22 года будет нужен на каждом этаже каръерного роста, если человек собирается оставаться работать всю жизнь во Франции. Да да, именно так, с нужным дипломом можно дойти до начальника транспортного цеха (точнее директора крупной компании, например Тоталь, Каррефур и.т.д), а с другим нет. Почему? Да всё потому, что дипломы во Франции имеют определённую иерархию, которая начала формироваться ещё при Людовике 14 и в нашии дни приняла до обидного банальные формы. Что это значит? Это значит, что если человек имеет определённый диплом во Франции, он может не напрягаться: проблем с работой у него не будет. Самым ярким примером является димплом Эколь Политекник - выпускник этого заведения имеет зарплату минимум 4000 евро при выходе из школы и каръерный рост по сравнению с другими школами просто несопоставим.

Школы, имеющие статус кастовых можно найти на вот этом сайте:

Первые 10 школ, помеченные значком А+ дают 100% гарантию не иметь проблем с работой во Франции. Как же туда попасть, спросите Вы? После школы сдавать вступительный экзамен? Платить много денег ректору? Нет, нет и нет. Туда можно попасть несколькими способами, но только один способ является основным (аутентичным) - через препа (prépa).

Блин, опять какая то фигня. И что такое препа? А препа, точнее подготовительные классы http://fr.wikipedia.org/wiki/Classe_pr%C3%A9paratoire_aux_grandes_%C3%A9coles - это такое заведение, которое готовит ко вступительным экзаменам в эти самые школы. В течении 2 лет, выпускники лицеев (после 17-18 лет) готовят вступительный экзамен, материал которого соответствует примерно 1,2 и 3 курсу нашего российского технического вуза, например Бауманки. Поступив в одну из школ, дальше идёт специализация в секторе, которому принадлежит школа. Кроме Еколь Политекник, которая является военной школой и там проходят кучу предметов, связанных с армией.

Как же попасть в препа? И какие препа хорошие, а какие нет?

В препа можно попасть только по досье, экзамена туда нет. Досье заключает в себя все оценки за последние 3 или 2 года обучения в школе, реккомендации учителей по математике, физике и биологии (к которым учащийся не имеет доступа, это доступно только экзаменационной комисии). Ну и лицей, в котором учится желающий попасть в препа, тоже имеет колоссальное значение. 10 из 20 по математике в известном парижском лицее имеют больший вес чем 18/20 в маленьком лицее где нибудь в Сан Мало.

В инженерные препа есть 4 входa и 5 выходов. Вот выходы:
- математика - физика
- физика - химия
- физика - инженерия
- физика - технология
- биология

Начав первый год препа, второй нужно учиться в том же типе, в котором начал первый, но некоторые можно менять
http://fr.wikipedia.org/wiki/Fichier:Classes_%281%29.png

Для каждого выхода свой отдельный экзамен в инженерные школы, сдаваемые предметы имеют разный коэффициент. Большинство школ дают возможность поступить для каждого выхода из препа, с различным количеством предлагаемых мест.

Во второй год обучения, ещё не закончив препа (в препа можно учится 2 или 3 года, бывает и 4, но редко), абитуриенты записываются на экзамены вот на этом сайте.

тут, кстати масса полезной информации, например статистика по лицеям поступления в Еколь Политекник выпускников препа первого типа:

(нужно смотреть предпоследную колонку - Intégrés).

Нетрудно заметить, что основные поставщики французской элиты выходят из нижеследующих лицеев:

Lyon Lycée du Parc
Paris Lycée Stanislas
Paris 5e Lycée Henri IV
Paris 5e Lycée Louis Le Grand
Paris 6e Lycée Saint-Louis
Versailles Lycée Hoche
Versailles Lycée Sainte Geneviève

Около 50-70% учеников попавших в эти препа, учились в этих лицеях (кроме Lycée Sainte Geneviève) до аттестата зрелости, остальные попадают из подобных лицеев, не имеющих препа.

Попав в один из этих препа, студент имеет большой шанс стать французской элитой. Интересный момент, выпускники Политекник выходят со званием лейтенанта, то есть могут командовать солдатами, если чо.

Первый год препа дублировать нельзя, можно только второй, очень многие это делают, не поступив в школы А+, пытаются попасть в них на следующий год. Один экзамен в гранд эколь может объединять несколько школ, не поступив в самую престижую, студент может пойти в школу пониже и.т.д. Поэтому учащиеся препа записываются обычно на все конкурсы, а там уж будут посмотреть какая возьмёт.

Все эти школы прекатически бесплатны (600 евро в год), некоторые известные препа нет (Lycée Sainte Geneviève).

Параллельно с техническими препа, существуют препа коммерческие и литературные, но здесь есть своя специфика, особенно у литературных. У коммерческих препа нету особо выбора специализаций, самое главное - это попасть в одну из 3 школ, например НЕС.

Продолжение следует.

Составные формы и двадцатиричная система счисления

Многих удивляет, что во французском языке для счета употребляют «неудобные» и «странные» формы числительных. Например, при существующих слитных формах с указанием десятка после единиц для обозначения 11, 12 … 16 (onze, douze … seize), для дальнейшего счета говорящие на французском языке будут называть числительные «десять — семь», «десять — восемь», «десять — девять» (17 — dix-sept, 18 — dix-huit, 19 — dix-neuf).

Но еще непривычнее кажутся формы числительных начиная с 70. Вместо слитных форм аналогично предыдущим десяткам (30-trente, 40‑quarante, 50-cinquante, 60-soixante) в большинстве франкоговорящих регионов употребляются формы на основе двадцатиричной системы счисления: 80 — quatre-vingts (4*20), 90 — quatre-vingt-dix (4*20+10) и смешанные формы: 70 — soixante-dix (60+10). Рассмотрим обе названные особенности французских числительных более подробно – выявим корни их появления и особенности современного употребления.

1. Переход от простых форм к составным

Почему числа от 11 до 16 являются простыми, но становятся составными начиная с 17? Корни этого перехода необходимо искать в латинском языке.

Единицы в латинском должны были ставиться до десятки: по‑французски это было бы un-dix, deux-dix и т.д. А в классическом латинском языке имело место «сжимание»: quinque и decem = quindecim, sex и decem = sedecim. Отсюда во французском onze, douze … seize. Необходимо отметить, что в латыни были также вычитаемые формы для 18 и 19, эквивалентные deux de vingt (20-2) и un de vingt (20-1).

Затем указание десятка больше не ставилось в постпозицию, а выносилось вперед. То есть в поздней латыни использовался перифраз с десяткой во главе: dece et septe. Эти формы стали обязательными для последних чисел десятка, потому что вычитаемые формы 18 и 19 перестали употребляться, также как и другие вычитаемые формы 28, 29, 38, 39 и т.д.

Латинские корни данной особенности подтверждает факт, что еще для некоторых других неолатинских (современных европейских) языков характерен подобный переход. Примеры наименований числительных от 10 до 20 в латинском и некоторых современных европейских языках представлены в таблице:

Латинский Испанский Каталанский Французский Португаль-
10 dĕcem diez deu dix dez
11 undĕcim once onze onze onze
12 duodecim doce dotze douze doze
13 tredecim trece tretze treize treze
14 quattuordecim catorce catorze quatorze catorze
15 quindecim quince quinze quinze quinze
16 sedecim diez y seis setze seize dezesseis
17 septemdecim diez y siete disset dix-sept dezessete
18 duodēvīgintī diez y ocho divuit dix-huit dezoito
19 undeviginti diez y nueve dinou dix-neuf dezenove
20 vigintī veinte vint vingt vinte

На основании этих примеров можно выделить 2 группы современных европейских языков, у которых переход от простых к составным формам проявляется от 15 к 16 (испанский, португальский и др.) и от 16 к 17 (французский, каталанский и др.).

2. Двадцатиричная система счисления

Особый интерес вызывает двадцатиричная система счисления – ее происхождение и след в современном французском языке. Двадцатиричная система счисления (счет по двадцаткам) – система нумерации, использующая в качестве базы счисления число 20. Происхождение двадцатиричной системы во французском языке продолжает оставаться дискуссионным вопросом. Выдвинуты три гипотезы. Они не являются взаимоисключающими, их необходимо рассматривать как дополнение друг к другу.

Первая гипотеза – прединдоевропейское происхождение

Основывается на том факте, что население, в прошлом проживавшее с кельтами, затем с романскими народами, оказало влияние на их манеру счета. Данная теория позволяет объяснить некоторые особенности распространения счета по двадцаткам среди европейских языков. Например, кельтское население и, следовательно, индоевропейское могло испытать влияние в области континентальной Галлии, это выразилось в использовании двадцатиричной системы счета в бретонском и гаэльском языках . Однако данная гипотеза опровергается тем, что места, прежде занятые лигурами – представителями неиндоевропейских народов – есть как раз те места, где латинская форма «десяти» оставалась дольше всего. Также существуют свидетельства, что прединдоевропейское население этруски считало десятками, как в латыни.

Вторая гипотеза – кельтское происхождение

Согласно данной теории галльские племена считали двадцатками (галлы – одна из ветвей кельтских племен). Кельты проживали на территориях Прованса, Германии, Великобритании и даже заставили почувствовать свое влияние на латинское произношение и лексику. Однако гипотеза галльского происхождения счета по двадцаткам не очень распространена и имеет ограниченное число свидетельств. Если бы галлы на протяжении долгого времени использовали двадцатиричную систему счисления, про это было бы написано больше и подробнее. Кроме того, существовало множество различных галльских племен и поэтому более вероятно, что различные галлы считали по-разному: одни по двадцаткам, другие по десяткам. И кельтские племена также не все считали двадцатками, а те, кто это делал, относились к меньшинству в уже населенных другими народностями регионах.

Третья гипотеза – нормандское происхождение

Представляется наиболее вероятной. С Нормандией существовали торговые связи и, следовательно, викинги датского происхождения могли перенести во Францию этот языковой обычай. Особенно интересным в данной теории является то, что нормандские диалекты, которые проникли вместе с завоевателями в Великобританию, были уже абсолютно «офранцужены» и, следовательно, употребляли уже принятый счет десятью вопреки традициям их предков, которые считали двадцатью. Менее чем за век нормандцы потеряли свой датский язык, хотя их переход во Францию оставил в нем следы, а вот в Англии они оказывали уже другое влияние вследствие их офранцуживания.

В целом можно предположить, что нормандские диалекты оказали главное влияние на счет, но с использованием предшествующего субстрата. То есть галлы не все считали двадцатками, но некоторые из них использовали две системы одновременно, переняв двадцатиричную систему от предыдущего населения. В отсутствие латыни прединдоевропейская практика счета начала вновь использоваться в Гаскони и в Бретани. Внедрение нормандских диалектов в X-ом веке позволило распространить двадцатиричный счет в бассейне реки Сены.

Итак, счет по двадцаткам находят в некоторых источниках XI века. Наибольшее же распространение он получил в Средние века. В XVII веке в языке можно наблюдать конкуренцию обеих систем счета. Например, Мольер и другие авторы употребляют в своих произведениях различные формы числительных . У Мольера, Фрозин в пьесе «Скупой» льстит Гарпагону, говоря по поводу его долголетия: «Par ma foi, je disais cent ans, mais vous passerez les six-vingts (6*20) » (акт II, сцена 5). Но тот же Мольер пишет в произведении «Мещанин во дворянстве»: «Quatre mille trois cent septante neuf (79) livres douze sous huit deniers à votre marchand» (акт III, сцена 4). Six vingts (шесть двадцаток) используют Буало, Расин, Ля Брюйер, Фенелон. Однако употребление счета по двадцаткам все же представляется устаревшим в ту эпоху.

В конце средних веков двадцатиричная система была вытеснена десятиричной системой счисления (trente, quarante, cinquante, soixante) за исключением двадцати предшествующих сотне чисел (quatre-vingts, quatre-vingt-dix), а также десятка чисел, имеющих смешанную форму (soixante-dix). Полный счет по двадцаткам живет во французском языке как память в названии госпиталя Quinze-Vingts (15×20). Этот госпиталь основан Святым Людовиком в 1260 году для слепых и был рассчитан на прием трехсот человек – отсюда и название «пятнадцать двадцаток».

В XVII-ом веке Французская Академия и авторы словарей приняли формы soixante-dix, quatre-vingts, quatre-vingt-dix вместо septante, octante, nonante . Однако наименования 70, 80 и 90 на десятичной основе остаются в употреблении в некоторых франкоговорящих регионах.

Примеры употребления различных форм для чисел 70, 80, 90 в современном французском языке представлены в таблице:

Huitante употребляется во французской Швейцарии в кантонах de Vaud и Fribourg, octante – почти не используется больше во франкоговорящем мире, за исключением нескольких деревень кантона Fribourg. В швейцарских кантонах de Genève, du Jura используется форма quatre-vingts .

В заключение можно выделить общие причины особенностей употребления числительных – исторически сложившиеся традиции, особенности предшествующего языка и влияние других языков. А также на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что особенности числительных тесно связаны с общей историей развития французского языка. Можно видеть следы вымершего латинского языка, а также наблюдать влияние других народов на языковые обычаи (в частности, систему счета) франкоговорящих регионов, трансформацию и развитие языка, синтез различных языковых обычаев в современном языке.

Андросова А.В.

Статья - размышление, в которой рассматриваются различные варианты судеб людей, детство которых прошло в чрезвычайной строгости и жёсткости со стороны родителей. Вывод напрашивается такой: прежде, чем выбрать строгость в воспитании как метод, сто раз родителям стоит продумать всё и взвесить.

Давно ушло в прошлое понятие о том, что воспитание малыша заключается в его регулярном наказании, как физическом, так и моральном. Держать ребёнка в ежовых рукавицах не значит вырастить из него счастливого человека, сильную личность. Конечно, если дитя, воспитываемое в строгости, делается «шёлковым», послушным - это очень удобно для взрослых. С таким ребёнком почти нет никаких проблем.

Но частенько они появляются в подростковом периоде, когда у созревающей личности возникает в душе чувство протеста против такого отношения к себе. Именно из этих послушных детей вдруг вырастают настоящие монстры, которые сбиваются в стаи и начинают крушить всё подряд.

Кстати, в большинстве фильмов откровения маньяков и садистов как раз чаще всего сходятся на том, что в детстве строгие родители их подвергали наказаниям и унижениям. Всем известный Чикатило тоже из этой же когорты: муж - подкаблучник, незаметный в коллективе и не поднявшийся по карьерной лестнице обычный учитель.

Другой вариант более мягок. Подросток также продолжает оставаться положительным во всём. Он и став взрослым никому не создаёт проблем: прекрасный исполнитель на работе, мягкий домашний супруг. Превосходно, если у такой личности не возникает бунтарское чувство и в этот период. Однако известны случаи, когда уже на склоне лет увенчанный сединой мужчина вдруг начинает «беситься». Он будто бы бросает вызов обществу, своим родным, совершая самые неадекватные поступки.

Стоит побеседовать с опустившимися бомжами, и обязательно встретится один из тех, который как раз попал в эту яму по причине запоздалого всплеска нигилизма. Некоторые же попросту начинают сильно пить и спиваются до самого крайнего предела. А иные даже становятся во время алкогольного опьянения злобными и необузданными.

Всё дело в том, что жёсткость, проявленная по отношению к ребёнку в детстве, обязательно что-то ломает в его психике, роняя в душу чувство неудовлетворённости и в какой-то мере злобы из-за этой неудовлетворённости. Это зёрнышко когда-то всё равно найдёт себе пищу и начнёт произрастать. И если не в детстве либо юности, то во взрослом или даже старческом возрасте.

Конечно, не у всех бунтарские чувства выражаются в пьянстве либо уходе в бомжатскую стаю. Немало и других вариантов, когда взрослый мужчина вдруг бросает семью и женится на совсем юной девчушке. Общество не понимает его поведения, родные и соседи часто отворачиваются. Но самому индивидууму этого только и нужно: он чувствует, что единственный раз в жизни поступил «не по правилам», которые ему постоянно все навязывают.

Да и в карьерном росте детское послушание играет не лучшую роль. Не умея спорить и отстаивать своё собственное мнение, страшась принимать серьёзные решения, такой человек так и останется навечно в подчинённых. Хотя бывают единичные случаи, что именно желание вырваться вперёд на работе вспыхивает совместно с бунтарским духом. В этом случае слияние этих двух порывов неожиданно для всех выдают обществу мудрого и понимающего руководителя, как, например, в фильме «Служебный роман» меняется на глазах зрителя затюканный и безвольный герой, которого играет Мягков.

Другой вариант судьбы послушного ребёнка может быть положительным во всех отношениях. Мальчик и в школе хорошо учится, и родителей почитает, и по дому помогает. Идиллия. После школы, законченной с золотой медалью, юноша поступает в институт и заканчивает его. Женится, правда, рановато - сразу после окончания высшего учебного заведения, и с молодой женой сразу же уезжает по распределению далеко на север.

Только много позднее родители узнают, что он сам туда напросился - подальше от «любимых» мамы и папы. Нет, он и теперь их не забывает, даже иногда навещает: раз в три, а то и в пять лет. И опять совершенно случайно старики узнают, что их кровиночка-то, оказывается, частенько бывает в родных местах, но старается сделать это так незаметно, чтобы как можно реже встречаться со своими «предками».

Неизвестно, как бы закончилась жизнь этих горе - родителей, если бы у них е было ещё других детей. Тем выпала доля более мягкая, поэтому такого чувства, как старший сын, они к своим родным не испытывали. Под старость строгую мать парализовало, она лежала пять лет и мечтала о встрече с любимым сынулей. А он не успел прилететь даже на её похороны - так получилось.

Поделиться: