Напутственное слово выпускникам детского от няней. Напутствие выпускникам детского сада от воспитателя и от родителей. Поздравление выпускников детского сада от малышей. Напутственное слово в стихах и прозе выпускникам начальной школы от родителей

Когда будет отмечаться медовый Спас, в церквях пройдут службы в честь Животворящего Креста Господня. У этого праздника, который в 2016 году выпадает на 14 августа, в народе существует сразу два названия - медовый и маковый.

История медового (макового) Спаса

По церковному календарю день 14 августа именуется Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня. История праздника уходит корнями в древность. В Византии IX века летняя жара накрывала Константинополь, вызывая быстрое распространение огромного количества заболеваний.

Священники, стремясь облегчить страдания людей, выносили из храма Святой Софии христианскую реликвию - часть креста, сохранившуюся после распятия Иисуса Христа. Тем самым они освящали город и призывали помощь Спасителя.

В Россию праздник пришёл в XV веке. В этот день берёт своё начало пост, называемый Успенским. Его продолжительность всего две недели.

Народные обычаи, приметы и гадания на медовый (маковый) Спас

В день, когда отмечается медовый или маковый Спас, издавна было принято приносить в храм для освящения мёд и головки мака. Кроме того, 14 августа можно было освятить первый собранный урожай овощей и семена ржи, которые планировалось посеять под озимые.

Поскольку с этого дня начинался Успенский пост, принято было думать о душе, и совершать добрые дела.

Одной из народных примет на медовый Спас было наблюдение за малиной. Если ягоды собирали крупные, то рожь сеяли рано. Когда же малина вырастала мелкая - с посадками не торопились.

Народный праздник Спаса не обходился и без гаданий. Церковь не поощряла эти ритуалы, но среди народа ритуалы каким-то образом многие годы сохранялись. В основном, все они были связаны с маком.

На мак проводили всякого рода заговоры на деньги, на торговлю. Часть заговорённого мака носили с собой в кошельке или в небольшом специально сшитом платяном мешочке.

Девушки и женщины, у которых приключилась ссора с любимым, в день макового Спаса подсыпали освящённый мак в карман или в обувь своего избранника, чтобы быть для него «милой, а не постылой».

Хотите узнать всё о спасах в 2016 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2016 году

14 августа 2016 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом” .

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово - не пустой звук, тем более, если это - имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово - продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка - следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да - тленных, да - преходящих, но реальных, потому что они - настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» - это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» - здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные - это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее - так… А потому «с волками жить - по-волчьи выть», мы - люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с за нас заступятся и спасение наше - дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить - учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды - неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый », «яблочный », «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество », многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» - вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего - вода, плоды, полотно ли - неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью - все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест - символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.

Праздник Преображения Господня или яблочный Спас будет праздноваться 19 августа. Согласно народным приметам, это «граница» между летом и осенью. Также яблочный Спас - своеобразный праздник завершения сбора урожая.

Кстати, этот день называется в народе и по-другому. Почитают его как Спас на горе, потому что в Евангелии описано, как Спаситель поднялся на гору для молитвы. Также именуют его средним Спасом за то, что находится посередине между медовым и ореховым Спасами. Как пишет журнал "Прекрасная половина ", день 19 августа называют праздником первых плодов, потому что фрукты созревают к этому времени. Еще его величают Осенинами за то, что с праздником этим приходит встреча с осенью.

История праздника: яблочный Спас или Преображение Господне

Евангелие повествует о том, что Иисус Христос в сопровождении учеников Петра, Иоанна и Иакова отправился молиться на гору в Галилее. Именно там, на вершине во время молитвы произошло преображение: лицо спасителя стало светиться, а одежда вдруг стала ослепительно белого цвета и засияла. Это произошло, когда послышался божественный голос и появилось светлое облако, принесшее ветхозаветных пророков, Илию и Моисея. Иисус долго беседовал с ними об Исходе. С этого момента он знал о своей мучительной кончине, и прошёл свой путь до конца: умер и воскрес из мертвых.

Отмечать праздник начали православные люди в Палестине IV века после того, как на горе Фавор был возведён храм Преображения. По одной из версий, именно здесь молился с учениками Иисус.

Согласно Евангелию, Христос молился за сорок дней до Пасхи, следовательно, событие происходило в феврале, но в эти дни проходит Великий пост, по этой причине дата праздника назначена Православной церковью на 19 августа, на время Успенского поста.

Приметы, обряды и народные обычаи на яблочный Спас

Название связано с тем, что к этому дню как раз созревали яблоки. Их приносили в церковь, чтобы освятить и только после этого разрешалось есть фрукты. Православные люди видели в этом обычае также преображение. Неспелые яблоки кислые и резкие на вкус, созревая, наливаются соком. Так и человек в земной жизни грешен и некрасив, но обращаясь к нравственным началам, прикасается к божественному свету, его дух светлеет и преображается.

Съесть яблоко до Спаса считалось грехом. Люди верили, что на том свете райские яблочки раздают детям. Родители умерших детей несли в этот день плоды на их могилки.

В народе верили, что в день второго Спаса яблоки обладают чудодейственной силой. Впервые попробовав плод свежего урожая, загадывали желание и ждали, что оно обязательно исполнится.

С яблочного Спаса начинали собирать фрукты и заготавливать их на зиму. Особенно любили крестьяне мочёные или сушёные яблоки, а кроме того варили варенье, компоты, сиропы.

Что готовить на яблочный Спас

В этот праздник хозяйки готовят различные блюда с яблоками, а также с прочими фруктами, грибами и ягодами, собранными в лесу, саду или огороде. Обязательным угощением является выпечка - блины и пироги.

В августе празднуется три важных церковных праздника в честь Спасителя. Когда и как отмечать Спасы 2016 и какие главные особенности праздников?

Сладкий Спас 2016: какого числа отмечать

Православный праздник Спас 2016 церковь празднует в честь Великого Спасителя — Иисуса Христа традиционно в августе. Последний месяц лета богат на вкусные дары природы и символами праздника являются такие лакомства как мед, яблоки, орехи. В старину существовал строгий запрет на употребление этих продуктов до наступления праздника. Снималось табу постепенно — с наступлением каждого из трех Спасов.

Когда какой Спас в 2016 году узнать не сложно. Как и наши предки, мы будем отмечать Медовый Спас 2016 14 августа, Яблочный Спас 2016 наступит 19 августа, Ореховый Спас 2016 празднуется в самом конце лета — 29 августа.

Медовый Спас 2016 года – какого числа мед становится целебным

Медовый, Мокрый Спас или Маковей 2016 отмечается 14 августа. Считается, что после этого дня заканчивается выкачка меда. Собранному на Спас меду всегда приписывались особые лечебные свойства. Его нужно употреблять после освящения в церкви.

Когда Медовый Спас в 2016 году полезно знать и тем, кто собирается поститься. Именно 14 августа начинается Успенский пост, поэтому мясные и рыбные блюда на праздник запрещены. Но вы можете побаловать родных выпечкой с маком, ведь второе название Спаса- Маковей.

Вместе с медом 14 августа в церкви освящают маковые головки, готовят рулеты и булочки с маком. После церкви маковые зерна можно разложить в углах комнаты, чтобы уберечь дом от негативной энергии.

Третье название Медового Спаса – Мокрый. Какого числа Медовый спас в 2016, как и в древние времена, можно угадать по воде в реках и озерах. В народе считалось, что после 14 августа вода начинает цвести и становится холодной. В Первый Спас существует традиция освящать воду, и даже росе приписывают целебные свойства.

Яблочный Спас 2016 — какого числа провожают лето

Второй Спас – яблочный, отмечается ежегодно 19 августа. С этого дня можно начинать кушать яблоки. Наши предки верили, что яблоко, съеденное на Спас, обязательно принесет удачу. А если в праздник загадать желание, откусив последний кусочек спелого фрукта, оно непременно сбудется.

В день, когда Яблочный Спас в 2016 году, церковью также отмечается большой праздник Преображения Господня, а в народном календаре 19 августа празднуют проводы лета. На закате нужно выйти на улицу, поблагодарить природу за ее дары и попросить благополучия на весь следующий год.

Ореховый Спас в 2016 году — какого числа пекут караваи и гадают на желание

Ореховый Спас 2016 празднуется в самом конце лета. К этому времени созревают орехи, в праздник их освящают в церкви, а после этого кушают и раздают в качестве подарков родным и близким.

На орехах в праздник можно ворожить. Для этого нужно загадать желание и расколоть первый попавшийся под руку орешек. Если внутри он спелый, задуманное обязательно исполнится.

29 августа, когда Ореховый Спас в 2016 году, празднуется Успение Пресвятой Богородицы, в честь этого в храмах проводится торжественная литургия.

Также Третий Спас называют Хлебным. К этому дню в селах заканчивалась уборка зерновых на полях и пекли первый хлеб из муки нового помола. Исепченный на Спас каравай освящали и ели за праздничным столом. Корочку хлеба заворачивали в холщовый лоскут и клали за икону, для благополучия и защиты от голода.

Спасы в 2016 году (медовый, яблочный, ореховый) наступят уже совсем скоро. Это отличный повод полакомиться вкусностями. К тому же считается, что на эти праздники в дарах природы сосредоточена особая энергия, и они принесут заряд бодрости и здоровья на весь год.

Фото lady.tochka.net

Ореховый Спас 2016 года какого числа празднуется, известно всем православным, ведь в этот день завершается также Успенский пост. История третьего Спаса, традиции и приметы праздника можно узнать, ознакомившись с данной публикацией.

Ореховый Спас 2016 года какого числа: история, традиции и приметы праздника. Ореховый Спас – это третий Спас, который отмечают христиане. До этого прошел уже Медовый и Яблочный Спас. Свое название праздник получил после того, как глава города Эдессы Авгарь излечился от проказы, получив в подарок полотно с изображением Иисуса Христа. Он направил своего художника Анания к Спасителю с просьбой об исцелении. Художник пытался изобразить черты Иисуса, но у него не получилось. Тогда Спаситель умылся и вытерся полотенцем и на ткани остался его лик. Это полотенце было доставлено в Эдессы и защищало его от горестей и болезней. Спас на Холсте является временем продажи и освящения холстов и полотен помимо Орехового получил название Холщовый Спас, Малый Спас, Хлебный Спас.

Ореховый Спас 2016 года какого числа: история, традиции и приметы праздника. Ореховый Спас празднуется 29 августа и завершает строгий Успенский пост. С этого дня разрешалось собирать орехи в лесу и стряпать хлеб из муки нового урожая. В этот день нужно также приобрести холщовое полотно. Хлеб и орехи приносили в церковь для освящения, а затем они становились главными продуктами праздничного стола. В день Орехового Спаса хозяйки пекли хлеб из муки нового урожая, добавляя в тесто орехи. Женщина должна была встать на рассвете, насыпать столько горстей муки, сколько членов в ее семье и произнести: «Мука-мука, ты сильна, подари всей родне силы и добра». Первую испеченную буханку хозяйка отдавала мужу, провожая его на работу в поле. Затем каждый в семье съедал кусок свежего хлеба, заедая его медом.

Ореховый Спас 2016 года какого числа: история, традиции и приметы праздника. В это день в дом приглашали родных и друзей, накрывая богатый стол. Так как пост уже завершился, то готовили мясные и рыбные блюда. Также обязательно готовили блюда с орехами, яблоками, медом, а также пироги с грибами. В этот день знахарки готовили лечебную настойку на перепонках грецких орехов. Ореховые прутья, собранные в этот день, использовали для изготовления веников для бани. Они считались целебными. На ореховый Спас самая старшая женщина в доме при помощи орехового прута, смоченного в колодезной воде, освящала все углы дома. Существовала примета для незамужних девушек. Мать девицы на выданье обходила девять счастливых домов и просила по ореху. Затем эти орехи должна была съесть девушка. Считалось, что после этого она вскоре найдет мужа и будет жить счастливо.

Ореховый Спас 2016 года какого числа: история, традиции и приметы праздника. В это день бесплодные пары могли попросить у орешника ребеночка. Накануне Орехового Спаса муж с женой шли к орешнику, обнимали его и просили дать такой же урожай, как у него. Затем надо было собрать столько орехов, сколько они живут вместе, и положить их под кровать. Утром женщина несла орехи в церковь для освящения. Издревле считалось, что ребенок, рожденный на Ореховый Спас, будет сильным и крепким. Бабушки делали ему талисман из трех орехов, нанизанных на красную нить. Талисман вешали над кроваткой, а когда малышу исполнялся год, прятали, доставая только тогда, когда ребенок заболевал.

Поделиться: