Головин с ю словарь психолога практика. Консультирование психологическое

18. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? // Дошкольное воспитание – 2011, №8.-с. 65–69.

19. Давидчук, А. Н. Обучение и игра: методическое пособие / А. Н. Давидчук. – М. : Мозайка-Синтез.- 2004. – 169 с.

20. Дошкольная педагогика. /Под редакцией В.И. Логиновой П.Г. Саморуковой. М., Просвещение.2008.

21. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005 – 272 с.

22. Завражин, С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / С. А. Завражин, Л. К, Фортова. - М. : Академический проект: Трикста.- 2005г. – 400 с.

23. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка: учебное пособие / О. А. Карабанова. – М. : Российское педагогическое агентство.- 1997. – 191 с.

24. Кон, И. С. Психология самостоятельности / И. С. Кон // Педагогика здоровья. – М. : Педагогика.- 1990.- С. 268-274.

25. Коррекционная работа во вспомогательной школе: методические рекомендации / под ред. Л. П. Митюрина / Челябинский областной институт усовершенствования учителей. – Челябинск.- 1992. – 120 с.

26. Крулехт, М. В. Самостоятельность как интегральное качество личности в целостном развитии дошкольника / М. В. Крулехт // Воспитываем дошкольников самостоятельными / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.- 2000. – С. 23-34.

27. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2007

28. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1971. - 475 с.

29. Михайленко, О. А. Развивающее взаимодействие воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста как фактор формирования самостоятельности и подготовки к школьному обучению / О. А. Михайленко // Воспитываем дошкольников самостоятельными / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.- 2000. – С. 14-23.

30. Рубинштейн С.Л. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Идея дидактики и педагогической психологии в учебном процессе: Межвуз. научн. сб.– Саратов, 2013.– 113 с.

31. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово.- 2001. – 928 с.

32. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под общей ред. С. Ю. Циркина. – СПб. : Питер.- 2001. – 752 с.

33. Теплюк С. Истоки самостоятельности (дошкольника)//Дошкольное воспитание. 2011.0№ 7.-с.67-71.

Приложение 1

Таблица 1

педагог вопрос Педагог 1 Педагог 2
Не постоянно. Не всегда.
Не всегда. Нет, не все.
Ниже среднего. Средний.
Высокий – А. Артем; Д. Катя; Л. Илья. Средний –– А. Влад; А. Ваня; Б. Алеша; Г. Даша; И. Данил; И. Ксюша; М. Ангелина, Р. Кирилл; Р. Рома; С. Саша; С. Юля; Т. Настя. Низкий – А. Влад; М. Тимофей; М. Валя; Н. Юля; П. Даша; Я. Соня. Высокий – А. Артем; Д. Катя; Л. Илья. Средний – А. Влад; Б. Алеша; Г. Даша; И. Данил; И. Ксюша; М. Ангелина, Р. Кирилл; Р. Рома; С. Саша; С. Юля; Т. Настя. Низкий – А. Ваня; М. Тимофей; М. Валя; Н. Юля; П. Даша; Я. Соня.
1 раз в неделю коллективная игра; каждый день привлекаю детей к игре, трудовым действиям по правилу. Ежедневно использую игровые моменты, поручения с 2-3 детьми в течение дня.
Недостаточно необходимых игрушек и времени. Недостаточно времени для проведения коллективной игры.
Нет. Нет, дети еще не достаточно самостоятельны.

Индивидуальный протокол наблюдения за проявлением самостоятельности в игровой деятельности

Имя ребенка: И. Данил, 6 лет.

Результаты:

У мальчика наблюдается низкий уровень владения игровыми навыками, не проявляет инициативу, не доводит начатое дело до конца.

Не всегда осознает цели игрового действия, иногда манипулирует, использует атрибутивный материал не по назначению.

Не соблюдает правил игры, игнорирует их.

Данил не проявляет активности в достижении результата игры, даже при напоминании взрослого (при прямом обращении недоуменно и недовольно смотрит, обижается).

Уровень развития самостоятельности – низкий.


Таблица 2

Показатели уровня развития самостоятельности у умственно отсталых детей

Имя ребенка Эмпирические методы
Беседа с воспитателями Наблюдение Итог
А. Артем В В Высокий
А. Ваня Н Н Низкий
А. Влад С Н Низкий
Б. Алеша С С Средний
Г. Даша С С Средний
Д. Катя В В Высокий
И. Ксюша С С Средний
И. Данил С Н Низкий
Л. Илья В В Высокий
М. Тима Н Н Низкий
М. Валя Н Н Низкий
М. Ангелина С С Средний
Н. Юля Н Н Низкий
П. Даша Н Н Низкий
Р. Кирилл С С Средний
Р. Рома С С Средний
С. Юля С С Средний
С. Саша С С Средний
Т. Настя С С Средний
Я. Соня Н Н Низкий

Таблица 3

Р. М. Геворкян

Ф. имя балл уровень
А. Артем Высокий
А. Ваня Низкий
А. Влад Средний
Б. Алеша Средний
Г. Даша Средний
Д. Катя Высокий
И. Ксюша Средний
И. Данил Низкий
Л. Илья Средний
М. Тима Низкий
М. Валя Низкий
М. Ангелина Средний
Н. Юля Средний
П. Даша Низкий
Р. Кирилл Средний
Р. Рома Средний
С. Юля Средний
С. Саша Средний
Т. Настя Средний
Я. Соня Низкий

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 4

Сводный протокол беседы с воспитателями

педагог вопрос Педагоги
Выполняют ли дети постоянные обязанности в дежурного в группе? да, всегда
Проявляют ли дети инициативность при выполнении трудовых поручений? да, постоянно
На каком уровне развития самостоятельности находится дети данной группы? выше среднего.
Перечислите детей, которых можно отнести к высокому, среднему, низкому уровню развития самостоятельности. Высокий – А. Артем; Д. Катя; Л. Илья, Б. Алеша; Г. Даша; И. Ксюша; М. Ангелина, Р. Кирилл; Р. Рома;. Средний –– А. Влад; А. Ваня; И. Данил; С. Саша; С. Юля; Т. Настя, А. Влад; М. Тимофей; М. Валя; Н. Юля; Я. Соня. Низкий –П. Даша.
Насколько часто и планомерно с детьми данной группы проводится игровая деятельность с правилами? каждый день привлекаю детей к игре, трудовым действиям по правилу, самообслуживанию.
С какими трудностями вы сталкиваетесь, проводя такую работу? Недостаточно времени.
Могут ли дети самостоятельно, без руководства взрослого организовать игровую деятельность, выделить компоненты, подобрать игрушки, обозначить результат и добиться его выполнения? да

Таблица 5

Результаты наблюдения за проявлением самостоятельности детей

Ф. имя Беседа с воспитателями Наблюдение уровень
А. Артем В Высокий
А. Ваня С Средний
А. Влад С Средний
Б. Алеша В Высокий
Г. Даша В Высокий
Д. Катя В Высокий
И. Ксюша В Высокий
И. Данил С Средний
Л. Илья В Высокий
М. Тима С Средний
М. Валя С Средний
М. Ангелина В Средний
Н. Юля С Средний
П. Даша Н Низкий
Р. Кирилл В Средний
Р. Рома В Высокий
С. Юля С Средний
С. Саша С Средний
Т. Настя В Средний
Я. Соня С Низкий

Таблица 6

Результаты использования методики Р. М. Геворкян «Особенности проявления воли (самостоятельности) дошкольников»

Ф. имя балл уровень
А. Артем Высокий
А. Ваня Низкий
А. Влад Средний
Б. Алеша Высокий
Г. Даша Высокий
Д. Катя Высокий
И. Ксюша Высокий
И. Данил Средний
Л. Илья Высокий
М. Тима Средний
М. Валя Средний
М. Ангелина Средний
Н. Юля Средний
П. Даша Низкий
Р. Кирилл Средний
Р. Рома Высокий
С. Юля Средний
С. Саша Средний
Т. Настя Средний
Я. Соня Низкий

УБРАТЬ, поставить квадратные скобки! Рубинштейн С.Л. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Идея дидактики и педагогической психологии в учебном процессе: Межвуз. научн. сб.– Саратов, 2013

Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? // Дошкольное воспитание – 2011, №8.-с. 65

Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2007

Теплюк С. Истоки самостоятельности (дошкольника)//Дошкольное воспитание. 2011.0№ 7

Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1971

Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка: учебное пособие / О. А. Карабанова. – М. : Российское педагогическое агентство.- 1997

Баряева, Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, А. Зарин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Изд-во «Союз», 2013

Библиотека Альдебаран: http://lib.aldebaran.ru

С. Ю. Головин

Словарь практического психолога

«Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998

ISBN 985‑433‑167‑9

Аннотация

Предлагаемый словарь содержит более двух тысяч терминов и рассчитан прежде всего на читателя, так или иначе использующего психологические знания в своей практической деятельности. Но он может заинтересовать и другие группы читателей. В отличие от большинства подобных книг, в нем значительное внимание уделяется терминам психоанализа и некоторых других направлений психологии, мало представленным в отечественной литературе, а также проективным методикам, позволяющим тонко исследовать глубинные особенности человеческой личности, ее характера и темперамента. Словарь отличается и новым подходом к тематической группировке статей.

С. Ю. Головин.

Словарь практического психолога.

(около 2000 терминов, 1998 г.)

АБАЗИЯ – Нарушение способности ходить при сохранении способности выполнения движений, составляющих ходьбу: больной может совершать соответственные действия – в нужном объеме и с достаточной силой – лежа. Чаще всего встречается при истерии, при двигательных расстройствах нижних конечностей и расстройстве равновесия. Часто сопровождается астазией. Согласно З. Фрейду – специальное нарушение одной конкретной функции моторного аппарата.

АБСАНС – Кратковременное затемнение, блокировка сознания.

АБСТИНЕНЦИЯ – Состояние, возникающее от прекращения действия алкоголя или наркотиков при внезапном перерыве в их приеме. Нередко термин ошибочно применяется к похмельному синдрому абстинентному, тогда как речь идет о более тяжелых состояниях, соответственных второй – развернутой – фазе алкоголизма. Клиническая картина и течение абстиненции зависит от природы наркотического вещества, его доз и длительности употребления. Характерные проявления – головная боль, головокружение, сухость во рту, тахикардия, иногда тошнота, угнетенное настроение, часто в сопровождении идей самообвинения и раскаяния, резкой физической слабостью, повышенной внушаемостью, потребностью в наркотике и пр. Возможны бессонница, пугливость, тревожность, суицидальные тенденции, развитие эпилепсии алкогольной.

АБСТИНЕНЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ (воздержание от половой жизни) – 1. Состояние субъекта, лишенного возможности вести половую жизнь.

2. Промежуток времени, в течение коего субъект лишен этой возможности. Для различных конституциональных типов личности реальный временной интервал, учитываемый как абстиненция сексуальная, широко колеблется. В сексологии медицинской абстиненцией считается отсутствие половых контактов более месяца. Различаются: 1) абстиненция сексуальная тотальная – исключает все виды сексуальной активности; 2) абстиненция сексуальная парциальная – во время нее бывают поллюции или мастурбация. В первом периоде абстиненции сексуальной половое влечение обычно нарастает, бывают дискомфортные ощущения. Затем развивается охранительное торможение влечения, и они постепенно исчезают. При возобновлении сексуальных отношений после долгого перерыва временно могут быть определенные трудности.

АБСТРАКЦИЯ – процесс когнитивный – одна из основных операций мышления; состоит в выделении определенных признаков изучаемого целостного объекта и отвлечении от остальных. Результат – построение умственного продукта: понятия, модели, теории и прочее – также называется абстракцией. Первично абстракция выступает при непосредственном чувственно‑образном отражении среды, когда одни ее свойства становятся ориентирами для восприятия и действия, а другие игнорируются.

Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Она – необходимое условие категоризации. Ею формируются обобщенные образы реальности, позволяющие выделить значимые для определенной деятельности связи и отношения объектов. При отбрасывании существенных признаков абстракция становится поверхностной и малосодержательной; здесь абстрактными называют пустые, оторванные от реальности рассуждения и понятия. Верная действительности абстракция состоит в таком упрощении нерасчлененного многообразия явлений, кое делает мысль более емкой – благодаря ее сосредоточенности на существенном для данной познавательной ситуации. Критерий истинности и продуктивности абстракции – практика. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют абстракция формальная и содержательная.

АБУЛИЯ – Патологическое нарушение психической регуляции действий – синдром психопатологический, выражаемый вялостью, нарушением волевого импульса, отсутствием желаний и побуждений к деятельности, неспособностью принять решение и выполнить правильное действие, хотя необходимость его осознается. Может рассматриваться как индикатор начала заболевания психического. Обусловливается органическими причинами (глубокой олигофренией, поражениями мозга головного) или заболеваниями психическими (депрессией, шизофренией, психозом циркулярным, наркоманией). Также наблюдается при некоторых состояниях пограничных, при психоневрозах. Абулию нужно отличать от слабоволия как черты характера, устранимой направленной тренировкой (‑> воля).

АВОКАЛИЯ – Форма амузии моторной, при коей теряется возможность воспроизведения мелодий голосом или на музыкальных инструментах.

АВТОАГРЕССИЯ (аутоагрессия) – Вид поведения агрессивного – агрессивные действия, направляемые субъектом на самого себя. Проявляется в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, поведении суицидном (‑> суицид).

АВТОГИПНОЗ (аутогипноз, самогипноз) – Самогипноз – гипноз, вызванный самовнушением, – в противоположность гетерогипнозу, вызванному воздействием другого человека. Целенаправленное вызывание у себя самого гипнотического состояния достигается специальными приемами (‑> гипнотизация). Склонность к автогипнозу зависит от физического и эмоционального состояния, личностных особенностей, развития способности к самоуправлению физиологическими и психическими функциями. Автогипноз применяется как один из приемов тренировки автогенной.

АВТОКРАТИЧНОСТЬ – Социально‑психологическая характеристика личности, отражающая ее властность, склонность к использованию недемократических способов воздействия на людей – в форме приказов, указаний, наказаний и пр.

АВТОМАТИЗАЦИЯ – Переход отрабатываемого действия на уровень неосознаваемого контроля, когда основную роль переходит к восприятиям и ощущениям, особенно кинестетическим. Если изменение условий деятельности вызывает существенные затруднения в выполнении действия, то может происходить деавтоматизация навыка, при коей снова основным регулятором становится сознательный контроль, выполняемый посредством мышления и речи. Физиологической основой автоматизация движений принято считать образование динамических стереотипов.

АВТОМАТИЗМ (автоматизм неосознаваемый) – Действия, реализуемые без непосредственного участия сознания – происходящие «сами собой», без сознательного контроля. Благодаря им нет надобности в стереотипных случаях ориентироваться и в самой ситуации, и в ходе выполнения соответственных операций. Появление такой ситуации сразу запускает всю последовательность операций.

Обнаруживается двоякое происхождение этих автоматизмов – два их типа:

1) действия автоматические – автоматизмы первичные, никогда не осознававшиеся; функционирование врожденных, безусловно‑рефлекторных программ;

2) навыки, или действия автоматизированные – автоматизмы вторичные, прошедшие через сознание и переставшие осознаваться; возникают вследствие обучения как результат установления жесткой однозначной связи между определенными свойствами ситуации и серией последовательных операций, прежде требовавших участия сознания; при повторном развертывании сознательной ориентировки – вследствие ошибок или препятствий при выполнении последовательности операций – может наступить «деавтоматизация». Выделяются также автоматизмы моторные, речевые и интеллектуальные – в сферах движений, восприятия и умственной. В норме автоматизмы выступают как компоненты сознательно регулируемых действий, их обособление указывает на патологию. Изучение автоматизмов ведется как в психологии общей (при исследовании формирования навыков), так и в психологии прикладной.

АВТОРИТАРНОСТЬ (автократичность) – Социально‑психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Связана с такими чертами личностными, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и пр. В поведении обычно проявляется как стремление любыми средствами добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую позицию в структуре власти. Особенно ярко авторитарность проявляется в стиле руководства, характерном выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, – в автократическом давлении руководителя или лидера на подчиненных (ведомых), в устранении других людей от участия в решении важных вопросов. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, воспринимая ее как своеволие и посягательство на его авторитет; результаты оценивает субъективно, руководствуясь собственными установками. В качестве средств руководства выступают приказы и распоряжения, при этом связь обратная по выполнению деятельности реализуется в форме наказания.

АВТОРИТАРНЫЙ (властный, директивный) – Личностная характеристика субъекта или его поведения относительно других людей, отмечающая склонность утвердить свою власть и авторитет, использовать недемократические способы воздействия: давление, приказы, распоряжения и пр.

АВТОРИТЕТ – 1. Влияние, влиятельность индивида, основанные на занимаемом им положении, должности, статусе и пр. В этом значении в психологии социальной понятие нередко соотносится с представлением о власти. 2. Признание за индивидом права на принятие решения в условиях деятельности совместной. В этом значении понятие может не совпадать с властью: авторитетом может пользоваться человек, не наделенный соответственными полномочиями, но служащий своего рода нравственным эталоном и потому обладающий высокой степенью референтности для окружающих. Авторитет такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в глазах других и значимостью его деятельности.

АВТОСКОПИЯ (хеаутускопия) – Парапсихологический и клинический термин, означающий появление у индивида иллюзии, будто он видит самого себя как бы со стороны. Его феноменальное Я как бы обретает способность отделяться от физического тела и наблюдать его как внешний объект, причем все соматические ощущения видимого телесного облика становятся недоступными. Воспринимаемый телесный облик не обязательно идентичен тому, что наблюдается в обычном состоянии сознания (например, в зеркале); так, он может иметь другой возраст (например, возраст старца), но все же воспринимается как образ самого себя. Этот феномен, достаточно распространенный в клинике, связывается с чрезмерным утомлением, могущим наступать и у индивидов без психических отклонений; с органическими заболеваниями; с истерией, эпилепсией, шизофренией и пр. Феномен автоскопии часто описывается в художественной литературе (И. В. Гете, Г. Мопассан, Ф. М. Достоевский, А. Блок и пр.).

АВТОСУГГЕСТИЯ (аутосуггестия) – Суггестия, внушение, производимое человеком на самого себя (=> самовнушение). Предполагает объединение в одном лице суггестора и суггеренда.

АВТОТРЕНИНГ (аутотренинг) ‑> тренировка автогенная.

АВТОЭРОТИЗМ (аутоэротизм) – По З. Фрейду – термин, означающий первую фазу детской сексуальной жизни, в течение коей используются различные способы полового удовлетворения с помощью частей собственного тела, а посторонний объект совершенно отсутствует. Удовлетворение достигается через посредство зоны эрогенной. Один из примеров – сосание.

АГГЛЮТИНАЦИЯ – 1. В лингвистике – слияние различных слов в одно с сокращением их морфологической структуры, но сохранением первоначального смысла. 2. В психологии – одна из существенных характеристик слов, используемых в речи внутренней. 3. Один из способов создания образов воображения. В одном образе соединяются любые качества, свойства, части. Результатом может стать весьма причудливый образ, порой далекий от реальности.

АГГРАВАЦИЯ – Преувеличение индивидом тяжести симптомов действительно существующей болезни, ее симптомов или болезненности своего состояния. К аггравации склонны люди с акцентуацией истероидной или страдающие психопатическими заболеваниями, а также пожилые люди с выраженными изменениями психики. Аггравацию следует отличать от симуляции.

АГЕНТ – В экспериментах по экстрасенсорике – субъект, который должен передать, сообщить нечто перципиенту.

АГНОЗИЯ – Состояние, при коем мозг не может расшифровать информацию, поступающую от нормально функционирующих рецепторов; нарушение различных видов восприятия, возникающие при поражениях мозга головного.

Различаются: 1) агнозии зрительные – проявляются в неспособности узнать предметы по их изображениям при сохранении достаточной остроты зрения; 2) агнозии тактильные – проявляются в виде: а) астереогнозии – неспособности опознания предметов наощупь; б) соматоагнозии – нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела. 3) агнозии слуховые – проявляются: а) в нарушении слуха фонематического – способности различать звуки как составляющие речи, что приводит к расстройствам речи (‑> афазия); б) в нарушениях способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении элементарных форм слуха.

АГНОЗИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ – Нейропсихологическое нарушение, описанное в 1889 г. Характерно потерей способности к восприятию зрительному предметов (или их изображений) и явлений действительности, хотя сохраняется достаточная острота зрения. Возникает при поражении вторичных полей затылочной коры мозга головного и прилегающих к ним теменных и височных полей. Ее характер определяется стороной поражения и локализацией его очага. Различаются: 1) агнозия зрительная апперцептивная – при коей нарушается синтез отдельных воспринимаемых признаков в единое целое; 2) агнозия зрительная ассоциативная – когда теряется способность называния воспринимаемого предмета.

Также выделяются такие виды агнозии зрительной:

1) при агнозии зрительной предметной – не узнаются сами предметы и их изображения;

2) при агнозии зрительной пространственной, описанной в 1945 г. и возникающей при поражении теменно‑затылочных отделов мозга головного, – теряется способность ориентироваться в пространстве, не различаются пространственные признаки объектов, нет адекватного восприятия пространственных координат;

3) при агнозии на лица, которая описана Бодамером в 1947 г., – нарушается опознание (непосредственно или на фотографиях) лиц знакомых людей – при сохранении восприятия предметов и их изображений;

4) при агнозии цветовой – нарушается способность адекватно видеть и определять цвета;

5) при агнозии буквенной – теряется способность различать буквы;

6) при агнозии зрительной симультанной, описанной в 1923 г. и возникающей при поражении передней части затылочной доли доминантного полушария, сокращается количество одновременно воспринимаемых предметов, хотя отдельные предметы воспринимаются адекватно.

АГНОЗИЯ СЛУХОВАЯ – Нейропсихологическое нарушение, характерное потерей способности опознания звуков, фонем и шумов. При агнозии слуховой, или слухоречевой, возникающей при поражении височной коры полушария левого мозга головного, нарушается слух фонематический и утрачивается способность к различению звуков речи. При собственно слуховой афазии, возникающей при поражении правой височной коры (у правшей), становится невозможным узнавание знакомых немузыкальных звуков и шумов. При амузии нарушается возможность узнавания знакомых мелодий, нарушается слух музыкальный.

АГНОЗИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – Понятие, введенное В. Райхом для обозначения такого отношения человека к собственной жизни, при коем он не воспринимает позитивные стороны жизни и не способен организовать свою деятельность так, чтобы она приносила удовлетворение. Такое отношение характерно для психопатической личности (‑> психопатия).

АГНОЗИЯ ТАКТИЛЬНАЯ – Нейропсихологическое нарушение, характерное потерей способности к адекватному восприятию предметов на ощупь при достаточной адекватности отдельных ощущений тактильных – ощущений формы, массы, температуры. Возникает при поражении вторичных корковых полей теменной доли полушария левого или правого мозга головного. Выделяются различные виды агнозии тактильной:

1) астереогнозия – нарушение узнавания формы предмета на ощупь;

2) анхилогнозия – нарушение интеграции текстурных признаков предмета в целостный образ;

3) аморфогнозия – нарушение узнавания формы предмета;

4) соматоагнозия – нарушение восприятия целостного образа собственного тела.

АГОРАФОБИЯ – Вид невроза, характерный патологической боязнью открытого пространства, площадей и пр. (=> фобия).

АГРАММАТИЗМ – Нейропсихологическое нарушение, характерное потерей способности к анализу грамматического строя речи и грамматически правильному применению речи. Чаще всего наблюдается при очаговых органических поражениях коры височной и лобной долей доминантного полушария мозга головного и включается в различные формы афазии. Выделяются различные формы аграмматизма:

1) аграмматизм экспрессивный – характерен ошибками в грамматическом построении активной речи;

2) аграмматизм импрессивный – характерен затруднениями понимания значения грамматических конструкций, прежде всего – выражающих отношения (связки, предлоги, союзы, порядок слов).

АГРАФИЯ – Нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляются либо как полная утрата способности писать, либо как грубое искажение слов, пропуски слогов и букв, как неспособность соединить буквы и слоги в слова, и пр. У детей – одно из проявлений общего недоразвития речи, связанного с органическим недоразвитием мозга головного; может наблюдаться и при расстройствах речи, связанных с нарушением звукового анализа слов из‑за тугоухости или глухоты. У взрослых – одно из проявлений афазии.

АГРЕССИВНОСТЬ – Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к поведению агрессивному (по‑видимому, агрессивность между особями одного вида существует у большей части приматов). Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно‑социальные нормы, важнейшие из коих – нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия, и пр.

На всем протяжении развития человека агрессивность играла важную роль в выживании. Со времени появления цивилизаций вся история отмечена вооруженными конфликтами между кланами, племенами или нациями, причем связь между этими конфликтами и непосредственно выживанием индивидов не обнаруживается. Но есть культуры, сумевшие создать способы сдерживания агрессивности, выработав системы особых сигналов, угрожающего поведения или воинственных ритуалов; обнаружены даже общества, коим агрессивность, по‑видимому, неведома. Агрессивность – одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления. Согласно З. Фрейду, агрессия – отпрыск и главный представитель первичного позыва Смерти, разделяющий с Эросом господство над миром. Склонность к агрессии – первоначальная и самостоятельная предрасположенность людей, в коей культура, ограничивающая влечения, встречает наибольшее препятствие (=> танатос; мортидо).

АГРЕССИЯ – Индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

Основные формы – агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага».

Готовность к поведению агрессивному рассматривается как устойчивая черта личности – агрессивность. Некоторые проявление агрессии и автоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и пр). В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, Идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

АГРЕССИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ – Форма поведения агрессивного, в коей используется отреагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонент речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний.

АГРЕССИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ – Поведение агрессивное, в коем агрессивные действия не являются выражением состояний эмоциональных: цель действий субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия применяется лишь как средство достижения этой цели.

АГРЕССИЯ КОСВЕННАЯ – Поведение агрессивное, направленность коего против некоего лица или предмета самим субъектом агрессии скрывается или не осознается.

АГРЕССИЯ ПРЯМАЯ – Поведение агрессивное намеренного характера, цель коего не скрывается.

АГРЕССИЯ РЕАКТИВНАЯ – Возникает как реакции субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.

Здесь выделяются:

1) агрессия аффективная;

2) агрессия импульсивная;

3) агрессия экспрессивная.

АГРЕССИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ – Поведение агрессивное с использование физической силы, направленное против другого субъекта или объекта.

АДАПТАЦИЯ – 1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. Одно из центральных понятий биологии; широко применяется в теоретических концепциях, трактующих взаимоотношения индивида и окружения как процессы гомеостатического уравновешения – например, гештальт‑психология, теория развития интеллектуального Ж. Пиаже. Изучение физиологических регуляторных механизмов адаптации имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, психологии медицинской, эргономики и прочих психологических дисциплин (=> синдром адаптационный).

2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки (=> реадаптация). Иногда выделяются различные фазы процесса адаптации к необычным экстремальным условиям: фаза первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма – от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют тренировки, а также функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества.

АДАПТАЦИЯ СЕНСОРНАЯ – Изменение чувствительности анализатора, служащее для его подстройки к интенсивности раздражителя; вообще приспособительное изменение чувствительности к интенсивности раздражителя. Проявляется и в разнообразных субъективных эффектах (‑> образ последовательный). Может достигаться за счет увеличения или уменьшения общей чувствительности. Характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого изменения и избирательностью (селективностью) изменений относительно адаптирующего воздействия. При помощи адаптации сенсорной достигается повышение чувствительности разностной в зоне, граничащей с величиной раздражителя. В этот процесс включаются как периферические, так и центральные звенья анализатора. Закономерности адаптации показывают, как изменяются пороги чувствительности при длительном действии стимула.

Физиологические изменения, лежащие в основе адаптации, затрагивают и периферические, и центральные звенья анализатора. Для исследований механизмов адаптации сенсорной и процессов восприятия вообще большое значение имеет сочетание нейрофизиологических и психофизических методов (‑> психофизика).

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – Постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонент, определяющее характер поведения, зависит от целей и ориентации ценностных индивида и от возможностей их достижения в среде социальной. В результате достигается формирование самосознания и поведения ролевого, способности самоконтроля и самообслуживания, способности адекватных связей с окружающими (=> реадаптация социальная). Хотя адаптация социальная идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения. Основные типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида.



- форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций - на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми.

Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .


консультирование психологическое
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (с. 318)
В последние годы в нашей стране вышло десятка полтора книг, посвященных психологическому консультированию, в том числе и несколько соответствующих учебников. Почти во всех приводится определение консультирования (как правило, не очень внятное), а также краткая история становления этой отрасли. Консультирование определяется как одна из прикладных отраслей психологии, которая начала интенсивно развиваться примерно с середины 50-х гг. XX в. Студенты-психологи, готовясь к соответствующему экзамену (а основы консультирования сегодня преподаются в десятках вузов), заучивают эти тезисы, по привычке доверяя печатному слову. Те немногие, кто в становлении своего профессионального мировоззрения не ограничивается учебником, кто знает больше фактов и смотрит на них шире, невольно приходят в замешательство. Потому что на самом деле под психологическим консультированием понимаются самые разные вещи и популяризируемая учебниками трактовка относится лишь к одной частной сфере, которая к тому же если и связана с психологической наукой, то весьма косвенно.
В действительности первая психологическая консультация была основана не в середине XX в., а в самом его начале, то есть на полвека раньше, чем указано в учебниках. Ее организовал в Бостоне Ф.Парсон, который видел свою задачу в том, чтобы помогать всем желающим в профессиональной ориентации с помощью психологических методов. Он считал, что человек, выбравший работу в соответствии со своими реальными способностями и склонностями, обретает шанс жить «полезной и счастливой жизнью». Нередко сам человек затрудняется сделать правильный выбор, потому что в чем-то просто плохо разбирается (не представляет содержание каких-то профессий), не отдает себе отчета в своих истинных склонностях, преувеличивает или недооценивает свои индивидуально-психологические особенности, подвержен эмоциональным предубеждениям и неадекватным притязаниям и т.п. Консультация специалиста, проводимая с использованием соответствующих диагностических процедур, помогает сформировать адекватные установки в сфере профессионального самоопределения и в конечном итоге действительно способствует тому, что человек получает возможность жить полнокровно и счастливо.
В данном случае можно вести речь не столько о прикладной отрасли науки, сколько о практическом применении психологических закономерностей и методов. Невольно вспоминаются слова Луи Пастера: «Прикладных наук никогда не было, нет и не будет, потому что есть наука и есть ее приложения».
В качестве такого приложения и оформилось психологическое консультирование, каким оно представлялось на протяжении более полувека. Занимались им не мастера разговорного жанра, а специалисты-психологи, которые справедливо полагали, что настоящий специалист при возникновении какой-либо прикладной, практической проблемы в состоянии в пределах своей компетенции дать соответствующую консультацию тому, кто в ней нуждается. Еще в первой половине XX в. такого рода консультированием занимались многие ученые, которые при этом считали себя не консультантами, а в первую очередь психологами. Круг проблем, которые требовали психологических рекомендаций, оказался удивительно широк и отнюдь не ограничивался рамками профессионального самоопределения. Одной из важнейших сфер психологического консультирования стала школьная практика. Понятно, что и проблемы были весьма конкретного свойства - повышение производительности труда в промышленности и успеваемости в образовании, оптимизация работы идеологических, информационных, коммерческих структур, устранение затруднений во взаимоотношениях и т.д. Правда, столь модная ныне проблема «томления духа» в этот круг не входила, и психологическое консультирование еще не претендовало на роль светской церкви для «нищих духом». Психологи-консультанты, избегая роли духовников, предпочитали работать по своей специальности - психологии. В США в середине 30-х гг. они объединились в соответствующую ассоциацию. 7 марта 1937 г. увидел свет первый номер печатного органа этой ассоциации - «Журнал консультативной психологии». Передовая статья была написана Дж.М. Кэттелом, признанным специалистом во многих психологических «жанрах», кроме, пожалуй, разговорного, что весьма показательно.
В наши дни консультирование понимается совсем иначе - скорее как одна из форм психотерапии, из-за чего разграничение этих отраслей очень затруднительно и никем внятно не сформулировано. Занимаются им очень разные люди, многие из которых от психологии далеки. Эта душеспасительная сфера, действительно, начала бурно развиваться с середины 50-х гг. и завоевала на Западе огромную популярность. Это и понятно: культ индивидуализма, пресловутой самодостаточности привел к тому, что человеку стало просто не с кем по душам поговорить. Для этих целей и предложили свои услуги специалисты. Неудивительно, что в наших краях эта мода имеет локальный характер, не охватывает широких масс, и вряд ли когда-либо профессия психолога-консультанта будет востребована как на Западе. Зачем нам платный собеседник, когда у любого из нас найдется достаточно бесплатных? Ну, или почти у любого. Для тех несчастных, кому в самом деле не с кем поговорить «за жизнь», специалистов в последние годы подготовлен легион.

Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Другие новости по теме.

Словарь практического психолога - Головин С.Ю.

(около 2000 терминов, 1998 г.)
Словарь-справочник содержит разделы по: психологии социальной, психологии труда, психотерапии, психодиагностике, патопсихологии, психофизике, дефектологии, а также по психологии восприятия, психологии личности, психологии мотивов, психологии мышления, психологии памяти, психологии эмоций, чувств и ощущений. Особое внимание уделено психоанализу.

АБАЗИЯ – Нарушение способности ходить при сохранении способности выполнения движений, составляющих ходьбу: больной может совершать соответственные действия – в нужном объеме и с достаточной силой – лежа. Чаще всего встречается при истерии, при двигательных расстройствах нижних конечностей и расстройстве равновесия. Часто сопровождается астазией. Согласно З. Фрейду – специальное нарушение одной конкретной функции моторного аппарата.
АБСАНС – Кратковременное затемнение, блокировка сознания.
АБСТИНЕНЦИЯ – Состояние, возникающее от прекращения действия алкоголя или наркотиков при внезапном перерыве в их приеме. Нередко термин ошибочно применяется к похмельному синдрому абстинентному, тогда как речь идет о более тяжелых состояниях, соответственных второй – развернутой – фазе алкоголизма. Клиническая картина и течение абстиненции зависит от природы наркотического вещества, его доз и длительности употребления. Характерные проявления – головная боль, головокружение, сухость во рту, тахикардия, иногда тошнота, угнетенное настроение, часто в сопровождении идей самообвинения и раскаяния, резкой физической слабостью, повышенной внушаемостью, потребностью в наркотике и пр. Возможны бессонница, пугливость, тревожность, суицидальные тенденции, развитие эпилепсии алкогольной.
АБСТИНЕНЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ (воздержание от половой жизни) – 1. Состояние субъекта, лишенного возможности вести половую жизнь.
2. Промежуток времени, в течение коего субъект лишен этой возможности. Для различных конституциональных типов личности реальный временной интервал, учитываемый как абстиненция сексуальная, широко колеблется. В сексологии медицинской абстиненцией считается отсутствие половых контактов более месяца. Различаются: 1) абстиненция сексуальная тотальная – исключает все виды сексуальной активности; 2) абстиненция сексуальная парциальная – во время нее бывают поллюции или мастурбация. В первом периоде абстиненции сексуальной половое влечение обычно нарастает, бывают дискомфортные ощущения. Затем развивается охранительное торможение влечения, и они постепенно исчезают. При возобновлении сексуальных отношений после долгого перерыва временно могут быть определенные трудности.
АБСТРАКЦИЯ – процесс когнитивный – одна из основных операций мышления; состоит в выделении определенных признаков изучаемого целостного объекта и отвлечении от остальных. Результат – построение умственного продукта: понятия, модели, теории и прочее – также называется абстракцией. Первично абстракция выступает при непосредственном чувственно-образном отражении среды, когда одни ее свойства становятся ориентирами для восприятия и действия, а другие игнорируются.
Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Она – необходимое условие категоризации. Ею формируются обобщенные образы реальности, позволяющие выделить значимые для определенной деятельности связи и отношения объектов. При отбрасывании существенных признаков абстракция становится поверхностной и малосодержательной; здесь абстрактными называют пустые, оторванные от реальности рассуждения и понятия. Верная действительности абстракция состоит в таком упрощении нерасчлененного многообразия явлений, кое делает мысль более емкой – благодаря ее сосредоточенности на существенном для данной познавательной ситуации. Критерий истинности и продуктивности абстракции – практика. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют абстракция формальная и содержательная.
АБУЛИЯ – Патологическое нарушение психической регуляции действий – синдром психопатологический, выражаемый вялостью, нарушением волевого импульса, отсутствием желаний и побуждений к деятельности, неспособностью принять решение и выполнить правильное действие, хотя необходимость его осознается. Может рассматриваться как индикатор начала заболевания психического. Обусловливается органическими причинами (глубокой олигофренией, поражениями мозга головного) или заболеваниями психическими (депрессией, шизофренией, психозом циркулярным, наркоманией). Также наблюдается при некоторых состояниях пограничных, при психоневрозах. Абулию нужно отличать от слабоволия как черты характера, устранимой направленной тренировкой (-> воля).
АВОКАЛИЯ – Форма амузии моторной, при коей теряется возможность воспроизведения мелодий голосом или на музыкальных инструментах.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Словарь практического психолога - Головин С.Ю. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

С. Ю. Головин.

Словарь практического психолога.

(около 2000 терминов, 1998 г.)

АБАЗИЯ - Нарушение способности ходить при сохранении способности выполнения движений, составляющих ходьбу: больной может совершать соответственные действия - в нужном объеме и с достаточной силой - лежа. Чаще всего встречается при истерии, при двигательных расстройствах нижних конечностей и расстройстве равновесия. Часто сопровождается астазией. Согласно З. Фрейду - специальное нарушение одной конкретной функции моторного аппарата.

АБСАНС - Кратковременное затемнение, блокировка сознания.

АБСТИНЕНЦИЯ - Состояние, возникающее от прекращения действия алкоголя или наркотиков при внезапном перерыве в их приеме. Нередко термин ошибочно применяется к похмельному синдрому абстинентному, тогда как речь идет о более тяжелых состояниях, соответственных второй - развернутой - фазе алкоголизма. Клиническая картина и течение абстиненции зависит от природы наркотического вещества, его доз и длительности употребления. Характерные проявления - головная боль, головокружение, сухость во рту, тахикардия, иногда тошнота, угнетенное настроение, часто в сопровождении идей самообвинения и раскаяния, резкой физической слабостью, повышенной внушаемостью, потребностью в наркотике и пр. Возможны бессонница, пугливость, тревожность, суицидальные тенденции, развитие эпилепсии алкогольной.

АБСТИНЕНЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ (воздержание от половой жизни) - 1. Состояние субъекта, лишенного возможности вести половую жизнь.

2. Промежуток времени, в течение коего субъект лишен этой возможности. Для различных конституциональных типов личности реальный временной интервал, учитываемый как абстиненция сексуальная, широко колеблется. В сексологии медицинской абстиненцией считается отсутствие половых контактов более месяца. Различаются: 1) абстиненция сексуальная тотальная - исключает все виды сексуальной активности; 2) абстиненция сексуальная парциальная - во время нее бывают поллюции или мастурбация. В первом периоде абстиненции сексуальной половое влечение обычно нарастает, бывают дискомфортные ощущения. Затем развивается охранительное торможение влечения, и они постепенно исчезают. При возобновлении сексуальных отношений после долгого перерыва временно могут быть определенные трудности.

АБСТРАКЦИЯ - процесс когнитивный - одна из основных операций мышления; состоит в выделении определенных признаков изучаемого целостного объекта и отвлечении от остальных. Результат - построение умственного продукта: понятия, модели, теории и прочее - также называется абстракцией. Первично абстракция выступает при непосредственном чувственно-образном отражении среды, когда одни ее свойства становятся ориентирами для восприятия и действия, а другие игнорируются.

Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Она - необходимое условие категоризации. Ею формируются обобщенные образы реальности, позволяющие выделить значимые для определенной деятельности связи и отношения объектов. При отбрасывании существенных признаков абстракция становится поверхностной и малосодержательной; здесь абстрактными называют пустые, оторванные от реальности рассуждения и понятия. Верная действительности абстракция состоит в таком упрощении нерасчлененного многообразия явлений, кое делает мысль более емкой - благодаря ее сосредоточенности на существенном для данной познавательной ситуации. Критерий истинности и продуктивности абстракции - практика. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют абстракция формальная и содержательная.

АБУЛИЯ - Патологическое нарушение психической регуляции действий - синдром психопатологический, выражаемый вялостью, нарушением волевого импульса, отсутствием желаний и побуждений к деятельности, неспособностью принять решение и выполнить правильное действие, хотя необходимость его осознается. Может рассматриваться как индикатор начала заболевания психического. Обусловливается органическими причинами (глубокой олигофренией, поражениями мозга головного) или заболеваниями психическими (депрессией, шизофренией, психозом циркулярным, наркоманией). Также наблюдается при некоторых состояниях пограничных, при психоневрозах. Абулию нужно отличать от слабоволия как черты характера, устранимой направленной тренировкой (-> воля).

АВОКАЛИЯ - Форма амузии моторной, при коей теряется возможность воспроизведения мелодий голосом или на музыкальных инструментах.

АВТОАГРЕССИЯ (аутоагрессия) - Вид поведения агрессивного - агрессивные действия, направляемые субъектом на самого себя. Проявляется в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, поведении суицидном (-> суицид).

АВТОГИПНОЗ (аутогипноз, самогипноз) - Самогипноз - гипноз, вызванный самовнушением, - в противоположность гетерогипнозу, вызванному воздействием другого человека. Целенаправленное вызывание у себя самого гипнотического состояния достигается специальными приемами (-> гипнотизация). Склонность к автогипнозу зависит от физического и эмоционального состояния, личностных особенностей, развития способности к самоуправлению физиологическими и психическими функциями. Автогипноз применяется как один из приемов тренировки автогенной.

АВТОКРАТИЧНОСТЬ - Социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее властность, склонность к использованию недемократических способов воздействия на людей - в форме приказов, указаний, наказаний и пр.

АВТОМАТИЗАЦИЯ - Переход отрабатываемого действия на уровень неосознаваемого контроля, когда основную роль переходит к восприятиям и ощущениям, особенно кинестетическим. Если изменение условий деятельности вызывает существенные затруднения в выполнении действия, то может происходить деавтоматизация навыка, при коей снова основным регулятором становится сознательный контроль, выполняемый посредством мышления и речи. Физиологической основой автоматизация движений принято считать образование динамических стереотипов.

АВТОМАТИЗМ (автоматизм неосознаваемый) - Действия, реализуемые без непосредственного участия сознания - происходящие «сами собой», без сознательного контроля. Благодаря им нет надобности в стереотипных случаях ориентироваться и в самой ситуации, и в ходе выполнения соответственных операций. Появление такой ситуации сразу запускает всю последовательность операций.

Обнаруживается двоякое происхождение этих автоматизмов - два их типа:

1) действия автоматические - автоматизмы первичные, никогда не осознававшиеся; функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ;

2) навыки, или действия автоматизированные - автоматизмы вторичные, прошедшие через сознание и переставшие осознаваться; возникают вследствие обучения как результат установления жесткой однозначной связи между определенными свойствами ситуации и серией последовательных операций, прежде требовавших участия сознания; при повторном развертывании сознательной ориентировки - вследствие ошибок или препятствий при выполнении последовательности операций - может наступить «деавтоматизация». Выделяются также автоматизмы моторные, речевые и интеллектуальные - в сферах движений, восприятия и умственной. В норме автоматизмы выступают как компоненты сознательно регулируемых действий, их обособление указывает на патологию. Изучение автоматизмов ведется как в психологии общей (при исследовании формирования навыков), так и в психологии прикладной.

АВТОРИТАРНОСТЬ (автократичность) - Социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Связана с такими чертами личностными, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и пр. В поведении обычно проявляется как стремление любыми средствами добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую позицию в структуре власти. Особенно ярко авторитарность проявляется в стиле руководства, характерном выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, - в автократическом давлении руководителя или лидера на подчиненных (ведомых), в устранении других людей от участия в решении важных вопросов. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, воспринимая ее как своеволие и посягательство на его авторитет; результаты оценивает субъективно, руководствуясь собственными установками. В качестве средств руководства выступают приказы и распоряжения, при этом связь обратная по выполнению деятельности реализуется в форме наказания.

Поделиться: